Общества и государства признаки: Признаки общества и государства — Социология

Признаки общества и государства — Социология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство — как искусственный политический конструкт — учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие «страна» описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.

Итак, страна — часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство).

Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племена. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Население Земли стало походить на плотно упакованный контейнер. За лучшие территории развернулись настоящие битвы. Из курса истории вы знаете, что причинами первой и второй мировых войн были попытки держав переделить мир. Таким образом, страны — результат территориального раздела мира, который начался несколько веков назад.

Итак, необходимо заключить: понятия «общество», «государство» и «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же. И эти разные стороны изучаются разными науками (какими именно, подумайте самостоятельно).

Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество — самая большая из проживающих на данной территории группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э.Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.
1. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное они не являются частью другого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя на первый взгляд у них есть все необходимые для этого: кровнородственная система, территория, история, культура, название, управление.

Итак, сделаем вывод: признаки общества Э.Шилза достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровно-родственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.

Взаимосвязь государства и общества

Внимательно присмотревшись к признакам Э.Шилза, мы заметим, что государство — лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно — главный институт этой системы.

Типы правления:

Монархия — власть одного, олигархия — власть немногих, республика — власть закона, анархия — безвластие, демократия — власть народа, охлократия — власть черни, аристократия — власть лучших.

Отличительная черта государства — суверенность (верховная власть плюс независимость). Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т.д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества.

Как мы уже выяснили, исторически общество первично, государство — вторично. Оно возникает на определенной стадии развития первого. Возникает для защиты интересов граждан, т.е. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Отношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом.

Иное положение в тоталитарном государстве. Это противоположный полюс континуума типов государства. Личность и гражданское общество подавляются, политические нравы человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящего класса или правителя. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Гражданское общество олицетворяет все то, что противостоит и подавляется тоталитарным государством. Они — антагонисты. Тоталитарное государство — базисное понятие социологии. Его характеризуют такие черты:

— аппарат подавления,

— преследование инакомыслящих,

— жесткая цензура и отмена свободы слова,

— диктатура одной политической партии,

— монополия государственной собственности,

— геноцид против собственного народа,

— подавление личности, отчуждение от государства.

На протяжении всей истории человечества, как только появилось государство, характер отношений между ним и обществом постоянно колебался от одного полюса к другому. В Древней Греции гражданское общество и государство почти совпадали, покоясь на прочном фундаменте демократии. В Древнем Египте, напротив, государство подавляло общество. Они являлись антагонистами. Восточная деспотия — разновидность тоталитарного государства.

Итак, мы можем обобщить: отношения между обществом и государством строятся по двум линиям — в одном случае второе подавляет первое, тогда мы говорим о тоталитарном государстве, в другом — никто никого не подавляет, тогда мы говорим о правовом государстве и гражданском обществе (а вот может ли общество подавлять государство, как вы думаете?).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Теория государства и права | СГУ

Семестр: 1; Зачетных единиц: 5; Трудоемкость часов: 180.  

Место дисциплины в структуре ООП:

Межпредметная связь курса «Теория государства и права» с другими юридическими и гуманитарными науками, прежде всего, обозначается предметом изучения курса.

Курс «Теория государства и права» тесно связан с историко-правовыми науками, отраслевыми юридическими науками, философией, историей.

Изучая теорию государства и права, студент должен обладать знаниями отдельных положений философии, экономической теории, истории.

Содержание дисциплины. 

Раздел 1.

Предмет и методология теории государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Структура теории государства и права. Теория государства и права и социальная (юридическая практика). Методология теории государства и права.

Происхождение государства и права. Краткая характеристика общественной власти и социальных норм при первобытнообщинном строе. Причины возникновения государства. Особенности происхождения государства у разных народов. Признаки, отличающие государство от родовой организации общественной власти. Возникновение права. Признаки, отличающие право от социальных норм доклассового общества. Многообразие теорий происхождения государства и права (теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, насилия и др). Общая характеристика.

Понятие, сущность и социальное назначение государства. Соотношение общества и государства. Гражданское общество. Особенности формирования гражданского общества в РФ. Власть как общесоциологическая категория. Политическая и государственная власть как особые разновидности социальной власти. Понятие и сущность государства. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества. Социальное назначение государства.

Типология государства и права. Понятие и значение типологии государства и права. Формационнвй и цивилизационный подходы к типологии государства и права.

Форма государства. Понятие и структура (основные элементы) формы государства. Форма государственного правления. Соотношение типа и формы государства. Форма национально-государственного и административно- территориального устройства. Политический режим. Особенности формы правления Российской Федерации.

Функции государства. Понятие и классификация функций государства. Соотношение задач и функций государства. Основные внутренние функции Российского государства.Основные функции Российского государства. Формы осуществления функций государства.

Механизм государства. Механизм (аппарат) государства: его понятие и структура. Орган государства: понятие, признаки, классификация. Основные принципы организации и деятельности механизма Российского государства. Теория разделения властей. Структура государственного аппарата современного Российского государства. Его взаимодействие с органами местного самоуправления.

Государство в политической системе общества. Понятие и структура политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества. Взаимодействие государства с партиями и иными субъектами политической системы.

Раздел 2.

Сущность права. Понятие и основные признаки права. Сущность права. Право в объективном и субъективном смысле. Принципы права: понятие и классификация. Функции права: понятие и виды. Социальное назначение права. Соотношение экономики политики и права.

Основные методологические подходы к правопрониманию. Типы современного правопонимания. Естественно-правовая теория. Позитивистская теория и её разновидности.

Право в системе социальных норм. Социальное регулирование: понятие и виды. Технические и социальные нормы. Понятие и виды социальных норм, как регуляторов общественных отношений. Соотношение права и морали: единство, различия, взаимодействие, противоречия.

Правосознание и правовая культура. Понятие и структура правосознания. Функции и виды правосознания. Взаимодействие права и правосознания. Понятие, значение и структура правовой культуры. Правовая культура общества. Правовая культура личности. Профессиональная культура юриста. Правовое воспитание; понятие, формы, методы. Правовой нигилизм: источники, причины, формы выражения. Правовой идеализм: понятие и причины.

Нормы права. Понятие и признаки правовой нормы. Юридические нормы и фактическое поведение. Структура юридической нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Классификация (виды) правовых норм.

Формы (источники) права. Понятие формы и источника права, их соотношение. Виды форм права. Понятие и классификация нормативных правовых актов. Закон: понятие, признаки, виды. Место закона в системе нормативных правовых актов. Подзаконные нормативные акты: понятие и виды. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правотворчество. Понятие и основные виды правотворческой деятельности. Принципы правотворчества. Юридическая процедура и юридический процесс. Основные стадии законотворческого процесса. Особенности законотворчества федеральных органов. Особенности правотворчества субъектов федерации. Понятие и значение юридической техники в процессе правотворчества. Основные приемы и средства юридической техники.

Система права. Понятие системы права. Отрасль права. Институт права. Предмет и метод правового регулирования, как основания деления норм права на отрасли. Частное и публичное право. Общая характеристика отраслей российского права. Система российского права и международное право. Система права и система законодательства. Понятие и виды систематизации нормативных актов.

Реализация права. Формы реализации права: понятие и особенности. Применение права как особая форма его реализации. Основные стадии процесса применения права. Акты применения права, их характерные черты, реквизиты и виды. Отличие акта применения права от нормативного правового акта. Пробелы в праве и пути их устранения. Аналогия закона и аналогия права. Юридические коллизии и способы их разрешения.

Толкование права. Понятие, значение и необходимость толкования правовых норм. Виды толкования по объему. Акты толкования норм права, их особенности и виды. Объем толкования норм права. Способы (приемы) толкования права.

Правовые отношения. Понятие и предпосылки правоотношений. Взаимосвязь норм права и правоотношений. Содержание правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура. Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правосособность, дееспособность, 6 правосубъектность. Объекты правоотношений. Юридические факты: понятие и классификация. Юридический состав.

Правомерное поведение и правонарушение. Понятие и виды юридически значимого поведения. Правомерное поведение как основная форма поведения субъектов в сфере права. Его мотивы и разновидности. Понятие, признаки и виды правонарушений. Юридический состав правонарушения. Причины правонарушений и пути их устранения.

Юридическая ответственность. Социальная ответственность и её виды. Понятие и признаки юридической ответственности ей соотношение с наказанием и юридическим принуждением. Цель, функции и принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Презумпция невиновности.

Законность и правопорядок. Понятие, принципы и требования законности. Понятие правопорядка. Соотношение общественного и правового порядка. Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии. Гарантии законности и правопорядка.

Государство и личность. Общество, личность, государство. Государство и правовой статус личности. Права человека: теория и практика. Юридические обязанности личности. Социально юридический механизм обеспечения прав и свобод.

Правовое государство. Идея правового государства в истории политико- правовой мысли. Понятие и сущность правового государства. Принципы правового государства. Поблемы и пути формирования правового государства в современных условиях.

Основные правовые системы современности. Правовая система: понятие и классификация. Российская правовая систем. Романо – германская правовая семья. Исторические корни. Основные источники права. Англо – саксонская правовая семья: своеобразие формирования. Основные черты. Судебный прецедент как источник права. Религиозная правовая семья. Исторические корни. Современное состояние. Семья обычного права.

Механизм правового регулирования. Правовое воздействие и правовое регулирование: понятие и соотношение. Общая характеристика элементов механизма правового регулирования. Стимулы и ограничения как средства правового воздействия. Льготы и привилегии в праве.

Промежуточная аттестация: 1 семестр – экзамен.

Правовое государство и гражданское общество

1. Принципы правового государства 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Знать признаки правового государства; уметь дополнять предложение верным термином.
2. Условия формирования правового государства 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Знать понятие правового государства и условия, необходимые для его формирования; уметь выбирать верный вариант из предложенных.
3. Выбор обобщающего понятия 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Знать признаки правового государства и гражданского общества, условия их функционирования; уметь устанавливать взаимосвязь между понятиями; в упражнении проверяется навык выбирать обобщающее понятие.
4. Организации гражданского общества 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Знать признаки гражданского общества; уметь выделить организации гражданского общества из предложенных вариантов.
5. Найди лишнее 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Знать принципы правового государства, организации гражданского общества, формы местного самоуправления; уметь соотносить понятия между собой; в упражнении проверяется навык выделять лишнее слово из ряда предложенных.
6. Развитие гражданского общества 3 вид — анализ среднее 2 Б. Знать условия формирования гражданского общества; уметь определять влияние общественных изменений на развитие гражданского общества; в упражнении проверяется навык анализа смоделированной ситуации.
7. Работа с Конституцией 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Знать принципы работы правового государства, местного самоуправления; уметь характеризовать правовое государство и местное самоуправление на примере Российской Федерации; в упражнении проверяется навык работы с правовыми источниками, навык заполнять и дополнять тексты.
8. Ветви государственной власти 2 вид — интерпретация сложное 3 Б. Знать принцип разделения властей; уметь распределять полномочия ветвей власти; в упражнении проверяется навык сопоставлять объекты с их характеристиками.
9. Анализ ситуации 3 вид — анализ сложное 3 Б. Знать цели деятельности гражданского общества; уметь анализировать смоделированную ситуацию и определять функции гражданского общества.
10. Формы местного самоуправления 3 вид — анализ сложное 3 Б. Знать принципы деятельности местного самоуправления; уметь определять формы местного самоуправления; в упражнении проверяется навык анализировать смоделированную ситуацию.
11. Верные суждения 3 вид — анализ сложное 4 Б. Знать принципы правового государства и гражданского общества; уметь определять функции гражданского общества; в упражнении отрабатывается навык определения верного и ложного суждений.
12. Работа с терминами 3 вид — анализ сложное 4 Б. Знать термины по теме «Правовое государство и гражданское общество»; в упражнении проверяется навык узнавать термин по его описанию.

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Понятие государства

3.1. Понятие и признаки государства

История человечества насчитывает несколько миллионов лет и вбирает в себя множество эволюционных и революционных этапов своего развития. Процесс замены родового строя государством также происходил длительное время. В различных частях земного шара он проходил по-разному.

Прежде всего, для определения государства важно отличить его от публичной власти родового строя, для чего один из основателей марксизма Ф. Энгельс выделил следующие признаки государства:

  1. Деление населения по территориальному признаку. При существовании родового строя деление населения происходило по кровно-родственному признаку. Человек кровно принадлежал к роду или принимался в члены рода на общем собрании рода. Все члены рода проживали совместно, осуществляя хозяйственные и военные функции. Общественное разделение труда, усложнение социальных связей повлекло расселение людей по различным территориям. Этому способствовали миграции населения и завоевательные войны. Не имея возможности участвовать в управлении делами рода ввиду территориальной удаленности, люди стали объединяться в территориальные общины, формируя государственно-организованное общество. Появились административно-территориальные единицы. У человека появилось постоянное место жительства, на территории которого он мог реально осуществлять свои права и интересы, выполнять обязанности. Территориальный порядок организации населения складывался в результате острых противоречий, сопровождался переделом территорий и кровопролитными войнами.
  2. Наличие публичной власти, не совпадающей с населением. Публичная власть представляет собой организующую государство силу, которая внешне выражена через аппарат управления. Именно управленческий аппарат, состоящий из профессионалов, является олицетворением политической власти в обществе. Государство органически не может представлять интересы всего населения, потому оно представляет интересы какой-либо группы или, по теории марксизма, господствующего класса. Публичная власть лежит в основе государства, не позволяет анархическим силам разложить государство изнутри. Однако она может служить инструментом для подавления воли народа, ущемления его прав и законных интересов. В этом случае мы говорим об авторитаризации власти, централизме.

Публичная власть осуществляется через сложный механизм управления обществом, социальными сферами и процессами, который представляет собой систему государственных органов и организаций, необходимых для выполнения задач и функций государства.

Аппарат управления существует не только в государстве, но и в других коллективных образованиях, например международных организациях, общественных объединениях. Но только государство с помощью аппарата реализует власть. Аппарат наделен государственно-властными полномочиями, предполагающими юридическую способность издавать правовые акты обязательной силы и обеспечивать их исполнение.

  1. Налоги являются обязательным признаком государства. Государство материально зависимо от общества. Для осуществления своих функций государству требуются значительные расходы. Основным источником покрытия государственных расходов являются налоги.

Признаки государства, отличающие его от власти родового строя, характеризуют процесс исторического развития государства, его формирование. На определенном этапе истории именно образование государства позволило обществу выйти на новый виток, модернизировать общественные отношения и обеспечить значительный прогресс в общественной жизни.

В настоящее время в юридической науке выделяют также ряд признаков государства, которые отличают его от других организаций общества, показывают его исключительную организующую роль в обществе:

  1. Государственный суверенитет. Понятие государственного суверенитета приобрело особое значение в Средневековье, когда период феодальной раздробленности сменился централизацией. Государственная власть приобрела независимость от власти церковной, освободилась от претензий церкви на управление всеми государственными и общественными делами.

Государственный суверенитет — это свойство единой государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять внутренние и внешние функции государства.

Суверенитет государства предполагает признаки верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти означает, что власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные органы, должностные лица, юридические лица, на всех граждан. Любые решения, юридически противоречащие законам государства, признаются незаконными и не подлежат исполнению, они должны быть отменены.

Самостоятельность государственной власти означает взаимное невмешательство государства и общества в дела друг друга. Государственная власть осуществляется внутри страны только уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Они наделяются государственными полномочиями соответствующими правовыми актами, но должны использовать полномочия во благо государства и общества, не должны злоупотреблять ими. Общественным объединениям и гражданам, другим негосударственным организациям не разрешается вмешиваться в дела государства. Но граждане могут участвовать в управлении государством путем реализации избирательных прав, поступая на государственную службу, участвуя в отправлении правосудия. Независимость государственной власти на международной арене означает право государства самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и международными организациями, является неотъемлемым признаком государства, без нее государство является колонией, частью другого суверенного государства.

Ряд авторов выделяют в качестве самостоятельного признака единство государственной власти, предполагающее правовое и организационное единство системы органов государственной власти.

Определенные проблемы вызывает содержание суверенитета в федеративном государстве. Во многих конституциях, в том числе и в Конституции РФ, закреплено, что субъекты или один из субъектов Федерации имеют статус государства. Возникает вопрос, обладают ли суверенитетом такие субъекты Федерации? Одни авторы стоят на позициях наличия у субъектов Федерации ограниченного суверенитета, не имеющего признака независимости государственной власти. Другие считают, что суверенитет следует рассматривать как цельное свойство государства и государственной власти. Потому суверенными будут являться только государства, полностью обладающие признаками верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти. Думается, эта точка зрения верна. Не может быть суверенного государства в составе другого суверенного государства. Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих постановлений по вопросу толкования Конституции РФ подтвердил эту позицию.

  1. Гражданство государства. Население, объединенное по территориальному признаку, официально юридически связано с государством по признаку гражданства. Долгое время гражданство определялось как распространение суверенной воли государства на конкретное лицо. Подобным образом в настоящее время определяется подданство — распространение суверенной воли монарха на его подданных. Гражданство предполагает взаимные права и обязанности. Под гражданством понимается правовая связь лица с государством, содержанием которой являются их взаимные права, обязанности и ответственность, основанная на признании и уважении прав и свобод личности. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство РФ является единым и равным, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.
  2. Государство издает законы и подзаконные акты. Только государство вправе издавать правовые акты, имеющие нормативный и общеобязательный характер. В отличие от государства негосударственные организации имеют право издавать акты, обязательные для исполнения только членами этих организаций. Например, органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения жителями соответствующего муниципального образования. Общественные объединения, предприятия и учреждения могут издавать локальные акты, имеющие юридическое значение для работников и членов этих организаций. Государственно-правовые акты обязательны для всех, так как правотворчество — исключительная прерогатива государства. Особую роль играют международные правовые акты. Если они признаются и ратифицируются государством, то значит имеют высшую юридическую силу по отношению к внутригосударственному законодательству.
  3. Государство обладает карательным аппаратом. Для управления обществом государство вынуждено прибегать к принуждению. Именно государственным принуждением, возможностью и способностью его применения государство отличается от других организаций. Государство обладает целой системой принудительных органов, которые в юридической науке получили название правоохранительных органов. К ним относятся суд, прокуратура, милиция и другие органы. Они призваны стоять на страже законности и правопорядка, охранять права граждан и государства от посягательств, содействовать гражданам в реализации их прав. Правоохранительные органы наделены полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений, а в установленных законом случаях и наказанию виновных в их совершении. Карательные органы, что очень важно, должны действовать строго в рамках своей компетенции, пределы которой закреплены законом, обеспечивать охрану достоинства личности. Опасно создание чрезвычайных карательных органов. Российская история имеет горький опыт их деятельности, приведший к многочисленным нарушениям прав граждан, массовому истреблению населения. В этой связи необходимо придерживаться принципа законности в деятельности правоохранительных органов.
  4. Государство имеет вооруженные силы. Только государство обладает развернутой системой обеспечения обороны и безопасности государства. Ее основы составляют вооруженные силы — многочисленная военизированная организация, подчиненная главе государства, прямо предназначенная для охраны государства от посягательств, обеспечения территориальной целостности и государственной безопасности.
  5. Взаимосвязь государства и права. Тесная связь государства и права обобщается всеми вышеуказанными признаками государства. Не существует государства без права, как не существует права без государства. Право юридически закрепляет государство, нормативно регулирует общественные отношения с участием государства.

Взятые в совокупности признаки государства подчеркивают его особое место в политической системе общества. Общесоциальное определение государства основывается именно на этом:

Государство — это политическая организация общества, необходимая для выполнения задач и функций, вытекающих из природы общества.

Существует также классовое определение государства, основанное на марксистской теории государства. По мнению ее сторонников, государство представляет собой машину для управления делами классового общества в интересах экономически господствующего класса.

Безусловно, данные определения не исключают других точек зрения на понятие государства, которые можно встретить в литературе.

Перейти к основному содержанию Поиск