Обществознание классы определение – Социальный класс — Википедия
Термины по обществознанию (10-11 классы)
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Социальная структура общества – строение общества в целом; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.
Социальные отношения – определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.
Социально-групповые отношения – вид социальных отношений между классами, социальными слоями и др.
Межличностные отношения – вид социальных отношений человека с окружающими его людьми.
Социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально-значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть).
Малая группа – небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.
Большая группа – многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих общие интересы.
Формальная (официальная) группа – это группа, которая создается и существует лишь в рамках официальных организаций.
Неформальная (неофициальная) группа – это группа, которая возникает и существует на основе личных интересов ее участников.
Сословная система – исторический тип стратификации, которая предусматривает юридическое закрепление человека за той или иной группой с передаваемыми по наследству правами и обязанностями (неравенство социального положения и наличие привилегий).
Классовая система – исторический тип стратификации; система открытого типа, в которой человек принадлежит к большой социальной группе, различающейся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества (место в системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры получаемого богатства).
Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Личный статус – это положение индивида в малой группе, оценка его членами данной группы в соответствии с его личными качествами (лидер, знаток, душа компании).
Предписанный (приписанный) статус – это социальная позиция, которая заранее, от рождения, предписана индивиду независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность).
Достигаемый статус – это приобретаемый в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (материальное положение, образование, политическое влияние).
Престиж – это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении (место учебы, место работы, профессия, должность).
Авторитет – это влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте человека.
Социальная роль – ожидаемое поведение от человека, занимающего определенное место в социальной системе в зависимости от его статуса.
Социализация личности – усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми; это границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Нормы морали – это правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и соблюдение которых обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение общества.
Правовые нормы – это формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.
Политические нормы – это правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, социальными группами (законы, международные договоры, политические принципы, моральные нормы).
Побуждающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат предписание, т.е. указание на требуемое действие.
Запрещающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат запрет, т.е. указание на действия, которые не следует совершать.
Императивные (обязательные) социальные нормы – это вид норм, которые содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются.
Диспозитивные (рекомендательные) социальные нормы – это вид норм, которые содержат дозволение, т.е. указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющимся нормам, принятым значительной частью людей в группе или сообществе (пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство, гомосексуализм).
Делинквентное (преступное) поведение – вид девиантного поведения, нарушение правовых норм (противоправное поведение).
Социальный контроль – регуляция отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
Внутренний (самоконтроль) социальный контроль – это форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Самоконтроль означает сдерживание стихийных импульсов в поведении человека, основывается на волевом усилии.
Внешний социальный контроль –
Семья – как социальная группа основана на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью (удовлетворяет личные потребности людей).
Семья – как социальный институт, деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей (удовлетворяет социально значимые потребности общества).
Брак – юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.
Социальная дифференциация (расслоение) – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.
Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами и слоями населения. Страта – социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественный, профессиональный, уровень образования, доход, власть, престиж).
Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Выделяют следующие критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.
Социальная мобильность – перемещение групп и индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.
Вертикальная мобильность – это вид социальной мобильности, которая представляет собой движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.
Горизонтальная мобильность – это вид социальной мобильности, географическое перемещение между районами, городами; смена позиций на одном социальном уровне, без изменения статуса.
Каналы социальной мобильности или социальные «лифты» — это пути, по которым происходят перемещения людей из одних социальных групп в другие (социальный статус семьи, получение образования, физические и умственные способности, внешние данные человека, получение воспитания, смена места жительства, армейская служба, вступление в брак).
Маргиналы – индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур (промежуточное состояние социального субъекта).
Конфликт – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Социальный конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
Этническая общность (этнос) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами особенностями культуры, языка, историческим самосознанием.
Племя – это тип этноса, совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, религии, обрядов.
Народность – это тип этноса, исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
Нация – это тип этноса, исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания.
Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей.
Национальность – принадлежность лица к какой-либо этнической группе.
Межнациональные (этнические) конфликты — споры, столкновения, возникающие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.
Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов.
Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.
Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Шовинизм (крайне агрессивная форма национализма) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
Геноцид (проявление государственного национализма) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп (Холокост).
multiurok.ru
КЛАССЫ это что такое КЛАССЫ: определение — Философия.НЭС
Класс
от лат. classis — разряд) — термин для обозначения множества элементов, обладающих некоторыми свойствами, признаками; в биологии — одна из высших систематических категорий, или таксонов, объединяющих родственные отряды животных или порядки растений, например, класс млекопитающих, класс птиц и т. д.
Оцените определение:
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
КЛАССЫ
это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Оцените определение:
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
КЛАССЫ
это большие группы людей, которые характеризуются четырьмя социально-экономическими признаками: местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способом получения доли дохода. Маркс и Энгельс объяснил происхождения классов экономическими причинами развития общественного труда и возникновении частной собственности, а Ленин теорию классов и классовой борьбе в работе «великий почин» и дал развернутое определение классов.
Оцените определение:
Источник: Тематический философский словарь
КЛАСС (в логике)
конечная или бесконечная совокупность выделенных по нек-рому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие К., называются его элементами. Элементами К. могут быть не только индивиды, но и сами К., поэтому говорят о различных типах К. Общее понятие К. возникает как абстракция от природы и порядка элементов. Индивидуальный К. обычно определяют, исходя из свойств, общих всем его элементам. Это позволяет понятию К. поставить в соответствие понятие одноместной пропозициональной функции или одноместного предиката, поскольку, для того чтобы элемент принадлежал к данному К., необходимо и достаточно, чтобы он обладал свойством, по к-рому выделяется этот К. Систематическое рассмотрение К., их общих свойств и операций над ними в логике дается в т. наз. теории классов.
Оцените определение:
terme.ru
Обществознание: уроки, тесты, задания.
Обществознание для 8-9 классов.
Личность и общество
-
Индивид, индивидуальность, личность
Общество как многозначная система
-
Сферы жизни общества
-
Эволюция общественного развития
Экономическая сфера жизни общества
-
Многозначность слова «экономика»
Собственность
-
Собственность как основа имущественных отношений
-
Формы собственности
Потребление
-
Потребление общественных благ и его формы
Безработица
-
Понятия занятости и безработицы
Мировая экономика
-
Мировое хозяйство как неизбежность глобализации
www.yaklass.ru
Классы общественные это что такое Классы общественные: определение — Политика.НЭС
Общественный класс
группа людей, занимающих в обществе одинаковое социальное и экономическое положение; в основе классовой системы может лежать экономическое неравенство или профессиональный статус.
Оцените определение:
Источник: Политология: глоссарий по книге
Классы общественные
— это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношениям к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Л., 39, 15).
Оцените определение:
Источник: Краткий политологический толковый словарь
Классы общественные
1) относительно устойчивые социальные группы , имеющие общие интересы и ценности (напр., крестьянство, рабочий класс, буржуазия, средний класс и др.). Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в 19 в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества (марксизм, социализм). Выдвигаются разные критерии деления общества на классы и социальные группы (возрастные, экономические, профессиональные, система прав и обязанностей, социальный статус и др.) (стратификация, сословие, статус). В современном обществе в процессе социальной дифференциации и интеграции, связанной с разделением общественного труда, отношениями собственности и другими факторами, образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта, которые все больше регулируются на основе демократических принципов;
2) один из основных типов социальной стратификации (элементов социальной структуры) наряду с кастой и сословием. В теоретической социологии можно выделить три подхода к анализу классов: два из них берут начало в работах К. Маркса и М. Вебера, рассматривавших различные экономические факторы в качестве классообразующих; существует и альтернативный подход, представленный некоторыми современными исследованиями социальной стратификации, при котором класс не определяется чисто экономически. К. Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на буржуазию и пролетариат. В.И. Ленин определял классы как большие группы людей, отличающиеся друг от друга местом в системе общественного производства и ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства и возможностью присвоения труда другой группы, способом получения и размером доли общественного богатства. М. Вебер разделял население на классы в соответствии с экономическими различиями в рыночной позиции. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, а другими — квалификация, образование и статус (социальное уважение). Вебер различал четыре класса: (1) класс собственников; (2) класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; (3) традиционный мелкобуржуазный класс мелких собственников и торговцев; (4) рабочий класс. Социологи, разрабатывающие альтернативные подходы к анализу классов, полагают, что индивиды в современном обществе могут классифицироваться на основании внеэкономических факторов, таких как профессия, религия, образование, этническая принадлежность.
Оцените определение:
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
politike.ru
работа с понятиями – Корпорация Российский учебник
Актуальная проблема — недостаточный уровень знания определений
По данным ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются не очень хорошо. К сожалению, большинство учебников по обществознанию не «заточены» под ЕГЭ. Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.
В некоторых пособиях и вовсе встречаются ошибки в определениях. Информация в интернете, из той же «Википедии», тоже подчас вводит в заблуждение. Ученики транслируют в ответах на ЕГЭ эти ошибки и, в результате, получают сниженные баллы. Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.
Как ученикам усвоить понятия? Есть два способа. Первый — вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное. Второй способ — вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами. Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.
Как работать с понятиями
Ребенку необходимо усвоить логическую структуру. В этой структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь — очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.
4 способа дать определение понятию:
- Логический (родовидовой). Самый распространенный способ. Определяем узкое понятие через широкое и добавляем специфический признак. Вспомогательные слова: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация. Пример: Акция — это вид ценной бумаги, владельцы которой получаю дивиденды.
- Описательный (семантический). Состоит из основных признаков объекта. Перечисляем основные признаки до того момента, пока под определение не начнут подходить другие понятия. Вспомогательные слова: совокупность, набор, система. Пример: Менталитет — это совокупность особого склада ценностных установок, стереотипов мышления, чувствования и поведения, выработанных на основе логичного и многопоколенного опыта соответствующей группы.
- Генетический. Основан на происхождении не слова, а явления. Описывая происхождение предмета, перечисляем его существенные признаки. Вспомогательные слова: этап, период, ступень уровень, начальный, завершающий, между, следующий за. Пример: Наказание — это мера принуждения, назначаемая по приговору суда.
- Этимологический. Вспомогательный способ, который не может дать определение полностью. Обращаемся к происхождению слова, его переводу с латинского. Можно выучить распространенные приставки, корни, которые помогут определить смысл. Пример: Демократия — власть народа.
Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»:
- Логический. Вид политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка.
- Описательный. Система взглядов, идей, течений, ориентированных на сохранение морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, государстве.
- Генетический. Идеология, возникшая как реакция на либерализм.
- Этимологический. От лат. conserve — сохраняю, охраняю.
Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков — родовидовой. Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова. Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений.
Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). Что касается учебников по обществознанию, то отметим: УМК корпорации «Российский учебник» содержит курс, которой до публикации годами отрабатывался в школе.
Обществознание. 10 класс. Практикум
Практические задания, направленные на отработку подготовки к ЕГЭ на основании изучения курса «Обществознания» по учебнику Никитина А.Ф.
КупитьЗадания ЕГЭ
В ЕГЭ есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году — оно похоже на № 25, но немного проще. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников.
Задание 1. Вставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием — мы подбираем его под определение. Здесь спрятано много подсказок: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Дети часто не вчитываются в них, а зря. Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Но учитываем, что одна тема — не значит одно основание для классификации. К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой.
Задание 2. Найдите обобщающее родовое понятие. В большинстве случаев выполняется правильно — особенно, если выпускник усвоил уровни понятий. Сложности возникают, когда ребенок неправильно трактует задание и решает дописать слово (это особенно свойственно преуспевающим ученикам). Но обобщающее понятие нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.
Задание 20. Вставьте слова в текст. При выполнении лучше вначале прочитать материал, подобрать термины по смыслу, а затем проверить себя с помощью списка слов. Важно вникнуть в смысл текста. Также нужно учесть, что в тексте не может меняться грамматическая структура слов, а понятия из списка можно видоизменять.
Задание 25. Объясните, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие. В рамках задания нужно составить два предложения по определенным требованиям. Второе предложение, фактически, будет являться определением. Экспертам трудно оценивать задание № 25: в зависимости от того, насколько точно дано определение, количество баллов колеблется от 0 до 2, а эту точность не всегда легко измерить.
Задание 27. Решите задачу (составляется по 4 разным моделям). В модели 1 нужно определить, о каком явлении идет речь: даны признаки понятия, и это понятие нужно вписать. Если ученик колеблется между двумя похожими понятиями, то пусть лучше указывает в ответе оба.
Задание 29. Напишите мини-сочинение на основе одного из высказываний. Здесь необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Также нужно привести определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.
В основе обществознания — обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.
Обществознание. 11 класс. Практикум
Практические задания, направленные на отработку подготовки к ЕГЭ на основании изучения курса «Обществознания» по учебнику Никитина А.Ф.
Купить
ЕГЭ-2018. Обществознание (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену
Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.
Купитьrosuchebnik.ru
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9 класс) на тему: Словарь терминов по обществознанию 8-9 класс
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абсентеизм (от лат. absentis — отсутствующий) – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.
Авторитарный (от лат. auctoritas – власть) – основанный на личной власти, личной диктатуре.
Авторитет (от лат. auctoritas – власть, влияние) – влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
Агенты социализации – люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека (семья, сверстники, трудовой коллектив).
Адаптация – приспособление к физической или социальной среде.
Анимизм (от лат. animus – дух ) – раннее религиозное верование в существование духов и души.
Аморальное – безнравственное.
Ассимиляция – этническое поглощение, почти полное растворение одного народа в другом.
Атрибуты – необходимое существенное свойство.
Асоциальное – направленное против общества.
Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальный доход, уровень образования, власти и престижа.
Безработица – незанятость трудоспособного населения в общественном производстве материальных и духовных ценностей.
Безработный – человек, не имеющий заработка, стоящий на учете в службе занятости и получающий специальное пособие по безработице.
«Белые воротнички» – работники, занятые в автоматизированном про-изводстве, научных и прикладных разработках, в сфере информации.
Благо – все, что способно удовлетворить повседневные способности людей.
Богатство – денежная сумма, выражающая стоимость движимой и не-
Словарь терминов | 187 |
движимой собственности человека.
Брак – добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в установленном порядке с целью создания семьи.
Бюджет – финансовый план, который суммирует доходы, и расходы за определенный период времени.
Бюрократия – социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, (вертикальными) информационными потоками, формализованными способами принятия решений и тенденцией на особый статус в обществе.
Величина предложения – количество товаров и услуг, выставленных на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время.
Владение – фактическое обладание имуществом.
Власть – это влияние на основе закона или традиции, подчинение людей, возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания.
Гендер – определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.
Генотип – генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов, устойчивых черт, благодаря передаче из поколения в поколение сохраняется биологическая сущность народа или этноса.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему.
Государственный бюджет – роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год).
Государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, всего народа), располагающая специальным аппаратом принуждения, осуществляющая руководство обществом и представляющая его на международной арене.
Гражданское общество – это самоорганизующаяся система естественно складывающихся отношений между индивидами, где каждый выступает не как подданный государства, а как частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
188 Словарь терминов
Девиантное поведение – асоциальный тип поведения, противоречащий социальным нормам.
Дееспособность – это способность индивида самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности.
Деньги – средство обмена, всеобщий эквивалент.
Дефицит – недостаточность средств или ресурсов, в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем.
Добро – в широком смысле слова, как благо, означает, во-первых, ценностное представление, выражающее положительное значение человека в его отношении к некоторому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт.
Договор – соглашение между людьми, организациями, государствами.
Досуг – часть свободного времени, которым человек располагается по собственному усмотрению.
Доход – любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров.
Духовность – это совокупность качеств человеческой личности, обозначающее наличие высоконравственных принципов в человеке: объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
Закрытое общество – общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо вообще запрещены, либо существенно ограничены.
Заработная плата – цена за труд, измеряемая в единицу времени.
Зло – всё плохое, опасное, вредное, жестокое
Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
Избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов органов государственной власти и местного самоуправления.
Изобразительное искусство – раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику.
Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим социальным статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.
Импичмент – особый порядок привлечения к ответственности и судебно-
Словарь терминов | 189 |
го рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц.
Имущественные отношения – правоотношения по поводу материальных благ.
Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.
Индивидуализм – идеология признания приоритета личных интересов над общественными; совокупность идей и принципов, по которым благо человека, его свобода и личностное развитие является высшей целью, а функционирование различных институтов и групп – основой и средством для достижения этой цели.
Индивид – отдельный человек как уникальное сочетание его врожден-ных и приобретенных свойств.
Индустриализация – применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, машинизация произ-водства.
Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.
Институт социальный – элемент общества, созданный для удовлетворе-ния его важнейших потребностей и регулируемый сводом социальных пра-вил.
Интроверт – тип личности, ориентированный «внутрь» или «на себя».
Информационное общество – постиндустриальное общество, в которой основной производительной силой выступают знания и информация.
Инфраструктура социальная – совокупность зданий, сооружений, си-стем и служб, необходимой для функционирования социальной сферы. (школы, стадионы, театры, больницы).
Иск – заявление в суд, по поводу защиты нарушенного, оспариваемого или охраняемого государством права.
Искусство – 1) художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира;
- только изобразительное искусство;
- высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Капитал – созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход.
Капитализм – общество, основанное на частной собственности и свобод-
190 Словарь терминов
ных рыночных отношениях.
Каста – социальная группа людей, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Класс – большая социальная группа людей, характеризующая определенным отношением к средствам производства, занимающих определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения доходов.
Конкуренция – открытое соперничество людей, групп или организаций
- достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере.
Конституция – основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок, принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конфликт – это столкновение , спор людей или социальных групп за об-ладание властью, материальными или духовными ценностями.
Конформное поведение – слепое следование человека чужому мнению,
- целью не создавать в общении с другими трудностей, добиваться поставленных задач, даже если это не соответствует личным принципам и убеждениям.
Коррупция – прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.
Косвенный налог – сбор в пользу государства, взимаемый с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определенных действий, например, покупке некоторых видов товаров.
Культ – действия (телодвижения, чтение, пение определенных текстов), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной силы.
Культура – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение людей, передаваемых из поколе-ния к поколению.
Лидер – самый авторитетный член малой группы.
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Манеры – внешние формы поведения людей, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих; отличительные черты поведения.
Словарь терминов | 191 |
Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и его место в нем.
Многопартийность – партийная система, при которой в стране существуют и легально действуют более двух политических партий.
Мораль (от лат. moralis – нравственный) — совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого; исполнение норм морали поддерживается силой общественного мнения; мораль включает непреходящие духовные ценности,
- также исторически преходящие нормы и идеалы; изучается специальной философской дисциплиной – этикой.
Монополия – исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности, господство на рынке товаров и услуг, отсутствие конкуренции.
Мотив – разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие.
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты.
Народность – языковая, территориальная, экономическая и культур-ная общность.
Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности; духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука — это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам, наиболее развитая историко-культурная общность людей.
Неолитическая революция – переход от охоты и собирательства к земледелию.
Неравенство – неравномерное распределение материальных и духовных ценностей, разница в правовом положении людей.
Норма – правило, образец.
192 Словарь терминов
Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством и возведенное в закон, обеспечивается государством при помощи органов государственного принуждения.
Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и детей.
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в ин-тересах человека, общества, государства, сопровождающийся усвоением достижения обучающимся установленных государством образовательных стандартов.
Обмен – движение товара от одного владельца к другому.
Общество – это обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Община – это общность людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, круговой порукой, со-вместной охраной территории.
Общественно-экономическая формация – стадия общественного разви-тия, характеризующаяся определённым уровнем развития производитель-ных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения людей.
Обязанность – предписание действовать определенным образом.
Ответственность – неблагоприятные последствия за нарушение социальных норм.
Открытое общество – общества, где перемещения из одной страты в другую осуществляются свободно и не ограничены.
Отрасль экономики – совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям
Парламент – высший представительный законодательный орган вла-сти, формируемый выборным путем.
Патриархальная семья – семья, состоящая из нескольких поколений с абсолютной властью мужчины как главы семейства.
Подоходный налог – основной вид прямых налогов, взимаемых с до-ходов физических лиц (заработная плата, доплаты и премии, дивиденды, проценты и т.д.) и юридических лиц (налог на прибыль).
Политика – это деятельность государственных органов, политических
Словарь терминов | 193 |
партий, общественных движений в сфере отношений между большими со-циальными группами, прежде всего, классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
Политическая партия – политическая организация, выражающая инте-ресы социальных групп, стремящаяся к власти.
Политический процесс – это цепь политических событий и состояний, которые меняются с течением времени.
Политический режим – система методов осуществления государствен-ной власти и ее взаимоотношений с личностью, различными социальными общностями и политическими организациями.
Потребность – необходимость живого существа в чем-либо.
Потребление – использование продукта в процессе удовлетворения по-требностей. В экономике приравнивается к приобретению благ или услуг.
Постиндустриальное общество – общество, где основной производитель-ной силой выступает наука и новые интеллектуальные технологии. Боль-шинство работников заняты в сфере обслуживания (торговля, транспорт, финансы, здравоохранение, досуг, наука, образование).
Право – совокупность общеобязательных правил поведения установлен-ных или санкционированных государством.
Правовая культура личности – знание и понимание права, поведение в соответствии с нормами права.
Правовое государство – демократическое государство, в котором соблю-дается принцип верховенства права, права и свободы человека и граждани-на являются высшей ценностью.
Правовой статус – совокупность прав и обязанностей человека.
Правоспособность – способность иметь права и обязанности.
Престиж – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых личностью в обществе.
Прогресс – развитие общества от низших форм к высшим.
Производительный труд – труд, создающий осязаемые продукты или предметы, являющиеся товарами.
Рациональное – основанное на разуме, логических доказательствах, це-лесообразное.
Распределение – одна из фаз процесса общественного воспроизводства, связующее звено между производством и обменом.
Рационализм – совокупность философских направлений, делающих
194 Словарь терминов
центральным пунктом познания разум, мышление и рассудок. Его сторонники считали силу человеческого познания неограниченной.
Революция – радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы, или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Регресс – возврат более высоких форм развития к низшим, деградация.
Религия – мировоззрение и мироощущение, а также связанное с ними поведение, определяемое верой в существование Бога.
Республика – форма правления, при которой глава государства избирается, а законодательная власть принадлежит выборному представительному органу –парламенту.
Ресурсы – совокупность материальных и нематериальных факторов и средств, обеспечивающих функционирование общественного производства.
Референдум – всенародное голосование по поводу принятия важнейших государственных решений.
Рынок – совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.
Санкция – мера воздействия.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному.
Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и освое-ния социальных ролей, продолжающийся всю жизнь.
Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по соци-ально значимым критериям (доход, уровень образования, профессия, воз-раст, пол)
Социальная дифференциация – процесс разделения общества на соци-альные группы по различным критериям, подразумевающий неравные возможности доступа к власти, материальным и др. благам.
Спрос – подкрепленное денежной возможностью желание приобрести данный товар.
Словарь терминов | 195 |
Социальный статус – позиция индивида в группе или обществе.
Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.
Социальная структура – это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.
Субъект – источник активности, творец.
Суверенитет – независимость государства в осуществлении своей внутренней и внешней политики.
Товар – продукт труда, произведенный для обмена.
Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Тоталитаризм – политический режим, характеризующийся тотальным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, поглощением гражданского общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод граждан.
Тотемизм – раннее религиозное верование, связанное с представлением о родстве между группой людей и животными.
Фетишизм – религиозное поклонение неодушевленным предметам, вера в их магическую силу.
Формы правления – способ организации власти: монархия и республика.
Цивилизация – 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству»,
- высший этап развития человечества,
- культурно-географическое образование (например, восточная, западная, российская цивилизация),
- глобальная цивилизация, охватывающая всю планету.
Эволюция – (от лат. «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества, накопления в нем количественных изменений и преобразование их в качественные, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время».
Экономика – рационально организованная деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства, потребления, распределения обмена товаров и услуг.
Экстраверт – это тип личности (или поведения), который ориентирован
в своих проявлениях вовне, на окружающих.
Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения.
Этнос – собирательное название для больших по численности кровно-
родственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.
nsportal.ru
§ 6.4. Классовая система современных обществ Социальные классы
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни. Говоря о структуризации социального неравенства, социологи имеют в виду не только то, что индивиды и социальные группы различаются по привилегиям, которые они имеют, престижу, который они получают, и власти, которой они обладают. Структуризация означает, что неравенство институциализируется. Неравенство образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивыми моделями; оно обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды и группы, имеющие преимущества, как правило, находят соответствующие способы.
Социологи позаимствовали термин “стратификация” из геологии. Но подразделять людей на слои намного труднее, чем классифицировать горные породы. Геологи обычно довольно легко определяют, где заканчивается один пласт пород и начинается другой. Социальные же слои часто переходят один в другой, и границы между ними нечетки и расплывчаты. В связи с этим очень важен вопрос, как определять классы.
Класс –это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин “класс” был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как “ранг” и “порядок”, использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе. Его распространение отражало изменения в структуре западноевропейских обществ после индустриальных и политических революций конца XVIII в. Феодальные ранговые различия начали утрачивать свое значение, а новые, еще только развивающиеся социальные группы – торговые и промышленные капиталисты и городской рабочий класс на новых фабриках и заводах – определялись преимущественно в экономических терминах, на основании владения капиталом, с одной стороны, или зависимости от заработной платы – с другой. Термин “класс” применялся к социальным группам в широком диапазоне различных обществ, включая древние города-государства, ранние империи и сословные или феодальные общества, но более всего он подходит для определения социального разделения в современных обществах, особенно в индустриальных. Следует отличать социальные классы, основывающиеся прежде всего на экономическом интересе, от статусных групп, характеризуемых престижностью профессии, культурным положением или происхождением.
Истоки теории социального класса можно найти в трудах таких политических философов, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо, которые обсуждали вопросы социального неравенства и расслоения, а также французских и английских мыслителей конца XVIII – начала XIX в., выдвинувших идею о том, что неполитические общественные элементы – экономическая система и семья – в значительной мере определяют форму политической жизни в обществе. Эту идею развивал французский социальный мыслитель Анри Сен-Симон, утверждавший, что государственная форма правления соответствует характеру системы экономического производства. В трудах последователей Сен-Симона впервые возникла теория пролетариата, или городского рабочего класса, как главной политической силы современного общества, ставшая краеугольным камнем марксистской теории.
В дальнейшем теории классов в основном сводились к пересмотру, отрицанию или разработке альтернатив марксистской теории. По мнению Макса Вебера, значимость общественных классов в политическом развитии современных обществ не так велика, как утверждают марксисты; свою роль в этом процессе играют религиозные, национальные и прочие факторы. Однако отношение к классовому конфликту, т.е. конфликту и борьбе между классами за право контроля над средствами производства, до сих пор разделяет ученых-теоретиков, занимающихся анализом классовой структуры. Многие противники теории Маркса сосредоточили внимание на функциональной взаимозависимости различных классов и их гармоничном сотрудничестве.
Действительно, реалии конца XX в. показывают, что в капиталистических обществах классы утрачивают свой ярко выраженный характер, а антагонистические противоречия между классами ослабли до такой степени, что в большинстве экономически развитых стран они не могут привести к серьезным политическим конфликтам. Более того, пророчество Маркса относительно успешных революционных выступлений пролетариата против буржуазии и замены капиталистической системы бесклассовым обществом оказалось в целом несостоятельным, о чем свидетельствуют события в большинстве социалистических государств XX в. и их полное крушение по внутренним причинам в 1989-1991 гг.
Социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и обычно выделяют три класса: высший, низший и средний.
Высший классе современных индустриальных обществах состоит преимущественно из представителей влиятельных и богатых династий. К примеру, в Соединенных Штатах более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% верхушки собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса прочность положения, которое не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и пр. Они имеют возможность влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние.
Рабочий класс в индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию – заработной платы. С этими условиями связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений. Во второй половине XX в. в промышленно развитых странах произошел общий сдвиг в экономике от производственного сектора к сектору услуг, что привело к сокращению численности рабочих. В Соединенных Штатах, Великобритании, в других странах упадок в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности привел к появлению постоянного “ядра” безработных, оказавшихся в стороне от главного экономического потока. Эта новая прослойка постоянных безработных или неполностью занятых рабочих была определена некоторыми социологами как низший класс (underclass).
Средний класс включает в себя наемных работников – чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм.
На самом высоком своем уровне – состоятельные профессионалы или управляющие крупными компаниями – средний класс сливается с высшим, а на самом низком уровне – занятые рутинными и низкооплачиваемыми видами работ в сфере торговли, распределения и транспорта – средний класс сливается с низшим.
Несомненно, что повышение жизненного уровня в западных индустриальных обществах и изменения в социальной политике, выразившиеся в создании более совершенной системы социального обеспечения, привели к значительным изменениям классовой системы. Более высокие жизненные стандарты, большая социальная мобильность и перераспределение доходов (налоги) обусловили появление тенденции к стиранию различий между классами.
Эти изменения в целом привели к уменьшению популярности классовых идеологий и ослаблению классовых конфликтов. Представители среднего класса стали гарантом экономической, политической и социальной стабильности в обществе, основой поддержки существующей власти. (О среднем классе см. также с. 230.)
studfiles.net