Основы права лекции – КУРС ЛЕКЦИЙ Основы права
КУРС ЛЕКЦИЙ Основы права
Источники (формы) права
Под источником права понимается форма, по которой существуют правила поведения. Источники права – официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.
Виды источников права:
Различают следующие формы права: правовой обычай, юридический прецедент, юридическая доктрина, нормативный правовой акт, нормативный договор.
1.Правовым обычаем называют санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате постоянного повторения людьми определенных действий.
2.Юридический прецедент (судебная или административная практика) – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает обязательное значение.
3.Юридическая доктрина представляет собой один из вспомогательных источников права. Труды ведущих юристов широко применялись в качестве источников права в Древнем Риме, в мусульманских странах, в Англии.
4.Одним из основных способов оформления юридических норм являются нормативные правовые акты. Нормативно-правовой акт – официальный государственный документ, принятый уполномоченным государственным органом, который содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц.
5.Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, устанавливающее нормы права. Получил распространение как источник права в последнее время. Нормативный договор широко применяется в трудовом, гражданском и особенно в международном праве.
По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на за-
коны и подзаконные акты.
Закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой.
Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Они принимаются на основе и во исполнение закона. Они призваны конкретизировать основные положения законов и не могут противоречить им.
Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой, закрепляет основные права и свободы граждан, экономическую, социальную, политическую структуры общества.
Система права Система права – это внутреннее строение права, выражающееся в единстве,
согласованности всех действующих правовых норм. Система права состоит из взаимосвязанных элементов: норм права, институтов права, подотраслей права, отраслей права.
Предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему (семейные отношения, алиментные отношения).
Метод правового регулирования – это обусловленный предметом регулирования способ воздействия на общественные отношения (метод запрета, метод предписания).
studfiles.net
Лекции по курсу «Основы права»
Государство можно определить как всеохватывающую политическую организацию господствующего класса, служащую главным орудием обеспечения его интересов.
Сформированное определение государства относится к государству в собственном смысле этого слова. Таковыми в первую очередь являются рабовладельческое и феодальное государство.
Раскрывая содержание понятия государство, мы прежде всего подводим его под такое рядовое понятие, как политическая организация. Тем самым мы переносим признаки, присущие общему понятию, на определяемое понятие «государство». Поэтому их не надо перечислять. Остается только указать основные особенности государства как особой политической реальности. Таковыми будут: 1) всеохватывающий характер государства; 2) существование государства как политической организации господствующего класса; 3) его служебная роль.
Государство, являясь основным политическим институтом, призвано осуществлять управление обществом, охрану экономической и социальной структур, поддержание общественного порядка и функционирование всех социальных институтов.
Государство – продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи, в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многообразных причин, прежде всего связанных с новыми организационно-трудовыми нормами существования людей.
Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными, застывшими.
Государство изменяется вместе с обществом как политическая форма его организации. Мы можем говорить об особенностях государственного механизма рабовладельческого, феодального, буржуазного общества и др. Это один подход к классификации государств, существуют и другие. Например, можно выделить государства авторитарные, тоталитарные, демократические.
Следовательно, государство можно определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающим волю и интересы господствующего класса, иной социальной группы или всего народа.
Если говорить о демократическом типе государства, то его становление и развитие в европейских странах относится к концу XVIII-XIX вв. Строительство качества демократического государства начато сегодня и Россией. Развитие России как правового демократического государства предполагает, что:
1) носитель суверенитета и единственный источник государственной власти РФ есть его многонациональный народ;
2) демократия (народовластие) осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности;
3) государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином;
4) человек, его права и свободы – высшая ценность;
5) система государственной власти основана на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий (компетенции) между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, автономными округами и местными органами самоуправления;
6) верховенство закона или связанность с правом, основанном на воле общества.
В понятии «государство вообще» фиксируют общие признаки, свойственные всякому государству независимо от его характера.
Можно вести речь о признаках, отличающих государство от первобытной организации общества, и можно говорить о признаках, благодаря которым оно отличается от всякой общественной организации, объединения, движения.
Государство отличается от социальной организации первобытного общества следующими признаками.
Во-первых, оно обладает политической властью, то есть организованным концентрированным принуждением одной части общества другой.
Во-вторых, характеризуется распределением населения по административно-территориальным единицам.
Характерное для государства территориальное деление населения:
а) закрепляет разрыв кровных связей бывшего рода, разрыв, вызванный подвижностью и переменчивостью местожительства населения, и связи с развившимся товарообменом, переменой занятий и отчуждением земельной собственности;
б) делает общепринятой организацию людей лишь по месту жительства, вне зависимости от их родовых связей;
в) превращает всех людей независимо от их положения в подданных государства;
г) четко определяет внешние границы государства, а также его внутреннее административно-территориальное строение.
В-третьих, государство устанавливает налоги, благодаря которым содержится его аппарат.
Государство отличается от других общественных организаций, объединений и движений следующими основными особенностями.
Во-первых, государство охватывает все население, проживающее в пределах его территории. Общественные же организации, объединения и движения охватывают только определенную часть общества.
Во-вторых, государство отличается наличием особого разряда лиц – чиновников, особого аппарата, наделенного властными полномочиями.
В-третьих, государство выступает в качестве официального представителя всего общества, является его концентрированным выражением и воплощением.
В-четвертых, государство отличается от других организаций наличием суверенитета.
Под государственным суверенитетом следует понимать самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач.
Указанные признаки государства получили всеобщее признание в юридической литературе. Они являются существенными.
А чтобы безошибочно установить общественный признак, надо руководствоваться положением, согласно которому между явлением и его главным признаком существует неотъемлемая двусторонняя зависимость, а именно: отсутствие указанного признака неизбежно влечет за собой и отсутствие явления, признаком которого оно является. В свою очередь, без явления не может существовать такой признак.
Промежуточный вывод – существенными признаками государства являются:
1. Наличие публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения. Этот особый слой людей составляет аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, то есть возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию, чтобы подчинить поведение людей воле, нашедшей свое выражение в принятых государственными органами решениях.
2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих здесь. В первобытном обществе подчиненность людей власти была обусловлена их принадлежностью к роду, то есть кровно-родственной связью. Признак же государства характеризуется распространением его власти на всех людей, находящихся на территории данного государства.
3. Государственный суверенитет, то есть независимость государственной власти от новой иной власти внутри страны и вовне. Государственный суверенитет, дающий право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает государство, наряду с другими его признаками, от других организаций общества (например, политических партий), территориальных образований.
4. Деятельность всех государственных органов основана на нормах права. Государство – единственная организация, которая осуществляет правотворчество, то есть создает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.
5. Существование системы принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей.
Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят свое выражение в функциях государства, которые связаны с основными направлениями его деятельности.
В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, то есть те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.
1. Внутренние функции – это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные.
Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений. В этих целях государство заботится:
а) об отстаивании прав и свобод граждан, о соблюдении законности и правопорядка;
б) об обеспечении гражданского согласия в обществе;
в) о равной защите всех форм собственности;
г) об охране окружающей среды и т. д.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы признаются в качестве неотчуждаемых, принадлежащих человеку от рождения. Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. В этих целях государство осуществляет регулирование экономической среды жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии людей. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, функцию налогообложения и взимания налогов и другие.
Экономическая функция государства сводится к:
а) выработке экономической политики;
б) управлению государственными предприятиями и организациями;
в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики.
В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поощрение конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ).
Осуществление социальной функции государства предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия (статья 7).
Налогообложение и взимание налогов – важнейшая функция государства. Это обусловлено тем, что бюджет государства состоит из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. В 1992 году принят Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации, где регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В Российской Федерации создана и действует налоговая служба, налоговая полиция РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
2. Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, его взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства от нападения извне и другие. Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям:
а) внешнеполитическая деятельность;
б) внешнеэкономическая деятельность и сотрудничество в гуманитарной сфере, области охраны природы и др.
Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации основывается на принципах признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, равноправия и невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказе от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и прочих общепризнанных принципов и норм международного права. Российская Федерация – член ООН, постоянный член Совета Безопасности ООН. Она взаимодействует со многими иными международными организациями.
Функция обороны Российской Федерации основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории. В 1992 году был принят Закон Российской Федерации об обороне, в котором определяются принципы, лежащие в основе организации обороны страны, а в 1993 году издан Указ Президента Российской Федерации об основных положениях военной доктрины Российской Федерации.
Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
studfiles.net
КУРС ЛЕКЦИЙ Основы права — Стр 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3
Раздел 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА……………………………………………..4 Лекция 1. Общество и государство, политическая власть ………………………………….4
Лекция 2. Право: понятие, нормы, отрасли ………………………………………………….6
Лекция 3. Правоотношения и их участники …………………………………………………9
Лекция 4. Правонарушение и юридическая ответственность ……………………………..11 Раздел 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………..13 Лекция 1. Основы конституционного строя в Российской Федерации ………………….. 13 Лекция 2. Основы правового статуса человека и гражданина …………………………….14
Лекция 3. Федеративное устройство Российской Федерации………………………………16 Лекция 4. Система государственных органов Российской Федерации…………………….17 Лекция 5. Президент Российской Федерации ………………………………………………18
Лекция 6. Федеральное Собрание Российской Федерации ………………………………..19 Лекция 7. Органы исполнительной власти Российской Федерации ………………………20 Лекция 8. Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы ………………………………………………………………………………………….21
Раздел 3. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……….24
Лекция 1.Понятие, предмет и система гражданского права………………………………..24 Лекция 2. Субъекты и объекты гражданских правоотношений…………………………….25
Лекция 3. Гражданская дееспособность………………………………………………………26 Лекция 4. Сделки. Исковая давность…………………………………………………………29
Лекция 5. Понятие и формы права собственности…………………………………………..31 Лекция 6. Понятие и исполнение обязательств. Ответственность за неисполнение обязательств……………………………………………………………………32
Лекция 7. Наследственное право………………………………………………………………34
Раздел 4. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………..…..37.
Лекция 1. Понятие трудового права …………………………………………………………..37
Лекция 2. Трудовой договор. Основания и порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора……………………………………………………………38
Лекция 3. Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха………………………………40 Лекция 4. Материальная ответственность. Трудовые споры…………………………………41
Раздел 5. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………42
Лекция 1. Понятие и принципы семейного права…………………………………………….42
Лекция 2. Регистрация брака и условия его заключения. Порядок расторжения брака……43 Раздел 6. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ……………………………….45
Лекция 1. Понятие и система административного права…………………………………….45
Лекция 2. Система органов исполнительной власти. Основные принципы государственного управления………………………………………………………………….46
Лекция 3. Основания и порядок привлечения к административной ответственности.
Виды административной ответственности……………………………………………………47
Раздел 7. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РФ …………………………………..49
Лекция 1. Муниципальное право………………………………………………………………49
Раздел 8. ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………54
Лекция 1. Понятие и задачи уголовного права………………………………………………..54 Лекция 2. Преступление. Понятие уголовной ответственности Ее основание. Состав преступления…………………………………………………………….54
Лекция 3. Понятие, цели, система и виды уголовных наказаний……………………………..56 Лекция 4. Обстоятельства, исключающие преступность деяния………………………………57 Раздел 9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………….58
Лекция 1. Основы экологического права……………………………………………………….58
Лекция 2. Основы земельного законодательства………………………………………….……62
studfiles.net
КУРС ЛЕКЦИЙ Основы права — Стр 6
Раздел 10. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лекция 1. Основы экологического права
Экологические системы как объект правового регулирования. Источники эколо-
гического права. Содержание экологического права. Объекты охраны окружа-
ющей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Понятие,
принципы и виды возмещения вреда, причиненного экологическим правонаруше-
нием. Порядок его возмещения.
Экологическая система страны — это совокупность экологических систем,
каждая из которых обладает своей неповторимой целостной обособленностью от других и неразрывной взаимосвязью с остальными.
Правовое регулирование экологической системы страны включает регулиро-
вание, использование и охрану:
–экологической системы страны в целом;
–отдельных экологических систем, входящих в экологическую систему страны;
–отдельных природных объектов (земля, недра, леса и иная растительность,
животный мир, микроорганизмы, поверхностные, подземные воды, генетиче-
ский фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, природные ланд-
шафты и др.), природных ресурсов континентального шельфа, которые являют-
ся первичными элементами экологической системы страны и составляющих ее экологических систем.
Экологическое право – это система правовых норм, регулирующих экологи-
ческие (природоохранительные) общественные отношения в целях сохранения и оздоровления окружающей природной среды, обеспечения рационального ис-
пользования и воспроизводства природных ресурсов, их эффективной охраны и защиты, а также обеспечения экологической безопасности, экологических прав и интересов граждан и юридических лиц.
Система экологического права представляет собой совокупность образующих его норм права, объединенных в институты (институт права государственной и других форм собственности на природные объекты, институт права эколого-
studfiles.net
Основы права
Понятие «права»
Кант – 2000 определений права.
2 подхода к пониманию:
Философский (более широкий, предполагает совокупность естественных прав, обозначающих добро и справедливость)
Прагматический (закрепление нормы в законе)
Школы происхождения права
Школа естественного права: это совокупность вечных и неотъемлемых прав (жизнь, собственность и др.)
Историческая школа (2 половина 19 века, Германия). У каждого народа есть свое право, передается поколениями
Психологическая (начало 20 века, Германия)
право – это эмоции, переживания людей
эмоции закреплены в законе
Социологическая (США): право творят судьи в интересах общества
Марксистская: право – воля экономически господствующего класса
Нормативистская: право как совокупность правовых норм, которые соподчинены друг другу по своей юридической силе.
Право – это система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством, которые обладают возможностью государственного принуждения, отвечают частным и общественным интересам и выступают регулятором общественных отношений.
Признаки права
Нормативность (выражена в нормах общего характера, где определена мера дозволенного, возможного и запрещенного)
Обязательность
Формальная определенность – конкретное закрепление в законе
Неоднократность действия
Неперсонифицированность
Связь государства и права
Динамизм
Функции права
Регулятивная – стабильность общественных отношений регулируется правом.
Охранительная – запрет на совершение противоправных действий.
Воспитательная.
Социальные нормы
Отличаются от правовых. Созданы в обществе.
Обычаи (отличаются от традиций)
Корпоративные (в объединениях)
Политические (в политической сфере)
Религиозные
Нормы морали и нравственности.
Система права
Система права – это внутреннее строение права, отражающее характер взаимосвязи его элементов.
Элементы:
Нормы права – общеобязательные правила поведения властного характера, устанавливающие границы возможного, должного и дозволенного поведения, и в случае нарушения применяемая мера государственного принуждения.
Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих однородность общественных отношений и входящие в отрасль
Подотрасль – группа родственных институтов в составе определенной отрасли
Отрасль права – это часть системы права, объединяющая правовые нормы и регулирующая качественно однородную сферу отношений с присущим ей предметом и методом
Предмет – общественные отношения (то, что регулируется правом).
Метод – совокупность приемов и способов, воздействующих на общественные отношения.
Методы:
Императивные (запреты, Уголовный Кодекс)
Поощрения (Трудовой Кодекс)
Дозволения («каждый имеет право…»)
Виды отраслей права:
Отрасли материального права (конституционное, административное, гражданское, семейное, уголовное, жилищное, земельное и др.)
Процессуальные (конституционно-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное).
studfiles.net
Конспекты лекций по основам права | Основы права
СодержаниеЛекция 1. Основные понятия права.
Лекция 2. Основные понятия государства.
Лекция 3. Основы конституционного права.
Лекция 4. Основы административного права.
Лекция 5. Основы гражданского и интеллектуального права.
Лекция 6. Основы семейного и наследственного права.
Лекция 7. Основы финансового и бюджетного права.
Лекция 8. Основы налогового и инвестиционного права.
Лекция 9. Правовые основы преступления.
Лекция 10. Правовые основы наказания.
Лекция 11. Основы уголовного процесса.
Лекция 12. Основы гражданского процесса.
Лекция 13 Основы трудового права РК.
Лекция 14. Основы предпринимательского права.
Лекция 15. Основы экологического права.
Рекомендуемая литература
1. Абузярова Н. А. Трудовое право: Учебник. Алматы: Юрист, 2002.
2. Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие. Ал-маты: Жетi жарғы, 2001.
3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М.: Юриспруден-ция, 2004.
4. Гражданское право Республики Казахста / Отв. ред. Басин Ю. Г, Сулейменов М. К. Академиче-ский курс. Алматы: КазГЮА, Т. 1. 2000. Т 2, 2003.
5. Дулатбеков Н. О. и др. Основы государства и права современного Казахстана. Учебное пособие. Астана: Фолиант, 2000.
6. Ибраева А. С., Ибраев Н. С. Теория государства и права. Алматы: Жетi жарғы, 2003.
7. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. А. Т. Ащеулов. Алматы: Жетi жарғы, 2001.
8. Культелеев С. Т. Экологическое право Республики Казахстан. Учебное пособие. Алматы: Жетi жарғы, 2003.
9. Мороз С. П. Инвестиционное право: Учебное пособие. Алматы: Юрист, 2003.
10. Основы государства и права Республики Казахстан: Учебное пособие. Алматы: Жетi жарғы, 1999.
11. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы: Жетi жарғы, 2000.
12. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. Академический курс. Алматы: Жетi жарғы, 2004.
13. Таранов А. А. Административное право Республики Казахстан. Академический курс. Алматы: Норма-К, 2003.
14. Уваров В. Н. Теория государственного управления: Учебное пособие. Алматы: КазГЮА, 2001.
15. Уваров В. Н. Трудовое право Республики Казахстан. Учебник. Алматы: КазГЮА, 2000 г.
16. Уголовное право Республики Казахстан. Учебник. Общая часть. Отв. ред. Рогов. И.И., Баймур-зин Г.И. Алматы: Жетi жарғы, 2003.
17. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Хрестоматия: пособие для вузов. М.: Прибор, 2000.
18. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М.: ЮКЭА, 2002.
19. Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алматы: Әдiлет, 2000.
20. Аристотель. Политика // Сочинения В 4 т. М.: Наука, 1984. Т. 4. С. 455–457, 459–462.
21. История политических и правовых учений. Домарксистский период / Под. ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997. С. 230.
22. Оспанов К.И. Основы права. Учебное пособие. Алматы: «Жеті жарғы», 2006.
23. Оспанов К.И. Основы права. Учебное пособие. Алматы: «Жеті жарғы», 2007.
24. Оспанов К.И. Основы права. Учебное пособие. Алматы: «Жеті жарғы», 2008.
25. Оспанов К.И. Основы права. Учебное пособие. Алматы: «Жеті жарғы», 2009.
26. Оспанов К.И. Основы права. Учебное пособие. Алматы: «Жеті жарғы», 2010.
Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые
testent.ru
правоведение лекции
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Кафедра юридической психологии и правоведения
Б.А. Левитанус
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Конспект лекций
Все специальности, кроме специальности 030501Юриспруденция
Санкт-Петербург
2010
Допущено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составитель канд. юрид. наук, доц. Б.А. Левитанус
Рецензент канд. юрид. наук, проф. В.И. Твердов
Подготовлено на кафедре Юридической психологии и правоведения
Одобрено научно-методическим совета университета
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем
СПбГИЭУ, 2010
Введение
В настоящее время практически во всех отраслях деятельности требуются квалифицированные специалисты. Бесспорно, в современных реалиях, студент любого высшего учебного заведения должен ориентироваться в вопросах связанных с правовым регулированием. Ведь с правом мы сталкиваемся ежедневно: покупая товары в магазине, сдавая верхнюю одежду в гардероб, оплачивая проезд в транспорте.
Конспект лекций по дисциплине «Правоведение» призван оказать помощь студентам в изучении основ правового регулирования в России.
ВКонспекте лекций представлены три раздела, в рамках которых раскрываются двенадцать тем. После каждой темы студент может самостоятельно проверить свои знания, ответив на контрольные вопросы. После изучения всех тем, студенту предлагается пройти пробное тестирование, результаты которого позволят ему объективно оценить уровень своих знаний по дисциплине.
ВКонспекте лекций также представлены перечень нормативных правовых актов и специальной литературы по тематике дисциплины.
ВКонспекте лекций нашли отражение вопросы, связанные с теорией государства и права, а также раскрываются основы таких отраслей права как: конституционное, административное гражданское, предпринимательское, уголовное, семейное, трудовое, экологическое, отдельный раздел посвящён правовому режиму государственной и коммерческой тайны.
Конспект лекций предназначен для студентов всех специальностей, за исключением специальности Юриспруденция.
4
Раздел I. Теория государства и права
Изучив материал раздела Вы сможете:
-определить содержание понятий «государство» и «право»
-дать характеристику Российской Федерации с точки зрения формы государства;
-выявить социальное назначение государства;
-провести классификацию нормативных правовых актов;
-понять структуру нормы права;
-дать понятие «правоотношению»;
-разграничить «проступок» и преступление».
Тема 1
Понятие, признаки и социальное назначение государства
Чтобы глубоко и всесторонне понять сущность и особенности существующих ныне государств и правовых систем, а также попытаться выявить тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего, изучить, как эти государства и государственные образования возникают.
1.Основные теории происхождения государства
Теологическая теория (от греч. theos — бог, logos — понятие,
учение) — учение о боге. Основными представителями этой теории являются: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.
Это учение является одним из самых древних. Возникло оно одновременно с первыми государствами на основе религиозномифологических представлений их божественного происхождения. Теологическая теория обосновывает две
5
основные идеи. Первая состоит в доказывании божественного происхождения государственной власти. Вся власть от бога. Вторая задача заключается в том, чтобы подчинить светские власти церкви. Наиболее яркий представитель этой теории, святой католической церкви Фома Аквинский утверждал, что «все христианские короли должны быть подчинены римскому первосвященнику как самому господу Иисусу Христу. Папа есть царь царей, владыка владык, власть которого не прекратится и не распадется во веки веков».
Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть
монарха конструируется из власти отца над членами его семьи. Основателями является Платон и Аристотель, которые считали,
что возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом. Зачем нужна была эта теория? Затем, чтобы показать, что власть монарха, какой бы суровой она ни была, является священной, так же как власть отца. Отец может наказать ребенка, побить, но это отец и к нему надо относиться с сыновним почтением. Точно так же следует относиться и к монарху.
Органическая теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.
Представителями этой теории были английский социолог Г. Спенсер, швейцарский юрист — И. Блюнчли. В соответствии с
органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга,
управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы.
Патримониальная теория (Галлер) считает, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на, проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
Теория договорного происхождения государства зародилась в глубокой древности. Эпикур и некоторые другие философысофисты в Древней Греции считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Однако более глубокая и детальная разработка этой теории относится к ХVII — XVIII вв. Основными ее представителями являются англичане — Т. Гоббс и Д. Локк, голландцы — Г. Гроций и Б. Спиноза, французы — Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро. Данная теория основывается на двух постулатах. Первый состоит в том, что до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния. Этот факт признается всеми представителями теории, однако само естественное состояние трактуется ими по-разному. Гоббс полагал, что люди находились в состоянии «войны всех против всех» и для того чтобы не истребить друг друга, договорились и образовали государство. Руссо, напротив, считал, что до образования государства люди жили хорошо, но для того чтобы жить еще лучше, они договорились и образовали государство, а часть своих прав передали монарху. Второй постулат состоит в том, что государство возникает в результате заключения общественного договора.
Теория насилия. Основные представители: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. В соответствии с этой теорией
государство всегда образуется в результате насилия. Л. Гумплович в 1910 г. выпустил книгу на русском языке «Общее учение о государстве», в которой писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при
помощи акта насилия, а как-то иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Борьба за существование является, по Гумпловичу, главным фактором социальной жизни. Государство полностью находится в сфере действия данного фактора. Эта борьба — вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития. Практически она выливается в борьбу между различными человеческими группами. Каждая из них стремится подчинить себе другую группу и установить над ней господство. Очевиден высший закон истории: «Сильнейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединяются, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильного, и так далее». Изобразив подобным образом высший закон истории, Гумплович утверждает: «Если мы четко осознаем этот простой закон, то кажущаяся неразрешимой загадка политической истории будет разгадана нами».
Один из основных представителей психологической теории происхождения государства Л.И. Петражицкий считал, что в
основе возникновения государства и права лежат правовые переживания людей, психологические закономерности развития человека. Основатель влиятельного психоаналитического направления в западной социологии и учениях о государстве и праве 3. Фрейд исходил из существования первоначальной патриархальной орды, деспотический глава которой еще на заре истории будто бы был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихологическими, сексуальными инстинктами («Эдипов комплекс»). Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось, по Фрейду, создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.
Материалистическая теория. До недавнего времени эту
теорию называли марксистско-ленинской, а основными ее представителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.
При этом умалчивали имя американского этнографа Льюиса
Моргана, который проанализировал эволюцию развития первобытного общества на примере североамериканских индейцев и в 1877 г. издал книгу «Древнее общество». На основе данного исследования Ф. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В соответствии с материалистической теорией возникновение государства и права рассматривается как естественноисторический процесс развития общества.
Рассмотрев важнейшие теории происхождения, перейдём к признакам государства
Термин «государство» может быть использован в двух значениях:
-для выделения страны как географического образования;
-для обозначения организации политической власти.
Мы будем вести речь о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.
2. Основные признаки государства
1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.
2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций.
3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей воле. Государственная власть
осуществляется с помощью государственных органов и учреждений. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства.
4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном государственными органами.
5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер.
Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.
6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. По своему размеру армия должна быть способной отразить любую агрессию.
studfiles.net