Нормативно правовые акты делятся на – Классификация нормативно-правовых актов:

Нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону. Законами регулируются наиболее важные общественные отношения: они закрепляют общественный и государственный строй, основные права и свободы граждан и их обязанности, компетенцию центральных органов государственной власти и т.д. Подзаконные акты могут детализировать, конкретизировать нормы законов.

Законы, в свою очередь, делятся на виды. Среди всех законов особое место занимает Основной Закон, который называется Конституцией. Основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 г.

Так как Россия является федеративным государством, то в ней действуют федеральные законы и законы субъектов Федерации. Первые принимаются Федеральным Собранием (федеральным парламентом) и действуют на территории всей федерации. Вторые принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации и действуют только на территории данного субъекта Федерации. К примеру, закон, принятый Московской городской Думой, действует только на территории Москвы, так как город Москва согласно действующей Конституции России является субъектом Российской Федерации.

Федеральные законы в свою очередь делятся на два вида: конституционные и текущие. К

федеральным конституционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В особый вид выделяют также

кодифицированные законы — это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

  1. постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания — Государственной Думой и Советом Федерации;

  2. нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ о повышении размера пенсий или пособий

  • это нормативный правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто по- лучает пенсии или пособия;

  1. постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

  2. нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

В субъектах федерации помимо законов также принимаются и подзаконные нормативные акты. Как они называются, и какие органы их принимают, — определяется в конституциях или уставах соответствующих субъектов федерации.

В качестве источника права в Российской Федерации используются также нормативные договоры. В частности, источником норм международного права являются

международные договоры. Причем согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и нормам международного права принадлежит приоритет в отношении российского законодательства, т.е. если правила, предусмотренные российским законом, противоречат международному договору, заключенному Российской Федерацией, то применяются правила международного договора.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Определить, как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом за- коне. Например, новый Уголовный кодекс РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 г., а вступил в действие с 1 января 1997 г. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в «Российской газете» или

«Собрании законодательства Российской Федерации». Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, — по истечении 7 дней после опубликования.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиции, вступают в действие с момента регистрации.

Действие нормативного правового акта прекращается по истечении срока, на который он был принят, либо в связи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющего старый.

В ст. 54 Конституции РФ закреплено также правило о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что его действие не распространяются на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу. Закон же, смягчающий или устраняющий уголовную ответственность имеет обратную силу.

В соответствии с правилами действия нормативно-правовых актов в пространстве они распространяются на территорию, очерченную границами деятельности тех правотворческих органов, которыми были приняты. Например, акты, принятые федеральными органами, действуют на

территории всей федерации, а акты, принятые органами субъектов федерации, действуют только на территории данного субъекта федерации.

С территориальными границами действия нормативно-правовых актов тесно связано их действие по кругу лиц, означающее, на каких субъектов они распространяются. В соответствии с общим правилом нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного акта. Однако из этого правила есть исключения. Уголовное законодательство РФ распространяется также на граждан России, находящихся за пределами ее границ. Некоторые представители иностранных государств, находящиеся на территории России, например послы и главы государств и правительств, наделяются так называемым дипломатическим иммунитетом, означающим, что

в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

studfiles.net

2. Нормативно-правовые акты и их классификация

Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты – основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, исторически господствовали правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативный правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных – правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты; порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен взависимости от социальных потребностей.

Нормативным правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативные правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией.

Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативных правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения.

Государственным характером нормативные правовые акты отличаются от нормативных актов негосударственных организаций (уставы, партий, общественно-политических движений). Во-вторых, нормативные правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но неуполномочен на принятия указа или постановления. В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме, и представляют собой акт документ. В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия. В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.1

В этой связи нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты – это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативные правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностью результата, т.е. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативные правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения – применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.

Нормативные правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативно-правовых актов последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

Нормативный правовой акт – понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативные правовые акты целесообразно классифицировать, по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

По юридической силе различают: законы – акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты внешнего и акты внутреннего действия.

Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы – организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности. Это, например, Федеральный Конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995г.; Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997г. и др.1

Нормативные правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающих на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995г.; Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997г.

Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями, учреждениями и действующими в их рамках; предписания, принимаемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).

По субъектам, издающим (принимающим) нормативные правовые акты, последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций. При этом следует иметь в виду акты, принятые совместно несколькими государственными органами.

Последний вид нормативных правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и т.д.

С нормативными правовыми актами тесно связано понятие законодательства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя, кстати, его содержание весьма неоднозначно.

Законодательство – совокупность нормативных правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления.

Часто к законодательству относят все без исключения нормативные акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. В связи с усилением роли закона в регулировании общественных отношений и необходимостью подчинить закону, ведомственное нормативное регулирование нередко в специальной (юридической) и публицистической литературе высказывается мысль о том, что под законодательством следует понимать только совокупность законов. Именно их предлагается называть законодательными актами.

Наиболее верным представляется такое понимание законодательства, когда к нему относятся акты высших органов государственной власти и управления. Общефедеральное российское законодательство в этом случае представляет собой совокупность: 1) законов и иных нормативных правовых актов Федерального Собрания; 2) указов Президента Российской Федерации; 3) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Российское законодательство делится на определенные блоки в зависимости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому основанию выделяются гражданское законодательство, административное законодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законодательства.1

Существует множество классификаций законодательных актов. С точки зрения системного подхода, можно выделить системно-ориентированные акты и предметно-ориентированные акты.

Первые конструируют принципиальные положения и устанавливают в точном смысле «правила игры». Для подобных актов законодательства характерным является правовая завершенность конструкций, взаимосвязь и системность норм внутри акта в целом, внутри отдельных институтов, взаимосвязь между ними. Системно-ориентированные акты, в свою очередь, можно подразделить на акты системообразующие и акты системно-ориентированные в узком смысле слова. К числу первых можно отнести Конституцию и большинство кодексов. К числу вторых – законы об отдельных видах юридических лиц, о записях актов гражданского состояния, о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.

Основной критерий деления в данной классификации таков. Системно-ориентированные акты позволяют применять себя по аналогии, с использованием аналогии закона и аналогии права.

Строго говоря, за некоторыми исключениями, общественные отношения вполне могут быть урегулированы именно действиями таких актов законодательства, без помощи специальных, предметно-ориентированных актов. Этот вывод подтверждается, в частности, и тем обстоятельством, что многие из предметно-ориентированных актов, принятие которых запланировано, еще не приняты, но большого урона от их отсутствия для целостности правовой системы нет.

Акты предметно-ориентированные являют собой некоторые изъятия из установленных первыми общих правил игры и в этом смысле наиболее опасны для всей системы законодательства. Установление изъятий генетически присуще этим актам. Если бы они лишь поддерживали или дублировали тот или иной правовой режим, который установлен актами первой группы, то были бы просто не нужны.

Последние устанавливают укрупненный правовой режим тех или иных объектов, исходя из своей классификации этих объектов, построенной на существенных их признаках (вещи, ценные бумаги, действия, объекты исключительных прав и т.д.). Они охватывают все или почти все многообразие существующих объектов, требующих правового регулирования.

Акты же второй группы используют для выбора объекта своего регулирования в достаточной степени случайный критерий: законы о зерне, о семеноводстве, об автомобильных дорогах и т. д.

Системно-ориентированные акты, как правило, не могут отражать интересов каких-либо лоббирующих групп. Они формируют основы правовой системы и поэтому могут подвергаться только давлению, связанному с проникновением некоторых элементов иностранных правовых систем (уже хрестоматийный пример) — неоднократные попытки внедрения трастовых конструкций в отечественное законодательство. Масштабы и способы подобного давления нельзя недооценивать. Оно проявляется прежде всего, в таких сферах, как акционерное право, правовое регулирование рынка ценных бумаг и финансового рынка др.

Предметно-ориентированные акты – не меньшая по значимости и по объему, но направленная «изнутри» разрушительная сила. Под час единственной целью принятия таких актов является какой-либо узковедомственный интерес, направленный на получение различных выгод для этого ведомства и т.п.1

Существенным является вопрос о концепции закона. Для правильного построения концепции законопроекта необходимо определиться относительно его места в систему законодательства РФ. Если акт относится к числу предметно-ориентированных, то он не должен претендовать на конструирование каких-либо принципиальных, с точки зрения отрасли (или различных отраслей) права, положений. Напротив, не нарушая их, в нем следует в возможно более полном объеме сконцентрировать все разноотраслевые нормы и правила, имеющие узкоспециальный характер и принимаемые только к предмету данного акта. В связи с этим в отношении предметно-ориентированных актов должно быть полностью снято опасение, которое правомерно выдвигается при конструировании системно-ориентированных актов – опасение, связанное с перегруженностью акта подробностями и тонкостями технического характера.

Важность концентрации всех, в том числе и технических, правил в законодательном акте такого типа оправдана идеей о том, что подобным актом должны быть исчерпаны все вопросы необходимого правового регулирования избранного объекта. В противном случае самосуществование предметно-ориентированного акта становится непонятным. Концепция предметно-ориентированного акта должна строиться, исходя из положений, которые исключали бы существование иных специальных актов такого же уровня (а по возможности – и более низкого уровня) по тому же вопросу. Сам по себе он представляет специальное правило по отношению к правилам акта системно-ориентированного и в таком качестве не должен предполагать существование еще более специальных («суперспециальных») правил по тому же вопросу. Такие «суперспециальные» правила могут существовать только в одном виде – внесения изменений в специальный предметно-ориентированный акт.

Правовое регулирование, создаваемое нормативным актом, с точки зрения его объема и глубины, должно отвечать двум критериям: необходимости и достаточности.

Первая презумпция, из которой следует исходить, — презумпция недостаточности имеющегося правового регулирования по общим или сходным частным вопросам. В связи с этим нежно определиться относительно уже имеющегося нормативного материала, и, создавая новый, руководствоваться принципом нормативной экономии и разумного консерватизма. В силу специфики предмета регулирования следует исходить из того, что предметно-ориентированный акт должен содержать в основном специальные правила, в той или иной мере отличные от имеющегося правового регулирования по общим вопросам. Но такие специальные правила должны быть в полной мере приемлены, с точки зрения основных начал (принципов), той или иной отрасли.

Вторая презумпция предполагает необходимость подобного акта. Это означает, что имеют место, такие общественные отношения, которые в настоящее время либо вовсе не урегулированы правовыми нормами, либо сегодняшнее их регулирование неадекватно по тем или иным причинам уровню и сложности фактически существующих отношений. Разумеется, здесь не должно быть крайностей. Недопустимо избыточное или невостребованное практическими отношениями нормативное регулирование, как и регулирование отсутствующих или выдуманных отношений.

Рассмотрим предмет правового регулирования. Его свойства оказывают влияние на характер правового регулирования отношений по поводу того или иного предмета. Поэтому первоначальной задачей является выяснение значимых, с точки зрения права, признаков интересующего нас предмета.1

Возможность применения всего имеющегося правового инструментария к регулированию отношений по поводу того или иного предмета существенно облегчит задачу законодателя, будет способствовать сохранению системности, непротиворечивости и целостности законодательства.

studfiles.net

Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

Поиск Лекций

Классификация НПА производится по различным основаниям: по юр. силе, по содержанию, по объему и хар-ру действия, по субъектам их издающим.

Юридическая сила – место НПА в иерархии НПА – это соответствие соподчиненности НПА нижестоящими органами нижестоящих.

По юр. силе все НПА делятся на законы и подзаконные акты. Юр. сила НПА явл. наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе гос. нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества НПА вышестоящих правотворческих оргнаов обладают высшей юр. силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение НА, издаваемых вышестоящими органами.

Закон— правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главный источник права в современном мире — закон. Является основным источником права в странах континентальной правовой системы.

Признаки:

— Содержит нормы права.

— Принимается высшим органом государственной власти.

— Регулирует наиболее значимые общественные отношения.

— Обладает высшей юридической силой — а) невозможность признания его утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который его принял; б) содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

— Является фундаментальным юридическим документом — служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими орагнами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. ислу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. В свою очередь законы подразделяются на конституц. и обыкновенные. Конституц. законы определяют начала гос. и общ. строя, правовое положение личности и организации. Среди законов прослеживается след. иерархия(в РФ):

1) Конституция — основной закон государства, является основой всего законодательства России. Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с К.

2) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ).

Федеральный закон (ФЗ).

4) Законодательство субъектов РФ.

Подзаконные акты — это издаваемые на основе и во исполнение законов правотворческие акты компетентных органов, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивид. интересов. По своему содержанию подз. акты явл. актами различных органов исполнит. вл. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, метсные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подз. акты. Это НПА общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр. силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной вл. Они исходят от През. или Главы Прав-ва. Существует 2 разновидности общих подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента РФ — ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут быть нормативными и ненормативными. Они обязат. для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить К. и законам. Они регламентируют различные сторооны общ. жизни, связанные с гос. управлением

Постановления и распоряжение Правительства РФ — постановления принимаются по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на основании К., ФЗ,… нормативных Укавзов През. и обязательны к исполнению на территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены През. Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

2. Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы исполн. вл. и орагны местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Акты органов местного самоупр. устанавливают статус муницип. территории и еее органов, налоги и сборы, правила местного хар-ра и др. вопросы местного значения. Нормативные акты органов местного самоуправления — акты представительных органов, акты глав администраций районов, городов, муниципалитетов, акты принимаемые на референдуме.

3. Ведомственные НПА (приказы, интсрукции) – это НПА общего действия, но они распростран. только на ограниченную сферу общ. отношений (таможенные, банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и ведомствами

4. Внутриорганизационные (корпорационные) НПА Локальные нормативные акты, которые регулируют внутреннюю жизнь предприятий. Они распространяются на членов этих проедприятий, регулируют самые различные отношения, возникающие в конкретной сфере деятельности гос. учреждений, предприятий, в/ч и др. организаций.

НПА классифицируются и по содержанию, но такое деление условно. Эта условность объективно объясняется тем, что не во всех НПА содержатся нормы однородного содержания. Существуют акты, содержащие нормы только одной отрасли права (УП, СП, ТП). Но наряду с отраслевыми НПА имеются НПА, имеющие комплексный хар-р. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. (хозяйственное, торговое, военное, морское зак-во – комплексные НПА)

По объему и хар-ру действия НПА подразделяются на:

акты общего действия – охватывающие всю совокупность отношений определнного вида на данной территории;

акты ограниченного действия – только на часть территории или на определенный круг людей, находящихся на данной территории;

— акты исключитеольного (чрезвычайного) действия . Их регулятивные возможности реализуются только при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчиттан акт (военные действия, стихийные бедствия).

Т.о. в нормативном регулировании общ. отношений главное и определяющее место занимает закон. Подз. каты играют вспомогательную и детализирующую роль. В правовом гос-ве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он явл. главным гарантом коренных институтов, прав и свобод личности.

Акты палат Федерального Собрания.

Акты федеральных органов исполнительной власти — приказы, инструкции, постановления, положения, письма, уставы и др.

Акты субъектов Федерации:

а) указы и распоряжения главы субъекта Федерации,

б) постановления и распоряжения правительства субъекта Федерации.

По субъектам правотворчества:

Принятый законодательным органом.

Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

Конституционный.

Административный.

Гражданский.

Уголовный и т.д.

По сроку действия:

Постоянный.

Временный.

Также существуют и другие виды законов: чрезвычайные, тематические, бюджетные и т.п.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Вопрос № 46 Нормативные правовые акты: понятие виды система


⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 30Следующая ⇒

Нормативно-правовой акт – это акт правотворческой деятельности компетентных органов, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Признаки:

1.По общему правилу, нормативно-правовой акт издается компетентным органом государства. Практически каждому государственному органу в пределах его компетенции предоставлено право издавать нормативно-правовые акты. Эти документы носят государственно-властный характер и их исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения. В этих характеристиках нормативно-правового акта наиболее ярко прослеживается их связь с государством. Известны также случаи, когда нормативно-правовые акты принимаются на референдуме.

2.Нормативно-правовые акты принимаются в определенном процедурном порядке, который служит гарантией их надлежащего качества. Процесс принятия нормативно-правового акта называется правотворчеством.

3.Нормативно-правовой акт содержит нормы права, правила поведения общего характера, на что указывает само название этих документов. Органы государства издают саамы разнообразные документы и поэтому не все они являются нормативными. Необходимо четко представлять себе отличия нормативно-правовых актов от индивидуальных актов или актов применения права, которые нома права не содержат, они адресованы к конкретному лицу. Необходимо отличать нормативно-правовые акты от актов морально-политического значения – это различного рода обращения, призывы. Наибольшее распространения акты морально-политического значения имели в советское время.

4.Нормативно-правовой акт документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты, такие, как официальное название, наименование, номер, указание на орган, который принял данный нормативно-правовой акт, время вступления в силу, место официального опубликования и т.д. Для облегчения пользования нормативно-правовым актом его содержание упорядоченно, структурировано (нормы права объединяются в статьи, статьи объединены в главы, главы – в разделы и т.д.). В объемных чаще всего кодифицированных нормативно-правовых актах встречается разделение на общую и особенную части. Необходимость выделения в крупных нормативных актах общих частей в XIX веке была обоснована Германской юридической наукой и в практическом отношении это было достаточно удобное новшество, которое, впоследствии, получило широкое распространение. Нормативно-правовой акт может иметь вводную (вступительную) часть, которая называется преамбулой. В Преамбуле излагаются задачи, цели данного акта, обстоятельства, мотивы, которые обусловили необходимость приятия данного акта.

5.Нормативно-правовой акт обладает юридической силой. Существует определенный порядок вступления официальных документов в юридическую силу и порядок ее утраты. Под юридической силой понимается свойство нормативно-правовых актов реально действовать и порождать правовые последствия. Юридическая сила того или иного нормативно-правового акта зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции, что определяется значением решаемых данным органом задач. Именно по юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты:

1. По сфере действия различают нормативно-правовые акты:

· Внешнего действия. Содержат нормы, направленные на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу отношений.

· Внутреннего действия. В них находятся предписания, регламентирующие внутриорганизационные внутри данного ведомства (ведомственные нормативно-правовые акты) или внутри данного органа или государственного учреждения (локальные нормативно-правовые акты).

2. В зависимости от территории действия выделяют:

· Общие (действующие на всей территории государства нормативно-правовые акты).

· Местные (действующие на части территории государства).

3. В зависимости от времени действия нормативно-правовые акты делят на:

· Неопределенно-длительные.

· Временные.

Нормативно-правовые акты, действующие в любом государстве, согласованы между собой и образуют определенную систему, которая называется системой законодательства.

Вопрос № 47 Нетрадиционные источники права: нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент

Юридический прецедент.

Юридический прецедент – это решение государственного органа (судебного

или административного) по конкретному юридическому делу, имеющее

обязательное значение нормы права при разрешении аналогичных дел в

дальнейшем.

Таким образом, юридический прецедент – своего рода » эталон «, «клише»

для разрешения спора, созданный не правотворческим органом, а

непосредственно судьей во время осуществления им процесса отправления

правосудия. По образу и подобию данного решения должны рассматриваться

впоследствии сходные юридические ситуации и другими судьями.

Таково классическое понимание юридического прецедента, хотя практика

применения прецедентов в различных странах неодинакова. Этот вопрос будет

освещен ниже.

Юридический прецедент является источником права в тех странах, которые

признают его таковым. Это один из наиболее распространенных источников

права в мире. Страны, опирающиеся на юридический прецедент как на основной

источник права, относятся к системе общего права. Среди них Великобритания,

Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада. Родиной юридического

прецедента по праву считается Англия.

В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на

юридическом прецеденте как источнике права. Однако законы, которыми

располагают судьи в странах общей системы права, носят настолько обобщенный

характер, что на основе только лишь этих законов решить конкретное

юридическое дело не всегда представляется возможным.

В разных странах даже одной правовой семьи (семьи общего права)

юридический прецедент применяется по-разному.

В Англии, например, практика применения прецедента связана следующими

правилами:

1) решения, вынесенные Палатой лордов, обязательны для всех судов;

2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны для него самого

и для нижестоящих судов (кроме уголовных дел). Кроме того, в

консервативной Англии авторитет юридического прецедента тем выше,

чем старше его возраст.

В США, в силу особенностей федеративного устройства страны, правило

прецедента не действует так строго: во-первых, Верховный Суд США и

верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, и могут

менять практику; во-вторых, штаты независимы и каждый имеет собственную

судебную систему, а, следовательно, прецедентную практику.

По общему правилу общеобязательными являются только юридические

прецеденты судов высших инстанций.

Как известно, господствующий источник права в странах романо-

германской правовой системы – нормативно-правовой акт. Статьи нормативно-

правового акта представляют собой обобщенные правила, рассчитанные на

неопределенное количество случаев. Однако жизнь часто оказывается сложнее и

богаче, чем установленное нормативно-правовым актом правило. Суд может

оказаться в затруднении примерно в следующих случаях:

1) если невозможно подобрать соответствующую или даже сходную по

предмету правового регулирования норму в нормативно-правовых актах

для решения ситуации;

2) если существует коллизия (столкновение и противоречие) норм права в

законах, регулирующих данное общественное отношение;

3) если понятия в нормативно-правовом акте, на которое опирается

судья, носят оценочный характер.

В этих случаях возникает необходимость восполнить систему права и

создать правило, которое подходило бы для конкретного и аналогичных споров,

то есть юридический прецедент. В странах романо-германской правовой системы

юридический прецедент обладает определенным авторитетом. Однако он

рассматривается в качестве способа фиксации норм права лишь в чрезвычайных

случаях. В основном роль прецедента (судебной практики) не выходит за рамки

толкования права.

 

 

Правовой обычай.

Правовой обычай – это санкционированное охраняемое государством

правило поведения, которое сложилось в результате его фактического

применения в течение длительного времени.

Эта форма права возникла на самых ранних этапах правового развития в

раннеклассовых городах-государствах. Тогда обычное (то есть основанное на

обычае) право регулировало, прежде всего, брачно-семейные, имущественные

отношения, порядок земле — водопользования.

Эта форма права » вырастает из обычаев, тех образцов поведения,

которые складываются тысячелетиями и закрепляют полезный опыт человечества

«.

Первоначально этот опыт направлялся на смягчение агрессивности в

отношениях между родовыми общинами, позже – между соседними общинами.

Обычаи подкреплялись столь мощной этнокультурой, что и после появления

государственности часть из них сохранили свое значение и перешли под защиту

судебной системы, то есть, стали правовыми обычаями.

В самом начале правовой обычай не имел материальной фиксации, что

осложняло его применение необходимостью прежде доказать в суде, что данный

правовой обычай существует. На определенном этапе развития правовой обычай

начал письменно санкционироваться или письменно закрепляться,

модернизируясь в нормативно-правовой акт.

Для правового обычая необходимо наличие следующих условий:

1) признание обычая в качестве правового обществом, в котором он

сложился;

2) наличие определенного возраста обычая, то есть срока существования;

3) обычай не должен противоречить публичному порядку либо должен быть

разумным.

Кроме того, естественно, что государство возьмет под защиту

(санкционирует) только тот обычай, который отвечает целям и задачам

государственной власти.

В современной науке нет однозначного отношения к правовому обычаю как

источнику права. Некоторые ученые полагают, что роль правового обычая в

современной правовой действительности весьма скромна, что правовой обычай

сохраняет свое значение в качестве источника права лишь в тех областях, где

пока нет достаточного материала для законодательных обобщений.

Действительно, в странах с развитой системой права удельный вес

правового обычая может быть невелик. Однако есть системы, в которых этот

источник права значительно распространен. Особенно эта тенденция

прослеживается в странах Азии или Африки. Также правовой обычай до сих пор

служит одним из источников права Швеции, прежде всего в торговом праве.

Правовой обычай не слишком типичен для нашей правовой системы, но

место в ней нашлось и для него. Например, часть статьи 19 Гражданского

кодекса РФ гласит: » Гражданин приобретает и осуществляет права и

обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также

отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Из контекста статьи 5 ГК РФ следует, что на территории РФ признаются

обычаи делового оборота, не противоречащие законодательству России.

В земельном кодексе РФ имеется ссылка на обычай, существующий в

конкретной местности, которым можно руководствоваться при разделе колхозных

дворов.

Совершенное особое значение имеет правовой обычай в области

международного права. Он становится источником международного права, когда

отношения между субъектами международного сообщества не урегулированы

международным договором. Для этого правовой обычай должен признаваться

всеми или некоторыми сотрудничающими государствами, на которых и будет

распространяться.

Пример применения международного правового обычая можно найти, в

частности, в решении Международного суда ООН по англо-норвежскому спору о

рыболовстве 1951 года, где сказано, что в соответствии с обычной нормой

прибрежные государства могут в качестве исходной линии для отсчета ширины

территориальных вод применять и прямые линии.

В этой системе права роль правового обычая велика. Он является более

гибким источником права по сравнению с международным договором, так как для

возникновения последствий по международному договору требуется согласование

воль многих членов международного сообщества, что технически бывает сложно.

Также возможна ситуация, когда государства по политическим мотивам

могут опасаться брать на себя юридическую ответственность; подписывая

международный договор, но согласны выполнять его требования в порядке

соблюдения правового обычая. Может возникать необходимость в подчинении

нормами международного договора в порядке правового обычая, если договор

еще не вступил в юридическую силу.

Нормативный договор.

Договор – это соглашение сторон (субъектов права), выражающее их волю

к установлению, изменению и прекращению их прав и обязанностей, к

совершению либо воздержанию от юридических действий.

Нормативный договор – это соглашение сторон, создающее нормы права.

Нормативный договор не только устанавливает права и обязанности сторон

на основе уже существующих норм права. Он в отличие от простого соглашения,

направлен на установление норм права, которым в будущем обязуются

подчиниться его участники.

Однако для того чтобы быть источником права, нормативный договор

должен быть рассчитан на широкий и заранее не персонифицированный круг

адресатов, он должен порождать права и обязанности не только для

договаривающихся сторон, но и для других физических (юридических) лиц.

Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных

вида: внутринациональный договор и международный договор.

Внутринациональный договор заключается на государственном уровне и

становится частью внутринационального законодательства. Это могут быть

договоры между субъектами федерации, между правительствами, ведомствами,

исполнительными органами субъектов федерации и так далее. Предметом таких

договоров может быть сотрудничество, делегирование полномочий, программы

совместной деятельности.

Для субъектов внутригосударственного договора их соглашение является

источником права, поэтому они могут в соответствии с данным договором

издавать нормативно-правовые акты и совершать юридически значимые действия.

В качестве примера внутринационального нормативного договора можно

привести Федеративный Договор России 1992г.

Международный договор есть соглашение между особыми субъектами права

как сувереноносителями. Международный договор действует в иной системе

права, нежели внутринациональный договор, — в системе международного права

и является ее источником.

Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций,

соглашений и так далее. Название международного договора не меняет его

суть: согласование воль самостоятельных и независимых субъектов.

Если внутринациональный договор имеет субординационную природу, то

международный договор имеет координационную природу. Более того,

международные договоры трансформируются сторонами-участниками в их

внутринациональные системы права, где имеют, как правило, приоритетное

значение по отношению к национальному законодательству.

В юридическом смысле под источниками права понимают способ внешнего выражения, закрепления и придания общеобязательной силы правовым норма. В настоящее время термины «источник права» и «форма права» используются в юридической науке как тождественные. При этом чаще всего рассматриваются источники в юридическом смысле.

Все источники можно объединить в две группы: типичные (традиционные) и нетипичные (нетрадиционные).

Типичные (традиционные) источники права

1. Правовой обычай – это правило, которое сформулировано обществом в течение длительного времени в результате многократного повторения в процессе жизнедеятельности, но признанное государством в качестве общеобязательного и подкрепленное мерами государственного принуждения. В РФ используется преимущественно в сфере частного права (обычай торгового оборота), но, например, в Конституции РФ есть норма, согласно которой первое заседание Госдумы открывает старейший депутат.

2. НПА (в мировой практике является наиболее распространенным) – документ, принимаемый компетентным правотворческим органом в порядке определенной правотворческой процедуры, закрепляющий правила поведения общего характера и обязательный для выполнения всеми в силу подкрепленности мерами государственного принуждения. Признаки: одностороннее волеизъявления, общий и общеобязательный характер, определенная форма. В РФ является основным, в виде законов, подзаконных актов.

3. Нормативный договор – добровольное соглашение двух или более компетентных публичных субъектов, в котором формулируется новая норма права, которая распространяется только на этих субъектов. Признаки: публичный субъект, т.е. на неопределенный круг лиц направлен, например, все граждане РФ, трудовой коллектив, какой либо организации; создается в процессе согласования. А индивидуальный договор на конкретных лиц направлен, не нормативен.

4. Судебный прецедент – решение вышестоящей судебной инстанции по делу, изначально предназначен для конкретного лица, но впоследствии используется в качестве образца для разрешения аналогичных дел. В РФ не признан, в Великобритании является основным (Окончательное одобрение дает ВС Великобритинии). Юридический прецедент по смыслу шире, чем судебный прецедент, т.к. первый охватывает весь круг правоприменения. В РФ есть принцип разделения властей, судебная власть не является органом, который создает право. ВС РФ имеет право толковать (разъяснять) нормы права, например, постановление пленума ВС РФ, но это не судебный прецедент. Сложнее состоит вопрос с КС РФ, т.к. К РФ наделила этот орган создавать нормы права (ФКЗ).

Нетипичные (нетрадиционные) источники права

1. Общие принципы права – нормы права, которые выступают источниками права практически во всех правовых системах, используются при пробелах в законодательстве; если невозможно найти похожую норму; если аналогия права запрещена, как, например, в УП. В РФ применяется.

2. Юридическая доктрина – это авторитетное мнение выдающегося юриста, которому придается общеобязательное значение. В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов — Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана (II-III вв.) и др. В английских судах также при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды известных ученых-юристов считаются единственным источником права. В РФ не признается, служит лишь справочным материалом.

3. Религиозные тексты – это священная книга, какой-то концессии, которая содержит правила поведения. Коран — священная книга всех мусульман; Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда; Иджма — согласие мусульманского общества относительно обязанностей мусульманина; Кияс — суждение по аналогии. Каноническое право играет важную роль в Германии. Израиль (Талмуд).


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com