Общество это для детей – Ответы@Mail.Ru: что такое общество? кратко

Ответы@Mail.Ru: что такое общество? кратко

единсво непохожих

часть мира, включающая в себя способы и формы взаимодействия и объединения людей

Общебство где обсуждают вопросы делают опросы на опросы отвечают короче я не оч знаю!!!!

толпа с правилами и нормами поведения и лидером

В широком смысле — часть материального мира! В узком — группа людей!

Социальная реальность, совокупность отношений между людьми, которые исторически развиваются, и складывается в процессе их общей деятельности.

Вот всё самое основное, короче нельзя: Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями) 4) объединение людей, в результате которого, т. к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т. е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение, т. е. не сформировавшими до конца общество. У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство) . Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функции. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть временные сообщества, стаи, стада, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Существуют сообщества называемые популяцией. Как правило, формируются на ограниченной территории. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма. Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта. Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному признакам, по территориальному и временному, по способу производства и т. д.

Общество — группа людей у которых есть общие интересы .

Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие. Важное место занимает изучение этногенеза — истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. В последнее время уделяется внимание и межэтническим взаимоотношениям.

Общество- это когда люди собираются с одними интересами, знаниями, целью.

Общество — хуесосы

Общество — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Общество-форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Общество — обособившаяся от природы, сложившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроиз­водство материальных условий существования и удовлетворение потребностей.

touch.otvet.mail.ru

3 РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО. Понять природу человека

3

РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО

Общество налагает на нас определенные обязанности, которые оказывают влияние на нормы и формы нашей жизни, а также на наше умственное развитие. Общество имеет органическую основу. Точкой, где индивидуум и общество смыкаются, можно считать тот факт, что человеческий род состоит из двух полов. В сообществе, созданном мужем и женой, люди удовлетворяют свое стремление к жизни, добиваются уверенности в себе и обеспечивают свое счастье. Если мы вспомним, как продолжительно взросление ребенка, это подтвердит нам, что человеческая жизнь не может развиваться вне общества, дающего ей защиту. Различные обязанности, связанные с жизнью, несут с собой необходимость разделения труда, которое не только не изолирует людей друг от друга, но и усиливает их связи между собой. Каждый должен помогать ближнему; каждый должен ощущать свою связь с товарищами. Так было положено начало межличностным отношениям. Теперь мы должны более подробно рассмотреть те отношения, в которые вступает ребенок после своего рождения.

МЛАДЕНЧЕСТВО

Будучи зависим от помощи общества, каждый ребенок оказывается лицом к лицу с миром, который дает и берет, который требует адаптации к себе, но в то же время удовлетворяет его жизненные потребности. Удовлетворению инстинктов ребенка мешают препятствия, столкновение с которыми болезненно. В начальный период жизни он осознает, что есть другие люди, и они могут удовлетворить свои нужды более полно и лучше приспособлены к жизни. Можно сказать, что его психика рождается в тех ситуациях детства, которые требуют интеграции для того, чтобы обеспечить возможность нормальной жизни. Наша душа достигает этого, оценивая каждую из ситуаций и выходя из нее таким образом, чтобы как можно полнее удовлетворить наши инстинкты с наименьшим вероятным дискомфортом.

Таким образом, ребенок приучается преувеличивать размеры и силу, необходимые для того, чтобы открыть дверь или передвинуть тяжелый предмет, а также признает право других отдавать ему приказания и требовать послушания. У него возникает желание вырасти, стать таким же сильным, как другие, или даже еще сильнее. Доминировать над окружающими становится главной целью его жизни, поскольку старшие, хотя и обращаются с ним как с существом низшего порядка, обязаны о нем заботиться из-за самой его слабости. У него имеются две возможности: либо подражать действиям и методам взрослых, которые он видит, наблюдая за ними, либо демонстрировать свою слабость, что те же самые взрослые воспринимают как требование их помощи, на которое нельзя ответить отказом. Мы постоянно видим у детей эту бифуркацию психологических склонностей.

Формирование типов характера начинается в раннем возрасте. В то время как одни дети развиваются по пути накопления сил и стараются добиться признания благодаря мужеству и уверенности в себе, другие как бы спекулируют на своих слабостях и стараются их всячески демонстрировать. Достаточно понаблюдать за поведением, выражением лица и манерой держаться тех или иных детей, чтобы понять, какой из двух групп они принадлежат. Каждый из типов характера имеет значение только в том случае, если мы поймем его взаимоотношения с окружающей средой, а окружающая ребенка среда обычно отражается в его поведении.

Основой основ развития ребенка является его стремление компенсировать свои слабости; из этого чувства неполноценности возникает тысяча талантов и способностей. Ситуации, в которые жизнь может поставить детей, имеют между собой огромные индивидуальные различия. В некоторых случаях мы видим, что окружающая среда несет в себе угрозу для ребенка, и у него возникает впечатление, будто весь мир является враждебной территорией. Это мрачное впечатление создается из-за несовершенства восприятия и мышления ребенка. Если его воспитание не противодействует этому заблуждению, личность ребенка может развиться таким образом, что он будет всегда поступать так, будто мир — это враждебная территория. Его убеждение во враждебности мира будет расти с каждым затруднением, встреченным им на жизненном пути. Подобное часто случается с детьми, имеющими от рождения какой-нибудь физический недостаток. Такие дети относятся к окружающему миру совсем иначе, нежели те, кто приходит в мир без подобных недостатков. Эта так называемая органическая неполноценность может выражаться в затрудненности движений, пороках тех или иных органов или пониженной сопротивляемости инфекциям, приводящей к частым болезням.

Физические недостатки — не единственная причина трудностей, с которыми сталкивается ребенок при вступлении в мир. Любые неразумные требования, предъявляемые ребенку введенной в заблуждение семьей (или недопустимая форма, в которой предъявляются эти требования), сравнимы по воздействию с материальными препятствиями вокруг него. Ребенок, пытающийся адаптироваться в мире, внезапно наталкивается на препятствия, особенно если он растет в семье, которая сама пала духом и где господствует пессимизм, очень легко передающийся ребенку.

ВЛИЯНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Если вспомнить, сколько препятствий встречается ребенку на каждом шагу, не стоит удивляться, что его реакция на них не всегда адекватна. Его мышление начало развиваться лишь недавно, и ребенок сталкивается с необходимостью подчиняться непреложным законам жизни в тот момент, когда его способности к адаптации еще не сформировались. Жизнь для него — один огромный эксперимент. За каждым примером его неправильной реакции на окружающую обстановку кроется целый ряд попыток отреагировать правильно и преуспеть в жизни. Особый интерес представляет реакция подростка на ту или иную ситуацию. Реакция, в которой находит выражение его модель поведения, дает возможность заглянуть в его психику. В то же время мы должны учитывать, что реакции любого индивидуума, как и общества в целом, нельзя оценивать по раз и навсегда заданному шаблону.

Результатом столкновения ребенка с препятствиями в ходе его психологического развития обычно является торможение или искажение его социального чувства. Эти препятствия можно разделить на две категории. Одни коренятся в пороках материальной среды обитания ребенка — это могут быть ненормальные экономические, социальные, расовые отношения или условия в семье; к другим относятся физические недостатки. Основа нашей культуры — здоровье и адекватность. Поэтому ребенок, имеющий серьезный физический недостаток, оказывается при решении жизненных проблем в невыгодном положении. К этой группе принадлежат дети, поздно начавшие ходить или передвигающиеся с трудом, а также те, кто медленно учатся говорить или долгое время остаются неуклюжими из-за того, что развитие функций их мозга замедлено по сравнению с нормой. Мы все знаем таких детей, которые постоянно на что-то натыкаются, которые неуклюжи и медлительны и живут под гнетом физических и моральных страданий. Разумеется, не исключено, что с течением времени ребенок сам преодолеет свою неполноценность и его психика при этом не пострадает. Подобное может произойти, если на почве трудностей у него не возникло неутихающего чувства безысходности, которое наложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Вдобавок к природным недостаткам, ситуацию могут осложнить и проблемы экономического характера.

Законы человеческого общества — закрытая книга для детей, плохо подготовленных к тому, чтобы занять в нем свое место. На любой представившийся им шанс они смотрят с подозрением и недоверием, они склонны к самоизоляции и уклонению от своих обязанностей. Такие дети обостренно чувствуют враждебное отношение мира к себе и невольно преувеличивают эту враждебность. Их интерес к темным сторонам жизни гораздо сильнее, чем к светлым. В большинстве случаев они неправильно оценивают и те, и другие, а посему проводят жизнь в постоянной настороженности. Они требуют к себе повышенного внимания и, разумеется, ставят себя гораздо выше остальных. В тех обязанностях, которые жизнь неизбежно накладывает на людей, они видят не столько стимул, сколько препятствие. Вскоре между ними и их окружением разверзается пропасть, которую их враждебное отношение к другим людям постоянно расширяет. Кроме того, каждый шаг в жизни они делают с величайшей осторожностью, все более и более отчуждаясь от реальной жизни, и в результате лишь создают для себя добавочные трудности.

Аналогичные проблемы могут возникнуть, когда естественная нежность и ласка родителей по отношению к детям проявляются недостаточно. Подобное поведение всегда чревато серьезными последствиями для развития ребенка. Ребенок становится настолько черствым, что оказывается не способен распознать любовь и дать ей надлежащее применение, поскольку его инстинкт нежности так и не сумел развиться. Нелегко научить ребенка, выросшего в семье, где нет любви или не принято ее выражать внешне, выказывать нежность к кому бы то ни было. Его жизненной позицией станет эскапизм, бегство от любви и привязанности. То же самое может произойти, если неразумные родители, учителя или другие взрослые приучают детей считать, будто любовь и нежность якобы неприличны, смешны или немужественны. Например, многим детям внушают, что нежность — это слабость. Подобный эскапизм особенно выражен у тех детей, которые часто были мишенью для насмешек. Такие дети испытывают неподдельный страх перед внешним проявлением эмоций, так как боятся, что их желание показать свою любовь к другим смешно. Они борются с естественной нежностью, как если бы это было орудие порабощения или деградации личности.

Таким образом, барьеры на пути развития нашей способности любить могут быть поставлены еще в раннем детстве. В результате жестокого воспитания, когда любое проявление нежности сдерживается и подавляется, ребенок уходит от окружающей действительности и понемногу теряет связи, которые имеют огромное значение для его психологического и духовного развития. Иногда среди окружающих его людей лишь один дает ему шанс сблизиться с собой; в таком случае ребенок начинает испытывать к этому другу глубокую привязанность. Вот почему встречаются личности, чей круг общения настолько узок, что ограничивается лишь одним человеком. На примере мальчика, который почувствовал себя отверженным, когда заметил, что его мать выказывает любовь только к его младшему брату, и отправился скитаться по жизни в поисках тепла и нежности, которыми был обделен в раннем детстве, можно видеть, с какими проблемами может столкнуться в жизни такой человек. Не стоит и объяснять, что развитие подобных индивидуумов чрезвычайно затруднено.

Воспитание, которому присуща чрезмерная нежность, так же вредно, как и воспитание без всякой нежности. Избалованного ребенка преследуют не меньшие проблемы, чем нелюбимого. У избалованного ребенка развивается неумеренная и ненасытная жажда любви, а в результате он привязывается к кому-нибудь и не желает отвязаться. Основываясь на неправильно истолкованном личном опыте, ребенок настолько преувеличивает ценность любви, что делает вывод, будто бы его любовь налагает на окружающих взрослых определенные обязанности. Добиться этого нетрудно — ребенок говорит родителям: «Я вас люблю, а значит, вы должны сделать то-то и то-то». В семейном кругу подобные нормы поведения довольно распространены. Стоит ребенку распознать у других такую склонность, и он начинает усиленно демонстрировать свои чувства, чтобы поставить их в большую зависимость от своего расположения.

Нужно постоянно следить, не начал ли ребенок относиться к одному из членов семьи с подобной чрезмерной привязанностью и нежностью. Не подлежит сомнению, что такое воспитание вредно повлияет на будущее ребенка. Теперь он посвятит всю жизнь борьбе за то, чтобы любыми средствами завоевать расположение окружающих. Чтобы добиться этого, он не побрезгует никакими средствами, имеющимися в его распоряжении. Он станет пытаться подчинить себе соперника — брата или сестру — или начнет ябедничать на них. Такой ребенок может даже подговаривать своих братьев на дурные поступки с тем, чтобы одному купаться в любви и нежности своих родителей. Чтобы привлечь к себе внимание взрослых, он подвергает их давлению социальных факторов. Он может облениться или начать плохо себя вести с единственной целью — вынудить родителей посвящать себе больше времени. Он также может стать образцовым ребенком, чтобы получить в награду за это внимание других.

Таким образом, мы можем сделать вывод: если структура психики установилась, средством для достижения цели может служить все, что угодно. Чтобы достигнуть своей цели, ребенок может развиваться в антиобщественном направлении, но для достижения той же цели он может стать благовоспитаннейшим и во всех отношениях превосходным ребенком. В любой группе детей, как правило, имеется один, который добивается внимания к себе дерзким поведением, в то время как другой, более сообразительный, достигает той же цели демонстративным послушанием.

Среди избалованных детей можно выделить группу тех, с пути которых убирались любые препятствия. Потенциал и способности этих детей ослаблены мягкостью воспитания: им ни разу не предоставляли возможность взять на себя ответственность за что-либо и тем самым лишили какой бы то ни было возможности приготовиться к взрослой жизни. Никто не учил их выстраивать отношения даже с теми, кто хочет познакомиться с ними поближе, не говоря уже о тех, кто из-за трудностей и ошибок своего детства избегает контактов с людьми. Такие дети совершенно не подготовлены к жизни, так как им ни разу не выпал шанс попрактиковаться в преодолении трудностей. Стоит им покинуть тепличную атмосферу своего дома, где они — маленькие короли, и их неизбежно ждут тяжкие поражения и горькие разочарования, причина которых одна: они не могут найти никого, кто дал бы им ту чрезмерную заботу, внимание и защиту, которые они приучены принимать как должное.

Все проблемы подобного рода имеют одну общую черту: они в большей или меньшей степени ведут к изоляции ребенка. Так, например, у детей, страдающих расстройствами пищеварения, формируется особое отношение к питанию, и в результате их развитие происходит совершенно иначе, чем у детей с нормальным пищеварением. Дети с дефектами различных органов также ведут специфический образ жизни, который в конечном счете может привести их к изоляции. Есть и другие дети, которые не могут ясно осознать свое место в окружающей действительности и даже пытаются уйти от нее. Они не могут найти себе друзей, не участвуют в играх своих товарищей — либо от зависти, либо из презрения к этим играм — и замыкаются в своем мирке.

Изоляция также угрожает детям, выросшим под гнетом чрезмерно строгого воспитания. Для них окружающий мир — место неприветливое, так как они приучены ожидать от него только плохого. Они либо решают, что должны молча переносить все страдания, либо ведут себя подобно крестоносцам и вступают в борьбу с действительностью, которая всегда была к ним столь враждебной. Такие дети считают, что жизнь и налагаемые ею обязанности чрезмерно трудны, и, как легко понять, они будут заняты главным образом защитой своего маленького мирка, изо всех сил стремясь не допустить какого-либо вторжения в него. Под давлением преувеличенной осторожности у них развивается склонность обходить любую серьезную проблему стороной, чтобы избежать риска возможного поражения.

Другая общая черта всех подобных детей, свидетельствующая об их недостаточно развитом социальном чувстве, — это то, что они думают о себе больше, чем о других. Эта особенность как нельзя лучше отражает то пессимистическое видение окружающего мира, к которому они были приведены всем ходом своего развития. Для них невозможно реализовать себя и жить счастливо, если только они не смогут найти способ изменить свой неправильный образ поведения.

ИНДИВИДУУМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО

В главе 2 мы объяснили, что склад личности индивидуума можно познать лишь тогда, когда мы увидели индивидуума в его социальном окружении и оценили его положение в окружающем мире. Под положением мы понимаем его место в порядке вещей и его отношение к окружающей действительности и жизненным проблемам — например, к задачам, которые ставит перед ним работа, дружеские отношения и повседневное общение с другими людьми. Таким образом мы уже сумели сделать вывод, что впечатления, обрушивающиеся на любого человека с самого раннего детства, оказывают влияние на его социальные установки в течение всей жизни. Мы даже способны оценить отношение ребенка к жизни, когда ему всего лишь несколько месяцев от роду. Спутать между собой поведение двух младенцев этого возраста невозможно, потому что они уже демонстрируют ярко выраженные поведенческие установки, которые по мере их взросления станут лишь яснее. Отклонений от этой схемы просто не существует.

Все мысли ребенка во все возрастающей степени проникнуты его социальными взаимоотношениями. Первое свидетельство наличия этого врожденного социального чувства проявляется в том, что ребенок начинает искать любви, что приводит его к стремлению быть рядом со взрослыми. Любовь ребенка всегда направлена на других, а не на собственное тело, как утверждает Фрейд. В зависимости от его индивидуальных особенностей эти эротические устремления могут иметь различную интенсивность и способ выражения. У детей старше двух лет эти различия видны в речи. Лишь серьезнейшее психическое расстройство, связанное с дегенерацией личности, может заставить ребенка потерять социальное чувство, которое к этому времени уже глубоко укоренилось в нем. Это социальное чувство сохраняется в течение всей жизни — оно меняется, приобретает иную окраску, иногда сужается и ограничивается, иногда расширяется и усиливается настолько, что затрагивает не только близких членов его семьи, но и дальних родственников, его страну или народ и, наконец, все человечество. Оно может перешагнуть и эти границы и распространиться на животных, растения, неодушевленные предметы и в конечном счете — на всю вселенную. Наши исследования показывают необходимость рассматривать личность как общественное существо. Осознав это, мы получили важное подспорье для того, чтобы понять поведение человека.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Статья на тему: Ребенок и общество

 РЕБЁНОК   И  ОБЩЕСТВО

Отношения с другими людьми зарождаются  и  наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения  ребенка  в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Как показали исследования, на разных этапах генетического развития ребенка, главная коммуникативная потребность изменяется и усложняется. Так, у детей 2 – 4 лет главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в одновременных и одинаковых действиях детей. У детей в возрасте 4 – 6 лет возникает потребность в совместной деятельности со сверстником. В возрасте 6 – 7 лет складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Проблема в том, что дети эгоцентричны, как правило, в отношении к другим людям у них часто преобладает значение собственного «Я».

Задача педагога, взрослого помочь ребенку — дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, научить осознанно, воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также выстраивать отношения во взаимодействии.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Маленький человечек сталкивается с многообразием окружающего мира: предметами, событиями, людьми. Родители знакомят его со всем тем, что его окружает. Взрослые всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам и явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов и речи. Познавая окружающий мир, ребенок, получает эталоны отношений, проявляет выраженное и избирательное отношение, как к предметам, так и к людям. Четко ребенок выделяет из окружающих ему людей своих близких, проявляя свое эмоциональное состояние, дает понять близким, что ему нравится, что сердит.

В последние годы происходят значительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. На это влияют многие факторы: с одной стороны стрессовые ситуации, проблемы взрослых, низкий жизненный уровень, а с другой стороны — технологизация жизни. Все больше появляется детей с нарушением в психо-эмоциональном развитии, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность и тревожность.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или выплеснуть свою агрессию на сверстников.

Главная цель моей деятельности — способствовать психическому и личностному росту ребенка, создание эмоционального благополучного настроения в группе.

Но воспитателю нужна ещё и помощь родителей, ведь мать и отец – первые и главные воспитатели. Они учат детей понимать людей и ценить жизнь. Они передают детям лучшее. Общество – это огромный дом, сооружённый из маленьких кирпичиков – семей. А крепкие кирпичики – это крепкий дом.Интересы отца и матери должны быть направлены на общую цель: вырастить детей физически и нравственно здоровыми.

Родственные чувства становятся для детей школой личных душевных свойств. На этих чувствах дети учатся любви, дружбе, подчинению и руководству, учатся быть мужчиной и женщиной.

Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.Чувства, на которые опирается хорошая семья хороших людей, похожи на строительные кирпичики счастья, и из них можно создать островок «домашнего рая». Семья может быть главным месторождением счастья в нашей жизни, но при одном условии: относиться к другим как к себе, стараться давать другим и себе это счастье.

nsportal.ru

Что такое общество


Общество как совместная жизнедеятельность людей

Размышления над сутью общества приводят человека к разным мыслям. Все мы понимаем, что это группа людей, объединенная общими интересами, ценностями, целями и совместной деятельностью, основанная на взаимопомощи.  В данном понимании можно привести в пример общество рыболовов, общество книгоманов, общество художников и так далее. На уроках истории вы слышали о первобытном обществе, капиталистическом обществе, а на уроках географии вам говорили о французском обществе, японском обществе. Что здесь имеется ввиду? В данном случае под понятием общество подразумевается исторический этап развития человечества и население конкретной страны. Эти определения характеризуют общество в узком смысле слова. Также существует определение общества в широком смысле:

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


Общество – это не просто совокупность людей, а особая социальная структура, состоящая из взаимосвязанных индивидов и групп. Взаимодействие людей между собой и с окружающим миром проявляется в двигательной активности: помыли посуду, пообщались с другом, полили цветок, посадили дерево, очистили сад от мусора, накормили голодного щенка на улице и т.д. Из примеров видно, что основой взаимодействия людей является деятельность.  

Как же человек взаимодействует с окружающей средой? В отличие от животных, которые только приспосабливаются к ней, человек еще и преобразует окружающую среду с помощью орудий труда: строит дома, дороги, мосты. Активность животного целесообразна инстинктам, которыми оно не в силах управлять. Человеку тоже свойственны инстинкты, значит его деятельность также целесообразна. Но человек обладает ещё и разумом, поэтому может регулировать своё поведение, подавлять инстинкты, ставить цели, предвидеть результаты своих действий. Значит деятельность человека не только целесообразна, но и целеполагательна.
 

Важным условием жизнедеятельности человека является коллективность. Как существам общественным нам трудно без других людей, многое мы не можем сделать без их помощи. Да и, становление человека зависит от взаимодействия с людьми. Вспомните детей – маугли, которые по тем или иным жизненным обстоятельствам были оторваны от общества. Какими они выросли? Можно ли было их переучивать и обучить даже самым простым человеческим навыкам: надевать и носить на себе одежду, держать ложку, говорить? Если это и удавалось, то с большим трудом. Такие дети чувствовали себя среди людей, как не в своей тарелке. Их судьбы трагичны… Поэтому очень важно, чтобы ребенок рос в обществе. Взрослому же человеку, уже имеющему знания и опыт использования предметов, созданных в сотрудничестве с другими людьми, выжить в отрыве от общества легче.

Взаимодействие людей осуществляется в социальных группах. Вхождение человека в общество осуществляется через семью. Со взрослением количество групп, в которые он входит постепенно расширяется. Сначала появляются дворовые друзья, школьный класс, футбольная команда, затем трудовой коллектив, религиозная организация, партия и т.д. Человек входит и в более крупные социальные общности. Он брюнет или блондин, учитель или врач, русский или француз.

Между индивидами и группами возникают экономические, социальные, политические и духовные отношения. Общественными отношениями называются только устойчивые связи между людьми, возникающие многократно. К примеру, у Антона повысилась температура и он обратился к участковому терапевту в поликлинике. Это пример многократного поведения, потому что заболевший человек чаще всего обращается к врачу. Другой пример, после приема врача Антон поехал домой на маршрутке. Маршрутка переполнена людьми. Они взаимодействуют, спрашивают друг у друга о времени, о следующей остановке и прочее. Но эти контакты случайны и эпизодичны, поэтому общественными отношениями не являются.  

Общество и природа

Природа существует по независимым от общества законам. В то время как существование общества и общественный прогресс зависят от географических и климатических условий. Воздействие этих систем может быть, как положительным, так и отрицательным. Нерациональное пользование природными богатствами и негативное отношение человека к природе привели к пагубным последствиям: загрязнению почвы, воды, воздуха, истощению ресурсов, экологическому кризису. Это может обернуться прерыванием существования человечества. Поэтому нельзя относиться к природе — матушке подобно герою тургеневского романа Базарову, который считал природу не храмом, а мастерской, где человек – работник.

Преобразовательная деятельность человека привела к возникновению культуры – второй природы, которая не может существовать без человека. Если природа – это естественная среда обитания человека, то культура – искусственная.

Общество и культура

В речи мы используем фразы «художественная культура», «культурный человек». Что же такое культура? Это понятие также, как и понятие общества имеет много значений. Наиболее ёмкое определение, которое следует запомнить следующее: «Культура – это система всех результатов преобразовательной деятельности человека, направленных как на внешнюю среду, так и на самого себя. Значит, культура включает в себя и построенные сооружения, архитектурные здания, засеянные поля, написанные книги, картины, музыку, традиции и обычаи, ценности и идеалы и многое другое. Таким образом в мире культуры результаты материальной и духовной деятельности человека, соответственно её условно делят на два вида – материальную и духовную. Почему условно? Потому что не бывает духовной или материальной культуры в чистом виде. Они переплетены. Так, прежде чем построить дом, у архитектора возникает идея, а слово писателя не дошло бы до читателя без книги.

Когда говорят о культуре какого – либо народа, подчеркивают её самобытность, т.е. уникальность, которая проявляется в особенных традициях, манере общения, методах воспитания детей и т.д. Но культурам всех народов присущи и общие черты – культурные универсалии, к примеру, язык, институты брака и семьи.

Науки об обществе

Мы убедились насколько многообразна общественная жизнь. Поэтому её изучают множество наук, которые называются социально – гуманитарными. Вспомним, что все науки группируются на три вида: естественные, социально-гуманитарные и технические. Общество изучают такие социально – гуманитарные науки, как история, социология, правоведение, экономика, этика и многие другие. Специфичность общества, отличающая её от природы, например, заключается ещё и в том, что оно существует по законам, которые созданы самим обществом. Поэтому говорить об объективности социальной действительности с точки зрения науки сложно. Но об этом я вам расскажу в следующий раз.

cknow.ru

Что такое обществознание?

Зачем нам нужно обществознание?

Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»

Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.

С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.

К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.

Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни.

Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.

Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?

В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.

Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.

В рамках вузовской социологии сложно интерпретировать понятие общества иначе. Его просто не существует в другом варианте. То же самое и с определениями в других сферах обществознания: без глубокого изучения невозможно понять и дать грамотный ответ.

Что такое обществознание?

Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.

Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество

Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.

Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.

Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?

Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.

Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.

Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.

Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.

И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы

Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.

Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

advance-club.ru

Ребенок в обществе

Появившись  на свет, каждый человек (индивид)  начинает  постепенно  усваивать  человеческую  культуру,  приобретать  свои  особенности, входить  в  общество, самоутверждаться  среди  других  людей  и  становиться  личностью – т.е., происходит  его  социализация, которая  включает  в  себя  следующее:

—         приобщение к  культуре;

—          обучение  и  воспитание;

—         взаимодействие  с  другими  людьми;

—         освоение  им  ценностей   норм общества, различных   социальных  ролей  и  видов  совместной  деятельности;

—           приобретение  определенных  прав  и  обязанностей  взглядов,  привычек   и т.д.

В результате  человек  из биологического  существа  постепенно  превращается  в  существо  социальное, способное  жить  и  действовать  в  обществе.

Социализация  начинается  в  самом  раннем  детстве  и  не  прекращается  по  существу  до  глубины  старости.

 

В  раннем  детстве  закладывается  основа  человеческого характера, начинают  формироваться  определенные  черты  его  личности. Никогда  потом  ребенок  не  меняется  и  не  развивается  так  стремительно, как  в  первые  3-4 года. За  это  время  он  совершает  громадный  скачок  от  бессмысленного  создания, умеющего  только  пищать, сосать  соску  и  пачкать  пелёнки, к  человеку, конечно, маленькому  еще  и  беспомощному, но  обладающему  уже  всеми  человеческими  качествами: разумом, речью, чувствами, стремлением  к  познанию  и  даже  творчеству. В  применении  к раннему  детству  психологи  и  ученые  чаще  произносят  слово   «старт» и  придают  ему  все  большее  значение. Некоторые  ученые   считают, что

«половина  общего  развития  умственных  способностей  человека  происходит  в  течение  первых  четырех  лет  жизни, 30 % – между  четырьмя  и  восемью  годами, а  остальные  20%   – между  восемью  и  семнадцатью.

Маленький  человек  ко  всему  присматривается  с  жадным  вниманием, он  чрезвычайно  наблюдателен, все  схватывает  на  лету, все  подличает, старается  как – то  «переварить»  и увязать  в  своей  голове, чтобы  разобраться  в  окружающей  действительности.

Глядя  вокруг, он  день за  днем  вырисовывает  для себя  картину  мира, решает, что  важно, а  что нет, что  хорошо, а  что  плохо, как  следует  вести  себя  в  той  или  иной   ситуации.  Воспитывая  малыша, важно постоянно  помнить, что  он  рядом, все  видит  и  слышит; помнить, что молчаливый  собственный  пример  вдесятеро  важнее, чем  самый  умный совет, чем  самые   красноречивые   словесные   поучения. Слова  могут,  что  называется,  пролетать  мимо ушей (особенно, если  все  время  надоедливо  твердить  одно  и  тоже), а  поступки  окружающих  врезаются  в  сознание  прочно  и  глубоко. Социализация в детстве  и  главным образом  в  семье, характеризуется  наибольшей  глубиной  эмоциональных  связей.       Воздействие  семьи  во  многом  определяется  последующее  участие ребенка  в  жизни  общества.

Другим  важным фактором  социализации личности  является  творчество.

« Творчество  является  уделом  всех  в  большей  или меньшей  степени, оно  же  является  нормальным  и  постоянным  спутником   детского  развития»   (Л.С. Выготский). Одним  из  основных  условий развития  творческой  личности  ребенка  является  игра  и  творческая  деятельность. Благодаря  творчеству  люди совершенствуют  себя  и  окружающий  мир. Создание  субъективно  нового  в  процессе  деятельности  порождает  оригинальные  идеи,  и  при  этом  возникают  нестандартные  способы  деятельности  и  человек  включается  в  процесс « познавательной  самодеятельности».

Важную  роль  на отдельных  этапах  становления  и развития  личности  ребенка  оказывают  детские  общественные  объединения. Влияние  их является  временным  и  продолжается  на  протяжении  всего  нескольких  лет.  Но годы  эти  приходятся  на самый  важный  период  жизни  человека.

Центры  детского  творчества  и  другие   УДО  ориентированы  на  реализацию  процесса  социализации  детей и  подростков. Способности  детей  формируются  и развиваются  в  деятельности. Поэтому для  развития  способностей  необходимо  включать    ребенка  с  ранних лет  в  доступную  его  возрасту  деятельность. Уже  в дошкольном  возрасте  дети  учатся  рисовать, заниматься  лепкой, учатся  правильно  петь  и  узнавать  мелодии, чувствовать  их  ритм.

Одна  из  задач  системы  воспитания – всестороннее развитие  способностей  детей.  Для  того, чтобы творческая  деятельность  положительно  влияла  на  развитие  способностей  она  должна  удовлетворять  некоторым  условиям:

1. Деятельность должна   вызывать  у  ребенка  сильные  и  устойчивые  положительные  эмоции, удовольствие.

2. Деятельность  ребенка должна  быть  по  возможности  творческой.

3. Организовать  деятельность  ребенка  так, чтобы  он  преследовал цели, всегда  немного  превосходящие  его  наличные  возможности, уже  достигнутый  им  уровень  выполнения  деятельности.

В  подростковом возрасте  ведущей  становится общественно – полезная, социально – значимая, индивидуально – личностная  деятельность. Именно  она  является  способом  самоутверждения  для  подростка.

В связи  с  этим  передача  социального  опыта  должна  осуществляться  в  объединениях  УДО  посредством  организации  совместной  общественно – полезной  и  культурно – досуговой  деятельности   детей  и  взрослых (экологическая, познавательная, техническая, спортивно – оздоровительная, эстетическая, прикладная).

Ведущий  тип  деятельности подростков  должен  быть организован  как творчество, в  процессе  которого  развиваются  их  способности. Основной  мотив   такой  деятельности – социальное  самоутверждение  среди  сверстников  и  взрослых. Участвуя  в сознательной  деятельности, подросток  решает  жизненно  важные  задачи: познает  себя, утверждается  в  среде  сверстников, определяется  в  плане  будущей  профессии, создает  круг  своего  общения  с  окружающими. Деятельность  подростка  в  объединении, где  собираются  близкие  по  духу  люди, способствует  самораскрытию  внутреннего  мира личности,  выявлению  в  нем  главного,  устойчивого,  и  внешнего —  того, от чего  можно  отказаться. На  занятиях  в  объединениях  происходит  знакомство  ребенка  с  ценностями  культуры, с  учетом  его  личных интересов, национальных  особенностей, традиций  его  микросоциума. Так  появляется  возможность  «погружения»   в  культуру.

На  занятиях  в  объединении  не  должно  творчество  подменяться  простой  учебной  работой  по  образцу  «делай, как  я». Педагог  д.о.  всей  своей  деятельностью  должен  побуждать  ребенка  к  творчеству. Нередко в  общении с  детьми  преобладает  авторитарный  стиль – все  держится  на  голосе  педагога. Необходимо  обращать  внимание  на  манеру  держаться, этические  нормы  поведения, правильную  и  образную  речь. Все  это, в конечном  счете, достигается  каждодневной  работой  над  собой, повышением уровня  образования  через  самообразование. 

Творческая  деятельность  в  большой  мере  способствует     социализации. В  процессе  творческой  деятельности  школьник  приобретает  качества, необходимые  ему  для  жизнедеятельности  в  обществе.

Активная  преобразующая  деятельность  учащихся  во  внешкольной  среде – реальная  сфера  проявления  социально  активной  позиции  личности, а  её  общественные  организации  и  коллективы   – реальные  и  социальные  явления, поле  тренировки  социально  — общественного  поведения  учащихся.

 

kurgancdt.ru

«Ребёнок и общество»

Сетевое издание «Ребенок и общество» является научно-практическим электронным рецензируемым журналом, зарегистрированным в качестве СМИ (Свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС77-58965 — от 11.08.2014) Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Журнал публикует оригинальные научные и практико-ориентированные статьи, посвященные теории и практике дошкольного и начального образования. Материалы, опубликованные в журнале, учитываются как печатный труд. Журналу присвоен международный код ISSN 2410-2644. Библиографическое описание и полные тексты статей попадают в международную библиографическую базу Google scholar. Журнал создан в рамках проекта, поддержанного Российским Гуманитарным Научным Фондом (проект №14-06-12004). Публикация материалов для авторов бесплатна.

Учредитель — Геркушенко Георгий Геннадьевич

Главный редактор журнала – Корепанова Марина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогики дошкольного образования» Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Адрес для контактов: [email protected]

Телефон: 8 (8442) 60-28-29

Объявления

 
Новости журнала: Вышел новый номер журнала № 1 (2019)
 

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию выпуск, посвященный сотрудничеству дошкольной образовательной организации с родителями.
 
Опубликовано: 2019-03-01Далее…
 

№ 2 (2019): Инновационные подходы в разработке и оценке качества дошкольного образования

Предлагаем вашему вниманию выпуск, посвященный Инновационным подходам в разработке и оценке качества дошкольного образования.

Данный выпуск обобщает материалы Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы в разработке и оценке качества дошкольного образования», которая проводилась 13 декабря2018 г.  кафедрой педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «ВГСПУ» при участии Комитета по образованию, науке и молодежной политике Волгоградской области и Международного Центра проблем Детства и образования ВГСПУ.

Содержание

Колонка главного редактора

от редакции

Светлана Владимировна Геркушенко

Статьи

Ольга Витальевна Гончарова, Ирина Викторовна Губанова, Ольга Викторовна Собина

Оксана Ивановна Завгородняя, Елена Михайловна Чепелева

Юлия Владимировна Карачева, Ольга Витальевна Гончарова

Елена Сергеевна Мушенкова, Ольга Васильевна Забровская

Марина Насюковна Сидорчук, Ирина Александровна Яковлева, Татьяна Владимировна Вишневецкая

Елена Александровна Тупичкина

Мария Геннадьевна Шапарь, Ольга Витальевна Гончарова

Анастасия Сергеевна Юмагулова, Ольга Васильевна Забровская

Екатерина Валерьевна Юрьева, Яхита Хасанбековна Бакумова

childandsociety.ru