Определение по истории род – РОД это что такое РОД: определение — История.НЭС
РОД — это… Что такое РОД?
см. в ст. Вид ирод.
II
группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской), но большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя; в Р. соблюдалась экзогамия. Возникает Р. из «первобытного человеч. стада», вероятнее всего, на рубеже ниж. и верх. палеолита. В силу закона экзогамии Р. не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями Р. Позднее вследствие разделения последних в племя стало входить большее число Р., объединявшихся во фратрии. Ф. Энгельс, опираясь на большой фактич. материал в области истории, этнографии и археологии и в особенности на работы Л. Г. Моргана, впервые дал науч. мате-риалистич. освещение истории человечества на ранних этапах его существования. В частности, он вскрыл сущность родового строя с такими характерными его чертами, как первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов, моногамной семьи иdic.academic.ru
Словарь исторических терминов — род
Род
род
— коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни. Дух предков, покровитель семьи, дома. Ср. Рожаницы.См. в других словарях
1.
общность кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. …История мировых цивилизаций
2.
термин, употребляемый для обозначения разнообразных родственных объединений, члены которых ведут своё происхождение от единого предка. Типичен для доиндустриальных обществ. …Исторический словарь
3.
Группа близкородственных организмов (видов). Например, Homo (человек) — это род, к которому принадлежат современный вид человек разумный и вымерший вид человек неандертальский. …История планеты земля
4.
в грамматике, грамматическая категория, для имён существительных постоянная, для имён прилагательных и глаголов в форме прошедшего времени – переменная (словоизменительная). В русском языке три рода: мужской, женский и средний. У каждого свой набор окончаний, определяющий тип склонения существительного. …Литература и язык
5.
– коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, общее родовое имя, которые объединялись в племена , которые распадались при образовании государства. …История России с древнейших времен до 1917 года
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai
Значение слова РОД. Что такое РОД?
РОД, -а (-у), м.
1. (предл.
723
2. (предл. о ро́де, в ро́де и в роду́, на роду́, мн. роды́). Ряд поколений, происходящих от одного предка. По семейному преданию, род наш шел от какого-то миргородского казачьего полковника. Короленко, История моего современника. Я кузнец, — и род мой, быть может, идет от кузнецов Каракорума.
3. (предл. о ро́де, в ро́де и в роду́, на роду́, мн. роды́). Разг. Принадлежность по рождению к какой-л. определенной социальной группе, национальности или месту; происхождение. Сын отставного служаки-чиновника из купеческого рода, он воспитывался — в деревне. Тургенев, Дым. — Я мужик, крестьянского рода, — вздыхает бродяга. Чехов, Мечты. Что тебя доконало, сердешного? Ты за что свою душу сгубил? Ты захожий, ты роду нездешнего, Но ты нашу сторонку любил. Н. Некрасов, Похороны. || в знач. нареч.
4. (род. ро́да, мн. ро́ды, дат. ро́дам). Группа, разряд предметов, явлений, понятий и т. п., объединенных общими существенными признаками. || Лог. Понятие, включающее в себя ряд менее общих понятий, представляющих собой видовые понятия. || Биол. Группа животных или растительных организмов, объединяющая близкие виды.
5. (
6. (род. ро́да, обычно ед. ч.). Способ, образ, характер действия, деятельности и т. п. Избрать новый род деятельности. □ — Я должен по роду своей жизни отбросить в сторону все старое.
7. (род. ро́да, мн. ро́ды, дат. рода́м). Лингв. Грамматическая категория в некоторых языках, характеризующая каждое имя существительное как относящееся к одному из трех классов — мужскому, женскому или среднему (например, в русском языке) — или к одному из двух классов — мужскому или женскому (например, во французском языке).
◊
Род людской (или человеческий) — люди, человечество. Женский род — женщины. Мужской род и ( устар.) мужеский род — мужчины. Род оружия (или войск) — вид войск, определяемый характером вооружения и назначением (пехота, артиллерия, авиация и пр.). В некотором роде — в некоторой степени, несколько. В своем роде — с известной точки зрения. Доктор Андрей Ефимыч Рагин — замечательный человек в своем роде.kartaslov.ru
РОД — это… Что такое РОД?
коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнская или отцовская) от общего предка, носящих общее родовое имя; в Р. обычно соблюдалась экзогамия. Для обозначения этого социального института в этногр. лит-ре употребляются также и др. термины — клан, генс, но содержание их но всегда равнозначно понятию Р. Возникает Р. из первобытного человеческого стада, как предполагают, одновременно с возникновением человека совр. вида (Homo sapiens), по-видимому, на рубежа ниж. и верх. палеолита. В силу закона экзогамии Р. не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями родов — фратрий. Позднее путем сегментации Р. во фратрию входило неск. Р.
Т. к. ученые имеют возможность непосредственно изучать лишь сравнительно поздние формы родовой организации, в науке по ряду вопросов истории развития Р. существуют различные точки зрения. Большинство сов. ученых (Ю. П. Аверкиева, А. М. Золотарев, М. О. Косвен, С. П. Толстов, Ю. И. Семенов и др.) считают, что в своем развитии родовое общество проходит два последовательных этапа: матриархат и патриархат. В свойственном эпохе матриархата материнском Р. производств. отношения людей в осн. совпадали с отношениями между кровными родственниками. Эти отношения характеризуются коллективным трудом и потреблением, общеродовой собственностью на осн. средства произ-ва, равноправием сородичей в обществ. делах вне зависимости от пола. Т. о., Р. в это время являлся осн. экономич. и социальной ячейкой первобытного общества. Человек еще не был обособленной личностью, он только частица своей обществ. группы, слит с ней во всех проявлениях жизни и деятельности.
С развитием производит. сил совершается переход ко второму этапу родового строя — патриархату. У значит. части народов этот переход был связан с развитием кочевого скотоводства, плужного земледелия и металлургии. Осн. экономич. ячейкой общества становится большая патриархальная семья. В этот период производств. отношения перестают совпадать с кровнородственными. Р. сохраняет преим. брачно-регулирующие и религ.-обрядовые функции. К этому времени относится и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных родов образуют соседскую общину. Это эпоха сосуществования кровнородственных и терр. связей, остатков первобытного коллективизма, возникающей социальной дифференциации и частного присвоения. Постепенно складывается малая семья, как осн. экономич. ячейка общества (хотя на первых порах она входит в крупные терр. объединения — сельские общины), что постепенно приводит к окончат. распаду родовых отношений и формированию клас. отношений (см. Первобытнообщинный строй). Пережиточно различные родовые объединения часто сохраняются и после возникновения клас. общества (в особенности у кочевых и горских народов — бедуинов, туарегов, туркмен, курдов и др.). Как правило, у них существует на этом этапе развитая иерархия Р., с господством одних Р. над другими. Особенно долго родовое деление сохраняется у аристократич. верхушки кочевых народов.
Нек-рые сов. ученые (Н. А. Бутинов и др.) считают, что уже на раннем этапе родовых отношений Р. как таковой был лишь экзогамным кровнородств. коллективом, имевшим брачно-регулирующие функции. Экономич. ячейкой общества была родовая община, включавшая в силу закона экзогамии представителей разных Р. (при матрилокальном браке мужчины входили в родовую общину жены, при патрилокальном — женщины входили в родовую общину мужа). Ядро такой общины составляли представители одного Р., причем разные члены общины в процессе обществ. произ-ва выполняли различные функции и имели различные права и обязанности. Т. о., по мнению этих ученых, Р. и родовая община были разными, но сосуществующими коллективами. Однако эта точка зрения в науч. лит-ре не получила еще достаточного обоснования.
Фактич. сведения о Р. у древних семитич. народов встречаются в Библии; сведения о Р. греков, римлян, галлов, германцев сохранились в антич. лит-ре (Аристотель, Т. Ливий, Ю. Цезарь, К. Тацит и др.). Сведения о родовых делениях и экзогамии у нек-рых народов Азии (у китайцев и др.) сообщает Масуди. В 18 в. были описаны родовые отношения у индейцев Сев. Америки Ж. Ф. Лафито. Теоретич. постановка вопроса о Р. относится к 1-й пол. 19 в., когда возникла т. н. родовая теория, впервые поставившая вопрос о роли Р. в древней истории греков, римлян, славянских, германских и нек-рых др. народов. В 60-х гг. 19 в. Фюстель де Куланж рассматривал рим. Р. как естественно возникшую группу семей (в противоположность Б. Г. Нибуру, к-рый в нач. 19 в. высказал мнение, что генс — искусственно созданный семейный союз). В 60 — 70-х гг. 19 в. Дж. Мак-Леннан высказал точку зрения, что в развитии общества Р. предшествует семье.
Новый этап в развитии учения о Р. начинается с выхода книги Л. Г. Моргана «Древнее общество» (рус. пер., Л., 1934). «В этом роде, организованном согласно материнскому праву, он открыл первичную форму, из которой развился более поздний род, организованный сообразно отцовскому праву, — тот род, какой мы находим у культурных народов античности» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 223). Марксистская теория родового строя, согласно к-рой Р. в своем развитии прошел два последовательных этапа — матриархат и патриархат, была создана Ф. Энгельсом (см. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», там же, т. 21, с. 23-178) на основе исследований Моргана. Сов. наука на данных самых различных народов подтвердила правильность осн. положений марксистского учения о Р. и разработала ряд кардинальных вопросов истории Р.: становление и разложение родового строя, формы перехода от материнского к отцовскому Р. и др.
Бурж. этнография 20 в. чаще всего отвергает учение об универсальности родовой организации и значение Р. как осн. ячейки первобытного общества. Ф. Гребнер, напр., считал, что в основе первобытного общества лежала малая семья, а В. Шмидт признавал такое значение и за большой семьей, но только не за Р. Р. Лоуи рассматривал семью и терр. общину как древнейшие универсальные социальные институты, а Р. как институт, имевший лишь ограниченное распространение и только на поздних этапах развития первобытного общества. Совр. бурж. этнографы — неоэволюционисты считают, что родовая организация лишь одна из многих параллельных линий развития общества (Дж. Стьюард). Среди многих амер. бурж. этнографов распространена также теория о том, что Р. присущ только обществам определенного среднего размера и потому его нет ни в малочисл. общинах, таких, как у эскимосов, ни у крупных народов Зап. Европы (К. Оберг, П. Боханнан). Все эти построения, в конечном итоге, имеют одну общую цель: доказать первичность семьи, а тем самым извечность частной собственности и других институтов буржуазного общества.
См. также Первобытнообщинный строй, Матриархат, Патриархат, Община, Семья.
Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 9, (М.), 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Энгельс Ф., К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Аверкиева Ю. П., Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного побережья Северной Америки, Тр. Ин-та этнографии, т. 70, М., 1961; Бутинов Н. A., Письмо в редакцию, «СЭ», 1965, No 3; Золотарев A. M., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964; Ковалевский М. М., Первобытное право, в. 1-2, М., 1886; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; Кнышенко Ю. В., История первобытного общества и основы этнографии, Ростов н/Д., 1965; Першиц А. И., Проблемы истории первобытного общества в советской этнографии, М., 1956; его же, Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории, Тр. Ин-та этнографии, т. 54, М.-Л., 1960; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; Толстов С. П., К вопросу о периодизации истории первобытного общества, «СЭ», 1946, No 1; Mac Lennan J. F., Primitive marriage. An inquiry into the origin of the form of capture in marriage ceremonies, Edin., 1865; Lowie R. H., Primitive society, N. Y., 1920; Murdóск G. R., Social structure, N. Y., 1949; Steward J. H., Theory of culture change. The methodology of multilinear evolution, Urbana, 1955; Kirchhof, The principles of clanship in human society, «Davidson Journal of anthropology», 1955, v. 1; Bohannan P., Social anthropology, N. Y., 1965; Leach E., Rethinking anthropology, L., 1961.
Л. А. Файнберг. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
dic.academic.ru
Как узнать историю своего рода по фамилии — найти происхождение бесплатно
Если прежде прозвища использовали для практических целей и могли забыть с течением времени или по обстоятельствам сменить, то фамилия в современном понимании имеет совершенно иное значение. Она напрямую связана с родословной, историей рода и преемственностью поколений. К сожалению, мы зачастую воспринимаем ее как должное. С детства носим ее, не задумываясь о том, какие тайны семьи в ней скрыты. Ее редко рассматривают как повод для гордости, так как сейчас ее получает каждый с самого рождения. А ведь раньше это было привилегией лишь дворянских особ и знатных родов. Это было своеобразное отражение превосходства знати и единства членов семьи.
Отдать дань уважения своим предкам, почтить их память, укрепить родство и семейные узы можно и в наши дни. Стоит лишь приложить немного усилий и выяснить, как узнать историю своего рода по фамилии. Онлайн-сервисы бесплатно предлагают доступ в архивы, где собраны большие списки с подробным описанием предполагаемого места, причины и приблизительного времени происхождения, вплоть до указания века. Можно воспользоваться ими, или же обратиться к специалистам, которые помогут вычислить ваши корни, расскажут, почему род был назван именно так и даже составят генеалогическое древо.
Если же у вас достаточно терпения и энтузиазма, попробуйте узнать значение своей фамилии самостоятельно. Как это сделать, вы узнаете из нашей статьи, где мы собрали разнообразные полезные советы на эту тему.
Как узнать происхождение своей фамилии: бесплатный экскурс в историю
Для начала давайте вспомним, как формировались прозвища наших предков в Древней Руси. Мы называем их именно прозвищами, так как к современному определению фамилии их отнести невозможно. Они давались, чтобы было проще узнать человека или обратиться к нему, менялись с течением времени. Что касается подневольных крестьян, у них вообще смена родового названия могла меняться по прихоти барина. Особенно любили развлекаться хозяева, придумывая обидные и оскорбительные клички. Например, урожденный Игнатов (по имени предка), становился Щербаковым (по внешнему признаку – отсутствию передних зубов).
Узнать значение своей фамилии, связанной с самими древними корнями, проще всего тем, чьи предки жили в районе Великого Новгорода. Летописи, ведущиеся примерно с XIII века, указывают, что именно там зародились самые первые родовые прозвища. В древних архивах есть упоминания новгородцев, которые погибли в Невской битве.
У князей и бояр они появились в XIV веке. Самые громкие и известные из них носили представители влиятельных и правящих династий: Шуйский, Невский, Донской. Чуть позже у дворян появились также и заимствованные из иностранных языков: Фонвизин, Юсупов, Карамзин.
Однако, простые не именитые и не знатные люди так и оставались с прозвищами. Даже реформы Петра Великого не смогли навести порядок с крестьянскими фамилиями. Так, именно он ввел слово, оно произошло от латинского familia – семья, в обиход. Проводил переписи населения, в том числе и крестьянского – так называемые «ревизии». Конечно, императору было бы гораздо удобнее, если бы у каждого рода было постоянное имя, передаваемое по наследству, но до этого было еще далеко. Отсутствие постоянной фамилии указывало на низкое происхождение человека и клеймом сохранялось среди широких слоев населения практически на протяжении всего существования Российской Империи.
Вспомните произведения русских классиков. Там никогда не бывает указаний и сведений о фамилии крепостных. Возьмем для примера «Мертвые души» Гоголя. Там крестьяне были занесены в список по прозвищам.
Естественно, имена для семей не брались ниоткуда. Их присваивали по определенным признакам. Если сейчас мы не задумываемся о корнях и значении, то раньше родовое прозвище имело смысл. Так как найти и узнать историю происхождения своей фамилии – бесплатный способ выяснить интересные детали жизни своих предков, мы предлагаем вам изучить наиболее распространенные на Руси варианты, которые в измененном, а иногда даже в первоначальном виде встречаются до сих пор:
- По аналогии с животными: Лисицын, Медведев, Хомяков, Волков, Кобылкин.
- По роду занятий: Столяров, Кузнецов, Рыбаков, Стрельцов.
- По месту жительства или географическим названиям: Белозерский, Карельцев, Сибиряк, Вяземский, Донской, Брянцев.
- По именам предков: Федотов, Иванов, Федоров.
- По названию религиозных праздников, во время которых ребенок был рожден: Преображенский, Успенский, Благовещенский.
- По бытовым предметам, которые человек использовал в работе: Шилов, Спицын, Молотов.
- По внешним признакам: Рыжов, Кривцов, Кривошеин, Слепцов, Носов, Белоусов, Седов.
- По домашним прозвищам: Малышев – малыш, Меньшиков – младший ребенок в доме.
- По национальности: Татаринов, Ордынцев (от слова «орда»), Немчинов.
Как видите, определив происхождение своей фамилии, вы можете узнать о профессии своих предков, чем они занимались, кем были или в каком месте родились. Если вы Толмачевы, то некогда в вашем роду были толмачи – переводчики. Далекие предки Муромова могли родиться или жить в городе Муроме, а у Побежимовых – вероятно, устроили побег. Эти данные могут пригодиться вам для составления родословной вашей семьи.
Очень интересным явлением являются так называемые семинаристские фамилии. Возникли они гораздо позже, в XVII веке среди представителей духовенства. в народе их еще называли «поповскими», так как носили их преимущественно церковнослужители. Они были созданы искусственно, священники объясняли это тем, что хотят быть ближе к народу. Их специально делали благозвучными, красивыми, что подчеркивало особый статус носителя. Образовываются в основном с помощью суффиксов ский/-цкий. Вот некоторые из них:
- Аквилев
- Благонадежин
- Ветринский
- Вифлиемский
- Дамаскинский
- Демосфенов
- Евклидов
- Златоумов
- Кристаллевский
В основе их происхождения лежат в основном латинские слова. Также встречаются названия птиц, зверей и растений, имена философов, священнослужителей и святых. Часто они тоже являются транслитами русских названий с латыни. Звучат такие фамилии несколько неестественно для нашего языка и встретить их сегодня практически невозможно. Однако, если у вас вместо привычных для русского языка суффиксов ов/-ев, ин/-ын присутствует ский/-цкий, то скорее всего ваши предки принадлежали к числу духовенства.
Где узнать историю семьи: определяем профессию предков по фамилии
При составлении родословной очень важно знать, чем занимались ваши дальние родственники много веков назад. Возможно, они делали что-то очень важное для государства: были героями войны, спасали людей, занимались искусством. Это может стать толчком в будущей карьере и определении жизненного пути для вас самих. Вдохновившись поступками предков гораздо проще отыскать и понять свое предназначение. Как это сделать? Доступ к старинным архивам, историческим документам и летописям доступен далеко не всем. В интернете возможности тоже ограничены, так как ресурсы, предлагающие узнать историю своего рода по фамилии бесплатно онлайн, не располагают полным перечнем необходимой информации. К тому же, она не всегда достоверна и нет возможности проверить данные.
Лучше всего с задачей справитесь вы сами. Прислушайтесь к своей фамилии, разложите на составные части (приставка, корень, суффикс) и подумайте, от какого слова или словосочетания она произошла. Вот какие фамилии носили представители разных профессий и сословий на Руси:
Купечество
Купцы всегда являлись привилегированным сословием, пользовались почетом и уважением. Поэтому они гораздо раньше, чем простой люд, были удостоены права носить фамилии. Первоначально эту возможность предоставили лишь влиятельному и знатному купечеству высших гильдий. Самые известные из них:
- Бахрушины
- Мамонтовы
- Щукины
- Рябушинские
- Демидовы
- Третьяковы
- Елисеевы
- Солтаденковы
Дворяне
Этимология этого слова означает, что это некий человек, находящийся при княжеском или царском дворе. Члены сословия передавали свой статус по наследству из поколения в поколение, а вместе с ним и фамилию предков.
- Древнее дворянство, получившее титул в период до второй половины XVII века: Скрябины, Еропкины.
- Дворяне, имеющие титул графа, барона, князя, занесенные в родословные книги: Урусовы, Алабышевы.
- Иностранное дворянство: в фамилиях присутствуют иноязычные элементы «де», «фон», «фон дем».
Духовенство
Для церковнослужителей чаще всего использовались фамилии, обозначающие приход, в котором трудился священник: Успенский, Вознесенский, Рождественский. Тем, кто окончил семинарию, присваивались выдуманные. Благозвучность зависела от того, насколько прилежен был ученик. Например, тому кто продемонстрировал выдающиеся успехи в учебе, присваивали фамилию Бриллиантов.
Служилые люди
Те, кто находился на государственной службе, также пользовались особым положением и привилегиями от государя. Особенно на это влияет тот факт, что дворянский чин можно было получить на службе. Возникновение таких фамилий относят к XVII — XVIII. Они обычно отражали местоположение служащего или территории важных сражений и битв. К ним относятся:
- Казанцев
- Брянцев
- Московкин
- Карельцев
Крестьяне
Это сословие официально получило фамилии лишь после революции и свержения монархии в Российской Империи, хотя попытки навести порядок с их прозвищами предпринимали многие правители государства. Фамилии крепостных подчеркивали их невысокий социальный статус, чаще всего связаны с ремеслами и физическим трудом, а также бытовым инвентарем, который для этого использовался:
- Мельников
- Хомутов
- Сохин
- Бочкарев
- Гончаров
- Пивоваров
- Извозчиков
- Каретин
- Подвальный
- Небогатиков
- Босяков
Если вы нашли свою фамилию в этом списке, то вам будет проще понять, какой род деятельности был у ваших предков. А значит, вы нашли разгадку одной из тайн вашей родословной.
Как найти и определить происхождение своей фамилии самостоятельно
Если вы заинтересованы в углубленных самостоятельных поисках и настроены на серьезное расследование, то вы сможете значительно продвинуться в изучении вашей родословной. Вот советы, которые помогут вам в этом:
Узнайте больше о генеалогии
Очень часто чтение книг и изучение ресурсов на эту тему становится источником вдохновения для собственных исследований. Посвятите этому несколько дней, и тогда ваши труды станут более упорядоченными и осознанными.
Приобретите необходимые материалы
Всю информацию сложно держать в голове. Чтобы вам удобнее было чертить схемы и записывать данные, запаситесь блокнотами и папками. Можно даже сделать большую таблицу на листе ватмана с указанием всех фамилий ваших близких и дальних родственников.
Раскопайте семейные архивы
Дома у вас наверняка хранятся старые документы: паспорта, свидетельства о рождении, справки, выписки.
Подключите к работе родственников
Спросите у своих родителей, бабушек, дедушек, какие фамилии были в вашем роду. У женщин особенно важно узнать их девичьи фамилии, которые они носили до замужества.
Знакомство с историей своего рода – прекрасная возможность собраться вместе и ощутить единство членов семьи.
xn—-dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai
род — это… Что такое род?
род, термин, употребляемый для обозначения разнообразных унилинейных родственных объединений (см. Унилинейность), члены которых ведут своё происхождение от единого предка и которые типичны для доиндустриальных обществ. Характерен для русско- и славяноязычной этнологии и не имеет полных аналогов в западной науке, хотя нередко его неточно рассматривают как синоним терминов «линидж», «клан» и «генс». По-видимому, род восточных славян, давший происхождение этому термину, представлял собой патрилинейную группу, делившуюся на более мелкие сегменты племена. Позднее в русском обиходном языке он стал обозначать просто родню, предков. В отечественных эволюционистских концепциях XIX века термин род приобрёл статус теоретического понятия, описывающего одну из основных историко-социологических универсалий (подобно термину «клан» в западном эволюционизме XIX века). Так, М. М. Ковалевский писал, что в первобытную эпоху род это явление, «обнимающее собой всю жизнь». В русской дореволюционной историографии родовая организация считалась обязательным стадиальным признаком архаических социальных систем, но в то же время термин род не имел общепринятого определения и применялся к самым разнообразным в структурном и функциональном отношениях родственным объединениям различных народов начиная от тотемической группы австралийских аборигенов и кончая сеоком алтайских народов то есть к объединениям, генетическое родство и функциональная общность которых ничем не могли быть доказаны. В связи с этим в начале XX века А. Н. Максимов призывал отказаться от использования понятий «род» и «родовой быт» для определения исторических универсалий. Примерно тогда же в западной литературе была отвергнута идея универсальности клановой организации как исторического явления и стала внедряться идея многообразия родственных структур в догосударственных и раннегосударственных обществах; постепенно складывался и соответствующий терминологический аппарат (линиджи, рэмиджи, конические кланы, сибы и т. п.).
В советской литературе, напротив, представление об универсальности рода и родовой организации для первобытной эпохи «родового строя» укреплялось и приняло весьма жёсткие и унифицированные формы в парадигме однолинейного эволюционизма. Вслед за Л. Г. Морганом и Ф. Энгельсом (они пользовались терминами «клан» и «генс») род мыслился как ведущий организационный институт, функционировавший на протяжении всей доклассовой эпохи. Так называемый классический первобытный род рассматривался как основная производственная, или социально-экономическая, ячейка первобытного общества. Выделялись его чёткие структурные признаки унилинейное родство, представление об общем предке, экзогамия, а также две сменявшие друг друга в универсальной последовательности стадиальные формы ранний род и поздний род. Первый характеризовался матрилинейностью (материнский род), второй патрилинейностью (отцовский род), причём формирование первого относилось к самым ранним этапам человеческой истории, а переход ко второму (между ними определённо виделась преемственность) связывался преимущественно с эпохой разложения первобытного общества. Считалось также, что для раннего рода более типична вера в мифического или легендарного общего предка, а для позднего общая память о подлинном генеалогическом предке.
В конце 50-х начале 60-х годов, в связи с ослаблением идеологического давления на науку и введением в научный оборот всё более обширного этнографического материала, эта схема стала расшатываться. Прошло несколько дискуссий в печати. Ряд авторов (В. М. Бахта, Н. А. Бутинов, В. Р. Кабо) настаивали на том, что не род, в силу экзогамии локализующий лишь родственное ядро, которое состоит преимущественно либо из взрослых мужчин и их детей, либо из взрослых женщин и их детей, а община, объединяющая на одной территории группы семей, которые состоят из представителей разных родов, была основным производственным объединением первобытности. Указывалось также, что некоторые традиционные общества (аналоги первобытных) не знают рода в его устоявшемся определении, хотя и обладают родственными структурами иного типа: например амбилинейными или билатеральными (см. Амбилинейность, Билатеральность). Отсюда утверждения, что род не является обязательным атрибутом первобытного общества. Наличие патрилинейных родственных групп у таких «ранних» аналогов первобытности, как австралийцы-аборигены, породило сомнения в первичности материнско-родовых структур и гипотезы о том, что род первоначально может сформироваться как в матрилинейной, так и в патрилинейной форме, или даже что патрилинейные родственные структуры исторически предшествуют матрилинейным (В. Р. Кабо, М. А. Членов и другие.гие). Появились также тенденции либо считать род явлением, характерным для сравнительно поздних этапов первобытности и непременно связанным с генеалогическим принципом прослеживания родства (то есть считать родом только структуры типа линиджа, а родственные объединения, в которых связи между людьми не прослеживаются генеалогически, считать дородовыми Н. М. Гиренко, В. А. Попов и другие.гие), либо, напротив, рассматривать как родовые только негенеалогические раннепервобытные структуры, а структуры генеалогические вслед за западными авторами именовать не родами, а линиджами. Обнаружились также большие затруднения при попытках связать господствующее определение рода с конкретными родственными группами изучаемых традиционных обществ, особенно в тех случаях, когда в одном и том же обществе сосуществует несколько видов родственных объединений, формально подходящих под это определение. Более того, указывалось, что под определение рода подходят объединения, которые заведомо нельзя считать родом, например фратрии, австралийских аборигенов, также обладающие унилинейным счётом родства, экзогамией и верой в общего предка. Наконец, наличие так называемых «родоподобных» институтов во многих государственных обществах поставило под вопрос и представление о роде как о сугубо первобытном институте. Попытки связать предковые родственные институты государственных систем исключительно с понятием патронимии (или клановой организации М. В. Крюков и другие.гие) признаны далеко не всеми и к тому же породили дополнительные споры о проблеме генетической преемственности между последней и родом.
Современное употребление термина «род» можно подразделить на две категории. К первой принадлежат гипотетические реконструкции древнейшего рода, который представляется институтом, существовавшим в самых различных условиях, ко второй разнообразные по структуре и функциям родственные группы (не всегда экзогамные), изучавшиеся этнографически у разных народов от кочевников Саудовской Аравии до мотыжных земледельцев Новой Гвинеи и от ашанти Западной Африки до алгонкинов Северной Америки. Предположения, что эти институты представляют разные стадии развития одного явления, восходящего к древнейшим гипотетически реконструируемым родам, как правило, невозможно аргументировать. Поиски приемлемого решения проблемы рода обнаруживают широкий диапазон: от полного отказа от понятия рода или предельно суженного его понимания, не позволяющего претендовать на универсальное распространение, до предельно широких толкований, при которых определения рода почти лишаются содержательности. Так, выдвинуто предложение включать в категорию родовых институтов все унилинейные предковые родственные объединения доиндустриальных культур, как экзогамные, так и неэкзогамные, существующие как в доклассовых, так и в классовых обществах (А. В. Коротаев, А. А. Оболонков). Но родственные институты могут значительно отличаться друг от друга и по функциям, и по структурным признакам даже в обществах, близких в культурном отношении, или даже в пределах одного общества.
Существует основополагающее методологическое требование строго разграничивать общий структурообразующий принцип и частные формы его реализации. При его последовательном применении статус универсальности приобретает родство единый структурообразующий принцип социальных систем, действующий повсеместно на ранних стадиях социальной эволюции и во многих случаях сохраняющий своё значение до формирования индустриальных обществ. Конкретные родственные структуры разнообразны даже в стадиально близких культурах (в зависимости от демографических, экологических и иных ситуаций) и не могут быть объединены одним термином «род» и нуждаются в более дробной классификации, в которой было бы возможно выделение отдельных стадиальных наборов. В рамках данной схемы категория род либо просто не нужна, либо должна быть сужена до обозначения какого-то одного вида родственных объединений, исторически и стадиально равноправного по отношению к целому ряду других. Теряют также свою значимость долгие годы дискутировавшиеся в советской этнологии вопросы о том, есть ли генетическая преемственность между гипотетически реконструируемыми и этнографически изучаемыми родами, между родом и патронимией, между родственными институтами с материнской и отцовской филиацией: родственные объединения не переходят друг в друга, а генерируются и структурируются по общему принципу. Если после матрилинейных групп появляются патрилинейные, то это новые группы, а если сосуществуют и те, и другие, то это самостоятельные институты с разными функциями, и один не является порождением или пережитком другого.
О. Ю. Артёмова
Народы и религии мира. — М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.
peoples_religion.academic.ru
Ответы Mail.ru: Что такое род??
Толковый словарь Даля— РОД: основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединенная кровным родством
Старейшина рода.
— РОД: В систематике:
группа, объединяющая близкие виды
Роды и виды растений, животных. Роды литературы ”эпос, лирика, драма”.
— РОД: ряд поколений, происходящих от одного предка
Старинный р. Вести свой р. от кого-н. ”происходить от кого-н. ”. Родом крестьянин. Из рода р. ”из поколения в поколение”. Без роду без племени ”о человеке неизвестного происхождения; устар. и разг. ”. Ни роду ни племени ”о человеке одиноком, не имеющем родни; устар. и разг. ”. Это у нас в роду ”передается наследственно”.
— РОД: а также вообще
поколение
Старинный р. Вести свой р. от кого-н. ”происходить от кого-н. ”. Родом крестьянин. Из рода р. ”из поколения в поколение”. Без роду без племени ”о человеке неизвестного происхождения; устар. и разг. ”. Ни роду ни племени ”о человеке одиноком, не имеющем родни; устар. и разг. ”. Это у нас в роду ”передается наследственно”.
— РОД: разновидность чего-нибудь, обладающая каким-нибудь качеством, свойством
Р. войск ”воинские формирования, имеющие свойственные только им оружие и военную технику”.
— РОД: нечто ”некто” вроде кого-чего-нибудь, подобие кого-чего-нибудь
Эта гостиница — р. пансионата.
— РОД: В грамматике:
категория глаголов в формах единственного числа прошедшего времени и соглагательного наклонения, выражающая отнесенность действия к имени N6 одного из трех родов, либо к лицу мужского или женского пола
Глагол в форме прошедшего времени мужского ”женского, среднего” рода.
— РОД: В грамматике:
грамматическая категория — класс имен N6 характеризующийся определенными падежными окончаниями, особенностями согласования и способный ”в части слов, называющих одушевленные предметы” обозначать отнесенность к мужскому или женскому полу
Имена существительные мужского, женского и среднего рода;
Толковый словарь Ожегова
Род — ,рода, предл. п. о роде и на роду, в роду, мн. роды, родов, м. (см. еще роды) .
1. Основная общественная организация в первобытном обществе, представляющая собою союз больших семей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство (этнол.) . Патриархальный род. Старейшина рода. Член рода.
2. ряд поколений, происходящих от одного предка (книжн.) . Родов дряхлеющих обломок. Пушкин. Битый час слушаешь ты бредни о древности рода Лыковых и Ржевских. Пушкин. Мы свой знатный род ведем от тех гусей, которым некогда был должен Рим спасеньем. Крылов. || Поколение. Из города в род.
3. В научных классификациях — группа, к-рая объединяет несколько близких видов, обладающих общими признаками. || В логике: категория понятий, включающих в себя ряд частных понятий с общими, объединящими их признаками.
4. Сорт, разновидность, обладающая каким-н. качеством или свойством. Всякого рода товары. Разного рода люди. Полугичка — это род гоночной лодки. У меня к тебе влеченье, род недуга. Грибоедов.
5. Способ, образ, направление (деятельности) . Род жизни. Род занятий. Род деятельности. || Жанр, стиль (устар.) . Драматический род.
6. Грамматическая категория, создаваемая наличием в языке различий форм в словах, согласуемых с существительными — таких различий, к-рые исторически восходят к различиям пола (грам.) . В русском языке имеются существительные мужского, женского и среднего рода. Прилагательные в русском языке изменяют свои окончания по родам, или, иначе, имеют форму рода.
otvet.mail.ru