Метод наблюдения как метод исследования: Наблюдение как метод исследования

Содержание

Наблюдение как метод исследования

Понятие наблюдения как метода исследования

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д.

Определение 1

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Замечание 1

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Виды наблюдения

Классификация наблюдения как метода исследования.

По включенности исследователя в процесс наблюдения:

  1. Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:

    • исследователь находится в стороне, не входит в коллектив участников;
    • исследователь принимает активное участие в исследуемом процессе совместно с участниками.
  2. Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).

  3. Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.

    Замечание 2

    Сложность, и в то же время, уникальность метода самонаблюдения заключается в том, что исследователь должен «проникнуть» внутрь собственных психических процессов и явлений. Сложность его заключается в том, что иногда исследователю трудно выразить свои чувства и переживания.

По длительности наблюдения:

  1. Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).

    Систематические наблюдения могут быть:

    • длительными,
    • непрерывными,
    • циклическими.
  2. Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.

По форме наблюдения:

  1. Осознанное наблюдение. При данной форме наблюдение испытуемый знает о том, что за ним ведется наблюдения, ему известна цель и задачи наблюдения. Однако иногда может быть такая ситуация, при которой испытуемому сообщают другую цель и задачи наблюдения. Такая необходимость может быть обусловлена этическими нормами, либо некоторыми проблемами исследования.
  2. Неосознанное наблюдение. При данной форме наблюдения испытуемый не знает о проводимом исследовании. Наблюдатель находится внутри исследуемой системы, то есть он внедряется в нее с целью получения достоверной информации. Важным является то, что испытуемые не должны ни в коем случае знать о роли наблюдателя. Чаще всего неосознанное наблюдение используется в социальной педагогике для исследования социального поведения малых групп.

Замечание 3

Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.

Требования к организации наблюдения

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

  1. Определение цели наблюдения. Чем уже и точнее цель, тем легче регистрировать результаты наблюдений и делать надежные выводы. Бесполезно проводить наблюдение «на всякий случай», а затем решать, где и как использовать данные.
  2. Обрисовка объектов наблюдения. Это могут быть отдельные студенты, классы или группы.
  3. Разработка схема (плана) наблюдения. Подготовить документы, в том числе — формы протоколов наблюдения, инструкции для наблюдателя. План детализирует все вопросы, на которые исследователю нужно получить конкретные ответы. Если, например, наблюдатель изучает деятельность студента на уроке, он готовит подробную анкету о том, что его интересует в этой деятельности на каждом этапе урока.
    На бланке протокола или в дневнике указывают дату наблюдения, учебное заведение, учебную группу, ученика, преподавателя, тему занятия и задачи, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
  4. Выбор способов фиксации результатов — это может быть запись в журнал, запись на ленту, фотографирование или видео.
  5. Выбор методов анализа полученных результатов. Исследователь должен помнить, что недостаточно просто наблюдать и фиксировать конкретное явление или процесс, необходимо дать правильную интерпретацию наблюдаемых явлений и фактов, выявить их причинно-следственную связь.

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

​​​​​​​​​​​​​​Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др. ,
  • Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Что такое обсервационное исследование? — Delve

Наблюдение — это метод исследования, при котором вы наблюдаете за участниками и явлениями в их наиболее естественных условиях. Это позволяет исследователям видеть, как их испытуемые делают выбор и реагируют на ситуации в их естественной среде, в отличие от структурированных условий, таких как исследовательские лаборатории или фокус-группы.

Какие бывают виды наблюдательных исследований?

Натуралистическое наблюдение

При натуралистическом наблюдении наблюдение происходит непосредственно в среде, где происходит явление. Наблюдения производятся максимально ненавязчиво, при этом исследователь никаким образом не взаимодействует напрямую с участниками.

Включенное наблюдение

При включенном наблюдении исследователи активно участвуют в самом исследовании. В дополнение к наблюдению за поведением исследователь может проводить интервью, делать заметки, просматривать документы и делать фотографии.


Структурированное наблюдение

При структурированном наблюдении исследователи наблюдают не в естественных условиях, а в лаборатории или смоделированной среде. Структурированное наблюдение предназначено для наблюдения за определенным, ограниченным набором моделей поведения. Этот метод менее естественен, но позволяет учитывать меньшее количество переменных.

Когда мне следует проводить наблюдательное исследование

Вы должны проводить наблюдение за поведением, когда хотите:

  • Наблюдать, как участники ведут себя в естественных условиях

  • Увидеть, как факторы реального мира влияют на поведение

  • Описать явление

Какие существуют наблюдательные методы исследования?

Методы наблюдения в исследованиях используются во многих методологиях качественных исследований, таких как тематический анализ и обоснованная теория. Оба метода могут включать этапы сбора данных с помощью методов наблюдения в естественных условиях.

Каковы преимущества и недостатки наблюдательных исследований?

Прежде чем вы решите начать процесс наблюдения в исследованиях, подумайте о его преимуществах и недостатках.

Преимущества

Проводя наблюдательные исследования, вы можете наблюдать, что происходит в естественных условиях. Это позволяет вам находить информацию, которую вы обычно не можете получить с помощью других методов исследования, таких как фокус-группы или опросы. Поведение, которое вы наблюдаете, может быть более естественным и точным, чем если бы вы наблюдали за ним в контролируемой обстановке.

Недостатки

Когда вы проводите наблюдательные исследования, может быть трудно контролировать переменные, поскольку вы не можете контролировать окружающую среду. Кроме того, проведение обсервационных исследований может занимать много времени и средств.

Что нужно учитывать при проведении обсервационных исследований?

Получить разрешение 

Убедитесь, что у вас есть необходимые разрешения для проведения исследования. Это может варьироваться в зависимости от среды, в которую вы собираетесь, и типа людей, за которыми вы наблюдаете. Обязательно выполните домашнее задание и получите все необходимые разрешения.

Будьте готовы и имейте запасные планы 

Во время обсервационного исследования может произойти многое. Убедитесь, что у вас есть запасные планы. Возьмите с собой дополнительные батареи для своих камер, дополнительную бумагу для заметок и многое другое. Убедитесь, что у вас есть план, где и когда пользоваться туалетом и когда вы будете есть. Это принесет дивиденды, чтобы сделать хорошее планирование заранее.

Какие этапы наблюдения?

  1. Определите цель вашего исследования.

  2. Определите вопросы и создайте руководство по исследованию

  3. Установите свой метод сбора данных

  4. Соблюдение

  5. Подготовка данных

  6. Анализ поведений. В ваших данных

  7. .

    , Типы, Примеры, Преимущества

    Содержание

    Определение

    Метод наблюдения описывается как метод наблюдения и описания поведения субъекта. Как следует из названия, это способ сбора соответствующей информации и данных путем наблюдения. Его также называют совместным исследованием, потому что исследователь должен установить связь с респондентом и для этого должен погрузиться в ту же среду, что и их. Только тогда он может использовать метод наблюдения, чтобы записывать и делать заметки.

    Значение и примеры

    Метод наблюдения используется в тех случаях, когда необходимо избежать ошибки, которая может быть результатом предвзятости в процессе оценки и интерпретации. Это способ получить объективные данные, наблюдая за участником и записывая его для анализа на более позднем этапе.

    Исследователь может использовать метод наблюдения в школе Монтессори и записывать поведение детей в раннем возрасте. Чувствуют ли дети себя комфортно, делясь своей трапезой в таком раннем возрасте, что станет хорошим исследованием для исследователя? В этом примере исследователь может объективно наблюдать и записывать детали. Метод сбора данных наблюдения связан с несколькими этическими проблемами, так как требует полного согласия участника исследования.

    Метод наблюдения при сборе данных может быть
    • Метод структурированного наблюдения — Это метод систематического наблюдения, при котором данные собираются в соответствии с заранее определенным графиком. Конкретная переменная используется в этом методе для сбора данных.
    • Метод неструктурированного наблюдения – Метод неструктурированного наблюдения проводится свободно и открыто без использования каких-либо заранее определенных целей, графиков или переменных.

    Методы выборки для данных наблюдений

    Исследователь играет жизненно важную роль, поскольку он должен будет надлежащим образом собирать, записывать и классифицировать данные. Основными методами выборки являются

    • Выборка событий – В методе наблюдения выборки событий исследователь заранее решает, какие события или поведение он будет регистрировать, а какие он собирается игнорировать
    • Выборка по времени – В методе наблюдения по выборке по времени исследователь выбирает время, когда он будет наблюдать. Он делает запись о происшествии только в указанный и заранее определенный период
    • Целевое время или мгновенная выборка –   В методе наблюдения заданного времени или мгновенной выборки исследователь заранее определяет моменты, когда наблюдение будет происходить и будет записано в этот момент. Все, что происходит до или после этого момента, не имеет значения, поэтому обычно игнорируется

    Типы методов наблюдения

    Существуют следующие типы методов наблюдения:

    1) Контролируемое наблюдение

    Контролируемое наблюдение проводится в закрытом помещении. Именно исследователь имеет право определять место, время, где и когда будет проводиться наблюдение. Он также решает, кто будет участниками и при каких обстоятельствах он будет использовать стандартизированный процесс.

    Участники выбираются для переменной группы случайным образом. Исследователь наблюдает и записывает подробные и описательные данные о поведении и делит их на отдельные категории. Иногда исследователь кодирует действие в соответствии с согласованной шкалой, используя график поведения. Код может включать буквы, цифры или диапазон для измерения интенсивности поведения и описания его характеристик.

    Собранные данные часто превращаются в статистику. При контролируемом наблюдении исследователь информирует участников о цели исследования. Это заставляет их осознавать, что за ними наблюдают. Исследователь избегает прямого контакта во время метода наблюдения и обычно использует двустороннее зеркало для наблюдения и записи деталей.

    Преимущества метода контролируемого наблюдения
    1. Данные и информация, полученные методом контролируемого наблюдения, являются структурированными и аналитическими. Таким образом, его легко быстро проанализировать, и считается, что он занимает меньше времени, чем другие методы наблюдения
    2. Другие исследователи могут легко воспроизвести отчет, созданный с помощью метода контролируемого наблюдения. Они используют аналогичный график наблюдения, и это упрощает проверку надежности.
    3. Поскольку метод контролируемого наблюдения позволяет провести несколько быстрых наблюдений в течение короткого промежутка времени. Таким образом, исследователь может собирать большие выборки, что облегчает ему обобщение большой совокупности
    4. .

    Ограничения метода контролируемого наблюдения
    1. Метод контролируемого наблюдения недействителен, поскольку, когда участники осознают, что за ними наблюдают, их поведение автоматически изменится

    2) Естественные наблюдения

    Социологи и психологи обычно используют метод натуралистических наблюдений. Процесс включает в себя наблюдение и изучение спонтанного поведения участников в открытом или естественном окружении. Роль исследователя состоит в том, чтобы найти и записать все, что он может увидеть и наблюдать в естественной среде обитания.

    Преимущества натуралистического метода наблюдения
    1. Когда участник находится в естественной среде обитания, его поведение является естественным, а не вынужденным.
    2. Исследования получили большую экологическую достоверность, чем метод контролируемого наблюдения
    3. Метод натуралистического наблюдения используется исследователями для создания новых идей. Исследователь имеет возможность наблюдать за ситуацией в целом и может найти пути, о которых другие люди не подумали 9.0027

    Ограничения натуралистических методов наблюдения
    1. Естественный метод наблюдения облегчает наблюдения в микромасштабе. В нем часто отсутствует репрезентативная выборка, и поэтому он не может помочь исследователю сделать обобщение, относящееся к более широкому обществу
    2. .
    3. При таком методе наблюдения исследователю требуется надлежащая подготовка, чтобы распознавать важные и заслуживающие внимания аспекты.
    4. Наблюдения с помощью натуралистического метода наблюдения не так надежны, как хотелось бы исследователю, потому что невозможно контролировать некоторые переменные. Вот почему другие исследователи не могут аналогичным образом повторить исследование или исследование.
    5. Установление причинно-следственной связи невозможно, поскольку исследователь не может манипулировать переменными

    3) Включенные наблюдения

    Метод включенного наблюдения часто считают разновидностью натуралистического метода наблюдения, поскольку он имеет с ним некоторое сходство. Отличие состоит в том, что исследователь больше не является сторонним наблюдателем, потому что он присоединился к участникам и стал частью их группы. Он делает это, чтобы получить более глубокое и более глубокое понимание их жизни.

    Исследователь свободно взаимодействует с другими членами группы, участвует в их деятельности, изучает их поведение и усваивает другой образ жизни. Включенное наблюдение может быть открытым или скрытым.

    1. Открытый – Когда исследователь просит у группы разрешения смешаться, метод наблюдения называется открытым. Он делает это, раскрывая свою истинную цель и настоящую личность группе, с которой он хочет смешаться
    2. .
    3. Скрытое — Когда исследователь не показывает ни свою истинную личность, ни свое истинное значение группе, к которой он хочет присоединиться, тогда наблюдение называется скрытым. Он держит обоих скрытыми и принимает ложную роль и личность, чтобы войти в группу и смешаться с ней. Обычно он ведет себя так, как будто он настоящий член этой группы

    Преимущества методов наблюдения за участниками

    1. Легко изучать и наблюдать за естественным поведением участников в группе, став частью этой группы. Респонденты, как правило, не знают, что за ними наблюдают и записывают их поведение, поэтому их не сдерживают и не ограничивают в их действиях и поведении
    2. Исследователь обретает понимание, следя за событиями респондентов с такого близкого ракурса.
    3. Во время метода включенного наблюдения исследователь развивает хорошие и здоровые отношения с респондентами. Этот раппорт помогает ему участвовать во всех мероприятиях и делать наблюдения отстраненно
    4. Метод включенного наблюдения помогает исследователю наблюдать за фактическим поведением респондентов и создать инклюзивное и интенсивное тематическое исследование этой группы
    5. Фактическое участие в мероприятиях дает исследователю возможность свободно общаться с другими участниками о различных событиях, их значении и важности для них. Он получает глубокие знания, которые были бы невозможны только путем наблюдения.

    Ограничения методов наблюдения за участниками

    1. Работать под прикрытием сложно. Например, исследователю придется только наблюдать, а не записывать перед другими, потому что он не захочет раскрывать свое прикрытие. Он сильно полагается на свою память, которая временами может дать сбой
    2. .
    3. Иногда исследователь слишком увлекается тонкостями этой группы. Вероятность того, что он потеряет объективность, выше, потому что его репортажи будут избирательными и будут зависеть от его памяти
    4. Эмоциональное участие исследователя может привести к предвзятой интерпретации. На него в какой-то степени повлияют, и может наступить время, когда он начнет безоговорочно поддерживать их, потому что их взгляды и поведение в конечном итоге станут его. Это приведет к личной точке зрения на сценарий, а не к объективному или научному отчету
    5. .
    6. В методе включенного наблюдения опыт исследователя становится интенсивным из-за его близости к членам группы, но диапазон становится ограниченным
    7. Исследователь упускает из виду многие жизненно важные моменты из-за своей фамильярности
    8. Близость к группе вовлечет его в групповую фракционность, и ему придется принять чью-либо сторону. Тогда он теряет свою объективность как беспристрастный наблюдатель, с которым все готовы сотрудничать.

    Преимущества метода наблюдения

    • Обеспечивает прямой доступ к исследовательским явлениям
    • Наблюдая из первых рук, исследователь может собирать, проверять и записывать точные данные
    • Большая гибкость применения
    • Создать постоянную запись явлений, и исследователь или другие могут обратиться к ней позже
    • Метод организации — один из самых простых методов сбора данных. Не требует особых технических знаний
    • Метод наблюдения — один из лучших способов сформулировать гипотезу. Исследователь может наблюдать и узнавать о деятельности, восприятии, симпатиях и антипатиях, чтобы сформировать теорию по своему предмету
    • Метод наблюдения является одним из наиболее распространенных методов, используемых во всех науках, и его очень легко следовать и принять
    • В некоторых случаях наблюдение является единственным доступным инструментом для сбора необходимых данных и информации
    • Метод наблюдения не требует от участника записи.