Определение предмет экономической теории – различные подходы. Современное определение предмета экономической теории.

различные подходы. Современное определение предмета экономической теории.

В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить.

Экономическая теория – это общественная наука, изучающая поведение людей и их групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ, в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках. Предметом ЭТ является в первую очередь эконом. отношения между людьми в условиях ограниченности ресурсов.

Функции эконом. теории: познавательная (постижение закономерностей развития экономики, принципы этого развития, предсказание последствий и т.д.)? методологическая (методы – инструменты, с помощью которых осущ. исследования в науке)?практическая (выявление практич. закономерности и использование их в практической деятельности человека).

С точки зрения объекта исследования выделяются следующие разделы экономической теории:

  • микроэкономика;

  • макроэкономика;

  • мировая экономика.

Объектом исследования микроэкономики является поведение участников экономических процессов на уровне предприятий, фирм, домашних хозяйств и государственных органов.

Эконом. теория использует след. методы познания:

  1. Наблюдение и сбор фактов

  2. Эксперимент (искусств. науч. опыт)

  3. Моделирование (создание экономико-матем.моделей)

  4. Метод науч.абстракций (позволяет не включать несущ.факторы)

  5. Анализ и синтез ( от части к общему и наоборот)

  6. Индукция и дедукция (гипотетический)

  7. Исторический и логический (отбрасывать начало нельзя)

  8. Графический

3 Методы экономического исследования: абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, экономическое моделирование.

Чтобы получить новые знания, необходимо сознательно применять научно обоснованные методы исследования. Это важное условие развития всех наук, в том числе экономической теории.Метод науки призван обеспечить наиболее глубокое раскрытие сущности ее предмета.Экономическая теория использует широкий спектр приемов и способов исследования своего предмета, которые и определяют содержание ее метода. Метод экономической теории — это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории и законы, функционирования и развития экономических систем, а также экономическое поведение ее субъектов.
Сложность и многогранность экономической системы требует адекватных методов ее познания. Фундаментальный принцип методологии экономической теории заключается в системном подходе к анализу. Экономика представляет определенную целостность, в которой существует взаимосвязь элементов, компонентов, входящих в ее состав. При этом целостность определяется не только составом присущих ей элементов, но и различными связями между ними и с системой как целым. Системный подход в экономической теории означает изучение внутренних причинно-следственных, структурно-функциональных, иерархических, прямых и обратных связей. Именно их познание дает возможность уяснить сложные процессы развития хозяйственной системы, выяснить природу многих экономических процессов и явлений.Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов.

Анализ и синтез как исследовательский прием применяется в единстве двух его составляющих. При анализе объект исследования умозрительно или фактически раскладывается на составные части, каждая из которых изучается отдельно. При синтезе происходит объединение расчлененных элементов объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними. Анализ оказывает содействие осмыслению важного в каждом элементе, а синтез завершает раскрытие сути объекта как целостного единства всех элементов.

Индукция — это метод познания, при котором исследователь собирает частные факты, делает на их основе обобщающие выводы и формулирует теоретические положения. Дедукция — метод познания, при котором исследователь идет от общего положения к частному, от теории к конкретным фактам. Методы индукции и дедукции обеспечивают диалектическую взаимосвязь между единичным и общим, конкретным и абстрактным.Экономическое моделирование — это формализованное описание и количественное выражение хозяйственных процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого компактно воссоздает сложную реальную картину экономической жизни. Экономические модели дают возможность наглядно и глубже исследовать основные черты и закономерности развития реального объекта познания. Кроме того, использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ позволяет из множества вариантов выбрать наиболее оптимальное решение какой-либо экономической проблемы.Метод графических изображений дает возможность наглядно представить соотношения, зависимости между различными экономическими показателями, их «поведение» под влиянием изменений экономической ситуации.
Научное абстрагирование
 состоит в отвлечении в исследуемых процессах от единичного, случайного и выделении типичного, устойчивого. Чем точнее подобраны существенные элементы, тем в большей мере теоретический образ соответствует реальности. Обобщение устойчивых связей и зависимостей находит выражение в формулировании экономических категорий, законов и моделей. 

studfiles.net

Предмет экономической теории

С развитием экономической теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие — про­блемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные зада­чи организации обмена и потребления; третьи — проблемы соз­дания и распределения богатства; четвертые — проблемы повсе­дневной хозяйственной деятельности людей. Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Совре­менное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы об­щества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наи­меньших затратах.

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины явля­ется достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения ма­териальных потребностей людей.

С точки зрения объекта изучения в общей экономической теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. Первый раздел имеет методологическое, фундаментальное значение, так как слу­жит основным средством исследования двух следующих разде­лов — микроэкономики и макроэкономики. Экономическая тео­рия формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют микро- и макро­экономику. Микроэкономика

изучает малые экономические еди­ницы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает законо­мерности и последствия их функционирования в рыночной эко­номике. Макроэкономика изучает крупномасштабные экономиче­ские явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, за­нятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономер­ности государственной экономической политики. Четкой грани­цы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, так как совокупность решений, принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики, и наоборот.

modern-econ.ru

различные подходы. Современное определение предмета экономической теории.

Предмет экономической теории –экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства , потребления, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

1) Субъективисткий подход.

В качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, объект — поведение этого субъекта. Главные категории – его потребности и полезность благ.

2) Неопозитивистско-эмпирический подход

основан на более тщательном изучении явлений и их оценках; разделение экономики на микро и макроуровни. Предмет познания : технический аппарат

Результат: экономические модели

3) Рационалистический подход

Исследование экономической системы в целом, изучение структуры общества .

Цель экономической деятельности человека – получить пользу, цель экономической теории – изучение законов , регулирующих производство , потребление , распределение и обмен общественного продукта.

4) Диалектико-материалистический подход.

Решение научных проблем путем объективного анализа.

Экономические процессы и явления постоянно возникают , развиваются , уничтожаются – находятся в постоянном движении и во взаимосвязи – в этом диалектика.

3. Методы экономического исследования: абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, экономическое моделирование.

Метод — это совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

-АБСТРАГИРОВАНИЕ – намеренное отвлечение исследования от частных или второстепенных моментов и сторон определенного явления ради выявления в нем того, что имеет существенное значение и позволяет раскрыть суть экономического явления в таких наиболее общих понятиях, как производство, деньги, обмен, потребность, распределение и т.д.-метод индукции и дедукции, индукции-исследования, обеспечивающие выработку единичных утверждений, с помощью которых делаются выводы и формулируются общие положения; дедукция- исследования, где знания о явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным и единичным (факты увеличения цены на хлеб, молоко и мясо)

-метод анализа и синтеза, анализ-разложение явления на составные части, выделения отдельных его сторон с целью выявленя в них специфического, что отличает их друг от друга; синтез-объединение разложенных анализом элементов с целью выявить общее, что связывает эти элементы в единое целое.

-Экономическое моделирование — Упрощенное, формализованное описание экономической реальности с помощью математических символов и алгоритмов. При построении моделей, игнорируются многочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление определенных связей и закономерностей, что позволяет лучше понимать и описывать взаимосвязи между экономическими фактами и процессами.

studfiles.net

Ответы на вопрос «Определение предмета экономической теории»

Экономическая теория изучает хозяйственную деятельность людей.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

Производство — это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение — это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенном продукте.

Обмен — это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ.

Потребление — это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Производство — процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.

Согласно марксистскому учению, соотношение и взаимосвязь четырех стадий хозяйственной деятельности выражаются следующим образом.

Производство — основа жизни и источник прогресса человеческого общества. Оно является исходным пунктом хозяйственной деятельности; потребление — конечным пунктом; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством.

Распределение и обмен продукта зависят от производства, так как распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но в свою очередь они оказывают активное обратное воздействие на производство.

__________________________________________________________________________

                  Предмет экономической теории

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины явля­ется достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения ма­териальных потребностей людей.

С точки зрения объекта изучения в общей экономической теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. Первый раздел имеет методологическое, фундаментальное значение, так как слу­жит основным средством исследования двух следующих разде­лов — микроэкономики и макроэкономики. Экономическая тео­рия формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют микро- и макро­экономику.

          Микроэкономика изучает малые экономические еди­ницы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает законо­мерности и последствия их функционирования в рыночной эко­номике. ОНА исследует поведение индивидов — фирм и домашних хозяйств, принимающих решения, а также то, каким образом эти решения сводятся в единую систему. «Микро» не означает, что речь идет обязательно о «маленьком» субъекте (домашнем хозяйстве, маленькой фирме и т.п.). Это может быть деятельность гигантских фирм и объединений, целых отраслей. Микроэкономика содержит и общий взгляд на экономику: она рассматривает, каким образом индивидуальные решения субъектов рынка достигают скоординированного результата (общего равновесия), объясняющего функционирование экономики как единой системы.

         Макроэкономика изучает крупномасштабные экономиче­ские явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, за­нятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономер­ности государственной экономической политики. Четкой грани­цы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, так как совокупность решений, принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики, и наоборот. Изучает функционирование экономики в целом как единой системы, как совокупный результат действия всех участников экономического процесса, включая государство.

__________________________________________________________________________

                                              Базовые понятия

Экономическая теория изучает отношения, которые складываются между

людьми в процессе взаимного обмена результатами деятельности. Все «жители экономики» — экономические субъекты — участвуют в экономическом обмене как создатели и потребители благ, как продавцы и покупатели.

Многие проблемы, связанные с функционированием экономики, сводятся к поискам ответов на три ключевых вопроса:

• Что производить и в каких количествах?

• Как производить товары и услуги?

• Для кого производить товары и услуги?

 

www.konspektov.net

Объект и предмет экономической теории

Вопросы к рассмотрению

  1. Экономическая система как объект экономической теории.

  2. Предмет экономической теории и проблема его определения.

  3. Определение предмета экономической теории в различных экономических концепциях.

  4. Предмет современной экономической теории.

Основные понятия и категории: объект экономической теории, предмет экономической теории, хозяйственная жизнь общества, хозяйствующий субъект, экономический выбор.

Современная экономическая теория носит не только описательный характер, но и формирует теоретическую платформу для проведения экономической политики, включая ее нормативно-правовое оформление, а также выступает теоретической основой внедрения эффективных технологий управления – как на микроуровне, так и на макроуровне, являясь одновременно и фундаментом, и «философией» экономического знания.

В связи со сказанным, объектом экономической теории выступает хозяйственная жизнь общества, ее экономическая система, целью функционирования которой является достижение выгоды как конкретными экономическими агентами, их группами, так и всем обществом в целом (общественной пользы или общественного благосостояния).

Если объект экономической теории достаточно очевиден, то ее предмет, т.е. наиболее важное для исследования в объекте, вызывал, вызывает и, очевидно, будет вызывать жаркие споры и дискуссии. Так, например, рассматривая экономическую теорию как политическую экономию, одна из руководителей социал-демократической партии в Германии Р. Люксембург (1871-1919) отмечает, что «политическая экономия – удивительная наука. Трудности и разногласия начинаются с первых шагов в этой области, уже с элементарного вопроса: Каков собственно предмет этой науки? Как бы правдоподобно это ни звучало, несомненно, однако, что большинство специалистов по политической экономии весьма туманно представляют действительный предмет своих ученых изысканий».10 Противоречие в трактовке предмета «экономикса», т.е. рыночной экономики, представленно концепциями неоклассической и кейнсианской школ. Приверженцы институциональной экономической теории пытаются расширить предмет «экономикса», введя в него понятие «экономические институты»11.

Попробуем вкратце описать те проблемы, которые осложняют определение предмета современной экономической теории.

Во-первых, не существует единого мнения по поводу возможности включения политической экономии в структуру современной экономической теории. Несмотря на то что в целом российская экономическая мысль давно научилась отделять «экономикс» от политической экономии, ряд отечественных экономистов (Д. Львов, В. Пугачев, А. Булатов и др.) настаивают на том, что политическую экономию необходимо синтезировать в курс общей экономической теории.

Во-вторых, современная экономическая теория (экономикс) действительно ограничивается изучением развитого рыночного хозяйства, основу которого составляют товарно-денежные отношения.

В-третьих, современная смешанная экономика, в которой сочетаются рынок и активное вмешательство государства в экономическую сферу, а также происходит рост нерыночных операций, выходит за рамки «экономикс».

В-четвертых, цикличность развития экономической системы предстает перед глазами исследователя как постоянная смена приоритетов в настройке экономического механизма.

В-пятых, изменение потребностей, обусловленное повышением уровня жизни, особенно в странах «золотого миллиарда»12, рост нерыночных операций в связи с расширением сферы деятельности транснациональных корпораций, актуализация маркетинговой деятельности в связи с обострением конкуренции на региональных рынках сузили сферу применения «экономикса».

В-шестых, в современном мире активно происходят процессы глобализации и интеграции экономики, складывается единая мировая экономическая система. В этих условиях экономические интересы нередко уступают место политическим приоритетам.

Экономическая теория, как и любая теоретическая наука, исторически конкретна, поэтому область ее исследования соотносима со временем и пространством. Например, условия обмена и производства времен короля Генриха IV кардинально отличаются от условий эпохи промышленных переворотов. С изменением условий меняется и предмет экономической теории.

Подобно алхимикам, занимавшимся поиском «философского камня», экономисты всех эпох и народов искали источник богатства и власти (выгоды). Именно этот источник и становился предметом изучения экономической теории. Каждая новая школа начиналась с критики предшественников, а значит, с критики устаревших догм и предпосылок.

Меркантилисты13, отражавшие интересы нарождающейся торговой буржуазии, занимались исследованием внешней торговли, полагая, что она является основным источником богатства народов. Под богатством они подразумевали ценные металлы, физический прирост которых в стране в результате проведения государством протекционистской политики должен был обеспечить рост и процветание. Таким образом, мы можем предположить, что в рамках меркантилистской школы изучался выбор государственной внешнеторговой стратегии эффективного использования ограниченных ресурсов.

Физиократы14, отражавшие интересы нарождающейся промышленной буржуазии, полагали, что богатство создается в результате производства. Однако в то время производство носило аграрный характер, и основным фактором производства была земля. Таким образом, мы видим, что в рамках физиократической школы изучался выбор условий и способов сельскохозяйственного производства в целях эффективного использования ограниченных ресурсов.

Представители школы классической политэкономии15, воспроизводя некоторые идеи физиократов, рассматривали экономическую теорию как науку о богатстве, создающемся в процессе промышленного производства. Так, «отец политической экономии» английский экономист Адам Смит (1723-1790) полагал, что предметом экономической науки является общественное экономическое развитие и рост благосостояния общества. При этом развитие экономики, с его точки зрения, опирается на материальные ресурсы общества, использование которых ведет к созданию благ и богатства народов. Представители классической школы политэкономии пытались выявить общие закономерности развития экономической системы. Иными словами, представители классической школы политэкономии изучали выбор форм общественного развития в целях эффективного использования ограниченных ресурсов.

Представители сформировавшейся в Германии исторической школы16 полагали, что каждая нация имеет свой особый путь развития, обусловленный различными историческими периодами. Подобно меркантилистам, они рассматривали роль государства в регулировании экономических и прежде всего внешнеторговых отношений, выступая за протекционизм во внешней торговле. Подобно представителям классической школы политэкономии, они пытались охватить различные сферы проявления экономической жизни. В отличие от последних, они использовали «исторический метод» познания. Таким образом, мы можем предположить, что в рамках исторической школы изучался национальный выбор осуществления государственной политики в целях эффективного использования ограниченных ресурсов.

Представители марксизма17, акцентируя внимание на антагонизме, лежащем в основе движения истории, изучали выбор общественных отношений для реализации интересов пролетариата в целях эффективного использования ограниченных ресурсов.

Маржиналисты18 занимались изучением проблем выбора, который осуществляют экономические субъекты в целях эффективного использования ограниченных ресурсов. При этом они впервые предложили анализ с помощью «предельных величин».

Представители кейнсианской19 школы переключились на макроуровень и исследовали методы и инструменты государственного регулирования экономических процессов. Таким образом, кейнсианцы изучали методы и инструменты регулирования государством совокупного спроса для эффективного использования ограниченных ресурсов.

Но кейнсианские рецепты имели достаточно ограниченную область применения. Монетаристы20 сосредоточили свое внимание на управлении денежной массой как основном средстве выхода из экономического кризиса и борьбы с высоким уровнем инфляции. Они смогли, используя математический аппарат, показать, как количество денег в обращении оказывает влияние на другие макроэкономические показатели. Таким образом, монетаристы изучали методы и инструменты регулирования государством денежной массы в целях эффективного использования ограниченных ресурсов.

В рамках институциональной21 школы традиции, обычаи, нормы представляются в качестве основных факторов, влияющих на экономические процессы. Иными словами, институциональная теория изучает выбор путей использования социальных институтов для эффективного использования ограниченных ресурсов.

Таким образом, можно констатировать, что все экономические школы, несмотря на большой разброс точек зрения, исследовали вообще-то одно явление, а именно: выбор форм использования ограниченных ресурсов для получения какой-либо выгоды, различаясь по уровню исследования экономической системы, выбора приоритетов и методов исследования и т.п. Иными словами, интеграция различных точек зрения на предмет экономической теории позволяет сделать следующий вывод: предметом экономической теории является выбор хозяйствующими субъектами путей удовлетворения собственных потребностей в условиях ограниченных возможностей, определяемых особенностями существующей экономической системы и доступными методами освоения действительности.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каждая ли наука имеет свой предмет и объект изучения? Что является объектом и предметом изучения науки?

  2. Что изучает экономическая теория? Каков ее объект?

  3. Что включает в себя хозяйственная жизнь общества? Подберите синонимы к данному понятию.

  4. Почему не существует единой трактовки предмета экономической теории?

  5. Что изучает «общая экономическая теория»? В чем разница основных подходов «политической экономии» и «экономикса»?

  6. В чем ограниченность современной экономической теории – «экономикса»?

  7. Как определяли предмет экономической теории в различных экономических школах? Почему?

studfiles.net

Определение предмета экономической теории

Предмет экономической теории

За последние 10 лет в системе экономической подготовки кадров в высшей школе произошли значительные изменения. Прежде эта подготовка состояла из теоретического курса – политической экономии – и большого перечня конкретных экономик. При этом политэкономия выполняла методологическую роль. Предмет политэкономии – изучение системы общественно-производственных отношений, т.е. отношений между людьми, которые складываются в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, экономических законов функционирования и развития исторически определенных общественно-экономических формаций. Это марксистское определение предмета политэкономии.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла в период становления капиталистического строя, рыночных отношений, формирования национальных рынков. И к определению ее предмета мы обратились не только потому, что политэкономия предшествует экономической теории, но и потому, что и сейчас она изучается в учебных заведениях Германии, Франции, Великобритании, университетах Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Политэкономия есть наука о руководстве хозяйством. Не случайно название «политэкономия» происходит от греческих слов «политэйя» – общественное устройство, «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – закон.

В других странах, прежде всего в США, экономическая наука, изучаемая в вузах, имеет название «экономикс». Как же определяется предмет «экономикса» на Западе? В учебнике Кемпбелла Р. Макконнелла и Стенли Л. Брю это делается в двух аспектах. Во-первых, «экономикс» – это исследование поведения человеческих существ в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов. И во-вторых, «экономикс» исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими, которое ставит своей целью достижение максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Из этого следует, что большой разницы между определением предмета политической экономии у Маркса и «экономикса» в теории Макконнелла и Брю нет. В дальнейшем мы увидим, что главное отличие сводится к неодинаковым подходам к трактовке стоимости товаров и определении ее величины и роли рынка в развитии общества. Тем не менее сейчас только в Петербурге, Киеве, Москве и других городах СНГ в учреждениях высшей школы сохранились кафедры политической экономии. В Минске и других городах Беларуси таких кафедр нет уже 10 лет. В странах Запада кафедры политэкономии были, есть и будут, как были они в России еще при царе. В Республике Беларусь везде произошло переименование кафедр политэкономии в кафедры экономической теории, общей экономики и т.д. В чем причина такой перекраски? Первая причина – стремление освободиться от политизации и идеологизации в науке, одностороннего наполнения курса только марксистской (к тому же еще и ленинской) идеологией. Другая причина – стремление привести в соответствие объект и метод исследования рыночной экономики с системой рыночных связей, с общечеловеческими принципами организации экономики, социальной защиты трудящегося и социализации всей жизнедеятельности человека. Третья причина состоит в задаче разработки общих методологических принципов экономического анализа.

Вышеперечисленные причины перехода от политэкономии к экономической теории налагают свой отпечаток и на определение предмета экономической теории. При этом следует отметить, что в постиндустриальном обществе экономическая теория выступает в качестве общеэкономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа. Поэтому эту науку нельзя сводить только к анализу рынка и ценообразования. Экономическую теорию нельзя также «растаскивать», как делают это некоторые белорусские экономисты, когда делят ее на две части: общую экономическую теорию и конкретную экономическую теорию. Общая экономическая теория, дескать, изучает сущность и содержание с помощью экономических понятий, категорий и законов (принципов), систематизирует основные направления и методы хозяйствования в обществе в целом, а конкретная экономическая теория раскрывает отдельные функции экономического управления (теория кредита, денежного обращения, учета и т.д.).

Однако следует признать, что общепризнанного определения экономической теории пока что нет. Многие экономисты признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Однако это определение неточное, собирательное. Как известно, экономическое поведение людей проявляется в производстве, распределении, обмене и потреблении. И здесь необходимы разъяснения. Так, ограниченность ресурсов не есть физическая мера, ее следует понимать как невозможность полного удовлетворения всех потребностей общества одновременно. К тому же ограниченность ресурсов вызывает конкуренцию по их использованию. Эта конкуренция отражает, проявляет противоречие между наличием ресурсов и возможностями их использования. Названное противоречие возникает и преодолевается при трех способах организации производства: 1) основанном на о

zna4enie.ru

1. Определение предмета экономической теории.

Эк. теория- совокупность теорий, изуч-е спосбы рационального использования ограниченных ресурсов, теория произ-во, совершенной и несовершенной конкуренции.

Мотивом эк. деятельности являются потребностями.

Средством удовл-я потреб. выступает блага. Классификация благ:

1)Свободные блага — соданный природой,имеются в неограничном кол-ве, имеют нулевуюцену на рынке,(атмосферный воздух). Но по мере развития эк. и технологии их природа меняется.

2)информационные/ тиражируемые блага- блага, которые можно получить в одном экземпляре и растиражировать в любом кол-ве практически бесплатно. Владелец блага не контролирует его использование. Роль этой категории благ возрастает.

3)Экономика(несвободные блага)- харак-я созданный людьми, за их использование платить. Сущ-ет проблема из произ-во, экономии, распределния. Для их произ-ва используются эк. ресурсы, т.е. ограниченные,редкие блага относится:

а) целей и потребностей эк-х субъектов

б) уровня знаний и технологий.

Вывод: Основа эк. проблем противоречие между ограниченностью ресурсов и неогр. цельями и потребностьями субъектов.

Эк. ресурсы подразделяютсяна -> категории:

1) труд или трудовые ресурсы — доход от использования которых владелец получает в виде заработанных плат->(w)

2) капитал или капитальные блага- ресурсы использование которых приносит доход владельцу в виде %

3) природные (невоспроизводимые ресурсы/землья)- ресурсы владелец получает доход в виде ренты (R)

4) предпиринмательские спосбоности- ресурсы использование которых приносит доход в виде прибыли (п)

Экон. ресурсы- называют факторами производства.

Микроэкономика- обл. эк. т., изучающая поведение отдельных эк. субъектов в процессе произ-ва с целью удовлетворения их потребности пго средствам испол-я ограниченных ресурсов.

2. Особенности экономической теории как науки.

Эк. теория- совокупность теорий, изуч-е спосбы рационального использования ограниченных ресурсов, теория произ-во, совершенной и несовершенной конкуренции.

Особенности эк. теории:

1)макроэкономика- изуч. экономику, как систему в целом, а так же её отдельные секторы.

2)микроэконгомика- изуч. условие эффективности отдельных субъектов в прцессе произ-во и потребление.

Эк. т. — жто методол-я основа изучения всего комплекса конкретно эк. дисциплин.

— отраслевые (экономика промышленности, с/х,трансрота, медицины)

-функциональные(финан. менеджмент,банковское дело, маркетинг)

-межотрослевые(эк. география, статистика,демография)

Функции эк. т. :

1) позновательная-обясняет суть процессов ии явления, при этом не только фиксирует их как факт, но и обясняет как природу и законоразвития.

2)практическая- разраб. принципы и метож оптимального поведения эк. субъектов.

б) создает стратегию / программу их действий.

3) прогнозно-прогматическая- дает прогнозы, разрабатывает сценарию выхода из кризиса.

4)критичекая- рассмат-т эк. явление объективно, выявляет их положит. и отриц.,а результатаы учитывается в дальнейшем развитии в самой теории.

3. Методы экономического анализа

метод в самом общем виде средства дальнейшего познания.

методология-совокупность методов и принципо познания. Так же включается понятие подходов.

1 метод: а) формальная логика:

_приемы и методы познания любой обл. в науке.

-анализ- раззделение целого составления части (анализ рынка, цена спроса, равно)

— синтез- соединение отедльных частей в целое.

-индукция метод основанный на умозаключениях от частног к общему.(собираем факты,на их основе выдвигаем теории)

-дедукция- мет. основанный умозаключениях от общего к частного или особенному(выдвигаем теорию, потверждаем на пркатике)

studfiles.net