Конституционные правовые нормы их особенности и виды – Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды

Конституционно-правовые нормы: понятие, их особенности, виды.

Поделись с друзьями

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные государственным принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.           

Особенностями конституционно-правовых норм являются:

а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого рода общественных отношений, связанного с конституционным устройством;

б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем;

в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы;

г) значительно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяснения и др.;

д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в конституционном праве лишь при определении прав и свобод человека;

е) высшая юридическая сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций;

з) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

 Виды:

1. Так, по характеру (степени определенности) предписаний: императивными, когда в них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными,

когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения.

2. По их назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые — формы и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование.

3. По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие б) запрещающие в) дозволяющие.

4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные,

призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения).

5. По территориальным масштабам их действия такие нормы разделяются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действуют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий, муниципальных образований и др.

6. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые содержатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обычном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответствовать конституции.

7. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъяснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др.

students-library.com

22. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего 

нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах — источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы — общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные.

 

 

Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных  норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены  на  фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). 

Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). 

Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). 

Обязывающие   нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). 

Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальныенормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

studfiles.net

понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отно­шений, составляющих предмет конституционного права.

Конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:

— содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.

— источниками, в которых они выражены.

— характером регулятивного воздействия на общественные отношения.

— учредительным, первичным характером содержащихся в них предписаний.

— особым механизмом реализации, связанным с особого вида отношениями общего характера или правового состояния.

— специфическими особенностями субъектов регулируемых отношений.

— структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях — санкцию.

  Виды конституционных норм:

1)В зависимости от объекта правового регулирова­ния (по содержанию):

— устанавливающие правовой статус личности;

— закрепляющие федеративное устройство РФ;

— регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти;

— регулирующие порядок реализации местного само­управления;

— регулирующие законодательный процесс;

— регулирующие порядок изменения и пересмотра Кон­ституции РФ.

2) По юридической силе различают:

— конституционные нормы;

— нормы федеральных конституционных законов;

— нормы федеральных законов;

— нормы законов субъектов РФ;

-нормы подзаконных актов;

— нормы актов органов местного самоуправления и другие.

3) По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

~ действующие на всей территории Российской Федерации,

~ в субъектах Федерации,

~ в границах муниципальных образований, в которых осуществляется местное само­управление.

4)По времени действия: постоянные и срочные, т.е. временные.

5) По характеру предписания (способу воздействия на субъекты правоотношений) содержащегося в норме различают:

a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полно­мочий;

b) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требо­ваниями;

c) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия;

d) Устанавливающие или определяющие;

6) По характеру регулятивного воздействия, рассчитанного на всех правоприменяющих субъектов: нормы-принципы («труд свободен»). нормы-дефиниции, нормы-задачи.

7) По степени определенности (обязательности) предписаний нормы делятся на императивные и диспозитивные. Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного прави­ла. Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме с учетом конкретных условий и обстоятельств.

8)По назначению в механизме правового регулирования принято различать:

— Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанно­сти субъекта,

— Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы.

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулиро­ванные нормами конституционного права. Объект конституционных отношений — предмет, по поводу которого возникают правоотношения. Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответ­ствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права. Содержанием конституционно-правовых от­ношений является юридическая связь между субъектами правоотношения, которая выражается в том, что один субъект обладает определенными правами, а второй — корреспондирующими обязанностями, или оба наде­лены взаимными правами и обязанностями, предусмотренными конституционными нормами. При этом субъекты конституционных пра­воотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «вла­сти — подчинения». Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений происходит на основе конституционно-правовых норм в связи с определенными обстоятельствами, которые имеют название   юридические факты. Конституционно-правовые отношения возникают,  изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты — это события или действия, с кото­рыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний. Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности. Во-первых, они имеют особое содержание и предмет — возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конститу­ционного права. Во-вторых, их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений. В-третьих, они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений. В зависимости от сферы возникновения консти­туционных правоотношений выделяют конституци­онно-правовые отношения: I) связанные с установ­лением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регу­лированием правового статуса личности РФ. Конституционно-правовые отношения также классифицируются: по сроку действия — на постоянные (срок действия не является определенным) и временные; по назначению в механизме правового регулирования — на материальные и процессуальные; по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.

studfiles.net

IV. Основные понятия конституционного права.

1. Понятие конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовая норма — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, санкционированное и обеспеченное государством, которое регулирует конституционно-правовые отношений.

2. Особенности конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы имеют свои характерные особенности:

— Имеют  свои, характерные источники.

— Имеют исключительный механизм реализации.

— Большая часть содержится в Конституции РФ и в конституциях и уставах субъектов РФ.

— Закрепляют эталоны основополагающих общественных отношений.

— Имеют свою характерную структуру.

2. Виды конституционно-правовых норм.

Виды конституционно-правовых норм:

В зависимости от целей правового регулирования:

— Охранительные нормы.

— Регулятивные нормы (специальные, обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

В зависимости от юридической силы:

— Нормы, закрепленные в  Конституции РФ.

— Нормы, закрепленные в законах.

— Нормы, закрепленные в подзаконных актах.

В зависимости от территории действия:

— Нормы, действующие на федеральном уровне.

— Нормы, действующие на уровне субъекта РФ.

— Местные нормы.

В зависимости от действия во времени:

— Постоянные нормы.

— Временные нормы.

— Исключительные нормы.

Также, конституционно-правовые нормы классифицируются по содержанию, т.е. предмету регулирования.

3. Понятие конституционно-правовых институтов.

4. Виды конституционно-правовых институтов.

5. Понятие конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, вытекающие из сферы регулирования и на основе конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые отношения возникаю и действую на основе юридических фактов, событий, действий, юридических составах и т.д. (ссылка)

6. Особенности конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности:

— Имеют специфические субъекты отношений.

— Имеют специфические объекты отношений.

— Имеют специфическое содержание.

— Для них характерна повышенная устойчивость и стабильность, а также, наиболее высокая защищенность.

7. Структура конституционно-правовых отношений.

Структура  конституционно-правовых отношений:

— Субъект конституционно-правовых отношений (физические или юридические лица).

— Объект конституционно-правовых отношений (материальные и нематериальные блага).

— Содержание конституционно правовых отношений (субъективные права и юридические обязанности).

8. Виды конституционно-правовых отношений.

Виды конституционно-правовых отношений:

В соответствие с целевым назначением:

— правоустановительные.

— правоохранительные.

— правовые состояния.

 

В соответствие с целями:

— регулятивные.

— охранительные.

 

В соответствие со временем действия:

— постоянные.

— временные.

 

 




Следующие статьи:


allstatepravo.ru

«Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые отношения»

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Основания классификации конституционных норм. Конституционно-правовые отношения: понятие и содержание. Субъекты конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовые институты.

 

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Чем же они отличаются от норм других отраслей права?

1. Своим содержанием, т.е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены (например, человек и государство).

2. Источниками, в которых они выражены. Об источниках мы будем говорить в дальнейшем, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе — Конституция Российской Федерации.

3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общепринятого, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества: т.е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Это такие субъекты, как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы, главным субъектом является человек.

7. Особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм характерна двучленная структура (гипотеза и диспозиция) и лишь в отдельных случаях трехчленная (гипотеза, диспозиция и санкция).

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1. По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений.

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие — с закреплением основ правового статуса гражданина и человека, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой.

Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наибольшей юридической силой обладают федеральные законы (федеральные конституционные законы и федеральные законы). На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линии ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

3. По территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других ее субъектах, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях предусмотренных в них предписаний. (Например: ст. 20, ст. 36 ч. 2; ст. 31, ст. 35 ч. 2; ст.ст. 71 – 73; ст.ст. 83 – 86; ст. 102, 103, 114; Конституция РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме. (Например: ст. 15 ч. 2; ст. 38 ч. 2, 3; ст. 44 ч. 3; ст. 57, 58, 59 ч. 1; ст. 106; Конституция РФ).

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. (Например: ст. 6 ч. 3; ст. 13 ч. 2 и 3; ст. 34 ч. 2; ст. 37 ч. 2; ст. 92 ч. 3 и т.д.; Конституция РФ).

5. По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах. (Например: ст.ст. 71, 72, 93 ч. 3; ст. 124 и т.д.; Конституция РФ).

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. (Например: ст. 66 ч. 4; ст. 75 ч. 4; ст. 131 ч. 2 и т.д. Конституция РФ).

6. По назначению в механизме правового регулирования. Различают процессуальные и материальные нормы. Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов. Процедурные (процессуальные) нормы представлены в Конституции РФ в незавершенном виде. Конституция предусматривает наиболее важные элементы процессуальной регламентации, которая в дальнейшем конкретизируется текущим законодательством.

Примером процессуальных норм можно назвать некоторые конституционные нормы, регламентирующие федеративное устройство (ст. 65 ч. 2; ст. 66 ч. 2 – 5; ст. 67 ч. 2,3 и другие). Наибольшим процессуальным потенциалом обладает ст. 93, определяющая процедуру отрешения Президента РФ от должности, или ст. 81, 92, которые предъявляют требования к порядку избрания Президента РФ, порядку осуществления им своих полномочий и т.д.

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами.

Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли.

В правовом институте объединяются нормы самого различного вида с учетом их классификации. В него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, т.к. не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом. По существу они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями.

Реализация таких видов норм, как нормы-принципы, нормы — цели, нормы-декларации и т.п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России).

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений — материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные — порядок реализации правовых действий, т.е. процедура.

По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых — реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых — права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.

Юридический факт — это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т.д.). Таким образом мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности

Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования.

Рассмотрим каждую категорию более подробно.

Физические лица:

1. Граждане Российской Федерации.

2. Лица без гражданства.

3. Иностранцы.

4. Лица с двойным (и более) гражданством.

Негосударственные образования:

1. Органы местного самоуправления.

2. Ассоциации граждан – общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т.п.

3. Общности людей – народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления.

Государственные образования:

1. Государство в целом (Российская Федерация).

2. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии).

3. Органы государства (министерства, ведомства и т.п.).

4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т.п.).

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы государства, само представляет из себя сложную систему. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном связями, существующими между ее нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определенные правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Каждый элемент системы отрасли конституционного права, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых правовых черт, свойственных нормам данного института.

Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого из институтов, многообразны.

К ним можно отнести различия по:

1) специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения и т.д.;

2) особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

3) степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие — конкретно регулируют;

4) субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам, других — ко всем субъектам права;

5) способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, в других — конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

6) специфике форм выражения, охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других — преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

7) видовому характеру норм данного института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других — нормы конкретного регулирующего действия;

8) степени и масштабам включенности других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержание правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках;

9) целенаправленности правового регулирования. Общая целенаправленности правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт;

10) функциям, присущим каждому институту. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

11) принципам, свойственным каждому из институтов, тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех его норм.

Такие специфические особенности определяют характер каждого из институтов конституционного права России как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

Так, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Его нормы: 1) воздействуют на общественные отношения путем закрепления, установления определенных начал устройства общества и государства; 2) как правило, не порождают конкретные правоотношения; 3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений; 4) адресованы всем субъектам права; 5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции; 6) устанавливаются в конституционной форме; 7) по своему виду являются нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями; 8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включение всей правовой системы государства; 9) по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества. Совокупность норм данного института по своим функциям является определяющей для всех других институтов конституционного права.

Институту «Основы правового статуса человека и гражданина» присущи свои особые черты. Его нормы: 1) осуществляют правовое воздействие путем признания государством прав человека; 2) реализуют все конкретные правоотношения; 3) относятся к сфере взаимоотношений государства и личности; 4) в качестве субъекта права в них выступает личность вне связи с каким-либо особым правовым статусом; 5) не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции; 6) предполагают для своей реализации подключение других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских и др.).

Институт, объединяющий нормы, регулирующие федеративное устройство России, отличается характером субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений. Эти нормы имеют еще и договорной характер. Для них предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий — через Конституционный Суд.

Применительно к институту, нормы которого определяют системы государственной власти и местного самоуправления, можно указать на следующие особенности:

1) это нормы прямого регулирующего действия, реализуются в конкретных правоотношениях;

2) в качестве субъектов выступают органы государства и местного самоуправления в их статусе народовластия;

3) большая часть норм устанавливается на основе Конституции в актах текущего законодательства, определяющих порядок их образования, компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института характерно специфическое соотношение норм общефедеральных и действующих на территории каждого субъекта Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, совокупность юридических особенностей придает определенной группе норм качество элемента отрасли.

Характеристика системы конституционного права предполагает обоснование соотношения элементов отрасли, места каждого из них в системе отрасли.

Так, нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли. На следующем месте стоит институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности.

Нормы правового института закрепляют федеративное устройство, определяют необходимые предпосылки для правового регулирования организационного построения государственной власти, определяют национально-государственные и государственно-территориальные образования в Российской Федерации.

 




infopedia.su

понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты. — МегаЛекции

Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.

КП – одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных гос-м, исполнение которых обеспечивается гос-м, в том числе и методами принуждения.

Конституционное право – ведущая (публичная), отрасль российского права, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, соц. и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти РФ, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

–––––

Место Конституционного Права в системе российского права.

КП являетсяведущей отраслью в системе права РФ. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.



Во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами КП незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гр-на, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами КП принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных КП принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного источника КП – исходные для всех отраслей права.

Соотношение КП с др. отраслями права:

Определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы КП устанавливают основные начала для АП. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, КП служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы РФ, нормы КП предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, КП содержит исходные начала для УП, уголовного процесса и др.

 

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные гос. принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в Конституции как высшем и основном законе страны, ФКЗ, ФЗ, и др.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в КП лишь при определении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы: по характеру предписаний эти нормы могут быть императивными, когда в них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия»). Примерами вторых являются: положение ч. 4 ст. 117 Конституции, согласно которому, если ГД отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение 7 дн. принимает решение об отставке Правительства или о роспуске ГД и назначении новых выборов».

По их назначению: материальные и процессуальные. Первые — что именно регулируется, вторые — как осуществляется регулирование. В ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «ФЗ принимаются ГД», а в ч. 2 той же статьи — процессуальная норма: «ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов».

По методу правового регулирования, а) обязывающие б) запрещающие; в) дозволяющие.

По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (в периоды чрезвычайного положения).

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъяснения, нормы-декларации, нормы-цели и др. Например, Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации — в ст. 8 Конституции РФ говорится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

––––––

Институты конституционного права — это совокупность согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений и объединенных общностью конкретных целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм. Ряд институтов носит сложный в структурном отношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неодинаковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монархическим системам.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Конституционно-правовые нормы, их виды и особенности.


ТОП 10:

Конст –пр нормы- нормы регулирования общ отношений составляющие предмет КП. Они являются частью общей сист права, кот присущи и другим прав нормам. Они явл-ся правилами поведения участников правоотн-й, они принимаются органами г-ва, явл-ся средством упорядочивания отношений, имеют обязательный характер, выражаются в НПА, охраняются и обеспечиваются гос-м. Специфика конст-пр норм: 1) непосредственное целевое назначение КП= это закрепление основ общества и г-в, 2) содержание- в предмете КП- это данные общ отношения, сост единые отношения и явл-щиеся одной отраслью права в силу того, что они связаны с законами и выражением гл коренных основ уст-ва общества и г-ва, 3) источники- Конституция и законы, 4) структура. Конст- пр нормы состоят из диспозиции, и если есть санкция, то она носит отсылочный неопр характер. Конст- пр нормы регулируют осбый круг общ отношений, они направлены на регулирования отношений связанных с укреплением основ конст строя, с закреплением основ правового статуса ч-ка и гр-на, с определением системы органов гос-ва. Конст-пр нормы обладают наибольшей юрид силой. Конституции не должны противоречить др правовые нормы. Виды конт-пр норм: 1) по характеру содержания предписаний: 1)управомочивающий- предоставляются права для совержения тех или иных положительных действий (полит, экон, соц права граждан, полномочия През-та, Парл-та), 2) запрещающий- обязанность лиц воздерживаться от действий известного свойства(запрщение создании партий на религиозной основе)3)обязывающие-обязаность лиц,общ объединений,гос-ва совершать определенные положительные действия2)по содержанию

1.основы конст строя 2основы правового положения граждан в РК 3.принцип организации деятельности гос механизма и органов местного самоуправления.3)по территории 1.общереспубликансие 2.местные 4)по форме выражения 1.конституционные 2.закрепленные в законе 3.закрепленные в актах органов исполнит власти 5)по действию во времени 1.постоянные 2.временные 3.исключительные 6)по степени определенности 1.императивные-нормы,выраженные в категорических предписаниях и действующие независимо от усмотрения субъектов права 2.диспозитивный-нормы,содержащие свободу усмотрения.

 

Конституционно-правовые институты

Правовой институт-это совокупность правовых норм,группирующихся по близости их юридического содержания.Правовые нормы образуют отрасль конст права не непосредственно,а чере правовые институты.Правовые институты кп направлены на регулирование определенных участков общ.отношений,входящих в сферу влияния конст-прав. Норм.Каждый правовой институт представляет относительно самостоятельный блок правовых норм отрасли кп.Относительная самостоятельность правового института проявляется в том,что он не представлят собой замкнутого механизма правового регулирования,а связан и зависит от других правовых институтов кп, и они все во взаимодействий обеспечивают регулирование общ отнош.каждй конст-прав институт не только регулирует опред участок общ отнош.В его нормах соежатся специфические понятия,термины,положения.Например,содержание института гражданства выпажается в таких понятиях,как «гражданин», «гражданство», Приобретение,утеря,выход из гражданства», «права,свободы,обязанности граждан».

Конст-прав институт,как и любой правой институт,имеет свою структуру.Составляющие этой структуры характеризуются разнородностью юрид содержания.Эта разнородность обеспечивает регулирование соответствующих частей общ отнош.При всей разнородности нормы прав института объединены общими правовыми пинципами,идеями.Например,институт гражданства объединяется принципом единства и равенства граждан,независимо от оснований его приобретения.Система институтов Конст права выглядит следующим образом:Основы конст строя,конст статус личности,гражданство,законодательная власть,судебная власть,исполнительная власть,Избирательная система,адм-тер устройство и др.

 

Источники конст права

Источники права-формы,в которых выражаются нормы права.Можно выделить три вида источников права:1)Материальные-это экономич произв отношения,которые характеризуют эконом базис данного общества.2)научные-теории,идеи,доктрины,концепции,заложенные в НПА.3)юридические-те НПА,в которых выражены конст-прав нормы.Существует следующая иерархия источников конст права:1.основным источником конст права РК является Конституция в целом.В ней закрепляются правовые нормы,являющиеся основополагающими для всего конст законодательства.Эти нормы относя ко все сфрам жизни государства и общсва:полит,эконом,социальной,культурной.Конституция РК по сравнению с др источниками конст права имеет высшую юрид силу и применяется на всей тер Каз-на.Значение Контитуции как основного источника не только конст права обусловлен тем,что в ней непосредственно воплощены гос воля народа,его стремление построить правовое демокртическое гос-во,стать равноправным членом мирового сообщества.2.К числу источников конст права РК,устанавливающих правовые нормы гос(республиканского)значения,относятся конст законы.Название «конст законы» содержится в Конституции РК.Специфика конст законов Каз-на состоит в том,что они не вносят изменений и дополнений в Конституцию, а лишь конкретизируют прав. Нормы Конституции.3.Источником конст права являются также обычые законы.Они принимаются Парламентом РК.В предусмотренных Конституцией случаях обычные законы могут приниматься Президентом.Источниками отрасли конст права явл Регламент Мажилиса,Сената,Парламента,положения о координационных органах,образуемых Палатами Парламента.4.К источникам конст права РК относятся нормативные указы Президента.Они делятся на три группы:1)указы,имеющие силу конст закона.2)указы,имеющие силу обычного закона.3)подзаконные нормативные указы.Как правило,Президент осущ свою правотворческую деятельность путем принятия подзаконных нормативных указов.В случае делегирования Парламентом своих законодательных полномочий Президенту он вправе принимать указы,имеющие силу Закона.5.Постановления Парламента и его Палат.6.Акты Правительства,министерств и агентств.7.Акты местных представительных и исполнительных органов.8.Акты органов местного самоуправления.В эту иерархию не входят,но являются источником конст права-международные договоры и иные обязательства РК,Декларации.

 

Принципы Конституции.

Принципы Конституции-основные начала,в соответствии с которыми принимается и действует Конституция.Это те руководящие идей,которые в ней заложены.Можно выделить три группы принципов Конституции:1)Экономические:принцип многообразия форм собственности,Принцип гарантированности прав собственности,Принцип рыночной экономики,принцип инициативности и самостоятельности хоз субъектов,принцип широкого использования эконом рычагов и стимулов,принцип приоритетного развития мелкого и среднего бизнеса.2)Политические:Принцип народовластия,принцип демократии,принцип законности,принцип равноправия граждан,принцип политического плюрализма и развития многопартийности,принцип гласности(транспарентности),принцип развития местного самоуправления.3)Социальные:Принцип гармоничного сочетания интересов различных классов и социальных слоев,принцип равноправия нации и народностей,принцип интернационализма при приеме на гос. Службу,принцип свободы и неприкосновенности личности,принцип всестороннего развития общества,принцип свободы творчества и развития своих дарований.

 

11.Понятие Конституции,ее сущность и содержание

Первые Конституции появились в период буржуазных революции.Писаные буржуазные Конституции были призваны способствовать преодолению феодальных преград поступательному историческому развитию общества и гарантировать необратимость капиталистического развития общества во всех сферах жизни.Кроме того данные Конституции закрепили достигнутый к тому времени уровень развития общечеловеческих ценностей:идеи суверенитета,равноправия граждан,господства частной состености,гарантированности прав собственников.Карл Маркс характеризовал Конституцию как закон законов.Ленин: «Сущность Конституции в том,что основные законы государства вообще и законы,касающиеся избирательного права в представительные учреждения,их компетенции и прочее выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе.».Представитель классической немецкой школы Георг Еллинек: «Конституция-Совокупность правположений,определяющих высшие органы государства,порядок призвания их к отправлению их функций,взаимные отношения и компетенцию,а также принципиальное положение индивида в обществе и гос-ве».Представитель советской школы профессор Б.Н.Топорнин: «Конституция-Основной закон,нормы которого имеют учредительный характер и верховенствующую силу.»Общее определение Конституции,данное в современное время.Конституция-Основной закон или группа законов гос-ва,закрепляющий важнешие принципы и устои соцально-эконом,полит организации общества,устройства гос-ва и основы правового положения личности в обществе и гос-ве.Сущность Конституции-те идеи,теории,доктрины,которые в ней заложены.Содержание Конституции-непосредственное содержание ее норм,вытекющие из их юридического и логического смысла.Факторы,оказывющие влияние на содержание Конституции:1)политические воззрения,взгляды различных классов и соц слоев.2)специфика конкретного исторического этапа в развитии гос-ва,на котором принимается Конституция.3)уровень общественного сознания.4)назначение конкретных Конституции.5)специфика высшего представительного органа,принимающего Конституцию.6)Собстенные свойства Конституции как юридического акта.

 




infopedia.su