Крещение руси состоялось в: Страница не найдена | Известия

Содержание

«Крещение Руси»: история и современные тенденции

28 июля 2018 года Русская православная церковь официально отмечает 1030-летие со дня крещения Киевской Руси, случившееся согласно официально принятой исторической концепции в 988 или 989 году. Удивительно, но редко какое историческое событие, случившееся в столь отдаленный временной период, продолжает оказывать большое влияние на нынешнюю жизнь, одновременно являясь питательной почвой для споров между разными историками.

Роль Корсуня в истории проникновения христианства на Русь весьма туманна и оспаривается многими историками

Впервые официальное, широкое празднование даты крещения Руси состоялось 15 июля 1888 года (900-летие). Инициатором этого стал главный идеолог Российской империи XIX века — обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев, известный своими ярко выраженными реакционными, антидемократическими взглядами, на почве которых он препятствовал всеми силами проведению либерализации политической жизни и способствовал ужесточению законов, ограничивающих права не только «инородцев» (т.

е. людей не православного вероисповедания), но и старообрядцев (старообрядчество вообще воспринималось царской властью в течение долгих столетий как серьезная угроза самодержавию, и потому христиане-старообрядцы были вынуждены спасаться не только в малонаселенных районах империи, но и мигрировать зарубеж). Центром празднования в те годы был город Киев, где и состоялось принятие христианства в качестве официальной религии Киевской Русью.

С исторической точки зрения, начало процесса принятия христианства на Руси связывается с именем киевской княгини

Ольги (Хельга) — бабушки будущего князя Владимира Красное Солнышко. В частности, она приняла христианство в столице Византийской империи — Константинополе. В те времена христианство еще окончательно не разделилось на западную (католицизм) и восточную (православие) ветви, официально это будет обставлено столетием позже. Тем нее менее, политические предпосылки к этому тогда уже были видны невооружённым взглядом, чем воспользовалась и Ольга, которая стремилась заключить выгодный договор с Византийской империей. Так, после принятия христианства она отказала грекам в военной помощи, одновременно с этим сделав предложение германскому императору об учреждении в Киеве церкви «западного образца». Греки, быстро поняв, что к чему, пошли на уступки Ольге, а та в ответ отправила немецкое посольство обратно домой.

Однако процесс проникновения христианства был долг и весьма непрост. Сын Ольги Святослав, как и подобает настоящему «варягу» (т.е. викингу-норманну), был воинственен и абсолютно чужд христианству, оставаясь всегда самым ярым язычником. Покровителем княжеской власти и воинской дружины в его времена был Перун — бог войны, грома и молний. Несмотря на то, что Ольга, будучи христианкой, занималась воспитанием сына Святослава —

Владимира, пока тот был в военных походах, будущий киевский князь не был христианином. После гибели отца Святослава в борьбе за власть Владимир обманным путем убил своего брата Ярополка — законного киевского князя, который был христианином, изнасиловал его сосватанную невесту Рогнеду, устраивал гонения на первых христиан, воздвиг пантеон основных шести языческих богов в Киеве и имел огромный . ..гарем. Так, согласно «Повести временных лет», у него было три гарема, в двух из которых было по 300 девушек, в одном — 200. Причем, туда вели не только пленниц, захваченных в войнах (что было привычным делом для тех времен), но и обычных подданных и очень часто — замужних женщин. В общем, вел тогда Владимир Святославович жизнь весьма далекую от образа добропорядочного христианина.

Киевская Русь планомерно шла именно к восточной ветви христианства

Существует красивая, но не имеющая реальной основы легенда о том, как князь Владимир выбирал из трех религий — ислама, иудаизма, христианства — подходящую монотеистическую религию для своего государства. Однако политическая реальность того времени показывает, что Киевская Русь планомерно шла именно к восточной ветви христианства, находясь под постоянным влиянием — политическим, культурным, экономическим — Византийской империи.

До сих пор спорным является вопрос о том, где принял христианство Владимир — в Киеве или Корсуни (Херсонес). Достоверно известно, что в 988-м или согласно византийским источникам 989 году Владимир возжелал взять себе в качестве жены Анну — сестру византийского императора. Однако Анна отказалась выходить замуж за него. В ответ Владимир пошел походом на город Корсунь (Крым), где находилась Анна, сжег город и взял ее в плен. Византийцы вынужденно согласились на брак, но поставив условием крещение Владимира там же, прямо на месте (версия «Повести временных лет»). По другой версии, византийский император

Василий II сам предложил Владимиру Святославовичу большое денежное вознаграждение и руку своей сестры Анны в обмен на военную помощь, которая ему так была необходима. Помощь Владимир оказал, выслав 6 тысяч русов (викингов) на подмогу грекам. Однако Анна отказалась выходить замуж за него, мотивировав это тем, что князь является язычником. В ответ на это город был взят, а сама она обесчещена. И греки вынужденно согласились на брак, однако поставив условием крещение Владимира. Однако в этой версии весьма сомнительно то, чтобы влиятельные византийские императоры сами предложили руку Анны неблагородным князьям-русам (викингам), коими являлся род Рюриковичей, который к тому же был язычниками. Тем более, руки Анны добивались многие королевские семьи Европы.

Затем после возвращения Владимира в Киев силой оружия были крещены киевляне, а через несколько лет и новгородцы. По некоторым арабским источникам тем не менее указывается, что крестился Владимир якобы еще за три года до похода на Корсунь в Киеве. В общем, история весьма запутанная. Поэтому роль Корсуня в истории проникновения христианства на Русь весьма туманна и оспаривается многими историками. Ясно только одно — крещение Владимира и последующее крещение киевлян происходило в 987-989 гг., после чего христианство постепенно проникает во все уголки Древнерусского государства.

Интересный факт — после того, как военной силой воевода Владимир Добрыня (прототип былинного богатыря Добрыни Никитича) заставил новгородцев принять христианство, он обязал крестившихся носить нательные кресты, хотя до этого такой традиции вообще не существовало. К этому нехитрому приему прибегли, так как многие новгородцы только внешне согласились стать христианами, продолжая оставаться по факту язычниками. Ношение крестов на груди стало таким внешним маркером, отличающим христиан от язычников.

Русь даже в XI веке значится в качестве языческой страны

Тем не менее, отказ от язычества происходил очень долго и муторно, затянувшись на долгие столетия в северо-восточной части Киевской Руси и Новгородской земле, населенной не только ярыми славянами-язычниками, но и многочисленными финскими племенами. Так, по многим европейским источникам, Русь даже в XI веке значится в качестве языческой страны. Многие культовые места поклонения язычников на территории северо-восточной Руси были уничтожены только в XVI-XVII веках, т.е. спустя 600-700 лет. Так в письме (1534 г.) знаменитого митрополита Макария Ивану Грозному сообщается о том, что «скверные мольбища идольские сохранялись и до царства великого князя Василия Ивановича».

Весьма туманной историей выглядит и канонизация Владимира Святославовича. Так, ни в одной летописи нет обстоятельств и даты его причисления к лику святых. Упоминания о нем как о святом, почитаемом Церковью, появляются неожиданно в летописях XIV века — только уже по факту.

Как бы то ни было, история с возможным Корсунским крещением исчезла из народной и церковной памяти. Но после петровских реформ Церковь в прямом смысле стала частью государственного аппарата, выполняя необходимые для функционирования самодержавной системы идеологические функции. И политика вновь сделала свое дело, поэтому в XIX веке образ сакрального Корсуня, своеобразного «русского Афона», места, откуда пошла русская православная традиция, замаячил на горизонте. Связано это было с тем, что присоединенное в конце XVIII века Крымское ханство и полуостров Крым надо было как-то зафиксировать и «застолбить» как православную землю, ведь православие согласно знаменитой уваровской триаде было одним из столпов самодержавия.

Опять-таки, несколько кровопролитных войн за Крым требовали того, чтобы пролитая народная кровь получила хоть какое-то идеологическое оправдание.

Присоединенное в конце XVIII века Крымское ханство и полуостров Крым надо было как-то зафиксировать и «застолбить» как православную землю

Естественно, после революции, гражданской войны Церковь утратила свои прежние позиции. Главным постулатом при этом стало отделение церкви от государства, то есть политическая деидеологизация и сосредоточение ее на чисто религиозной стороне жизни. Стоит отметить, что несмотря на общую антирелигиозную политику советской власти, касавшуюся всех без исключения религий, наибольший удар испытала именно Русская православная церковь, т.к. именно она находилась в царское время в привилегированном положении не только де-факто, но и де-юре. Поэтому падение положения сильнее сказалось именно на ней. К тому же, весьма негативным фактором послужило то, что РПЦ выступила против советской власти. Так, сразу после Октябрьской революции патриарх Тихон подверг анафеме всех, кто будет сотрудничать с новой властью. Далее во время страшного голода 1921-1922 годов патриарх Тихон также выступил против изъятия (проводившегося в строго задокументированной форме) церковного имущества, продажа которого направлялась в помощь голодающим.

Праздничный молебен 12 июня 1988 г. в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Фото: https://ed-glezin.livejournal.com/836233.html

Новое возрождение Русской православной церкви началось в конце 80-х годов XX века, и ярким показателем этого послужило празднование в 1988 году тысячелетия крещения Руси, проходившее в Москве и Киеве. Это событие стало во многом переломным моментом, завершившим прежний советский этап в истории православной церкви. Патриарх Алексий II впоследствии назвал эти годы «вторым крещением Руси».

Памятник Владимиру в Москве

Действительно, пожалуй, можно согласиться с мнением Патриарха, ведь Русская православная церковь вновь возвращает себе главенствующее положение в религиозной жизни страны. Этому не мешает даже сохранившееся с революции 1917 года положение об отделении Церкви от государства, зафиксированное и в современной Конституции страны. Русская православная церковь вновь, как и в дореволюционную эпоху, становится неформальной частью государства, что, конечно же, вызывает критику как со стороны гражданского сообщества, так и со стороны представителей иных основных конфессий, видящих в ней неравноправие и создание привилегированного положения одной религиозной организации.

Bсё чаще раздаются голоса о необходимости обозначить особую роль православия и русского народа в Конституции РФ

Особенно большой негативный отклик всё это вызывает, когда РПЦ в рамках реституции (возвращения имущества) забирает себе здания, где ранее располагались больницы, детские лагеря, музеи, научные учреждения и т.д. На волне этого всё чаще раздаются голоса о необходимости обозначить особую роль православия и русского народа в Конституции РФ. Негативным шлейфом вокруг РПЦ является и связь с ее с некоторыми агрессивными уличными организациями вроде движения «Сорок сороков» — эдакий современный вариант черносотенных организаций начала XX века.

Одновременно с усилением православия, как бы странно это не прозвучит, идут и обратные процессы. Так, большую озабоченность у иерархов Русской православной церкви вызывает набирающие всё большую популярность у русскоязычной части населения страны различные славянские языческие культы — настолько, что даже сам патриарх Кирилл обратил на это внимание. Особенно, по словам главы РПЦ, этому подвержены спортсмены и военнослужащие из войск специального назначения. И можно с большой долей уверенности спрогнозировать, что число таких «ответвлений» от официального православия будет только расти.

На этом фоне среди популярных православных священников, настроенных оппозиционно к Патриарху, всё чаще раздаются призывы о необходимости реформирования Церкви, отказа от вмешательства в дела государства, демократизации церковной жизни, отказа от показной роскоши. Одним из главных идеологов этого движения является широко известный священник Андрей Кураев.

Также есть группа среди радикально настроенной православной общественности и церковных иерархов, наоборот требующая большей клерикализации общественной жизни, усиления роли православия в государственной политике. Наиболее известными представителями этого крыла является протоирей Всеволод Чаплин и депутат Госдумы Наталья Поклонская.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Откуда началось Крещение Руси / / Независимая газета

Кафедральный храм во имя апостола Петра и крещальня – место крещения князя Владимира (современное состояние). Фото Олега Макарова

Весь мир чтит места в Святой земле, освященные жизнью, страданиями, крестной смертью и Воскресением Спасителя. В каждой стране есть свои места, освященные основателями христианской веры. Много таких мест есть и на Руси, но как бы мы внимательно ни смотрели в списки святых мест, почитаемых на Руси, увы, не найдем того, которое для всех православных, в особенности для русских, должно было бы быть самым дорогим, – ту купель, в которой святой и благоверный князь Владимир принял святое крещение, ибо об этой купели можно сказать: здесь началось крещение Руси, через эту купель Русь и русский народ получили благодать Святого Духа.

Выбор вер

Летопись сохранила только основные вехи этого трудного пути. Это – крещение Аскольда и Дира, поход Бравлина и его крещение, личное принятие христианства княгиней Ольгой, реставрация язычества князем Владимиром… Но это лишь вехи, свидетельствующие о большой внутренней напряженной работе целого народа. Этот долгий путь завершился в 988 году – личным крещением князя Владимира и последовавшим за ним крещением киевлян. Выбор был сделан, путь для развития страны определен.

Как свидетельствует летопись, перед князем Владимиром и его окружением действительно был выбор (выбор вер). Принятие любой другой из них могло направить историческое развитие страны по совершенно другому руслу. И теперь, оглядываясь назад, можно сказать смело, что выбор, сделанный князем Владимиром, был наиболее мудрым из всех возможных тогда решений. Выбор, сделанный князем Владимиром, его ближайшим окружением и народом в целом вот уже на протяжении тысячи лет позволил выработать и сохранить свое национальное самосознание и культуру, устоять во многих испытаниях.

И, конечно, очень бы хотелось знать, где, как и когда произошло это событие, в котором сфокусированы многовековые искания всего народа. То место, где князь Владимир был крещен, должно быть объявлено и почитаться как одна из самых почитаемых и оберегаемых святынь нашего народа. Если мы чтим поле Куликовской битвы, место Бородинского сражения, то тем более должны чтить место принятия христианства князем Владимиром, ибо здесь были заложены основы всех последующих успехов во всех областях жизни, именно здесь при совершении таинства Крещения и последовавшего за ним венчания князя Владимира были заложены основы русской государственности.

Крещение князя Владимира именно в Корсуни, в Херсонесе, имеет глубоко символическое значение. Даже если бы не было достоверного свидетельства летописи, можно было бы твердо говорить о том, что оно могло произойти только здесь и больше нигде. Херсонес – Корсунь – пограничье между Византией и Русью, город, переживший, впитавший в себя и сохранивший древнюю античную цивилизацию в формах византийской культуры. И крещение здесь, именно в Херсонесе, князя Владимира символизирует передачу, переход этой культуры, этой цивилизации на Русь. «Повесть временных лет» такими словами описывает эти события:

«И повелел крестить себя. Епископ Корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира, когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви св. Василия, а стоит церковь та в г.  Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а Царицына палата – за алтарем. По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, ныне же говорят – в Васильеве, а другие и по-иному скажут».

Посреде града

Уже в XVIII веке было установлено, что Корсунь русских летописей – это древнегреческий город Херсонес, расположенный в юго-западной части Крыма. Первые раскопки в Херсонесе были произведены в 1827 году. Этими раскопками были открыты, в частности, три византийских храма, один из них – в топографическом центре городища. А так как в летописи церковь, в которой князь Владимир был крещен, обозначена как стоящая посреди града, а слово «посреде» было воспринято только в буквальном смысле, то и отождествление летописного и реального храма возражений не вызвало, тем более что такое толкование уже имело определенную традицию.

Желание искать храм в центре городища основано на словах летописи, что церковь эта находилась «посреде града», и такое понимание появилось еще в конце XVIII века. Оно было впервые высказано Габлицем – это место представлено на его плане в виде холмика в центре херсонесского городища (Айналов Д.В. Развалины храма. Памятники христианского Херсонеса. Вып. 1. М., 1985. С.  46–48). После раскопок храма в центре города такое мнение развил Н.Н.  Мурзакович – видный специалист по Северному Причерноморью середины XIX века. Он, описывая раскопанную более или менее в центре Херсонеса церковь, задавался вопросом, «не здесь ли крестился князь Владимир?» (Мурзакевич Н.Н.  Поездка в Крым // Журнал Министерства народного просвещения», 1837. Кн. III. С. 647–648). У последующих авторов знак вопроса исчез и получилось – «здесь крестился князь Владимир».

Так был «решен» вопрос о месте крещения князя Владимира. По предложению епископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) на «месте крещения» в 1861 году был заложен огромный новый собор, который строился по проекту архитектора Д. Грима. Возведение собора это мнение закрепило, материализовало, и с тех пор оно вошло в обиход. Византийская церковь сохраняется на первом этаже собора как музейный экспонат, как реликвия. Нашли в ней и «купель», которая, по свидетельству А.Л.  Бертье-Делагарди, являлась сдвоенной могилой (Бертье-Делагарди А.Л. Раскопки Херсонеса. МАР 12. СПб., 1892. С. 45).

Камнем преткновения для всех исследователей является употребление в летописном тексте для определения местоположения церкви, где князь Владимир крестился, слова «посреде». Обычно слово «посреде» понимают как указание на топографический центр города, на его середину. Только этим обстоятельством можно объяснить поиски храма, в котором князь Владимир крестился, в центре Херсонеса и отождествление с ним обычной рядовой церкви.

Картотека Института русского языка РАН, в которой собраны сотни примеров употребления этого слова в Древней Руси, дает первичное, основное значение слова «посреде» – среди, внутри чего-то. Применительно к нашему летописному тексту слово «посреде» означает «внутри города», «внутри городских стен», «в городе».

Военный инженер и археолог-любитель А.Л. Бертье-Делагард в 1892 году определил найденную в Херсонесе постройку как баптистерий (или крещальню). 

В поисках баптистерия

К настоящему времени в Херсонесе раскопано, включая небольшие, которые обычно называют часовнями, несколько десятков храмов разных эпох. Возможно, что их число приближается к 100, учета и инвентаризации раскопанных храмов не ведется. Для понимания архитектурного памятника и уяснения летописного текста важны следующие особенности совершения крещения в ту эпоху.

Таинство крещения мог совершать только епископ. Это особенно характерно для ранней эпохи, но оно удержалось довольно долго. Рядовой священник мог совершать крещение в исключительных случаях, имея на то специальное разрешение епископа и выступая в данном случае как его представитель. Это правило действовало и в XIII–XIV веках, о чем свидетельствуют, в частности, и документы из Крыма.

О том, что таинство крещения над князем Владимиром совершил именно епископ, прямо свидетельствует летописный текст, процитированный выше. Поэтому крещение совершалось только в тех храмах, где был свой епископ, то есть в кафедральных соборах, причем не в самом храме, а в особом, специально построенном здании, непременной особенностью которого является наличие купели. Такое здание на греческом и латинском языках называлось баптистерием, а по-славянски и по-русски – крещальней.

Есть уникальные свидетельства о том, как должен выглядеть кафедральный храм Херсонеса. Это тексты, в которых описывается открытие равноапостольным Кириллом святых мощей третьего епископа города Рима, ученика апостола Петра, отправленного в ссылку в Херсонес и мученически окончившего здесь свою земную жизнь в 101 году от Р.Х. После обретения святые мощи были положены в кафедральный храм Херсонеса. В другом тексте этот кафедральный храм назван basilica maior, то есть большой или главной базиликой.

Таким образом, чтобы найти в Херсонесе тот конкретный храм, в котором князь Владимир принял святое крещение, нужно установить, который из раскопанных храмов является кафедральным. Причем известны признаки, по которым можно будет выделить этот храм из всех остальных храмов Херсонеса. Этот храм должен являться по своим архитектурным формам базиликой, и эта базилика должна быть большой и при ней должна находиться крещальня.

Еще в 1853 году граф А. С. Уваров открыл самую большую в Херсонесе базилику. Как оказалось впоследствии, в 1853 году была раскопана только центральная часть этой базилики. Раскопки, проведенные в последующие годы, позволили воссоздать облик этого уникального храма полностью.

В 1876–1877 годах Одесское общество истории и древностей, продолжая исследование участка уваровской базилики, открыло к югу от нее здание необычной для христианской архитектуры Херсонеса формы. Это здание центрической композиции, по архитектурной форме – октагон (восьмиугольник) с тремя экседрами (полукруглыми нишами). Здание имело купольное покрытие. Внутри, в центре него, – вырубленная в скале купель.

Долгое время постройка вообще оставалась непонятой и воспринималась как рядовая церковь, хотя отсутствие алтарной части, наличие купели резко выделило ее из всех других христианских храмов Херсонеса. И только в 1892 году военный инженер А.Л.  Бертье-Делагард, который занимался археологией как любитель, привлекая аналогии из Равенны и других византийских центров, определил названную постройку как баптистерий (или крещальню). Тогда же он высказал предположение, что крещение князя Владимира, если оно происходило в Херсонесе, могло быть совершено только в этом баптистерии.

Его мнение, однако, не было услышано и местом крещения князя Владимира совершенно бездоказательно считалась церковь под новым собором.

Уваровская базилика не только самый большой христианский храм Херсонеса, но и самый сложный по своей архитектуре и своей структуре. Длина уваровской базилики – 96 м с атриумом, 54 м без атриума, ширина – 38,5 м со всеми галереями и 23 м без галерей. В Херсонесе раскопано около 1012 ранневизантийских храмов, но ни один из них ни по своим размерам, ни по каким-либо другим признакам не может идти ни в какое сравнение с этой базиликой. По своим размерам и по структуре она стоит в одном ряду с базиликами в столичных и самых значительных городах Византийской империи.

Ансамбль этот занимает площадь, равную двум большим городским кварталам. По составу наполняющих его зданий, по композиции и планировке и, наконец, по размерам он полностью соответствует тем памятникам, которые хорошо изучены во многих византийских городах и известны как «епископские центры» или «епископские кварталы». Кроме храмов такие кварталы включали дом епископа, который считался не только его жильем, но и его, говоря современным языком, канцелярией, офисом.

Но, бесспорно, самым важным, самым интересным для решения поставленной задачи является наличие в этом ансамбле крещальни, баптистерия. Причем она – единственная в Херсонесе, второй крещальни ни при одном из храмов Херсонеса нет, а их – разных архитектурных форм – раскопано свыше 20, не считая многочисленных внутриквартальных часовен.

Кафедральный храм Херсонеса во имя апостола Петра. Вид с запада. Реконструкция С.А. Беляева, исполнение А. Рымшина.

Крещение – в Херсонесе

Все эти сведения были приведены для того, чтобы показать, что по обычаям и литургической практике того времени крещение князя Владимира не могло быть совершено в любом храме Херсонеса, а при наличии крещальни около епископского храма Херсонеса – только в ней.

Помимо литургической и обрядовой стороны на это указывает и торжественность момента: по свидетельству летописи, для крещения князя Владимира и для венчания его с царевной Анной, которое должно было совершаться в самом кафедральном храме – Уваровской базилике, специально прибыли из Константинополя священники и императорские чиновники высшего ранга.

Итак, решаемся утверждать: крещение князя Владимира имело место в Херсонесе и было совершено в крещальне, расположенной около Уваровской базилики, и только там.

Осталось рассказать об устройстве крещальни и о том, где происходило таинство крещения и миропомазания. Есть основания полагать, что крещальня, которая сохранилось до наших дней, и купель, в которой князь Владимир был крещен, есть именно та крещальня, которую, согласно Житиям херсонесских епископов, построил епископ Капитон около 325 года, то есть при императоре Константине Великом. Такой вывод позволяют сделать два обстоятельства.

Во-первых, крещальня построена непосредственно на скале и построек более раннего времени на этом месте не обнаружено. Во-вторых, в стенах крещальни, которые местами даже до наших дней сохранились на высоту свыше 4 м, не обнаружено следов перестроек, вся кладка на всю высоту однородна.

Основное здание – купольной конструкции. По наружным формам приближается к октагону. Внутри – три экседры, восточная по размерам больше остальных, северная и южная примерно равные. В центре здания вырубленная в скале купель круглой формы глубиной 0,74 м. Из купели идет на север вырубленный в скале канал, выводящий из нее за пределы крещальни воду. На дне купели в скале высечен в рельефе крест.

По описанию первых исследователей памятника, при его первом раскрытии вверху были обнаружены фрагменты штукатурки с росписью, а несколько тысяч найденных тогда кубиков мозаики свидетельствуют о том, что купол был украшен мозаикой с изображением звездного неба. Еще в начале XX века сохранялись мраморные ступеньки, ведущие в купель, а находящийся на ее дне крест также был выложен мрамором. Внутренние стены были облицованы разноцветной мраморной плиткой. Удалось установить систему ее расположения, и сейчас ведется работа по ее графической реконструкции.

С севера и юга к октагону примыкают две постройки, которые всеми исследователями интерпретировались как нечто обособленное от собственно крещальни и с ней не связанное. Как правило, их постройка относилась или к более раннему или к более позднему времени, чем центральное купольное. Во всех без исключения изданиях, где на планах помещалась крещальня, показан только октагон. Работы херсонесской экспедиции 1984 года позволили прийти к новому восприятию памятника. Они показали, что обе постройки являются органической частью целого крещального ансамбля.

Таким образом, еще раз можно повторить, что крещение князя Владимира могло быть только в крещальне около Уваровской базилики. И такой памятник должен занять достаточное и подобающее ему место среди других такого же значения памятников.

Комментарии для элемента не найдены.

почему великий князь Владимир решил принять христианство?

Крещение Руси произошло 28 июля 988 года. Это событие связано с именем князя Владимира, которого церковь нарекла святым равноапостольным, народ прозвал Красным Солнышком, а историки считают великим. Владимир приходился внуком великой княгине Ольге, той самой, которая первая из правителей Руси приняла христианство. В отличие от своей бабушки, для которой принятие византийской веры было скорее политическим ходом, Владимир мыслил более масштабно: он планировал объединить раздробленную в то время страну и приравнять Русь к числу просвещенных государств. О том, как князь Владимир крестил Русь и почему выбрал именно христианскую веру, рассказываем в нашем материале.

История обращения Руси в христианство началась еще задолго до рождения Владимира. Княгиня Ольга овдовела, когда ее сыну Святославу (будущему отцу Владимира) не было трех лет. Тогда Ольге предстояло в одиночку править огромным государством. Русь в то время была языческой, но некоторые ее жители отличались прогрессивностью и интересовались зарубежной религией. Известно, что в конце IX века на территории государства мирно сосуществовали представители разных вероисповеданий – славянские и варяжские язычники и христиане. Никаких жестких религиозных гонений, которыми славился в то время Рим, на территории Руси не было. При этом дружинники тесно контактировали с византийцами и, благодаря изученным историками документам, известно, что первые русы приняли христианство примерно за сто лет до официального крещения Руси Владимиром.

Фото: Эггинк Иван, Великий князь Владимир выбирает веру

Что касается княгини Ольги, у нее было сразу несколько мотивов присмотреться к христианской вере. Конечно, правительница не могла не обратить внимание на религию, которую принимал ее народ. Более того, летописцы рассказывали, что сама княгиня хоть и родилась язычницей, но «проявляла христианское смирение и сохраняла чистоту», а также «обладала мудростью, достойной мужского ума». А в житие княгини Ольги даже отметили, что она «обратилась к поиску истинного Бога, поскольку начала гнушаться языческих идолов».

Впрочем, другие исследователи не исключают, что такое поведение и последующий интерес к византийской вере был не более чем политическим ходом. Ольга по сей день считается одной из величайших правительниц в истории России – современники восхищались ее мудростью и прозорливостью, а потому ее поступок мог быть продиктован отнюдь не желанием обрести душевный покой и раскаяться в злодеяниях. Так или иначе, княгиня отправилась в Константинополь, чтобы лично встретиться с византийским императором Константином Багрянородным («хождение в греки» состоялось в 954-955 годах). Ольга заключила мирный договор с византийцами и приняла их веру. Народ любил свою правительницу Ольгу и к новой вере княгини тоже проявил уважение. Через некоторое время Ольга передала Русь в руки своего сына Святополка, а сама стала заниматься распространением христианства среди славян.

Владимир, внук великой княгини Ольги, захватил киевский престол в 978 году. В борьбе за власть он убил своего брата Ярополка – и вот после жестокого кровавого противостояния Владимир оказался во главе огромного, но разобщенного государства. Летописи тех лет практически не сохранились, но из греческих преданий известно, что славяне постоянно вели между собой вражду. Жители восточной и западной части нынешней Европейской части России вели разный образ жизни, в том числе разнилось вероисповедание. На востоке тогда жили в основном чудские и тюркские племена, а на Западе – славяне, придерживающиеся берегов крупных рек (Западная Двина, Волхов, Днепр, Ока и их притоки).

Фото: Andrei Petrovich Ryabushkin (1861–1904)

Конечно, в то время не шло речи о каком-то едином государственном устройстве – славяне жили отдельными общинами, однако уже тогда их деятельность была напрямую связана с занимаемой территорией, а между племенами даже начали устанавливаться товарно-денежные отношения. Хотя тогда уже начала развиваться ковка металла, в целом быт славян был незамысловат – так и религиозные обычаи не отличались разнообразием и сложностью. В какой-то степени их религию можно назвать примитивной: люди поклонялись природе, а жрецов у них не было – соответственно, не было строгих «хранителей» этой веры и обычаев. Более того, племена жили автономно друг от друга и у них отличались версии о форме неземных сил. Из общего были только деревянные идолы, вера в загробный мир и силу слова.

И вот перед новым правителем князем Владимиром встала задача объединить территории и при этом создать мощный центр власти. Тогда мудрый и дальновидный князь решил, что таким «столпом» должна стать единая вера. Великий князь обратил внимание на мощных соседей – Европу и Византию – государства, хорошо развитые с экономической, культурной и политической точек зрения. Русь же в то время была в некоторой изоляции, соседи смотрели на нее свысока. Но Владимир подумал, если бы Русь взяла пример с соседей, это могло бы благоприятно сказаться на развитии ремесел и торговли, а затем привело бы к экономическому росту государства.

Стоит отметить, в конце X века в мире господствовали три крупные религии: христианство, ислам и буддизм. Но Владимир решил последовать примеру своей великой бабушки, княгини Ольги, и выбрал христианство. Согласно другой версии, выбор помогли сделать разосланные в разные страны послы: каждый их них рассказал Владимиру, что может предложить каждая из религий, но именно христианство поразило князя красотой богослужения.

Приняв решение, вскоре Владимир крестился в Херсонесе и взял в жены Анну, сестру византийских императоров. Современники отметили, что ради объединения Руси Владимир даже изменил собственный уклад жизни: если раньше это был кровавый многоженец, любящий пиры и масштабные военные действия, то после принятия веры он стал скромным смиренным христианином. Вслед за князем в Днепре крестилась вся дружина, а затем и народ. Людям не пришлось отказываться от своей прежней веры, однако еще несколько веков после крещения многие их них продолжали следовать языческим традициям и обращать внимание на суеверия.

Дело в том, что народ не сразу понял, в чем прелесть нового вероисповедания – свет нового учения открылся людям сильно позже. Тем временем сам князь Владимир стал лично заниматься распространением христианства на территории своего огромного государства: он сам крестил людей на подвластных землях, строил церкви и назначал духовных представителей. Более того, князь занялся и книжным просвещением – с этой целью он распорядился набирать детей значительных домохозяев в специальные заведения и обучать их грамоте. Всего за 20 лет князю Владимиру удалось создать великое наследие и построить новую Русь.

Новости / День крещения Руси / Правительство Брянской области

Ежегодно 28 июля отмечается День крещения Руси. Он совпадает с днем памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Киевский князь Владимир Святославич принял крещение в 988 году. Согласно древнейшей русской летописи — «Повести временных лет», обряд состоялся в византийском поселении в Крыму — Корсуни (греческое название — Херсон, ныне территория Севастополя). После принятия христианства князь Владимир организовал крещение киевлян, а позднее — и остальных жителей Древнерусского государства. В 996 году в Киеве была учреждена русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату, а в Новгороде установлена епископская кафедра. В 990-е годы началось строительство первых каменных и деревянных церквей. В целом процесс христианизации Древней Руси завершился к XII–XIII векам. Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию зодчества и других форм искусства. Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус.

На государственном уровне празднование Крещения Руси впервые состоялось в Российской империи в день памяти святого князя Владимира 15 июля 1888 года (по старому стилю) в связи с 900-летием события. Тогда по всей стране прошли торжественные церковные службы, крестные ходы, праздничные собрания в общественных и государственных учреждениях, народные гулянья.

31 декабря 1929 года Архиерейский синод Русской зарубежной церкви постановил в день памяти святого равноапостольного князя Владимира отмечать значение православной культуры «в церковной и государственной жизни русского государства».

В 1987 году XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отпраздновать грядущее «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». В 1988 году церковные, общественные и научные мероприятия, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси, стали масштабным событием в общественной жизни СССР.

В августе 2009 года по инициативе патриарха Московский и всея Руси Алексия II Министерству культуры Российской Федерации было поручено разработать законопроект о включении дня памяти святого Владимира в число государственных памятных дат. В мае 2010 года документ был подписан главой государства.

Пресс-служба Губернатора и Правительства области

Все ли мы знаем о крещении Киевской Руси – факты и легенды

28 июля – 1032-я годовщина крещения Киевской Руси. Конечно, смена язычества на христианство не произошла моментально. Да и эта дата условна, поскольку историки до сих пор точно не знают, где и когда произошло крещение Киевской Руси

Так почему же эту памятную дату отмечают именно 28 июля? В этот день церковь чтит святого князя Владимира.

Но споры ведутся даже о годах крещения. Обычно считается, что крещение Киевской Руси состоялось в 988 году, но некоторые историки уверены, что это могло произойти и позже – в 990-м или 991-м.

  • Идею христианства на территории Киевской Руси первой озвучила княгиня Ольга. Она приняла крещение в Константинополе в 955 году. Княгиня привезла греческих священников на Русь. Но новая религия тогда не прижилась.
  • Кстати, Ольга, если верить одной из легенд, могла никогда не стать княгиней. Она и ее будущий муж Игорь познакомились, когда князь был на охоте. Он переправлялся через реку, а перевозчиком была Ольга, почему-то переодетая в мужчину. Но Игорь догадался, что к чему и, говорят, сделал юной Ольге предложение, которое ее страшно возмутило. Она ответила: «Пусть я молодая и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». Вскоре пришло время князю искать невесту. Тут он и вспомнил своенравную, но очаровательную Ольгу.
  • Святая княгиня Ольга считается покровительницей вдов и новообращенных христиан.
upmp.news
  • Князь Владимир долго думал над тем, какую веру выбрать для своего государства. Выбирал между сильнейшими мировыми религиями. Новая вера была нужна ему для того, чтобы объединить подвластные ему языческие народы. Сначала Владимир поговорил с представителями каждой религии, а затем отправил в каждую страну бояр, которые посмотрели, как вера влияет на государство и людей.
  • Возможно, на выбор Владимиром именно христианской религии повлияли годы взросления, которые он провел у своей бабушки, княгини Ольги.
  • Владимиру нравилось не только христианство. В исламе, например, ему импонировала возможность иметь нескольких жен. Но князю не понравилось, что у мусульман есть пищевые запреты.
Памятник Владимиру Великому в КиевеDepositphotos
  • Основывался выбор Владимира и на внешнеполитических факторах. Так, католицизм, ислам и иудаизм значили бы для Киевской Руси зависимость от других стран. А вот Византия, хотя и была сильным государством, власти над Киевской Русью не имела бы.
  • По неподтвержденной информации, перед крещением Владимир ослеп. Но он восстановился после обряда крещения, и князь убедился в том, что сделал правильный выбор.
  • Принятие христианства изменило князя Владимира. Из жестокого правителя он превратился в благотворителя и даже отменил смертную казнь, боясь греха. Но здесь не стоит забывать, что именно крещение Киевской Руси было насильственным.
Крещение киевлянвідкриті джерела
  • Есть версия, что Выдубичи – историческая местность в Киеве – получили свое название во время крещения Киевской Руси. Согласно летописи, именно там всплыл деревянный идол бога Перуна, которого сбросили в Днепр с языческого капища на Старокиевской горе. Название происходит от слова «выдыбал» – «выплывал».
  • В 1888 году впервые в Украине официально отпраздновали Крещение Руси, когда был заложен Владимирский собор.
  • В 2008 году указом президента Виктора Ющенко 28 июля официально стало государственным праздником в честь дня памяти равноапостольного князя Владимира.
  • Россия использует недостоверные данные и связывает крещение с Москвой, хотя праздновать этот день там начали только в 2010 году. Из исторических источников и летописей известно, что когда в 988 году в Киеве совершалось крещение, то на территории современной Москвы еще были непроходимые болота. Лишь в 1325 году кафедра митрополита была перевезена в Москву.

Читайте также: «Спасибо вам!»: как в Северодонецке и Попасной 6 лет назад встречали ВСУ – исторические кадры

Читайте по теме

В России отметили День Крещения Руси

В субботу Россия отметила праздник — день Крещения Руси. В православном церковном календаре эта дата /по старому стилю — 15 июля/ — день памяти равноапостольного великого князя Владимира Красно Солнышко, сообщает ИТАР-ТАСС.

В Российской империи дату крещения Руси не отмечали. Юбилей события официально праздновался лишь однажды, в 1888 году. Центром торжеств стал Киев. В 1988 году в СССР торжественно отметили 1000-летие крещения. 1020-летие праздновалось в Киеве на церковном и государственном уровнях. На Украине этот день отмечается ежегодно с 2008 года и называется — «Днем крещения Киевской Руси — Украины». В июне 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому этот день был внесен в перечень памятных дат Российской Федерации. В 2011 году празднование Дня Крещения Руси объединило три страны — Украину, Беларусь и Россию.
Древнерусское государство возникло в IХ веке в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также некоторых других земель. В 882 году при князе Олеге Киев стал столицей Древней Руси, которая имела давние связи с христианской Византией, именно откуда на Русь проникало восточное Православие.
Первым из русских правителей, принявших христианство, стала княгиня Ольга, правившая Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича. Это событие произошло в 954 году. Но утверждение христианства на Руси как общегосударственной религии произошло лишь при внуке Ольги — Князе Киевском Владимире Святославовиче, в 988 году. Эту дату также считают началом официальной истории Русской Церкви.
О том, как Владимир крестился и крестил Русь, достоверно не известно. В основном историки основываются на «Повести временных лет». Согласно летописи, в 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении Князя Киевского. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II — принцессу Анну. Император дал согласие на брак при условии, что Владимир подавит мятеж в Малой Азии. Русское войско было направлено в Византию, мятеж подавлен, но император Византии не спешил выполнить договор. Тогда Киевский князь Владимир собрал рать и в 988 году, после длительной осады, взял центр Византийских владений — Херсонес /Корсунь/. В результате Византии пришлось выполнить свои обещания. Принцесса Анна прибыла в Херсонес, где состоялось ее бракосочетание с Владимиром. Там же Князь Киевский принял крещение, получив христианское имя Василий.
Согласно другим источникам, Византия опасалась христианизации Руси. Судя по летописным свидетельствам, Владимир вынудил Византийского императора признать его христианским государем. Князь Киевский осадил Херсонес и выдвинул единственное требование к побежденному городу — его крещение и брак с Анной.
Историки до сих пор спорят, какая из версий является истинной, но согласны в одном — для себя крещение Владимир в буквальном смысле слова отвоевал.
После возвращения в конце лета 988 года в Киев Владимир собрал всех жителей на берегу Днепра. В водах этой реки и крестили киевлян византийские священники. Спустя год Князь Киевский крестил новгородцев. Это событие вошло в историю как Крещение Руси, став началом длительного и трудного процесса утверждения христианства на русских землях.
В ХI веке христианство распространялось в городах, а к ХIII веку было крещено и сельское население. Крещение Руси содействовало укреплению государственности, объединению славянских, балтских, угро-финских и других племен, развитию культуры, письменности, искусства и архитектуры.

Сегодня – день памяти князя Владимира, крестителя Руси

Каждый просвещенный россиянин на сегодня знает, что началом объединения древних славянских племен, началом русской православной государственности явилось Крещение Руси. Произошло это по воле великого князя Киевского Владимира, воспринявшего веру из Восточной Римской империи — Византии. Сегодня православный мир отмечает 1000-летие кончины святого князя Владимира – крестителя Руси.

Известно, что родился он около 960 года,  был сыном великого князя Святослава и «ключницы» (пленницы) Малуши. Уже в 18-летнем возрасте стал правителем Киевского государства.

По свидетельству летописцев, в юности Владимир предавался бурной чувственной жизни, был убежденным язычником. В 987 году братья-императоры христианской Византии обратились к нему за военной помощью против мятежников. В награду Владимир попросил руки их сестры Анны. Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам 6 тысяч варягов, принять святое крещение и только при этом условии получить руку царевны Анны.

Одно из условий — крещение в православную веру — князь не спешил выполнить. Находясь в Корсуни (Херсонесе) и ожидая приезда невесты, он неожиданно заболел глазной болезнью и ослеп. По преданию, зрение вернулось к Владимиру в момент его крещения в купели. Затем там же, в древнем Херсонесе, состоялось его венчание с блаженной Анной.

Весной 988 года великий князь с супругой отправился в обратный путь. Вернувшись в Киев, он призвал всех горожан «прийти на реку», и следующее утро (1 августа), когда киевлян крестили в водах Днепра, стало, таким образом, «утром крещения Руси».

Далее великий князь повелел повсюду ниспровергать идолов, уничтожать языческие капища, а на их месте ставить церкви. Тогда же Владимиром была пожалована Церкви десятина, появились школы для подготовки «ученых людей».

Великий князь Владимир скончался в 1015 году. Церковный праздник в честь святого крестителя Руси был установлен святым благоверным князем Александром Невским — после знаменитой Невской победы над шведскими крестоносцами 15 мая 1240 года. С 2010 года этой дате присвоен официальный статус — День крещения Руси.

Советский Союз отмечает 1000-летие христианства | Христианская история

Подпишитесь на «Христианство сегодня» и получите мгновенный доступ к прошлым выпускам «Истории христианства»!
Что происходит?

Христианство в регионах, которые сейчас считаются частью Советского Союза, имеет долгую и славную историю, восходящую еще до 988 года. Но похоже, что такое атеистическое государство, как СССР, презирало бы любое упоминание этой истории, а тем более грандиозное празднование Это. Так что же происходит и что не так с большим советским шоу?

Наконец-то пришло. празднование, которого ждали миллионы украинских, белорусских и русских христиан, тысячелетия христианизации Руси. То есть предполагаемая 1000-летие того случая, когда Великий Князь Владимир приказал людям своего царства креститься в православную веру и лично наблюдал за крещениями большинства людей в Киеве, столице его царства. .

Но приход и празднование этого тысячелетия наполнены иронией. Вероятно, главная ирония заключается в том, что Союз Советских Социалистических Республик, Советский Союз, страстно атеистическое правительство, одобряет — даже финансирует и продвигает — самые зрелищные из многих всемирных мероприятий, посвященных этому «тысячелетию христианства». на Руси ».

Вторая большая ирония состоит в том, что город Киев, где проходило знаменитое крещение, теперь является столицей Украинской Советской Социалистической Республики (УССР), одной из нескольких республик в СССР. Итак, у нас есть потомки людей, которых Владимир привел в лоно христианского мира, находящегося под властью корнумунистического правительства, которое, чтобы соответствовать принципам ортодоксального марксистского ленинизма, должно рассматривать религию как «опиум для народа» и всячески препятствуйте его существованию.

Итак, что же на самом деле происходит здесь, в этом наполненном иронией праздновании «христианизации» …

Вы подошли к концу этой статьи.

Чтобы продолжить чтение, подпишитесь сейчас.Подписчики имеют полный цифровой доступ.

Уже подписчик CT? Войдите в систему, чтобы получить полный цифровой доступ.

Крым — «священная» земля. Но для кого?

Президент России Владимир Путин защищал аннексию Крыма Москвой 4 декабря года, ссылаясь на лидера Киевской Руси Владимира Великого, который, как говорят, крестился на полуострове в 10 веке и обратил средневековое славянское государство в православие.

Однако

украинцев могли бы использовать ту же логику, чтобы оправдать включение Крыма в современное украинское государство, говорят историки и религиоведы.

«С украинской точки зрения Крым более актуален для Киева, потому что Владимир был правителем Киева», — сказал Кирилл Говорун, бывший высокопоставленный представитель Украинской православной церкви при Московском патриархате, используя украинское исполнение имени суверена.

Этот тупик в интерпретации находится среди нескольких конкурирующих исторических, религиозных, этнических и политических претензий на Крым, черноморский полуостров, который был домом для греческих колоний около 2500 лет назад и контролировался различными королевствами и империями до тех пор, пока Россия не аннексировала его у Османской империи в 1783 году. .

Согласно легенде, в 988 году Владимир Великий обратился в православие на полуострове в городе Херсонес, также известном как Корсунь, недалеко от современного Севастополя, после чего вернулся в Киев и приказал крестить Киевскую Русь.

В своем обращении к нации 4 декабря Путин сравнил место крещения Владимира Великого со святыми местами для евреев и мусульман в Иерусалиме.

«Крым, древний Корсунь, Херсонес, Севастополь — все они имеют огромное цивилизационное и сакральное значение для России, как Иерусалимская Храмовая гора для исповедующих ислам и иудаизм», — сказал Путин.

Учитывая, что преобразование Киевской Руси заложило православные основы для будущих государств России и Украины, президент Украины Петр Порошенко мог передать то же послание своим избирателям, сказал Карл Куоллс, профессор истории России и современной Европы в колледже Дикинсон в Пенсильвании.

«Это то же обращение, тот же человек и то же место», — сказал Куаллс RFE / RL. «Вы могли видеть, как украинцы встают и говорят:« Ну да, это тоже наша Храмовая гора.«… Если бы Порошенко сказал то же самое, это нашло бы отклик и у украинцев».

Татары и греки

Крымские татары также имеют сильные исторические претензии на полуостров, поскольку их предки жили здесь еще в 13 веке, отметил Куаллс.

В основном татары-мусульмане управляли здесь своим ханством в 15 веке и стали вассалом Османской империи до присоединения Крыма к Российской империи Екатериной Великой в ​​1783 году.

«Я думаю, что у татар гораздо больше прав, чем у русских или украинцев, поскольку они являются старейшим оседлым населением на этом полуострове со времен появления и ухода греков», — сказал Куоллс.

Согласно переписи 1897 года, проведенной в Российской империи, крымские татары составляли более трети населения полуострова.

В мае 1944 года советский диктатор Иосиф Сталин приказал депортировать все крымскотатарское население в Среднюю Азию и Сибирь за предполагаемое сотрудничество с нацистами во время Второй мировой войны.(Преемник Сталина Никита Хрущев передал Крым от России Украинской Советской Социалистической Республике в 1954 году.)

Крымские татары начали возвращаться на полуостров в конце 1980-х — начале 1990-х годов и в настоящее время составляют около 13 процентов от 2-миллионного населения Крыма.

Лидеры крымских татар обвинили поддерживаемые Москвой власти на полуострове в нападении на их общину за критику аннексии Крыма Россией в марте.

После того, как Россия захватила полуостров после свержения президента Украины Виктора Януковича в феврале, парламент Украины признал крымских татар « коренным населением Крыма и официальным национальным меньшинством .”

Куоллс сказал, что слово «коренное население» неверно при описании какого-либо отдельного населения в Крыму.

«Эта территория была настолько захвачена в течение тысяч лет различными кочевыми группами, что я не думаю, что мы можем говорить о какой-либо группе коренного населения», — сказал он RFE / RL.

греков, которые составляют крошечное меньшинство в Украине согласно последней переписи населения 2001 года, могут привести веский аргумент в пользу признания Крыма коренным народом, учитывая, что Херсонес, упомянутый Путиным в его речи о состоянии союза, был древнегреческим городом-государством, добавил Куоллс.

«Я не вижу, чтобы Афины претендовали на Крым, хотя думаю, что могли бы», — сказал он.

Тайная ссылка

Во время встречи с российскими историками в прошлом месяце Путин также сослался на центральное значение Крыма для России как места крещения Владимира Великого.

Путин использует религиозные темы, чтобы «придать больше легитимности незаконной аннексии Крыма, по крайней мере, в глазах россиян», — сказал Говорун, научный руководитель Института теологических исследований Киево-Могилянской академии.

Куоллс сказал, что религиозные мотивы, выбранные Путиным, показывают, что «он умный политик, что бы мы ни думали о его политике».

«Он умеет использовать слова для драматического эффекта», — сказал он.

Однако один опрос, проведенный в прошлом году, показывает, что упоминание Путина о религии может показаться загадкой для большинства россиян.

Согласно опросу , проведенному Фондом «Общественное мнение», только 25 процентов опрошенных россиян смогли вспомнить, что обращение Киевской Руси в христианство произошло при Владимире Великом.

С сообщением Reuters

1025-летие крещения Киевской Руси

Мероприятие прошло на фоне растущей озабоченности в России по поводу будущего Украины

Бывшая коммунистическая Европа
Восточные подходы

J.P. | КИЕВ

В отличие от своего западного аналога, восточное христианство всегда поддерживало тесные связи с государством. Но визит в Киев 27 июля Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла I и президента России Владимира Путина вывел эту концепцию на новый уровень.Празднование 1025-летия крещения Киевской Руси, средневековой федерации восточнославянских княжеств, послало четкий сигнал: не отклоняйтесь от общего пространства нашей русско-православной цивилизации.

Мероприятие прошло на фоне растущей озабоченности в России по поводу будущего Украины. Официальные лица Европейского Союза надеются подписать Соглашение об ассоциации с постсоветским государством на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе, Литва, в ноябре этого года. Если соглашение вступит в силу, как утверждается в недавнем отчете
лондонского аналитического центра Chatham House, это может означать, что «игра для России окончена».

Чтобы предотвратить такой исход, Москва расширила и кнут, и пряник, совсем недавно предупредив Украину, что она потеряет свой статус наблюдателя в таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана, на который приходится более трети ее экспорта. Для полноправного членства обещаны дешевый газ и открытые границы, что, вероятно, разрушит любые надежды на европейскую интеграцию.

Сообщение было снова забито 27 июля -го г-ном Путиным, который отметил, что товарооборот Украины с Россией упал на 18% в этом году, в то время как в рамках возглавляемого Москвой торгового блока он увеличился на 2–3%.«За мировые рынки идет жесткая конкуренция. И я уверен, что большинство из вас понимает, что только объединив усилия, мы сможем быть конкурентоспособными и победить в этой довольно жесткой борьбе », — сказал г-н Путин.

Тем не менее, визит был посвящен в основном мягкой силе, а не жесткой политике. Кремлю более удобны торговые запреты и realpolitik, утверждает Аркадий Мошес из Финского института международных отношений, аналитического центра, но пока можно только зайти с деньгами и дешевым газом. В России нет ничего, что по идеям напоминало бы ее прежнее руководство: панславизм в 19 веке и коммунизм в 20-м.«Кремль явно находится в поисках новой идеологической конструкции, — говорит Мошес.

Один из ответов — повышение авторитета Россотрудничества, федерального агентства, отвечающего за развитие дружеских отношений за рубежом, которое на прошлой неделе значительно увеличило расходы и, как ожидается, к 2020 году его бюджет вырастет в пять раз.

Еще важнее, наименее символично, продвигает идеологическую концепцию Русский мир , или Русский мир, который помещает Москву в центр православной цивилизации преимущественно русскоязычных народов.В его основе лежат три восточнославянских государства, Беларусь, Россия и Украина, которые, по мнению неофициального лидера движения Кирилл I, должны поддерживать духовное и культурное единство в рамках Русской православной церкви.

Эта конструкция выполняет как внутренние, так и международные цели. На внутреннем фронте она выходит за рамки нарушенного обещания законности и порядка, которое привело г-на Путина к власти после хаотических 1990-х годов, и вместо этого сосредотачивается на консервативных ценностях. На международном уровне он ставит Россию в центр крупной мировой цивилизации, укрепляя ее роль глобальной державы.

Украина, где проживает второе по величине православное население в мире и мифологическая колыбель русской нации, имеет решающее значение для успеха проекта. Само название Россия происходит от Киевской Руси, присвоенной Московским княжеством в 16 веке вместе с духовным наследием. «Украина важнее всего, это центральный элемент», — говорит г-н Мошеш.

Насколько успешными будут аргументы России — другой вопрос. Многие украинцы видят в этом еще одну попытку москвичей украсть часть своей культуры и искоренить остальное.Рассматриваемая Москвой как ренегат, Украинская православная церковь Киевского патриархата на мероприятия не была приглашена. Возможно, у членов российской делегации были значки в честь Крещения Руси с опущенным словом «Киевское».

Еще одна слабость российской стратегии в том, что она смотрит назад, а не вперед. Чтобы быть эффективной, мягкая сила должна основываться на некотором обещании будущего процветания: членство в ЕС дает перспективы повышения уровня жизни; Америка стремится распространять либеральную демократию. Идея Русского мира ориентирована только на общее прошлое и мало говорит о будущем.

Но это не значит, что у Москвы пока нет планов. Уже 29 июля -го российские регуляторы запретили сладости, произведенные украинским кондитерским гигантом Roshen. Похоже, что даже когда Кремль пытается уговорить соседей мягкой силой, жесткая палка всегда остается позади.

24 июля отмечается 1030-летие христианизации Киевской Руси — 1030-летие христианизации Киевской Руси отмечается в Украине

Украина празднует христианизацию Киевской Руси 24 июля.Движение будет ограничено 24, 27 и 28 июля в связи с мероприятиями, приуроченными к 1030-летию крещения Киевской Руси-Украины. В столице пройдут торжественные молебны и шествия.

Празднование продолжится в соответствии с Указом Президента Украины от 8 августа 2017 года «О мерах по подготовке и празднованию 1030-летия крещения Киевской Руси-Украины». Помимо торжественных молитв во всех районах столицы пройдут гуляния. В частности, в учебных и культурных учреждениях Киева до конца года пройдут тематические образовательные мероприятия: образовательные часы, беседы, книжные и фотовыставки, конференции, круглые столы, информационные залы, тематические полки, обзоры литературы. пр.

Связанный: Виталий Кличко ныряет в прорубь в день крещения

Роль князя Владимира Великого в христианизации Киевской Руси

Днем смерти Владимира считается 28 июля (980-1015 гг.), И наиболее вероятно, что крещение имело место 14 августа (по новому стилю) 988 г.Этот процесс был долгим, потому что князю пришлось сменить религию для объединения земель и обретения власти.

По «Повести временных лет» Владимиру пришлось выбирать из нескольких вариантов. Волжские булгары предложили ему выбрать ислам, посланники из Рима — католицизм, а хазарские евреи — иудаизм.

Однако князь Владимир выбрал православие. Его поездка в Константинополь была решающей. Кроме того, его бабушка — Ольга Киевская — была православной христианкой. Крестили ее в столице Византии в 955 году.

Крещение князя Владимира состоялось в Херсонесе. Вернувшись в Киев, князь крестил своих сыновей и подданных.

По его приказу были разрушены алтари и статуи древних богов. Массовое крещение населения прошло в Днепре.

Как сообщалось ранее, в столице пройдут крестные ходы и торжественные молебны, посвященные празднованию 1030-летия христианизации Киевской Руси.Поэтому движение в центре города будет ограничено.

Прошлогодний крестный ход начался в Тернопольской и Донецкой областях, в результате чего две группы верующих въехали в Киев 26 июля, встретились 27 июля в Киеве на Владимирской горке и вместе с православными киевлянами и паломниками отправились в Киев. Печерская Лавра. Ожидаемое количество участников составляло 30 000 человек, однако год назад на Владимирской горе было более 4500 паломников, а в прошлом году в праздновании Крещения Руси приняло участие около 6 000 человек.Правоохранители ожидали большого количества провокаций со стороны пророссийских активистов или поддерживаемых Кремлем боевиков, ужесточения превентивных мер, однако серьезных нарушений не сообщалось.

По теме: Православные христиане празднуют крещение Иисуса сегодня

Россия делает еще один шаг к серьезному расколу в Православной церкви

Русская Православная Церковь в понедельник предприняла попытку разорвать все связи с Константинопольским Патриархатом, православной материнской церковью, в знак протеста против своих действий в направлении создание независимой церкви в Украине.

Решение, принятое иерархией Русской церкви, запретило всем ее приверженцам принимать участие в ритуалах, таких как причастие, крещение и бракосочетание, в любой церкви мира, контролируемой Патриархатом.

«Мы надеемся, что здравый смысл возобладает, что Константинопольский патриарх изменит свое отношение к существующей церковной реальности», — заявил митрополит Волоколамский Иларион, глава внешнеполитического ведомства Русской церкви, объявляя решение после синода в Минске. , Беларусь.

Это решение стало еще одним шагом на пути к одному из самых серьезных расколов в христианстве за многие столетия. Однако этот шаг не завершился полным перерывом: Русская церковь призвала лидеров других 12 независимых православных церквей оказать давление на Константинополь, а не потребовать, чтобы они тоже порвали с ним.

«Это похоже на ультиматум — оказать максимальное давление на Константинополь», — сказал Александр Баунов, старший научный сотрудник Московского центра Карнеги.Он отметил, что это может сработать или иметь неприятные последствия, подтолкнув Константинополь к утверждению своей власти путем выполнения этого решения.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I, который как вселенский патриарх считается «первым среди равных» в церковных делах, на прошлой неделе сделал несколько шагов к созданию автономной церкви в Украине. Однако ему еще предстоит издать Томос об автокефалии — официальное постановление, по которому будет создана независимая Украинская православная церковь.

Эти шаги включали отмену решения от 1686 года, по которому украинская церковь фактически подчинялась Москве. Константинополь утверждает, что он просто предоставил Москве право утвердить патриарха в Киеве, и, поскольку он предоставил это право изначально, в рамках церковного закона вернуть его обратно.

Москва утверждает, что ей нужно согласие русской церкви, называя эти шаги «незаконными».

Различные церкви православной веры разорвали общение друг с другом за свою долгую, почти 2000-летнюю историю, особенно из-за создания автономных церквей. Сама русская церковь порвала с Константинополем в 1996 году на несколько месяцев по вопросу контроля над церковью в Эстонии, прежде чем был достигнут компромисс.

Но ставки намного выше в Украине из-за количества верующих там, и вероятность насилия намного выше после более чем четырех лет войны между двумя странами. Есть опасения, что насилие распространяется повсюду, от исторического монастыря в центре Киева до местных приходских церквей.

Русская Православная Церковь заявляет о 150 миллионах последователей, или половине примерно 300 миллионов православных во всем мире. Примерно 12000 приходов в Украине составляют около трети всех приходов в Русской православной церкви, поэтому независимая церковь резко сократит русскую церковь и подорвет ее давние претензии на лидерство всего православия из-за своего размера.

Потеря церкви в Украине также будет иметь политические и исторические последствия. Киев считается родиной русского православия. Что еще более важно, любой раскол разорвал бы последнюю имперскую связь между Москвой и Киевом, похоронив попытку президента Владимира Путина восстановить как можно большую часть империи под знаменем «Русского мира».

Россия обвинила Соединенные Штаты в манипулировании решением ослабить Москву. Но самого Путина часто обвиняют в том, что он привел в движение раскол, направив российские военные на Украину, начиная с 2014 года.Многие верующие в Украине не хотят, чтобы их церковь отвечала враждебной Москве.

Конфронтация между Москвой и Константинополем ставит остальной православный мир в затруднительное положение, заставляя выбирать между богатством и властью, которыми Кремль наделяет русскую церковь, и многовековыми церковными традициями, представленными ныне материнской церковью в Константинополе. известный как Стамбул.

(PDF) Русские календари после христианизации страны

Загрузил: [Бочкарев, Н.] At: 12:10 11 декабря 2007 г.

2 РУССКИЕ ПРЕЕМНИКИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Несколько веков спустя, в 1472 году, великий московский князь Иван III Васильевич (1462–1505)

женился на Софии- Зоя Палеологина, дочь Фомы Палеолога (Правителя

Мистр) и племянница последнего императора Византии. Из-за этого брака он считал себя

преемником Византийской империи, которая в 1453 году уступила место мусульманским

туркам; он взял себе в лабиринты византийского двуглавого орла и ввел

византийских обрядов в Русскую Церковь.Таким образом, орел на гербе Ивана стал

двуглавым, а князь объявил себя наследником и преемником Византии. Mos-

корова стала «Третьим Римом», Римом царей (новых цезарей). Несколькими годами ранее

Русская Православная Церковь провозгласила свою независимость от Константинополя (1458 г. ),

обосновав попытку византийцев подписать унию с Римско-католической

Церковью на Синоде Флоренции (1439 г.) .

Отношения со Вселенским Патриархатом Константинополя были восстановлены в 1557 г.,

, когда царь Иван IV Грозный направил в Константинополь делегацию, признающую первенство Вселенского Патриарха, чтобы получить от него утверждение титул «Царь

всех русских». Период хороших отношений продолжался; В 1589 году Вселенский Патриарх

Иеремий II посетил Москву и посвятил архиепископа Московского Иова «Патриархом

всех русских».Московский Патриархат был признан Синодом в Константинополе.

В результате после падения Константинополя Москва (Третий Рим) стала единственной

свободной резиденцией Патриархата Восточной Православной Церкви. Для России Православие сформировало

эмоциональный и идеологический фон объединения российских территорий в сильную европейскую державу

.

Изначально началом русского года, вероятно, было астрономическое весеннее равноденствие,

21 марта. Позднее, начиная с 13 века, русские приняли 1 сентября

за начало года (начало обвинительного заключения, церковного года).

Наконец, во время правления Петра Великого (1672–1725) начало гражданского года было перенесено на

, перенесенное на 1 января, точку отсчета, используемую многими европейскими странами.

С календарным циклом связаны весенки, старинные обрядовые песни

, распространенные не только среди русских, но и среди украинцев, белорусов и всех восточных славян.

Эти песни, которые информируют нас о календарных праздниках, включают «Invocations of Spring»,

весенних од, игры и хороводы. Есть весенние молитвы, составляющие основу

весенних обрядовых песен всех восточных славян. Сегодня веснянки утратили свой сильно

мистический характер, но остались гимнами пробуждения природы и весны.

Важной календарной записью является летопись Ипатьевского монастыря, известная как

«Галицко-Волынская летопись», в которой описываются события начала 13 века

век н. Э.До 1292 г. н.э. Он включает в себя единственный текст пятого десятилетия 13 века

, происходящий из двора Даниила Галицкого, и события из киевской летописи. Что касается

пятой декады, то даты отличаются на 4–5 лет от общепринятой хронологии

. Наиболее правдоподобное объяснение состоит в том, что в этот период жители Юга

Западной России использовали календарь, согласно которому от сотворения мира до рождения Иисуса прошло 5 504 или 5 505 лет, а не 5 509 лет

от сотворения мира до рождения Иисуса.

3 ПОПЫТКА ОТМЕНА НЕДЕЛИ

В 1918 году правительство, возникшее в результате Октябрьской революции, заменило юлианский календарь на

по григорианскому календарю. Поступая таким образом, «Совет народных уполномоченных» под

Ленина календарно согласовал Россию с Западной Европой, исключив 13 дней из

РОССИЙСКИЕ КАЛЕНДАРЫ 151

Перспективы | Украина подрывает имперское видение Русской церкви

В тлеющем конфликте на востоке Украины Россия сохраняет преимущество. Но когда дело доходит до будущего Православной церкви в Украине, Москва сталкивается с возможностью геополитической неудачи.

Разногласия по поводу прошлого являются основным источником вражды между Московской Русской Православной Церковью (РПЦ) и сепаратистским Киевским Патриархатом. Вражда возникла еще до российско-украинского политического конфликта, который начался в 2014 году с российской оккупации Крыма и продолжает закипать в Донбассе на востоке Украины.

После распада Советского Союза в 1991 году политические лидеры Украины усердно работали над тем, чтобы добиться признания независимости Киевского Патриархата.Между тем истеблишмент РПЦ на каждом шагу пытался помешать усилиям Киева, руководствуясь главным образом желанием отстоять свои претензии на то, чтобы быть духовным хранителем тысячелетней православной цивилизации, зародившейся в «исторической Руси».

Истории Украины и России были симбиотически связаны с самого начала восточного славянства. И Украина, и Россия ведут свое происхождение от Киевской (Киевской) Руси, свободной конфедерации раннесредневековых восточнославянских княжеств. В последние десятилетия каждая страна предлагала разные интерпретации их общей истории.

Два недавних памятных мероприятия иллюстрируют глубину этого давнего противоречия, которое только усилилось на фоне конфликта последних нескольких лет. 28 июля в Москве и Киеве прошли литургии и крестные ходы по случаю 1030-летия крещения Руси Владимиром Великим. В то время как в центре праздников в обеих странах находился один и тот же исторический персонаж, Москва и Киев выдвигали разные рассказы о сущности, которой правил древний славянский князь и кого именно он крестил.

Выступая на церемонии на Соборной площади Кремля, российский лидер Владимир Путин заявил, что «крещение [Руси в 988 году] было отправной точкой для развития российской государственности».

Президент Украины Петр Порошенко высмеял заявление Путина. «Князь Киевский Владимир крестил не Россию, а Украину», — заявил Порошенко накануне юбилея в интервью сербскому телевидению. «Мать-Церковь Украины — это [Константинопольский Патриархат]; исторически Украина была матерью Русской Православной Церкви. Это было именно так, а не наоборот ».

Эти заявления перекликались с почти дословными заявлениями, сделанными двумя лидерами тремя годами ранее, когда 28 июля 2015 года в обеих странах отмечалось тысячелетие со дня смерти князя Владимира. В своем обращении по этому поводу Путин назвал Владимира князем, который «заложил основу для образования единой русской нации», «крестив человек Руси в христианство».

Напротив, украинский президент в то время называл Владимира «князем Киевским», который христианизировал « Киевскую Русь» — Украину .”

Празднование в Киеве двух годовщин свидетельствует о том, что украинское руководство стремится придерживаться исторической версии, которая относит раскол в исторических путях Украины и России к раннему средневековью.

Большинство профессиональных историков видят проблемы как в украинской, так и в русской версиях истории: Киевская Русь не была ни украинским, ни российским государством, а некоторые ученые даже сомневаются, была ли она вообще полноценным государством. По иронии судьбы, первым ученым, прямо заявившим, что Киевская Русь — это не Россия и не Украина, и что это не государство, а, скорее, свободная федерация княжеств, оказался российский историк и журналист XIX века Николай Полевой.

Важный геополитический вопрос стоит на кону в этой украинско-российской битве за историю, а именно, сможет ли РПЦ продолжать играть роль «мега-церкви», то есть квазиимперской духовной организации, обслуживающей потребности православных верующих внутри страны. обширные, но нечетко очерченные границы «Русского мира».

Нет никаких сомнений в том, что лидеры Китайской Республики воспринимают себя председателем именно такого универсального учреждения. После распада Российской империи в 1917 году, за которым последовал распад Советского Союза в 1991 году, РПЦ может претендовать на роль единственного уцелевшего института имперской эпохи, объединяющего под своей эгидой тысячи православных общин на своей «канонической территории». — земли, которые раньше входили в состав обширной двухконтинентальной царской империи. Патриарх Кирилл любит хвастаться глобальным охватом Русского Православия, «границы которого простираются от одного края земли до другого», и подчеркивает его первенство на «землях исторической Руси» — понятие, которое включает как минимум территории сегодняшней России, Белоруссии и Украины.

Усилия Киева по достижению автокефального (независимого) статуса своей национальной церкви в православии напрямую бросают вызов геополитическим взглядам и амбициям РПЦ. Украинское руководство преследует двойную цель: резко сократить идеологическое влияние Москвы на Украине; и излечить раскол внутри украинского православия.В настоящее время православные верующие в Украине разделены на три государства — Украинская православная церковь при Московском патриархате, Украинская православная церковь при Киевском патриархате и крошечная Украинская автокефальная православная церковь.

Киев, кажется, полностью осознает, что играет по-крупному. «Автокефалия, — заявил Порошенко в своей речи 28 июля, — это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Это вопрос всей глобальной геополитики.”

Шансы Украины на успех во многом зависят от исторической интерпретации. Украинские лидеры не упускают случая указать, что именно киевский князь получил свет христианства непосредственно из Константинополя. Они также утверждают, что передача Киевской митрополии под юрисдикцию Москвы в конце 17 века была омрачена нарушениями.

Московский Патриархат отвергает это толкование и продолжает утверждать, что РПЦ является Киевской Матери-Церковью, а Украина — ее «канонической территорией».”

Вселенский Патриарх Константинопольский Варфоломей (базируется в Стамбуле) является ключевой фигурой в этой политико-церковной интриге, и он, похоже, поддерживает украинские претензии. В ответ на прямой призыв Порошенко, который лично просил Варфоломея предоставить украинской национальной церкви автокефалию во время аудиенции в Стамбуле этой весной, патриарх решительно заявил о праве Константинополя самостоятельно решать украинский церковный вопрос.

Выступая 3 сентября на Архиерейском Соборе Вселенского Престола, Варфоломей сказал, что владение Киевской Митрополией Московским Патриархатом способствует «незаконным выборам епископов и расколам, от которых до сих пор страдает благочестивый украинский народ. . » Он добавил, что решил вмешаться только тогда, когда стало ясно, что КР, которая «несет ответственность за болезненную ситуацию на Украине […], не может решить [проблему раскола] самостоятельно».

Примечательно, что это заявление последовало за встречей 31 августа в Стамбуле между Варфоломеем и Патриархом Кириллом, главой РПЦ, на которой лидер русской церкви пытался отговорить Константинополь от поддержки стремления Киева к независимости церкви.

В конечном счете, достижение автокефалии в православии — это политический процесс, который, как правило, шел параллельно с распадом империй и созданием независимых национальных государств. Так возникли автокефальные греческая, румынская, болгарская и албанская православные церкви в ходе распада Османской империи в XIX и начале XX века.