Области психологии: Психология познания в области психологии

Содержание

Психология познания в области психологии

Базовое подразделение: кафедра общей и клинической психологии

Краткое описание направления
Психология познания в области психологии – это психология психологии, т.е. психология, обращенная на саму себя. Ее объект – человек. Ее предмет – психологическое познание. Ее цель – получить феноменологию и описать закономерности познания в области психологии.
Соответственно внутри психологии познания в области психологии можно выделить четыре более частных направления исследования:
– психология самопознания и самонаблюдения (психология познания психических явлений с позиции внутреннего наблюдателя).
– психология познания психических явлений, носителем которых является другой человек (психология познания психических явлений с позиции внешнего наблюдателя).
– психология творчества психолога (как в сфере академической, так и в сфере практической психологии – открытия и восприятия знания, полученного им самим).


– психология восприятия и понимания психологического знания (полученного другими, данного в готовом виде).
 
Избранные публикации, характеризующие направление
1. Левченко Е.В. Психология познания в области психологии // Актуальные проблемы психол. теории и практики. Экспериментальная и прикладная психология / под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. Вып. 14. С. 42–49.
2. Левченко Е.В. О развитии рефлексивных областей психологической науки // Психология и ее приложения: ежегодник РПО. М., 2002. Т. 9, вып. 2. Психология как система направлений. С. 14–15.
3. Шиленкова Н.А.Метод интроспекции в исследовании внутреннего мира психолога: дис…. канд. психол. наук. СПб., 2003. 250 с.
4. Бергфельд А.Ю.Восприятие эмоциональных явлений: дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2002. 236 с.
5. Фирулева Е.В. Восприятие саморегуляции психических состояний: дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2002. 236 с.
6. Кильченко О.И.Ментальная репрезентация психологических терминов: дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2003. 258 с.
7. Шевелева М.С.Психика и явления психики: представленность в сознании: дис…. канд. психол. наук
.
Пермь, 2002. 227 с.
8. Ширинкина Л.В.Восприятие текста как психологический феномен: дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2004. 269 с.
9. Заморина О.В.Восприятие подтекста речевого произведения (на примере научных текстов): дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2005. 319 с.
10. Семенова М.Н. Ментальные репрезентации пространства и времени: дис…. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008.
11. Левченко Е.В., Потапова О.А.Образы в отображении внутреннего мира // Вестн. Перм. гос. ин-та культуры. 2006. Т.2, №1. С. 56-65.
12. 
Левченко Е.В.
Восприятие текста как психологическая проблема // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. М.П.Котюрова. Пермь, 2003. Вып.6. С. 32-48.
13. Левченко Е.В., Ширинкина Л.В. О первичных и вторичных свойствах текста // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. М.П.Котюрова. Пермь, 2004. С. 174-184.
14. Левченко Е.В., Продовикова Л.В.Сравнение возможностей количественных и качественных методов в исследовании социальных представлений (на примере изучения представлений о сознании и бессознательном) // Вестн. ВятГГУ. 2009. № 4 (3). С. 79–92.
15. Levchenko E.V., Prodovikova A.G. The Comparative Analysis of Scientific and Social Representations of Consciousness and the Unconscious //Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. byYu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. Moscow: Lomonosov Moscow State University; Russian Psychological Society, 2010. P. 654–683.
16. Левченко Е.В.,Федосина С.С. О специфике концептов эмоция, чувство, переживание у студентов // Речеведение: современное состояние и перспективы: матер. Междунар. науч. конф., посвященной юбилею М.Н.Кожиной (Пермь, 16–20 ноября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 232–237.
 
Подготовка научных кадров
Аспирантура по специальности 19.00.01. – «Общая психология, психология личности, история психологии».
За 13 лет работы аспирантуры подготовлено 10 кандидатов психологических наук.

Факультет психологии

Русских Наталья Ивановна, ст. преподаватель кафедры педагогической и возрастной психологии.

 

Образование и карьера:

Окончила в 1987 г. Иркутский государственный университет.

В 1996 году окончила Иркутский областной институт повышения квалификации работников образования по направлению «Практическая психология».

С 1998 по 2001 год работала в качестве регионального представителя Российской психотерапевтической лиги.

С 2000 по 2004 год обучалась в заочной аспирантуре Иркутского государственного университета по направлению «Общая психология, история психологии, психология личности».

С 2000 года работает в Иркутском государственном университете, на кафедре педагогической и возрастной психологии.

Повышение квалификации:

Внедрение инноваций в образовательную практику (72 часа) -2016 г.

Новые технологии в кататимно-имагинативной психотерапии с детьми и подростками (36 часов) — 2019 г.

«Современные технологии непрерывного обучения» (72 часа) — 2019г.

Член региональных отделений Российского психологического общества и Федерации психологов образования.

Специалист в области психологии развития и возрастной психологии, психологии семьи, психотерапии.

Награждена юбилейной медалью «В память 350-летия Иркутска» (знаком общественного поощрения Иркутской области)

 

Область научных интересов: психология материнства, психология детствапсихоанализ детского возраста.

 

Преподаваемые дисциплины и специализированные авторские курсы:

  • Зоопсихология и сравнительная психология
  • Основы психотерапии.
  • Педагогика и психология
  • Психология семьи.
  • Психология детских переживаний.
  • Практикум по возрастной психологии.

Руководит курсовыми исследованиями.

Помощник декана по послевузовскому образованию и повышению квалификации.

Руководитель курсов повышения квалификации по программам «Рисуночные методики в диагностике детских проблем», «Психологическое консультирование и коррекция детей и подростков.

 

еmail: 

[email protected]

 

Кафедра психологии и педагогики

История кафедры

В 1995 году на базе гуманитарного факультета Амурского государственного университета был сформирован факультет социологии и филологии, а в 1997 году из факультета выделился факультет лингвистики и культурологи. Изменения структуры факультета были вызваны открытием новых специальностей, усовершенствованием общей структуры университета, увеличением контингента студентов. В 1997 году наш факультет получил новое название факультет социальных наук (ФСН). Поэтому фактическим днем рождения факультета социальных наук принято считать 16 января 1997 г. (Приказ № 23 -К от 16.01.1997). В ноябре 1997 года на факультете была создана кафедра психологии и педагогики.

Заведующие кафедрой:

1. Стрелец Борис Иванович – кандидат педагогических наук, доцент (1997-2002г.г.).

2. Лейфа Андрей Васильевич – кандидат педагогических наук, доцент (2002-2004г.г.).

3. Михайлова Виктория Николаевна – кандидат медицинских наук, доцент (2004-2005г.г.).

4. Лейфа Андрей Васильевич – доктор педагогических наук, профессор (2005-2012г.г.).

5. Карев Борис Анатольевич – доктор педагогических наук, профессор (2012-2015г.г.).

6. Иванова Елена Александровна – кандидат педагогических наук, доцент (2015-2017г.г.).

7. Лейфа Андрей Васильевич – доктор педагогических наук, профессор (с 2017 года).

За время существования кафедры преподаватели и студенты принимали активное участие в международных и всероссийских научных конференциях, олимпиадах, фестивалях, где занимали призовые места, о чем свидетельствуют многочисленные награды, дипломы и грамоты.

Кафедра психологии и педагогики является выпускающей по направлениям подготовки:

1. 37.03.01 «Психология» бакалавриат. Руководитель образовательной программы доцент, кандидат психологических наук Стародубец Ольга Дмитриевна.

2. 37.04.01 «Психология» магистратура. Руководитель образовательной программы доцент, кандидат психологических наук Кора Наталия Алексеевна.

3. 19.00.07 «Педагогическая психология» аспирантура. Руководитель образовательной программы профессор, доктор психологических наук Селюч Марина Григорьевна.

4. 37.05.01 «Клиническая психология» специалитет. Руководитель образовательной программы доцент, кандидат психологических наук Павлова Екатерина Викторовна.

5. 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» бакалавриат. Руководитель образовательной программы доцент, кандидат педагогических наук Иванова Елена Александровна.

6. 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» магистратура. Руководитель образовательной программы профессор, доктор педагогических наук Лейфа Андрей Васильевич.

7. 44.04.01 «Педагогическое образование» магистратура. Руководитель образовательной программы профессор, доктор педагогических наук Денисова Рутения Робертовна.

8. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» аспирантура. Руководитель образовательной программы профессор, доктор педагогических наук Лейфа Андрей Васильевич.


Список сотрудников

ФИО

Учёное звание, ученая степень

Должность

Лейфа Андрей Васильевич – и. о. зав. кафедрой

Профессор, доктор педагогических наук

Профессор

Иванова Елена Александровна – зам. зав. кафедрой

Кандидат педагогических наук

Доцент

Денисова Рутения Робертовна

Профессор, доктор педагогических наук

Профессор

Карев Борис Анатольевич – член-корреспондент РАО

Профессор, доктор педагогических наук

Профессор

Селюч Марина Григорьевна

Профессор, доктор психологических наук

Профессор

Бадалян Юлия Валерьевна

Доцент, кандидат психологических наук

Доцент

Бурдуковская Елена Анатольевна – первый заместитель министра образования и науки Амурской области

Доцент, кандидат педагогических наук

Доцент

Зенина Светлана Рашидовна

Доцент, кандидат психологических наук

Доцент

Кора Наталия Алексеевна

Доцент, кандидат психологических наук

Доцент

Макарова Инна Анатольевна

Кандидат педагогических наук

Доцент

Павлова Екатерина Викторовна

Доцент, кандидат психологических наук

Доцент

Смирнова Светлана Викторовна

Доцент, кандидат психологических наук

Доцент

Стародубец Ольга Дмитриевна

Кандидат психологических наук

Доцент

Чернышева Анастасия Владимировна

Кандидат педагогических наук

Доцент

Чупак Эльвира Леонидовна

Кандидат медицинских наук

Доцент

Юречко Ольга Валентиновна

Доцент, кандидат педагогических наук

Доцент

Клемес Виктория Сергеевна

 

Старший преподаватель

Климова Татьяна Владимировна

 

Старший преподаватель

Пронькина Анастасия Львовна

 

Ассистент

Никитина Алиса Андреевна

 

Старший преподаватель

Будаков Антон Константинович

 

Работодатель

Дзюба Ирина Николаевна

 

Работодатель

Казакул Ирина Георгиевна

 

Работодатель

Коршикова Надежда Евгеньевна

 

Работодатель

Литвинова Светлана Васильевна

 

Работодатель

Степанова Светлана Сергеевна

Кандидат психологических наук

Работодатель

Направления подготовки

44. 03.02#Психолого-педагогическое образование

Педагог-психолог – это сотрудник образовательного учреждения, который проводит работу в образовательных учреждениях, направленную на сохранение психического здоровья и развитие личности учащихся и студентов. Выявляет условия, затрудняющие становление личности, и посредством психопрофилактических мер, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь учащимся, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных, профессиональных и других психологических проблем. Проводит психологическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и при выборе соответствующего уровню психологического развития личности типа образовательной программы.

Выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также формированию у молодежи способности к эффективному поведению в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей и молодежи. Обследует и оказывает эмоционально-психологическую поддержку детям с дефектами умственного и физического развития. Осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения. Участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, в работе комиссии по социально-правовой защите детей и подростков, сотрудничает с территориальными службами занятости и центрами профориентации.

37.03.01#Психология

Психолог – специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь исследовать ситуацию на эмоциональном уровне, лучше узнать свои актуальные потребности, осознать не эффективные «паттерны» своего поведения, выйти из замкнутого круга повторяющихся ошибок, а затем предпринимать шаги по изменению своей жизни.

37.04.01#Психология

Выпускники, освоившие программу магистратуры, могут решать комплексные задачи в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, представляющих психологические услуги физическим лицам и организациям

37.05.01#Клиническая психология

Клинический психолог – это квалифицированный специалист в области клинической психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний.

44.04.02#Психолого-педагогическое образование

Магистр психолого-педагогического образования владеет следующими знаниями:

·                     основы менеджмента в образовательной деятельности;

·                     организация и управление социально-педагогическим процессом;

·                     проектирование и организация управленческой деятельности по достижению прогнозируемой социально-педагогической цели;

·                     основы исследовательской деятельности;

·                     методология и методика диссертационного исследования.

44.06.02#Образование и педагогические науки

После окончания аспирантуры специалист осуществляет деятельность преподавателя – исследователя в области педагогических наук, рассматривает вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребности личности и рынка труда, общества и государства.

37.06.01#Психологические науки (Направленность: Педагогическая психология)

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает решение профессиональных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

В процессе обучения в аспирантуре выпускники готовятся к таким видам профессиональной деятельности, как:

• научно-исследовательская деятельность в области психологических наук;

• преподавательская деятельность в области психологических наук.

Научная деятельность

Координацию научных исследований на кафедре психологии и педагогики осуществляют:

1.                  Научные руководители аспирантов и соискателей:

o         Лейфа А.В., доктор педагогических наук, профессор;

o         Денисова Р.Р., доктор педагогических наук, профессор;

o         Селюч М.Г., доктор психологических наук, профессор;

o         Бурдуковская Е.А., кандидат педагогических наук, доцент;

o         Макарова И. А., кандидат педагогических наук, доцент;

o         Токарь Е.В., кандидат педагогических наук, доцент.

2.                   Руководители научных тем кафедры:

Павлова Е.В., кандидат психологических наук, доцент, тема «Представления о ре-зультатах высшего образования субъектов поликультурного образовательного простран-ства: сравнительно-сопоставительный анализ».

Кора Н.А., кандидат психологических наук, доцент, тема «Организационно-структурное обеспечение безопасности личности в профессиональной деятельности».

Зенина С.Р., кандидат психологических наук, доцент, тема «Безопасность личности в образовательном пространстве вуза».

Научные семинары кафедры проводятся регулярно с периодичностью 1 раз в семестр. Материалы семинаров представлены в протоколах и могут быть использованы преподавателями в ходе преподавания психологических и педагогических дисциплин кафедры. Также преподаватели кафедры принимают участие в работе межкафедральных учебно-методических семинаров, выступают с докладами.

Преподаватели кафедры психологии и педагогики активно участвуют в научно-исследовательских программах и проектах. Основное содержание этого направления связанно с работой по темам НИР кафедры и участием в конкурсах научных грантов, в том числе, в сотрудничестве с другими вузами и кафедрами.

Результаты научных изысканий представлены в опубликованных в стране и за рубежом трудах, подтверждаются наличием подготовленных докторов и кандидатов наук.

В рамках НИРС осуществляется руководство научно-исследовательской деятельностью студентов, их подготовкой к участию в научно-практических конференциях и конкурсах НИРС регионального, всероссийского и международного уровня. На базе кафедры действует профессионально-ориентированное объединение студентов-психологов «Антистраус» и студенческий психологический консультативный центр «Психоттабыч» (руководитель Смирнова С.В., доцент, кандидат психологических наук). Студенты кафедры ПиП составляют большинство участников СНО «Научный актив факультета социальных наук» (руководитель Павлова Е. В., доцент, кандидат психологических наук).

С 2012 г. при кафедре функционирует аспирантура: 130008 «Теория и методика профессионального образования». С 2020 года 190007 «Педагогическая психология». Выпускники аспирантуры успешно защищают диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В настоящее время в аспирантуре обучается 15 аспирантов.

В рамках международного сотрудничества организуются совместные научные мероприятия с вузами КНР, обмен студентами в рамках языковых стажировок, организовано обучение иностранных магистрантов и аспирантов.

Центры

УКЦ «Центр психологического образования и организационного консультирования».

Руководитель: доцент, канд.псих.наук кафедры психологии и педагогики Смирнова С.В.

Партнеры

ГАОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7»


МАДОУ «Д/С г. Благовещенска № 3 «Надежда»


ГАОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8»


Министерство образования и науки Амурской области


ГБУЗ АО «Амурский областной центр медицинской профилактики»


ГБУЗ АО «Амурский областной детский центр медицинской реабилитации «Надежда»


УФСИН России по Амурской области


Доктор философии в области психологии | Найти университеты по всему миру

Программы уровня кандидат наук по специальности Psychology
1,007

Срок обучения
2-4

Средняя стоимость
~483 130 ₽