Критерии общественного процесса: Общественный прогресс — критерии, понятие, свойства, формы

Общественный прогресс — критерии, понятие, свойства, формы

Бесплатный вводный по обществознанию

Записаться

Развитие может быть разным: не только вперед, но и назад. Так и общество может прогрессировать, регрессировать, а иногда оба процесса происходят одновременно, только в разных сферах. Узнаем больше про общественный прогресс и его критерии.

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Критерии прогресса:

  1. Развитие человеческого разума.

  2. Совершенствование нравственности людей.

  3. Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

  4. Прогресс науки и техники.

  5. Развитие производительных сил общества.

Прогресс может развиваться в двух формах:

  • Реформа — это тип общественных изменений, который предполагает поступательные и планомерные изменения правил в сфере человеческой жизни.

  • Революция — это тип общественных изменений, при котором быстро и в корне меняются все сферы жизни государства и общества.

В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:

  • Инновация — это результат интеллектуальной деятельности человека и нововведение, которое он вводит в ту или иную сферу общества.

  • Модернизация — это глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества через нововведения и усовершенствования.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.

Стагнация — задержка или полная остановка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

  • Относительность — невозможность применить термин к некоторым сферам, например, искусству.
  • Противоречивость — последствия прогресса могут быть позитивными для одной сферы и негативными для другой, например, развитие промышленности приводит к загрязнению воздуха.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса

Примеры

Прогресс в одних областях может привести к застою в других.

Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.

Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.

Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.

Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.

Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.

Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.

Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.

Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.

Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Критерии общественного прогресса

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.

Социальный

Отражение уровня развития общества.

Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.

Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический

Оказывает влияние на все другие сферы.

Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.

Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.

Научно-технический

Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.

Культурный (духовный)

Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.

Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.

Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Критерии общественного прогресса

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Критерии общественного прогресса» из раздела кодификатора (1.16 Понятие общественного прогресса)

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Определить степень прогресса общества в целом невозможно. Так, например, в нравственной сфере может происходить деградация, а в сфере развития науки и техники стремительный рост, что отчасти характеризует современное состояние общественного развития.

В философии и социологии встречаются различные подходы к понятию и видам критериев общественного прогресса. 

Так, французские философы эпохи Просвещения, в их числе Кондорсе, считали главным критерием общественного прогресса развитие человеческого разума.

Социалисты-утописты предлагали иной критерий прогресса — это отношение людей друг к другу как к братьям.  

Современник социалистов-утопистов немецкий философ Ф.В. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в ходе исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

В наше время ученые также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса.

Так как общество — это большая система взаимосвязанных элементов, то подобрать единый критерий, по которому было бы возможно судить о том, прогрессирует данное общество в целом очень затруднительно. Поэтому критериев прогресса общества несколько.

Критерии прогресса:

1) Уровень развития производительных сил и темпы роста производительности труда.

Согласно этому подходу общественный прогресс обусловлен возникновением более совершенных средств труда, степенью овладения человеком силами природы, возможностью их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. Именно в общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производи тельных сил и открывают наибольший простор для роста производительности

труда, для развития человека, поэтому их развитие понимается и как развитие богатства человеческой природы.

2) Степень свободы людей данного общества и, соответственно, уровень демократизации.

Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.

3) Уровень возможности индивидов для самореализации, а также степень роста человеческого счастья и добра.

4) Уровень развития науки и техники.

5) Выделяют также и гуманитарные критерии, такие как уровень образованности населения и продолжительность жизни.

Общественному прогрессу свойственны такие качества, как относительность и противоречивость. 

Относительность обозначает, что не всё в жизни можно сопоставить с понятием прогресс. Так, например, картина, написанная в XVI веке, не потеряет свою ценность в XXI веке, только потому, что сейчас лучше технология производства красок, холстов и сама техника рисования. Она ценна своей историчностью. 

Противоречивость прогресса заключается в том, что с одной стороны он даёт обществу благо, а с другой — наносит вред. Например, открытие ядерной энергии дало возможность человечеству получить альтернативу общепринятым исчерпаемым источникам, но стало одним из самых страшных оружий, способных уничтожить всё существующее на земле.

Идентификация лженауки: критерий социального процесса

  • Барт, Р. (1967). Система режима . Париж: Éditions du Seuil.

    Google ученый

  • Блур, Д. (1976). Знания и социальные образы . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

    Google ученый

  • Будри, М., Бланке, С., и Пиглиуччи, М. (2015). Что заставляет процветать странные убеждения? Эпидемиология лженауки. Философская психология, 28 (8), 1177–1198.

    Артикул Google ученый

  • Будри, М., и Брекман, Дж. (2011). Стратегии иммунизации и механизмы эпистемической защиты. Философия, 39 (1), 145–161.

    Артикул Google ученый

  • Браун, Д. (1998). Роль финансирующих организаций в когнитивном развитии науки.

    Research Policy, 27 (8), 807–821.

    Артикул Google ученый

  • Бунге, М. (1991). Что такое наука? Имеет ли значение отличать ее от лженауки? Ответ моим комментаторам. Новые идеи в психологии, 9 (2), 245–283.

    Артикул Google ученый

  • Кэри, Ю. В. (1975). Расширяющаяся земля: обзор эссе. Earth Sciences Review, 11 (2), 105–143.

    Артикул Google ученый

  • Чанг, Х. (2011). Сохранение эпистемологических объектов посредством научных изменений.

    Erkenntnis, 75 (3), 413–429.

    Артикул Google ученый

  • Донован, А. (1996). Антуан Лавуазье: Наука, управление и революция . Кембриджские научные биографии, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Гордин М.Д. (2012). Войны лженауки: Иммануил Великовский и рождение современного маргинала . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Книга Google ученый

  • Грэнтэм, Т. А. (2000). Эволюционная эпистемология, социальная эпистемология и демическая структура науки. Биология и философия, 15 (3), 443–463.

    Артикул Google ученый

  • Гриффитс, ЧП (2000). Натурфилософия науки Дэвида Халла. Биология и философия, 15 (3), 301–310.

    Артикул Google ученый

  • Ханссон, С.О. (2017). Наука и псевдонаука. В Zalta EN (ed.), Стэнфордская энциклопедия философии (лето 2017 г.). https://plato.stanford.edu/archives/sum2017/entries/pseudo-science/.

  • Хенсон, П. М. (1988). Краткое примечание к книге Халла «Механизм и его метафизика: эволюционный отчет о социальном и концептуальном развитии науки». Биология и философия, 3 (2), 192–193.

    Артикул Google ученый

  • Гиппократ с Коса (1959). Гиппократ , тр. WHS Jones, vol. 2. Классическая библиотека Леба. Лондон: Уильям Хайнеманн; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

  • Говард-Джонс, Н. (1977). Фракасторо и Хенле: переоценка их вклада в концепцию инфекционных заболеваний. История болезни, 21 (1), 61–68.

    Артикул Google ученый

  • Хойнинген-Хьюне, П. (2013). Систематичность: природа науки . Оксфордские исследования в области философии науки. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Книга Google ученый

  • Халл, Д.Л. (1988). Наука как процесс: эволюционный отчет о социальном и концептуальном развитии науки . Наука и ее концептуальные основы. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Книга Google ученый

  • Каган С. (1989). Пределы морали . Оксфордская серия по этике. Оксфорд: Кларендон Пресс.

    Google ученый

  • Кичер, П. (1993). Развитие науки: наука без легенд, объективность без иллюзий . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Кортге, Н. (2013). Верующие друзья против критически настроенных сообществ. В М. Пиглиуччи и М. Будри (ред.), Философия лженауки: Пересмотр проблемы демаркации (стр. 165–180). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Глава Google ученый

  • Лакатос, И. (1970). Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. В И. Лакатос и А. Масгрейв (ред.), Критика и рост знаний (стр. 91–195). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Глава Google ученый

  • Лаудан, Л. (1977). Прогресс и его проблемы: К теории научного роста . Беркли: Калифорнийский университет Press.

    Google ученый

  • Лаудан, Л. (1983). Исчезновение проблемы демаркации. В Р. С. Коэн и Л. Лаудан (ред.), Физика, философия и психоанализ: Очерки в честь Адольфа Грюнбаума (стр. 111–27). Бостонские исследования философии науки 76. Дордрехт: Д. Рейдель.

    Глава Google ученый

  • Лонгино, Х. Е. (1990). Наука как социальное знание: ценности и объективность в научном исследовании . Принстон: Издательство Принстонского университета.

    Google ученый

  • Лонгино, Х. Е. (1994). Судьба знания в социальных теориях науки. В Ф. Ф. Шмитт (ред.), Социализация эпистемологии: социальные аспекты знания (стр. 135–57). Исследования в области эпистемологии и теории познания. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.

  • Лугг, А. (1987). Чушь, вздор и шарлатанство: лженаука как философская проблема. Диалектика, 41 (3), 221–230.

    Артикул Google ученый

  • Макленнан, А. Х., и Моррисон, Р. ГБ (2012). Высшие учебные заведения не должны предлагать псевдонаучные медицинские курсы. Медицинский журнал Австралии, 196 (4), 225–226.

    Артикул Google ученый

  • Махнер, М. (2007). Отделение науки от не-науки. В T. Kuipers (Ed.), Справочник по философии науки: Общая философия науки — Основные вопросы (стр. 515–575). Амстердам: Эльзевир.

    Google ученый

  • Махнер, М. (2013). Наука и лженаука: как провести демаркацию после (предполагаемой) кончины проблемы демаркации. В М. Пиглиуччи и М. Будри (ред.), Философия лженауки: пересмотр проблемы демаркации (стр. 29–43). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Глава Google ученый

  • Марголис, Х. (1991). Система Тихо и Диалог Галилея . Исследования по истории и философии науки, часть A, 22 (2), 259–275.

    Артикул Google ученый

  • Мензель, Д. Х. (1952). Небесная механика электрически заряженных планет. Труды Американского философского общества, 96 (5), 524–525.

    Google ученый

  • Мертон, Р. К. (1968). Эффект Мэтью в науке. Science, NS 159 (3810), 56–63.

    Google ученый

  • Мертон, Р. К. (1973). Нормативная структура науки. В NW Storer (Ed.), Социология науки: теоретические и эмпирические исследования (стр. 267–278). Чикаго: Издательство Чикагского университета. (Впервые опубликовано в 1942 г.).

    Google ученый

  • Мейер, С.К. (2004). Происхождение биологической информации и высшие таксономические категории. Proceedings of the Biological Society of Washington, 117 (2), 213–239.

    Google ученый

  • Нола Р. и Санки Х. (2000). Выборочный обзор теорий научного метода. В R. Nola & H. Sankey (Eds.), После Поппера, Куна и Фейерабенда: Последние проблемы в теориях научного метода (стр. 1–65). Австралазийские исследования по истории и философии науки. Дордрехт: Клувер.

    Глава Google ученый

  • Орескес, Н. (1999). Отказ от дрейфа континентов: теория и метод в американских науках о Земле . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Орескес, Н. , и Конвей, Э. М. (2010). Торговцы сомнениями: как горстка ученых скрыла правду о проблемах от табачного дыма до глобального потепления . Нью-Йорк: Блумсбери.

    Google ученый

  • Петтит, П. (1990). Virtus normativa : Перспективы рационального выбора. Этика, 100 (4), 725–755.

    Артикул Google ученый

  • Пиглиуччи, М. (2013). Проблема демаркации: (запоздалый) ответ Лаудану. В М. Пиглиуччи и М. Будри (редакторы), Философия лженауки: пересмотр проблемы демаркации (стр. 9–28). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Глава Google ученый

  • Поппер, К. Р. (2002). Логика научного открытия . Рутледж Классика. Лондон: Рутледж. (Впервые опубликовано в 1935 г.).

    Google ученый

  • Ральф, П. (2016). Практические предложения по улучшению качества научных рецензий и сокращению времени цикла. Связь Ассоциации информационных систем, 38 (13), 274–283.

    Артикул Google ученый

  • Рауп Д.М. (1986). Дело Немезиды: История гибели динозавров и пути науки . Нью-Йорк: WW Norton & Company.

    Google ученый

  • Шифски, М. Дж. (2005). Введение. В MJ Schiefsky (Ed.), Гиппократ из Коса, О древней медицине (стр. 1–71). Исследования в области древней медицины 28. Лейден: EJ Brill.

  • Смит, Р. (2006). Рецензирование: ошибочный процесс в основе науки и журналов. Журнал Королевского медицинского общества, 99 (4), 178–182.

    Артикул Google ученый

  • Соломон, М. (1994). Социальный эмпиризм. Ноус, 28 (3), 325–343.

    Артикул Google ученый

  • Соломон, М. (2001). Социальный эмпиризм . Книга Брэдфорда. Кембридж: MIT Press.

    Google ученый

  • Thagard, PR (1988). Вычислительная философия науки . Книга Брэдфорда. Кембридж: MIT Press.

    Google ученый

  • Thagard, PR (1978). Почему астрология — лженаука. В PSA: Материалы двухгодичного собрания Ассоциации философии науки. Volume One: Contributed Papers, стр. 223–234.

  • Зиман, Дж. М. (1968). Общественное знание: эссе о социальном измерении науки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Релайабилизм социальных процессов: решение проблем обоснования в коллективной эпистемологии | Очерки коллективной эпистемологии

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicEssays in Collective EpistemologyMetaphysicsBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicEssays in Collective EpistemologyMetaphysicsBooksJournals Термин поиска на микросайте

    Расширенный поиск

    • Иконка Цитировать Цитировать

    • Разрешения

    • Делиться
      • Твиттер
      • Подробнее

    Cite

    Goldman, Alvin I. ,

    «Релайабилизм социальных процессов: решение проблем обоснования в коллективной эпистемологии»

    ,

    in Jennifer Lackey (ed.)

    ,

    Essays in Collective Epistemology

    (

    Oxford,

    2014;

    online edn,

    Oxford Academic

    , 22 Jan. 2015

    ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199665792.003.0002,

    , по состоянию на 29 октября 2022 г.

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicEssays in Collective EpistemologyMetaphysicsBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicEssays in Collective EpistemologyMetaphysicsBooksJournals Термин поиска на микросайте

    Advanced Search

    Abstract

    В этой главе основное внимание уделяется статусу обоснования коллективных убеждений. Когда администрация Буша полагала (при условии, что ее вера была искренней), что у Саддама Хусейна было оружие массового уничтожения, была ли у нее основания такая вера? Он поднимает и исследует проблемы, связанные с отношениями между статусом обоснования убеждений группы и убеждений ее членов. В какой степени (если вообще есть) это аналогично отношениям внутри индивидуума между статусами оправдания его собственных убеждений? В частности, происходит ли «передача» между J-статусом группового убеждения и J-статусом убеждений ее членов? Во второй половине главы выдвигается особая теория обоснованности коллективной веры, заимствованная и адаптированная из индивидуальной эпистемологии. Это теория надежности процессов. В главе отстаивается тезис о том, что основные элементы процессуального релайабилизма, включая его каузальные и исторические черты, применимы (с соответствующими модификациями) к случаю коллективной веры.

    Ключевые слова: коллективное убеждение, теорема жюри Кондорсе, эпистемическое обоснование, оправдывающая зависимость, группы, историчность обоснования, агрегация суждений, релайабилизм, свидетельство, передача

    Тема

    Метафизика

    В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Нажмите Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Ведение счетов организаций

    Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.