Конституция рф кто принял: История Конституции Российской Федерации — РИА Новости, 01.07.2020

Содержание

День Конституции РФ. Что мы знаем об основном законе страны и празднике в его честь — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 декабря в России ежегодно отмечается памятная дата — День Конституции РФ. В 1993 году в этот день на всенародном голосовании был принят ныне действующий основной закон страны.

История праздника в СССР

В Советском Союзе День принятия Основного закона (Конституции) Союза ССР впервые был установлен декретом президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 3 августа 1923 года. Памятная дата была приурочена к утверждению первой Конституции СССР. Ее проект был одобрен и «немедленно введен в действие» решением ЦИК от 6 июля 1923 года. Окончательно Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II съездом Советов СССР.

19 сентября 1924 года президиум ЦИК СССР принял постановление, согласно которому День принятия Основного закона (Конституции) Союза ССР стали праздновать в первое воскресенье июля. 2 июля 1930 года «в связи с переходом предприятий и учреждений Союз ССР на непрерывную производственную неделю» праздник вновь был установлен на 6 июля, оставаясь при этом рабочим днем.

До 1936 года включительно День принятия Основного закона (Конституции) Союза ССР отмечался в июле.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принял новую конституцию страны, известную как «Сталинская», и объявил 5 декабря всенародным праздником. Он получил наименование «День Конституции СССР», или «День Сталинской Конституции СССР», и стал нерабочим днем. Празднование Дня Конституции СССР в декабре продолжалось до 1976 года включительно.

7 октября 1977 года внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новый основной закон Советского Союза, получивший неофициальное наименование «Конституция развитого социализма». В тот же день был подписан закон СССР «Об объявлении дня принятия Конституции (Основного закона) СССР всенародным праздником». В соответствии с ним ежегодное празднование Дня Конституции СССР было перенесено на 7 октября. Этот день был объявлен нерабочим и оставался таковым до конца 1991 года, до распада СССР. 25 сентября 1992 года была принята новая редакция 65-й статьи Кодекса законов о труде РСФСР о праздничных днях, согласно которой 7 октября перестал быть выходным.

Подготовка проекта конституции в 1990-1993 годах

12 июня 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом документе была провозглашена необходимость разработки нового основного закона. Вплоть до его принятия в России продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 года (с поправками).

Для работы над новым основным законом 16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов. Ее возглавил председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин (с июня 1991 года — президент республики), пост ответственного секретаря занял народный депутат, сопредседатель Социал-демократической партии России Олег Румянцев.

В течение 1990-1993 годов различными политическими и общественными группами изучалось около 20 вариантов основного закона. Однако к середине 1993 года официально рассматривались только два проекта. Первый (так называемый президентский) был разработан Сергеем Алексеевым, председателем совета Исследовательского центра частного права при президенте РФ, и Сергеем Шахраем, заместителем председателя правительства.

Второй проект был подготовлен Конституционной комиссией под руководством Олега Румянцева.

5 июня 1993 года в Москве по инициативе президента РФ Бориса Ельцина было созвано Конституционное совещание, которое утвердило окончательную редакцию основного закона. 15 октября того же года Борис Ельцин подписал указ о проведении всенародного голосования по проекту конституции 12 декабря 1993 года.

Всенародное голосование

В голосовании по проекту Конституции РФ приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 избирателей (54,81%). Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие основного закона. Против высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

Первая Конституция Российской Федерации вступила в силу в день официального опубликования 25 декабря 1993 года.

Она стала высшим нормативным правовым актом РФ, закрепляющим основы конституционного строя, государственного устройства, прав и свобод человека и гражданина и др.

Конституция РФ 1993 года

Конституция России состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов переходных и заключительных положений.

Согласно ст. 134, предлагать изменения в ее текст могут президент, члены палат Федерального собрания РФ, правительство, законодательные органы субъектов Федерации, а также группа сенаторов или депутатов численностью не менее одной пятой членов верхней или нижней палаты парламента. Поправки в основной закон могут быть внесены указом главы государства, федеральным конституционным законом или законом о поправке к конституции.

За всю историю действующей Конституции РФ было принято 16 законодательных актов, вносящих поправки в ее текст. Первым стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года о внесении изменений в ст. 65, где перечисляются субъекты Российской Федерации. Тогда речь шла о корректировке названий двух республик — Ингушетии и Северной Осетии — Алании. Впоследствии большинство поправок коснулось именно этой статьи в связи с переименованием и объединением субъектов Федерации, а также воссоединением Крыма и Севастополя с Россией.

Другим важнейшим изменением основного закона стало увеличение срока полномочий главы государства с четырех до шести лет, а депутатов Государственной думы — с четырех до пяти лет. Соответствующие поправки в ст. 81 и 96 были приняты 30 декабря 2008 года.

5 февраля 2014 года в Конституцию РФ была внесена поправка, связанная с ликвидацией Высшего арбитражного суда и передачей его полномочий Верховному суду РФ. Кроме того, были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре, он получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов РФ и др. 21 июля 2014 года президент получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.

Изменения 2020 года

15 января 2020 года в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил внести ряд изменений в действующую Конституцию РФ. 20 января 2020 года глава государства внес в Госдуму законопроект о поправке к Конституции РФ, получивший название «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Документ предусматривал 206 поправок к 42 статям основного закона РФ, в числе которых были положение о приоритете российской конституции над решениями межгосударственных органов, значительные изменения полномочий президента, палат Федерального собрания, Конституционного и Верховного судов и др.

11 марта закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации РФ. 13 марта документ поддержали законодательные собрания всех 85 регионов России. 14 марта закон подписал президент РФ Владимир Путин. 1 июня 2020 года глава государства своим указом назначил 1 июля датой общероссийского голосования по закону о поправке к Конституции РФ. В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой из-за распространения коронавирусной инфекции нового типа для граждан была предусмотрена возможность проголосовать в период с 25 по 30 июня, а в Москве и Нижегородской области введено дистанционное электронное голосование. 1 июля стало основным днем плебисцита. Всего в списки избирателей были включены 109 млн 190 тыс. 337 человек. В голосовании приняли участие 74 млн 114 тыс. 217 граждан РФ (67,97%). За предложенные главой государства изменения в Конституции РФ высказались 57 млн 747 тыс. 288 человек (77,92%), против — 15 млн 761 тыс. 978 (21,27%).

3 июля 2020 года Владимир Путин подписал указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками».

4 июля, после публикации обновленного основного закона, изменения в Конституции РФ вступили в силу.

День Конституции РФ

День Конституции Российской Федерации ежегодно отмечается 12 декабря. Государственный праздник был установлен указом первого президента России Бориса Ельцина от 19 сентября 1994 года, до 2004 года включительно являлся нерабочим днем.

С 1 января 2005 года, согласно поправкам в ст. 112 Трудового кодекса РФ от 29 декабря 2004 года, этот день вновь стал рабочим. 21 июля 2005 года День Конституции РФ был включен в перечень памятных дат России.

Накануне праздника в Кремле президент РФ вручает высшие государственные награды и премии. По всей стране проходят различные торжественные и культурные мероприятия, в частности уроки правоведения, тематические презентации и выставки в образовательных и культурных учреждениях, праздничные концерты и т.д. Юбилейные даты основного закона отмечаются более широко. В 2013 году к 20-летию Конституции РФ была объявлена амнистия.

Главархив — о том, как праздновали День Конституции в разное время

12 декабря в России отмечается День Конституции — основного закона страны. Именно в этот день 28 лет назад — в 1993 году — была принята действующая Конституция Российской Федерации. Документы о том, как отмечали день основного закона страны, хранятся в Главархиве Москвы.

За всю историю страны принималось несколько конституций. Первая Конституция РСФСР была одобрена 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов. Тогда документ провозглашал диктатуру пролетариата и игнорировал избирательное право духовенства и выходцев из «эксплуататорских классов».

Следующая, уже общесоюзная, Конституция появилась в 1923 году. За год до ее принятия образовался Советский Союз. Конечную редакцию документа приняли в 1924 году на II Всесоюзном съезде Советов. В том же году учредили День Конституции, который отмечался в первый выходной июля.

Празднование трехлетия основного закона в 1926 году прошло вместе с митингом и учебным сражением Красной армии, а завершилось спортивными торжествами и радиоконцертом. Основной московской площадкой праздника было Октябрьское Поле. Также праздничные мероприятия проходили в городских парках — в Измайлове, в саду «Аквариум», Сокольниках, на Воробьевых горах и территории бывшей Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, которая располагалась между Крымским мостом и Нескучным садом.

В 1929 году местом празднования Дня Конституции стал Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького (ЦПКиО). По-прежнему все торжества проходили в формате митинга и народного гулянья. А еще тогда на территории всего парка работали аттракционы и проводились спортивные игры. Здесь же студенты Государственного центрального института физической культуры давали уроки волейбола и баскетбола — в то время эти игры были еще мало знакомы москвичам. На парковых аллеях можно было встретить грузовики с гигантскими карнавальными фигурами, а рядом с Крымским мостом прошла московская колонна моторных лодок — участниц Всесоюзного похода мотолодок и глиссеров.

С 1930-го по 1932-й знаменательная дата не отмечалась, но ежегодно в этот день советские газеты рассказывали об экономических и социальных успехах всего Союза и показывали исторические документы о создании СССР, принятии Конституции.

Праздновать День Конституции вновь начали в 1933 году, когда по итогам первой пятилетки огласили, что «фундамент социализма в СССР построен». 6 июля в Парке культуры и отдыха имени Максима Горького уже с утра на эстрадах выступали профессиональные и самодеятельные хоры, оркестры и ансамбли танцев всех союзных и автономных республик, позже прошел и митинг, а завершилось все фейерверками. Помимо ЦПКиО, торжества прошли и в других парках столицы: Измайловском, Сокольническом, Краснопресненском.

В 1935 году ко всем праздничным мероприятиям добавился карнавал. Так был назван народный массовый праздник, прошедший в Парке имени Горького. Горожане стали не только зрителями, но и участниками.

Московский карнавал собрал 120 тысяч человек. О начале праздника возвестили фанфары, во всех концах парка заиграло 45 оркестров, в шествии участвовали представители союзных республик в национальных одеждах, друзья СССР из разных стран, работники столичных предприятий в тематических костюмах. В парке была представлена инсталляция: вместо фонарей подмигивали подсвеченные изнутри лунообразные лица, в кустах прятались огромные кузнечики, бабочки, стрекозы, на деревьях сидели летучие мыши и совы со светящимися глазами, всюду находились разрисованные теремки, избушки на курьих ножках, пещеры и гроты. Остров Голицынского пруда превратили в сцену: тут по большой цепи разгуливал кот ученый, играл оркестр из 33 богатырей и пел хор русалок.

Последний раз годовщину принятия первой Конституции отметили 6 июля 1936 года, хотя разработка нового закона началась еще год назад. В итоге 5 декабря закон был принят, и праздником в честь новой Конституции Союза Советских Социалистических Республик была объявлена дата 6 декабря. Торжества по случаю принятия закона проходили каждый год вплоть до 1941 года. После этого никаких праздничных мероприятий не проводилось до 1970-х годов, но день по-прежнему оставался нерабочим.

7 октября 1977 года Верховный Совет СССР принял новую Конституцию, а этот день стал праздничной датой. Сама же Конституция не сильно отличалась от предыдущего варианта.

В 1978 году появилась еще одна новая Конституция РСФСР, а в 1991 году день 7 октября перестал был праздничным.

В 1993 году приняли Конституцию Российской Федерации. Новым днем торжеств в 1994 году стало 12 декабря, хотя и никакие праздничные мероприятия тогда не проводились. В 2004 году День Конституции перестал быть выходным днем.

В последний раз Конституция Российской Федерации обновилась в прошлом году. Новая редакция документа с внесенными в нее поправками вступила в силу 4 июля 2020 года.

20 лет Конституции Российской Федерации

С 20-летием Конституции России связаны следующие памятные даты:

  • 12 декабря 1993 года состоялись первые выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Они проводились параллельно с выборами в Совет Федерации и голосованием по проекту Конституции.
  • В июне 2013 года исполнилось 75 лет законодательной власти Удмуртии. 26 июня 1938 года в соответствии с первой Конституцией Удмуртской АССР состоялись первые выборы в высший орган государственной власти нашей республики – Верховный Совет Удмуртской АССР. 147 граждан республики были избраны депутатами Верховного Совета Удмуртской АССР первого созыва.

Информационные материалы к 20–летию Конституции РФ

Порядок подготовки, рассмотрения и принятия обращения Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации (статьи 211–219)

Статья 211. Обращение Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Совет Федерации может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации:

а) с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации:

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

б) с ходатайствами о разрешении споров о компетенции между Советом Федерации и федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) с запросами о толковании Конституции Российской Федерации;

г) с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

2. Не может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации обращение Совета Федерации, по предмету которого Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Статья 212. Предложение об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Предложение об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации может вноситься на рассмотрение Совета Федерации комитетом Совета Федерации, Председателем Совета Федерации или группой сенаторов Российской Федерации численностью не менее десяти человек (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

2. Основанием для подготовки предложения об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор Российской Федерации, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 213. Проект постановления Совета Федерации об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Предложение об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации, проект постановления Совета Федерации о направлении запроса или ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации направляются Председателю Совета Федерации для включения соответствующего вопроса в проект повестки дня заседания Совета Федерации.

2. К проекту постановления Совета Федерации прилагаются проект запроса или ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации, подготовленного в соответствии с требованиями, установленными статьями 37, 38 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также иные документы и материалы.

 Статья 214. Рассмотрение вопроса об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Проект постановления Совета Федерации, проект запроса или ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации, иные документы и материалы предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит по ним заключение (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ).

2. Рассмотрение вопроса об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с выступления одного из инициаторов данного предложения. Затем слово предоставляется председателю либо заместителю председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству для оглашения заключения комитета.

(Часть 2 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

3. В ходе обсуждения сенаторы Российской Федерации задают вопросы докладчикам, высказываются за принятие или против принятия указанного обращения (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 215. Принятие постановления Совета Федерации о направлении запроса или ходатайства Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Совет Федерации принимает постановление о направлении запроса или ходатайства Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации, запрос или ходатайство Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации, а также постановление о назначении представителя (представителей) Совета Федерации при рассмотрении обращения Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

2. Кандидатуры для назначения представителя (представителей) Совета Федерации при рассмотрении обращения Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации по согласованию с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству вносит комитет Совета Федерации, Председатель Совета Федерации или группа сенаторов Российской Федерации численностью не менее десяти человек, являющиеся инициаторами предложения об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 216. Ходатайство о разрешении спора о компетенции

Совет Федерации может принять решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции при наличии одного из следующих условий:

а) если в течение месяца со дня направления Советом Федерации письменного предложения о разрешении спора о компетенции путем проведения согласительных процедур с органами государственной власти сторонами не достигнуто согласие либо если другая сторона отказалась от участия в проведении согласительных процедур;

б) если Президент Российской Федерации не использовал для разрешения данного спора согласительные процедуры, предусмотренные частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации, либо если такие процедуры были применены, но не привели к разрешению спора.

Статья 217. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий

1. В случае поступления в Совет Федерации решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления, Совет Федерации рассматривает вопрос об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Председатель Совета Федерации в срок, достаточный для направления Советом Федерации запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, но не позднее одного месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, созывает внеочередное заседание Совета Федерации, если в течение этого срока не предполагается проведение очередного заседания Совета Федерации.

3. Вопрос о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления включается в повестку дня соответствующего заседания Совета Федерации первым, без обсуждения и голосования.

(Статья 217 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)

Статья 218. Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации от одной пятой сенаторов Российской Федерации

(наименование статьи в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ)

Согласно части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации запрос о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных в указанной статье нормативных актов и договоров может быть направлен в Конституционный Суд Российской Федерации одной пятой сенаторов Российской Федерации. В этом случае запрос подписывается сенаторами Российской Федерации, направляющими его в Конституционный Суд Российской Федерации, с указанием фамилии, имени, отчества каждого сенатора Российской Федерации и наименования представляемого им субъекта Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 219. Информация о решении Конституционного Суда Российской Федерации, принятом по обращению Совета Федерации

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, принятое по обращению Совета Федерации, доводится до сведения членов палаты Председателем Совета Федерации на очередном заседании Совета Федерации после поступления указанного решения в Совет Федерации.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации

ДатаЗаголовокДокумент
20. 01.2022по делу о проверке конституционности статьи 74 и пункта 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А.Пешкова3-П/2022
13.01.2022по делу о проверке конституционности части 7 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и части 5 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А.Филиппова2-П/2022
13.01.2022об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартынова Николая Александровича на нарушение его конституционных прав подпунктом «е1» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пунктом 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы2-О/2022
13.01.2022об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства граждан Апухтина Дениса Владимировича, Багирова Кахрамана Кямал оглы и других об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П1-О-Р/2022
11. 01.2022по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П.Кузьмина и Г.Т.Умарсаидова1-П/2022
28.12.2021(ПРОТОКОЛЬНО)ПР-9/2021
28.12.2021(ПРОТОКОЛЬНО)ПР-8/2021
28.12.2021(ПРОТОКОЛЬНО)ПР-7/2021
28.12.2021(ПРОТОКОЛЬНО)ПР-6/2021
28.12.2021(ПРОТОКОЛЬНО)ПР-5/2021
28.12.2021(ПРОТОКОЛЬНО)ПР-4/2021
28.12.2021(ПРОТОКОЛЬНО)ПР-3/2021
28.12.2021(ПРОТОКОЛЬНО)ПР-2/2021
28.12.2021по делу о проверке конституционности части 1 статьи 7, части 1 статьи 44, части 5 статьи 46, пункта 5 части 2 статьи 153 и статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т. С.Малковой55-П/2021
28.12.2021об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ахмедова Яхи Умуд оглы на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»2979-О/2021
28.12.2021об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калошина Евгения Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 323 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации2978-О/2021
28.12.2021об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калошина Евгения Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации2977-О/2021
28.12.2021об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Асеевой Олеси Александровны на нарушение ее конституционных прав статьями 26. 2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях2976-О/2021
28.12.2021об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Гурова Владимира Витальевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 9 и частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также пунктами 1 и 4 части 1 статьи 10, частью 5 статьи 11 и статьей 14 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»2966-О/2021
28.12.2021об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Самонова Вячеслава Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 96 и частью 11 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации2964-О/2021

Правительство Брянской области. Официальный сайт

12 декабря Губернатор Брянской области Александр Богомаз принял участие в пятом, юбилейном Всероссийском правовом (юридическом) диктанте.

Мероприятие проходит во всех регионах страны. В Москве центральной площадкой мероприятия стала Российская государственная библиотека, которая представила в Румянцевском зале уникальные исторические документы и издания, посвященные Конституции Российской Федерации.

Впервые диктант, основной целью которого является популяризация правовых знаний и знаний основного закона, Конституции Российской Федерации, состоялся в 2017 году, в нем приняли участие 55 тысяч человек. В 2020 году на вопросы диктанта ответили более 500 тысяч человек из всех регионов страны и 175 стран мира.

— Сегодня важный государственный праздник — День Конституции Российской Федерации. Конституция — основной закон нашей страны, который определяет права и свободы человека, и каждый из нас должен их знать. Именно поэтому считаю необходимым проводить такие акции, как Всероссийский правовой диктант. В прошлом году в нем приняли участие более 500 тысяч человек из всех регионов России и 175 стран мира!

Решил проверить себя, зарегистрировался на сайте, ответил на вопросы диктанта. Они были самыми разными: касались и семейного, и трудового, и гражданского права. Самое главное, они не оторваны от реальности, а связаны с ситуациями, которые могут коснуться любого гражданина. Базовая юридическая грамотность, знание основного закона нашей страны, — это фундамент для любого образованного человека, — подчеркнул Губернатор Брянской области Александр Богомаз.

Основная тематика вопросов диктанта — Конституция Российской Федерации, трудовое, гражданское, семейное право. V Всероссийский правовой (юридический) диктант проходит в режиме онлайн с 3 по 12 декабря. Регистрироваться и проходить диктант можно на официальном сайте мероприятия. Диктант могут написать все желающие старше 14 лет.

Диктант проводится с целью повышения мотивации к изучению права и получения объективной информации об уровне правовой грамотности населения России с учетом его возрастной и социальной структуры. По итогам диктанта будут выработаны предложения по совершенствованию образовательных программ.

Пресс-служба Губернатора и Правительства области

Текст, который всегда с тобой – Страна – Коммерсантъ

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме был принят проект новой Конституции Российской Федерации. За 25 лет ее текст претерпел некоторые изменения, сам день перестал быть государственным праздником, регулярно появляются слухи о конституционной реформе, однако пока что Конституция, принятая в 1993 году, остается основой государства.

День российской Конституции отмечается 12 декабря, потому что в этот день в 1993 году ее проект был принят на общефедеральном референдуме (Татарстан и Чечня не голосовали). Однако некоторые основания считаться днем рождения Основного закона есть, как минимум, еще у шести дат.

12 июня 1990 года съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о суверенитете РСФСР, в которой прямо указывалось на необходимость разработки новой Конституции.

16 июня 1990 года была сформирована комиссия по подготовке текста нового Основного закона: ее возглавил председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин, его заместителем стал первый заместитель ВС РСФСР Руслан Хасбулатов, секретарем — депутат Олег Румянцев.

12 ноября 1990 года был опубликован первый проект Конституции.

5 июня 1993 года открылось конституционное совещание: принятый им проект стал основой для текста, который был вынесен на референдум.

21 сентября 1993 года противостояние президента и парламента перешло в решающую фазу.

А может быть, датой начала конституционного процесса можно считать 14 марта 1990 года, когда Съезд народных депутатов СССР изменил формулировку шестой статьи Конституции, которая прежде объявляла Коммунистическую партию Советского Союза «руководящей и направляющей силой общества», обозначая ее как «ядро политической системы, государственных и общественных организаций». Новая версия статьи признавала и за другими партиями право на участие в «выработке политики Советского государства». Без этого производить дальнейшие перемены было бы затруднительно.

Тем не менее 12 декабря — праздник по праву, поскольку это финал долгого и болезненного конституционного процесса, начавшегося в одной стране, а закончившегося в другой.

Виктор Шейнис, член конституционной комиссии, в интервью “Ъ”: «Насколько я помню то время, люди, которые тогда занялись Конституцией, не представляли всей сложности задач, стоявших перед ними. Автократический строй, еще распадавшийся тоталитаризм, перераставший в автократию, нужно было заменить демократическим строем. Плановую, формально распределительную экономику заменить рыночной. Обязать государство признавать и защищать права и свободы человека. Заменить чисто номинальную федерацию живой федерацией. Вместо противостояния всему окружающему миру ради »победы социализма во всем мире» вывести страну на европейский путь с превращением России в европейскую страну».

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»,— объявлялось в первом же варианте проекта российской Конституции, который был опубликован 12 ноября 1990 года.

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»,— дополняет этот тезис действующая Конституция. Сегодня это выглядит аксиомой, однако в 1990-м это еще была теорема, нуждавшаяся в доказательствах. Как и многие другие утверждения в бесчисленных вариантах проекта нового Основного закона.

Олег Румянцев, секретарь конституционной комиссии, в интервью “Ъ”: «Еще вчера все это было сплошной »диссидентщиной», за что можно было попасть не в тюрьму, так в психушку. И вдруг все эти идеи становятся сутью конституционной реформы, которая означала переход страны к другому строю. Одни называли его переходом от социализма к демократии, другие — переходом от тоталитаризма к демократии. Для нас было важно, чтобы состоялся переход к конституционному строю. Такой строй имеет четкие признаки. Это верховенство Конституции и закона: власть не вправе принимать решения, которые противоречат законам, а законы при этом не могут противоречить Конституции. Это принцип разделения властей, реальный федерализм, приоритет прав и свобод человека. Для перехода к такому строю в стране нужно было менять все: логику отношений власти и гражданина, форму правления, набор институтов государственной власти, с которыми государство стало бы правовым, набор общественных институтов, с которыми общество стало бы гражданским».

Первые полтора года работа конституционной комиссии была не только попыткой создать новое правовое и идеологическое пространство, но и важным элементом политической борьбы между союзным центром Михаила Горбачева и руководством РСФСР во главе с Борисом Ельциным. РСФСР на тот момент было квазигосударственным образованием даже на фоне остальных союзных республик. Конституционные новации были для российских депутатов тогда не менее существенным оружием, чем забытая сегодня напрочь тема перевода промышленных предприятий под российскую юрисдикцию. Российские конституционалисты оспаривали весь советский правовой опыт.

Михаил Краснов, помощник Бориса Ельцина по правовым вопросам, в интервью “Ъ”: «Конституционализм в современном смысле этого слова несет в себе только одно — идею ограничения власти. Советская Конституция никоим образом власть не ограничивала, и тот акт нельзя называть этим понятием. Конституция — это всегда клетка для власти. Только поэтому она может обеспечивать права и свободы. Пусть это клетка золотая. Но если власть высунет из клетки руку, ей ее сразу отрубят за то, что вторгается в автономную оболочку человека, не имея на это никаких прав, так как прав таких у нее не может быть в принципе».

Возможность перенести свои наработки из сферы конституционных мечтаний в сугубо практическое поле появилась после событий августа-декабря 1991 года, когда РСФСР после распада СССР пришлось превращаться в полноценное государство.

Политическое послевкусие в конституционном строительстве

В 1992–1993 годах работа над Конституцией все так же оставалась инструментом политической борьбы, только конфликтовали между собой бывшие союзники: с одной стороны президент Борис Ельцин, с другой — Руслан Хасбулатов и большинство участников съезда народных депутатов.

В начале 1992-го предполагалось, что новую Конституцию примет или хотя бы обсудит съезд народных депутатов, намеченный на конец года. Осенью 1992-го речь шла уже о первой половине 1993-го. На переносе съезда настаивали как сторонники Бориса Ельцина, сражавшиеся с депутатским большинством во главе с Русланом Хасбулатовым, так и регионы, особенно республики в составе РФ, спешно принимавшие свои Конституции. В первой половине 1993 года съезд чуть было не отправил Бориса Ельцина в отставку. Потом был референдум о доверии ветвям власти, конституционное совещание, сентябрь-октябрь 1993 года.

Итоговый текст Конституции переполнен отзвуками схваток 1992–1993 годов. Перед политической элитой молодой страны было поставлено множество вопросов, и ответы на них дали победители.

Нормы, сделавшие исполнительную власть сильнее представительной и позволяющие назвать Россию после 1993 года суперпрезидентской республикой, появились по итогам долгих споров министров-реформаторов и Верховного совета. Может ли парламент увольнять отдельных министров? Должны ли члены правительства стремглав мчаться на отчет к депутатам по первому запросу? Конституция этого не разрешает и не предполагает. Предельно сложная процедура импичмента президента — ответ на ту легкость, с которой съезд народных депутатов в конце марта 1993 года чуть не уволил Бориса Ельцина.

Каковы отношения центра и регионов? Все ли регионы равны или есть некоторые более равные?

Некоторая расплывчатость конституционных формулировок про отношения федерального центра и регионов — отражение торга с субъектами федерации, который вели и президент, и его оппоненты, пытаясь заручиться их поддержкой.

Потом центр становился сильнее, а регионы слабели. Соответственно, Совет федерации — верхняя палата парламента, задача которой отражать волю регионов,— подвергался реформированию всякий раз, когда наступал очередной этап в отношениях центра и субъектов федерации. Конституционные формулировки этому не препятствовали.

Итоговый текст стал успехом, но не победой, поскольку многие отцы-основатели не признавали родства; другие, в том числе поддерживавшие Бориса Ельцина депутаты, в частности, Виктор Шейнис, несколько дистанцировались от результата, называя проект, который выносился на референдум в декабре 1993 года, «проектом Шахрая (Сергей Шахрай, на тот момент вице-премьер.“Ъ”) — Алексеева (Сергей Алексеев, выдающийся теоретик права.— “Ъ”) — Собчака (Анатолий Собчак, тогда мэр Санкт-Петербурга.— “Ъ”)».

Остается только гадать, каким бы был текст Конституции, если бы его все-таки утверждал съезд народных депутатов. И не в разгар противостояния с Борисом Ельциным, а полутора годами раньше, когда российская власть была сравнительно единодушна в оценке происходящего и планов на будущее.

Руками трогать осторожно

9 октября 2018 года председатель КС Валерий Зорькин опубликовал в «Российской газете» статью «Буква и дух Конституции»:

«Разумеется, у нашей Конституции есть недостатки. В их числе отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры. Конструкция ст. 12 Конституции дает повод к противопоставлению органов местного самоуправления органам государственной власти (в том числе представительным органам государственной власти), в то время как органы местного самоуправления по своей природе являются лишь нижним, локальным звеном публичной власти в Российской Федерации. Недостатки существуют и в разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Представления же о том, что путем радикальной конституционной реформы можно развернуть ход событий в каком-то более правильном направлении, не просто поверхностны и недальновидны, но и опасны, поскольку чреваты резкой социально-политической дестабилизацией. Разговоры о том, что можно изменить структуру жизни с помощью одних лишь юридических решений,— это наивный идеализм, если не что-то худшее».

По мнению председателя КС, все «недостатки» Конституции устранимы «путем точечных изменений», а необходимости в кардинальной реформе нет, невзирая на то что «Россия сегодня стоит перед лицом нарастающих внешних вызовов».

За 25 лет в текст Конституции вносилось не так много поправок, хотя первые годы после ее принятия антиельцинская оппозиция и прежде всего коммунисты не раз предлагали исправления, как правило, связанные с усилением роли парламента. Однако первые поправки предложил внести в 2008 году президент Дмитрий Медведев: они касались увеличения срока конституционных полномочий главы государства и парламента. Это было сделано. Тогда казалось, что начало положено и корректировка Основного закона пойдет полным ходом, но внесенные с тех пор изменения были точечными. Выяснилось, что менять политическую реальность можно и без внесения поправок в Конституцию.

Ряд норм и даже слов вообще оказались «персональными». Никто из авторов любого проекта Конституции и не подозревал, например, что слово «подряд» способно со временем набраться небывалой юридической силы.

Правда, выяснилось это только в 2011 году, когда Владимир Путин объявил, что будет вновь баллотироваться на пост президента.

Виктор Шейнис: «Я проверил по документам все варианты, которые готовила конституционная комиссия Верховного Совета РФ. У нас этого словечка не было. Оно появилось в »проекте Шахрая, Собчака и Алексеева»».

Сергей Филатов, глава администрации президента в 1993–1995 годах, в интервью “Ъ”: «Тогда самый большой шум был по поводу того, что Борис Николаевич (Ельцин.“Ъ”) любит власть, что власть не отдаст ни за что, пойдет на третий срок, и прочее. И чтобы снять эту озабоченность, появилась такая запись: не более двух сроков подряд».

На самом деле слово «подряд» появилось, но осталось никем не замеченным вместе с постом президента РСФСР, который был учрежден 24 апреля 1991 года народными депутатами еще советской России. Тогда вопрос о том, что будет через два президентских срока (он в то время составлял пять лет), казался предельно неактуальным.

Нисколько не противоречило тексту Конституции и превращение Госдумы в палату, подконтрольную одной партии. Произошло это в декабре 2003 года, сразу после выборов в Думу четвертого созыва. «Единая Россия» победила, но, собрав вместе с одномандатниками 223 голоса, не могла рассчитывать даже на простое большинство в Думе. Однако несколько регламентных ухищрений, активная работа администрации президента с депутатами, избравшимися от провалившихся партий,— и «Единая Россия» получила в нижней палате конституционное большинство, а также посты всех глав имеющихся комитетов. Депутатский корпус разделился на тех, кто состоит в самой большой фракции, и всех остальных, кто может ходить на заседания и даже иногда на них выступать. Такой расклад оставался неизменным, сохранившись даже в созыве 2011–2016 годов, когда у «Единой России» было простое большинство. После 2003-го за федеральным уровнем подтянулся и местный. В течение нескольких лет региональные парламенты тоже стали полуторапартийными. И это, опять же, нисколько не противоречило букве Основного закона.

Впрочем, Конституция и не в состоянии регламентировать все. Ее текст может дать гражданину права и свободы и вменить обязанность их защищать.

Виктор Хамраев, Глеб Черкасов

О том, как в 1993 году Россия подошла к порогу гражданской войны, постояла около него и отступила назад — в спецпроекте “Ъ”

Читать далее

Законодательная линия

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Принят 25 декабря 1993 г. , с изменениями от 09.01.1996, 10.02.1996 и 09.06.2001)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

объединены общей судьбой на нашей земле,

установление прав и свобод человека, гражданского мира и согласия,

сохранение исторически сложившегося государственного единства,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

почитая память предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократических основ,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за наше Отечество перед нынешним и будущими поколениями,

осознание себя частью мирового сообщества,

принять КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .

ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом; оно должно быть единым и равным, независимо от основания приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации пользуется на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации может быть лишен гражданства или права изменить его.

(…)

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

(…)

Статья 26

1. Каждый имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, образования и творчества.

(…)

Статья 62

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, предусмотренных российским гражданством, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

(…)

ГЛАВА 3. ФЕДЕРАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

(…)

Статья 71

К ведению Российской Федерации относятся:

(. ..)

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

(…)

ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(…)

Президенту Российской Федерации:

(…)

В России прошел

референдум, позволивший Путину оставаться президентом до 2036 года: NPR

Президент России Владимир Путин показывает свой паспорт члену избирательной комиссии, прибывшему для участия в голосовании на избирательном участке в Москве в среду. Алексей Дружинин/AP скрыть заголовок

переключить заголовок Алексей Дружинин/AP

Президент России Владимир Путин показывает свой паспорт члену избирательной комиссии, прибывшему для участия в голосовании на избирательном участке в Москве в среду.

Алексей Дружинин/AP

Российские избиратели подавляющим большинством голосов поддержали референдум по конституционным изменениям, который включает положение, позволяющее президенту Владимиру Путину, который уже находится у власти около двух десятилетий, оставаться у власти до 2036 года. По данным Центральной избирательной комиссии России, голосование, которое проходило в течение всей недели, показало 78% голосов «за».По оценке комиссии, явка составила 65% от числа избирателей, имеющих право голоса.

Оппозиция обвинила правительство в фальсификации результатов голосования.

Конституция России требует от Путина уйти в отставку после истечения его нынешнего шестилетнего срока полномочий в 2024 году.

Поправки к конституции, вынесенные на референдум, были приняты российским парламентом несколько недель назад, но Путин настоял на их одобрении избирателями, чтобы придать изменениям легитимность.

Первоначально референдум был запланирован на 22 апреля, но был отложен из-за пандемии COVID-19.Россия входит в число стран, наиболее пострадавших от вируса.

В дополнение к обнулению президентских сроков, позволяющему ему баллотироваться еще дважды, референдум включает около 200 других поправок, в том числе гарантированные минимальные пенсии, запрет на однополые браки и подтверждение веры россиян в Бога.

Он также включает изменения, направленные на усиление Госсовета страны, и положение, запрещающее отказ от любой российской территории — шаг, направленный на укрепление контроля Москвы над Крымом, который находился под контролем Украины до его аннексии Россией в 2014 году.

Путин был сфотографирован во время голосования в Королевской академии наук, где сотрудник избирательного участка в маске и перчатках вручил ему бюллетень в качестве очевидной меры предосторожности против заражения коронавирусом. Сам Путин был без защитного снаряжения.

В январе кабинет Путина, включая премьер-министра Дмитрия Медведева, внезапно ушел в отставку, чтобы облегчить конституционные изменения.

Путин, которому 67 лет, мог бы служить до 80 лет.

Российский лидер ранее обошел ограничение в два срока, став премьер-министром на срок, в то время как Медведев стал президентом. Несмотря на это, многие считали, что Путин сохраняет почти полный контроль над президентством во время своего краткого отсутствия на посту.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (Государственная Дума), Надзор

Название парламента (общее/переведенное) Федеральное Собрание / Федеральное Собрание
Структура парламента Двухкамерный
Название камеры Государственная Дума
Родственная палата (для двухпалатных парламентов) Советская Федерация / Совет Федерации
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Тип политического режима полупрезидентский
Примечания Президент является главой государства и гарантом Конституции, прав и свобод граждан и личности (статья 80 Конституции). Президент принимает меры по защите суверенитета федерации, ее независимости и государственной целостности, а также меры по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат, Совета Федерации и Государственной Думы.
Глава исполнительной власти Президент Федерации
Примечания Президент определяет направления внутренней и внешней политики и представляет федерацию внутри страны и в международных отношениях.Исполнительную власть осуществляет Правительство в составе председателя, заместителя председателя и федеральных министерств (статья 110 Конституции).
Способ назначения руководителя Президент избирается непосредственно гражданами на основе всеобщего и равного избирательного права (статья 81 Конституции). Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более чем на два срока подряд. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы (статья 111 Конституции).Предложение о кандидате на этот пост вносится не позднее чем через две недели после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо через неделю после отклонения кандидата палатой. Палата рассматривает кандидатуру, выдвинутую Президентом на пост Председателя Правительства, в течение недели после внесения кандидатуры.
Срок полномочий исполнительной власти и совпадение со сроком полномочий законодательной власти Президент избирается на четыре года, как и члены обеих палат парламента.
Несовместимость функций члена исполнительной власти и члена парламента Да Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти или местного самоуправления (статья 97. 2 Конституции).
Роспуск парламента Да
Он или она может также распустить Государственную Думу, если она выразит вотум недоверия Правительству и, если Президент решил отклонить это решение, палата вновь выразит недоверие Правительству в течение следующих трех месяцев.
В случае роспуска палаты Президент назначает дату выборов таким образом, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Палата не может быть распущена на основании отклонения вотума недоверия правительству в течение одного года после его избрания. Палата также не может быть распущена с момента выдвижения обвинения против Президента и до принятия Советом Федерации решения по этому вопросу.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Подотчетность правительства парламенту Да Ответственность правительства перед парламентом носит коллективный характер.
Способы надзора
  • Устные и письменные вопросы депутатов
Члены Правительства приглашены на заседания обеих палат парламента для ответов на вопросы парламентариев.Присутствие министров обязательно.
  • Правительство отчитывается перед парламентом
Президент обращается к Федеральному собранию с ежегодным посланием о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства (статья 84. f Конституции).
Меры
  • Вотум доверия правительственным программам и/или законодательным предложениям
Председатель Правительства может поставить перед палатой вопрос о доверии (статья 117.4 Конституции). Если палата отклоняет вотум доверия, Президент в семидневный срок принимает решение об отставке Правительства или распускает палату и назначает новые выборы. В случае ухода Правительства в отставку оно продолжает работу по поручению Президента до формирования нового Правительства.
Вотум недоверия и вотум недоверия (поддоклад)
Президент может принять решение об отставке Правительства, либо палата может внести вотум недоверия Правительству (статья 117 Конституции).
Президент может принять такое решение по своему усмотрению. Постановление о недоверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты. После того, как палата вынесет вотум недоверия правительству, президент может объявить об отставке правительства или отклонить решение палаты.
Если палата выносит очередной вотум недоверия правительству, президент объявляет об отставке правительства или распускает палату.В первом случае Председатель Правительства уходит в отставку вместе со своим кабинетом.
Увольнение и/или импичмент правительству и другим государственным должностным лицам (доклад)
  • Обстоятельства и заинтересованные лица
Президент прекращает осуществление своих полномочий до истечения срока своих полномочий в случае его отставки, сохраняющейся неспособности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья или его или ее отрешения от должности (Статья 92. 2 Конституции). Он может быть привлечен к ответственности Советом Федерации только на основании обвинения в государственной измене или ином тяжком преступлении, выдвинутом Государственной Думой и подтвержденном заключением Верховного Суда о наличии в его составе состава преступления. действий, а также заключением Конституционного Суда, подтверждающим соблюдение правил выдвижения обвинения (статья 93 Конституции).
Решение палаты о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении от должности Президента принимаются двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой палаты по инициативе не менее одной трети депутатов палаты и с заключением специальной комиссии, созданной палатой.Решение Совета Федерации об отрешении от должности Президента принимается не позднее чем через три месяца после выдвижения палатой обвинения против него. Если решение Совета не будет принято в течение этого времени, обвинения против Президента считаются отклоненными.
В случае принятия Советом решения об импичменте выборы Президента проводятся не позднее чем через три месяца после досрочного прекращения полномочий.Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Палату, назначать референдум или изменять положения Конституции.
  • Применялись ли эти процедуры?
Недоступно
НАДЗОР ЗА ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Надзор за действиями органов государственной власти Да Парламент осуществляет надзор за действиями федерального правительства.
Средства и условия надзора
Обе палаты парламента могут создавать комитеты и комиссии, проводить парламентские слушания по вопросам, отнесенным к их компетенции (статья 101.3 Конституции).
  • Комиссии по расследованию и миссии при правительственных учреждениях
Нет в наличии
  • Устные и письменные вопросы депутатов
Парламентарии могут задавать Правительству устные и письменные вопросы, для чего они должны направить парламентский запрос.Срок ответа правительства – 15 дней со дня получения вопроса.
  • Роль парламента в назначении высших должностных лиц правительства
Президент вносит в Государственную Думу (i) кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка и (ii) кандидатуру для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатом на должность Генерального прокурора (статья 83 Конституции). После консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат Президент назначает дипломатических представителей федерации в иностранных государствах и международных организациях.
  • Отчеты о деятельности государственной администрации и государственных служб или учреждений
Парламент осуществляет надзор за действиями правительства посредством отчетов о деятельности, которые определенные государственные учреждения обязаны представлять каждый год.
  • Представительство Парламента в руководящих органах государственной администрации
Неприменимо
Наличие омбудсмена Да
  • Способ назначения руководителя
К ведению Государственной Думы относится назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека (статья 103. я Конституции).
  • Отношение к парламенту
Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы, поступающие от граждан федерации, иностранных граждан-резидентов и лиц без гражданства.
БЮДЖЕТНЫЙ НАДЗОР
Консультации с парламентом при подготовке государственного бюджета Правительство формирует и вносит в Государственную Думу федеральный бюджет (статья 114.а Конституции).
Способы надзора
  • Рассмотрение закона о бюджете/финансах Парламентом
Федеральных законов принимаются Государственной Думой (статья 105 Конституции). Федеральные законы, принятые палатой о федеральном бюджете, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации (статья 106.а Конституции).
  • Отчеты комитетов по бюджету/финансам
Нет в наличии
Курируемые поля
Нет в наличии
  • Бюджет специальных отделов
Нет в наличии
  • Роль парламента в национальных планах развития
Нет в наличии
Крайний срок парламента для рассмотрения и принятия закона о бюджете / финансах Нет в наличии
Последствия непринятия парламентом закона о бюджете/финансах Нет в наличии
Бюджетная автономия парламента Да Государственная Дума имеет свой бюджет, который формируется на основе баланса расходов палаты.
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ РАСХОДАМИ
Оценка государственных расходов
Парламент ежегодно утверждает государственные расходы Да Правительство обеспечивает исполнение бюджета и представляет в Государственную Думу ежегодный отчет об исполнении бюджета (статья 114.а Конституции).
Парламентский надзор за публичными компаниями Неприменимо
Способы надзора
  • Орган по проверке государственных книг и метод назначения
Для контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты парламента создают Счетную палату, состав и порядок деятельности которой устанавливаются законом (статья 101. 5 Конституции). Палата назначает и может уволить председателя и половину аудиторов палаты.
  • Отчеты государственной аудиторской палаты
Годовой отчет Счетной палаты представляется в обе палаты парламента.
Правительство также представляет в Государственную Думу ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета (статья 114.а Конституции).
НАДЗОР ЗА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ
Комитет по международным отношениям (подотчет)
  • Функции Комитета
Нет в наличии
Нет в наличии
  • Состав Комитета
Нет в наличии
  • Двусторонние визиты парламента, межпарламентские конференции и информационные миссии за границу
Нет в наличии
  • Пленарные прения по вопросам внешней политики
Нет в наличии
Участие парламента
  • Участие парламента в межправительственных заседаниях
Нет в наличии
  • Условия и процедуры ратификации международных договоров и соглашений (доклад)
Президент руководит внешней политикой, ведет переговоры, подписывает международные договоры и соглашения, подписывает ратификационные грамоты (статья 86 Конституции). Принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров и соглашений подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации (статья 106.г Конституции).
  • Другие механизмы участия парламента во внешней политике
Нет в наличии
НАДЗОР ЗА ПОЛИТИКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ
Комитет национальной обороны (подотчет)
  • Функции Комитета
Нет в наличии
Нет в наличии
  • Состав Комитета
Нет в наличии
Парламентский надзор за государственными компаниями по производству оружия Нет в наличии
Обстоятельства и участие
  • Условия и процедуры в случае войны, вооруженного нападения или чрезвычайного положения
Президент может ввести военное положение на территории или в отдельных ее частях и немедленно информирует об этом обе палаты парламента. Федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам мира и войны, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации (статья 106.к Конституции).
  • Роль парламента в отправке войск за границу
К ведению Совета Федерации относится решение о возможности применения вооруженных сил за пределами территории федерации (статья 102.д Конституции).
  • Другие механизмы участия парламента в политике национальной обороны
Нет в наличии
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Обстоятельства Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами (статья 87 Конституции). В случае акта агрессии или прямой угрозы агрессии он может ввести военное положение на территории федерации или в отдельных ее частях и немедленно уведомить об этом обе палаты парламента. Президент также может при определенных обстоятельствах ввести чрезвычайное положение на территории федерации или в отдельных ее частях и немедленно информирует об этом обе палаты парламента. К ведению Совета Федерации относится утверждение указа Президента о введении военного положения, а также утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения (статья 102 Конституции).
Может ли парламент выступить с инициативой объявления чрезвычайного положения
Последствия чрезвычайного положения для парламента Государственная Дума не может быть распущена в период действия чрезвычайного или военного положения на всей территории федерации, а также в течение шести месяцев до истечения срока полномочий Президента.
ПРОВЕРКА КОНСТИТУЦИОННОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОВ
Способы надзора
  • Орган, принимающий решение о конституционности законов
Специализированный орган / Конституционный суд 19 судей Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента (статья 128 Конституции).
Конституционный суд по поручению Президента, каждой палаты парламента, одной пятой состава палаты, Правительства, Верховного суда или Высшего арбитражного суда, иных органов законодательной или исполнительной власти в федерации рассматривает дела о соответствии Конституции (i) федеральных законов или нормативных актов, (ii) конституций и иных нормативных актов республик, (iii) договоров, заключенных между органами государственной власти, и (iv) международных договоров и договоры, не вступившие в силу (статья 125. 2 Конституции).

Суд также разрешает споры по юридическим вопросам между (i) федеральными органами государственной власти, (ii) органами государственной власти федерации и субъектов федерации, и (iii) высшими органами государственной власти субъектов федерации. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам суда суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.По запросам Президента, парламента, правительства или других органов законодательной власти дает свое толкование Конституции. Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Международные договоры и соглашения, не соответствующие Конституции, не подлежат принудительному исполнению и применению.

Оценка законов Неприменимо
Меры
.