Ломоносов философия кратко: Как называется философская позиция Ломоносова? Что собой являет? / Справочник :: Бингоскул

Содержание

Как называется философская позиция Ломоносова? Что собой являет? / Справочник :: Бингоскул

Как называется философская позиция Ломоносова? Что собой являет?

добавить в закладки удалить из закладок

Содержание:

Ломоносов был великим русским ученым, который посвятил свою жизнь изучению разнообразных наук. Философия не была основным направлением Михаила Васильевича. Он больше углублялся в точные науки. Химия и физика – основные отрасли, в которых он прославился. Великие открытия ученый сделал в области русского языка, истории и астрономии. Ломоносов был отличным художником, его стихи и трагедии до сих пор восхищают читателей. Деятель также увлекался приборостроением, географией и геологией. 

М.В.  Ломоносов

Философия Ломоносова строится на опыте работы со многими научными областями. Ученый старался воедино объединить понятия движения, материи, человечества и мировоззрения. Каждая гипотеза базировалась на личном опыте и научных обоснованиях. Великий русский мыслитель родился в 1711 году в небольшой деревне, которая сегодня называется в его честь. Семья философа была зажиточной, а мальчик с детства стремился к знаниям. 

Кто такой Ломоносов, философия – кратко

Крупнейший Московский университет разработан по проекту Михаила Васильевича. Позже его переименовали в университет Ломоносова. Он написал множество работ, посвященных теории цветов, открыл закон о сохранении энергии, построил ряд уникальных приборов оптики. 

Философские идеи Ломоносова цитировали известные мыслители. Они были особенными, точными. Ученый имел большой научный опыт и воспринимал мир через его призму. 

Ломоносов, философия которого считается естественнонаучным материализмом, обладал высокой квалификацией в сфере истории. Это помогало ему выдвигать теории на основании опыта прошлых лет и собственных познаний. Проблема философии интересовала ученого только в том случае, если она имела значение для его научных исследований. Специалисты сходятся во мнении, что основные философские взгляды мыслителя относились к натурфилософии.  

Философские взгляды Ломоносова

Научно-философский реализм в его классическом проявлении впервые трактует Михаил Васильевич. В нем большое значение имеет природа, по принципам которой изменяется материя. Состав материи – элементарные малейшие частицы, по мнению ученого. Философия Ломоносова включает много материалистических теорий:

  • Идея нерелигиозной, светской философии, имеющей уникальную предметную область, особенную методологию, представлена в нескольких работах ученого. Образовательные проекты Ломоносова часто содержали ключевые параметры светского философского взгляда;

  • История является органическим процессом, все этапы которого являются взаимосвязанными;

  • Метод деизма и естественнонаучный материализм объединяются в мировоззрении ученого. Он считает, что религиозная вера не является помехой для рациональных взглядов на объяснение различных явлений;

  • Просвещение – единственный путь к улучшению жизни всего человечества. Необходимо развивать, совершенствовать нравы, устанавливать правила и принципы общественных формаций;

  • Чтобы улучшить жизнь в России, страна должна прийти к самодержавию. Это позволит ей укрепиться как государству, прославиться и завоевать лидирующие позиции в мире.

Философия Ломоносова – кратко о корпускулярной теории

Философию М. В. Ломоносова называют корпускулярной теорией. Согласно этой теории, все природные явления можно объяснить изменениями материи, в составе которой находятся мельчайшие частицы – атомы. Между собой они объединяются, образуются молекулы. Ученый называет их корпускулами. 

Корпускулярная философия – это учение о физических частицах, также состоящих их некоторого объема материи, что причисляет их к классу тел.

Их характерные черты:

  • Разнородность;
  • Различная масса;
  • Различная форма;
  • Постоянная подвижность;
  • Протяженность;
  • Инерционная сила;
  • Следование механическим законам.

Ученый проводил разнообразные исследования и эксперименты, создавал различные суждения. Это дало ему возможность сделать вывод о зависимости всех физических, химических явлений от подвижности корпускул. Все молекулы можно разделить на два типа:

  1. Простейшие. Это элементарные структуры, называемые элементами;
  2. Первичные. В их состав входят элементы. Меньшие по размеру корпускулы объединяются, формируя первичную структуру.

Согласно теории о делении корпускул, природа является полностью закономерной, стройной системой. Движущаяся материя детерминирует единый, взаимосвязанный процесс. 

Поделитесь в социальных сетях:

12 июля 2021, 15:30

Философия

Could not load xLike class!



2. Философские идеи М. В. Ломоносова. Философия: Учебник для вузов

2. Философские идеи М. В. Ломоносова

Основателем светского философского образования в России явился Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – ученый-энциклопедист, реформатор русского языка и литературы.

Учился Ломоносов в московской Славяно-греко-латинской академии и в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции X. Вольфа. Творчество Ломоносова исключительно разносторонне, особенно велики его заслуги в области физики и химии. Он внес также вклад в русскую филологию и поэзию. В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. В письме к Л. Эйлеру (1748) Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества и движения. М. В. Ломоносов положил в основу объяснения явлений природы философское представление о материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы). Свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Он считал, что «первичное движение» существует вечно («О тяжести тел и об извечности первичного движения», 1748). Рациональное обоснование атомистических положений, по его мнению, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы» не отвергает «Бога-творца», «всемогущего двигателя».

Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения» note 71. Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.

М. В. Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки – физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ количественного анализа в качестве метода исследования.

Являясь вместе с графом И. И. Шуваловым основателем Московского университета (1755), Ломоносов подготовил плеяду ученых, способствовавших развитию естествознания и философии в России. Он предложил вести преподавание в университете на трех факультетах: юридическом, медицинском и философском. На последнем в число преподававшихся дисциплин он включил: философию (логику, метафизику и нравоучение), физику, ораторию (красноречие), поэзию и историю.

В трудах и образовательных проектах Ломоносова представлена светская, нерелигиозная трактовка философии, отличающейся от религии своей предметной областью и методологией: «Правда и вера суть две сестры родные… никогда между собою в распрю притти не могут» note 72. Однако «вольное философствование» проникнуто скептицизмом, тогда как «христианская вера стоит непреложно». В «республике науки» властвует критическая мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому «учить по своему мнению». Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Ломоносов одновременно признает право «прочих философов в правде спорить», подчеркивая авторитет ученых и философов Нового времени в лице Декарта, Лейбница и Локка.

Улучшить жизнь общества, по Ломоносову, можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм, для России – самодержавия.

Именно благодаря самодержавию, считал он, Россия «усилилась… умножилась, укрепилась, прославилась». Историю Ломоносов понимал как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей. История – не «вымышленное повествование», а достоверное, основанное на конкретных источниках изучение опыта «праотцев наших», включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т.

п.

Исторические и философские понятия отражают, по Ломоносову, изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История познания, таким образом, в определенном смысле и есть история образования понятий. Они сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, древняя религия зороастризма приписывает понятиям «некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») учит, утверждал Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных имен, названия вещей и их качеств, но путем «собирания» имен, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не состоит в разности языка, но в разности времен», т. е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии.

В «Российской грамматике» (1755) Ломоносов доказывал, что русский язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы отражать «тончайшие философские воображения и рассуждения».

Философия языка Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия или идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие «ночь» – простое. Но, например, представление о том, что люди ночью «после трудов покоятся», – сложное, так как включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, подразделяются на «первичные, вторичные и третичные». Искусство оперировать понятиями состоит в том, что можно миновать отдельные ступени (например, «вторичную») и перейти прямо к «третичной». Таким образом, можно миновать «материальные свойства» и перейти на более высокий уровень абстрагирования. Суть познания и состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивая «без разбору» от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез.

Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности, полезной и возвышающей человека. Рационалистический оптимизм русского мыслителя с особой силой выражен в работе «О пользе химии» (1751).

Своеобразный гимн науке и «художеству» (тоже разновидность познания) перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии и т. п.

Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнано – от Пушкина, назвавшего его «первым русским университетом», и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, до академиков В. И. Вернадского и С. И. Вавилова.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

6. Философские идеи в русской литературе: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой

6. Философские идеи в русской литературе: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой В истории мировой культуры всегда существовали глубокие связи между философским и художественным творчеством. Особенно же глубоко и органично философские идеи представлены в самых разнообразных

4.

 Философские школы 70—90-х гг. XX в.

4. Философские школы 70—90-х гг. XX в. В 70—90 гг. широкое распространение получают «критический рационализм», методология науки, герменевтика, интуитивизм и другие философские школы. Постпозитивизм. Критический рационализм. Центральное место в

§ 2. Материализм М. В. Ломоносова

§ 2. Материализм М. В. Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) был выдающимся ученым-естествоиспытателем и мыслителем-материалистом, оставившим неизгладимый след в развитии естественнонаучной и философской мысли человечества. Ломоносов родился в семье

1. Философские идеи основоположников марксизма в контексте развития современного им естествознания

1. Философские идеи основоположников марксизма в контексте развития современного им естествознания Во второй половине XIX века наступает новый этап в развитии марксизма как мировоззрения. Существенно расширяя в этот период область своих научных интересов, Маркс и

А.А. Зиновьев (доктор философских наук, философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова)

А.А. Зиновьев (доктор философских наук, философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) <Род. 29.10.1922 (Костромская губ.), МГУ – 1951, к.ф.н. – 1954 (Восхождение от абстрактного к конкретному: На материале «Капитала» Маркса), д.ф.н. – 1960 (Философские проблемы многозначной логики),

IV. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

IV. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В Ригведе мы встречаемся с вдохновенным излиянием чувств примитивных, но поэтических душ, ищущих убежища от настоятельных вопросов, которые ставят перед нами чувства и окружающий мир. Гимны носят философский характер постольку, поскольку они

5.

Философские идеи Ф. М. Достоевского

5. Философские идеи Ф. М. Достоевского Характерная черта русской философии – ее связь с литературой – ярко проявилась в произведениях великих художников слова – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого и др.Особенно глубокий философский смысл

25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.

25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в. В 70–90 гг. XX в. широкое распространение получают различные философские школы.1. Постпозитивизм. Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер —

Философские интермедии

Философские интермедии ВведениеДимитрий: Если Атлант держит мир на своих плечах, то что держит Атланта?Тассо: Атлант стоит на спине у черепахи. Димитрий: А на чем тогда стоит черепаха?Тассо: На спине другой черепахи.Димитрий: А та черепаха — она на чем стоит?Тассо: Мой

ОБЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ

ОБЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В особенности энергично следует настаивать на том, что в Индии имелся большой общий фонд философского мышления, который, подобно языку, не принадлежал никому в особенности, но был похож на воздух, которым дышал всякий живой и мыслящий человек.

Глава IV. «О человеческом слове вообще». Слово в творчестве Ломоносова

Глава IV. «О человеческом слове вообще». Слово в творчестве Ломоносова предисловии к первому сборнику статей и материалов о Ломоносове, подготовленному в 1940 г. Комиссией по истории наук АН СССР, С. И. Вавилов, один из инициаторов и активных участников издания Полного

Михаил Ломоносов, отец русской науки Павла Юдина и Марка Розенталя 1954


Михаил Ломоносов, отец русской науки


Авторы: Павел Юдин и Марк Розенталь;
Написано: 1954 г. ;
Впервые опубликовано: 1954 г. в Кратком философском словаре , пятое издание;
Источник: https://filslov.ru/


Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

Ломоносов — великий русский ученый, поэт, основоположник материалистической философии и естествознания в России. Сын крестьянина-помора из села Денисовка близ Холмогор Архангельской губернии. Ломоносов с ранних лет страстно стремился к знаниям. В 1730 году он уехал в Москву и, преодолев многие трудности, связанные с его крестьянским происхождением, поступил там в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. он был командирован в Академию наук в Петербург, а через некоторое время за границу, откуда вернулся в 1741 г. Академия наук с ее заграничным засильем долго не признавала Ломоносова как ученого. Лишь в 1745 г. он был утвержден профессором химии.

Материалистическая традиция в развитии передовой русской философии и науки берет начало от Ломоносова. Научная деятельность Ломоносова отличалась многогранностью. Особенно значительны достижения Ломоносова в области химии и физики. Великим научным подвигом Ломоносова является открытие закона сохранения материи и движения как всеобщего закона природы и его теоретическое и экспериментальное обоснование. Уже в своих первых естественнонаучных работах Ломоносов приходит к выводу о постоянстве материи и движения. Ломоносов дал подробное обоснование открытого им в 1748 г. закона: « Все изменения, происходящие в природе, происходят таким образом, что сколько прибавляется к прибавляемому, столько же отнимается от другого. Итак, сколько вещества прибавляется к одному телу, столько же и отнимается от другого… Этот закон природы настолько универсален, что распространяется и на правила движения. » Позднее Ломоносов обосновал этот закон в работе « Рассуждение о твердости и текучести тел » и в других работах. Закон сохранения материи по праву называется законом Ломоносова. Ломоносов экспериментально доказал этот закон, взвешивая вещества до и после химической реакции. Положение Ломоносова о сохранении движения нашло подтверждение в конкретной форме закона сохранения энергии почти через сто лет. Таким образом, Ломоносов имеет приоритет в открытии универсального закона сохранения материи и движения, лежащего в основе современного естествознания, особенно физики и химии. Обосновывая положение о неразрушимости и несоздании материи и движения, Ломоносов тем самым защищал неразрывность материи и движения. Закон сохранения материи и движения Ломоносов пришел к движению частиц материи.

Ломоносов является основоположником химической атомистики, раскрывающей атомно-молекулярное строение вещества. Он считал, что «корпускулы» (молекулы) состоят из мельчайших частиц — «элементов» (атомов). « корпускул , — писал Ломоносов, — однородны, если они состоят из одинакового числа одинаковых элементов, соединенных одинаковым образом… неподобны, когда их элементы различны и соединены по-разному или в разном количестве; бесконечное разнообразие тел зависит от него. » Ломоносовское понимание теплоты как механического движения «корпускул» основано на законе сохранения движения. В «Размышлениях о силе упругости воздуха » Ломоносов разработал теорию строения воздуха на основе молекулярно-кинетических представлений, сыгравшую огромную роль в дальнейшем развитии науки. Ломоносов решительно боролся с антинаучными взглядами, которые в 18 в. доминирует в естествознании, например, против метафизического понятия «калория».

В «Размышлениях о причине тепла и холода » Ломоносов писал, что « есть достаточное основание для теплоты в движении. А так как движение не может происходить без материи, то необходимо, чтобы достаточное основание для теплоты лежало в движении какой-нибудь материи. » Ломоносов высказывает гениальные мысли о том, что различные явления природы вызываются разными формами движения материи. Ломоносов положил начало совершенно новой науке — физической химии, связав физические теории и методы исследования с решением химических задач. Большое внимание Ломоносов уделял развитию горно-металлургического дела. В области геологии он впервые выдвинул идею развития.

Исследовал богатства недр России, выяснил условия судоходства по Северному морскому пути. Сторонник гелиоцентрической теории в астрономии, множественности миров и бесконечности Вселенной, Ломоносов первым открыл воздушную атмосферу вокруг Венеры и, вопреки учению церкви, допустил возможность жизни на других планетах . Он в основном правильно объяснил причины изменения климата на Земле, наличие на Севере в мерзлых слоях земли остатков животных и растений, не характерных для условий Севера. Ломоносов предсказал, что при больших плотностях воздуха должны быть обнаружены отклонения от закона Бойля — Мариотта. Ломоносов первым ввел в химию метод количественного (весового) приема как систематический метод исследования и изобрел ряд приборов для применения в навигации, метеорологии, геодезии, физике, химии и т. д.

Ломоносов материалистически решил основной вопрос философии. Своими исследованиями он пробил брешь в господствовавшем в то время метафизическом мировоззрении; по ряду вопросов Ломоносов проводил идею развития. В то же время, в силу ограниченности знаний того времени, он рассматривал в основном механические законы и свойства природы. Основными свойствами материи он считал протяженность, силу инерции, непроницаемость, механическое движение. Ломоносов противопоставлял материалистический взгляд на атом идеалистической монадологии Лейбница, которую он резко критиковал. Отвергая духовные монады Лейбница, Ломоносов называл корпускулы «физическими монадами».

Взгляды Ломоносова содержат элементы диалектики. Он уже рассматривает окружающий нас мир как постоянно изменяющийся и развивающийся. В своей работе « О слоях Земли, » он рассказывает об изменениях и эволюционном развитии растительного и животного царств, выдвигает смелую теорию о растительном происхождении торфа, угля, нефти, янтаря, эволюционную теорию происхождения почв. Ломоносов считал движение «вечно» существующим. В своей работе « О тяжести тел и о вечности первичного движения » он пишет: «… первичное движение никогда не может иметь начала, но должно длиться вечно. »

Ломоносов разработал материалистическую теорию познания. Он исходил из того, что источником познания является внешний мир, воздействующий на органы чувств человека. Он был убежденным противником картезианской идеалистической теории «врожденных идей» и «внутреннего опыта» Локка. Ломоносов высказался за соединение экспериментальных данных с теоретическими выводами. Он осуждал тех, кто отрывал познание разумом от чувственных восприятий, метафизически противопоставлял синтез анализу. Большое место в теории познания Ломоносов отводил опыту, понимая последний в узком смысле, в смысле научного эксперимента и чувственного восприятия объективной действительности. Ломоносов подверг резкой критике идеалистическую теорию так называемых «вторичных качеств», утверждая, что «вторичные качества» существуют так же объективно, как и первичные.

« С Ломоносова , — писал Белинский, — начинается наша литература. » Ломоносов был основоположником русской грамматики. Благодаря Ломоносову на смену мертвым, схоластическим схемам старой грамматики пришла новая грамматика, основанная на живой русской речи. Как поэт Ломоносов выступал прежде всего со стихами, в которых призывал к развитию искусств и наук в России, к распространению Просвещения среди русского народа.

В течение ряда лет Ломоносов вел упорную борьбу за создание отечественной науки, он много сделал для развития естествознания в России, за соединение передовой науки с практическими задачами. Ломоносов был первым русским ученым, получившим звание академика. Он был основателем Московского университета (1755 г.) и выступал за преобразование Академии наук. Ломоносов боролся с духовенством, резко бичевал невежество священников. Как историк, как патриот, он боролся против искажений русской истории и против засилья реакционной «германской партии» в Академии наук. Ломоносов очень любил свой народ; он верил в великое будущее русского народа. Последнее издание «Избранных философских сочинений М. В. Ломоносова» вышло в 1950.

 


Русский эрудит Михаил Ломоносов — SciHi BlogSciHi Blog

Михаил Ломоносов (1711 – 1765)

19 ноября 1711 года родился русский эрудит, ученый и писатель 0 Михаил Ломоносов. Ломоносов внес важный вклад в литературу, образование и науку. Среди его открытий были атмосфера Венеры и Закон сохранения массы в химических реакциях. Его сферами науки были естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы и другие. Ломоносов также был поэтом и повлиял на формирование современного русского литературного языка.

Родословная и образование

Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье на Крайнем Севере России. Уже мальчиком он изучил навигацию и метеорологию, а также приобрел базовые знания русской грамматики. Его тяга к знаниям была настолько сильна, что он оставил семью против воли отца и прошел пешком 1000 километров до Москвы, чтобы начать обучение в Духовной академии. Считается, что он ложно утверждал, что он сын священника, чтобы быть принятым в Славяно-греко-латинскую академию. Однако Ломоносову удалось закончить двенадцатилетний курс обучения всего за пять лет и закончить его лучшим учеником. В 1736 г. ему была присуждена стипендия в Санкт-Петербургской академии, а после отличных результатов он был награжден двухлетней стипендией для обучения за границей в Марбургском университете, в Германии, где Ломоносов стал учеником Христиана Вольфа. Там он изучал философию, математику, химию и физику, а с 1739 г.до 1740 г. продолжил обучение во Фрайберге в лаборатории Иоганна Фридриха Генкеля минералогией, горным делом и металлургией. Во Фрайберге он также интенсивно работал над литературой. В 1740 году он вернулся в Марбург, где женился на дочери своей квартирной хозяйки.

Основание Московского государственного университета

В 1741 году он отправился в Санкт-Петербург, чтобы написать докторскую диссертацию с Георгом Вольфгангом Крафтом, где он был назначен адъютантом Российской академии наук по физическому факультету. Два года спустя его жена Элизабет-Кристина последовала за ним с ребенком. С 1745 года он преподавал в качестве профессора химии в созданной им учебно-исследовательской лаборатории, но был также очень продуктивным поэтом. В 1750 году императрица Елизавета и поэт Тредиаковский попросили его написать пьесы для нового Национального театра, что он и сделал. В 1754/1755 году при деятельной поддержке фаворита императрицы Ивана Ивановича Шувалова он принял участие в основании Московского государственного университета, названного в его честь имени Ломоносова. Михаил Ломоносов был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук, а в 1764 г. назначен на должность статс-секретаря.

Комплексные научные труды

Ломоносов считается универсальным ученым и основоположником русской науки, в частности, соучредителем наук о металлургии, геологии и метеорологии, географии и картографии, а также истории в России. В то время наука в России была еще прерогативой иностранных специалистов, особенно немцев и французов. Александр Пушкин говорил о Ломоносове, что он не только создал первый в России университет, но и сам был целым университетом.[4] В области химии Ломоносов стал первым, кто зафиксировал замерзание ртути. Кроме того, он опубликовал каталог из более чем 3000 минералов. омоносов также первым объяснил губительную природу айсбергов для кораблей в 1750 году: так как плотность льда 0,92 г/см³ (плотность морской воды 1,025 г/см³), 90 процентов объема айсбергов должны находиться ниже поверхности воды.

В 1763 г. он написал меморандум « Краткое описание различных исследовательских походов по Северным морям и указание на возможный переход Сибирским океаном в Восточную Индию », дал точные указания по снаряжению и выполнению экспедиции по исследованию этот морской путь, который, по его мнению, должен вести прямо через Северный полюс. Далее он приблизился к теории дрейфа континентов и теоретически предсказал существование Антарктиды.

В области астрономии Ломоносов стал первым человеком, выдвинувшим гипотезу о существовании атмосферы на Венере на основании наблюдения за прохождением Венеры в 1761 году. Далее он разработал усовершенствованную конструкцию телескопа-рефлектора для Российской академии наук. Форум наук. Однако его изобретение не было опубликовано до 1827 года, поэтому этот тип телескопа стал ассоциироваться с аналогичной конструкцией Уильяма Гершеля, телескопом Гершеля.

Еще будучи студентом во Фрайберге, Ломоносов разработал новый размер своей поэзии, основанный на идеях русского поэта Тредиаковского. Он пропагандировал русский язык как язык обучения и в 1757 году написал русскую грамматику, коренным образом реформировавшую русскую письменность.

Михаил Васильевич Ломоносов умер 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге в возрасте 54 лет. Он, несомненно, был самым важным новатором образования в Российской империи, работавшим в соответствии с идеями царя Петра Великого[5]; время он был первым русским ученым мирового уровня. Именем Ломоносова назван лунный кратер, а также кратер на Марсе и астероид 1379 Ломоносова. В 1948 году его именем был назван подводный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане.