Основной формой фиксации данных наблюдения является – Фиксация данных наблюдения

Фиксация данных наблюдения

Поисковые исследования:

(широкая цель исследования)

постановка, уточнение,

формулировка гипотез

Категоризованные наблюдения

I. Поисковые исследования

1. Сплошной протокол — обычная запись без предварительной руб­рикации.

1.1. Требует полного сосредотачивания наблюдателя на фикса­ции психологических фактов.

1.2. Пишется во время наблюдения.

1.3. Используется на начальной фазе пилотажного исследова­ния для уточнения объекта исследования, составления единиц на­блюдения.

2. Дневник наблюдений представляет собой специальные записи на­блюдателя фактов из жизни наблюдаемого лица.

Требования:

2.1. Точная передача смысла: фиксировать в том виде, в кото­ром оно существовало как нечто реальное.

2.2. Записывать нужно, что происходило и каким именно обра­зом, а не свои впечатления о происходившем.

2.3. Одно-два метких слова, дающих психологическую характе­ристику переживаний наблюдаемого человека, лучше потока длин­ных описаний.

2.4. В наблюдении отразить ситуацию (фон, контекст) без ущерба для наблюдения за поведением.

Вывод:

1. Наиболее оптимальна комбинированная запись: существенные моменты фиксируются в ходе наблюдения, подробности — сразу после наблюдения, в той же обстановке, ситуации.

2. Описание явлений на основе наблюдения будет научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней (психологической) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего протекания.

Запись наблюдения

Наблюдению по-настоящему доступны только экстериоризированные действия. Чтобы стать полным, наблюдение должно быть ана­литическим: анализ должен охватывать важнейшие сегменты поведе­ния.

1. Отказ от преждевременных выводов и обобщений, как было сказано выше, является единственным средством обеспечения макси­мальной объективности наблюдения, причем степень объективности определяется совпадением показаний нескольких наблюдателей.

2. Другим средством обеспечения точности и большей объектив­ности наблюдений П.Фресс и Ж.Пиаже считают язык. Необходимо, чтобы употребляемые термины были как можно более описательными и как можно менее объяснительными.

В качестве общего плана нестандартизированного наблюдения предлагаются основные параметры «поведенческого портрета». К ним относятся:

1. Отдельные особенности внешнего вида наблюдаемого человека (стиль одежды и прическа испытуемого, насколько он стремится в сво­ем внешнем облике «быть таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен ли к своему виду или придает ему особое значение). Какие элементы поведения это подтверждают, в каких си­туациях?

2. Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).

3. Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразитель­ность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживлен­ной, в каких скованной).

4. Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многосло­вие, лаконичность; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи).

5. Поведение по отношению к другим людям — положение в группе и отношение к этому, способ установления контакта, характер обще­ния (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарный, с ориентацией на собеседника, с ориен­тацией на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерца­тельная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противо­речий в поведении — демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каки1х?).

6. Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим лич­ным вещам).

7. Поведение в психологически значимых ситуациях (при выпол­нении задания, в ситуации конфликта).

8. Поведение в основной деятельности.

9. Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизнен­ный опыт.

*Как известно, общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека и нередко вклю­чается в качестве невербального средства в коммуникативные процессы, при­чем значимость такого средства общения очень велика.

Что же записывать ?

Предварительное поисковое исследование позволяет определить сферу наблюдений и составить перечень действий, которые будут реги­стрироваться.

1. Фиксируют только наличие или отсутствие какого-либо дей­ствия в каждый момент, и конечный протокол будет указывать наблю­дение частоты действия. Такой способ фиксации используется в сплошном протоколе и дневнике наблюдения.

2. При более тонком анализе можно оценить интенсивность или продолжительность тех или иных действий.

При регистрации интенсивности пользуются методом шкалы оце­нок. Существует несколько их видов.

А. Для каждого действия можно отмечать на шкале в три, пять, а иногда и семь делений, степень интенсивности, выражаемую прилага­тельными или наречиями. Допустим, интенсивность такой эмоцио­нальной реакции, как дрожание (тремор) рук могла бы допускать три степени:

— сильно дрожат,

— средне дрожат,

— совсем не дрожат.

Б. Регистрация путем отметок на векторе того ответа, который характеризует интенсивность действия. Например: дан сегмент.

Очень средне совсем нет

В данном примере отметка, нанесенная на сегмент наблюдателем, указывает на интенсивность, промежуточную между «средне» и пол­ным ее отсутствием, но приближенную к последнему полюсу.

studfiles.net

ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ — это… Что такое ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ?


ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ
— запись рез-тов наблюдения в специальных документах. В целях последующей обработки и анализа рез-ты наблюдения должны быть зафиксированы в форме протокола, карточки наблюдения, таблицы наблюдения и т. п. Основное требование к фиксации рез-тов наблюдения состоит в том, что запись, по возможности, должна вестись одновременно с самим наблюдением. Наличие записи рез-тов позволяет контролировать работу наблюдателя, фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации (объекте наблюдения) и сравнивать рез-ты наблюдения с данными, к-рые могут быть получены с помощью др. методов сбора эмпирич. данных. При неконтролируемом и неструктурализо-ванном наблюдении рез-ты обычно предстают в виде развернутого описания событий, явлений, ситуаций, к-рые служат объектом наблюдения.
При этом необходимо указывать, что является только рез-том наблюдения, а что — интерпретацией событий наблюдателем, чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследователя. Строгая форма записи не задается. При контролируемом и структурализованном наблюдении исследователь должен заранее сконструировать документ наблюдения (карточку, таблицу, план), в к-ром фиксируются элементы ситуации, наиболее значимые с т. зр. задач исследования. В том случае, когда цели исследования требуют только фиксации наличия тех или иных элементов ситуации, той или иной формы поведения, запись рез-тов наблюдения может вестись заранее обусловленными знаками (напр., «говорит» — 1, «не говорит» — 0). Может применяться и такой способ, при к-ром наблюдатель фиксирует образцы поведения через «соц. роль» индивида. Напр., индивид действует так, как если бы он был: учителем — 1; врачом — 2; родственником — 3; соседом — 4 и т. д. Такой способ часто применяется при исследовании проблем лидерства в малых группах. При контролируемом и структурализованном наблюдении исследователь должен предварительно формализовать объект наблюдения. В процессе составления документа наблюдения необходимо соблюдать следующие условия, к-рые должны гарантировать надежность и достоверность получаемой информации: а) расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать органич. природе объекта и позволять воссоздание (реконструкцию) из частей целого; б) термины, используемые при расчленении объекта на элементы, и термины, в к-рых будет вестись последующий анализ, должны быть адекватны; в) выделенные элементы объекта наблюдения (образцы поведения) должны интерпретироваться однозначно. Для обработки данных, полученных в рез-те структурализованного наблюдения и зафиксированных в карточке, составляется код для шифровки. Затем рез-ты наблюдения (их цифровые обозначения) переносятся на карточки машинного счета или на перфокарты и в зависимости от массива (числа проведенных наблюдений) обрабатываются либо вручную либо с помощью машины по заранее составленной программе. Лит.: см. к ст. Наблюдение. Э.П. Петров.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • ФИЗИОЛОГИЯ
  • ФИЛИППОВ Фридрих Рафаилович

Смотреть что такое «ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ» в других словарях:

  • Метод наблюдения — целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения могут быть: сплошными и выборочными; включенными и… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Метод наблюдения — целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности,коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения м. б. сплошными и выборочными; включенными и простыми;… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Метод наблюдения — целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных пед. явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения м. б.: сплошными и выборочными; включенными и простыми;… …   Педагогический словарь

  • ОПИСАНИЕ — – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений  об  объектах,  полученных  в  результате  наблюдения,  поэтому  его можно  рассматривать  как  завершающий  этап  наблюдения,  когда  чувственнаяинформация переводится на язык …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • АБЛЮДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ — метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования… …   Социология: Энциклопедия

  • мониторинг — 4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Следственное освидетельствование — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Освидетельствование  это самостоятельное следственное действие, в процессе которого на теле человека устанавливается наличие либо …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ — систематическое государственное наблюдение за состоянием здоровья трудящихся, условиями труда и фиксация соответствия или несоответствия результатов наблюдения предполагаемым показателям. Согласно Положению о социально гигиеническом мониторинге,… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Факт — (лат. factum – сделанное) – 1. действительное, невымышленное происшествие, событие, явление, реальное происходяшее, пример, случай; 2. твёрдо установленная часть знания, полученная опытным путём, служащая основанием для какого то заключения,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • РОДЫ — РОДЫ. Содержание: I. Определение понятия. Изменения в организме во время Р. Причины наступления Р………………… 109 II. Клиническое течение физиологических Р. . 132 Ш. Механика Р. …………….. 152 IV. Ведение Р……………… 169 V …   Большая медицинская энциклопедия

sociologicheskaya.academic.ru

43. Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений.

Фиксацию наблюдений можно разделить на несколько видов:

Ментальные-словесные:

— ребенок рассматривает объект и составляет о нем устный рассказ.

— для тренировки зрительной памяти (рассматриваем объект – закрываем глаза и даем его описание).

— сравнение объекта с уже известным(средняя группа – акцент на отличительные признаки; старшая группа – акцент на сходство).

— включение материалов наблюдений в дидактические игры(«опиши- мы отгадаем», «что изменилось?»; «найди такое же»).

— прием- напоминание.

— прием- одновременное изучение двух взаимообратных процессов (птицы осенью улетают, а весной прилетают).

Использование готовых форм (этот способ подразумевает самостоятельность детей; даем несколько картинок – дети выбирают правильный вариант из нескольких предложенных).

— картинки, фотографии, схематичные зарисовки, объемные изображения- могут быть игрушки, циферблаты со стрелкой, отдельные буквы и слова, листы бумаги с прорезями(способ этот можно начинать использовать с середины второй младшей группы, в средней группе, даже в старшей и подготовительной группах).

Подсчет количества объектов на участке детского сада (количество деревьев, кустарников одного вида, сколько птиц прилетело на кормушку и т.д.).

Рисунки- прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов (Например: замочили семена гороха. Задание: нарисовать как они будут выглядеть через неделю).

Фотографирование является очень ценным способом фиксации наблюдений. Фотографировать можно любые объекты нужное количество раз в разное время года, при любой погоде, на разных стадиях развития. Формы работы с фотографиями на занятиях разнообразны:

— рассмотреть фотографию, вспомнить увиденное

— составить рассказ

— сложить в определенном порядке – «Что сначала, что потом»

— находить сходства и различия между объектами

— играть в разные дидактические игры «Найди по описанию»

— решать логические и экологические задачи (что хорошего сделал человек, что плохого; как  вести себя в природе; правильно ли поступают дети и т.д.)

Фото из книг и журналов- также можно использовать и решать логические и экологические задачи.

Изобразительные способы:

Зарисовки- самый распространенный, но не самый легкий, т.к. у детей недостаточно развиты изобразительные умения. В зависимости от возраста – зарисовки делает воспитатель, отдельные дети или вся группа.

Систематическое зарисовывание наблюдений ведется не каждый день, а только важных деталей, которые сильнее всего меняются в ходе наблюдений.

Использование  условных знаков позволяет создавать рисунки в закодированном виде. Например: ведение календарей погоды (лучше всего значки придумывать вместе с детьми).

Обведение объектов используется, когда необходимо сохранить точные размеры или взаимное расположение частей (распускающиеся листочки, разветвление корней).

Для наблюдений линейных размеров используем линейку, полоски бумаги, палочки, длина которых соответствует размеру избранного объекта(трава на участке, цветы, рассада, ростомер для детей).

Планы-схемы создаются для регистрации перемещения объектов или их взаимного расположения.

studfiles.net

3.Классификация методов и способов наблюдения. Основные этапы наблюдения и обработки данных.

Независимо от метода и вида все наблюдения состоят из четырех этапов:

  1. подготовка к наблюдению: постановка цели наблюдения, выбор объекта наблюдения, выбор субъекта, исходя из цели наблюдения, ознакомление с организационно-техническими условиями работы и условиями труда на выбранных объектах, заполнение наблюдательных листов и проверка технических средств измерения времени или регистрации процессов, а также разъяснение исполнителям изучаемых работ, целей и задач наблюдения;

  2. проведение наблюдения : фиксация последовательности элементов выполняемой работы, выявление соответствия фактических режимов работы оборудования рекомендованным технологиям, определение продолжительности перерывов и их причин, заполнение наблюдательной документации;

  3. обработка результатов наблюдений : расшифровка и проверка правильности фиксации, при киносъемке – проявление материалов, исчисление продолжительности каждого из элементов выполняемой работы и длительности каждого из них, определение продолжительности перерывов и их причин, заполнение наблюдательной документации;

  4. заключительный этап : анализ материалов, выявление возможностей рационализации процессов, разработка мероприятий по устранению сбоев в работе, предложения по улучшению рабочих мест.

Обработка полученных данных – довольно трудоемкий процесс, особенно когда наблюдения проводятся методом непосредственных замеров. Он усугубляется необходимостью оценки качества наблюдений. Из этого следует, что трудоемкость обработки определяется видом наблюдений, точностью замеров времени и формой записи данных.

По форме записи результатов наблюдения различают цифровой, индексный, графический, комбинированный способы и киносъемку.

При цифровом способе запись текущего времени выполнения работы производится цифрами. При необходимости в высокой точности результатов наблюдения этот способ предпочтителен.

Индексный способ подразумевает запись данных заранее известными условными сокращениями (индексами) . Он применяется при групповой или бригадной фотографии. Однако необходимо чтобы объекты наблюдения были однородны (рабочие одной профессии, выполняющие работу одинакового состава) .

В случае, когда неудобны цифровой и индексный применяется графический способ. Его сущность в том, что величину затрат времени фиксируют в виде прямых горизонтальных линий, длина которых в определенном масштабе соответствует количеству времени, потраченному на то или иное действие. Графический способ дает наглядное представление о длительности и чередовании отдельных видов работ, однако, если число рабочих превышает 6, то качество регистрации действий резко снижается.

Комбинированная запись – это сочетание цифровой и графической записи, при котором в наблюдательном листе наносятся отрезки горизонтальных линий, а над ними ставится цифровое обозначение.

Однако детальное исследование трудовых приемов данными методами затруднено, а иногда невозможно, т.к. наблюдатель не успевает в короткие отрезки времени, за которые происходят некоторые действия, следить за показаниями приборов, одновременно записывая их показания в бланк.

В этом случае помогает киносъемка , т.к. она позволяет точно фиксировать трудовой процесс, а при воспроизведении просматривать некоторые детали в замедленном режиме. Данный вид записи применяется при выборе наиболее рациональных способов наблюдения. Однако киносъемка отличается большой трудоемкостью и затратами по сравнению с визуальными наблюдениями. Большое количество времени тратится на подготовку аппаратуры, обработку кинопленки, расшифровку отснятого материала. Высокие материальные затраты обусловлены дороговизной киносъемочной и вспомогательной аппаратуры, кинопленки, аппаратуры для просмотра и расшифровки отснятого материала. Поэтому киносъемку целесообразно применять при многократном использовании материалов, обобщенных и разработанных на ее основе.

К современным средствам изучения трудовых процессов относится видео-магнитная запись. Ее преимущества состоят в:

  1. высоком уровне дистанционного управления

  2. наличии синхронного звукового сигнала (для пояснений сигналов времени)

  3. отсутствии необходимости обрабатывать пленку, применять соответствующую аппаратуру и специальное помещение

  4. возможности воспроизведения сразу после окончания записи

  5. возможности синхронной демонстрации сразу на нескольких экранах

  6. возможности воспроизведения на одном экране нескольких дублей

  7. возможности компьютерной обработки записи, что облегчает в частности процесс монтажа.

studfiles.net

Эксперементальная психология — Стр 9

Метод наблюдения

зультаты. В возрастной психологии спровоцированные наблюдения часто приближаются к форме «естественного эксперимента» в понимании этого метода А. Ф. Лазурским.

Хронологическая организация наблюдения. Выделяют лонгитюдное («продолженное»), периодическое и единичное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно несколько лет. Оно предполагает постоянный контакт исследователя и «объекта» изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого.

Периодическое наблюдение — наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.

Единичное, или однократное, наблюдение обычно представлено в виде описания отдельного случая. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, являться результатом как систематического, так и случайного наблюдения. Особое место в психологических исследованиях занимают лонгитюдные наблюдения единичного случая. Их ценность с точки зрения формирования исследовательских гипотез часто не менее важна, чем роль многократных, но менее длительных наблюдений.

Наблюдение и виды отчета наблюдателя. Организация отчета наблюдателя входит наряду с целью и созданием ситуации в план, или схему, наблюдения. В зависимости от избранного способа описания данных можно выделить стандартизованное и нестандартизованное наблюдение. При нестандартизованном наблюдении наблюдатель регистрирует данные с определенной целью, но без специальных ограничений, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать.

Нестандартизованное наблюдение позволяет ознакомиться с теми проявлениями интересующей исследователя реальности, которые ему еще неизвестны и для которых не выработан репертуар «единиц» описания. Кроме того, оно применяется, если требуется скорее целостное описание психологической реальности, чем ее аналитическое представление.

Стандартизованное наблюдение отличается тем, что наблюдателю в более или менее четкой форме предписаны выделяемые категории наблюдения и те «единицы», которые он должен фиксировать, а также порядок наблюдения, его последовательность и т.п. Такое наблюдение применяется обычно там, где от наблюдателя требуется скорее выделять уже известные проявления психологических событий, чем описывать новые.

81

Глава 3

кол — наиболее часто применяемая форма записи при периодических наблюдениях и чаще всего ведется непосредственно в ходе наблюдения. Он может быть в разной степени формализован.

Дневник — форма записи, используемая при лонгитюдном наблюдении. Записи делают обычно один раз в день или в несколько дней, причем наблюдатель записывает по памяти в свободной форме все, что привлекло его внимание. Наконец, отдельные записи ведутся при регистрации единичного наблюдения или использовании наблюдения как вспомогательного приема.

Протокол, в котором наблюдатель фиксирует данные, может быть сплошным или выборочным. В сплошном протоколе наблюдатель полностью отражает все наблюдаемые события (разумеется, на том уровне обобщения, который им принят) в том порядке, в котором они происходили. Обычно указывают время, которое занимало то или иное событие. Сплошной протокол в большей или меньшей степени формализован, так как без формализации «поспевать за событиями», фиксируя время, довольно трудно. Сплошное протоколирование, как правило, применяется на предварительных этапах исследования и дает общее представление о наблюдаемой реальности. Затем исследователь переходит к менее трудоемким способам фиксации.

Выборочный протокол также фиксирует события в хронологическом порядке, но не все, а лишь интересующие исследователя. Такой протокол обычно используется на более поздних этапах исследования, когда исследователь достаточно знаком с «объектом».

При хронометрировании или подсчетах частот проявления того или иного события протокольное описание включает последовательности цифр. При формализованных описаниях данных наблюдения, когда категории и «единицы» четко определены, можно фиксировать их в различного рода таблицах. Таблица фиксации данных наблюдения упрощает как процесс их записи, так и возможности последующих реконструкций наблюдавшихся событий, поскольку данные в таблице сразу представлены в структурированной форме.

Процедура наблюдения. Применение метода наблюдения наряду с решением проблем выбора «единиц», формы и способов фиксации данных наблюдения и схем, последующего их анализа предполагает решение чисто методических вопросов, связанных с конкретной организацией процедуры наблюдения в соответствии с поставленной целью. Понятие процедуры наблюдения относится к конкретизации методики наблюдения и включает определение порядка основных этапов ее реализации, а также использование технических средств для фиксации данных.

Процедура наблюдения как реализация определенной методики состоит из ряда этапов.

Метод наблюдения

1. Этап подготовки: составление исходных представлений об «объекте» наблюдения, ситуации, испытуемых и выбор методики наблюдения как способа отчета наблюдателя.

2.Этап разработки схемы наблюдения, или конкретного плана, включает выбор «техник» наблюдения и последовательность их применения. Для уточнения плана часто проводится предварительный сеанс наблюдения, или «генеральная репетиция». Этот этап необходим, поскольку на практике всегда возникает множество мелочей, которые заранее невозможно учесть. Может оказаться недостаточной скорость регистрации, неудобной выбранная позиция, могут проявиться компоненты поведения, не учтенные заранее в репертуаре единиц, и т.д. Конкретизированный план проведения наблюдения называют иногда его «программой».

3.Этап проведения наблюдения: процесс получения эмпирического материала. Его результатом является протокол, т.е. документ, фиксирующий наблюдавшиеся события.

4.Этап обработки и интерпретации результатов.

Контрольные вопросы

1.Каковы основные отличия метода наблюдения как пассивно наблюдающего типа исследования?

2.Вчемзаключаетсяпостулатнепосредственности?

3.В чем разница между пониманием наблюдения как метода и методик («техник» сбора данных)?

4.В чем проявляется активность наблюдателя?

5.Чем различаются единицы наблюдения при разных способах квалификации данных?

6.Как осуществляются три основных способа квантификации событий при использовании методик наблюдения?

7.Как соотносятся критерии объективности метода наблюдения с оценками еговалидности, воспроизводимости данных исогласия

наблюдателей?

8.Каковы основные источники субъективных искажений при наблюдении как способе организации исследования и использовании методик наблюдения?

9.Как связаны степень опосредствованности наблюдения теорией и способы фиксации данных (выбор схем категориального наблюдения)?

10.Какое место могут занимать методики наблюдения в схемах реализации других методов?

11.Как классифицируются виды психологического наблюдения?

ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

4.1.Основные нормативы экспериментальной деятельности

4.1.1.Активность экспериментатора в психологическом эксперименте

Эксперимент как метод сбора данных, т.е. специальным образом организованное исследование, и какчувственно-предметнаядеятельность исследователя отличаются от обсуждавшихся ранее нормативов метода наблюдения. Наиболее существенным отличием является способ исследовательскогоотношения к изучаемой предметной области: в эксперименте исследователь не просто провоцирует или создает условия для наблюдения предполагаемых закономерностей, а организует специальный контроль — управляет переменными, посредством чего активно вмешивается в ход изучаемых процессов. Тем самым эксперимент как

активный метод противопоставляется пассивному наблюдению,пассивному только в плане отсутствия специальных экспериментальных воздействий, означающих вмешательство экспериментатора в регуляцию, течение или проявление исследуемых закономерностей.

Сбор эмпирических данных в экспериментальном исследовании предполагает реализацию некоторых экспериментальных воздействий, или контроль уровнейнезависимой переменной (НП). Однако судить о том, каким образом повлияла разница в условиях НП на изучаемыйбазисный процесс, представленный в измеренных психологических показателях зависимой переменной (ЗП), можно только при реализациисравнительного метода рассуждения, иными словами, путем сопоставления полученных эмпирических данных в экспериментальном и контрольном условиях (или в нескольких условиях). Это сравнение являетсяаналитическим, т.е. предполагает формулирование критери-

Эксперименткаквидпрактическойдеятельностиисследователя

ев, в соответствии с которыми психологические переменные будут соотноситься в экспериментальных и контрольных условиях (к контрольным относят обычно такие, где управляемая переменнаяне была представленанаактивномуровне).Качественноеиликоличественное сравнение требует не только возможности фиксации данных, но и измерения показателей психологических методик какпеременных.

Исследовательская деятельность экспериментатора включает чувственное наблюдение за показателями переменных, в которых описывается изучаемаяпричинно-следственнаязакономерность, и организациюэкспериментальныхвоздействийпосредствомуправленияусловиями, выступающими в качестве НП. Однако решение вопросов о том, что наблюдать или измерять и какие формы контроля экспериментальных воздействий организовывать, определяется системой научныхгипотез как регуляторов направленности практической деятельности исследователя. Поэтому нельзя разорвать единую цепочку умозаключений: психологические гипотезы — методические условия выделения переменных — планирование — проведение эксперимента — выводы об экспериментальной гипотезе.

Активность экспериментатора означает, таким образом, организацию (функциональный контроль) им разных уровней независимой переменной, планирование эксперимента и его проведение. Планирование и проведение (реализация) эксперимента предполагает также использование методик фиксации (наблюдения или измерения) тех показателей, которые согласно предположениям исследователя отражают происходящие в результате осуществляемых им воздействий изменения в психологической реальности. Такие показатели рассматриваются как выборочные значения зависимой переменной. Методические усилия исследователя повыделению НП иизмерению психологических показателей как результатов ее воздействия — ЗП — являются необходимыми компонентами экспериментирования. Методики выступают при этом средствами операционализации переменных.

4.1.2.Выполнение условий для реализации причинного вывода

Направленность решений о выборе переменных в психологическом эксперименте диктуется, с одной стороны, содержанием гипотезы, а с другой — возможностью выполнения условий причинного вывода.Впсихологическомэкспериментепроверяетсяпричинно-след- ственная, иликаузальная, психологическая гипотеза. Активность экспериментатора связана именно с тем, чтобы при помощи организацииэкспериментальныхвоздействийидругихформэкспериментально-

Эксперименткаквидпрактическойдеятельностиисследователя

или систематические изменения других переменных, не входящих в гипотетическое отношение между X и Y. Назовем эти переменныесмешивающимися (СП). В некоторых учебниках синонимом выступает название«побочныепеременные»(ПП).

Выполнение первых двух условий причинного вывода не означает, что не может быть указано каких-тодругих переменных, воздействующих на НП, ЗП или на связь между ними. Деятельность экспериментатора направлена и на то, чтобы избежать влияний на изучаемую зависимость этих СП, или ПП. Если это ему удается плохо, то экспериментхарактеризуетсяплохойвнутреннейвалидностью.Этоозначает низкую степень доказательности того, что эмпирически установлена связь именно между переменными X и Y, а не X и Z или Y и Z.

При обосновании того, что внутренняя валидность эксперимента была недостаточной, остается возможность утверждать, что обнаружена иная, чем представленная в экспериментальной гипотезе, зависимость между переменными.

Для демонстрации возможного ошибочного, т.е. артефактного, вывода о причинной зависимости воспользуемся схемой 4.1, которую приводит для демонстрации нарушения внутренней валидности эксперимента Г. Бреденкамп [73]. Стрелка с двойными концами указывает на ковариацию или корреляцию, т.е. на наличие статистической связи между X и СП; направление этой связи неизвестно или не рассматривается в гипотезе. Стрелка от СП к Y означает, что СП причинно воздействует на Y. Наблюдаемое в результате эксперимента изменение Y вслед за X обусловлено в соответствии со схемой этой третьей переменной (СП). В данном случае сами условия опытов дают возможность иной интерпретации изменений ЗП (или Y), без того чтобы рассматривать конкурирующие теории.

Схема 4.1. Связи переменных, де-

Схема 4.2. Связи переменных, де-

монстрирующие условия арте-

монстрирующие условия досто-

фактного вывода.

верного вывода (о направленном

 

влиянии X и Y) при контроле

 

влияний «третьей» переменной.

studfiles.net

3.5.2. Описание, регистрация и анализ данных при использовании метода наблюдения

Способ описания наблюдаемых событий имеет первостепенное значение для оценки полученных в исследовании данных. Решение проблем, которые рассматривались ранее, во многом зависит от выбора «системы наблюдения», или системы описания (кодирования) данных.

Протокол наблюдения. В схему наблюдения входит определение моментов отчета наблюдателя в ходе наблюдения или сразу после определенных этапов наблюдения. Данные наблюдения фиксируются в форме протокола, дневника или отдельных записей (заметок). Протокол – наиболее часто применяемая форма записи при периодических наблюдениях и чаше всего ведется непосредственно в ходе наблюдения. Он может быть в разной степени формализован.

Дневник – форма записи, используемая при лонгитюдном наблюдении. Записи делают обычно один раз в день или в несколько дней, причем наблюдатель записывает по памяти в свободной форме все, что привлекло его внимание. Наконец, отдельные записи ведутся при регистрации единичного наблюдения или использовании наблюдения как вспомогательного приема.

Протокол, в котором наблюдатель фиксирует данные, может быть сплошным или выборочным. В сплошном протоколе наблюдатель полностью отражает все наблюдаемые события (разумеется, на том уровне обобщения, который им принят) в том порядке, в котором они происходили. Обычно указывают время, которое занимало то или иное событие. Сплошной протокол в большей или меньшей степени формализован, так как без формализации «поспевать за событиями», фиксируя время, довольно трудно. Сплошное протоколирование, как правило, применяется на предварительных этапах исследования и дает общее представление о наблюдаемой реальности. Затем исследователь переходит к менее трудоемким способам фиксации.

Выборочный протокол также фиксирует события в хронологическом порядке, но не все, а лишь интересующие исследователя. Такой протокол обычно используется на более поздних этапах исследования, когда исследователь достаточно знаком с «объектом».

При хронометрировании или подсчетах частот проявления того или иного события протокольное описание включает последовательности цифр. При формализованных описаниях данных наблюдения, когда категории и «единицы» четко определены, можно фиксировать их в различного рода таблицах. Таблица фиксации данных наблюдения упрощает как процесс их записи, так и возможности последующих реконструкций наблюдавшихся событий, поскольку данные в таблице сразу представлены в структурированной форме.

Процедура наблюдения. Применение метода наблюдения наряду с решением проблем выбора «единиц», формы и способов фиксации данных наблюдения и схем, последующего их анализа предполагает решение чисто методических вопросов, связанных с конкретной организацией процедуры наблюдения в соответствии с поставленной целью. Понятие процедуры наблюдения относится к конкретизации методики наблюдения и включает определение порядка основных этапов ее реализации, а также использование технических средств для фиксации данных.

Процедура наблюдения как реализация определенной методики состоит из ряда этапов.

1. Этап подготовки: составление исходных представлений об «объекте» наблюдения, ситуации, испытуемых и выбор методики наблюдения как способа отчета наблюдателя.

2. Этап разработки схемы наблюдения, или конкретного плана, включает выбор «техник» наблюдения и последовательность их применения. Для уточнения плана часто проводится предварительный сеанс наблюдения, или «генеральная репетиция». Этот этап необходим, поскольку на практике всегда возникает множество мелочей, которые заранее невозможно учесть. Может оказаться недостаточной скорость регистрации, неудобной выбранная позиция, могут проявиться компоненты поведения, не учтенные заранее в репертуаре единиц, и т.д. Конкретизированный план проведения наблюдения называют иногда его «программой».

3. Этап проведения наблюдения: процесс получения эмпирического материала. Его результатом является протокол, т.е. документ, фиксирующий наблюдавшиеся события.

4. Этап обработки и интерпретации результатов.

studfiles.net

ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ это что такое ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ: определение — Социология.НЭС

ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ

запись рез-тов наблюдения в специальных документах. В целях последующей обработки и анализа рез-ты наблюдения должны быть зафиксированы в форме протокола, карточки наблюдения, таблицы наблюдения и т. п. Основное требование к фиксации рез-тов наблюдения состоит в том, что запись, по возможности, должна вестись одновременно с самим наблюдением. Наличие записи рез-тов позволяет контролировать работу наблюдателя, фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации (объекте наблюдения) и сравнивать рез-ты наблюдения с данными, к-рые могут быть получены с помощью др. методов сбора эмпирич. данных. При неконтролируемом и неструктурализо-ванном наблюдении рез-ты обычно предстают в виде развернутого описания событий, явлений, ситуаций, к-рые служат объектом наблюдения. При этом необходимо указывать, что является только рез-том наблюдения, а что — интерпретацией событий наблюдателем, чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследователя. Строгая форма записи не задается. При контролируемом и структурализованном наблюдении исследователь должен заранее сконструировать документ наблюдения (карточку, таблицу, план), в к-ром фиксируются элементы ситуации, наиболее значимые с т. зр. задач исследования. В том случае, когда цели исследования требуют только фиксации наличия тех или иных элементов ситуации, той или иной формы поведения, запись рез-тов наблюдения может вестись заранее обусловленными знаками (напр., «говорит» — 1, «не говорит» — 0). Может применяться и такой способ, при к-ром наблюдатель фиксирует образцы поведения через «соц. роль» индивида. Напр., индивид действует так, как если бы он был: учителем — 1; врачом — 2; родственником — 3; соседом — 4 и т. д. Такой способ часто применяется при исследовании проблем лидерства в малых группах. При контролируемом и структурализованном наблюдении исследователь должен предварительно формализовать объект наблюдения. В процессе составления документа наблюдения необходимо соблюдать следующие условия, к-рые должны гарантировать надежность и достоверность получаемой информации: а) расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать органич. природе объекта и позволять воссоздание (реконструкцию) из частей целого; б) термины, используемые при расчленении объекта на элементы, и термины, в к-рых будет вестись последующий анализ, должны быть адекватны; в) выделенные элементы объекта наблюдения (образцы поведения) должны интерпретироваться однозначно. Для обработки данных, полученных в рез-те структурализованного наблюдения и зафиксированных в карточке, составляется код для шифровки. Затем рез-ты наблюдения (их цифровые обозначения) переносятся на карточки машинного счета или на перфокарты и в зависимости от массива (числа проведенных наблюдений) обрабатываются либо вручную либо с помощью машины по заранее составленной программе. Лит.: см. к ст. Наблюдение. Э.П. Петров.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

voluntary.ru