Основные категории психологии семейного воспитания – 8. Психология семейного воспитания

Содержание

Читать книгу Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект)

Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

Содержание

ГЛАВА I. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

5

1.1. Стили семейного воспитания детей в историческом контексте

5

1.2. Современные представления о стилях и результатах семейного воспитания детей

8

1.3. Характеристика стилей семейного воспитания и его результатов .

18

1.3.1. Попустительский стиль семейного воспитания.

18

1.3.2. Состязательный стиль семейного воспитания

25

1.3.3. Рассудительный стиль семейного воспитания.

31

1.3.4.Предупредительный стиль семейного воспитания.

38

1.3.5. Контролирующий стиль семейного воспитания.

46

1.3.6. Сочувствующий стиль семейного воспитания.

54

1.3.7. Гармоничный стиль семейного воспитания.

61

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПАЛИЧНОСТИ.

67

2.1. Диагностика личности школьника в отечественной истории педагогического образования.

67

2.2. Понятие о структуре личности и его значение для разработки диагностики личности школьник.

81

2.3. Типологический подход как основа изучения личности школьника.

87

2.4. Методические требования к диагностике личности школьника.

95

2.5. Диагностические методики изучения социально-психологического типа личности

99

2.6. Методы изучения семьи и семейных отношений

109

ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ . .

163

3.1. Общий коррекционный подход .

163

3.2. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми

165

3.2.1. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми конформного социально-психологического типа

167

3.2.2. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми доминирующего социально-психологического типа

170

3.2.3. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми сензитивного социально-психологического типа

172

3.2.4. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми инфантильного социально-психологического типа

174

3.2.5. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми тревожного социально-психологического типа

178

3.2.6. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми интровертивного социально-психологического типа.

183

3.3. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися.

186

3.3.1. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися конформного социального-психологического типа

189

3.3.2. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего социально-психологического типа.

192

3.3.3. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися сензитивного социально-психологического типа.

196

3.3.4. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися инфантильного социально-психологического типа.

199.

3.3.5. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися тревожного социально-психологического типа.

202

3.3.6. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися интровертивного социально-психологического типа

205

3.4. Организация совместной работы с родителями и педагогами .

211

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

235

БИБЛИОГРАФИЯ.

240

Минияров В. М.

Психология семейного воспитания

(диагностико-коррекционный аспект)

В учебном пособии рассматриваются стили семейного воспитания, которые способствуют формированию определенного типа личности. Изучение социально-психологического типа личности школьников осуществляется по оригинальной авторской методике, апробированной в течение десяти лет. В книге дается развернутый вариант коррекционной работы учителя с детьми и их родителями.

Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов как дополнительный материал к изучению раздела «Психология воспитания» в курсе «Педагогическая психология».

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Минияров В. М.

психология

СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

(диагностика -коррекционный аспект)

Рекомендовано Редакционно-издательским советом Российской Академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия

Москва — Воронеж 2000

ББК88.5 М62

Главный редактор Д. И. Фельдштеин

Заместитель главного редактора С. К. Бондырева

Члены педакиионной коллегии:

А. А. Бодалев Г. А. Бордовский В. П. Борисенков С. В. Дармодехин А. А. Деркач Ю. И. Дик А. И. Донцов И. В. Дубровина

Л. П. Кезина М. И. Кондаков В. Г. Костомаров О. Е. Кутафин В. С. Леднев В. И. Лубовский Ц. Н. Малафеев Н. Д. Никандров’

А. И. Подольский В. А. Поляков В. В. Рубцов Э. В. Сайко В. А. Сластенин И. И. Халеева В. М. Тиктинский—Шкловский

Рецензенты:

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор А. А. Реан, доктор психологических наук, профессор Г. В. Акопов

Минияров В. М.

М62 Психология семейного воспитания (диагности-ко-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

В учебном пособии рассматриваются стили семейного воспитания, которые способствуют формированию определенного типа личности Изучение социально-психологического типа личности школьников осуществляется по оригинальной авторской методике, апробированной в течение десяти лет. В книге дается развернутый вариант коррекционной работы учителя с детьми и их родителями

Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов как дополнительный материал к изучению раздела «Психология воспитания» в курсе «Педагогическая психология».

ISBN 5-89502-183-2 (МПСИ) ISBN 5-89395-255-3 (НПО «МОДЭК»)

(c)Московский психолого-социальный

институт, 2000 (c)Издательство НПО «МОДЭК.

Оформление, 2000.

Эта книга посвящается моему сыну Максиму

ОТ АВТОРА

В учебном пособии рассматривается новое направление в коррекционной работе с учащимися. Логический спектр работы охватывает детерминированные процессы становления и развития личности, строго фиксируя крайние варианты стилей семейного воспитания. Такой подход позволил выделить уровень сформированности основных семи характерологических свойств личности, которые соответствуют каждому стилю семейного воспитания. Выделенные мной основные характерологические свойства личности при яркой их выраженности позволяют рассматривать типическую картину личности. Это послужило основанием для разработки диагностической методики определения социально-психологического типа личности. Изучение социально-психологического типа личности вытекает из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн.

Получаемые в ходе диагностики типические портреты личности отличаются от предлагаемых вариантов в зарубежной и отечественной психологической литературе. Предлагаемая мной диагностика изучает отклонения в норме от того гармонического типа личности, который всегда (во все времена и эпохи) был идеалом воспитания. А предлагаемая коррекция поведения учащегося ориентирована прежде всего на коррекцию взаимоотношений учителя и учащегося, родителей и ребенка, которую может достаточно эффективно осуществлять школьный психолог или социальный педагог. Учебное пособие «Психология семейного воспитания» позволяет будущему психологу познакомиться и с другими вариантами изучения семейных отношений. Однако весь спектр вопросов психологии семейного воспитания осветить в одной книге не представляется возможным, хотя и привлекается материал Р. В. Овчаровой и др. к углублению изучения вопросов, связанных с диагностикой и коррекционной работой с родителями.

Книга впервые дает целостное представление о путях коррекционной работы в системе образования на основе 3

получения не отрывочной информации о ребенке с помощью зарубежных методик, а методикой, логически обоснованной теми стилевыми подходами к воспитанию, которые ранее культивировали родители.

Автор глубоко убежден, что характер как психологическое новообразование есть результат семейного воспитания и формируется уже к 3-у году жизни ребенка, что выражается в кризисе 3-х лет.

Я верю, что только через знание ребенка можно гуманизировать не только процесс семейного воспитания, но и в будущем изменить отношение учителей к процессу взаимодействия с учащимися, т. к. учитель всегда будет помнить, что он тоже жертва семейного воспитания.

В целом, книга написана во исполнение ожиданий Э. Фромма, о том, что в XXI веке, возможно, начнут изучать личность в норме, а не только через ее отклонения в

психическом развитии.

1 марта 2000 года.

ГЛАВА I.

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ тип личности

1.1. Стили семейного воспитания детей в историческом контексте

В каждую историческую эпоху господствовали свои системы воспитания, которые были нацелены на формирование определенного типа личности.

Так, в первобытном обществе воспитание шло через систему инициации, которая позволяла воспитать непобедимого воина или вождя.

В древней Греции (V-IV в. в. до н.э.) в афинской рабовладельческой республике была поставлена задача воспитания мужчин, у которых гармонически сочеталось бы физическое, нравственное и эстетическое развитие. Достижение этой воспитательной цели осуществлялось через систему школ, где дети с 7 до 14 лет получали общее образование. В школе «Кифариста» обучались музыке, пению и декламации, с 14 лет поступали в «Полестру» — школу борьбы, в которой занимались гимнастикой и слушали беседы о политике. Таким образом, в Афинах осуществлялось гармоническое развитие, понимавшееся как соразмеренное и пропорциональное сочетание отдельных «сторон» человека [I], Именно здесь впервые возникла мысль о том, что воспитание гармонически развитых детей должно осуществляться в соответствии с их природой, т. к. человек — сам гармоническая часть природы. Этот принцип «природосообразности» воспитания получил затем свое дальнейшее развитие в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др. Понимание принципа «природосообразности» в системе воспитания способствовало обобщению содержания воспитательного процесса.

Отдельные из таких принципов, типа «природосообразности», становятся всеобщими, переходящими из одной системы воспитания в другую.

Принцип «природосообразности» противостоит схоластическим и авторитарным системам воспитания с их жестокостью и насилием над ребенком. Педагогические концепции, проповедующие во все времена этот принцип, требовали проводить воспитание с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей, интересов и запросов. Поэтому такие концепции отличались целями, задачами и методами воспитания от официально господствующих систем воспитания в обществе.

Так, педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо требовала во имя принципа «природоспособности» воспитывать детей вне влияния на них «испорченного» человеческого общества, вдали от «гнилой» цивилизации. Таким способом он хотел предупредить возможное дурное влияние общества на становление личности ребенка. Предупредительный способ воспитания связан с тем, что по природе своей ребенок — существо нравственное, дурные черты ему прививает цивилизация, уродливое по своему устройству, общество.

Отсюда мы видим, Ж.-Ж. Руссо, будучи великим гуманистом, использовавшим принцип «природосообразности» в своей концепции воспитания, предлагает культивировать естественный способ воспитания, который существовал во все времена в массовом сознании и опыте и в настоящее время называется способом «гиперопеки».

Сложность использования школьных типов, описанных П. Ф. Лесгафтом, прежде всего связана с тем, что в основу характеристик положено большое количество оснований, разновидных направлений, которыми занимаются особенно в настоящее время отдельные отрасли наук. Такой интегральный подход к изучению личности не был под силу ни в 20-30-х годах, когда работали интенсивно А.Ф. Лазурский [59] и П. П. Блонский [16], создавая педологию, ни в 50-60-х годах, когда в психологической отрасли знания превалировали исследования теоретического, а не экспериментального характера, ни в 70-80-х годах, когда экспериментальная психология в области изучения личности школьника в основном пыталась пользоваться американскими и западноевропейскими исследовательскими технологиями.

Заслуга П. Ф. Лесгафта, конечно, в том, что, создавая идеально нормальный тип личности, он видел его реально существующим, к воспитанию которого мы должны стремиться. Для этого необходимо учесть условия семейной жизни матери, условия утробной жизни ребенка, наследственность. С момента появления ребенка на свет необходимо проследить шаг за шагом все анатомо-физиологические изменения, происходящие в организме ребенка в процессе его роста и развития, разобраться в таких проявлениях ребенка, как темперамент, тип и характер, а также уяснить себе природу индивидуальных особенностей организма, от которых зависят как физические качества человека, так и все физиологические, душевные его проявления [59].

Изучая условия воспитания школьных типов личности, основанных на строго детерминированном процессе, можно выделить определенные стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Аксиологический подход к социуму позволяет рассматривать личность с позиции ее собственной ценности для общества, т. е. выявляет социальную направленность или, точнее, ориентацию личности на общественные ценности. Этот промежуточный компонент в структуре личности Н. Д. Левитов [62] и А. Г. Ковалев определили как составной и ведущий компонент характера личности [51].

Следовательно, есть основание рассмотреть проблему, каким же образом, при каких условиях и обстоятельствах происходит формирование того или иного типа личности. Анализируя условия формирования типов личности. Можно выделить основные формы отношений родителей к ребенку и окружающим, которые в последующем нами были положены в основу классификации стилей семейного воспитания.

Такими основными формами отношений к ребенку и окружающим являются:

• отношение родителей к деятельности ребенка;

• отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения;

• отношение родителей к ребенку;

• отношение родителей к окружающим людям;

• отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей;

• отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка.

На основе существующих форм отношений родителей к ребенку автор выделил следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий. В табл.1 даются основные признаки, которыми характеризуются отношения родителей к ребенку, и соответствие стилей семейного воспитания личности.

Таким образом, стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком.

В то же время нельзя со счетов снимать и исторические факторы развития социально-экономических отношений в обществе, которые создают предпосылки для увеличения или уменьшения культивирования положительных или отрицательных стилей семейного воспи

www.bookol.ru

Лекция № 15 Психология семьи

  1. Семья. Виды семей.

  2. Типы и стили семейного воспитания.

  3. Содержание семейного воспитания.

  4. Роль семьи в воспитании и развитии личности.

1. Семья. Виды семей

Первые требования к личности человека и его поведению, как результату семейного воспитания, мы находим уже в библейских заповедях: не укради, будь почтительным к старшим.

Семья – особая интимная группа, социальное объединение, общность, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность.

В основе семейного воспитания был заложен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

В зависимости от количества детей семьи бывают:

—  многодетные,

—  малодетные,

—  однодетные,

—  бездетные.

По составу:

—  однопоколенные (супруги),

—  двухпоколенные (родители + дети),

—  межпоколенные (родители + дети + родители родителей).

В последнее время достаточно распространены неполные семьи.

Отмечено, что семейные обстоятельства, в которых выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

Успешность воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и учебно-воспитательных учреждений.

Действенным стимулирующим фактором развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Дети должны вносить посильный вклад в создание благополучия семьи.

Родители должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, относиться к ним (несмотря на возраст) уважительно.

Формирование правильных взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми – важная задача родителей.

2.Типы и стили семейного воспитания

Сколько семей, столько особенностей воспитания, и, тем не менее, можно выделить типичные модели отношений межу взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи – порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.

Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью – чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях – с аморальными поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи не правы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия, различие характеров, противоборствующих желаний, отрицательные эмоции.

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью.

Угрозы, понукания, принуждение – главные средства авторитарного стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми.

Источником либерального стиля является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.

Демократический стиль характеризуется гибкостью.

Родители, при демократическом стиле общения, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

studfiles.net

Урок «Психология семейного воспитания»

Эгалитарная семья

Эгалитарная семья предполагает полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. В действующей Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ заявлен принцип равноправия мужчины и женщины, что является юридическим основанием для развития эгалитарной семьи.

Муж и жена вносят (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием.

Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата семьи равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется обоими супругами. Этот супружеский союз именуют биархатным, или кооперативно-симметричным браком. Быть супругами — значит «бежать в одной упряжке». Видимо, так это делать удобнее?!

В эгалитарной семье принцип согласованности позиций супругов обретает особое значение. Необходимо прийти к договоренности о весьма гибком разделении сфер влияния, о высокой степени взаимозаменяемости. Каждый должен быть готов стать лидером, хозяйственником или воспитателем. Возникающие разногласия должны решаться путем взаимных соглашений, компромиссов или обоюдно выгодных обменов.

Дети являются полноправными членами семьи, по мере своих возможностей участвуют в обсуждении и выполнении принимаемых решений. В их воспитании используются гуманные методы, опирающиеся на доверие к личности ребенка, признание его прав. Поощряется инициативность и самостоятельность ребенка, уважаются его потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к использованию подобной модели отношений в своем браке.

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака, согласно которой считается, что в браке каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не должны быть «одним телом и одной душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, подчинению себе партнера.

Принципы открытого брака:

· Жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний.

· Следует уважать личную жизнь партнера.

· Общение должно быть открытым и строиться из соображения: «скажи, что видишь и чувствуешь, но не критикуй».

· Семейные роли должны быть подвижными.

· Партнерство должно быть открытым: следует уважать право каждого на собственные интересы и увлечения.

· Утверждается равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

· Следует предоставлять другому возможность жить согласно его представлениям; знать себе цену и сохранять свое достоинство.

· Следует доверять друг другу и уважать внесемейные интересы.

Создание эгалитарного союза является сложным делом, поскольку требует, во-первых, тщательного и скрупулезного описания прав и обязанностей супругов; во-вторых, очень высокой культуры общения, уважения другой личности, взаимоинформированности и доверительности в отношениях.

Некоторые ученые высказываются об эгалитарной семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение — постоянная почва для конфликта. Эгалитарной модели в России при этом отводится роль переходной. Ее появление обусловлено ростом экономической самостоятельности семьи от тоталитарного государства, возрастанием экономической, социальной и политической роли мужчины. Предпочтительной для нашей страны считают такую семью, в которой, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание детей возьмет на себя отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей.

В России более молодые и лучше образованные мужчины настроены

более эгалитарно и берут на себя больше домашних,

в том числе отцовских, обязанностей, чем это было принято раньше.

infourok.ru

Психология семейного воспитания



2

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. . Психология семейного воспитания

1.1. Понятие семейного воспитания

1.2. Типы семейного воспитания

1.3. Роль семьи в воспитании ребенка

Вывод по главе I

ГЛАВА II. Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

2.1. Описание методики «родительское сочинение»

2.2. Особенности родительской позиции при различных типах взаимодействия с ребенком

Заключение

Список литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования — сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения — ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

Для маленького ребёнка семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Родительские отношения — это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Объект — семья.

Предмет — особенности взаимодействия родителей с ребенком.

Цель исследования: изучение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

                  рассмотреть понятие семейного воспитания;

                  изучить типы семейного воспитания;

                  выявить роль семьи в воспитании ребенка;

                  проанализировать методику «родительское сочинение».

Структурно курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы из 26 наименований.


ГЛАВА I. . Психология семейного воспитания

 

1.1. Понятие семейного воспитания

 

Воспитание — самая тяжелая, сложная, беспо­койная работа на свете. Чтобы достичь успеха, требуется макси­мум терпения, здравого смысла, ответственности, чувства юмора, такта, любви, мудрости, сознательности и всевозможных знаний. В то же время воспитание детей может принести самые радостные и благодарные переживания в жизни, когда чувствуешь себя наставником нового, единственного в своем роде человека. «Какой родитель не испытывает истинного счастья, когда ребенок говорит с сияющими глазами: «Мама, папа — вы замечательные!» [10, с. 56]. 

«Мудрый родитель подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с самого детства, сохраняется в нем как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки» [11, с. 22]. 

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как «целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на власти, любви и требовательности, уважении личного достоинства и чести детей предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и ценностей семьи и общества» [6, с. 140].

«Семейное воспитание — это разумное совмещение отцовской и материнской позиций. Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом, является отцом лишь формально и не должен удивляться, что ребенок растет не таким, каким хочется ему. Если желаете получить результат, позаботьтесь о его достижении! » [11, с. 27].

Цель воспитания – «содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека» [16, с. 35].

Составными частями содержания семейного воспитания являются известные общие направления воспитательной деятельности: физическое, нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и др.

Физическое воспитание в семье основывается на поддержании здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, закаливание, занятие каким-либо видом спорта и т.д.

Умственное (интеллектуальное) воспитание предполагает постоянный интерес родителей к обогащению детей знаниями, стимулирование потребности ребенка в их приобретении. Именно развитие интеллектуальных способностей становится одной из главных задач семейного воспитания.    

Нравственное воспитание – воспитание основных нравственных качеств: порядочности, доброты, ответственности бережливости, дисциплинированности и др. [1, с. 36].

«Если ребенок живет в атмосфере любви, он учиться любить. Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости. Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость. Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учиться быть терпимым. И наоборот: если ребенок живет в атмосфере критики, он учиться порицать. Если ребенок живет в атмосфере враждебности, он учиться воевать. Если ребенок живет в атмосфере страха, он учиться бояться» [6, с. 135].

Эстетическое воспитание — целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Пристрастить детей к искусству, значит раздвинуть границу их жизни, углубить ее понимание, открыть для них дорогу к самому великому чуду из чудес, созданных человеком [12, с. 115].

Трудовое воспитание создает одну из самых надежных гарантий успешного преодоления трудностей, ожидающих человека на его жизненном пути. Важно, чтобы ребенок осознал, что только в труде можно правильно познать себя и окружающие нас предметы, укрепить свои физические и моральные силы.

Итак, для родителей семейное воспитание — процесс сознательного формирования физических и духовных качеств человека. Каждый родитель должен понимать, что он хочет воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач [3, с.37].

 

1.2. Типы семейного воспитания

 

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество [4, с.89].

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности [27, с. 120].

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей [19, с. 216].

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом [8, с. 150].

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

— демократический

— авторитарный

— попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

stud24.ru

1. Типы семейного воспитания. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие

1. Типы семейного воспитания

Вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать – дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.

Гипопротекция ( гипоопека ) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (Например, мать будет провожать подростка до школы, несмотря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям. Взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 3 Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера

Продолжение табл. 3

Окончание табл. 3

Специалистами в области семейной психологии за последнее десятилетие выделены различные варианты типов отношений «ребенок – взрослый». Так, например, в работе А.Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику».

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:

? сотрудничество;

? псевдосотрудничество;

? изоляция;

? соперничество.

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.

Тип А. Непринятие ( эмоциональное отвержение ). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».

Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таким типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики – тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными.

Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей, выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.

? Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.

? Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.

? В качестве дисциплинарных мер используются угроза «разлюбить» ребенка и угроза «уйти» из семьи.

? Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.

? В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или «плохого» родителя. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Типы семейного воспитания ребенка. Типы семей, семейных отношений и семейного воспитания :: SYL.ru

Семья — это основная ценность любого человека. Все ее члены прочно связаны между собой множественными обязательствами и обещаниями, все это делает семью не только источником удовлетворения разных потребностей, но и своеобразным голосом совести, к которому необходимо прислушиваться в любой ситуации. Еще большее значение имеет эта ячейка общества для детей, ведь именно здесь формируются и оттачиваются все основные грани растущей личности. Типы семейного воспитания играют в этом процессе ключевую роль. В зависимости от них выстраиваются и заполняются физические, эмоциональные, интеллектуальные и иные аспекты развития ребенка. Сегодня мы рассмотрим типы семейного воспитания и их характеристики, а также обсудим ошибки, которые могут привести к роковым последствиям.

Структура и описание семьи с точки зрения психологии

Современные психологи и педагоги уделяют большое значение воспитанию ребенка в семье. Эта тема волновала умы специалистов еще в древние времена и на сегодняшний день накопилась достаточно обширная база, позволяющая классифицировать типы семейных отношений и семейного воспитания. Однако в первую очередь психолог либо психиатр, работающий с ребенком, проводит анализ семьи. Уже по его результатам можно работать по выявлению типов семейного воспитания в конкретно взятой ячейке общества, а также выдать ряд рекомендаций.

Самая развернутая схема анализа принадлежит психиатру Личко. Ею пользуются многие специалисты, так как она дает наиболее полное представление о типах семьи и стилях семейного воспитания. Итак, Личко предлагает проводить анализ по следующим характеристикам:

  • Структура семьи. Здесь необходимо учитывать такие факторы как полноценная семья, неполная, а также варианты с отчимом либо мачехой.
  • Функциональные особенности. Эта характеристика включает в себя множество нюансов. К примеру, насколько гармонична семья. Ведь в случае выявления дисгармонии будет наблюдаться несоблюдение интересов и неудовлетворенность всех членов этой ячейки общества, ведущих к множественным проблемам. По данному пункту специалисты всегда работают максимально глубоко.
  • Партнерство родителей.
  • Уровень конфликтности и просчет рисков развода.
  • Оценка эмоциональной связи между членами семьи.

Сложив в единую картину показатели по всем перечисленным пунктам, опытный специалист сможет определить тип семьи и семейного воспитания. Причем стоит иметь в виду, что на сегодняшний день психологи и педагоги используют разную классификацию, основываясь на работах тех или иных авторов. Большинство современных специалистов ссылаются на типологию, созданную Дианой Баумринд в середине двадцатого века. О ней мы поговорим немного позже.

Классификация семьи

Диагностика типа семейного воспитания невозможна без определения варианта семьи, в которой растет ребенок. Современная наука выделяет три типа:

  • традиционная семья;
  • детоцентрическая;
  • супружеская.

В данной типологии традиционная семья подразумевает формирование четкой вертикали власти. У детей воспитывается уважение к старшему поколению и подчинению требованиям. В подобной семье ребенок быстро учится вписываться в предложенные условия и четко понимает свое место в сложившейся структуре. Однако это лишает взрослеющую личность гибкости и инициативности, что в дальнейшем плохо сказывается при построении собственных семейных отношений.

Детоцентрическая семья ориентирована на счастье своего ребенка. Родители делают все, чтобы ненаглядное чадо испытывало только позитивные эмоции. Взаимодействие в семье осуществляется снизу вверх, то есть, отталкиваясь от желаний, настроений и потребностей ребенка. Обычно подобное отношение значительно поднимает самооценку маленькому человеку, но лишает его способности контактировать с другими людьми в обществе. Таким детям очень тяжело пройти адаптационный период в школе, они постоянно конфликтуют со сверстниками и педагогами, а также воспринимают окружающий мир в черных тонах.

Основа супружеской семьи — это доверие. Здесь вместо вертикали выстраивается горизонталь взаимодействия, где всегда в равной степени учитываются интересы всех членов семьи. Причем с каждым пройденным этапом взросления ребенок получает большее количество прав. В такой среде дети вырастают гармонично развитыми, уверенными в своих силах, самостоятельными и эмоционально устойчивыми. Однако, несмотря на высокую адаптивность, ребенок из супружеской семьи плохо приспосабливается к условиям, требующим беспрекословного подчинения. Ему всегда будет некомфортно вписываться в вертикаль власти, что может существенно затормозить его карьерный рост во взрослой и самостоятельной жизни.

Классификация типов семейного воспитания

Американка по происхождению Диана Баумринд всю свою жизнь посвятила семейной психологии. Она успела провести наблюдение над большим количеством разных семей и сумела выделить три стиля и типа семейного воспитания. Под этой формулировкой она понимала совокупность методик, отношений и средств воздействия, которые родители применяют в ежедневном общении со своими детьми.

Согласно наблюдениям Баумринд, можно выделить следующие стили:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • попустительский.

Каждый из перечисленных типов семейного воспитания накладывает на личность ребенка определенный и четко читаемый отпечаток, который влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Авторитарный стиль

С самого рождения родители принимают все решения за своего ребенка. Они настаивают на беспрекословном подчинении и держат под контролем каждый шаг своего чада. Самостоятельность ребенка постоянно ограничивается, ему никогда не объясняют причины тех или иных требований, а малейшее нарушение установленных правил жестко карается моральным давлением, словесным порицанием и даже физическим воздействием. В подростковом периоде это приводит к частым и тяжелым конфликтным ситуациям.

Большинство детей, воспитанных в авторитарном стиле, не имеют собственного внутреннего механизма контроля своих поступков. Они действуют, только соизмеряя свои проступки с наказанием, которое может последовать за действиями. Если в какой-то момент наказание не наступает, то этот ребенок может превратиться в антисоциальную и даже опасную личность.

Обычно данный тип семейного воспитания ребенка приводит к формированию зависимой или агрессивной личности.

Авторитетный тип воспитания

Его еще часто называют демократическим, ведь он считается наиболее правильным из всех с точки зрения психологии. В этом случае родители пользуются большим авторитетом у своих детей, но власть используют только в самых крайних случаях. Все решения в семье принимаются совместно с ребенком, в нем развивается ответственность, соразмерная возрасту.

При таком стиле воспитания между родителями и детьми формируются теплые и доверительные отношения, в которых всегда найдется место доброму совету. Ребенок, выросший в такой среде, независимо от пола, выйдет во взрослую жизнь гармоничной личностью.

Попустительский стиль

Влияние типов семейного воспитания на формирование личности трудно переоценить, поэтому любой перегиб в ту или иную сторону негативно сказывается на воспитательном процессе и самом ребенке. К примеру, при попустительском стиле родители практически не руководят своим чадом. Оно не знает отказов, запретов и каких-либо ограничений. Такие дети полностью игнорируют просьбы и потребности родителей, при этом не испытывают к ним эмоциональной привязки так как подсознательно воспринимают вседозволенность в качестве равнодушия.

В подростковом возрасте в такой семье могут возникать очень серьезные проблемы. Дети, нуждающиеся во внимании и тепле, могут связаться с дурной компанией или начать принимать наркотики. Одновременно с этим они испытывают сложности в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми, которые отказываются потакать их капризам. В будущем такие дети с трудом находят себе спутника жизни и не могут выстроить крепких семейных отношений.

Другие типы семейного воспитания и их характеристика

Как оказалось, трех стилей воспитания оказалось недостаточно, чтобы охватить все нюансы и типы семей. Поэтому в дальнейшем возникла типология, дополняющая научные труды Дианы Баумринд:

  • хаотический стиль;
  • опекающий.

Для первого типа семейного воспитания характерно отсутствие определенного стиля родительского поведения как такового. Один день взрослые ведут себя авторитарно, а на другой вдруг становятся либералами. Это вызывает большие проблемы в формировании личности ребенка, ведь он всегда внутренне стремится к стабильности и нуждается в четких ориентирах. Особенно тяжело это сказывается на подростках, они начинают бунтовать, испытывая тревожность и неуверенность. В некоторых случаях хаотический стиль воспитания может спровоцировать подростковую агрессию и неуправляемость.

Опекающий тип заставляет родителей постоянно находиться в контакте со своим ребенком. Они в курсе всех событий в его жизни и мгновенно решают любую возникающую проблему. Однако это часто приводит к тому, что дети переоценивают свою значимость параллельно тому, что ощущают себя беспомощными и неприспособленными к жизни. Это провоцирует начало внутреннего психологического конфликта, который может вылиться в серьезные комплексы и проблемы.

Типология Джеймса Майкла Болдуина

Стоит заметить, что многие практикующие психологи в своей работе часто использовали собственные типологии стилей воспитания. К примеру, Д.М. Болдуин выделял всего лишь два стиля, впрочем, не исключая и не опровергая работы своих коллег. Психолог описал следующие типы воспитания:

  • демократический;
  • контролирующий.

Первый тип подразумевает очень тесную связь между родителями и детьми на всех уровнях. Ребенок мягко направляется взрослыми и всегда может рассчитывать на их поддержку. При этом родители всегда включают свое чадо во все семейные дела, он является полноценным членом семьи, несущим свою долю ответственности и имеющим право на удовлетворение собственных потребностей.

Контролирующий тип характеризуется четкими ограничениями в поведении ребенка, причины которых ему всегда подробно объясняются. На этой почве между родителями и детьми не возникают конфликты, ведь все запреты введены на постоянной основе и понятны. Интересно, что понимание сути запретов поддерживает взаимопонимание между всеми членами семьи.

Неправильные стили воспитания

Типология, приведенная в предыдущих разделах нашей статьи, не исключает определенных ошибок и перегибов в воспитании ребенка. Но сейчас мы перечислим типы неправильного семейного воспитания, которые негативно влияют на формирование характера ребенка:

  • неприятие;
  • гиперсоциализирующий тип;
  • эгоцентрический тип.

Стиль воспитания, характеризующийся неприятием, может сочетать в себе различные стили, перечисленные в начале статьи. Ведь в первую очередь родители не принимают определенные особенности характера своего ребенка. Это может касаться черт характера, умственных способностей или умения выражать свои эмоции. Некая отверженность сопровождается жестким контролем, который навязывает ребенку определенный сценарий поведения. Он преподносится как единственно верный и возможный. Также губительно для психики ребенка и недостаток контроля при подобном ошибочном стиле воспитания. Ведь он не ощущает поддержки родителей, осознает их неприятие, но не видит готового плана действий.

Гиперсоциализирующий тип воспитания связан с постоянной тревогой родителей за свое чадо. Они испытывают беспокойство по поводу его здоровья, эмоционального состояния, социального статуса или, например, оценок в школе. При этом к ребенку всегда предъявляют завышенные требования, независимо от его реальных возможностей.

Эгоцентрический тип воспитания создает в семье кумира. Все взрослые и даже другие дети, если они есть, должны существовать ради одного единственного ребенка. Внимание всех всегда приковано к его персоне, при этом интересы остальных членов семьи не учитываются при принятии важных решений и в повседневных делах.

Классификация нарушений

Не всегда в семье родителям удается на протяжении всей жизни ребенка придерживаться определенного типа воспитания. Они часто допускают ошибки, которые попадают под пристальное внимание психологов и подвергаются четкой классификации. Типы нарушений семейного воспитания можно кратко изложить в следующем списке:

  • связывание;
  • отвержение;
  • делегирование.

Связывание характеризуется регламентированным и стереотипным общением, складывающимся между родителями и детьми. Взрослые довольно жестко комментируют все действия ребенка, что лишает их инициативы. В итоге они полностью отказываются от принятия решений, становятся инфантильными и социально неадаптированными. Это существенно замедляет их эмоциональное развитие.

Отвержение заставляет ребенка отказаться от своих желаний, потребностей и характера в целом. Отношения с родителями убеждают его в несостоятельности всех своих действий и их неправильности. В случае с маленькими детьми это может привести к аутизму.

При делегировании родители осознанно или нет, но переносят на своих детей собственные амбиции и рухнувшие надежды. Победы ребенка, не связанные с родительскими амбициями, полностью игнорируются, и он превращается в марионетку. Психологи утверждают, что подобное нарушение в воспитании может оказывать влияние даже на взрослую и уже сформировавшуюся личность. Такие молодые люди всегда живут, ориентируясь на одобрение или порицание родителей. Эту связь практически невозможно разорвать.

Конечно, очень сложно вырастить ребенка, не совершив ошибок и не допустив досадных промахов. Каждый родитель мечтает стать самым лучшим для своих детей, поэтому готов делать все возможное, чтобы добиться признания. Как советуют психологи, не стоит бояться ошибок, главное — это успеть их вовремя исправить.

www.syl.ru

Глава 9. Особенности семейного воспитания

Искусство воспитания имеет ту особенность, что

почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком,

теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.

Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного воспитания отнюдь не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. Но, как известно, одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно, более того, безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка». Вместе с тем не следует забывать о том, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих. Общественное воспитание протекает в каких-то определенных организационных рамках (школа, внешкольное учреждение, детский дом), и организация этого воспитания носит планомерный характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдумано, подконтрольно, ведется специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, «размазано» во времени и распылено в бытовых неурядицах.

Воспитывать своих детей мешает:

  • Усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж завтра точно займется ребенком всерьез.

  • Неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку «на стороне».

  • Общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха, отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и внеучебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе и др.

  • Недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказания и поощрения, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.).

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (вреден!) для воспитывающихся таким образом детей.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.

Стили семейного воспитания.

Стиль (гр. Stylos – палочка для письма) – приемы, способы, методы ка­кой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.

Существует множество теорий и концепций, связанных с особенностями семейного воспитания. Одной из них является «психогенная теория истории детства», сформулированная американским психологом Л. Демозом. Главный предмет этой теории – отношение родителей к детям. «Центральная сила исторического изменения, — пишет он, — не техника и не экономика, а «психогенные» изменения в личности, происходящие вследствие взаимодействия сменяющих друг друга поколений родителей и детей». Л. Демоз полагает, что эволюция взаимоотношений между родителями и детьми составляет независимый источник исторических изменений.

В соответствии со своими идеями он подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует свой стиль воспитания, характер взаимоотношений между родителями и детьми.

1. Инфантицидный стиль (с древности до IVв. н.э.). Характеризуется массовым детоубийством (инфантицид – убийство новорожденных младенцев), а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Своеобразным символом этого стиля служит образ Медеи.

2. Бросающий стиль (IV – XIII вв.). Как только признаётся наличие у ребёнка души, инфантицид снижается, но ребёнка под разными предлогами пытаются сбыть с рук. Его отдают кормилице либо пристраивают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетённым в собственном доме. Символом стиля служит Гризельда, забывшая своих детей и оставившая их на произвол судьбы ради доказательства любви к мужу.

3. Амбивалентный стиль (XIV – XVII вв.). Определяется тем, что ребёнку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, хотя ему ещё отказывают в самостоятельном духовном существовании. Распространённый педагогический образ этой эпохи – «лепка» характера, как если бы ребёнок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, «выколачивают» своеволие как злое начало.

4. Навязчивый стиль (XVIII в.) ребёнка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода. Родители становятся ему значительно ближе. Но это сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли, волю и чувства ребёнка. Такое положение значительно усиливает конфликты отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (XIX – середина XXв.). Делает целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребёнка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Стиль имеет разные теоретические обоснования, но во всех случаях ребёнок мыслится скорее объектом, нежели субъектом социализации.

6. Свободный стиль (начинается в середине XXв.). Предполагает, что ребёнок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии его жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» детей, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда – стремление к эмоциональному контакту с детьми, взаимопониманию и т.д.

Сам стиль воспитания и характер отношения родителей к детям меняются не только во времени, но и в пространстве.

Так, культурная европейская традиция исходит из того, что в самом строгом дисциплинировании нуждаются младшие дети, а по мере взросления ребёнка дисциплина должна ослабевать и ему следует предоставлять всё большую самостоятельность.

У некоторых исламских народов (турки, афганцы, курды) воспитание очень суровое, с заметным акцентом на наказание.

И в то же время японцы предоставляют малышам максимум свободы, практически не наказывают и почти не ограничивают их. Дисциплина, и весьма строгая, появляется здесь, в противоположность европейской традиции, позже, по мере вырастания ребёнка, усваивающего нормы и правила поведения старших.

Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.

Варианты родительского поведения.

1. Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

2. Объяснительный – родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.

3. Автономный – родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.

4. Компромиссный – для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное взамен совершения ребенком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

5. Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

6. Сочувствующий – родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.

7. Потакающий – родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит потребности и интересы ребенка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

8. Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.

9. Зависимый – родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и ученых) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература, из которой они пытаются почерпнуть необходимые сведения о «правильном» воспитании своих детей.

Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.

Можно ли позволять ребенку выражать свои чувства? Ответ может быть только положительным. К сожалению, многие родители с детства усвоили, что чувство страха, гнева, печали нельзя выражать открыто. Следствием этого убеждения является то, что родители решительно не знают, как справиться с ребенком, проявляющим негативные эмоции. Выделяются следующие стили родительского поведения:

«Командир-генерал». Этот стиль исключает альтернативы, держит события под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основное требование к ребенку – «Приди в себя!» – обычно вызывает обиду, стремление к сопротивлению и жестокости с его стороны. Убеждение, что «все права принадлежат мне», составляют суть подобного требования.

Основными средствами воздействия на ребенка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.

«Родитель-психолог». Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему.

Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью – направить ребенка по правильному пути.

«Судья». Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным до вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, это доказать собственную правоту.

«Священник». Этот стиль родительского поведения близок к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. Например, «священник» обычно начинает свои высказывания со слов: «Ты должен…», или «Ты не должен…. «Священник» стремится к тому, чтобы ребенок испытывал лишь «правильные» чувства. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.

«Циник». Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Например, они могут заявить: «Ты будешь командовать в своем доме, когда он у тебя появится» или «Прекрасно, эти качества тебе здорово помогут». «Циник» демонстрирует господство посредством отчуждения и отвращения к происходящему.

Основными «орудиями «циника» являются насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные «положить ребенка на лопатки».

Родитель может сказать себе: «Что в этом плохого? Мои родители обращались со мной так же, и ничего, я жив». Это верно, но дело в том, что все подобные стили родительского поведения нарушают основные принципы роста и развития ребенка. Используемые родителями приказы, указания, предупреждения или морализирования не отвечают потребностям ребенка в доверии, инициативе и сознании. Например, если ваш ребенок опрокинул стакан с молоком, можно спросить: «Разве ты неуклюжий?» Еще лучше сказать: «Вот бумажное полотенце, чтобы вытереть молоко», что, собственно, и следует сделать в подобной ситуации. Родитель должен действовать, а не реагировать.

Наряду с рассмотренными выше стилями семейного воспитания и педагогическими позициями родителей, которые могут встречаться в любой семье, независимо от того, является она благополучной или относится к категории неблагополучных, имеет смысл остановиться отдельно на характеристике тех стилей воспитания, которые специалисты относят исключительно к неблагополучным семьям, дети из которых чаще всего оказываются в «группах риска».

Попустительско-снисходительный стиль. Для родителей характерно благодушное, самоуспокоенное настроение, они всерьез не реагируют на проблемные моменты в поведении ребенка. Родителями не придается серьезного значения поступкам детей, они не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «В их возрасте мы сами такими же были».

Позиция круговой обороны, которую может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены по отношению ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления нередко не отрезвляет их. Они продолжают искать виновных на стороне. Обычно дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, отличаются лживостью и жестокостью и весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль. Родители, чаще всего мать, не стесняясь, жалуется всем и каждому на своего ребенка, на каждом углу рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. Нередко такие родители заявляют, что они прилагают массу усилий, чтобы из сына или дочери вырос хороший человек, но это, к сожалению, не дает желаемых результатов, сын «растет бандитом» и прочее. В конечном итоге подобного рода «воспитательные усилия» родителей приводят к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, у них снимается внутренний контроль за собственным поведением, появляется озлобленность по отношению к взрослым, и в первую очередь к родителям.

Педантично-подозрительный стиль. Родители не верят и не доверяют свои детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, увлечений и общения.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. Обычно к такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко наказать (избить) ребенка. Он считает, что существует лишь один эффективный воспитательный прием — физическая расправа. У грозы, постоянная боязнь наказания могут сделать одного ребенка боязливым, безвольным, несамостоятельным, а другого – озлобленным и раздражительным. Этот стиль поведения проявляется потом со сверстниками и во взрослой жизни, что влечет за собой неизбежные конфликты.

Увещевательный стиль. В противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность. Они предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в подобных семьях «садятся родителям на голову» и не воспринимают в свой адрес никаких воздействий с их стороны.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни или карьеры. Например, выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся как можно меньше бывать дома, болезненно воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие подростки обычно с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старших, способны привязаться к любому постороннему человеку и относятся к нему с большой теплотой и доверием, что существенно помогает в воспитательной работе с ними.

Воспитание по типу «кумир семьи» чаще всего возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или у одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти безоговорочно выполняются, что приводит к формированию у него крайнего эгоцентризма, эгоизма, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль. У родителей, особенно у матери, не хватает выдержки и самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, словесных оскорблений до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Ребенок, особенно в подростковом возрасте, становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.

Рассмотренные стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель родителей – помочь ребенку научиться решать проблемы. Напротив, родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным.

Когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение. Ребенок или родитель, занятый в первую очередь тем, чтобы защитить собственные чувства, не способен к эффективному взаимодействию. Психологический комфорт ребенка зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные психологические потребности. Именно семья должна обеспечить ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития. Поэтому так важно родителям не допускать серьезных ошибок в своих отношениях с детьми, потому что от этого страдают не только они сами, но и дети, которые становятся жертвами педагогической некомпетентности взрослых. Как известно, любую ошибку легче упредить, чем потом устранить. Поэтому именно этой проблеме посвящен отдельный раздел книги.

studfiles.net