Логистика управлением – Система управления логистикой

Организация логистического управления на предприятии

В статье выделена суть и особенности логистического управления предприятием. Проанализированы основные логистические функции, обеспечивающие оптимизацию управления потоковыми процессами на предприятии. Обоснована необходимость внедрения службы логистики на предприятии, описаны задачи, решаемые данной службой.

Актуальность темы публикации связана с тем, что на сегодняшний день уже невозможно представить современное предприятие, которое бы не занималось разработкой и внедрением современных механизмов управления, одним из которых является логистика, имеющая в своей основе концепцию оптимизации деятельности субъекта хозяйствования. Предприятия, использующие в своем управлении логистические системы и технологии, являются более конкурентоспособными за счёт возможности оптимизации (сокращения) затрат, и, в конечном счёте, снижения себестоимости конечной продукции. Данные вопросы для предприятия, ориентирующего свою деятельность на оптимизацию процессов, является актуальным с точки зрения выбора организационной структуры, которая позволит решить поставленные задачи.

Объектом исследования выступает процесс организации логистического управления на предприятии.

Предмет исследования – современное состояние, подходы и принципы организации логистического управления.

Цель работы – обоснование необходимости внедрения логистической концепции управления предприятием.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

  • определение сути и особенностей логистического управления;
  • анализ функций логистики в обеспечении эффективной деятельности предприятия;
  • анализ организационной структуры управления логистикой на предприятии.

Суть логистического управления состоит в оптимизации системы управления, которая призвана обеспечить желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами [1; 5; 9]. Управление, основанное на логистической концепции, реализуется через систему функций [7]:

  • планирование и координация деятельности участников логистического процесса, что предполагает составление планов и графиков, увязку локальных планов подразделений, разработку целей управления и формирование критериев оценки их достижения, координацию работы всех подразделений предприятия для реализации намеченных целей;
  • регулирование хода работ по выполнению заказов, реализуемое посредством мониторинга потоков, устранения (при необходимости) возникающих отклонений от планов и графиков, а также разработка мер по ликвидации возникающих проблем;
  • контроль, осуществляемый через оценку уровня обеспеченности предприятия необходимыми ресурсами, а также определения эффективности их использования. Контроль также предполагает анализ затрат и выработку решений, направленных на повышение эффективности логистического управления.

Управление материальными потоками на предприятиях реализуется на основе формирования и обеспечения функционирования специальных организационных структур. В работе по реализации функций логистики на предприятиях участвуют многие подразделения предприятия, среди которых наиболее значимые такие [2; 6; 7]: служба маркетинга; служба материально-технического снабжения; планово-экономическая служба; производственные подразделения; транспортная служба; складское хозяйство; служба сбыта и финансовый отдел. Координацию работы всех указанных выше подразделений могут организовать управленческие структуры двух типов [4]:

  • линейно-штабная структура, которая координирует, интегрирует и контролирует работы всех подразделений по организации товародвижения;
  • линейно-организационная структура, при которой управляющий товародвижением руководит реализацией всех функций системы, в том числе работой по закупке и приобретению материалов, а также контролирует движение материальных потоков в производстве.

На сегодняшний день можно отметить три направления, по которым совершенствуется действующая система управления [3]:

  • усиление взаимодействия различных функциональных звеньев за счет улучшения использования экономических механизмов;
  • достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием;
  • совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких, как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.

Традиционный вариант управления на предприятии имеет принципиальный недостаток — отсутствие системности управления. При традиционном подходе связи между логистическими операциями, соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует организация, объединение логистических операций в единую общую для предприятия функцию управления материальными потоками, также отсутствует носитель этой функции, который должен ее реализовывать. В итоге нет оптимизации сквозного материального потока в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления отсутствуют интегративные свойства [8].

Для решения данной проблемы, в том числе, для эффективного решения логистических задач предприятия, необходимо создание отдельного подразделения – логистической службы, которая будет реализовать следующие основные задачи

:

  1. развитие, образование, реорганизация логистической системы;
  2. разработка и реализация логистической стратегии предприятия;
  3. внутренняя и внешняя логистическая интеграция;
  4. управление материальными потоками и попутными потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции;
  5. логистический реинжиниринг.

При логистическом подходе в управление материальными потоками включается управляющий материальными потоками, в обязанности которого входит непосредственный контроль и координация служб снабжения, производства и сбыта. Независимо от того, о каком подходе идет речь, специалисты по логистике должны обладать системным мышлением и иметь представление о возможностях предприятия. Они делятся на тактиков, которые имеют хорошие знания и навыки работы и стратегов, обладающих высокими аналитическими способностями, способностями к коммуникации, владеющие навыками планирования, организации и управления [2; 6].

Для эффективного решения логистических задач стратег должен: иметь доступ ко всем видам и уровням информации; располагать официальными полномочиями своей должности в структуре управления предприятием. Это позволит ему принимать решения, в том числе кадровые; подчиняться напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору, чтобы иметь относительную независимость от руководителей других функциональных подразделений предприятия; обладать высоким личностным и профессиональным авторитетом; быть хорошим менеджером [33].

Таким образом, внедряя концепцию логистического управления предприятием, обеспечивается оптимизация системы управления товародвижением, за счёт чего достигается желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами. Для эффективного решения логистических задач на предприятии создаётся отдельное подразделение – логистическая служба, которая будет реализовать поставленные задачи.

novainfo.ru

Содержание и задачи управления логистикой

Система управления товародвижением призвана обеспечить желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами. При этом управление реализует конкретные целевые установки предприятий, производящих продукцию. Такими установками могут быть, например, обеспечение поставки продукции в нужный срок с наименьшими затратами, поддержание необходимого уровня обслуживания. Управление в этом случае в значительной степени направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых деятельностью по производству и сбыту продукции.

В организации товародвижения участвуют службы маркетинга и снабжения, производственные подразделения, транспорт, складское хозяйство, служба сбыта. В работе этих подразделений возникают рассогласования и противоречия. Задача системы управления состоит в принятии решений, обеспечивающих сглаживание противоречий и оптимизацию процесса товародвижения. Управление логистикой реализуется через систему функций управления.

Функции логистического управления

Выделяют три группы функций логистического управления:

  1. планирование и координация деятельности участников логистического процесса,

  2. регулирование хода работ по выполнению полученных заказов,

  3. контроль за движением материальных потоков.

В ходе реализации функции планирования и координации составляются планы и графики движения материальных потоков, осуществляется увязка локальных планов подразделений, разрабатываются цели управления и формируются критерии оценки их достижения, координируется работа всех подразделений предприятия по выполнению намеченных планов и графиков.

В процессе регулирования осуществляется наблюдение за движением материальных потоков, при возникновении отклонений от планов и графиков принимаются меры по их устранению, производится увязка действий всех подразделений, отвечающих за движение материальных потоков, разрабатываются меры по ликвидации возникающих нарушений.

При реализации функции контроля осуществляется оценка уровня обеспеченности производства материалами и эффективности их использования, анализируются затраты, связанные с товародвижением, организуется выработка решений по повышению эффективности логистического управления.

3.2.2. Механизм управления материальными потоками Организационные структуры системы управления

Управление материальными потоками на предприятиях реализуется на основе формирования и обеспечения функционирования специальных организационных структур.

В работе по реализации функций логистики на предприятиях участвуют многие подразделения предприятия.

  • Служба маркетинга осуществляет исследование рынка и формирует информацию о товарах, пользующихся спросом на рынке.

  • Служба материально-технического снабжения осуществляет закупки материальных ресурсов и обеспечивает доведение их до потребителей внутри предприятия.

  • Планово-экономическая служба предприятия формирует планы производства продукции.

  • Производственные подразделения осуществляют функции изготовления продукции.

  • Транспортная служба предприятия организует перемещение грузов на предприятии, внутри предприятия и при доставке потребителям.

  • Складское хозяйство обеспечивает хранение и выдачу в производство материальных ресурсов.

  • Служба сбыта и финансовый отдел организуют реализацию продукции внешним потребителям.

Координацию работы всех указанных выше подразделений могут осуществить управленческие структуры двух типов.

Структура первого типа – линейно-штабная. Она призвана координировать, объединять и контролировать все работы по организации товародвижения, которые выполняют подразделения предприятия.

Структура второго типа – линейно-организационная. В этой структуре управляющий товародвижением непосредственно руководит реализацией всех функций логистической системы, в том числе работой по закупке и приобретению материалов, а также контролирует движение материальных потоков в производстве.

В практике имеют место и другие варианты структуры аппарата управления предприятием, обусловленные требованиями конкретной обстановки. За рубежом все больше фирм учреждают у себя постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Комитеты выполняют координационные функции. Некоторые фирмы вводят должность вице-президента по товародвижению, другие создают матричные механизмы, основанные на двойном подчинении подразделений, от которых зависит эффективное управление материальными потоками.

studfiles.net

логистика, управление, анализ читать онлайн бесплатно, автор Владислав Волгин на Fictionbook

Автор:

В. В. Волгин – экономист-международник, член Международной академии наук, информации, информационных процессов и технологий (МАН ИПТ), автор книг для предпринимателей.

Логистика

Введение

Эрудиция, интуиция, логика

Три яблока стали знаменитыми благодаря тем, кому они попали в руки. Яблоко Евы научило Адама производить потомство. Яблоко, упавшее на голову Ньютона, стало причиной открытия им закона всемирного тяготения. А вот яблоко, съеденное Шарлем Фурье, французским экономистом-утопистом (1772–1837), доказало оторванность утопистов от реалий экономики. Фурье, расплачиваясь в ресторане за обед, увидел в счете цену яблока и возмутился дороговизной, так как эту же цену просили за ведро яблок в деревне, где он был недавно проездом. Основываясь на разнице цен от производителя и цен для потребителя, Фурье опубликовал теоретические рассуждения о прибылях, не учитывающие затраты на распределение, хранение и доставку товаров до конечного потребителя – в логике он был явно слаб. Это заблуждение надолго отвлекло экономистов от разработок в области логистики.

Людям приходится решать задачи трех видов.

Инструментом для решения задач практического характера (сделать табуретку, разгрузить корабль, расщепить атом) является логика и количественные методы.

Логически обосновать и количественно рассчитать разницу художественной значимости книг, картин, спектаклей, рекламной упаковки невозможно, такие задачи способна решать интуиция, базирующаяся на глубоких знаниях и широком кругозоре. Это всем понятно, поэтому “о вкусах не спорят”.

Логически решить задачи морального характера: искоренить воровство, стимулировать добросовестное отношение к работе не получается, т. к. логика и мораль – понятия сущностно разные. Эти проблемы “человеческого фактора” решают психологическими, эвристическими и т. п. методами.

В логистике встречаются все три вида задач, и решать их приходится ежедневно.

В логистике очень много решений вырабатывается на основе знаний, логики, интуиции, а расчеты могут быть простыми или сложными в зависимости от “цены вопроса”. Например, логистик откажется от инвентаризации сотен наименований копеечных товаров на торговом складе, несмотря на требования бухгалтера. Без расчетов ясно, что останавливать отгрузки и отвлекать от работы десяток работников на пересчет дешевых товаров, возможная недостача которых оценивается незначительными суммами, значит потерять выручку из-за остановки отгрузок. Даже спорить об этом с бухгалтером – напрасная потеря времени. Разумнее успокоить бухгалтера фиктивной ведомостью инвентаризации с указанием как реальных тех количеств, которые числятся по учету. Фактически так и делают на многих торговых складах. Если же копеечные товары имеют особую важность (лекарства в больнице, комплектующие детали для сборки на заводе и т. п.), тогда инвентаризацию делают ежедневно, и она является частью технологического процесса. Для такого решения тоже не требуется никаких расчетов, достаточно логики. А вот определить оптимальные запасы тех же копеечных деталей, чтобы не было остановок массового производства, невозможно без сложных расчетов с привлечением математического аппарата теории вероятности, теории массового обслуживания, теории игр и др.

Специалистам-логистикам необходимы обширные знания, знакомство с возможностями различных отраслей науки, информационными технологиями и технологиями перемещения в пространстве материальных объектов и информации, технологиями мотивации и стимулирования людей. Только основательно эрудированные специалисты могут уверенно полагаться на свою интуицию и логику при решении логистических задач.

Люди, материально-техническая база и деньги задействованы в логистике. Люди оценивают информацию, принимают решения и эффективно используют деньги и материалы. Квалифицированные люди являются наиболее ценным инструментом логистики. Прежняя основа управления персоналом “твердые S (hard S)”: стратегия (strategy), структура (structure), системы (systems) оказалась нерентабельной.

Эффективнее оказалась опора на “мягкие S (soft S)”: сотрудники (staff), способности (skills), стили (styles), совместные ценности (shared values). Поэтому управление персоналом все более заменяется выстраиванием отношений с ним – стоимость решений и действий каждого специалиста неизмеримо выше затрат на оплату его труда.

Термины

Ни одно из двух десятков встречающихся в литературе определений логистики не раскрывает ее фактических функций. Термин “логистика” применительно к сфере производства и обращения широко начали применять с 70-х гг. XX в., хотя известен он еще со времен Византийской империи, когда логистикой называли организацию снабжения армии и ее перемещений. В этом же значении его применяют и сейчас вооруженные силы некоторых стран. В экономике логистикой вначале называли научные и практические действия, оптимизирующие процессы перевозок. Позднее так стали называть действия, оптимизирующие почти все процессы производства, распределения, перевозок и сбыта.

Ввиду того, что за три десятилетия ни ученые, ни практики так и не выработали единого определения для термина “логистика”, этим словом стали заменять множество других – от названия науки до названия отдельных процессов на предприятиях. Появились запутывающие смысл выражения: “транспортная логистика” и “логистика транспорта”, “тактика логистики” и “логистическая стратегия”, “организация логистики”, “логистика в предприятии”, “логистика города”, “логистика маркетинга” и т. п. Авторами таких выражений обычно являются не пригодные к науке аспиранты, стремящиеся “прокукарекать” в своих диссертациях о “своем видении”, ввести свой термин.

Одни учебные заведения готовят “менеджеров по логистике”, другие – “логистиков по менеджменту”, третьи – просто “логистов” и всего за 48 учебных часов. Дошло до того, что пожилой курьер одного предприятия с ужасом узнал из новой должностной инструкции, что он теперь ответственен за “логистику корреспонденции”.

“Разумная организация” – примерно так переводится с латыни слово “логистика” (логичная, обоснованная). Название специальности “логистик” следует понимать как “организатор” – так и должно быть на самом деле. Это не начальник, не управленец, а именно организатор выполнения процессов, в том числе и процессов управления, наиболее целесообразным способом – с учетом научных и экономических обоснований и расчетов, здравого смысла, логики и интересов потребителей.

В связи с тематикой настоящей книги нас интересует то направление логистики, которое занимается складскими процессами. Поскольку в литературе имеет место разнобой в терминологии в области логистики, далее этот термин употребляется как можно реже, чтобы не дискутировать с авторами множества книг и диссертаций. Наша задача – применение на практике рекомендаций логистики. Тем не менее, все, о чем говорится в настоящей книге, является или содержанием самостоятельных направлений логистики, если согласиться с одними авторами (логистика закупок, логистика запасов, логистика складирования, логистика отгрузок и т. д.), или, если поверить другим авторам, лишь элементами логистических систем управления движением товарно-информационных потоков от изготовителей к потребителям.

Читателям-практикам нужно знать, чтобы отбросить множество неверных или бессмысленных версий применения слова “логистика”, что логистика – это не рутинное исполнение перемещения товаров. Логистика – это творческая организация всех процессов, обеспечивающих перемещение потоков материалов, людей и информации наиболее оптимальными способами. А творчество включает и логику, и интуицию, и расчеты, и знания.

Развитие логистики

Практики идут впереди науки. Если теоретики все еще защищают диссертации по “старой логистике”, то практики просто вынуждены осваивать “новую логистику”.

“Старая логистика” включает:

– управление логистическим каналом;

– управление персоналом, занятым логистической деятельностью;

– сотрудничество с поставщиками логистических услуг;

– интеграция элементов функции физического распределения.

“Новая логистика” включает все элементы “старой логистики” и, кроме того:

– освоение крупных технических достижений в практике поставок;

– сотрудничество с руководителями всех функциональных служб, потребителями и поставщиками;

– отбор и развитие лучших систем для выполнения работ, часто изменяя элементы внутри и за пределами компании.

“Старая логистика” направляет усилия на снижение издержек.

“Новая логистика” – на увеличение прибыли даже ценой увеличения затрат.

 

“Старая логистика” имеет ограниченные права во вмешательстве в деятельность подразделений.

“Новая логистика” ограничений не имеет и может реорганизовать деятельность любого подразделения.

“Старая логистика” поощряет творческую реорганизацию привычных элементов.

“Новая логистика” позволяет творчески подходить к незнакомым сферам деятельности.

Логистические системы

Виды систем

Для внедрения в практику методов современной логистики требуются разработки:

– идеологии и концепции дистрибьюторской системы;

– технических заданий для проектирования, программирования, документооборота, инструктивных и учебных материалов.

Потребителям выгодна такая организация работы поставщика, которая обеспечит получение товара в нужное время, в нужном месте, в требуемом количестве и состоянии при наименьших затратах. Поэтому логистика продвижения товаров по каналам сбыта получила наибольшее развитие в последние годы как перспективное средство повышения конкурентоспособности. Традиционные средства – повышение качества и дифференциация товаров и услуг, снижение цен и активизация рекламы – не дают возможности надолго опережать конкурентов – и новые товары, и новые услуги, и новые методы работы почти сразу копируются конкурентами. Лишь применение логистики, возможности которой только начали использоваться, может обеспечить заметное повышение рентабельности деятельности.

Затраты на распределение товаров достигают 25 % валового дохода, а капиталовложения в запасы товаров нередко превышают 40 %. За счет новых технологий управления распределением и движением товаров можно значительно сократить расходы на распределение и содержание товарных запасов, сделав эти процессы более эффективными. Тем самым повысить качество обслуживания покупателей, что, в свою очередь, позволит увеличить объем реализации.

Задачи логистики – значительное увеличение прибыли и сокращение расходов на содержание товарных запасов за счет сокращения сроков прохождения товаров по товаропроводящим каналам, а информации (товаросопроводительной и расчетной документации) – по каналам связи; минимизации затрат на всем пути движения товарных и информационных потоков при максимальном уровне обслуживания посредников и конечных потребителей и ускорении оборачиваемости запасов на складах всех звеньев сбытового канала.

Те же задачи решаются и для каждого звена товаропроводящих каналов – центральных, зональных, дистрибьюторских и дилерских складов. Выполнение этих задач значительно повышает конкурентоспособность предприятий – участников товаропроводящих каналов.

Чем большая часть совокупных товарных запасов сбытовой системы находится в пути от изготовителей к дистрибьюторам, от дистрибьюторов к дилерам и от дилеров к потребителям, тем выше скорость потока во всей системе. Причем пропускная способность канала сбыта далеко не всегда зависит от его расширения – чрезмерное расширение канала путем увеличения количества дилеров приводит к распылению усилий и утрате энергии, движущей товарный поток.

Крупные компании применяют эффективные методы решения проблем управления движением товаров, например, компьютеризированные системы:

Supply Chain Management (SCM) – управление звеньями цепи снабжения. Выполняет функции планирования, координации и управления процессами производства, складирования, снабжения и доставки товаров и/или услуг потребителям.

System of Delivery Planning (SDP) – система планирования поставок. Планирует потребности в материалах путем прогнозирования их количества.

Enterprise Resource Planning (ERP) – ресурсное планирование предприятия. Ведет управление снабжением, учет других ресурсов компании (финансы, персонал и т. д.) и участвует в оптимизации логистических цепей.

Distribution Requirements Planning (DRP) – планирование потребностей распределения. Является системой управления распределением продукции на основе контроля за состоянием запасов, формирования связей производства, снабжения и сбыта, планирования перевозок.

Logistic Requirement Planning (LRP) – планирование потребностей логистики. Это система планирования и контроля входного, внутреннего и выходного материального потока на уровне предприятия.

Quick Response Method (QRM) – метод быстрого реагирования. Система планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной и оптовой торговли.

Эти системы позволяют моделировать логистические процессы и варианты их оптимизации, выстраивая иерархические системы, используя методы симуляции процессов.

В практике известны три основных вида логистических систем продвижения товаров по каналам сбыта, ориентированных на потребности рынка.

В тянущих системах товары отгружаются поставщиками по мере поступления и на основании текущих заказов оптовых и розничных сбытовых звеньев. Стратегия сбыта в таких системах направлена на стимулирование спроса на товары в розничном торговом звене.

В толкающих системах товары отгружаются поставщиками в оптовые и розничные звенья по заранее согласованному жесткому графику на основании предварительных долгосрочных заказов оптовых и розничных сбытовых звеньев, скорректированных поставщиками. Стратегия сбыта в этих системах направлена на предварительное, опережающее спрос формирование запасов в оптовых и розничных сбытовых звеньях.

В системах “точно в срок” (Just in Time, JIT) товары отгружаются по заранее согласованному графику, в заранее согласованных номенклатуре и количествах. Стратегия сбыта в таких системах ориентирована на розничную торговлю без страховых запасов. Самый наглядный пример – булочные, ежедневно покупающие ровно столько товара, сколько нужно для работы в течение одного дня.

При комбинировании систем большая часть поставок осуществляется на основе предварительных долгосрочных заказов, меньшая часть – по срочным заказам, а отдельные наименования – точно в срок.

В продвижении товаров от поставщиков к потребителям участвуют множество субъектов различных логистических цепей, например:

> технические средства, коммуникации и обустройства всех видов транспорта;

> складское хозяйство предприятий, отправляющих и получающих товары;

> материально-техническую базу стивидорных, брокерских и агентских фирм;

> склады и обустройства транспортно-экспедиторских компаний для осуществления операций по группировке, комплектации отправок и т. д.;

> материально-техническую базу лизинговых компаний, сдающих в аренду контейнеры;

> технические средства информационно-управляющих систем.

> совокупность технологических, организационных, правовых, социальных и иных отношений, возникающих в ходе транспортного, складского, информационного и иного обеспечения хозяйственных связей.

Эффективность товаропроводящих систем характеризуется качеством обслуживания и ценой обслуживания. Качество обслуживания – комплексный показатель, исчисляемый по совокупности критериев, состав которых может варьироваться от одной системы к другой. Обслуживание потребителей на высоком уровне заключается в обеспечении наличия необходимых им товаров, а также к сокращению периода времени между заказом и поставкой. Важнейший из критериев для складов дистрибьюторов – степень удовлетворения спроса (заказа) в течение суток. Приемлемым, но недостаточно современным уровнем обслуживания считается способность склада отгрузить 90 % заказанных номенклатуры и количества, хорошим – 95 %, отличным – 100 %.

Принципы создания систем

Системы управления материальными потоками разрабатывают и тестируют на основе строгого анализа, основанного на нескольких основных принципах.

Принцип ориентации требует сначала рассмотреть всю систему в целом, чтобы понять, как и почему она работает, а также изучить связи с другими системами и физические ограничения.

Принцип потребности предусматривает поиск ответа на вопрос: что требуется от системы, или что она должна выполнять?

Принцип координации обуславливает интеграцию системы координацией всех операций хранения и обработки.

Принципа стандартизации важно придерживаться при выборе упаковки – выгодно стандартизировать как можно больше упаковок.

– Принцип “точно в срок” гласит, что не следует перевозить продукты, пока они не понадобятся.

Принцип грузового модуля противоречит принципу “точно в срок” тем, что подчеркивает важность обработки материалов удобными для погрузки-разгрузки партиями, такими как грузовые модули.

Принцип минимального перемещения предусматривает такую организацию систем, чтобы грузы перемещались по кратчайшим расстояниям.

Принцип полного использования пространства подразумевает его рациональное использование. Существует оборудование для обработки материалов, предназначенное для заполнения пустых мест.

Принцип эргономичности требует ограждения рабочих в системах обработки материалов от выполнения тяжелых, трудных и повторяющихся действий, которые приводят к болезням, травмам или инвалидности.

Энергетический принцип предусматривает снижение энергопотребления при выполнении операций по обработке материалов.

Экологический принцип ориентирует на разработку элементов систем, “дружественных” к окружающей среде, например, выбор экологически безвредного материала для упаковки.

Принцип механизации предопределяет использование машин для замены человеческого труда везде, где это оправдано.

Принцип автоматизации предусматривает создание программируемого и самоуправляемого оборудования. Сейчас уже существует аппаратура, которая может реагировать на радиосигналы или на команды голосом.

Принцип гибкости важен для систем, в которых время от времени изменяются выполняемые задачи и операции.

Принцип упрощения предостерегает от применения слишком сложных систем.

Принцип тяготения рекомендует использовать для перемещения грузов силу тяжести там, где это возможно.

Принцип безопасности ориентирует на использование оборудования, с которым безопасно работать и находиться рядом.

Принцип компьютеризации подчеркивает необходимость использования компьютеров для управления как процессами и механизмами, так и крупными цепями поставок. Компьютеры позволяют быстрее и точнее обмениваться информацией, что облегчает интеграцию материальных потоков с информационными.

Принцип упорядочения потока предусматривает последовательное выполнение этапов обработки потока материалов.

Принцип проектирования требует предварительной проработки всех вопросов и этапов в процессе создания системы обработки.

Принцип минимальных расходов предусматривает необходимость минимизации затрат в системе, в том числе и первоначальных инвестиций.

Принцип поддержки предусматривает выбор способа поддержки системы и его реализацию.

Принцип обновления рекомендует избавляться от морально устаревшего оборудования с учетом налогов, амортизации и полезности данного оборудования.

Принцип командной работы означает, что сфера обработки материальных потоков настолько сложна, что для создания оптимальной системы очень часто необходимы усилия многих людей, объединенных в команды.

Аутсорсинг логистики

Поставщики, развивая логистику, делегируют специализированным службам различные операции логистики. Но для внедрения в практику разделения операций приходится решать такие вопросы, как совместимость служб логистики с существующими службами, конфиденциальность операций, способность отдельного подразделения полностью решить логистические проблемы и т. п. Все большее развитие получает аутсорсинг – передача всех или почти всех функций логистики специализированным фирмам. Большинство поставщиков предпочитают оставлять под своим контролем управление заказами и их исполнение, управление возвращенным и непроданным товаром, но есть желающие передать и эти функции.

 

Развитие мощных программ управления логистикой, отслеживания движения товаров и транспортных средств, вызвали большие изменения в области логистики. Логистика представляет все более критический фактор для участников рынка, деятельность которых усложняют четыре основных тенденции:

– увеличение номенклатуры товаров и сокращения циклов их выпуска;

– все большая интернационализация производства и поставок;

– увеличение давления себестоимости;

– усиление экологических проблем и регулирования (для возвратной логистики).

Возвратная логистика, которая занимается возвращением товаров и материалов на рециклинговые фирмы, играет все более заметную роль и предъявляет растущие требования ко всем предприятиям в промышленности в дистрибуции.

Попытки упрощать операции ввиду быстро развивающейся рыночной среды и противоречия между уменьшением затрат на хранение и обеспечением наличия необходимых товаров в сроки и местах, где они требуются, привели к множеству событий в стратегиях участников рынка.

Самые важные из них:

– централизация складских мощностей в нескольких местоположениях в регионе, например, в Европе;

– растущее использование специализированных независимых логистических компаний.

Эти два события взаимосвязаны в том смысле, что меньшее количество дислокаций складов требует увеличения количества поставок, в которых специалисты по логистике имеют конкурентные преимущества. Обе стратегии приняты, в частности, автокомпаниями и изготовителями запчастей. Например, компания “Hyundai” в Великобритании передала на аутсорсинг логистическому оператору компании “Lex” выполнение следующих работ: управление запасами, прогноз спроса, возвратную логистику, обучение дилеров. Компания “DaimlerChrysler” в Великобритании поручила компании “TNT” всю логистику запчастей в Великобритании. “BMW” использует компанию “Exei” для управления глобальным распределением запчастей для марки “Rolls Royce”.

При передаче функций логистики внешним структурам компании могут сосредоточиться на основных задачах, избавляются от проблем поиска специалистов по логистике, снижают затраты. Практика компаний DHL, FedEx убеждает в этом.

1. Фурье Ш. Избранные сочинения. Т 1–4. – М. – Л., 1951–1954.2. Как название одного из направлений формальной логики этот термин известен еще раньше.3. Jim Stone, “The New Logistics”, Logistics Resource, February 1993. P. 24. По: Солонин В., Aport. Опубликовано на www.e-commerce.com.ua5. Джонсон Д. и др. Современная логистика. – М.: ИД “Вильямс”, 2004.6. См. “24 принципа обработки материалов “, подготовленные Университетско-промышленным советом по обработке материалов и опубликованные в Material Handling Engineering Directory Issue, 1993” 1994. P. A13-A18.7. “Aftermarket Logistics – The fast show”, Institute of the Motor Industry, 2005 October, http://www.motor.org.uk/magazine/

fictionbook.ru

Управление логистической системой (методологические аспекты)


Управление логистической  системой (методологические аспекты)

(фрагмент статьи)

Бакунина И.М. ,
 
Кретов И.И.
 
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2003

Всероссийская академия внешней торговли

Введение

В настоящее время в связи с заметным ростом производства и расширением номенклатуры производимых товаров, расширением сети оптовой и розничной торговли, ее совершенствованием, созданием складов (что в целом способствует росту оборота) в значительной мере выросла роль логистики , которую мы определяем как управление товарными потоками.

Грамотная организация логистической операции от закупки сырья, материалов, комплектующих и до поставки покупателю готовой продукции позволяет получать весьма заметную экономию оборотных средств и в этом смысле представляется важным инструментом в управлении производственно-коммерческой деятельностью предприятия.

В работах зарубежных и российских специалистов, ученых и практиков зачастую содержатся разные, порой противоречивые, подходы к определению места логистики в производственном цикле, менеджменте и маркетинге .

Главная задача публикации — попытка определить истинное место логистики среди других деловых дисциплин. Место, не противоречащее давно разработанным принципам и функциям менеджмента и маркетинга, изложенным в достаточно представительном объеме зарубежных и российских источников.

Значение логистики для предприятия

Сегодня невозможно представить производственное или торговое предприятие, которое не занимается решением логистических задач. Логистика позволяет оптимизировать функционирование товарных, информационных и финансовых потоков, «существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов».

Наиболее важная цель, которую преследует предприятие, организуя у себя службу логистики или ставя задачи, которые решаются с ее помощью, — это «экономия издержек, связанных с потреблением, производством и распределением продукции». Уменьшение издержек способствует снижению себестоимости продукции и в конечном счете может представлять собой важное орудие в конкурентной борьбе. Более выгодному рыночному позиционированию предприятия по сравнению с конкурентами в немалой степени способствует своевременная поставка товара в оптимальном количестве и согласованной номенклатуре, в требуемый срок, что имеет важное, а иногда и определяющее значение для потребителя.

«Конкуренция всегда была движущей силой в развитии производства и торговли. И если потребитель остается в выигрыше от острой конкурентной борьбы между предпринимателями, то некоторые предприниматели в промышленности… нередко исчезают с поля деловой деятельности, потому что не достигают нижней границы рентабельности или не могут преодолеть неэффективность отдельных производственных процессов или операций. Часто к таким неэффективным процессам относятся процессы транспортировки и перемещения материалов».

Умелая организация логистики приносит предприятию следующие выгоды:

  • Повышение эффективности производства. Материалы должны быть на рабочем месте в необходимом количестве и в нужное время. Сокращение потерь рабочего времени — дополнительная экономия.

  • При правильной организации логистики на предприятии удается уменьшить затраты труда и повысить рентабельность производства.

  • Снижение потерь материалов. Любое перемещение материалов (как между предприятиями, так и внутри предприятия) неизбежно ведет к увеличению потерь.

  • Лучшее использование производственных площадей. При должной организации логистики (транспортировки, складирования) можно значительно сократить или перепрофилировать производственные площади.

  • Снижение травматизма. «Плата за страхование от несчастных случаев на производстве возрастает, а потери рабочего времени измеряются не только временем отсутствия на работе рабочего, получившего травму, но и временем отвлечения руководителей всех уровней на составление подробных объяснений и отчетов…».

Предприятие, которое не уделяет внимание правильной организации логистики, столкнется с неизбежными последствиями этого:

  • Снижением рентабельности производства и повышением себестоимости продукции; высокими издержками на непроизводственную рабочую силу и все сопутствующие затраты, связанные с совершением операций.

  • Несоответствием товарных запасов потребностям производства. (Симптомами являются либо слишком высокий, либо слишком низкий уровень запасов. Результат — либо простои производства или продаж в связи с нехваткой запасов, либо средства, замороженные в избыточных запасах.)

  • Низким качеством обслуживания потребителей. (Результат — потеря клиентов и, следовательно, доли на рынке.)

  • Возрастанием затрат на эксплуатацию оборудования.

  • Большими затратами времени на переработку грузов. Неэффективной организацией материальных потоков.

Общий результат: из-за роста себестоимости продукции предприятие теряет конкурентоспособность, долю на рынке, прибыль.

Исторические корни современной логистики

Понятие логистики заимствовано из военного дела. Важность логистики для военного дела трудно переоценить, если учитывать, что «…в современной войне участие каждого солдата в боевых операциях обеспечивают семь человек в тылу». Военная логистика — управление перемещением войск и военного имущества до места боевых действий. Сюда входит «необходимое инженерно-техническое обеспечение войск, строительство дорог и рокад, мостов, переправ и других саперных сооружений для обеспечения своевременного маневра войск перед началом боевых действий».

Логистика как один из разделов стратегии и тактики была введена в оборот Анри Антуаном (в русской службе Генрихом Вениаминовичем) Жомини, которому принадлежит большое количество трудов по военной логистике. Генрих Вениаминович Жомини — генерал от инфантерии российской армии, швейцарец по происхождению. С 1804 по 1813 год служил во французской армии, с которой прошел все наполеоновские походы. После разгрома Великой армии императора Наполеона I Бонапарта он перешел на военную службу в Российской империи.

Логистика как хозяйственное понятие относится ко второй половине ХХ века. «Основы коммерческой логистики были заложены в конце 70-х — начале 80-х годов ХХ столетия американскими специалистами-управленцами в разработку системы EDIFACT, которая представляет собой электронную систему обмена данными (информацией) по финансовому положению, управлению, коммерции (маркетингу) и транспортному обслуживанию деятельности предприятия в условиях конкурентного рынка». В основе этой системы — компьютеризация управления предприятием, то есть получение в режиме реального времени информации, ее оценки и анализа в процессе принятия управленческих решений и их направления исполнителям. Компьютеризация управления товародвижением явилась предпосылкой для развития логистики, в первую очередь для оптимизации снабженческих и сбытовых товаропотоков. Компьютеризация управления товаропотоками позволяет отслеживать положение каждого отгрузочного места (товарной единицы), обеспечивать своевременную приемку товара заказчиком и расчеты по коммерческим операциям, т.е. оптимизировать товарно-денежные отношения между поставщиками и заказчиками, в т.ч. путем заметной экономии издержек обращения. Стала очевидна необходимость оптимизации товародвижения. «Появившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров».

hr-portal.ru

Управление в логистических системах | PSYERA

В крупных логистических системах формируются свои отдельные консультативные советы, которые должны обеспечить правильность решений, принимаемых управленческим персоналом логистических систем и отдельных подразделений. Прежде чем рассмотреть методы организации логистического управления, нужно максимально полно определить функциональное назначение соответствующих структур. Очевидно, организационная структура, которая занимается управлением логистической системой, обязана выполнять следующие функции.

1. Вырабатывать и формировать систему логистики, придерживаясь схематичных принципов и положений.
В результате производственно-хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость преобразований в существующей на предприятии системе логистики. Зачастую такие изменения носят кардинальный характер. Поэтому проводится общая реорганизация всей логистической системы.

2. Проектировать и реализовывать стратегию логистики с учетом рыночной стратегии фирмы.

Работоспособность логистической системы обусловливается стратегической и тактической политикой в области производства, продаж, инвестиций, персонала, технологий. Эти и другие элементы нужно принимать во внимание не только в ходе общего управления, но и при формировании стратегии логистики.

Двойная ответственность возложена на должностные лица, занимающиеся управлением логистики.

Во-первых, за точное и своевременное информирование руководителей высшего уровня о подходах к исполнению принятых решений по вопросам стратегии логистикой, а также, конкретном положении дел.

Во-вторых, перед исполнителями за хорошую организацию и слаженность осуществляемых работ и мероприятий и за доведение итогов анализа эффективности предложенных изменений.

3. Комплексно управлять логистической системой с целью рационализации потоковых процессов.
Эта деятельность разнообразна и состоит из:
1) управления внешним транспортом;
2) управления внутренним транспортом;
3) планирования и контроля процесса производства;
4) планирования организации и контроля за состоянием запасов (не исключая материальные, сырьевые и товарные), т. д.

4. Согласовывать взаимосвязанные функции управления.
Все управленческие структуры в хозяйственных подразделениях связаны с логистикой.

Для того чтобы разделить области воздействия и ответственности в каждой производственно-экономической системе, нужно придерживаться специфики задач, решаемых отдельным подразделением и всей структурой в целом.

5. Решать задачи индивидуальности предприятия.
Кроме особенностей, диктуемых принадлежностью предприятия к конкретной части экономики, управления и социальной сферы, большое значение при проектировании и управлении логистическими системами имеют характерные особенности хозяйственных структур. Они играют двойную роль.

Во-первых, не позволяют унифицировать инструменты логистики, что делает практический опыт логистики многообразнее.

Во-вторых, побуждают к глубокому, постоянному и комплексном изучении возможностей, состояния и условий работы предприятия, что благоприятно отражается на качестве осуществляемых работ и способствует своевременной адаптации к окружающей среде.

В соответствии со спецификой предприятия и соответствующими функциями логистика может иметь централизованный и децентрализованный характер, когда управление осуществляется на уровне некоторых подразделений.

И соответственно управленческая ответственность делится между различными структурными подразделениями или собирается в одном координирующем центре.

psyera.ru