Нормативная личность это – — . .

Личность: основные понятия

Подробности
Категория: Социология

Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек одновременно и субъект и объект социальной жизни.

 

Вместе с тем, если речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социального слоя или класса, данной социальной группы употребляется термин “индивид”.

 

Социальный индивид – это отдельный, обособленный член социальной общности.

 

Человек – это общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность.

 

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Личность – активный, сознательный, свободный и ответственный субъект (деятель) общественной жизни.

 

Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания.

Жизненная позиция – это принцип поведения, основанный на мировоззрении, ценностях и нормах личности, это готовность к действию.

 

Ценности – это социально одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, долг, справедливость, дружба и т.д.

 

Ценностные ориентации – это гибкая форма включения (учитывающая индивидуальные интересы, потребности человека) общественных ценностей в механизм деятельности и поведения человека.

 

Нормативная (базисная) личность – это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий  особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения.

 

Модальная (от слова мода) личность – это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности). Можно сказать и иначе: модальная личность – это тип личности, наиболее распространенный на данной территории.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя и обнаруживает тенденцию к достижению тождества.

eksdan.ru

48.Человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность.

Определение. Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека: особое строение организма; способность к трудовой деятельности; наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида: целостность психофизической организации организма; устойчивость по отношению к окружающей действительности; активность.

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека. Определение. Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше открывается от навязанного “идеального” стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых сообщество обычно поощряет: они — основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за “примерное поведение”.

studfiles.net

Модальная личность — это что такое? Понятие, характеристика, примеры

Социум – это определенное количество индивидов, которые придерживаются конкретных правил и проживают на территории, что имеет границы. Вот только это еще не все. Редко кто задумывается о том, что существует социальная типология – следствие жизни в социуме. То есть это способность человеческой психики адаптироваться к обществу, его нормам и правилам, чтобы быть в безопасности среди себе подобных. Так, существуют социальные типы личности, модальный тип — один из них.

Социум и тип личности

Изучать модальную личность — задание социологии, для которой важно обобщить поведение человека за конкретными признаками. Само общество заинтересовано в том, чтобы в его состав входили люди с тем типом личности, что в полной мере соответствует этому обществу в конкретный промежуток времени. Если опустить все эти сложные обороты и сказать простым человеческим языком, то для буржуазного общества важно, чтобы в социуме было больше людей нормативного типа, то есть тех, чье поведение полностью соответствует всем нормам и правилам.

А вот для современного общества, то есть индустриального, лучше будет, если в социуме будет подавляющее большинство модальных личностей. Это будет означать, что люди в конкретном обществе склонны следовать модным тенденциям. Для современного общества, которое вводит постоянно что-то новое, такие люди — основная поддержка и опора. Но правильно ли это?

Начало исследований

Понятие модальной личности стало объектом изучения только в 30-х годах прошлого века, когда начались первые серьезные исследования взаимосвязи личности и культуры. Этнопсихолог Маргарет Мид была одной из основательниц нового научного направления, которое изучало взаимосвязь общества и человека. Именно ее группа исследователей первой предположила, что в каждой культурной среде есть доминирующий тип личности – базовая личность.

Кардинер говорил, что в каждом обществе есть доминирующий тип личности, то есть основная личностная структура, которая формируется под влиянием той или иной культуры. Это базовая или нормативная личность. Люди этого типа характера отличаются максимальной восприимчивостью к определенной культурной среде.

Из поколения в поколение

В ходе исследований было доказано, что основные характеристики нормативной личности передаются из поколения в поколение. Проще говоря, воспитание определяет судьбу народа, и если меняется социальная организация, меняется и базовый тип личности. Подобное происходит, когда в обществе появляются новые технологии или налаживается связь с другими нациями.

Так думали до начала 50-х годов прошлого века. Вскоре ученым стало понятно, что если исследовать современные сложные культуры на основе базисного типа личности, то сложно получить реальные результаты, ведь это понятие слишком абстрактное. Так, появляется определение «модальная личность» — статистический сегмент исследования типологии социума.

Модальный тип личности

Если понятие базисной личности отлично подходит для исследования культурной среды первобытных общин и простых обществ, которые руководствуются простыми законами и правилами, то для современного социума, где сложно отследить определенные стандарты, за единицу исследования принимают модальную личность. Это понятие помогает определить, какой тип личности в обществе наиболее распространен, то есть встречается чаще всего.

Проще говоря, эта парадигма доказывает, что не все, даже не подавляющее большинство индивидов имеет одинаковую личностную структуру. Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому, изучая модальный тип, можно собрать некоторые данные и об отдельных индивидах.

Характеристика понятий

Первым охарактеризовал понятия «нормативная личность» и «модальная личность» социальный антрополог Р. Линтон. В своих исследованиях он говорил, что нормативная (базисная) личность – это тип личности, который принят культурой определенного общества и в наибольшей степени отражает ее особенности.

Модальная личность – это проявление, происходящее от слова «мода». Такой тип личности характеризует человека, который разделяет те образцы поведения, что и большинство членов общества, однако никогда не соответствует нормативной личности, хотя и стремится к этому, всячески сглаживая неточности.

Модальная личность чаще всего встречается у взрослых членов общества. Именно общества, а не культурной среды. Наиболее доступно объяснить этот феномен можно на примерах.

Примеры

Модальной личностью принято считать наиболее распространенный тип личности на определенной территории в конкретный промежуток времени. Этот тип личности отражает настоящее положение человека в обществе. К примеру, если рассматривать конец ХХ века на территории России, то можно заметить, что самым распространенным типом личности стал образец торгового человека, деятельность которого была ориентирована исключительно на получение прибыли.

Во времена, когда распался СССР, был распространен мафиозный тип личности, тогда все пытались урвать больше денег и не всегда поступали легальным образом.

Подобных примеров модальной личности можно привести много, но при этом стоит отметить, что в социуме может существовать несколько типов модальной личности. В основном это зависит от количества и разнообразия социальных групп.

Особенности

Что еще стоит знать о модальной личности, так это то, что она никогда не соответствует нормативной. Лишь изредка можно встретить некоторые совпадения. Тем не менее, если отклонения от нормативного типа личности слишком очевидные, то индивид может столкнуться с противодействием общества, которое будет настаивать на исполнении общепринятых правил и норм. К тому же, нормативную личность принято считать постоянным явлением, в то время как модальная подвержена динамике. Ведь если меняются условия жизнедеятельности, человеку приходится подстраиваться под новые правила игры. К примеру, в демократичном обществе будет приветствоваться политически активный тип личности, а в антидемократическом социуме на хорошем счету будут конформисты, то есть те, кто подчиняется правилам.

Что говорят социальные антропологи?

В зависимости от того, как меняется общество и культура, меняются и типы личности. Оказавшись в новой социальной среде, человек волей-неволей перенимает новые нормы и правила. Культура хоть и зависит от общества, но в целом является процессом, отличным от развития общества. Если меняется культура, претерпевает изменения и нормативный тип личности. А если трансформируется социально-экономическая структура, появляются новые модальные типы.

Нормативная личность формируется путем воспитания, то есть в процессе социализации, и только на ее основе может быть создан модальный тип, который подстраивается под общество сегодняшнего дня.

fb.ru

Типология личности.

Одной из центральных задач социологии личности является вопрос типологии. Под типологией понимается повторяющиеся относительно устойчивые сочетания социальных и индивидуальных качеств личностей, формирующихся и проявляющихся в конкретных условиях места и времени. Это основная характеристика личности, включающая самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, степень самостоятельности и ответственности за свои поступки. Социальный тип личности – это отражение того как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение. Тип человека складывается в зависимости от уровня экономического, культурного развития общества, от духа времени. Соответственно на формирование социального типа личности влияют историко-культурные, социально-экономические условия жизнедеятельности.

Российский ученый Л.Н. Гумилев, взяв за критерий степень социальной активности, выделил три типа личности:

  1. Люди имеют достаточно энергии для удовлетворения собственных потребностей, продиктованных инстинктом самосохранения.

  2. Пассионарный тип – люди имеют энергии значительно больше, чем необходимо им для нормальной жизни, поэтому они работают ради высших, часто идеальных целей.

  3. Субпассионарный тип – люди, имеющие очень мало энергии, не стремятся к активной деятельности и живут за счет других.

Известный социальный антрополог Р. Линтон, ввел понятия модальной и нормативной личности.

Нормативная личность – это идеал личности данной культуры.

Модальная личность – более распространенный тип отклоняющегося от идеала личности. Чем нестабильнее общество, тем больше людей социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Это преобладающий тип личности в современном обществе.

Так же выделяют идеальный тип — тип личности, оторванный непривязанный к конкретным условиям данного общества.

Базисный тип – максимально отвечающий потребностям современного общества.

Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности, основанная на ценностных ориентациях человека. В соответствие с ней выделяют следующие типы.

  1. Традиционалисты ориентированы в основном на строгое соблюдение норм, ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания. Выраженность таких качеств как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность у этого типа личности весьма низкая.

  2. Идеалисты. Наоборот, сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, твердые установки на саморазвитие.

  3. Фрустрированный тип. Характерны низкая самооценка, угнетение подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

  4. Реалисты. Сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

  5. Гедонистические материалисты. Ориентированы в первую очередь на удовлетворение потребительских желание, получение удовольствия «здесь и сейчас», и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворение потребительских желаний.

  1. Девиантное поведение и социальный контроль.

Социальная деятельность и социальное поведение детерминируется объективными условиями жизни человека, которые порождают потребности и интересы.

Социальное поведение – внешнее проявление деятельности человека в котором проявляется его позиция, ожидания, ориентации.

Склонность человека к определенной деятельности обусловлена установками. В процессе социального поведения установки выполняют две функции:

  1. регулирования, определения общей направленности поведения;

  2. отношения действующего индивида к окружающим людям и объектам внешнего мира.

Деятельность и поведение индивида контролируется со стороны общества с помощью норм (общепринятых правил, стандартов поведения). Социальные нормы позволяют определить не только свое собственное поведение, но и предположить и оценить поведение других.

В социальной деятельности и поведении находят свое отражение и социальные ценности, т.е. общепринятая в данном обществе совокупность образцов, с помощью которых люди соотносят свою деятельность с деятельностью других.

Социальной ценностью может быть любой объект, если он совпадает с целью. Этот объект соответственно оценивается и тем самым регулирует поведение. Без ценностей не может обходиться ни одно общество, поскольку они упорядочивают человеческий опыт и регулируют поведение индивидов. Индивиды могут выбирать, принимать эти или другие ценности и следовать им. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие – ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Поведение, ориентированное на определенные ценности, позволяет выявить ценностные ориентации, которые характеризуют индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве норм поведения.

Иногда социальные ценности отдельных людей отличаются от общепринятых и становятся причиной отклонений (девиации) в их поведении.

Девиация – поведение индивида, отклоняющееся от социальных норм, принятых в данном обществе.

Когда идеалы общества несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут поддаться соблазну использовать иные средства, чтобы добиться цели. Такой выбор часто связан с девиантным поведением. В погоне за иллюзорным успехом, богатством и властью индивиды выбирают социально запрещенные противозаконные средства. Они становятся либо правонарушителями, либо преступниками.

Другим видом нарушения норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей. Такая разновидность девиации свойственна революционерам, террористам, религиозным экстремистам, активно борющимся против общества внутри которого находятся.

Авторы В.И.Добреньков и А.И. Кравченко утверждают, что тклоняющееся поведение – это собирательный термин, включающий в себя три более конкретные формы нарушения социальных норм:

девиантное в узком смысле слова. Такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания;

— деликвентное – противоправные поступки, не являющиеся преступлениями и наказуемы в административном порядке;

— криминальное – поступки, квалифицируемые как преступления.

Общество предлагает индивидам общезначимые символы жизненного успеха и при этом ограничивает реальный доступ к успеху для множества своих членов. Так формируется дилемма «цель – средство». Мертон выделил пять типов реакции на эту дилемму, четыре из которых представляют собой девиантные попытки адаптироваться к условиям аномии. Аномия (термин Э. Дюркгейма) – состояние социальной системы, при котором значительная часть граждан, зная о существовании обязательных норм, относится к ним негативно или равнодушно.

  1. Конформность – нормальная поведенческая реакция, когда индивиды принимают утвержденные обществом цели и средства их достижения (не путать с конформизмом). Конформность – антипод девиантному поведению, это подчинение индивида принятым в обществе нормам. Любое социальное поведение содержит минимум конформности как нормативный аспект социального действия.

  2. Инновация – реакция, состоящая в том, что индивиды придерживаются установленных обществом целей, но избирают не общепринятые средства их достижения.

  3. Ритуализм – форма социального поведения, когда провозглашенные обществом цели полностью или наполовину обесценены в глазах индивидов, но индивиды по-прежнему механически пользуются принятыми обществом средствами их достижения.

  4. Ретритизм – поведение, основанное на отвержении и цели и средств, предложенных обществом, своеобразный социальный нигилизм. Так ведут себя изгои общества – бродяги, наркоманы ит.п.

  5. Бунт – отвержение старых социально принятых ценностей и средств и замена их новыми. Такая форма поведения характерна для революционеров, радикалов, экстремистов.

Во всех случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям.

studfiles.net

Общество как социокультурная система. — Макросоциологический уровень анализа личности.

Страница 14 из 24

Макросоциологический уровень анализа личности.

Важной особенностью социологического подхода к личности является то обстоятельство, что личность рассматривается на двух уровнях анализа: макро- и микросоциологическом. На микросоциологическом уровне личность рассматривается как исполнитель конкретной социальной роли. Для макросоциологического уровня характерно понимание личности как продукта культуры. По мнению Э.Дюркгейма, для того чтобы понять личность, необходимо спроецировать на нее культуру данного общества.

На этом уровне используются понятия нормативная (базисная) и модальная личности. Нормативная (базисная) личность – это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. В США, например, это так называемый “стопроцентный американец”, в бывшем СССР – “советский человек” и т.д. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения.

Характеристика нормативного типа личности отвечает на вопрос: каким критериям должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью? Если взять ту или иную социальную группу, то в ней нетрудно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в высшем учебном заведении существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии – военнослужащий и т.д.

Модальная (от слова мода) личность – это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности). Можно сказать и иначе: модальная личность – это тип личности, наиболее распространенный на данной территории. После распада СССР некоторые социологи считали, что наиболее распространенной личностью в нашей стране была так называемая “невротическая личность”, т.е. человек, который не знал, что нужно делать в изменившейся ситуации. В настоящее время определенное распространение получил тип торгового человека, делающий деньги на разнице цен или наживающий их с помощью разного рода махинаций. Средства массовой информации и судебные инстанции отмечают факт широкого распространения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяжелыми последствиями для общества.

Типология, характеризующая модальные типы личности, показывает, какие из них занимают господствующее положение в обществе или социальных группах. Некоторые исследователи выделяют следующие шесть типов личностей: теоретический, экономический, политический, cоциальный, эстетический и религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т.п.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя и обнаруживает тенденцию к достижению тождества. Люди, у которых слишком большие отклонения от принятого в данном обществе нормативного типа личности, становятся опасными для него. В результате или изменяются нормы данного общества (общности, социальной группы), или общество принуждает данных индивидов к исполнению этих норм.

Вместе с тем нормативная личность более статична (постоянна), а модальная – более динамична: меняются условия жизнедеятельности – изменяются типы личностей. Так, для политизированного общества характерна политически активная личность (homopolitikus), для тоталитарного общества — так называемый “одномерный” человек, стремящийся все упростить до черно-белого восприятия.

В современной России сложилось понятие маргинального, или “пограничного”, типа личности. Это человек, который порвал со своей социальной средой, но не адаптировался к новым условиям. Маргинальность (от лат. marginalis находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Это сложное психическое состояние, порождающее беспокойство и страх. Для того чтобы избавиться от страха, люди стремятся примкнуть к каким–либо группам, социальным движениям и организациям.



libsib.ru

3.3. Макросоциологический уровень анализа личности

Важной особенностью социологического подхода к личности является то обстоятельство, что личность рассматривается на двух уровнях анализа: макро- и микросоциологическом.

На микросоциологическом уровнеличность рассматриваетсякак исполнитель конкретной социальной роли.

Для макросоциологического уровняхарактерно понимание личностикак продукта культуры.По мнениюЭмиля ДЮРГЕЙМА,для того, чтобы понять личность, необходимо спроецировать на неё культуру данного общества.

На макросоциологическом уровне используются понятиянормативная (базисная)имодальнаяличности.

Нормативная (базисная) личность– это принятый культурой соответствующего обществатип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.В США, к примеру, это так называемый «стопроцентный американец», а в бывшем СССР – «советский человек» и т.д. Это своего родаидеальный тип,а который ориентируется общество в воспитании молодого поколения.

Характеристика нормативного типа личности отвечает на вопрос: каким критериям должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью? Если взять ту или иную социальную группу, то в ней нетрудно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в высшем учебном заведении существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии – военнослужащий и т.п.

Модальная (от слова «мода») личность– это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности). Можно сказать и иначе: модальная личность – это тип личности, наиболее распространенный на данной территории. После распада СССР некоторые социологи считали, что наиболее распространенной личностью в нашей стране была так называемая «невротическая личность», т.е. человек, который не знал, что нужно делать в изменившейся ситуации. В настоящее время определенное распространение получил тип торгового человека, делающий деньги на разнице цен или наживающий их с помощью разного рода махинаций. Средства массовой информации и судебные инстанции отмечают факт широкого распространения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяжелыми последствиями для общества.

Типология, характеризующая модальные типы личности, показывает, какие из них занимают господствующее положение в обществе или социальных группах. Некоторые исследователи выделяют следующие шесть типов личности: 1)теоретический; 2)экономический; 3)политический; 4)социальный; 5)эстетический и 6)религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т.п.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной,хотя и обнаруживает тенденцию к достижению тождества. Люди, у которых слишком большие отклонения от принятого в данном обществе нормативного типа личности, становятся опасными для него. В результате либо изменяются нормы данного общества (общности, социальной группы), либо общество принуждает данных индивидов к исполнению этих норм.

Вместе с тем нормативная личность более статична (постоянна), а модальная личность – более динамична: меняются условия жизнедеятельности – изменяются типы личностей. Так, для политизированного общества характерна политически активная личность (homopolitikus), для тоталитарного общества – так называемый «одномерный человек», стремящийся все упростить до черно-белого восприятия.

В современной России сложилось понятие маргинального, или «пограничного», типа личности.Это человек, которыйпорвал со своей социальной средой, но не адаптировался к новым условиям.Маргинальность(от лат.marginalis–находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитиемна грань двух культур,участвующих во взаимодействии этих культур,но не примыкающий полностью ни к одной из них.Это сложное психическое состояние, порождающеебеспокойство и страх.Для того, чтобы избавиться от страха, люди стремятся примкнуть к каким-либо группам, социальным движениям и организациям.

studfiles.net

Структура личности. Личность как социальный тип. Макросоциологический уровень анализа личности. Нормативная (базисная) личность. Модальная личность. Маргинальность.


ТОП 10:

Структура личности в социологии – один из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение отличается достаточно большим разночтением. Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов — это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я – это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм. Сознание пребывает в конфликте с проникающими в него бессознательными инстинктами, а с другой стороны – с запретами, которые диктует Сверх-Я. Разрешение этих конфликтов опосредуется сублимацией (вытеснением). Некоторое время идеи Фрейда считались антинаучными. Но именно им структура личности в социологии стала рассматриваться как многоплановая, а в поведении человека увидел борьбу биологического и социального начал. Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание трех компонентов: памяти, культуры, деятельности. Память включает в себя оперативную информацию и знания, культура – ценности и социальные нормы, деятельности – реализацию потребностей, желаний, интересов человека. Социальная структура личности в социологии отражается в культуре и наоборот. В структуре личности соотносятся традиционные и современные пласты культуры. В условиях кризиса, когда затрагивается высший культурный слой, нижний традиционный слой может активизироваться сам. Это происходит в условиях ломки нравственных и идеологических норм и ценностей. Характерно подобное послойное снятие культурных пластов и при определенных психических заболеваниях. В ходе анализа структуры личности невозможно не рассмотреть вопрос соотношения социального и индивидуального начал. Каждая личность неповторима и уникальна. С другой стороны, личность является существом социальным, коллективным, ей присущ коллективизм. До сих между учеными нет единства в вопросе, является человек индивидуалистом или коллективистом по природе. Сторонников обеих позиций достаточно много. Решение этого вопроса имеет не только теоретическое значение. От него зависит выход в практику воспитания. В СССР многие годы воспитывали коллективизм как одно из важнейших свойств личности. На Западе в это время ставка делалась на индивидуализм. Как показывает практика, ни один из вариантов в чистом виде не является гармоничным. Личность как социальный тип. Личность это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, благодаря которым он включается в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального «Я», а для социологии — проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога — это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе. Таким образом, как было отмечено, личность является универсальным, исходным элементом социальной системы. Человек осуществляет свою деятельность в процессе взаимодействия с другими людьми, которые объединены в различные социальные общности, а не изолированно от них. Данное взаимодействие индивидов и превращает их сумму в социальную систему. При этом происходит как воздействие социальной среды на данного индивида, так и обратное воздействие индивида на других индивидов и социальную среду. Социальная среда (не в биологическом смысле слова) — это некоторое число индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми личности приходится сталкиваться в течение своей жизни и которые влияют на ее поведение. Необходимо подчеркнуть, что понятие среды всегда относительно, так как даже идентичные окружающие системы для двух разных организмов могут быть разными средами. В конечном итоге отмеченное выше воздействие приводит к образованию системной целостности, которая обладает такими качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности. В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом, совокупность устойчивых связей между его основными функциональными сферами, выступающей как совокупность форм социальной организации и деятельности. В этом случае ее элементами являются отдельные сферы общественной жизни и соответствующие им социальные институты.

В узком смысле под социальной структурой общества понимается деление общества на различные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также внутренняя структура различных социальных общностей.

В зависимости от типа социальной общности ученые выделяют два основных уровня структурной организации: макроструктуру и микроструктуру.

Макроструктура показывает характерный для определенного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, а также совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации.

Микроструктура показывает устойчивые связи в малых группах. В качестве элементов структурного анализа в данном случае выступают отдельные индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли). Изучение микроструктуры очень важно, так как она оказывает существенное влияние на многие процессы общественной жизни (социализацию, формирование общественного мнения и др.).

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе.

Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Макросоциологический уровень анализа личности.Важной особенностью социологического подхода к личности является то обстоятельство, что личность рассматривается на двух уровнях анализа: макро- и микросоциологическом. На микросоциологическом уровне личность рассматривается как исполнитель конкретной социальной роли. Для макросоциологического уровня характерно понимание личности как продукта культуры. По мнению Э.Дюркгейма, для того чтобы понять личность, необходимо спроецировать на нее культуру данного общества.На этом уровне используются понятия нормативная (базисная) и модальная личности. Нормативная (базисная) личность- это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. В США, например, это так называемый «стопроцентный американец», в бывшем СССР — «советский человек» и т.д. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. Характеристика нормативного типа личности отвечает на вопрос: каким критериям должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью? Если взять ту или иную социальную группу, то в ней нетрудно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в высшем учебном заведении существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий и т.д. Модальная(от слова мода) личность- это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности). Можно сказать и иначе: модальная личность — это тип личности, наиболее распространенный на данной территории. После распада СССР некоторые социологи считали, что наиболее распространенной личностью в нашей стране была так называемая «невротическая личность», т.е. человек, который не знал, что нужно делать в изменившейся ситуации. В настоящее время определенное распространение получил тип торгового человека, делающий деньги на разнице цен или наживающий их с помощью разного рода махинаций. Средства массовой информации и судебные инстанции отмечают факт широкого распространения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяжелыми последствиями для общества. Типология, характеризующая модальные типы личности, показывает, какие из них занимают господствующее положение в обществе или социальных группах. Некоторые исследователи выделяют следующие шесть типов личностей: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т.п.

Модальная личность никогда на соответствует нормативной, хотя и обнаруживает тенденцию к достижению тождества. Люди, у которых слишком большие отклонения от принятого в данном обществе нормативного типа личности, становятся опасными для него. В результате или изменяются нормы данного общества (общности, социальной группы), или общество принуждает данных индивидов к исполнению этих норм. I

Вместе с тем нормативная личность более статична (постоянна), а модальная — более динамична: меняются условия жизнедеятельности — изменяются типы личностей. Так, для политизированного общества характерна политически активная личность (homopolitikus), для тоталитарного общества — так называемый «одномерный» человек, стремящийся все упростить до черно-белого восприятия.

В современной России сложилось понятие маргинального, или «пограничного», типа личности. Это человек, который порвал со своей социальной средой, но не адаптировался к новым условиям. Маргинальность(от лат.marginalis — находящийся на краю) — состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Это сложное психическое состояние, порождающее беспокойство и страх. Для того чтобы избавиться от страха, люди стремятся примкнуть к каким-либо группам, социальным движениям и организациям.

 

 




infopedia.su