Окончательный распад единой христианской церкви – Разделение церквей — Википедия

Великий церковный раскол 1054 года

 

 

В 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную (Римско-Католическую) и Восточную (Греко-Кафолическую). Восточная христианская церковь стала называться ортодоксальной, т.е. правоверной, а исповедывающие христианство по греческому обряду – ортодоксами или правоверными.

«Великий раскол» между Восточной и Западной Церквами вызревал постепенно, в результате долгих и сложных процессов, начавшихся задолго до XI в.

 

Разногласия между Восточной и Западной Церквами до раскола (краткий обзор)

Разногласия между Востоком и Западом, послужившие причиной «великого раскола» и накапливавшиеся на протяжении веков, имели политический, культурный, экклезиологический, богословский и обрядовый характер.

а) Политические разногласия между Востоком и Западом коренились в политическом антагонизме между Римскими папами и византийскими императорами (василевсами). Во времена апостолов, когда христианская церковь только зарождалась, Римская империя представляла собой единую как в политическом, так и в культурном плане империю, во главе которой стоял один император. С конца III в. империя, de jure всё ещё единая, de facto разделилась на две части — Восточную и Западную, каждая из которых находилась под управлением собственного императора (император Феодосий (346—395) был последним римским императором, который возглавлял всю Римскую империю). Константин усугубил процесс разделения, основав на востоке новую столицу Константинополь наряду с древним Римом в Италии. Римские епископы, основываясь на центральном положении Рима, как императорского города, и на происхождении кафедры от первоверховного апостола Петра начали претендовать на особое, главенствующее положение во всей Церкви. В последующие века амбиции римских первосвященников только росли, гордыня всё глубже и глубже пускала свои ядовитые корни в церковную жизнь Запада. В отличие от константинопольских патриархов, римские Папы сохраняли независимость от византийских императоров, не подчинялись им, если не считали нужным, а иногда и открыто выступали против них.

Кроме того, в 800-м году папой Львом III в Риме императорской короной был коронован как римский император король франков Карл Великий, который в глазах современников стал «равным» Восточному императору и на политическую силу которого получил возможность опираться Римский епископ в своих притязаниях. Императоры Византийской империи, сами считавшие себя преемниками Римской империи, отказались признать императорский титул за Карлом. Византийцы рассматривали Карла Великого как узурпатора, а папскую коронацию — как акт раскола внутри империи.

б) Культурное отчуждение между Востоком и Западом было в значительной степени обусловлено тем, что в Восточной Римской империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. Во времена апостолов, когда Римская империя была единой, по-гречески и по-латыни понимали почти везде, а многие могли говорить на обоих языках. Однако уже к 450 году очень немногие в Западной Европе могли читать по-гречески, а после 600 года редко кто в Византии говорил на латыни, языке римлян, хотя империя продолжала называться Ромейской. Если греки хотели читать книги латинских авторов, а латиняне — сочинения греков, они могли сделать это лишь в переводе. А это означало, что греческий Восток и латинский Запад информацию черпали из разных источников и читали разные книги, в результате все более отдаляясь друг от друга. На Востоке читали Платона и Аристотеля, на Западе Цицерона и Сенеку. Главными богословскими авторитетами Восточной Церкви были отцы эпохи Вселенских Соборов, такие как Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский. На Западе же наиболее читаемым христианским автором был блаженный Августин (которого на Востоке почти не знали) — его богословская система была намного проще для понимания и легче воспринималась обращенными в христианство варварами, чем утонченные рассуждения греческих отцов.

в) Экклезиологические разногласия. Политические и культурные разногласия не могли не сказаться на жизни Церкви и только способствовали церковным раздорам между Римом и Константинополем. В течение всей эпохи Вселенских Соборов на Западе постепенно формировалосьучение о папском примате (т.е. о римском епископе как о главе Вселенской Церкви). Параллельно на Востоке усиливался примат Константинопольского епископа, с конца VI века усвоившего себе титул «Вселенского патриарха». Однако на Востоке Константинопольский Патриарх никогда не воспринимался как глава Вселенской Церкви: он был лишь вторым по рангу после Римского епископа и первым по чести среди восточных патриархов. На Западе же Папа стал восприниматься именно как глава Вселенской Церкви, которому должна подчиняться Церковь по всему миру.

На Востоке было 4 кафедры (т.е. 4 Поместные Церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская) и, соответственно, 4 патриарха. Восток признавал Папу первым епископом Церкви — но первым среди равных. На Западе же был только один престол, претендующий на апостольское происхождение — а именно, Римский престол. В результате этого Рим стал рассматриваться как единственная апостольская кафедра. Запад хотя и принимал решения Вселенских соборов, однако сам не играл в них активной роли; в Церкви Запад видел не столько коллегию, сколько монархию — монархию Папы.

Греки признавали за Папой первенство чести, но не вселенское превосходство, как полагал сам Папа.Первенство «по чести» на современном языке может означать «самый уважаемый», однако оно не отменяет Соборного устройства церкви (то есть принятие всех решений коллегиально посредством созвания Соборов всех церквей, прежде всего апостольских). Папа считал непогрешимость своей прерогативой, греки же были убеждены, что в вопросах веры окончательное решение остается не за Папой, а за собором, представляющим всех епископов церкви.

г) Богословские причины. Главным пунктом богословского спора между Церквами Востока и Запада было латинское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Филиокве). Это учение, основанное на тринитарных воззрениях блаженного Августина и других латинских отцов, привело к внесению изменения в слова Никео-Цареградского Символа Веры, где речь шла о Святом Духе: вместо «от Отца исходящего» на Западе стали говорить «от Отца и Сына (лат. Filioque) исходящего». Выражение «от Отца исходит» основано на словах Самого Христа (см.: Ин. 15:26) и в этом смысле обладает непререкаемым авторитетом, тогда как добавка «и Сына» не имеет оснований ни в Писании, ни в Предании раннехристианской Церкви: её стали вставлять в Символ Веры лишь на Толедских Соборах VI-VII веков, предположительно в качестве защитной меры против арианства. Из Испании Филиокве пришло во Францию и Германию, где было утверждено на Франкфуртском Соборе 794 года. Придворные богословы Карла Великого даже стали упрекать византийцев в том, что они произносили Символ Веры без Филиокве. Рим в течение некоторого времени противостоял внесению изменений в Символ Веры. В 808 году папа Лев III писал Карлу Великому о том, что хотя Филиокве приемлемо с богословской точки зрения, внесение его в Символ Веры нежелательно. Лев поместил в соборе Святого Петра таблички с Символом Веры без Филиокве. Однако к началу XI века чтение Символа Веры с добавлением «и Сына» вошло и в римскую практику.

Православие возражало (и до сих пор возражает) против Filioque по двум причинам. Во-первых, Символ Веры является достоянием всей Церкви, и любые изменения могут вноситься в него только Вселенским собором. Изменив Символ Веры без совета с Востоком, Запад (по убеждению Хомякова) повинен в нравственном братоубийстве, в грехе против единства Церкви. Во-вторых, большинство православных убеждено в том, что Filioque неверно с богословской точки зрения. Православные полагают, что Дух исходит только от Отца, и считают ересью утверждение о том, что Он исходит также и от Сына.

д) Обрядовые различия между Востоком и Западом существовали на протяжении всей истории христианства. Богослужебный устав Римской Церкви отличался от уставов Восточных Церквей. Целый ряд обрядовых мелочей разделял Церкви Востока и Запада. В середине XI века главным вопросом обрядового характера, по которому разгорелась полемика между Востоком и Западом, было употребление латинянами пресного хлеба на Евхаристии, в то время как византийцы употребляли квасной хлеб. За этим, казалось бы, незначительным отличием, византийцы видели серьезную разницу в богословском воззрении на сущность Тела Христова, преподаваемого верным в Евхаристии: если квасной хлеб символизирует то, что плоть Христова единосущна нашей плоти, то опреснок является символом отличия плоти Христовой от нашей плоти. В служении на опресноках греки усматривали покушение на сердцевинный пункт восточнохристианского богословия — учение об обо́жении (которое на Западе было мало известно).

Всё это были разногласия, которые предшествовали конфликту 1054 года. В конечном счете Запад и Восток разошлись в вопросах вероучения, главным образом в двух вопросах: о папском примате и о Filioque.

Повод для раскола

Непосредственным поводом к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц — Рима и Константинополя.

Римским первосвященником был Лев IX. Еще будучи немецким епископом, он долго отказывался от Римской кафедры и лишь по неотступным просьбам духовенства и самого императора Генриха III согласился принять папскую тиару. В один из дождливых осенних дней 1048 года, в грубой власянице — одежде кающихся, с босыми ногами и посыпанной пеплом головой, он вступил в Рим, чтобы занять Римский престол. Такое необычное поведение польстило гордости горожан. При торжествующих криках толпы его немедленно провозгласили папой. Лев IX был убежден в высокой значимости Римской кафедры для всего христианского мира. Он всеми силами старался восстановить ранее поколебавшееся папское влияние как на Западе, так и на Востоке. С этого времени начинается активный рост и церковного, и общественно-политического значения папства как института власти. Папа Лев добивался уважения к себе и своей кафедре не только путем радикальных реформ, но и активно выступая защитником всех притесненных и обидимых. Именно это и заставило папу искать политического союза с Византией.

В то время политическим врагом Рима были норманны, которые уже захватили Сицилию и теперь угрожали Италии. Император Генрих не мог предоставить папе необходимой военной поддержки, а отказываться от роли защитника Италии и Рима папа не хотел. Лев IX решил просить помощи у византийского императора и Константинопольского патриарха.

С 1043 года Константинопольским патриархом был Михаил Керулларий. Он происходил из знатного аристократического рода и занимал высокий пост при императоре. Но после неудавшегося дворцового переворота, когда группа заговорщиков попыталась возвести его на престол, Михаил был лишен имущества и насильно пострижен в монахи. Новый император Константин Мономах сделал гонимого своим ближайшим советником, а затем, с согласия клира и народа, Михаил занял и патриаршую кафедру. Отдавшись служению Церкви, новый патриарх сохранил черты властного и государственно-мыслящего человека, который не терпел умаления своего авторитета и авторитета Константинопольской кафедры.

В возникшей переписке между папой и патриархом, Лев IX настаивал на первенстве Римской кафедры. В своем письме он указывал Михаилу, что Константинопольская Церковь и даже весь Восток должны слушаться и почитать Римскую Церковь как мать. Этим положением папа оправдывал и обрядовые расхождения Римской Церкви с Церквами Востока. Михаил готов был примириться с любыми расхождениями, но в одном вопросе его позиция оставалась непримиримой: он не желал признавать Римскую кафедру выше Константинопольской. Согласиться на такое равенство римский епископ не хотел.

Начало раскола

Великая схизма 1054 г. и Разделение Церквей

Весной 1054 года в Константинополь прибывает посольство из Рима во главе с кардиналом Гумбертом, человеком горячим и высокомерным. Вместе с ним, в качестве легатов, прибыли диакон-кардинал Фридрих (будущий папа Стефан IX) и архиепископ Амальфийский Петр. Цель визита была встретиться с императором Константином IX Мономахом и обсудить возможности военного союза с Византией, а также примириться с Константинопольским патриархом Михаилом Керулларием, не умаляя при этом первенства Римской кафедры. Однако посольство с самого начала взяло тон не соответствующий примирению. Послы папы отнеслись к патриарху без должного почтения, надменно и холодно. Видя такое отношение к себе, патриарх отплатил им тем же. На созванном Соборе Михаил выделил папским легатам последнее место. Кардинал Гумберт счел это унижением и отказался вести какие-либо переговоры с патриархом. Пришедшая из Рима весть о смерти папы Льва не остановила папских легатов. Они продолжали действовать с прежним дерзновением, желая проучить непослушного патриарха.

15 июля 1054 года, когда Софийский собор был переполнен молящимся народом, легаты прошли к алтарю и, прервав богослужение, выступили с обличениями в адрес патриарха Михаила Керуллария. Затем они положили на престол папскую буллу на латинском языке, в которой говорилось об отлучении патриарха и его приверженцев от общения и выдвигалось десять обвинений в ереси: одно из обвинений касалось «опущения» Филиокве в Символе веры. Выйдя из храма, папские послы отрясли прах со своих ног и воскликнули: «Пусть видит и судит Бог». Все настолько были поражены увиденным, что стояла гробовая тишина. Онемевший от изумления патриарх поначалу отказывался принять буллу, но потом повелел перевести ее на греческий язык. Когда содержание буллы огласили народу, началось столь сильное волнение, что легатам пришлось спешно покидать Константинополь. Народ поддержал своего патриарха.

20 июля 1054 года патриарх Михаил Керулларий созвал Собор из 20 епископов, на котором предал папских легатов церковному отлучению. Деяния Собора были разосланы всем Восточным патриархам.

Так произошла «великая схизма». Формально это был разрыв между Поместными Церквами Рима и Константинополя, однако патриарха Константинопольского впоследствии поддержали другие Восточные Патриархаты, а также молодые Церкви, входившие в орбиту влияния Византии, в частности Русская. Церковь на Западе со временем усвоила себе наименование Католической; Церковь же на Востоке именуется Православной, поскольку сохраняет неповрежденным христианское вероучение. И Православие, и Рим равно считали себя правыми в спорных вопросах вероучения, а своего оппонента неправым, поэтому после схизмы и Рим, и Православная церковь притязали на звание истинной церкви.

Но даже после 1054 г. дружеские отношения между Востоком и Западом сохранялись. Обе части христианского мира еще не осознали всей пропасти разрыва, и люди с обеих сторон надеялись, что недоразумения можно уладить без особых затруднений. Попытки договориться о воссоединении предпринимались еще в течение полутора веков. Спор Рима и Константинополя в значительной мере проходил мимо внимания простых христиан. Русский игумен Даниил Черниговский, совершивший паломничество в Иерусалим в 1106-1107 гг., застал греков и латинян согласно молящимися в святых местах. Правда, он с удовлетворением отметил, что при сошествии Святого огня на Пасху греческие светильники чудесным образом возгорались, а вот латиняне вынуждены были зажигать свои светильники от греческих.

Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило только с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году.

russland.mirtesen.ru

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 25 Июнь 2019

    28 июня, Пятница, 19.00 в Кинолектории при духовно-просветительском центре «Богоявление» на Старой Басманной состоится киноведческая лекция, показ и обсуждение телефильма Михаила Швейцера «МЕРТВЫЕ ДУШИ» (1984). Последняя (пятая) серия фильма. Ведущий Кинолектория: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 06 Июнь 2019

    9 июня, в Воскресенье, в 13.00 ,  в Кинолектории при храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах  состоится киноведческая  лекция, показ и обсуждение фильма Романа Балаяна «ХРАНИ МЕНЯ МОЙ ТАЛИСМАН» (1986). До Кинолектория,  в 11.30 , в рамках Библейского кружка состоится  лекция А.Малера на тему «Издания Библии: от древних списков до Синодального перевода». Вход свободный. Адрес:  улица Косыгина, дом 30. Храм Живоначальной Троицы находится слева от Смотровой площадки МГУ. Ближайшие станции метро – «Воробьевы горы» и «Ломоносовский проспект». Также до храма можно доехать на троллейбусе №7 от станций метро «Октябрьская», «Ленинский проспект», «Киевская», «Кутузовская» и «Парк Победы».

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Раскол христианской церкви (1054) — это… Что такое Раскол христианской церкви (1054)?

Раскол христианской церкви в 1054 году

, также Великий раскол и Великая схизма — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

История раскола

Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами

[1]. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 году взаимные анафемы были сняты.

Причины раскола

Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разгрома Рима войсками Алариха в 410 году н. э.) и обуславливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.

После 2-го низложения патриарха Фотия (в 866 г.) и до окончательного разделения церквей (1054 г.) сношения между церквами были редки и случайны. До конца 10 в. в них преобладало чувство единства, а с этого времени — рознь.[2]

Точка зрения западной (католической) церкви.

Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом. В отлучительной грамоте после преамбулы, посвященной первенству Римской Церкви, и похвалы в адрес «столпов имперской власти и её чтимых и мудрых граждан» и всего Константинополя, названного городом «христианнейшим и православным», выдвигались следующие обвинения в адрес Михаила Кирулария «и сообщников его глупости»

[3]:

  1. Михаила неправо называют патриархом.
  2. Подобно симонианам, они продают дар Божий.
  3. Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
  4. Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
  5. Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
  6. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
  7. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
  8. Подобно духоборцам[4], отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
  9. Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.
  10. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

Что касается взгляда на роль Римской церкви, то по мнению католических авторов[5] свидетельства учения о безусловном первенстве и вселенской юрисдикции Римского епископа как преемника св. Петра существуют с I в. (Климент Римский) и далее встречаются повсеместно как на Западе, так и на Востоке (свв. Игнатий Богоносец, Ириней, Киприан Карфагенский, Иоанн Златоуст, Лев Великий, Гормизд, Максим Исповедник, Феодор Студит и др.), поэтому попытки приписать Риму только некое «первенство чести» необоснованны.

Точка зрения восточной (православной) церкви

По мнению некоторых православных авторов[кто?],главной догматической проблемой во взаимоотношениях между Церквями Рима и Константинополя была трактовка первенства Римской Апостольской Церкви. Как они считают, по догматическому учению, освященному первыми Вселенскими Соборами с участием легатов Римского епископа, за Римской церковью закреплялось первенство «по чести», что на современном языке может означать «самая уважаемая», что, однако, не отменяло Соборного устройства церкви (то есть принятие всех решений коллегиально посредством созвания Соборов всех церквей, прежде всего апостольских). Эти авторы

[кто?] утверждают, что первые восемь веков христианства Соборное устройство церкви не подлежало сомнению даже у Рима, и все епископы рассматривали друг друга, как равных.

Однако к 800-му году политическая обстановка вокруг того, что раньше было единой Римской империей, стала меняться: с одной стороны, большая часть территории Восточной империи, включая большинство древних апостольских церквей, попала под власть мусульман, что её сильно ослабило и отвлекло внимание от религиозных проблем в пользу внешнеполитических, с другой стороны, на Западе впервые после падения Западной Римской империи в 476 году появился свой император (в 800-м году в Риме был коронован Карл Великий), который в глазах современников стал «равным» Восточному императору и на политическую силу которого получил возможность опираться Римский епископ в своих притязаниях. Изменившейся политической ситуации приписывается то, что Римские папы стали проводить идею о своём первенстве «по божественному праву», то есть идею о своей высшей единоличной власти во всей Церкви.

Реакция Патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой. Достаточно сказать, что с целью успокоения волнений было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты. Далее, на последовавшем Соборе 20 июля за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей, что, собственно, и имело место. Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись.

Событие это стало оцениваться как нечто чрезвычайно важное лишь через пару десятков лет на Западе, когда к власти пришел папа Григорий VII, а кардинал Гумберт стал его ближайшим советником. Его усилиями эта история и получила необычайное значение. Потом, уже в новое время, она рикошетом из западной историографии вернулась на Восток и стала считаться датой разделения Церквей [6].

Восприятие раскола на Руси

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта[7]. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не участвовали в ней[8][9]. Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитету папы св. Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границу (в Польшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики» — к императору (Генриху IV) и к папе. Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк-Пётр, имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077). Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.

Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счёт его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но всё же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени неапокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Cогласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169.

В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине). В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых[каких?] сферах церковной жизни.

Подобная ситуация сохранялась вплоть до монголо-татарского нашествия.

Снятие взаимных анафем

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и Римским Папой Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана Совместная Декларация[10]. Однако «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) не имел никакого практического или канонического значения[источник не указан 20 дней]. С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra (то есть когда Папа выступает как «земной глава и наставник всех христиан»), а также ряд других постановлений догматического характера.

Примечания

Ссылки и литература

dic.academic.ru

Раскол христианской церкви (1054) / Sarkel

Раскол христианской церкви (1054)

   Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на римско-католическую церковь на Западе и православную — на Востоке с центром в Константинополе.

ИСТОРИЯ РАСКОЛА

   Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами

[ [http://www.newadvent.org/cathen/10273a.htm Михаил Кируларий (англ.)] ].

Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА

Раскол имел множество причин:

обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения

(латынь в западной церкви и греческий в восточной).

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЗАПАДНОЙ (КАТОЛИЧЕСКОЙ) ЦЕРКВИ

Отлучительная грамота была вручёна 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом.

Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви:

* 1. Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах,
* 2. Михаила неправо называют патриархом,
* 3. подобно симонианам, они продают дар Божий,
* 4. подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
* 5. Подобно арианам, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
* 6. Подобно донатистам, утверждают, что во всем мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
* 7. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
* 8. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
* 9. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
* 10. Подобно манихеям, считают квасное одушевленным.
* 11. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорожденных детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

[ [http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=378 Текст отлучительной грамоты] ]

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ (ПРАВОСЛАВНОЙ) ЦЕРКВИ

«При виде такого поступка папских легатов, всенародно наносящего оскорбление церкви Восточной, церковь Константинопольская в самозащите, со своей стороны, также произнесла осуждение на церковь Римскую, или, лучше сказать, на папских легатов, Руководимых Римским первосвященником. Патриарх Михаил 20 июля того же года собрал собор, на котором получили должное возмездие зачинщики церковного раздора. В определении этого собора говорилось:

„Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого, как из источника, истекают воды чистого учения до пределов земли. В этот город пришли они, как гром, или буря, или глад, или лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину“.

При этом соборное определение произносит анафему на легатов римских и лиц, соприкосновенных к ним»

[ [http://www.krotov.info/history/08/demus/lebedev03.html А.П.Лебедев. Из кн.: История разделения Церквей в IX, X и XI вв.] ].

Текст полного определения этого собора на русском языке до сих пор не известен.

Ознакомиться с православным апологетическим учением, рассматривающим проблемы Католичества можно в учебной программе по сравнительному богословию Православной Церкви:

http://www.klikovo.ru/db/book/head/1175

ВОСПРИЯТИЕ РАСКОЛА на Руси

   Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим кружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера.

Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитету папы св. Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границуПольшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики» — к императору (Генриху IV) и к папе.

Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк-Петр, имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077).

Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.

Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счет его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но все же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Однако преемник Иоанна, митрополит Ефрем (русский по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично удостовериться на месте в положении вещей;

в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесе много мощей святых». Затем, согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169. В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине).

В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни. Подобная ситуация сохранялась вплоть до татаро-монгольского нашествия.

СНЯТИЕ ВЗАИМНЫХ АНАФЕМ

    В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация

[ [http://www.krotov.info/acts/20/1960/19651207.html Декларация о снятии анафем] ].

Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения.

С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесенных «ex cathedra « (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического характера.

Иоанн Павел II смог переступить порог Владимирского собора в Киеве в сопровождении главенства непризнаваемой другими православными церквями Украинской православной церкви Киевского патриархата.

А 8 апреля 2005 года впервые в истории Православной церкви во Владимирском соборе прошло заупокойное богослужение, совершенное представителями Украинской православной церкви Киевского патриархата по главе Римско-католической церкви.

Литература

[http://www.krotov.info/history/08/demus/lebedev03.html Лебедев А. П. История разделения церквей IX, X и XI веках. СПб. 1999 г. ISBN 5-89329-042-9],

[http://www.agnuz.info/book.php?id=383&url=page01.htm Таубе М. А. Рим и Русь в до-монгольский период] .

Ссылки

См. также в других словарях:

1. а) — Рака в христианской церкви — (греч. μνημε?α, лат. capsa, moumetum, франц. chasse, значение и происхождение русского названия не определено) так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название «рака» вполне соответствует…

б) — Рака (с ударением на втором слоге) — пустой человек (Евангелiе отъ Матфея).

(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)  

2. Харитина мученица христианской церкви

св. мученица, пострадала около 304 г. в Понте. Правитель области, после напрасных убеждений отречься от Христа, велел у Xаритины остричь волосы, сыпать горячие уголья на голову и все тело и, наконец, осудил на растление. Но Xаритина помолилась Господу и…

3. Ирина мученицы христианской церкви

1) святая мученица, пострадала при императоре Диоклетиане. По преданию, она была сначала отведена в блудилищный дом, но никто не смел к ней прикоснуться;

1-го апреля 304 г. она была сожжена. Память ее празднуется 16 апреля;

2) великомученица,…

4. Раскол великий западной церкви —  (схизма; 1378 1417) был подготовлен следующими событиями.

Долговременное пребывание пап в Авиньоне сильно подорвало нравственный и политический их престиж. Уже папа Иоанн XXII, опасаясь окончательно потерять свои владения в Италии, намеревался…

— FIN —

sarkel.ru

7 фактов о расколе христианства на православие и католичество

В минувшую пятницу в аэропорту Гаваны произошло долгожданное событие: папа Римский Франциск и патриарх Кирилл побеседовали, подписали совместную декларацию, заявили о необходимости остановить гонения на христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке и выразили надежду, что их встреча вдохновит христиан всего мира на молитву о полном единстве Церквей. Поскольку католики и православные молятся одному богу, почитают одни и те же священные книги и верят, по сути, в одно и то же, RB.ru решил разобраться, в чем важнейшие различия религиозных течений, а также когда и почему произошло разделение. Занимательные факты — в нашем кратком ликбезе о православии и католичестве.


a katz / Shutterstock.com

1. Раскол христианской церкви произошел в 1054 году. Церковь разделилась на Римско-Католическую на Западе (центр в Риме) и Православную на Востоке (центр в Константинополе). Причинами стали, среди прочего, разногласия по догматическим, каноническим, литургическим и дисциплинарным вопросам.

2. В процессе раскола католики, среди прочего, обвиняли православных в том, что они продают дар Божий, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы и позволяют браки служителям алтаря. Православные же обвинили католиков в том, что те, например, постятся в субботу и позволяют своим епископам носить на пальцах рук перстни.

3. Список всех вопросов, по которым не могут примириться православные и католики, займет несколько страниц, поэтому приведем только несколько примеров.

— Православие отрицает догмат о непорочном зачатии, католичество — наоборот.


«Благовещение», Леонардо да Винчи

— У католиков есть специальные закрытые помещения для исповеди, православные же исповедуются на виду у всех прихожан.


Кадр из фильма «Таможня дает добро». Франция, 2010

— Православные и грекокатолики крестятся справа налево, католики латинского обряда — слева направо.

— Католический священник обязан дать обет безбрачия. В православии целибат обязателен только для епископов.

— Великий пост у православных и католиков начинается в разные дни: у первых — в чистый понедельник, у вторых — в пепельную среду. Рождественский пост имеет разную продолжительность.

— Католики считают церковный брак нерасторжимым (впрочем, в случае обнаружения некоторых фактов он может быть признан недействительным). С точки зрения православных, в случае измены церковный брак считается разрушенным, и невиновная сторона может вступить в новый брак, не совершая греха.

— В православии отсутствует аналог католического института кардиналов.


Кардинал Ришельё, портрет работы Филиппа де Шампеня

— В католицизме есть учение об индульгенциях. В современном православии такая практика отсутствует.

4. В результате разделения католики стали считать православных всего лишь раскольниками, в то время как одна из точек зрения православия заключается в том, что католицизм — ересь.

5. И Православная, и Римско-Католическая церкви приписывают титул «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церкви» исключительно себе.

6. В XX веке был сделан важный шаг в преодолении разделения вследствие раскола: в 1965 году папа Павел VI и Вселенский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы.

7. Папа Римский Франциск и патриарх Кирилл могли встретиться еще два года назад, но тогда встречу отменили из-за событий на Украине. Состоявшаяся встреча глав церквей стала бы первой в истории после «Великого раскола» 1054 года.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

rb.ru

ПРИЧИНЫ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОСЛЕДСТВИЯ РАСКОЛА ХРИСТИАНСТВА НА ТРИ ОСНОВНЫХ КОНФЕССИИ

ПРИЧИНЫ,  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА  И  ПОСЛЕДСТВИЯ  РАСКОЛА  ХРИСТИАНСТВА  НА  ТРИ  ОСНОВНЫХ  КОНФЕССИИ

Зеленина  Таисия  Юрьевна

студент  3курса,  кафедра  социологии  и  социальной  работы  института  изобразительных  искусств  и  социально  гуманитарных  наук  НИИрГТУ,  г.  Иркутск

EmailTasyafox@mail.ru

Сидорова  Наталья  Васильевна

научный  руководитель,  доцент  кафедры  социологии  и  социальной  работы  НИИрГТУ,  г.  Иркутск

 

Великая  схизма  или  разделение  церквей  на  Восточную  и  Западную,  который  официально  произошел  в  1054  году,  вызывает  огромное  количество  разногласий  у  ученных,  исследующих  эту  тему.  Научное  сообщество  так  и  не  пришло  к  единому  мнению  по  поводу  причин  раскола  христианства.  Принято  считать,  что  предпосылками  схизмы  послужил  целый  ряд  исторических  событий,  которые  в  комплексе  и  привели  к  расколу.  В  данной  статье  мы  подробно  рассмотрим  эти  предпосылки  и  события,  а  так  же  попытаемся  проанализировать,  насколько  велико  было  их  влияние. 

Итак,  принято  считать,  что  официальный  раскол  христианства  произошел  в  1054  году,  когда  патриарх  Константинополя  Керулларий  и  папа  Лев  IX  предали  друг  друга  взаимному  проклятью  (анафеме).  Но  в  действительности  начало  расколу  было  положено  гораздо  раньше. 

Распад  Римской  империи,  произошедший  в  конце  IV  в.  повлек  за  собой  образование  двух  религиозных  центров  —  в  Константинополе  и  в  Риме.  К  VII  в.  между  сторонниками  этих  центров  постепенно  начали  проявляться  существенные  разногласия  в  области  организации  церковной  деятельности,  в  догматике  и  обрядах.  К  тому  же,  немалую  роль  сыграли  и  расхождения  в  политической,  экономической  и  социальной  сферах.  Не  последнее  значение  имели  расхождения  между  византийскими  и  заподноевропейскими  феодалами.  Обострила  же  все  эти  факторы  рьяная  борьба  за  власть  и  спор  о  распределении  церковных  доходов  [4,  c.  335]. 

Но,  несмотря  на  внутренние  противоречия,  на  Никейском  и  I  Константинопольском  соборах  христианство  продолжало  выглядеть  относительно  единым.  Только  основывалось  это  видимое  единство  на  императорской  власти,  которая  распространялась  и  на  религию,  в  то  время  как  авторитет  римских  епископов  был  по-прежнему  не  так  высок,  как  им  бы  того  хотелось.  Доказательством  этого  служит  то,  что  Никейским  собором  руководил  император  Константин,  а  римский  епископат  на  нем  был  представлен  пресвитерами  Винцентом  и  Витусом. 

Но  перенесение  столицы  империи  из  Рима  в  Константинополь  в  330  г.  Повлекло  за  собой  выдвижение  духовной  власти  на  первый  план  общественной  жизни  в  Риме.  Благодаря  ловкому  ведению  дел,  римский  епископ  постепенно  укрепил  свое  влияние  и  возвысился,  поборов  сопротивление  группировок  враждующих  богословов.  Обыграв  сложившуюся  обстановку,  он  смог  добиться  признания  за  собой  права  арбитража  и  фактического  главенства.  Эти  решения  были  приняты  в  343  г.  в  Сардике.  Подобные  притязания  вызвали  волну  возмущений  среди  восточного  епископата  и  не  были  им  признаны.  В  395  г.,  когда  империя  распалась,  Рим  снова  стал  столицей,  но  столицей  только  западной  части  бывшей  римской  империи.  Политические  раздоры  со  временем  привели  к  тому,  что  административные  права  сосредоточились  в  руках  епископов.  А  в  422  г  в  своем  письме,  адресованном  епископам  Фессалии,  Бонифаций  I  без  стеснения  заявил,  о  том,  что  желает  получить  главенство  в  христианском  мире.  Аргументировал  он  это  тем,  что  отношение  римской  церкви  ко  всем  другим  подобно  отношению  «головы  к  членам»  [5,  c.  11]

Начиная  с  римского  епископа  Льва,  который  впоследствии  был  назван  Великим,  западные  епископы  полагали,  что  они  лишь  местоблюстители,  т.  е.  являются  римскими  вассалами,  которые  управляют  соответствующими  епархиями  от  лица  первосвященника  Рима.  Но  такая  зависимость  никогда  не  вызывала  согласия  и  не  одобрялась  константинопольскими,  александрийскими  и  антиохийскими  епископами.

В  476  г.  Западная  Римская  империя  была  разрушена.  На  месте  ее  падения  было  образовано  множество  феодальных  государств,  во  главе  которых  стояли  правители,  бесконечно  соперничающие  между  собой  за  власть  и  первенство.  Каждый  из  них  надеялся  облагородить  свои  притязания,  списав  их  на  волю  Бога,  которую  стремился  получить  из  рук  первосвященника.  Это  стало  причиной  еще  большего  возвышения  римских  епископов.  В  их  руках  сосредоточивалось  все  больше  власти,  а  авторитет  неуклонно  рос.  Благодаря  политическим  интригам  они  основательно  укрепили  свое  влияние  в  западном  мире,  а  так  же  сумели  создать  свое  собственное  государство,  которое  получило  название  Папская  область.  Оно  занимало  практически  всю  центральную  часть  Апенинского  полуострова  [3,  c.  321] 

Примерно  с  V  в.  Титул  папы  закрепился  за  римскими  епископами.

Изначально  в  христианской  церкви  все  священники  назывались  папами,  но  постепенно  этот  титул  стал  присваиваться  лишь  епископам,  а  впоследствии  закрепился  за  одними  только  римскими  епископами. 

После  укрепления  своей  власти  на  Западе  папы  стали  стремиться  к  полному  подчинению  христианства,  но  потерпели  неудачу,  так  как  восточное  духовенство  подчинялось  лишь  императору,  который  не  намеревался  ни  с  кем  делить  власть,  тем  более  с  самозваным  «наместником  Христа».

Обострение  отношений  между  Восточной  и  Западной  церквями  так  же  произошло  на  Трульском  соборе  в  692  г.,  по  причине  того,  что  Папа  Римский  принял  не  все  правила  из  положенных,  усугубив  тем  самым  и  без  этого  негладкие  отношения.  Это  в  очередной  раз  подчеркнуло  наличие  раскола  христианства. 

Обращенная  в  867  году  в  христианство  Болгария  послужила  очередной  причиной  раздора  между  римским  папой  Николаем  I  и  Константинопольским  патриархом  Фотием.  Обе  церкви  пытались  подчинить  ее  своему  влиянию.  Разногласия  были  настолько  сильными,  что  привели  к  публичному  проклятью.  Этот  конфликт  впоследствии  был  улажен,  но  конец  всей  вражде  положен  не  был,  и  в  XI  в.  она  вспыхнула  с  новой  силой.  А  в  1054  г.  произошел  окончательный  раскол  в  христианстве.  Его  причиной  стало  желание  папы  Льва  IX  получить  территории,  которые  подчинялись  патриарху  Михаилу  Керулларию,  который  в  свою  очередь,  отверг  эти  притязания.  Результатом  данного  спора  стали  взаимные  церковные  проклятия  (анафемы)  и  публичные  обвинения  в  ереси.  Западная  церковь  получила  название  римско-католической  (римская  всемирная  церковь),  а  восточная  —  православной  (церковь,  которая  верна  догматам)  [1,  c.  223].

Как  мы  видим,  основной  причиной  великой  схизмы  послужило  желание  высших  иерархов  восточной  и  западной  церквей  заполучить  единоличную  власть  и  расширить  сферу  влияния.

Но  помимо  этого  имелось  немало  расхождений  в  вероучении,  возможно,  что  они  были  лишь  последствиями  конкурентной  борьбы  церковных  иерархов,  но  все  же  оказали  немалое  влияние  на  раскол  христианской  церкви.

В  целом  все  различия  между  церквями  можно  свести  к  следующему:  В  православной  церкви,  в  отличие  от  католической,  отсутствуют  догматы  о  непогрешимости  и  главенстве  Папы  Римского  и  об  исхождении  Духа  Святого  от  Отца  и  от  Сына.  Также  в  православной  церкви  признаются  только  два  догмата,  которые  связаны  с  приснодевством  Девы  Марии,  и  с  тем,  что  она  родила  Иисуса  —  Сына  Божьего,  и  поэтому  является  Богородицей. 

К  тому  же  в  православии  отрицается  существование  чистилища  (места  в  котором  душа  грешника  очищается  и  только  после  этого  попадает  в  рай).  В  православии  не  признается  наличие  «сокровищницы  сверхдолжных  заслуг»  (блаких  дел,  которые  накапливаются  святыми  людьми  и  которыми  церковь  может  распоряжаться  путем  прощения  грехов  или  выпуска  индульгенций),  которые  присутствуют  в  католической  церкви.

В  области  обрядов  так  же  существуют  отличия. 

В  восточной  церкви  во  время  крещения  полностью  окунают  человека  в  святую  воду,  богослужение  длиться  гораздо  дольше  и  во  время  его  проведения  полагается  стоять,  причащаются  хлебом  и  вином,  как  миряне,  так  и  духовенство.

В  Западной  церкви  таинство  крещения  осуществляется  через  окропление  святой  водой,  богослужение  занимает  гораздо  меньше  времени  и  осуществляется  сидя.  При  причащении  мирянам  положен  хлеб,  а  клиру  —  хлеб  и  вино.

Второй  схожий  по  масштабу  раскол  в  церкви  начался,  когда  Библия  стала  переводиться  на  другие  языки.  Верующие  начали  возвращаться  к  первоапостольским  истокам,  отвергая  навязанные  государственной  властью  доктрины,  которые  во  многом  противоречили  Священному  Писанию.  Очень  важен  тот  факт,  что  длительное  время  практически  во  всех  церквях  использовался  лишь  латинский  текст  Библии.  А  в  1231  году  Папой  Григорием  IX  был  наложен  запрет,  для  всех  мирян  западной  церкви,  на  чтение  Священного  Писания.  Отменен  этот  запрет  был  лишь  в  1962—1965  гг.  Вторым  Ватиканским  собором.  Но  несмотря  на  запрет  в  Европе  переводили  Библию  на  более  понятные  для  простых  людей  языки  еще  в  XVI  веке.

В  1526  г.  Шпейерскиим  рейхстагом  по  настоянию  немецких  князей  было  принято  постановление,  согласно  которому  каждый  немецкий  князь  мог  по  своему  усмотрению  выбирать  религию  для  себя  и  своих  подданных.  Но  в  1529  г.  2-й  Шпейерский  рейхстаг  признал  это  постановление  недействительным.  В  ответ  на  это  решение  пять  князей  имперских  городов  Германии  выдвинули  протест.  Отсюда  и  берет  начало  термин  «протестантизм».  А  новые  церкви,  которые  вышли  из  под  влияния  господствующих  конфессий  получили  название  —  протестантские.  Со  временем  протестантизм  стал  являться  одним  из  трех  главных  направлений  христианства,  наряду  с  православием  и  католицизмом  [2,  c.  18].

Внутри  протестантизма  образовалось  множество  конфессий,  которые  во  многом  расходятся  в  толковании  каких  либо  текстов  Библии,  не  затрагивающих  главного  принципа  спасения  во  Христе.  Но  в  целом  же  большая  часть  этих  церквей  дружны  между  собой  и  сходятся  в  главном  —  в  отрицании  главенства  папы  и  верховных  патриархов. 

Подводя  итог,  можно  сказать  о  том,  что  раскол  христианства  был  неизбежен  и  предсказуем,  а  базировался  он  на  жажде  власти  и  различиях  в  догматах.  Неизвестно  произошёл  бы  он  при  отсутствии  хотя  бы  одной  из  этих  причин.

 

Список  литературы

  1. Будур  Н.В.  Дорога  к  Храму.  Основы  православной  культуры  /  Н.В.  Будур.  —  М.:  Дрофа-Плюс,  2008.  223  с. 
  2. Культурология.  Учебное  пособие.  Под  ред.  Драч  Г.В.  Ростов-н\Д.,  1995.  18  с.
  3. Лебедев  А.П.  История  разделения  церквей  в  IX,  X  и  XI  веках  /  А.П.  Лебедев.  —  СПб.:  Алетейя,  2001.  —  321  с.
  4. Соловьёв  В.О  христианском  единстве  //  В.  Соловьёв.  —  М.:  Рудомино,  1994.  —  335  с.
  5. Федоров  В.Ф.  Гуманитарная  наука  и  христианство  на  пороге  третьего  тысячелетия  //  Вестн.  Рос.  гуманит.  науч.  фонда.  —  2000.  —  №  3.  —  С.  11.

sibac.info

16 июля 1054 года состоялся окончательный раскол Христианской Церкви — Общество. Новости, Новости России — EADaily

16 июля 1054 года посланники римского папы Льва IX объявили о низложении константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. Состоялась Великая Схизма — раскол, окончательно разделивший христианскую Церковь.

С тех пор она распалась надвое — Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты и Папой и Вселенским Патриархом.

Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разорения Рима войсками Алариха в 410 году) и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.

Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера на протяжении веков усиливались. После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) контакты между сторонами почти прекратились и раскол стал совершенно очевиден. Дело оставалось лишь за его формальным оформлением.

Которое и произошло в 1054 году, когда папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.

В 1054 году Лев направил Кируларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов, а папская булла была прилюдно сожжена.

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Керулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и духовенством, которое не знало ещё о произошедшем в Константинополе разделении. Однако поскольку Киевская Русь приняла крещение чуть больше чем за полвека до раскола, то она не имела ни автокефалии, ни собственных митрополитов из славян; во главе Киевской митрополии были греческие иерархи, которые полностью подчинялись Константинопольскому патриарху.

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и папой римским Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация. Однако этот «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) был именно жестом и не имел никакого практического или канонического значения.

Это прямо следует из самого текста декларации: «Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, всё ещё остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной».

eadaily.com