Орошение в древнем египте – Сельское хозяйство Древнего Египта — Википедия

Содержание

Сельское хозяйство Древнего Египта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сельское хозяйство Древнего Египта зависело от предсказуемых сезонных разливов Нила. Из года в год повторяющиеся в одно и то же время разливы Нила и плодородная почва его долины позволяли египтянам развивать высокопродуктивное по меркам древнего мира сельское хозяйство, а на его основе строить общественные институты и государство. Египтяне были одним из первых народов, занимавшихся крупномасштабным сельским хозяйством[1]. Бассейновое орошение[2] позволяло им выращивать как продовольственные культуры, особенно зерновые, такие как пшеница и ячмень, так и технические сельскохозяйственные культуры, такие как лён и папирус.

Цивилизация древнего Египта развивалась в засушливом климате северной Африки. На этот регион влияют несколько ключевых географических факторов: соседство с Арабской и Ливийской пустынями[3] и река Нил, который течёт из озера Виктория на север в Средиземное море. Из-за аридного климата и практически полного отсутствия осадков, регулярные разливы Нила были фактором, который стал определяющим для развития древнеегипетской цивилизации. Река обеспечивала плодородный оазис посреди великой пустыни, который позволял египтянам строить государство на основе развитого сельского хозяйства. Зависимость Египта от реки, как источника жизни, не была полностью уникальной. Эта зависимость была характерна для нескольких других высоких культур древности, включая Месопотамию и цивилизацию долины Инда, которые опирались на реки Тигр/Евфрат и Инд соответственно.

Фермерская система[

ru.wikipedia.org

Орошение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самоходная фронтальная оросительная установка в действии

Орошение (ирригация) — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы. Орошение, вместе с осушением, является основным видом мелиорации — гидротехническим

[1]. Орошение улучшает снабжение корней растений влагой и питательными веществами, снижает температуру приземного слоя воздуха и увеличивает его влажность.

Уже в древнейшие времена орошение достигло степени искусства, на котором было основано благосостояние целых стран. О проведении воды для увлажнения полей упоминается во многих местах Библии. Местность между Евфратом и Тигром славилась уже в глубочайшей древности сельскохозяйственным прогрессом, достигнутым при помощи систематического орошения. С незапамятных времён существуют образцы оросительных сооружений в странах древнейшей культуры: в Китае, Индии и Египте, а в Новом свете — в областях исчезнувшего царства ацтеков. Египтяне не довольствовались периодическими разливами Нила для оплодотворения своих полей; а провели его воды, с помощью разветвлённой системы каналов, по всей своей плодородной области до края пустыни. Впоследствии перешли здесь к водочерпательным колёсам, поднимавшим воду на высоту

[2].

В Европе древнейшими мастерами по части ороше

ru.wikipedia.org

Приспособление для полива садов и огородов в древнем египте это

Остатки садов, существовавших в Древнем Египте, представляют собой бесценные источники, рассказывающие историю развития древнего мира, для современного человечества. В первую очередь это найденные в процессе археологических раскопок живописные картины и надписи.

Исследователями найдено множество фресок, относящихся к Новому царству (2 тыс. лет до н.э.), с изображением египетских крестьян, достающих воду из Нила с использованием механизма под названием «шадуф». В Древнем Египте он сыграл немаловажную роль в развитии садоводства в таких невероятно сложных засушливых климатических условиях.

Египетские сады: результаты исследований

Множественные археологические находки рассказывают о планировке городов и сооружений давних времен, а также об ирригационных сооружениях. В данном вопросе особо уделяется внимание изучению месторасположения ям с питательной землей, позволяющих сделать важные выводы о растительности тех времен.

Строительство садов достигло широчайшего размаха во времена расцвета древнейшей столицы Верхнего Египта — города Фивы (сегодня Луксор). В тот период там были сооружены и созданы богатые роскошные виллы с великолепными дворцами, сказочными прудами и райскими садами, окруженные высокими стенами.

Все эти исследования позволяют получить важные материалы, дающие общее представление о египетских садах и способах полива растительности. Ниже рассмотрим значение слова «шадуф». В Древнем Египте этот механизм играл довольно важную роль в жизни людей.

Климат Египта

Климат на территории Древнего Египта всегда был неблагоприятным для садоводства и земледелия. Для него характерно отсутствие осадков, обжигающие ветра, несущие колючий песок. В связи с этим жизнь была возможна лишь в долине Нила. И все же этого было недостаточно, был необходим дополнительный искусственный полив.

Для этих целей строились колодцы, из которых вода добывалась системой журавля (рычаг), а также были построены специальные каналы для орошения.

Что такое шадуф в Древнем Египте: определение

Важность садов в Древнем Египте была большой. Они были необходимы особенно в знойные летние месяцы, так как создавали спасительную тень. Сохранились даже такие записи в древних писаниях о бедствиях населения, как, например: «Он беден — у него нет тени».

Строительным материалом для сооружения шадуфов служили широко распространенные на этих территориях песчаники и известняки, а также розовый гранит, яшма, диорит и порфир.

Шадуф в Древнем Египте — одно из важнейших изобретений в период Нового царства в этом государстве. Это водоподъёмное сооружение, похожее на колодец с журавлем.

Состояло это приспособление из рычага, который закреплялся между 2-х вертикальных столбов. На коротком его конце крепился груз, а на длинном устанавливалась емкость (бадья), сделанная из пальмовых листьев. Оттуда вода переносилась в ведрах на коромыслах или же в бурдюках из шкуры барана.

Орошение полей и садов

Единственный и самый важный механизм, находившийся в частном распоряжении крестьян тех времен — шадуф. В Древнем Египте вдоль реки Нил было установлено много подобных сооружений. Однако, если уровень воды в реке опускался, возникали определенные сложности с подъемом воды. Более позднее похожее, но усовершенствованное изобретение для подъема воды в поля — «архимедов винт» (это установка оборудования на разных уровнях) позволило облегчить этот процесс. Изобретение приобреталось для коллективного использования (одно на две-три деревни).

Для облегчения орошения, посадки сады закладывались возле канав, чаще специально созданных для этих целей. Вода из этих канав заполняла пруды, предназначенные для поливки деревьев и цветов. Как раз для черпания этой воды и служило созданное человеком приспособление — шадуф.

Древний Египет славен своими великолепными садами. Они пользовались популярностью и получили повсеместное распространение в стране. Возникшие предположительно от поливаемых огородов сады с ростом благосостояния Египта превратились в роскошные зеленые комплексы с изумительными прудами, прекрасными цветами, статуями, сказочными аллеями из фруктовых деревьев и самых разнообразных растений. Эти великолепные участки разбивались вблизи и вокруг храмов, роскошных дворцов и особняков самых богатых египтян.

Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н. э. С гробницы главного садовника Наха. Сбор гранат слева

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады.

История

История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцов фараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.

Прямоугольный пруд с утками и цветами лотоса

Планировка египетского сада

Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на саркофагах. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений. Чаще всего сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах.

Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине. В дворцовых садах фараонов могло находится множество прудов, в том числе достаточно обширных для катания на лодках. Пруды были искусственные с выложенными каменными плитами берегами. В пруду росли водяные растения, разводились рыбы и водяные птицы. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов.

Храмовые сады

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством». Храмовые сады часто имели аллеи фиговых пальм и платанов (посвященных богине любви Хатхор). Иногда ряды деревьев растягивались на несколько километров, соединяя разные храмы между собой. Для деревьев, высаженных далеко от реки, приходилось выкапывать достигающие до десяти метров в глубину колодцы. В некоторых храмовых садах жили священные божественные животные, такие как ибис или павиан. В садах выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие как тмин, анис и кориандр.

Сады вокруг дворцов и поместий

Дворцовые сады были огромными, с множеством прудов и тенистых аллей для отдыха фараонов. Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте. Например, царица Хатшепсут посылала в страну Пунт экспедицию, которая наряду со слоновой костью, миртом и ладаном привезла миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями.

Начиная со времен Нового Царства общей чертой роскошных поместий богатых египтян стали сады удовольствия. Согласно рисункам на гробницах, планировка этих садов была более или менее стандартной. В центре располагался прямоугольный пруд, с последовательными рядами деревьев вокруг него. Края водоемов были наклонными с лестницами, позволявшими садоводам собирать воду для орошения. Пруд часто был окружен стенами или колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными красочными картинами людей, животных и растений.

Могильные сады

Характерной особенностью древнеегипетского садоводства было наличие специальных могильных садов. По египетским религиозным воззрениям, душа умершего после совершения определенных обрядов может выходить из могилы и гулять в саду. В таких местах строили небольшие павильоны, где умерший мог играть в шашки или просто отдыхать. В садах помещались любимые вещи умершего, которыми он мог бы воспользоваться после смерти.

Растения в древнеегипетском саду

О составе древесных пород и кустарников, разводимых в египетских садах, можно судить по их изображениям на гробницах, по записям в документах. На основе имеющихся документов можно установить, что в Египте разводились финиковые пальмы, пальмы-дум, пальмы-аргун, сикомора, гранатовые и оливковые деревья, инжир, тамариск, персея, нильская акация, ива, виноград, цератония, персиковое дерево, яблоня.

Сикомор выращивали с додинастических времен как древнеегипетское древо жизни, растущее на пороге между жизнью и смертью. Фрукты этого дерева, а также изделия из него были богато представлены в египетских гробницах всех эпох. Некоторые гробы для мумий были также сделаны из древесины этого дерева.

Наиболее распространенным плодовыми деревьями были финиковые пальмы, фиговые деревья и пальмы-дум. Некоторые из плодовых деревьев, например, яблони и гранаты, были завезены из других стран и культивированы в Египте. Фрукты и овощи, выращенные в садах, использовали для еды и церемоний. Из винограда делали вино и изюм. В древнеегипетских садах разводили много различных видов цветов, поскольку цветы играли в жизни египтянина большую роль. На праздненствах и религиозных торжествах женщины и мужчины украшали себя цветочными венками и гирляндами. Цветы также играли большую роль в культе мертвых. Из них изготовляли венки, букеты и гирлянды для украшения мумий, храмовых колонн и растительных жертв.

Садоводство в Древнем Египте

Садоводство в Древнем Египте было очень тяжелой работой, так как сухой климат требовал от садовника постоянного орошения. Для разведения аллей финиковых пальм необходимо было большое мастерство в искусстве садоводства. Также немалые усилия прикладывались для отпугивания птиц от зерновых культур. В этом деле египтяне достигли высокого уровня, придумывая хитроумные ловушки, останавливающие вторжения птичьих стай. С целью облегчения орошения, сады закладывались около канав, которые порой специально создавались на площади сада. Вода из канав наполняла пруды и шла на поливку деревьев и цветов. Для черпания воды из канав служило особое приспособление — шадуф, состоящее из рычага, закрепленного между двух вертикальных столбов. Короткий конец рычага был с грузом, а на длинном конце — бадья из пальмовых листьев. Вода разносилась в ведрах на коромыслах или в бурдюках из бараньей шкуры.

Галерея растений, выращивавшихся в древнеегипетских садах

  • Рожковое дерево. Египтяне ели его плоды, используя кэроб (порошок из этих стручков) как подсластитель.

  • Широко распространённая акация отождествлялась с древнеегипетской богиней Иусат.

  • Сикомор — фикус, который обильно выращивали для тенистости, а также в храмах — для производства саркофагов из его древесины.

  • Яблони, как и гранатовые и персиковые деревья, попали в Египет из Азии в период господства гиксосов или ранее.

  • Египетский голубой лотос — священное растение, распространённое в древнеегипетских прудах.

  • Папирус давал не только материал для письма и изготовления лодок, но и служил пропитанием для бедняков, жевавших сердцевину его стеблей.

См. также

  • Культура Древнего Египта
  • Кухня Древнего Египта

Примечания

  1. Baridon, 1998, p. 103.
  2. Ванин, 1938.
  3. Baridon, 1998, p. 97.
  4. Baridon, 1998, p. 102.
  5. Desroches-Noblecourt, 1962, p. 113.
  6. Wönig, 1897.
  7. Beck, 2003.

Литература

на русском языке

  • Ванин С. И. Сады и парки древнего Египта и Ассиро-Вавилонии // Природа. — 1938. — № 5. — С. 112—121.

на других языках

  • Assmann J., Lorton D. Death and salvation in ancient Egypt / Translated by David Lorton. — Cornell University Press (англ.)русск., 2005. — 171 p. — ISBN 0801442419.
  • Baridon M. Les Jardins;– Paysagistes- Jardiniers;– Poetes. — Editions Robert Lafont, 1998. — ISBN 2-221-06707-X.
  • Beck C. H. Tod und Jenseits im Alten Ägypten. — München, 2003.
  • Desroches-Noblecourt C. L’Art Egyptien. — Paris: Presses Universitaires de France (англ.)русск., 1962.
  • Hugonot J. C. Le Jardin dans l’Egypte ancienne. — Paris: Peter Lang, 1989.
  • Shaw I., Nicholson P. The British Museum Dictionary of Ancient Egypt. — British Museum Press, 1995.
  • Wönig F. Die Pflanzen im alten Aegypten. — Leipzig, 1897.
  • Zohary D., Hopf M. Domestication of plants in the Old World. — third edition. — Oxford: Oxford University Press, 2000.

Брындина Ирина Николаевна  

учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ №26 пгт Кропачево

Тест по теме «Древний Египет»

1 вариант

1.Первая столица Египетского царства:

А) Мемфис; б) Фивы; в) Атон

2.Что жители Египта использовали для письма?

А) глиняные таблички; б) папирус; в) пальмовые листья

3.В каком году была построена пирамида Хеопса?

А) 3000 г. до н. э.; б) 2600 г. до н. э.; в) 1600 г. до н. э.

4.Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги:

А) писцы; б) жрецы; в) фараоны

5.В каком году Тутмос III совершил самые крупные завоевания?

А) 2600 г. до н. э.; б) 2100 г. до н. э.; в) 1500 г. до н. э.

6.Письменность в Древнем Египте:

А) иероглифы; б) клинопись; в) папирус

7.Кого древние египтяне считали «живым богом»?

А) главного жреца; б) фараона; в) Амон – Ра

8.Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

А) Объединение Южного и Северного царств; б) союз богов неба и земли; в) царство мёртвых и царство живых

9.Что обозначает понятие «религия»?

А) вера в сверхъестественные силы; б) вера в силы природы; в) умение подчиняться кому – либо

10.С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны?

А) с целью личного обогащения; б) с целью обогащения своих воинов и вельмож; в) с целью знакомства с другими странами

Ответы: 1а; 2б; 3б; 4а; 5в; 6а; 7б; 8а; 9а; 10а.

Тест «Древний Египет»

2 вариант

1.Как называется река, протекающая по территории Египта?

А) Нил; б) Тигр; в) Евфрат

2.Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

А) амулет; б) саркофаг; в) мумия

3.Царские советники, знать в Древнем Египте:

А) жрецы; б) вельможи; в) писцы

4.Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:

А) саркофаг; б) пирамида; в) мумия

5. Где находится Египет?

А) в северо – восточной части Африки; б) в центральной Азии; в) в центральной Африке

6.Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида:

А) Эхнатон; б) Хеопс; в) Тутанхамон

7.Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте:

А) рельеф; б) базис; в) шадуф

8.Что ввозили торговцы в Древний Египет?

А) папирус; б) древесину; в) хлеб

9.Что обозначает понятие «классы»?

А) это большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую; б) это группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что имеют; в) это люди, которые недовольны фараоном

10.Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?

А) обогащали фараонов и вельмож; б) ослабляли свою страну; в) давали возможность воинам проверить свои силы

Ответы: 1а; 2в; 3б; 4а; 5а; 6б; 7в; 8б; 9б; 10аб.

cvetnik-doma.ru

Орошение — это… Что такое Орошение?

Самоходная фронтальная оросительная установка в действии

Орошение (ирригация) — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы. Орошение является одним из видов мелиорации. Орошение улучшает снабжение корней растений влагой и питательными веществами, снижает температуру приземного слоя воздуха и увеличивает его влажность.

История

Уже в древнейшие времена орошение достигло степени искусства, на котором было основано благосостояние целых стран. О проведении воды для увлажнения полей упоминается во многих местах Библии. Местность между Евфратом и Тигром славилась уже в глубочайшей древности сельскохозяйственным прогрессом, достигнутым при помощи систематического орошения. С незапамятных времён существуют образцы оросительных сооружений в странах древнейшей культуры: в Китае, Индии и Египте, а в Новом свете — в областях исчезнувшего царства ацтеков. Египтяне не довольствовались периодическими разливами Нила для оплодотворения своих полей; а провели его воды, с помощью разветвлённой системы каналов, по всей своей плодородной области до края пустыни. Впоследствии перешли здесь к водочерпательным колёсам, поднимавшим воду на высоту[1].

В Европе древнейшими мастерами по части орошения являются этруски. Громадные остатки каналов между Адиджем и По свидетельствуют ещё в настоящее время об исполинских сооружениях, исполненных этим народом исключительно для обводнения полей. Своё искусство они передали римлянам. Последние высоко ценили воду, и ещё в настоящее время поражают их гидротехнические сооружения: возвышенные бассейны, водопроводные каналы, искусственные пруды и озёра, великолепная отделка источников и другие совершенные устройства для доставления хорошей воды[1].

Самым широким образом оросительные сооружения развились в Ломбардии. Сеть оросительных каналов в этой области, развиваемая и совершенствуемая со времён римлян, охватывала к началу XX века площадь до 450 000 гектаров. Главные каналы этой сети, в состав которых вошли и древние искусственные водотоки, построены были в начале средних веков частью монахами, частью городами Миланом, Кремоной и другими под владычеством Висконти, Сфорца, Паллавичино, а в области Мантуи династией Гонзага. Древнейший канал Ветталия построен в 1057 году. Уже в 1216 году в Милане появляется собрание постановлений о пользовании водой, которые впоследствии были усовершенствованы и послужили основанием законодательства об орошении 1747 года. В XI веке монахи аббатства Кьяравалле владели более чем 8 000 гектаров орошаемых лугов и продавали излишек своей воды. Для определения её количества пользовались особыми водомерами, в которых вода пропускалась через определённое отверстие (0,029 м²), при постоянном напоре (0,10 м). В минуту через такое отверстие протекает 2,1835 м³, что называется миланской унцией. Впоследствии вместо водяной унции стали пользоваться для измерения расхода другими устройствами и приборами, называемыми со времен Солдати, первого изобретателя такого прибора в XVI веке, модулями[1].

Из Ломбардии немецкие солдаты в XVIII веке принесли с собой искусство орошения в область нижнего Рейна, где оросительные устройства особенно развились и укрепились в окрестностях города Зигена, благодаря стараниям бургомистра этого города Дреслера, около 1750 года. В Испании орошение введено было маврами, трудами которых безводные окрестности Валенсии превратились в область роскошнейшего плодородия. Развалины гидротехнических сооружений мавров в Испании до сих пор производят впечатление своим величием. Мавританские оросительные устройства послужили образцом не только в техническом отношении, но и в отношении законодательства и организации, так как здесь явилась самая древняя форма общественного пользования орошением. Подведомственные маврам провинции разделялись на оросительные участки, для которых необходимое количество воды обеспечивалось заграждением горных ручьёв и речек в летнее время. Для этого строились большие плотины. Из образованных таким образом водохранилищ вода проводилась магистральными каналами, а от них ответвлялись боковые каналы, из которых вода для орошения отдельных участков вычерпывалась нориями. Для каждого из орошаемых участков рассчитано было точно потребное количество воды. Пользование ею было строго регламентировано, и за выпуск излишней воды установлены были штрафы. Для контроля расхода воды пользовались стрелочными водомерами. В некоторых местностях Испании устройства эти сохранились ещё в настоящее время. Во Франции большие оросительные системы находятся в долинах Луары и Гаронны, а также в департаментах Савойя, Верхняя Савойя, Буш-дю-Рон, Эро, Гар и других. Англия, по свойствам климата, требует мало орошения, но местами и здесь встречаются обширные местности, пользующиеся искусственным обводнением, например самые древние оросительные устройства, в Уилтшире, созданные в 1690—1700 годах, занимают площадь около 15—20 000 гектаров. В 1743 году Дженингс устроил у Хоудена, близ Йорка, первые кольматажные луга[1].

Способы орошения

Круговая оросительная установка
на полях ГДР (1967)

К основным способам орошения относится:

  • полив по бороздам водой, подаваемой насосом или из оросительного канала;
  • разбрызгиванием воды из специально проложенных труб;
  • аэрозольное орошение — орошение мельчайшими каплями воды для регулирования температуры и влажности приземного слоя атмосферы;
  • подпочвенное (внутрипочвенное) орошение — орошение земель путем подачи воды непосредственно в корнеобитаемую зону;
  • лиманное орошение — глубокое одноразовое весеннее увлажнение почвы водами местного стока.
  • дождевание — орошение с использованием самоходных и несамоходных систем кругового или фронтального типа.
См. также механизированное орошение.

Орошение в разных странах

Площадь орошаемых земель
в отдельных странах мира
(на конец 1990-х годов),
млн га[источник не указан 1122 дня]
СтранаПлощадьСтранаПлощадь
Китай44,4Япония3,3
Индия42,1Испания3,1
США18,1Италия3,3
Пакистан16,1Египет2,6
Россия5,7Бразилия2,5
Индонезия5,3Аргентина1,7
Мексика5,1Ирак1,7
Узбекистан4,1Болгария1,3
Румыния3,4ЮАР1,2

Негативные экологические последствия

Оросительное земледелие вызывает целую цепь негативных экологических последствий. Главными из них являются:

  • ирригационная эрозия;
  • накопление агроирригационного культурного горизонта почв;
  • вторичное засоление грунта и почвы;
  • заболачивание грунта и почвы;
  • загрязнение поверхностных и подземных вод;
  • обмеление рек;
  • оседание рельефа местности.

Вторичное засоление — главное последствие орошения земель в условиях аридного климата[2]. Оно связано с подъемом минерализованных грунтовых вод к земной поверхности. Грунтовые воды, содержащие соли, начинают при этом интенсивно испаряться, в результате чего почва насыщается избыточным количеством солей. Острая экологическая проблема орошаемого земледелия — загрязнение поверхностных и грунтовых вод. Это результат полива угодий и использования воды для рассоления почв. Большинство рек, воды которых используются для орошения имеют минерализацию 0,2—0,5 г/л. В настоящее время их минерализация возросла в 10 раз, что привело к росту вторичного засоления. Проблемы засоления почв и вод усугубляются применением минеральных удобрений.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Земледелие и орошение полей в Древнем Египте

Земледелие и  орошение полей в Древнем Египте

 Земледелие в Древнем Египте начиналось с того, что в долине Нила кочевники стали оседлыми земледельцами. Они начали разводить злаки, росшие в Египте в диком виде. В еще влажную после разлива почву земледельцы бросали зерна ячменя или пшеницы и снимали два-три урожая в год. Заметив, что урожай увеличивается, если почву перед посевом вспахать, египтяне перешли к обработке земли.

Древние египтяне первоначально землю вскапывали мотыгой. Позднее появился деревянный плуг. Его тащили животные или люди.


Засеяв поле, египтяне гнали на него коз, овец, свиней, чтобы они втоптали зерна в землю. Жали египтяне деревянными серпами с закрепленными в них острыми кремневыми вкладышами.Земледелие в Древнем Египте Снопы раскладывали на току и прогоняли по ним скот, копытами выбивавший зерно из колосьев. Обмолоченное зерно веяли, подбрасывая совками. Чистым ячменем или пшеницей заполняли вырытые в земле ямы.
 
Более чем за четыре тысячи лет до н. э. земледелие в Древнем Египте сделалось главным занятием египтян.
Важную роль так же в жизни древнейших обитателей Египта играло и скотоводство. Египтяне разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Лошадь в Египте появилась с середины второго тысячелетия до н. э. Египтянам было известно стойловое содержание скота.

 

Орошение полей в Древнем Египте

Орошение полей в Древнем Египте

Орошение полей в Древнем Египте, приходилось делать по тому что, древним египтянам приходилось бороться с разливами Нила. Чтобы оградить свои тростниковые хижины от наводнений, они  сооружали насыпи, не пропускавшие воды

Население Египта росло. Земель, заливаемых Нилом, стало не хватать. Древние египтяне начали делать орошение полей, задерживать воду при помощи плотин, чтобы она не ушла в русло реки. Страна покрылась сетью каналов.
Чтобы поднять воду на участки, не заливаемые Нилом, египтяне пользовались шадуфом. К столбу прикреплялась поперечная жердь. На одном ее конце находилось кожаное ведро, на другом, для противовеса,— камень. При помощи шадуфа египтяне наполняли каналы водой, которая, растекаясь, поила корни растений. Так труд людей еще в те далекие времена принес им первые победы над природой. Постоянное орошение полей в Древнем Египте приносило достаточно хороший урожай.

antiquehistory.ru

история появления и использование в современном мире



Орошение полей в Древнем Египте

Земледелие в Древнем Египте начиналось с того, что в долине Нила кочевники стали оседлыми земледельцами. Они начали разводить злаки, росшие в Египте в диком виде. В еще влажную после разлива почву земледельцы бросали зерна ячменя или пшеницы и снимали два-три урожая в год. Заметив, что урожай увеличивается, если почву перед посевом вспахать, египтяне перешли к обработке земли.

Древние египтяне первоначально землю вскапывали мотыгой. Позднее появился деревянный плуг. Его тащили животные или люди.

Засеяв поле, египтяне гнали на него коз, овец, свиней, чтобы они втоптали зерна в землю. Жали египтяне деревянными серпами с закрепленными в них острыми кремневыми вкладышами. Земледелие в Древнем Египте Снопы раскладывали на току и прогоняли по ним скот, копытами выбивавший зерно из колосьев. Обмолоченное зерно веяли, подбрасывая совками. Чистым ячменем или пшеницей заполняли вырытые в земле ямы.

Более чем за четыре тысячи лет до н. э. земледелие в Древнем Египте сделалось главным занятием египтян. Важную роль так же в жизни древнейших обитателей Египта играло и скотоводство. Египтяне разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Лошадь в Египте появилась с середины второго тысячелетия до н. э. Египтянам было известно стойловое содержание скота.

Орошение полей в Древнем Египте

Орошение полей в Древнем Египте, приходилось делать по тому что, древним египтянам приходилось бороться с разливами Нила. Чтобы оградить свои тростниковые хижины от наводнений, они сооружали насыпи, не пропускавшие воды

Население Египта росло. Земель, заливаемых Нилом, стало не хватать. Древние египтяне начали делать орошение полей, задерживать воду при помощи плотин, чтобы она не ушла в русло реки. Страна покрылась сетью каналов.

Чтобы поднять воду на участки, не заливаемые Нилом, египтяне пользовались шадуфом. К столбу прикреплялась поперечная жердь. На одном ее конце находилось кожаное ведро, на другом, для противовеса, камень. При помощи шадуфа египтяне наполняли каналы водой, которая, растекаясь, поила корни растений. Так труд людей еще в те далекие времена принес им первые победы над природой. Постоянное орошение полей в Древнем Египте приносило достаточно хороший урожай.

В городе, как и в деревне, каждый хозяин дома старался иметь свой сад, где бы он выращивал свои фрукты и овощи. Особенно трудоёмкой была поливка садов. Кстати, это единственная из садовых работ, о которой мы что-то знаем. Сад с огородом был разделён на небольшие квадраты канавками, пересекавшимися, под прямым углом. Долгое время, и даже в эпоху Среднего царства, садовники ходили к водоёму, наполняли водой глиняные круглые кувшины, своего рода лейки, приносили их, подвесив по две на коромысло, и выливали в головную канаву, откуда вода разливалась по другим канавкам, орошая весь сад. Это была нудная и тяжёлая работа. Изобретение шадуфа, наверное, показалось, древним египтянам истинным даром богов.

На берегу водоёма вкапывали вертикально толстый столб высотой примерно в два человеческих роста. Его могло заменить дерево с обрубленными ветвями, если оно стояло на подходящем месте. К нему привязывали длинный шест, чтобы он мог вращаться во всех направлениях. К толстому концу шеста привязывали тяжёлый камень. К тонкому подвешивали на верёвке длиной в пять-шесть локтей сосуд из холста или обожжённой глины. Крестьянин тянул верёвку вниз, чтобы наполнить сосуд, затем вверх, чтобы поднять его. Он вливал в желоб и всё начинал сначала. В саду Ипуи работало одновременно четыре шадуфа.

Эти примитивные приспособления довольно эффективны, что подтверждает их существование до сих пор. Однако, похоже, что египтяне Нового царства, по-видимому, использовали их только для полива садов. Их нет ни на одной сцене, изображающей работу на полях. Что касается сакиэ, колёса с горшками , чей скрип сегодня кажется неотделимым от египетской деревни, то о нём в документах врёмен фараонов ни разу не упоминается. И неизвестно даже, когда именно появилось оно в Нильской долине. В некрополе жрецов Тота в Гермополе, неподалёку от гробницы Петосириса, в Антиное и в храме Таниса были найдены два колодца большого диаметра. Первый из них ясно предназначался для сакиэ, однако эти колодцы не могли быть древнее гробницы Петосириса, которая относится, скорее всего к царствованию Птолемея Сотера.

Землевладение в Древнем Египте

Ранним царством называют период охватывающий правления I-II династий по Манефону. Древним же царством принято считать правления III-VIII династий. Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних помещений гробниц вельмож Древнего царства. Основой экономики Египта в этот период было сельское хозяйство. Вся долина Нила является по существу

гигантским оазисом. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное народнохозяйственное значение, являются периодические и регулярные разливы. Вследствие ливней, выпадающих в тропической Африке, и таяния снегов на горных вершинах вода в Ниле к середине июля начинает пребывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река

заливает огромные прибрежные пространства. На залитой почве осаждается ил, приносимый рекой с ее верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из мощных отложений речного ила; она легко поддается обработке и отличается исключительным плодородием. Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост

производительности земледелия. Могучую реку Нил, не только орошавшую землю, но и отлагавшую при ежегодных своих разливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы она могла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков. Осваивать реку, т.е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий — мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических царей, показаны его подданные,

greecehist.ru

Земледелие в Древнем Египте. (додинастический период, период Раннего и Древнего царства)

Земледелие в Древнем Египте. (додинастический период, период Раннего и Древнего царства).


Предпосылки расцвета сельского хозяйства Древнего Египта.

Земледелие додинастического периода и раннего царства.

Земледелие Древнего царства.

Социально-экономические отношения.

Технология сельского хозяйства.

Посев.

Уборка урожая.


Вся долина Нила является по существу гигантским оазисом. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное народнохозяйственное значение, являются периодические и регулярные разливы. Вследствие ливней, выпадающих в тропической Африке, и таяния снегов на горных вершинах вода в Ниле к середине июля начинает пребывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства. На залитой почве осаждается ил, приносимый рекой с ее верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из мощных отложений речного ила; она легко поддается обработке и отличается исключительным плодородием.

Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.

Могучую реку Нил, не только орошавшую землю, но и отлагавшую при ежегодных своих разливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы она могла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков. Осваивать реку, т.е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий — мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических царей, показаны его подданные, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном протоке. В представлении современников I династии любая область их страны была прежде всего орошаемой землей; само слово «область» (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.

Как и в последующие времена, Верхний Египет — узкая долина реки в южной части страны — и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет — страна болотных зарослей — обозначался кустом папируса.

В эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры — ячмень и пшеницу-эммер, которые служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода. Земледельцы неолитических поселений не могли заимствовать навыки по выращиванию зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не установлены связи этой страны с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э. Дикорастущие этих злаков могли произрастать в Северной Африке. Здесь в эпоху неолита был более влажный климат. Поэтому ученые полагают, что земледелие в Египте развивалось самостоятельным путем.

Ухудшение природных условий жизни ранних земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила могло ускорить процесс их расселения по берегам реки и стимулировать борьбу с болотами и зарослями долины. Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий, необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей ( мотыг, тесел и топоров), что намного повысило производительность труда. На естественных холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних земледельцев второго додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.), которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводки могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка.

Покрытая болотами и озерами дельта в целом была освоена позднее долины Нила, но земледельцы и рыбаки ее южных окраин раньше перешли к оседлости, чем население юга Верхнего Египта. Их поля были расположены главным образом на островах. Ранняя оседлость населения позволяет предположить, что ирригационные работы могли быть начаты здесь.

В результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно, путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамб и плотин. Для создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях воду паводка необходимое для посева время, наблюдательные древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима Нила и характер рельефа страны. Во время регулярных ежегодных разливов Нила (с июня по октябрь) воды паводка выходили из русла реки и заливали берега до края пустынных нагорий, которые в те времена были покрыты саванно-степной растительностью. Паводки Нила вызывались таянием снегов в Абиссинских горах, где брал свои истоки Голубой Нил, и тропическими ливнями в районе Великих озер Центральной Африки, откуда вытекал Белый Нил. Голубой Нил стремительно нес огромные массы весенней воды. Воды Белого Нила при слиянии с более бурным Голубым Нилом отбрасывались обратно к Хартуму, широко разливаясь и образуя естественный водоем, который способствовал медленному спаду паводка в Египте и препятствовал его высыханию в период низкой воды. Воды паводка не только орошали почву, но и удобряли ее плодородным илом тучным черноземом, состоящим из органических остатков и минеральных частиц. На высоких берегах реки ил откладывался более толстым слоем, создавая рельеф долины, понижающийся к пустынным ныне нагорьям, который способствовал самотечному затоплению естественно орошаемых полей.

Долина Нила между берегом реки и возвышенностями пустыни была разделена поперечными и продольными насыпями, плотинами и дамбами на бассейны разной величины. Сквозь высокие берега Нила, первоначально естественные (позднее для лучшего удержания воды на полях их стали искусственно повышать насыпями), прорывали короткие каналы для поступления воды в бассейны и для ее постепенного спуска. Насыпи, возведенные перпендикулярно реке, направляли воды паводка в бассейны. Небольшими земляными валами внутри бассейнов вода распределялась по полям.

Ко времени раннего царства в основном было завершено сооружение бассейновой оросительной системы в долине Нила — ее плодородные земли стали использовать под пашни. Продолжался процесс освоения и осушения в значительной степени еще более заболоченной дельты, покрытой богатыми луговыми пастбищами для скота; в ее западных и восточных областях были разбиты многочисленные виноградники, сады и огороды, в центральных областях начали сеять зерновые культуры. Сохранилась легенда о том, что царь I династии Мена, которому древнеегипетская традиция приписывает объединение Египта, соорудил выше Мемфиса плотину на Ниле, направив его воды по новому руслу и осушив прежнее русло. Здесь был построен город «Белые стены» — будущая столица Египта Древнего царства, известная под греческим названием Мемфис.

Население дельты было окончательно замирено и вся страна объединена в двуединое государство «Нижнего и Верхнего Египта» лишь в конце II династии. Объединение хозяйства Нижнего и Верхнего Египта в масштабах всей страны сыграло настолько большую прогрессивную роль в развитии сельского хозяйства, что позволило во времена Древнего царства вести грандиозное строительство великих пирамид. Ирригационное земледелие стало основой древнеегипетского хозяйства. Объединение страны в одно целое было необходимо для поддержания в порядке, а также для расширения и усовершенствования огромного ирригационного хозяйства страны.

Земледельческие орудия в период Раннего царства были в общем такими же, что и позже, в Древнем царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Плуг первобытного вида изображают нам письмена-рисунки времени II династии. Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей. Деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремня были найдены десятками в одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.

На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в позднейшие времена, был Нижний Египет.

Разведение льна в период раннего царства доказано тем, что в могилах были найдены полотна и льняные веревки. При этом некоторые полотна — очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о большом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве.

Едва ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны уже в период Раннего царства. Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано находками костей этих животных при раскопках. Скота было много: еще около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тыс. голов крупного рогатого и 1 422 тыс. голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда.

В период Древнего царства особых усовершенствований в сельскохозяйственных орудиях, по сравнению с периодом Раннего царства, не обнаруживается. Вероятно, эти орудия изготовлялись при помощи медных инструментов; нет никаких оснований считать, что сошник плуга и мотыга не были деревянными; серп, судя по его изображениям, остался деревянным, со вставным лезвием из кремня.

Большинство хлебных растений времени Древнего царства, если только не все, были уже известны египтянам и в период Раннего царства. То же можно сказать о виноградной лозе, финиковой пальме, смоковнице и др. Вряд ли много новых видов было и среди овощей (корнеплоды, лук, чеснок, огурцы, салат и т.д.). Льноводство было широко развито и до Древнего царства.

Основные виды скота были теми же, что и прежде. Возможно, что еще в период Раннего царства пытались приручать диких животных для откормки — в частности белых антилоп. Во времена Древнего царства, бесспорно, приручали также другие виды антилоп, газелей, козерогов. Из птиц во времена Древнего царства наряду с гусями, утками и голубями (на одном изображении есть и лебеди) держали стаи журавлей и тоже откармливали их.

Таким образом различия в сельском хозяйстве Раннего и Древнего царств, в основном, были количественного порядка.

Для Древнего царства можно говорить уже об искусственном орошении земель, недоступных естественному паводку, путем подведения к ним воды по большим искусственно вырытым каналам.

Создание ирригационной системы потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и строительного дела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на бассейновой системе орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев был тесно связан с водным режимом Нила. С древнейших времен земледельцы, а позднее астрономы Египта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе звезды Пса (Сириуса), который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал начало нового года. На основании этих наблюдений был изобретен сельскохозяйственный календарь. Он делился на три времени года по четыре месяца каждый: «половодье» («ахет»), «выхождение» («пернит») и «сухость» («шему»). Как показывают сами наименования времен года, они соответствовали водному режиму Нила и связанным с ним сельскохозяйственным работам. Календарный год древних египтян, состоящий из 365 дней был переходным (он расходился с астрономическим годом на 1/4 дня), поэтому времена года могли приходиться на разные месяцы. Новый год, возвещенный Сириусом, совпадал с началом их астрономического года только через 1461 год, составляющий так называемый период Сотиса (греческое название Сириуса). Примитивный, но мудрый и полезный сельскохозяйственный календарь времен года можно рассматривать как практическое руководство для различных сельскохозяйственных работ. Например, согласно календарю одни земледельческие работы должны были выполняться во время спаривания тех или иных животных, другие — во время их приплода и т.п.

Специальные чиновники наблюдали за уровнем подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечали на ниломерах, установленных в разных местах реки. Результаты наблюдений сообщали верховному сановнику государства и записывали в царские летописи. Ниломеры Древнего царства находились, вероятно, один вблизи Мемфиса, другой — на скалах острова Элефантина, возле первого порога. Мемфисский ниломер представляет собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратных камней — вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием и понижением вод Нила; на стене колодца сохранились древние пометки, отмечавшие уровень подъема воды.

Данные ниломеров позволяли заблаговременно предусмотреть размеры паводка, от которого зависел будущий урожай в стране. Известия о подъеме вод Нила гонцы разносили по всей стране, чтобы земледельцы могли подготовиться к паводку.

Если данные ниломера превышали обычный для того или иного времени уровень паводка, то стране грозило наводнение, при котором могли оказаться затопленными не только поля, но и селения. Этим объясняется, почему поселения в Египте ютились большей частью на холмах. Но гораздо больше бедствий стране приносил низкий паводок, при котором часть «высоких земель» (искусственно орошаемых) могла остаться неорошенной, вследствие чего ей грозила засуха, влекущая за собой неурожай и голод.

С началом паводка в стране наступало великое ликование, которое воспето в более поздних гимнах Хапи, т.е. Нилу. В надписях древнего царства Нил характеризуется как кормилец царя и людей, который «стоит во главе Египта». Геродот пишет: «Когда же Нил покрывает страну, только отдельные города виднеются над поверхностью, совершенно подобно островам на Эгейском море».

В ирригационных работах принимали участие не только земледельцы, но и все подневольное население страны, отбывающее государственные повинности — «царские работы», работы «на дом царя» и «всякие работы нома». Но если отбывающие повинности были заняты на ирригационных работах временно и периодически, то земледельцы были обязаны постоянно поддерживать в порядке ирригационную сеть участков, на которых они работали.

Крупные вельможеские хозяйства наряду с царскими и храмовыми хозяйствами были ведущими в Древнем царстве. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и селений), разбросанных по разным областям (номам — греков) Верхнего и Нижнего Египта. Во многих гробницах на восточной стене культовой комнаты и в некоторых припирамидальных храмах Древнего царства сохранились своеобразные изображения дворов и селений вельможеских и царских хозяйств в символическом персонифицированном виде как процессии их «представителей» — мужчин и женщин в праздничной крестьянской одежде с корзинами на головах, наполненными различными съедобными приношениями; в более поздних гробницах они ведут за собой на веревках крупный и мелкий скот, прирученных и откормленных диких животных, несут на руках, в сетях и в корзинах птицу и рыбу. Ученые установили, что рядом с символически изображенными дворами и селениями написаны их названия с указанием местонахождения в Нижнем или Верхнем Египте, реже наименования областей, в которых они были расположены. Если дворы и селения составляли царское хозяйство, в состав их наименований входило имя царя — их собственника или его предков. Вельможеские дворы и селения тоже могли называться царскими именами, если они были пожалованы царем вельможе. В надписях около изображений вельможеских дворов и селений всегда указано, в чей «дом собственный» они входили. Среди вельможеских и царских дворов и селений изображены также «дворы двойника» владения, специально посвященные заупокойному культу владельца гробницы.

Землевладельцы могли распоряжаться землей довольно свободно, могли ее завещать, продать и подарить. У одного вельможи могло быть более одного «домоправителя». Домоправитель был главным, ответственным управляющим «дома», иначе — хозяйства вельможи. Ему были подчинены писцы, хранитель ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Этими людьми осуществлялся верховный надзор за хозяйством; им были подотчетны все низшие начальники; они чинили палочную расправу над всеми провинившимися. Как и в государстве в целом, в управлении хозяйством вельможи мы видим повсюду писцов «личного дома» вельможи: при полевых работах, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность в связи с этим стояла на высоком уровне; домоправитель неизменно представлял хозяину пространные ведомости, хранитель хозяйственных книг предъявлял отчет за весь прошлый год.

Владения вельможи распадались на отдельные населенные пункты — «дворы», «селения». Во главе отдельных дворов и селений стояло по «властелину» (хека). Мы находим «властелина» при севе и жатве, на гумне и скотном дворе. Соответственно и отчитывался «властелин» как в собранном хлебе, так и в поголовье скота. Нередко такие отчеты кончались избиением «властелинов».

Поля и гумна вельмож были распределены по отдельным селениям. На поле при севе и жатве работали рабочие «отряды». Судя по изображениям, в них состояли одни мужчины. Женской работой было веяние. Если в страдную пору не хватало жнецов, а вельможа был номархом, то он мог в помощь отрядам своего «личного дома» привлечь «царских» людей, т.е. земледельцев-общинников. Поля также обрабатывали рабы.

Посевное зерно выдавалось из хозяйской житницы, и собранный хлеб был зерном, принадлежащим «личному дому» вельможи. Когда в селениях имелись крупные скотные дворы, то коровьи упряжки, на которых пахали на вельможу, принадлежали также ему, а не землепашцам.

Основная особенность гробничных рельефов Древнего царства заключается в художественном изображении на них многочисленных сцен трудовой деятельности работников вельможеских хозяйств, за которой наблюдает сам вельможа с помощью своих сыновей, братьев и служащих. Работникам часто помогают их непосредственные начальники — надсмотрщики. Мало того: к работникам присоединяются и выполняют эту же работу жрецы заупокойного культа.

Как показывают пояснительные надписи, сопровождающие изображения, работники хозяйств вельмож были их «собственными» людьми, в состав которых входили подневольная «челядь» («мерет») и домашние рабы («баку»).

То что известно о царском и храмовом хозяйствах позволяет считать их по существу своему похожими на хозяйства вельмож.

В Египте преобладала государственная собственность на землю. Раздачу земель производил фараон. В его руках была сосредоточена неограниченная власть.

Основными непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции были феллахи, составлявшие большинство населения страны. Они жили деревнями — общинами, возделывали свои земли и земли крупных землевладельцев. К сожалению, о положении свободных производителей, не вовлеченных в хозяйство вельмож и царя, до нас дошло очень мало сведений.

Перед паводком ирригационную систему приводили в порядок: дамбы, по которым проходили сухопутные дороги, восстанавливали и укрепляли посадкой деревьев и кустарников, каналы очищали и углубляли. Предполагают, что найденные археологами каменные и кремневые наконечники мотыг периодов неолита и энеолита предназначались именно для копки, а не для земледельческих работ.

Во время паводка земледельцы следили за наполнением бассейнов водой. Когда вода заполняла поля бассейнов до уровня трех-четырех локтей, каналы, через которые она поступала, закрывали камнями и засыпали землей. В бассейнах паводковую воду задерживали около двух месяцев, пока не оседал ил и почва не пропитывалась влагой. Освобожденную от ила воду медленно спускали по дренажным (спускным) каналам.

К октябрю половодье медленно спадало. В условиях бассейновой системы орошения в древнем Египте практиковали простейший севооборот (с одним урожаем в год), при котором земля отдыхала под паром около пяти-шести месяцев. За это время аллювиальная почва, истощаемая ежегодными посевами зерновых культур на одних и тех же участках земли, успевала восстановить свое плодородие насыщалась водой и удобрялась новыми отложениями ила, которые под воздействием солнечных лучей обогащали ее соединениями азота и фосфора. Сразу же после спада половодья в октябре-ноябре, в период «выхождения», начинались полевые работы земледельцев, сначала в Верхнем Египте, затем в Нижнем.

Хозяйственные особенности Нижнего и Верхнего Египта, объясняемые различным характером их природных условий, развивались во времена Древнего царства в направлении специализации сельского хозяйства. Нижнему Египту с землями, отчасти засеянными злаками, отчасти занятыми садами, лугами, болотами, Верхний Египет противостоял как преимущественно хлебный край. С эпохи неолита и до Среднего царства посевы ячменя, более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами влаголюбивого эммера. Такие качества ячменя и эммера были замечены земледельцами Древнего царства, поскольку практиковались смешанные посевы этих злаков (более устойчивый ячмень как бы защищал эммер), несмотря на то что уже с эпохи неолита египтянам были известны и раздельные посевы. На выращивании зерновых культур, особенно менее требовательного ячменя, специализировался Верхний Египет. Нижний Египет, более богатый лугами, садами и виноградниками, с конца Раннего царства тоже стал засеваться зерновыми культурами, преимущественно влаголюбивым эммером.

Во времена Раннего царства египтяне заимствовали из Передней Азии и настоящую (голозерную) пшеницу. Но эта более требовательная, чем эммер, и истощающая почву культура не получила большого распространения в Египте до греко-римского периода, хотя хлеб из нее изготовляли высшего качества. Во времена Древнего царства выращивали также особый вид полбы, употреблявшийся для приготовления пива. Из технических и масличных культур египтяне с эпохи неолита культивировали лен, как ради его волокон для пряжи, так и с целью получения семян, из которых приготовляли льняное масло.

Способ посева древнеегипетских земледельцев существенно отличается от практикуемого в Европе. Вот, что говорит по этому поводу Геродот: «Теперь они ( т.е. египтяне, проживающие «ниже Мемфиса») действительно собирают земные плоды с меньшим трудом, нежели прочие народы и остальные египтяне: они не трудятся над тем, чтобы провести борозды плугом, чтобы взрыхлить землю мотыгой или исполнить какую-либо работу над пахотным полем, обязательную для всякого иного народа. Сама собой река наводняет и орошает поля, а оросивши, вступает обратно в свои берега; тогда каждый засевает свое поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю». Такой способ сева был возможен в хорошо орошаемой местности, земли которой долго оставались под водой во время паводка и покрывались значительным слоем ила.

Если после спада паводка вода продолжала оставаться на поле, вследствие чего земля долгое время была в состоянии жидкой грязи, сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец и баранов, которых выпускали на засеянное поле для втаптывания зерна в землю и уплотнения почвы. Стада состояли из трех — десяти гривистых длинноногих овец и двух баранов — вожака, идущего во главе стада, и замыкающего стадо. Уплотняя почву и втаптывая зерно в землю, стада овец и баранов, по существу, выполняли работу бороны, которую можно часто встретить на полях современного Египта. За стадом бежали погонщики — от трех до шести человек. Они загоняли овец и баранов в топь с помощью палок или веток с колючками в одной руке и толстых бичей, сплетенных из кожаных ремней, в другой, размахивая ими высоко в воздухе над головами.

Иногда стадо скота, видимо, недостаточно глубоко прикрывало посеянное зерно, тогда за ним следовала еще упряжка из двух быков или коров, тянувших легкую деревянную соху. В этом случае соха имела особое назначение — она не рыхлила почву, которая пребывала еще в состоянии жидкой грязи, а дополнительно прикрывала посеянное зерно землей, погружая его глубже в почву. Бывало вслед за сохой на пашню опять выгоняли стадо овец и баранов, по-видимому для дополнительного уплотнения жидкой почвы и укрепления в ней зерна. Но на обыкновенных хорошо орошаемых землях, которые не было нужды уплотнять, посевное зерно, брошенное в почву сеятелем, прикрывалось сначала сохой, в которую была запряжена пара быков или коров, а затем уже дополнительно втаптывалось в почву стадами овец и баранов.

В условиях сухого и жаркого климата в Верхнем Египте, особенно на его юге, после спада воды почва быстро высыхала, растрескивалась и на ее поверхности образовывались затвердевшие комья земли. На высоких землях, где паводок пребывал временно и недолго, почва оставалась плотной после спада воды. Новые целинные земли покрывались буйно растущими сорняками. Такие земли нуждались в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем сеять, работники разбивали комья земли мотыгами с заостренными или лопатообразными наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкой коров (или быков) и сохою раздвигал уже мелкие комья земли в неглубокие борозды. И только за пахарем шел сеятель с сумкой зерна, перекинутой через плечо, и, как обычно, разбрасывал высоко поднятой рукой зерно. Посеянное им зерно втаптывали в землю стада овец и баранов, за которыми еще следовала женщина с мотыгой и разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно там, где это недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга служат здесь для рыхления земли. Сохранилось изображение трех работников, разбивающих большой ком земли мотыгами: они стоят лицом друг к другу и все бьют в одно место. Прикрывают посев опять-таки при помощи мотыги и скота.

Другим способом производили посев технической культуры льна. Но сцены, изображающие посев льна, дошли до нас только на памятниках более поздних эпох. Обработка почвы сохой и посев семян льна тоже были тесно связаны друг с другом. Семена льна сеяли всегда после обработки почвы сохой. Сеятель шел вслед за сохой и бросал семена льна не высоко поднятой рукой, как сеятель хлебного зерна, а опущенной вниз, чтобы они попадали прямо в борозду, оставленную сохой. Это делалось для того, чтобы лен вырастал рядами, — так его легче было выдергивать. Сеятелями часто были женщины и мальчики, видимо, описанный способ посева семян льна не требовал такой физической силы, как разбрасывание хлебного зерна.

Посевная пора продолжалась довольно долго. Заканчивали посев в основном уже в декабре.

Уборка урожая была для египетских земледельцев была большим событием — радостным завершением тяжелых земледельческих работ.

На рельефе сельскохозяйственного календаря солнечного храма царя Ниусерра в Абусире сохранилось изображение теребления выдергивания созревшего льна. В Среднем Египте сбор урожая льна начинался в апреле и продолжался восемь — десять дней, так как по истечении этого времени коробочки перезревали, трескались и семена выпадали.

Жатва злаковых культур — ячменя и эммера — на рельефах Древнего царства обычно изображена раздельно, что, вероятно, объясняется их созреванием в разные сроки: ячменя — в апреле, эммера — в мае. Злаки показанные на рельефах, различают по числу зерен и окраске: шестирядный ячмень окрашен в зеленый цвет, двузернянка-эммер — в красно-желтый. Изображение ячменя и эммера в краске, как даров времени года «сухости», сохранилось на одном рельефе XI династии.

Жали с помощью деревянных серпов со вставленными в них (закрепленными с помощью клея и глины) хорошо отполированными кремневыми зубьями. Пучки колосьев срезали так высоко, что стебли оставались наполовину не сжатыми. Жали правой рукой вплотную под левым кулаком, державшим пучок стеблей. Затем на поле с высоким жнивьем выпускали пастись скот. Сжатые колосья, оставленные жнецами на земле, собирали другие работники, которые вязали их в снопы; пучки сжатых колосьев складывали поочередно колосьями то в одну, то в другую сторону; сноп завязывали с двух сторон, чем он отличался от снопа льна, перевязанного с одной стороны.

Отряды жнецов работали под звуки флейты. На рельефе в гробнице Тии показаны флейтист и певец, стоящие в середине поля в окружении слегка согнутых работающих жнецов. Певец, как свидетельствует серп под его рукой, был жнецом, но стоит он в позе певца — одной рукой подпирает щеку перед ухом, другую протянул вперед. Он спрашивает флейтиста: «Прикажи мне (что я должен петь)». Под ритм музыки жнецам легче было выполнять тяжелую работу. Кроме того, флейта играла важную роль в культе бога умирающей и воскресающей природы Осириса, связанном с сельскохозяйственными работами.

В мае начинали жать более позднюю зерновую культуру — пшеницу — эммер, посеянный в ноябре — декабре, который созревал на месяц позже ячменя. Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда изображается рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. При часто практиковавшемся тогда смешанном посеве ячменя и эммера последний снимали недозрелым и сушили в специальных печах. Работали жнецы в набедренных повязках, завязанных большей частью сзади. Тут же на поле, связывают сжатые колосья в снопы. Первый сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, около которого стоит слуга с опахалом. После этого работники готовят снопы к перевозке на гумно, которое было расположено около деревни, т.е. выше поля. Чтобы не было потерь зерна, снопы упаковывали в сетки-мешки разной формы. Перевозили снопы на ослах.

На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре скирды, между ними находится длинный ток, по обеим сторонам которого стоит по одному погонщику скота. Токи — площадки для молотьбы. Площадка была круглой, иначе по ней не мог бы бегать свободно скот, при помощи которого велась молотьба. Слева от тока стоит важный надсмотрщик в широкой юбке до колен, опираясь руками на палку; позади него стоит его сандаленосец в набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонам копны, забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под колосьями. Двое других работников сметают метлами зерно в большую кучу. Молотили зерно обычно быки и ослы.

На рельефе в гробнице Кахифа изображено, как поясняют надписи «веяние ячменя» и «веяние пшеницы» (обычной — «сут», не эммера). На гумне рядом с кучей зерна стоят две работницы в плотно завязанных на голове платках (платки держатся налобной повязкой) для защиты от летающей вокруг пыли и мякины — на некоторых рельефах заметно пыльное облако. Они одеты в обычные платья сарафаны на бретельках. Одна работница поднимает вверх веялки, представляющие собой две маленькие продолговатые лопатки, зерно падает вниз, ветер уносит мякину. Другая работница держит веялки в правой руке, а левой очищает зерно от мякины с помощью длинного узкого веника, за работой наблюдает надсмотрщик с двумя собаками на повадке. В гробнице Тии показан последний процесс очистки зерна от пыли и грязи просеиванием через решето. В работе принимают участие и мужчины — они заметают метлами очищенное.

Провеянное зерно измерялось и учитывалось писцами. Затем работники засыпали его в башневидные, закругленные сверху хранилища, стоявшие на фундаменте. В хозяйствах вельмож хранилища были сооружены из нильского ила (на рельефах они окрашены в серый цвет). В царских и храмовых хозяйствах их строили из кирпича-сырца. Такие зернохранилища были обнаружены археологами в припирамидном поселении царицы Хенткавес конца IV династии. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в хранилищах устроенных на поле. Они представляли собой скирды снопов, обмазанных нильским илом и покрытых сверху стеблями папируса. Зерно засыпали и вынимали через отверстие у основания хранилища.

Так заканчивался годовой цикл ежедневных работ египетских земледельцев, которые своим тяжким трудом обеспечивали возможность жизни и труда населению всей страны.

Для сельского хозяйства Египта характерны низкие темпы эволюции, медленно совершенствовалась земледельческая техника, очень низкой была степень хозяйственной самостоятельности.

Дата добавления: 26.01.2000

www.km.ru