Органы государственной власти субъектов – 2. /

Органы государственной власти субъектов РФ

В нашей статье рассмотрим категорию, в которой отображается 4 подкатегории: главы и законодательные представительные органы государственной власти субъектов РФ; исполнительные управленческие органы; суды субъектов РФ. Разберем не только систему органов, но и основные принципы их функционирования. Целесообразно начать именно с них.

Принципы органов государственной власти субъектов РФ

По положениям действующей на территории Федерации Конституции деятельность структур государственной власти субъектов реализуется по следующим принципам:

  • Территориальная и государственная целостность Федерации.
  • Единство системы гос. власти.
  • Распространение суверенитета по всей территории страны.
  • Верховенство Конституции, а также законов федерального уровня во всей России.
  • Классификация гос. власти на исполнительную, законодательную и судебную для того, чтобы полноценно обеспечить сбалансированность полномочий органов государственной власти субъектов РФ и исключить сосредоточение всех этих полномочий или определенной их части в контроле одной структуры гос. власти или отдельного должностного лица.
  • Разграничение полномочий и объектов ведения между органами гос. управления РФ и структурами гос. управления субъектов.
  • Самостоятельная реализация органами государственного управления субъектов полномочий, которые им принадлежат.
  • Автономная реализация собственных полномочий структурами местного самоуправления.

Основная функция

Органы государственной власти субъектов РФ — это структуры, которые в полной мере обеспечивают осуществление прав граждан, связанных с участием в управлении государственными делами как непосредственным образом, так и через конкретных представителей. В частности, это осуществляется через законодательное закрепление гарантий назначения выборов в звенья власти субъектов в органы местного управления своевременно, а также гарантий по периодическому проведению указанных выборов. Стоит заметить, что органы государственной власти субъектов РФ — это содействующие развитию местного управления непосредственно на территории субъекта структуры.

Вопрос полномочий

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ — это категория, которая устанавливается посредством Конституции страны, настоящего ФЗ, а также иных федеральных законов и уставов субъекта РФ. Нужно учитывать, что их можно изменить исключительно через внесение соответствующих поправок именно в Конституцию Федерации.

Также подходит пересмотр положений Конституции и последующее внесение некоторых дополнений или изменений в настоящий Закон федерального уровня. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ — это составляющая, которая может быть изменена через принятие новых законов федерального значения, устава (конституции), а также законодательных актов субъекта РФ или через включение соответствующих дополнений и изменений в указанные акты, действующие на территории страны.

Разграничение обязательств

Разграничение полномочий и объектов ведения между законодательными, исполнительными и федеральными органами государственной власти субъектов РФ и органами гос. власти Федерации реализуется Конституцией страны, Федеративным договором и другими соглашениями. Что касается разделения таковых и объектов их ведения, то они определяются согласно Конституции и законам, действующим на территории региона или округа.

Именно Федеральным законом обеспечивается установление общих принципов и порядка разграничения полномочий и объектов ведения. Осуществляется это посредством заключения соглашений касательно распределения полномочий и объектов ведения между федеральными структурами гос. управления и органами гос. власти субъектов страны (далее — соглашения о разграничении полномочий), а также принятием законов на высшем уровне.

Возможность передачи полномочий

Согласно действующей на территории России Конституции, структуры исполнительного типа власти федерального значения и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в случае взаимного согласия имеют возможность осуществлять друг другу передачу некоторой части полномочий. Однако это ни при каких обстоятельствах не должно противоречить Конституции страны, а также Федеральному закону и иным законам этого же уровня.

Далее целесообразно перейти к системе органов государственной власти субъектов РФ.

Управленческая система

Сегодня в систему гос. управления субъекта РФ входят следующие структуры:

  • Законодательный (иными словами, представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Стоит заметить, что по рангу он занимает второстепенную позицию.
  • Исполнительный (высший) орган государственной власти субъекта РФ.
  • Другие органы гос. управления субъекта страны, которые образуются согласно Конституции (иными словами, уставу) субъекта.

Необходимо дополнить, что Конституция (другими словами, устав) субъекта имеет возможность устанавливать должность самого высокого по положению представителя власти непосредственно субъекта РФ.

Государственные должности

В полной мере рассмотрев федеральные органы государственной власти субъектов РФ, а также их полномочия, целесообразно перейти к должностям. Следует заметить, что список стандартных гос. должностей субъектов РФ сегодня утверждается именно Президентом России. На лиц, которые замещают гос. должности субъектов Федерации (исключение — мировые судьи) распространяются актуальные обязанности и ограничения, которые установлены посредством ФЗ от 25.12.2008 под названием «О противодействии коррупции» и иными законами федерального значения.

Важно знать, что лица, замещающие гос. должности субъектов страны, их супруги и несовершеннолетние дети по законодательству не могут открывать новые или иметь вклады (счета), а также осуществлять хранение наличных денег, а также ценностей именно в иностранных банковских учреждениях, которые расположены за границами территории России.

Кроме того, они не имеют права пользоваться или владеть иностранными инструментами финансового плана. При этом термин «иностранные финансовые средства» применяется в актуальном Федеральном законе в том значении, которое определено ФЗ от 07.05.2013 под названием «О запрете некоторым категориям граждан иметь и открывать счета, хранить наличные деньги и ценности в иностр. банках, которые расположены за пределами территории Федерации, иметь и (или) пользоваться иностр. финансовыми инструментами».

Принятие нормативного акта

При принятии прав. акта субъекта предусматривается предоставление должностным лицам, замещающим гос. должность субъекта, социальных и других гарантий дополнительного плана по причине прекращения полномочий (в частности, в долгосрочном порядке).

Соответствующий правовой акт имеет распространение лишь на лиц, которые замещают гос. должности субъекта России на постоянной профессиональной базе и достигших возраста, в котором разрешается уходить на пенсию, или утративших трудоспособность во время реализации ими определенных полномочий, связанных с государственной должностью субъекта.

Важно дополнить, что указанные гарантии не могут предоставляться тем гражданам, полномочия которых прекратились по причине несоблюдения запретов, ограничений, а также неисполнения обязанностей, определенных:

  • ФЗ от 25.12.2008 под названием «О противодействии коррупции».
  • ФЗ от 03.12.2012 N 230-ФЗ под названием «О контроле в плане соответствия расходов лиц, которые замещают гос. должности, их доходам».
  • ФЗ от 07.05.2013 под названием «О запрете некоторым категориям лиц иметь и открывать счета, осуществлять хранение нал. денег и ценностей в иностр. банках, которые расположены за пределами территории РФ, иметь и (или) пользоваться иностр. финансовыми инструментами».

Или в соответствии с основаниями, предусмотренными подпунктами «б», «г» первого пункта статьи 9 актуального ФЗ, или по причине несоблюдения ограничений, которые установлены первым пунктом статьи 12 актуального Федерального закона.

Верховенство Конституции и федерального законодательства

Законами федерального уровня, соглашениями касательно разграничения полномочий, правовыми актами непосредственно Президента страны и актами Правительства Федерации, договорами о передаче реализации той или иной доли полномочий между структурами исполнительной власти федер. уровня и исполнительными органами гос. управления субъектов страны (далее — соглашения), уставами (конституциями), законами и остальные нормативными актами субъектов не могут быть переданы, исключены или другим образом перераспределены объекты ведения РФ.

Сюда же относятся совместные типы ведения (то есть РФ и ее субъектами) и объекты, подведомственные другим организациям, установленным действующей на территории страны Конституцией. Если последняя противоречит положениям названных актов, то актуальной становится информация из нее.

Законы и остальные правовые акты субъектов страны не могут вступать в противоречие с федеральными постановлениями, которые приняты в строгом соответствии с предметами ведения РФ или совместного ведения. Если есть противоречие между законом федерального уровня и иного акта, изданного на территории России, актуальным является именно содержание первого.

Правовое регулирование

Необходимо знать, что у субъектов Российской Федерации есть право реализовывать собственное регулирование в соответствии с предметами совместного ведения (вплоть до принятия законов федерального уровня). По принятию соответствующего законодательного акта все нормативы и другие правовые документы, относящиеся к субъектам страны, в любом случае должны быть приведены в соответствие с этим законом федерального значения за три месяца.

Если структура государственного управления субъекта страны придерживается точки зрения, что закон не состоит в соответствии с ее Конституцией, то правовой акт федерального звена гос. власти не является актуальным положением для последней.

Что касается законов федерального плана или соглашений о разграничении полномочий, спор по поводу компетенции или вопрос относительно соответствия федерального законодательного акта статьям Конституции, то последняя является высшим законом, представляющим государственную власть на территории страны.

Любые разграничения полномочий решаются соответствующими судебными органами.

Заключительная часть

Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, систему и принципы органов гос. власти субъектов. В заключение следует подчеркнуть, что именно законодательный (иными словами, представительный) орган считается постоянно функционирующей высшей и единственной структурой законодательной власти. Стоит заметить, что его наименование, а также состав и строение определяются уставом (Конституцией) субъекта с учетом национальных, исторических и других традиций.

fb.ru

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоя­тельно устанавливать дату прямых выборов органов государст­венной власти на основе принятия собственных постановлений.

Систему органов государственной власти субъектов РФ со­ставляют:

1. Законодательный (представительный) орган государствен­ной власти.

2. Высший исполнительный орган государственной власти.

3. Иные органы государственной власти, образуемые в соот­ветствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• Государственная и территориальная целостность России.

• Распространение суверенитета России на всю ее территорию.

• Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

• Единство системы государственной власти.

• Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

• Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ.

• Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при­надлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функциони­руют в соответствии с Законом «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции»



Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. На­именование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

• Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.

• Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ.

• Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

• Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных отдельной статьей.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Органы государственной власти субъектов РФ

Поиск Лекций

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• Государственная и территориальная целостность России.

• Распространение суверенитета России на всю ее территорию.

• Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

• Единство системы государственной власти.

• Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

• Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ.

• Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. На­именование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

• Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.

• Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ.

• Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

• Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.

• Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

Полномочия законодательного органа государственной вла­ги субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

• принятия решения о самороспуске;

• роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;

• вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае принятия им нормативно-правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим су­дом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполни­тельного органа государственной власти) субъекта РФ избирается населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более 5 лет и не может избираться более двух сроков подряд. В случае при­знания выборов несостоявшимися, недействительными, не избрания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

• Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ.

• Обнародует законы или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ.

• Формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

• Вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ; участвовать в его работе с правом совещательного голоса.

• Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ.

· Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государственной власти субъекта РФ, признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъекта РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреждение, отрешение от должности. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.

Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых принимал участие, что влечет их немедленное освобождение от должности.

Возможные споры между законодательными и высшими исполнительными органами по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными проце­дурами либо в судебном порядке.

Разграничение полномочий представительных и исполни­тельных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах государственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий решаются по-своему.

В рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, договорами и соглашениями, субъекты РФ самостоятельны и независимы в своих действиях от органов федеральной власти.

Субъект РФ обладает территорией и своими полномочиями зависимо от его вхождения в какую-либо другую территорию России. Так, край (область) и расположенный в его границах автономный округ являются равноправными субъектами РФ, вхождение округа в состав края не меняет его правового статуса. Конституционный Суд РФ постановил, что органы власти таких субъектов РФ должны строить отношения на основе договоров и соглашений, в которых определять все направления самостоятельной и совместной деятельности края (области) и автономного округа.

В составе субъекта РФ обычно выделяются города и районы в качестве административно-территориальных единиц. Конституционный Суд РФ подтвердил право создавать на уровне района, города республиканского значения органы государственной власти с включением их в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Территориальные единицы иного уровня (город районного подчинения, другие городские и сельские населения, районы города в городах республиканского значения) не имеют такого статуса и в них не могут быть созданы органы государственной власти. На этом уровне публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Органы государственной власти субъектов РФ

Поделись с друзьями

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

1. Законодательный (представительный) орган

2. Высший исполнительный орган

3. Иные органы, образуемые в соответствии с конституцией(уставом) субъекта РФ

Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ:

1.                    Государственная и территориальная целостность России

2.                    Распространение суверенитета России на всю ее территорию

3.                    Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России

4.                    Единство системы государственной власти

5.                    Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную

6.                    Разграничение предметов и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ

7.                    Самостоятельное осуществление органами государственных субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий

 

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

1.     Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним

2.     Устанавливает административно- территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ

3.     Утверждает бюджет и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития

4.     Устанавливает налоги и сборы, и порядок их взимания, порядок правления собственностью и т.д.

 

Полномочия исполнительного высшего органа государственной власти субъекта РФ:

1.                    Разрабатывает и осуществляет меры по развитию субъекта РФ, участвует в проведении, единой государственной политики в области финансов, науки, образования и т.д.

2.                    Формирует органы исполнительной власти субъектов РФ

3.                    Разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ

4.                    Управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий

students-library.com

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации


⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 30Следующая ⇒

 

Учебные вопросы:

1. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: принципы и законодательное регулирование.

2. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

3. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

4. Система органов государственной власти города Москвы.

 

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: принципы и законодательное регулирование

 

Закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей предполагает два уровня государственной власти – федеральный и региональный, на каждом из которых устанавливается система органов государственной власти.

Поэтому вслед за рассмотрением системы федеральных государственных органов вполне логичным представляется раскрыть систему государственных органов субъектов РФ, которые являются важнейшим элементом правового статуса субъектов РФ, что напрямую связано с тематикой федеративных отношений, которые рассмотрены в лекциях 7 и 8.

Вместе с тем, в современных федеративных отношениях ощутимо возрастает роль региональных органов, активно участвующих в решении общефедеральных вопросов (формирование верхней палаты парламента, создание органов при Президенте РФ и т. д.). При этом, нельзя согласиться с мнением о том, что в субъектах РФ существует не государственная, а публичная власть территориального объединения[187]. В любом случае исполнительные органы власти, в соответствии со ст. 77 Конституции РФ, в рамках федеральной и совместной компетенции входят в единую систему государственной власти России и, следовательно, не могут не быть государственными.

Конституция РФ не содержит конкретного указания в отношении порядка организации государственной власти в субъектах, устанавливая, что «государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти» (ч. 2 ст. 11), а общие вопросы организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72). По этим вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними региональные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Поскольку учредительные акты, законы и иные нормативно‑правовые акты субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам (п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), порядок организации государственной власти в субъектах федерации должен соответствовать принципам, закрепленным федеральной Конституцией и федеральными законами.

В силу ст. 77 Конституции РФ, субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему собственных органов государственной власти. Однако их самостоятельность ограничена двумя весьма важными группами факторов: основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ и законом, деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами :

а) государственной и территориальной целостности Российской Федерации;

б) распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

г) единства системы государственной власти;

д) разделения государственной власти как по горизонтали – на законодательную, исполнительную и судебную, так и по вертикали – на федеральную и региональную;

е) разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами;

ж) самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

Система и принципы деятельности органов власти субъектов РФ нашли отражение не только в федеральном, но в региональном законодательстве, а также во многом обусловлены судебной практикой.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» закрепляет особенности организации и деятельности судов субъектов РФ. В частности, к судам субъектов он относит конституционные (уставные) суды и мировых судей. Кроме того, вопросы построения системы государственной власти получили свое разрешение в ряде постановлений федерального Конституционного Суда.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении от 30 апреля 1996 г., отсутствие федерального закона об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов РФ не препятствовало субъектам РФ принимать законы, регулирующие вопросы организации власти в данном субъекте, что вытекает из природы совместной компетенции федерации и ее субъектов[188].

В Постановлении по «тамбовскому» делу Суд подтвердил данную позицию, подчеркнув, что структура, компетенция и порядок формирования органов власти субъектов могут устанавливаться не только федеральным, но и областными законодательством, при условии обеспечения принципа разделения властей и самостоятельности органов законодательной и исполнительной власти[189].

В решении по «алтайскому» делу ряд положений Устава Алтайского края был признан неконституционным. Речь идет о положении Устава, в соответствии с которым Председатель Законодательного Собрания края подписывает краевые законы, а глава администрации края избирается представительным органом края и т. д. При этом Суд подчеркнул: «Конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты РФ в основном исходили из федеративной системы взаимоотношений исполнительной и законодательной властей»[190].

В решении по «читинскому» делу Конституционный Суд признал противоречащими Конституции России нормы, предусматривающие подотчетность областной администрации представительному органу области, отсутствие у главы региона права подписи областных законов, согласование назначения на должность Председателей областного суда и областного арбитражного суда и др[191].

После длительной паузы в направлении проверки уставов регионов Конституционный Суд в Постановлении по «курскому» делу признал ряд положений Устава Курской области не соответствующими Конституции РФ, в частности, положения, допускающие передачу органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий не законом, а решением органа государственной власти района; положения, допускающие встречную передачу собственных полномочий местного самоуправления и населения муниципального образования, которые должны осуществляться только последними. Конституционный Суд также ограничил возможность «произвольного расширения пределов государственного контроля над деятельностью органов местного самоуправления по решению ими вопросов местного значения»3 .

Таким образом, вполне очевидно, что регулирование некоторых общих принципов организации органов власти субъектов федерации было заложено Конституционным Судом РФ. Вслед за ним законодатель провел более детальное регулирование образования и деятельности этих органов в упомянутом законе.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com