Национально государственное устройство это кратко – НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — это… Что такое НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО?

Содержание

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — это… Что такое НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО?


НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
— определенная форма общественных отношений, государственность многонационального сообщества, форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти и национальной структуры общества, а т.ж. соотношение суверенитета государства и национальных суверенитетов нации и народностей, объединяемых в составе государства. Основные формы Н.гу -федерация я унитарное государство. Конфедерация, строго говоря, не является формой Н.гу, это -оформление содружества суверенных государств с целью координации действий в определенных сферах.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ФОРМА
  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смотреть что такое «НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО» в других словарях:

  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — определенная форма общественных отношений, государственность многонационального сообщества, форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти и национальной структуры общества, а тж.… …   Юридическая энциклопедия

  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — понятие, употреблявшееся Конституцией СССР 1977 и Конституцией РСФСР 1978 гг. В принципе то же самое, что и государственное устройство. Но включение в данное понятие национального нюанса как бы в большей мере подчеркивает, что данное государство… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — административно территориальная и территориально политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том,… …   Юридическая энциклопедия

  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — административно территориальная и территориально политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том,… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • УСТРОЙСТВО НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ — (см. НАЦИОНАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Государственное устройство — (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… …   Энциклопедия права

  • Государственное устройство — Форма государственного устройства  способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части  административно территориальные единицы,… …   Википедия

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Государственное устройство — 1) понятие, охватывающее в широком смысле вопросы, касающиеся государственного строя в целом, устройства всего государства: социально экономические и политические основы государства, основы взаимоотношений гражданина и государства,… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • государственное устройство — в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… …   Большой юридический словарь

dic.academic.ru

Тема 2. Национально — государственное устройство российской федерации

 

            В принципах национально-государственного устройства Российской  Федерации выражена концепция создателей Конституции РФ и их представления о способе тер­риториальной организации государственной власти в современной России.

            Основным принципом национально-государственного устройства Российской Фе­дерации является совмещение национальной и территориальной основ его структур­ной организации. Это выражается в том, что субъектами  РФ провозглашаются  не только национально-государственные образования такие как республика,  автоном­ная область, автономный округ, но и  административно-территориальные  единицы: область, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

            По мнению специалистов, такая конструкция федеративного  устройства  Рос­сии далеко не бесспорна /7.с67/.

            Известно, что всякая федерация как форма национально-государственного ус­тройства является выражением и  воплощением  определённых  отношений.  Так,  в Индии, Швейцарии, Канаде, Нигерии она — выражение межнациональных  взаимоотно­шений. Напротив, в США, Бразилии, ФРГ, Мексике,  Венесуэле  она  основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субьектов.  Сов­мещение же сугубо территориального и национального принципов построения  феде­рации означает неоднозначный подход к способу её существования.

            В Конституции РФ провозглашается, что Российская  Федерация  состоит  из республик, областей, городов федерального значения, автономных областей, авто­номных округов — равноправных субьектов /8.с5/. Каким же образом может осущес­твиться равноправие между республикой и обычной областью? Ведь равноправие это равенство прав. Очевидно, что если республика обладает конституцией, своим за­конодательным органом, правительством, министерствами, то  такие  атрибуты  не свойственны области. Поэтому в их статусе уже нет равноправия. Точно также  ни о каком равноправии не может идти речи между краем и автономным округом, кото­рый входит в его территориальную организацию. Противоречия такого  рода  зало­женные в Конституции уже дали о себе знать, когда речь пошла о выборах  губер­наторов областей и краёв, в которые входят автономные округа, поскольку не яс­но кто «главнее» губернатор области или президент  автономной  республики  или области.

            Следующая проблема это несбалансированность  представительства  субьектов федерации в Совете Федерации Федерального собрания. Если  депутаты  от  нацио­нально-государственных образований представляют волю своих народов,  то  волю кого выражает в Совете Федерации  депутаты  от  краёв  и  областей,  Москвы  и Санкт-Петербурга? Очевидно, что не волю народов, а лишь населения, проживающе­го в их территориальных границах. Тогда это не согласуется со статьёй  5  Кон­ституции, провозгласившей равноправие народов, ибо русский народ представлен в верхней палате 114 депутатами, а все остальные — только двумя /7.с68/.

            Придав краям и областям статус субьектов Федерации Конституция РФ  инсце­нировала стремление их властных структур поднять  статус  этих  административ­но-территориальных единиц до уровня национальных республик. Сравнительно  не­давно Россия пережила политический шок, когда  руководство  Уральской  области (Екатеринбург) провозгласило свою республику и даже приняло  Конституцию.  При этом в Основном законе Уральской республики был  сконструирован  такой  новый «этнический» феномен «народ Уральской республики», т.к. в статье  1  указанной конституции  было  провозглашено,  что  «единственным  источником  власти    в Уральской республике является народ». С лёгкой руки авторов такой  конституции могут появиться воронежский, рязанский, курский и т.д. народы.

            Администрация Иркутской области вышла с  инициативой  создания  Законода­тельного собрания, предусмотренного  Уставом  области,  оно  призвано  осуществлять законодательное регулирование по вопросам своей компетенции.

            Так администрация Иркутской области на практике реализует статью 5,  зак­репляющую за краем, областью и т.д. право иметь своё законодательство.

            Таким образом Конституция РФ заложила правовую основу для появления в об­ластях России своих законов, а это неизбежно ведёт к огосударствлеванию облас­тей, образованию на территории РФ огромного  количества  маленьких государств /8/.

            Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что совмещение национально­го и территориального принципов  построения  Российской  Федерации,  доведение статусов краёв, областей, городов федерального значения до  статуса субъектов федерации, ставит российское общество в своеобразное положение.

            Следующим принципом является принцип своеобразного  регионального  разви­тия субьектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации совместно  с общефедеральными органами решают широкий круг вопросов, вне  пределов  ведения Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, вне полно­мочий федерального собрания РФ и др. общефедеральных органов осуществляют соб­ственное правовое регулирование, включая принятие законов и  других  норматив­но-правовых актов, устанавливают самостоятельно свою систему органов  государ­ственной власти, в соответствии с основами конституционного строя.

            Третий принцип — принцип равноправия и самоопределения  народов  —  лежит также в основе национального построения РФ.

            Равноправие народа представлено в различных формах национальной  государ­ственности — автономных округов, автономных областей, республик, в которые  на основе волеизъявления самоопределился народ. В соответствии с Конституцией  РФ они являются равноправными субьектами Российской  Федерации.  Причём  согласно принципу равноправия и самоопределения народов, каждый из них  на  основе  са­моопределения может избрать ту форму национальной  государственности,  которая адекватно выражает потребности его развития.

            Равноправие народов  означает  также  свободное  функционирование  нацио­нального языка. Согласно ст.29 Конституции РФ не  допускается  пропаганда  или агитация возбуждающая национальную ненависть и вражду, запрещается  пропаганда национального или языкового превосходства.

            Четвёртым важнейшим принципом является равноправие тождественных  субьек­тов РФ. В Конституции РФ говорится о равноправных  субьектах  применительно  к республикам, краям, областям, автономным округам. Как уже говорилось выше, эти различные эти различные виды субьектов федерации  не  могут  обладать  равными правами. О равноправии может идти речь только  применительно  к  тождественным субьектам Российской Федерации. Указанный принцип является ни чем иным как го­сударственно правовым выражением и воплощением равноправия регионов и соответ­ствующих народов, избирающих ту или иную  форму  своей  национальной  государ­ственности.

            И, наконец, пятым принципом, лежащим в основе Российской  Федерации,  яв­ляется принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между  со­бой /7.с68-70/.

            Конституция РФ исходит из  идеи  последовательной  федерализации  России. Суть российского федерализма выражена в Конституции 1993 г. следующим образом: федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности,  един­стве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и  полно­мочий между органами государственной  власти  РФ  и  органами  государственной власти субьектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской  Феде­рации.

            Немного об истории федерализма в России.  Процесс  объединения  княжеств, земель, царств и ханств на Руси шёл разными путями в далёких столетиях,  когда складывалось государство Российское, охватывая как добровольные союзы  и  при­соединения, так и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в го­сударство, спаянное во едино не только общностью исторического  пути  народов, но и общими интересами — экономическими, социальными и т.д. Однако Россия соз­давалось и развивалось как государство унитарное.

            Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался, хотя система управления не была примитивной, элементы  автономии можно было найти и в Финляндии, и в Польше, а наместник царя на Кавказе по положению своему в регионе был выше министров.

            Основные законы царской России провозглашали, что во  всём  её  простран­стве власть принадлежала государю.

            Федерализм вначале не признавался  РСДРП.  Считалось,  что  он  ослабляет необходимое единство экономических связей. В принципе партия выдвигала  лозунг о самоопределении наций, входящих в состав государства, но не шла дальше  тре­бований широкого областного самоуправления, особенно для местностей,  отличав­шихся национальным составом населения. Ленин и его соратники пересмотрели поз­же своё отношение к федерализму. Решающую роль сыграл национальный  фактор  в борьбе за политическую власть. Ещё на кануне первой мировой войны  РСДРП  про­возгласила право наций на самоопределение, отделение,  вплоть  до  образования новых государств. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что реше­ние вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его  целесооб­разности /6.с28/.

            Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако,  потребова­ла радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за своё вы­живание, а усиление национализма и сепаратизма вело к тому, что от бывшей  «е­диной и неделимой» отпадали целые регионы. Вышли  из  состава  России  Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, реальной становилась возможность  отделения Украины, Белорусии, Грузии, Армении, Азербайджана. В этих  условиях  лоэунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.

            Третий Всероссийский съезд Советов заявил 25 января 1918 г. в  Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, что  Советская  Россия  учреждается как федерация национальных республик. Такой подход в конечном итоге стал прин­ципом, которого придерживались все конституции созданного в 1922 г. Союза ССР.

РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем  основным  показателям: территории и числу  населения, экономическому  потенциалу  и  концентрации научных сил. На неё падали все основные тяготы и лишения, перенесённые  стра­ной. Но из этого для РСФСР не следовало никаких привилегий. Более  того,  ста­тистика свидетельствует о сравнительном отставании темпов развития  республики по многим параметрам.

            В РСФСР входило 16 автономных республик (из 20 во всём СССР), 5  автоном­ных областей (из 8) и все 10 автономных (национальных) округов.  Взаимоотноше­ния РСФСР с автономными республиками  имели  некоторые федерально-юридические признаки. Верховный Совет РСФСР после принятия Конституции СССР, стал  двухпа­латным органом, имевшим Совет Республики и Совет Национальностей.  Конституция СССР не подлежала утверждению Верховным Советом РСФСР и т.д.

            И, всё же, если исключить особые  права  в  сфере  языка  и  национальной культуры, имевшимся у автономных областей, то во всём остальном РСФСР  остава­лась унитарным государством /6.с29-30/.

            Всеобщий кризис в экономической, социальной, и политической сферах,  раз­разившийся в СССР, вызвал подъём  национального  и  сепаратистского  движения. Бесконечное провозглашение «суверенности», «деклараций о суверенитете»  поста­вили страну на грань развала и даже проведённый в марте 1991 г. всесоюзный ре­ферендум о сохранности СССР, где более 75% населения сказали «СССР-да» не спас её от краха.

            12 июля 1990 г. была принята Декларация  о  государственном  суверенитете России, которая провозглашала идеи независимости и  самостоятельности  Россий­ского государства. В связи с заключением Федеративного договора в 1992 г. кон­ституционный строй РСФСР стал не только  формально,  но  и  фактически  разви­ваться на принципах суверенной государственности.

            Существенное отличие нового подхода к принципам федерализма, как  говори­лось выше, состоит в том, что он не ограничен сферой национальной политики,  а выходит за её пределы.

            Федеративная природа Российской государственности  отличается  следующими признаками:

            1. Российская Федерация имеет конституцию,  принятую  путём  всенародного голосования, что придаёт ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в состав, имеют свои конституции, а край, области, город  федерально­го значения, автономная область, автономный округ —  свой  устав  и  законода-

тельство. В указанных актах закрепляется правовой статус РФ.

            2. Российская федерация обладает своей территорией, на  которую  распрос­траняется её суверенитет и в пределах пределах которой Конституция РФ и  феде­ральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспе­чивает целостность и неприкосновенность своей территории.

            3. Российская Федерация характеризуется наличием единого  общероссийского гражданства. Наряду с этим, республики, входящие в состав  Российской  Федера­ции, также имеют своё гражданство.

            4. Российская Федерация имеет общие для всей федерации высшие органы  го­сударственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой  республи­ки и действуют на территории всех республик. Это, разумеется, касается и  всех других субьектов РФ.

            5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную систему,  единый государственный бюджет и единую систему налогов.

            6. Не только Российская Федерация, но и её субьекты имеют  право  внешних отношений с иностранными государствами, комерческими структурами,  международ­ными организациями, реализуя при этом свои интересы.

            7. Отношения между Российской Федерацией и её субьектами строятся на раз­граничении их полномочий. Причем Конституция закрепляет исключительные  полно­мочия Российской Федерации и совместную компетенцию РФ и её субьектов. Все  же иные полномочия  принадлежат субьектам РФ /7.с70-71/.

            Как видим, преемственность Конституции РФ в вопросах федерализма с препы­дущими Конституциями РСФСР сохраняется, хотя изменяет,  уточняет  и  дополняет многие пункты.

Суверенитет Российской Федерации и её компетенция.

            Российская Федерация — суверенное государство. Суверенитет РФ —  свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России  самос­тоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние  и  внеш­ние функции государства.

            Суверенитет России получил своё правовое закрепление в Конституции РФ.  В её нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным  источни­ком власти в РФ является её многонациональный  народ  (ст.3), суверенитет  РФ распространяется на всю её территорию (ст.4), Конституция РФ и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории РФ (ст.4), РФ обладает  суверенными правами и осуществляет юрисдикцию  на континентальном  шельфе  и  в  исключи­тельной экономической зоне.

            Суверенитет РФ характеризуется  тремя  неотъемлемыми  чертами:  Самостоя­тельностью государственной власти, её независимостью при  осуществлении  внут­ренних и внешних функций государства, дифференциированым содержанием  государ­ственной власти, осуществляемой на основе её  разделения  на  законодательную, исполнительную и судебную.

            Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она  реа­лизует своё назначение без вмешательства в её  деятельность  негосударственных структур. Действуя на основе создаваемых ею правовых предписаний, она  опреде­ляет государственно-правовое развитие общества и всю систему общественных  от­ношений, имеющих юридическую значимость.

            Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотре­нию, без вмешательства других государств  осуществляет  внутренние  и  внешние функции РФ.

            Дифференциация государственной власти на законодательную,  исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет  её  узурпацию  со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц, придаёт  не­зыблемый характер конституционному положению, соглано которому носителем суве­ренитета РФ является её многонациональный народ.

            Суверенитет РФ представлен в её компетенции. Компетенция РФ, т.е. круг её прав, обязанностей и предметов ведения получила конституционное закрепление  в ст.4, 5, 11, 67, 71, 72, 76 и др.

            В области государственной, в её ведении находятся следующие вопросы: при­нятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их  соблю­дением; федеральное устройство и территория  РФ,  установление системы  феде­ральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка  их

организации и деятельности; формирование федеральных  органов  государственной власти и т.д.

            В области хозяйственного и социально-культурного строительства ведению РФ подлежат: федеральная государственная собственность и управление ею;  установ­ление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономичес­кого, экологического, социального и культурного развития РФ; установление  ос­нов единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное  регулирование, денежная эмиссия и т.д.

            В области правовой политики государства в исключительном ведении  РФ  яв­ляется: судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уго­ловно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское за­конодательство и др. отрасли права.

            В области внешних сношений, обороны и государственной безопасности  веде­нию РФ подлежат: вопросы внешней политики и международных отношений,  междуна­родные договоры, вопросы войны и мира. внешнеэкономические отношения,  оборона и безопасность, оборонное производство и многое другое.

            Что касается полномочий РФ в области защиты прав и  свобод  гражданина  и человека, то они сгруппированы в различных главах и статьях Конституции РФ.  К её ведению относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и  гражда­нина; гражданство в Российской Федерации;регулирование и  защита  прав  нацио­нальных меньшинств; представление политических убежишь и т.д.

            Все политические полномочия находятся в  исключительном  ведении  Россий­ской Федерации.

            В совместном же ведении РФ и её субьектов являются полномочия,  указанные в статье 72 Конституции РФ. К ним относятся: вопросы обеспечения  соответствия конституций и законов республик, уставов, законов  и  иных нормативных  актов других субьектов; разграничение государственной собственности;  природопользо­вание и многое другое /7.с70-74, с103-144; 30.с30-45/.

studfiles.net

27. Национально-государственное устройство рф.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства.

Основы НГУ содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя»:

  • Распространение суверенитета на всю ее территорию.

  • Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов.

  • Установление субъектного состава.

  • Государственная целостность – единство системы гос. власти.

  • Равноправие и самоопределение народов.

  • Равноправие субъектов во взаимоотношении с федеральными ОГВ.

  • Единство и равенство федерального гражданства.

Более детально – в главе 3 «Субъекты РФ»:

  • Перечислен состав субъектов.

  • Основы статуса каждого из видов субъектов.

  • Порядок изменения статуса субъектов.

  • Порядок изменения границ между субъектами и федерацией.

  • Государственный язык и право на установление родного языка.

  • Гарантии прав коренных малочисленных народов.

  • Государственная символика.

  • Предметы ведения РФ и субъектов.

  • Порядок действия федеральных законов по предметам ведения.

  • Основы формирования системы ОГВ субъектов.

  • Право РФ на участие в международных объединениях.

Принципы НГУ:

  1. Добровольность объединения.

  2. Суверенность и равноправие.

  3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

  4. Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным.

  5. Государственная целоствность.

  6. Разграничение предметов ведения и полномочий.

  7. Равноправие субъектов.

28. Формы нгу.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства.

Государственное устройство м.б. унитарным и федеративным.

Унитарное – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы. Простое – состоит только из а.т.е. Сложное – а.т.е. + автономные образования.

Федерация – добровольное объединение государств в союзное государство на основе федерального договора. Характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяется по вертикали. Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство.

Способы возникновения федерации:

  • Договорной – предполагает объединение добровольно и самостоятельно (СССР).

  • Конституционный – объединение на основе Конституции страны или иного конституционного договора, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (Россия 1918 г.)

По признаку объединения:

  1. Национальные федерации.

  2. Национально-территориальные.

  3. Территориальные.

По устройству:

studfiles.net

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — это… Что такое НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО?


НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — определенная форма общественных отношений, государственность многонационального сообщества, форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти и национальной структуры общества, а тж. соотношение суверенитета государства и национальных суверенитетов наций и народностей, объединяемых в составе государства. Основные формы Н.г.у. — федерация и унитарное государство. Конфедерация, строго говоря, не является формой Н.г.у., это — оформление содружества суверенных государств с целью координации действий в определенных сферах.

Юридическая энциклопедия. 2015.

  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ФОРМА
  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смотреть что такое «НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО» в других словарях:

  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — понятие, употреблявшееся Конституцией СССР 1977 и Конституцией РСФСР 1978 гг. В принципе то же самое, что и государственное устройство. Но включение в данное понятие национального нюанса как бы в большей мере подчеркивает, что данное государство… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — определенная форма общественных отношений, государственность многонационального сообщества, форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти и национальной структуры общества, а т.ж.… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — административно территориальная и территориально политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том,… …   Юридическая энциклопедия

  • НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — административно территориальная и территориально политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том,… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • УСТРОЙСТВО НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ — (см. НАЦИОНАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Государственное устройство — (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… …   Энциклопедия права

  • Государственное устройство — Форма государственного устройства  способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части  административно территориальные единицы,… …   Википедия

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Государственное устройство — 1) понятие, охватывающее в широком смысле вопросы, касающиеся государственного строя в целом, устройства всего государства: социально экономические и политические основы государства, основы взаимоотношений гражданина и государства,… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • государственное устройство — в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… …   Большой юридический словарь

yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru

Политические режимы: государство и национально–государственное устройство

 

Политический режим является совокупностью методов, благодаря которым происходит осуществление государственной власти. 

Виды режимов 

Современная политология выделяет такие разновидности политических режимов:

1. Демократический режим. В государстве с демократическим режимом существует многопартийность – каждая политическая организация имеет реальную возможность прийти к государственному управлению. Обществу доступный идеологический плюрализм, то есть господствующая идеология и ее насильственная пропаганда – отсутствует.

Органы государственной власти при демократическом режиме формируются путем свободного голосования граждан государства, обладающих выборным правом. В демократическом государстве гарантируется защита прав и свобод человека Конституцией и главой государства.

2. Террористический режим. В государстве, в котором господствует террористический режим запрещена деятельность любых других, кроме доминантной, политических партий организаций, народу насильственно навязывается выгодная для правительства идеология, которая активно культивируется органами власти.

Демократические права и свободы не только не гарантируются, но и отсутствуют полностью. Органы государственного управления формируются исключительно правящей верхушкой. В государстве доминирует массовый террор на идеологической основе и полное беззаконие. Террористический режим бывает двух видов – авторитарный и тоталитарный.

Политический режим России

Давайте определим, какой политический режим присущ нашему государству. На сегодняшний день Россия принадлежит к странам демократического режима. Однако наше государство прошло очень тяжелый путь, прежде чем достичь торжества демократии. Долгие века, правление Россией было сконцентрировано в руках монарха, что означает господство авторитарного режима.

Желания демократических преобразований государства и общества привели к тому, что в 1922 году была создана другая, уже тоталитарная империя – Советский Союз. И только в 90- х годах 20 века в нашем государстве впервые произошло зарождение демократии, которая на сегодняшний день уже достаточно укрепилась в российском обществе. 

Национально-государственное устройство

Национально-государственной устройство – это система общественных отношений в рамках государственности многонационального общества, которые формируются в форму организации власти. Национально государственное устройство регламентирует статус территориальных национальных суверенных образований в рамках одного государства. Основными видами национально-государственного устройства является федерация и унитарное государство.

Многие источники выделяют и третий вид – конфедерацию, однако она является только содружеством независимых суверенных государств, с целью обеспечения более эффективного взаимодействия. Унитарное государство образовывается в мононациональном обществе и состоит из отдельных не суверенных административных единиц – областей, княжеств, земель и т. д. Федерация – это государственное устройство в многонациональном обществе, которое состоит из автономных, чаще национальных регионов, которые не являются независимыми субъектами международных отношений и подчиняются центру.  

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Происхождение и развитие государства и права: государство и его формы
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspНаука в современном обществе и место искусства в жизни человека

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Государственное устройство — это что такое? Признаки государственного устройства. Что такое национально-государственное устройство

Государственное устройство в наши дни представляет собой многогранную структуру, которая неразрывно связана с органами центральной власти и внутренними административно-территориальными субъектами. Собственно, принципы взаимодействия между составными единицами государства и центром являются тем фактором, который и определяет организационную форму. Сложность этих отношений, степень полномочий и суверенитетов обуславливает и характер управления страной. В современном мире организация государственного устройства все чаще ориентируется на демократические ценности. Особенно это проявляется на примере федеративных и национальных государств, где учитываются интересы разных групп населения.

Общее понятие государственного устройства

В теории государства и права существует несколько подходов к рассмотрению вопросов об устройстве государства. Как правило, большинство противоречий у специалистов вызывает определение данного института с точки зрения конкретных форм – например, федеративной или унитарной. Тем не менее считается общепринятым, что государственное устройство – это территориальная структура внутри страны, которая обуславливает ее разделение на составные части, а также раскрывает взаимоотношения между органами власти. Классификация форм устройства во многом определяется степенью суверенитета у отдельных образований внутри государства. Выделяют несколько разновидностей таких форм, но принципиальное разделение прослеживается между унитарными и федеративными государствами. Также стоит отметить формы, которые не относятся к государственному устройству. Например, в этом плане стоит выделить межгосударственные содружества, союзы и сообщества отдельных государств.

Унитарное государство

Данная форма устройства характеризуется тем, что ее составные формирования, то есть административные единицы не имеют признаков широкой автономии. Тем не менее сложная форма все-таки предусматривает возможность наделения образований собственным набором правам. Можно сказать, что унитарное государственное устройство – это организация структуры страны, при которой все составные части входят в одну иерархическую систему, подчиненную власти, но при этом не имеют собственного суверенитета. Наиболее простые примеры такого рода не предусматривают и административно-территориального деления как такового. Но это встречается нечасто – например, в таких небольших странах, как Сингапур и Мальта. И напротив, примеры стран со сложной унитарной формой могут предусматривать наделение составных единиц определенной автономией, которая может быть территориальной или экстерриториальной. В первом случае, к примеру, автономия может распространяться на отдельный регион или населенный пункт, а во втором – охватывать исключительно людей определенной национальности.

Признаки унитарного устройства

Как видно, унитарные формы могут иметь некоторые различия, но для более четкого понимания этого способа организации государства следует определиться с его признаками. Итак, унитарная форма государственного устройства стран характеризуется следующими чертами:

  • Органы власти формируются в виде единой системы, ориентированной на подчинение одному центру. При этом орган законотворчества может иметь только однопалатное устройство.
  • Государственная власть сконцентрирована в целом на уровне государства, а составные образования страны не имеют суверенитета, то есть они не самостоятельны и подчинены центру.
  • Единое гражданство.
  • Система законотворчества представлена одним уровнем. При этом единая конституция действует по всей стране.

Региональная форма

Перед тем как перейти к рассмотрению федеративного государства, стоит выделить и переходную форму – региональную. В данном случае предполагается, что отдельные образования внутри государства могут иметь автономию, причем с широкими полномочиями. Это во многом роднит данную систему с федеративным устройством, но есть некоторые отличия. К примеру, региональное государственное устройство – это форма организации страны, при которой ее субъекты наделяются широкими правами, но все же зависят от центральной власти. Последний аспект может выражаться по-разному. Так, в некоторых странах значимые решения в административно-территориальных образованиях могут приниматься только Конституционный суд. Таким же образом осуществляется и контроль над составными частями государства. Во многих случаях сама автономия носит лишь номинальный характер. Но, есть и обратные примеры, где регионы в полной мере наделены возможностями формировать местные органы власти, администрации, издавать законодательные акты и т. д.

Федеративное государство

В отличие от унитарной формы, федерация предполагает наделение субъектов государства определенным суверенитетом, но в ограниченном виде. Такой способ организации также строится на распределении полномочий по управлению между региональными образованиями и центром. По характеру образования составных частей федеративное государство делится на три категории:

  • Административная федерация. В данном случае предполагается административно-государственное устройство, в котором все его внутренние образования формировались исходя из экономических, исторических, географических и других особенностей.
  • Национальная форма образования. В такой федерации субъекты разделяются по национально-лингвистическим признакам, которые обуславливают проживающие на территории страны народы.
  • Смешанная федерация. Также ее называют национально-территориальной формой, при которой формирование составных частей происходит с ориентацией на территориальный и национальный принципы разделения.

Признаки федеративного государства

Одним из главных признаков такой формы устройства является разделение объектов ведения и полномочий между основным источником власти и субъектами федерации. Следующий признак в некоторой степени вытекает из предыдущего – это двухуровневая структура органов власти. То есть устройство государственных органов власти в данном случае предусматривает федеральную ветвь и парламент субъектов, который имеет право на формирование местной администрации. Также отличить федеративное устройство можно по двухуровневой системе законодательства. Это означает, что конституция и законодательная база находятся как на уровне центра, так и на уровне субъектов. В некоторых случаях составные части могут устанавливать местное гражданство – наряду с общефедеральным.

Конфедерация

Как уже отмечалось, если строго подходить к институту государственного устройства, то союзы не относятся к формам его организации. Тем не менее есть исключения, в ряд которых можно включить и конфедерацию. В данном случае государственное устройство – это форма союза нескольких стран, которая реализуется для достижения экономических, политических или других целей. Собственно, основанием для рассмотрения этой формы государственного устройства является возможность перехода союза в федерацию. При этом следует учитывать и вероятность его распада на несколько унитарных государств. Формы конфедерации известны по примерам формирования государственности Швейцарии, Германии и США. В разное время эти страны представляли собой союзы, которые позднее преобразовывались в полноценное государство.

Признаки конфедерации

В современном виде конфедеративные признаки государственного устройства достаточно разноплановы и нередко входят в противоречие с реальным положением дел. Например, та же Швейцария формально продолжает оставаться конфедерацией, а фактически давно характеризуется федеративным устройством. Так или иначе, среди классических признаков конфедерации отмечаются следующие:

  • Каждое государство, которое входит в союз, может иметь собственные вооруженные силы и органы власти. При этом на уровне центра формируются лишь высшие органы для координации составных частей.
  • Внутренние образования имеют суверенитет, который выражается во всей полноте государственной власти.
  • Все входящие в союз государства имеют свою конституцию и законодательные органы, а на высшем уровне принимается общая конфедеративная конституция. Однако, единого законодательного органа на уровне союза нет.
  • Гражданство конфедерации, как правило, не предусматривается.
  • При достижении собственных целей каждое государство может по своей воле выйти из союза.

Становление государственности редко происходит без учета особенностей национальных суверенитетов разных народностей, которые проживают на территории страны. Такой способ организации может происходить и в унитарном, и в федеративном государстве. При этом наиболее близкой к национально-государственному устройству является именно федеративная форма организации, так как она с большей вероятностью предполагает наличие множества наций в пределах одной страны. То есть для понимания, что такое национально государственное устройство, следует ориентироваться на многонациональность сообщества. Как правило, так называют систему государств, в которых проживают граждане, представляющие разные национальности.

Политический режим

Под режимом государственного устройства понимается политическое управление, выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе. Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы. На сегодняшний день актуальны такие режимы государственного устройства, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Каждый из этих режимов характеризуется своими средствами осуществления власти, степенью привлечения к управлению граждан, отношением к правовым основам и т. д. Важно учитывать, что элементы формирования политического управления в рамках конкретного режима могут опираться на разные платформы, среди которых инструменты социологического, институционального, а также идеологического порядка.

Формы правления

Еще одним немаловажным элементом формы государства является способ правления. Именно он определяет, по каким принципам будут формироваться органы власти. Например, при монархии форма правления, государственный режим, государственное устройство и в целом организация власти полностью подчинены воле одного человека. И напротив, республика предусматривает участие в формировании устройства государства и системы правления со стороны общества и, в частности, каждого гражданина. В крайнем случае таким правом наделяются представительные учреждения, которые, в свою очередь, несут ответственность перед гражданским обществом.

Заключение

Институт государственной власти формировался многие столетия, но и сегодня нельзя сказать, что есть однозначные подходы к оптимальной организации отношений между центральной властью и региональными субъектами. На данный момент государственное устройство государства предполагает несколько моделей, основными среди которых являются унитарные и федеративные формы. Каждая из них обладает своими характерными чертами, но есть и немало схожих моментов. Например, высшим органом законодательства в обоих случаях являются органы центральной власти. В то же время нельзя отрицать, что федерация обеспечивает более широкие возможности для самостоятельной организации управления субъектам в пределах их ведения.

fb.ru

17. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: понятие и виды.

Форма национально-государственного и административно-территориального устройства — это национальное и административно-территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и иными органами власти, показывая из каких частей состоит внутренняя структура гос-ва, каково правовое положение этих частей, каковы взаимоотношения их органов и в какой гос. форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории гос-ва. Различают следующие формы гос. территориального устройства:

1. Унитарное гос-во. Это единое, простое, неделимое, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих государственно-политического статуса. Признаки: единая система высших гос. органов, одна конституция и единая система законодательства, одно гражданство. Польша, Франция.

2. Федерация – это сложное, составное, союзное гос-во, состоящее из государственно-политических образований, которым в той или иной степени делегирована часть государственного суверенитета. Признаки: две системы высших органов власти, две системы законодательства, территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов. Россия, США. Федерации могут быть симметричными и асимметричными. Симметричные – те, в которых статус субъектов одинаков. Асимметричные – те, в которых статус субъектов различен.

3. Конфедерация – это временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Гос-ва могут объединять свои усилия в военной, таможенной, экономической и иных сферах. Члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет, а органы конфедерации главным образом контролируют деятельность ее членов. Могут создаваться представительные, исполнительные ораны, куда члены конфедерации делегируют своих представителей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий центральный гос. аппарат и единая система законодательства. Население в формировании органов участия не принимает. Отсутствует общее гражданство. Вопросы обычно решаются путем консенсуса или общего согласия. Конфедерации, как правило, не долговечны. Они либо распадаются либо образуют более тесный союз – федерацию. Швейцария (федерация) – из Швейцарского союза (конфедерация).

18.Форма государственного (политического) режима: понятие, признаки и виды.

Государственный политический режим – это совокупность приемов, способов, методов осуществления государственной власти. Это то, как осуществляется государственная власть и как при этом признаются, уважаются, соблюдаются права и свободы человека и гражданина.

Виды: 1) Демократический – это режим, основанный на признании гос-ом прав и свобод граждан, на их участие в управлении делами гос-ва через выборные представительные органы или непосредственно. Признаки: — население участвует в формировании и осуществлении гос. власти -. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, -. легитимность гос. власти, -. доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения, -. во всех сферах общественной жизни господствует закон, — провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, — «дозволено все, что не запрещено законом» — гласность, отсутствие цензуры, — принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

2) Антидемократические режимы: Авторитарный политический режим – режим, основанный на отчуждении гос. власти от народа, на централизации власти и снижении роли представительных органов, на безаппеляционном, командном методе руководства и безусловном повиновении граждан центральным органам власти, где власть может быть сосредоточена в руках одного лидера. Авторитарный режим можно рассматривать как компромисс между тоталитарным и демократическим политическим режимами. Признаки: — в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно связанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов власти, — игнорируется принцип разделения властей, 3. ограничивается роль представительных органов власти, хотя они могут и существовать, 4. в качестве методов управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии и т.д., Тоталитарный политический режим характеризуется абсолютным контролем гос-ва над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки: 1. гос-во стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти, 2. общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа, — «дозволено только то, что разрешено законом» -. гос. власть формируется бюрократическим способом, закрытым от народа -. доминирующий метод управления – насилие, принуждение, террор, 7. господство одной партии, 8. права и свободы человека и гражданина носят декларационный характер, 9. централизация гос. власти во главе с диктатором и его окружением.

3) Либеральный политический режим – построен на признании ценности и свободы человеческой личности, ее неотчуждаемых естественных прав в пределах, ограниченных действием законов при минимально необходимой регулирующей роли гос-ва.

4) Охлократия – власть толпы, т.е. власть общественно-политических групп, оперирующих к популистским настроениям в их наиболее примитивных и массовидных вариантах. Это ситуации мятежей, где толпа выступает хозяином положения.

5) Плутократия – власть богатых. Где всей полнотой власти в гос-ве обладают представители наиболее богатых слоев населения.

studfiles.net