Общество это система социальная – Институт социальных наук

Общество как социальная система

Социологией называется наука, которая занимается изучением общества и всех аспектов данного вопроса. Социологи, еще с начала образования и становления науки, пытались понять и пояснить такое понятие как общество не только, как целостное явление, но и изучая его отдельные структурные элементы. В каждом обществе существует своя социальная структура общества. Этот метод является универсальным для практически всех возможных дисциплин, которое изучает человечество. Он является приемлемым и для изучения этого явления. Подход с системностью дает положительные результаты. Ранее общество рассматривали как целое явление, которое может самореализоваться и поддерживать равновесие в таком состоянии. Это были только попытки начать систематизировать знания об обществе и переходить к аналитическому подходу. В целом, понимание этого аспекта начало проявляться в достаточной мере после того, как Л. Берталанфи ввел общую теорию систем.

Общество  — это особая социальная система

Социальной системой называют нечто целое, которое приведено в относительный порядок из отдельных элементов. В данном случае это могут быть группы, индивиды, институты и организации. Эти части создают совокупность, в которой они между собой объединены и взаимосвязаны. Их связи достаточно устойчивы. Однако, система будет иметь не только те качества, которые наблюдаются у отдельных единиц системы. В ней будут наблюдаться такие свойства и качества, которые ранее не имелись. В данном случае говорят о синергетическом существовании единиц общества. Согласно теории, такие отношения между единицами внутри системы ничем не поддерживается, так что они направляются и функционируют самостоятельно. Однако, сейчас, существует социальный контроль – это механизм, с помощью которого общество является управляемым. То, какие отношения имеет система с окружающим миром, говорит о ее надежности и прочности. Правильная система будет склонна к балансу, так что она вполне гармонична по своей сути. Например, если вообразить общество как оркестр, то в нормальном состоянии он будет воспроизводить прекрасные мелодии, а вот разлад между музыкантами – это скорее исключение, которое нужно как можно быстрее урегулировать, чтобы не возникали социальные проблемы общества. Любые новые образования система способна поглотить.

Социальная общность — это системное явление, которая имеет множество ступеней. На первом уровне располагаются те роли, которые задают саму структуру будущих взаимодействий. Далее эти социальные роли объединены в группы и институты. Далее каждая такая единица представляется как организация, которая способна к самовоспроизведению и обладает устойчивыми связями. Каждая группа выполняет определенные функции, что и поддерживает порядок в системе. Благодаря культуре, каждый человек имеет образец правильного действия в разных ситуациях (причем они практически все продуманы до мельчайших подробностей), которого и нужно придерживаться. Общественную систему всегда нужно изучать с четырех ракурсов: как иерархию с определенными статусами, как связи между институтами, группами, как взаимодействие отдельных единиц и в качестве совокупности из норм, определяющих поведение единиц.

Общество не является статичным элементом. Это динамическое системное явление. Общество постоянно развивается, движется. У него меняются отдельные элементы, потом вся структура. Кроме того, изменениям подвержены и отдельные признаки, качество и общее состояние этой уникальной системы. Такие изменения могут быть спровоцированы как влиянием внешней, так и внутренней среды. Если изучать состояние системы, то это возможно только в определенный момент времени, т.к. в дальнейшем снова произойдут изменения.

Как известно, все динамические системы приобретают линейный или нелинейный вид. К примеру, когда маятник колеблется, то это линейная структура, так что в ней достаточно просто будет определить все показатели и просчитать прогноз по развитию. Для этого применяются стационарные положения маятника в разные моменты времени. Но с обществом не все так просто. Общество, как социальная система, является нелинейной. Это объясняет то, что в каждый момент времени все изменения будут определяться различными законами, так что точный прогноз практически невозможно сделать. Это связано с тем, что не существует общей схемы для развития событий. Однако, с уверенностью можно сказать, что общество никогда не будет возвращаться к состоянию, которое уже было.

Кроме того, общество имеет открытый тип. Это говорит о том, что оно способно реагировать на все влияния, которые производятся снаружи. В качестве реакции возникают колебания – это отклонения от состояния, причем они могут быть спрогнозированы. Однако, не только флуктуации возникают из-за этого, но и бифуркации, т.е. траектория развития может разветвляться. Это состояние тоже не предсказуемо. В данный момент уже имевшиеся связи теряются, так что наступает хаос. Именно в таком состоянии появляются инновации и изменения революционного характера. Т.к. общество нелинейно, то эта структура способна создавать аттракторы. Это специальные структуры, которые в дальнейшем становятся миссией, к которой стремится все индивиды и общество в целом, для чего и происходит дальнейшее развитие.

Какие существуют в обществе социальные институты

Социальные институты общества образуют само общество, и является его неотъемлемой структурной составляющей. Они обеспечивают политические, экономические, духовные и правовые отношения. Все это социальная сфера жизни общества и ее проявления.

Социальный институт – это организация, которая имеет устойчивую форму, сложилась исторически и включает взаимодействие различных людей. Если рассматривать в более узком плане, то это система норм и связей социального характера, которые необходимы для удовлетворения потребностей единиц в системе. Социальными институтами являются правила, установки, ценности, стандарты, а также различные организации и их органы.

Они являются устойчивыми, стабильными элементами. Они необходимы, чтобы упорядочить всю систему. Это и есть главная цель подобных структурных единиц.  Например, в обществе – это семья, государство и прочее. В связи с этим главными функциями институтов является удовлетворить потребности общества и урегулировать все процессы в нем. Вся социальная сфера общества регулируется именно институтами.

Социальный институт, как правило, имеет определенную структуру, общую для всех единиц. В состав социальных институтов входят группы и организации, которые обеспечивают удовлетворение потребностей единиц общества. Кроме того, сюда входят различные ценности, стандарты, нормы, которые тоже не только отвечают за регулирование поведения, но и за потребности общественных единиц. Также здесь имеется специальная система символов, которая регулирует экономическую составляющую функционирования общественной системы. В данном случае это могут быть валюты, бренды, различные флаги и прочие знаки. Ни один из институтов не обходится между идеологической составляющей. Кроме того, всегда имеются ресурсы, которые задействуются для функционирования этого института.

Каждый институт имеет определенные признаки. Например, имеется определенный шаблон поведений для разных ситуаций. Обязательно институт имеется человеческий и материальный ресурс. Он применяется не только для функционирования института, но и для решения различных задач и проблем. Все объединяет общая цель, в связи с которой формируется идеология. Еще один признак — это наличие ценностей, образцов и символов, а также здесь имеются определенные группы и учреждения.

Выделяют 4 главных вида институтов в социуме. К экономическим относятся управление, банки, торговля, биржевые структуры, разделение труда и прочее. Из культурных институтов имеются религия, музеи, библиотеки, школы, театры, профессиональные образовательные учреждения и прочее. Что касается политических групп, то выделяют государство, города, партии, полицию, парламент, демократию, армию, суд и прочее. Имеются институты, отвечающие за страты и родство. Например, имеются классы, дискриминационные процессы по различным признакам, семья, дворянство и т.д. Чаще всего основными из всех перечисленных групп, которые существуют в обществе, являются государство, СМИ, образование, право, семья, религия, наука.

Слои общества

Социальные слои общества – это классы в обществе. Это крупная единица для анализа общества, которую условно делят на более мелкие единицы – страты. Она в свою очередь объединяет людей по определенным признакам. Признаки могут быть политическими, демографическими, культурными, производственными т.д. Место индивидов и их страту определяют труд, полномочия, связи с властью, экономические составляющие жизни, влияние, авторитет, престиж. Кроме того, на это могут повлиять этнические особенности, возраст, пол, мировоззрение, религия, место жительства, семья и прочие параметры, которые учитываются.

Социальное общество – является системой, которой объединяет в себе множество таких единиц и прочих структур. Также она многоуровневая и динамичная, т.е. всегда изменяется. Для изучения общества как системы обязательно учитываются институты и слои в социуме. Общество считается многогранным явлением.

Общество как социальная система was last modified: Декабрь 21st, 2015 by Елена Погодаева

dizzwizz.ru

Тема 3. Общество как социальная система

На протяжении всей истории развития социологии одной из важнейших ее проблем был вопрос о том, что такое общество, как возможно его существование и развитие. Признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи прошлого и настоящего расходятся в определении того, что является первоосновой этого объединения. Так, Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер понимал общество как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. У К. Маркса общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. С точки зрения Т. Парсонса и Р. Мертона, первоосновой общества являются фундаментальные нормы и ценности, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности.

При всем своем различии многочисленные социологические теории объединяет понимание общества как сложной, многогранной, неоднородной и, в то же время, целостной социальной системы, которая функционирует и развивается по своим собственным законам, имеет внутреннюю упорядоченность и устойчивость.

Как социальная система общество состоит из различных элементов, связанных между собой определенным образом. Основным элементом общества являются люди, а также их социальные связи и действия, в результате которых отдельные разнородные индивиды объединяются в социальные группы и общности. Т.е. общество – это совокупность не только людей, но и социальных общностей (социальных групп) этих людей, также выступающих в качестве субъектов социальной жизни. Социальная группа представляет собой своеобразного посредника между человеком и обществом в целом. Социальные группы вступают между собой в социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальное взаимодействие – это система взаимно обусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Одной из форм проявления социальных взаимодействий являются социальные отношения, отличающиеся длительностью, устойчивостью, системностью и самовозобновляемостью социальных взаимодействий.

В качестве элементов общества выступают также социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение), являющиеся исторически сложившимися, устойчивыми формами организации совместной деятельности людей. К ним относятся, например, институт семьи, институт образования, институт здравоохранения, институт государства и другие социальные организации и учреждения, образованные людьми в процессе их жизнедеятельности.

Важным элементом общества выступают социальные нормы и ценности. Социальные ценности представляют собой разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, стоящих перед обществом, а также по поводу средств и путей их достижения. Производными от социальных ценностей являются социальные нормы, понимаемые как стандарты поведения людей, исходящие из принятой обществом системы ценностей. Социальные нормы могут быть правовыми и моральными. Правовые нормы проявляются в форме закона или иного государственного или административного нормативного акта. Их соблюдение обеспечивается соответствующими органами

Каждый элемент общества находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими элементами, занимает специальное место и играет определенную роль. То есть общество как система имеет упорядоченную структуру. Благодаря этому оно отличается от хаотичного, произвольного скопления людей устойчивостью и стабильностью.

Таким образом, под обществом как социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Важнейшими характеристиками общества являются устойчивость и целостность, самовоспроизводство и самодостаточность, саморегулируемость и саморазвитие.

Многообразие существовавших и ныне существующих обществ не позволяет создать их единую классификацию. Все существовавшие и существующие сейчас общества социологи разделяют на определенные типы. При этом основой классификации является сходный признак или критерий, принимаемый за сравнение.

Достаточно распространенной в социологии является классификация обществ на простые и сложные. В ее основе лежит такой критерий, как степень социальной дифференциации и число уровней управления. Для простого общества характерно отсутствие богатых и бедных, руководителей и подчиненных. Оно возникло около 40 тыс. лет назад. Возраст сложного общества значительно меньше — 6-10 тыс. лет. Оно характеризуется наличием государства, социальной и экономической дифференциацией, сложной системой руководства и подчинения.

Американские социологи Г.Ленски и Дж.Ленски предложили классификацию по основному способу добывания средств к существованию, выделив: а) общество охотников и собирателей – самый древний и самый продолжительный тип общества; б) общество скотоводов и огородников, характеризуемое переходом от присваивающего хозяйства к производящему; в) промышленное общество, характеризуемое заменой ручного труда машинным.

Марксистская социология в основу классификации обществ положила способ производства, характеризующийся особой формой собственности. Это позволило все общества разделить на пять общественно-экономических формаций, последовательно сменявших друг друга: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. Общественно-экономическая формация, таким образом, представляет собой общество, характеризуемое определенным способом производства, создающим его экономический базис, и соответствующую базису социально-политическую и духовную надстройку (государство, культура, семья, быт и т.д.). При этом общества, различные по уровню и образу жизни, политическому строю и культуре объединялись в одну формацию только при условии общности способа производства.

В современной социологии популярной является предложенная в 60-70-х годах XX столетия Д.Беллом классификация обществ по уровню и характеру технологий. Принимая во внимание указанный критерий, Д.Белл выделяет три типа обществ: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. При этом переход от одной стадии развития общества к другой в этой модели сопровождается не только изменением технологии, но и изменением способа производства, господствующей формы собственности, социальных институтов, культуры, образа жизни, социальной структуры, ценностей и целей общества.

Доиндустриальное (или традиционное) общество — это закрытое, несвободное общество с сильной церковью и армией как главными институтами, с жесткой регламентацией социальных норм, социальных институтов, социальной структуры. Всякое проявление свободы личности подавляется и властными структурами, и социальными институтами. Его основой является аграрное производство, а главной целью — власть.

Индустриальное общество начинает формироваться в ХVIII веке вследствие промышленной революции. Его отличает гибкость социальной структуры, прозрачность границ социальных слоев, социальная мобильность, открытость к инновациям. Определяющим фактором развития общества выступает промышленность с корпорацией и фирмой как главными социальными институтами. Целью этого общества становятся деньги.

Следствием научно-технической революции, начавшейся в середине ХХ века, становится переход наиболее развитых стран на уровень постиндустриального общества, главным фактором развития которого являются наука, информатизация. Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровождается переходом от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей. В результате этого в обществе происходят существенные изменения в социальной структуре. Классовое деление уступает место профессиональному, собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования. Целью и главной ценностью общества становятся знания.

Перечисленные теории не исчерпывают многообразия оснований для классификации общества. Например, по типу господствующей в обществе религии выделяется христианский и мусульманский мир. В свою очередь, внутри христианского мира можно выделить православный, католический и протестантский мир. Если за главный признак сравнения берется письменность как средство сохранения и передачи знания, то можно выделить дописьменные и письменные общества и т.д.

Существующие классификации неравнозначны. При этом нельзя ни одну из них ни отвергать, ни считать единственно правильной. В зависимости от того, какая сторона общества изучается, с такой целью и принимается необходимая классификация. Так, например, если изучается степень открытости общества, то за основу берутся различные политические критерии: форма правления, политический режим; если исследуются этнические отношения, то общества классифицируются на мононациональные и полинациональные.

Общество не мертвый, застывший, а живой, подвижный социальный организм, неизменно подвергающийся более или менее существенным переменам. Поэтому одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизм и направленность. Социальное изменение — это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием «развитие».

Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный.

Доминирующее положение в социологии занимает концепция социального эволюционизма, рассматривающая процесс развития общества как часть общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли. Сущность социальной эволюции — постепенное, последовательное развитие общества от простого к сложному, дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машиной технологией и т.д. Таким образом, переход от одной стадии исторического развития человеческого общества на другую происходит в результате длительного процесса накопления, количественных изменений.

Наряду с концепцией социального эволюционизма достаточно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. В соответствии с марксистской концепцией переход от одной общественно-экономической формации, понимаемой как ступень развития общества, к другой осуществляется в результате социальной резолюции. Социальная революция — это коренной переворот во всей системе общественной жизни, скачок, результатом которого является переход общества из одного качественного состояния в другое. Рассматривая развитие общества как естественно-исторический, закономерный процесс, К. Маркс большое значение придавал революциям, называя их «локомотивами истории». Именно социальные революции, по мнению К. Маркса, устраняют преграды с пути общественного развития, служат стимулом ускорения общественного прогресса.

Следует отметить, что и сторонники эволюционной теории, и сторонники революционной теории основываются на идее общественного прогресса, т.е. утверждают возможность развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс же, который может иметь место в развитии отдельных стран и регионов, не носит, по их мнению, глобального характера.

Признавая сам факт общественного прогресса, исследователи общества расходятся в его критерии. Так, у О. Конта критерием общественного прогресса выступает развитие знания, у Г. Спенсера — усложнение социальной организации общества, переход от однородности к неоднородности, дифференциация и интеграция. В марксизме критерием развития общества выступает рост производительных сил, требующий изменений производственных отношений. В современной социологии (Д. Белл, Л. Арон, У. Ростоу) в качестве критерия прогресса общества принимается уровень и характер производства и потребления.

Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из них является концепция культурно-исторических типов развития общества. Она сформировалась в противовес линейной, европоцентристской модели развития общества, в соответствии с которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой цивилизации и представляет собой однонаправленный, однолинейный процесс перехода от низших ступеней к высшим. С точки зрения ее авторов (Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин), нельзя говорить о цивилизации вообще, поскольку, например, невозможно объяснить развитие Востока, России и других регионов с точки зрения европоцентристской концепции развития общества.

В теории культурно-исторических типов исторический процесс рассматривается как многолинейное развитие своеобразных социокультурных типов обществ, акцент делается на их своеобразии, выдвигается идея замкнутости и локальности некоторых культур и цивилизаций.

В современной социологии достаточно большое распространение получили идеи глобализма. С позиций глобализма современное человечество рассматривается не как простая сумма более или менее обособленных стран и народов, а как единое целое, как принципиально новая социальная суперсистема, все структурные элементы которой находятся в тесной, неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация обусловлена возрастающей интеграцией экономических, политических, культурных отношений и процессов и имеет своим следствием не только появление так называемых глобальных проблем современности, но и то, что достигается такой уровень единства человечества, при котором существование и успешное развитие каждой страны, каждого народа оказывается в прямой зависимости от состояния и изменения мира в целом.

Ключевые понятия темы: общество, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальные ценности, социальные нормы, простое общество, сложное общество, общественно-экономическая формация, доиндустриальное общество, индустриальное общество постиндустриальное общество, социальная эволюция, социальная революция, теория культурно-исторических типов, глобализм.

studfiles.net

11. Общество как социальная система.

В обыденном сознании понятие «общество» характеризует группу людей, имеющих между собой что-то общее. В научном понимании общество — это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с .другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Общество как система

Как наиболее общая система социальной жизни, общество обеспечивает коммуникацию между людьми в экономике, политике, культуре, в быту.

Понятие система означает целое, состоящее из частей соединение

Когда социолог рассматривает общество, он имеет в виду не отдельных индивидов, а совокупность связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Эти связи должны быть устойчивы и постоянны, обеспечивая сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях. Главным стимулирующим фактором общества становится социальная структура, которую оно создает: социальные подсистемы, социальные институты, социальные общности, социальные роли и т.д. Все они функционально зависимы, что придает совокупности элементов социальной системы свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.

Общество как динамическая система (система, целое, составленная из частей совокупность)

  • Экономическая подсистема (отношения в процессе материального производства)

  • Социальная подсистема (взаимодействие классов, социальных групп, слоев)

  • Правовая подсистема

  • Демографическая подсистема

  • Политическая подсистема (деятельность государственных организаций, политических институтов, партий)

  • Духовная подсистема (развитие и взаимодействие общественного сознания, науки, искусства, образования)

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ КАЧЕСТВА ОБЩЕСТВА:

  • целостность

  • динамичность

  • историчность (общество — информационная система, которая имеет собственную историю «банк информации» — историю поколений).

  • открытость

Амер. социолог Т. Парсонс формулирует четыре основные функции, без которых общество не может существовать:

  • Адаптационная функция обеспечивает способность общества к адаптации, т.е. приспособлению к изменяющимся условиям как в нем самом, так и во внешней среде. Это приспособление должно быть не пассивным, а мобилизующим ресурсы, воздействующим на окружающую среду

  • Целеполагающая функция определяет способность общества ставить цели и задачи, устанавливать их иерархию и обеспечивать процесс их достижения.

  • Стабилизационная функция заключается в способности общества сохранять свою устойчивость за счет норм и ценностей, усваиваемых индивидом и снимающих напряжение в системе.

  • Интеграционная функция позволяет обществу включать в свою систему новые поколения, новообразования, неизбежно возникающие в ходе его развития.

45. Способы социального контроля за девиациями в обществе.

Для того чтобы в мире все шло своим чередом, люди должны следовать правилам. Социальный порядок требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального контроля – методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества

В социальной жизни действуют три основных типа процессов социального контроля:

  1. процессы, побуждающие индивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества;

  2. процессы, организующие социальный опыт индивидов;

  3. процессы, применяющие различные формальные и неформальные социальные санкции.

По мере взросления поведение человека начинает все более и более управляться внутренними регуляторами; последние выполняют много функций из числа тех, которые раньше (в детстве) выполнялись внешними механизмами контроля. Так происходит процесс интернализации: индивиды инкорпорируют в свою личность стандарты поведения, доминирующие в обществе. Социальные институты также формируют индивидуальный опыт.

Человек следует нормам своего общества, так как знает, что в противном случае его ожидает наказание. К людям, нарушающим правила, окружающие относятся недоброжелательно, враждебно, о них злословят, их подвергают остракизму. Последствиями отступления от норм могут стать тюремное заключение и даже смерть. Конформист же получает одобрение, популярность, престиж и прочие социально определяемые вознаграждения. Люди весьма быстро осознают невыгодность нонконформизма и преимущества конформизма.

studfiles.net

Общество как социальная система

Особенности общества как системы

Сложность определения такого явления, как общество, приводит к необходимости рассмотрения его как социальной системы и применения системного подхода к его изучению.

Основные подсистемы общества

В социологии принято выделять четыре основные подсистемы функционирования и развития общества как единой и целостной системы:

  1. Экономическая подсистема, которая включает в себя процессы производства, распределения, перемещения, обмена на рынке, экономического стимулирования. Целью данной подсистемы является успешная адаптация людей к окружающей их среде, путем обеспечения их средствами к существованию.
  2. Политическая подсистема, включающая в себя политическое устройство, определенный режим правления, систему власти, наличие и соблюдение политических прав и свобод граждан, партийную систему. Целью данной подсистемы является объединение людей, направленное на достижение общественно значимых целей, обеспечивающее координацию и централизацию их действий.
  3. Социальная подсистема, элементами которой являются социальная и национальная структура общества, его территориальные и профессиональные особенности, социально-демографические характеристики. Цель существования данной подсистемы заключается в поддержании устойчивых связей между различными элементами общества и существующими в нем социальными группами.
  4. Социокультурная подсистема, компонентами которой являются образование, искусство, культура мораль, религия, наука. Цель ее состоит в поддержании стабильного состояния системы, путем обеспечения передачи от поколения к поколению принятых в обществе форм и способов деятельности, норм, правил и ценностей.

Структурные компоненты общества

Замечание 1

В процессе осуществления активной деятельности члены общества включаются в одну или несколько подсистем одновременно, при этом они тесно взаимодействуют друг с другом и образуют структурные компоненты общества.

Можно выделит следующие основные структурные компоненты:

  • общество характеризуется множеством индивидов, которые являются неповторимыми личностями;
  • социальные статусы, приобретенные и занимаемые людьми в данном обществе;
  • социальные роли, которые выполняют члены общества в соответствии с приобретенными социальными статусами.

Определение 1

Социальная роль – это ожидаемое от индивида поведение, которое ассоциируется с имеющимся у него социальным статусом и является типичным для представителей имеющегося статуса в данном обществе.

В качестве основных социальных ролей можно выделить следующие:

  1. семейно-бытовые;
  2. профессиональные;
  3. общественно-политические роли.

Именно благодаря успешному освоению и применению в жизни социальных ролей членами общества возможно эффективное функционирование общества в целом.

  • социальная структура общества, которая включает в себя различные социальные страты, например, рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие, а также различные территориальные, этнические, национальные и иные общности людей;
  • социальные взаимодействия членов общества, которые обладают определенными социальными статусами и социальными ролями, принадлежат к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям. С помощью активного взаимодействия членов общества происходит постоянный обмен опытом и знаниями между поколениями;
  • различные социальные институты и организации, которые придают обществу целостность и устойчивость существования, такие как: семья, школа, государство, церковь.

spravochnick.ru

Общество как социальная система — SociPolit.ru

Система представляет собой совокупность элементов, между которыми существует взаимосвязь и взаимодействие и которые в этом взаимодействии образуют единое целое. Общество рассматривают как макросистему, которая включает совокупность подсистем.

Понятие социальной системы

Социальная система – это сложно организованное целостное образование, упорядоченное и связанное с совокупностью взаимодетерминированных связей между его элементами. Можно выделить ряд особенностей, присущих социальной системе:

  1. целостность, относительная завершенность объекта и его относительное единство;
  2. наличие внутренних связей;
  3. наличие внешних связей с другими объектами и системами;
  4. имеет свою структуру, внутреннее строение;
  5. социальная система как объект является относительно автономной;
  6. самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система;
  7. выполняет многочисленные функции;
  8. социальная система направлена на достижение определенного результата.

Современное общество – это система, состоящая отдельных уровней социальных общностей. При социологическом анализе в основном изучают субъекты четырех уровней общности.

  1. Фундаментальный уровень формирования, организации общества – это человечество в целом, формирует свои интересы как единая цивилизация.
  2. Социальные институты.
  3. Уровень социальной структуры общества – это социальные общности, слои, социальные группы.
  4. Уровень отдельного индивида, поскольку для социологии именно личность является предметом изучения как субъект и объект социальных отношений.

Социальные и общественные отношения

Социальные отношения – это относительно самостоятельный специфический вид общественных отношений, который выражает деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Понятие «социальные отношения» и «общественные отношения» часто отождествляют. Однако такое отождествление правомерно только тогда, когда социальные отношения понимают в широком смысле, противопоставляя их естественным отношениям. Социальные отношения не являются статичными формами социального взаимодействия, они всегда взаимосвязаны с другими отношениями в системе общественных отношений. Для того чтобы выделить собственно социальные отношения из системы общественных отношений, необходимо прежде всего установить причину, на основе которой они строятся.

Каждый вид общественных отношений реализуется между социальными субъектами по поводу того или иного объекта. Если это отношения по поводу средств производства – это экономические отношения, государственной власти – политические отношения, юридических норм – правовые отношения и так далее. Социальные отношения в узком смысле возникают при реализации собственно социального взаимодействия, между различными социальными слоями, группами и индивидами. Следовательно, социальные отношения – это отношения между группами людей, многообразные связи между социальными субъектами в процессе их жизнедеятельности.

Общественные отношения являются более широким понятием, чем социальные отношения. Общественные отношения – это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. По сфере проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Социальные отношения – отношения, которые существуют рядом с общественными отношениями. К ним можно отнести все формы отношений между небольшими общностями: бытовые, соседские и тому подобные. Это трансформация общественных норм через призму индивидуальных интересов.

Социальный интерес и социальная ценность

Социальный интерес – одна из важнейших движущих сил поведения и деятельности любого социального субъекта, личности, социальной общности, слоя, общества. В современном обществе существует большое многообразие интересов, и их согласование – основная задача государства, политических партий и общественных организаций. Понятие «интерес» тесно связано с понятием «ценность». Ценность в социологии определяют как особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносятся в мир вещей, предметов и духовных явлений.

Социальная ценность – это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп или личности. По субъектам или носителями ценности разделяют на:

  • Индивидуальные ценности. У каждого есть вещи, которые имеют ценностное значение только для отдельной личности и не для кого больше (фотографии, реликвии и так далее).
  • Групповые или коллективные ценности. Коллективные ценности образующиеся в деятельности социальной общности, слоя, группы людей и имеют определенную значимость, сплачивая эту общность.
  • Общечеловеческие ценности – это ценности, которые возникают вследствие деятельности всех людей, имеющих определенную значимость для всех людей (например, любовь, дружба).

Установление определенных типов социальных и общественных отношений происходит на основе таких процессов:

  • Пространственный контакт (при случайных встречах).
  • Психологический контакт (при возникновении определенной заинтересованности между его субъектами.
  • Социальный контакт-взаимодействие на основе обмена ценностями, благами: выявляет потребность в общении и социальном действии. Между субъектами социального контакта лежат определенные ценности. При социальном контакте возникает информационный механизм общения. Общение – это многоплановый процесс взаимодействия социальных субъектов, организации их жизнедеятельности, реализации потребностей, обмена информацией.

socipolit.ru

Общество как социальная система

Белорусский Национальный Технический Университет

Кафедра гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

на тему

«ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА»

Минск, 2008

Содержание

1. Понятие социальной системы. Структура и типология общества.

2. Социальные институты и их роль в жизни общества.

3. Социальная стратификация, её источники и факторы.

1. Понятие социальной системы. Структура и типология общества .

Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Система – это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Таким образом, социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.[1]

Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё.

Таким образом, общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?

Признаки общества как социальной системы таковы:

1) Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

2) Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.

3) Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

4) Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5) У него есть собственное название и своя история.

6) Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).

7) Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8) Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия – страна, государство, общество.

Страна – это часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.[4]

Каковы же основные элементы структуры общества?

Прежде всего общество можно представить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделённость от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) характер.

Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы.

Идея разделения общества на классы принадлежит французским обществоведам ХVIII–ХIХ вв., но наибольшее внимание анализу классового деления общества уделяли К. Маркс и М. Вебер. Они заложили традициюопределения классов в экономических понятиях. М. Вебер, например, делил население на классы в соответствии с неравными жизненными шансами. А классическое марксистское определение классов было дано В.И. Лениным: “Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”. Альтернативную традицию, согласно которой класс не представляет собой исключительно экономическое явление, развивают некоторые американские социологи. В частности, независимыми факторами класса называются социальный статус и престиж.

Понятие социального слоя было введено в науку первоначально как альтернатива марксистской трактовке классов и имело больше идеологический (направлено против теории классовой борьбы), чем научно разработанный характер. Однако в настоящее время рассмотрение общества с точки зрения его деления на слои стало важным предметом исследования социологии.

Сейчас можно говорить о том, что понятие социального слоя значительно дополняет классовую модель социальной структуры. Действительно, социальный класс нельзя рассматривать как однородную социальную общность. Выделив в каждом классе несколько слоёв, можно отразить объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса.

Социальная группа – это наиболее общее и специальное понятие социологии, означающее определённую совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами и традициями.[3]

Социальные группы можно делить в зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делят на малые, средние и большие.

Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учитывать особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как относительно самостоятельные “действующие лица”. Такими субъектами социальной системы являются прежде всего индивиды, общности и социальные институты (о них – второй вопрос).

Субъекты социальной системы вступают между собой в различного рода социальные отношения. Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности и её результат. Таким образом, действие индивида или группы получает статус социального только в том случае, если оно осмыслено и социально ориентировано на других людей.

Наиболее общее деление социальных отношений на виды традиционно включает в себя экономику, политику, идеологию.

При научном анализе социальной системы конкретного общества необходимо учитывать её социально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные, социально-профессиональные и социокультурные характеристики.[1]

Всё мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов обществ, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии [2]:

• по наличию письменности – дописьменные и письменные;

• по числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) – простые и сложные;

• по способу производства, т.е. способу добывания средств существования, – охота и собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; индустриальное; постиндустриальное;

• по способу производства и форме собственности (К. Маркс и его учение об общественно-экономической формации) – первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и

mirznanii.com

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА


ТОП 10:

 

На протяжении всей истории развития социологии одной из важнейших ее проблем был вопрос о том, что такое общество, как возможно его существование и развитие. Признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи прошлого и настоящего расходятся в определении того, что является первоосновой этого объединения. Так, Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер понимал общество как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. У К. Маркса общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. С точки зрения Т. Парсонса и Р. Мертона, первоосновой общества являются фундаментальные нормы и ценности, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности.

При всем своем различии многочисленные социологические теории объединяет понимание общества как сложной, многогранной, неоднородной и, в то же время, целостной социальной системы, которая функционирует и развивается по своим собственным законам, имеет внутреннюю упорядоченность и устойчивость.

Как социальная система общество состоит из различных элементов, связанных между собой определенным образом. Основным элементом общества являются люди, а также их социальные связи и действия, в результате которых отдельные разнородные индивиды объединяются в социальные группы и общности. Т.е. общество – это совокупность не только людей, но и социальных общностей (социальных групп) этих людей, также выступающих в качестве субъектов социальной жизни. Социальная группа представляет собой своеобразного посредника между человеком и обществом в целом. Социальные группы вступают между собой в социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальное взаимодействие – это система взаимно обусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Одной из форм проявления социальных взаимодействий являются социальные отношения, отличающиеся длительностью, устойчивостью, системностью и самовозобновляемостью социальных взаимодействий.

В качестве элементов общества выступают также социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение), являющиеся исторически сложившимися, устойчивыми формами организации совместной деятельности людей. К ним относятся, например, институт семьи, институт образования, институт здравоохранения, институт государства и другие социальные организации и учреждения, образованные людьми в процессе их жизнедеятельности.

Важным элементом общества выступают социальные нормы и ценности. Социальные ценности представляют собой разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, стоящих перед обществом, а также по поводу средств и путей их достижения. Производными от социальных ценностей являются социальные нормы, понимаемые как стандарты поведения людей, исходящие из принятой обществом системы ценностей. Социальные нормы могут быть правовыми и моральными. Правовые нормы проявляются в форме закона или иного государственного или административного нормативного акта. Их соблюдение обеспечивается соответствующими органами

Каждый элемент общества находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими элементами, занимает специальное место и играет определенную роль. То есть общество как система имеет упорядоченную структуру. Благодаря этому оно отличается от хаотичного, произвольного скопления людей устойчивостью и стабильностью.

Таким образом, под обществом как социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Важнейшими характеристиками общества являются устойчивость и целостность, самовоспроизводство и самодостаточность, саморегулируемость и саморазвитие.

Многообразие существовавших и ныне существующих обществ не позволяет создать их единую классификацию. Все существовавшие и существующие сейчас общества социологи разделяют на определенные типы. При этом основой классификации является сходный признак или критерий, принимаемый за сравнение.

Достаточно распространенной в социологии является классификация обществ на простые и сложные. В ее основе лежит такой критерий, как степень социальной дифференциации и число уровней управления. Для простого общества характерно отсутствие богатых и бедных, руководителей и подчиненных. Оно возникло около 40 тыс. лет назад. Возраст сложного общества значительно меньше — 6-10 тыс. лет. Оно характеризуется наличием государства, социальной и экономической дифференциацией, сложной системой руководства и подчинения.

Американские социологи Г.Ленски и Дж.Ленски предложили классификацию по основному способу добывания средств к существованию, выделив: а) общество охотников и собирателей – самый древний и самый продолжительный тип общества; б) общество скотоводов и огородников, характеризуемое переходом от присваивающего хозяйства к производящему; в) промышленное общество, характеризуемое заменой ручного труда машинным.

Марксистская социология в основу классификации обществ положила способ производства, характеризующийся особой формой собственности. Это позволило все общества разделить на пять общественно-экономических формаций, последовательно сменявших друг друга: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. Общественно-экономическая формация, таким образом, представляет собой общество, характеризуемое определенным способом производства, создающим его экономический базис, и соответствующую базису социально-политическую и духовную надстройку (государство, культура, семья, быт и т.д.). При этом общества, различные по уровню и образу жизни, политическому строю и культуре объединялись в одну формацию только при условии общности способа производства.

В современной социологии популярной является предложенная в 60-70-х годах XX столетия Д.Беллом классификация обществ по уровню и характеру технологий. Принимая во внимание указанный критерий, Д.Белл выделяет три типа обществ: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. При этом переход от одной стадии развития общества к другой в этой модели сопровождается не только изменением технологии, но и изменением способа производства, господствующей формы собственности, социальных институтов, культуры, образа жизни, социальной структуры, ценностей и целей общества.

Доиндустриальное (или традиционное) общество — это закрытое, несвободное общество с сильной церковью и армией как главными институтами, с жесткой регламентацией социальных норм, социальных институтов, социальной структуры. Всякое проявление свободы личности подавляется и властными структурами, и социальными институтами. Его основой является аграрное производство, а главной целью — власть.

Индустриальное общество начинает формироваться в ХVIII веке вследствие промышленной революции. Его отличает гибкость социальной структуры, прозрачность границ социальных слоев, социальная мобильность, открытость к инновациям. Определяющим фактором развития общества выступает промышленность с корпорацией и фирмой как главными социальными институтами. Целью этого общества становятся деньги.

Следствием научно-технической революции, начавшейся в середине ХХ века, становится переход наиболее развитых стран на уровень постиндустриального общества, главным фактором развития которого являются наука, информатизация. Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровождается переходом от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей. В результате этого в обществе происходят существенные изменения в социальной структуре. Классовое деление уступает место профессиональному, собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования. Целью и главной ценностью общества становятся знания.

Перечисленные теории не исчерпывают многообразия оснований для классификации общества. Например, по типу господствующей в обществе религии выделяется христианский и мусульманский мир. В свою очередь, внутри христианского мира можно выделить православный, католический и протестантский мир. Если за главный признак сравнения берется письменность как средство сохранения и передачи знания, то можно выделить дописьменные и письменные общества и т.д.

Существующие классификации неравнозначны. При этом нельзя ни одну из них ни отвергать, ни считать единственно правильной. В зависимости от того, какая сторона общества изучается, с такой целью и принимается необходимая классификация. Так, например, если изучается степень открытости общества, то за основу берутся различные политические критерии: форма правления, политический режим; если исследуются этнические отношения, то общества классифицируются на мононациональные и полинациональные.

Общество не мертвый, застывший, а живой, подвижный социальный организм, неизменно подвергающийся более или менее существенным переменам. Поэтому одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизм и направленность. Социальное изменение — это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием «развитие».

Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный.

Доминирующее положение в социологии занимает концепция социального эволюционизма, рассматривающая процесс развития общества как часть общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли. Сущность социальной эволюции — постепенное, последовательное развитие общества от простого к сложному, дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машиной технологией и т.д. Таким образом, переход от одной стадии исторического развития человеческого общества на другую происходит в результате длительного процесса накопления, количественных изменений.

Наряду с концепцией социального эволюционизма достаточно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. В соответствии с марксистской концепцией переход от одной общественно-экономической формации, понимаемой как ступень развития общества, к другой осуществляется в результате социальной резолюции. Социальная революция — это коренной переворот во всей системе общественной жизни, скачок, результатом которого является переход общества из одного качественного состояния в другое. Рассматривая развитие общества как естественно-исторический, закономерный процесс, К. Маркс большое значение придавал революциям, называя их «локомотивами истории». Именно социальные революции, по мнению К. Маркса, устраняют преграды с пути общественного развития, служат стимулом ускорения общественного прогресса.

Следует отметить, что и сторонники эволюционной теории, и сторонники революционной теории основываются на идее общественного прогресса, т.е. утверждают возможность развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс же, который может иметь место в развитии отдельных стран и регионов, не носит, по их мнению, глобального характера.

Признавая сам факт общественного прогресса, исследователи общества расходятся в его критерии. Так, у О. Конта критерием общественного прогресса выступает развитие знания, у Г. Спенсера — усложнение социальной организации общества, переход от однородности к неоднородности, дифференциация и интеграция. В марксизме критерием развития общества выступает рост производительных сил, требующий изменений производственных отношений. В современной социологии (Д. Белл, Л. Арон, У. Ростоу) в качестве критерия прогресса общества принимается уровень и характер производства и потребления.

Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из них является концепция культурно-исторических типов развития общества. Она сформировалась в противовес линейной, европоцентристской модели развития общества, в соответствии с которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой цивилизации и представляет собой однонаправленный, однолинейный процесс перехода от низших ступеней к высшим. С точки зрения ее авторов (Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин), нельзя говорить о цивилизации вообще, поскольку, например, невозможно объяснить развитие Востока, России и других регионов с точки зрения европоцентристской концепции развития общества.

В теории культурно-исторических типов исторический процесс рассматривается как многолинейное развитие своеобразных социокультурных типов обществ, акцент делается на их своеобразии, выдвигается идея замкнутости и локальности некоторых культур и цивилизаций.

В современной социологии достаточно большое распространение получили идеи глобализма. С позиций глобализма современное человечество рассматривается не как простая сумма более или менее обособленных стран и народов, а как единое целое, как принципиально новая социальная суперсистема, все структурные элементы которой находятся в тесной, неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация обусловлена возрастающей интеграцией экономических, политических, культурных отношений и процессов и имеет своим следствием не только появление так называемых глобальных проблем современности, но и то, что достигается такой уровень единства человечества, при котором существование и успешное развитие каждой страны, каждого народа оказывается в прямой зависимости от состояния и изменения мира в целом.

 

Ключевые понятия темы:общество, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальные ценности, социальные нормы, простое общество, сложное общество, общественно-экономическая формация, доиндустриальное общество, индустриальное общество постиндустриальное общество, социальная эволюция, социальная революция, теория культурно-исторических типов, глобализм.

 

 




infopedia.su