Массовая форма культуры примеры – Массовая культура — О культуре

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ Типология культур

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различа­ют три ее формы — элитарную, народную, массовую — и две разновиднос­ти — субкультуру и контркультуру.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например живопись П. Пикассо или музыка А. Шёнберга, трудна для пони­мания неподготовленной аудитории. Как правило, она на десятилетия опе­режает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потреби­телей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, зав­сегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения повышается, круг потребителей вы­сокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку.

Народная культура в отличие от элитарной создается анонимными твор­цами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных тво­рений неизвестны. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, ле­генды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды). групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные ше­ствия). Фольклор — еще одно название народного творчества. Фольклор ло­кализован, т.е. отражает традиции данной местности, и демократичен, по­скольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вку­сов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — се­редина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, теле­видение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Яркий пример массовой культуры — популярная и эстрадная музыка. Она понятна и до­ступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня об­разования.



Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной цен­ностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая ауди­тория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы


людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, ус­таревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной куль­туры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массо­вой культуры, а китч — ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Общество состоит из множества групп — национальных, демографичес­ких, социальных, профессиональных, и постепенно у каждой из них форми­руется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. У одного языка несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, — субкультуры, груп­пы, говорящие на разных языках, —различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие ба­зисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества и гласных, и согласных, но являются новыми языками, а не диалектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций. обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилыхлюдей, субкультуре национальных мень­шинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Суб­культура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень значительными, но субкультура не противостоит доми­нирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представи­телей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей — выходцев из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социаль­ной группы свой культурный мир.

Малолетние дети, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобраз­ную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка — этого отца культуры.

Таблица 2

 

 

  Основные формы культуры  
__ Форма культуры
Элитарная (высокая)
Виды и жанры Изучающие их науки
Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, собор Искусствоведение, литературоведение
Народная Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай Этнография, антропология, фольклористика
Массовая Эстрада, шлягер, китч, сленг, поп-культура Социология, философия

Молодежная культура — явление сравнительно новое. В качестве само­стоятельной она появилась в середине 1950-х гг. в процветающих странах, прежде всего США. Фактически до 1950-х гг. понятия «тинэйджер» (а не просто подросток) не существовало. В 1940-е гг. молодые люди покупали те же вещи, что покупали их старшие сограждане. Они танцевали в тех же клу­бах, что и родители, поклонялись общим певцам и одевались практически также. Но однажды кто-то догадался, что, хотя денег у тинэйджеров мень­ше, все они тратятся на проведение досуга, и решился создать культуру до­суга, основанную на современной моде. Молодые люди стали покупать боль­ше и разнообразнее не потому, что нуждались в приобретаемых вещах, а потому что не хотели «выглядеть плохо». Всю свою энергию молодежь на­правляла на погоню за очередной «модной штучкой», а не на организацию социального протеста. В этом видят социальную функцию молодежной суб­культуры: она стала дополнительным средством контроля за поведением тинэйджеров.

Еще в 1930-е гг. кинематограф и грамзаписи в развитых западных стра­нах превратились в процветающий бизнес, в самостоятельную и постепенно набиравшую силы индустрию. К тому же периоду относится и подъем мас­сового радиовещания. В Россию эти достижения цивилизации пришли с определенным запозданием.

В середине 1950-х гг. в судьбе со­временного общества произошли ра­дикальные изменения. На историчес­кую сцену вышла новая социальная ка­тегория, составившая вскоре самую массовую аудиторию, — молодежь. За­падные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широ­комасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодежных программ, а шире — на подготовку особого жанра — шоу-бизнеса. К тому времени рынок развле­чений «взрослых» достиг насыщения, зато на молодежном рынке открыва­лись широкие перспективы благодаря постоянному росту материального бла­госостояния.

Когда в середине 1950-х гг. начался бум молодежной культуры, первым потребителем и производителем продукции массовой культуры выступил рабочий класс. Знаменитые «Битлз» — выходцы из рабочего класса. Выход­цы из среднего класса подтянулись к молодежной культуре позже, посколь­ку они дольше учились в колледжах и университетах, следовательно, не имели самостоятельных денег. Напротив, дети рабочих раньше заканчива­ли школу, раньше шли трудиться и раньше обретали экономическую само­стоятельность.

У большей части современной молодежи отдых и досуг — ведущие формы жизнедеятельности, они вытеснили труд как важнейшую потреб­ность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность


в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конфор­мизм (соглашательство). У молодежной субкультуры свой язык, мода, искусство и стиль поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлен­ное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или не­приятие социальной действительности вместо ее переустройства и совер­шенствования. Одним из способов бегства от действительности, или эс­капизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры детей, взрослых или стариков. Но и внутри себя она неоднородна. Первым и самым заметным признаком выступает социальная принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодежь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведет образ жизни не такой, как молодые представители высшего и низшего классов. Кроме того, значительные отличия в субкультуре обнаружены у белых и черных мо­лодых людей.

Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную суб­культуру, принято называть стилем. Стиль — это суммарная характеристи­ка манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выра­жать свои предпочтения и т.п., выделяющая одну группу из других.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отли­чается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конф­ликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противо­стоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, матери­альный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, полити­ческую лояльность, рационализм.

ИСКУССТВО

Искусство надо понимать по меньшей мере в трех значениях:

♦ искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновид­ности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художе­ственно-образных форм освоения мира;

♦ искусство в узком смысле — только изобразительное искусство;

♦ искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере дея­тельности.

Искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительно­му искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды


художественного творчества. Чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем различаются изобразительное искусство и художествен­ное творчество.

Изобразительные искусства — раздел пластических искусств, объединя­ющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отража­ют действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Бла­годаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобрази­тельные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.

Художественное творчество выступает синонимом слов «художественная культура». Художественная культура это совокупность всех видов худо­жественной деятельности — словесной, музыкальной, театральной, изобра­зительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение худо­жественных произведений, а также воспитание художников, публики, кри­тиков, искусствоведов. Понятие «художественная культура» шире, чем по­нятие «изобразительное искусство», поскольку в него входят литература. музыка и театр, которые изобразительное искусство не включает. Рассмот­рим, как они соотносятся с другими понятиями. В повседневной жизни мы часто слышим выражения «культура и искусство», «искусство и литература», «искусство и жизнь». Что они означают?

Соотнося культуру и искусство, подразумевают, что культура включает широчайший спектр проявлений поведения, в том числе бытовую культуру.

а искусство ограничивается только сферой возвышенных идеалов и про­фессионального творчества. Если ис­ кусство соотносят с жизнью, то подра­зумевают его оторванность от суетной реальности, уход в мир абстрактных ценностей и идей. Говоря об искусстве и литературе, тем самым как бы имеют в виду, что словесное творчество не должно входить в сферу искусства, оно стоит особняком, т.е. роман, стихи или театральная пьеса — вовсе не искусство.

В повседневной жизни искусство чаше понимается очень расширитель­но. Режиссеры, артисты, поэты и художники именуют себя и деятелями куль­туры, и деятелями искусства. В этом случае между культурой и искусством ставится знак равенства. Нам придется учитывать все варианты понимания этих явлений, хотя такой подход создает дополнительные трудности в точ­ной трактовке культуры и искусства.

Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художе­ственной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура — это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором форма выходит даже на первым план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве — эсте­тическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, ма­стерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т.д.

Различие заключается в следующем. Искусство — всего лишь вершина ху­дожественной культуры. Последняя включает не только произведения пр<->~


фессионалов, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих. Главный критерий, по которому мы выделяем все множество явлений, от­носимых к художественной культуре, — это образное отражение реальнос­ти, отлитые в эстетическую форму чувства, переживания и мысли людей. Они могут быть совершенными и несовершенными. Искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.

Таким образом, критерий выделения художественной культуры — пред­метный, а искусства — квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся ог­ромная инфраструктура, которая способствует им. Это мастерские худож­ников, картинные галереи и залы, консерватории и филармонии, специа­лизированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и мно­гое другое.

Стихи, написанные профессионалом и дилетантом, — вещи совершен­но разные. И не только потому, что первые пользуются популярностью, а

вторые интересны лишь автору и его друзьям. Профессиональное произве­дение приобретает иное обществен­ное значение. Подлинное социальное значение произведения искусства рас­крывается в публичной представлен­ности, в обсуждениях, оценках, от­кликах, осуществляемых культурно подготовленной публикой и специа­листами. Дилетант не выносит своих стихов на широкий суд, они не полу­чают того, что называется обратной связью — общественной реакцией. Аудитории профессионала и дилетанта принципиально разные: у профес­сионала — большие социальные группы, у дилетанта — малая социальная группа. Окончательный приговор профессиональному произведению вы­носят профессионалы и культурно подготовленная публика, а любительс­кому — кто угодно. В любом обществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Точно так же собиратель­ством, научным анализом, критической оценкой, популяризацией и спон­сированием искусства всегда занимались немногочисленные группы под­готовленных людей.

Тем не менее и стихи любителя, и стихи профессионала, как и прочие виды художественной культуры, основанные на любительстве (к ним относится весь пласт фольклора — от эпоса и былин до хоровода и заклинаний), при­надлежат одной и той же сфере деятельности — духовной. То и другое про­низано высшими устремлениями человеческого духа и эстетическими прин­ципами построения.

Искусство — специализированная профессиональная деятельность, пост­роенная на способности человека выражать свои ощущения в художествен­но-образных средствах и жанрах.


Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто:

♦ создает новые произведения и идеи;

♦ распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой осно­ве;

♦ финансирует новые произведения и идеи;

♦ знакомит с новыми произведениями и идеями;

♦ обучает новым произведениям и идеям;

♦ занимается тиражированием новых произведений и идей;

♦ продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благо­даря этому получает прибыль;

♦ оценивает и экспертирует новые произведения и идеи;

♦ осуществляет цензуру новых произведений и идей;

♦ осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений и идей;

♦ читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи;

♦ превращается в фанатичных поклонников, сторонников, идолопоклон­ников новых произведения и идей.

Если говорить о формах культуры — народной, элитарной и массовой, то оказывается, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой), но частично — массовой. К искусству мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины П. Пи­кассо, симфонии П.И. Чайковского, храм Покрова на Нерли, театр К.С. Ста­ниславского…

Заниматься народным творчеством может кто угодно, а занятие искусст­вом требует известной подготовки. Доступ к нему ограничен. Чтобы иметь

право заниматься профессиональным искусством, художник должен овла­деть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высо­кий уровень мастерства, особые уме­ния. Вот критерий отнесения того или иного произведения к художественной культуре в целом или только к искус­ству как его части.

Наконец, последний штрих в схеме отличий художественной культуры и искусства. Художественная культура — это элитарная культура плюс народная культура. Искусство — только или пре­имущественно элитарная. Искусствоз­нание изучает только профессиональ­ные виды творчества. Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфе­ра народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер. В огромном мире культурных артефактов произведения искусства: сона­ты и романы, картины и театральные спектакли — занимают самую верхнюю позицию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и фило­софскими сочинениями продукция художественной культуры относится к сложнейшим и высочайшим проявлениям человеческого духа.


Раньше словом «искусство» называли любые изделия человека — керамичес­кую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактичес­кие приемы боя. Все они причислялись к «искусствам» (arts), или ремеслам, обладали не только полезными практическим свойствами, но и высокими эс­тетическими качествами. Позже к искусству начали относить «изящные» виды творчества — живопись, литературу, архитектуру, скульптуру, балет и близкие им области творчества. В результате значение термина сузилось. Но и в своем широком понимании искусство охватывало только созданные мастерами про­изведения.

Сегодня мы вправе относить к сфере искусства только то, что соответству­ет трем обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать: познавательной ценностью, эстетической ценностью, нравственной ценнос­тью. Искусство ведения боя соответствует одним критериям и не соответ­ствует другим. То же можно сказать о ювелирных украшениях или медици­не (подумайте, каким именно критериям они не соответствуют).

Три указанных вида ценности, которым подчиняется произведение ис­кусства, можно сформулировать иначе: Истина, Красота, Добро. Трудно, пожалуй, найти четвертый критерий, который бы в полной мере выражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — это те три кита, на которые опи­рается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — рели­гиозное учение, научную теорию или педагогический прием, они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духов­ного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении — Добро, в педагогическом приеме (сфера образования) — то и дру­гое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступа­ет Красота.

Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе именовать изящными искусствами или просто видами искусства. К ним относятся литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие.

В английском языке искусства (во множественном числе) — arts. Это слово происходит от латинского ars, artis — ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды заня­тий, например artes liberates — свободные искусства, artes sordidae — ремес­ло, artes optimae — науки, artes disserendi — диалектика. Взятое во множествен­ном числе слово artes обозначало произведения искусства. Таковое его пря­мое значение, а переносное — моральные качества, поступки, стремления. В широком смысле данное слово обозначало умения или знания, которые не­обходимы для того, чтобы изготовить нечто. Кстати сказать, понятие «арте­факт» происходит от того же корня.

В эпоху Средневековья — с 400 по 1400 г. — виды художественного твор­чества, которые позднее будут отнесены к изящным искусствам (прежде всего Живопись, скульптура и архитектура), использовались в качестве декоратив­ных приемов украшения церквей, монастырей, дворцов, городских обще­ственных зданий, парков и вилл. Богатые аристократы и нарождающееся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций. Если бы не их утилитар­ный интерес, художества прозябали бы в неизвестности.


Только в эпоху Ренессанса появилось первое поколение художников, ко­торые смогли подняться выше утилитарных задач декорирования стен, пла­фонов и колоннад. Они смогли выразить на своих полотнах непреходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным, что живопись и скуль­птура имеют самобытную, независимую от их утилитарного предназначения, цен­ность. Они могли заставить зрителя волно­ваться, печалиться, радоваться, восторгать­ся и задумываться.

Богатый и средний класс (мелкая бур­жуазия) выступили спонсорами не только живописи, архитектуры и скульптуры, но также театрального и музыкального искус­ства. В средневековых городах существо­вало множество театральных трупп и бро­дячих музыкантов, которых приглашали к королевскому двору, на массовые празд­нества, народные гуляния. Создавались все предпосылки для теоретического ос­мысления получившего широкую практи­ческую поддержку увлечения людей изящ­ными искусствами.

Понятие «изящные искусства» появи­лось во Франции в XVIII в. В отличие от прикладных, или приносящих практичес­кую пользу, искусств изящные искусства имели совсем иное предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Данное качество было названо эстетичес­ким, т.е. характеризуемым как прекрасное, красивое.

Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — не подвластны прогрес­су. Искусство находится всегда во времени и только спешит к вечности, т.е. к идеалу, а религия уже находится в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщает о том, что есть вечная красота и вечное добро.

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование является важным институтом общества. Этот институт вклю­чает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащих­ся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалис­тов. Основная задача образования — передать потомкам свод знаний, разра­ботанный предками. В дописьменных обществах это делается изустным спо­собом. Передача знаний самым примитивным способом возникла еше в первобытном обществе и сохранилась по сию пору, например у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, каковы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как ориен-


тироваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, он сообща­ет о загадочных явлениях природы, традициях и обычаях племени. Конеч­но, и это надо считать образованием, точнее его ранней формой.

Как зрелый социальный институт образование появилось в Древнем Егип­те в III тыс. до н.э. Именно тогда возникли первые профессиональные школы чиновников. Иначе говоря, сформировались статусы и роли учителя и ученика, появились специальные средства записи новых знаний — аналоги нынешних тетрадей, средства передачи знаний — учебники, специальное помещение (классная комната), режим занятий, система оценки знаний и многое дру­гое, представляющее собой неотъемлемые атрибуты полнокровного образо­вания.

Во II в. н.э. сформировалась римская система образования, послужившая прообразом для европейской. Она состояла из трех ступеней. В начальной школе учили читать, писать, считать. На второй учителя-грамматики пре­подавали греческий язык и так называемые семь свободных искусств — грам­матику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астроно­мию, а также архитектуру и медицину. На высшей ступени — в школах ри­торов — изучали риторику и философию. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.

В IX в. монастыри стали открывать школы, в которых детей с ранних лет готовили к духовному поприщу. Здесь учителя стремились развить у учащих­ся те способности, которые позволили бы им получить в будущем духовную должность. Учащийся, который, как правило, посещал школу пять лет, приобретал прежде всего элементар­ные навыки чтения и письма. Сначала учились писать стилом на восковой табличке, затем пером на пергаменте. Так как книг было мало (каждый экземпляр монахи изготовляли вручную), тек­сты заучивали наизусть. Много времени отводилось занятиям музыкой, так как не хватало певчих для церковных хоров. Учащиеся знакомились с антич­ной литературой и латинскими богословскими сочинениями, во всех евро­пейских монастырских школах занятия велись на латинском языке.

За стадией первоначального обучения следовал так называемый тривиум, включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство вести дискус­сию). За тривиумом следовал квадривиум — арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Монастырские школы исполняли важную культурную роль — они выявляли и воспитывали талантливых людей из разных слоев общества. На Руси первая школа появилась более тысячи лет назад в Киеве. Ее по­сещали дети бояр и дружинников. Обучение начиналось с семи лет и про­должалось два года. Учитель обучал одновременно по рукописным книгам 8—10 ребят. Дети умели считать в пределах ста. Археологи нашли игрально-счетные жетоны VI—VII вв. В учебных программах большое место отводи­лось пению. Домашние задания отсутствовали. Бумага на Руси появилась лишь в конце XIV в., поэтому оснащение школ не было богатым. Петр I со­здал «цифирные школы». Здесь зубрили все предметы — арифметику, пись­мо, чтение. В классе учились дети разных возрастов. Закон разрешал бить


учеников линейкой, пороть розгами, ставить в угол «на горох». Не все име­ли право учиться в школе. Для дворянских детей созданы были кадетские школы (от фр. cadet — младший). Для девочек-дворянок первыми школами были Смольный институт и Воспитательный дом. Их обучачи танцам, ру­коделию. Распорядок дня и правила поведения были четко расписаны: каж­дый день занимались по 6—8 уроков, вставали в 6 утра.

В XIX в. распространенным видом школ стала гимназия, где обучение было платным и учились только дети дворян и чиновников. Уроки были не таки­ми, как сейчас. Во-первых, длились они не 45 мин, а 60. Во-вторых, провинившегося ученика пороли розгами, сажали в карцер, не давали еды. а в особых случаях исключали из гимназии. Во главе гимназии был директор, а помогал ему инспектор. Учителя не были равны в правах. Например, учи­теля пения и гимнастики не пользовались льготами. Роль современных класс­ных руководителей играли классные наставники и надзиратели. В школах были каникулы. Выпускники гимна­зии получали аттестаты.

В XVIII-XIX вв. распространяется домашнее обучение. Обеспеченные родители приглашали к своим детям учителей на дом. Тогда появилось мно­го «самозванных» педагогов, но тех, кто преподавал без разрешения, — штрафовали. Юноши и девушки, поза­нимавшись дома, сдавали экзамены в школе, чтобы получить официальные документы об образовании.

Школьное образование еще называ­ют общим образованием. Оно позволя­ет овладеть элементарными знаниями, необходимыми для понимания основ­ных явлений природы и общества, участия в общественной жизни и трудо­вой деятельности. Общее образование — основа для получения профессио­нального (специального) образования. Важнейшие пути общего образова­ния — обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Уровни общего образования — начальное, неполное среднее и среднее.

Основой среднего образования выступает школа. Школа (от лат. schola, от греч. schole) — начальный тип учебно-воспитательного учреждения. Она со­держится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний все школы делятся на общеобразовательные и профес­сиональные (специальные), по уровню даваемого образования — на началь­ные, неполные средние, средние, высшие, по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения, по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные).

Общее образование можно получить в школах двух типов — государствен­ных и частных. Частные школы платные и существуют за счет средств, ко­торые платят родители за обучение детей. Те и другие принимают форму обычной школы, специализированной школы, гимназии или лицея.


Жизнь современной школы подчинена определенным правилам. Школа живет по уставу, где записаны права и обязанности учеников, учителей, оп­ределены структура управления, система контроля знаний учеников и мно­гое другое. Первый в истории России школьный устав был принят в 1786 г. Школой руководит директор, ему помогает заведующий учебной частью (завуч). Учителя организуют учебные занятия по отдельным предметам. У со­временного учителя есть право свободного выбора методики обучения и вос­питания учащихся, он может использовать разные учебники, пособия, при­думывать свой контроль знаний. Оценки должны выставляться по пятибал­льной шкале, которая была введена в нашей стране в 1944 г. Поведение учителя регламентируется нормами трудового права.

Учитель может заниматься частной практикой. Например, после уроков обучать ребят французскому языку. Такая деятельность считается предпри­нимательской, потому что за нее учитель получает деньги, т.е. имеет доход. После 10 лет непрерывной работы учитель может уйти в отпуск на год. Ро­дители не имеют права вмешиваться в профессиональную деятельность учи­теля, но могут знакомиться с уставом школы, с оценками, которые получа­ют их дети, участвовать в управлении образовательным учреждением.

Правом закреплены обязанности учителя. Закон предписывает ему ува­жать личность ребенка, поддерживать в школе дисциплину. Нельзя приме­нять психическое или физическое насилие. Учитель применяет меры пред­осторожности от несчастных случаев, которые могут произойти на уроке. Он не имеет права быть на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Если учитель нарушает установленные правила, на­ступает юридическая ответственность. Например, за жестокое обращение с ребенком следует уголовное наказание. За нарушение устава школы может последовать увольнение. Общие вопросы деятельности школы решаются на

педагогическом совете — собрании всех учителей школы, а также других сотрудников (воспитателей, библиоте­каря, методистов). Во многих школах существуют методические советы, на­учные общества учащихся, всевозмож­ные группы по интересам. Есть и попе­чительский совет, который оказывает финансовую поддержку.

Ученик — это юридический статус ребенка, который получает общее обра­зование. Получить образование в рам­ках 1 — 12 классов можно бесплатно. Дети имеют право учиться в школе по месту жительства. Ученик должен со­блюдать правила поведения в школе. Например, должен посещать уроки, не опаздывать на занятия, выполнять то, что предписано учителем. Правила зафиксированы в документах школы: уставе гимназиста или правилах для учащихся, положении об экзаменах. В каждой школе разрабатываются свои правила, обязательные для исполнения. Так, в одних школах проводятся зачетные сессии дважды в год, в других — ученики сдают только общеобяза-


тельные экзамены в выпускных классах. Ученик имеет право переходить из одной школы в другую. На уроках может свободно выражать свое мнение, даже если оно отлично от мнения большинства и педагога.

Ученик может за деньги (на платной основе) получать дополнительное образование, которое не является обязательным для каждого. Согласно за­кону, школа оказывает платные услуги: кто-то занимается музыкой, танца­ми, кто-то испанским языком. Дополнительные уроки, входящие в учебный план, ученики посещают бесплатно. Ученик, показывающий высокую успе­ваемость, может даже заниматься репетиторством с другими учениками.

Конечно, у каждого ученика могут быть любимые и нелюбимые учебные предметы, учителя. Это нормальный процесс человеческих взаимоотноше­ний. Право не вмешивается в подобную сферу. Оно не заставляет учеников получать отличные отметки. Оно лишь указывает минимум знаний, которы­ми должен обладать выпускник современной школы.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Формы культуры | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Культура может быть классифицирована по-разному. Существует две основных классификации. Первая подразделяет культуру на народную, массовую и элитарную. Рассмотрим особенности каждой из них.

Вид культурыХарактеристика
НароднаяНародная культура включает в себя историческое наследие народа в высокохудожественной форме мифов, легенд, эпоса, сказок, преданий. Обычно субъектами культуры являются анонимные авторы либо весь народ, а направлена она на большинство.
МассоваяМассовая культура появилась во время распространения СМИ. Этим термином может быть описан контент, направленный на массы, то есть доступный, например, музыка певицы Madonna или стихотворения Твардовского (поэма «Василий Тёркин» получила признание всего народа и массово печаталась в газетах).
Элитарная

Элитарная культура создаётся привилегированной частью общества для привилегированной части общества. Произведения её требуют специальной подготовки и трудны для понимания. Примеры: роман Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану», перформансы Марии Абрамович, работы Кандинского.

Массовая культура — феномен современной культуры, который зародился во время перехода к индустриальному обществу и получил сильное развитие в середине XX века благодаря развитию технологий.

По другой классификации культура делится на доминирующую, контр- и субкультуру.

Вид культурыХарактеристика

Доминирующая культура

Совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом.
СубкультураСубкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее, к примеру, готы и панки одеваются в черный цвет.
КонтркультураКонтркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Примерами контркультурщиков могут быть хиппи в США.

Субкультура — это часть доминирующей культуры, лишь немного отличающаяся от неё (и иногда противостоящая ей). Однако в основном она продолжает направление развития общей культуры нации. Субкультура отличается от доминирующей культуры сленгом, мировоззрением, привычками.

С другой стороны, контркультура напрямую противостоит доминирующей культуре. Так, например, контркультурщиками можно назвать пастафарианцев, американских хиппи, богема в разных странах (в XX веке в США существовал кружок интеллектуальной богемы, состоящей из сторонников большевизма, которые боролись с капиталистическими ценностями).

Грань между контр- и субкультурой очень тонка, и можно найти примеры явлений, попадающих в обе эти категории.

Что из перечисленного относится к элитарной культуре?

Юбилейный концерт Аллы Пугачёвой

Поэзия Уистона Одена

Картина «Сон наяву» Данте Россети

Концерт Аллы Пугачёвой — это скорее массовая культура.

lampa.io

Формы культуры (элитарная и массовая культуры)

Поделись с друзьями

В зависимости от того, что создает культуру и каков ее уровень, социологи различают 3 ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества — элитой (от фр. elite— лучшее, отборное, избранное), либо по ее заказу профессиональными творцами. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества. К высокой культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Круг потребителей высокой культуры — это высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). Этот круг расширяется, когда уровень образования населения растет. Разновидностями элитарной культуры считаются светское искусство и салонная музыка. Формулой элитарной культуры является «искусство для искусства» и практика «чистого искусства».

Народная культура включает в себя 2 вида — популярную (песни Аллы Пугачевой) и фольклорную (колядные праздники, русские причитания) культуры. Поэтому в народной культуре можно выделить 2 уровня -высокий (связан с фольклором, включает народные предания, сказки, эпос, старинные танцы, которые сегодня существуют как историческое наследие; к тому же постоянно пополняется новообразованиями — современным городским фольклором) и сниженный (ограничен т.н. поп-культурой). Авторами фольклорных произведений обычно неизвестны. Анонимность авторов не позволяет отнести эти творения к элитарной культуре. В отличие от элитарного искусства (нового искусства, которое отчуждает людей от реальной жизни) функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (рассказ легенды), групповыми (исполнение песни или танца), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры в индустриальном обществе -большинство общества. Но в постиндустриальном обществе ситуация меняется.

Массовая культура (от лат. massa — ком, кусок и cultura— возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась а сер. XX
в., когда СМИ (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Термин «массовая культура» впервые был введен нем.философом М.Хоркхаймером в 1941 г. и американским ученым Д.Макдональдом в 1944 г.

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. У нее самая широкая аудитория и она является авторской. Эстрадная музыка понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования, т.к. массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Поэтому образцы ее (шлягеры) быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Этого не происходит с произведениями элитарной и народной культуры.

Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре (классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой). Некоторые жанры литературы (детективы, комиксы, фантастика) относят только к популярной или массовой культуре.

Различие между высокой и народной культурой такое же, как между национальной и этнической, высокая и национальная культура может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Элитарная культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным. Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью обществу. Эта культура поначалу носит экспериментальный или авангардный характер, т.к. высшей образцы художественной опережают свое время иногда на 50 лет (они оказываются восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов намного позже, чем эти художественные приемы были впервые приняты). С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается.

 


 

students-library.com

Формы (уровни) культуры

Поделись с друзьями

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.

Высокая культура. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Крут ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

Народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Когда компания подвыпивших друзей распевает песни Аллы Пугачевой или «Шумел камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал о колядных праздниках или русских причитаниях, то говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие.           

      Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.

            Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

Авторы народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами: «Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках»’.

           По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

      Аудитория народной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

 

 Массовая культура. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.

        Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образованное меньшинство и становится носителем национальной культуры »

         Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые применяются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. С таким опозданием образцы высшей художественной культуры опережают свое время.

       Когда большевики пришли в 1917 году к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.

         Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время — творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

students-library.com

Формы бытования массовой культуры

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………..с.3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Массовая культура: понятие, механизм. ……………………………с.7

1.2. Формы бытования массовой культуры…………………………….с.17

ГЛАВА II. БЫТОВАНИЕ ФОРМ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Реклама ………………………………………………………………с.24

2.2.Средства массовой информации в система массовой культуры…..с.39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… .с.41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………. с.44

Введение

Важным изменением, преобразившим во многом облик социокультурной жизни в позднем индустриальном общества, стало новое соотношение между производственной и социокультурной сферой. Как пишет Д. Белл, буржуазное общество XIX в. при всех его социальных конфликтах можно рассматривать как относительно целостное образование: экономика, социальные отношения и культура были проникнуты единой системой ценностей. К этому времени и относится взлет западной цивилизации. На новом этапе происходит разрыв между сферой производства и расширенной внепроизводственной сферой. В организации производства и труда требуются рациональность, трудолюбие, самоконтроль, преданность делу. предусмотрительность. Причем все эти качества необходимы в еще большей степени, чем прежде, ввиду сложности производства и опасностей, возникающих при нарушении его нормального функционирования (3,– С.406).

В сфере потребления, напротив, поощряется принцип расширенного потребления, мотовства, показуха, неуемные поиски наслаждений. Растущий жизненный уровень и освобождение нравов от «репрессивной культуры» становятся теперь самоцелью и определяют степень личной свободы.

Как мы видели, эти тенденции к антибуржуазному бунтарству проявлялись еще в XIX в. в виде романтизма, эстетизма, модернизма, различных форм эскапизма и т.д. Но на том этапе это была преимущественно революция в искусстве, культ эстетического и духовного авангардизма. На новом этапе эти тенденции приводят к утверждению альтернативных стилей поведения и деятельности для все более широких социальных групп, прежде всего молодежи и различного рода этнических и культурных меньшинств.

Эта культура привязана не столько к расширенному, сколько к оригинальному, а значит и престижному, потреблению. В ней переворачиваются те основные принципы, которые лежали в основе буржуазной духовности в период формирования западной цивилизации. Вопреки представлениям М. Вебера о рационализации мышления и поведения в обществе XX в. современная доминирующая культура порывает с принципами рациональности и ведет поиски иррационального опыта.

С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского рабочего класса и расширение демократических институтов, а значит, и более широкое вхождение трудящихся слоев в активную гражданскую жизнь. Необходимым условием стало распространение грамотности. Если зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стала появляться доступная литература и картинки для «простого люда», то зрелый этап наступает с принятием в 70—90-х гг. сначала в Великобритании, а затем и других европейских странах закона об обязательной всеобщей грамотности. Эти тенденции стали быстро распространяться на другие развитые страны Европы и Америки, включая Россию (3. – С.407).

По словам российского специалиста по проблемам массовой культуры К. Разлогова, «наивные наблюдатели полагали, что наконец настала золотая пора, когда народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Но эта прекрасная мечта была быстро разрушена. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере — комиксам, которые стремительно завоевывали еще не обжитые культурой территории».

В 1895 г. был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем — без различия пола, возраста, вероисповедания, не требующий даже элементарной грамотности для своего восприятия. К тому же периоду относится и широкое распространение фотографии, ставшей массовым средством информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) — легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу «развлечения» и «развращения» широких масс.

Первая мировая война во многом способствовала разочарованию в прежних ценностях, внедряемых классической культурой. Она же скомпрометировала прежние господствующие элиты, оказавшиеся неспособными справиться с социальными и национальными противоречиями и конфликтами. После окончания войны средства массовой культуры получили интенсивное развитие сначала в Америке, а затем в Западной Европе в 20-х гг., сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда, как иногда полагают, в условиях массового разорения, безработицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». Конечно, в дополнение к масскульту в обществе были использованы эффективные социальные программы, связанные с «новым курсом» Ф. Рузвельта. Однако не меньшее значение отводилось массовой культуре, с соответствующим националистическим уклоном, в нацистской Германии (13.-С.134)

Массовая культура уже давно стала объектом изучения социологов.

В нашей стране проблема массовой культуры занимались такие исследователи, как М. Лифшиц, Е.Н. Карцева, В. Шестаков, К. Разлогов и другие. Большая часть исследований посвящены вопросам терминологии, выявлению аспектов соотношения научных работ, раскрывающих вопросы, касающиеся конкретных форм бытования массовой культуры, пока еще нет.

Актуальность проблемы исследования, таким образом, определяется тем, что в настоящее время в периодической печати выходит огромное количество популистских статей на интересующую нас тему как отечественных, так и зарубежных исследователей, всевозможных исследований, касающихся проблем функционирования отдельных форм массовой культуры, однако определенного мнения в оценке данной проблемы нет.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор нами темы исследования: «Формы бытования массовой культуры».

Объект исследования – массовая культура.

Предмет исследования – формы бытования массовой культуры.

Цель исследования состоит в характеристике форм выражения массовой культуры современного общества.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:

• проанализировать всю имеющуюся по данной теме литературу;

• дать определение понятию «массовая культура» и определить ее основные отличия от элитарной и народной культур;

• выделить формы бытования массовой культуры в современной обществе;

• характеризовать некоторые из существующих форм выражения массовой культуры.

Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

magref.ru

Народная культура: примеры из жизни






Народная культура: примеры из жизни



08.03.2018 11:00

Все, что окружает человека изо дня в день, связано с культурой. Культура – многоуровневая система, имеющая крайне сложное строение. В целом она делится на элитарную, массовую и народную культуру. Примеры этих явлений покажут, в чем сходство и отличие разных направлений, а также то, как они влияют на развитие общества.

Формы культуры

Можно сказать, что существует две основные формы культуры: предметная и личностная. К предметной культуре относится все, что может обрести физическую форму, то есть готовые результаты деятельности человека. Личностная форма – это индивидуальное человеческое развитие, приобретение знаний, совершенствование способностей и расширение кругозора.

Деятельность каждого нового поколения является источником развития культуры. В каждую историческую эпоху человечество совершенствует свою деятельность на базе того, что было создано до него. Опыт прошлого усваивается, наследуется и перерабатывается, трансформируясь в нечто новое. Таким образом и происходит развитие культуры, когда на предшествующих элементах начинают строиться новые культурные ценности.

Взять, к примеру, массовую народную культуру. Допустим некогда, примерно столетия два-три назад, в одной далекой деревне были придуманы частушки. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, часто дополнялись новыми рифмами и словами, чтобы в конечном итоге превратиться в гимн определенной местности.

Материальное производство

Главными сферами человеческой деятельности является создание духовного и материального. Это утверждение относится и к материальной, элитарной и народной культуре. Примерами материального наследия могут служить картины, дома, предметы быта, средства производства и т.д. Благодаря материальной культуре можно составить истинное представление о культуре народа и уровне его развития в конкретный период времени.

Духовная культура

В процессе жизнедеятельности человек производит не только материальные блага, но и трансформирует свое сознание. Так появляется духовная культура. Это мораль, менталитет, мировоззрение, правовое и эстетическое сознание и т.д. В целом, это умственная деятельность, хотя она может включать и некие материальные аспекты, к примеру, работу скульптора.

Духовная культура является самостоятельным элементом, в разные периоды она могла либо опережать экономику, то есть материальную культуру, либо отставать от нее.

Мировое и национальное наследие

Также культура делится в соответствии с ее носителями. Таким образом выделяют мировую и национальную культуру. К мировому наследию относят все лучшие достижения каждой нации. Национальная культура – это, в первую очередь, синтез массовой, элитарной и народной культуры.

К примеру, некий отдельный элемент народной культуры не может претендовать на место в мировом сообществе, потому что он представляет только так называемый «народ», оставляя позади наследия «масс» и «элит». Чтобы понять эту премудрость, стоит для начала рассмотреть основные направления развития культур.

Массовая культура

Под этим понятием подразумевают явление, которое возникло в ХХ веке. Этому поспособствовало быстрое развитие средств массовой информации, завоевавших обширную аудиторию и ставших общедоступными. Таким образом, в массы стали попадать литературные бестселлеры, легкая музыка, сериалы и т. д. Нередко массовую культуру называют коммерческой, предполагая, что ее основное предназначение — приносить прибыль. Однако это не совсем так. Среди произведений массовой культуры может быть много высокохудожественных произведений, некоторые из которых признаются национальным достоянием. Социологи и культурологи установили, что интенсивность распространения массовой культуры напрямую зависит от способности человека быстро приспосабливаться. Но вместе с этим она отражает только усредненные вкусы масс. Любителям народной культуры, к примеру, практически нечего искать в продуктах массового производства.

Высокая культура

Элитарная культура происходит от французского слова «elite», что значит «лучший». Это продукты, восприятие которых требует соответствующего уровня образования и специальной подготовки. Их создают настоящие профессионалы, чьи имена навсегда сохраняются в памяти человечества. К примеру, музыкальные композиций Шопена и Вагнера вряд ли по достоинству оценит среднестатистический потребитель, которому всегда были ближе песни Шакиры, Аврил Лавин и т.д.

Впервые элитарная культура возникла еще в ранних цивилизациях, где высокая культура была доступна только узкому кругу людей, не распространяясь в широкие массы.

Элитарные группы населения присутствуют в каждом обществе. Культурологи считают их самой способной к духовной деятельности частью общества, ведь представители элиты обычно одарены высокими нравственными и эстетическими качествами. Благодаря элите общество способно осознать само себя. Начиная с середины ХХ века, элитарную культуру стали считать творческой, то есть ответственной за создание новых культурных ценностей.

Народная культура: примеры и особенности

Также внимание стоит уделить народной культуре. К ней относят результаты деятельности определенного народа, которые были созданы им на протяжении всего исторического периода. Все произведения народной культуры создаются непрофессиональными, анонимными авторами. Зачастую никто не знает, кто был автором сказки или былины, кто придумал национальную одежду или изобрел предметы быта. В качестве примера произведений народной культуры можно рассмотреть одежду.

Даже сегодня неизвестно, кто придумал кокошники и сарафаны, но они стали неотъемлемыми атрибутами быта, так называемой «народной модой». В свою очередь всем известно, что маленькое черное платье придумала Коко Шанель. Изначально этот атрибут был предметом элитарной культуры, со временем трансформировавшийся в элемент массовой культуры. Это один из примеров взаимовлияния народной массовой и элитарной культуры.

Произведения народного искусства подпитывают другие культурные формы, вдохновляя композиторов, писателей, архитекторов.

Необходимость народной культуры

Но пора спуститься с небес на землю: в современном мире народная культура часто ассоциируется с чем-то странным, например, с девушками в кокошниках, которые поют частушки под балалайку. Рассматривая современные реалии, сложно игнорировать тот факт, что некоторые культурные продукты являются откровенно бесполезными.

Еще несколько десятилетий назад люди имели абсолютно другие моральные ценности, которые произошли из народной культуры и отобразились в массовых продуктах того времени. Культура – это то что мы делаем каждый день, наши мысли и наши поступки. Все это культура, и то, на что она будет ориентирована, зависит от того, каким произведениям человек отдает предпочтение.

Народная культура возвращает человека к простому трудовому народу, для которого было важно, чтобы каждый оставался личностью, а его поступки были осмысленными.

Народная культура несет уважение к человеку. Ее создавали простые люди, которым не чужды были горе и пороки, которые знали цену труду и презирали гедонистическую бездеятельность. На такие произведения не влияли продукты массового культурного потребления. Примеры народной и элитарной культуры несли в себе одинаковую мораль и смысл, просто народ рассказывал о них простыми, доступными каждому словами.

www.nastroy.info

Народная культура: примеры из жизни

Все, что окружает человека изо дня в день, связано с культурой. Культура – многоуровневая система, имеющая крайне сложное строение. В целом она делится на элитарную, массовую и народную культуру. Примеры этих явлений покажут, в чем сходство и отличие разных направлений, а также то, как они влияют на развитие общества.

Формы культуры

Можно сказать, что существует две основные формы культуры: предметная и личностная. К предметной культуре относится все, что может обрести физическую форму, то есть готовые результаты деятельности человека. Личностная форма – это индивидуальное человеческое развитие, приобретение знаний, совершенствование способностей и расширение кругозора.

Деятельность каждого нового поколения является источником развития культуры. В каждую историческую эпоху человечество совершенствует свою деятельность на базе того, что было создано до него. Опыт прошлого усваивается, наследуется и перерабатывается, трансформируясь в нечто новое. Таким образом и происходит развитие культуры, когда на предшествующих элементах начинают строиться новые культурные ценности.

Взять, к примеру, массовую народную культуру. Допустим некогда, примерно столетия два-три назад, в одной далекой деревне были придуманы частушки. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, часто дополнялись новыми рифмами и словами, чтобы в конечном итоге превратиться в гимн определенной местности.

Материальное производство

Главными сферами человеческой деятельности является создание духовного и материального. Это утверждение относится и к материальной, элитарной и народной культуре. Примерами материального наследия могут служить картины, дома, предметы быта, средства производства и т.д. Благодаря материальной культуре можно составить истинное представление о культуре народа и уровне его развития в конкретный период времени.

Духовная культура

В процессе жизнедеятельности человек производит не только материальные блага, но и трансформирует свое сознание. Так появляется духовная культура. Это мораль, менталитет, мировоззрение, правовое и эстетическое сознание и т.д. В целом, это умственная деятельность, хотя она может включать и некие материальные аспекты, к примеру, работу скульптора.

Духовная культура является самостоятельным элементом, в разные периоды она могла либо опережать экономику, то есть материальную культуру, либо отставать от нее.

Мировое и национальное наследие

Также культура делится в соответствии с ее носителями. Таким образом выделяют мировую и национальную культуру. К мировому наследию относят все лучшие достижения каждой нации. Национальная культура – это, в первую очередь, синтез массовой, элитарной и народной культуры.

К примеру, некий отдельный элемент народной культуры не может претендовать на место в мировом сообществе, потому что он представляет только так называемый «народ», оставляя позади наследия «масс» и «элит». Чтобы понять эту премудрость, стоит для начала рассмотреть основные направления развития культур.

Массовая культура

Под этим понятием подразумевают явление, которое возникло в ХХ веке. Этому поспособствовало быстрое развитие средств массовой информации, завоевавших обширную аудиторию и ставших общедоступными. Таким образом, в массы стали попадать литературные бестселлеры, легкая музыка, сериалы и т. д. Нередко массовую культуру называют коммерческой, предполагая, что ее основное предназначение — приносить прибыль. Однако это не совсем так. Среди произведений массовой культуры может быть много высокохудожественных произведений, некоторые из которых признаются национальным достоянием. Социологи и культурологи установили, что интенсивность распространения массовой культуры напрямую зависит от способности человека быстро приспосабливаться. Но вместе с этим она отражает только усредненные вкусы масс. Любителям народной культуры, к примеру, практически нечего искать в продуктах массового производства.

Высокая культура

Элитарная культура происходит от французского слова «elite», что значит «лучший». Это продукты, восприятие которых требует соответствующего уровня образования и специальной подготовки. Их создают настоящие профессионалы, чьи имена навсегда сохраняются в памяти человечества. К примеру, музыкальные композиций Шопена и Вагнера вряд ли по достоинству оценит среднестатистический потребитель, которому всегда были ближе песни Шакиры, Аврил Лавин и т.д.

Впервые элитарная культура возникла еще в ранних цивилизациях, где высокая культура была доступна только узкому кругу людей, не распространяясь в широкие массы.

Элитарные группы населения присутствуют в каждом обществе. Культурологи считают их самой способной к духовной деятельности частью общества, ведь представители элиты обычно одарены высокими нравственными и эстетическими качествами. Благодаря элите общество способно осознать само себя. Начиная с середины ХХ века, элитарную культуру стали считать творческой, то есть ответственной за создание новых культурных ценностей.

Народная культура: примеры и особенности

Также внимание стоит уделить народной культуре. К ней относят результаты деятельности определенного народа, которые были созданы им на протяжении всего исторического периода. Все произведения народной культуры создаются непрофессиональными, анонимными авторами. Зачастую никто не знает, кто был автором сказки или былины, кто придумал национальную одежду или изобрел предметы быта. В качестве примера произведений народной культуры можно рассмотреть одежду.

Даже сегодня неизвестно, кто придумал кокошники и сарафаны, но они стали неотъемлемыми атрибутами быта, так называемой «народной модой». В свою очередь всем известно, что маленькое черное платье придумала Коко Шанель. Изначально этот атрибут был предметом элитарной культуры, со временем трансформировавшийся в элемент массовой культуры. Это один из примеров взаимовлияния народной массовой и элитарной культуры.

Произведения народного искусства подпитывают другие культурные формы, вдохновляя композиторов, писателей, архитекторов.

Необходимость народной культуры

Но пора спуститься с небес на землю: в современном мире народная культура часто ассоциируется с чем-то странным, например, с девушками в кокошниках, которые поют частушки под балалайку. Рассматривая современные реалии, сложно игнорировать тот факт, что некоторые культурные продукты являются откровенно бесполезными.

Еще несколько десятилетий назад люди имели абсолютно другие моральные ценности, которые произошли из народной культуры и отобразились в массовых продуктах того времени. Культура – это то что мы делаем каждый день, наши мысли и наши поступки. Все это культура, и то, на что она будет ориентирована, зависит от того, каким произведениям человек отдает предпочтение.

Народная культура возвращает человека к простому трудовому народу, для которого было важно, чтобы каждый оставался личностью, а его поступки были осмысленными.

Народная культура несет уважение к человеку. Ее создавали простые люди, которым не чужды были горе и пороки, которые знали цену труду и презирали гедонистическую бездеятельность. На такие произведения не влияли продукты массового культурного потребления. Примеры народной и элитарной культуры несли в себе одинаковую мораль и смысл, просто народ рассказывал о них простыми, доступными каждому словами.

www.nastroy.net