Культура и человек культура и общество – CGI script error

Культура и человек

Культура и человек

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра культурологии и социально-культурной деятельности.

Доклад по теории и философии культуры на тему:

«Культура и человек»

Выполнил: Веретенникова С.Н.

Руководитель: Щербакова А.И

2009г.

Мир культуры человека — это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи — все то, что можно назвать бытием культуры. В этом бытии отражены представления о мире, складывающиеся столетиями в условиях определенного природного и исторического взаимодействия. В связи с этим важным и АКТУАЛЬНЫМ здесь является определение проблем культуры, её роли в обществе, взаимодействии с человеком.

Основными ЗАДАЧАМИ являются:

— анализ исследования процессов происхождения, рождение культуры;

— выявление и обсуждение структур, функций культуры;

— взаимодействие культуры с обществом и отдельной личностью.

Наша ЦЕЛЬ определить роль культуры и доказать её важность в истории, в жизни общества и отдельно взятого социума, так как не иначе как сам человек создал культуру, которая в свою очередь создает и улучшает человека.

ПРЕДМЕТОМ исследования является культура и человек в ней.


Введение

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы — небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

Культура — это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность — общество. Следовательно, культура — важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру.

Человеческая личность имеет множество аспектов, составляющих ее единство. Человек издавна создавал для себя картину целого: сначала в виде мифов, затем в картине божественных деяний, движущих политическими судьбами мира, затем как данное в откровении целостное понимание истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца мира и Страшного суда. И лишь когда историческое сознание стало основываться на эмпирических данных, целостная картина становилась все более и более дифференцированной. Она, однако, еще воспринималась как картина, отражающая естественную эволюцию человеческой культуры.

Ныне наступил новый этап. Природа вокруг нас — декоративна, мир, в котором мы живем — синтетичен, и состоит из хитроумных изобретений. Тревога потери смысла и того Я, которое жило в этом мире смыслов, стала доминантой культуры современного времени.


Происхождение и воспитание культуры в человеке

Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова «возделанное человеком», «облагораживание» стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура. Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, «серьёзные» феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека. В круг явлений, объединяемых словом «культура», входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами. Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности в пище — даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, — весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.

Существует ещё одна категория явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами — важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт — приобретают достаточно ощутимую специфику.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.

Структура культуры

Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание.

1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого культурой, и характера продуцируемой личности, то можно различить элитарную и массовую культуры.

2. Структурирование культуры по ее носителю позволяет выделять культуру социальных общностей, или субкультуру: классовую, профессиональную, городскую, сельскую, молодежную, семьи и отдельного человека. Сегодня вновь становится актуальной проблема классовой дифференциации культуры. Она была сформулирована В.И. Лениным в качестве теории двух культур (Культуры господствующей буржуазной и демократической).

3. Если учитывать многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуры. К первой из них относится культура труда и материального производства, быта, места жительства (топоса), физическая культура. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление является условным, так как многие из видов культуры — экономическая, политическая, экологическая, эстетическая — пронизывают всю ее систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.

4. По содержанию и влиянию культура может разделяться на прогрессивную и реакционную, так как, воздействуя на личность и общество, культура может воспитывать человека не только нравственного, но и безнравственного.

5. Культура может разделяться по признаку актуальности. Подобной актуальной культурой сегодня является массовая культура, которая, несмотря на огромную степень распространения, однако, не становится репрезентативной (т.е. представляющей наиболее адекватно культурное содержание эпохи).


Функции культуры

1. Гуманистическая, или человекотворческая, — воспитание, взращивание, возделывание духа, по Цицерону — «cultura animi». Она направлена на превращение богатства совокупной человеческой истории во внутреннее достояние личности и является условием развития его сущностных характеристик.

2. Функция исторической преемственности (информационная) — функция трансляции социального опыта. Благодаря этой функции каждое поколение людей начинает свой путь развития, будучи обогащенным опытом предыдущих поколений.

3.Гносиологическая, познавательная функция культуры. Культура является своеобразной «базой данных» человечества, собирая и сохраняя знания, полученные человечеством. В связи с этим все культуры могут различаться по характеру использования знаний, по качеству их усвоения и ассимиляции.

4.Коммуникативная функция культуры заключается в том, что она выступает в качестве основного средства общения между людьми, так как воплощает в себе объективное содержание эпохи, а также личностные переживания, взгляды и отдельные позиции субъектов. Более того, культура и существует именно как момент коммуникации, диалога, где проявляются не только ее потенциальные смыслы, но и формируются новые, изначально не предполагаемые.

5.Семиотическая, или знаковая, функция (от греч. Sзmei tik — учение о знаках) — одна из важнейших. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, литературный язык выступает средством овладения национальной культурой. Для познания различных видов искусства — живописи, музыки, театра — нужны также специфические языки. Собственные знаковые системы имеют и естественные науки (физика, математика, химия, биология и т.п.).

6.Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности людей, она поддерживается моралью и правом.

7.Адаптационная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобритения им необходимого набора социальных черт, что формирует у него ощущение психологической безопасности и комфорта. Эту функцию культуры исследовал Э.С. Маркарян, который считал, что «культура в целом как раз и была выработана в качестве особого, надбиологического по своей природе, антиэнтропийного и адаптивного механизма общества».

Законы функционирования культуры

1.Закон единства и своеобразия культуры. Культура — совокупное коллективное достояние человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.

2.Закон преемственности в развитии культуры. Культура — это исторический унаследованный опыт поколений. Где нет преемственности, нет культуры. До капитализма становление нового на протяжении многих поколений вбиралось плавно традицией, так что изменение самой традиции успевало быть истолкованным как следовало ей.

3.Закон прерывности и непрерывности развития культуры. В связи со сменой эпох (Формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры — так появляется прерывность. Однако эта прерывность носит относительный характер, в отличие от абсолютного характера непрерывности (так, к примеру, многие цивилизации погибли, но их достижения парус, колесо, календарь и т.п. стали достоянием мировой культуры).

4.Закон взаимодействия и сотрудничества культур. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, мироведение. Нередко это различие доходит до противоречия (например культура Запада и Востока, Христианства и ислама). Отсюда и разнообразие культурных контактов: от торговли и переселений до войн и захвата территорий. Все эти взаимодействия обуславливают единство всемирно-исторического процесса.

Исходя из этих законов функционирования культуры, мы можем отметить, что развитие культуры тесно связано с развитием человека. Чем динамичней развивается культура, тем быстрее человек найдет себя в жизни, так как культура открывает новые горизонты, новые идеи. Между культурой и человеком неразрывная связь, которая неподвластна разрушению.

Социализация и инкультурация

Влияние культуры на личность происходит в процессе инкультурации и социализации, с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценности общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве члена общества.

В отличии от социализации понятия инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, форма контроля общественного поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.). Результатами инкультурации является сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации является более сложным, чем процесс социализации. Содержание процесса инкультурации составляют личностное развитие, социальная коммуникация, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения.

Основными механизмами инкультурации является имитация (повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей) и идентификация (в ходе которой детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы — стыд и вина.

Основными агентами социализации и инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации.

На разных этапах жизни эти факторы действую по-разному. В раннем детстве ведущую роль в развитии играет семья. В последующем действуют и другие факторы. Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный опыт, начинает играть различные социальные роли.

Культура и личность

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой — личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность — это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» — единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий. Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, — интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала. Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности. Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей. Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

Культура и общество

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия. Человеческое общество — это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры. Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития. Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных потребностей. Именно общество создает возможности для использование ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменились: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социальное управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий — диалог. Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства. Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура отличаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним. Общество — это система отношений и способов объективного воздействия на человека не заполняется социальными требованиями.

Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека. Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.


Заключение

Итак, каковы же особенности мира человека как культуры?

— Культура человека социальна, и хотя сам человек имеет целостную “тройственную” сущность, воплощающую в единстве биологические, психические и социальные черты, его конкретное бытие чревато нарушением гармонии между индивидуальным и социальным.

— Культура человека исторична, то есть изменяется вместе с изменением общества, всей системы общественных отношений, и обладает определенными закономерностями динамики.

— Культура человека символична: он придает символическую форму вещам, идеям, чувствам, ценностям и нормам.

— Культура человека коммуникативна, то есть существует лишь через общение с другими культурными мирами, через диалог, посредством специфического языкового кодирования.

— Индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его собственной жизнью, его собственным богатством, его собственным наслаждением, и по формам своего проявления уникален. Включается же индивидуальный мир культуры в социокультурное пространство через творческую деятельность человека.

«Я в этот мир пришел, — богаче стал ли он?

Уйду, — великий ли потерпит он урон?

О, если б кто-нибудь мне объяснил, зачем я,

Из праха вызванный, вновь стать им обречен?»

(Омар Хайям.)

Список используемой литературы

1.Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. 1992. Вып. 2. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1992.

2.Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие — М., Гардарики, 2000г.

3.Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для ВУЗов — 3 изд., М.,; Академический проект, 2001г.

4.Костина А.В. Культурология: учебное пособие 3 изд., М.,2008

5.Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.


Теги: Культура и человек  Доклад  Культурология
Просмотров: 15673
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Культура и человек

diplomba.ru

Культура и природа. Культура и общество, деятельность, человек.


⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 23Следующая ⇒

Человек принадлежит природе, он ее частичка. Он поднимается над природой как социальное существо, способное жить, действовать, обеспечивать свое существование только в обществе и во взаимодействии с природой. Он оказывается способным к человеческим видам деятельности, овладевая культурой. Культура делает человека личностью, индивидуальностью. В человеке соединены природное, социальное и культурное начала, они интегрированы в нем, образуя единство и целостность.

Природа, общество, культура — составляющие бытия человека, а их взаимоотношение в процессах человеческой деятельности определяет в каждую историческую эпоху ее фундаментальные проблемы.

На ранних ступенях культуры ее воздействие на природу было незначительным, ее «присутствие» в природе — едва заметным. Первые виды производственной деятельности — собирательство, охота, рыболовство — являлись присвоением продуктов природы и воспроизводили аналогичную деятельность животных. Культура проявлялась лишь в производстве и использовании орудий, в зачатках социальной организации. «Окультуривание» природы по-настоящему началось с неолитической революции — с появлением земледелия, оседлого образа жизни, начал общественного разделения труда. И оно резко возросло с возникновением цивилизации с ее городами, каналами, дорогами, использованием металла, ускорившимся ростом населения, концентрацией масс людей, их перемещением. Цивилизация разрушает девственную природу, поскольку человек, приспосабливая окружающую среду к своим потребностям, большей частью не считается с тем, что нарушает связи природы и затрудняет или подрывает ее естественное воспроизводство и саморегуляцию. С ростом культуры эта антропогенная нагрузка на природу постепенно возрастала.

И тем не менее эта нагрузка носила локальный характер и природа в большинстве случаев восстанавливалась, преодолевая негативные последствия воздействия культуры. Силы человека были ничтожны по сравнению с мощью естественных стихий, и анклавы окультуренной природы в пределах ойкумены (обитаемой части суши) оставались островками, мало менявшими общую картину планеты.

Человек в течение многих тысячелетий довольно плохо представлял себе мир, в котором он живет. Он не выделял себя из природы и переносил на нее представления, сложившиеся у него о себе самом и своем ближайшем окружении в процессе его повседневной жизни. Так рождалось мифологическое сознание с его антропоморфизмом и поклонением различным силам природы, от которых зависело существование людей. Дальнейшее развитие шло от «мифа к логосу». Преодолевая мифологию, возникавшая философия впервые постаралась построить общую объективную картину мира как самостоятельного, находящегося в вечном движении и подчиненного естественной необходимости бытия.

Качественное изменение произошло с возникновением индустриального производства, использующего машинную технику и опирающегося на науку. Новая эпоха написала на своем знамени, что знание — сила, а человек — истолкователь и преобразователь природы.

Познавая ее, человек может реализовывать свои знания в технических устройствах, во много раз усиливающих возможности его воздействия на природу, ее преобразование в интересах человека, и тем самым добиваться господства над природой.

Индустриальное производство положило начало процессу глобализации воздействия культуры на природу и в смысле ее приспособления к потребностям человека, и в смысле негативных последствий антропогенной нагрузки на природу. Глобальный характер воздействия культуры на природу стал проявляться уже к середине XX столетия. Первыми заговорили об этом ученые и философы, выдвинув на повестку дня экологические проблемы. Они показали, что на планете Земля происходят процессы опасной деградации биосферы в виде разрушения естественных биоценозов, невосполнимой гибели целых видов животных и растений, эрозии почв, загрязнения среды отходами производства и жизнедеятельности человека, постепенного исчерпания природных ресурсов энергии и материалов, наиболее активно используемых промышленностью. Происходит потепление климата под влиянием «парникового эффекта» в результате повышенного выброса промышленностью углекислого газа в атмосферу, возникают озоновые дыры как следствие сокращения озона в верхних слоях атмосферы, защищающего биосферу от излишка ультрафиолетового излучения. Все это — глобальные изменения. Мощь человеческого влияния становится сравнимой с силами природы, и сама природа без помощи и поддержки человека уже не в состоянии восстанавливать свои естественные циклы.

Таким образом, взаимоотношение культуры — общества — природы подошло к критической точке: дальнейшее продолжение прежней тенденции развития неминуемо ведет к нарастанию экологического кризиса, означающего, что человечество подрывает естественные основы своего существования как биологического вида. Это — катастрофа, гибель цивилизации, а может быть, и человечества.

Значит, надо менять стратегию развития. Идея «господства над природой» выявила свою несостоятельность. Не в господстве над природой, а в гармонии с ней будущее человечества. Их противостояние, доходящее до антагонизма, опасно для общества. Вместе с тем человек не может прекратить дальнейшее окультуривание природы. Отказаться от этого — значит вернуться к первобытным временам. Но деятельность человека не должна вызывать деградацию природы, а строиться так, чтобы сохранилась биосфера Земли, ее основные параметры, постоянство которых обеспечивает возможность существования жизни. В индустриальной цивилизации приоритетом пользуются экономический рост и развитие культуры. На рубеже тысячелетий важнейшим социальным приоритетом становится также сохранение природы. Формирование нового типа взаимоотношения природы и культуры означает глубокий поворот не только в технической культуре, но и в иерархии ценностей — ответственность за сохранение природы, нравственная и эстетическая культура, выработка экологических ценностей, императивов и экологического сознания.

Природа дает урок культуре. Усвоить этот урок, сделать соответствующие выводы — задача культуры, иначе человеку будет некомфортно на его родине — планете Земля. Всю культуру следует настроить на то, чтобы не дать человеку испоганить природу, а действительно ее окультурить. Это относится не только к природе, окружающей человека, но и к природе самого человека. Идеалы гуманизма расширяют сферу своего действия, включая в себя гуманизацию не только социальных условий, но и природной среды, чтобы в дальнейшем приспосабливать ее к потребностям человека не за счет разрушения и деградации.

Описанное отношение культуры и природы характерно для современной техногенной цивилизации, возникшей на основаниях европейской культуры и распространившейся ныне по всему миру. Но в мире существуют культуры и общества с иным отношением к природе — с ощущением единства природы и культуры, с созерцательным восприятием природы, преклонением перед ней. На это ныне обращают внимание представители западной культуры в поисках новой культурной парадигмы.

Отношение культуры и природы всегда осуществляется в рамках определенной системы общественных взаимосвязей, которые складываются в процессе человеческой деятельности. Взятые во времени, они характеризуют важнейшие параметры человеческой истории.

Культура представляет собой субъективно-личностный аспект исторического процесса. В творчестве культуры реализуется личность со всеми ее психологическими, эмоциональными, интеллектуальными и духовными качествами. Здесь превалирует сознательное начало в виде целеполагания и целедостижения. Но не следует отождествлять творчество культуры с творчеством истории. В ходе истории, конечно, сознательное начало играет огромную роль. Но все дело в том, что цели и результаты человеческой деятельности в истории, как правило, не совпадают, ибо здесь действуют различные силы. Историю формирует не только сознательная деятельность субъектов, и итог нередко оказывается обратным тем целям, которые ставят перед собой люди, вовлеченные в этот процесс.

Творчество культуры не идентично творчеству истории, но культура является ее активным началом. Она формирует субъекта деятельности, а также творит новое и вносит это новое в исторический процесс. Но будет ли это «новое» принято историей и окажет ли влияние на историю, будет ли иметь какие-то социальные последствия, зависит от многих обстоятельств.

Так, разработанный И. И. Ползуновым в середине XVIII века проект паровой машины не был реализован, потому что Россия не была к этому готова. И в дальнейшем, как известно, множество идей и изобретений русских ученых и инженеров раньше, чем в России, использовались на Западе, но уже по причинам нераспорядительности, незаинтересованности, консерватизма чиновников.

Другой пример. Идет война с Германией. Но физики уже открыли цепную ядерную реакцию, делающую принципиально возможным создание атомного оружия огромной разрушительной силы. А. Эйнштейн, встревоженный тем, что фашистская Германия может начать разработку этого оружия, проявляет инициативу и извещает Ф. Рузвельта о своих опасениях. Требуется опередить Германию и тем предотвратить угрозу ее победы в войне. Рузвельт принял соответствующие меры. В США возник Манхеттенский проект, который привлек антифашистски настроенных физиков, сумевших за короткий срок пройти путь от фундаментальных знаний об атоме до атомной бомбы. Но те социальные последствия, которые имело создание ядерного оружия для всей истории второй половины XX столетия, конечно, далеко выходили за те конкретные цели, которые они ставили перед собой.

В результате появления страшного по своей разрушительной силе оружия перед человечеством возникла реальная угроза ядерного уничтожения. Устранить смертельную угрозу, предотвратить возможность развязывания мировой войны с применением атомного оружия, обеспечить выживание человечества и его будущее стало главной проблемой международных отношений на протяжении нескольких десятилетий XX века. Так, создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая мощное влияние на протекающие в обществе экономические, политические, духовные процессы. Трагедия Чернобыля обнаружила, что и мирное использование атомной энергии, например создание атомных электростанций, вовсе не только научно-техническая, но и социальная проблема.

Атомная энергетика — лишь одно из тех новшеств, которые принесла с собой научно-техническая революция. Ее великими достижениями являются и компьютеры, и космические аппараты, и лазеры, и новые материалы, и биотехнология, и многое другое. Очевидно, что все эти продукты творческого гения человека превращаются в фактор исторического развития, начинают оказывать на него то или иное воздействие, когда они выходят за стены научных лабораторий, становятся элементами производительных сил данного общества, преобразуют технологию производства, в широких масштабах выступают в качестве средств человеческой деятельности. Один компьютер не делает погоды. Но компьютеризация различных видов деятельности приобретает по своим последствиям огромную социальную значимость.

Конечно, культура вносит в исторический процесс не только достижения науки и техники. История извлекает нужное ей и из различных ценностных форм общественного сознания. Иллюзорные, а иногда и утопические идеи, взгляды и системы взглядов сопровождают все развитие цивилизации в качестве активно действующих факторов. Не все, что рождает человеческая творческая энергия, входит в общественную жизнь, в культуру, становится моментом объективного исторического процесса. Можно сказать, что в ходе общественного развития из массы идущих со стороны культуры «предложений» производится своеобразный «социальный отбор» по различным критериям, обусловленным особенностями данного общества и конкретной эпохи. В итоге какая-то часть этих «предложений», отвечающая действующим критериям, получает «путевку» в социальную жизнь, вплетается в объективный ход истории. При этом в каждом конкретном случае люди могут действовать сознательно, но суммарный итог их действий, фиксирующий, что именно включается в дальнейший ход общественного развития и какие побочные результаты этому сопутствуют, оказывается объективным, в чем-то не предусмотренным сознанием действующих субъектов.

Перед общественной наукой возникает в этой связи проблема соотнесения воплощаемого в культуре деятельного творческого начала, ставящего перед обществом новые проблемы и открывающего новые возможности, с объективными условиями и законами общественного развития.

В отличие от природы, история творится людьми. Но как и природа, история ставит определенные пределы сознательному вмешательству человека в объективные процессы. Преступая эту границу, человек развязывает разрушительные силы, что ведет к упадку и деградации, в одном случае — окружающей природной среды, а в другом — культуры и цивилизации. Насилие в истории всегда имело место и применялось в разнообразных формах для достижения каких-то исторических результатов. Но оно вызывало гибельные последствия, когда превращалось в насилие над историей. В XX столетии над человечеством впервые нависла реальная опасность глобального насилия над историей, ведущего ее к финалу. Человечество подошло к предельному рубежу не только в своем взаимоотношении с природой, но и в создании средств вооруженного насилия: ядерное оружие способно уничтожить не только цивилизацию, но и все живое, превратить Землю в безжизненную мертвую планету.

К концу столетия сделаны попытки достичь ослабления угрозы ядерной катастрофы, но судя по тому, как развертываются события под влиянием приверженцев «холодной войны», нельзя еще уповать на то, что у человечества достанет разума, чтобы избежать бессмысленного самоуничтожения.

Ход истории не предопределен, возможны разные варианты и даже альтернативные пути общественного развития. Но, видимо, самой глубокой основой радикального разрешения глобальных проблем и противоречий является развитие гуманистической культуры. Ориентация на идеалы гуманизма должна стать приоритетным принципом всех сфер человеческой деятельности. На этом пути человечество сможет постепенно избавляться и от применения насилия. На этом пути могут формироваться благоприятные условия для развития человека как носителя культуры и субъекта деятельности, для самоопределения каждой личности.

Именно культура, стержнем которой является широко понимаемый реальный гуманизм, открывает перед человечеством перспективы будущего.

Билет 47


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Культура и человек

В каком бы аспекте мы ни анализировали культуру, мы везде обнаружим присутствие человека.

Бее культурные процессы проистекают из одного продуктивного источника ~ из человека и существуют только потому, что значи­мы для него.

К сожалению, в настоящее время наблюдаются тревожные мировые тенденции: резкая дифференциация культуры на эли­тарную и массовую, поверхностное включение многих людей в культуру и даже отчуждение от нее, размывание культурной са­мобытности многих народов и слоев общества и т. д. Все это зас­тавляет вновь возвращаться к анализу соотнесения человека и куль­туры, их взаимовлияния и взаимозависимости, к рассмотрению проблемы культуры как антропологической.

Суммируя разнообразные исследования, педагогическая ант­ропология выделяет следующие идеи.

Культура выделяет человека из мира живой природы. Она дает ему, с одной стороны, большие преимущества по сравнению даже с самыми высокоорганизованными животными (продуктивные технологии деятельности, глубокая и разнообразная информиро­ванность, приспособление к экстремальным условиям жизни и пр.). А с другой стороны, ограничивает его свободу (нравствен­ные табу, чувство ответственности и пр.).

Будучи созданием человека, проявлением его социальной, ра­зумной, креативной и духовной сущности, воплощением жиз­ненного опыта человечества, она невозможна вне человека и за­висит от него. В то же время ни бытие человечества, ни бытие отдельного человека невозможно вне материальной и духовной куль­туры. Их взаимозависимость обоюдная.

Процесс создания культуры уходит корнями в далекое про­шлое человечества и продолжает совершаться постоянно. В период первоначального создания культура (субкультура) полностью за­висит от своего творца. Затем становится в определенном смысле автономной и относительно независимой от человека. А человек в свою очередь — относительно автономным и независимым от куль­туры. Будущее культуры — ее содержание, перспективы развития и пр. — определяется вновь людьми.

Каждый человек вступает во взаимодействие с культурой и зна­чим для нее. Каждый способен делать какие-то вклады в нее (если не в культуру человечества, социума, то хотя бы группы). Каждый человек определяет в той или иной степени ее судьбу: что-то во­стребует, к чему-то окажется индифферентен, что-то актуализи­рует для себя, что-то распространит среди окружающих.

Культура для человека — не кунсткамера ценностей, не не­зыблемый свод созданных когда-то знаний, правил, норм, техно­логий, который должен быть воспринят следующими поколения­ми, а материал, с которым человек активно работает.

Культура для человека — это не только конкретное содержа­ние пространства бытия любого человека. Она еще, по выраже­нию С.Ю.Степанова, и «неисчерпаемый резервуар судеб, преце­дентов». Осмысляя их, человек придает духовный смысл своей деятельности и творит свою жизнь.

Все это определяет высокий воспитательный и образовательный потенциал культуры, делает ее мощным фактором развития чело­века, его социализации и индивидуализации.

Культура влияет на человека в процессе фил о- и онтогенеза целостно. На протяжении веков она изменяет его тело, организм, усиливает его разумность, креативность и духовность. В течение отдельной жизни она оформляет индивидные и личностные про­явления, актуализирует творческую индивидуальность. Еще до рождения человек испытывает на себе влияние культуры и появ­ляется на свет с определенным уровнем готовности к восприя­тию, отражению ее, с начальным уровнем генетически передан­ной ему культуры. Эта готовность является тем фундаментом, на котором основывается дальнейшее включение в культуру, из которого вырастает потребность и способность взаимодейство­вать с ней. Генетически полученная культура закодирована. Рас­шифровать ее, опереться на нее в своем развитии человек может только в обществе, в деятельности, так или иначе связывающей его с другими людьми.

Мера обладания культурой, ее влияние на конкретного чело­века зависят от многих факторов. Среди них — тип господствую­щей культуры и образ жизни, субкультура ближайшего окруже­ния. Но и собственная активность человека чрезвычайно важна. В. П. Зинченко считает, что культура приглашает всех, но может оттолкнуть недостойного, что она — внешний источник, вызов, приглашающая сила, но она бессильна, когда иссякают внутрен-

ние, собственные источники и движущие силы развития и само­развития. Можно сказать, что культура могуча и бессильна по от­ношению к процессу развития человека.

Взаимоотношения культуры и человека — динамичный процесс. В разные периоды жизни у человека превалирует та или иная его позиция по отношению к культуре. В детстве и юности человек в основном потребляет и воспроизводит традиционную культуру и создает возрастную и авангардную. Во взрослом состоянии он либо продолжает быть новатором в культуре, либо становится ее разру­шителем. В старости — хранит и передает ее. При этом степень осознанности, активности, эффективности деятельности в куль­туре может быть разная.

В каждый период жизни человек воспринимает как более ак­туальные разные пласты культуры, оказывается более плодотво­рен и сензитивен к взаимодействию с теми или иными из них. Для дошкольника наиболее значимы аксеологическая и техно­логическая составляющие культуры. Для школьника все три со­ставляющие важны и интересны. Взрослый акцентируется боль­ше всего на совершенствовании своей технологической или

аксеокулътуры.

Из одного и того же культурного источника человек в разные

периоды своей жизни черпает разное.

Поскольку культура содержит огромные потенциальные воз­можности воздействия на человека, на его развитие, воспитание, социализацию, постольку человек (и как вид, и как индивид) объек­тивно оказывается не только творцом культуры, но и одновременно ее творением, а иногда — жертвой.

Это справедливо и по отношению к ребенку. Он тоже и значи­мый субъект культуры, и ее объект, и «продукт». От его собствен­ных усилий зависят глубина и широта его «культурного слоя». Он занимает в культуре разные позиции. Он включен не только в гос­подствующую, традиционную культуру, но и в молодежную, груп­повую и другую субкультуры.

Итак, анализ культуры как антропологического явления пока­зывает, что культура, как сказали бы математики, конгруэнтна человеку. Она интегрирует природу и общество, наследие челове­чества и жизнь отдельного человека. Она объединяет материаль­ное и идеальное, время и пространство бытия человека. Она — проявление творческой природы человека, один из мощнейших факторов и важнейших условий его развития. Она динамична, является противоречивой целостностью и сложным, многогран­ным объектом изучения. Она живой процесс осуществления, ове­ществления деятельности человека в материале природы. Она ох­ватывает как деятельность живущих ныне людей, так и наследие, в котором запечатлен труд всех предшествующих поколений. Од­нако сама человеческая деятельность, образующая ткань культуры, может быть как рутинной, так и инициативной, ломающей канон (Ю.Афанасьев, Г.Бакланов и др.).

studfiles.net

Культура и человек

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра культурологии и социально-культурной деятельности.

Доклад по теории ифилософиикультуры на тему:

« Культура и человек »

Выполнил: Веретенникова С.Н.

Руководитель: Щербакова А.И

2009г.

Мир культуры человека — это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи — все то, что можно назвать бытием культуры. В этом бытии отражены представления о мире, складывающиеся столетиями в условиях определенного природного и исторического взаимодействия. В связи с этим важным и АКТУАЛЬНЫМ здесь является определение проблем культуры, её роли в обществе, взаимодействии с человеком.

Основными ЗАДАЧАМИ являются:

— анализ исследования процессов происхождения, рождение культуры;

— выявление и обсуждение структур, функций культуры;

— взаимодействие культуры с обществом и отдельной личностью.

Наша ЦЕЛЬ определить роль культуры и доказать её важность в истории, в жизни общества и отдельно взятого социума, так как не иначе как сам человек создал культуру, которая в свою очередь создает и улучшает человека.

ПРЕДМЕТОМ исследования является культура и человек в ней.

Введение

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы — небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

Культура — это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность — общество. Следовательно, культура — важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру.

Человеческая личность имеет множество аспектов, составляющих ее единство. Человек издавна создавал для себя картину целого: сначала в виде мифов, затем в картине божественных деяний, движущих политическими судьбами мира, затем как данное в откровении целостное понимание истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца мира и Страшного суда. И лишь когда историческое сознание стало основываться на эмпирических данных, целостная картина становилась все более и более дифференцированной. Она, однако, еще воспринималась как картина, отражающая естественную эволюцию человеческой культуры.

Ныне наступил новый этап. Природа вокруг нас — декоративна, мир, в котором мы живем — синтетичен, и состоит из хитроумных изобретений. Тревога потери смысла и того Я, которое жило в этом мире смыслов, стала доминантой культуры современного времени.

Происхождение и воспитание культуры в человеке

Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова «возделанное человеком», «облагораживание» стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура. Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, «серьёзные» феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека. В круг явлений, объединяемых словом «культура», входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами. Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности в пище — даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, — весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.

Существует ещё одна категория явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами — важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт — приобретают достаточно ощутимую специфику.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.

Структура культуры

Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание.

1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого культурой, и характера продуцируемой личности, то можно различить элитарную и массовую культуры.

2. Структурирование культуры по ее носителю позволяет выделять культуру социальных общностей, или субкультуру: классовую, профессиональную, городскую, сельскую, молодежную, семьи и отдельного человека. Сегодня вновь становится актуальной проблема классовой дифференциации культуры. Она была сформулирована В.И. Лениным в качестве теории двух культур (Культуры господствующей буржуазной и демократической).

3. Если учитывать многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуры. К первой из них относится культура труда и материального производства, быта, места жительства (топоса), физическая культура. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление является условным, так как многие из видов культуры — экономическая, политическая, экологическая, эстетическая — пронизывают всю ее систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.

4. По содержанию и влиянию культура может разделяться на прогрессивную и реакционную, так как, воздействуя на личность и общество, культура может воспитывать человека не только нравственного, но и безнравственного.

5. Культура может разделяться по признаку актуальности. Подобной актуальной культурой сегодня является массовая культура, которая, несмотря на огромную степень распространения, однако, не становится репрезентативной (т.е. представляющей наиболее адекватно культурное содержание эпохи).

Функции культуры

1. Гуманистическая, или человекотворческая , — воспитание, взращивание, возделывание духа, по Цицерону — «cultura animi». Она направлена на превращение богатства совокупной человеческой истории во внутреннее достояние личности и является условием развития его сущностных характеристик.

2. Функция исторической преемственности (информационная) — функция трансляции социального опыта. Благодаря этой функции каждое поколение людей начинает свой путь развития, будучи обогащенным опытом предыдущих поко

mirznanii.com

1. Культура в жизни современного общества

Вопрос №1. Культура в жизни современного общества

Общество — это не толпа, а совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Осуществление любого социального взаимодействия невозможно вне культуры, потому что именно в ней закреплены способы и приемы человеческой деятельности, образцы человеческого отношения к миру. Все, что происходит в обществе, и то, как это происходит, находит свое основание в культуре.

Какую бы сферу общества мы ни взяли: материально-производственную (в которой осуществляется производство материальных средств, необходимых для жизни), социальную (в которой происходит физическое воспроизводство индивидов), политическую (здесь разворачивается борьба за руководство и за власть в обществе), духовную (в которой, собственно, и осуществляется духовное производство) — везде есть культура.

  • Культура является всеобщей формой человеческой деятельности, формирует ее программы, цели, способы, средства.

  • Она пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности и позволяет человеческому духу, воле и разуму воплощать себя в жизни и деятельности.

  • Культура выступает неотъемлемым свойством человека.

Но кого считать культурным человеком? Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей, как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель утверждал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что умеют делать другие.

Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем информации и знаний, культурных ценностей слишком велик. В то же время в современную эпоху стало гораздо больше возможностей быть культурным человеком.

  • Основными характеристиками такого человека выступают глубокие знания, широкая эрудиция, сформированные общеинтеллектуальные и профессиональные умения и навыки, отличающиеся высоким уровнем квалификации и мастерства, нравственная и эстетическая зрелость. Современный культурный человек должен также уметь пользоваться компьютерной техникой.

Французский социолог Р. Дебре отметил, что основным средством культурного влияния в XVII в. была церковная проповедь, в середине XVIII в. — театральная сцена, в конце XIX в. — речь адвоката в суде, в 30-е гг. XX в. — ежедневная газета, в 60-е гг. XX в. — иллюстрированный журнал, во второй половине XX в. — регулярная телепередача. В начале XXI в. мы с полным основанием можем сказать, что к телевидению и радио как основным средствам информации и культурного влияния добавились компьютер и Интернет.

В любом случае культурный человек — это человек, который способен направить свои духовные способности на совершенствование себя и мира, а сама культура выступает необходимым и решающим условием существования и развития человеческого общества.

Роль культуры в современном обществе.

За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.

  • Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.

  • Многие современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию.

Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.

Ориентация на традиционную народную культуру – заметная черта современного социокультурного процесса.

  • В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые находятся в оппозиции друг к другу.

1.процессы глобализации.проявляется в том, что в мире происходит стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей. Происходит образование неких «единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции». При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации такие процессы способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности). 2. процессы регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В ней просматривается «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим».

  • В современный период развития общества создание компьютерных и информационных сетей привело к информатизации всей системы общественной жизни, породило экранную культуру, потеснившую устную и письменную. Сегодня информационные потоки через компьютерную сеть проникли во все сферы деятельности человека. 

  • Состояние современной культуры во многом определяется культурой постиндустриального общества. Вследствие научно-технической, компьютерной и технологической революций современная культура перетерпела фундаментальные изменения. Она начинает существовать как бы в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие – гуманитарную, научно-техническую и массовую.

1.Гуманитарная культура включает в себя религию, философию, мораль, классическое искусство. Хотя эта культура сохраняется и развивается, ее влияние в современном обществе падает, особенно среди молодежи, которая воспринимает ее устаревшей, скучной и трудной, требующей слишком много времени для осмысления и понимания.

2. научно-техническая(интеллектуальная культура), включающая в себя прежде всего новые течения модернизма и авангардизма в искусстве, непосредственно связанные с наукой, техникой и новейшей технологией, обращенные главным образом к интеллекту, а не к чувствам человека.

3. массовая культура. (возникновение книгопечатания и появлением газет и журналов, ставших впоследствии важным средством распространения массовой культуры. В ХІХ веке к ним присоединяются фотография, радио, кинематограф, а в ХХ веке возникает телевидение, положившее начало новой, телевизионной и экранной, цивилизации)

Характерными чертами массовой культуры стали сегодня ее доступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность, ориентация на не развитое сознание людей.

  • Современная культура в целом основывается на европейской культуре городского типа сильно потеснившей народную культуру.

  • В современном обществе происходит смещение центра культурного и духовного влияния на людей от школ, вузов, классического искусства и церкви к моде и телевидению. Вместе они становятся определяющим ядром культуры и всей современной жизни людей, выполняя ту роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука.

  • В целом, современная культура становится все более упрощенной.

studfiles.net

Культура в жизни человека и общества

Кафедра общих гуманитарных, социально-экономических и

естественно-научных дисциплин

Курс лекций по дисциплине «Культурология»

для специальности

080507.65 Менеджмент организации

Челябинск

2007

Тема 1.

Структура и состав современного культурологического знания. Культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека.

1. Понятие «культура»

2. Историческое развитие понятия «культура»

1.Понятие «культура»

Исходной для культурологии является проблема: что же такое, собственно, культура? Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений «культуры».

Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый М. Херсковиц: «Культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)».

Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, техника, жилища и т.п.) и духовную культуру (искусство, наука, религия, идеология, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).

В учебных целях будем использовать следующее определение: культура (от лат. «возделывание», «воспитание», «развитие», «почитание») — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний.

Слово «культура» восходит к латинскому «colere — culture», что означает возделывание, обработку почвы, первоначально оно использовалось в наиболее древних латинских текстах как агротехнический термин. Впоследствии, в V в. до н.э. Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование. («Культура — как воздействие на человеческий ум». «Культура ума есть философия». Культура дополняет человеческую природу, она формирует человека как воспитанного и образованного.

Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он впервые применил слово «culture» в ином, т.е. переносном смысле — применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «cultura» стала противостоять другому латинскому понятию — «natura», т.е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

С одной стороны, культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт.

С другой стороны, расширительное толкование понятия «культура» может привести к его отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием — «общество». Будучи очень близкими, они тем не менее не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

Но это далеко еще не все трудности при определении понятия «культура», постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, позднее — перестало ею быть. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Потом же, когда человек поставил на поток их производство, — это перестало быть фактом культуры.

Учитывая вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие «аспекты»:

1. генетический;

2. гносеологический;

3. аксеологический;

4. гуманистический;

5. нормативный; 6. социологический.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рассматривать в качестве измерения общества. В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой — выступают как специфический объект освоения.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М. Межуев).

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это — тоже культура.

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений.

Таким образом, культура — это ядро, основа, «душа» общества:

это — материальные и духовные ценности человека; это — способ жизнедеятельности людей; это — их отношения между собой; это — своеобразие жизни наций и народов; это — уровень развития общества;

это — накапливаемая в истории общества информация;

это — совокупность социальных норм, законов, обы- чаев, традиций; это — религия, мифология, наука, искусство, политика; это — особая знаковая система, и т.д

2. Историческое развитие понятия «культура»

Слово «культура» восходит к латинскому «colere — culture», что означает возделывание, обработку почвы, первоначально использовалось в наиболее древних латинских текстах как агротехнический термин. Впоследствии, в V в. до н.э. Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

В античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирования культурного человека, личности, идеала человека. В системе образования формируется не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися ценностными ориентациями (идеал человека).

«Пайдейя» (культура) — процесс формирования культурного человека (идеал человека), поэтому надо у человека развить разумную способность суждений, эстетическое чувство, способность жить в гармонии с природой (единство природы и Бога), в соответствии с законами гражданского общества, достичь физического и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать на себя ответственность при принятии решений).

В средние века складывается христианская культура, и культура понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, его постоянное духовное самосовершенствование, осознание духовного родства с Богом.

В XVII в. «культура понимается как результат собственных человеческих свершений, то, что возвышает человека».

В XVIII-XIX вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена.

Так, немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. В такой трактовке понятие «культура»

тесно переплеталось с понятием «прогресс».

Карл Маркс в качестве глубинного основания культуры рассматривал материальное производство. Результатом такого производства является материальная культура, которая признается «первичной» по отношению к культуре духовной, обеспечивает накопление и передачу прогрессивных ценностей и традиций. Таким образом, К. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.

В XVIII-XIX вв. исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы — физиологическим процессам. Культура, подобно биологическому организму, проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти.

В XX в. стали популярными иные трактовки. Так, в начале XX столетия был популярным антропологический функционализм: исследование культуры — это исследование того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу и целому (идея неравенства культур).

Во второй половине XX столетия становилась все более популярной идея равенства культур. Современные концепции культуры — «постклассическая модель» культуры — выражает разочарование в возможностях разума. «Постклассическая модель» содержит в себе следующие основные положения: ориентируется на повседневную жизнь человека культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия; характерны пессимизм, идея абсурдности; приоритет отдается личному над общественным в жизни человека; скептическое отношение к преобразованию мира: мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы; понятие «культура», как предельно общее, не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формальнологической процедуры.

mirznanii.com

Человек, общество, культура.

Среди ученых-гуманитариев и ученых-естественников ведется давний спор о том, какая сущность в человеке — социальная или биологическая — является определяющей его становление и развитие. В ХХ веке к этому спору добавилось еще одно измерение — культура. Таким образом, человек предстал в нескольких измерениях — общества, природы и культуры, в каждом из которых он рассматривается как часть окружающей его среды, формирующей базовые качества личности.

Человек от рождения вовлекается в общение с людьми, благодаря чему он становится равноправным членом общества, усваивая правила и нормы совместной жизнедеятельности. «Общество», в простейшем значении этого слова, есть объединение людей на каком-либо общем для всех основании, точнее, это совокупность отношений, складывающихся между людьми по поводу каких-либо значимых для них предметов.

Характер общественных отношений определяется конкретным предметом, вокруг которого они завязываются. В зависимости от предмета социальные отношения могут принимать экономическую, политическую, моральную, религиозную и другие формы.

Одновременно с обществом, на человека воздействует культурная среда, посредством которой формируется ментальность, т.е. специфический этнонациональный стиль мышления, определяющий ценностную иерархию, идеалы и т.п.

Общество регулирует совместную деятельность людей, культура придает ей индивидуальную значимость. Культура является уникальным способом существования человека, она создается в результате знаково-символического обмена между людьми.

Развитие культуры и общества имеет исторический характер, выраженный в различных формах деятельности человека, изменяющихся по своему содержанию с течением времени, что получило название социокультурогенеза.

 

Функции культуры, субъект культуры, культурогенез.

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

Основнаяфункция — человекотворческая (гуманистическая).

Состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой.

Функцияпередачи социального опыта:каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли «отцы и деды», следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно, культура диалогична в своей основе – это коммуникативнаяфункция.

Информационнаяфункция — Исторический обмен, передача социального опыта. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, социальной наследственности, помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать «памятью» человечества.

Знаковая – способность давать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культурой выработан запас значений, имен, знаков. Наука, искусство, философия – особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным и близким человеку.

Ценностнаяфункция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

Специализирующаяфункция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

Индивидуализирующаяфункция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Регулятивная Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.
Интегрирующая Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

 

Традиционные представления о субъектно-объектном взаимодействии основаны на активной и пассивной форме деятельности. Субъект и объект культуры (лат. Subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе и позднелатинское. objectum – предмет) – понятия, фиксирующие исходные основания человеческой деятельности, связанные с процессами опредмечивания и распредмечивания объективной реальности.

 

Субъект– носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект.

Субъект культуры в культурологическом понимании – какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной ист. эпохи.

 

 

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

 

Культурные традиции, культурная картина мира.

Тради́ция (обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio.

Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне, обычай.

Культурные Традиции — это элементы социального и культурного наследия передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени. А вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов:

Традиции — это не регламентируемые юридическими установлениями,

поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям

способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических).

КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА — система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире.
В узком значении слова культурную картину мира составляют национальные архетипы, ментальность, характерные способы восприятия времени и пространства.
В широком значении, наряду с перечисленными элементами, культурная картина мира включает в себя и научные знания.

Культурная картина мира складывается из осмысленных и очевидных содержаний артефактов и неосознанных значений и личностных смыслов, а также опы­тов, переживаний, мотивов, оценок. Поэтому с содержатель­но-тематической точки зрения можно выделить научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и другие подоб­ные картины мира; с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Построению этих картин предше­ствует построение другой картины мира — картины интуитив­ных представлений, значений и смыслов как выражения осо­бенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каж­дый смысл всегда особенным образом представляет универ­сальность мира, в котором живут люди.

Типология культур.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com