Логическое мышление в психологии это: Логическое мышление — развитие логики
Логическое мышление — развитие логики
Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.
Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.
Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий.
Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.
Оглавление:
- Что такое логическое мышление?
- Применение логики
- Составляющие логического мышления
- Как этому научиться?
- Уроки логики
- Как проходить занятия?
- Вспомогательные материалы: тесты, игры, книги
- Цитаты известных людей о логике
Что такое логическое мышление?
Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.
Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.
Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.
Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:
1
Образно-логическое мышление
Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.
Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»
Тест Равена — это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.
Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.
Cтатистика На весь экран
2
Абстрактно-логическое мышление
Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.
3
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление)— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.
На этом моменте предлагаем немного потренироваться:
А теперь продолжим.
Применение логики
Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве.
Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:
- Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу.
- Мыслить быстрее и качественнее – как следствие из предыдущего пункта.
- Лучше излагать свои мысли.
- Избежать самообмана и логических заблуждений.
- Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией.
- Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.
Составляющие логического мышления
Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.
Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:
- Знание теоретических основ логики.
- Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
- Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
- Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
- Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).
Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.
Как этому научиться?
Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.
Теоретическая логика, которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.
Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.
Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.
По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.
Уроки логики
Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.
Урок 1. Логический анализ языкаПервый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.
Урок 2. Понятие в логикеЛогическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.
Урок 3. Определение в логикеВ первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.
Урок 4. Логическое суждениеЛогическое суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.
Урок 5. Законы логикиПеред тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.
Урок 6. УмозаключениеУмозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция — это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.
Урок 7. СиллогизмыЭтот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.
Урок 8. Типы рассужденийВ предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.
Как проходить занятия?
Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.
Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике, чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.
Дополнительные материалы
Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:
- Логические задачи;
- Тесты на логическое мышление;
- Логические игры;
- Самые умные люди России и мира;
- Видеоуроки и мастерклассы.
А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.
На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:
- «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
- «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
- «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
- «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
- «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
- «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
- «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
- «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
- «Логика». Иванов Е.А.
- И другие.
Статьи о логическом мышлении
Также обратите внимание на раздел «Логика и интеллект» нашего блога, в котором мы собираем интересные материалы по данной тематике, среди которых:
- 4 закона логики
- Эвристика
- Кот Шрёдингера – суть простыми словами
- Что нужно знать о тестах на IQ
- Пафос, логос, этос
- И другие статьи наших авторов
Тренинги
Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:
1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.
2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».
3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словесно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.
4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.
5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.
Цитаты известных людей о логике
О логическом мышлении высказывались многие великие люди, и вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге:
Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis).
Рене Декарт
Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью.
Дейл Карнеги
Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства.
Анри Пуанкаре
Логика – это анатомия мышления.
Джон Локк
Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований.
Джон Стюарт Милль
Мудрость – это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.
Аристотель
А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам успеха в освоении навыка логического мышления!
Ксения ГаланинаЕвгений Буянов
1 Логический анализ →
Логическое мышление
11.11.2011
Более двух тысяч лет назад Аристотель сформулировал законы «правильного» мышления. Эти законы он назвал логикой. Логика помогает прийти к правильному мыслительному выводу и обосновать этот вывод. Способ рассуждения, приводящий к выводу, в логике называется умозаключением. Существует два типа умозаключений: индуктивное и дедуктивное.
- В индуктивном умозаключении вывод делается путем обобщения многих частных случаев. Это обобщение имеет вероятностный, правдоподобный характер и нуждается в дальнейшей проверке. Типичной ошибкой индукции является поспешное, необоснованное обобщение: если Волга и Енисей имеют один высокий берег, а другой низкий, значит, все реки имеют один берег высокий, а другой низкий.
- Дедуктивное умозаключение делается на основе уже известных, общих истин (законов). Его отличительная особенность в том, что если мы имеем истинные общие утверждения, то вывод, сделанный по правилам логики, всегда будет верным. Способ рассуждения, используемый при дедуктивном умозаключении, называется силлогизмом.
В силлогизме выделяются три части: большая посылка, малая посылка и вывод. Примером силлогизма может служить следующая схема рассуждения:
- Большая посылка: Если у человека повышена температура, он болен.
- Малая посылка: У мальчика повышена температура.
- Вывод: Следовательно, мальчик болен.
Если посылки рассуждения истинны и схема рассуждения тоже верна, полученный вывод также считается верным.
Довольно часто люди, нарушая схему рассуждения, приходят к неверному выводу. Распространена ошибка, когда от утверждения следствия условного высказывания делается заключение о его основаниях.
Если у человека повышенная температура, он болен.
Мальчик болен.
Следовательно, у мальчика повышена температура.
Такой вывод делать нельзя, потому что возможны другие основания для вывода, чем повышение температуры: вялость, потеря аппетита, плохие анализы…
Логическое рассуждение может быть выражено в буквенной форме:
Если А есть В, то С есть Д.
Л есть В.
Следовательно, С есть Д.
Если мы заменим буквенные символы высказываниями, то можем получить следующий силлогизм:
Если на реке стоит крупное промышленное предприятие, то вода в реке загрязнена.
На реке стоит крупное предприятие.
Следовательно, вода в реке загрязнена.
Если же рассуждение строится по такой схеме:
Если А есть В, то С есть Д, то вывод сделать нельзя. Делающий вывод на основе этих двух посылок совершает логическую ошибку.
В реальной жизни мы часто упускаем в рассуждении одну из трех частей силлогизма. Такой сокращенный силлогизм называется энтнмема. Например, «Где нет огня, нет и дыма; а в данном месте дым есть…» Здесь выпущено и подразумевается вывод. В силлогизме «Слово «Марина» — имя собственное, значит, оно пишется с большой буквы» выпущена большая посылка: «Все имена собственные пишутся с большой буквы». Энтимемы более соответствуют естественной речи, однако в них легче сделать логическую ошибку, допустить непоследовательность и противоречие в доказательстве.
Таким образом, логическое мышление предполагает умение выполнять дедуктивное и индуктивное умозаключения; определять истинность и обоснованность выводов, полученных в результате этих умозаключений.
Однако в жизни люди редко следуют правилам логического мышления. В основе этого пять причин:
- несформированность логических операций;
- воздействие на ход мышления эмоций и чувств;
- влияние на ход мыслительного процесса формы высказывания;
- влияние на ход мыслительного процесса содержания посылок;
- недостаточное развитие оперативной памяти.
Ключевые слова: Мышление
Источник: Карпов А.В., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Сверхценные образования и паранойяльные состояния Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «… |
Мышление: его виды и связь с языком Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Мышление при шизофрении Т. П. Пушкина Медицинская психология |
Классификация типов мышления Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Общая характеристика мышления в современной психологии Константинов В.В., Основы общей психологии |
Личностные факторы мышления Саенко Ю. В., Общая психология. Часть 3 |
Механизмы мышления. Метод картирования виутрикоркового взаимодействия … |
Мышление человека как объект логики Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012 |
Логическое мышление — теория черт, этапы развития Piaget, дети и Piaget
Способность понимать и применять правила логического вывода в повседневной деятельности.
Считающаяся универсальной чертой человека, способность логически мыслить, следуя правилам логического вывода, традиционно определялась как высший когнитивный навык. В области когнитивной детской психологии более полувека доминировал швейцарский философ и психолог Жан Пиаже , исследования которого считаются фундаментальными. Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития . На сенсорно-моторной стадии (возраст 0–2 года) ребенок учится воспринимать мир физически и достигает элементарного понимания символов. На дооперационной стадии (возраст 2-7 лет) используются символы, но мышление все еще остается «дооперациональным», что означает, что ребенок не понимает, что логическую или математическую операцию можно обратить вспять. этап конкретных операций (возраст 6 или 7-11 лет) развивает логическое мышление; дети, например, понимают такие принципы, как причина и следствие. Стадия формальных операций (12-взрослость) вводит абстрактное мышление (т. е. мыслительные операции, которые не обязательно связаны с конкретными понятиями и явлениями).
Логическое мышление в схеме развития Пиаже операционально, а значит, не возникает до стадии конкретных операций. В то время как ученики ребенка познание в целом согласуются с вехами развития Пиаже, последующие исследования в этой области заставили исследователей усомниться в идее о том, что какое-то логическое мышление не может появиться на дооперациональной стадии. Например, Оливье Уде и Камило Шаррон протестировали группу из 72 детей в возрасте от пяти до восьми лет, дав им различные задания, связанные с классами объектов, и обнаружили, что дети, которые не могли выполнять задачи на экстенсиональную логику, тем не менее могли практиковать интенсиональную логику. . (Намерение определяет свойства класса, в то время как расширение определяет, кто или что может быть членом определенного класса; если намерением класса являются «красные объекты», расширение будет включать любой конкретный объект, который окажется красным.) Однако Пиаже знал, что дооперациональные дети могут практиковать интенсиональную логику, но, по его мнению, неполное логическое мышление по определению является дологическим. Например, дети, которые понимают значение (интенсиональность) класса «красные предметы», могут решить не включать определенные красные предметы — по причинам, которые экспериментатор определил бы как нелогичные (например, «это слишком мало»).
Houdè и Charron идентифицировали «операциональную протологику» у детей, которую Пиаже определил бы как дологическую. Вместо того чтобы произвольно возводить чисто интенсиональное мышление в ранг полноценного (экстенсионального и интенсионального) логического мышления, Уде и Шаррон решили исследовать психические процессы, лежащие в основе кажущегося нелогичным поведения. В серии экспериментов с участием детей в возрасте от пяти до восьми лет, группы, находящейся между дооперациональной и операциональной границей, два исследователя сосредоточились на интенсиональных логиках, которые не смогли пройти экстенсиональную логику (включение). Ясно, что акт исключения какого-либо красного предмета из класса «красных предметов» был в строго пиажеистском смысле нелогичным или, точнее, нелогичным поведением, но определялось ли это поведение иррациональным мышлением? К своему удивлению, они обнаружили, в частности, в модифицированной форме эксперимента с «перегородкой» (Пиаже и Гарсия, 1987), что, когда показан рисунок круга (В), разделенного на две части линией (двумя подклассами являются А и А’), А’ может быть проигнорирован как подкласс В не из-за нелогичного мышления, а потому что A является более привлекательным с точки зрения восприятия . Согласно Паскуаль-Леоне (Pascual-Leone, 1988), в основе восприятия B лежит вводящая в заблуждение схема, и подкласс исключается. Согласно Houdè и Charron, ребенок понимает интенсиональную логику или значение класса «красные объекты», но спотыкается на экстенсиональном уровне или уровне включения из-за факторов восприятия. Таким образом, бесспорный пиажеовский сдвиг в возрасте около семи лет от неинклюзивного к инклюзивному поведению не указывает на квантовый скачок от дологического к логическому мышлению, а, скорее, отражает наличие тормозящего механизма, посредством которого сбивающие с толку влияние восприятия на познание нейтрализуется. Таким образом, как заметили Худе и Шаррон, у неинклюзивного шестилетнего ребенка может быть неэффективный механизм торможения. Эти результаты, хотя и предлагают модель континуума когнитивного развития, в отличие от идеи Пиаже о квантовом скачке от дологического мышления к логическому, на самом деле не ставят под сомнение основы теории познания Пиаже, основанной на развитии. Сам Пиаже в своих поисках истоков логического мышления изучал очень маленьких детей, всегда помня о важности других психических и нементальных факторов и процессов для возникновения логического мышления. Наконец, работа Пиаже послужила фундаментом, из которого возникло понимание, подтвержденное эмпирическими наблюдениями, что очень маленький ребенок уже является логиком.
Философы, специализирующиеся на изучении детства , обнаружили, что логический репертуар маленьких детей не ограничивается интенсиональной логикой. Многие высказывания детей, особенно высказывания, связанные с понятиями возможности и необходимости, демонстрируют понимание, хотя и рудиментарное, модальной логики, т. е. раздела логики, который формулирует правила для суждений о возможности и необходимости (Matthews, 1980). Тот факт, что дискурс маленьких детей легко вписывается в формальный контекст модальной логики, связанной с интенсиональной логикой, указывает на то, что детские логические способности могут преподнести новые сюрпризы. Основываясь на богатом наследии работ Пиаже, исследователи значительно расширили область когнитивного развития, получив важные выводы, которые еще больше прояснят человеческую парадигму. Решающее значение исследований Пиаже и пост-Пиаже для исследования логического мышления у детей заключается в том, что эти исследования пролили свет на важную роль, которую играют нелогические и нементальные факторы в формировании логического мышления. .
Что такое навыки логического мышления? – Zippia
- Что такое логическое мышление?
- Почему важны навыки логического мышления?
- Как развивать навыки логического мышления
- Подпишитесь на дополнительные советы и вакансии
Когда люди слышат словосочетание «логическое мышление», они обычно предполагают юристов, математиков, философов и врачей. Это не так; это просто неполноценно.
Логическое мышление — это основополагающий навык, которым мы все пользуемся каждый день. С того момента, как мы просыпаемся утром, и до момента, когда мы засыпаем ночью, мы используем навыки логического мышления.
Логика происходит от греческого слова logos, означающего «мысль» или «разум». Многие наши решения и мыслительные процессы основаны на логике. Настолько, что вы можете даже не осознавать, что в данный момент используете логическое мышление.
Поездка на работу, покупка в продуктовом магазине, покупка новой бытовой техники или попытка решить даже самую незначительную проблему требует навыков логического мышления.
Даже когда вы читаете эту статью, понимая представленные слова и концепции, вы используете свои навыки логического мышления.
Ключевые выводы:
Логическое мышление — это процесс наблюдения, анализа и последующего формирования выводов на основе этих выводов.
Существует множество различных видов логики и логического мышления, в том числе: формальная логика, неформальная логика, математическая логика, вывод, индуктивное рассуждение, дедуктивное рассуждение, абдуктивное рассуждение и критическое мышление.
Логические навыки помогают влиять как на физические, так и на социальные навыки, такие как технические знания и общение.
Логика — это навык, который можно развить практикой и упорством.
Логика — это процесс размышлений и выводов, но это не значит, что выводы всегда правильные.
Что такое логическое мышление?
Логическое мышление — это процесс наблюдения, анализа и выводов на основе этих выводов. Проще говоря, логическое мышление использует факты и свидетельства, чтобы прийти к заключению или решению; это использование как логики, так и рассуждений в ваших мыслительных процессах.
Merriam-Webster определяет логику как «науку, которая имеет дело с принципами и критериями обоснованности вывода и доказательства: наука о формальных принципах рассуждения». Оксфордский словарь дает более простое определение: «способ мышления или объяснения чего-либо».
Мы могли бы определить логическое мышление как акт использования логики в своих мыслительных процессах. Это просто, по делу, конечно. Но это не ответ на вопрос.
Существует множество различных видов логики и логического мышления, в том числе:
Формальная логика. Мы обычно считаем формальную логику более «традиционным» типом логики. Иногда ее называют философской логикой, она имеет отношение к логике, основанной на аргументации неформальных установок.
Неформальная логика. Подобно формальной логике, неформальная логика — это использование логики вне формальных условий или в повседневных условиях.
Математическая логика. Это раздел математики, который фокусируется на формальной логике, поскольку она относится к математическим приложениям. Узнайте больше о том, как математические навыки могут помочь вам в работе.
Вывод. Это процесс, который делает логический вывод на основе предпосылки, а не явных утверждений. Сделать вывод означает сделать вывод или сделать вывод на основе доказательств и рассуждений.
Индуктивное рассуждение. Это процесс логического мышления, который формирует обобщения на основе конкретных наблюдений, о которых известно, что они истинны или ложны. Погрузитесь глубже в индуктивные рассуждения.
Дедуктивное рассуждение. Для доказательства или опровержения теории используется формальная логика. Он начинается с теории или гипотезы и пытается подтвердить наблюдения. Вспомните Шерлока Холмса или ученых. Получите лучшее представление о дедуктивных рассуждениях.
Абдуктивные рассуждения. Подобно дедуктивным рассуждениям, абдуктивные рассуждения стремятся доказать наблюдения. Обычно это делается в направлении «снизу вверх», в отличие от дедуктивного «сверху вниз».
Критическое мышление. Это анализ фактов и доказательств для формирования суждения или заключения. Узнайте, как навыки критического мышления могут сделать вас лучшим кандидатом на работу.
Мы можем думать о навыках логического мышления как о чем-то, что у нас либо есть, либо нет. И хотя некоторые могут быть более склонны к логическому мышлению, этому навыку можно научиться и улучшить его.
Почему важны навыки логического мышления?
Логическое мышление — важный базовый навык. Используется в быту. Мы видим логическое мышление в математике, понимании прочитанного и повседневном принятии решений. Логическое мышление позволяет решать проблемы, ставить цели и обосновывать решения.
Он даже может помочь в творческом мышлении и во многом другом. Этот навык важен не только для вашей карьеры, но и для жизни.
Работодатели ищут кандидатов, которые демонстрируют сильные востребованные социальные навыки. Мягкие навыки отличаются от технических навыков, хотя и имеют сходство с известными переносимыми навыками. Это личные качества/черты или привычки, а не приобретенные навыки. Это не значит, что мягкие навыки нельзя изучить или укрепить — они, безусловно, могут.
В отличие от мягких навыков, жесткие навыки или технические навыки всегда достигаются. Это не те навыки, которые естественным образом даются каждому; хотя некоторые люди могут быть более естественными в определенных сложных навыках, чем другие.
Эти навыки общения часто можно найти в описаниях вакансий:
Коммуникативные навыки
Лидерские качества
Навыки межличностного общения
Организаторские способности
Навыки критического мышления
Навыки решения проблем
Навыки логического мышления
Нетрудно понять, почему работодатели так ценят этот навык — он часто упоминается в списке востребованных навыков межличностного общения. Сотрудники, демонстрирующие сильную логику и способность рассуждать, очень ценны. Те, кто использует логическое мышление, лучше способны принимать решения, основанные на фактах, а не на эмоциях.
Как развивать навыки логического мышления
Когнитивные навыки, или когнитивные функции, — это основные навыки, которые ваш мозг использует почти для всего. Без когнитивных навыков мы не можем обрабатывать информацию, что мешает нам учиться, понимать, сохранять или рассуждать. Логика и рассуждение являются частью этих базовых когнитивных навыков.
Долгое время считалось, что когнитивные способности являются конкретными. Как и в случае с IQ, мы считали, что когнитивные функции, с которыми вы родились, — это то, с чем вы застряли. Теперь мы знаем, что это неправда. Мозг — это мышца, как и любая другая; когнитивные навыки можно укрепить с помощью работы.
Вопрос во всем. Вы можете начать строить и укреплять свои навыки логического мышления, подвергая все сомнению. Спросите себя, почему. Прекратите делать предположения и начните рассуждать о своих решениях и суждениях. Проверяйте факты и отделяйте их от мнений.
Вы можете получить более полное представление о вещах, когда начнете задавать вопросы. Вы будете лучше осведомлены о своих мыслительных процессах и улучшите свою способность подходить к решению проблем с помощью логики и творчества — навык, который, безусловно, поможет вам работать более эффективно.
Возьмите за привычку делать паузы и все обдумывать, прежде чем действовать. Если вы уделите время логическому обдумыванию своих рассуждений, вы неизбежно укрепите свою логику и навыки рассуждения.
Попробуйте интерпретировать закономерности, найти наиболее логичное решение и т. д. Рассматривайте отдельные детали по отдельности и как часть целого. Скорректируйте свою перспективу и задавайте более глубокие вопросы, и вы обнаружите, что мыслите более логично, даже не пытаясь.
Делайте логические упражнения. Лучший способ укрепить мышцу — это поработать над ней. То же самое относится и к такому навыку, как логическое мышление. Есть много способов включить логические упражнения в вашу повседневную жизнь. Чем больше вы практикуетесь, тем сильнее будет становиться этот навык.
Такие игры, как судоку и головоломки, — отличный способ потренировать свои навыки логического мышления. Существует множество приложений, которые также используют логику и рассуждения.
Головоломки, математические игры, карточные игры и игры в слова могут укрепить этот навык, не создавая ощущения работы. Головоломки и загадки также могут помочь вам начать мыслить более критически.
Если вам нужны более сложные логические упражнения, обратите внимание на бесплатные упражнения LSAT. Навыки логики и рассуждения являются основой экзамена LSAT; даже раздел письма требует логических рассуждений, чтобы интерпретировать подсказку и ответить на нее.
Попробуйте свои силы в логических играх из раздела «Аналитическое мышление» или ответьте на несколько вопросов из раздела «Логическое мышление». Вы даже можете использовать раздел «Понимание прочитанного», чтобы укрепить свои навыки логического мышления. Упражнений на понимание прочитанного из любого экзамена или рабочей тетради будет достаточно.
LSAC, производитель LSAT, предоставляет бесплатный экзамен LSAT, который вы можете использовать. Вы также можете бесплатно выполнить некоторые упражнения LSAT с партнером LSAC, Khan Academy, в рамках их официальной программы подготовки к LSAT.
Расширь свои перспективы. Общение, построение новых отношений и изучение новых культур могут расширить ваш кругозор и развить навыки логического мышления.
Рассматривая вещи только с одной точки зрения (своей), вы оказываете себе медвежью услугу. Вы можете увидеть другой способ подхода к ситуациям и по-другому анализировать вещи, когда откроете себя для разных точек зрения.
Возможно, вы сможете лучше отделять факты от мнений (включая личное мнение) и подходить к ситуациям более логично, чем раньше.
Способность видеть вещи со всех точек зрения является очень востребованным навыком на рабочем месте. Применяя это на практике, вы разовьете два навыка, что сделает вас еще лучшим кандидатом на работу.
Проявите творческий подход. Несмотря на то, что они связаны с другим полушарием мозга, творческое мышление и творческая деятельность могут способствовать решению проблем, что способствует логическому мышлению.
Рисование, обучение или игра на музыкальном инструменте, а также письмо — все это творческие выходы. Однако они связаны не только с деятельностью правого полушария. Все они требуют использования как логики, так и творчества. Участвуя в творческих занятиях, которые вам нравятся, вы естественным образом укрепляете свое критическое мышление и навыки решения проблем.
Музыка — это отдельный язык; тот, который вы должны изучить, прежде чем сможете играть на каком-либо инструменте. Письмо требует от вас творческого мышления при использовании языка. Вы используете свое воображение и навыки визуализации, а также сосредотачиваетесь на фактах и линейном мышлении.
Оба вида деятельности прочно укоренились как в традиционно левополушарной, так и в традиционно правополушарной деятельности.
Несмотря на то, что искусство связано только с творческим мышлением, вы можете укрепить свои навыки логического мышления с помощью этих занятий.
Насколько полезен был этот пост?
Нажмите на звездочку, чтобы оценить!
Средний рейтинг / 5.