Конституционное правосудие как отрасль права – — : , —

Содержание

1. Конституционное правосудие как отрасль права. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ. СУДЕБНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС




Формирование и функционирование судебного конституционного контроля в постсоциалистических государствах обусловливает возникновение в них новой отрасли права – конституционного правосудия.

Право, как известно, не случайное и не хаотичное нагромождение юридических норм, не механическая их масса, а строго согласованная и взаимосвязанная целостная система, в кᴏᴛᴏᴩой нормы выстраиваются в определенном порядке. Право есть сложное системное, иерархическое образование, пронизанное процессами дифференциации и интеграции.

Нормы права различаются по содержанию, по предмету и методу регулирования, по характеру и сферам действия, по форме выражения, по способам обеспечения и т.д. По϶ᴛᴏму право, будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием, одновременно подразделяется на отрасли (последние в ϲʙᴏю очередь – на подотрасли, правовые институты), каждая из кᴏᴛᴏᴩых играет самостоятельную роль в упорядочении, регулировании общественных отношений. Отметим, что каждая отрасль права (равно как и ее подотрасль) есть

подсистема юридических норм, осуществляющих регулирование общественных отношений определенного вида и их охрану собственными специфическими, отраслевыми средствами.

Правовой институт представляет собой относительно обособленный элемент (блок) подотрасли. Главное назначение правового института заключается в том, ɥᴛᴏбы в пределах данного вида общественных отношений обеспечить относительно законченное регулирование. Правовому институту ϲʙᴏйственна однородность содержания: правовой институт по предмету регулирования характеризуется самостоятельной обособленной группой отношений.

Предмет будет главным материальным критерием разграничения юридических норм по отраслям и подотраслям и делением последних на правовые институты.

В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений, их поведение, объекты, на кᴏᴛᴏᴩые направлено поведение субъектов, факты (события, действия и др.), с кᴏᴛᴏᴩыми связано возникновение, изменение, прекращение отношений между субъектами.

Метод правового регулирования (набор юридического инструментария, посредством кᴏᴛᴏᴩого юридические нормы воздействуют на общественные отношения) служит дополнительным критерием разграничения норм по отраслям и институтам. К методу правового регулирования можно отнести установление целей и пределов правового регулирования общественных отношений, издание специфических нормативных актов, наделение участников общественных отношений специфическими правовыми качествами субъектов права (гражданство, правосубъект-ность и др.), определение мер юридической ответственности за правонарушения. От метода правового регулирования во многом зависит его результативность, эффективность достижения выдвигаемых при ϶ᴛᴏм целей.

Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства – конституционного судопроизводства.

Конституционное правосудие имеет’ϲʙᴏим предметом публичные общественные отношения, характеризуемые как отношения власти и подчинения между их субъектами. Обязательным субъектом данных отношений выступает конституционный суд, кᴏᴛᴏᴩый обладает властными контрольными функциями и

ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими властными полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
В основе конституционного правосудия лежит анализ конституционно-правовых отношений, а также реальных правовых отношений, как конституционных, так и отраслевых, сложившихся между государством в лице государственных органов и другими субъектами права, их соотнесения (ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия) между собой. Конституционный суд принимает решения властного характера, имеющие обязательную силу для всех субъектов права без исключения. Эти решения окончательны и не подлежат обжалованию.

По структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли – судебное конституционное право и судебный конституционный процесс.

Судебное конституционное право как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, устанавливающих статус конституционного суда и статус его судей, а именно способ формирования конституционного суда, его состав, принципы и гарантии его организации и деятельности, компетенцию конституционного суда, права и обязанности конституционных судей, гарантии их независимости.

Судебный конституционный процесс как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде (принципы конституционного судопроизводства, стадии конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел)

Названия «конституционное правосудие» и «судебное конституционное право и процесс» равнозначны по ϲʙᴏему содержанию.

Конституционное правосудие представляет собою единство содержания и формы. Реализация компетенции конституционных судов облекается в процессуальную форму. При ϶ᴛᴏм материальное отношение из сферы судебного конституционного права как бы отходит на второй план, взаимодействует и переплетается с процессуальными правоотношениями. Реальное состояние механизма правового регулирования можно оценить исключительно в единстве материальных юридических норм и правил юридической процедуры их реализации, применения.
С одной точки зрения, процессуальная форма может способствовать повышению эффективности реализации юридических норм материального содержания, а с другой – свести эту реализацию на нет. заблокировать ее, существенно снизить ее эффективность.

В отечественной правовой науке сложилось определенное понимание неразрывной связи материального и процессуального права: любая отрасль материального права вызывает к жизни ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую процессуальную форму (процессуальные нормы, юридические процедуры, юридический процесс)’.

Судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) – ϶ᴛᴏ не только условие, без кᴏᴛᴏᴩого судебное конституционно-материальное право не будет жить, действовать, но и эффективное средство упорядочения, организации общественных отношений.

Идея доминирования содержания над формой воспринята марксистской философией у Гегеля. Вместе с тем истории философской мысли известно и другое понимание взаимосвязи содержания и формы, восходящее к Аристотелю, кᴏᴛᴏᴩый рассматривал форму как организационный момент бытия, придавая ей самостоятельное значение, допуская существование не только неоформленной материи, но и независимой от материи формы.

Содержание и форму следует рассматривать как стороны единого целого; ϶ᴛᴏ не противоположности, не элементы, из кᴏᴛᴏᴩых один доминирует над другим. Важно заметить, что один без другого существовать не может, гармония содержания и формы есть одно из условий существования бытия.

В отечественной юридической литературе процессуальная форма как установленные законом условия и порядок осуществления процессуальной деятельности, в особенности в том или ином виде судопроизводства, рассматривается в качестве самостоятельного, ϲʙᴏбодного от влияния материального права правового явления. Судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) – самостоятельная подотрасль конституционного правосудия, направленная на обеспечение реализации компетенции (конституционной юрисдикции) конституционного суда. Важно заметить, что одновременно судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) имеет собственное юридическое содержание, собственную логику развития, собственные закономерности бытия. Конституционное судопроизводство как единство процессуальной деятельности и процессуальных правоотношений выступает

‘ См. более подробно об ϶ᴛᴏм: Юридическая процессуальная форма. Отметим, что теория и практика / Под ред. П. Е. Недбайло, В. М. Горшенева. – М.: 1976; Отметим, что теория юридического процесса. – Харьков: 1985; Горшенев В. М., Шахов И. В. Контроль как правовая форма деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

– М.: 1987; Протасов В. Н.
Стоит отметить, что основы обшеправовой процессуальной теории. – М.: 1991.

в конечном итоге как форма, способ существования, реализации норм материального судебного конституционного права.

Процессуальные отношения возникают по поводу действительного или предполагаемого материального отношения.
Стоит отметить, что основные действия конституционного суда и других компетентных государственных органов, других субъектов права (граждан и др.), направленные на реализацию их полномочий и прав, совершаются на основании и в рамках процессуальных норм, процедур конституционного судопроизводства, кᴏᴛᴏᴩое имеет самостоятельный предмет и объект, самостоятельные -принципы, цели и задачи.

Недопустима недооценка значения процессуальной формы конституционного правосудия. Судебное конституционное право и процесс – материальное и процессуальное право – имеют принципиальные различия и самостоятельное значение, но существуют они неразрывно, в определенном единстве.

Подотрасль конституционного правосудия как единой отрасли права состоит из правовых институтов, каждый из кᴏᴛᴏᴩых представляет систему норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного правосудия (см. схему 1).

Судебное конституционное право включает правовые институты состава конституционного суда, порядка его формирования, структуры, конституционной юрисдикции (компетенции конституционного суда), статуса судей конституционного суда и т.д.

Судебный конституционный процесс включает правовые институты принципов конституционного судопроизводства, его стадий, видов производства по конкретным делам.

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ. СУДЕБНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС — Н.В. Витрук. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «1. Конституционное правосудие как отрасль права») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.

Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ. СУДЕБНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС — Н.В. Витрук. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ. СУДЕБНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС — Н.В. Витрук., 2015. 1. Конституционное правосудие как отрасль права.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.

Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права — это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства. Предмет является ведущим, определяющим критерием разграничения отраслей права. В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений; их поведение; объекты, на которые направлено поведение субъектов; факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений между субъектами. Содержание метода правового регулирования охватывает комплекс разнообразных юридических средств, с помощью которых осуществляется воздействие па общественные отношения. Он служит дополнительным критерием разграничения нормативных установлений по отраслям права. Метод правового регулирования характеризуется сочетанием различных по характеру предписаний — императивных, диспозитивных, рекомендательных и иных.  Структура:Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) представляет собой единство материального правового содержания и процессуальной формы его осуществления. По структуре судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права делится на две подотрасли: судебно-конституционное материальное право и судебно конституционное процессуальное право. Судебно-конституционное материальное право есть совокупность нормативных установлений, регулирующих устройство, организацию специализированных органов конституционного правосудия (состав и способ формирования конституционного суда, его структуру, принципы и гарантии деятельности, статус судей и др.) и устанавливающих их юрисдикцию, полномочия.Судебно-конституционное процессуальное право есть совокупность нормативных установлений, определяющих принципы, общие правила конституционного судопроизводства и регулирующих процедуру по стадиям конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел в органах конституционного правосудия. Иными словами, предметом регулирования судебно-конституционного процессуального права является судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство).Судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство)направлен на обеспечение реализации компетенции, юрисдикции органов конституционного правосудия. Одновременно судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) имеет собственное юридическое содержание, свою логику развития и закономерности бытия. Конституционное судопроизводство как единство процессуальных норм, процессуальной деятельности и процессуальных правоотношений в конечном счете выступает как форма, способ существования и реализации норм материального судебно- конституционного права. или иного субъекта Федерации. Каждая подотрасль судебно-конституционного права и процесса состоит из правовых институтов, представляющих собой совокупность нормативных установлений, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования органов конституционного правосудия  Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права Современная российская система права восприняла деление права на публичное и частное. Публичное право по своей структуре состоит из конституционного, государственного и муниципального права. Вершиной (фундаментом, ядром) российского права является конституционное право, имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Предмет:В отечественной науке существует два подхода к определению круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (традиционному, преобладающему в науке) предмет конституционного права определяется весьма широко, в него включаются общественные отношения, регулируемые как нормами конституции, так и нормами законов, подзаконных нормативных актов, иных источников права, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. Иными словами, в предмет регулирования конституционным правом включаются многие общественные отношения, по существу, объективно подлежащие регулированию либо уже регулируемые иными отраслями российского права. Содержание конституционного права Российской Федерации в основном определяется содержанием Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Российской Федерации в интерпретации Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерациии в контексте действия общепризнанных принципов и норм международного права при условии признания их Российской Федерацией. Дополнительно в содержание конституционного права России входят нормативные установления, опосредуемые иными его источниками (формами), которые регулируют

отдельные виды общественных отношений конституционного уровня в полном объеме.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такое место и роль конституционного права обусловлены, во-первых, характером

и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. его предметом и содержанием, и, во-вторых, верховенством и высшей юридической силой Конституции как основного (высшего) закона Российского государства, установления которого являются исходными, определяющими для всех

отраслей права.

studfiles.net

1. Конституционное правосудие как отрасль права : КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ. СУДЕБНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Формирование и функционирование судебного конституционного контроля в постсоциалистических государствах обусловливает возникновение в них новой отрасли права – конституционного правосудия.

Право, как известно, не случайное и не хаотичное нагромождение юридических норм, не механическая их масса, а строго согласованная и взаимосвязанная целостная система, в которой нормы выстраиваются в определенном порядке. Право есть сложное системное, иерархическое образование, пронизанное процессами дифференциации и интеграции.

Нормы права различаются по содержанию, по предмету и методу регулирования, по характеру и сферам действия, по форме выражения, по способам обеспечения и т.д. Поэтому право, будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием, одновременно подразделяется на отрасли (последние в свою очередь – на подотрасли, правовые институты), каждая из которых играет самостоятельную роль в упорядочении, регулировании общественных отношений. Каждая отрасль права (равно как и ее подотрасль) есть

подсистема юридических норм, осуществляющих регулирование общественных отношений определенного вида и их охрану собственными специфическими, отраслевыми средствами.

Правовой институт представляет собой относительно обособленный элемент (блок) подотрасли. Главное назначение правового института состоит в том, чтобы в пределах данного вида общественных отношений обеспечить относительно законченное регулирование. Правовому институту свойственна однородность содержания: правовой институт по предмету регулирования характеризуется самостоятельной обособленной группой отношений.

Предмет является главным материальным критерием разграничения юридических норм по отраслям и подотраслям и делением последних на правовые институты.

В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений, их поведение, объекты, на которые направлено поведение субъектов, факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение отношений между субъектами.

Метод правового регулирования (набор юридического инструментария, посредством которого юридические нормы воздействуют на общественные отношения) служит дополнительным критерием разграничения норм по отраслям и институтам. К методу правового регулирования можно отнести установление целей и пределов правового регулирования общественных отношений, издание специфических нормативных актов, наделение участников общественных отношений специфическими правовыми качествами субъектов права (гражданство, правосубъект-ность и др.), определение мер юридической ответственности за правонарушения. От метода правового регулирования во многом зависит его результативность, эффективность достижения выдвигаемых при этом целей.

Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства – конституционного судопроизводства.

Конституционное правосудие имеет’своим предметом публичные общественные отношения, характеризуемые как отношения власти и подчинения между их субъектами. Обязательным субъектом этих отношений выступает конституционный суд, который обладает властными контрольными функциями и

соответствующими властными полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. В основе конституционного правосудия лежит анализ конституционно-правовых отношений, а также реальных правовых отношений, как конституционных, так и отраслевых, сложившихся между государством в лице государственных органов и другими субъектами права, их соотнесения (соответствия) между собой. Конституционный суд принимает решения властного характера, имеющие обязательную силу для всех субъектов права без исключения. Эти решения окончательны и не подлежат обжалованию.

По структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли – судебное конституционное право и судебный конституционный процесс.

Судебное конституционное право как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, устанавливающих статус конституционного суда и статус его судей, а именно способ формирования конституционного суда, его состав, принципы и гарантии его организации и деятельности, компетенцию конституционного суда, права и обязанности конституционных судей, гарантии их независимости.

Судебный конституционный процесс как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде (принципы конституционного судопроизводства, стадии конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел)

Названия «конституционное правосудие» и «судебное конституционное право и процесс» равнозначны по своему содержанию.

Конституционное правосудие представляет собою единство содержания и формы. Реализация компетенции конституционных судов облекается в процессуальную форму. При этом материальное отношение из сферы судебного конституционного права как бы отходит на второй план, взаимодействует и переплетается с процессуальными правоотношениями. Реальное состояние механизма правового регулирования можно оценить лишь в единстве материальных юридических норм и правил юридической процедуры их реализации, применения. С одной стороны, процессуальная форма может способствовать повышению эффективности реализации юридических норм материального содержания, а с другой – свести эту реализацию на нет. заблокировать ее, существенно снизить ее эффективность.

В отечественной правовой науке сложилось определенное понимание неразрывной связи материального и процессуального права: любая отрасль материального права вызывает к жизни соответствующую процессуальную форму (процессуальные нормы, юридические процедуры, юридический процесс)’.

Судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) – это не только условие, без которого судебное конституционно-материальное право не будет жить, действовать, но и эффективное средство упорядочения, организации общественных отношений.

Идея доминирования содержания над формой воспринята марксистской философией у Гегеля. Вместе с тем истории философской мысли известно и другое понимание взаимосвязи содержания и формы, восходящее к Аристотелю, который рассматривал форму как организационный момент бытия, придавая ей самостоятельное значение, допуская существование не только неоформленной материи, но и независимой от материи формы.

Содержание и форму следует рассматривать как стороны единого целого; это не противоположности, не элементы, из которых один доминирует над другим. Один без другого существовать не может, гармония содержания и формы есть одно из условий существования бытия.

В отечественной юридической литературе процессуальная форма как установленные законом условия и порядок осуществления процессуальной деятельности, в особенности в том или ином виде судопроизводства, рассматривается в качестве самостоятельного, свободного от влияния материального права правового явления. Судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) – самостоятельная подотрасль конституционного правосудия, направленная на обеспечение реализации компетенции (конституционной юрисдикции) конституционного суда. Одновременно судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) имеет собственное юридическое содержание, собственную логику развития, собственные закономерности бытия. Конституционное судопроизводство как единство процессуальной деятельности и процессуальных правоотношений выступает

‘ См. более подробно об этом: Юридическая процессуальная форма. Теория и практика / Под ред. П. Е. Недбайло, В. М. Горшенева. – М.: 1976; Теория юридического процесса. – Харьков: 1985; Горшенев В. М., Шахов И. В. Контроль как правовая форма деятельности.– М.: 1987; Протасов В. Н. Основы обшеправовой процессуальной теории. – М.: 1991.

в конечном итоге как форма, способ существования, реализации норм материального судебного конституционного права.

Процессуальные отношения возникают по поводу действительного или предполагаемого материального отношения. Основные действия конституционного суда и других компетентных государственных органов, других субъектов права (граждан и др.), направленные на реализацию их полномочий и прав, совершаются на основании и в рамках процессуальных норм, процедур конституционного судопроизводства, которое имеет самостоятельный предмет и объект, самостоятельные -принципы, цели и задачи.

Недопустима недооценка значения процессуальной формы конституционного правосудия. Судебное конституционное право и процесс – материальное и процессуальное право – имеют принципиальные различия и самостоятельное значение, но существуют они неразрывно, в определенном единстве.

Подотрасль конституционного правосудия как единой отрасли права состоит из правовых институтов, каждый из которых представляет систему норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного правосудия (см. схему 1).

Судебное конституционное право включает правовые институты состава конституционного суда, порядка его формирования, структуры, конституционной юрисдикции (компетенции конституционного суда), статуса судей конституционного суда и т.д.

Судебный конституционный процесс включает правовые институты принципов конституционного судопроизводства, его стадий, видов производства по конкретным делам.

www.adhdportal.com

1. Конституционное правосудие как отрасль права — КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ. СУДЕБНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС — Н.В. Витрук. — Судебное право

Формирование и функционирование судебного конституционного контроля в постсоциалистических государствах обусловливает возникновение в них новой отрасли права – конституционного правосудия.

Право, как известно, не случайное и не хаотичное нагромождение юридических норм, не механическая их масса, а строго согласованная и взаимосвязанная целостная система, в которой нормы выстраиваются в определенном порядке. Право есть сложное системное, иерархическое образование, пронизанное процессами дифференциации и интеграции.

Нормы права различаются по содержанию, по предмету и методу регулирования, по характеру и сферам действия, по форме выражения, по способам обеспечения и т.д. Поэтому право, будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием, одновременно подразделяется на отрасли (последние в свою очередь – на подотрасли, правовые институты), каждая из которых играет самостоятельную роль в упорядочении, регулировании общественных отношений. Каждая отрасль права (равно как и ее подотрасль) есть

подсистема юридических норм, осуществляющих регулирование общественных отношений определенного вида и их охрану собственными специфическими, отраслевыми средствами.

Правовой институт представляет собой относительно обособленный элемент (блок) подотрасли. Главное назначение правового института состоит в том, чтобы в пределах данного вида общественных отношений обеспечить относительно законченное регулирование. Правовому институту свойственна однородность содержания: правовой институт по предмету регулирования характеризуется самостоятельной обособленной группой отношений.

Предмет является главным материальным критерием разграничения юридических норм по отраслям и подотраслям и делением последних на правовые институты.

В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений, их поведение, объекты, на которые направлено поведение субъектов, факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение отношений между субъектами.

Метод правового регулирования (набор юридического инструментария, посредством которого юридические нормы воздействуют на общественные отношения) служит дополнительным критерием разграничения норм по отраслям и институтам. К методу правового регулирования можно отнести установление целей и пределов правового регулирования общественных отношений, издание специфических нормативных актов, наделение участников общественных отношений специфическими правовыми качествами субъектов права (гражданство, правосубъект-ность и др.), определение мер юридической ответственности за правонарушения. От метода правового регулирования во многом зависит его результативность, эффективность достижения выдвигаемых при этом целей.

Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства – конституционного судопроизводства.

Конституционное правосудие имеет’своим предметом публичные общественные отношения, характеризуемые как отношения власти и подчинения между их субъектами. Обязательным субъектом этих отношений выступает конституционный суд, который обладает властными контрольными функциями и

соответствующими властными полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. В основе конституционного правосудия лежит анализ конституционно-правовых отношений, а также реальных правовых отношений, как конституционных, так и отраслевых, сложившихся между государством в лице государственных органов и другими субъектами права, их соотнесения (соответствия) между собой. Конституционный суд принимает решения властного характера, имеющие обязательную силу для всех субъектов права без исключения. Эти решения окончательны и не подлежат обжалованию.

По структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли – судебное конституционное право и судебный конституционный процесс.

Судебное конституционное право как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, устанавливающих статус конституционного суда и статус его судей, а именно способ формирования конституционного суда, его состав, принципы и гарантии его организации и деятельности, компетенцию конституционного суда, права и обязанности конституционных судей, гарантии их независимости.

Судебный конституционный процесс как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде (принципы конституционного судопроизводства, стадии конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел)

Названия «конституционное правосудие» и «судебное конституционное право и процесс» равнозначны по своему содержанию.

Конституционное правосудие представляет собою единство содержания и формы. Реализация компетенции конституционных судов облекается в процессуальную форму. При этом материальное отношение из сферы судебного конституционного права как бы отходит на второй план, взаимодействует и переплетается с процессуальными правоотношениями. Реальное состояние механизма правового регулирования можно оценить лишь в единстве материальных юридических норм и правил юридической процедуры их реализации, применения. С одной стороны, процессуальная форма может способствовать повышению эффективности реализации юридических норм материального содержания, а с другой – свести эту реализацию на нет. заблокировать ее, существенно снизить ее эффективность.

В отечественной правовой науке сложилось определенное понимание неразрывной связи материального и процессуального права: любая отрасль материального права вызывает к жизни соответствующую процессуальную форму (процессуальные нормы, юридические процедуры, юридический процесс)’.

Судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) – это не только условие, без которого судебное конституционно-материальное право не будет жить, действовать, но и эффективное средство упорядочения, организации общественных отношений.

Идея доминирования содержания над формой воспринята марксистской философией у Гегеля. Вместе с тем истории философской мысли известно и другое понимание взаимосвязи содержания и формы, восходящее к Аристотелю, который рассматривал форму как организационный момент бытия, придавая ей самостоятельное значение, допуская существование не только неоформленной материи, но и независимой от материи формы.

Содержание и форму следует рассматривать как стороны единого целого; это не противоположности, не элементы, из которых один доминирует над другим. Один без другого существовать не может, гармония содержания и формы есть одно из условий существования бытия.

В отечественной юридической литературе процессуальная форма как установленные законом условия и порядок осуществления процессуальной деятельности, в особенности в том или ином виде судопроизводства, рассматривается в качестве самостоятельного, свободного от влияния материального права правового явления. Судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) – самостоятельная подотрасль конституционного правосудия, направленная на обеспечение реализации компетенции (конституционной юрисдикции) конституционного суда. Одновременно судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) имеет собственное юридическое содержание, собственную логику развития, собственные закономерности бытия. Конституционное судопроизводство как единство процессуальной деятельности и процессуальных правоотношений выступает

‘ См. более подробно об этом: Юридическая процессуальная форма. Теория и практика / Под ред. П. Е. Недбайло, В. М. Горшенева. – М.: 1976; Теория юридического процесса. – Харьков: 1985; Горшенев В. М., Шахов И. В. Контроль как правовая форма деятельности.– М.: 1987; Протасов В. Н. Основы обшеправовой процессуальной теории. – М.: 1991.

в конечном итоге как форма, способ существования, реализации норм материального судебного конституционного права.

Процессуальные отношения возникают по поводу действительного или предполагаемого материального отношения. Основные действия конституционного суда и других компетентных государственных органов, других субъектов права (граждан и др.), направленные на реализацию их полномочий и прав, совершаются на основании и в рамках процессуальных норм, процедур конституционного судопроизводства, которое имеет самостоятельный предмет и объект, самостоятельные -принципы, цели и задачи.

Недопустима недооценка значения процессуальной формы конституционного правосудия. Судебное конституционное право и процесс – материальное и процессуальное право – имеют принципиальные различия и самостоятельное значение, но существуют они неразрывно, в определенном единстве.

Подотрасль конституционного правосудия как единой отрасли права состоит из правовых институтов, каждый из которых представляет систему норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного правосудия (см. схему 1).

Судебное конституционное право включает правовые институты состава конституционного суда, порядка его формирования, структуры, конституционной юрисдикции (компетенции конституционного суда), статуса судей конституционного суда и т.д.

Судебный конституционный процесс включает правовые институты принципов конституционного судопроизводства, его стадий, видов производства по конкретным делам.

«все книги     «к разделу      «содержание      Глав: 122      Главы: <   12.  13.  14.  15.  16.  17.  18.  19.  20.  21.  22. > 

5rik.ru

115. Конституционное правосудие в рф

Конституционное правосудие – это определенная деятельность судебных органов, основной целью которой можно назвать рассмотрение дел по конституционно-правовым вопросам, непосредственно связанным с контролем соблюдения конституции органами государства, в том числе, парламентом,  а также в принятии правовых решений по данным вопросам.Конституционное правосудие в настоящее время не призвано проверять только нормативные конституционные акты, а призвано обеспечить соблюдение конституции, защиту прав конституции, соблюдения конкретного принципа разделения властей.

Конституционное правосудие можно назвать одной из форм конституционного контроля, осуществляется данный вид правосудия только конституционными судами,  любыми общими, а также верховными судами, конституционными советами. К органам конституционного правосудия в Российской Федерации относятся  Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды всех субъектов Российской Федерации.

Если конституционными органами правосудия был признан, например, некий закон неконституционным, это означает, что действие данного закона должно быть прекращено, иными словами, этот закон должен быть отменен. Для этого не требуется дополнительного решения по данному вопросу парламента страны.

Правосудие конституционное – это совокупность сущности конституционного контроля и определенной формы правосудия, в результате чего имеет место самостоятельный вид властной и государственной деятельности в форме специализированного правосудия.

Таким образом, конституционные принципы правосудия можно назвать наивысшей формой проявления конституционного контроля.

Изначально правосудие на конституционном уровне появилось непосредственно для осуществления контроля конституционности законов парламента страны. После этого основным предметом вопросов рассмотрения конституционного суда  постепенно стал вопрос об ответственности на конституционном уровне главы государства за нарушение определенных конституционных норм. Юрисдикция конституционного суда постоянно расширялась. В настоящее время компетенция конституционного суда в различных государствах достаточно разнообразна и в то же время очень индивидуальна.

116. Понятие и сущность прокурорско-надозорной власти

Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.

Из сказанного следуют принципиально важные положения.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих властей.

Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональные отношения к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они, тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься:

а) специфический вид государственной деятельности;

б) самостоятельная отрасль юридической науки;

в) учебная дисциплина.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает своим особым предметом. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Объект прокурорского надзора состоит в совокупности лиц, органов власти, организаций, на которые распространяется компетенция прокуратуры. Субъект прокурорского надзора – это должностное лицо органа прокуратуры, действующее в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления надзорных полномочий и выполнения возложенных задач по основаниям и в порядке, установленном законом. Субъектом прокурорского надзора не могут выступать юридические или физические лица, исполнение законов которыми проверяется прокурором.

studfiles.net

Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права

Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.

Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права — это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства. Предметявляется ведущим, определяющим критерием разграничения отраслей права. В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений; их поведение; объекты, на которые направлено поведение субъектов; факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений между субъектами.

Содержание метода правового регулирования охватываеткомплекс разнообразных юридических средств, с помощью которых осуществляется воздействие па общественные отношения. Он служит дополнительным критерием разграничения нормативных установлений по отраслям права. Метод правового регулирования характеризуется сочетанием различных по характеру предписаний — императивных, диспозитивных, рекомендательных и иных. Структура:Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) представляет собой единство материального правового

содержания и процессуальной формы его осуществления. По структуре судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права делится на две подотрасли: судебно-конституционное материальное право и судебно-конституционное процессуальное право.

Судебно-конституционное материальное право есть совокупность нормативных установлений, регулирующих устройство, организацию специализированных органов конституционного



правосудия (состав и способ формирования конституционного суда, его структуру, принципы и гарантии деятельности, статус судей и др.) и устанавливающих их юрисдикцию, полномочия.

Судебно-конституционное процессуальное право есть совокупность нормативных установлений, определяющих принципы, общие правила конституционного судопроизводства и регулирующих

процедуру по стадиям конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел в органах конституционного правосудия. Иными словами, предметом

регулирования судебно-конституционного процессуального права является судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство).Судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство)направлен на обеспечение реализации компетенции, юрисдикции органов конституционного правосудия. Одновременно судебный конституционный процесс (конституционное

судопроизводство) имеет собственное юридическое содержание, свою логику развития и закономерности бытия. Конституционное судопроизводство как единство процессуальных

норм, процессуальной деятельности и процессуальных правоотношений в конечном счете выступает как форма, способ существования и реализации норм материального судебно- конституционного права.

или иного субъекта Федерации. Каждая подотрасль судебно-конституционного права и процесса

состоит из правовых институтов, представляющих собой совокупность нормативных установлений, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений, складывающихся

в процессе организации и функционирования органов конституционного правосудия

Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права

Современная российская система права восприняла деление права на публичное и частное. Публичное право по своей структуре состоит из конституционного, государственного и муниципального

права. Вершиной (фундаментом, ядром) российского права является конституционное право, имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер.

Предмет:В отечественной науке существует два подхода к определению круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (традиционному,

преобладающему в науке) предмет конституционного права определяется весьма широко, в него включаются общественные отношения, регулируемые как нормами конституции, так и нормами законов, подзаконных нормативных актов, иных источников права, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. Иными словами, в предмет регулирования конституционным правом включаются многие общественные отношения,по существу, объективно подлежащие регулированию либо уже регулируемые иными отраслями российского права. Содержание конституционного права Российской Федерации в основном определяется содержанием

Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Российской Федерации в интерпретации Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерациии в контексте действия общепризнанных принципов и норм международного права при условии признания их Российской Федерацией. Дополнительно в содержание конституционного права России входят нормативные установления, опосредуемые иными его источниками (формами), которые регулируют

отдельные виды общественных отношений конституционного уровня в полном объеме.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такое место и роль конституционного права обусловлены, во-первых, характером

и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. его предметом и содержанием, и, во-вторых, верховенством и высшей юридической силой Конституции как основного (высшего) закона Российского государства, установления которого являются исходными, определяющими для всех

отраслей права.

megaobuchalka.ru

Программа

Раздел 1. Общие положения

Тема 1. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Понятие конституционного правосудия.

Судебно-конституционное право и процесс как самостоятельная отрасль публичного права. Научная дискуссия о месте судебно-конституционного права и процесса в системе российского права. Конституционное право как основа судебно-конституционного права и процесса.

Судебно-конституционное право и процесс как единство материального и процессуального права. Судебно-конституционное право и процесс Российской Федерации и судебно-конституционное (уставное) право и процесс субъектов Российской Федерации.

Источники судебно-конституционного права и процесса Российской Федерации: Конституция Российской Федерации и приравненные к ней по юридической силе общепризнанные принципы и нормы международного права, решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации; федеральные конституционные законы и федеральные законы; подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти; иные источники.

Источники судебно-конституционного (уставного) права и процесса субъектов Российской Федерации: Конституция Российской Федерации и приравненные к ней по юридической силе общепризнанные принципы и нормы международного права, решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации; конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и приравненные к ним по юридической силе решения и правовые позиции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации; подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; иные источники.

Наука конституционного правосудия, её предмет и методология. Основные этапы формирования науки конституционного правосудия за рубежом и в России.

Конституционное правосудие (судебно-конституционное право и процесс) как учебная дисциплина. Цель, задачи, структура и программа учебного курса, его значение для современных юристов.

Ключевые понятия: конституционное правосудие; публичное право; судебно-конституционное право; конституционный судебный процесс; общепризнанные принципы и нормы международного права; решение Конституционного Суда Российской Федерации; правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации; Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Тема 2. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве

Принцип верховенства конституции, его гарантии в правовом государстве. Понятие и содержание конституционности как правового режима. Охрана и защита конституции.

Конституционный контроль в механизме охраны и защиты конституции. Соотношение конституционного контроля и конституционного надзора.

Виды конституционного контроля в зависимости от субъектов, его осуществляющих: общий (общеполитический) и специализированный; судебный и квазисудебный. Виды конституционного контроля, выделяемые по другим основаниям (обязательный и факультативный, предварительный и последующий, абстрактный и конкретный и др.).

Конституционное правосудие – деятельность органов судебного конституционного контроля. Объекты судебного конституционного контроля. Нормоконтроль.

Основные модели судебного конституционного контроля в мире: североамериканская и европейская. Их отличительные черты.

История возникновения североамериканской модели судебного конституционного контроля. Дело «Мэрбери против Мэдисона» (1803 г., США). Современное состояние данной модели.

История возникновения европейской модели судебного конституционного контроля. Создание первых конституционных судов (1919-1920 гг., Австрия, Чехословакия). Современное состояние данной модели.

Иберийская (южноамериканская) и иные смешанные модели судебного конституционного контроля, история их возникновения и современное состояние.

Ключевые понятия: правовое государство; конституция; конституционность; конституционный контроль; нормоконтроль; квазисудебный конституционный контроль; абстрактный конституционный контроль; конкретный конституционный контроль; прямой конституционный контроль; косвенный конституционный контроль; модель судебного конституционного контроля; процедура ампаро.

studfiles.net