Математические степени – Возведение в степень — Википедия
Возведение в степень: правила, примеры, дробная степень
Мы разобрались, что вообще из себя представляет степень числа. Теперь нам надо понять, как правильно выполнять ее вычисление, т.е. возводить числа в степень. В этом материале мы разберем основные правила вычисления степени в случае целого, натурального, дробного, рационального и иррационального показателя. Все определения будут проиллюстрированы примерами.
Yandex.RTB R-A-339285-1Понятие возведения в степень
Начнем с формулирования базовых определений.
Определение 1Возведение в степень — это вычисление значения степени некоторого числа.
То есть слова «вычисление значение степени» и «возведение в степень» означают одно и то же. Так, если в задаче стоит «Возведите число 0,5 в пятую степень», это следует понимать как «вычислите значение степени (0,5)5.
Теперь приведем основные правила, которым нужно придерживаться при таких вычислениях.
Как возвести число в натуральную степень
Вспомним, что такое степень числа с натуральным показателем. Для степени с основанием a и показателем n это будет произведение n-ного числа множителей, каждый из которых равен a. Это можно записать так:
Чтобы вычислить значение степени, нужно выполнить действие умножения, то есть перемножить основания степени указанное число раз. На умении быстро умножать и основано само понятие степени с натуральным показателем. Приведем примеры.
Пример 1Условие: возведите -2 в степень 4.
Решение
Используя определение выше, запишем: (−2)4=(−2)·(−2)·(−2)·(−2). Далее нам нужно просто выполнить указанные действия и получить 16.
Возьмем пример посложнее.
Пример 2Вычислите значение 3272
Решение
Данную запись можно переписать в виде 327·327. Ранее мы рассматривали, как правильно умножать смешанные числа, упомянутые в условии.
Выполним эти действия и получим ответ: 327·327=237·237=52949=103949
zaochnik.com
Возведение степени в степень (формула (an)k=ank)
На этом уроке мы изучим возведение степени в степень. Вначале вспомним определение степени и теоремы об умножении и делении степеней с одинаковым основанием. Далее будет сформулирована теорема о возведении степени в степень. Затем мы приведем примеры ее использования на конкретных числах и докажем ее. Также мы применим теорему для решения различных задач и будем решать типичные примеры с помощью всех теорем.
Напоминание:
Основные определения:
Здесь a – основание степени,
n – показатель степени,
– n-ая степень числа.
Теорема 1. Для любого числа а и любых натуральных n и k справедливо равенство:
При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, основание остается неизменным.
Теорема 2. Для любого числа а и любых натуральных n и k, таких, что n > k справедливо равенство:
При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели отнимаются, а основание остается неизменным.
На этом уроке будет рассмотрена следующая теорема.
Теорема 3. Для любого числа а и любых натуральных n и k справедливо равенство:
Вывод: частные случаи подтвердили правильность формулы . Докажем ее в общем случае, то есть для любого а и любых натуральных n и k.
По определению степени:
Применим теорему 1:
Итак, мы доказали: , где а – любое число, n и k – любые натуральные числа.
Другими словами, чтобы возвести степень в степень показатели нужно перемножить, а основание оставить неизменным.
Пример 1: Упростить.
Для решения следующих примеров воспользуемся свойством .
а)
б)
в)
Комментарий к примеру 1.
Мы написали, что , но в то же время , так как .
Аналогично, .
В качестве основания может быть любое допустимое алгебраическое выражение:
Пример 2:Упростить.
а)
б)
Пример 3: Вычислить.
а)
б)
в)
г). Комментарий:
д). Комментарий:
е). Комментарий:
Пример 4: Упростить.
Для решения следующих примеров будем пользоваться теоремами 1, 2, 3.
а)
б)
в)
г)
д) или быстрее
е) =
Пример 5: Вычислить:
а)=
Список литературы
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 7. 6 издание. – М.: Просвещение, 2010.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
- Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра 7. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Mirurokov.ru (Источник).
- Школьный помощник (Источник).
- Интернет-портал Testent.ru (Источник).
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
Домашнее задание
- Упростить:
а) б) в) - Вычислить:
а) б) ; в) - Упростить:
а) б) в) г) - Вычислить:
а) б)
interneturok.ru
Счет, степени, корни — Математика — Теория, тесты, формулы и задачи
Оглавление:
Основные теоретические сведения
Некоторые рекомендации к проведению алгебраических вычислений, преобразований и упрощений
К оглавлению…
При выполнении численных вычислений с большим количеством операций и дробей желательно выполнять следующие рекомендации:
- Переводите десятичные дроби в обыкновенные, т.е. такие у которых есть числитель и знаменатель.
- Не старайтесь посчитать сразу все выражение. Выполняйте вычисления по одному действию, пошагово. При этом учтите, что:
- сначала выполняют операции в скобках;
- затем считают произведения и/или деления;
- потом суммируют или вычитают;
- и в последнюю очередь, если это была многоэтажная дробь, делят уже полностью упрощенный числитель на тоже полностью упрощенный знаменатель;
- причем выполняя в первую очередь операции в скобках также соблюдают ту же последовательность, сначала произведения или деления внутри скобок, потом суммирование или вычитание в скобках, а если внутри скобки есть другая скобка то действия в ней выполняются прежде всего.
- Не спешите умножать и делить «страшные числа». Скорее всего, в одном из следующих действий что-то сократится. Чтобы проще было сократить можно числа раскладывать на простые множители.
- При сложении и вычитании выделяйте в дробях целую часть (если это возможно). При умножении и делении, наоборот, приводите дробь к виду без целой части.
От корней в знаменателе принято избавляться. Для избавления от корня над всем знаменателем умножают числитель и знаменатель на выражение, равное знаменателю. Для избавления от корня над частью знаменателя умножают числитель и знаменатель на сопряженное знаменателю выражение. В этом случае образуется разность квадратов (сопряжённым для (
При преобразовании или упрощении алгебраических выражений последовательность действий такова:
- Разложить на множители все, что можно разложить на множители.
- Сократить все, что можно сократить.
- И только потом приводить к общему знаменателю. Ни в коем случае не пытайтесь сразу сломя голову приводить к общему знаменателю. Пример будет становиться чем дальше, тем страшнее.
- Снова разложить на множители и сократить.
Для того чтобы перевести десятичную периодическую дробь в обыкновенную (с числителем и знаменателем) необходимо:
- Из числа, стоящего до второго периода в исходной периодической дроби вычесть число, стоящее до первого периода в этой же дроби и записать полученную разность в числитель будущей обыкновенной дроби.
- В знаменателе же записать столько девяток, сколько цифр в периоде исходной дроби, и столько нулей, сколько цифр между запятой и первым периодом.
- Не забыть про целую часть, если она есть.
При решении задач из данной темы также необходимо помнить много сведений из предыдущих тем. Приведём далее основные из них.
Формулы сокращенного умножения
К оглавлению…
При выполнении различных алгебраических преобразований часто удобно пользоваться формулами сокращенного умножения. Зачастую эти формулы применяются не столько для того чтобы сократить процесс умножения, а наоборот скорее для того, чтобы по результату понять, что его можно представить как произведение некоторых множителей. Таким образом, данные формулы нужно уметь применять не только слева направо, но и справа налево. Перечислим основные формулы сокращенного умножения:
Последние две формулы также часто удобно использовать в виде:
Квадратный трехчлен и теорема Виета
К оглавлению…
В случае когда квадратное уравнение имеет два корня, соответствующий квадратный трехчлен может быть разложен на множители по следующей формуле:
Если квадратное уравнение имеет один корень, то разложение соответствующего квадратного трехчлена на множители задается следующей формулой:
Только в случае если квадратное уравнение имеет два корня (т.е. дискриминант строго больше ноля) выполняется Теорема Виета. Согласно Теореме Виета, сумма корней квадратного уравнения равна:
Произведение корней квадратного уравнения согласно теореме Виета может быть вычислено по формуле:
Итак, еще раз о теореме Виета:
- Если D < 0 (дискриминант отрицателен), то уравнение корней не имеет и теорему Виета применять нельзя.
- Если D > 0 (дискриминант положителен), то уравнение имеет два корня и теорема Виета прекрасно работает.
- Если D = 0, то уравнение имеет единственный корень, для которого бессмысленно вводить понятие суммы или произведения корней, поэтому теорему Виета тоже не применяем.
Основные свойства степеней
К оглавлению…
У математических степеней есть несколько важных свойств, перечислим их:
Последнее свойство выполняется только при n > 0. Ноль можно возводить только в положительную степень. Ну а основное свойство отрицательной степени записывается следующим образом:
Основные свойства математических корней
К оглавлению…
Математический корень можно представить в виде обычной степени, а затем пользоваться всеми свойствами степеней приведёнными выше. Для представления математического корня в виде степени используют следующую формулу:
Тем не менее можно отдельно выписать ряд свойств математических корней, которые основываются на свойствах степеней описанных выше:
Для арифметических корней выполняется следующее свойство (которое одновременно можно считать определением корня):
Последнее справедливо: если n – нечетное, то для любого a; если же n – четное, то только при a больше либо равном нолю. Для корня нечетной степени выполняется также следующее равенство (из под корня нечетной степени можно выносить знак «минус»):
Так как значение корня четной степени может быть только неотрицательным, то для таких корней имеется следующее важное свойство:
Итак всегда нужно помнить, что под корнем четной степени может стоять только неотрицательное выражение, и сам корень тоже есть неотрицательное выражение. Кроме того, нужно отметить, что если используется запись со значком математического корня, то показатель степени этого корня может быть только целым числом, причем это число должно быть больше либо равно двум:
Основные свойства квадратного корня
К оглавлению…
Квадратным корнем называется математический корень второй степени:
Квадратный корень можно извлечь только из неотрицательного числа. При этом значение квадратного корня также всегда неотрицательно:
Для квадратного корня существует два важных свойства, которые важно очень хорошо запомнить и не путать:
Если под корнем стоит несколько множителей, то корень можно извлекать из каждого из них по-отдельности. При этом важно понимать, что каждый из этих множителей по-отдельности (а не только их произведение) должны быть неотрицательными:
educon.by
История возникновения степени числа
История возникновения степени числа
Сложение, вычитание, умножение и деление идут первыми в списке арифметических действий. У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, хотя в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья встречаются задачи на вычисление степеней.
В своей знаменитой «Арифметике» Диофант Александрийский описывает первые натуральные степени чисел так:
«Все числа… состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются, увеличиваясь до бесконечности. …среди них находятся: квадраты, получающиеся от умножения некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато-квадраты — от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато-кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны, далее кубо-кубы — от умножения кубов самих на себя».
Немецкие математики Средневековья стремились ввести единое обозначение и сократить число символов. Книга Михеля Штифеля «Полная арифметика» (1544 г.) сыграла в этом значительную роль.
«Сумма знаний…» Луки Пачоли была одним из первых опубликованных сочинений. Но математики продолжали искать более простую систему обозначений так как его обозначения были не удобны.
Француз, бакалавр медицины Никола Шюке (? — около 1500 г.) смело ввёл в свою символику не только нулевой, но и отрицательный показатель степени. Он писал его мелким шрифтом сверху и справа от коэффициента.
В XVI в. итальянец Раффаэле Бомбелли в своей «Алгебре» использовал ту же идею. Он обозначал неизвестное специальным символом 1, а символами 2, 3,… — его степени. Обозначения Бомбелли также оказали влияние и на символику нидерландского математика Симона Стевина (1548—1620). Он обозначал неизвестную величину кружком О, внутри которого указывал показатели степени. Стевин предложил называть степени по их показателям — четвёртой, пятой и т. Д. и отверг Диофантовы составные выражения «квадрато-квадрат», «квадрато-куб».
У Рене Декарта в его «Геометрии» (1637) мы находим современное обозначение степеней а?, а?,… Любопытно, что Декарт считал, что а*а не занимает больше места, чем а2 и не пользовался этим обозначением при записи произведения двух одинаковых множителей. Немецкий ученый Лейбниц считал, что упор должен быть сделан на необходимости применения символики для всех записей произведений одинаковых множителей и применял знак а2.
mirurokov.ru
Ответы@Mail.Ru: что такое степень числа?
степень показывает, какое кол-во раз необходимо умножить данное число (основание) на само себя, точнее сколько цифр нужно перемножить, Например: 5 в степени 4 — 5*5*5*5 = 625 (-3) в степени 4 = (-3)*(-3)*(-3)*(-3)=81 (-1) в степени 1 = (-1) Важно: если отрицательное число стоит без скобок, то это значит что знак минус не участвует в перемножении и выносится за скобки, например: -3 в степени 4 = -( 3*3*3*3) = — 81 Это же касается дробных чисел, пример: (2/3) в степени 2 = (2 в степени 2) /(3 в степени 2) 2/3 в степени 2 = (2 в степени 2) / 3 6 в степени 3 — 6*6*6=216, Существуют такие понятие как «квадрат числа» — это вторая степень, например: 4 в квадрате = 4*4=16 и «куб числа» или «число в кубе» — третья степень — 1в кубе = 1*1*1=1 Правило: Любое число в нулевой степени равняется 1, будь то отрицательное число или дробное, даже ноль в степени ноль равен 1 Отрицательная степень переворачивает число, пример: 3 в степени (-1) = 1/3, 2 в степени (-2)= 1/4, (2/3) в степени (-1 )= 3/2
Степенью числа «a» с натуральным показателем «n», бóльшим 1, называется произведение «n» одинаковых множителей, каждый из которых равен числу «a». Для записи произведения числа самого на себя несколько раз применяют сокращённое обозначение. Так, вместо произведения шести одинаковых множителей 4 • 4 • 4 • 4 • 4 • 4 пишут 4*6 (6 вверху) и произносят «четыре в шестой степени». Выражение «четыре в шестой степени».называют степенью числа, где: 4 — основание степени; 6 — показатель степени.
Смотря по тому, о какой степени идет речь! ! Олег Дьяченко неплохо рассказал про целые степени. Правда, с одной грубой ошибкой: НУЛЕВАЯ СТЕПЕНЬ НУЛЯ НЕОПРЕДЕЛЕНА или 0^0 — не имеет смысла. Рациональная степень определяется через понятие арифметического корня, а иррациональная степень через предельный переход.
степень показывает, какое кол-во раз необходимо умножить данное число (основание) на само себя, точнее сколько цифр нужно перемножить, Например: 5 в степени 4 — 5*5*5*5 = 625 (-3) в степени 4 = (-3)*(-3)*(-3)*(-3)=81 (-1) в степени 1 = (-1) Важно: если отрицательное число стоит без скобок, то это значит что знак минус не участвует в перемножении и выносится за скобки, например: -3 в степени 4 = -( 3*3*3*3) = — 81 Это же касается дробных чисел, пример: (2/3) в степени 2 = (2 в степени 2) /(3 в степени 2) 2/3 в степени 2 = (2 в степени 2) / 3 6 в степени 3 — 6*6*6=216, Существуют такие понятие как «квадрат числа» — это вторая степень, например: 4 в квадрате = 4*4=16 и «куб числа» или «число в кубе» — третья степень — 1в кубе = 1*1*1=1 Правило: Любое число в нулевой степени равняется 1, будь то отрицательное число или дробное, даже ноль в степени ноль равен 1 Отрицательная степень переворачивает число, пример: 3 в степени (-1) = 1/3, 2 в степени (-2)= 1/4, (2/3) в степени (-1 )= 3/2
степень показывает, какое кол-во раз необходимо умножить данное число (основание) на само себя, точнее сколько цифр нужно перемножить,
touch.otvet.mail.ru
Возведение в степень | Математика
6. Подобно тому, как сложение одинаковых чисел привело к новому действию – к умножению, так точно умножение одинаковых чисел может привести к мысли о необходимости создания нового действия. Это новое действие, заменяющее собой умножение одинаковых чисел, называется возведением в степень.
Вместо a ∙ a ∙ a ∙ a пишут a4,
что читают: «возвести число a в четвертую степень». Также точно:
172 = 17 ∙ 17 = 289; 63 = 6 ∙ 6 ∙ 6 = 216; 35 = 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 = 243;
; и т. п.
Для возведения в степень задаются 2 числа: одно выражает каждый множитель, – и оно называется основанием степени, другое показывает число одинаковых множителей, – оно называется показателем степени; в результате возведения в степень получается новое число, выражающее произведение одинаковых множителей – оно называется степенью. Вот пример, где указано значение этих названий:
Если показатель степени = 2, то вместо «возвести во вторую степень» говорят «возвести в квадрат», а вместо слова «степень» употребляют название «квадрат». Также точно вместо «третьей степени» употребляют название «куб» («возвести в куб»).
Читают:
a2. . . . . квадрат числа a
b3. . . . . куб числа b
x4. . . . . четвертая степень числа x
cn. . . . . n-ая степень числа c и т. д.
Вот более сложные формулы:
a2 + b2 . . . . сумма квадратов чисел a и b
(a + b)2 . . . . квадрат суммы чисел a и b
(a + b + c)3 . . куб суммы трех чисел
. . . частное от деления разности квадратов двух чисел на сумму квадратов тех же чисел
a + a2 + a3 + a4 . . . сумма первой, второй, третьей и четвертой степеней числа a и т. д.
Возведение в степень не обладает переместительным законом, т. е. ab не равно ba. Это видно из простейших примеров:
32 = 3 ∙ 3 = 9, но 23 = 2 ∙ 2 ∙ 2 = 8.
maths-public.ru
Урок математики в 5-м классе по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа»
Цели и задачи урока:
- Ввести понятие степени числа, основания степени и показателя степени, закрепить понятие возведения в степень на решении заданий.
- Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
- Воспитание культуры речи, усидчивости.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация “Возведение в степень квадрат и куб числа”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний: (слайд)
Упростить выражение:
- 25х + 15 х;
- 12у – 3у;
- 9k + 9k – 4k;
- 80c-35c-14c;
- 8d+d-9d;
- 163 + 37v + 18v
Решить уравнение:
- 7х+2х = 918;
- 5а-3а = 222;
- 18у – 13у – 5 = 35
Проверьте порядок действий:
1 3
2
4
508 * 609 — (22313 + 345) : 69
4 6
5 2
3 1
34 * 45 + 56 — 78 * 356 : 56 * 4
3. Объяснение нового материала: (слайд)
Вы знаете, что сумму равных слагаемых заменяют произведением,
например:
5+5+5+5+5+5+5+5+5+5= 5*10 это короче и удобней.
А есть ли способ, чтобы заменить произведение равных сомножителей?
Как, например, произведение 5*5*5*5*5*5*5*5*5*5 записать короче?
Такой способ есть 5*5*5*5*5*5*5*5*5*5=510
510 — читают: “пять в десятой степени”
5 – основание степени
10 – показатель степени, который показывает, сколько множителей было в произведении
В математике произведение одинаковых множителей называется – возведением в степень.
4. Закрепление: (слайд)
А)Записать в тетрадь произведения в виде степени и вычислить:
3*3*3*3=34=81
5*5*5=53=125
2*2*2*2*2*2=26=64
Б) Устно: (слайд)
Назовите основание и показатель степени:
34; 53;26; 61
Если показатель степени равен 1, то что это значит?
Первая степень любого числа равна этому числу.
5. Объяснение нового материала: (слайд)
Квадрат и куб числа а2 и а3
Вторая и третья степени числа имеют особые
названия.
Вторую степень называют – Квадратом этого числа.
Квадрат числа 2 равен 4,
Квадрат числа 3 равен 9.
Запись 22 читают: “Два в квадрате”.
А почему такое название – квадрат?
Ведь у нас никаких геометрических фигур здесь не
появилось.
Фигура сейчас появится. И именно квадрат.
Рассмотрим квадрат со стороной 2 см. его площадь
равна 2*2=22(кв.см)
Рассмотрим шахматную доску. У нее 8 строк
(горизонталей) и 8 столбцов (вертикалей).
Клетки этой таблицы-доски называют полями.
Сколько у нее полей? Ответ: 8*8=82=64
Третью степень называют – Кубом этого числа.
Запись 23 читают: “Два в кубе”.
Рассмотрим куб, ребро которого имеет длину 2 см, видно, что он сложен из восьми кубиков с ребром 1 см.
Но 8 как раз и равно 2*2*2=23
6. Работа с учебником.
№ 653 (выполняет у доски ученик)
7. Закрепление
А) запишите выражение с помощью символов степени и вычислите его значение:
- 10*10*10
- 6*6*6
- 4*4+8*8
- 2*2*2+3*3
Б) вычислите: 112; 93; 341; 132; 43.
В) Вопросы:
Что называется возведением в степень?
Произведение одинаковых множителей
называется – возведением в степень.
- На примере поясните, какое число называется степенью, основанием степени, показателем степени?
- Дано число. Чему равна его первая степень?
Первая степень числа равна самому числу. - Что такое квадрат данного числа ?Куб данного числа?
- Дан куб со стороной а см (а – натуральное
число). Из скольких кубиков с ребром 1 см он сложен?
Из а кубиков. - Верно ли равенство? 15*3=153
Равенство неверное, т.к. 153 =15*15*15
7. Домашнее задание:
8.Итог урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие трудности были у вас на уроке?
- Что понравилось на уроке?
urok.1sept.ru