Методы изучения особенностей процесса социализации: Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход

Содержание

О кафедре — Московский государственный областной университет

Кафедра психологии развития личности создана в апреле 2013 года, это она из самых молодых кафедр на факультете психологии и в настоящее время она находится на этапе структурирования и формирования научных и образовательных программ.

Работа кафедры строится на пересечении и взаимообогащении двух направлений в своей деятельности: образовательной и научной.

Тема научной работы кафедры — Личность в современном обществе: константы и трансформации

Основной целью научной работы кафедры является изучение современных тенденций и феноменологии развития личности, исследование процессов социализации и индивидуализации, становления структуры и содержания разных видов идентичности, выявление механизмов и условий становления личности на разных этапах онтогенеза, а также разработка новых методов и подходов к диагностике персоногенеза.

Не меньшее внимание на кафедре уделяется и подготовке квалифицированных психологов, специалистов, владеющих знаниями о современных теориях и подходах, разработанных и разрабатываемых в настоящее время в психологии личности и смежных с ней областях психологической науки: психологии развития и социальной психологии. Важность этих отраслей психологии связана с тем, что развитие личности происходит в социальном пространстве и определяется, в том числе, и возрастными закономерностями и задачами развития.

Исходя из этого, на базе кафедры создается новая магистерская программа по направлению 030300.68 «Психология» — «Психология развития личности» (очная форма обучения). Выпускники данной магистерской программы получат квалификацию (степень) магистра. В содержании данной магистерской программы нашли отражение как общие методологические основания психологии личности, так и теоретико-прикладные проблемы и диагностический инструментарий новой  и крайне актуальной на сегодняшний день области знаний – психологии развития личности. Магистерская программа  носит инновационный характер, поскольку ее методологической основой является синтез персонализма и возрастно-психологического подхода к развитию психики. Программа направлена на расширение и углубление фундаментальных знаний  психологов о психологии личности, представленной в парадигме развития, способствует созданию теоретико-эмпирической основы для разработки индивидуального подхода в сопровождении процесса социализации и становлении идентичности на разных этапах онтогенеза.

Заведующая кафедры – Марцинковская Татьяна Давидовна

Научные исследования, проводимые Т.Д. Марцинковской,  отличают фундаментальность и  целостность в исследовании истории и методологии психологической науки, динамики процесса становления ее предмета и методов исследования психики, ее связи с философией и естествознанием. Проведенный анализ истории развития возрастной психологии в России дал возможность выделить  этапы ее развития в России и основные  проблемы, разрабатываемые отечественными учеными в начале ХХ века, а также выявить значимые различия  подходов к личности ребенка в отечественной и зарубежной психологической науке.

Ею проанализированы  и описаны основные характеристики российской психологической науки особенности ее развития в различные исторические периоды, идеогенез основных психологических концепций. В последние годы занимается проблемами методологии и философии психологии, а также изучением психологических особенностей самосознания российской интеллигенции. Особое внимание обращается на творчество выдающегося отечественного ученого Г.Г. Шпета и его школы.

Т.Д. Марцинковской обоснованы категориальный строй и принципы исторической психологии личности,  на основании которых разрабатывается историко-генетический подход к проблеме социализации и формирования идентичности на разных этапах онтогенеза. Этот подход позволяет объединить теоретико-методологические (в том числе и историко-теоретические) материалы с данными эмпирического и экспериментального изучения становления личности, общения, деятельности современных детей, подростков и молодежи.  Полученные Т.Д. Марцинковской и ее сотрудниками результаты позволили обосновать ведущую роль переживания как механизма социализации детей, подростков и молодежи, показать значение индивидуальных и социальных переживаний для социального и персонального развития,  раскрыли особенности социализации в эпоху неопределенности и социальных изменений, что открыло новый подход к проблеме информационной социализации.

Под руководством Т.Д. Марцинковской защищены 34 кандидатских и 4 докторских диссертации

Является членом трех советов по защите  докторских диссертаций (ПИ РАО, ИП РАН и ф-т психологии МГУ), членом редколлегий  журналов «Вопросы психологии», Вестник Санкт-Петербургского университете (серия «Психология»), «Культурно-историческая психология»,  главным редактором журнала «Психологические исследования».

Автор более 200 работ (в том числе более 40 монографий и учебных пособий).

Исследование особенностей социализации младших школьников в современных условиях

В современной школе, с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, особое внимание уделяется социализации младших школьников.Понятие социализации часто упоминается в важных разделах стандарта, как и во многих других образовательных документах.

Социализация детей в современных условиях становится ещё большей проблемой, поскольку Интернет начал оказывать существенную роль в этом процессе. Современный ребёнок становится пользователем Интернета ещё в дошкольном возрасте, а всемирная глобальная сеть — это источник информации, который таит в себе не только благо, но и несёт некоторую опасность. Постепенно происходит не только отчуждение детей от родителей, но и детей друг от друга, поскольку из-за вторжения социальных сетей начинается искажение процесса социализации за счёт подмены реальных отношений социализации — виртуальными.

Успешная социализация ребёнка является одной из прерогатив начального образования в начале обучения. И если в первом классе данная тема имеет высокую значимость, то в последующем наблюдение за протеканием социальной адаптации школьников становится неактуальной.

Исследование было проведено на базе 3 класса МОБУ СОШ № 31 города Якутска в целях выявления уровня адаптации и социализации школьников.Всего в исследовании приняло участие 27 учащихся, из них 15 мальчиков и 12 девочек.

В качестве инструмента исследования была выбрана проективная методика Д. Лампена «Дерево» в адаптации Л.П. Пономаренко[3].Задание было предложено в форме рассказа, который незаметно подводит ребенка сделать выбор за ту позицию, с которой он отождествляет себя,либо, наоборот, кем школьник хотел бы видеть себя. Благодаря тому, что дети с радостью погружаются в проективную деятельность данной методики, можно без затруднения выявить особенности протекания социальной адаптации как у школьников, которые недавно перешли в класс, так и у детей, обучающихся в классе с начала момента обучения в начальной школе. Для получения более достоверных результатов школьникам не было предложено подписывать свою работудо конца диагностики.

Интерпретация результатов проводилась с помощью специально подготовленной формы. Она разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от родителей и классного руководителя, из беседы со школьником. Результаты представлены в таблице 1. 

табл. 1

Всего в методике имеется 10 уровней социализации, но в нашей работе мы бы хотели отметить те уровни, на которые преимущественно обратили свое внимание респонденты:

1.Установка на преодоление препятствий:

В реальном положении данный уровень был выявлен у 26% учащихся. Идеальное – 11%. Из полученных результатов и наблюдений можно предположить, что многие дети испытывают трудности в обучении и в общении со сверстниками.

2.Мотивация на развлечение

Учащийся начальной школы должен уметь поставить на первый план позицию школьника, уметь удовлетворять свои потребности не в игре, а обучаясь в школе. Здесь следует отметить, что идеальное положение было выбрано у 19% всех респондентов. Данный выбор можно объяснить тем, что данную позицию выбрали дети, у которых их реальное положение установлено на преодоление препятствий. По мнению Л.И. Божович, положительное отношение младших школьников к учению постепенно ослабевает. Переломным моментом, как правило, является 3 класс. У многих детей уменьшается старательность к обучению, школьные обязанности начинают их тяготить, появляются новые потребности и мотивы [2].

3.Завышенная самооценка, установка на лидерство

Этот уровень является лидирующим у респондентов. При наблюдении за классом можно отметить,что в нем имеется достаточное количество сильных учащихся-лидеров. Как правило, к ним тянутся другие дети, которые часто неосознанно копируют их поведение. Поэтому, мы считаем, не удивительным то, что данное идеальное положение было выбрано 30 % респондентов, у которых реальное положение соответствует таким уровням как: установка на преодоление препятствий, комфортное состояние, кризисное состояние и др. Многие лидеры, наоборот, идеальным положением считают поддержкой другого, отстраненность, замкнутость или комфортное состояние.

4.Комфортное состояние

Последним, хотелось бы отметить уровень комфортного состояния. На наше удивление, данный ответ выбрали не так много респондентов, как предполагалось(не смотря на то,что исследование проводилось в 3 классе). Примечательно, что половина учащихся, находящихся на этом уровне, перешли в класс сравнительно недавно.

Успешная социализация младшего школьника является важным составляющим в процессе обучения, ведь только благодаря этому ребенок может полностью раскрыть свои способности, коммуникативные навыки и успешно войти в учебный процесс. Но не всегда можно удержать ее в течение всего периода обучения. Из полученных нами результатов можно сделать вывод, что проблема социализации школьника является актуальной и не может быть отодвинута на второй план. Поэтому мы считаем, что необходимо систематически диагностировать и выявлять различными методиками (такие как самооценка, социометрия, школьная мотивация и т.д.) состояние учащихся, составлять психолого-педагогические характеристики на каждого ребёнка. Проблема стоит особенно остро в современных условиях из-за все большей подмены реальных отношений детей друг с другом – виртуальными. Поэтому считаем, что необходимо целенаправленно и своевременно выявлять уровень социализации школьника, чтобы избежать проблем с дальнейшим обучением и развитием ребёнка.

В. Е. Пулов. Роль физической культуры в социализации личности

Статья, опубликованная в журнале «РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY» (2014. № 4(89). С. 196—204) под названием «Роль физической культуры в социализации личности», автором которой является Пулов Вячеслав Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института», отзывается из печати с согласия издателя.

Изъятие (ретракция) публикации обусловлено выявлением плагиата в этой статье. Материал статьи был взят из кандидатской диссертации Дудорова Владимира Валентиновича «Формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры (социально-педагогический аспект)». Санкт-Петербург, 2000. 258 с.

В. Е. ПУЛОВ

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: социализация, личность, современное общество, воспитание, физическая культура, процесс образования

Key words: socialization, personality, modern society, education, physical culture, education

ПУЛОВ Вячеслав Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института.

PULOV Vyacheslav Evgenievich, Postgraduate at the Department of Pedagogics, Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russian Federation).

В статье исследуется роль физической культуры в социализации личности, формировании ценностного пространства человека. Стиль жизни трактуется как поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраиваются психология и психофизиология личности. Основная задача физкультурного воспитания направлена на формирование личности.

The paper explores the role of physical culture in socialization of an individual, formation of the value space of a person. A lifestyle is the behavioral feature of human life, i. e., a certain standard adjusting the psychology and psychophysiology of a personality. The main objective of physical education is aimed at formation of a personality.

Говоря о влиянии спорта на социализацию личности, Л. Апциаури пишет о том, что человек, появившись на свет как биологическое, природное существо, обретает свою социальную сущность, становится личностью путем социализации1. Последняя представляет собой процесс усвоения индивидуумом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Одновременно с этим усвоением человек обучается разнообразным функциональным ролям — возрастным, семейно-родственным, профессиональным. Именно благодаря социализации каждый человек включается в социальные отношения, интегрируется в социальную систему.

В современной западной социологии утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности — той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих и значимых, распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Изучение каждой роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, тренеров, сверстников и др.) в различных сообществах (семье, школе, команде), каждое из которых характеризуется своей системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.

Обращая внимание на социальное значение профессионального и олимпийского спорта, следует отметить, что они создают специфические условия для социализации. Здесь также существуют агенты, модели поведения и социальные взаимодействия. Спортсмен является членом команды и субкультуры и не может избежать влияния принятых норм поведения. Он социализируется в различные роли через процессы имитации и идентификации. Каждая роль более или менее ограничена и определена.

Успех на любой стадии процесса социализации обеспечивается наличием у спортсмена по крайней мере трех поведенческих установок: экспектации (ожидания), готовности к изменению поведения и желания соответствовать ожиданиям. Эти установки разрабатываются и обосновываются с учетом потребностей социальной среды. Идеальной областью воспитания личности выступают физическое воспитание и спорт. Здесь педагогический процесс формирует личность в рамках таких социальных моделей поведения и ролей, которые соответствуют социально-политическим установкам и экономическим потребностям того общества, к которому она принадлежит, а также национально-региональной ментальности.

Учитывая специфику олимпийского спорта, его ценностей и идеалов, необходимо различать социализацию личности в спорте и через спорт. Первая связана с изучением и приспособлением личности к специфическим ценностям, социальным структурам, предписаниям, к освоению определенных ролей в спорте. Социализация же через спорт предусматривает познание, адаптацию личности к сложной системе ценностей, норм, предписаниям, существующим в окружающей социально-политической среде.

В спорте высших достижений социализация имеет особое содержание, которое обусловлено определенными стереотипами идеализированных «спортсменов-профессионалов». Они определяются рядом ценностей: личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, успех и признание как признак благополучия, уважение к науке и др. Личность, хорошо приспособленная социально, стремится к успехам в спорте, личной жизни в большей степени, чем менее социально приспособленная. Спорт и родственные виды активности высвобождают скопившиеся в человеке напряжение социально приемлемыми путями, развивая социальное мышление. Спорт как социальный институт и его отдельные элементы (спортсмен, тренер, ценностные ориентации, интересы и т. д.) в процессе социализации трансформируются в специфические социокультурные стереотипы, отражающие модели поведения и образа жизни. Социокультурные стереотипы проникают в субкультуру и различные социальные институты, такие как образование, политика, студенческая среда, быт и т. д.

Спорт уже в силу своей природы и особенностей заранее предполагает определенную социализацию. Акцент традиционно делается на социальные ценности, которые приобретает личность в процессе занятий спортом, в особенности олимпийским, и которые связаны с воспитанием характера, гуманистических идеалов, спортивной этики и т. д. Если мы представим спорт и игру как своеобразный микромир, социализирующий человека в определенных ситуациях, то становится понятно, что, отражая реальную ситуацию, устанавливая правила поведения, процесс социализации формирует модели поведения и в какой-то степени их регулирует.

Можно определить модели социализации в спорте, основным элементом которой является склонность к выполнению роли; семья, школа, сверстники — главные агенты социализации. На личность оказывают влияние три социальные системы: семья, сверстники, тренеры. В среде мальчиков только сверстники обладают социализирующим влиянием, у девочек ни одна из этих систем не является значительной. Отцы, сверстники и учителя представляют собой факторы, обусловливающие вовлечение мальчиков в занятия спортом. Среди них только отцы (65,0 %) определяют социализацию мальчиков и девочек в спорте. Спорт имеет особое значение

в социализации юношей, как участвующих в спортивных соревнованиях (52,1 %), так и наблюдающих (47,9 %) за ними2.

Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека: с одной стороны, приобщает его к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность, с другой — объясняет существующую ситуацию в профессиональном спорте.

Таким образом, исследования проблемы «Социализация и спорт» показали, что социализация — непрерывный процесс. Наиболее интенсивно она осуществляется посредством спорта, выражается в изменении модели поведения и в конкретизации базовых ценностных ориентаций. Спортсмены в процессе социализации оценивают и осваивают нормы поведения. В спорте человек овладевает определенными навыками и формирует мотивацию поведения. На различия в осуществлении социализации личности решающее влияние оказывают особенности субкультуры и традиции воспитания.

Э. Майнберг пишет о том, что педагогика спорта исследует прежде всего процессы физической социализации, поскольку она ставит типично педагогические проблемы, при этом всегда имея в виду общую социализацию человека. Физическая сторона является лишь одним из моментов процесса социализации вообще. Частное и общее здесь взаимосвязаны. Превращение физической социализации в изолированную тему неминуемо приведет к неверным оценкам3. Он предполагает, что именно семья влияет на двигательную социализацию, побуждая, требуя и ограничивая двигательную активность ребенка. Но ведь учителю физкультуры, а также тренеру важно знать, что он постоянно имеет дело с учащимися или спортсменами, двигательное поведение которых также может определяться различной моторной социализацией в рамках семьи.

К социализации относится также выработка определенных мотивов, установок и позиций в соответствии с определенными критериями, нормами и ценностями. Поэтому понятно, что семья, будь то сами родители или братья и сестры, помогает формировать представление ребенка о спорте, закладывая их на всю жизнь.

Результаты, полученные группой немецких ученых, позволяют предположить, что пример родителей, активно занимающихся спортом, оказывает влияние на развитие у детей интереса к спорту. Установлено, что 55 % опрошенных спортсменов сообщили, что и их родители занимались спортом, а 22 % даже выступали в большом спорте и ставили рекорды. При опросе девушек было установлено, что родители спортивно активных дочерей часто занимались спортом. Если среди отцов неактивных в спортивном отношении девушек только 8 % сами занимались спортом, то среди спортивно активных девушек таких отцов 25 %4. Увлеченность спортом растет по мере повышения социального статуса человека, одновременно с этим в зависимости от того, к какому слою общества принадлежит человек, часто меняется и стиль воспитания. Он сам по себе может пробудить у детей ярко выраженный интерес к спорту, а не только пример родителей, занимающихся спортом.

Это предположение в высшей степени интересно в педагогическом отношении. Для учителя физической культуры важно иметь в виду, что поведение учеников обусловлено влиянием социальных структур. Часто при этом учителя призывают взять на себя роль «агента» социализации, в обязанности которого входило бы компенсировать имеющиеся недостатки моторной социализации. Учитель физической культуры, прежде всего в начальных классах, должен учитывать уровень развития моторики у детей различного социального происхождения. Поскольку моторика в большей степени зависит от упражнения, учитель физической культуры, создав благоприятные условия для обучения, сможет компенсировать существующие недостатки в двигательной активности детей. Однако социальное происхождение учеников еще не есть фактор, который полностью определяет моторные качества учеников.

Существует эмпирически доказанная связь между спортивными интересами родителей, братьев и сестер, предпочтениями различных возрастных групп ровесников и увлеченностью спортом отдельной личности. Эта связь объясняется не одним лишь воздействием чужого примера и внутрисемейных стимулов. Она возникает из обусловленных спецификой определенного социального слоя ценностных представлений, различий в биографии (например, более продолжительное школьное образование), условий для занятий спортом, групповых пристрастий и требований. J. C. Andrews и M. Sleap констатируют, что семья как первичная ин-

станция социализации может самым различным образом способствовать и препятствовать физической социализации. Это относится как к самим моторным действиям, так и установкам на физическую деятельность5.

Говоря о процессе социализации, необходимо упомянуть и о таком ее детерминанте, как пол. Можно говорить о начале процесса физической социализации, обусловленного половой спецификой, уже в первые недели жизни человека. Нередко родители в первые шесть месяцев жизни своих детей стараются привить первоначальные моторные навыки именно мальчикам, а не девочкам. Мальчиков всячески побуждают к расширению их мышечной активности. Уже в самые первые месяцы жизни происходит специфическая для разных полов социализация, которая ведет к определенной ролевой идентификации обучающегося, и важным источником которой является его телесная, физическая природа6.

Э. Майнберг утверждает, что к специфической структуре социализации относится и планомерное преподавание физической культуры. Во многом именно занятия физической культурой способствуют положительному протеканию процесса социализации7. Она является частью общей культуры человечества. Поэтому, на наш взгляд, необходимо показать процесс физической социализации в свете такой всеобъемлющей категории, как культура.

Если культура рассматривается как фактор, детерминирующий социализацию, то это свидетельствует о том, что существует культурно обусловленная социализация. Обусловленные культурным влиянием характерные особенности присущи и сфере двигательной активности. Этот факт имеет немаловажное значение для физической социализации. Для моторики множества разнообразных двигательных стереотипов, отношения к телу характерна культурная специфика. Положение рук (как плеч и предплечий, так и запястий и кистей) во время ходьбы отражает социальное положение индивидуума, его социальную специфику и ни в коей мере не является врожденным качеством. Культурное окружение и социальная среда решающим образом влияют на манеру держаться, на умение владеть своим телом. Каждая индивидуальная манера держаться и владеть своим телом обусловлена социальными и культурными факторами. Также различны установки и возможности для приобретения на выков владения своим телом, обусловленные особенностями различных культур. Существуют общества и культуры, в которых именно отрочество является временем приобретения двигательных навыков и умений. Во взрослом возрасте свойственно множество характерных особенностей, обусловленных культурным влиянием.

Таким образом, та или иная культура участвует в решении вопроса о том, как осуществляется физическая социализация человека. Поэтому было бы ошибкой говорить о «естественных», нормальных двигательных процессах. Стереотипы и техника движения формируются под влиянием культуры и в силу этого носят искусственный характер.

Неотрывно друг от друга существуют категории «общество» и «социализация». Если под социализацией понимать становление человека членом общества, причем основной и первоочередной задачей этого процесса является глубоко сознательное усвоение им определяющих для данного общества ценностей и норм, в результате чего становится адекватной его ориентация в обществе, то совершенно понятно, в силу каких причин общество предстает одним из детерминантов социализации, а последняя в итоге определяется не только культурными, но и общественными факторами8.

Зависимость процессов социализации от общества сказывается и на физической социализации. Вследствие этого преобладающие в обществе ценности и нормы отражаются на спортивной и игровой двигательной активности его членов. Поскольку спорт и игра не существуют вне общества, они являются его отражением. Структурные признаки общественной системы определяют и характер спорта как одной из подсистем общества.

Х. Никсон пишет о том, что важной частью процесса социализации является передача ценностей, регулирующих поведение и формирующих нормативные отношения, которые в свою очередь также могут воздействовать на поведение. Опыт занятий спортом может облегчить приспособление человека к выполнению различных ролей вне спорта и выработку не только спортивных, но и более широких ценностных отношений к действительности9.

Исследования учащихся (обычно мужского пола) средних учебных заведений показывают, что занимающиеся спортом лучше приспосабливаются к окружающей среде в психологическом и социальном отношении, чем учащиеся, не занимающиеся спортом; что способность и интерес к занятиям спортом положительно влияют на развитие самосознания и повышение престижа среди сверстников и что участие во внутришкольных соревнованиях находится в позитивном соотношении с возможными в будущем академическими достижениями, причем эта зависимость тем больше, чем меньше социальное происхождение школьника предрасполагает его к поступлению в колледж или университет10.

Таким образом, говоря о процессе физической социализации и его связи с процессом формирования ценностных ориентаций в сфере физической культуры, необходимо отметить, что приобретение моторных навыков является поводом и средством для развития социальных навыков, что в свою очередь в значительной степени определяет успешное прохождение этапа первичной социализации (этот этап определяется возрастным отрезком от 1 года до 18 лет). Однако в контексте сказанного необходимо упомянуть и о том, что степень развития моторных навыков решающим образом зависит от того, насколько сильно у индивида сформирована психосоциальная установка на занятия физической культурой, а следовательно, и от того, является ли ценностью для данного субъекта сфера физической культуры. Ценностное же отношение к этой сфере деятельности формируется тогда, когда у человека имеется определенная потребность — ценность, которую он стремится реализовать в обсуждаемой нами области деятельности. Более того, существует тесная связь между сформированными у индивида ценностными ориентациями в сфере физической культуры и успешностью прохождения процессов физической и первичной социализации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Апциаури Л. Олимпийский спорт как социальный институт и фактор социализации личности // Материалы междунар. форума «Молодежь — Наука — Олимпизм». М., 1998. С. 40—42.

2 См.: Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс. М.: Аспект Пресс, 1995. 230 с.

3 Там же.

4 Там же.

5 Andrews J.C. Essaus on Phisical Education and Sport, Staney Thomes. Cheltenham, 1989. 146 p.; Sleap M, Warburton P. II Phisical Activity Patterns

of Primavry Scool Children. L., 1990. P. 19.

6 Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта .

7 Там же.

8 См.: Овсянников В.Г. Методы исследования и обучения в прикладной социологии // Социологическое образование в России: итоги, проблемы, перспективы: тез. Всерос. науч. конф., посвящ. 275-летию СПбГУ, 25—27 июня 1998 г. СПб., 1998. С. 7.

9 См.: Никсон Х.Л. Спорт, социализация и молодежь: функциональный подход // Спорт и образ жизни: сб. ст. / сост. В.И. Столяров, З. Кравчик.

М., 1979. С. 201—207.

10 См.: Ядов В.А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1972. 112 с. Поступила 15.05.2014.

V. E. Pulov. The Role of Physical Culture in Socialization

Speaking about the impact of sport on socialization, L. Aptsiauri says that a man born as a biological, natural being attains its social nature and becomes a person through socialization. The latter is a process of learning socio-cultural norms and values of the society to which the individual belongs. Simultaneously, the person learns a variety of functional roles — the age, family-related and professional ones. It is through socialization that every person is included in social relations, is integrated into the social system. The process of mastering by individuals different socio-cultural norms takes place through social interaction with other individuals and groups, and sport with its ‘athlete-trainer’ relation which can be defined as a typical social relationship. In general, socialization refers also to development of certain motives, attitudes and sets in accordance with certain criteria, norms and values. Therefore, it is clear that the family, be it parents or brothers and sisters, helps to give a child an idea of sport for the whole life.

In general, studies of secondary schools students (usually male) show that those going in for sport are better adapted to the environment in psychological and social terms than students not involved in sports, that the ability and interest in sports have a positive effect on the development of self-awareness and increase in their prestige among their peers and that participation in intra-school competitions is in positive relation to possible future academic achievements, and this dependence is the greater, the poorer the social background of the student is, it predisposes schoolchildren to enter college or university.

4.3 Агенты социализации — Социология

Цели обучения

  1. Определите пять агентов социализации.
  2. Опишите положительные и отрицательные аспекты социализации, которую производят эти агенты.

Существует несколько институциональных и других источников социализации, которые называются агентами социализации . Первый из них, семья, безусловно, является наиболее важным средством социализации младенцев и детей младшего возраста.

Семья

Семья — это, пожалуй, самый важный фактор социализации детей.Ценности и модели поведения родителей оказывают глубокое влияние на их дочерей и сыновей.

Ранден Педерсон — Семья — CC BY 2.0.

Следует ли родителям отдавать должное, когда их дети оказываются хорошими детьми и даже совершают великие дела в жизни? Должны ли они быть виноваты, если их дети окажутся плохими? Ни один родитель не заслуживает всей похвалы или вины за успехи и неудачи своих детей в жизни, но данные свидетельствуют о том, что наши родители действительно сильно влияют на нас.Во многих отношениях мы даже становимся похожими на своих родителей не только внешне.

Социология имеет значение

Понимание расовой социализации

В обществе, в котором все еще существуют расовые предрассудки, родители-афроамериканцы по-прежнему считают необходимым учить своих детей афроамериканской культуре и готовить их к предвзятости и дискриминации, с которыми они могут столкнуться. Ученые в области социологии и других дисциплин изучили этот процесс расовой социализации .Один из их наиболее интересных выводов заключается в том, что родители-афроамериканцы различаются по степени расовой социализации, которую они практикуют: некоторые родители в значительной степени подчеркивают афроамериканскую идентичность и расовые предрассудки, в то время как другие родители упоминают эти темы своим детям лишь в минимальной степени. Причины этих различий остались неясными.

Социолог Джейсон Э. Шелтон (2008) проанализировал данные национальной случайной выборки афроамериканцев, чтобы определить эти причины, в том, что он назвал «одним из наиболее полных на сегодняшний день анализов стратегий расовой социализации афроамериканцев» (стр.237). Среди других вопросов респондентам был задан вопрос: «При воспитании детей вы делали или рассказывали им вещи, которые помогли бы им понять, что значит быть черным». Их также спросили, «есть ли еще что-нибудь, что вы делали или рассказывали своим детям, чтобы помочь им узнать, как ладить с белыми людьми».

В своих основных результатах Шелтон обнаружил, что респонденты с большей вероятностью практикуют расовую социализацию, если они были старше, женского пола и жили за пределами Юга; если они считают, что расовая дискриминация становится все более серьезной проблемой, и являются членами организаций по защите прав человека или других организаций, нацеленных на помощь афроамериканцам; и если бы у них были более высокие доходы.

Эти результаты привели Шелтона к выводу, что «афроамериканцы не являются культурно монолитной группой», поскольку они различаются «родительскими уроками, которые они преподают своим детям о расовых отношениях» (2008, стр. 253). Кроме того, родители, которые действительно практикуют расовую социализацию, «делают это для того, чтобы демистифицировать и дать своим потомкам возможность использовать возможности в более широком обществе» (стр. 253).

Исследование Шелтона помогает нам понять факторы, обуславливающие различия в расовой социализации афроамериканских родителей, а также помогает понять, что родители, которые действительно пытаются рассказать своим детям о U.S. расовые отношения просто пытаются, как и большинство родителей, помочь своим детям продвинуться в жизни. Исследования Шелтона помогли нам добиться большего, улучшив наше понимание этих вопросов.

Причина, по которой мы оказываемся во многом похожими на своих родителей, к лучшему или худшему, заключается в том, что наши семьи являются такой важной частью нашего процесса социализации. Когда мы рождаемся, наши основные опекуны почти всегда оказываются одним или обоими родителями. В течение нескольких лет мы общаемся с ними больше, чем с любыми другими взрослыми.Поскольку этот контакт происходит в самые годы нашего формирования, взаимодействие наших родителей с нами и сообщения, которые они преподают нам, могут иметь огромное влияние на всю нашу жизнь, о чем свидетельствуют истории Сары Паттон Бойл и Лилиан Смит, представленные ранее.

Способы, которыми наши родители социализируют нас, зависят от многих факторов, два из наиболее важных из которых — социальный класс наших родителей и наш собственный биологический пол. Мелвин Кон (1965, 1977) обнаружил, что родители из рабочего и среднего классов склонны по-разному социализировать своих детей.Кон рассудил, что родители из рабочего класса, как правило, занимают фабричные и другие должности, на которых у них мало автономии, и вместо этого им говорят, что и как делать. На таких работах послушание является важной ценностью, чтобы работники не были наказаны за неправильное выполнение своей работы. Родители из рабочего класса, полагал Кон, должны, таким образом, подчеркивать послушание и уважение к авторитету при воспитании своих детей, и они должны отдавать предпочтение порке как первоочередному способу дисциплинирования своих детей, когда они не подчиняются. Напротив, родители из среднего класса, как правило, занимают должности белых воротничков, где ценятся автономия и независимое суждение, а работники продвигаются вперед, проявляя творческий подход.Эти родители должны подчеркивать независимость при воспитании своих детей, и у них должно быть меньше шансов, чем родители из рабочего класса, шлепать своих детей, когда они не слушаются.

Если социальный класс родителей влияет на то, как они воспитывают своих детей, верно также и то, что пол их детей влияет на их социализацию со стороны родителей. Многие исследования показывают, что родители воспитывают своих дочерей и сыновей по-разному, поскольку они взаимодействуют с ними с самого рождения. Мы рассмотрим это подробнее в главе 11 «Гендерное и гендерное неравенство», но здесь достаточно сказать, что родители помогают своим девочкам научиться действовать и думать «как девочки», а они помогают своим мальчикам научиться действовать и думать «как мальчики.То есть они помогают своим дочерям и сыновьям узнать свой пол (Wood, 2009). Например, они нежнее со своими дочерьми и грубее со своими сыновьями. Они дают девочкам играть в куклы, а мальчикам — ружья. Девочки могут быть сделаны из «сахара, специй и всего хорошего», а мальчики — из чего-то совсем другого, но их родители сильно им помогают, к лучшему или худшему, так получается. В той степени, в которой это правда, наш пол в гораздо большей степени проистекает из социализации, чем из биологических различий между полами, как, вероятно, полагает большинство социологов.Вернемся к заданному ранее вопросу: если Гиллиган права в том, что мальчики и девочки по-разному приходят к моральным суждениям, то, как они приходят к этим суждениям, социализация имеет большее значение, чем биология.

Как показано во вставке «Уроки других обществ», разные культуры по-разному социализируют своих детей. Мы также можем изучить межкультурные различия в социализации с помощью данных Всемирного исследования ценностей, проведенного почти в шести десятках стран. На диаграмме 4.1 «Процент верящих в то, что послушание особенно важно для ребенка учиться» показан процент людей в нескольких странах, которые считают, что «особенно важно, чтобы дети учились послушанию дома».«Здесь мы видим некоторые поразительные различия в ценности послушания, при этом Соединенные Штаты несколько занимают промежуточное положение между странами в этой цифре.

Уроки других обществ

Дети и социализация в Японии

Эта глава заканчивается замечанием о том, что американские дети должны быть социализированы с определенными ценностями, чтобы наше общество могло решать многие социальные проблемы, включая преступления на почве ненависти и насилие в отношении женщин, с которыми оно сталкивается. Когда мы рассматриваем социализацию американских детей, опыт Японии преподносит ценный урок.

Вспомните из главы 2 «Взгляд на общество: проведение социологических исследований», что культура Японии подчеркивает гармонию, сотрудничество и уважение к власти. Социализация в Японии в значительной степени ориентирована на обучение только что перечисленным ценностям, при этом большая часть из них подчеркивает важность принадлежности к группе и зависимости, а не индивидуальной автономии и независимости. Это особенно верно в отношении японских школ, которые, как пишут два социолога, «подчеркивают сходство всех детей и важность группы» (Schneider & Silverman, 2010, стр.24). Посмотрим, как это происходит (Hendry, 1987; Schwalb & Schwalb, 1996).

С момента поступления в школу японские дети учатся ценить свое членство в классе, или куми , и проводят несколько лет в том же куми . Каждый kumi рассматривает свой класс как «дом вдали от дома», поскольку дети расставляют классную мебель, приносят растения и другие вещи из собственного дома и ежедневно убирают в классе. На перемене один куми будет играть против другого.Интересным отличием от стандартной практики в Соединенных Штатах является то, что куми в младших классах средней школы будет оставаться в своем классе, в то время как учителя, скажем, математики и социальных наук переходят из одного класса в другой. В Соединенных Штатах, конечно, все наоборот: учителя остаются в своих классах, а ученики переходят из одной комнаты в другую.

Другие практики в японских школах способствуют изучению японских ценностей. Юные школьники носят такую ​​же форму.Японские учителя используют постоянные упражнения, чтобы научить их поклоняться, и они постоянно просят детей вставать и садиться в группе. Эти практики помогают студентам научиться уважать авторитет и помогают усилить чувство принадлежности к группе, которое представляет собой куми . В то время как учителя в Соединенных Штатах обычно обращаются к отдельным ученикам с просьбой ответить на вопрос, японские учителя делают это редко. Вместо того, чтобы соревноваться друг с другом за хорошую оценку, японские школьники оцениваются по показателям kumi в целом.Поскольку решения в куми принимаются на основе консенсуса, дети учатся необходимости идти на компромисс и уважать чувства друг друга.

Поскольку члены куми проводят так много времени вместе в течение стольких лет, они развивают чрезвычайно близкие дружеские отношения и думают о себе больше как о членах куми , чем как о личности. Они становятся очень лояльными к kumi и ставят его интересы выше своих личных интересов. Таким и другими способами социализация в японских школах помогает детям и подросткам познавать японские ценности гармонии, групповой лояльности и уважения к власти.Если бы американские дети в большей степени усвоили эти ценности, было бы легче бороться с насилием и другими проблемами, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты.

Рис. 4.1 Процент веры в то, что послушание особенно важно для обучения ребенка

Источник: данные World Values ​​Survey, 2002 г.

Школы

Школы социализируют детей, обучая их формальным учебным планам, а также скрытым учебным планам, которые передают культурные ценности общества, в котором находятся школы.Одна из этих ценностей — необходимость уважать власть, о чем свидетельствуют эти дети, стоящие в очереди.

Школы социализируют детей несколькими способами. Сначала студенты изучают формальную учебную программу, неофициально называемую «тремя рупиями»: чтение, письмо и арифметика. Эта фаза их социализации необходима для того, чтобы они стали продуктивными членами своего общества. Во-вторых, поскольку учащиеся ежедневно общаются в школе со своими сверстниками, в идеале они укрепляют свои навыки социального взаимодействия.В-третьих, они взаимодействуют с авторитетными фигурами, своими учителями, которые не являются их родителями. Для детей, у которых не было дошкольного образования, учителя часто оказываются первыми авторитетными фигурами, которые у них есть, кроме их родителей. Информация, которую они получают, общаясь с этими авторитетными фигурами, является еще одним важным компонентом их социализации.

Функциональные теоретики цитируют все эти аспекты школьной социализации, но теоретики конфликта вместо этого подчеркивают, что школы в Соединенных Штатах также прививают скрытую учебную программу, социализируя детей, чтобы они приняли культурные ценности общества, в котором находятся школы.Если быть более конкретным, дети узнают в первую очередь положительные вещи о прошлом и настоящем страны; они узнают, как важно быть аккуратными, терпеливыми и послушными; и они учатся соревноваться за хорошие оценки и другие награды. Таким образом, они учатся любить Америку и не осознавать ее недостатки, и они изучают черты характера, которые готовят их к работе и карьере, которые укрепят капиталистическую экономику. Детей также приучают к убеждению, что неудачи, например плохие оценки, происходят из-за недостаточной учебы и, в более общем плане, из-за недостаточных усилий (Booher-Jennings, 2008; Bowles & Gintis, 1976).Этот процесс усиливает идеологию обвинения жертвы, обсуждаемую в главе 1 «Социология и социологическая перспектива». Школы также являются важным источником гендерной социализации, поскольку даже в наши дни учителя и учебные программы рассылают различные сообщения, которые усиливают качества, традиционно приписываемые мужчинам и женщинам, а учащиеся участвуют в переменах и других внеклассных мероприятиях, которые делают то же самое ( Бухер-Дженнингс, 2008; Торн, 1993).

сверстников

Когда вам было 16 лет, сколько раз вы жаловались своим родителям: «Все мои друзья [делают то-то и то-то].Почему я не могу? Это несправедливо! » Как показывает этот слишком распространенный пример, наши друзья играют очень важную роль в нашей жизни. Это особенно верно в подростковом возрасте, когда сверстники влияют на наши вкусы в музыке, одежде и во многих других аспектах нашей жизни, о чем нам напоминает ныне распространенный образ подростка, который постоянно разговаривает по мобильному телефону. Но друзья важны и на других этапах жизненного пути. Мы полагаемся на них для развлечения, эмоционального комфорта и поддержки, а также для общения. Это преимущество дружбы.

Наши сверстники также помогают нам общаться и даже могут побудить нас нарушать социальные нормы.

Обратной стороной дружбы является давление со стороны сверстников , с которым вы, несомненно, знакомы. Предположим, сегодня вечер пятницы, а в понедельник вы готовитесь к экзамену. Приходят друзья и просят вас пойти с ними за пиццей и напитком. Вы, вероятно, согласились бы пойти с ними, отчасти потому, что вам действительно не нравится учиться в пятницу вечером, но также потому, что на вас есть, по крайней мере, какое-то неуловимое давление.Как показывает этот пример, наши друзья могут влиять на нас разными способами. В подростковом возрасте их интересы могут влиять на наши собственные интересы в кино, музыке и других аспектах популярной культуры. Более зловещим образом влияние сверстников-подростков было связано с употреблением алкоголя несовершеннолетними, употреблением наркотиков, правонарушением и преступлениями на почве ненависти, такими как убийство Чарли Ховарда, о котором рассказывается в начале этой главы (Agnew, 2007) (см. Главу 5 «Социальная структура и Социальное взаимодействие»).

Когда нам исполняется 20-30 лет, наши сверстники становятся менее важными в нашей жизни, особенно если мы поженимся.Но даже тогда наши сверстники не теряют своей значимости, поскольку супружеским парам с маленькими детьми все же время от времени удается встречаться с друзьями. Ученые также начали подчеркивать важность дружбы с коллегами для эмоциональной и практической поддержки и для нашей постоянной социализации (Elsesser & Peplau, 2006; Marks, 1994).

СМИ

СМИ — еще один агент социализации. Телевизионные шоу, фильмы, популярная музыка, журналы, веб-сайты и другие аспекты средств массовой информации влияют на наши политические взгляды; наши вкусы в массовой культуре; наши взгляды на женщин, цветных людей и геев; и многие другие верования и обычаи.

В продолжающемся споре средства массовой информации часто обвиняют в молодежном насилии и многих других бедах нашего общества. Средний ребенок видит тысячи актов насилия по телевидению и в фильмах, прежде чем достигнет юного совершеннолетия. Рэп-тексты часто, кажется, превозносят очень уродливое насилие, в том числе насилие в отношении женщин. Реклама может сильно повлиять на наш выбор газированных напитков, обуви и множества других продуктов. Средства массовой информации также укрепляют расовые и гендерные стереотипы, в том числе веру в то, что женщины являются сексуальными объектами и подходящими объектами мужского насилия.В Общем социальном опросе (GSS) около 28% респондентов заявили, что они смотрят телевизор четыре или более часов каждый день, в то время как еще 46% смотрят телевизор два-три часа в день (см. Рисунок 4.2 «Среднее количество часов просмотра телевидения в день. »). Средства массовой информации, безусловно, являются важным источником социализации, невообразимой полвека назад.

Рисунок 4.2 Среднее количество часов просмотра телевидения в день

Источник: Данные Общего социального исследования, 2008 г.

Поскольку средства массовой информации социализируют детей, подростков и даже взрослых, ключевым вопросом является то, в какой степени насилие в средствах массовой информации вызывает насилие в нашем обществе (Surette, 2011). Исследования неизменно обнаруживают сильную корреляцию между просмотром жестоких телешоу и фильмов и совершением насилия. Однако это не обязательно означает, что наблюдение за насилием на самом деле вызывает агрессивное поведение: возможно, люди смотрят насилие, потому что они уже заинтересованы в нем и, возможно, даже совершают его.Ученые продолжают дискутировать о влиянии насилия в СМИ на насилие среди молодежи. В свободном обществе этот вопрос особенно важен, поскольку вера в этот эффект вызвала призывы к мониторингу средств массовой информации и запрету определенных актов насилия. Гражданские либертарианцы утверждают, что такие призывы имеют привкус цензуры, что нарушает Первую поправку к Конституции, все остальные утверждают, что они подпадают под действие Первой поправки и сделают общество более безопасным. Конечно, озабоченность и споры по поводу насилия в СМИ будут продолжаться еще долгие годы.

Религия

Последним фактором социализации является религия, о которой подробнее говорится в главе 12 «Старение и пожилые люди». Хотя сейчас религия, возможно, менее важна в жизни людей, чем несколько поколений назад, она все еще продолжает оказывать значительное влияние на наши убеждения, ценности и поведение.

Здесь мы должны различать религиозное предпочтение (например, протестантское, католическое или еврейское) и религиозное отношение (например, как часто люди молятся или посещают религиозные службы).Оба эти аспекта религии могут повлиять на ваши ценности и убеждения как в отношении религиозных, так и нерелигиозных вопросов, но их конкретные последствия варьируются от проблемы к проблеме. Чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим эмоциональную проблему аборта. Люди придерживаются очень сильных взглядов на аборты, и многие из их взглядов проистекают из их религиозных убеждений. Но какой аспект религии важнее всего, религиозные предпочтения или религиозность? Ответить на этот вопрос нам помогают данные Общего социального исследования (рис. 4.3 «Религиозные предпочтения, религиозность и убеждение, что аборт должен быть законным по любой причине»).Оказывается, религиозные предпочтения, если мы ограничим их для обсуждения только католиками и протестантами, не имеют никакого значения: католики и протестанты в СОБ демонстрируют примерно одинаковые взгляды на проблему абортов, примерно по одной трети каждого из них. группа считает, что аборт должен быть разрешен по любой причине. (Небольшая разница, показанная в таблице, не является статистически значимой.) Однако религиозность имеет большое значение: респонденты GSS, которые молятся ежедневно, имеют только половину вероятности, чем те, кто редко или никогда не молится, считая, что следует разрешить аборт.

Рисунок 4.3 Религиозные предпочтения, религиозность и убеждение в том, что аборт должен быть законным по любой причине

Источник: Данные Общего социального исследования, 2008 г.

Ключевые выводы

  • Способы, которыми родители социализируют детей, частично зависят от социального класса родителей и от биологического пола их ребенка.
  • Школы социализируют детей, обучая их как формальному учебному плану, так и скрытому учебному плану.
  • Сверстники — важный источник эмоциональной поддержки и общения, но давление со стороны сверстников может побудить людей вести себя так, как они обычно считают неправильным.
  • СМИ — еще один важный фактор социализации, и ученые обсуждают влияние СМИ на насилие в обществе.
  • Рассматривая влияние религии на социализацию, мы должны различать религиозные предпочтения и религиозность.

Для вашего обзора

  1. Опишите одну важную ценность или отношение, которое у вас есть, что является результатом социализации ваших родителей.
  2. Согласны ли вы, что в средних школах существует скрытая учебная программа? Поясните свой ответ.
  3. Кратко опишите один пример того, как сверстники повлияли на вас или кого-то из ваших знакомых таким образом, который вы теперь считаете негативным.

Список литературы

Агнью, Р. (2007). Принуждение к преступлению: обзор общей теории деформации . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Бухер-Дженнингс, Дж. (2008). Учимся наклеивать ярлыки: социализация, пол и скрытая программа тестирования с высокими ставками. Британский журнал социологии образования, 29, 149–160.

Bowles, S., & Gintis, H. (1976). Школьное образование в капиталистической Америке: реформы образования и противоречия экономической жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: основные книги.

Elsesser, K. & Peplau, L.A. (2006). Стеклянная перегородка: препятствия для межполовой дружбы на работе. Human Relations, 59, 1077–1100.

Хендри, Дж. (1987). Понимание японского общества . Лондон, Англия: Крум Хелм.

Кон, М. (1977). Класс и соответствие .Хоумвуд, Иллинойс: Дорси.

Кон, М. (1965). Социальный класс и родительско-дочерние отношения: интерпретация. Американский журнал социологии, 68, 471–480.

Маркс, С. Р. (1994). Близость в общественной сфере: случай коллег. Социальные силы, 72, 843–858.

Шнайдер Л. и Сильверман А. (2010). Глобальная социология: введение в пять современных обществ (5-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Schwalb, D. W., & Schwalb, B.J. (ред.). (1996). Воспитание детей в Японии: стипендии двух поколений . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Guilford Press.

Шелтон, Дж. Э. (2008). Гипотеза об инвестициях в черноту: к большему пониманию того, кто чему учит во время расовой социализации. Du Bois Review: Social Science Research on Race, 5 (2), 235–257.

Surette, R. (2011). СМИ, преступность и уголовное правосудие: образы, реалии и политика (4-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Торн, Б. (1993). Гендерные игры: Девочки и мальчики в школе . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.

Вуд, Дж. Т. (2009). Гендерная жизнь: общение, гендер и культура . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Понимание и изменение социального мира

Цель обучения

  1. Опишите, почему социализация важна для того, чтобы быть полноценным человеком.
  2. Объясните, как крайняя изоляция и исследования близнецов демонстрируют роль природы по сравнению с воспитанием в человеческом развитии.
  3. Определите, какие вопросы могут задать функционалисты, теоретики конфликтов и интеракционисты о роли социализации в человеческом развитии.

Мы только что отметили, что социализация — это способ познания культуры, но социализация также важна по другой важной причине. Чтобы проиллюстрировать эту важность, давайте представим, что мы находим шестилетнего ребенка, который почти не контактировал с людьми с самого рождения. После рождения ребенка ее мать сменила подгузники и кормила ее минимальной диетой, но в остальном не общалась с ней.Ребенок годами оставался один днем ​​и ночью и никогда не выходил на улицу. Теперь мы находим ее в возрасте 6 лет. Чем ее поведение и действия будут отличаться от поведения среднего шестилетнего ребенка? Найдите минутку и запишите все различия, которые вы обнаружите.

Вот список, который вы, вероятно, написали, в произвольном порядке. Во-первых, ребенок не мог говорить; самое большее, она могла издать несколько ворчаний и других звуков. Во-вторых, ребенок будет бояться нас и, вероятно, забиться в угол.В-третьих, ребенок не будет знать, как играть в игры и взаимодействовать с нами. Если бы мы дали ей немного еды и посуды, она бы ела руками и не знала, как пользоваться посудой. В-четвертых, ребенок не сможет выразить весь спектр эмоций. Например, она могла плакать, но не умела смеяться. В-пятых, ребенок будет незнаком с материальными объектами нашей культуры, включая сотовые телефоны и телевизоры, и, вероятно, будет их бояться. В этом и во многих других отношениях этот ребенок разительно отличался бы от среднего шестилетнего подростка в Соединенных Штатах.Она будет выглядеть как человек, но она не будет действовать как человек. Фактически, во многих отношениях она будет вести себя больше как напуганное животное, чем как молодой человек, и она будет менее способна, чем обычная собака, выполнять приказы и подчиняться командам.

Как показывает этот пример, социализация позволяет нам полностью функционировать как человеческие существа. Без социализации у нас не могло бы быть нашего общества и культуры. А без социального взаимодействия у нас не было бы социализации.Наш пример социально изолированного ребенка был гипотетическим, но реальные примеры таких детей, часто называемых дикими детьми, к сожалению, имели место и служат убедительным доказательством важности социального взаимодействия для социализации и социализации для нашей способности функционировать как люди.

Одним из самых известных диких детей был Виктор из Аверона, который был найден блуждающим в лесу на юге Франции в 1797 году. Затем он сбежал из-под стражи, но вышел из леса в 1800 году.Виктору было около 12 лет, и его родители бросили его несколько лет назад; он не мог говорить и вел себя больше как дикое животное, чем как человеческий ребенок. Виктор сначала жил в учреждении, а затем в частном доме. Он так и не научился говорить, и его когнитивное и социальное развитие в конечном итоге было не лучше, чем в детстве, когда он, наконец, умер примерно в 40 лет (Lane, 1976).

В редких случаях дети выросли в крайней изоляции и в конечном итоге лишились некоторых качеств, делающих их полностью человечными.Это фотография Виктора из Аверона, который вышел из леса на юге Франции в 1800 году после того, как его родители бросили его несколько лет назад. Он не мог говорить, а его когнитивные и социальные навыки никогда не развивались дальше, чем у маленького ребенка до того, как он умер в возрасте 40 лет.

Другой такой ребенок, найденный более полувека назад, был назван Анной, которая «была лишена нормального контакта и получала минимум человеческой заботы почти все свои первые шесть лет жизни» (Дэвис, 1940, стр.554). После того, как ее перебрасывали из одного дома в другой в течение ее первых 5 месяцев, Анна в конечном итоге жила со своей матерью в доме своего деда и содержалась в маленькой, безвоздушной комнате на втором этаже, потому что дед был так встревожен ее рождением вне брака. что он ненавидел ее видеть. Поскольку ее мать работала весь день и выходила из дома по ночам, Анна почти все время была одна и жила в грязи, часто еле жива. Все эти годы ее единственной пищей было молоко.

Когда Анна была найдена в возрасте 6 лет, она не могла говорить, ходить или «делать что-либо, показывающее умственные способности» (Дэвис, 1940, стр.554). Она также была крайне истощена и истощена. Два года спустя она научилась ходить, понимать простые команды, есть и запоминать лица, но она не могла говорить и в этом отношении больше походила на годовалого ребенка, чем на семилетнего ребенка, которым она была на самом деле. . К тому времени, когда она умерла от желтухи примерно в 9 лет, она приобрела речь двухлетнего ребенка.

Вскоре после того, как Анна была обнаружена, другая девочка по имени Изабель была найдена при аналогичных обстоятельствах в возрасте 6 лет.Она также была рождена вне брака и жила одна со своей матерью в темной комнате, изолированной от остальной семьи матери. Поскольку ее мать была немой, Изабель не научилась говорить, хотя общалась с матерью с помощью простых жестов. Когда ее наконец нашли, она вела себя как дикое животное с незнакомцами, а в остальном больше походила на шестимесячного ребенка, чем на шестимесячного ребенка. Когда впервые показывали мяч, она смотрела на него, держала в руке, а затем терла им лицо взрослого.После этого интенсивные тренировки помогли Изабель выздороветь, и через 2 года она достигла нормального уровня речи для ребенка ее возраста (Davis, 1940).

Эти случаи диких детей показывают, что крайняя изоляция — или, говоря другими словами, отсутствие социализации — лишает детей очевидных и не столь очевидных качеств, которые делают их людьми, и в других отношениях замедляет их социальную, когнитивную и интеллектуальную деятельность. эмоциональное развитие. Серия известных экспериментов психологов Гарри и Маргарет Харлоу (1962) подтвердила последнее утверждение, показав, что оно справедливо и в отношении обезьян.Харлоу изучали макак-резусов, оторванных от матери при рождении; некоторые были воспитаны в полной изоляции, в то время как другим давали фальшивых матерей из ткани и проволоки, с которыми они могли обниматься. Ни одна из групп не развивалась нормально, хотя обезьяны, обнимавшиеся с фальшивыми матерями, жили несколько лучше, чем те, которые были полностью изолированы. В общем, обезьяны не могли впоследствии взаимодействовать с другими обезьянами, и младенцы женского пола жестоко обращались со своими детенышами, когда они становились матерями. Чем дольше они были изолированы, тем больше страдали обезьяны.Показав ужасные последствия социальной изоляции, эксперимент Харлоу подтвердил важность социального взаимодействия для нормального развития. В сочетании с трагическими примерами одичавших детей их эксперименты напоминают нам о критической важности социализации и социального взаимодействия для человеческого общества.

Ключевые выводы

  • Социализация — это процесс, посредством которого люди познают свою культуру и становятся полностью человечными.
  • Прискорбные примеры крайней изоляции людей демонстрируют важность социализации для социального и познавательного развития детей.

Список литературы

Дэвис, К. (1940). Крайняя социальная изоляция ребенка. Американский журнал социологии, 45, 554–565.

Харлоу, Х. Ф., и Харлоу, М. К. (1962). Социальная депривация у обезьян. Scientific American, 207, 137–146.

Lane, H. L. (1976). Дикий мальчик Аверона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Социологические исследования: модели, методы

Однако у наблюдательных исследований есть ограничения.Предвзятое отношение к теме является обычным явлением, потому что добровольцы могут не представлять широкую публику. Лица, которые соглашаются на наблюдение и мониторинг, могут действовать иначе, чем те, кто этого не делает. Они также могут работать иначе в лабораторных условиях, чем в других условиях.

Социолог может также провести корреляционных исследования . Корреляция — это связь между двумя переменными (или «факторами, которые меняются»). Эти факторы могут быть характеристиками, отношением, поведением или событиями.Корреляционное исследование пытается определить, существует ли связь между двумя переменными, и степень этой связи.

Социальный исследователь может использовать тематические исследования, опросы, интервью и наблюдательные исследования, чтобы обнаружить корреляции. Корреляции могут быть положительными (до +1,0), отрицательными (до -1,0) или несуществующими (0,0). При положительной корреляции значения переменных увеличиваются или уменьшаются («взаимозависимы») вместе. При отрицательной корреляции одна переменная увеличивается, а другая уменьшается.При несуществующей корреляции не существует никакой связи между переменными.

Люди обычно путают корреляцию с причинно-следственной связью. Корреляционные данные не указывают причинно-следственных связей . Когда существует корреляция, изменения значения одной переменной отражают изменения значения другой. Корреляция не означает, что одна переменная вызывает другую, а только то, что обе переменные каким-то образом связаны друг с другом. Чтобы изучить влияние переменных друг на друга, исследователь должен провести эксперимент.

Экспериментальные исследования

Экспериментальное исследование пытается определить , как и , почему что-то происходит. Экспериментальное исследование проверяет, каким образом независимая переменная (фактор, которым манипулирует ученый) влияет на зависимую переменную (фактор, который наблюдает ученый).

Ряд факторов может повлиять на результат любого типа экспериментального исследования. Один из них — это поиск случайных выборок, репрезентативных для изучаемого населения.Другой — экспериментатор смещения , в котором ожидания исследователя относительно того, что должно или не должно происходить в исследовании, влияют на результаты. Еще один контролирует посторонних переменных , таких как комнатная температура или уровень шума, которые могут повлиять на результаты эксперимента. Только тогда, когда экспериментатор тщательно контролирует посторонние переменные, он или она может сделать обоснованные выводы о влиянии определенных переменных на другие переменные.

Межкультурные исследования

Чувствительность к чужим нормам, обычаям, ценностям, нравам, отношениям, обычаям и практике требует знания других обществ и культур.Социологи могут проводить кросс-культурных исследований или исследования, направленные на выявление различий между разными группами людей. Большинство кросс-культурных исследований включает в себя опрос, прямое наблюдение и включенного наблюдения, методов исследования.

Участник наблюдения требует, чтобы «наблюдатель» стал членом сообщества его или ее субъектов. Преимущество этого метода исследования состоит в том, что он дает возможность изучить, что на самом деле происходит в сообществе, а затем рассмотреть эту информацию в рамках политических, экономических, социальных и религиозных систем этого сообщества.Межкультурные исследования показывают, что западные культурные стандарты не обязательно применимы к другим обществам. То, что может быть «нормальным» или приемлемым для одной группы, может быть «ненормальным» или неприемлемым для другой.

Исследование с использованием существующих данных или вторичный анализ

Некоторые социологи проводят исследования, используя данные, уже собранные другими социологами. Использование общедоступной информации известно как вторичный анализ и наиболее часто встречается в ситуациях, когда сбор новых данных нецелесообразен или не нужен.Социологи могут получать статистические данные для анализа от предприятий, академических институтов и правительственных агентств, если назвать лишь несколько источников. Или они могут использовать историческую или библиотечную информацию для создания своих гипотез.

4.1A: роль социализации

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  1. Ключевые моменты
  2. Ключевые термины
  3. Три цели социализации

Социализация подготавливает людей к социальной жизни, обучая их общим нормам, ценностям, убеждениям и поведению группы.

Цели обучения

  • Опишите три цели социализации и объясните, почему каждая из них важна

Ключевые моменты

  • Социализация подготавливает людей к участию в социальной группе, обучая их нормам и ожиданиям.
  • Социализация преследует три основные цели: обучение контролю над импульсами и развитие совести, подготовка людей к выполнению определенных социальных ролей и культивирование общих источников смысла и ценностей.
  • Социализация культурно специфична, но это не означает, что одни культуры лучше или хуже других.

Ключевые термины

  • социализация : процесс познания своей культуры и того, как жить в ней.
  • Джеффри Дж. Арнетт : В своей статье 1995 года «Широкая и узкая социализация: семья в контексте культурной теории» социолог Джеффри Дж. Арнетт изложил свою интерпретацию трех основных целей социализации.
  • norm : Правило, которое соблюдается членами сообщества.

Роль социализации заключается в ознакомлении людей с нормами данной социальной группы или общества. Он подготавливает людей к участию в группе, иллюстрируя ожидания этой группы.

Социализация очень важна для детей, которые начинают процесс дома с семьей и продолжают его в школе. Их учат тому, чего от них ожидать по мере их взросления и становления полноправными членами общества.Социализация также важна для взрослых, которые присоединяются к новым социальным группам. В широком смысле это процесс передачи норм, ценностей, убеждений и поведения будущим членам группы.

Социализация в школе: школы, такие как детский сад в Афганистане, служат основными площадками для социализации.

Три цели социализации

В своей статье 1995 года «Широкая и узкая социализация: семья в контексте культурной теории» социолог Джеффри Дж. Арнетт изложил свою интерпретацию трех основных целей социализации.Во-первых, социализация учит управлять импульсами и помогает людям развить совесть. Эта первая цель достигается естественным путем: по мере того, как люди растут в определенном обществе, они улавливают ожидания окружающих и усваивают эти ожидания, чтобы умерить свои импульсы и развить совесть. Во-вторых, социализация учит людей, как подготовиться к определенным социальным ролям и выполнять их — профессиональные роли, гендерные роли и роли институтов, таких как брак и отцовство.В-третьих, социализация культивирует общие источники смысла и ценностей. Через социализацию люди учатся определять, что важно и ценится в определенной культуре.

Термин «социализация» относится к общему процессу, но социализация всегда происходит в определенных контекстах. Социализация культурно специфична: люди в разных культурах по-разному социализируются, придерживаются разных убеждений и ценностей и ведут себя по-разному. Социологи пытаются понять социализацию, но они не считают разные схемы социализации хорошими или плохими; они изучают практики социализации, чтобы определить, почему люди ведут себя именно так.

Социализация — адаптация культуры

Человеческие младенцы рождаются без какой-либо культуры. Когда ребенок рождается, происходит социализация, чтобы у него была культура, основанная на том, чему его научили бы его родители и его окружение. Так что же такое социализация?

Социализация — это процесс познания культуры другого человека и обучения тому, как жить в ней. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду совокупность моральных норм, ценностей, языка, отношений и других аспектов, составляющих общество.У всех нас есть роли, которые нужно выполнять в нашем обществе, и социализация помогает нам накапливать знания и навыки, чтобы соответствовать этим социальным ролям.

A. Важность социализации

Социализация — важная часть процесса формирования личности каждого человека. Верно, что генетика является причиной структуры человеческой личности, но социализация — это та, которая заставляет эту личность формироваться в определенных направлениях через процесс принятия или отклонения убеждений, взглядов и социальных норм.Из-за динамики социализации мы, как правило, становимся разными личностями, хотя живем в одном обществе. Например, индейцы яномамо, живущие на границе между Бразилией и Венесуэлой, склонны приучать молодое поколение мальчиков становиться агрессивными и сильными. С другой стороны, племя семаи, живущее на центральном Малайском полуострове в Малайзии, не любит насилия и вражды. Вот почему подрастающее поколение мальчиков приучают быть нежными и миролюбивыми.

B. Типы социализации

Как правило, существует пять типов социализации: первичная, вторичная, развивающая, предвосхищающая и ресоциализация.

  1. Первичная социализация
    Этот тип социализации происходит, когда ребенок узнает ценности, нормы и поведение, которые должны проявляться, чтобы жить в соответствии с определенной культурой.

    Пример: ребенок слышит, как его отец ругает старуху. Ребенок будет думать, что такое поведение социально приемлемо, поэтому он начнет говорить плохие слова в адрес пожилых людей.

  2. Вторичная социализация
    Этот тип социализации происходит, когда человек учится соответствующему поведению, которое должно проявляться в меньшей группе, которая все еще является частью большего общества. Изменения в ценностях, установках и убеждениях человека считаются менее важными, чем изменения, внесенные в него по мере его участия в жизни общества в целом.

    Пример: Выпускник средней школы выбирает карьеру в области управления бизнесом после участия в небольшом групповом семинаре по вопросам карьеры, проводимом профессионалами из колледжа.

  3. Социализация в процессе развития
    Этот тип социализации включает процесс обучения, в котором основное внимание уделяется развитию наших социальных навыков.

    Пример: застенчивый старшеклассник начинает преподавать английский язык новым первокурсникам, чтобы развить устное общение.

  4. Опережающая социализация
    Этот тип социализации относится к процессу, в ходе которого человек практикует или репетирует для будущих социальных отношений.

    Пример: ребенок ожидает отцовства, наблюдая за тем, как его родители выполняют свои повседневные роли.

  5. Ресоциализация
    Этот тип социализации включает в себя отказ от предыдущих моделей поведения и принятие новых, чтобы человек мог переключаться из одной части своей жизни в другую. Считается, что ресоциализация происходит на протяжении всего жизненного цикла человека.

Блог Терапия, Терапия, Терапевтический блог, Блог-терапия, Терапия, ..

Социализация — это процесс приобретения социальных навыков, культурных норм и социальных обычаев.Хотя этот процесс продолжается на протяжении всей жизни, социализация играет важную роль в психологическом развитии в детстве. Дети, которые в раннем детстве полностью лишены социальных контактов, в некоторых случаях могут быть неспособны развить общепринятые социальные навыки во взрослом возрасте.

Типы социализации

Психологи и социологи перечислили множество разновидностей социализации, и многие теории психологии развития являются теориями социализации.Например, теория нравственного развития Лоуренса Кольберга подчеркивает прогрессивное развитие морального мышления в течение жизни человека, в первую очередь за счет социализации. Некоторые общепризнанные типы социализации включают:

  • Гендерная социализация — это признание гендерных норм, которое происходит как посредством активного обучения («Мальчики не носят розовое!»), Так и более тонкого, пассивного наблюдения, например, замечающего, что больше мужчин занимается инженерией, чем женщин. .Многие феминистки и социологи критикуют гендерную социализацию как ненужный процесс, ограничивающий жизненные возможности как мальчиков, так и девочек.
  • Первичная социализация происходит в начале жизни ребенка и в первую очередь происходит под влиянием семьи и близких друзей. Через первичную социализацию ребенок познает основные социальные нормы и обычаи. Приучение к туалету — пример первичной социализации.
  • Предвосхищающая социализация — это процесс репетиции события до того, как оно произойдет.Например, ролевое взаимодействие с другом или репетиция собеседования являются примерами упреждающей социализации.

Процесс социализации
Социализация — это очень сложный процесс, который продолжается. Часто это происходит без какого-либо осознания. Взаимодействие с друзьями и семьей, получение указаний соблюдать правила, вознаграждение за выполнение работы по дому и обучение правильному поведению в общественных местах — все это примеры социализации, которая позволяет человеку функционировать в рамках своей культуры.

Социализация животных

У некоторых животных бывают критические периоды социализации, во время которых они должны приучаться к новым стимулам, чтобы избежать последующего страха. Например, собаки, которые недостаточно социализированы с собаками или другими животными в щенячьем возрасте, могут никогда не научиться вести себя должным образом и могут реагировать страхом и агрессией каждый раз, когда они видят новое животное или человека. Другие животные, например утки, сразу же запечатлевают первое, что видят после вылупления.Это влияет на будущую социализацию. Конрад Лоренц классно продемонстрировал, что гуси, которые видят человека сразу после вылупления, могут всю оставшуюся жизнь пытаться общаться с людьми, а не с другими гусями.

Важность социализации

Одичавшие дети или дети, которые были лишены социального взаимодействия с самого раннего возраста и по другим причинам игнорировались, показывают, насколько важна социализация для развивающихся детей. Две девочки, Изабель и Анна, которые были обнаружены по отдельности в середине 1900-х годов, содержались в маленьких комнатах до 6 лет, потому что они родились вне брака.Ни одна из девушек не могла говорить, хотя Анна умела общаться жестами. Они оба вели себя как младенцы, а не как маленькие дети, и им не хватало большинства основных гуманизирующих характеристик, таких как речь и способность есть и одеваться.

Артикул:

  1. Американская психологическая ассоциация. (2009). Краткий психологический словарь APA . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  2. Баркан С. (2011). Важность социализации.В Социология: понимание и изменение социального мира (Краткое изд.). Ирвингтон, Н. Я .: Знание о плоском мире.
  3. Харвуд Р., Миллер С. А. и Васта Р. (2008). Детская психология: развитие в меняющемся обществе . Хобокен, Нью-Джерси: Джон Уайли и сыновья.

Последнее обновление: 26.08.2015

Пожалуйста, заполните все обязательные поля, чтобы отправить свое сообщение.

Подтвердите, что вы человек.

Характеристики процесса социализации

Процесс социализации можно понять по следующим характеристикам.

  1. Процесс социализации начинается с рождения и продолжается до смерти. Однако это никогда не прекращается, скорость и характер социализации различны на разных этапах жизни.
  2. Процесс социализации превращает «человека» в «социальное существо», чтобы он мог более эффективно играть свою роль в качестве члена организованной группы.
  3. Здоровый рост личности возможен только благодаря правильной социализации.
  4. Социализация индивида, принадлежащего к одному и тому же обществу, может отличаться друг от друга.
  5. Процесс социализации различен в разных обществах и группах, и поэтому образ жизни людей, принадлежащих к разным группам, отличается друг от друга.
  6. С помощью социализации культура передается следующему поколению.
  7. С течением времени отдельные руководители сохраняют старые роли, обязанности и интересы и перенимают новые. Этот процесс называется ресоциализацией.
  8. Когда ребенка вовлекают в процесс его собственной социализации, ему дается свобода и поощряется проявление его скрытых качеств, это называется соучастником социализации.