Нормативно правовые акты делятся на – Классификация нормативно-правовых актов:

Нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону. Законами регулируются наиболее важные общественные отношения: они закрепляют общественный и государственный строй, основные права и свободы граждан и их обязанности, компетенцию центральных органов государственной власти и т.д. Подзаконные акты могут детализировать, конкретизировать нормы законов.

Законы, в свою очередь, делятся на виды. Среди всех законов особое место занимает Основной Закон, который называется Конституцией. Основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 г.

Так как Россия является федеративным государством, то в ней действуют федеральные законы и законы субъектов Федерации. Первые принимаются Федеральным Собранием (федеральным парламентом) и действуют на территории всей федерации. Вторые принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации и действуют только на территории данного субъекта Федерации. К примеру, закон, принятый Московской городской Думой, действует только на территории Москвы, так как город Москва согласно действующей Конституции России является субъектом Российской Федерации.

Федеральные законы в свою очередь делятся на два вида: конституционные и текущие. К

федеральным конституционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В особый вид выделяют также

кодифицированные законы — это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

  1. постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания — Государственной Думой и Советом Федерации;

  2. нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ о повышении размера пенсий или пособий

  • это нормативный правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто по- лучает пенсии или пособия;

  1. постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

  2. нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

В субъектах федерации помимо законов также принимаются и подзаконные нормативные акты. Как они называются, и какие органы их принимают, — определяется в конституциях или уставах соответствующих субъектов федерации.

В качестве источника права в Российской Федерации используются также нормативные договоры. В частности, источником норм международного права являются

международные договоры. Причем согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и нормам международного права принадлежит приоритет в отношении российского законодательства, т.е. если правила, предусмотренные российским законом, противоречат международному договору, заключенному Российской Федерацией, то применяются правила международного договора.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Определить, как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом за- коне. Например, новый Уголовный кодекс РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 г., а вступил в действие с 1 января 1997 г. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в «Российской газете» или

«Собрании законодательства Российской Федерации». Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, — по истечении 7 дней после опубликования.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиции, вступают в действие с момента регистрации.

Действие нормативного правового акта прекращается по истечении срока, на который он был принят, либо в связи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющего старый.

В ст. 54 Конституции РФ закреплено также правило о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что его действие не распространяются на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу. Закон же, смягчающий или устраняющий уголовную ответственность имеет обратную силу.

В соответствии с правилами действия нормативно-правовых актов в пространстве они распространяются на территорию, очерченную границами деятельности тех правотворческих органов, которыми были приняты. Например, акты, принятые федеральными органами, действуют на

территории всей федерации, а акты, принятые органами субъектов федерации, действуют только на территории данного субъекта федерации.

С территориальными границами действия нормативно-правовых актов тесно связано их действие по кругу лиц, означающее, на каких субъектов они распространяются. В соответствии с общим правилом нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного акта. Однако из этого правила есть исключения. Уголовное законодательство РФ распространяется также на граждан России, находящихся за пределами ее границ. Некоторые представители иностранных государств, находящиеся на территории России, например послы и главы государств и правительств, наделяются так называемым дипломатическим иммунитетом, означающим, что

в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

studfiles.net

2. Нормативно-правовые акты и их классификация

Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты – основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, исторически господствовали правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативный правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных – правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты; порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен взависимости от социальных потребностей.

Нормативным правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативные правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией.

Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативных правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения.

Государственным характером нормативные правовые акты отличаются от нормативных актов негосударственных организаций (уставы, партий, общественно-политических движений). Во-вторых, нормативные правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но неуполномочен на принятия указа или постановления. В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме, и представляют собой акт документ. В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия. В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.1

В этой связи нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты – это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативные правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностью результата, т.е. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативные правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения – применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.

Нормативные правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативно-правовых актов последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

Нормативный правовой акт – понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативные правовые акты целесообразно классифицировать, по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

По юридической силе различают: законы – акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты внешнего и акты внутреннего действия.

Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы – организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности. Это, например, Федеральный Конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995г.; Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997г. и др.1

Нормативные правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающих на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995г.; Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997г.

Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями, учреждениями и действующими в их рамках; предписания, принимаемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).

По субъектам, издающим (принимающим) нормативные правовые акты, последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций. При этом следует иметь в виду акты, принятые совместно несколькими государственными органами.

Последний вид нормативных правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и т.д.

С нормативными правовыми актами тесно связано понятие законодательства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя, кстати, его содержание весьма неоднозначно.

Законодательство – совокупность нормативных правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления.

Часто к законодательству относят все без исключения нормативные акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. В связи с усилением роли закона в регулировании общественных отношений и необходимостью подчинить закону, ведомственное нормативное регулирование нередко в специальной (юридической) и публицистической литературе высказывается мысль о том, что под законодательством следует понимать только совокупность законов. Именно их предлагается называть законодательными актами.

Наиболее верным представляется такое понимание законодательства, когда к нему относятся акты высших органов государственной власти и управления. Общефедеральное российское законодательство в этом случае представляет собой совокупность: 1) законов и иных нормативных правовых актов Федерального Собрания; 2) указов Президента Российской Федерации; 3) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Российское законодательство делится на определенные блоки в зависимости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому основанию выделяются гражданское законодательство, административное законодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законодательства.1

Существует множество классификаций законодательных актов. С точки зрения системного подхода, можно выделить системно-ориентированные акты и предметно-ориентированные акты.

Первые конструируют принципиальные положения и устанавливают в точном смысле «правила игры». Для подобных актов законодательства характерным является правовая завершенность конструкций, взаимосвязь и системность норм внутри акта в целом, внутри отдельных институтов, взаимосвязь между ними. Системно-ориентированные акты, в свою очередь, можно подразделить на акты системообразующие и акты системно-ориентированные в узком смысле слова. К числу первых можно отнести Конституцию и большинство кодексов. К числу вторых – законы об отдельных видах юридических лиц, о записях актов гражданского состояния, о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.

Основной критерий деления в данной классификации таков. Системно-ориентированные акты позволяют применять себя по аналогии, с использованием аналогии закона и аналогии права.

Строго говоря, за некоторыми исключениями, общественные отношения вполне могут быть урегулированы именно действиями таких актов законодательства, без помощи специальных, предметно-ориентированных актов. Этот вывод подтверждается, в частности, и тем обстоятельством, что многие из предметно-ориентированных актов, принятие которых запланировано, еще не приняты, но большого урона от их отсутствия для целостности правовой системы нет.

Акты предметно-ориентированные являют собой некоторые изъятия из установленных первыми общих правил игры и в этом смысле наиболее опасны для всей системы законодательства. Установление изъятий генетически присуще этим актам. Если бы они лишь поддерживали или дублировали тот или иной правовой режим, который установлен актами первой группы, то были бы просто не нужны.

Последние устанавливают укрупненный правовой режим тех или иных объектов, исходя из своей классификации этих объектов, построенной на существенных их признаках (вещи, ценные бумаги, действия, объекты исключительных прав и т.д.). Они охватывают все или почти все многообразие существующих объектов, требующих правового регулирования.

Акты же второй группы используют для выбора объекта своего регулирования в достаточной степени случайный критерий: законы о зерне, о семеноводстве, об автомобильных дорогах и т. д.

Системно-ориентированные акты, как правило, не могут отражать интересов каких-либо лоббирующих групп. Они формируют основы правовой системы и поэтому могут подвергаться только давлению, связанному с проникновением некоторых элементов иностранных правовых систем (уже хрестоматийный пример) — неоднократные попытки внедрения трастовых конструкций в отечественное законодательство. Масштабы и способы подобного давления нельзя недооценивать. Оно проявляется прежде всего, в таких сферах, как акционерное право, правовое регулирование рынка ценных бумаг и финансового рынка др.

Предметно-ориентированные акты – не меньшая по значимости и по объему, но направленная «изнутри» разрушительная сила. Под час единственной целью принятия таких актов является какой-либо узковедомственный интерес, направленный на получение различных выгод для этого ведомства и т.п.1

Существенным является вопрос о концепции закона. Для правильного построения концепции законопроекта необходимо определиться относительно его места в систему законодательства РФ. Если акт относится к числу предметно-ориентированных, то он не должен претендовать на конструирование каких-либо принципиальных, с точки зрения отрасли (или различных отраслей) права, положений. Напротив, не нарушая их, в нем следует в возможно более полном объеме сконцентрировать все разноотраслевые нормы и правила, имеющие узкоспециальный характер и принимаемые только к предмету данного акта. В связи с этим в отношении предметно-ориентированных актов должно быть полностью снято опасение, которое правомерно выдвигается при конструировании системно-ориентированных актов – опасение, связанное с перегруженностью акта подробностями и тонкостями технического характера.

Важность концентрации всех, в том числе и технических, правил в законодательном акте такого типа оправдана идеей о том, что подобным актом должны быть исчерпаны все вопросы необходимого правового регулирования избранного объекта. В противном случае самосуществование предметно-ориентированного акта становится непонятным. Концепция предметно-ориентированного акта должна строиться, исходя из положений, которые исключали бы существование иных специальных актов такого же уровня (а по возможности – и более низкого уровня) по тому же вопросу. Сам по себе он представляет специальное правило по отношению к правилам акта системно-ориентированного и в таком качестве не должен предполагать существование еще более специальных («суперспециальных») правил по тому же вопросу. Такие «суперспециальные» правила могут существовать только в одном виде – внесения изменений в специальный предметно-ориентированный акт.

Правовое регулирование, создаваемое нормативным актом, с точки зрения его объема и глубины, должно отвечать двум критериям: необходимости и достаточности.

Первая презумпция, из которой следует исходить, — презумпция недостаточности имеющегося правового регулирования по общим или сходным частным вопросам. В связи с этим нежно определиться относительно уже имеющегося нормативного материала, и, создавая новый, руководствоваться принципом нормативной экономии и разумного консерватизма. В силу специфики предмета регулирования следует исходить из того, что предметно-ориентированный акт должен содержать в основном специальные правила, в той или иной мере отличные от имеющегося правового регулирования по общим вопросам. Но такие специальные правила должны быть в полной мере приемлены, с точки зрения основных начал (принципов), той или иной отрасли.

Вторая презумпция предполагает необходимость подобного акта. Это означает, что имеют место, такие общественные отношения, которые в настоящее время либо вовсе не урегулированы правовыми нормами, либо сегодняшнее их регулирование неадекватно по тем или иным причинам уровню и сложности фактически существующих отношений. Разумеется, здесь не должно быть крайностей. Недопустимо избыточное или невостребованное практическими отношениями нормативное регулирование, как и регулирование отсутствующих или выдуманных отношений.

Рассмотрим предмет правового регулирования. Его свойства оказывают влияние на характер правового регулирования отношений по поводу того или иного предмета. Поэтому первоначальной задачей является выяснение значимых, с точки зрения права, признаков интересующего нас предмета.1

Возможность применения всего имеющегося правового инструментария к регулированию отношений по поводу того или иного предмета существенно облегчит задачу законодателя, будет способствовать сохранению системности, непротиворечивости и целостности законодательства.

studfiles.net

Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

Поиск Лекций

Классификация НПА производится по различным основаниям: по юр. силе, по содержанию, по объему и хар-ру действия, по субъектам их издающим.

Юридическая сила – место НПА в иерархии НПА – это соответствие соподчиненности НПА нижестоящими органами нижестоящих.

По юр. силе все НПА делятся на законы и подзаконные акты. Юр. сила НПА явл. наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе гос. нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества НПА вышестоящих правотворческих оргнаов обладают высшей юр. силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение НА, издаваемых вышестоящими органами.

Закон— правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главный источник права в современном мире — закон. Является основным источником права в странах континентальной правовой системы.

Признаки:

— Содержит нормы права.

— Принимается высшим органом государственной власти.

— Регулирует наиболее значимые общественные отношения.

— Обладает высшей юридической силой — а) невозможность признания его утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который его принял; б) содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

— Является фундаментальным юридическим документом — служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими орагнами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. ислу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. В свою очередь законы подразделяются на конституц. и обыкновенные. Конституц. законы определяют начала гос. и общ. строя, правовое положение личности и организации. Среди законов прослеживается след. иерархия(в РФ):

1) Конституция — основной закон государства, является основой всего законодательства России. Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с К.

2) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ).

Федеральный закон (ФЗ).

4) Законодательство субъектов РФ.

Подзаконные акты — это издаваемые на основе и во исполнение законов правотворческие акты компетентных органов, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивид. интересов. По своему содержанию подз. акты явл. актами различных органов исполнит. вл. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, метсные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подз. акты. Это НПА общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр. силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной вл. Они исходят от През. или Главы Прав-ва. Существует 2 разновидности общих подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента РФ — ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут быть нормативными и ненормативными. Они обязат. для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить К. и законам. Они регламентируют различные сторооны общ. жизни, связанные с гос. управлением

Постановления и распоряжение Правительства РФ — постановления принимаются по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на основании К., ФЗ,… нормативных Укавзов През. и обязательны к исполнению на территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены През. Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

2. Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы исполн. вл. и орагны местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Акты органов местного самоупр. устанавливают статус муницип. территории и еее органов, налоги и сборы, правила местного хар-ра и др. вопросы местного значения. Нормативные акты органов местного самоуправления — акты представительных органов, акты глав администраций районов, городов, муниципалитетов, акты принимаемые на референдуме.

3. Ведомственные НПА (приказы, интсрукции) – это НПА общего действия, но они распростран. только на ограниченную сферу общ. отношений (таможенные, банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и ведомствами

4. Внутриорганизационные (корпорационные) НПА Локальные нормативные акты, которые регулируют внутреннюю жизнь предприятий. Они распространяются на членов этих проедприятий, регулируют самые различные отношения, возникающие в конкретной сфере деятельности гос. учреждений, предприятий, в/ч и др. организаций.

НПА классифицируются и по содержанию, но такое деление условно. Эта условность объективно объясняется тем, что не во всех НПА содержатся нормы однородного содержания. Существуют акты, содержащие нормы только одной отрасли права (УП, СП, ТП). Но наряду с отраслевыми НПА имеются НПА, имеющие комплексный хар-р. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. (хозяйственное, торговое, военное, морское зак-во – комплексные НПА)

По объему и хар-ру действия НПА подразделяются на:

акты общего действия – охватывающие всю совокупность отношений определнного вида на данной территории;

акты ограниченного действия – только на часть территории или на определенный круг людей, находящихся на данной территории;

— акты исключитеольного (чрезвычайного) действия . Их регулятивные возможности реализуются только при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчиттан акт (военные действия, стихийные бедствия).

Т.о. в нормативном регулировании общ. отношений главное и определяющее место занимает закон. Подз. каты играют вспомогательную и детализирующую роль. В правовом гос-ве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он явл. главным гарантом коренных институтов, прав и свобод личности.

Акты палат Федерального Собрания.

Акты федеральных органов исполнительной власти — приказы, инструкции, постановления, положения, письма, уставы и др.

Акты субъектов Федерации:

а) указы и распоряжения главы субъекта Федерации,

б) постановления и распоряжения правительства субъекта Федерации.

По субъектам правотворчества:

Принятый законодательным органом.

Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

Конституционный.

Административный.

Гражданский.

Уголовный и т.д.

По сроку действия:

Постоянный.

Временный.

Также существуют и другие виды законов: чрезвычайные, тематические, бюджетные и т.п.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru