Мировые национальные религии: Национальные и мировые религии

Мировые и национальные религии (понятие, признаки, примеры)

Все основные крупные формы религиозных верований современного мира могут быть описаны в категориях мировых или национальных религий со свойственными им особенностями и формами.

Национальные религии — понятие и формы

Интересно, что это понятие ученые считают не вполне корректным, т.к. те этнические общности, где собственно и складывались эти верования, в тот ранний период еще не были оформленными нациями. Так, например, индуизм был распространен не только среди одного народа, а среди целой группы общностей, которые находились в этнической близости между собой. (И.И.Пучков).

В этой связи ряд исследователей предлагает даже сменить термин  «национальные религии» на иные более подходящие определения либо вовсе отказаться от практики раздела религий как на мировые, так и на национальные или племенные.

Сам по себе термин «национальные религии» возник в 19 веке и обозначал национально-государственные религии, которые сложились в рамках отдельных государств или этносов, но не смогли заметно распространиться у иных народов.

Как правило, к этому виду культов относят религии, которые возникли с «началом цивилизаций» или с появлением в обществе классовых отношений. Примером национальных религий могут служить верования римлян, ассирийцев, инков, вавилонян, кельтов, египтян, греков.

В нынешнее время в форме национальных религий сохранились лишь некоторые из них – это иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство, зороастризм.

Ученые считают, что широта распространения национальных религий  осложнялась особенно тесной связью между этнической средой и ее верованием, когда, например, чужестранец никак не мог быть допущен к культовой практике.

Мировые религии — определение и основные черты

Напротив, мировые религии (буддизм, ислам, христианство) отличает:

  • полиэтническая распространенность
  • отсутствие в своей догматике выраженной этноцентричности 

Подавляющее большинство всех верований возникли как племенные культы, в которых преобладало многобожие (политеизм). Ученые объясняют его не столько неразвитостью самих религиозных миропредставлений, сколько именно многосоставной племенной структурой самих этносов того времени, которая и формировала такие же многосоставные религиозные пантеоны.

Позже возникают уже «авторские» учения (зороастризм, даосизм, конфуцианство, иудаизм) – сакральные тексты, где появляется некая универсальность, что делает возможным их выход за пределы создавшего их этноса. Однако существовавшая на то время прозелитическая практика (распространения веры, обращение в нее других), как правило, не отличалась чрезмерной активностью  и насыщенностью.

Ученые отмечают, что,  например, зороастризм уже в конце 1 тыс. до н.э. мог практически стать мировой религией, его распространение охватило римский и эллинистический мир и даже проникло на Тибет. Но на протяжении 4-8 вв. зороастризм был вытеснен из этой зоны исламом и христианством как такими учениями, где проявляется большая социальная универсальность.

Такая же история произошла и с манихейством.

Отсюда следует вывод:

Появление и распространение мировых религий не было чем-то исторически исключительным, а отражало лишь объективное движение:

  • к культурной интегрированности народов отдельных регионов
  • к выработке и введению универсальных ценностных регуляторов

Интересно, что параллельно происходило аналогичное движение и в политических тенденциях – создавались универсальные империи (Персия, Македония, Рим, Византия, Китай, арабский халифат и проч.)

Специфические характеристики мировых религий

Это:

  • Высокая абстрактность основной догматики, которая обеспечивает требуемый универсализм учения
  • Многообразие (полиморфизм) основных догматов, которое делает возможной вариативность истолкований как самого сакрального текста, так и его исповедания и практики культа, что повышает адаптивность религиозного учения к различным культурным традициям различных народов
  • Значительная социальная составляющая религии, т. е. ее «растворенность» в обыденной жизни человека, ее причастность к нравственным и бытовым проблемам людей; участие всей паствы в обрядовой практике (в отличие от древних культов, где церемонии проводились лишь жрецами) и обращенность религии лично к каждому верующему.
  • Сравнительная доступность смыслов догматики для простого сознания (хотя бы в их редуцированном изложении), возможность личного спасения ценой правильной жизни
  • Отсутствие каких бы то ни было сословных или национальных границ и превосходства, т.е.  равенство всякого перед лицом Творца

Наша презентация

Очевидно, что основа догматики существующих ныне мировых религий не имеет в себе ничего существенно отличного от большинства религий прошлого,  а причины значительного распространения этих религий, по мнению ученых, лежат большей частью в социальной сфере, в способности этого учения объединять людей, а также в «демократии» их установок и силе эмоционального воздействия

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Теория культуры.

Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Существование национальных и мировых религий

Национальные религии: понятие и формы

Определение 1

Национальная религия – это верования, распространенные, как правило, в пределах одного этноса или народа. В частности, такими религиями являются индуизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, зороастризм.

Интересно, что непосредственно термин «национальная религия» учеными считается не вполне корректным, так как те этнические общности, в которых эти верования непосредственно сформировались, на том историческом этапе еще не представляли оформленные нации. Например, индуизм исповедовался не одним народом, но целой группой общностей, находящихся между собой в этнической близости.

В связи с этим ряд исследователей предлагал сменить термин «национальная религия» на иное более подходящее определение или совсем отказаться от практики разделения религий на мировые, национальные или племенные.

Непосредственно термин «национальная религия» оформился в XIX веке и обозначал национально-государственную религию, которая сформировалась в рамках отдельного государства или этноса, но не смогла существенно распространиться у других народов.

Как правило, к такому виду культа относятся религии, возникшие с «началом цивилизаций» или после появления в обществе классовых отношений.

Основными характерными чертами национальной религии являются:

  • обширные масштабы влияния;
  • устойчивость верований перед лицом других религий;
  • объединение политеизма и монотеизма;
  • упрощение жертвоприношений;
  • развитие учения о посмертном воздаянии.

На сегодняшний день в формате национальной религии сохранились только отдельные из них – иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм и конфуцианство.

Ученые выдвигают мнение, что распространение национальных религий затруднено особенно тесной связью этнической среды и ее верований, когда чужестранцев не допускали к культовой практике.

Мировые религии: определение и основные черты

Определение 2

Мировые религии — это верования, не имеющие государственных или этнических ограничений и распространенные в разных странах. Мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Эти религии наиболее многочисленные и важные для современно мира, количество их последователей – это основная масса населения нашей планеты.

Мировые религии имеют ряд отличий:

  • полиэтническая распространенность;
  • отсутствие этноцентриности в своей догматике.

Преобладающее большинство всех верований сформировалось в качестве племенных культов, в которых доминировало многобожие, то есть политеизм. Ученые объясняли его не столько слабой развитостью самих религиозных миропредставлений, сколько многокомпонентной племенной структурой самих этносов того периода, которая и сформировала такие же многокомпонентные религиозные пантеоны.

Позже возникли уже «авторские» учения – конфуцианство, иудаизм, даосизм, зороастризм), то есть сакральные тексты, в которых есть некоторая универсальность, благодаря чему становится возможным их выход за грань этноса, внутри которого они были сформированы. Но в тот период существовала и прозелитическая практика, то есть распространение веры и обращение в нее других, как правило, она не отличалась чрезмерной насыщенностью и активностью.

Ученые отмечали, что зороастризм уже в конце 1 тыс. до н.э. мог практически превратиться в мировую религию, так как он распространился на римский и эллинистический мир и даже проник в Тибет. На протяжении 4-8 веков зороастризм вытеснял из этой зоны ислам и христианство, как учения, в которых присутствует большая социальная универсальность.

Такая же участь постигла и манихейство.

На основании этого можно сделать вывод: появление и распространение мировых религий не нечто исторически исключительное, а отражает только объективное движение:

  • к культурной интегрированности народов отдельных регионов;
  • к выработке и введению универсальных ценностных регуляторов.

Интересно, что параллельно протекало такое же движение и в политике – создавались универсальные империи, такие как Македония, Персия, Рим, Византия, Китай, Арабский халифат и пр.

Специфические характеристики мировых религий

Среди всех черт, свойственных мировым религиям, выделяют ряд специфических особенностей:

  • высокую абстрактность основной догматики, обеспечивающей требуемый универсализм учения;
  • многообразие, то есть полиморфизм, основных догматов, что делает возможной вариативность истолкований и самих сакральных текстов, а также его исповедание и практику культов, чем повышается адаптивность религиозных учений к разнообразным культурным традициям разных народов;
  • социальную составляющую религии, то есть ее растворенность в повседневной жизни людей, ее причастность к нравственным и бытовым проблемам людей;
  • участие всей паствы в обрядовой практике, что отличает религию от древних культов, когда церемонии проводили только жрецы, а также обращенность религии лично к каждому верующему;
  • сравнительную доступность смыслов догматики для простого сознания, хотя бы редуцированное их изложение, возможность личного спасения ценой правильной жизни;
  • отсутствие каких-либо сословных или национальных границ и превосходства, то есть равенство всякого перед лицом Бога.

Очевидно, что основы догматики существующих на сегодняшний день мировых религий не несут в себе ничего значительно отличающегося от большинства религий древности, а причины значительного распространения этих религий, как считают ученые, лежат преимущественно в социальной сфере, в способности рассматриваемого учения объединять людей, а также в демократии их установок и силе эмоционального воздействия.

Помимо названных национальных и мировых религий, выделяют религии учительские – имеющие одного основоположника, учителя, а также народные – без возможности указать одного основателя, пророка.

Замечание 1

С позиций объекта обожествления принято выделять религии политеистические – многобожие, когда люди поклоняются сразу нескольким богам, например, язычество, а также монотеистические религии, в которых Бог один.

Официальная религия | Энциклопедия мировых проблем

Название(я): 

Государственная религия

Неразделение государства и церкви

Природа

Государственная религия (также называемая установленной религией или официальной религией) – это официально признанная религия или вероисповедание. суверенным государством. Государство с официальной религией (также известное как конфессиональное государство), хотя и не светское, не обязательно является теократией. Государственные религии являются официальными или санкционированными правительством учреждениями религии, но государство не обязательно должно находиться под контролем религии (как в теократии), и санкционированная государством религия не обязательно находится под контролем государства.

Официальные религии были известны на протяжении всей истории человечества почти во всех типах культур, начиная с Древнего Ближнего Востока и доисторических времен. Отношения религиозного культа и государства обсуждались древним латинским ученым Марком Терентием Варроном в рамках термина theologia civilis (букв. «гражданское богословие»). Первой государственной христианской церковью была Армянская Апостольская церковь, основанная в 301 г. н.э. В христианстве, поскольку термин «церковь» обычно применяется к месту поклонения христиан или организациям, включающим такие христиане, термин «государственная церковь» ассоциируется с христианством, санкционированным правительством, исторически государственной церковью Римской империи в последние века до н. существования Империи и иногда используется для обозначения конкретной современной национальной ветви христианства. Тесно связаны с государственными церквями ecclesiae, которые похожи, но имеют более второстепенный оттенок.

На Ближнем Востоке в большинстве штатов с преимущественно мусульманским населением ислам является официальной религией, хотя степень религиозных ограничений в повседневной жизни граждан варьируется в зависимости от страны. Правители Саудовской Аравии используют как светскую, так и религиозную власть, в то время как светские президенты Ирана должны следовать решениям религиозных властей после Исламской революции 1979 года. Турция, в которой также проживает мусульманское большинство населения, стала светской страной после реформ Ататюрка, хотя, в отличие от русской революции того же периода, это не привело к принятию государственного атеизма.

Степень, в которой официальная национальная религия навязывается гражданам государством в современном обществе, значительно различается; от высоких, как в Саудовской Аравии и Иране, до минимальных или вообще отсутствующих, как в Дании, Англии, Исландии и Греции.

Источник: Википедия. , в конечном итоге противостоящих процессам Реформации и подъему протестантских и светских сил и приведшим к отделению церкви от государства. Во многих странах законодательство по-прежнему отдает предпочтение исторически доминирующей религии. В Бельгии, например, некатолические церкви архитектурно ограничены в видимости с улицы.

Встречный иск 

1. Христианские и демократические институты совместимы и, возможно, даже необходимы друг для друга. Свобода необходима для счастья и процветания в этом мире. Конституционное правительство необходимо для этой свободы. Сохранение обоих зависит от христианской морали, информирующей как избирателей, так и лидеров. Эта нравственность не может поддерживаться без твердой веры во Христа. 2. Ошибочно считать Римско-католическую церковь просто другим человеческим учреждением, а не Телом Христовым.

2. Но есть еще одна ошибка, не менее пагубная для благополучия наций и для процветания того великого человеческого общества, которое собирает вместе и охватывает в своих пределах все расы. Это заблуждение, содержащееся в тех идеях, которые без колебаний отделяют гражданскую власть от всякого рода зависимости от Высшего Существа — Первоисточника и абсолютного Властелина человека и общества — и от всякого ограничения Высшего Закона, исходящего от Бога. как из своего Первого Источника. Таким образом, они предоставляют гражданской власти неограниченное поле деятельности, которое находится во власти изменчивого прилива человеческой воли или диктата случайных исторических притязаний и интересов немногих. Как только власть Бога и власть Его закона отрицаются таким образом, гражданская власть, как неизбежный результат, стремится приписать себе ту абсолютную автономию, которая принадлежит исключительно Верховному Творцу. Она ставит себя на место Всевышнего и возводит государство или группу в последний конец жизни, высший критерий нравственного и юридического порядка, и поэтому запрещает всякое обращение к принципам естественного разума и христианской совести. Мы, конечно, не упускаем из виду, что, к счастью, ложные принципы не всегда оказывают свое полное влияние, особенно когда вековые христианские традиции, на которых вскормлены народы, остаются еще глубоко, хотя и бессознательно, укорененными в их сердца.

Идея, приписывающая государству неограниченную власть, есть не просто заблуждение, вредное для внутренней жизни наций, для их процветания и для более широкого и упорядоченного роста их благосостояния, но также и для отношений между народов, ибо оно нарушает единство наднационального общества, лишает закон наций его основы и силы, ведет к нарушению чужих прав, препятствует согласию и мирному общению. Теперь никто не может не видеть, как притязание на абсолютную автономию государства находится в открытом противоречии с этим естественным, присущим человеку путем (даже полностью отрицает его) и поэтому оставляет стабильность международных отношений на милость воли. правителей, уничтожая при этом возможность истинного союза и плодотворного сотрудничества, направленного на общее благо. (Папская энциклика, Summi Pontificatus, 20 октября 19 г.39).

3. Ошибка модернизма, определяемая верой в то, что: Церковь должна быть отделена от государства, а государство от церкви. (Папское обращение, Acerbissimum, 27 сентября 1852 г. ).

4. Ошибка модернизма, определяемая верой в то, что: В настоящее время более нецелесообразно, чтобы католическая религия считалась единственной государственной религией, исключая все другие формы поклонения. (Папское обращение, Немо Веструм, 26 июля 1855 г.).

5. И с тех пор, как религия была удалена из гражданского общества, а доктрина и авторитет божественного откровения отвергнуты, само подлинное понятие справедливости и прав человека омрачено и утрачено, а место истинной справедливости и законного права уступило место истинной справедливости и законному праву. подаваемой материальной силой, то видно, почему некоторые, совершенно пренебрегая и пренебрегая самыми верными принципами здравого разума, смеют провозглашать, что «народная воля, проявляющаяся в том, что называется закон, свободный от всякого божественного и человеческого контроля, и что в политическом порядке совершенные факты уже в силу того обстоятельства, что они совершаются, имеют силу права». Но кто не видит и ясно не понимает, что человеческое общество, освобожденное от уз религии и истинной справедливости, не может, в действительности, иметь никакой другой цели, кроме цели приобретения и накопления богатства, и что (общество при таких обстоятельствах ) не следует в своих действиях никакому другому закону, кроме неукротимого желания служить своим удовольствиям и интересам? (Папская энциклика, осуждающая текущие ошибки: Quanta Cura, 8 декабря 19 г. 86).

Broader 

Separation

Secularization

Undue religious influence on secular life

Reduces 

Godless States

Minimal church-school involvement

Religious and political antagonism

Aggravates 

Suttee

Culturally biased religion

Непризнание религий

Религиозная дискриминация в политике

Уменьшено на

Экспериментальная религия

Стратегии 

Предложение защиты религии правителям

Обеспечение государственной помощи религиозным властям

Защита веры

Секуляризация политики

Присоединение к церкви и государству

Ссылки: Господство: образы бога и государства в девятнадцатом и двадцатом веках

Папская энциклика: Summi Pontificatus: О единстве человеческого общества

Тип

(F) Нечеткие исключительные проблемы

Пятая часть стран земного шара официально поддерживает одну религию, при этом ислам считается самой распространенной государственной религией священный город Мекка, Саудовская Аравия, четверг, 8 сентября 2016 г.

Мусульманские паломники начали прибывать к самым святым местам в исламе в преддверии ежегодного паломничества хаджа в Саудовской Аравии. Кааба. Храм в форме куба, расположенный в центре Большой мечети Мекки, является местом, где 1,6 миллиарда мусульман мира молятся пять раз в день. (AP Photo/Нариман Эль-Мофти).

Боб Мимс

  | 3 октября 2017 г., 15:35

| Обновлено: 17:51

На дворе 21-й век, но более пятой части наций по-прежнему официально признают ту или иную религию и ограничивают или преследуют другие вероисповедания, показывает новое исследование Pew Research Center.

Ислам остается самой распространенной официальной государственной религией во всем мире: 27 стран официально являются мусульманскими и либо полностью объявляют вне закона, либо ограничивают практику других религий, сообщает Pew во вторник.

Катаюн Киши, ведущий исследователь исследования, сказала, что ее команда обнаружила «более тесную связь» между действиями правительства, ограничивающими религию, и наличием в стране официальной государственной религии.

«Страны с официальной религией также чаще вводят запреты на деятельность одной или нескольких религиозных групп в стране, а также вмешиваются в практику отправления культа», — добавила она. «Эта взаимосвязь сохраняется даже при контроле уровня демократии в стране, численности ее населения и уровня социальной враждебности по отношению к религии в стране».

Официально исламские страны находятся в основном на Ближнем Востоке или в Африке, но они различаются по степени терпимости к другим религиям — и даже к отдельным мусульманским сектам: одни объявляют неприемлемыми мусульман-шиитов, другие отвергают мусульман-суннитов.

Например, Саудовская Аравия строго навязывает суннитский ислам и делает обращение из ислама основанием для обвинений в отступничестве, за которое высшим наказанием является смертная казнь. (Смертная казнь также разрешена за атеизм в Саудовской Аравии.)

Другие официально исламские страны, такие как Иран, разрешают некоторые немусульманские религиозные практики, но запрещают прозелитизм или публичные демонстрации немусульманского поклонения — опять же с возможной смертной казнью.

В Иордании, несмотря на то, что они официально являются мусульманами, новообращенные из ислама в христианство могут быть допрошены и иным образом подвергнуты проверке со стороны сил безопасности, но зарегистрированным немусульманам разрешено владеть не облагаемой налогом собственностью и совершать свои религиозные обряды.

Исследовательский центр Pew обнаружил, что 13 стран, девять из которых находятся в Европе, провозгласили христианство или определенную деноминацию этой веры официальной религией страны. Как правило, этот статус в значительной степени носит церемониальный характер, хотя в некоторых странах бывшего советского блока, православных странах ограничения других конфессий, включая христианские секты, могут быть угнетающими.

Во всем мире 22 процента из 199 исследованных стран имеют официальную государственную религию. В то время как ислам и христианство составляют 40 из них, два других — Бутан и Камбоджа — официально являются буддистами, а Израиль принимает иудаизм.

Конституция Индии защищает свободу вероисповедания, но в ней доминирует мощная индуистская партия, и периодически вспыхивают столкновения между индуистами и приверженцами других религий, включая ислам и христианство.

Большинство — 106 стран, или 53 процента исследованных — не имеют «официальной или предпочтительной» религии. Этот подсчет варьируется от Соединенных Штатов, где свобода религии и от религии закреплена, до Франции, где не поощряется ни одна конкретная вера, но где исследователи все еще отмечают «высокий уровень» государственных ограничений на религию в общественных местах.

Pew считает 10 стран официально «враждебными» религиозному самовыражению в целом: коммунистический Китай, Вьетнам, Северная Корея, Куба и бывшие советские республики Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

В странах бывшего советского блока многие лидеры публично приняли ислам, даже несмотря на то, что их правительства продолжают контролировать мечети и мусульманское духовенство.

По российскому законодательству христианство, иудаизм, ислам и буддизм официально считаются «традиционными» религиями страны, отмечает Pew. Однако на практике Москва отдает предпочтение Русской православной церкви, предоставляя православным лидерам безопасность и доступ к служебным автомобилям, а также выделяя президентские гранты организациям, подконтрольным церкви или связанным с ней.

В последние годы это предпочтение стало более открытым, как на национальном, так и на местном уровне, поскольку Россия внимательно изучает такие неправославные «западные» секты, как базирующаяся в Юте Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и Свидетели Иеговы.

Миссионерская деятельность мормонов была жестко ограничена, и теперь Церковь СПД называет своих молодых духовных послов «добровольцами». Свидетели Иеговы были практически полностью запрещены, сообщалось о полицейских рейдах в домах собраний и даже в частных домах.

Когда дело доходит до более расплывчатой ​​категории наций, «предпочитающих» ту или иную религию, исследователи Pew обнаружили 40 таких стран, 28 из которых склоняются к католицизму или православию.