Нормы конституционного российского права: ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Содержание

Нормы Конституции Российской Федерации как действующее право

Изучая судебную практику, мы редко сталкиваемся с применением ее норм в мотивировочной части, что вызывает вопрос о реальности прямого действия Конституции.

По мнению действующего судьи Конституционного Суда РФ Н.С. Бондаря, одним из основных начал, характеризующих Конституцию Российской Федерации в наиболее полном, концентрированном виде, выступает ее способность быть институционной нормативно-правовой основой разрешения законодательных и правоприменительных противоречий в правовых механизмах функционирования современной демократии[1].

Согласно ст. 15 Конституция РФ имеет прямое действие. Несмотря на более чем двадцатилетний срок, прошедший с момента ее принятия, в юридической науке и практике так и не сложилось единства мнений по вопросам, каким образом реализуется прямое действие Конституции, каков механизм его применения.

Среди ученых-конституционалистов сложилось два подхода относительно содержания принципа, закрепленного в указанной выше статье.

Первый заключается в признании возможности непосредственного применения положений Конституции, причем даже в тех случаях, когда имеется соответствующее конкретизирующее законодательство. Например, согласно позиции ряда исследователей, прямое действие Конституции РФ означает, что ее нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального федерального закона или иного нормативно-правового акта, хотя, безусловно, механизм ее прямого действия не стоит абсолютизировать[2]. «…уже необязательной становится во всех случаях ссылка на иной закон, которого может и не быть в современный переходный период. Если норма Конституции восполняет этот пробел, годится для решения того или иного спора, то этого достаточно: правовой фундамент под здание социального решения подведен», — утверждает А.Б. Венгеров[3]. По мнению С.А. Авакьяна, ценность конституционного регулирования состоит именно в том, что оно в концентрированной форме может создать непосредственную базу развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования[4].

Второй подход ставит под сомнение принадлежность норм Конституции к реально действующему праву. Его сторонники отстаивают идею «надзаконности» конституционных норм: будучи юридической базой отечественной правовой системы, большая их часть не является нормами права в собственном смысле, поскольку не содержит конкретных предписаний, а выступают политико-правовыми установками[5].  

По нашему мнению, первая точка зрения более справедлива. Исходя из предписаний самой Конституции, практики ее применения, оспаривание прямого действия КРФ противоречит действующему законодательству. Невыполнение ее положений, как базиса всей правовой системы России, негативно влияет на все право в целом.

Интересно, что различие указанных подходов изначально прослеживалось и в соответствующих позициях высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

В первоначальной редакции постановления Пленума Верховного Суда РФот 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» указано, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда Конституционным Судом выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда, если они в нем указаны (подп.

«б» п. 2)[6].

Позже по этому поводу было вынесено Постановление Конституционного суда Российской Федерации, в котором говорится, что «отсутствие у судов общей юрисдикции и арбитражных судов правомочия признавать указанные нормативные акты не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому недействующими прямо вытекает и из части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, которая относит Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации к субъектам обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке (вне связи с рассмотрением конкретного дела, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля) конституционности нормативных актов, перечисленных в пунктах «а» и «б» части 2 данной статьи. Кроме того, согласно ее части 4 Конституционный Суд Российской Федерации по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.»[7].

На основе постановления КС РФ Пленум ВС РФ внес поправки в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в котором принял позицию Конституционного суда и изложил абз.1 п.3 в следующей редакции: «В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела»[8]. Фактически, Пленум лишил суды общей юрисдикции возможности самостоятельно проверять соответствие нормативно-правовых актов Конституции, обязав судей направлять запрос в КС РФ и приостанавливать производство по делу до рассмотрения запроса органом конституционного контроля. Не нужно забывать о том, что Конституционный суд РФ по отношению к Верховному Суду РФ не является вышестоящей инстанцией.

Возможно, изменения были приняты для единообразия судебной практики, но соблюдение Основного закона обязательно для всех судов России и ни одна ветвь или инстанция не может ограничивать права других.

Конституция является базисом системы права России, её положения являются в этом плане основными ценностными категориями для граждан и государства в целом. Стоит отметить, что при разработке Основного закона[9] учитывались как существующие, так и зарождающиеся общественные отношения, но в данный момент требование о согласованности направлено в другую сторону – текущие отношения должны соответствовать Конституции. Соответственно, прямое действие выражается не столько в соответствии общественных отношений какой-либо определенной норме, сколько всему документу в целом, «духу» Конституции.

Очевидно, что в конституционном регулировании могут быть заложены начала общего и особенного. В этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта (закона) и как некого набора правовых ценностей должно было стать естественной частью нашего юридического бытия. В качестве примера можно привести закрепление в ней высших судебных органов: Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Глава 8 конкретно называет эти органы и ее положения не оспариваются ни другими законами, ни правоприменительной практикой. Другой пример, который часто приводится в литературе – Конституционное Собрание. В отсутствие специального правового регулирования порядка его формирования и деятельности, нет сомнений, что без названного органа невозможен пересмотр Конституции РФ. Это доказывает возможность ее применения без детализации в иных нормативных правовых актов, а значит, одного из проявлений прямого действия.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в первоначальной редакции гласит, что суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию, в частности, тогда, «когда закрепленные Конституцией положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».

Несмотря на изменение позиции Верховного суда в 2013 году, изменения в другие нормативные акты, в частности Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее – ГПК РФ) внесены не были.

Если обратиться к ГПК РФ, то в части 2 ст. 11 увидим следующее положение. «Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу». Статья сохраняет свое действие и на текущий день, законопроекты по ее изменению в органы законодательной власти России не вносились.  Выше было отмечено, что Конституция РФ не только обладает высшей юридической силой, но и является реально действующим правом, а значит, в административном, гражданском и уголовном судопроизводстве должна иметься возможность её непосредственного применения. Причем пределы этой возможности должны определяться как в самой Конституции РФ, так и в процессуальном законодательстве.

Аналогичная позиция содержалась в уже названном Постановлении Пленума ВС РФ, место которого в системе нормативных правовых актов не определено.

На практике Постановления Пленума являются еще более авторитетными, чем федеральные законы[10].

Обязательность постановлений Пленума Верховного Суда обеспечивается системой их применения после принятия. Данная система не закреплена в законодательстве, однако имеется четкая практика, показывающая, что судьи и стороны процесса относятся к Постановлениям Пленума именно таким образом, что говорит об обязательном характере. Неприменение судьей разъяснений высшей судебной инстанции поставит под сомнение законность его решения и может стать основанием для успешного кассационного обжалования[11].

Каким бы спорным ни был этот вопрос с точки зрения юридической теории, разъяснения Пленума ВС РФ являются обязательными не только для нижестоящих судов, но также в отношении других органов государственной власти, частных и юридических лиц, руководствующихся истолкованными в постановлениях законами. Судьи и другие органы рассматривают их как основание для легитимной профессиональной критики в случае, если они не станут следовать содержащимся в них разъяснениям.

В.И. Радченко, первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ с 1989 г., заявил на Конституционном совещании следующее: «Мы [Пленум Верховного Суда] даем судам руководящие разъяснения. Судья должен придерживаться каких-то разъяснений, которые дают вышестоящие суды. Это вопрос, который уже настолько в практике решен, что не вызывал никаких вопросов, только в теории спорят»[12].

Новая редакция Постановления Пленума ВС РФ изменила правило, которым руководствовались суды общей юрисдикции на протяжении почти 18 лет. При этом судебные решения, которые принимались этими судами с учетом старой позиции Пленума Верховного Суда РФ, не пересматривались в связи с внесенными изменениями. За несоблюдение требований обоих постановлений суд общей юрисдикции никакой ответственности не несет. Например, в судебном решении использована норма конституции. Более того, суд попытался вложить в нее какое-то конкретное содержание. Судебный акт предварительно никем не проверяется, а вступает в силу по истечении определенного срока. Механизма ответственности за использование «не того» нормативного акта не установлено, только если решение было заведомо неправосудным[13]. Стало быть, никто судьям не мешает напрямую руководствоваться конституцией: ссылаться на ее нормы, пояснять необходимость их применения в конкретном деле. Исключение составляет только возможность пересмотра дела в порядке надзора, но он возможен только по инициативе сторон.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что однозначно сложившегося мнения среди ученых по поводу прямого действия Конституции не сложилось. Ситуация в практике ее применения также не однозначна, но движение к изменению существует. Приведение в соответствие постановлений пленумов высших судебных инстанций говорит о важности вопроса. К сожалению, часть противоречий сохранилась, в частности между постановлением от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и статьей 11 Гражданского процессуального кодекса РФ. Надеемся, что в ближайшее время законодатель восполнит пробелы и устранит коллизии.


[1] См.: Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // Журнал российского права. 2003. N 11. С. 55 — 64.

[2] См., например:Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). М., 2009 / СПС «КонсультантПлюс»; Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева).М., 2009 // СПС «КонсультантПлюс»; Ершов В.В. Размышления к 20-летнему юбилею Конституции России М, 2013 // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Венгеров А.Б. Прямое действие Конституции: правовые, социальные, психологические аспекты // Общественные науки и современность. 1995. № 5.

[4] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

[5] См. подр.:Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2013.

[6] Кокотов А.Н. О прямом действии Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 12. С. 1511 — 1516.

[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 N 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс».

[8] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.04.2013 N 9 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» //СПС «Консультант Плюс».

[9] Здесь и далее термин «Основной закон» в качестве синонима Конституции РФ используется условно ввиду имеющихся разногласий по данному вопросу в научной среде.

[10] См., напр.: Интервью с Секретарем Пленума Верховного Суда РФ, судье Верховного Суда РФ В.В Демидовым/ Официальный сайт Верховного Суда РФ http://www.supcourt.ru/print_page.php?id=740

[11] Бурков А.Л. Статус постановлений Пленума Верховного Суда РФ в законодательстве и судебной практике // Известия вузов. Правоведение. 2011. N 5. С. 172 — 186.

[12] Там же.

[13] Ст. 305 Уголовного кодека РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.11.2014) // СПС «Консультант Плюс».

Другие материалы в этой категории: « Духовно-культурные права и свободы человека и проблемы их реализации

Конституционно-правовые нормы \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Конституционно-правовые нормы

Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционно-правовые нормы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Правовые акты:
  • pravo gov ru
  • Pravo.gov.ru
  • Абстрактный нормоконтроль
  • Акты Правительства
  • Акты Правительства РФ
  • Ещё…
  • Теория права:
  • Административное законодательство
  • Алеаторные сделки
  • Буквальное толкование закона
  • Верховенство права и правовое государство
  • Вещи изъятые из оборота
  • Ещё. ..

Судебная практика: Конституционно-правовые нормы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 118 Конституции РФ»При поступлении такого заявления гражданина суды общей юрисдикции независимо от того, в какой стадии процесса находится конкретное дело, с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, содержащего конституционно-правовое истолкование нормы (примененной в данном деле), опровергающее прежнее ее истолкование, не вправе не исполнять постановление Конституционного Суда Российской Федерации. Иное означало бы нарушение требований Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». По смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 25-П указание в судебном акте на недопустимость применения в деле заявителя правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации либо применение в конкретном деле нормы права в истолковании, расходящемся с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, означает — в нарушение положений Конституции Российской Федерации о статусе Конституционного Суда Российской Федерации, о юридической силе его решений и о природе принимаемых по конкретным делам судами общей юрисдикции и арбитражными судами судебных актов (статья 118, часть 2; статья 125, части 4 и 6; статья 126) — неисполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации, что объективно создает препятствия для обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, в том числе ее положений, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации. В результате нарушаются не только конституционные прерогативы Конституционного Суда Российской Федерации, но и, в конечном счете, гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого на судебную защиту, которое по своему содержанию, как следует из закрепляющей его статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с предписаниями ее статей 118 (часть 2), 125 (части 4 и 6) и 126, предполагает, что юридическая сила решения Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенного по жалобе гражданина или объединения граждан, в случае, когда их конституционные права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле судом, не может быть преодолена ни одним другим судом.»

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 448 «Возбуждение уголовного дела» УПК РФТо есть, исходя из конституционно-правового смысла данных норм уголовно-процессуального закона, как и норм главы 52 УПК РФ в целом, специальный (усложненный) порядок возбуждения уголовных дел и производство по ним в отношении указанной категории лиц, представляющий им дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивают их защиту при осуществлении ими публичных обязанностей, которыми они наделены в силу наличия, в данном случае, статуса депутата. «

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Конституционно-правовые нормы

Нормативные акты: Конституционно-правовые нормы

Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013
«Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года»В своем решении Конституционный Суд воспроизвел правовую позицию, содержащуюся в Постановлении от 8 ноября 2012 года N 25-П относительно необходимости, с момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда от 21 января 2010 года N 1-П (т.е. с момента его провозглашения), истолкования и применения арбитражными судами положений статей 311 и 312 АПК Российской Федерации только в выявленном Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовом смысле, независимо от времени принятия Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлений, содержащих правовые позиции, выступающие основаниями пересмотра судебных актов. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды, независимо от того, в какой процессуальной стадии находится на рассмотрении конкретное дело, с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, содержащего конституционно-правовое истолкование нормы (примененной или подлежащей применению в данном деле), опровергающее прежнее ее истолкование, в том числе приданное ей разъяснениями высших судебных инстанций, не вправе не исполнять постановление Конституционного Суда.

Решение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016
«Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года»В случае формирования в каком-либо муниципальном образовании органов местного самоуправления вопреки выявленному в настоящем Постановлении конституционно-правовому смыслу оспоренных норм эти органы местного самоуправления продолжают функционировать до конца срока, на который они были избраны (сформированы). Входящие в состав представительного органа муниципального района главы поселений, избранные представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, подлежат замене представителями из числа депутатов представительных органов поселений. Если в устав сельского поселения на момент вступления настоящего Постановления в силу не внесены изменения, предусматривающие в соответствии с законом субъекта Российской Федерации способ замещения должности главы сельского поселения, соответствующие сельские поселения вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся ими до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 2.

Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 2.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 17.
  1. В Российской Федерации и в соответствии с настоящей Конституцией признаются и гарантируются основные права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не может нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18.
Права и свободы человека и гражданина имеют прямое действие. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления и обеспечиваются судебной властью.
Статья 19.
  1. Все люди равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые ограничения прав граждан по социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным признакам.
  3. Мужчина и женщина должны иметь равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 20.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь до ее отмены может быть установлена ​​федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни с правом обвиняемого на рассмотрение его дела в суде с участием присяжных заседателей.
Статья 21.
  1. Достоинство человека охраняется государством. Ни одно обстоятельство не может быть использовано в качестве предлога для его умаления.
  2. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию или любому другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам без его свободного согласия.
Статья 22.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, задержание и содержание под стражей допускаются только по постановлению суда. Никто не может быть задержан более чем на 48 часов без постановления суда.
Статья 23.
  1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени.
  2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почты, телеграмм и других сообщений. Любое ограничение этого права допускается только по решению суда.
Статья 24.
  1. Запрещается собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни любого лица без его согласия.
  2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину доступ к любым документам и материалам, непосредственно затрагивающим его права и свободы, если иное не установлено законом.
Статья 25.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или по решению суда.
Статья 26.
Каждый имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, образования, обучения и творчества.
Статья 27.
  1. Каждый, законно пребывающий на территории Российской Федерации, имеет право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право беспрепятственно вернуться в Российскую Федерацию.
Статья 28.
Каждому гарантируется право на свободу совести, свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, обладать распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29.
  1. Каждый имеет право на свободу мысли и слова.
  2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих взглядов и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается федеральным законом.
  5. Свобода средств массовой информации гарантируется. Цензура запрещена.
Статья 30.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо ассоциацию или членству в ней.
Статья 31.
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты.
Статья 32.
  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственного управления и органы местного самоуправления, а также принимать участие в референдуме.
  3. Граждане, признанные судом ограниченными физическими возможностями, а также граждане, заключенные по приговору суда под стражу, не имеют права избирать и быть избранными.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 34.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию или недобросовестную конкуренцию.
Статья 35.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый имеет право иметь имущество в своей собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества иначе как на основании решения суда. Имущество может быть принудительно отчуждено для государственных нужд только при условии предварительного и равного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
Статья 36.
  1. Граждане и их объединения имеют право на владение землей в частной собственности.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не ущемляет прав и интересов других лиц.
  3. Условия и порядок использования земель определяются на основании федеральных законов.
Статья 37.
  1. Работа должна быть бесплатной. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей в труде, на выбор рода деятельности и занятий.
  2. Принудительный труд запрещается.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых и досуг. Лицу, имеющему трудовой договор, гарантируется установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 38.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Уход за детьми и их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
Статья 39.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Стимулируется добровольное социальное страхование, развитие дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Статья 40.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Государственные органы и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для реализации права на жилище.
  3. Малообеспеченные граждане и иные граждане, определенные законом, нуждающиеся в жилье, размещаются бесплатно или за доступную плату за счет государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
  2. Российская Федерация финансирует федеральные программы в области здравоохранения и оздоровительного строительства, принимает меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, а также экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья человека, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
Статья 43.
  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируется доступность и бесплатность дошкольного, общего среднего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый имеет право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии.
  4. Основное общее образование является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы обучения и самообразования.
Статья 44.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, интеллектуального и других видов творчества и обучения. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении историко-культурного наследия и охране памятников истории и культуры.
Статья 45.
  1. Государственная защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый имеет право на защиту своих прав и свобод любыми способами, не запрещенными законом.
Статья 46.
  1. Каждому гарантируется защита его прав и свобод в суде.
  2. Решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека при исчерпании всех имеющихся в государстве средств правовой защиты.
Статья 47.
  1. Никому не может быть отказано в праве на рассмотрение его дела судом и судьей, к подсудности которых относится данное дело согласно закону.
  2. Лицо, обвиняемое в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48.
  1. Каждому гарантируется право на квалифицированного адвоката. Адвокат предоставляется бесплатно в случаях, предусмотренных законом.
  2. Каждое лицо, задержанное, заключенное под стражу или обвиненное в совершении преступления, имеет право на помощь адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания или предъявления обвинения.
Статья 49.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном федеральным законом, и установлена ​​приговором суда.
  2. Подсудимый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Сомнения толкуются в пользу ответчика.
Статья 50.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При отправлении правосудия не допускаются доказательства, полученные с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право ходатайствовать о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51.
  1. Никто не обязан давать показания против самого себя, за супруга и близких родственников, круг которых устанавливается федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут быть установлены иные освобождения от обязанности дачи показаний.
Статья 52.
Права лиц, понесших вред от преступлений и злоупотреблений властью, охраняются законом. Государство гарантирует потерпевшим доступ к правосудию и возмещение ущерба.
Статья 53.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц.
Статья 54.
  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может быть привлечен к ответственности за деяние, которое не было признано правонарушением в момент его совершения. Если ответственность за правонарушение была снята или смягчена после его совершения, применяется новый закон.
Статья 55.
  1. Перечисление основных прав и свобод в Конституции Российской Федерации не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не могут издаваться законы, отрицающие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в части, необходимой для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасность государства.
Статья 56.
  1. Индивидуальные ограничения прав и свобод с определением объема и срока их действия могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституционным законом в условиях чрезвычайного положения в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в отдельных ее местностях может быть введено в случаях и в порядке, определенных федеральным конституционным законом.
  3. Права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничение.
Статья 57.
Каждый обязан платить законные налоги и сборы. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58.
Каждый обязан беречь природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59.
  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации проходит военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации, убеждения и вероисповедание которого не соответствуют военной службе, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, имеет право на замену альтернативной гражданской службы военной службой.
Статья 60.
Гражданином Российской Федерации признается совершеннолетия и может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме по достижении 18-летнего возраста.
Статья 61.
  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан из России или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 62.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его званий и свобод, не освобождает его от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Российская Федерация.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами ее граждан и несут их обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 63.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и гражданам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача лицам, преследуемым за их политические взгляды или любые действия (бездействие), не квалифицируемые законодательством Российской Федерации как преступные, другим государствам. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений и также передача осужденных для отбывания наказания в другие страны осуществляется на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Статья 64.
Положения этих статей составляют основу личных прав в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как средствами, предусмотренными настоящей Конституцией.

Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 1.

Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 1.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1.
Российская Федерация — Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны.
Статья 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязанностью государства является признание, уважение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Статья 3.
  1. Многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.
  2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
  3. Референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным проявлением власти народа.
  4. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются в соответствии с федеральным законом.
Статья 4.
  1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 5.
  1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, являющихся равноправными субъектами Российской Федерации.
  2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.
  3. Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ее государственной целостности, единой системе государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
  4. Все субъекты Российской Федерации равноправны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти.
Статья 6.
  1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом и является единым и равным независимо от оснований, по которым оно было приобретено.
  2. Каждый гражданин Российской Федерации имеет на ее территории все права и свободы и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
  3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или права изменить его.
Статья 7.
  1. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена ​​на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  2. Российская Федерация обеспечивает охрану труда и здоровья населения, устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, осуществляет государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, а также инвалидов и граждан пожилого возраста, развивает систему социального обслуживания и устанавливать государственные пенсии, пособия и другие гарантии социального обеспечения.
Статья 8.
  1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода любой экономической деятельности.
  2. В Российской Федерации признаются и пользуются равной защитой частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 9.
  1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на их территориях.
  2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 10.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти независимы.
Статья 11.
  1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации.
  2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
  3. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации разграничиваются в соответствии с настоящей Конституцией, Федеральным и иными договорами о разграничении предметов ведения и силы.
Статья 12.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление действует самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не могут входить в состав органов государственной власти.
Статья 13.
  1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
  2. Никакая идеология не может быть установлена ​​в качестве государственной или обязательной идеологии.
  3. В Российской Федерации признаются политическое плюрализм и многопартийность.
  4. Общественные объединения равны перед законом.
  5. Создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации и подрыв безопасности государства, формирование вооруженных формирований, запрещается возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14.
  1. Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может быть установлена ​​в качестве государственной или обязательной религии.
  2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 15.
  1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые Российской Федерацией, не могут противоречить Конституции Российской Федерации.
  2. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы и Конституцию Российской Федерации.