Основные этапы развития средневековой философии – 15. Основные этапы развития средневековой философии, проблемы, представители

15. Основные этапы развития средневековой философии, проблемы, представители

Средневековая философия проходит два этапа своего развития: патристику и схоластику. Патристика представляет собой направление богословско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов – Отцов церкви. В этот период происходит становление христианского вероучения.

Патристика может быть разделена на три содержательных этапа. На первом этапе выдвигаются такие фигуры как Иустин Философ, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. Эти мыслители занимались апологетической деятельностью, т. е. отстаивали истинность христианского учения перед лицом языческого античного мира. Второй этап – это этап зрелой патристики III-V вв., когда разворачивается деятельность Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова , составивших Каппадокийскую школу. В это время христианство обретает статус государственной религии.

Главная особенность третьего периода патристики (V-VIII вв.) в том, что это период систематизации вероучения, которая связана с именами Иоанна Дамаскина – на греческом Востоке и Боэция – на латинском Западе.

Схоластика представляет собой направление религиозно-философской мысли IX-XIV вв., характеризующееся стремлением к систематизации и рационально-логическому обоснованию христианского вероучения. Схоластика включает три этапа своего развития. Ранняя ее форма (9 — 12 вв.). Ее представителями являются Иоанн Скот Эриугена, , Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Росцелин.

Этап зрелой схоластики приходится на XII — XIII вв. Главные мыслители этого периода – Альберт Великий, Фома Аквинский. Схоластика достигает своего расцвета, в рамках деятельности множества университетов, главным из которых можно считать Парижский университет.

Поздний этап развития схоластики (XIII-XIV вв.), представленный именами Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама происходил на фоне ослабления авторитета католической церкви, чему соответствовал процесс освобождения философии от влияния теологии, а также возрастание влияния позитивного, опытного знания.

16. Проблема веры и разума в средневековой философии

Проблему веры и разума с полным правом можно назвать центральной проблемой схоластической философии. Впервые она актуализируется уже на заре средневековой философии. Знаменитое тертуллиановское высказывание «Верую, ибо абсурдно» однозначно отметает разум в вопросах веры, христианская вера принципиально непонятна с позиции философского рационализма.

Что касается Августина, то для него вера обладает приоритетом перед разумом. Через шесть веков после Августина Ансельм Кентерберийский, выдвинув формулу «Верую, чтобы понимать», фактически поддержал августиновскую позицию, однако по вопросу их соотношения высказывались и другие мнения. В частности Абеляр отдавал приоритет разуму перед верой. Чтобы выразить его точку зрения, ансельмовскую формулу следует перевернуть: «Понимаю, чтобы верить».

В целом в процессе развития средневековой философии перевес в соотношении веры и разума постепенно перемещался в сторону разума. Фома Аквинский оказался последним выразителем концепции гармонии веры и разума. Он считал, что хотя основные догматы и таинства христианства и превосходят разум, они все-таки не могут противоречить ему. Уже одновременно с Фомой начинает набирать силу теория «двойственной истины», согласно которой истины веры и разума могут противоречить друг другу: истинное с точки зрения разума может быть ложным с точки зрения веры и наоборот. Автор этой теории – арабский мыслитель Ибн-Рушд (Аверроэс) (1129 — 1198). Распространение этой концепции фактически привело к разделению двух областей знания, единых в рамках средневековой культуры: философии и теологии.

studfiles.net

Основные этапы развития средневековой философии

В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику.

1). Патристикавключает в себя теолого–философские взгляды «отцов церкви», обосновавших христианство, опираясь на античную философию, на идеи Платона.

Патристика (христианскоебогословиеII — VIIIвв.). Представителиэтогопе­риода: Тертуллиан, КлиментАлександрийский, Ориген, АвгустинАврелийидр.

Эти Отцыцерквиотстаивалирелигиозныехристианскиедогматыпротивязычестваи гностицизма, утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основнымитемамипатристики являютсяпроблемасущностиибытияБога, про­исхождениезлавмире, теодиция (богооправдание), свободаволичеловекаивоз­можностьспасениядуши, проблемабожественнойпредопределенностиисториии человеческойжизни, обоснованиеновоголинейногопредставленияобисториии др.

Августин Аврелий (Блаженный) соединил в своём учении неоплатоническую философию с христианскими постулатами. Бог – есть причина всего, он сотворил мир и продолжает творить его. Он разработал проблему теодиции(оправданиеБога в отношении допускаемого им зла на земле). Добро – это проявление Бога на земле, зло – это недостаток добра. Зло возникает из-за удаленности материального образца от идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предметов, материя искажает идеал, превращая его в несовершенное подобие. Августин Аврелий отказывается от рационального познания, полагаясь лишь на веру. «Верю, чтобы понимать». Заслуга Августина в том, что он показал жизнь «внутреннего человека» — души и определил её как невероятно сложное и неопределённое.

Этапы патристики:

1. Апологетика (II – III вв.)

Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения.

2. Классическая патристика (IV – V вв.) систематизация христианского учения.

3. Заключительный период (VI – VIII вв.) стабилизация догматики.

2). Схоластика, логика ее развития.

Схоластика(IX -XIV) обозначает«школьнуюфилософию», мудростькото­ройобучаютвмонастырскихшколахиуниверситетах. Схоластикаразвиваетпро­блемыпатристики, систематизируетирационализируетхристианскоемировоззре­ние.

Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения принципов веры. Схоластика не отрицала рационального познания, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. Она сыграла роль в развитии логики и других теоретических дисциплин, хотя затормозила развитие естественных наук.

Схоластика проходит в своем развитии следующие периоды:

1. Ранняя ( IX – XI вв.)Эриугена, Ансельм Кентеберийский

2.Зрелая или классическая (XII – XIII вв.) Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др.

3. Поздняя (XIII – XIV вв.)Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, МейстерЭкхарт и др.

Основнымивопросами схоластикиявляются: проблемысоотношенияверыиразума, единичногоиобщего, вопросыобытииБога, возможностиспасениядуши. Центральноеместозанимаетспоробуниверсалиях — общихпонятиях, оботно­шенииединичногокобщемуиореальностисуществованияобщего. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: Объективно ли существуют общие понятия или же объективно (реально) существуют только единичные предметы? В зависимости от ответа на вопрос в средневековой философии формируются три позиции.

 

1). Реализм(отлат. реалес— вещь). Реалистысчитали, чтообщиепонятия (человеквообще, домвообще) существуютвреальности, нарядусединичнымиявлениями. Представители:Эриугена, Кентерберийский, ФомаАквинский.

2). Номинализм(отлат. номина — имя). Номиналистыполагали, чтореальнытолькоединич­ныевещи, аобщиепонятия — этолишьслова, названия, спомощьюкоторых людиобобщаютединичное. Представители: И. Росцелин, У. Оккам.

3). Концептуализм.СоздателемконцептуализмаявляетсяПьерАбеляр.

Он примирилреалистовиноминалистов. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта.

Средневековые философы

ФилософияИоанна Скотт (Эриугены), Ансельма, Абеляра, Фомы Аквинского.

Крупнейшим схоластом эпохи формирования самой схоластики можно считать Иоанна Скота Эриугену. (810 – 877). Живший в Ирландии, он переводит Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла и возвращает диалектике античный смысл. Диалектика – не только наука о правильном мышлении, но и учение об общих принципах бытия. Чтобы «правильно», по — христиански жить, надо правильно познавать, но для этого необходимо «правильно» мыслить. В 865 он пишет свой главный трактат «О разделении природы» в духе

неоплатонизма. Философ отказывается разделить мнение ортодоксов о том, что Откровение выше разума. Если Откровения учит одному, а разум — другому, то философ должен доверять больше разуму. Теология не отделяется от философии, но рационализируется в ней. В области онтологии Эриугена приходит к пантеизму. Он начинает с того, что выясняет, какое отношение имеет Бог к миру, разделяя его природу на модусы бытия. Фактически Бог не рассматривался им как абсолютная Личность.

Крупнейшим схоластом XI в. является Ансельм Кентерберийский (Anselm) (1033—1109), получивший прозвище «Второго Августина». С

1093 — архиепископ Кентерберийский (Англия). Занимал позицию умеренного реализма.

Ансельм полагал, что рациональному доказательству доступны все «истины откровения». Диалектика оказывается, своеобразным орудием веры: христианское вероучение, с одной стороны, обусловливает исходные посылки диалектического рассуждения, а с другой — предопределяет и его конечные выводы. Попытка рационально обосновать догматы вероучения (сотворение мира из ничего, догматы Троицы, первородного греха, искупительной жертвы Иисуса и др.) осуществлялась на концептуальной основе философского «реализма». Ансельм выдвинул так называемое онтологическое доказательство существования Бога.

Пьер Абеляр (Abelard, Abailard) (1079—1142) — французский философ и теолог, при жизни получил известность как блестящий полемист, имевший множество учеников и последователей.

Основные произведения: «Да и нет», «Диалектика», «Введение в теологию», «Познай самого себя», «История моих бедствий» (единственная средневековая автобиография философа-профессионала). П.Абеляр рационализировал отношения веры и разума, полагая обязательным условием веры понимание («понимаю, чтобы верить»).

Исходными принципами критики Петра Абеляра авторитетов церкви выступали сомнение в безусловной истинности положений веры и тезис о необходимости осмысленного отношения к священным текстам (так как «богословы часто учат тому, чего сами не понимают»). Радикальному сомнению Петр Абеляр подвергал любые тексты, кроме непогрешимого Священного Писания: могут заблуждаться даже апостолы и отцы церкви. Петр Абеляр полагал, что в компетенцию веры входят суждения о невидимых вещах, не доступных человеческим чувствам и, следовательно, находящихся за пределами реального мира. Необходимость существования другого способа достижения истины Петр Абеляр видит в диалектике или логике как науке о речи. Развивая свой метод, он подчеркивал, что логика имеет дело только с именами и языковыми понятиями. Разрабатывая диалектику как искусство отличения истины от лжи, Абеляр пытался обойти крайности как реализма, так и номинализма. Его собственная позиция по этому вопросу получила название концептуализма. Диалектика Абеляра также внесла вклад в разработку диалектического метода. Значительное место отводит он проблемам этики.

Наиболее значительной фигурой в схоластике следует признать создателя томизмаФому Аквинского(Thomas Aquinas) (1225/1226—1274) средневекового теолога и философа, одного из крупнейших представителей схоластики 13 в.

Первое, что Фома Аквинский считал необходимым сделать, — трансформировать аристотелевское понимание науки, знания, познания применительно к основной гносеологической проблеме средневековой философии (проблема соотношения веры и знания).

Фома Аквинский боролся против номиналистов. Доказывал необходимость сотрудничества философии с теологией в познании мира, обосновании первичности Бога и вторичности природы. Причиной возникновения и развития всего сущего он считал Бога, который вечен и является абсолютно совершенным духовным существом, заключающим в себе всю полноту бытия в виде идей как образцов, по которым он из ничего сотворил природу.

«Новое» в учении Фомы Аквинского по сравнению с другими схоластами заключалось в его попытке теоретически обосновать служебную роль философии по отношению к теологии. Знания Бога, даваемые философией, косвенны и относительны, знания же Бога, даваемые теологией, абсолютны.

 

Проблема «универсалий»

Универсалии− (лат. universalis — общий) — общие понятия. Проблема Универсалий в историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как:

1. проблема соотношения единичного и общего;

2. проблема соотношения абстрактного и конкретного;

3. проблема соотношения бытия и мышления — являясь фактически первой в едином проблемном комплексе.

В современной философии культуры понятие универсалийиспользуется также в значении универсалий культуры, т.е. основ понимания мира и места человека в нем, формирующихся у каждого индивида в таком процессе, как социализация, систему координат, исходя из которой человек воспринимает явления действительности и сводит их в своем сознании воедино. В Универсалиях культуры, таким образом, конституируется мировоззрение, специфичное для того или иного этапа культурной эволюции.

Набор культурных универсалий достаточно стабилен (мир, изменение, причина, целое и т.п. — как Универсалии объектного ряда; человек, счастье, государство, честь, справедливость и т.п. — как Универсалии субъектного ряда; познание, истина, деятельность и т.п. — как Универсалии субъект-объектного ряда), а их содержание специфицируется в различных традициях, задавая характерные для них системы символизма и дискурсивные практики.

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.77-96




infopedia.su

Специфика и основные этапы развития средневековой философии.

Фил-я Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский) представляет собой непосредственное продолжение античной мысли, но, одновременно с этим, выступает как иная система осмысления Бога, Мира и Человека. Речь идёт о тесной взаимосвязи фил-и с религией ( иудаизм, христианство и ислам). Античная мысль была космоцентрична, а средневековая- теоцентрична, то есть всё и вся состоит с идей Бога.Основные этапы развития: 1.Этап патристики (связан с деятельностью отцов церкви) 2в-6в н.э. 2.Анализ возможностей Слова.7в-10в. 3.Схоластика 11в-14в. Ранняя схоластика-11в-12в. Поздняя схоластика 13в-14в. Основные проблемы: Трансцендентного; «Источников сущего»; Человека; Соотношение веры и разума; Тема любви; Смысла истории и жизни человека в исторической перспективе.

13.Фил-ая с-ма Фомы Аквинского.

Фома Аквински (1225-1274гг.) — уроженец Италии, выходец из знатной семьи, связанной с императорами Римской Сначала учился в Неапольском университете, а потом в Кельнском. Длительное время он преподавал теологию в Парижском университете.

Творчество Аквинского («томизм») охватило целый ряд областей знания: теологию, философию, право. Философия Фомы начинается с категории бытия, которое обозначает все, что есть и все, что может стать. «Бытие есть и оно есть истина». «Вещи же могут меняться. Следовательно, они есть истина». Однако все вещи — это часть чего-то полного, целого, какой-то предельной полноты бытия. Такая предельная полнота бытия есть Бог. Как видно, философию Фома использовал для обоснования христианского вероучения, доказательства бытия Бога. Творчество Фомы Аквинского получило большое признание в философских кругах католицизма. Со временем (с конца XIX в.) когда Римский Папа объявил учение «святого Фомы» единственно истиной философией, а ее автор был провозглашен «всеобщим доктором» (учителем) католиков. И в XX столетии его учение возрождается в философии неотомизма. Несмотря на усилия католической церкви, средневековое общество было неоднородным. Существовавшая в его недрах борьба отражалась в истолковании возникшей в X — XI в. проблемы единичного и общего философскими группировками номиналистов и реалистов.

14.Осн черты мировозр эпохи Воз-ния и их отражение в фил-ой мысли. Обратная сторона Ренессанса. Важным этапом в развитии общества, в том числе и философской мысли, является эпоха
Возрождения. Термин «Возрождение» (Ренессанс) впервые встречается у итальянского живописца- историка искусства Вазари в середине 19 в. Этот
термин прочно вошел в научный оборот, хотя его нельзя признать вполне обоснованным, так как в нем не отражается социально-экономическое содержание эпохи, подчеркивается лишь
возрождение античной культуры. Эпоха Возрождения — это период перехода общества от средневековья к Новому времени. Он охватывает три века с 14 до 17 и характеризуется не столько возрождением античной культуры сколько ломкой старых феодальных производственных отношений и появлением внутри средневекового общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, науки и культуры, ростом городов, зарождением нового класса — буржуазии. Становление
буржуазного общества влекло за собой перемены в умонастроениях людей и обуславливало формирование нового типа личности. Эти перемены были связаны, прежде всего, с процессом освобождения человека от прежних институтов власти и процессом секуляризации общества. На этой основе вырастало новое самосознание человека, новая его общественная позиция — гордость и самоутверждение На первый план выдвигалась инициативность и предприимчивость. Ценность человека начала определяться его собственными делами. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Важнейшими особенностями философии эпохи Возрождения являются.

1)Антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыстителей. 2)Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Если философия Средневековья теоцентрична, арактерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм Человек -не только важнейший объект философского ассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. В философии эпохи Возрождения особое место занимают по­литические концепции Николло Макиавелли (1469-1527) и Франческо Гвиггардини (1482-1540). а также социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томазо Кампанеллы (1568-1639). Николло Макиавелли — крупный и оригинальный итальян­ский мыслитель, историк и государственный деятель, автор известных трактатов «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ли­вия» и др.Объектом исследования Макиавелли были политика, личность, правителей, история расцвета и гибели государственного механизма.. Макиавелли приходит к идее «нового государя» -абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы, чтобы избежать расставленных капканов, льва -чтобы сокрушать противника в открытом бою Он должен придерживаться принципов твердой власти, приобрести умение отступать, а в необходимых случаях проявлять жестокость. Томас Мор — английский мыслитель, основоположник утопического социализма. Жил в эпоху бурного развития капитализма, эпоху «огораживания», когда в погоне за сырьем для суконных фабрик английские феодалы-помещики сгоняли с земель крестьян, отдавая луга для овец Крестьянство уничтожалось как класс. В 1516 году Мор написал «Золотую книгу, столь же полезную, как и забавную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».Все граждане «Утопии» трудятся, разумно отдыхают. Физическим трудом временно не занимаются лишь те, кто исполняет общественные функции или занят научной деятельностью Комазо Кампанелла — монах, участник борьбы за нацио­нальное освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет провел в тюрьмах. В своей книге «Город Солнца» Кампанелла дает описание общественного устройства на принципах утопического социализма Это видение будущего «Золотого века». Государство Солнца — город, кре­пость Главой Государства народ избирает выдающегося человека. В помощь ему даются 3 начальника: 1 могущество 2 мудрость, 3 любовь.

Все граждане участвуют в трудовой жизни общества

 

15.Проблема метода научного познания в ф-фии Нов времени.

17 в. -эпоха бурного развития буржуазного общества. В 17 в. Научные знания окончательно отделились от философии, а ведущей проблемой философии явл. Метод познания Проблема метода представлена в 2 познаниях: 1) эмпиризм (опыт). Родоначальник Бэккон (знания — сила), в опыте яблоко сладкое. 2) рационализм — Декарт. Философия Бэккона. Лорд-канцлер Англии, «Новый органон наук», «Новая Атлантида». Начинает с великого восстановления наук , он предлагает новую классификацию научного знания в соответствии с человеческой душой Первым видом наук явл науки основанные на памяти (естественные, гражд История) Вторые науки основаны на воображениях (поэзия) Третьи науки основаны на разуме (философия). Теологию нельзя назвать наукой. Метод Бэккона — метод эмпирической индукции (опытное) Индукция предполагает движение от фактов опытов к их обобщению на уровне разума. Опыт — частное -разум (общие), фиксирует наличие заблуждения в познании. Эти заблуждения явл. Идолами: 1) идолы рода — всеобщие ошибки заблуждения в познании Они выступают из ограниченности чел. Опыта и разума — Вера, верить всегда легче чем познавать 2) идолы пещеры — индивидуальные ошибки заблуждения связанные с различным образованием и воспитанием людей. 3) идолы рынка — ошибки и неточности в познании связанные с неправильным использованием языка (а) слова многозначимы, б) мысль не всегда может быть адекватна выражена словами. 4) идолы театра — гипостизирование понятий, т е. наделение понятий реальным статусом (вера вложенная в авторитет Первые два типа заблуждения устраняются в качестве эксперимента, вторые два при помощи индукции. Согласно Бэккону знания -сила, мы можем ровно столько — сколько знаем. Декарт — я мыслю следовательно существую. « правила для руководства ума», «первоначало философии». Метод декарта метод рациональной дедукции. Дедукция — разложение. Декарт начинает с требования универсального метода мышления сомнения. Сомневаться нужно во всем. А с другой стороны надо найти то существование , чего мы сомневаться не можем. Следовательно я сомневаюсь в существовании всего, но в том что сомневаюсь я сомневаться не могу. Я сомневаюсь — Я мыслю — Я Существую. Солипсизм — философ позиция в соответствии с которой реально существует мыслящий Я, а мир существует как содержание этого мышления Декарт вводит понятие Бога, опираясь на антологические аргументы. Только совершенное существо (Бог) может поселить сознание в несовершенное существо (людей), идею существования совершенного существа. Декарт явл сторонником врожденных идей. В отношении субстанции Декарт стоит на позиции дуализма: духовная субстанция, ее свойства мышления, телесная — свойства протяженность. . Духовное исключает проявление материального , а телесное исключает проявление духовного.

 

16.Человек, общество, разум в фил-ой мысли эпохи Просвещения.

В истории общественной мысли под эпохой Просвещения принято понимать XVh2 столетие Термин «Просвещение» был впервые употреблен Вольтером и Гердером в 1784 году в их статье: «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?». Просвещение — это идеи прогрессивной общественной мысли в период становления промышленной (индустриальной) цивилизации в Европе. Философия эпохи Просвещения представляет собой последова­тельный культ человеческого разума. Просветительская философия была по преимуществу материалистической, если иметь в виду трактовку человека и окружающей его природы Философский материализм был мировоззренческим стержнем Просвещения как движения общественной мысли. Материализм во французском Просвещении существовал в двух формах. Во-первых, это непоследовательный («половинчатый») материализм — деизм, допускавший существование Бога, который якобы после сотворения мира уже не вмешивается в его дальнейшее развитие. Во-вторых, имел место и последовательный («радикальный») материализм или атеизм. Непоследовательность французского материализма проявлялась прежде всего в трактовке им исторического процесса. История об­щества объяснялась им преимущественно как порождение причин духовного порядка: «Мнения правят миром» (Ф. Вольтер). Философия Просвещения носила оптимистический характер, ибо это была идеология восходящей буржуазии. Пафосом этого времени стала убежденность в неисчерпаемых возможностях человеческого ра­зума, в способности научного знания создать все предпосылки для общественного прогресса. Дух Просвещения — это дух свободомыслия и гуманизма. Философствование в эпоху Просвещения протекало не в форме трактатов академических ученых, а с помощью научных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, а также художественных произведений. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф. Вольтер, Д. Дидро Ж.Ж. Руссо) куда в то время переместился центр европейской философии. Основными составляющими мировоззрения французских материалистов были три основные проблемы: учение о природе, учение о познании и учение, о человеке и обществе. Учение о природе. Зачинатель французского материализма XVIII в де Ламетри (1709-1751) в своей знаменитой работе «Человек и машина» изложил почти все основные принципы, которые впоследствии были развиты, обогащены и конкретизированы французскими материалистами. Ламетри признает объективную основу наших ощущений -внешний мир. Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном движении, которое от нее неотделимо Источник движения находится в самой материи. Основную проблему философии о соответствии материи и сознания Ламетри решает материалистически, но с механистических позиций. В соответствии с этим подходом он считает душу материальным «двигателем» живого организма. Различия между человеком («Человек -машина») и животным для него лишь количественные — в размерах и структуре мозга. Учение о познании. В теории познания французские материалисты являются сен­суалистами, рассматривая ощущения как исходный акт процесса познания. Чувствовать, значит особым образом испытывать воздействие внешнего мира, исходить из факторов, из реальных явлений природы. Основными методами познания, с их точки зрения, являются наблюдение и эксперимент. Учение о человеке it обществе. В учении об обществе французские материалисты, как и другие философы, оставались идеалистами. Движущей силой развития общества они считали человеческий разум и прогресс просвещения. В учении о человеке, о воспитании, об обществе и государстве, французские материалисты отстаивали детерминизм.

 

17.Нем классич ф-фия: общ хар-ка. Теорит н практ разум И.Канта.

Немецкая классическая философия явилась вершиной рацио­налистического мышления европейской философии Нового времени Идейные (теоретические) источники этой философии весьма разнообразны. Немецкие философы И. Кант, Г. Гегель, Я. Фейербах к др опирались в своих воззрениях на идеи Платона и Спинозы, французских просветителей XVIII в., в особенности на труды Н. Кузанского, Г. Лейбница, И. Гердера, Ф. Шиллера. Немецкая классика развивалась под непосредственным и активным воздействием Великой Французской революции и ее важнейших идей. Ей характерны следующие черты: во-первых, — это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества JJ Фейербаха), как объективный (Ф. Шеллинг Г Гегель), так и субъективный (И. Кант, И. Фихте). Во-вторых, в рамках немецкой классики была обоснована диалектика как метод философского мышления. В-третьих, сама философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая все признаки науки. В-четвертых, немецкая фи­лософия выделила в структуре философии особую область знаний -знания о человеке — философскую антропологию Иммануил Кант (1724-1804). Иммануил Кант, основатель немецкой классической философии, родился в Пруссии в городе Кенигсберге в скромной семье ремес­ленника, «первый философ» Германии начала XIX в. Окончил философский факультет и работал в начале домашним учителем, а затем профессором Кенигсбергского университета. Здесь он начал писать все свои труды, здесь же и умер. В творчестве Канта принято выделять два периода: первый -«докритический» до 70-х гг. XVIII в. и второй — «критический». В «докритический» период Кант написал и опубликовал свой известный труд: «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем Кант выдвинул космическую гипотезу о возникновении солнечной системы из огромного облака разряженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответствии с основными законами механики. Ему принадлежит также идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля имела совершенно иной облик, нежели сейчас Позже эта концепция стада известной как теория Канта — Лапласа Это было величайшим завоеванием науки со времен Копер­ника Трактат важен с мировоззренческой точки зрения, так как Кант в нем практически исключает идею сотворения. Здесь Кант стоял на ма­териалистических позициях. Главными работами Канта в «критический период» являются: «Критика чистого разума» — 1781 г., «Критика практического разума» -1788 г. и др Он развивал оригинальную философскую концепцию, на­званную трансцендентальным идеализмом Корни этой концепции лежат в его гносеологии — теории познания. Кант исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи дей­ствуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. То, что видит, слышит и осязает человек — это лишь видимость, кажимость. Именно она составляет основу недостоверного, неистинного знания. За пределами видимости скрывается недоступная опыту сущность. Чувственному, опытному познанию, явлениям, по Канту, соответствуют феномены; вещам в себе, сущностям — ноумены Это понятие о вещах. Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что он выражается в форме суждений, которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от такого опыта). Особое место в своей теории познания Кант отводил человеческому разуму. По мнению философа, разум — это способность к умо­заключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей. Разум, по Канту, стремится объявить («схватить») весь мир как единое и бесконечное целое В своем этическом учении Кант сформулировал нравственный закон, который назвал «категорическим императивом» Закон требует, чтобы каждый индивид поступал так. чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.

 

18.Фил-ая с-ма Гегеля.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих — выдающийся представитель немецкой классической философии. Родился в Штутгарте и метод и вершиной немецкого идеализма. В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий крут областей философского знания -диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории Философскую систему Гегеля принято называть системой объек­тивного диалектического идеализма В истории философии большое значение имела критика Геге­лем агностицистской теории познания Канта. Он утверждал, что исследование познания возможно только в процессе познания Отвергая субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель доказал, что сущность «является», т.е. обнаруживается, а явление «существенно». Отвергая кантовское положение о непознаваемости «веши в себе» он утверждал, что не существует ничего непознаваемого. Столь же определенно выступал Гегель и против философии Фихте. В противовес ему Гегель утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого «Я», самосознания, так же как не могут быть сведены к нем} Гегель сосредоточил свое внимание на изучении процесса познания. Он утверждал, что научные категории не являются субъективными, не представляют собой достояние одного лишь субъекта; они объективны, т.е. существуют независимо от субъекта, и внутренне присущи самим предметам, образуя духовную основу всего материального. Различие между субъектом и объектом существует лишь в сознании Но не в индивидуальном сознании, как полагали Кант и Фихте, а в неком безличном, сверхприродном, сверхчеловеческом сознании, которые Гегель именует «абсолютной идеей» Гегелевская «абсолютная идея» отличаегся также и от шеллинговского «мирового духа», который представляет собой нечто бессознательное, в то время как Гегель видит сущность всего существующего в мышлении. Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Абсолютная идея, по Гегелю, в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Она как бы руководит «хором» всех мировых событий, выступая как истинное, вечное, могущественное начало и движущая сила всего существующего. В теоретической системе Гегеля исходный принцип его философии -тождество (совпадение, слияние), бытия и мышления. Гегель его понимает так: логическое предшествует историческому, т.е. понять сущность исторического процесса можно лишь тогда, когда он прошел все стадии и дошел до высшей точки развития, когда видна истина этого процесса. А логика процесса и есть идея, ради которой развертывается процесс. Таким образом, по Гегелю, законы логики являются подлинными законами природы и человеческой истории. Поэтому, по Гегелю, мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительно разумно, все разумное рано или поздно становится действительным», — подчеркивал Гегель. Здесь все поставлено с ног на голову Однако рациональным зерном в этих положениях является гениальная догадка о единстве законов мышления и законов объективной действительности. Философия Г. Гегеля оказала значительное влияние на ста­новление философии как системы знания. Оценивая творчество Гегеля в истории философской мысли, следует отметить, что диалектика является рациональным зерном философии Гегеля, но она носит идеалистический характер, мистифицируя и искажая реальные связи. Образно говоря, Гегель поставил мир на голову и создал искаженный образ действи­тельности. Между методом и системой Гегеля существуют очевидные противоречия Так, Гегель считал свое учение последней ступенью развития мирового духа, что придавало его философии консервативный характер.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

10. Возникновение христианства. Основные этапы развития средневековой философии. Патристика и учение а.Аврелия

Средневековая философия – философия периода феодализма и укрепления христианства как главной духовной силы общества. Зародившись, христианство, однако, долгое время соседствовало с другими формами духовности: язычеством, иудейством, античной философией и стремилось к самоопределению. Особенно напряженными были его отношения с философией. Первоначально христианство противостояло ей, но со временем стало все больше испытывать влияние философской умозрительности и пытаться использовать созвучные воззрения (стоицизма, неоплатонизма) и возможности разума для утверждения веры.

Начало синтезу христианской теологии и античной философии положил основатель еврейской философии Филон Александрийский (I в. до н.э. – I в.). Он попытался соединить языческое мировоззрение с основными понятиями философии Платона и осмыслить Бога как источник всего сущего, обосновав тем самым принцип монотеизма (единобожия). Продуктивными для христианского философствования оказались идеи о трансцендентном (греч. – выходящее за рамки чувственного опыта) Боге как о едином и непознаваемом существе, некоей Абсолютной Личности, возвышающейся над миром, о Логосе как Слове Божьем, с помощью которого осуществляется замысел Бога – построение мироздания и его венца – человека. Эти идеи переплетаются с неоплатоническим учением о недоступности Бога человеческому мышлению, о том, что Бог – великая тайна, что божественное как таковое открывается избранным (пророкам) в мистической интуиции, когда в состоянии полного отказа от всего земного происходит сверх-умное, экстатическое (в экстазе) восхождение к Богу.

Филон Александрийский подготовил, таким образом, фундамент христианской теологии, его, по праву, называют «настоящим отцом христианства». Философия же в таком синтезе все дальше отходит от присущего ей абстрактно-теоретического объяснения мира. Изменяется ее предмет: уже не природа и Космос, как это было раньше, а особый мир божественного бытия и взаимоотношений человека и Бога становится объектом философского интереса. Философия обретает форму религиозной философии, превращаясь в «служанку богословия».

В развитии средневековой христианской философии выделяют два больших периода: патристики и схоластики. Патристика (от лат. – патрик, отец) своими корнями уходит в I — II вв. и представляет совокупность учений «отцов Церкви», направленных против язычества, иудейства и традиционной философии. С III — IV вв. патристика разрабатывает основы христианской теологии, используя для этих целей, как и Филон Александрийский, философию стоиков и неоплатоников. Своих вершин она достигает в творчестве Аврелия Августина – представителя поздней патристики.

С VIII в. начинается второй период – период схоластики, отличительной особенностью которой становится систематизация христианской философии на основе аристотелевских идей. Пройдя этапы становления (VIII в.), формирования (IX — XII вв.), схоластическая философия достигает расцвета в работах Альберта Великого и Фомы Аквинского. Поздний ее этап (XIII — XV вв.) связан с именами немецкого философа теолога Иоанна Экхарта (1226-1274 гг.) и английского религиозного мыслителя Уильяма Оккама (1300-1350 гг.).

Аврелий Августин (354-430 гг.) известен многочисленными произведениями, где он попытался раскрыть суть перехода от языческого мировоззрения к христианскому, укрепить теоретическую базу философии, основанную на христианском монотеизме. Главные из них – «Исповедь» и «О граде Божьем».

Центральным пунктом его философской системы выступает Бог как высшая реальность и сущность всего. Он сотворил мир и продолжает творить и совершенствовать его. Бог ни от кого и ни от чего не зависит, он творит все актом свободной воли, а не по необходимости. Такая позиция получила название теоцентризма (тео – Бог) и креационизма, так как основывалась на догмате творения мира.

В учении о человеке Аврелий Августин следовал платоновской традиции двойственности его природы, но в большей степени его интересовала человеческая душа, он трактует ее как нечто бестелесное и самобытное, близкое к Богу, а потому и превосходящее бренное тело. Важными особенностями души называются разум, воля и память. Судьба человека предопределена Богом, хотя Бог наделяет свое творение свободой воли. Подлинная свобода при этом понимается, как осознание необходимости следовать заветам Бога, «жить в Боге». Воля, став подлинно свободной, превращается в акт веры. Вера становится высшим проявлением воли, и в ней Аврелий Августин видит характерную особенность человеческого бытия. Не мышление, говорил он, а воля определяют активность человека; мышление же лишь пассивно отражает происходящее.

Но волевое начало способно как привести к истине, так и отвратить человека от нее, увести в мир страстей и наслаждений, в мир зла, как это случилось с Адамом и Евой. Решая важную христианскую проблему – теодицеи (учение, стремящееся согласовать идею всеблагого Бога и наличия в мире зла),

studfiles.net

12. Особенности, этапы развития и основные проблемы философии Средневековья

Философия средневековья– теоцентрична (основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф. Фундаментальные идеи средневековой христианской культуры:

Монотеизм: абсолютная трансцендентность и уникальность единого Бога; Креационизм : творение мира из ничто; Идея личности; Идея первородного греха; Идея спасения через веру; Понимание любви как благодати, в отличие от греческого эроса; Утверждение уникальности истории и жизни. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в.). Философия , которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия , прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Теоцентризм – (греч. theos – Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio – творение, создание).Провиденциализм – (лат. providentia – провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение – в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Этапы развития средневековой философии: Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта) Наиболее влиятельный из отцов церкви – Августин Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеляр) Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский) Основные направления средневековой мысли: реализм, концептуализм, номинализм. Основные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, благодати и природы, свободы воли, проблема универсалий и доказательства бытия Бога. Патристика – совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

13. Философия Августина Блаженного

► Учение Августина Аврелия Блаженного (354-430 гг.). Идеи:

1. Идея прогресса общества от «града земного» к «граду божьему».

Град земной – люди, которые в суете, аморальны, вне истинной религии, живут физическими потребностями.

Град божий – люди живут в истинной религии, абсолютно моральны и высокодуховны.

2. Идея абсолютности добра (оно от Бога) и относительности зла (оно от человека). Все виды зла есть нарушение христианских норм.

3. Августин Блаженный дал первое теоретическое доказательство первичности Бога в онтологии, гносеологии и аксиологии.

studfiles.net

13. Основные этапы развития средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.

В средневековой европейской философии выделяют два основных этапапатристику (от II в. до VIII в.) и схола­стику (от IX в. до начала XV в.). Апологетика – ранняя патристика. Время средневековой философии заканчивается к XV в., когда философия осво­бождается от власти церковных канонов.

Истоки философии Средневековьянаходятсяв ан­тичной философии, затем некоторое время она формиро­валась одновременно с религией христианства.

Характерные черты средневековой философии: теоцен­тризм, креационизм, провиденциализм, принцип откро­вения.

Охарактеризуем их:

Теоцентризм это принцип, согласно которому в центре мироздания находится Бог — духовный абсолют, вневременной и внепространственный. Бог оли­цетворяет всю полноту как божественной природы, так и человеческой.

Креационизм означает следующее: Бог — тво­рец, он создал мир из ничего, в начале творения были божественная воля и божественное слово — Логос. Боже­ственное творение изначально гармонично, мир создан бла­гим, и это являлось основой средневекового этического оптимизма и философского объективизма.

Третий принцип, провиденциализм, гласит: Бог управляет миром, история — это исполнение истинного предначертания, события зем­ной жизни имеют высший смысл.

Суть четвертого принци­па, откровения: Бог открывает человеку свою волю и исти­ну бытия через священные книги. Библия — книга книг, в ней ключи ко всем смыслам мира, к тайнам спасения.

  • Философия этого периода занималась формально-логиче­скими комментариями к священным текстам, особенно в период схоластики. Было развито искусство толкования священных текстовэкзегетика. Уже первые христиан­ские мыслители обращались к символической трактовке Свя­щенного Писания. Такой подход распространялся и на все явления в мире. В связи с этим разрабатывались герменев­тика — искусство толкования, семиотика — учение о зна­ках языка и знаках вообще.

Основные идеи средневековой философии:

1. Идея монотеизма (единобожия) иидея потусторонне­го мира. Мера воздаяния за жизнь на земле. Человек об­ретает горизонт надежды, у него появляются прошлое и будущее.

2. Тесная связь с Библией как источником знания о Боге, мире, человеке и его истории.

3. Дуализм божественного и человеческого, сакрального и греховного.

4. Теодицея как богооправдание и эсхатология как учение о судьбах мира и человека.

К главным проблемам, которые обсуждались в средне­вековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий.

Проблема соотношения веры и разума решалась автора­ми по-разному:

Аврелий Августин: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональ­ных выводов.

Пьер Абеляр: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к погло­щению теологии философией.

Тертуллиан: верую, ибо нелепо. Этот вари­ант предполагает расхождение разума и веры, ведет к кон­цепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии.

Вторая проблемадоказательство бытия Богаэто рациональные доводы, приводимые философами в под­держку веры, в существование Бога. Основными доводами были: онтологический довод, космологический довод, те­леологический довод.

Суть онтологического довода состоит в том, что из идеи Бога как высшего существа и совершен­ной реальности вытекает его бытие, поскольку бытие — составная часть высшего совершенства. Для разработки онтологического до­казательства бытия Бога много аргументов приводили Ав­густин и Ансельм Кентерберийский.

Космологический довод предполагает наличие абсолютного начала мира, творца.

Телеологический довод сводится к тому, что целе­сообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя.

Космологическое и телеологическое доказательства были разработаны Фомой Аквинским.

Третья проблема средневековой философии, особенно в период поздней схоластики, — проблема универсалий. Она состоит в определении онтологического статуса общих по­нятий — универсалий. Основными вариантами решения этой проблемы были номинализм, реализм и концептуа­лизм.

С точки зрения реализма (Августин, Ансельм, Фома Аквинский), общие понятия существуют реально, само­стоятельно, и вне вещей, и в вещах — как их сущности.

Согласно номинализму, универсалии возникают лишь в че­ловеческом уме и вне его не существуют. Так считали французский философ-схоласт И. Росцелин (1050-1123/5) и английский философ У. Оккам (1285-1349).

Концепту­ализм считает, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате действия чело­веческого ума, в результате абстракции. Концептуализм, таким образом, — это средняя позиция между крайностями номинализма и реализма. К нему склонялись французскийтеолог-схоласт П. Абеляр (1079-1142) и шотландский тео­лог-схоласт И. Дуне Скот (1266/70-1308).

Уверенно выделяют два этапа средневековой филосо­фии: патристику (от «патер» — отец) от II в. до VIII в. и схоластику (от «схола» — школа) от IX в. до начала XV в.

В период патристики богословы, Отцы Церкви отстаивали христианские догматы против ереси гностицизма и язычества, утверждали несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основными темами патристики были: происхождение зла в мире, тео­дицея — оправдание Бога, проблемы существования Бога, проблема свободы воли человека, божественного предоп­ределения истории, возможности спасения души.

Единство верытребуетсовершенной согласованности в постулатах веры, эти постулаты она должна сделатьпонят­ными и общими, т. е. символическими. Христианская вера должна оставатьсячуждой всем произвольным представле­ниям, всем противоречиям. Люди, закладывающие фундамент церкви, с полным правом называютсяотцами церкви. Они превращают веру в положения веры илидогмы.

Патристика (от лат. pater– отец)— совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей IIIII вв.,один из двух основных периодов средневековойхристианской философии. Различаютгреческую (восточную) илатинскую(западную) патристику, а такжераннюю, зрелуюипозднюю.

В ранней патристике(II—IIIвв.), в условиях гоне­ний на христианство инеустоявшейся догматики, выдвигаютсяфилософские аргументы в защиту христианства, определяются подходы к его философскому осмыслению. Наиболее значитель­ным философомранней греческой патристики был Ориген(185—263/4),латинской — Квинт Септимий «Тертуллиан (ок.160 — после 220).

Зрелая патристика (IV—V вв.) — время, когда христианство занимает ведущее положение в духовной жизни,утверждается догматика, в напряженной творческой атмосфере создаютсяосновы христианской философии.В греческой патристикев этом отношении выделяютсяГригорий Нисский(335—394) инеизвестный автор (Псевдо-Дионисий) «Ареопагитик» (кон.Vв.).Зрелую латинскую патристикувенчает творче­ство Аврелия Августина.

В поздней патристике (VI—VIII вв.) на первый план выходятразмышления над наработанным в преды­дущий периоди воспринимаемым какканонический философ­ским материалом. Выдающимися философами позднейгрече­ской патристикибылиМаксим Исповедник(ок. 580—662) иИоанн Дамаскин(ок. 675—753). Крупным мыслителемпозд­ней латинской патристики, подготовившим переход философиик схоластике, был Северин Боэций (480—525).

Главным делом философов патристики былосоздание и распространение хрис­тианского философского учения, утверждение его принципов, превращение философии в служанку Священного писания и церковной ортодоксии.В христианском духе перерабатыва­лось античное философское наследие, прежде всего платонизм. Велась идейнаяборьба вокруг догматов, преодолевались антич­ный космоцентризм, культурный элитаризм, интеллектуализм. Философская мысль патристики была сосредоточена на задачепостижения того, как соединяются Божественное бытие и чело­веческое.

Основными были для нее проблемы веры и разума; природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов; чело­веческой личности, ее свободы, путей спасения души; теодицеи; исторических судеб человечества.

Схолас­тика, или школьная философия, — это мудрость, которой обучали в монастырских школах и университетах. Схолас­тика развивает далее проблематику патристики, система­тизирует христианское мировоззрение.

К 1000 году Европа достигла в какой-то мере поли­тической безопасности и культурная деятельность ожи­вилась. Росли города, общий рост интереса к учености привел к основанию университетов. КXIIв. появляют­ся университеты —Болонский, Оксфордский, Парижский,в которых кроме богословского открываются юридический и медицинский университеты. В основу обучения в пер­вых университетах был положен принцип «учись всему — и ты поймешь: нет ничего лишнего».

Человеческое познаниедолжно прийти всогласие с ре­лигией.Философия достигаетзрелости,добиваетсясамостоя­тельности,благодаря чему освобождается от роли служанки богословия.

Суть схоластикисостоялане в опоре на сверхразумное созерцание Бога, а впоиске рациональных путей его по­знания.

Познание Бога происходитпоплодам его творе­ния и результатам его вмешательства в дела мира.Рациональное обоснование теологии потребовало пре­вращениялогики из инструмента доказательства всредство обоснования церковных догматов.Позже понятие «схола­стика» станет синонимом науки, оторванной от жизни, бес­плодной, основывающейся на некритическом следовании авторитетам.

Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики.

Отличительные черты средневековой схоластики.

  1. Схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Начиная примерно с XI в. в средневековых университетах воз­растает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носи­ла название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций подчас вырождалось в тяжеловес­ные многотомные построения.

  2. Природа перестает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять — Бога и человеческую душу.

  3. Двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «ра­зумное животное».

4) Интересное понимание проблемы души и тела. В его ос­нове — христианские догматы «Боговоплощения» и «Воскресе­ния во плоти». Ориген (III в.): дух даруется Богом и устремлен к добру, душа — начало индивидуальности, тело — подчинено ду­ше, а душа — духу. Зло исходит от злоупотребления свободой, то есть тело еще не есть начало зла.

Уже в эпоху Возрождения средневековая схоластика была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще бо­лее остро ведется в XVII в. Философы Нового времени критико­вали схоластику за отношение к природе, за символизм и алле­горизм.

Резкая критика схоластики (главным образом, со стороны протестантизма) была направлена против того, что схоластика пыталась с помощью разума дать рациональное обоснование истин откровения, доступных только вере.

К главным проблемам, которые обсуждались в средне­вековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий.

Проблема соотношения веры и разума решалась автора­ми по-разному. Можно сформулировать три варианта (те­зиса) этой проблемы:

  1. Тезис Аврелия Августина: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональ­ных выводов.

  2. Тезис Пьера Абеляра: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к погло­щению теологии философией.

3. Тезис Тертуллиана: верую, ибо нелепо. Этот вари­ант предполагает расхождение разума и веры, ведет к кон­цепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии.

Тертуллианвыдвигаетпозицию чисто веры, отвергает необходимость философского знания, так как нет необходимости в исследованиях после Христа. Ему приписывают максиму:«Верую, потому, что абсурдно».

Юстин –философия является сестрой религии и может в своих лучших образцах ставить те же проблемы, что и религиозное учение.

Западная патристика: Августин.

В творчестве Августина проблематика патристикинашла глубо­кую разработку и яркое выражение. Августин Аврелий (354—4301 родился в г. Тагасте (Сев. Африка), крестился в 387 г., был епи­скопом Гиппонским, канонизирован христианской церковью. Главные произведения «Исповедь», «О Троице», «О граде Божием».Августин развил христианский платонизм, который был самым влиятельным направлением европейской филосо­фии доXIIIв. Для Августина характернырелигиозно-художественный стиль философствования, волюнтаризм, персона­лизм, психологизм.

Центральная темачеловеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения.Основополагающая идеяАвгустина;Бог — совершенная Личность и абсолютное бытие.Из этой идеи следует его существование («онтологиче­ское доказательство бытия Бога»). Бог — абсолютнопростой, неизменный, вне времени, вне пространства. Божественное триединство можно уразуметь, представляя душу как образ Бога:

1) душа есть — утверждается Бытие, отличающее Бога-Отца;

2) душа разумеет — утверждается Разум, Логос, отли­чающий Бога-Сына;

3) душа желает, утверждается Воля, отли­чающая Бога — Святого Духа.

В Божественном разуме заключены совершенные образцы,«экземпляры» всех вещей. «Экземпляризм»Августина — позициякрайнего реализмапо проблемеуниверсалий.Бог сотворил мир, в ко­торомбытие перемешано с небытием.

Материя— почти ни­что, но онаесть благо как возможность и субстрат для при­нятия формы.

Человек – соединение души и тела.

Душа– разумная субстанция, приспособленная для управления телом

.Соединение душии теланепостижимо, душа «знает» о состо­яниях тела,не взаимодействуя с ним(проблема психофизиче­ского параллелизма).

Жизнь сосредоточена в жизни души, в ее переживаниях и сомнениях.«Сомневаюсь,—говоритАв­густин, — следовательно, живу».

Воля и любовьценнее разума.

Тело существуетв пространстве и во времени,душа— тольково времени. Августин дает психологическоепонимание време­ни как состояния души:

душа помнит— это настоящее про­шедшего,душа созерцает— настоящее настоящего,душа ждет, надеется— настоящее будущего.

Любовь и воля, разумчело­века, как и все сотворенное, изначальноустремлены кБогу.

В соотношении веры и разумаАвгустин отдастпервенство вере, провозглашая;«Верую, чтобы понимать!»Но он считает, чтовера не противоразумна, асверхразумна.Доопределен­ных ступеней постижения истиныразум может довести,но дальше — он бессилен,ведетвера.

Бог постигается душой как бы озарением(иллюминацией).

Высший свет открывается в мистическомединении с Богом.Бог есть Абсолютное Добро, т. е. истинная цель, к которой должно стремиться.Он же — абсолютный предмет любви, все остальное — средст­ва.

Свободаследование Божьей воле, любви к Богу.

Перво­родный грех, лежащий на каждом,искажает душу. Следствия греха:слабая воля к добру, склонность к дурному, шаткость Разума, телесная смертность.

Зло отклонение от направлен­ности к Богу как к абсолютной цели.Но и в грешной душеесть порыв к Богу, к спасению от греха.

ТеодицеяАвгустина строится вокруг утверждения о том, чтоглавную ответственность за зло в мире несет человек,совершивший грехопаде­ние, злоупотребивший великим Божественным даром свобо­ды. Кроме того, сотворенное не может быть безусловно со­вершенным в двух смыслах: первое— равноценным Творцу,второе —равноценным во всех своих частях.Недостаток со­вершенства чего-либо в отрыве от целого выступает как зло.

Люди делятся на составляющих Град Божий и Град земной. ЛюдиГрада Божьегонесут на себе благодать и предопределе­ны к спасению, но до конца совершенно уверенно этого не знают.Земной градобречен на погибель.Крещение необхо­димое, но не достаточное условие для спасения.Церковь выше государства, хотя земная церковь есть лишь несовер­шенное воплощение церкви небесной —Града Божьего. Государство, преследующее земные цели, – «шайка разбойников», царство насилия.

История рас­сматривается как мировая. Она идет от Адама и Евы через грехопадение. Центральное ее событие — приход Христа, по­сле него — ничто не может «вернуться на крут своя». Утвер­ждается представление о линейности, необратимости истории как истории человечества.

Становление схоластики: Ансельм Кентербирийский.

Анселъм Кентерберийский (1033-1109), выражая точ­ку зрениякрайнего реализма, считал, что общее— нечто объективное, первичное, существующее до и вне вещей, а единичные вещи — это производное от общего

Крайний реализм понятий привлекался Ансельмом для доказательства бытия Бога. Поскольку Бог предпо­лагает идею Божественного совершенства, то значит,Бог должен обладать свойством существования,так как в про­тивном случае это понятие не мыслилось бы как понятие Бога.

Бог есть то, превыше чего и больше чего нельзя ни­чего мыслить, следовательно, Бог существует.Такое раци­оналистическое рассуждение — от понятия Бога и его со­вершенства к его существованию — имело под собой ос­нования лишь в пределах крайнего реализма понятий. Это доказательство называетсяонтологическим.Впоследствии оно было опровергнуто Кантом. Таким образом можно до­казать существование любой видимости. Например, мож­но обосновать существование самого прекрасного остро­ва на свете, если существование выводить из его совер­шенства.

Фома Аквинский – Систематизатор схоластики. Доказательство бытия Божьего.

Фома Аквинский возвели­чивает человека, утверждая, что ради него создан мир. Философ стремится представить гармонично отношения:

Бог — чело­век — природа;

существование — сущность;

разум — воля;

вера — знание;

душа — тело;

индивид — общество;

мораль — право;

церковь — государство.

Аквинский (1225/26 — 1274) — монах доминиканско­го ордена, наиболее выдающийся представитель зрелой схо­ластики. Учение Аквината пользовалось большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX в. под названием неотомизма (те­чение католической философии).

Аквинат пытался обосновать основные принципы христиан­ской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом по­следнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречия с догматами творения мира из ниче­го и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.

Бог высшее начало — есть само бытие. Фома Аквинский различает бытие (существование) и сущность (только в Боге бытие и сущность совпадают), но не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущно­сти обладают самостоятельным бытием в отличие от акциден­ций (свойств, качеств), существующих только благодаря суб­станциям. Отсюда выводится различие субстанциальных и акцидентальных форм. Первые сообщают всякой вещи про­стое бытие, вторые только качества. Вслед за Аристотелем, различая актуальное и потенциальное, Фома Аквинский рас­сматривает бытие как первое из актуальных состояний.

Во всякой вещи столько бытия, сколько актуальности. Соот­ветственно он выделяет 4 уровня бытийности вещей по степе­ни их актуальности.

1. Форма — внешняя определенность вещи (минералы, не­органические стихии).

2. Форма — конечная причина вещи (растения).

3. Форма — действующая причина (животные).

4. Форма сама по себе, независима от материи (дух, ум, ра­зумная душа).

Человеческая разумная душа не погибает со смертью те­ла. Она «самосущее». Души животных не являются самосущи­ми, не имеют мышления и воления; все действия животных со­вершаются с помощью теладуши животных погибают с телом, человеческая душа — бессмертна.

Разум — высшая среди человеческих способностей: разумное определение воли — способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание.

Подлинно сущими оказываются индивидуумы. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и, кончая малейшей из сотво­ренных сущностей, каждое сущее обладает относительной са­мостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз.

Вера. Разум и философияаспекты веры: говорят о Боге, о человеке, о мире.

Разум обосновывает существование Бога (5 доказательств).

1.От движения (вещь может быть приведена в движение тем, кто активен).

2.Действующей причины.

3. Необходимости.

4. Степени совершенства.

5. Движения к цели.

Разум необходим вере. «Понимать, чтобы верить» вот главный постулат Фомы Аквинского. При этом человеку изна­чально нужна вера (априорная, бездоказательная на началь­ном этапе вера), ибо она способна повести за собой разум.

studfiles.net

Этапы развития средневековой философии.

Количество просмотров публикации Этапы развития средневековой философии. — 3666

1. Апологетика. (2-4 век)- это защита христианства от язычества и рационализма античной философии. Апологетика получила развитие в Древнем Риме, когда христианство было гонимым. Апологеты стремились показать величие христианства и доказать, что языческие верования нелœепы, а античный рационализм неистинœен. Только вера в единого бога дает человеку свет истины, спасение души и божественную благодать. Единственной философией является только теология. Христианство намного превосходит абстрактную мудрость греков и римлян, а вера и разум несовместны. Крупнейший представитель Тертуллиан (что выше: академия или церковь, Афины или Иерусалим?). Академия и Афины — символы разума; церковь и Иерусалим — символы веры. Тертуллиан также противопоставил Иисуса, как воплощение веры и Сократа͵ как воплощение разума. ʼʼВерую, ибо абсурдноʼʼ. Разум и вера абсолютно несовместимы: то, что для разума абсурдно для веры истина. Вера принимает всœе, от чего отрекается разум. Вера не нуждаетсяв помощи разума и логических доказательствах.

2. Патристика(5-10 век) — это философия ʼʼотцов церквиʼʼ — наиболее авторитетных богословов. Патристика развивалась в то время, когда христианство в Европе утвердилось и, защищать его, как делали апологеты, крайне важно сти не было. Возникла другая задача: разработать целостное христианское понимание мира и человека. В патристике был обоснован теоцентризм и его проявления в разных разделах философии. Патристика разделилась на две ветви (восточная -византийская с православной традицией — Василий Великий, Григорий Богослов и западная -латинская с католической традицией — Боэций, Аврелий Августин). Боэций перевел на латынь многие труды Аристотеля и познакомил средневековых философов с логикой Аристотеля. Главный труд — ʼʼУтешение философиейʼʼ — философия не просто учение, а образ жизни; среди текучести житейских дел человеческий дух свободен; оправдание бытия, несмотря на любые страдания. Августин был крупнейшим представителœем патристики и всœей средневековой философии. Основные труды ʼʼИсповедьʼʼ, ʼʼО граде Божьемʼʼ. Как и апологеты, Августин считал, что вера выше разума. ʼʼВерую, чтобы понимать, истина должна быть найдена только в откровенииʼʼ. Догматы веры не бывают предметом критики со стороны разума. В отличие от апологетов Августин считал, что у разума всœе-таки есть роль: разум может укрепить веру путем доказательства бытия Бога. Само понятие о Боге, как совершенном существе, уже предполагает его существование. Любое понятие что-то обозначает, следовательно, в случае если мы пользуемся понятиемБог, то и это понятие обозначает что-то реальное.

3. Схоластика. ( 11-14 век). 1) это идеальная философия, т.к. она преподавалась в университетах; 2) назидательная, поучающая философия; 3) это философствование в рамках толкования текста Библии; 4) тип религиозной философии, для которой характерно подчинœение разума догматам веры, но при этом логические средства разума использовались для обоснования веры. Принцип схоластики — философия — служанка богословия. Схоласты считали, что знание делится на два уровня: сверхъестественное знание (Библия и принимается на веру), естественное (в трудах отцов церкви и воспринимается с помощью разума). Сократ считал, что истина человеку в готовом виде не дана, и ее нужно искать; схоласты считали, что истина уже есть в Библии, следовательно, задача: нужно из Библии извлечь всю полноту божественных истин и применить их к жизни людей. Толкование Библии осуществляется с помощью логики Аристотеля, в особенности применялся метод дедукции. Крупнейший представитель схоластики — Фома Аквинский; Главный труд ʼʼСумма теологииʼʼ, в нем было завершено построение христианского мировоззрения, а также обобщено развитие схоластики. Фома разработал теорию гармонии веры и разума. Разум и вера познают одно и то же — Бога, но разными путями. Вера опирается на откровение, разум — на доказательство. Поскольку цель общая, между разумом и верой должно быть согласие. Роль разума в данном союзе: он может укрепить веру. Фома выдвинул 5 доказательств бытия Бога. В случае если доводы разума будут противоречить догматам веры, то предпочтение отдается догматам веры. В схоластике имел место спор об универсалиях (общих понятиях). Понятия даны нам Богом или выработаны нашим собственным разумом. (ТАБЛИЦА)

Фома Аквинский в данном вопросœе считал, что общие понятия существуют тремя способами: до вещей в уме Бога, в вещах в качестве их сущности, после вещей в уме человека. Крайний реализм опирался на учение Платона об идеях. Крайние реалисты обосновали теорию скрытых качеств вещи. Все вещи имеют две группы качеств: видимые случайные свойства; внутренние сущности, скрытые качества, идущие от Бога.

Номинализм, (особенно крайний) содержал сильную материалистическую тенденцию, а также способствовал отделœению философии от богословия. Эта тенденция начала проявляться в 14 веке в поздней схоластике. Возникла идея, что философия должна быть автономной от богословия (теория

двойственности истины, Иоанн Дунет Скотт, Уильям Оккам). Богословие имеет своим предметом Бога, опирается на веру и откровения. Философия содержит теоретическое знание и опирается на доводы разума: философская истина не обязательно должна подчиняться богословской. Знание может иметь естественный, объективный характер и быть свободным от религиозной окраски. В дополнение к ней был обоснован принцип ʼʼБритва Оккомаʼʼ: ʼʼсущности не следует умножать без крайне важно стиʼʼ. Эта идея была направлена против теории скрытых качеств и означала, что всё непроверяемое в опыте и несоответствующее интуиции должно быть из мышления устранено. Английский философ Роджер Бэкон полагал, что главным методом познания природы должен быть эксперимент.

referatwork.ru