Основатель социологии огюст конт – —

Огюст Конт — основатель социологии

Поделись с друзьями

 Огюст Конт (1798 — 1857) — французский мыслитель, который считается основателем  позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за республиканские воззрения. Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. Назначение позитивной философии по Конту — не разрушать, а организовывать.

Огюсту Конту принадлежит значительный вклад в определение предмета и создание метода социологии. Основу его понимания общества составляет позитивизм как философское направление, основателем которого он является.

Основные труды О.Конта:

1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842).

2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.

3. «Позитивистский катехизис» 1851г.

1. «Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)

История свидетельствует, что в качестве отдельной специальной науки социология начала признаваться научным сообществом в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привёл к формированию и развитию социологии.

Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию, по Конту, не может произойти без активного участия человека, его волевых и творческих усилий.

О. Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества. Свою историческую миссию он видел в том, чтобы создать «Научную Библию» будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования: религии, политики, социальной практики и т. д.      

Будучи позитивистом, социологию Конт обосновывал по аналогии с точными науками. По его мнению, следует отказаться от положений, которые нельзя не проверить, не опровергнуть. Следовательно, социология, как наука о природе должна изучать объективные законы, управляющие явлениями действительности. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что, как и в физике следует изучать общество, накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука).

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.

В основу построения социологии как самостоятельной науки О. Конт положил идею «социальной системы», т. е. признание факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы.

Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием и структурных элементов.

         Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

students-library.com

2. Огюст Конт – основатель позитивизма.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ.

Возникновение социологии как науки приходится на ЗО-е годы XIX века, хотя попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «начало» социологии одним авто­рам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим — в рамках нового времени (Монтескье). Однако боль­шинство исследователей считает, что появление социологии не­обходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в пер­вой трети XIX в. Именно он поставил проблемы общества и лич­ности в их взаимодействии в центр социального знания.

Термин «социология»от латинского societas— общество и греческого 1оgos— учение) впервые был введен в оборот французским мыслителем О. Контом в 1838 году, т. е. намного позднее того, как началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении к этому понятию и сейчас — науку об обществе. Но если до 30-х гг. 19 в. проблемы общественной жизни вплетались в общую мировоззрения, не выделяясь в специальный предмет изучения, то ближе к середине этого столетия произошло конституирование социологии как отдельной науки.

Рассуждая о его причинах, некоторые исследователи полагают что в основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального периода буржуазного развития (XVIII век), содержавшие в себе революционный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистический строй утвердился, окреп и не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество, с решением которой и связывают возник­новение социологии отдельные отечественные ученые. Принимая такие представления лишь как частично объясняющие возникновение социологии, необходимо отметить, что существовала логика развития не только общества, но и науки, Причины появления новой науки разумно было бы искать

не только за ее пределами, но и в ней самой. Имелись достижения естествознания, которые нельзя рассматривать автономно, поскольку они оказывали воздействие на всю мысль того времени, а, следовательно, требовали своего применения и к объяснению социальных процессов, стало быть, послужили сильным толч­ком для возникновения социологии. Расширялись знания об об­ществе, потребность в их прогрессе была значительной.

Есть и другая причина, в связи с которой истоки социологии следует искать не только в самом капиталистическом обществе, его потребности иметь объективное научное знание о собствен­ных социальных процессах. Корни социологии имеют общецивилизационную природу. Здесь и постепенное складывание ми­рового рынка, и возникновение схожих политических структур в ряде стран, и процесс формирования взаимосвязи различных культур, и многое другое. Поскольку происходило создание це­лостного социального мира, постольку возникала необходи­мость нового его изучения, что требовало особой науки о нем.

Появление социологии можно рассматривать как своеобраз­ный отклик на эту общественную потребность. Поэтому не слу­чайно уже в первых социологических построениях (О. Конта, Г. Спенсера) уделялось большое внимание широким социаль­ным проблемам. Первых «настоящих» социологов, тех, кто про­возгласил принципы новой науки, интересовало в первую оче­редь общество как таковое. Этому как нельзя лучше способство­вали сложившиеся к середине XIX века теоретические построе­ния и концепции.

Теоретические предшественники социологии Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации — консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации (Жо-зеф де Местр, Франция) конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек. Либеральная ориен­тация (Иеремия Бентам, Джеймс Милль, Англия) основывалась на ином представлении о соотношении человека и общества. Хо­тя последнее также рассматривалось как своего рода механиче­ский агрегат, состоящий из отдельных частей, все же человеку отводилась немаловажная роль в его изменении. Более того, индивидуальная сознательная деятельность как раз и приобретала смысл тогда, когда направлялась на улучшение общества как своеобразного «искусственного тела». Сформировалась идеология индивидуализма, сумевшая выразить одну из важнейших сто­рон сущности человека. Основной смысл этой идеологии можно было бы определить так: что лучше для человека, то лучше для общества. В целом же обе ориентации сыграли определенную роль в возникновении и последующем развитии социологии, поскольку для нее вопрос о соотношении общества и человека яв­ляется одним из центральных.

Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя забывать и о значении утопического социализма, о воз­действии его идей, о личном влиянии одного из крупнейших его представителей французского мыслителя Анри Сен-Симо­на основателя социологии Огюста Конта. Семь лет он слу­жил секретарем у Сен-Симона и заимствовал многие идеи своего

патрона. Сен-Симон в книге «Очерк науки о человеке» писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, ее же надо возвести в степень наук, основанных на наблюдении. Он предлагал «сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методы, упо­требляемые в других отраслях физики» В противовес спекулятивным фило­софским построениям Сен-Симон рекомендовал заняться «ус­ыновлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний».

Здесь, прервав рассуждения об идейно-теоретических пред­посылках социологии, нужно кратко остановиться на естествен­но-научных достижениях, обусловивших ее возникновение. В первой половине XIX в. наиболее развитыми отраслями естест­вознания были астрономия, математика, физика, прежде всего такой ее раздел, как механика (отсюда появление «механичес­кой» модели общества, в которой оно сравнивалось, с машиной, где каждый винтик выполняет свою функцию) . Поскольку методами, приводившими ученых к точному знанию, установлению научных фактов, были наблюдение и эксперимент, постольку именно они привлекали внимание исследователей общества. Не случайно об этом говорит Сен-Симон, выдвигая идею позитив­ного знания о человеке, которого можно добиться с помощью применения подобных методов. Позднее этой идеей в полной ме­ре воспользуется О. Конт.

Ряд идейно-теоретических предпосылок социологии содер­жался в философских концепциях мыслителей, занимавшихся анализом исторического и современного материала. Особое зна­чение в этом плане имели взгляды на проблему социального не­равенства и классовых различий. С конца XVIII века стало вхо­дить в употребление понятие «класс», нетождественное распро­страненному тогда понятию «сословие». Затем у французских историков периода реставрации (Тьерри, Гизо, Минье) появляет­ся понятие классовой борьбы.

Приобретает важное значение понятие гражданского обще­ства, основанного на демократической форме его существова­ния. Гегель рассматривал гражданское общество и как единое (ни один индивид в нем не может обойтись без других), и как раз­дираемое противоречивыми, зачастую антагонистическими ин­тересами.

Наконец, к этому же смысловому ряду предпосылок можно отнести и взгляды итальянского мыслителя Дж.Вико ( конец XVIII в.) на прогресс, согласно которым последний имеет объек­тивный, циклический и провиденциальный (осуществляющий замысел Бога) характер.

Для возникновения социологии имело значение, притом су­щественное, то, что наряду с умозрительными философскими построениями появлялись эмпирические социальные исследо­вания, связанные с социальной статистикой. Проводились хо­зяйственные переписи, разрабатывалась техника массовых статистических опросов, закладывались основы демографии. Развивались этнографические и антропологические исследо­вания, причем последние меняли свой характер и направление. Если в середине XVIII в. антропология была связана с изучени­ем человеческого тела, то спустя столетие ее определяли как науку о человеке, включающую языкознание, культуроведение и др.

Итак, к 30—50-м гг. XIX в. сложились все необходимые соци­альные, естественно-научные и идейно-теоретические предпо­сылки возникновения социологии. Требовалось новое осмысле­ние социальных процессов и явлений, которое можно было обес­печить с помощью особой науки — социологии.

Исторически первым направлением в социологии был позитивизм (Positivus– «положительный»). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знаний об обществе на основе использования законов и методов естественных наук. Возник он как противопоставление умозрительному, абстрактному теоретизированию. С точки зрения позитивизма основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путём, основываясь на фактах исследовать социальные явления, только, в, этом, случае, она могла быть позитивной, т. е. способной успешно решать проблемы реальной жизни общества.

Родоначальник социологии — французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857), перу ко­торого принадлежит целый ряд работ. Некоторые из них были изданы на русском языке, но, к сожалению, только в дореволю­ционное время (впрочем, это характерно для значительной час­ти работ западных социологов XIX — начала XX вв.).

Конт считал, что социология должна основываться на фак­тах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозри­тельных абстрактных построений и стать «позитивной», т.е. спо­собной положительно решать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с естествознанием, доминировав­шим в то время, Конт называет ее социальной физикой, имея в ввиду создание позитивной науки об обществе, предметом кото­рой выступало бы открытие его фундаментальных законов.

Аналогия, а временами и отождествление социологии с социальной физикой привели Конта к выделению в ней социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает об­щество как состояние целостности и равновесия его элементов, социальная динамика — как развитие и переход от одного состояния общества к другому.При изучении социальной статики, по Конту особое внимание необходимо обратить на такой элемент как семья, распад которой будет означать распад общества, ведь из нёё образуются более крупные элементы социальной системы – род, племя, народ и т.д. Для рассуждений Конта о семье характерен консерватизм. Поскольку женщина, по мнению Конта существо находящееся на более низком уровне развития по сравнению с мужчиной, она изначально не может быть равной мужчине. Однако она превосходит мужчину по силе любви, которая иногда значит более, чем разум.

        1. Закон трех стадий

Закон трех стадий – основной закон науки об обществе. Именно с точки зрения данной идеи Конт прослеживал весь процесс развития человеческого знания, индивида и О в целом.

  1. Теологическая — господство религиозно-мифологического сознания. человеческий разум не в состоянии заниматься решением научных вопросов, но он занимается проблемами, которые недоступны человеческому познанию в принципе. Речь идет об исследовании конечных причин, абстрактных сущностей и т.д. Фазы: * Фетишизм – всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная вследствие их обыкновенно более сильного действия. Наиболее возвышенная ступень этого фазиса — поклонение небесным светилам. * Политеизм. Ясно представляет свободное умозрительное преобладание воображения, между тем как раньше преобладали инстинкт и чувства. Лишение вещей жизни. * Монотеизм. Разум начинает все более и более сокращать прежнее господство воображения, давая постепенно развиваться до сих пор почти незаметному всеобщему чувству, говорящему о необходимом подчинении всех явлений неизменным законам.

  2. Метафизическая. Конец XVIII — XIX вв.человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии, метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. Кризисная и переходная стадия.

  3. Положительная (реальная). Вторая половина XIX в. — здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».

Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов, а законов.

Основным методом в социологии является, по Конту, наблюдение социальных фактов. Оно придает науке объектив­ность, поскольку сам наблюдатель имеет дело с фактами, существующими до и независимо от него. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате специально создаваемых условий. Третий из широко используемых им методов — сравнительный, состоящий в сопоставление жизни различных народов. Исторический метод, четвёртый, направлен на выявление тенденций развития общества, он призван связать прошлое, настоящее и будущее.

Рассуждения о методах в социологии — один из наиболее рациональных аспектов систе­мы Конта.

Существенное значение для социологии как новой науки имел тезис Конта о необходимости строгой эмпирической проверки рассматриваемых положений. При ее осуществлении следует руководствоваться тремя основными принципами: эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом. «Эмпиризм, — писал Конт, — оз-н ‘II(-г, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм — что предметом ее являются толь­ко факты… Физикализм — … что самыми совершенными поня­тиями являются те, которая создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное знание»

Можно установить без большого труда, что Конт подлинно социологическими считает лишь те знания и исследования, кото­рые основываются на образцах естественных наук. Поскольку главным оказывается для него факт — наблюдаемое физичес­кое поведение, постольку отсюда следует недооценка им роли теоретических обобщений.

Конт сумел довольно полно синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени. Он оказал большое влияние на формирование социологии как самостоятельной науки:

  • критиковал умозрительный, чисто абстрактный подход к изучению общественной мысли;

  • аппелировал к положительному, опытному знанию и историко-сравнительному методу исследования;

  • признавал эволюционный характер социальных процессов и их закономерность;

  • обращал внимание на изучение структуры общественной жизни.

Тем не менее значение работ Конта для последующего раз­вития социологии велико. Не случайно современные западные социологи называют его «отцом социологии», поскольку он дал ей имя и программу. В работах Конта со­держатся предпосылки для перехода к конкретным эмпиричес­ким исследованиям. Он оказал значительное влияние на после­дующее развитие социологической мысли (концепции Э.Дюрк-гейма, Т. Парсонса и др.). Об этом свидетельствуют его идеи строгого отбора социальных фактов, понимание общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему. Именно эти взгляды француз­ского мыслителя и оказались наиболее предпочтительными для дальнейшего прогресса социологии.

studfiles.net

О. Конт – основоположник социологии. — МегаЛекции

Огюст Конт (1798—1857) — мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология» — достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов. Однако социология до сих пор не сумела достичь этого идеала. Но современным исследователям, в отличие от Конта, уже очевидна невозможность создания науки об обществе, построенной по образцу Естественных наук: у социологии слишком своеобразный объект изучения.

По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся к некоторым идеям «отца» социологии. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

На теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия.

На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения (философия).

Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира — научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную при­роду явлений окружающего мира. Однако, считая теологическую стадию развития мысли преодоленной, Конт не отказался от религии вообще. Напротив, он решил создать свою, истинную религию, объектом поклонения которой было человечество — «Великое Существо», — по отношению к которому отдельный человек — лишь незначительная часть. «Великое Существо» включало все бывшие и будущие поколения. Эта новая религия должна была обеспечить духовное единство общества.



Вообще, прогресс в обществе, по мнению Конта, даже развитие промышленности, более зависят от моральных добродетелей, нежели, например, от политики. Конт, несмотря на свой лозунг научности социологии, все же больше похож на философа, чем на социолога, а многие свои идеи он почерпнул у своего учителя — социалиста-утописта Анри де Сен-Симона, у которого Конт долго работал секретарем. У него, в частности, Конт нашел идею индустриальною общества и развил ее.

О. Конт считал, что историческая логика развития науки состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет предшествующей необходимую предпосылку: математика -» астрономия -» физика —» химия —» биология —» социология.

 

Основные концепции позитивистской социологии Конта

 

Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:

1) реальное в противовес химерическому:

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосред­ственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

 

1. На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предва­рительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у

низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.

 

2. На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

 

3. Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существу­ющих между наблюдаемыми явлениями».

 

Огюст Конт может считаться основателем социологии, поскольку он не только занялся изучением общества и социальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой для будущей академической институционализации социологии как отдельной науки.

Две идеи, берущие начало в работах О. Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии:

1) применение научных методов для изучения общества;

2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Социология Г. Спенсера.

Ге́рберт Спе́нсер (27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной — неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного
рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена
деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер
обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по
мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к
среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата
ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой
деятельности от географии местности, климатических условий, численности
народонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных
способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией
социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер
экономических и политических институтов зависит в конечном счете от «усредненного уровня» развития народа.

В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать
отдельную личность.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

3.Огюст Конт – основатель научной социологии

Огюст Конт (1798-1857) — французский философ, социолог,основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в том числе «Курс позитивной философии» .

Основной заслугой французского ученого Огюста Конта является то, что он впервые ввел в научный обиход понятие социологии как науки. Таким образом, социология приобрела научный статус и начала формировать свой предмет исследования. Конт создал классификацию наук, в которой социология заняла достаточно высокое место. Однако Конт так и не смог определить предмет изучения социологии, наметить основные теоретические направления исследования и начать разработку специфического понятийного аппарата социологии. Этому помешали два основных обстоятельства.

Во-первых, Конт находился под значительным влиянием естественных наук, особенно физики и биологии. Социологию он называл социальной физикой, а общество отождествлял с биологическим организмом. В связи с этим, Конт считал, что социология не должна изучать отдельных индивидов, а только общество или социальные группы.

Во-вторых, Конт признавал только так называемые позитивные стороны социологии. По его мнению, социология должна изучать только факты проявления социальной реальности, делать первичные эмпирические обобщения, не создавая при этом крупных теоретических построений. Такой подход способен сделать социологию позитивной наукой, которой присущи реальность, полезность, достоверность и точность. Отсюда Конт приходит к выводу, что социологи в своей деятельности должны ориентироваться только на изучение отдельных полезных фактов проявления социальной реальности, проводить их первичное обобщение без глубокого теоретизирования. Такой взгляд получил название научного позитивизма.

По замыслу Конта, социология должна разделяться на социальную статику, к которой можно отнести изучение индивида, семьи, общества, и социальную динамику, включающую в себя социальные процессы, происходящие в человеческом обществе. В соответствии с теорией Конта, социальная динамика — это теория прогресса. В соответствии с этой теорией общество прошло три основных этапа или эпохи.

В теологическую эпоху люди верили в фетиши, затем в богов, и, наконец, в единого бога. Отличительной особенностью этой эпохи являются завоевательные войны как основное занятие населения.

В метафизическую эпоху происходит смена системы ценностей, приоритетом начинают обладать объекты духовной культуры. Происходит зарождение гражданского общества с развитой законодательной системой.

В позитивную эпоху духовное управление обществом осуществляется учеными, мирское — «индустриалами». Другими словами, на самой высокой стадии развития общества управление всеми процессами осуществляется мудрецами и высокими профессионалами. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер, удовлетворяет непосредственные жизненные запросы людей.

4.Карл Маркс как социолог

Значительное влияние на развитие социологии оказал Карл Маркс (1818–1883). Он стремился развить строго объективную, основанную на исторических фактах, теориюобщественного развития. Важной сферой он считал экономику— сферу материального производства. Как утверждал Маркс, в процессе производства люди выступают в определенные социальные отношения. Носителями таких производственных отношений являлись большие группы людей, социальные классы. Согласно Марксу, во всех человеческих обществах, за исключением первобытного, существовало различие между двумя основными классами. Во-первых, это класс, обладающий собственностью на средства производства. Во-вторых, класс, не имеющий собственность. Как утверждал Карл Маркс, диалектическая борьба между такими классами являлась движущей силой общественного развития. Но в современном капиталистическомобществеон также выделял два основных класса: класс крупных собственников (буржуазию) и класс наёмных рабочих (пролетариат). По мере развития капиталистического противоречия между этими классами должны были всё более усиливаться. Хотя он допускал существование при капитализме и других социальных слоёв, занимавших промежуточное положение между этими классами: крестьяне и ремесленники. Но, как полагал Маркс, развитие капитализма должно было привести к постепенному исчезновению таких промежуточных слоёв. И в результатеобществодолжно было разделиться на два и только два противостоящих друг другу класса. В конечном итоге противоречие между этими классами должно было привести к социальной революции, открыв путь к революции, которая приводит к бесклассовому равенству. Важное место в работах Маркса занимает понятие идеологии. Он понимал под ней ложное искаженное сознание представителей правящего класса. Как утверждал Маркс, правящий класс был заинтересован в сохранении общественного строя и поэтому представители данного класса были способны адекватно воспринимать лишь те явления общественнойжизни, которые свидетельствовали об устойчивости, стабильности этого строя. Уже в конце 19 – начале 20 векатеориюМаркса подвергают критике за чрезмерный акцент на экономической сфере и недостаточное внимание к другим сферам общественнойжизни(политике, культуре). Кроме того, тот факт, что Маркс обращал основное внимание на классовую борьбу, конфликты между классами, не позволял ему в полной мере раскрыть те социальные условия, которые обеспечивали целостность и стабильностьобщества. Но идеи Маркса широко обсуждались в социологии и пользовались определенной популярностью вплоть до 80-х годов 20 века, когда их влияние заметно снизилось. Но в любом случае, Маркс занимает важное место в истории философской социологической мысли.

studfiles.net

Огюст Конт — основоположник позитивной социологии.

Поделись с друзьями

Социология как наука возникла как реакция на некоторые новые тенденции в общественном развитии первой половины XIXв.

1.      На  первое место в жизни общества выдвигаются  «социальные проблемы» (рабочий, национальный, женский и др. вопросы). Возникает острая потребность в осознании их места и роли в общественном развитии, появляется социальный заказ на дальнейшее развитие социального знания.

2.      В контексте этой задачи обозначилась неудовлетворенность прежним, слишком абстрактным и оторванным от  реальной  жизни уровнем и характером социальных наук. Возникает так называемый позитивизм с требованием, чтобы социология стала похожей на естественные науки, т.е. превратилась в эмпирическую (опора на факты и опыт) и практическую дисциплину (должна приносить пользу, быть позитивной, положительной).

Французские мыслители А. Сен-Симон и О. Конт впервые поставили вопрос о создании отдельной и целостной «науки об обществе». О. Конт, Г. Спенсер как главные представители данного периода заложили основы и наметили основные тенденции развития научной социологии. Сама социология еще не была создана в этот период, но был предложен проект ее создания.

О. Конт (1798-1857). Секретарь Сен-Симона, а затем экзаменатор и репетитор Политехнической школы в Париже. Создатель социологии в современном смысле этого слова. Ввел в обиход термин «социология». Написал много трудов по социологии. Наиболее известен «Курс позитивной философии» в шести томах (1830-1842). С точки зрения О. Конта, ни одна частная наука не может дать точного знания об обществе в целом, так как отдельные науки рассматривают социальные явления в их изолированности. Только социология, изучающая статику и динамику общества на основе собранных позитивных фактов, способна рассмотреть социальные явления в их взаимосвязи. Социология представляет собой «позитивный синтез» данных различных наук. Она основывается на законах биологии, однако имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга». Такая постановка вопроса была новаторской для своего времени, так как требовала изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных оснований или философского смысла истории.

О. Конт вошел в историю науки как основоположник позитивизма − одного из наиболее влиятельных направлений в области философии и социологии. Главное для него это позитивный метод, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте и историческом методе, в совокупности приводящий к выявлению законов развития общества. В борьбе против теологии и метафизики О. Конт утверждает, что наука познает не сущности, а феномены (отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?»). Разные науки достигают такого «позитивного состояния» в разные периоды истории. Теперь пришло время социологии. Произошло это поздно, потому что социология − «сложная» наука, она требует развития и усвоения более «простых» наук (физики, химии, биологии и т.д.).

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий»,или «трех состояний», ко¬торый он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человече¬ство в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стре¬мится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.

2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».

    Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в сво¬их сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

   Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неиз¬менных естественных законов − условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения — ее предназначение.

    Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию.

    Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания: для него позитивная философия − это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более что в период создания своей классификации он придавал главное значение «объективному» методу, основанному на внешнем наблюдении.

    Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.

students-library.com

2. Огюст Конт – основатель социологии.

Современный этап развития социологии открыл Огюст Конт (1798 – 1857 гг.), расширив и углубив представление о социологии как науке. Следовательно, возникает вопрос: что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку большое количество ученых в течении многих столетий развивали свои мысли об обществе.

Из рассмотренного выше вопроса мы находим тому подтверждения, что развитие учения об общественной жизни зародились в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона «Законы», «О государстве», в «Политики» Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.

Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия – поставить учение об обществе на научную основу – и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии – критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип – от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же – это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных – надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им, появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

studfiles.net

29. Предпосылки возникновения социологии. Огюст Конт – основатель социологии.

Родоначальником социологии как науки является О. Конт. Вся социологическая концепция Конта проникнута идеей порядка и прогресса. Саму социологию Конт подразделял на социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика, по Конту, это анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии. Она призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем.

Социальная динамика Конта – это теория общественного развития, она призвана изучать законы развития и изменения социальных систем.

Значение социологии Конта определяется тем, что он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию, как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в социологии; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

30. Социология Герберта Спенсера.

Продолжателем Контовской позитивной линии в философии и социологии был Герберт Спенсер, которого по праву считают основоположником органической школы в социологии.

В основе социологический взглядов Г.Спенсера лежали два основных положения, связанные с дарвинским учением:

— понимание общества как социального организма, подобного биологическому организму и подчиняющегося тем же законам организации, функционирования и развития;

— учение об общей эволюции, согласно которому любое явление неорганического, органического и надорганического мира представляют собой «часть общего процесса эволюции», поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым способом повсюду.

Заслуга Г.Спенсера в социологии состоит в том, что ему впервые удалось разработать системный подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он впервые использовал такие важнейшие категории, как социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальный контроль и другие.

31. Социально-философская концепция марксизма.

Особое место в истории социологической мысли занима­ет учение КарлаМаркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), основой которого служило диалектико-мате­риалистическое понимание исторического процесса. Наиболее существен­ные положения социологической теории марксизма сво­дятся к следующему:

  • понимание общества как социальной системы, вклю­чающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли, в ко­нечном счете, экономической;

  • интерпретация социальной истории как естественно- исторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-эконо­мических формаций — первобытно-общинной, рабовла­дельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства;

  • объяснение социального конфликта в качестве источ­ника общественного прогресса, поступательного развития общества;

  • Маркс и Энгельс показали, что личность — это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования.

Многие цен­ные идеи Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупных социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал значительное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

studfiles.net