Контрреформы александра iii – Контрреформы Александра iii — Википедия

Контрреформы Александра 3. Причины. Суть. Итоги

Александр 3 и его контрреформы

Содержание статьи:

Контрреформы – ряд мероприятий императо­ра Александра 3, которые были проведены в 1889-1894 гг. с целью укрепления само­державия за счет пересмотра умеренно-буржуазных реформ 1860-1870 гг.

Александр 3

Александр 3 Александрович Миротворец (рожд. 26 февраля (10 марта) 1845 г. – смерть 20 октября (1 ноября) 1894 г.) – Император Всероссийский (1881–1894). Второй сын Александра 2 и Марии Александровны. Проводил консервативную политику по пересмотру Великих реформ Александра II – контрреформы. За время его царствования Россия не принимала участия в конфликтах, за что император получил прозвище «Миротворец».


Причины контрреформ

Александр 3 вступил на престол после убийства Александра 2 – 2 марта 1881 года. Воспитателем Александра Александровича и «теневым правителем» России во времена его правления был один из главных идеологов консерватизма, обер-прокурор святейшего Синода К.П. Победоносцев (1827-1907 гг.) Он убеждал императора в разумности и необходимости сохранения неограниченной монархии тем обстоятельством, что у русских людей сохраняется «детское состояние души», и предназначение государя – оберегать «народ-дитя» от «вредных влияний». Победоносцев убеждал в том что, русский народ психологически предрасположен к самодержавию, и всякое отклонение от него в сторону «либеральных свобод» и «народовластия» может привести только к разрушению Российской империи.

Идеи обер-прокурора отразились уже в первых государственных актах царя: манифесте «О незыблемости самодержавия» (29 апреля 1881) и «Положении о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (14 августа 1881).

В них обозначалась и «программа» предстоящего правления:

• Приоритет «общественной стабильности»;

• Возврат к «силь­ной власти», к государственной опеке и надзору;

• Укрепление сословной системы;

• Сохранение национальных традиций;

• Ограничение оппозиционной общественной мысли;

• Политическая «корректировка» либеральных реформ Александра II.

Этот курс получил в истории название «контрреформ Александра 3».

Контрреформы (кратко)
Земская контрреформа

1889 год – были введены земские начальники. Их назначал министр внутренних дел только из местных дворян, они осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами. Земские начальники следили за порядком, сбором податей и в случае провинностей имели право сажать крестьян под арест, подвергать телесным наказаниям. Власть земских начальников по сути восстановила права помещиков над крестьянами, утраченную ими в ходе Земской реформы Александра 2.

1890 год – был в значительной степени увеличен имущественный ценз для крестьян, а для помещиков — понижен. Как результат лишались избирательных прав ремесленники и мелкие торговцы. Список гласных от крестьян теперь утверждался губернатором.

Городская контрреформа

Городская контрреформа в значительной мере повысила имущественный ценз, что привело к уменьшению представителей бедных слоев в городской думе и росту числа богатых в думах приблизительно в 3 раза. Новое Городовое положение (1892) значительно поднимало планку имущественного ценза для городских избирателей. Благодаря чему от выборов в городские органы местного самоуправления были отстранены как представители малого бизнеса, так и часть средней буржуазии.

И земская, и городская контрреформы проводились с целью ограничения полномочий либеральных органов местного самоуправления, усиления в них влияния консервативного дворянства, ужесточения контроля со стороны губернских и правительственных чиновников.

Судебная контрреформа

По закону «Об изменении постановлений о присяжных заседа­телях» (12 июня 1884) чиновникам МВД было дано большие полномочий в формировании состава присяжных заседате­лей, ограничивалось право отвода, было сокращено количество присяжных в провинции.

После убийства народниками-террористами генерала Мезенцева, который возглавлял жандармское управление, приняли закон, изменивший подсудность дел о государственных преступлениях. Их передавали под юрисдикцию военных судов. Дела о вооруженных сопротивлениях властям, нападениях на полицейских чинов и других должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей передавались в военно-окружные суды.

Указом императора от 20 мая 1885 года вводилось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, получившее право смещать или перемещать судей на нижестоящую должность. Предложения о такого рода мерах воздействия на судей готовило министерство юстиции.

1887 год, февраль – появился указ, который давал возможность любое дело по усмотрению начальства объявлять секретным, и судебное заседание должно было проходить в закрытом режиме.

Согласно закону «Об изменении правил составления списков присяжных заседате­лей» (28 апреля 1887) губернатор мог исклю­чить любого из списков присяжных (без объяснения причины), увеличивался имущественный и образовательный ценз для присяжных. Любые политические дела выводились из рассмотрения суда присяжных.

1889 год – были ограничены правомочия присяжных заседателей, а в 1891 году – открытость гражданского суда.

1892 год – из за роста революционного, в том числе рабочего движения был утвержден закон «О военном положении», который позволял вводить особый режим в местностях, «опасных в революционном отношении». Согласно закону министр внутренних дел, генерал-губернаторы наделялись чрезвычайными полномочиями. За сопротивление властям по законам военного положения была введена смертная казнь через повешение.

Контрреформы в образовании и печати

Был ужесточен контроль над вузами. Университетский устав 1884 года по сути упразднил автономию университетов. Ректора и профессоров назначало правительство. Плату за обучение увеличили в 2 раза. Создали особую инспекцию, осуществлявшую надзор за студентами.

1887 год – приняли так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», согласно которого не рекомендовалось принимать в гимназии детей из недворянских семей, открытым текстом было сказано о запрете принимать в гимназию «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Ужесточилась цензура. Все радикальные и ряд либеральных изданий закрыли.

1881 год, август – издание «Положения об усиленной и чрезвычайной охране», давало областным и губернским властям право вводить на неопределенный срок режим чрезвычайного управления. Местным властям было дано право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5-ти лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.

1882 год – согласно «Временным прави­лам о печати», выход лю­бого периодического издания могли прекратить в случае если оно признавалось антигосударственной направленности. Такое решение могла принимать специальная правительственная комиссия (министры народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер-прокурор святейшего Синода).

Итоги

Ряд “контрреформ” в значительной степени исказил результаты преобразований, осуществленных Александром 2 в 1860—1870-х годах. Усилилась роль полиции, местной и центральной администрации, был установлен жесткий надзор за органами земского и городского самоуправления, были стеснены права университетов, усилилась цензура.

Таким образом, в рассматриваемый период наблюдался отход от основных целей и принципов реформ 60-70-х годов. Проведенные контрреформы Александра 3 только на время стабилизировали социально-политическую обстановку в государстве. Власти не смогли выполнить программу контрреформ в полном объеме. В обществе все больше нарастало недовольство политикой императора. Уже с середины 1890-х гг. начался подъем революционного движения.

 

 


 

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

33. Контрреформы Александра III

После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию — не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

studfiles.net

Контрреформы Александра III

ПЛАН:

1. Вступление

2. Личность Александра III

3. Новая политика императора – охранительная

4. Контрреформы Александра III:

1. Земство

2. Городское самоуправление

3. Суд

4. Образование

5. Печать

5. Заключение

6. Список использованной литературы

Правление императора Александра III (1881-1894) стало своего рода

исторической паузой – временем осмысления великих преобразований прежнего

царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому

натиску предшествующего столетия. В исторической науке это время получило

название контрреформ.

Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на

пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства.

Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только

реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия.

Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в

социально-экономической и политической областях. Высшие органы

государственной власти, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне

процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление

сохранить самодержавие. И в этом была угроза самим реформам. И, наконец,

механизм реализации реформ был слаб, тогда как феодальная государственность

сильна.

Александр III стремился сохранить существующий порядок, укрепить

позиции дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора

носила консервативный, охранительный характер, не исключающий, однако,

защиту интересов русского промышленного и торгового капитала.

Царствование Александра III было противоречивым: политическая реакция

сочеталась с большими экономическими достижениями. Это было чревато

потрясениями в будущем. Нельзя все же не отметить, что время этого

царствования было одним из самых мирных и стабильных в истории России.

Мероприятия правительства Александра III заключались в пересмотре

многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни, как

земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

Личность Александра III

1 марта 1881 года, после убийства террористами императора Александра

II, на престол вступил его сын Александр III. Александр III короновался 15

марта 1881 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Царствование сына совершенно не походило на правление отца, которого

Александр III ничем не напоминал даже внешне. Покойный государь был красив,

обладал изысканными манерами, природной добротой и мягкостью в личных

отношениях. Новый император, по воспоминаниям крупного политического

деятеля С.Ю.Витте, «походил на большого русского мужика из центральных

губерний, ему больше всего подошёл был костюм: полушубок, поддёвка и лапти…

он не был красив, по манерам был скорее более или менее медвежатый; был

очень большого роста, причём при всей своей комплекции он не был особенно

силён и мускулист, а скорее был несколько толст и жирен»

Александр Александрович ни в детстве, ни в ранней юности не

рассчитывал на российскую корону. Законный наследник престола – его старший

брат Николай Александрович – скончался на 22-м году жизни от туберкулёза (в

некоторых источниках – от чахотки) Александр Александрович стал цесаревичем

в 20-летнем возрасте, т.е. будучи уже вполне сформировавшимся человеком.

В отличие от отца Александр III не был храбрым человеком. Боясь

покушений, он удалился в Гатчину, во дворец своего прадеда Павла I ,

спланированный как старинный замок, окруженный рвами и защищенный

сторожевыми башнями (за что получил прозвище “Гатчинский пленник”.)

Выросший в офицерской среде, Александр не получил образования которое

подобает иметь будущему императору. Оставляли желать лучшего и особенности

воспитания юноши. Александр III был надменным и грубым, к людям он

относился как к подчиненным ему солдатам. В своё время у его отца были

великолепные наставники, в том числе и известный русский поэт

В.А.Жуковский, стремившийся к тому, чтобы из его питомца вырос всесторонне

образованный, гуманный государь, заботящийся о благоденствии народа.

Духовным наставником Александра III был теоретик самодержавия, обер-

прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, который первое время после

восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в

правительстве.

«Император Александр III, — писал Витте, — был совершенно

обыкновенного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего, ниже средних

способностей, ниже среднего образования…» Недостатки, впрочем, своеобразно

возмещались упрямством, а также силой и твёрдостью его характера. Эти

качества дали о себе знать в первые же месяцы правления.

В мощной фигуре Александра III присутствовала самодержавная

царственность. Физически он был чрезвычайно силен: ломал подковы, гнул

серебряные рубли. Характер был у него спокойный, уравновешенный, очень

твердый, в редких случаях он колебался. И все же для государственного

деятеля важнее ум и образованность, недостаток которых отмечает

С. Ю. Витте – апологет самодержавия, заподозрить которого в сокрытии правды

о царе очень трудно.

Казалось бы, данных успешно руководить Россией у царя было не так

много.

Однако Александр III имел одно необычное для русских императоров свойство:

он не завидовал чужому уму, приближал к себе и ставил на важнейшие

государственные посты талантливых, неординарных людей (например, министры

финансов Н.Х. Бунге (с 1881 по 1886 гг.), И.А. Вышнеградский (с 1888 по

studfiles.net

35. Контрреформы Александра III

Главная » Общенаучные дисциплины » История » 35. Контрреформы Александра III

Новый курс у либеральных историков конца XIX – начала XX в. получил название «контрреформ», т.е. преобразований, направленных против Великих реформ 1860 – 1870-х гг., призванных вернуть дореформенные порядки. Контрреформы – крестьянская, земская, городская, судебная, образовательная. Смысл их заключался в «исправлении» реформ Александра II, то есть представлял собой попытку повернуть Россию вспять, к дореформенному бытию, опираясь при этом на дворянские верхи против народных масс.


4. Контрреформы Александра III

 

4.1 Образование

Новый министр народного образования И.Д. Делянов делал все возможное, чтобы ограничить само «народное образование». Получив поддержку Делянова, обер-прокурор Синода Победоносцев по правилам 13 июня 1884 г. подчинил церковному ведению «школы грамоты» — низшие начальные учебные заведения. Победоносцев неоднократно замахивался и на земские школы, но у правительства хватило все же мудрости оставить их в покое. Здесь необходимо вспомнить, что земская школа – школа, существовавшая при земских органах самоуправления, — была по качеству обучения и по материальному обеспечению лучшей в России начальной школой, в то время как церковноприходские школы часто влачили самое жалкое существование. Передача земской школы в ведение Святейшего Синода могло похоронить систему начального образования для простого народа.

Другая мера коснулась гимназий. Министр внутренних дел Толстой еще в бытность свою главой народного образования сделал немало, чтобы ввести классическое образование и становить между гимназическим начальством и учениками полицейские отношения. Однако доступ в гимназии (хотя бы теоретически) по-прежнему оставался открыт даже для выходцев из самых низов. Делянов быстро восполнил «пробелы», оставленные его предшественниками. 5 июня 1887 г. был издан циркуляр, печально известный как «Циркуляр о кухаркиных детях». Им предписывалось ограничить доступ в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». «Каждый сверчок знай свой шесток» — так расценила общественность «заботу» правительства об образовании народа. Само же правительство исходило из убеждения, что для народа образование «сверх меры» не только не полезно, но и вредно и способно «развратить» подрастающее поколение.

Толстой и Делянов убедили императора, что следует вплотную заняться и университетами, где угнездилась «революционная зараза». 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, который уничтожил традиционное для всего образованного мира университетское самоуправление. И преподаватели, и студенты попали в зависимость от чиновников – попечителей учебных округов. Хуже всего пришлось студентам. Они не только лишились возможности слушать лекции прекрасных профессоров, которые покинули университеты, но и вынуждены были платить намного больше за свое обучение, а поступление в университет и получение стипендии определялись главным образом политической благонадежностью. В случае неповиновения начальству студент быстро оказывался за стенами университета и по всеобщей воинской повинности его ждала служба в армии в качестве рядового. Тогда же в России была введена обязательная форма для студентов. Форма была красивой, нравилась девушкам-гимназисткам, демонстрировала принадлежность молодого человека к престижной социальной группе. Но введение ее диктовалось чисто утилитарными соображениями: при каких-либо «сборищах», митингах, уличных беспорядках по форме очень легко было отличить студента в толпе людей.

Университетский устав 1884 года похоронил автономию университетов, введенную Александром II, и отдал всю внутривузовскую жизнь под контроль правительственных чиновников. Согласно этому уставу, политически неблагонадежные, хотя бы и с мировым именем, ученые изгонялись из университетов (как это случилось, например, с М.М. Ковалевским, С.А. Муромцевым, В.И. Семевским, В.С. Соловьевым, Ф.Г. Мищенко, И.И. Дитятиным, О.Ф. Миллером, Ф.Ф. Эрисманом), либо их выживали (как Д.И. Менделеева, И.И. Мечникова, А.С. Пескова).

 

4.2 Печать

 

С особенной строгостью применялись к журналам и газетам, в особенности в первые годы толстовского режима, все те драконовские меры, которые устанавливались и новым и прежним законодательством о печати. Так, на органы-печати сыпались такие кары, как лишение права печатать объявления, как многочисленные предостережения, которые вели в конце концов к приостановке и затем, по новому закону, к отдаче под предварительную цензуру, как лишение права розничной продажи, что больно било газеты в экономическом отношении. Очень скоро применен был и новый способ окончательного прекращения журнала по решению четырех министров: именно таким образом были прекращены «Отечественные записки» с января 1884 г. и некоторые другие либеральные органы печати того времени.

В конце толстовского режима, именно в 80-х годах, в последние два-три года жизни Толстого число таких кар значительно уменьшилось, и можно было, как замечает К.К.Арсеньев, даже подумать, что это являлось симптомом смягчения режима; но такое уменьшение числа кар на деле, как объясняет тот же историк цензуры, зависело от того, что не на кого и не за что было их налагать, так как значительное число либеральных зависимых органов печати было или совершенно прекращено, или поставлено в такое положение, что они не смели пикнуть, и в случаях сомнения сами редакторы наперед объяснялись с цензорами и выторговывали себе ту небольшую область свободы, которая им представлялась самою цензурою. В таких обстоятельствах выжили в этот трудный момент лишь немногие из либеральных органов печати, как, например, «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости», которые, впрочем, постоянно чувствовали над собой дамоклов меч, и их существование висело также все это время на ниточке.

 

4.3 Суд

Не отвечал представлениям правительства о сильной центральной власти и независимый суд, учрежденный уставами 1864 г. «Судебная республика», по определению М.Н. Каткова, или «безобразие судов», как считал сам государь, были для либерального общества символом общественной и частной независимости. Правительство не устраивала «непокорность» судов, случаи, когда судебные учреждения, даже вопреки законам, выгораживали государственных преступников (как в нашумевшем случае с революционеркой В.З асулич, совершившей покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и при очевидной уголовной квалификации ее деяния оправданной судом присяжных в 1878 г.). Более всего раздражал администрацию тот дух свободы, который царил в новом суде. Но ни прежний министр юстиции Д.Н. Набоков, ни новый (с1885 г.) министр А.Н. Манасеин не провели судебной контрреформы по примеру земской и городской, так как понимали, что без эффективного суда невозможно само существование государства. Суд эпохи «Великих реформ» подвергся только частичным ограничениям: везде, за исключением шести крупных годов и столиц, был упразднен мировой суд (впрочем, его эффективность и так оставляла желать лучшего), ограничивалась гласность судебного процесса, повышался ценз для присяжных, из ведения общих судов изъяли политические дела, Сенат получил более реальные права увольнять с должности судей-правонарушителей.

4.4 Крестьянство

 

На первом плане стоял вопрос об облегчении положения тех крестьян, которые уже раньше перешли на выкуп, т.е. вопрос о понижении выкупных платежей. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи.

Был разработан и проведен ряд мер, направленных к борьбе с крестьянским малоземельем. В этом отношении следует указать три главные меры: во-первых, учреждение Крестьянского банка, при помощи которого крестьяне могли бы иметь дешевый кредит для покупки земель; во-вторых, облегчение аренды казенных земель и оброчных статей, которые отдавались или могли отдаваться в аренду, и, наконец, в-третьих, урегулирование поселений.

учшили благосостояния крестьянского населения.

4.5 Земская и городская контрреформы 

контрреформа в сфере местного управления и суда привели к усилению контроля над выборной властью со стороны государства, увеличению в них дворянского представительства, нарушению принципов выборности и всесословности в их деятельности.

В целом эпоха контрреформ не привела к принципиальным политическим и социальным изменениям. Меры, направленные на слом установившейся после реформ Александра II общественной структуры, не отличались последовательностью, их продворянский характер противоречил ходу экономического развития. В конечном счете они создавали обманчивое впечатление незыблемости самодержавного строя.


it-iatu.ru

Контрреформы Александра III. — ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Поделись с друзьями

Цареубийство 1 марта 1881г. первоначально вызвало в правящих кругах панику и растерянность. Александр III даже назначил регента на случай собственной гибели — своего брата Владимира. Но ни революции, ни антиправительственных выступлений не последовало, а силы народовольцев были исчерпаны: К середине марта полиция арестовала всех участников убийства Александра II.

Суд над народовольцами, убийцами Александра II продемонстрировал поворот общественного мнения от либеральных иллюзий к требованию «сильной руки» и жестких полицейских мер. 3 апреля 1881г. пятеро народовольцев (А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов, Н. И. Рысаков) были публично повешены.

Вскоре Александр III в письме брату Владимиру сформулировал свое политическое кредо так: «Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти, которую нахожу нужной и полезной для России».

29 апреля 1881г. был издан манифест «О незыблемости самодержавия», составленный Победоносцевым. Манифест хоронил надежды либералов на конституционные изменения государственного строя; В нем провозглашалось намерение «утверждать и охранять» самодержавную власть от «всяких на нее поползновений». На следующий же день в знак протеста начали подавать в отставку министры-либералы прежнего царствования — М. Т. Лорис-Меликов, министр финансов А. А. Абаза, военный министр Д. А. Милютин. Был отстранен от дел руководитель морского ведомства великий князь Константин Николаевич. 

14 августа 1881г. Александр III утвердил положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Введенное сроком на три года, оно регулярно возобновлялось вплоть до 1917г. Согласно этому акту, любая местность могла быть объявлена на положении «усиленной или чрезвычайной охраны», если «для охранения порядка» применения действующего законодательства было недостаточно. Министру внутренних дел и губернским властям предоставлялось право арестовывать, предавать военному суду и административной высылке, объявлять закрытые судебные процессы, закрывать учебные заведения и предприятия, запрещать выпуск газет и т. д.

Значительно увеличилась численность корпуса жандармов. Повсеместно создавались секретно-розыскные отделения по охране общественной безопасности и порядка, в работе которых использовались филеры, тайные агенты и провокаторы.

Концепция нового политического курса окончательно сложилась к середине 80-х гг. и заключалась в провозглашении незыблемости самодержавия, недопустимости каких-либо политических преобразований существующего правления, в централизации власти и ограничении прав местного самоуправления, «полной неприкосновенности» прав дворянства.

Воинствующий национализм и русификация окраин. Национальная политика Александра Ш в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам определялась буквально понятым православным патриотизмом и стремлением добиться слияния всех подданных Российской империи в единую нацию. Сам глубоко религиозный император и его ближайшее окружение, опираясь на православно-славянофильские идеи, стремились укрепить самодержавие, осуществляя с 80-х гг. бюрократическими методами политику воинствующего великодержавного национализма, насильственной русификации и утверждения православия.

Эта политика особенно ярко проявилась в отношении Царства Польского и Финляндии. В Финляндии в конце 80-х — начале 90-х гг. была упразднена самостоятельность финляндского почтового ведомства, введен обязательный прием русской монеты, преобразован Сенат в целях ослабления его политического значения.

В Польше усиленно насаждался русский язык в школе. В 1885г. был закрыт Польский банк. Вся деятельность администрации была направлена на превращение Царства Польского в Привисленский край.

В прибалтийских губерниях в конце 80-х гг. местные судебные и административно-полицейские учреждения были заменены общеимперскими, начал активно внедряться русский язык, что объективно ослабляло позиции немецкого дворянства, снижая его влияние на местное население (латышей и эстонцев). Вместе с тем в 1883г. небывалый размах приобрело в Прибалтике обращение населения в православие. Всего за период правления Александра III из лютеранства в православие перешло более 37 тыс. человек.

Дискриминации подверглась национальная культура украинцев и белорусов, их языки были запрещены к употреблению. Подверглась гонениям униатская церковь.

В течение царствования Александра III в православие было обращено более 8,5 тыс. мусульман и более 50 тыс. язычников.

Политика преследований и ограничений проводилась в отношении евреев. В мае 1882г. были изданы «Временные правила», запрещавшие евреям селиться вне городов и местечек, за исключением существующих земледельческих колоний, что должно было, с одной стороны, ослабить волну антиеврейских выступлений, прокатившуюся в 1881г. по западным губерниям и Польше, а с другой — ограничить места проживания евреев «чертой оседлости». Евреи лишались права приобретать имущество в сельских местностях. В 1887г. циркуляром министра народного просвещения Делянова была установлена процентная норма приема евреев в средние и высшие учебные заведения: 10% — в «черте оседлости», 5% — вне ее и 3% — в столицах. В 1891 — 1892 гг. специальными законами было ограничено проживание евреев в Москве и Московской губернии и выселено около 20 тыс. человек.

Разработка и проведение политики контрреформ. С июня 1882г. до конца 1885г. происходит установление нового курса и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства как опоры самодержавия.

Император и его ближайшее окружение избрали тактику постепенной и последовательной ликвидации установлений предыдущего царствования. Первым детищем нового правительственного курса стал университетский устав 1884г. Он фактически уничтожил автономию университетов. Ректор, деканы и профессора отныне назначались, при этом учитывались не ученые заслуги, а «религиозно-нравственное и патриотическое направление». Были резко ограничены права ученых коллегий, уничтожен университетский суд. Вся университетская жизнь ставилась под надзор попечителя учебного округа и министра. Вводилась система государственных экзаменов и оплата студентами права посещения лекций и практических занятий. Значительно возросла власть инспектора  студентов, соединявшая в себе судебную и административную функции.

Основная работа по созданию проектов контрреформ сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, а главным разработчиком стал правитель канцелярии министерства, бывший уездный предводитель дворянства А. Д. Пазухин.

К осени 1886г. был готов проект земской контрреформы. Важным шагом в ее осуществлении стало принятие 12 июля 1889г. закона о земских участковых начальниках. При его обсуждении в Государственном совете против этого закона высказалось подавляющее большинство, но Александр III вновь поддержал меньшинство. Земские начальники назначались министром внутренних дел из числа потомственных дворян и должны были заменить институт мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Они утверждали и смещали должностных лиц крестьянской администрации, без суда налагали штрафы и подвергали крестьян аресту. Закон о земских начальниках увеличивал правительственную опеку над крестьянами, подчинял их административной и судебной власти дворян.

Следующим шагом было принятие 12 июня 1890г. «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», установившего сословный принцип выборов в земства и усиливший правительственный контроль за их деятельностью. Первая курия отныне включала только дворян, имущественный ценз для них был уменьшен, а число гласных увеличено. Для городской курии ценз был повышен. А крестьяне лишались выборного представительства: губернатор сам назначал крестьянских гласных из числа избранных крестьянами кандидатов. Постановление земства могло быть отменено губернатором, если он считал его «нецелесообразным».

Вместе с тем, встретив неприятие проекта земского положения в Государственном совете, Александр III счел преждевременным окончательную ликвидацию выборности и всесословности земских учреждений.

Вслед за земской контрреформой на повестку дня был поставлен вопрос о городском самоуправлении, «нелепость» которого, как заметил Александр III, «давно осознана правительством». «Городовое положение» 11 июня 1892г. значительно ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления, усиливало права администрации. Городской голова и члены городской управы объявлялись государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль администрации.

Судебные преобразования. Настойчивыми, но осторожными были действия Александра III против «судебной республики» — судебных установлений 1864г. Последовательно ограничивалась сфера компетенции судов. Продолжалось наступление на гласность судопроизводства. В дополнение к ограничению гласности по политическим процессам,  введенному уже в 70-е гг., закон 12февраля 1887г. предоставил министрам внутренних дел и юстиции право объявлять закрытыми заседания суда. В апреле 1887г. был повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что ставило препятствия к демократизации их состава. По закону 7 июля 1889г. из ведения суда присяжных изымались наиболее значительные дела. Серьезный удар по судебным уставам нанесла ликвидация мировых судов в связи с введением института земских начальников в 1889г.

В целом принятые меры не ликвидировали основные принципы  судебной  реформы несменяемость судей, гласность и суд присяжных.

Политика в области цензуры в 80-х т начале 90-х гг. была направлена на искоренение инакомыслия даже в самой умеренной форме.

«Временные правила о печати» 27 августа 1882г. предоставили право министерствам просвещения, внутренних дел и Синоду закрывать газеты и журналы «вредного направления». Издания, получившие «предостережение», должны были проходить предварительную цензуру. Большое распространение получила практика издания специальных циркуляров, которые ограничивали круг тем, разрешенных для освещения в прессе.

Цензурным запретам подвергалась и непериодическая печать: за все время правления Александра III было запрещено 72 книги, среди них произведения Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова. Цензурные комитеты накладывали запрет на издание рукописей на украинском языке, на ввоз в Россию из-за границы ряда книг и журналов.

Значительное внимание уделялось цензурой драматическим произведениям: из почти 4 тыс. рассмотренных цензорами русских пьес за 1882—1891 гг. было запрещено к постановке более 1300.

Активно вмешивалось цензурное ведомство в работу библиотек. С 1884г. вводится чистка библиотечных фондов: на основании специальных списков производится изъятие книг и журналов.

students-library.com

Контрреформы Александра III.


⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7

Контрреформы в области управления.

Центральное управление.

Отклонен проект «конституции Лорис-Меликова»

В первые месяцы царствования Александр III проводил политику лавирования между двумя противостоящими политическими группировками – «либеральной» (М.Т.Лорис-Меликов, А.А.Абаза, Д.А.Милютин) и «охранительной» (К.П.Победоносцев) – Александр III склонился в пользу последней. Уже в марте был «похоронен» конституционный проект министра внутренних дел М.Т.Лорис-Меликова, предполагавший введение общероссийского представительного органа.

В опубликованном 29 апреля 1881 г. царском манифесте заявлялось о решимости «стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину самодержавной власти», которую император призван «утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений».

Формулировались основные принципы внешней и внутренней политики: сохранять порядок и крепкую власть, соблюдать справедливость и экономию, возвратится к исконно русским началам и повсеместно обеспечивать исконно русские интересы.

Местное самоуправление:

1. Земская контрреформа:

Новое «положение о губернских и уездных земских учреждениях» (1890): Изменения в земской избирательной системе. Увеличение числа депутатов от дворян и их сокращение от других сословий.

Уменьшение прав земств, увеличение представительства в них дворян и уменьшение представительства горожан и крестьян. Духовенство лишалось избирательных прав: — по 1 курии – только дворяне-помещики, увеличение гласных, снижение имущественного ценза, — по 2 курии – уменьшение гласных, увеличение имущественного ценза, — по 3 курии – уменьшение гласных; крестьянские выборщики теперь только предлагали кандидатов, а гласных назначал губернатор.

2. Назначение земских начальников вместо мировых посредников:

Назначение земских начальников вместо мировых посредников (1889 г.) для осуществления административных и судебно-полицейских функций на селе.

В уездах создавалось по 4-5 мировых участков во главе с мировыми начальниками, которые назначались из дворян при соответствии имущественному цензу. Мировые начальники подчинялись уездному съезду мировых начальников.

3. Городская контрреформа:

Новое «Городовое положение» (1892): изменение в городской избирательной системе, отстранение от выборов мелких собственников ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе.

Увеличение избирательного имущественного ценза для мелких городских собственников; – превращение городских голов и членов управ в чиновников.

Судебная контрреформа.

Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы:

1. Положение о мерах к охранению гос.порядка и общественного спокойствия» (1884) – чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением: Созданы охранные отделения; вводился политический сыск.

2. Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887)

3. Ликвидированы мировые суды(1889)

4. Записка обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева: — Запретить гласность процессов, — Обуздать «адвокатский произвол», — Отказаться от присяжных заседателей, т.к. это «служит к гибельной деморализации общественной совести и к извращению существенных целей правосудия»:

· Введение губернатором военно-полевого суда вместо суда присяжных.

· Упразднение мирового суда и передача его функций земским начальникам.

· Ограничение гласности процесса и прав адвокатов.

 

Контрреформы в области печати и образования.

Введение дополнительных ограничений в сфере печати и образования:

1. «Новый университетский устав» (1884) – ликвидация автономии университетов.

2. Циркуляр «о кухаркиных детях» (1887): ограничение для поступления в гимназии детей низших сословий — о запрещении принимать в гимназии и прогимназии детей простолюдинов (лакеев, кучеров, кухарок и т.д.) и об исключении уже принятых из учебных заведений, т.к. предполагалось, что выведенные из своей социальной среды, простолюдины становятся недовольны своим бытом и озлоблены имущественным неравенством.

3. Новые «Временные правила о печати» (1882) – любой печатный орган можно закрыть (не только Министерство иностранных дел, но и обер-прокурор Синода)

4. Цензура ужесточилась.

Вывод: Проводимые в «жизненных интересах народа» контрреформы оказались бессильными. Земская контрреформа не остановила земского движения, но настроила значительную часть земцев против самодержавия. Увеличенный избирательный ценз при проведении городской реформы стал ещё одним стимулом для деловых людей, чтобы задуматься о повышении уровня своих доходов. Это в свою очередь способствовало развитию городской экономики, усилению городской буржуазии, требующей от самодержавия предоставления ей всё новых и новых прав.

Контрреформы в сфере образования также дали результат, прямо противоположный ожидаемому: в университетах усилился дух свободомыслия. Не имели успеха и мероприятия правительства в области печати: количество изданий в России год от года увеличивалось.

Однако в последние годы ХIХ в. самодержавие находилось в зените, территория империи увеличивалась за счёт завершившегося присоединения среднеазиатских земель, международное положении России упрочилось, а внутренний мир, всё же поддерживался.

Вопрос № 41.

Соц.-эк. Развитие России во второй половине XIX в.

Во второй половине XIX века продолжалось складывание территории Российской империи (присоединение Средней Азии). К 1897 численность населения составляла 128 млн. жителей, преобладали сельские жители, но росло и число горожан.

Особенности экономики и соц. структуры:

· Развитие определялось ходом и условиями крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм — господствующий способ производства.

· Характерна многоукладность экономики.

· Сложились разные диспозиции: бурный рост промышленности и застой с сельском хоз-ве.

· Привлечение иностранного капитала в виде инвестиций.

· Характерна модернизация «второго типа» — догоняющая.

· Господствовал аграрный сектор.

При Александре II – Рейтерн – министр финансов с 1862-1878. Его программа – основной курс:

· Поддерка и финансирование строительства ЖД

· Новые отрасли тяжёлой промышленности

· Создание кредитной системы с участием коммерческих банков

· Займы за рубежом

· Главный финансовый партнер – Франция.

Бунге (1881-1886) и Вышеградский (1887-1892) – следующие министры финансов:

· Политика, стимулирующая привлечение инвестиций

· Усилилась политика таможенного протекционизма

· Посевные площади увеличились на 40%

· Производство технических культур

· На 20% выросла урожайность

Промышленность:

· Количественный рост в тяжёлой промышленности

· К концу XIX века Россия производит третью часть чугуна

· Металлообработка, нефтедобыча

· Ведущая роль – лёгкая промышленность: текстиль, хлоплачтобумажное производство и др.

· Развивались новые отрасли: угольная, химическая и др.

· Объем продукции вырос в 7 раз

· Слабо развито отечественное машиностроение

Транспорт и развитие торговли:

· «Железнодорожная горячка» (строительство) дополнительно стимулировала тяжёлую промышленность

· Выделялись концессии и пособия

· К 1900 построено 48 тыс вёрст ЖД

· Торговля многократно возросла: крупная в 3 раза, мелкая – в 17 раз

· Экспорт повысился в з раза: больше всего было вывоз хлеба (зерна) -25%, остальное – нефть, металл, ткани, сахар

· Импорт – хлопок, чай и др.

· Наладились партнерские отношения с Германией

Финансы:

· Укрепилась система

· 1860 – создание Государственного банка

· Инвестиции от Франции, Бельгии, Англии, Германии

· 1897 –финансовая реформа С.Ю. Витте – рубль пришел к золотому эквиваленту

Социальный строй:

· Каждое сословие обладало своими чётко зафиксированными привилегиями и ограничениями

· Две новые соц.группы: буржуазия и пролетариат

· Дворяне занимали господствующее положение

· В 1897 впервые введено нормирование рабочего дня – 11,5 часов.

Вопрос № 42

Основные направления и итоги внешней политики России 19в.

 

На рубеже ХVIII-ХIХ вв. четко определились два направления во внешней политике России:

1) ближневосточное — борьба за укрепление своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах.

2) европейское — участие России в коалиционных войнах против наполеоновской Франции.

 

1801г. В состав России вошла восточная Грузия, а в 1804г. западная Грузия.

1804-1813гг. Война между Россией и Ираном. Гюллистанский мирный договор. Разрешено иметь флот в Каспийском море. Северный Азербайджан и Дагестан присоединены.

1806-1812г. Русско-Турецкая война. Бухарестский мир. К России отошла Бессарабия.

1808-1809гг Русско-шведская война. Фридрихсгамский мирный договор. Финляндия вошла в состав России, но с независимостью.

1826-1828гг Война с Ираном. Туркманчайский мирный договор. Восточная Армения присоединена к России + 20 млн. контрибуции.

1828-1829 — восстание против Турции. 30 мая 1829 русская армия разгромила турков. Адрианопольский мир. К России отошло устье Дуная, восточное побережье Черного моря, Турция открыла проливы.

1817-1864 Кавказская война.
1853-1856 Крымская война.
Причины:

1. России надо было расширить влияние на Балканах.
2. Взять проливы Босфор и Дарданеллы под свой контроль.
3. Обеспечить безопасность южным границам.

Россия проигрывает войну. 1856г. Парижский мир.

Условие: Севастополь вернули России, Россия вернула Карс, Черное море объявлено нейтральным, запрещено иметь флот.

1870-1871 отменен запрет России иметь Черноморский флот.
1873г. создание «Союза трех императоров»
1877-1878 русско-турецкая война. Сан-Стефанский мирный договор. Россия получила Карс, Батуми.

 

К началу XIX в. под властью Наполеона находилась почти вся Центральная и Южная Европа. Агрессивные действия Наполеона объединили против него европейских монархов.

1) 1805 г. Коалиция Англия, Австрия, Швеция, Неаполь, Россия.
20 ноября 1805 союзные войска потерпели поражение под Аустерлицем

2) 1806-1807 Коалиция Англия, Швеция, Саксония, Пруссия, Россия

1807г. 25 июня между Францией и Россией Тильзитский мир на р. Неман
Главное условие: Россия присоединяется к континентальной блокаде против Англии.
Условия были нарушены. В июне 1812г. начинается Отечественная Война.

Франция потерпела поражение.

25 декабря Александр I издает манифест об окончании войны.

1813-1814 заграничные походы с целью освободить Европу от Наполеона и усилить влияние России в Европе.
Октябрь 1813 «Битва народов» под Лейпцигом.
Май 1814. Парижский мир.

Сентябрь 1814 – июнь 1815 Венский конгресс. Герцогство Варшавское разделили между собой Россия, Пруссия, Австрия.

Создание «Священного союза». Россия – «жандарм Европы».

 

Дальний Восток.
1858г. 1ый договор с Китаем. Россия получает левый берег Амура, Уссурийский край общий.
1860г Пекинский пакт установил границы между Китаем и Россией.

1855г. Договор с Японией. Курильские острова за Россией. Сахалин общий. 1875г. Курильские острова переходят к Японии, к России Сахалин.

1867г. продажа Аляски Америке.

 

1891-1893 сближение России и Франции. Создание Антанты.
1896г. Россия и Китай заключают договор о строительстве КВЖД.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Контрреформы Александра III — Википедия

Контрреформы  — принятое в советской и постсоветской историографии обозначение мероприятий правительства Александра III, направленных на стабилизацию (консервацию) социально-политической жизни в Российской империи после либеральных реформ предыдущего царствования. Основным проводником этих мероприятий в жизнь было министерство внутренних дел во главе с графом Д. А. Толстым.

Предыстория

Император-реформатор Александр II погиб 1 марта 1881 года в результате террористического акта, организованного народовольцами. Политический ментор наследника престола, профессор К. П. Победоносцев, видел в этом логическое следствие либеральных реформ завершившегося царствования. Он писал своему воспитаннику[1]:

«Час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и себя, или никогда. Если будут Вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступать так называемому общественному мнению, — о, ради бога, не верьте, Ваше Величество, не слушайте. Это будет гибель, гибель России и Ваша: это ясно для меня, как день. <…> Безумные злодеи, погубившие Родителя Вашего, не удовлетворятся никакой уступкой и только рассвирепеют. Их можно унять, злое семя можно вырвать только борьбою с ними на живот и на смерть, железом и кровью. Новую политику надобно заявить немедленно и решительно. Надобно покончить разом, именно теперь, все разговоры о свободе печати, о своеволии сходок, о представительном собрании».

Под влиянием Победоносцева и вождя консервативно-охранительной партии М. Н. Каткова император Александр III отправил в отставку либерального «диктатора» М. Т. Лорис-Меликова и отверг предложенный им план политических преобразований (т. н. конституция Лорис-Меликова). Идеологическая программа нового царствования была изложена 29 апреля в манифесте «О незыблемости самодержавия», который составил Победоносцев.

Контрреформы

Пересмотр Крестьянской реформы

В 1880-е годы царская власть, как и при Николае I, видела свою опору в дворянском сословии и считало необходимым укрепить его пошатнувшееся за годы реформ положение. Этим объясняется всемерная поддержка помещичьих хозяйств, которые стали «оскудевать» вследствие отмены крепостного права. Для субсидирования последних в 1885 году создается Дворянский банк. Принимаются меры по усилению власти поместного дворянства за счет крестьянства, закрепляющие патриархальный строй на селе. Усложняются земельные переделы и семейные разделы, что блокирует выход крестьян из общины.

Этими мерами правительство желало затормозить распад патриархальной семьи, но законы лишь усилили социальное напряжение на селе: отныне «крестьянину трудно было проявить хозяйственную инициативу, чтобы выпутаться из растущей нищеты»[2].

Пересмотр Судебной реформы

Пересмотр судебной реформы 1864 года состоял в усложнении и бюрократизации судоустройства, упразднении института мировых судей в уездах, в сокращении компетенции суда присяжных. В сельской местности мировой суд был заменён произволом земских начальников. Кассационные жалобы отныне подавались в губернское присутствие, составленное главным образом из чиновников. Увеличены требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

Мировой суд в деревне упразднило Положение о земских участковых начальниках (1889). Эти чиновники из числа поместного дворянства осуществляли всю полноту административной и судебной власти, отменяли решения сельских и волостных сходов, штрафовали их участников, могли арестовать старосту. Подчинялись они напрямую предводителям дворянства.

Пересмотр Образовательной реформы

Образовательной реформе Александра II было противопоставлено усиление контроля над средней школой со стороны государства и церковных властей. Циркуляр о «кухаркиных детях» закрывал дорогу в гимназии для детей мелких лавочников, лакеев, прачек и т. п. Начальные школы передавались напрямую в ведение Святейшего Синода. Университетский устав 1884 года положил конец университетской автономии и развитию женского высшего образования. Выросла плата за обучение.

Усиление цензуры было оформлено изданием в 1882 году «Временных правил о печати». Любое неугодное издание отныне могло быть закрыто как решением министра внутренних дел, так и обер-прокурора Синода.

Пересмотр Земской реформы

Земская контрреформа 1890 года была направлена на усиление правительственного контроля над земством. Имущественный ценз для горожан повышался, а для помещиков — понижался. В результате лишались избирательных прав ремесленники и мелкие торговцы[3]. Утверждение крестьянских гласных было передано в руки губернаторов. Эти мероприятия своей цели не достигли, ибо не смогли подорвать позиции «третьего элемента» как основной силы земского движения[2].

Полицейские меры

Усилению административно-полицейского давления также способствовало издание в августе 1881 года «Положения об усиленной и чрезвычайной охране», которое давало областным и губернским властям право вводить на неопределенный срок режим чрезвычайного управления. В период действия режима существовала возможность высылки нежелательных лиц, закрытия учебных заведений и средств массовой информации, передачи гражданского судопроизводства военным судам. При министре внутренних дел было организовано Особое совещание, которое во внесудебном порядке могло ссылать подозрительных личностей либо держать их под арестом до 5 лет.

В 1892 г. изданы «Правила о местностях, состоящих на военном положении», которым регламентирован режим военного положения, предусматривавший передачу власти от гражданских к военным органам, широкое применение военной юстиции. Издавались также нормативные акты, направленные на притеснение национальных меньшинств, из числа которых наиболее известны т. н. «Майские правила» 1882 года.

Результаты

Контрреформы Александра III, хотя и затормозили революционное движение в России, вместе с тем «заморозили» накопившиеся социальные противоречия и сделали обстановку в стране, особенно на селе, ещё более взрывоопасной[2]. Волна протестных выступлений пошла на убыль. Историк М. Н. Покровский указывал на «несомненный упадок революционного рабочего движения в середине 80-х годов», что, по его мнению, явилось результатом мер правительства Александра III[4].

Пошла на спад и террористическая активность. После убийства Александра II было лишь одно удавшееся покушение народовольцев в 1882 году на одесского прокурора Стрельникова, и одно неудавшееся в 1887 году на Александра III. После этого террористических актов в стране не было вплоть до начала XX века.

Примечания

  1. ↑ Письма Победоносцева к Александру III. М., 1925. — Т. I. — С. 315—317.
  2. 1 2 3 История России с начала XVIII до конца XIX века (под ред. А. Н. Сахарова). Институт Российской истории РАН, 1997. Стр. 437-440.
  3. ↑ Л. Г. Захарова. Земская контрреформа 1890 г. Изд-во МГУ, 1968.
  4. ↑ Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. / При участии Н. Никольского и В. Сторожева. М., 1911. Т. 5. Стр. 259.

Литература

wikipedia.green