Основные идеи национализма – Национализм — Википедия

Национализм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[1]. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью (или любой иной неприязнью к этническим «другим»). Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

СМИ «национализмом» часто называют

ru.wikipedia.org

2. Национализм: базовые принципы и разновидности.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм, в особенности его крайние формы (шовинизм, ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными. Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм. Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента.

Гражданский национализм (другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм) утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:

Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

Либеральный национализм делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, такие как права человека, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.

Этнический национализм (другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм) полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ (нем. Volk), кровнородственное сообщество[6]. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.

Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом».

Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.

Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер. Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию.

Муссолини и Гитлер — идеологи фашизма и нацизма

Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям.

Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму.Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также культурной и религиозной нетерпимости.Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона.Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, — и наоборот.

studfiles.net

Анализ феномена национализма: понятие, типы, цели

Библиографическое описание:

Староконь Е. В. Анализ феномена национализма: понятие, типы, цели // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 268-271. — URL https://moluch.ru/archive/203/49852/ (дата обращения: 05.07.2019).



В новостях мы периодически слышим о таком явлении, как национализм, но что же такое национализм? Краткого и общепринятого понятия национализма нет, и, наверно, не может быть. Эту точку зрения подтверждает В. Б. Иорданский, говоря, что отличительной чертой национализма является то, что он имеет двойственную природу [7]. Рассмотрим несколько мнений на этот счет:

Например, английский философ Э. Геллнер считает, что Национализм — прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать [5]. Здесь он говорит о единстве государства и нации, то есть национализм — это идея национального государства, в котором государство формирует нацию. Подобной точки зрения придерживается культуролог Лия Гринфельд. Под национализмом Л. Гринфельд понимает взгляд на мир, в котором нации принадлежит безусловный приоритет — и как объекту лояльности, и как основанию солидарности, и как источнику легитимности политического порядка [10]. То есть опять же, национализм понимается как фактор, обуславливающий власть в государстве и дающий представителям государствообразующей нации особое положение. Сюда же можно отнести формулировку М. Хрома. Для М. Хрома национализм — мировоззрение, в рамках которого придается абсолютный приоритет ценностям нации над всеми иными ценностями и интересами [11]. Что снова дает особое положение представителям нации, чьим представителем является сторонник этого мировоззрения. Так видят национализм западные философы. Совсем по-другому дело обстоит в отечественной политической мысли.

В российской традиции с давних пор утвердилось противопоставление национализма патриотизму. Словарь Владимира Даля определяет национализм как «узкий патриотизм, шовинизм». Современные словари русского языка связывают национализм с «идеологией и политикой национального превосходства, противопоставлением своей нации другим», а также с проявлениями «чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости» [10]. По мнению М. О, Мнацаканяна, национализм — это удобное средство использовать символы нации для мобилизации людей вокруг культуры, традиции и особой истории с целью их противопоставления «чужим». Подтверждает эту мысль точка зрения В. С. Малахова о том, что Национализм — это изоляционизм, и усилия по государственной интеграции, и экономический протекционизм (защита национального производителя), и отстаивание «национальных интересов» в международной политике [10]. В своей книге «Национализм как политическая идеология, он приводит определение Х. Герта и К. Милса: «Согласно американским социологам Х. Герту и К. Милсу, национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство [10]» и говорит о том, что культурные и политические границы должны совпадать. Он показывает идею «национального государства», в котором национализм является средством достижения этой идеи. Говоря о «национальном государстве» стоит упомянуть такой тип национализма, как гражданский национализм. Андрей Георгиевич Большаков характеризует это явление так: «Гражданский национализм подразумевает под нацией конституционно-политическое единство сознательных и ответственных граждан безотносительно к расовому и этническому происхождению и, соответственно, носит эксклюзивный характер (то есть открывает доступ в нацию инновационным элементам). Однако и такой национализм в крайних вариантах может быть нацелен на государственную экспансию, на агрессивные формы шовинизма или изоляционизма [3]». То есть государство формирует нацию и может использовать национализм в качестве идеологии. Таким образом, М. О. Мнацаканян и В. С. Малахов понимают национализм как идеологию, средство управления людьми, с целью достижения некоторых целей, в том числе и государственных. В противовес им, чистым и непорочным национализм представлял себе Ильин И. А. Он был убежден в том, что национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии, что национализм есть вера в его духовное призвание, что национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божьем саду, что национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания [6].

Рассмотрев несколько определений разных авторов, мы видим, что в России и на западе национализм понимают совершенно по-разному. Хотя и в отечественной мысли есть разногласия. Объединив все определения, мы можем вывести две общие формулировки: с одной стороны, национализм — это идеология, использующая понятие нации в качестве символа, а с другой — в качестве фактора, легитимирующего некоторое превосходство одной нации над другой.

Теперь перейдем к самой сущности национализма и разберем подробнее, к чему он стремится. Идея нации неизбежно побуждает людей к действиям, показывающим их принадлежность к этой самой нации. При этом бывает два типа национализма в зависимости от числа сторонников этой идеи в отдельно взятой стране. Первый из них — это национализм ведущей, или основной государствообразующей нации, тогда как второй — это национализм этнического меньшинства, однако важным в критерии отбора этих понятий является единство и гармоничное соотношение интересов всех социальных слоев внутри нации.

Одним из критериев можно назвать цель национализма. Взятый в отношении государства, национализм, по мнению Малахова, служит одной из трех целей: унификации, отделению и реформам [10]. В соответствии с этими тремя целями Малахов вычленяет три основных типа национализма, которые он называет унификаторским, сепаратистским и реформаторским.

Под унификаторским национализмом Малахов понимает идеологии, направленные на укрепление государствообразующей преобладающей нации.

Идеология сепаратистского национализма разворачивается там, где лица одной этнической группы требуют отделить от государства определенную часть ее территории. Этот тип можно считать национализмом этнического меньшинства.

Реформаторский национализм заключается в приверженности националистов к социально-экономическим реформам. Однако в современном мире Малахов затрудняется указать на подобные проявления, так как не понятно, соответствует ли эта идеология данному определению, или она проявляется в стремлении националистов только к удержанию власти.

Рассмотрим классификацию Э. А. Позднякова:

1. Национализм этнический — это национализм угнетенного или порабощенного народа, борющегося за свое национальное освобождение, это национализм народа, стремящегося к обретению собственной государственности. Ему соответствуют своя политика и идеология.

2. Национализм державно-государственный — это национализм государственно оформленных народов (наций), стремящихся к воплощению в жизнь своих национально-государственных интересов перед лицом подобных наций.

3. Бытовой национализм — это проявление националистических чувств на уровне личности и малых социальных групп. Он обычно выражается в ксенофобии, во враждебном отношении к инородцам и представителям других этнических групп [13].

Мы видим, что классификации Малахова и Позднякова схожи и имеют общие компоненты. И мы понимаем, что национализм имеет два основных типа: это национализм большинства и национализм меньшинства. И каждый тип имеет свои цели: национализм большинства (он же национализм государствообразующей нации, унификаторский национализм и державно-государственный национализм) направлен на укрепление позиций этнической группы, которая в отдельно взятом государстве является большей, и направлен на отстаивание интересов этого самого государства и сохранение его целостности. Национализм меньшинства (он же сепаратистский национализм и национализм этнический) направлен на становление суверенитета этнической группы, являющейся меньше в государстве. Он проявляется в чувстве угнетения, в стремлении отсоединения части территории, на которой проживает эта группа, от государства и в противопоставлении себя государствообразующей нации и соответственно государству.

В итоге стоит отметить, что национализм есть не что иное, как сочетание идеологии и политики в их неразрывном единстве. Если убрать хотя бы один элемент, то мы получим чувство привязанности к своему народу, что не имеет реальной силы. Но если добавить к ним соответствующую идеологию и политику, то мы получим национализм, способный создавать и разрушать государства, объединять и разделять людей, а при определенных условиях — разжигать вражду, конфликты и ненависть. Эти проявления Иван Ильин называет извращенными формами национального чувства и говорит, что они могут быть сведены к двум главным типам: в первом случае национальное чувство прилепляется к неглавному в жизни и культуре своего народа; во втором случае оно превращает утверждение своей культуры в отрицание чужой [6].

Литература:

  1. Аксючиц В. В. Духовное рождение русского народа. [Электронный ресурс] / интернет-журнал Православие.ру — Электрон. дан. –URL: http://www.pravoslavie.ru/80887.html (дата обращения: 8.04.17)
  2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества / Б. Андерсон — М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 288 с.
  3. Большаков А. Г. Гражданский национализм и современная эпоха трансформации государства [Электр. ресурс] // Научная электронная библиотека КиберЛенинка — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskiy-natsionalizm-i-sovremennaya-epoha-transformatsii-gosudarstva (дата обращения 03.05.17)
  4. Бройи Дж. Подходы к исследованию национализма // Нации и национализм / Дж. Бройи — М.: Праксис, 2002. С. 201–235.
  5. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер — М.: Прогресс, 1991. 320 с.
  6. Ильин И. А. О русском национализме: сборник статей / И. А. Ильин — М.: Рос. фонд культуры, 2006. С. 21–39
  7. Иорданский В. Б. Противоречивая природа национализма // Полис.2011. № 6. С.160–169.
  8. Коротеева В. В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме?// Pro et Contra. 1997. Том 2. № 3. С.185–203.
  9. Малахов В. С. Национализм в современной России: идеология, протагонисты, отношения с властью // Гендерные исследования. 2009. № 18. С. 212–225.
  10. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология / В. С. Малахов — М.: КДУ, 2005. 320 с.
  11. Мнацаканян М. О. Национализм: идеальный тип и форма правления // Полис. 2007. № 6. С.24–35.
  12. Мусаев И. М. Современные подходы к изучению национализма // Человек. Сообщество. Управление. 2006. № 1. С. 36–49.
  13. Поздняков Э. А. Нация. Национализм. Национальные интересы / Поздняков Э. А. — М.: «Прогресс-Культура»,1994. 128 с.
  14. Сидорина Т. Ю. Национализм: теории и политическая история / Т. Ю. Сидорина — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 356 с.
  15. Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма / Э. Смит — М.: Праксис, 2004. 464 с.

Основные термины (генерируются автоматически): национализм, нация, идеология, государство, тип национализма, этническая группа, государствообразующая нация, Гражданский национализм, национальное государство, национальное превосходство.

moluch.ru

Национализм

Основы национализма

Национализм — идеология, общественная психология, политика и практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, недоверия к другим нациям и народностям.

Национализм основан на представлении, что основой государственности, хозяйственной и культурной жизни является нация. Он получил развитие в 18 веке на Западе и оказался по преимуществу политическим движением, направленным на ограничение правительственной власти и на сохранение гражданских прав. Его целью было создание либерального и рационально устроенного гражданского общества, представляющего интересы среднего класса.

С начала 19 века национализм проник в менее развитые страны Центральной и Восточной Европы (Германия, Чехия, Венгрия, Польша и др.), где в результате слабости среднего класса проявил себя в качестве чисто культурного движения. Прежний англо-американский национализм по своему происхождению был связан с концепцией свободы личности. Новый национализм не имел столь прочного основания в политической и социальной реальности; свою «неуверенность» он пытался преодолеть, подчеркивая культурную исключительность.

В целом выделяют 2 типа национализма: гражданско-политический (западный) и культурно-народный (восточный). Каждый тип характеризуется определенной структурой общества и обладает различной направленностью: западный обеспечивает свободу личности, восточный — преклоняется перед коллективной волей и подавляет свободу индивида. Идея национализма включает понятия избранности, общей памяти, общей надежды, подчинения общей политической воле. В 19 веке в связи с процессом образования наций, становлением новых национальных государств (Германия, Румыния, Италия, Греция, Бельгия, Сербия, Болгария, Норвегия, Албания) происходит расцвет национализма, пик развития которого наблюдался в 1880-1914 гг. В течение столетия изменилось идеологическое и политическое содержание национализма. Он стал употребляться для обозначения всех политических движений, лидеры которых добивались возможности создания независимого государства. В 19 веке национализм был связан в основном с либеральными и радикальными движениями.

Нация

Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая возникает на основе единства территорий, экономических связей, литературного языка, культуры, психологии.

В 19 веке процессы образования наций завершаются в развитых государствах (например, Англии, Франции) и активно идут на германских и южнославянских землях, Италии, Скандинавии. В отдельных регионах, где территории проживания наций не были суверенными, процессы их образования сопровождались национально-освободительными движениями (территория Габсбургской империи, а с 1867 г.— Австро-Венгрии). Славянские народы, проживавшие здесь, в конце 19 века в значительной мере обрели государственно-национальную независимость. В 1890-е гг. произошла политическая мобилизация наций внутри давно существовавших национальных государств (Уэльс — движение «молодых валлийцев, Испания — басков). Важным требованием национальных движений в 19 веке стало формирование национального государства либо культурно-национальной автономии на территории проживания нации (что было особенно актуально для евреев), а также организация процесса образования и деятельности официальных учреждений на национальном языке (поляки, проживающие в Германии и России, чехи — в Австро-Венгрии). Одна из наиболее острых национальных проблем 19 века — воссоздание национальной государственности у поляков, которая была утрачена в результате трех разделов Польши.

worldhis.ru

Типология национализма — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Национализм.

Типология национализма — попытка разделить национализм по типам.

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, действующих лиц и множества других факторов, в современном мире формируется несколько типов национальных движений, различающихся своими внутренними и внешними параметрами[1].

Одна из первых попыток типологии национализма была сделана историком Ф. Мейнеке, который в книге «Космополитизм и национальное государство» (1907 год) указал на фундаментальную разницу между политическими и культурными нациями. Эту идею развил Х. Кон в своей работе «Идея национализма» (1944 г.)[2], где он утверждал, что в Англии, Франции, Нидерландах, Швейцарии и США национализм был в основном политическим, а в Центральной и Восточной Европе, а также в Азии, — этническим. Большинство специалистов считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента. Как показывают последние исследования, сегодня в странах Западной Европы достаточно сильна культурная компонента, а в странах Центральной и Восточной Европы — гражданская компонента национализма[3]. Это связывают с важностью культуры как цементирующего фактора для зрелой нации и с распространением либерально-демократических ценностей в мире.

Наряду с этим американский исследователь Дж. Брейли выделяет национализм сепаратистский, направленный на отделение той или иной нации от существующего государства; реформаторский, стремящийся придать более национальный характер структурам и отношениям существующего государства; и ирредентистский, предпочитающий объединение нескольких государств или присоединение части одного государства к другому. Другой западный учёный Дж. Хол описывает интегральный национализм, ориентированный на усиление монолитности как полинациональных, так и мононациональных обществ. А. Б. Андерсон выделил «официальный», или «правительственный» национализм, направленный на большее соответствие интересов нации интересам государства[1].

Весьма распространённой является также типология национализма по его политической программе, например: государственный (предполагающий сочетание национальных и государственных ценностей), радикальный (ориентирующийся на резкий разрыв этих идеалов и даже на уничтожение части прежней политической элиты), реакционный (испытывающий недоверие к новым, демократическим ценностям и пытающийся всеми методами сохранить прежние идеалы) и т. д.[1]

ru.wikipedia.org

Базовые социально-политические идеи национализма и других течений

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

Национализм — это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы:

· Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.

· Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над чётко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.

· Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.



· Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.

· Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.

· Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан — поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.

· Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.

Национализм подчёркивает различия, колорит и индивидуальность наций. Эти отличительные черты носят культурно-этнический характер. Национальное самосознание способствует идентификации существующих иностранных вкраплений в культуру и рациональному анализу перспектив дальнейшего заимствования из других культур на благо своей нации.

Кроме того, национализм рассматривает нацию как эквивалент индивидуума, как социологический организм. Равенство людей перед законом независимо от их социального статуса или происхождения аналогично равенству наций независимо от их размера или мощи с точки зрения международного права. В представлении националистов, нации могут обладать талантами или чувствовать себя жертвами. Нация также объединяет настоящее поколение с прошлыми и будущими, что мотивирует людей к высокой самоотдаче, вплоть до того, что они готовы ради её спасения пожертвовать своей жизнью.

Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.

Фашизм как идеология возник в 20-30 годы ХХ века в Италии, а затем в Германии, Испании, Португалии, Венгрии и ряде других стран. Одной из причин его возникновения явились последствия общественного кризиса капитализма. Переход «свободного капитализма» в монополистический капитализм сопровождался в ряде стран постепенным поворотом от буржуазной демократии к политической реакции, созданием благоприятных условий для появления крайне правых течений консервативного экстремизма. В результате поражения Германии и ее союзников в Первой мировой войне в этих странах критических размеров достигли военно-политический, экономический, социальный и идеологический кризисы.

Для сохранения своего господства финансовый и военно-промышленный капитал побежденных в мировой войне стран политически и экономически поддержал формирование, а затем и приход к власти фашистских партий.

В идейном плане фашизм — это национал-социалистическая идеология, базой которой являются расизм и элитаризм. Фашисты проповедали идею «величия нации», избранной «расы господ» арийского происхождения. Другие народы они считали неполноценными, надлежащими порабощению или уничтожению. Фашисты взяли на идейное вооружение теорию немецкого философа Ф. Ницше о праве высшей расы сверхлюдей в своих интересах отвергать нормы общественной морали, обеспечивать господство сильных над слабыми.

Особое место в структуре политического режима фашизма занимала фашистская партия. Ее отличительными чертами были жесткая строго иерархическая вертикаль подчинения с культом вождя, сочетание массового террора с политикой социальной демагогии, открытый агрессивный характер внешней политики, активное сращивание с государственным аппаратом. Придя к власти, фашисты ликвидировали избирательное право и парламентские режимы, запретили деятельность политических партий и организаций, ввели полный контроль над средствами массовой информации и политическую цензуру, уничтожили все демократические свободы, создали разветвленную систему политического сыска для интернирования, или ликвидации инакомыслящих.

Во внешней политике фашистские режимы проводили политику агрессии, «завоевания жизненного пространства», экспансионизма. Во внутренней политике фашистская идеология привела к созданию тоталитарных государств во главе с вождями: в Германии — А. Гитлера, в Италии — Б. Муссолини, в Испании — Ф. Франка, в Португалии — А. Салазара.

В современных условиях все демократические цивилизованные государства ведут бескомпромиссную борьбу с рецидивами фашистской идеологии, добиваются полного искоренения.

megaobuchalka.ru

Национализм

Национализм — понятие, первоначально обозначающее приверженность людей ценностям своей нации (этноса), идеологию и групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса. Современное понятие национализма имеет много определений и интерпретаций, лежащих в диапазоне от таких позитивных, как приверженность людей интересам своей нации (этносу), ее культурным ценностям, до таких сугубо негативных, как идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов. Первое определение, акцентирующее «положительные» и «естественные» качества национализма, соответствует представлениям, распространенным в зарубежной научной этнологии, а второе отвечает тем признакам национализма, которые устойчиво закрепились в сознании большинства граждан России и СНГ.

Термин «национализм» возник в эпоху Великой Французской революции как обозначение чувства принадлежности своей нации (в отличие от прежней принадлежности королю). Развитие националистических движений совпадает с развитием наций-государств в Европе в постнаполеоновский период. Подъем национализма в Европе в XIX в. предшествовал возникновению таких государств, как Италия и Германия. Их объединение не могло осуществиться, пока народы этих стран мирились с тем, что их рассматривали как подданных того или иного государя, монарха, а не как итальянцев или немцев.

[adsense]

Однако уже к концу XIX в. многие теоретики говорили о существовании тенденции к упадку национализма и замене его идеологиями интернационализма и космополитизма. Эти предположения развеяла первая мировая война, которая велась в соответствии с националистическими принципами. Впоследствии национализм тесно связался с антиимпериалистическими движениями за самоопределение стран третьего мира.

Вообще национализм получает развитие либо в процессе борьбы за независимость, национальное самоопределение народа, не обладающего собственной государственностью (как минимум автономией), либо в условиях борьбы с внешним противником, угрожающим лишить народ собственной государственности, покорить его. Тем самым национальные идеи и чувства способны играть позитивную роль, выступать в форме патриотизма, содействующего мобилизации сил общества на решение возникающих перед ним задач, облегчая преодоление трудностей и испытаний, могущих сломить нацию, энергия и пассионарность которой не пробудились или пошли на спад. Таким образом, национализм как идеология и практика национально-освободительного движения ранее угнетенных или неполноценных народов имеет историческое оправдание, хотя и включает ложную идею национальной исключительности.

Национализм преимущественно негативного содержания начинается с искусственного гипертрофирования и субъективного противопоставления «своего» национально особенного своеобразию других наций. Признание, своих этнических черт «наилучшими», свидетельствующими о «бесспорном превосходстве», есть аномальное состояние сознания тех, кто выступает в качестве его носителей — индивидов, социальных групп или даже значительной массы людей, попавший под его влияние в силу тех или иных социально-экономических и политических причин. На межличностном и групповом уровне национализм выступает в виде этнических симпатий и антипатий, предпочтений и других проявлений этнической психологии.

Национализм имеет много разновидностей, поскольку его политическая направленность и социальная основа могут быть различными. По своей сути национализм иррационален. Он использует глубоко коренящиеся в социальной психологии людей этнические предрассудки, настроения и чувства. Психология национализма проявляется преимущественно в целом комплексе негативных эмоций по отношению к другим нациям и этническим группам. Вместе с тем психология национализма всегда связана с национальной значимостью, переоценкой собственной нации, с чрезмерной идеализацией ее успехов и достижений. Идеи национальной исключительности и превосходства, недоверие к другим нациям нередко перерастают в межнациональную вражду, экстремизм и ксенофобию.

Национализм может возникать как стихийно, так и преднамеренно благодаря действиям ловких манипуляторов общественным сознанием ради достижения определенных политических целей. Национализм способен перерастать в движение, стремящееся к завоеванию социальных привилегий для представителей определенной нации, и утверждение ее превосходства над другими этническими группами. Национализм постоянно стремится к мимикрии, прикрывая свою враждебность к другим народам ссылками на национальный патриотизм, необходимость обеспечить защиту национальных интересов собственного народа, сохранять и развивать его национальное самосознание и культуру. Но во всех случаях он появляется на основе иррациональных психических процессов, для которых характерно некритическое восприятие своей собственной этнической общности.

Национализм проявляется в различных формах — от псевдодемократического этнократизма, ущемляющего права граждан других национальностей под предлогом этнической чистоты, восстановления исторической справедливости, спасения национальной культуры и т. п., до откровенного фашизма и нацизма, безжалостно уничтожающих представителей других якобы «неполноценных» наций. Специфическим выражением национализма могут выступать также сепаратизм и изоляционизм, разрывающие естественные связи между народами и наносящие ущерб представителям как «чужих», так и «своей» наций.

В России и за рубежом, исходя из двух представлений о нации как гражданской или этнической нации, выделяют две основные разновидности национализма: гражданский (государственный) и этнокультурный (этнический). Первый основывается на понятии нации как политической общности или согражданства; второй рассматривает нацию как этнокультурную категорию, как общность, имеющую глубокие исторические корни, социально-психологическую или даже генетическую природу. Первый чаще всего отождествляется с патриотизмом, но в своих крайних политических формах может обретать формы государственной агрессивности, шовинизма или изоляционизма. Второй чаще всего используется национальной элитой как средство обеспечения доступа к власти и ресурсам, установления этнократических режимов для «оправдания» этнического сепаратизма и создания «своей» национальной государственности.

Во второй половине XX в. национализм в том или ином виде проявился в большинстве стран мира. В одних случаях, как в Западной Европе, он явился реакцией на интеграционные процессы, стирание границ между государствами, что породило опасения за сохранение вековых традиций, культуры, национальной самобытности народов региона. В других случаях подъем национализма был реакцией на крупные социально-экономические потрясения, связанные с распадом СССР, СЭВ и Организации Варшавского Договора, изменение социально-политической ориентации развития государств Восточной Европы после крушения там прежних режимов. Националистические проявления нередко сопутствуют процессам национального возрождения, которые охватили сегодня многие отставшие ранее в своем развитии народы, проживающие в различных регионах мира. Зачастую эти естественные и здоровые в своей основе процессы приобретают гипертрофированную форму, сопровождаются всплеском националистических настроений и ксенофобией.

Национализм имел место и в некоторых республиках СССР, особенно среди «титульных» наций, пользующихся различными привилегиями. С середины 80-х годов XX столетия он проявился более открыто, что привело к росту национал-сепаратизма и сыграло решающую роль в распаде СССР на независимые государства. В большинстве этих государств проявляется откровенный этнонационализм по отношению к русскому и русскоязычному населению. Вследствие этого миллионы граждан «нетитульных» национальностей вынуждены выехать из государств ближнего зарубежья, не выдержав грубых националистических притеснений. Националистические чувства и страсти разгорелись и в Югославии, где национализм привел к межнациональным войнам и конфликтам, массовым миграциям населения.

Национализм в форме этнического сепаратизма особенно активно проявляется в России с 90-х годов XX в. В Конституциях ряда республик в составе Российской Федерации, вопреки ее Конституции, зафиксировано право выхода из состава Федерации. Попытки де-факто выйти из состава РФ имели место со стороны Чечни. Несмотря на принятые меры по укреплению вертикали власти, угроза расчленения России сохраняется.

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1814 Родился Павел Степанович Савельев — русский археолог, востоковед-арабист, нумизмат. Главная заслуга Савельева заключается в целом ряде открытий по золотоордынской нумизматике, в новом определении топографии монетных кладов в России и в популяризации нумизматическо-археологических сведений о Востоке.
  • Дни смерти
  • 1894 Умер Остин Генри Лейард — английский археолог, исследователь Ниневии и Нимруда, обнаружил знаменитую царскую библиотеку клинописных табличек Ашурбанипала.
  • 1994 Умер Мамедали Гусейнов — азербайджанский и советский археолог, основоположник азербайджанской школы по изучению палеолита.
Свежие записи

arheologija.ru