Кто из исторических деятелей был сторонником реформации – 22. Реформация и ее деятели

Деятели Реформации были сторонниками — КиберПедия

Революционных мер

2. пассивного ожидания

3. папы римского

4. короля

5. крестовых походов

 

Анабаптисты требовали

Крещения христиан в зрелом возрасте

2. отказаться от крещения

3. уничтожения Библии

4. возобновление крестовых походов

5. увеличение налогов

 

261. Кто утверждал, что «земная жизнь должна быть возвышена до небес»

1. Томас Мюнцер

2. Ян Гус

3. Томас Мор

4. Лев III

5. Генрих II

 

Томас Мюнцер выступал против собственности

1. короля

2. крестьян

3. общины

4. городов

5. феодалов

 

Основой ростовщичества, воровства и грабежа Томас Мюнцер считал

1. крестьян

2. ремесленников

3. горожан

4. монахов

5. господ и князей

 

Великая Крестьянская война в Германии была в

1. 1215 г.

2. 1096 г.

3. 1337 — 1453 гг.

4. 843 г.

5. 1524 — 1525 гг.

 

265. «Статейное письмо» — это…

1. королевская булла

2. диктат папы

3. земельная перепись

4. орган казначейства

5. программа революционного крестьянства

 

266. «Статейное письмо» содержало

1. королевские указы

2. баронские привилегии

3. итоги мирного договора

4. послание римского папы

5. требования крестьян

 

267. «12 статей» — это…

1. указ короля

2. диктат папы

3. городская партия

4. земельная перепись

Крестьянская программа

 

268. В «12 статьях» содержатся

1. крестьянские требования

2. королевские указы

3. основы христианского вероучения

4. основные налоги

5. итоги мирного договора

 

269. «12 статей»

1. были сводкой крестьянских требовании в умеренной трактовке

2. требовали перемен

3. призывали к войне

4. призывали к смирению

5. отрицали Бога

 

270. «Гейльброннская программа» — это…

1. проект политического переустройства Германии

2. проект политического переустройства Франции

3. земельная перепись

4. мирный договор

5. диктат папы

 

271. «Гейльброннская программа» предусматривала

1. буржуазные преобразования и государственную централизацию

2. закрытие церкви

3. закрепощение крестьян

4. раздел страны

5. отмену налогов

 

272. Автор «Земского устройства»

1. Михаил Гаймайер

2. Ян Гус

3. Томас Мор

4. Шекспир

5. Ульрих Цвингли

 

273. «Земское устройство» — это…

1. программа политических преобразовании Германии

2. программа политических преобразовании Англии

3. земельная перепись

4. основные налоги Италии

5. указ короля

 

Великая Крестьянская война в Германии

Закончилась поражением восставших

2. увенчалась победой крестьян



3. привела к изменению строя

4. отменила все феодальные привилегии

5. упразднила церковь

 

275. «Аугсбурское вероисповедание» — это…

Систематическое изложение основ лютеранства

2. религиозная секта

3. диктат папы

4. указ короля

5. книга Библии

 

Лютер и его сторонники стремились приспособить церковь к интересам

1. князей

2. крестьян

3. горожан

4. папы римского

5. всех перечислинных

 

277. В 1534 анабаптисты объявили «Новым Иерусалимом» город

Мюнстер

2. Берлин

3. Палермо

4. Париж

5. Лондон

 

Одним из лидеров анабаптистов был

1. Лютер

2. Ян Матис

3. Шекспир

4. Ян Гус

5. Томас Мор

 

Аугсбургский религиозный мир был заключен в

1. 1096 г

Г

3. 1241 г

4. 843 г

5. 1215 г

 

Аугсбургский религиозный мир

1. ставил церковную власть выше светской

Подчинял церковь князьям

3. запрещал войны

4. упразднял часть церковных должностей

5. закрепощал крестьян

 

В результате религиозного мира 1555 г в Германии образовались две группировки княжеств

1. христианская и мусульманская

Католическая и протестантская

3. северная и южная

4. западная и восточная

5. мусульманская и анабаптистская

 

Основой учения Ульриха Цвинги были

1. папские постановления

2. Библия

3. труды схоластических теологов

4. античная литература

5. всё перечисленное

 

Автором «67 тезисов» был

1. Шекспир

2. Лютер

Цвингли

4. Данте

5. Аристотель

 

Тезисов» — это

1. диктат папы

2. указ короля

Документ, в котором изложены основы учения Цвингли

4. труд Юстиниана

5. земельная перепись

 

Автором «Наставления в христианской вере» был

1. Ян Гус

2. Томас Мор

Жан Кальвин

4. Фома Аквинский

5. Юстиниан

 

В «Наставление в христианской вере» излагались основные положения

1. лютеранства

2. буддизма

Кальвинизма

4. цвинглианства



5. иудаизма

 

Орден иезуитов основал

1. Жан Кальвин

2. Эразм Роттердамский

3. Игнатий Лайола

4. Юстиниан

5. Иоанн Безземельный

 

Орден иезуитов был учрежден в

1. 1381 г

2. 1096 г

3. 1540 г

4. 1215 г

5. 1453 г.

 

Шмалькальденский союз был создан

1. мусульманами

2. буддистами

3. протестантами

4. иудеями

5. иезуитами

 

Шмалькальденский союз — это союз

1. ремесленников

2. купцов

3. крестьян

4. императора и папы

5. князей и городов

 

cyberpedia.su

Всего за задание 10 баллов

Поиск Лекций

ЗАДАНИЯ 8 класс

Время выполнения 60 минут

Максимальное количество баллов – 100.

Уважаемый участник!

 

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

— внимательно прочитайте задание;

— если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким) и его содержание впишите в бланк ответов

, запись ведите чётко и разборчиво.

 

Не забывайте перенести ответы в бланк ответов.

Желаем успеха!

В заданиях 1–3 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу бланка ответов. Всего за задания 9 баллов.

Какие из представленных ниже территорий к началу ХIX в. НЕ входили

В Британскую Империю?

1) Новая Зеландия 4) Вирджиния

2) Новый Южный Уэльс 5) Пруссия

3) Бенгалия 6)Португалия

Кто из перечисленных ниже исторических деятелей был участником событий Великой Французской революции?

1) Оноре Мирабо 2) Маркиза Помпадур

3) Жильбер Лафайет 4) Оливер Кромвель

5) Франсуа Вольтер 6) Шарлотта Корде

1.3. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей был сторонником

реформации?

1) Мартин Лютер 2) Джордано Бруно

3) Фома Аквинский 4) Ульрих Цвингли

5) Жан Кальвин 6) Игнасио Лойола

Расположите в хронологической последовательности перечисленные события: Всего за задание 6 баллов

А) начало правления последнего царя из династии Рюриковичей

Б) начало двоецарствия Петра I и Ивана V

В) начало правления династии Стюартов в Англии

Г) начало Великой Французской революции

Д) созыв Второго Народного ополчения

Е) начало Реформации в Германи

3. Установите соответствия между учебным заведением и правителем, при котором оно было открыто.

Запишите в таблицу бланка ответов выбранные цифры под соответствующими буквами в бланке ответов. Всего за задание 10 баллов

УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬ
А) Московский университет 1) Царевна Софья
Б) Славяно-греко-латинская академия 2) Пётр I
В) Навигацкая школа 3) Анна Иоанновна
Г) Смольный институт 4) Елизавета Петровна
Д) Сухопутный шляхетский корпус 5) Екатерина II
  6) Павел I

Дайте краткое обоснование ряда. Всего за задание 6 баллов.

4.1.Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий, Симеон Полоцкий.

4.2.

1686‒1700, 1735‒1739, 1756‒1762, 1768‒1774.

5. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о деятельности Ивана III. Так получилось, что Ивану III он приписал некоторые качества и поступки двух других глав русского государства — Ивана IV и Бориса Годунова. Всего 10 баллов

В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. В бланке ответов впишите в таблицу номера предложений в соответствующие колонки.

1. Он появился на свет, когда его отцу было уже за пятьдесят, поэтому был ребенком очень желанным, и его рождения ожидала вся страна.

2. Он унаследовал от отца, Василия Темного, ослепленного в молодости соперниками, большое Московское княжество, территория которого составляла 400 тысяч квадратных километров.

3. На семнадцатом году жизни он объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться, и также он выступил с речью о том, что хочет принять титул царя.

4. Избрание его царем произошло на Земском соборе, так он стал первым избранным царем в истории российского государства.

5. Двор царский уподоблялся византийскому, поскольку он был зятем одного из Палеологов и хотел восстановить у нас Грецию с соблюдением всех обрядов ее церковных и придворных: окружил себя римскими орлами и принимал иноземных послов в Золотой палате, которая напоминала Юстинианову.

6. В период его правления разразился страшный голод из-за неблагоприятных погодных условий в течение двух лет подряд.

7. В Московском Кремле в период его правления знаменитые итальянские архитекторы построили великолепные церкви и Грановитую палату.

8. Во время одного из своих приступов он случайно убил своего сына, попав посохом с железным наконечником ему в висок.

9. Он пробыл на великокняжеском престоле 43 года. Своему наследнику он оставил огромную державу, ее площадь за время его правления выросла в пять раз и превышала 2 миллиона квадратных километров.

10. Периоду его правления посвящены известная поэма А.С. Пушкина и одноименная опера М.П. Мусоргского.

Перед вами перечень исторических источников и литературных памятников разных исторических периодов. Определите, какие из них относятся к XVI в., XVII в., XVIII в.

Всего за задание 10 баллов

1. Житие протопопа Аввакума

2. «Четьи-Минеи»

3. «Апостол»

4. «Недоросль»

5. «Путешествие из Петербурга в Москву»

6. Газета «Ведомости»

7. Первый букварь В. Бурцева

8. «Домострой»

9. Журнал «Всякая всячина»

10. «Сказание» Авраамия Палицына


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Ответы@Mail.Ru: История! Реформации. лучшему 10б

Реформа́ция (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви в соответствии с её первоначальными канонами. Помимо религиозных Реформация также включала в себя политические, экономические и культурные аспекты. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов» , в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира 1648 года, по итогам которого религиозный фактор перестал играть важную роль в европейской политике. Основной причиной Реформации являлось недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической узурпацией, созданием препятствий на пути централизации власти и развития капитализма. Одним из основных последствий реформационного движения стало появление протестантизма, который получил распространение во всей Европе в вероучениях Лютера (Германия, скандинавские страны, Прибалтика) , Жана Кальвина (Швейцария, Шотландия, Нидерланды, Франция, Англия) и учении анабаптистов. Реакционные меры, предпринятые католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформация. Начало Реформации в Германии. В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников [8]. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов» . В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания» ) не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом. Реформация во Франции Как и во многих других странах Реформация во Франции возникла на почве, подготовленной гуманистическими идеями, проповедываемыми здесь Ж. Лефевр д’Этаплем и Г. Брисонне (епископом в Мо) . В 20—30-х гг. XVI в. среди богатых горожан и плебейских масс распространение получили лютеранство и анабаптизм. Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40—50-м гг. «Кальвинизм явился во Франции идеологическим знаменем как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феодальной эксплуатации, так и оппозиции реакционно-сепаратистской феодальной аристократии крепнувшему королевскому абсолютизму; последний же для укрепления своей власти использовал во Франции не реформацию, а католицизм, утверждая в то же время независимость французской католической церкви от папского престола (королевское галликанство) . Оппозиция различных слоёв абсолютизму вылилась в так называемые Религиозные войны, закончившиеся победой королевского абсолютизма и католицизма.

Особенности реформации в Англии Англия издавна тяготилась зависимостью от Рима. Налоги, взимавшиеся Римско-католической Церковью в пользу строительства грандиозного собора св. Петра, ложились тяжелым бременем на население, отражались на экономике страны. Английские церкви папа облагал налогами сам, не спрашивая согласия английского короля. Короли безуспешно старались противодействовать папскому абсолютизму, заявляя свои права на участие в решении английских церковных дел своего государства. Предшественником Реформации в Англии был Джон Виклиф (1324–1384), высказывавший взгляды подобные тем, которые потом стал распространять Лютер (см. раздел «Римско-католическая Церковь накануне реформации»). Начало самой Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509–1547) из династии Тюдоров. Поначалу горячий приверженец папизма, он разошелся с папой, не добившись у него расторжения своего брака с Екатериной Арагонской (теткой германского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Изабеллы Испанских) . Для заключения этого брака в свое время понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина до этого была замужем за братом Генриха VIII. Женившись на Екатерине Арагонской после того, как она овдовела, Генрих VIII прожил с ней в брачном союзе 17 лет. Увлечение короля фрейлиной своей супруги Анной Болейн побудило его искать расторжения своего брачного союза, который теперь ему удобно было считать противозаконным. Папа Климент VII не пожелал аннулировать брак. Сделал это в 1533 г. в угоду королю архиепископ Кентерберийский Томас (Фома) Кранмер, предстоятель (примас) Римско-католической церкви в Англии. Он только что занял этот пост по желанию короля и с согласия папы, хотя в душе был убежденным сторонником Реформации Церкви в духе лютеранства. Послушный примасу Собор римско-католических епископов Англии аннулировал брак короля с Екатериной Арагонской и признал законным брак с Анной Болейн. Одновременно с этим английская Церковь вышла из подчинения папе. Вскоре после этого (1534) парламент объявил короля «единственным верховным главой на земле английской Церкви». Епископы должны были просить у короля подтверждения своих церковных прав.

реформация во Франции. Жак Лефевр <a rel=»nofollow» href=»https://www.youtube.com/watch?v=QugRdozlRcY» target=»_blank»>https://www.youtube.com/watch?v=QugRdozlRcY</a>

touch.otvet.mail.ru

Список деятелей Реформации — это… Что такое Список деятелей Реформации?


Список деятелей Реформации
Категории:
  • Персоналии:Реформация
  • Списки церковных деятелей

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Якобсдорф
  • Лурье, Олег Анатольевич

Смотреть что такое «Список деятелей Реформации» в других словарях:

  • Список римских пап и антипап — Список римских пап, похороненных в Соборе Святого Петра. Мраморная плита при входе в сакристию в Соборе Святого Петра …   Википедия

  • Список архиепископов Уппсалы — Список шведских архиепископов Хронологический список шведских архиепископов от образования отдельного шведского архидиоцеза Уппсалы в 1164 году по настоящее время. Период Имя Оригинальное имя Годы жизни Примечание Католические архиепископы до и… …   Википедия

  • Библейские переводы — в различное время имели различное значение и удовлетворяли различным потребностям. В этом отношении должно различать: А. Древние переводы библии, которые были вызваны церковно практическими целями и потому получили характер церковно официальный.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КАТЕХИЗИС — [греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis], жанр христ. вероучительной лит ры. Как пособие для первоначального усвоения наиболее важных понятий и положений вероучения и церковной жизни К. предполагает краткость, ясность и однозначность… …   Православная энциклопедия

  • БИБЛЕИСТИКА — историко филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического (т. н. низшая критика; нем. Textkritik; англ. textual criticism, lower criticism) и лит. анализа (нем. Literarkritik, höhere Kritik; англ. higher… …   Православная энциклопедия

  • 1553 год — Годы 1549 · 1550 · 1551 · 1552 1553 1554 · 1555 · 1556 · 1557 Десятилетия 1530 е · 1540 е 1550 е 1560 е · 1570 е …   Википедия

  • 1528 год — Годы 1524 · 1525 · 1526 · 1527 1528 1529 · 1530 · 1531 · 1532 Десятилетия 1500 е · 1510 е 1520 е 1530 е · …   Википедия

  • Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека — им. В.И.Ленина …   Википедия

  • НГОУНБ — Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И.Ленина Месторасположение Нижний Новгород Основана 28 февраля 1861 года …   Википедия

  • Нижегородская областная библиотека — Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И.Ленина Месторасположение Нижний Новгород Основана 28 февраля 1861 года …   Википедия

dic.academic.ru

Реформация — Юнциклопедия

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 в. в большинстве европейских стран. Расколов католическую церковь и порвав с ней, это движение положило начало новым религиозным течениям, церквам и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждая из сил, принимавших в ней участие, истолковывала ее задачи в соответствии со своими интересами и чаяниями. Отсюда исключительное разнообразие понимания Реформации — то узкое, ограниченное религиозно-церковными переменами, то доходящее до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Значительный отпечаток наложила на Реформацию и специфика тех стран, где она развивалась. В Германии, а позже в Нидерландах Реформация стала знаменем массовой антифеодальной борьбы; в Англии, Дании, Швеции она была детищем церковной политики королей и проводилась «сверху»; во Франции, Венгрии, Польше за Реформацию выступала дворянская оппозиция центральной власти; в Швейцарии ее поборниками были почти исключительно горожане. Всюду, где Реформация утверждала новые церковные порядки, во владение мирян переходили огромные земельные богатства и другое имущество католической церкви. Благодаря этому укреплялись позиции светской власти, дворянства, бюргерства. В целом, в европейском масштабе, Реформация нанесла сильный удар по римско-католической церкви как одному из главных устоев феодальной системы, сломила монополию католицизма в духовной жизни общества, оказала большое воздействие на развитие культуры, образования, политико-правовой мысли.

Основные причины Реформации были связаны с глубоким кризисом католической церкви и обострением целого комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя. Образование национальных государств с сильной королевской властью резко ограничило политическую роль папства. Развитие гуманизма, научных знаний, светской культуры подорвало духовный контроль церкви над обществом. Она, однако, не отказалась от своих претензий и привилегий, по-прежнему оставалась крупнейшим феодальным землевладельцем и в то же время умело усовершенствовала систему своих денежных поборов. Особое возмущение политика церкви вызывала в раздробленной Германии, где опорой папства были духовные княжества. Именно эта страна стала главным средоточием антиримского движения.

В октябре 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483—1546) в 95 тезисах против индульгенций подверг резкой критике церковную торговлю «отпущением грехов» и ее догматические основы. Выступление Лютера получила широкий общественный отклик, стало началом Реформации. Важнейшую роль в развитии реформационного движения сыграло новое христианское вероучение, выдвинутое Лютером. Согласно католической догме, спасение души человека невозможно без посредничества церкви между ним и Богом; отсюда особый статус духовенства, отличный от положения мирян, и значение «добрых дел» человека, его «заслуг» перед Богом, к числу которых церковь относила послушное выполнение всех установленных ею обрядов. Главный принцип Лютера иной — «спасение верой», она же даруется человеку не по его «заслугам», а лишь милостью Божьей. Утверждая глубоко личное отношение человека к Богу, не требующее никаких посредников, Лютер отвергал тем самым существование всей гигантской иерархии католической церкви, равно как и ее пышный и дорогостоящий культ. Обосновывая свое учение о «спасении верой» текстами Священного писания, Лютер настаивал, что оно является единственным авторитетом в делах веры, и тем самым перечеркивал обязательный для католиков второй авторитет — «священного предания», т. е. многовековых установлений пап и соборов, на которых основывались привилегии церкви и особый вид права, регулировавшего ее деятельность.

Пересмотрев церковное учение о семи таинствах, Лютер признал отвечающими Писанию лишь два из них — крещение и причащение. Он развивал идеи секуляризации церковных имуществ, роспуска монашеских орденов, отказа от культа святых, икон, мощей и реликвий, от богослужения на непонятном народу латинском языке, от паломничеств к святым местам. Четко разграничивая внутреннюю, духовную жизнь христианина от внешнего ее порядка, Лютер считал последний сферой действия светской власти и требовал от верующих покорности ей.

Позиция Лютера, которая предполагала переустройство церкви на новых основаниях, не совместимых с ее прежними порядками, не затрагивала существующие политические и социальные структуры. Такая позиция отвечала интересам умеренного крыла Реформации, прежде всего большинства бюргерства. Представления наиболее радикальной части крестьянства и плебейских масс выразил другой деятель Реформации — крупнейший из немецких идеологов ее народного течения Томас Мюнцер (см. Крестьянская война в Германии 1524—1525 гг.). Он верил в возможность мирного преобразования существующих порядков в царство равенства и справедливости, но под влиянием событий Крестьянской войны и преследования властями инакомыслящих обратился к пропаганде свержения силой господ и тиранов, перехода полновластия к простому народу. Лютер, напротив, резко осудил повстанцев и Мюнцера как мятежников, закрепив свой союз с князьями и городскими магистратами.

К концу 1520-х гг. лютеранское учение утвердилось в ряде немецких княжеств и городов, особенно в Центральной и Северной Германии. Попытка императора Карла V в 1529 г. навязать восстановление католического порядка привела к сплочению и коллективному протесту сторонников реформированной церкви. За ними закрепилось название «протестанты», позже распространенное и на поборников других направлений Реформации. В 1555 г. в результате победы, одержанной немецкими протестантами в войне против императора, им удалось добиться по Аугсбургскому миру официального признания своих прав на основе принципа «чья власть, того и вера».

Второй крупный центр Реформации образовался в Швейцарии. Здесь выразителем еще одной разновидности бюргерской Реформации стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484—1531). В отличие от Лютера он был решительным сторонником республиканских идеалов, обличителем «тирании» монархов и князей. Цюрихская община стала сама выбирать своих пасторов так же, как и магистрат. Цвинглианство распространилось в ряде городских округов Швейцарии и до гибели Цвингли в военном конфликте с католиками успешно соперничало с лютеранством во влиянии на города Южной Германии.

Систематизацию опыта Реформации на основе собственного учения провел в своем главном труде «Наставление в христианской вере» француз Жан Кальвин (1509—1564), обосновавшийся в Женеве. Одно из главных мест в его теологии занимало учение «О двойном предопределении». Кальвин утверждал, что еще до сотворения мира Бог заранее предначертал каждому его участь: одним — вечное проклятие, другим, избранным, — вечное блаженство. Изменить приговор человек не в силах, но, если он добивается успеха в своих начинаниях, это Божий знак, что он верно исполняет свое «призвание». Кальвин, таким образом, обосновывал религиозно-нравственные стимулы активности человека, что способствовало развитию личности нового типа, готовой к энергичной жизненной борьбе, в том числе к предпринимательству. Труд, бережливость, расчет Кальвин считал добродетелями. Еще резче, чем Цвингли, он отстаивал право общины на сопротивление тирании, наилучшим строем считал олигархическую республику. Для судеб Реформации большое значение имело введенное Кальвином новое церковное устройство, принципиально отличное от католической иерархии. Община избирала и контролировала своих руководителей, обязанности которых — пастырские и хозяйственные — были четко обозначены Кальвином.

К этому времени Реформация уже добилась значительных успехов не только в Германии и Швейцарии. В 1536 г. Реформация на лютеранский лад, с конфискацией земель церкви и монастырей, была проведена в Дании королем, который стал главой реформированной церкви и назначил угодную ему новую церковную администрацию. Затем «Реформация по-датски» была проведена в Норвегии, где ее навязали населению, довершив подчинение страны датчанам. То же произошло и в Исландии. В 1527—1544 гг. Реформация победила в Швеции, где сохранились епископы, но высшим из них был объявлен король, остальные должны были давать отныне присягу ему, а не папе. В Финляндии, входившей в Шведское королевство, Реформация тоже была проведена «сверху».

Подчинение церкви верховенству короля произошло по специальному акту в 1534 г. в Англии. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным и чиновному дворянству. Культ и догматика в новой церкви, названной англиканской, остались прежними, но назначал епископов король, с зависимостью от папства было покончено. В дальнейшей истории страны все более важную роль играл кальвинизм в его различных разновидностях. Под его идейными знаменами в 17 в. свершилась Английская революция.

В Нидерландах кальвинизм вдохновлял сторонников независимости страны, восемь десятилетий сражавшихся против испанского ига и создавших республику Соединенных провинций, победившую в этой борьбе.

Реформационное движение сыграло также важную роль во Франции, особенно в период гражданских войн 16 в., в Чехии, Венгрии, Польше, даже в Италии, цитадели католицизма, но во всех этих странах в конечном счете восторжествовали силы контрреформации. Противоречия между государствами, принявшими протестантизм, и теми, которые сохраняли верность католицизму, стали одной из причин Тридцатилетней войны.

yunc.org

Эпоха Реформации — Русская историческая библиотека

Под именем Реформации известно крупное оппозиционное движение против средневекового строя жизни, охватившее Западную Европу в начале Нового времени и выразившееся в стремлении к радикальным преобразованиям преимущественно в религиозной сфере, результатом чего было возникновение нового вероучения – протестантизма – в обеих его формах: лютеранской и реформатской. Так как средневековый католицизм был не только вероучением, но и целой системой, господствовавшей над всеми проявлениями исторической жизни западноевропейских народов, – эпоха Реформации сопровождалась движениями в пользу реформирования и других сторон общественной жизни: политической, социальной, экономической, умственной. Поэтому реформационное движение, обнимавшее собою весь XVI и первую половину XVII веков, было явлением очень сложным и обусловливалось, как общими для всех стран причинами, так и особыми историческими условиями каждого народа в отдельности. Все эти причины комбинировались в каждой стране самым разнообразным образом.

Общими для всего Запада причинами Реформации были глубокие изменения, которые произошли во всем средневековом строе в течение XIII и XIV вв. и вызывались великими открытиями и изобретениями (открытие новых стран, изобретение книгопечатания и т. д.), а также внутренним разложением основ средневековой жизни: католицизма и феодализма. Изменения эти, подготовившие переход в эпоху Реформации от исключительного преобладания католического режима к широкому восстанию против него, выразились в способствовавшем развитию критической мысли расширении умственного кругозора (особенно под влиянием Гуманизма, или Возрождения), в усилении враждебной папству государственной власти и в возникновении оппозиции против теократического строя. Проявлениями религиозной оппозиции были неоднократные попытки к переустройству католической церкви: движения вальденсов и последователей Уиклифа, Гуса и других так называемых реформаторов до реформации. Кроме того, в среде самой католической церкви обнаружилось стремление к самообновлению посредством соборов (Констанцский собор, 1414-1418 г., Базельский, продолжавшийся до 1434 г., и др.). Все эти попытки, не имевшие успеха, вызвали сильное брожение умов и этим подготовили их к Реформации.

Портрет вождя немецкой Реформации Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

 

Заявленными принципами эпохи Реформации были: возрождение церкви в том виде, в каком она была основана Христом и апостолами, и восстановление слова Божия (Евангелия) в его первоначальном виде, без всякой примеси позднейших человеческих толкований и средневековых преданий. В связи с этим находилось требование свободы совести, которое в большинстве случаев повело к требованию политической свободы, как гарантии свободы религиозной. Однако эти лозунги, громко провозглашавшиеся реформаторами в ходе борьбы с папством, затем плохо проводились там, где им в этой борьбе удавалось добиться успеха.

Ульрих Цвингли, зачинатель Реформации в Швейцарии

 

Эпоха Реформации началась одновременно в Германии (Лютер) и Швейцарии (Цвингли), – причем поводом в обоих случаях послужила продажа индульгенций, – но родиной движения считается Германия, так как здесь всего раньше произошел открытый разрыв последователей нового учения с католической церковью (сожжение папской буллы Лютером в 1520 г.). Кроме того, германская форма реформационного учения, лютеранство, получила наибольшее распространение в первый период реформационной эпохи (до Аугсбургского религиозного мира 1555 г.). Успехи лютеранской Реформации обусловливались тем, что в Германии реформационные идеи нашли наиболее подготовленную почву – в глубокой религиозности немецкого народа, в национальном недовольстве господством иноземного Рима, в борьбе владетельных князей против императора, в сословном антагонизме между рыцарским сословием и духовными князьями, в волнениях народных масс, положение которых значительно ухудшилось в конце средних веков (результатом чего была крестьянская война и движения среди низших классов городского населения), в борьбе немецких гуманистов с католическими теологами (см. Ульрих фон Гуттен, Рейхлиновский спор, Письма тёмных людей) и т. д. Присоединение многих немецких князей к реформационному движению сообщило германской Реформации, бывшей сначала делом народной инициативы, её монархический характер. Князья, а не народ, результатами Реформации больше всего и воспользовались.

 

 

Из Германии и Швейцарии (в которых, однако, новое учение было введено не повсеместно) Реформация распространилась по другим странам. Лютеранская Реформация проникла в Данию и Швецию, где была тоже введена государственной властью, а также в Англию, где движение нашло почву в лоллардизме (уиклифианстве) и где под его влиянием образовалась особая государственная полупротестантская церковь – англиканская. В 50-х годах XVI столетия начинается преобладание швейцарской Реформации (реформатства) в её новой форме – кальвинистской, выставившей на своем знамени принцип народовластия и вызвавшей серьезные демократические движения в большинстве стран, где она утвердилась (Нидерландах, Англии и Шотландии). В Шотландии Реформация присоединилась к исконной борьбе шотландской аристократии с королевской властью (католиками-Стюартами), – борьбе, окончившейся торжеством кровавого олигархического реформационного движения и утверждением здесь особой церкви – пресвитерианской. Проникновение кальвинистской Реформации в Англию способствовало отделению от англиканской церкви так называемых пуритан, которые усиленно выставляли себя защитниками демократии и парламентаризма, но после низложения и казни короля Карла I установили под водительством Кромвеля сектантскую республику (1648 г.), чья тирания далеко превзошла прежние злоупотребления Стюартов. Реформационная религиозно-политическая борьба в Англии продолжалась почти два столетия и завершилась при помощи войск, призванных из Голландии, переворотом 1688 г., окончательно доставившему олигархии лордов преобладание над монархом. Реформационное движение в Нидерландах пришло в столкновение с абсолютизмом испанских королей и содействовало отделению северной части Нидерландов (Голландии) и утверждению в ней национальной независимости. Во Франции (где кальвинисты носили название гугенотов) Реформация не поддерживалась народом, получила дворянско-сословный характер и потерпела неудачу, что способствовало усилению здесь королевской власти. В Польше религиозное движение эпохи Реформации поначалу содействовала ослаблению государственного начала и усилению магнатов, среди которых кальвинизм нашел приверженцев, но там дело кончилось торжеством католицизма. Кроме того Реформация проникла в Чехию и Венгрию, а также (в XVI в.) в Италию, Испанию и Португалию. На Апеннинах и Пиренеях она не привилась и была вытеснена возникшей против неё повсеместно в половине XVI века католической реакцией.

Жан Кальвин, основоположник кальвинистской Реформации

 

Волнения, возбужденные в эпоху Реформации, завершились на континенте религиозно-политической борьбой, известной под именем Тридцатилетней войны, окончившейся Вестфальским миром (1648 г.). Узаконенная этим миром религиозная реформа не отличалась уже первоначальным характером. При столкновении с действительностью последователи нового учения всё больше и больше впадали в противоречия, открыто порывая с первоначальным реформационными лозунгами свободы совести и светской культуры. Неудовлетворённость итогами религиозной реформы, выродившейся в свою противоположность, породила особое течение в Реформации – многочисленное сектантство (анабаптисты, индепенденты, левеллеры и др.), стремившееся к разрешению на религиозной почве преимущественно социальных вопросов.

Вождь немецких анабаптистов Томас Мюнцер

 

Эпоха Реформации дала всем сторонам европейской жизни новое, отличное от средневекового направление, и заложила основы современного строя западной цивилизации. Правильная оценка результатов эпохи Реформации возможна лишь с учётом не только её первоначальных словесных «свободолюбивых» лозунгов, но и недостатков утверждённых ею на практике новой протестантской общественно-церковной системы. Реформация разрушила религиозное единство Западной Европы, создала несколько новых влиятельных церквей и изменила – далеко не всегда в лучшую для народа сторону – политический и социальный строй затронутых ею стран. Секуляризация в эпоху Реформации церковных имуществ сплошь и рядом приводила к расхищению их могущественными аристократами, которые закабаляли крестьянство сильнее прежнего, а в Англии нередко и массово сгоняли его с земель путём огораживаний. Разрушенный авторитет папы заменился одержимой духовной нетерпимостью кальвинистских и лютеранских теоретиков. В XVI-XVII и даже в последующие века она своей узколобостью далеко превосходила так называемый «средневековый фанатизм». В большинстве католических государств этого времени постоянно или временно существовала (часто очень широкая) терпимость для сторонников Реформации, но её не было для католиков практически ни в одной протестантской стране. Яростное истребление реформаторами предметов католического «идолослужения» повело к гибели множества крупнейших произведений религиозного искусства, ценнейших монастырских библиотек. Эпоха Реформации сопровождалась и важнейшим переворотом в экономике. Старый христианский религиозный принцип «производство для человека» был заменён иным, по сути, атеистическим – «человек для производства». Личность утратила прежнюю самодовлеющую цену. Деятели эпохи Реформации (особенно кальвинисты) видели в ней всего лишь винтик грандиозного механизма, который работал на обогащение с такой энергией и безостановочностью, что материальные выгоды отнюдь не возмещали возникающие при этом душевные и духовные потери.

 

Литература об эпохе Реформации

Хаген. Литературные и религиозные условия Германии в эпоху Реформации

Ранке. История Германии в эпоху Реформации

Эгельхаф. История Германии в эпоху Реформации

Хойссер. История эпохи Реформации

В. Михайловский. О предвестниках и предшественниках Реформации в XIII и XIV веках

Фишер. Реформация

Соколов. Реформация в Англии

Мауренбрехер. Англия в эпоху Реформации

Лучицкий. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции

Эрбкам. История протестантских сект в эпоху Реформации

 

rushist.com