Основные занятия древнего китая – Чем занимались люди в Древнем Китае и Древней Индии?!?

Жизнь в Древнем Китае — народ, история, быт, занятие, общество, хозяйство, экономика, вики — WikiWhat

Город в Древнем Китае

Древнекитайская деревня

Дома в древнекитайских земледельческих поселениях раннего периода (примерно до 500 г. до н. э.) строили частично ниже уровня земли. Их деревянные стены были обмазаны глиной. Крыша была изготовлена из тростника, а через отверстие в крыше выходил дым от очага.

В поселении был дом, где собирались все жители древнекитайской деревни. Среди домов был загон для свиней. Просо хранили в вырытых в земле ямах. Ров по периметру деревни защищал жителей от диких животных.

Города периода династии Хань

Дома Древнего Китая в период династии Хань имели деревянные стены покрытые лаком для того, чтобы сквозь них не проникала влага. Покатая черепичная крыша защищала стены от дождя. Зимой окна закрывали вощеной бумагой.

В древнекитайских городах возвышались сторожевые башни. В домах богатых вельмож был свой сад, где отдыхала его семья. У них в саду был бассейн с золотыми рыбками.

На улицах торговцы в лавках продавали продовольствие, а чиновники следили, чтобы торговцы устанавливали справедливые цены. Земледельцы везли разный товар, пригоняли для продажи свиней и гусей. На улицах древнекитайских городов выступали акробаты, организовывались процессии придворных чиновников. Высокопоставленные чиновники передвигались по улицам в колясках, запряженных лошадью, а богатых людей иногда носили в носилках.

Занятия жителей Древнего Китая

Среди занятий древнекитайских мужчин были охота и рыбная ловля. Китайцы начали заниматься земледелием больше трех тысяч лет тому назад в долине реки Хуанхэ. На полях в Китае хорошо растет рис — основная пища китайцев.

Земледелие

Ещё начиная примерно с 5000 г. до н. э. люди стали возделывать землю на берегах Хуанхэ (Желтой реки). Они выращивали просо, фрукты, орехи и овощи. Земледельцы разводили свиней, собак и кур. На берегах Янцзы, где климат был теплее и более влажный, выращивали рис.

Древние китайские земледельцы строили поселения, работали в поле каменными орудиями труда и изготавливали прекрасные расписные сосуды.

Путешествия в Древнем Китае

Уже за тысячу лет до нашей эры древние китайцы начали плавать по морям Тихого океана, омывающим вос­точные берега страны. На западе китайцы доходили до окраин вы­сочайшего в мире Тибетского на­горья, до пустыни Гоби.

Похороны в Древнем Китае

При династии Шан

Начиная с эпохи правления династии Шан в Древнем Китае соблюдались определённые погребальные ритуалы. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Когда царь умирал, его погребали в большой могиле, заставленной драгоценными вещами — погребальной яме. В жертву приносили людей и животных и клали их вместе с ним в могилу. Коней усыпляли, слуг закалывали, чтобы и в загробном мире они могли служить царю. Царскую колесницу и лошадей клали позади тела царя. Рядом складывали котлы из бронзы и резные украшения из нефрита.

По окончании церемонии погребения слуги засыпали могилу землей.

При династии Хань

В гробницах династии Хань оставляли все, что могло понадобиться мертвецу в загробном мире: одежду, пищу, лекарства, чаши и кубки. Один царский сын и его супруга были похоронены в одежде из нефрита (тяжелого зеленого камня). Полагали, что это предохранит тела от разложения. На погребальный костюм царевны Ту Ван пошло более чем 2 тыс. пластин отполированного нефрита, соединенных между собой золотой проволокой.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Занятия жителей страны китая

  • Древнийкитайродзанятийнаселения

  • Занятие в китае

  • Как климат влиял на занятия древних греков

  • Занятия развлечения быт китайцев

wikiwhat.ru

Запишите занятия древних китайцев…… — Задачки.net

В III тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхе жили оседлые земледельческие племена, возделывавшие различные сельскохозяйственные культуры с применением искусственного орошения и использованием соответствующих гидротехнических сооружений.

Древнейшим китайским рабовладельческим образованием было государство Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) со слаборазвитым хозяйством и преобладанием охоты и рыболовства. Постепенно в экономике древнего Китая получает распространение разведение свиней, овец, коз, буйволов. В хозяйстве начинают использовать лошадей.

Основным занятием древних китайцев являлось земледелие. Оно было общинным с соответственным экономическим значением древней патриархальной семьи. В Китаевозделывали просо, пшеницу, сорго, рис. Сельскохозяйственные орудия- мотыга и первобытный плуг, применявшиеся в земледелии, были примитивны. Преобладала подсечная система земледелия, для ведения которой необходимым условием было искусственное орошение.

Ремесленник, занимавшиеся обработкой камня, изготавливали из него ножи, полированные топоры, сосуды, наконечники для стрел, статуэтки, украшения. Металл (бронза) использовался для изготовления оружия и церемониальных сосудов. Высокого уровня развития достиг деревоотделочный промысел. Из различных древесных пород сооружали дома, дворцы, храмы, изготовляли суда, колесницы, луки, стрелы. В гончарном ремесле применялся гончарный круг. Издавна известное в Китае шелководство способствовало развитию текстильного шелкоткацкого ремесла, изготовлению дорогих и тонких тканей.

Торговля в силу примитивности натурального хозяйства носила меновой характер.

Главным источником рабства были войны. Труд рабов применялся для строительства ирригационных сооружений, в земледелии, на горных разработках, в торговле (носильщики).

Появление рабов и расслоение патриархальной общины укрепляют могущество знати и способствуют формированию рабовладельческой аристократии. Верховным жрецом и собственником всех земель в государстве считался царь (ван). Государство Шан-Инь являлось типичной деспотией, опирающейся на бюрократический чиновничий аппарат.

В результате длительных войн с кочевниками государство Шан-Инь ослабевает и на его территории в XII в. до н. э. образовывается государство Чжоу, просуществовавшее до VIII в. до н. э. По уровню экономического развития оно было более отсталым, нежели Шан-Инь.

В земледелии возделывалось большое количество сельскохозяйственных культур: просо, пшеница, ячмень, бобовые, конопля, тыква, редька, лук, огурцы. Постепенно рис вытеснил все остальные культуры. Земледелие существенно изменилось, начали применяться удобрения. Однако несмотря на создание совершеннейшей ирригационной сети сельскохозяйственные орудия были каменными и деревянными, а тягловой силой — крестьяне.

В аграрных отношениях существовала система «цзинтянь»: пахотная земля общины делилась на 9 полей, восемь из которых являлись семейными наделами, а девятое — общинное, урожай с которого шел государству, т. е. был налогом (пахотное поле обрабатывалось всеми общинниками). В VI-V вв. до н. э. система «цзинтянь» разрушается в связи с развитием частнособственнического земледелия, и теперь крестьяне платят налог со всей земельной площади.

Войны и долговая кабала пополняют количество рабов. Работорговля становится одной из статей доходов древнекитайских государств.

Высокого уровня в государстве Чжоу достигли производство оружия и снаряжения, текстильное ремесло, в частности — производство шелковых тканей.

В VIII в. до н. э. государство Чжоу распалось на ряд небольших рабовладельческих образований, постоянно находившихся в состоянии междоусобных войн. Период распада единого государства древнего Китая датируется VIII-III вв. до н. э.

В III в. до н. э. в Китае вновь образовалось централизованное государство во главе с династией Цинь. Целью объединений разрозненных государственных образований была необходимость укрепления сил для борьбы с соседними кочевыми племенами и захвата новых рабов.

В III в. до н. э. с целью защиты страны от вторжения кочевников развернулось строительство Великой Китайской стены.

Возникновение крупного землевладения привело к разорению мелких и средних землевладельцев, что явилось причиной отмирания общинной собственности. Долговая кабала привела к возрастанию количества рабов и как следствие — к развитию активной работорговли.

В эпоху Хань значительно расширилась внешняя торговля с другими государствами. Так, со II в. до н. э. китайцы проникли далеко на запад, вплоть до средней Азии. Вывозили из Китая преимущественно шелк, парчу, изделия из белой керамики и лакированные изделия, а ввозили металлы, стекло, пестрые ковры, лошадей, верблюдов.
.
:

Оцени ответ

zadachki.net

§ 17. Древний Китай. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

§ 17. Древний Китай

Природные условия Древнего Китая

На юго-востоке Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии – Янцзы и Хуанхэ. Почвы вдоль берегов этих рек такие мягкие, что их можно обрабатывать даже самыми простыми орудиями труда, изготовленными из дерева или кости. Поэтому земледелие распространилось здесь уже в древности.

Древний Китай

Наиболее плодородны земли в долине Хуанхэ, где и были найдены древнейшие поселения китайских земледельцев. Но река эта в сезон дождей часто выходит из берегов и затопляет все вокруг. К тому же случается, что из-за мягкости прибрежных почв она при разливе размывает свои берега и меняет русло. При этом река смывала поселения людей и посевы. Не случайно в Древнем Китае Хуанхэ называли «Блуждающей рекой», «Рекой тысячи бедствий».

Найдите на карте долины рек Хуанхэ и Янцзы. Почему, несмотря на опасный нрав Хуанхэ, поселения людей в Китае появились именно в долине этой реки?

Хозяйство жителей Китая

Основным занятием населения Древнего Китая было земледелие. Первоначально землю обрабатывали мотыгой, но со временем на смену ей пришел плуг. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, но самой распространенной культурой был рис. Для китайцев он до сих пор является важнейшим продуктом питания. Выращивали китайцы и еще одно растение, неизвестное в древности больше нигде, – чай. В Китае было также развито садоводство и огородничество, разведение лошадей, коров, свиней.

Древнекитайский макет дома

Еще одним важнейшим занятием населения было изготовление шелка – полупрозрачной красивой ткани. Ее получали, вытягивая тончайшие нити из коконов шелкопрядов (шелковичных гусениц). Шелк высоко ценился не только в Китае, но и далеко за его пределами. Способ его изготовления держался в строгом секрете. Владение этим секретом приносило китайцам огромные прибыли, и постепенно шелк стал важнейшим товаром, вывозившимся из страны. Дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы, получила название «Великий шелковый путь».

В VII–VI веках до н. э. в Китае научились обрабатывать железо. Это способствовало подъему хозяйства. Имея железные топоры, люди очистили долины Хуанхэ и Янцзы от густых лесов и распахали их. Появление плуга с железным лемехом дало возможность обрабатывать твердые степные почвы, лежавшие за пределами речных долин.

Вспомните, когда люди научились обрабатывать железо.

Возникновение государства

Первые государства в Китае возникли в начале II тысячелетия до н. э. В середине I тысячелетия до н. э. здесь насчитывалось уже около десятка государств. Их правители воевали между собой, стараясь расширить свои владения. В конце концов правители государства Цинь сумели создать сильное войско и подчинить себе противников. Многолетние войны завершились объединением страны под властью циньского правителя. В 221 году до н. э. он провозгласил свое государство Циньской империей и принял имя Цинь Шихуанди, что означает «первый император Цинь».

Женщина. Древнекитайская скульптура

Цинь Шихуанди ввел суровые законы. Население империи правитель обложил большими податями. Чтобы избежать мятежей, он приказал переселить знатных людей из завоеванных им государств в свою столицу, где за ними был установлен неусыпный надзор. Цинь Шихуанди разделил огромную империю на области. Во главе каждой он поставил наместников – чиновников высокого ранга. Они собирали налоги, следили за порядком, осуществляли суд. Различные области империи были соединены дорогами. Заботился Цинь Шихуанди и о сооружении оросительных каналов и дамб. Он ввел единые для всей империи меры веса и длины, единые деньги. Это облегчило занятие торговлей и способствовало ее расцвету.

Воин императора Цинь Шихуанди. Древнекитайская скульптура

Чтобы увековечить свое имя, Цинь Шихуанди потратил огромные средства на украшение столицы государства. Император приказал также разбить рядом со столицей огромный заповедный парк со множеством диких зверей. В этом парке для него было возведено 37 роскошных дворцов. Цинь Шихуанди опасался покушений и потому приказал соединить дворцы подземными ходами, чтобы никто не знал, где он находится.

Борьба с северными кочевниками

Цинь Шихуанди пришлось вести ожесточенную борьбу с гуннами (хунну), обитавшими к северу от границ Китая. Это были воинственные кочевые племена, грабившие китайские города, уводившие в рабство людей. Император собрал огромное войско и разбил отряды кочевников. Ему удалось отодвинуть границы империи дальше к северу.

Китайская монета

Чтобы обезопасить новые рубежи, Цинь Шихуанди приказал построить мощные оборонительные сооружения. За 10 лет руками почти двух миллионов человек была возведена Великая Китайская стена – колоссальное сооружение из земли, кирпича и гранитных глыб. Высота ее достигала 10 метров, а ширина такова, что сверху по ней могла проехать колесница, запряженная четверкой лошадей. Длина стены составляла почти 4 тысячи километров, и на всем ее протяжении, через каждую сотню метров, стояли мощные сторожевые башни. Но у императора не хватало войск для обороны страны, и северные кочевники продолжали свои грабительские набеги.

Империя Хань

Вторжение гуннов и строительство Великой стены подорвали силы государства. Казна империи была истощена, при строительстве погибли десятки тысяч людей. В стране зрело недовольство. Когда в 210 году до н. э. Цинь Шихуанди скончался, в стране начались волнения. Империя Цинь пережила своего основателя лишь на год и рухнула после народного восстания. Повстанцы отменили все законы Цинь и освободили десятки тысяч государственных рабов.

В одной из областей империи – Хань – во главе отряда восставших стоял простой деревенский староста Лю Бан. После победы он стал правителем этой области. Постепенно Лю Бан подчинил себе весь Китай. Так возникло новое государство – империя Хань, просуществовавшая до IV века н. э.

Великая Китайская стена

Подведем итоги

С древнейших времен жители Китая занимались земледелием в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В начале II тысячелетия до н. э. на территории этой страны появилось первое государство. В 221 году до н. э. возникла Циньская империя, а после ее падения – империя Хань.

• Начало II тыс. до н. э. Возникновение государства на территории Китая.

• 221 год до н. э. Объединение Китая под властью Цинь Шихуанди и образование Циньской империи.

Вопросы и задания

1. Расскажите о географическом положении и природных условиях Древнего Китая.

2. Каковы были занятия населения Китая?

3. Кто и когда создал в Китае единое государство, как оно называлось?

4. Когда и для чего была возведена Великая Китайская стена? Как вы думаете, было ли возможно соорудить ее ранее? Обоснуйте свой ответ.

5. Когда возникла империя Хань и кто был ее основателем?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Основные занятия древних китайцев — Неботан.com

В середине II тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ зарождается цивилизация Древнего Китая. Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы широко расселились по Восточной Азии, достигнув как берегов Амура, так и южной оконечности полуострова Индокитай. На становление материальной культуры Древнего Китая огромное влияние оказали технологические достижения народов Ближнего и Среднего Востока.

Как видим, в Китае перечисленные инновации появились позже, очевидно, что они были привнесены туда и не носили автохтонного характера. Но процесс ассимиляции новых технологий в Китае имел тенденцию к постоянному ускорению. Это привело к тому, что уже к середине I тыс. до н.э. технологические уровни этих двух регионов сравнялись. Огромную роль в контактах с внешним миром сыграл со временем Великий шелковый путь, существовавший со II в. до н.э.3. Он протянулся почти на 12000 км по Евразии.

Основным занятием местного населения Китая было земледелие. Умеренный климат и не требующие искусственного удобрения наносные, образовавшиеся из речного ила почвы способствовали развитию сельского хозяйства. В Древнем Китае была создана совершенная для того времени система орошения. Множество рвов и арыков соединялись каналами. Для поддержания этой системы в порядке были введены специальные повинности. В V в. до н. э. между реками Хуанхэ и Янцзы был построен 260-мильный канал, известный под именем канала Диких Гусей. Впоследствии это монументальное строительство было продолжено. При императоре Цинь Шихуанди (III в. до н.э.) был прорыт Волшебный канал протяженностью 120 миль. Он проходил через горную цепь и соединил север и юг Китая, положив начало внутреннему 1250-мильному непрерывному навигационному пути по рекам. А в I в. до н. э. началось строительство Великого канала. В целом оно было завершено через полторы тысячи лет. Канал составил почти 1060 миль и опоясал почти весь Восточный Китай

Оцени ответ

nebotan.com

Методическая разработка урока «Древний Китай»

Тема урока: «Древний Китай»

Тип урока: изучение нового материала.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, фрагмент электронного издания «Всеобщая история. История Древнего мира», разработанного издательством «Кордис медиа» «Объединение Китая»

Формы и методы:

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Методы контроля: устный, письменный.

Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (сопоставление), мультимедийная лекция.

Формы: групповая.

Цель:

— сформирование представление о Древнем Китае, используя активные формы обучения и информационные технологии.

Образовательные задачи:

— Познакомить обучающихся с географическим положением, природными условиями и населением Древнего Китая.

— Выяснить предпосылки и этапы образования Древнекитайского государства.

— Описывать условия, образ жизни и занятия жителей Древнего Китая.

Развивающие задачи:

— Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему.

— Продолжить формирование умения извлекать необходимую информацию из источников в различных знаковых системах (текст, таблица, аудиовизуальный ряд), отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации.

— Развивать умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения и приводить доказательства.

— Формировать умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (работать в парах, в группе).

— Формировать умение исследовать причинно-следственные связи и их зависимости.

Воспитательные задачи:

воспитывать понимание и осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности.

— воспитывать уважение к истории и традициям к другим нациями, народностям и государствам.

— воспитывать необходимость следовать эстетическим нормам, правилам ведения диалога и диспута в группе.

Этап урока

Цель

Деятельность уч-ся

Деятельность учителя

1. Проверка знаний и умений учащихся

Проверить знания учащихся по теме «Древняя Индия»

Ответы учащихся на вопросы учителя

На доске изображение финикийского корабля.

— Ребята, вспомните, кто были лучшими мореплавателями в древности?

Сегодня вместе с финикийцами мы отправимся в очередное морское путешествие. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, в какой стране мы уже побывали? (Индия)

Путешествуя по этой стране, мы узнали:

1. Географическое положение.

2. Особенности природы.

3. Занятия жителей.

4. Государственное устройство.

5. Культурное наследие страны, религии.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи.

Актуализация, стадия вызова

Ответы на вопросы учителя.

— Эту страну жители называли Центром Вселенной, государством в долине Жёлтой реки.

— Как вы думаете, о какой стране идёт речь?

(Китай)

— Тема нашего урока: «Древний Китай».Данную темы мы будем изучать 2 урока.

Изучать эту загадочную страну мы будем по плану: (напомните мне план, по кот

infourok.ru

Урок Древний Китай.doc — «Китай в древности»-1 вариант. (5 …

«К северо­востоку от Индии раскинулась Великая Китайская равнина, на которой в древности располагались многочисленные государства,
которые в последствии образуют государство Китай. Территория страны омывается желтым, Восточно­китайским и Южно­китайским морем. В
древности Великая Китайская равнина была покрыта многочисленными густыми лесами, в которых водились олени, кабаны, медведи, тигры.
Природные условия необычайно разнообразны: в восточной (Равнинной) части, примыкающей к морю, выпадает много осадков. Здесь
протекают полноводные реки – Хуанхэ и Янцзы. Почвы очень мягкие.
Во время дождей – Хуанхэ разливается, разрушая берега с полями и садами. Китайцы называли Хуанхэ «блуждающая река», «река тысячи
бедствий».
Берега Янцзы были покрыты густыми лесами и не были заселены. Чем дальше от моря на запад, тем дождей меньше, стоит сильная жара,
засухи.
Ведущий: Выступает представитель от археологов по теме: «Китайское общество. Основные занятия китайцев»
«В древности Китай был изолирован в географическом отношении, отрезан от остального мира морем, горами, пустынями и степями. Поэтому
его развитие шло во многом иначе, чем развитие других культур древности.
У нас («археологов») есть сведения о появлении земледельческих общин в долине реки Хуанхэ около 5 тыс. лет до н. э. Так как почва была
очень мягкой, ее легко было обработать самыми примитивными орудиями труда мотыгой, или сохой, позднее деревянным плугом»
«У некоторых крестьян были буйволы, но большей частью отец запрягал в соху сыновей, а сам, налегая на деревянный крюк, изо всех сил
помогал им. И хотя они изнемогали от страшного труда, вся земля была вспахана вовремя. Потом землю дробили камнем, растирали ладонями, так
что она лежала пышная, легкая, высоко взбитая. Делали канавки и в канавки сажали зерно, бережно, руками, каждое отдельно. На поле из года в
год чередовали 5 злаков – коноплю на масло и ткани, просо, гаолян, ячмень и бобы…» (История древнего мира в художественно – исторических
образах. М. 1978 стр. 109­110)
Земледельцы выращивали еще фрукты, орехи, овощи, держали свиней, собак, овец, коров, лошадей.
В I­II в до н. э. китайцы научились добывать и обрабатывать железо, хозяйство стало развиваться быстрее. Насыпаны были дамбы, защищавшие
равнины от наводнений, прорыты каналы для орошения полей. Широкое распространение получило возделывание риса, требовавшее много влаги.
Были вырублены густые леса, покрывавшие долину реки Янцзы. Плугом с железным лемехом распаханы были новые, далеко от рек поля. Труд
земледельца с железными орудиями приносил прибавочный продукт не только на мягких почвах речных долин, но и на твердых землях.
«Возьму я заступ вместо облака,
Построю канал вместо дождя,
Здесь и поливка, и удобрение.
Долог будет мой колос» ­
так пели крестьяне, надеявшиеся не на жертвы и милость богов, а на свой труд.
Особенность хозяйства Древнего Китая было шелководство: разведение шелковичных червей и изготовление из них коконов красивой и
прочной ткани.
В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение
червей – трудоемкая работа. Кормят их листьями шелковичного (шелковицы), которые должны быть чистыми, свежими и сухими. Разводя
шелковичных червей, надо помнить, что червям вреден дым, сквозняк, шум, различные запахи, смена температуры. Если уход за червями плохой,
они быстро погибают.

znanio.ru

Основные занятия древних китайцев

Основные занятия древних китайцев

Ответы:

В середине II тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ зарождается цивилизация Древнего Китая. Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы широко расселились по Восточной Азии, достигнув как берегов Амура, так и южной оконечности полуострова Индокитай. На становление материальной культуры Древнего Китая огромное влияние оказали технологические достижения народов Ближнего и Среднего Востока. Как видим, в Китае перечисленные инновации появились позже, очевидно, что они были привнесены туда и не носили автохтонного характера. Но процесс ассимиляции новых технологий в Китае имел тенденцию к постоянному ускорению. Это привело к тому, что уже к середине I тыс. до н.э. технологические уровни этих двух регионов сравнялись. Огромную роль в контактах с внешним миром сыграл со временем Великий шелковый путь, существовавший со II в. до н.э.3. Он протянулся почти на 12000 км по Евразии. Основным занятием местного населения Китая было земледелие. Умеренный климат и не требующие искусственного удобрения наносные, образовавшиеся из речного ила почвы способствовали развитию сельского хозяйства. В Древнем Китае была создана совершенная для того времени система орошения. Множество рвов и арыков соединялись каналами. Для поддержания этой системы в порядке были введены специальные повинности. В V в. до н. э. между реками Хуанхэ и Янцзы был построен 260-мильный канал, известный под именем канала Диких Гусей. Впоследствии это монументальное строительство было продолжено. При императоре Цинь Шихуанди (III в. до н.э.) был прорыт Волшебный канал протяженностью 120 миль. Он проходил через горную цепь и соединил север и юг Китая, положив начало внутреннему 1250-мильному непрерывному навигационному пути по рекам. А в I в. до н. э. началось строительство Великого канала. В целом оно было завершено через полторы тысячи лет. Канал составил почти 1060 миль и опоясал почти весь Восточный Китай

. Рабство носило патриархальный, домашний характер и рабы не являлись главной производительной силой общества. 2. Численность рабов невелика, принадлежали они в основном государству. Основными источниками пополнения рабов были войны, долговая кабала, патриархальная семья и пиратство. 3. Основной производительной силой общества оставались крестьяне-общинники, а сельская община являлась главной производственной ячейкой в земледелии. 4. Форму производственных отношений можно определить как полурабовладельческую, полупатриархальную. 5. Товарное производство только начинает появляться. 6. Торговля была примитивной, меновой в силу господства натурального хозяйства. 7. Форма древневосточных государств — типичная деспотия, материальной основой которой является верховная собственность на землю. 8. Длительное сохранение пережитков первобытнообщинного строя, т. е. системы замкнутых общин, экономически изолированных друг от друга. 9. Слабое развитие института частной собственности (первоначальным собственником земли и рабов являлась община). 10. Обязательства по отношению к общине становятся формой эксплуатации общинников государством.

cwetochki.ru