Основы вероучения православия и католичества – Основы православного вероучения

Основа католического вероучения

Новые рефераты:

  • Внешнеторговые расчёты.
  • Формы безналичных расчётов.
  • Платежный оборот и безналичные расчёты.
  • Организация денежного обращения.
  • Возникновение денежного обращения.
  • Субъективная социология Лаврова.
  • Социальные проблемы рынка труда. Дискриминация на рынке труда.
  • Эволюционизм и первобытная культура.
  • Источники предпринимательского права.
  • Фотореклама в России в начале 20 века.
  • Понятие и виды хозяйственных товариществ.

    Главная » Мировые религии » Основа католического вероучения


    Основа католического вероучения

    Основой вероучения католицизма, так же как и православия, признается Священное Писание и Священное Предание. Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образует постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Следуя Никео-Цареградскому «Символу веры», католическая церковь придерживается принципа догматического развития вероучения путем выработки новых догматов. К ортодоксальному «Символу Веры» было добавлено пять новых догматов.
    На Толедском соборе в 589 г. вносится добавление к «Символу веры» об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. filioque — «и сына»).
    Помимо общего для христианских течений признания существования Ада и Рая, католическая церковь сформулировала учение о чистилище — промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором.
    Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы — Девы Марии. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950 г. — догмат о телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева была взята на небо «с душой и телом для славы небесной».
    Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верховным правителем государства Ватикан является Папа Римский. Особый статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, переданной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции бывшему первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием (конклавом) кардиналов. Согласно догмату католической церкви, принятому I Ватиканским собором 1870 г., папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности.
    Правом толкования библейских текстов наделяется только духовенство. Католическая церковь признает семь таинств: причащение (евхаристия), крещение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак. Таинство крещения проводится путем обливания водой (в православии— погружением). Таинство миропомазания (конфирмация) совершается при достижении семи-восьмилетнего возраста.
    В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых) и беатификация (возведение в ранг блаженных). Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм.
     
    Церковь в ранний период своей истории пыталась, вводя нормы покаяния и канонического права, бороться с насилием, смягчая нравы, но одновременно церковь действовала и в собственных интересах: она скапливала земли, доходы, привилегии. Так в VIII в. возникло папское государство в результате так называемого «Пипинова дара».
    Папа Стефан III венчал королевской короной франкского правителя Пипина Короткого (741—757) — так начался союз между франкским троном и алтарем. Король Пипин выступал как военный защитник интересов папы против лангобардов. Пипин торжественно передал папе отвоеванные у лангобардов земли. «Пипинов дар» (756 г.) включал значительные территории: Венецию, Равенну, Анкону, Мантую, о. Корсику и многое другое. Что касается Рима и его области, то он не был в руках лангобардов, а принадлежал Византийской империи, но «Пипинов дар» включал и Рим, ставший столицей Папского государства. Папская область, или Церковная область, просуществовала с 756 по 1889 годы.
    Расцвет католицизма приходится на XI—XIII вв. Пик могущества католической церкви связан с клюнийским движением, завершившимся церковным собором 1059 г. Церковный собор по инициативе монаха Гильдебранда (будущего папы Григория VII (1073—1085 гг.)) устанавливает новый порядок избрания пап. Папу избирает конклав кардиналов — император Священной Римской империи германской нации не мог воздействовать на их решение, так как кардиналов назначал папа, занимающий Святой престол. Церковь превращается в независимое самоуправляющее государство, охватывающее всю Европу и говорящее на едином языке, которым стала варваризованная латынь. Пирамида папской власти охватывала кардиналов, епископов, юристов, богословов, студентов, бродячих монахов-проповедников и т.д.
    В VI в. возникает первый монашеский орден Св. Бенедикта. Св. Бенедикт Нурсийский разработал правила монашеской жизни: пребывание в монастыре, безбрачие, послушание, добрые дела и душеполезное чтение.
    Но самые значительные монашеские ордена образуются в XIII в. Первый из них, орден Св. Доминика, возник в 1216 г. Доминиканцы активно занимались миссионерской деятельностью и борьбой с ересями. Доминиканцы заполняют европейские университеты и приходят к руководству в них. Они входят и в инквизиционный трибунал. Из недр доминиканского ордена вышли философы Альберт Великий (1206— 1280 гг.) и Фома Аквинский (1225—1274 гг.). Папа Лев XIII в 1879 г. издал специальную энциклику, в которой учение Фомы Аквинского объявлялось обязательным и непререкаемым для всех католиков.
    В XIII в. был создан и другой орден — францисканский, по имени его основателя Франциска Ассизского (1182—1226 гг.). Франциск Ассизский родился в семье богатых торговцев, но деньги раздал нищим и стал вести жизнь странствующего проповедника, призывающего к святой бедности и радостному отношению к земным горестям. Франциск создает новый орден — францисканцев, в основе которого обет бедности и благотворительности, его лозунг: «До каждой хижины нужно донести глас божий».
    В XI—XIII вв. католическая церковь организует восемь крестовых походов для завоевания Святой Земли — Палестины — и Гроба Господня. Крестовые походы, начавшиеся при папе Урбане II, стали выражением возросшей власти римских первосвященников. Крестовые походы преследовали две цели:
    1) укрепление влияния католицизма на новых землях;
    2) экономическая цель: в условиях полного распределения земельного фонда Европы и недостатка феодальной ренты необходимо было занять свободное рыцарство — рыцарство таким способом восполняло недостаток земель и средств.
    Кроме походов в Палестину, крестоносцы устремились и на Восток — на Русь, для чего были созданы Тевтонский и Ливонский ордены.
    С XIV в. стал ощутимым кризис католичества, первым признаком которого явилось «Авиньонское пленение пап» (1309—1377 гг.), начало которому положил французский король Филипп IV Красивый, не признавший главенство папы в землях Франции. Для ведения войны с Англией Филипп IV Красивый обязал духовенство платить налоги в государственную казну, а не в папскую. Папа Бонифаций VIII наложил на Филиппа IV интердикт, который не возымел должного действия. После смерти Бонифация VIII и отравления папы Бенедикта IX папская резиденция была перенесена на юг Франции в город Авиньон.
    Вторым признаком кризиса католичества явилась его широкая экономическая деятельность с целью привлечения средств в папскую казну. Методы пополнения казны были разнообразны: продажа индульгенций, бенефициев (доходных приходов), епископских мест.
    В XVI в. кризис католичества достигает апогея — появляется протестантизм.
    На протяжении XVI, XVII, XVIII веков в светских кругах идет критика католицизма. Антиклерикализм — знамя Просвещения.
    В ответ на появление и распространение протестантизма, католическая церковь организует контрреформацию. В числе контрреформационных мероприятий Игнатием Лойолой был основан орден иезуитов, или «Общество Иисуса». Новизна этого ордена заключалась в том, что от его членов не требовалось обязательное пребывание в монастыре, они могли вести светский образ жизни. Это был орден католических ученых, борющихся с реформацией. Иезуиты обосновали двойную мораль, целью которой являлось торжество истинной католической веры, ради реализации указанной цели признавались допустимыми любые средства.
    С середины XVI до середины XIX в. католическая церковь в отношении вопросов общественного развития занимала охранительные позиции. Она ориентировала своих прихожан на неизменность монархического способа правления и феодальные порядки как богоустановленные. Папа Пий IX в 1864 г. издал буллу «Силлабус»— список основных заблуждений того времени. К ним относились: железные дороги, всеобщее избирательное право, социализм. Церковь, таким образом, теряла свои позиции в среде образованных людей.
    В 1891 г. папа Лев XIII встает на курс модернизации католической доктрины, считая недопустимым умолчание социального вопроса и вопроса о взаимоотношении религии и науки. Модернизация католической доктрины была продолжена и в XX в. — это связано прежде всего с деятельностью папы Иоанна XXIII (1958—1963 гг.). По его инициативе был организован II Ватиканский собор (1962—1965 гг.), который выступил за принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем, призвал к консолидации представителей разных конфессий, так как любая религия содержит в себе элемент истины, было разрешено богослужение на национальном языке.
    Согласно католическим воззрениям, культура (философия, право, мораль, искусство) вне религиозного измерения не является подлинной культурой. Христианство не безразлично к культуре, более того, оно должно обновить культуру человека, пораженного грехом. По мнению, папы Иоанна-Павла II, культура должна являться объектом евангелизации. Евангелизация должна находить выражение в жизни народов и наций. Воплощение Евангелия в национальной и мировой культуре должно совершаться через обновление внутреннего мира человека. Чтобы сложилась подлинная (евангелическая) культура, необходима вся творческая энергия человека, его разум, опыт, готовность к самопожертвованию. Этих позиций в отношении культурных универсалий и диалога католической церкви и светской гуманистической культуры продолжали придерживаться Папа Бенедикт XVI и папа Франциск, лишь усиливая акцент на необходимости католической инкультурации молодежи, которой более всего нужна семья, родина и вера. Таким образом, в католической теологии подлинной культурой человека является христианская католическая культура, которая возникает как результат веры, внутреннего духовного стимула, данного религией.
     
    Лекция, реферат. Основа католического вероучения — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть


     

     

referatwork.ru

Основы христианского вероучения

Выполнила студентка СХБИ 2/12

по предмету «Идея национальной независимости»

Анисимова Анастасия

Основы христианского вероучения

План:

1) Христианство. Возникновение и распространение.

2) Основы христианского вероучения:

— семь основных таинств;

— основные праздники христианской религии.

3) Распространение христианства:

— во Франции;

— в Германии;

— в Соединенных Штатах Америки.

4) Христианство в наши дни.

5) Список использованной литературы.

Христианство (от греческого слова christos — «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, — священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не еллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда — «предвечны» — и равны по достоинству — «равночестны».

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» — особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего — крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки («исповедники») или принявшие казнь («мученики»), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений — схизм . В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства — «вероисповедания».

Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств :

Крещение -таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. Человек (чаще всего младенец) не только избавляется от так называемого первородного греха, становится правоверным христианином;

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. Миропомазание совершается после крещения (у правоверных – сразу же за крещением, а у католиков – через определенное время) и заключается в освящении человека как христианина путем смазывания ему отдельных частей тела особым ароматическим маслом (миро), содержащим якобы « божественную благодать», «дары святого духа».

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди — это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве брака , которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В ходе этого таинства священнослужитель прощает грехи тяжело больного или умирающего и «наделяет» необходимой святостью для потусторонней жизни.

Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства , образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм . Слово «католицизм » означает — всеобщий, вселенский.

Православие — одно из трех основных направлений христианства — исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» (от греческого слова «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV — XI веках.

Его истоки — от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III — V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года про

mirznanii.com

3. Католичество – одно из направлений в христианстве. Особенности церковной организации, вероучения и культа.

Раскол христианства на католичество и православие произошел в 1054 году. Католическая (пер. с гр. – вселенская) Церковь является крупнейшей в христианском мире. Традиционно католическими странами являются Италия, Испания, Португалия, Франция, Бельгия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Ирландия (только в северной Ирландии – Ольстере – протестантизм), Польша, Литва, юго-восток Латвии.

В подавляющей степени католики проживают в Австрии, Чехии, Венгрии, Словакии, Хорватии, Словении, в Западной Белоруссии и в Западной Украине. Около половины жителей Нидерландов, Швейцарии, Германии и Канады – католики. Большое количество католических общин в Латинской Америке, США, Австралии, Африке. Есть католики и в Юго-Восточной Азии (Филиппины). К настоящему времени в мире насчитывается более 900 млн. католиков.

Церковная организация.Главой католической церкви является Папа Римский. Он руководит многотысячным белым и черным духовенством, а также Ватиканским государством (в его руках законодательная, исполнительная и судебная власть). Он считается преемником апостола Петра. Папа Римский избирается пожизненно собранием кардиналов. 262-й по счету папа – Иоанн ПавелII– избранный в 1978 году, был когда-то польским кардиналом, которого звали Кароль Войтыла. За 450 последних лет это был первый случай, когда папой стал кардинал не итальянского, а славянского происхождения. Сегодня действует 263 папа – Бенедикт XII – немец по происхождению.

Международный центр римско-католической церкви и резиденция папы находится в Ватикане. Площадь Ватикана примерно 44 га, есть свой гимн, герб, флаг, гвардия, примерно 1 тысяча подданных. Римскому папе помогают управлять викарии (помощники). Ниже папы в католической иерархии стоят кардиналы. Это слово появилось в первые века христианства и первоначально обозначало духовных лиц. Кардиналы могут иметь любую степень священства, то есть быть дьяконами, священниками или епископами. Сейчас их около 150. Кардиналов назначает сам папа и практически единолично.

Священник, возглавляющий католическую общину (округ) в некоторых странах западной Европы называется кюре (от лат. заботиться).

Католическое духовенство соблюдает целибат – обряд безбрачия. В отличие от православного католическое монашество не едино, а делится на так называемые монашеские ордены. ( с лат. чин, порядок). Сегодня в католичестве примерно 140 монашеских орденов. Они занимаются миссионерской деятельностью и благотворительностью. Наиболее влиятельными считаются: орден доминиканцев, орден францисканцев («нищенствующие»), орден иезуитов. Монастыри называются аббатствами, а настоятелей католических мужских монастырей называют аббатами (от слова Авва – отец), а настоятельниц – аббатисами. Католическое духовенство против нововведений, против демократизации культа и обновления социального учения.

Для борьбы с ересями в XIIIв. был создан специальный трибунал – инквизиция ( с лат. розыск). Монашеские ордены оказывали помощь инквизиции. Инквизиция формально просуществовала до 1965 г. и защищала чистоту веры (уже совершенно иными методами).

Вероучение и культ.

Вероучение католической церкви изложено в Символе веры и раскрывается в решениях первых 7-ми Вселенских соборов, а также соборов, проводившихся позже по инициативе папы. Основой вероучения католицизма признается Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения Соборов, суждения пап). Толковать Библию может только духовенство. В главных вопросах вероучения, определенных решением первых 7 Вселенских соборов, католичество имеет много общего с православием.

Догматы католичества имеют некоторые особенности от православия.

  1. Своеобразное понимание Троицы.Католики считают, чтоСвятой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Отсюда повышенное внимание к человеческому пути Иисуса, главный праздник – Рождество, основной символ – распятие.

  2. О папской безошибочности в вопросах веры и нравственности.В католичестве безгрешен только папа.

  3. Учение о «сверхдолжных делах».Согласно этому положению, за долгое время существования церкви накопился «излишек добрых дел», совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Римский папа и церковь распоряжаются этим богатством на Земле и могут распределять его среди тех верующих, которые в нем нуждаются. Из теории «сверхдолжных дел» родилась практика выдачииндульгенций (с лат. прощение) – грамот, отпускающих грехи. С 1547 г. торговля индульгенциями была категорически запрещена. Хотя за определенные церковные заслуги они могут выдаваться и сейчас.

  4. Помимо общего для христианских течений признания существования рая и ада, католическая церковь сформулировала догмат о чистилище— промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания.

Культы. У католиков культы пышные, театрализованные. Сохраняется культ ангелов, святых икон, реликвий. Чрезвычайно развито почитание «святых» и «блаженных», культ мучеников. Всего в католичестве 20 тысяч «святых» и свыше 200 тыс. «блаженных», т. е. массовая канонизация. Для католичества характерно возвышенное почитание Богородицы – Девы Марии.

Католическая церковь, как и православная, признает 7 таинств. Однако в католичестве таинства и обряды отправляются своеобразно. Таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду, а в православии – только погружение в воду. Таинство миропомазания совершают, когда ребенку 7-8 лет, а в православии – сразу после крещения.

Языком литургии и «священных книг» до последнего времени являлась латынь, а теперь – национальные языки.

Памятные даты католиков аналогичны православным: Рождество, Благовещение и др. Главные посты в католичестве, как и в православии, накануне Рождества (Адвент) и Пасхи (Великий пост).

Посмотрим в сравнении православие и католичество.

п/п

Православие

Католичество

1.

Нет единого центра. Существуют самостоятельные (автокефальные) церкви.

Единый центр – Ватикан.

Папа Римский – глава католической церкви.

2.

Музыкальное оформле-ние служб

В храме звучат только человеческие голоса

Играет орган

3.

В храме стоят во время богослужения

В костеле сидят. Считается, что сидячее положение экономит силы и позволяет лучше сосредоточиться на молитве.

4.

Архитектура и внутреннее устройство храмов

Есть алтарь, иконостас. Но нет в храме скульптур.

Нет иконостаса, который отделяет алтарь от той части храма, где находятся верующие, зато, как правило, множество скульптур и витражей.

5.

Крестятся

справа налево и сложенными тремя пальцами

Всеми прямыми пальцами слева направо

6.

Есть рай, ад

Рай, ад, чистилище

7.

Священник может после исповеди и покаяния отпускать грехи прихожанам данной ему от Бога духовной властью

« — »

8.

Таинства крещения и миропамаза-ния

Их 7, крещение совершается троекратным погружением в воду.

Таинство миропомазания совершается над младенцами.

Их 7, но крещение совершается у католиков троекратным обливанием водой головы крещаемого.

Таинство миропомазания называется конфирмацией, что буквально означает «утверждение». Оно не совершается над младенцами. А только с 7-8 лет (по достижении человеком сознательного возраста) и однократно.

Таинство причащения

Таинство причащения –хлебом и вином (хлеб кислый).

Таинство причащения только хлебом и притом пресным. У католиков принято причащаться часто, почти ежедневно.

9.

Таинство брака

Церковный брак расторжим. Можно венчаться вторично.

Церковный брак, заключенный в католической церкви, теоретически является нерасторжимым. Повторное венчание вообще невозможно.

10.

Белое духовенство должно иметь семью, матушку и детей.

Священники принимают обет безбрачия (целибат духовенства), чем приближаются по положению к монахам.

11.

богослужение

Литургия на старославянском языке в России.

Месса. Язык католический церкви – латинский. В последние годы в богослужении широко применяются национальные языки.

Единое монашество.

Монашеские ордены.

календарь

Используется юлианский календарь (появившийся в 47 г. до н. э.). На 13 дней позже григорианского.

Используется григорианский календарь (появившийся в 1582 г.)

studfiles.net

Догматическое вероучение и основы культа у православных, католиков и протестантов.

Ветви христианства. Суть различий

I. Христианство как наиболее распространенная мировая религия.

Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. На начало третьего тысячелетия это самая многочисленная религия мира. И хотя христианство в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия (если не считать ее разделения на многочисленные церкви, вероисповедания), которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.
Словарь русского языка С. И. Ожегова:
Христи’анство, (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я). Одна из трёх мировых религий, основанная на культе Сына Божия Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира, возникшая в нач. 1 в. н. э. в Римской империи и существующая в трёх основных направлениях: православие , католичество ,протестантизм.
Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.
Общее число ее последователей составляет около 2 миллиардов человек. Как было сказано, христианство – это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия (Россия, Болгария, Румыния), католицизма (Италия, Испания, Франция, Португалия, Ирландия, Хорватия, Словения, Австрия, Польша, страны Латинской Америки, Венгрия, США) и протестантизма (Германия, Англия, США, Швейцария, скандинавские страны, Финляндия).

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков — более 1 млрд, протестантов — около 400 млн , православных около 600.
Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм.



 

II. Суть и различия христианских ветвей.

Разделение христианства на православное и католическое.

Политическое и культурное разделение Римской империи уже в III– IV веках привело к обособлению восточных и западных церквей. Фактически раскол христианства на два основных направления – православие и католицизм – произошел после распада Римской империи в начале Vв. на Восточную и Западную. Уже к началу Vв. между образовавшимися двумя религиозными центрами – в Риме и Константинополе – практически исчезает административная связь, выявляются и углубляются различия в догматике, обрядах, организационной структуре. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи. Католицизм – в Западной части Римской империи. Полное разделение произошло в 1054 г.

Причины раскола церкви коренились в разных социально-экономических условиях Византии и Западной Европы, а также во влиянии специфических культурных традиций античной Греции на восточную церковь и Рима – на западную.

Одним из формальных предлогов разделения церкви стал спор о филиокве – исхождении святого духа как от бога-отца, так и от сына, на чем настаивала западная, католическая церковь. Восточная же, православная, церковь считает, что святой дух исходит лишь от бога-отца. Данное разногласие долгое время рассматривалось приверженцами католической и православной церквей как одно из главных и непримиримых.

Основная идея христианской религии – спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом, который, будучи Сыном Божиим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение – в вере в него. Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных христианских исповеданиях: православии, католичестве, протестантизме. Различия относятся к следующим трем главным положениям в учении о спасении: искуплению или значению крестной жертвы Иисуса Христа; Царству Божию как цели спасения человека; духовной жизни как условию спасения человека.
Структура.
Православие
состоит из нескольких автокефальных церквей, довольно однородных по своему вероучению и устройству.

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская.
Существует церковная иерархия. ( например: дьякон- иерей- протоиерей- архиерей и т.д.)

Католицизм представлен всего лишь одной церковью. В иерархии католических священников появляется сан кардинала, как первого советника римского папы. У католиков существует догмат об учительской непогрешимости римского папы, т.е. папа безгрешен, он «наместник Бога на земле». Этим догматом католические священники поставили себя в привилегированное положение, претендуя на первенство среди всех христианских церквей.
Протестантизм – наиболее сложная по своей структуре разновидность христианства. Это множество церквей и сект, которые серьезно расходятся между собой как по организации, так и по особенностям своего вероучения. Отрицается единая для всех иерархическая структура церкви и верховной власти римского папы, т.е. в протестантизме отсутствует церковная иерархия. Демократическая структура церкви выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов церкви, где каждый может принять участие в обсуждении как материальных, так и богословских вопросов. Общины, или конгрегации, верующих автономны в принятии решений и в деятельности, они управляются избираемыми общим собранием на определенный срок консисториями (пастор, диакон и старейшины (пресвитеры) из числа мирян(простых людей)).

Догматическое вероучение и основы культа у православных, католиков и протестантов.

I.

Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание ее и христианского учения в целом различно у христиан разных ветвей.

Для православных единственно достоверным критерием является так называемое Священное предание. Священное Предание – это традиция духовной жизни, передаваемая из поколения в поколение и из века в век, и соответствующее ей понимание Библии, всех основных истин веры и принципов христианской жизни. Именно Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христианству.

Римско-католическая церковь, наряду с Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного управления. Также католическая церковь принимает за канонические библейские книги, считающиеся в Восточной (православной) церкви неканоническими: Варуха, Товита, Юдифь, Премудростей Соломона и другие.
У протестантов Священное Писание ( Библия)является единственным и исключительным источником вероучения. Библия должна переводиться на местные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии – обязанность каждого верующего. Авторитет Предания в вопросах веры отрицается.

II.

1. Основу православного вероучения составляет Никео — Царьградский символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах(собрания наиболее значимых представителей всех церквей). Последующие пять соборов вносили определенные уточнения и разъяснения в формулировку Никео-Царьградского символа веры. Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви (Верую во единого Бога..)

Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит общехристианский символ веры, «Кредо», включающий в себя 12 догматов , однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия. Самое значимое отличие учение о филиокве – исхождении святого духа как от бога-отца, так и от сына.
Протестантыв вопросе символа веры на стороне католиков.

 

III.
Православные верят в бессмертие души. Они считают, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад, где пребывают души умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистическим телом Иисуса Христа», посредником между Богом и человеком.
Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Католики считают чистилище местом, где судьба умершего грешника может быть изменена. Они горят там в очищающем огне.
У протестантов спасение достигается не добрыми делами, а только исключительно личной верой в Бога. Признавая рай и ад, протестанты не верят в католическое «чистилище».


IV.
В православиис догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов – таинств: крещение, причащение, покаяния, миропомазание, брак, елеосвящение, священство.
1. Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Крестящегося три раза погружают в освященную воду. (В исключительных случаях допускается крещение не при помощи погружения, а в виде обливания водой.) В православной церкви таинство крещения традиционно проводится над младенцами, но не запрещается крещение и взрослых людей.

2. Таинство миропомазания совершается после крещения. Ароматическим маслом (мирром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши и другие части тела.

3. Таинство покаяния совершается в форме исповеди – подробного рассказа о совершенных грехах.

4. Таинство причащения является центральным событием в ходе литургии, во время которого верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина).

5. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословения супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания.

6. Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. При елеосвящении (соборовании) читаются молитвы и освященным маслом (елеем) смазывают лоб, щеки, губы, руки и грудь больного.

7. Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя.

 

У католиков 7 таинств, в которые (в отличие от православных) внесены определённые изменения.
1.Крещение совершается только путем обливания.
2.Таинство конфирмации (с лат. – миропомазание) проводится в возрасте 7 – 13 лет.

3.Евхаристия (причастие) совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка), миряне причащаются только хлебом, младенцев не причащают вообще.
4. Исповедь (покаяние) превращается в своеобразное расследование священником перступлений грешника.
У протестантов

От семи таинств в католицизме и православии – крещения, миропомазания, причащения, покаяния, елеосвящения, священства и брака – протестантизм оставил лишь два: таинства крещения и причащения. Но действие и этих обрядов было лишено особой магической силы и поставлено в прямую зависимость от личной веры.

1.Крещение совершается только путем обливания.
2. Причастие под двумя видами (хлебом и вином) распространяется не только на духовенство, как в католической церкви, но и на всех членов протестантской общины.

2. У протестантского духовенства нет права исповедовать и отпускать грехи – права, которое самонадеянно присвоили себе католические и православные попы. Протестанты считают, что свои грехи каждый христианин должен сам замаливать перед богом.

 

V.
Священникам римско-католической церкви
предписано строгое безбрачие (целибат), и этим фактически стерто различие между белым и черным духовенством. Православное духовенство делится на белое (брак не просто разрешен, он обязателен ) и черное(монашество, брак запрещен).
Протестантское духовенство и по внешнему виду, и по образу жизни, и по своим правам и обязанностям отличается от католического и православного. У протестантов целибат (с лат. – безбрачие) духовенства отвергается. В протестантизме нет монастырей и монашества – людей, намеренно удалившихся от мирской жизни и затворившихся в искусственном мире, добровольно отрекшихся от житейских радостей и связанной с ними «суеты».Протестантский священник ведет такой же образ жизни, как и мирянин. Божественной благодатью обладает не только духовенство (через епископское рукоположение), но и все верующие, каждый человек, уверовавший в искупительную жертву Христа.

 

 

VI.
Православная
культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым, Богоматери.

У католиков ярковыражено поклонение Кресту, Богоматери, святым.Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо. Существует обычай сидеть во время богослужения.
У протестантов поклоняются только триединому богу (у них нет культа святых и богоматери). Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений святых и даже креста.

Культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма (удаление икон, статуй, мощей, алтаря, с церквей были сняты колокола), в одежде священнослужителей (у попов были отняты дорогие, богатые и разнообразные одеяния). Были упразднены множество религиозных праздников и специальных служб. Обычай сидеть во время богослужения сохраняется.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Основы христианского вероучения

Основы христианского вероучения

Христианство развивает

Гонения

Православие

В Символе веры

Таинство священства

Христианство (от греческого слова christos — «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — появляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, — священная книга как иудеев, так и христиан(вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей) . Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не еллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру — с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

Следующим шагом в развитии понятия «церковь» стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала) , Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа) , и святого Духа (животворящего принципа) . Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда — «предвечны» и равны по достоинству — «равночестны».

Основы христианского вероучения

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» — особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего крещение, причастие, исповедь (покаяние) , брак, соборование.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки («исповедники») или принявшие казнь («мученики») , стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений — схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства — «вероисповедания». Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи, в конце концов, завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы) , взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V — VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов — и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.

После гибели под натиском турок-османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров) , так и среди низов общества (движение лоллардов в Англии, гуситов в Чехии и др.) . К началу XVI века этот протест оформился в движение Реформации.

Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.

Православие — одно из трех основных направлений христианства — исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» (от греческого слова «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV — XI веках.

Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григогий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст) . На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь. » В первом члене говорится о Боге как творце мира — первой ипостаси Святой Троицы.

Во втором — о вере в Сына Божия единородного — Иисуса Христа.

Третий — это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.

Четвертый член Символа веры — о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

Пятый — о воскресении Иисуса Христа.

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.

В седьмом — о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.

Восьмой член Символа веры — о вере в Духа Святого.

В девятом — об отношении к церкви.

В десятом — о таинстве Крещения.

В одиннадцатом — о будущем всеобщем воскресении мертвых.

В двенадцатом члене — о жизни вечной.

В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных» предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств: Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди — это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней — это первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в конце 18-го века. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси.

Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.

После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически. В 1448 году Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.

Патриаршество в Росси было установлено при Борисе Годунове. В 1589 году митрополит Иов стал первым патриархом на Руси.

Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста — это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Первое место среди великих, главных праздников занимает Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники — 12 наиболее значительных праздников православия: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница) , Воздвижение креста Господня, Благовещание, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы.

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово «католицизм» означает всеобщий, вселенский.

Его истоки — от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III — V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того -папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа — глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице скзано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения — вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет) , обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть — отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях — об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда — правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (место — промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком большие — смертные — грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния) , а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви) , которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

Учение о чистилище сложилось еще в 1-ом веке. Православная и протестантские церкви учение о чистилище отвергают.

Кроме того, в отличие от православного вероучения, в католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы — принят на I Ватиканском соборе в 1870 году; о непорочном зачатии Девы Марии — провозглашен в 1854 году. Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 году папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии.

Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных — квасным) . Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем — образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество) . У католиков безбрачие (целибат) , установленное папой Григорием 7-ым, обязательно для всего духовенства.

Центр культа — храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа — праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресение после дня Святого Андрея — 30 ноября. Рождество Христово — наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.

По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз) , епископ. Епископа назначает папа. Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс один голос при тайном голосовании.

На II Ватиканском соборе (в 1962 — 1965 годах) начался процесс аджорнаменто обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.

История протестантизма по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял основные положения протестантской церкви. Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.

Суть протестантизма заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства — священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

В Библии говорится: «Праведный верою жив будет». Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 тезисов. Они начертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга.

Вот некоторые из этих тезисов: Христос, провозглашая: «Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное», тем самым свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна быть непрестанным покаянием.

Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником. (В первых четырех тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние длительный процесс, а не однократное действие.) Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава… (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может.) Каноны покаяния (то есть постановление о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых. (Здесь и в нескольких последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем.) Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретают индульгенции для душ. Истинно кающимся Господь преподает прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папской грамоты.

(В нескольких тезисах Лютер подчеркивает, что христианин, который воистину раскаивается, «не бежит небесного наказания».) Истинное, подлинное сокровище церкви есть священное Евангелие славы и благодати Божьей. (Лютер разъясняет, что существование «сокровищницы добрых дел» выгодно богатым, а не бедным, что сокровища эти должны достигаться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией.) Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом. Не в разрешительной грамоте, а в чистосердечном раскаянии путь к спасению.

Таковы тезисы, обнародованные 31 октября 1517 года, и день этот в дальнейшем стал праздником протестантов.

Другим крупным деятелем Реформации был Жанн Кальвин (1509 1564) . Его главный труд «Наставления в христианской вере», опубликованные в 1536 году, когда протестантизм уже сложился как учение, стал основой нового религиозного направления — кальвинизма. В отличие от деятелей ранней Реформации для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий завет. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верою, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, отверженные — к вечным мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определен Богом страдать за наши грехи.

Последователи протестантских церквей кальвинистской ориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии.

Основополагающий принцип другого направления конгрегационалистов (от лат. — соединение) — полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Они — строгие пуритане. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов. Конгрегационализм распространен в Великобритании и ее бывших колониях.

Пресвитериане (от греч. — старейший) — умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принял решение сделать это учение государственным. Во главе церковной общины — пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни «Символ веры», ни «Отче наш». Праздниками считаются только выходные дни.

Англиканская церковь — государственная церковь Англии. В 1534 году, после разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент объявил короля Генриха 8-го главой церкви. То есть церковь была подчинена королевской власти. В середине 16-го века было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилось учение «среднего пути», то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантизмом. Основы англиканского вероучения отражены в «Книге общих молитв».

Наибольшее по числу последователей протестантское учение баптизм (от греческого — погружать в воду, крестить водой) — пришло к нам в 70-е годы 19-го века. Последователи этого учения поводят крещение только взрослых людей. «Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно» — основной постулат баптистов и евангельских христиан. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых) , причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство) . Крест для евангельских христиан не является символом для почитания.

Движение адвентистов (от лат. — пришествие) родилось в 30-ых годах XIX века в США, в период жесточайшего экономического кризиса, массовой безработицы. В такой ситуации предсказание о втором пришествии Иисуса Христа воспринималось как спасение.

Таковы в основных чертах история возникновения протестантизма.

Причины расколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менее, можно утверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех, нетерпимость, неуважение к человеческой свободе.

В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в1964 году Папа Римский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в XI веке. Положено начало преодоления греховной разобщенности западных и восточных христиан.

Еще раньше, с начала XX века, получило распространение так называемое экуменическое движение (греч. «эйумена»- вселенная) . В настоящее время это движение осуществляется главным образом в рамках Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) . Активным членом ВСЦ является наша Русская Православная Церковь. Единство церквей — это, прежде всего осознание того, что все христиане читают одно Евангелие, что они все — Его ученики и, наконец, что все люди — дети Единого Бога, Небесного Отца. Поэтому христиане должны стремиться соединить все лучшее, добытое в истории каждой Церкви. «Почему узнают вас, что вы мои ученики, говорил Христос, — потому как вы будите иметь любовь между собою».

torovirp.com

Католичество и православие как типы христианства и средневековой культуры

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ»

НОВОТРОИЦКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра ГиСЭН

Реферат по культорологии на тему

Католичество и православие как типы христианства и средневековой культуры

Выполнил: студент гр 06-36

Гартунг А. В.

Проверил: Фатхуллина Г. М.

Новотроицк, 2008

Содержание

Введение

Глава I. Католичество и православие

1. Христианство

2. Общие черты католичества и православия

3. Различия между православием и католичеством

Глава II. Влияние католичества на культуру Западной Европы в эпоху Средневековья

1. Церковь и её роль в жизни общества

2. Монастыри – центры европейской цивилизации

3. Христианская философия

4. Образование и наука в средневековой Европе

5. Литература

6. Архитектура

7. Скульптура

8. Музыка

Глава III. Влияние православия на культуру Византии и Руси в эпоху Средневековья

1. Культура Византии

2. Культура Руси

Заключение

Список литературы

Введение

Христианство возникло в I веке в Палестине в контексте мистико-мессианистских движений иудаизма, с которым, однако, вступило в острый конфликт. Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже в первые десятилетия получало всё больше последователей из других народов. До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её политического и культурного влияния. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходит за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Христианство наследует созревшую в иудаизме идею единого бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества, имеющего свою причину в себе самом, по отношению к которому все существа и предметы являются его творениями: всё создано богом из ничего. Личностное понимание абсолюта, свойственное библейской традиции, доведено в христианстве до новой стадии, что выражено в двух центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама, — триединства и боговоплощения. Согласно догмату триединства, внутренняя жизнь божества есть личное отношение трёх «ипостасей», или лиц: Отца, Сына и святого Духа.

Глава I . Католичество и православие

1. Христианство

Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на её излете в IV в. становится государственной религией в Риме. Первоначально в I в. н.э. христианство ёще не знало церковной организации. Институт священства заменяли пророки, учителя, апостолы, проповедники, которые выходили из числа рядовых верующих.

По мере сосредоточения руководства в христианских общинах в руках пресвитеров, диаконов, а затем епископов формируется институт священства . Епископы становятся блюстителями веры, пастырями, надзирающими за прихожанами.

Укреплению и распространению христианства и формирующейся церкви способствовали Никейский (325г.) и Константинопольский (381г.) Вселенские соборы , на которых были приняты основополагающие положения христианского вероучения, сформулированные в 12 пунктах «Символа веры» . Они-то и становятся обязательными для всех христиан. Утверждаются семь главных таинств христианства: крещение, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, священство, брак.

Глубокие цивилизационные различия между Западом и Востоком Римской империи не только вызвали распад государства, но и обусловили складывание различных ветвей христианства. В условиях распада общества и государства Церковь на Западе становится социообразующим фактором. Распространение монастырей способствует сохранению традиций разумного земледелия, многих ремесел, спасению памятников письменности. Восточная Церковь, в отличие от Западной, развивалась под опекой государства. Защита и распространение христианства рассматривались как важнейшая задача императорской власти. К началу VI века христианству была обеспечена идейная монополия на территории Византийской (Восточной) империи.

В IX-X вв. пути Западного и Восточного христианства все более расходятся. Ослабление позиций восточного христианства в Африке и на Ближнем Востоке заставляло миссионеров все чаще обращать свой взор к славянскому миру, до той поры пребывавшему в язычестве. В IX веке на славянских землях идет процесс формирования государственности, и господствующий класс остро нуждался в духовном обосновании своей власти. В этот период здесь как бы сталкиваются два направления евангельской проповеди. Римская Церковь в IX веке обратила в христианство хорватов, в X веке – поляков и чехов. Восточное христианство, благодаря миссионерскому подвигу братьев Кирилла и Мефодия, обращает Болгарию, Моравию, Паннонию. Затем христианство византийского образца утверждается в Сербии, Боснии и на Руси. Успехи Восточного христианства в немалой степени объясняются переводом «священных книг» на славянские языки.

Меняющийся в зависимости от условий эпохи и культуры политико-идеологический контекст христианства определил логику последовательного ряда церковных разделений (схизм), в результате которых явились соперничающие разновидности христианства (вероисповедания).

Разногласия между блюстителями веры приобрели форму теологического спора о филиокве , т.е. о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца (как утверждали византийские теологи) или от Бога-Отца и Бога-Сына (на чем настаивал Рим). В течение столетия разногласия приобретали все более непримиримый характер, и в 1054г. обе церкви (православная и католическая) провозгласили полную независимость друг от друга. Этот разрыв способствовал в известной мере закреплению различий и некоторых особенностей в культурном развитии Западной Европы и народов, оказавшихся в орбите православия.

2. Общие черты католичества и православия

И в православии и в католичестве основой вероучения признано священное писание – Библия. В Символе веры католичества и православия основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

— в первом члене говорится о боге как творце мира – первой ипостаси Святой Троицы;

— во второй – о вере в Сына Божия Иисуса Христа;

— третий – это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии;

— четвертый – о страдании и смерти Иисуса Христа, это догмат искупления;

— пятый – о воскресении Иисуса Христа;

— в шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо;

— в седьмом – о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю;

— восьмой член – о вере в Духа Святого;

— девятый – об отношении к церкви;

— десятый – о таинстве Крещения;

— одиннадцатый – о будущем всеобщем воскресении мертвых;

— двенадцатый – о жизни вечной.

Важное место в православии и католичестве занимают обряды — таинства. Признается семь таинств: Крещение, миропомазание, причащение, покаяние или исповедь, таинство священства, венчание, елеосвящение (соборование).

Православная и католическая церкви придают большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста – это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в православии и католичестве четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

3. Различия между православием и католичеством

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Католицизм и православие нередко называют соответственно Западной и Восточной церквями.

mirznanii.com

Православие: особенности вероучения и культа

Православие — восточная ветвь христианства, получившая распространение по большей части в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Балканах. Сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную (395 г.) и оформилась после разделения церквей (1054 г.). Название «православие» (от греч. «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей 2-го века. Богословские основы православия сформировались Византии, где оно было господствующей религией в 4-11 веках.

Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное придание (решения семи Вселенских соборов 4-8 веков, а также труд крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из которых осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство. Арианство — учение пресвитера Александрийской школы, утверждающее, что только Бог-отец есть истинный бог. Сын Божий сотворен и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу.

Из-за широкого распространения арианства был собран первый Вселенский собор (325 г), на котором был принят Символ Веры в котором определено равенство и единосущие всех трех ипостасей. Тем не менее учение ария продолжало завоевывать новые умы и в 381г был созван Вселенский собор, где Символ Веры был дополнен новыми догматами, а ариане были вторично осуждены.

Так сформирование основные принципы православия. Это признание

· триединого Бога

· загробного мира

· посмертного воздаяния

· искупительной миссии Иисуса Христа.

Итак, основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, о котором говорилось выше. Состоит из 12 членов, содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как о Творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога; Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. СВ. читается как молитва на богослужениях и исполняется хором.

 

С догматами вероучения тесно связана система культовых действий. Это семь главных обрядов (таинств):

· Крещение

· Причащение (евхаристия)

· Покаяние (исповедь)

· Миропомазание

· Брак

· Елеосвящение (соборование)

· Священство.

Таинствами они называются потому, что в них «под видимым, образом сообщается верующим невидимая божественная благодать». Помимо совершения таинств культовая система включает в себя молитвы поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам, святым. Важное место занимаю праздники и посты. Наиболее почитаемый праздник — Пасха, затем идут двунадесятые праздники: Рождество. Крещение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение и Троица. Далее следует пять великих праздников: Обрезание Господне, Рождество Ирана Предтечи, Праздник святых Иоанна и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники — престольные, то есть связанные с престолами -святыми местами в храме, посвященными тому или иному святому.

 

 

14. Ранняя христианская церковь и первые Вселенские соборы
Христианство своим исходным началом имело ветхозаветное ожидание Мессии — Божественного посланника. Христос нес людям религию любви и спасения, выступив против диктата иудейского закона. В раннем христианстве не следует искать систематизированного учения с догматикой и теологией. По Евангелиям, Иисус Христос очень просто говорит о самом важномБоге и человеке, о том, как надо жить, чтобы обрести спасение — вечную жизнь.Эта простота и великая любовь, исходившая от Христа, обращали к нему сердца людей, прежде всего простых, не способных мудрствовать, жаждущих не понять разумом, а принять душой божественную истину.
Обращение каждого отдельного человека к Христу было всегда актом индивидуальной веры и собственного выбора, изменявшего саму духовную суть человека. Избравший Христа, обретал надежду на спасение, личное бессмертие и Царство Божие.

Важнейшую роль в становлении христианства сыграло то, что оно обрело свою организацию — церковь.Первые общины христиан возникли в Иудее, Сирии, в Малой Азии. Во второй половине I в. они появились в Риме и на территории Италии. Эти общины были весьма демократичными, их члены называли друг друга «братьями» и «сестрами». Христиане собирались для совместной молитвы и трапезы, имевшей священный смысл. Формы культа и повседневного поведения христиан, которые должны были строго следовать евангельским заветам, еще только вырабатывались.

В общине совершались древнейшие христианские таинства — магически-культовые обряды крещения и причастия (евхаристия) хлебом и вином, символизировавшими плоть и кровь Иисуса Христа. Таинства были призваны содействовать нисхождению Божественной благодати на верующего.

Во II в. на основе общин создаются устойчивые религиозные структуры, ориентированные не на временное существование в ожидании конца света, а на пребывание в земном мире. Общины превращаются в составные части особой религиозной организации — церкви, объединяющей духовенство и мирян на иерархических основаниях. Впоследствии церковью стали называть и здания, где отправляется христианский религиозный культ, со специально выделенными местами для молитвы и алтарем. Однако в самом главном понимании церковь в христианстве — это мистическая община, объединяющая всех верующих, ныне живущих, некогда живших и будущих, во главе с Христом.

Во II в. христианство еще только начинало систематизировать основы вероучения, вырабатывать догматику. Богословское обоснование христианства и его защита от нападок со стороны многочисленных противников было осуществлено апологетами (защитниками). Они пошли по пути, обозначенному еще предтечей христианской теологии Филоном Александрийским, пытаясь соединить богословие с эллинистической философией.

На протяжении многих веков, со времени рождения христианской Церкви, верующие старались принимать Откровение Божие во всей его чистоте, а лжеучителя искажали его человеческими домыслами.

В особенных случаях, для обличения лжеучителей, а также для обсуждения догматических и канонических вопросов, на основании заповеди Самого Спасителя Иисуса Христа и по примеру Апостолов (Апостольский Собор в 51 г. —Деян. 15:1-35), в ранней христианской Церкви собирались Вселенские Соборы. Именно поэтому, период с 4-го по 8-й век обычно называется в церковной истории эпохой Вселенских Соборов. Вселенскими они названы потому, что на них собирались пастыри и учителя христианской Церкви со всех концов греко-римской империи и так называемых варварских стран.

Вселенские Соборы – собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.

Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом во вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и законодательства и, по действию через него и в нем Святого Духа, обладает свойством непогрешимости; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена.

Всего было семь Вселенских Соборов (325-787 гг).

1. Никейский

2. Константинопольский

3. Ефесский

4. Халкидонский

5. Константинопольский 2-й

6. Константинопольский 3-й

7. Никейский 2-й.

Подробнее о каждом вселенском соборе http://azbyka.ru/dictionary/03/vselenkie-sobory.shtml

 

15.Великий церковный раскол: его причины и следствия

Причины для разделения единой христианской Церкви на Западную и Восточную формировались на протяжении всего первого тысячелетия существования христианства. Поводом же к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц — Рима и Константинополя.




infopedia.su