Нормы конституционного российского права: Московский государственный юридический университет имени О.Е Кутафина (МГЮА). Non scholae sed vitae discimus

Содержание

1.3 Нормы российского конституционного права . Конституционное право

Норма права – это общее правило поведения участников правового отношения. Норма права устанавливается государством, обеспечивается его силой и авторитетом, а при необходимости и принудительной мерой. В ней проявляется суверенная воля. Нормы конституционного права закрепляют суверенитет народа, власть и правовые формы ее осуществления, права и свободы человека и гражданина, гарантии их реализации, федеративное устройство России, систему органов Российского государства, их компетенцию.

Особенностью норм конституционного права является то, что они регулируют самые важные общественные отношения.

Нормы российского конституционного права – это общие и обязательные правила поведения, обладающие закрепительным, учредительным и программным свойствами, они предназначены для конституционно-правового регулирования общественных отношений.

Юридическая норма – исходный, главный элемент права как социального образования, основополагающее понятие всей правовой системы.

Юридическая норма – норма права – это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирования общественных отношений.

Право состоит из нормативных установок как совокупности человеческих знаний. Норма права всегда выражена в законодательстве. Нормативная правовая установка – элемент естественного права, юридическая норма – элемент позитивного права.

Нормы конституционного права обладают рядом общих признаков, присущих нормам любой отрасли права, и специфических, свойственных только конституционному праву.

К общим признакам норм права относят: связь нормы с Российским государством, которое создает любые нормы права; общий характер; общеобязательность юридического правила.

Что означает связь нормы права с государством? Государство создает юридические нормы и охраняет их от нарушений принудительной силой государственного аппарата. Норма права обладает авторитетом государственной власти, она предписывает определенное должное или возможное поведение. В данной связи – в норме права выражается воля государства. Но существует и обратная связь. Право создается властью. Но власть, т.е. ее органы, сами не могут функционировать вне правовых форм. Поэтому властвование тоже становится объектом правового регулирования. Чтобы законно осуществлять власть, необходимо иметь право на власть. Первичная власть принадлежит народу, а народ эту власть, т.е. властные полномочия, делегирует избранным, назначаемым.

Общий характер проявляется во всеобщности норм конституционного права. Они распространяются на всех участников возможных правоотношений. Для конституционных норм характерна большая степень обобщенности, высокий уровень абстракции.

Обязательность. Норма права есть правило поведения, установленное государством, и поэтому носит представительно-обязывающий, т.е. нормативный характер.

Специфические свойства

норм конституционного права: закрепительный и учредительный характер и программная особенность. В конституционном праве проводится разграничение понятий закрепление и регулирование общественных отношений. Право выполняет различные функции. Оно регулирует уже существующие, фактически сложившиеся отношения, но может регулировать и возникающие общественные отношения, а также вызывать к жизни новые общественные отношения. Нормы права, которые придают правовую форму уже сформировавшимся фактическим отношениям, были названы закрепительными. Конституционное закрепление предполагает не только юридическое оформление (фиксацию) и нормативное установление общественных отношений, но и их регулирование. Конституционное регулирование в максимальной степени насыщено политическим содержанием и носит комплексный характер. Конституционное закрепление есть момент конституционного регулирования.

Нормы конституционного права содержатся в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах и других нормативных правовых актах.

Нормы конституционного права подразделяют на различные виды в зависимости от оснований их классификации:

– общерегулятивные (общие) и конкретные (частные) – по степени определенности правил поведения; материальные и процессуальные; обязывающие; запрещающие и управомочивающие – по характеру предписаний; императивные;

– диспозитивные, поощрительные и рекомендательные – в зависимости от метода правового регулирования;

– постоянные и временные – по времени действия общие, специальные, исключительные, по сфере применения.

Особенностью норм конституционного права является наличие в них большого количества дефинитивных и декларативных норм.

Общие нормы – это такие нормы, которые формулируют общие принципы, задачи, они не формулируют конкретных прав и обязанностей (например, ст. 2,4 Конституции РФ), а служат юридической базой для текущего законодательства и всей правоприменительной деятельности. Правило поведения выражено в них в самой общей форме и может быть выведено лишь после соответствующего анализа. К общим нормам относят нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.

Частные нормы формулируют права и обязанности возможных участников правоотношений и служат предпосылкой правоотношения непосредственно или с помощью других отраслей права.

Частные материальные нормы конституционного права принято в свою очередь подразделять на обязывающие, запрещающие и управомочивающие – по характеру содержащихся в них предписаний.

Обязывающие нормы конституционного права – это такие нормы, где субъект права обязан действовать в соответствии с предписаниями – требованиями норм конституционного права, в данном случае субъект права обязан совершать определенные положительные действия.

Например, это нормы, закрепляющие обязанности граждан; нормы определяющие порядок опубликования законов; нормы, определяющие порядок регистрации общественных организаций в органах юстиции.

Запрещающие – это такие нормы, в которых содержится форма запрета, обязанность субъекта права воздерживаться от действий, запрещенных законом. Например, гражданин РФ не может быть лишен гражданства – ст. 6 Конституции РФ; никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации – ст. 3 Конституции РФ.

Управомочивающие – это такие нормы конституционного права, которые предоставляют субъекту правомочия на те или иные положительные действия. Субъект права может действовать определенным образом и по своему усмотрению. Это в основном нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, органов государства. Для норм конституционного права характерна следующая особенность. Они имеют нестандартную структуру. В юридической науке общепринято считать, что для каждой правовой нормы обязательными элементами, составляющими ее структуру, являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Однако подавляющее число норм конституционного права не содержит в совокупности всех трех элементов. Так, для значительного числа норм конституционного права характерно наличие только диспозиции, выполняющей основную нагрузку в конституционно-правовом регулировании общественных отношений. Гипотеза и санкция, как правило, необязательно должны присутствовать в данных нормах. Зачастую гипотеза только подразумевается. Санкция же содержится в других отраслях права. Так, в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ говорится: «Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Но и в конституционном праве имеются собственные санкции: отмена правовых актов, отзыв депутата избирателями, отмена выборов судом, роспуск Государственной Думы, отрешение от должности Президента РФ, лишение силы акта или его отдельных положений, признанных неконституционными; отставка Правительства в случаях выражения ему недоверия либо отказа в доверии Государственной Думой и т.

д.

Особо следует сказать и о делении норм конституционного права на материальные и процессуальные. Для конституционного права это деление наметилось в 60 – 70 годах XX в. Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. отвечают на вопрос: что надо делать. Процессуальные же нормы определяют формы реализации материальных норм, то есть отвечают на вопрос как надо сделать. Материальные нормы устанавливают правовой статус, компетенцию субъектов конституционно-правовых отношений. Процессуальные же нормы определяют конкретные организационно-правовые формы реализации материальных норм.

Процессуальные нормы содержатся как в Конституции РФ (процессуальные гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина – ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ч. 2 – 4 ст. 29; процедура отрешения Президента РФ от должности – ст. 93; порядок формирования и деятельности Государственной Думы и Совета Федерации – ст. 95, 96, 99, 100, 102 и др.; большинство положений гл.

9 Конституции РФ, устанавливающих порядок принятия поправок и пересмотра Конституции), так и в текущем законодательстве (законы о выборах, референдуме, регламенты представительных (законодательных) органов государственной власти и местного самоуправления). Все они в совокупности составляют единую отрасль конституционного права.

В настоящее время в науке высказывается мнение, что ныне сформировалось конституционное судебно-процессуальное право. В данном случае можно говорить о конституционном правосудии как подотрасли российского конституционного права.

Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты. Институт права – это система норм, регулирующих .группу однородных общественных отношений (институт гражданства, институт прав и свобод человека и гражданина и т.д.). В институт конституционного права могут входить нормы, обладающие различной юридической силой (нормы Конституции РФ и текущего законодательства). Обычно выделяют простые и комплексные институты. В российском конституционном праве принято выделять четыре большие группы правовых институтов: нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство; нормы, регулирующие создание системы органов Российского государства и местного самоуправления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Классификация норм Конституции

Нормы Основного закона различаются по степени конкретности. Одни формулируют лишь основные положения и принципы — все, что, например, касается правосудия. Другие закрепляют права и свободы с пределами их ограничения. В этих случаях Конституция устанавливает только основы, в процессе реализации которых может возникать бесчисленное разнообразие вариантов поведения. И тогда требуется один или даже несколько законов или других актов, устанавливающих порядок и процедуры их применения. Некоторые конституционные нормы содержат более или менее конкретные предписания, например, ограничения депутатского статуса, для которых необходимы лишь небольшие процедурные уточнения.

В процессе конкретизации большинства норм из этих двух групп применяется общедозволительный или диспозитивный метод правового регулирования, основанный на принципе «разрешено все, что не запрещено законом». Но при этом государство все равно не вполне свободно в своей конкретизирующей деятельности. Во-первых, потому что практически в любой конституционной норме заложены «тонкие материи» — понятия и значения, которые не могут трактоваться произвольно в зависимости от сиюминутных прихотей чиновников и депутатов парламента. Например, термин «собираться» (статья 31, свобода собраний) не может быть сведен до значения одиночного незаявляемого пикета, потому что глагол «собираться» любой толковый словарь и здравый смысл трактуют как сосредоточение группы людей в одном месте. Во-вторых, Конституция устанавливает внутренние и внешние пределы ограничения прав и свобод, которые не могут быть расширены и истолкованы произвольно. Для той же статьи 31 Конституции внешним ограничением является запрет на нарушение в ходе реализации этого права прав других лиц (часть 3 статьи 17), а внутренним (имманентным) ограничением — мирный характер публичного мероприятия и отсутствие у его участников оружия. Любые другие ограничения, выходящие за эти пределы, нарушают существо основного права.

Еще одна часть конституционных норм сформулирована предельно конкретно — «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства» или «если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора», и эти нормы действуют напрямую. Поэтому любые попытки их конкретизации, за исключением усиления запрета или установления ответственности за его неисполнение, должны восприниматься как искажение конституционного смысла.

В конституции любой страны также присутствует еще одна разновидность норм — так называемые «статутные» нормы, устанавливающие компетенцию государственных органов, включая разграничение полномочий. По отношению к ним описанные выше правила применяться не могут. Более того, в этом случае действует совершенно другой, разрешительный, метод  метод правового регулирования, основанный на диаметрально противоположном принципе — «разрешено только то, что разрешено», и ничего другого.
[tag:teaser:81]
То есть никакого разнообразия действий и никаких иных вариантов поведения, кроме установленных законом, не существует. Поэтому там, где речь идет о статусе государственно-властных субъектов, перечень их полномочий носит закрытый характер, не может быть изменен, дополнен, расширен или ограничен. Для них Конституция является ϲʙᴏего рода «стоп-сигналом» — больше или иначе того, что в ней записано, делать не позволено. Стоит вспомнить, что судья Конституционного суда Виктор Лучин указал (особое мнение к постановлению Конституционного суда РФ от 31. 07.1995 № 10-П) на недопустимость распространять принцип «разрешено все, что не запрещено» на сферу действия публичной власти.

Поскольку норма части 1 пункта «г» статьи 102 Конституции является нормой статутной, то отсюда следует, что никто иной, кроме Совета Федерации, ни в каких целях и ни при каких условиях не может принять решение о возможности использования российского воинского контингента за пределами страны. Такое правило было установлено специально в противовес советским традициям «оказания международной помощи» на основе преамбулы Конституции, в которой Россия осознается как часть мирового сообщества, а в качестве конституционных целей государства утверждаются права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Основной закон изначально не предполагал возможности каких-либо военных операций за пределами России, кроме действий по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности на основе международных договоров. А исключительное полномочие Совета Федерации являлось специальным ограничителем власти президента как верховного главнокомандующего в системе сдержек и противовесов, в которой палата парламента должна была выступать барьером от необоснованного использования российской армии для внешнего вмешательства.

Елена Лукьянова, д. ю. н., профессор ВШЭ, директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты РФ

Разъяснения прокуратуры. Официальный портал Администрации города Омска

О новом перечне доходов для удержания алиментов

18 января 2022 года, 17:15

Разъяснения в сфере нарушений трудового законодательства и норм трудового права

12 января 2022 года, 12:21

О назначении страховой пенсии по старости в автоматическом режиме

23 декабря 2021 года, 16:03

О новых правилах оплаты выходных для ухода за детьми-инвалидами

23 декабря 2021 года, 15:55

Увеличен срок лекарственного обеспечения граждан с сердечно-сосудистыми заболеваниями

23 декабря 2021 года, 15:52

О порядке получения инвалидами средств реабилитации и других мер поддержки

23 декабря 2021 года, 15:45

О новых гарантиях труда социально незащищенных категорий граждан

23 декабря 2021 года, 15:36

Об электронных больничных листах

23 декабря 2021 года, 15:26

Разъяснения об изменениях в Федеральном законе «Об оружии»

23 декабря 2021 года, 15:17

Об ответственности за фиктивную регистрацию иностранного гражданина

20 декабря 2021 года, 13:24

Об ответственности за склонение к употреблению наркотических средств

20 декабря 2021 года, 13:15

Уголовная ответственность за нарушение норм охраны труда

16 декабря 2021 года, 17:11

Об уголовной ответственности за мелкое взяточничество

14 декабря 2021 года, 13:48

О новом порядке приема на обучение по образовательным программам

14 декабря 2021 года, 12:55

Об уголовной ответственности за создание вредоносных программ

14 декабря 2021 года, 12:48

О сверхурочном труде многодетных и одиноких родителей

13 декабря 2021 года, 14:08

Семьи с детьми могут не платить НДФЛ при продаже квартиры

13 декабря 2021 года, 14:01

О защите трудовых прав граждан

08 декабря 2021 года, 14:47

О подарках врачам и учителям

24 ноября 2021 года, 14:22

О плановых проверках организаций

18 ноября 2021 года, 17:47

Следующий

Сами себе закон – Газета Коммерсантъ № 6 (6727) от 16.

01.2020

Включение в Конституцию нормы о приоритете Основного закона над нормами международного права, предложенное вчера президентом Владимиром Путиным, требует тонкой юридической техники и может затянуться. Ст. 15 входит в первую главу Конституции, а ее изменение требует созыва Конституционного собрания, закон о котором до сих пор не принят. Впрочем, само направление юридической мысли Кремля показывает, что Россия воспринимает США, где такой приоритет реализован наиболее полно, как образец для подражания, хотя крупнейший торговый партнер РФ — Европейский союз — придерживается верховенства международного права над национальными.

Владимир Путин в послании предложил закрепить приоритет Конституции перед международными договорами, чтобы «прямо гарантировать приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве». «Это означает буквально следующее: требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции»,— добавил Владимир Путин.

Сейчас четкий приоритет международного права закреплен в первую очередь у стран, являющихся членами Европейского союза, и именно в части права этого объединения.

В Германии соглашения, требующие ратификации парламентом, рассматриваются как равные национальному праву. Во Франции закреплен приоритет международных соглашений при условии, что другие их участники также придерживаются записанных условий, однако вопрос о приоритете над конституцией страны остается дискуссионным: Конституционный и Верховный суды рассматривают конституцию как имеющую приоритет над международным правом, однако в случае расхождений с правом ЕС конституция страны должна быть изменена.

Наиболее выраженный же приоритет национального права реализован в США.

Американская конституция не может быть ограничена или изменена в соответствии с требованиями какого-либо международного акта. При этом четкого закрепления первенства национального права над международным в основном законе США не записано, но из практики следует, что Конгресс США может принимать нормы, противоречащие международным соглашениям, суды также последовательно уклоняются от применения международных норм, ссылаясь на федеральное законодательство или законодательство штата, а Верховный суд США не рассматривает международные нормы как обязательные к исполнению. «Послание президента подтвердило очевидный тезис: США — это образец для россиян. Владимир Путин предлагает принять условно американскую модель,— прокомментировал предлагаемые изменения старший партнер КА Pen & Paper, экс-сенатор Константин Добрынин,— но прежде, чем отказываться от международных обязательств, необходимо иметь репутацию конструктивного центра силы в современном мире и укреплять мировой порядок».

На практике основным следствием закрепления приоритета конституции, по оценке эксперта, может стать отказ от исполнения постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). «Это и сейчас не так сложно, но у тех, для кого ЕСПЧ является последней надеждой, не будет сильного аргумента, а государству не надо будет притворяться»,— поясняет господин Добрынин. «ЕСПЧ в среде российских юристов называется «пятой инстанцией правосудия», и это очень не нравится нашим властям. При этом уже есть постановление №27-П от 6 декабря 2013 года, по которому Конституционный суд может разрешить вопрос о применимости законодательных норм, которые препятствуют исполнению постановления ЕСПЧ, но не были ранее признаны неконституционными. Поэтому сегодняшние декларации в первую очередь касаются политики внутренней, а уж только потом внешней»,— считает он.

Однако для реализации этой идеи придется внести изменения в ч. 4 ст. 15 Конституции (в ней установлен приоритет международного права), но, поскольку это первая глава Основного закона, для замены ее текста потребуется созыв Конституционного собрания. При этом федерального конституционного закона о нем «до сих пор нет и не предвидится, установить же приоритет Конституции над любыми международными договорами можно только таким образом, а не путем проведения некоего опроса или голосования граждан», говорит господин Добрынин. И даже изменение Конституции не повлечет автоматического выхода, приостановления или прекращения действия международных договоров РФ: такого основания нет в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Наоборот, там содержится норма о недопустимости ссылаться на внутригосударственное право при неисполнении условий договора. «У РФ, как у суверенного государства, есть право на односторонний выход, но тогда последуют решительные возражения другой стороны, ноты протеста, а это приведет к охлаждению отношений, от чего экономика уж точно не выиграет; это путь Ирана и КНДР»,— добавляет Константин Добрынин.

Татьяна Едовина

Послание президента Федеральному собранию прямо в день оглашения привело к изменениям в российской политической системе, и оказалось, что это только начало. Конституционные поправки, анонсированные президентом, предполагают усиление парламента, снижение роли правительства и усиление губернаторов — президент также предложил вписать в основной закон Государственный совет, в который по должности входят главы регионов. Источники и эксперты “Ъ” считают, что изменения могут быть связаны с выборами президента в 2024 году, в которых сам господин Путин, вероятно, участвовать не будет.

Читать далее

Кто может разъяснить федеральный закон, иной нормативный правовой акт, а также подтвердить их юридическую силу? :: Министерство юстиции Российской Федерации

В соответствии с теорией права разъяснение (толкование) нормативных правовых актов осуществляется государственным органом, которым принят (издан) соответствующий акт, или в рамках судебного производства при рассмотрении конкретных обстоятельств дела.

Кроме того, официальные разъяснения законодательства Российской Федерации, а также особенности его применения могут содержаться в постановлениях, определениях Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Отмечаем, что вопрос разъяснения норм федерального закона, принятого в Российской Федерации, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, в постановлении от 17 ноября 1997 г. № 17-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что разъяснения соответствующих норм федеральных законов являются официальными государственными предписаниями, обязательными для исполнения, адресованными персонально не определенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Кроме того, разъяснения содержат конкретизирующие нормативные предписания, общие правила, имеющие нормативный правовой характер и притом наделенные той же юридической силой, что и разъясняемые ими акты – федеральные законы.

Следовательно, разъяснение должно приниматься, подписываться и обнародоваться в том же порядке, что и разъясняемый им законодательный акт.

Если же разъяснение принято без соблюдения требований статей 105, 106, 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться аутентичным официальным разъяснением закона.

Таким образом, вопросы, связанные с неоднозначным пониманием правоприменителями положений федерального закона Российской Федерации подлежат урегулированию Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для принятия федеральных законов.

Касаемо действия (юридической силы) нормативных правовых актов Российской Федерации полагаем возможным отметить, что соответствие документов (в том числе нормативных правовых актов) установленным требованиям, оценка корректности их оформления (в том числе в части соответствия обязательным или рекомендательным нормам и правилам) и их юридическая сила могут быть определены органом, составившим (издавшим, принявшим) такой документ, или соответствующим судом.

Другие вопросы по теме
  • Куда сообщить о преступлении?
  • Что делать, если правоохранительные органы отказываются возбуждать уголовное дело?
  • Подлежат ли государственной регистрации в Минюсте России нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации?
  • Что такое портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации»? И как можно осуществлять поиск нормативных правовых актов на нем?
  • О порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов
  • Подлежит ли применению постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», поскольку нарушена процедура его принятия и вступления в силу, в том числе процедура опубликования
  • О разъяснениях положений законодательства Российской Федерации, касающихся использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» в фирменных наименованиях юридических лиц
  • О разъяснениях положений законодательства Российской Федерации, касающихся использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» в наименованиях некоммерческих организаций
  • Подлежит ли применению постановление Правительства Российской Федерации от 06. 05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», поскольку нарушена процедура его принятия и вступления в силу, в том числе процедура опубликования
  • Считаю, что действующая Конституция Российской Федерации принята неправомерно, да и вообще на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. голосовали за какой-то «проект», а не за Конституцию. Так ли это?
  • Должна ли проставляться печать с изображением Государственного герба Российской Федерации на официальных документах государственных органов, удостоверениях сотрудников государственных органов? Должна ли она соответствовать требованиям ГОСТ Р 51511-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования»?
  • Как получить копию Конституции Российской Федерации. Куда обратиться?
  • Я, как гражданин Российской Федерации, хочу участвовать в управлении делами государства и быть субъектом законодательной инициативы. Почему я не могу писать законопроекты и вносить их в Государственную Думу как депутаты и сенаторы?

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

Действующая Конституция составлена из нескольких источников. Главными из них были проект Конституционной комиссии Верховного Совета Российской Федерации и проект, подготовленный Конституционным совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации.

В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект основного закона и был вынесен на всенародное голосование.

Референдум по принятию новой Конституции состоялся 12 декабря 1993 г. В нем приняли участие более 58 миллионов россиян, или почти 55 % зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 33 миллиона избирателей (58,4%).

Конституция официально вступила в силу 25 декабря 1993 г. в день ее опубликования.

Конституция Российской Федерации существенно изменила структуру высших органов государственной власти. В ней закреплен принцип разделения властей, сделан серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. Нормам Конституции впервые в истории нашей страны было придано прямое действие. Это значит, что любой человек может защитить свои права, ссылаясь на конституционные нормы, а судебные и иные государственные органы при рассмотрении дел и решений спорных вопросов должны руководствоваться, прежде всего, нормами основного закона.

Основной закон провозгласил Президента Российской Федерации главой государства и возложил на него обязанности по защите Конституции, прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Являясь основным документом государства, нормы Конституции не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении. Все законы, принимаемые на территории нашей страны, не должны ей противоречить, в противном случае они подлежат отмене.

С 1996 по 2008 год в Конституцию был внесен ряд изменений, связанных с укрупнением субъектов Федерации, а также изменением их названий.

30 декабря 2009 г. в Основной закон были внесены более существенные поправки. Они были предусмотрены Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

В 2014 году в Конституцию вносились изменения в связи с объединением Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ, в связи с принятием в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В июле 2005 года День Конституции России был отнесен к памятным датам.

Начиная с 2013 года по поручению Президента Российской Федерации 12 декабря проводится общероссийский день приема граждан. В регионах Северо-Западного федерального округа в День Конституции Российской Федерации молодым россиянам в торжественной обстановке вручаются паспорта.

(Использована информация Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина и РИА Новости)

Юрист объяснил поправку о приоритете Конституции над международным правом

https://ria.ru/20200703/1573849960.html

Юрист объяснил поправку о приоритете Конституции над международным правом

Юрист объяснил поправку о приоритете Конституции над международным правом — РИА Новости, 03.07.2020

Юрист объяснил поправку о приоритете Конституции над международным правом

Поправка, запрещающая исполнять международные договоры, если они противоречат Конституции РФ, не повлияет на отношения России и Европейского суда по правам. .. РИА Новости, 03.07.2020

2020-07-03T14:05

2020-07-03T14:05

2020-07-03T14:05

голосование по поправкам в конституцию

в мире

европейский суд по правам человека (еспч)

конституция рф

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/06/13/1573176642_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_a0494c3c1296720ed178f04e22519578.jpg

МОСКВА, 3 июл — РИА Новости. Поправка, запрещающая исполнять международные договоры, если они противоречат Конституции РФ, не повлияет на отношения России и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), считает советник Федеральной палаты адвокатов Евгений Рубинштейн.Соответствующую поправку планируется ввести в статью 79 Конституции, в новой редакции будет такое положение: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». «Поправка в статью 79 Конституции РФ вряд ли может привести к снижению количества подаваемых гражданами России или их адвокатами жалоб в ЕСПЧ», — сказал РИА Новости Рубинштейн.Он напомнил, что еще в 2015 году Конституционный суд (КС) РФ вынес постановление о праве РФ не исполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат конституции. Однако с тех пор количество жалоб только растет.»По сравнению с 2017 годом количество жалоб против России практически удвоилось. А самый низкий показатель был в 2017 году, и связан он с реформой ЕСПЧ системы работы с жалобами, ужесточением процесса подачи и критериев отсева неправильно оформленных жалоб», — отметил адвокат.Таким образом, подчеркнул он, постановление КС не оказало никакого влияния на количество подаваемых россиянами жалоб.»Закрепление положения о неисполнении решений межгосударственных органов в случае их противоречия Конституции РФ в основном законе является юридико-техническим моментом — положение перекочевало из постановления Конституционного суда РФ в Конституцию РФ. Порядок реализации этого положения предусмотрен упомянутым постановлением. Поэтому никакого содержательного влияния на взаимоотношения с ЕСПЧ, умаления или повышения авторитета ЕСПЧ такая поправка оказать не может. Справедливости ради следует отметить, что подобные положения закреплены в конституциях некоторых европейских стран, например, в Германии. И, насколько нам известно, такая норма не ограничила ни право на подачу жалоб в ЕСПЧ, ни взаимоотношения с ЕСПЧ», — добавил Рубинштейн.Венецианская комиссия Совета Европы, высказывая своё мнение о поправке в Конституцию РФ по решениям ЕСПЧ, рекомендовала удалить предлагаемое дополнение к статье 79 конституции (о международных отношениях) или изменить ее формулировку. Комиссия указала, что Россия приняла политическое решение вступить в Совет Европы и остаться членом этой организации. Ратифицировав ЕСПЧ и признав юрисдикцию Страсбургского суда, она взяла на себя обязательство исполнять решения суда, говорится в сообщении.

https://ria.ru/20200703/1573836978. html

россия

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/06/13/1573176642_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_ba36928ec5d1479e3c2a8f87de99d776.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

в мире, европейский суд по правам человека (еспч), конституция рф, россия

МОСКВА, 3 июл — РИА Новости. Поправка, запрещающая исполнять международные договоры, если они противоречат Конституции РФ, не повлияет на отношения России и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), считает советник Федеральной палаты адвокатов Евгений Рубинштейн.

Соответствующую поправку планируется ввести в статью 79 Конституции, в новой редакции будет такое положение: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

«Поправка в статью 79 Конституции РФ вряд ли может привести к снижению количества подаваемых гражданами России или их адвокатами жалоб в ЕСПЧ», — сказал РИА Новости Рубинштейн.

Он напомнил, что еще в 2015 году Конституционный суд (КС) РФ вынес постановление о праве РФ не исполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат конституции. Однако с тех пор количество жалоб только растет.

«По сравнению с 2017 годом количество жалоб против России практически удвоилось. А самый низкий показатель был в 2017 году, и связан он с реформой ЕСПЧ системы работы с жалобами, ужесточением процесса подачи и критериев отсева неправильно оформленных жалоб», — отметил адвокат.

3 июля 2020, 11:35Голосование по поправкам в КонституциюЦИК утвердил результаты голосования по поправкам в Конституцию

Таким образом, подчеркнул он, постановление КС не оказало никакого влияния на количество подаваемых россиянами жалоб.

«Закрепление положения о неисполнении решений межгосударственных органов в случае их противоречия Конституции РФ в основном законе является юридико-техническим моментом — положение перекочевало из постановления Конституционного суда РФ в Конституцию РФ. Порядок реализации этого положения предусмотрен упомянутым постановлением. Поэтому никакого содержательного влияния на взаимоотношения с ЕСПЧ, умаления или повышения авторитета ЕСПЧ такая поправка оказать не может. Справедливости ради следует отметить, что подобные положения закреплены в конституциях некоторых европейских стран, например, в Германии. И, насколько нам известно, такая норма не ограничила ни право на подачу жалоб в ЕСПЧ, ни взаимоотношения с ЕСПЧ», — добавил Рубинштейн.Венецианская комиссия Совета Европы, высказывая своё мнение о поправке в Конституцию РФ по решениям ЕСПЧ, рекомендовала удалить предлагаемое дополнение к статье 79 конституции (о международных отношениях) или изменить ее формулировку. Комиссия указала, что Россия приняла политическое решение вступить в Совет Европы и остаться членом этой организации. Ратифицировав ЕСПЧ и признав юрисдикцию Страсбургского суда, она взяла на себя обязательство исполнять решения суда, говорится в сообщении.

Ответы посла Антонова на вопросы СМИ о предлагаемых поправках в Конституцию РФ

Вопрос: Представляется, что предлагаемая поправка в Конституцию РФ закрепляет приоритет российского внутригосударственного права над международным правом. Это может затронуть обязательства России по ее международным договорам, в том числе соглашениям о контроле над вооружениями, а также международным контрактам.

Ответ: Поправка никоим образом не изменяет и не отменяет статью 15 Конституции, которая гласит, что в случае противоречия между национальным законодательством и нормами действующих международных договоров Российской Федерации применяются правила, установленные такими договорами. .
Все обязательства России по международному праву, в том числе вытекающие из ее международных договоров, остаются в силе и пересмотру не подлежат.

Вопрос: Если да, то в чем суть поправки в Конституцию?

Ответ: Данная поправка предусматривает, что решения межгосударственных органов, принятые по толкованию международного договора Российской Федерации, противоречащие Конституции, а также решения иностранных или международных судов и арбитражей не подлежат исполнению.
Конституционный суд Российской Федерации получит компетенцию определять возможности исполнения таких судебных решений. Наша страна продолжает выполнять свои международные обязательства, сохраняя конституционный стержень своей правовой системы.
Вносимые поправки дополняют нормы, закрепляющие высшую юридическую силу Конституции на всей территории Российской Федерации. Это означает, что Россия может вступить в межгосударственные союзы и передать им часть своей компетенции, если это не приведет к ограничению прав и свобод человека и если это не противоречит конституционному стержню нашей страны.
По своей сути новинка лишь актуализирует нормы российского права в соответствии с действующей правоприменительной практикой. Последнее уже нашло отражение в законодательстве других стран, в том числе США. Например, несмотря на то, что прямо не закреплено в Конституции США, такие положения встречаются в американских судебных прецедентах – в судебных решениях (Medellin v. Texas, 2008). ; Рид против Коверта, 1956–1957).
Такие нормы инкорпорированы в конституционное право других стран (Австрии, Финляндии, Грузии, Германии, Италии, ЮАР, Великобритании). Например, нормы немецкого и итальянского конституционного права предусматривают, что решения международных судебных органов не могут быть исполнены безоговорочно, без учета норм конституции и органических актов. Более того, это утверждение часто подтверждается верховным судом соответствующей страны.

Государственные символы Российской Федерации


Федеральный конституционный закон
Российской Федерации

О Государственном гимне Российской Федерации

Федеральным конституционным законом устанавливаются текст, музыка и порядок официального использования Государственного гимна Российской Федерации.

Статья 1. В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации утвердить музыку и слова Государственного Гимна Российской Федерации согласно Приложениям 1 и 2 к настоящему Положению.

Статья 2. Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.
Государственный Гимн России может быть исполнен в оркестре, хоре, оркестре/хоре или в любом другом вокально-инструментальном исполнении.При этом могут быть использованы аудио- и видеозаписи, а также теле- и радиопередачи.
Государственный Гимн России должен исполняться в строгом соответствии с утвержденным музыкальным оформлением и редакцией.

Статья 3. Государственный гимн Российской Федерации исполняется:
при вступлении в должность Президента Российской Федерации, после принесения Президентом присяги;
при вступлении в должность глав органов государственной власти субъектов Российской Федерации и глав органов местного самоуправления;
при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и сессий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
при проведении официальной церемонии поднятия Государственного Флага Российской Федерации и других официальных церемониях;
при проведении церемоний встречи и проводов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также руководителей межправительственных и межгосударственных органов, прибывающих в Российскую Федерацию с официальным визитом, в соответствии с дипломатическим протоколом ;
во время воинских обрядов, согласно общевойсковым уставам ВС РФ.
Государственный гимн России можно исполнять:
при открытии памятников и памятных знаков;
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации; №
во время любых других торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными структурами.

Статья 4. Государственный Гимн России транслируется общественными телерадиокомпаниями:
ежедневно — перед началом и окончанием вещания, а при круглосуточном вещании — в 6:00.м. и 00:00 по местному времени;
в новогоднюю ночь, после трансляции боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 12:00 по местному времени.

Статья 5. При проведении официальных мероприятий в зарубежных странах Государственный гимн Российской Федерации исполняется в соответствии с правилами, установленными МИД России, с учетом традиций страны пребывания.

Статья 6. Государственный Гимн России исполняется во время официальных церемоний проведения спортивных мероприятий в России и за рубежом в соответствии с правилами проведения этих мероприятий.

Статья 7. При официальном исполнении Гимна России присутствующие слушают его стоя, мужчины не носят головные уборы.
Если исполнение Гимна России сопровождается поднятием Государственного флага России, присутствующие поворачиваются к флагу.
Исполнение Государственного гимна Российской Федерации в воинских частях, военных кораблях и судах регулируется общими воинскими уставами Российской Федерации.

Статья 8. Использование Государственного гимна Российской Федерации в иных музыкальных произведениях и иных произведениях искусства допускается только в случаях и порядке, установленных Президентом Российской Федерации.

Статья 9. Исполнение и использование Государственного гимна Российской Федерации в нарушение настоящего Федерального конституционного закона, а также осквернение Государственного гимна Российской Федерации влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 11. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу после его официального опубликования.

Президент России
В. Путин

Москва, Кремль
25 декабря 2000 г.
 3-FCL
 

Путин приказывает внести изменения в Конституцию, позволяющие ему править до 2036 года | Новости Владимира Путина

Давний шаг президента был сделан после того, как избиратели одобрили неоднозначные изменения в ходе недельного плебисцита.

Президент России Владимир Путин распорядился внести в Конституцию России поправки, которые позволят ему оставаться у власти до 2036 года, после того, как избиратели одобрили поправки в ходе недельного плебисцита.

Согласно обнародованной в пятницу копии постановления правительства РФ, поправки вступят в силу в субботу.

«Поправки вступают в силу. Они вступают в силу, не преувеличивая, по волеизъявлению народа», — сказал Путин после подписания указа о пересмотре конституции.

«Это важное решение мы приняли вместе, как страна», — сказал президент России в ходе видеоконференции с депутатами, работавшими над поправками.

Изменения позволяют Путину баллотироваться еще на два шестилетних срока после того, как его текущий срок истекает в 2024 году, но также запрещают однополые браки, упоминают «веру в Бога как основную ценность» и подчеркивают примат российского права над международным. норм.

В январе Путин предложил внести поправки в Конституцию и настоял на вынесении формулировок о его кандидатуре на должность и других темах на общероссийское голосование, которое не требовалось по закону после того, как поправки были одобрены российским парламентом и утверждены Конституционным судом страны. .

Сообщено о нарушениях

Голосование граждан изначально было запланировано на 22 апреля, но было перенесено из-за пандемии коронавируса.

Голосование завершилось в среду на фоне многочисленных сообщений о давлении на избирателей и других нарушениях.

критика Кремля осудили результаты плебисцита — 78 процентов голосов «за» и почти 68-процентную явку — как сфальсифицированные и подрывающие легитимность поправок.

Председатель Центризбиркома Элла Памфилова отвергла обвинения в пятницу, заявив, что результаты голосования являются «достоверными», а их легитимность «бесспорной».

«Голосование прошло максимально прозрачно», — сказала она.

Вячеслав Володин, спикер Государственной Думы, нижней палаты российского парламента, заявил в пятницу, что законодатели немедленно приступят к работе над законопроектами, реализующими поправки, не прерывая своих традиционных летних каникул.

Путин подписывает закон, позволяющий ему еще два срока быть лидером России

МОСКВА (AP) — Президент России Владимир Путин в понедельник подписал закон, позволяющий ему потенциально оставаться у власти до 2036 года. .

Конституционное голосование 1 июля включало положение, которое сбрасывало предыдущие ограничения срока Путина, позволяя ему баллотироваться в президенты еще два раза. Это изменение было проштамповано подконтрольным Кремлю законодательным органом, и соответствующий закон, подписанный Путиным, был размещен в понедельник на официальном портале правовой информации.

68-летний президент России, находящийся у власти более двух десятилетий — дольше, чем любой другой кремлевский лидер со времен советского диктатора Иосифа Сталина, — сказал, что позже решит, баллотироваться ли снова в 2024 году, когда его нынешние шесть- год заканчивается срок.

Он утверждал, что сброс подсчета сроков был необходим, чтобы его помощники сосредоточились на своей работе, а не «бросали глаза в поисках возможных преемников».

Конституционные поправки также подчеркивали примат российского права над международными нормами, запрещали однополые браки и указывали на «веру в Бога» как на основную ценность. Почти 78% избирателей одобрили конституционные поправки во время голосования, которое длилось неделю и завершилось 1 июля.Явка составила 68%.

По итогам голосования российские законодатели методично модифицировали национальное законодательство, приняв соответствующие законы.

Оппозиция раскритиковала конституционное голосование, утверждая, что оно было запятнано многочисленными сообщениями о давлении на избирателей и другими нарушениями, а также отсутствием прозрачности и препятствиями, препятствующими независимому наблюдению.

За несколько месяцев, прошедших после голосования, Россия посадила в тюрьму самого видного оппозиционного деятеля страны Алексея Навального,

44-летний Навальный был арестован в январе по возвращении из Германии, где он пять месяцев лечился от нерва отравление агентом, которое он винит в Кремле.Российские власти отвергли это обвинение.

В феврале Навальный был приговорен к 2,5 годам лишения свободы за нарушение условий испытательного срока во время выздоровления в Германии. Приговор вытекает из обвинительного приговора 2014 года за хищение, который Навальный отверг как сфабрикованный и который Европейский суд по правам человека признал незаконным.

Его команда говорит, что Навальный значительно похудел еще до того, как в среду объявил голодовку в знак протеста против неспособности властей обеспечить надлежащее лечение его болей в спине и ногах.

Навальный пожаловался на то, что администрация колонии отказывается дать ему надлежащие лекарства и допустить к нему врача. Он также возражал против ежечасных проверок, которые охранник проводит по ночам, заявив, что это равносильно лишению сна.

В своем посте в Instagram в понедельник Навальный сообщил, что у троих из 15 человек в его комнате в колонии диагностирован туберкулез. Он отметил, что у него сильный кашель и температура 38,1 по Цельсию (100,6 по Фаренгейту).

Позже в понедельник газета «Известия» опубликовала заявление Государственной службы исполнения наказаний о том, что Навальный был переведен в санитарную часть колонии после того, как при обследовании у него были обнаружены «признаки респираторного заболевания, в том числе высокая температура.

В едкой записке Навальный сказал, что он и другие заключенные изучили уведомление о профилактике туберкулеза, в котором подчеркивалась важность укрепления иммунитета с помощью сбалансированного питания — совет, который контрастировал с тюремным пайком «клейкой каши и замороженной картошки».

Конституционный Суд Российской Федерации подтверждает, что Конституция Российской Федерации не допускает временного применения положений международных договоров об урегулировании споров между инвесторами и государством

Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) вынес решение от 24 декабря 2020 года, в котором Конституционный суд РФ подтвердил принципы конституционного права Российской Федерации, касающиеся разделения властей и согласия на урегулирование споров между инвесторами и государством (УСИГ).

УСИГ — это тип арбитража, посредством которого частные инвесторы предъявляют претензии к иностранным государствам, обычно требуя компенсации за предполагаемый ущерб, причиненный в результате суверенных действий иностранного государства. Дела об УСИГ рассматриваются частными арбитрами, а не национальными судами, если иностранное государство недвусмысленно дало согласие на УСИГ в международном договоре или другом документе.

Как подтверждено в постановлении ГК РФ, несмотря на то, что исполнительная власть Российской Федерации имеет право подписывать и временно применять международные договоры от имени Российской Федерации, исполнительная власть не может использовать это полномочие для изменения или обхода норм, подлежащих принимается в законодательном порядке Федеральным Собранием (парламентом России).Исходя из принципа разделения властей, некоторые вопросы могут регулироваться только посредством законодательных процедур, осуществляемых демократически избранным парламентом, и не могут быть делегированы исполнительной власти.

Юрисдикция российских судов является прекрасным примером одного из этих вопросов, как далее пояснил РФСК. Таким образом, органы исполнительной власти не могут временно применять положения УСИГ международных договоров, не ратифицированных российским парламентом, что переводило бы споры против государства из юрисдикции российских судов в ведение трибуналов УСИГ. В рамках российской правовой системы российский парламент имеет исключительное право санкционировать УСИГ, например, путем ратификации договора, содержащего положение УСИГ. Наконец, КК РФ подтвердил в соответствии с действующим законодательством, что российский парламент не может делегировать это исключительное полномочие исполнительной власти, и даже конкретно пояснил, что это не сделано в законодательстве Российской Федерации об иностранных инвестициях.

Это решение РФКС имеет серьезные последствия для дела ЮКОСа, которое послужило поводом для ряда исков в соответствии с положениями УСИГ Договора к Энергетической хартии (ДЭХ).ДЭХ является многосторонней конвенцией, которая временно применялась российскими органами исполнительной власти, но так и не была ратифицирована российским парламентом. Примечательно, что сам ДЭХ предусматривает в статье 45(1), что стороны, подписавшие ДЭХ, временно не применяют ДЭХ полностью, а только «в той мере, в какой такое временное применение не противоречит его конституции, законам или постановлениям». Постановление РФЦП подтверждает, что временное применение положений ДЭХ об УСИГ не соответствовало Конституции и законам Российской Федерации, как неоднократно утверждала Российская Федерация.

Постановление РФСК также свидетельствует о том, что Российская Федерация никогда не давала согласия в соответствии с ДЭХ на арбитраж с частными истцами, такими как олигархи ЮКОСа или их офшорные подставные компании. В отсутствие такого согласия любые решения УСИГ, вынесенные против Российской Федерации, такие как решения, вынесенные по делу Hulley Enterprises против Российской Федерации о возмещении ущерба, превышающего 50 миллиардов долларов США плюс проценты, являются незаконными не только в соответствии с российским законодательством, но также в соответствии с международным правом и договоры о международных арбитражных решениях.

Российская Федерация — Конституционно-правовые основы — образование, образование, федеральное и право

Согласно статье 43 Конституции, принятой в 1993 году, каждый гражданин России имеет право на бесплатное образование. Это право включает бесплатное получение дошкольного, общего начального, общего среднего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях, а также доступ к бесплатному высшему образованию на конкурсной основе.Статья 44 указывает, что церковь отделена от государства и образование носит светский характер.

Закон об образовании, а также многочисленные законодательные и нормативные акты Российской Федерации, ее автономных республик и других административно-территориальных единиц наполняют содержание этих конституционных положений. Закон об образовании Российской Федерации был принят в 1992 году после распада Советского Союза. После долгих споров в 1996 году был принят его измененный вариант. Впоследствии соответствующие законы были приняты в автономных республиках.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации к основным принципам российского образования относятся: его гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности; единство федерального образовательного учреждения и защита национальных культур в поликультурном государстве; доступность образования и его способность адаптироваться к разным уровням развития и подготовки учащихся; светскость; свобода и плюрализм образования; демократичность управления и автономия учебных заведений. Установленные законом государственные образовательные стандарты включают в себя федеральный, а также национальный и региональный компоненты. Центральные (федеральные) органы формируют федеральную составляющую, которая определяет обязательный минимум содержания программы, максимальную учебную нагрузку и требования к выпускникам. Государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждается Верховным Советом (Думой) Российской Федерации.

Закон дополнительно определяет правовые основы системы образования в национальном масштабе, требования к учебному процессу и его содержанию, а также определяет основные цели образования.Согласно статье 8, система образования в России включала последовательные учебные планы и образовательные стандарты, сеть учебных заведений разного типа и систему органов управления. Организационно и юридически образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными или связанными с общественными и религиозными организациями).