Киники это в философии – Киники — Википедия
это что такое? Основатель школы Киников
Киники – это знаменитая философская школа Древней Греции, большинство представителей которой выступали последователями учения Сократа. Мыслителей школы еще называли циниками за их несколько угрюмый характер, строгие взгляды, недовольство существующим социальным, политическим и религиозным укладом.
Основатель школы киников
Идейным лидером и апологетом учения является Антисфен. Философ был сыном гражданина Афин и фракийской рабыни. Исходя из этого, Антисфен считался незаконнорожденным и был обречен всю жизнь находиться в статусе неполноправного члена общества.
Антисфен являлся одним из самых преданных и старших учеников Сократа. Увлеченный нравственными убеждениями и личностью наставника, молодой философ не покидал учителя до конца его дней. После смерти Сократа, Антисфен основал собственную философскую школу в одной из гимназий Афин, предназначенной для незаконнорожденных.
Антисфен старался вести жизнь, которая соответствовала его учению. Философ ни перед кем не приклонялся, не считал бедность пороком и нарочито проявлял свое пренебрежение к обладателям власти. Мудрец проводил дни в размышлениях, оставив по себе многочисленные тома сочинений. Его наиболее известные последователи Кратес и Диоген считали, что во всей Греции не отыщется философов, которые равны Антисфену в непоколебимости, бесстрашии и умении жить согласно своим убеждениям.
Школа киников, философия Антисфена имела успех до самой смерти ее основателя. Позже в знаменитую Александрийскую библиотеку было внесено более 70 сочинений мыслителя. После того как не стало Антисфена, еще на протяжении 150 лет активно продвигали свои взгляды киники. Скептики, философия которых переняла немало идей от кинической школы, в последующем полностью растворили это учение в собственном.
Диоген Синопский
Самым ярким последователем учения Антисфена выступал Диоген. Прославился он прежде всего многочисленными причудами. Согласно историческим сведениям, которые дошли до наших дней, философ любил средь белого дня бродить по городу с зажженной лампой. Таким необычным способом мудрец пытался отыскать «хорошего человека» на многолюдных улицах.
Диоген жил в нищете, одевался в одежду, которую ему дарили граждане города, употреблял любую пищу, которая попадалась под руку. В качестве жилья мыслитель, по одним сведениям, выбрал большой глиняный кувшин, а согласно другим – деревянную бочку. За ведение такого необычного образа жизни Диоген получил прозвище «Собака».
Однажды Диогена пригласил в собственный дом богатый гражданин Афин, надеясь на увлекательную беседу с мудрецом. Однако, увидев роскошное убранство помещений, мраморные полы и многочисленные произведения искусства, философ не стал разговаривать с гостеприимным человеком, а лишь развернулся и молча ушел. Позже Диоген объяснил свой поступок тем, что в доме не оказалось лучшего места, куда можно плюнуть, помимо лица хозяина.
Кратес из Фив
Знаменитые киники – это не только Антисфен и Диоген. Другим замечательным последователем философской школы являлся Кратес. Этот мыслитель относился к категории состоятельных граждан. Однако, увлекшись мудростью школы киников, он решил отказаться от роскошной жизни и высокого статуса в обществе. Все имущество Кратес завещал собственному сыну, при условии, если тот не пожелает стать философом.
Как и Диоген, Кратес предпочитал проводить время в размышлениях, практикуя нищенский образ жизни. Лучшей ученицей мудреца выступала его жена Гиппархия, которая в молодости отреклась от своей состоятельной семьи и присоединилась к школе киников.
Учение киников
Киники – это философская школа, которая была основана в Афинах на рубеже 5-6 веков незаконнорожденными членами общества, беднотой, а также странствующими мыслителями. Поводом к формированию школы стал протест малоимущих против ухудшения социальных условий, усиления политического гнета и экономической нестабильности в государстве. Основные идеи учения, которые предполагали ведение нищенской жизни, сходной с собачьей, быстро нашли своих приверженцев по всей Древней Греции.
Чему учили киники? Философия этой школы предлагала населению специфическое мировоззрение, которое предполагало категорическое непринятие потребительских ценностей и рабовладельческих взглядов, законов, морали, традиций и обычаев, которые царили в обществе. В то же время киники не были аскетами. Представители школы старались вести активную деятельность, пропагандируя идеалы свободы, презрения к роскоши. Постулаты учения были направлены на упрощение жизни, достижение равноправия, продвижение космополитических взглядов.
Философия киников находила приверженцев среди людей, которые утратили надежду на светлое будущее, осознали несправедливость законов, разочаровались в обещаниях политиков. Последователи учения занимались не только пропагандой своих идеалов, но и практиковали собственные принципы в жизни. Киники старались максимально ограничивать себя в потребностях, отказывались от материальных благ. Сократическая школа киников считала высшим благом отсутствие тяги к определенному месту жительства, неприкаянность в целом.
Этика киников
Рассматривая, какую этику предпочитали киники, основные идеи философской школы, стоит отметить, что основатель учения Антисфен учил своих последователей отличать «свое» от «чужого». Согласно мнению мудреца, благом для человека может являться лишь его внутренняя свобода, но никак не имущество.
Главным этическим принципом киников выступала добродетель, которая считалась единственным благом. В свою очередь, источником зла являлся порок. Все прочее, помимо указанных понятий, было безразлично мудрецам философской школы.
Взгляды на социальную жизнь и государство
Киники – это мыслители, которые полагали, что человек не должен находиться в рабстве устоявшихся в обществе предрассудков, стараться соответствовать постороннему мнению. Кратес и Диоген нарочно шли наперекор общепринятым нормам, попирали несправедливые законы. Философы специально заводили жаркие споры на улицах, которые доходили до ссор. Таким образом последователи школы киников приучали себя не придавать значения людской брани.
Согласно кинической философии, члены общества делятся на глупых и мудрых. Первые – рабы, которые не имеют собственного мнения и сознания, лишенные добра, истинной радости в жизни. В свою очередь, мудрецам, что отреклись от всего сущего, принадлежит истинная свобода и независимость. Умный человек живет не согласно писаным законам, а опирается на внутреннюю этику.
Идеальным государством в глазах киников была человеческая общность, для которой не существует границ, учреждений, законов, материальных благ. Другими словами – идеалом для представителей философской школы выглядел человек, вернувшийся к своему естественному состоянию в природе.
Отношение к религии
Какое отношение проявляли к религии киники? Философия школы формировала чисто отрицательные взгляды на любые культы. Ведь истинному кинику, который живет согласно принципам учения, религия не могла дать ничего положительного. Идейные лидеры школы считали единственным божеством человеческий разум. Все прочее воспринималось, как продукт фантазии, а также заблуждений и ограничений, которые повсеместно царили в обществе.
Характерные черты философии киников
К основным постулатам последователей учения относилось:
- обретение абсолютной свободы посредством отречения от социальной жизни;
- добровольная отверженность от материальных благ;
- скитание, отсутствие постоянного дома, удовлетворение базовых потребностей путем попрошайничества;
- пренебрежение к гигиене, предпочтение худшим условиям проживания;
- восхваление бедности;
- жесткая критика идеалистических учений;
- непризнание власти человека и богов;
- отсутствие патриотизма и космополитические взгляды;
- концентрация внимания окружающих на человеческих пороках, критика худших людских черт.
В заключение
Киники – особая философская школа, члены которой, вероятно, в силу своего низкого социального статуса, не признавали над собой никакой власти. В последующем от яркого антиобщественного поведения киников произошел термин «цинизм», который подвергает сомнению все сущее. Широкое распространение и популярность учения в Древней Греции в конце 5-го — начале 6-го века, означало, что общество на то время нуждалось в отказе от рабовладельческих устоев и удовлетворении чаяний обедневших, бесправных слоев общества.
fb.ru
Философия киников. Диоген Синопский и Антисфен Афинский
«Всего как можно меньше.»
Антисфен Афинский
Киники — древнегреческая философская школа, основанная Антисфеном Афинским и другими учениками Сократа. Киники провозглашали свободу от условностей общества, возврат к простоте и избавление от всего лишнего.
Простота киников
Антисфен (ок. 444–370 до н. э.), последователь Сократа, ученик Горгия, критик идей Платона. Основал в Афинах собственную школу. Вел крайне аскетический образ жизни
Философия — очень простая наука, считал основатель школы киников Антисфен Афинский. Никакие сложные умственные построения не нужны, человек просто должен быть как можно ближе к природе. Не нужны ни государства, ни правительства, ни частная собственность, все это только мешает человеку быть счастливым.
Антисфен постоянно критиковал политику, проводимую греческим правительством. Однажды он предложил своим соотечественникам издать указ, по которому все ослы будут считаться конями. На удивленные вопросы, зачем это нужно, он сказал: «Но ведь вы простым голосованием делаете невежественных людей полководцами?»
Самый известный ученик Антисфена, Диоген Синопский, пошел еще дальше. Он сделал свою жизнь демонстрацией идей киников, отказавшись не только от роскоши и излишеств, но от элементарных удобств. Он жил в бочке, из одежды имел только плащ, а питался тем, что ему подавали добрые люди. Как-то придворный философ сказал Диогену, сидевшему на земле с миской чечевицы: «Если бы ты научился прославлять царя, тебе бы не пришлось питаться чечевицей», на что Диоген ответил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, тебе бы не пришлось прославлять царя».
Во время посещения коринфа Александр Великий предложил Диогену попросить у него все, что тот ни пожелает. Все, чего хотел философ, чтобы великий правитель перестал заслонять ему солнце.
Слово «киник» переводится как «собака». Почему же эта философская школа взяла себе такое странное название? Киники считали своим идеалом жизнь «подобно собаке» — животному, которое обходится малым и при этом всегда довольно своей судьбой. А еще они ценили такие качества собаки, как верность, смелость и умение постоять за себя и свои интересы. Антисфен называл себя «настоящим псом», а на могиле Диогена его последователи установили скульптуру собаки.
«Обращайся с вельможами, как с огнем: не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них» (Диоген)
Теория и концепции киников
Кинизм — практическая философия, главным способом доказать свои воззрения киники считали свой повседневный образ жизни. Для них имело значение только то, что можно увидеть, почувствовать или понять. Антисфен, как и его последователи, критиковал теорию Платона о существовании двух миров. Раз идеальный мир увидеть нельзя, значит, его нет; реален лишь тот мир, в котором мы живем. Все умозрительные теории вредны, считали киники. «Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения», — говорил Антисфен.
«Быстрее всего стареет благодарность» (Диоген)
Но все же у школы киников, как и у других философских школ, была своя теоретическая база. В чем же она заключалась? Они провозглашали три основных принципа существования. Первый принцип, аскесис — упрощение и ограничение своих потребностей, доходящее до предела; сила духа и характера, позволяющая обходится малым. Второй принцип, апедевсия — свобода от любых догм: религиозных, культурных, общественных. Культура и образование, считали киники, убивают истинное знание, поэтому идеал — невежество. Третий принцип, автаркия — автономность и независимость. Киникам не нужны ни семья, ни государство, ни другие общественные образования.
«Диоген» (Ж.-Л. Жером, 1860)
Таким образом, в центре философии киников находится человек с его внутренним миром и естественными потребностями. Киники пытаются обнаружить, что для человека является истинным благом, и приходят к выводу, что это — предельная естественность. Человек должен следовать внутренним потребностям и оставаться самим собой.
«Справедливого человека цени больше, чем родного» (Антисфен)
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
КИНИЗМ | Энциклопедия Кругосвет
КИНИЗМ – одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Не принимая институционального характера, кинизм просуществовал почти тысячу лет вплоть до конца античности. Название школы происходит от греч. kyon – собака. Возможно, потому, что гимнасий при храме Геракла, в котором Антисфен вел свои беседы с учениками, носил имя Киносарг – «Зоркий пес». Возможно и потому, что сам Антисфен называл себя Истинным Псом и считал, что жить следует «подобно собаке», т.е. сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе и презрение к условностям, умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и постоять за себя, а одновременно и верность, храбрость и благодарность. Киники часто обыгрывали это сравнение, а на могиле Диогена был установлен памятник из паросского мрамора, на вершине которого была изображена собака.
О жизни Антисфена сохранились довольно малочисленные сведения. Известно, что он не был полноправным гражданином Афин, будучи сыном свободного афинянина и фракийской рабыни. Высмеивая тех, кто кичился чистотой своей крови, Антисфен говорил, что они по своему происхождению «ничуть не родовитее улиток или кузнечиков» (Диоген Лаэртский. VI, 1).
Сперва Антисфен был учеником известного софиста Горгия, оказавшего влияние на стиль его первых сочинений и привившего ему искусство ведения споров (эристика). Затем он стал учеником Сократа. Впоследствии киники говорили, что переняли у Сократа не столько его мудрость, сколько сократову силу и бесстрастие в отношении жизненных невзгод. Благодаря Сократу киническое учение обрело прежде всего моральный практический характер. Киники не стремились к построению отвлеченных теорий и вообще отвергали существование общих понятий, что нашло свое отражение в известной полемике Антисфена, а затем и Диогена с Платоном. Они считали, что добродетель обнаруживается в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями. В отрицании многих социальных норм киники не останавливались перед крайностями, о чем остались многочисленные свидетельства. Особенно отличился в этом Диоген Синопский, который самой своей жизнью продемонстрировал пример специфически кинического отношения к миру.
Взгляды Диогена выражаются в двух известных формулах – в утверждении мирового гражданства каждого человека (космополитизм) в противовес полисной принадлежности, и в знаменитой «переоценке ценностей».
Легенда гласит, что дельфийский оракул на вопрос Диогена, что ему сделать, чтобы прославиться, посоветовал Диогену заняться «переоценкой ценностей». Сам Диоген понял ответ буквально (по-гречески, ценность и монета обозначаются одним и тем же словом) – как призыв к подделке денежных знаков: он стал обрезывать края монет, за что и был уличен и наказан. И лишь позже он понял истинный смысл пророчества, который заключался в том, чтобы перевернуть существующие нормы и ценности и заменить их жизнью
Киническая литературная традиция видит в Диогене образ идеального киника – «небесную собаку», фигуру почти мифологическую, наподобие другого излюбленного героя кинических произведений – Геракла, и связывает с ним множество анекдотов и легенд, демонстрирующих невозмутимую последовательность, с которой Диоген воплощал в своей жизни идеал автаркии, самоограничения и презрения к общественным условностям. Диоген жил в пифосе – глиняной бочке для воды; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил свою чашку; чтобы приучить себя к отказам, просил милостыню у статуй; стараясь закалить себя, босыми ногами ходил по снегу и даже пытался есть сырое мясо; «все дела совершал он при всех: и дела Деметры, и дела Афродиты» (Диоген Лаэртский, VI, 69). Он часто говорил, что над ним исполнилось трагическое проклятие, ибо он:
«Лишенный крова, города, отчизны,
Живущий со дня на день нищий странник»
(Диоген Лаэртский, VI, 38).
Киников часто обвиняли в бесстыдстве. Отсюда впоследствии сложилось понятие «цинизма», как презрения к моральным и общественным ценностям. В то же время отношение современников к киникам, носило характер одновременно и отталкивания и восхищения. Не случайно легенда гласит, что великий Александр Македонский отметил своим вниманием Диогена. В ответ на требование Диогена отойти в сторону и не заслонять солнце, Александр ответил, что если бы он не был Александром, то предпочел бы быть Диогеном.
У Диогена было множество учеников и последователей, из которых особой известностью пользовались Кратет Фиванский (учитель основателя стоицизма Зенона) и его жена Гиппархия. Они оба происходили из богатых аристократических родов; оба, к ужасу родственников и сограждан, оставили все ради кинического образа жизни. История любви Кратета и Гиппархии и их прилюдная «собачья свадьба» в Расписном Портике – еще один яркий пример эпатирующего кинического пренебрежения общественными установлениями.
В эллинистический период киническая традиция представлена фигурами, известными скорее своей литературной деятельностью, чем строгостью соблюдения кинического образа жизни. Из них наиболее значимы Бион Борисфенит (3 в. до н.э.), создатель кинического литературного жанра диатрибы, и Менипп из Гадар (сер. 3 в. до н.э.), творец «менипповой сатиры».
Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.
В историю европейской культуры при всей парадоксальности и даже скандальности своей практической жизни и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.
Сочинения: Антология кинизма. М., 1984
См. также ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
Полина Гаджикурбанова
www.krugosvet.ru
КИНИКИ это что такое КИНИКИ: определение — Философия.НЭС
КИНИКИ
в греч. философии сторонники Антисфена, который в гимназии «Киносарг» проповедовал нетребовательность и умеренность. Признаком более позднего кинизма (см. Диоген из Синопа) было пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.
Оцените определение:
Источник: Философский энциклопедический словарь
Киники
в греческой философии сторонники Антисфена, который в гимназии «Киносарг» проповедовал нетребовательность и умеренность. Признаком более позднего кинизма (Диоген из Синопа) было пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.
Оцените определение:
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Киники
представители древнегреческой философской школы (IV в. до н.э.). Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, достижение независимости и внутренней свободы. ………… ? (греч. от прозвища Диогена — «пес», по другому, менее вероятному объяснению, от Кш6аарув
Оцените определение:
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
КИНИКИ
представители древнегреч. философской (сократической) школы (4 в. до н. э.), последователи Антисфена. Наиболее известный представитель — Диоген из Синода. К. выражали настроения демократических слоев рабовладельческого об-ва. Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы личности.
Оцените определение:
Источник: Философский энциклопедический словарь
КИНИКИ
одна из сократических философских школ Древней Греции в IV в. до н. э. Основана Антисфеном. Название происходит от площади в Афинах, где она находилась. Наиболее известный ее представитель — Диоген из Синопа. Ее сторонники считали, что счастье зависит от силы воли человека, призывали учитьс
terme.ru
Киники — это… Что такое Киники?
одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений,— это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому: «Отойди и не засти мне солнца»; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т.п. Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, — лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной и притом, возможно, более простой идее. Мыслить по-кинически — только средство; цель — жить по-кинически. Учение К., созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорождённым), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ: духовной свободы. Последовав примеру Сократа, К. довели до его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон назвал Диогена «Сократом, сошедшим с ума». Если Сократ еще демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то К. с вызовом именовали себя «гражданами мира» (термин «космополит» был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее: Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия — «без общины, без дома, без отечества». К. хотели быть «нагими и одинокими»; социальные связи и культурные навыки казались им мнимостью, «дымом» (в порядке умственного провоцирования они отрицали все требования стыда, настаивали на допустимости кровосмесительства и антропофагии и т.п.). «Дым» нужно развеять, обнажив человеческую сущность, в которой человек должен свернуться и замкнуться, чтобы стать абсолютно защищенным от всякого удара извне. Все виды физической и духовной бедности для К. предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком. Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным: в той мере, в какой К. занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, «идеи» Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету. Философия К. послужила непосредственным источником Стоицизма, смягчившего кинические парадоксы и внёсшего гораздо более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для К. перевес этики над др. философскими дисциплинами. Образ жизни К. оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа К. стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до современных хиппи).Лит.: Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М. — Л., 1947; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М., 1969, с. 84—108; Нахов И. М., Политические взгляды киников, в сборнике: Вопросы классической филологии, сб. 3—4, М., 1971, с. 66—154; Dudley D. R., A history of cynicism from Diogenes to the sixth century, L., 1937;) Hoistad R., Cynic hero and cynic king. Studies in the cynic conception of man, Uppsala, 1948; Sayre F., The Greek cynics, Bait.,1948.
С. С. Аверинцев.
dic.academic.ru
КИНИКИ — Новая философская энциклопедия
КИНИКИ (греч. κυνικοί, от прозвища Диогена κύων – «пес», по другому, менее вероятному объяснению, от Κυνόσαργες – Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками; лат. супісі – циники) – одна из т.н. сократических философских школ Древней Греции. Ее основатели и представители (Антисфен из Афин, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений, – это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому: «Отойди и не засти мне солнца»; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т.п.
Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, – лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной, и притом наиболее простой идее. Мыслить по-кинически – только средство; цель – жить по-кинически.
Учение киников, созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (предтеча кинизма Антисфен был незаконнорожденным), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ – духовной свободы. Последовав примеру Сократа, киники довели его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон назвал Диогена «Сократом, сошедшим с ума». Если Сократ еще демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» (термин «космополит» был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее: Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия – «без общины, без дома, без отечества». Киники хотели быть «нагими и одинокими»; социальные связи и культурные навыки казались им мнимостью, «дымом» (в порядке умственного провоцирования они отрицали все требования стыда, настаивали на допустимости кровосмесительства и антропофагии и т.п.). «Дым» нужно развеять, обнажив человеческую сущность, в которой человек должен свернуться и замкнуться, чтобы стать абсолютно защищенным от всякого удара извне. Все виды физической и духовной бедности для киников предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком. Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным: в той мере, в какой киники занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, «идеи» Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету.
Философия киников послужила непосредственным источником стоицизма [СТОИЦИЗМ], смягчившего кинические парадоксы и внесшего гораздо более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для киников перевес этики над другими философскими дисциплинами. Образ жизни киников оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа киников стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до современных хиппи).
Источники:
1. Giannantoni G. (ed.) Socratis et Socraticorum Reliquiae, vol. 2. Napoli, 1990, p. 137–587;
2. Антология кинизма, изд. И.М.Нахов. М., 1984, 2-е изд. 1996.
Литература:
1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969, с. 84–108;
2. Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981;
3. Он же. Философия киников. М., 1982;
4. Dudley D.R. A history of cynicism from Diogenes to the sixth century. L., 1937;
5. Höistad R.Cynic hero and cynic king. Studies in the cynic conception of man. Uppsala, 1948;
6. Sayre F. The Greek cynics. Balt., 1948;
7. Die Kyniker. Darmstadt, 1986;
8. Goulet-Cazé M.-O. Le cynisme á l’époque impériale, ANRW II 36, 4, 1990, p. 2720–2833;
9. Die Kyniker in der modernen Forschung, ed. M.Billerbeck. Amst., 1991;
10. Downing F.G. Cynics and Christian Origins. Edinburgh, 1992;
11. Le cynisme ancien et ses prolongements, eds. M.-O.Goulet-Cazé, R.Goulet. P., 1993;
12. The Philosophy of Cynicism: An Annotated Bibliography, by L.E.Navia, 1995;
13. Navia L.E. Classical Cynicism: A Critical Study, 1996;
14. The Cynics: The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy, ed. R.B.Branham, M.-O.Goulet-Cazé. Berkeley – Los Ang. – L., 1997.
См. также лит. к ст. Антисфен из Афин [АНТИСФЕН ИЗ АФИН], Диоген Синайский, Кратет Фиванский, Менедем из Лампсака, Моним.
С.С.Аверинцев
Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.megufo.me
Киники | ГРЕЦИЯ — ΕΛΛΆΔΑ
Кинизм или школа киников является одной из самых значительных сократических философских школ Древней Греции, к которым относятся также школы киренаиков, мегариков и Элидо-Эретрийская школа.
Сами названия философских школ различного типа и этнической составляющей происходят зачастую от названий городов, населенных пунктов, либо имен создателей течений. Так, например, кинизм возник от слова, которое в переводе с древне-греческого (κυων) значит собака.
АнтисфенКиники
Согласно одной из версий происхождения данного названия, представители школы кинизма сравнивали идеал своей жизни, которую они проповедуют и поучают, с жизнью минималистов и аскетов, и косвенно сравнивали эту жизнь с жизнью собаки. Но на эту тему есть множество различных версий и догадок. Интересно будет подчеркнуть, что у ученика Антисфена – Диогена Синопского на могиле была высечена статуя собаки из мрамора.
Ярким представителем течения кинизма принято считать ученика Сократа Антисфена и его последнего ученика Диогена (450 – 360; 400 – 325 гг. до н. э.).
Антисфен рьяно критиковал «тонкое мудрствование», выставляя на первый план философию природы, утверждая натурфилософские взгляды в своих учениях, отдавая дань простоте ведения любой деятельности и больше — ее практической составляющей. Также Антисфен утверждал, что лучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в отсутствии всякой ложности и искусственности. В жизни необходимо было избавляться от всего лишнего и бесполезного, отчищая и оттачивая таким образом свое древо жизни. Доводя его до идеала.
Философская школа киников ярко выражена в трех составляющих:
- Жизненная простота
- Принципы отстаивания своего образа жизни
- Благодарность, верность, храбрость
В своих учениях киники отталкивались от концепций уже существующих ранее и перечеканивая существующие теории, создавали свои. Киники считали своим учителем Сократа и критиковали Платона за его идеализм.
Измененные, модернизированные идеи в философии киников выливались в:
- Аскесис – учение, согласно которому все индивиды причисленные к обществу киников обязаны были пропагандировать отречение и перенесение различного рода трудностей, жить как можно проще, одеваться как можно скромнее, и тд.
- Апедевсия – теоретическое учение киников, согласно которому, члены общества киников, обязаны были уметь отрекаться от догм религии, науки и культуры.
- Автаркия – теоретическое учение киников, согласно которому, члены общества обязаны были пропагандировать независимость, независимое существование и самоограничение, также сами придерживаясь данных норм. Киники отрекались от признания государства и семей.
Философская составляющая учения школы киников
Антисфен критиковал дуалистическое понимание мира и его разделение на умопостигаемое и чувственное. Киники утверждали, что запредельная реальность отсутствует, а присутствуют лишь вещи по отдельности. Киники осуждали соотношение и применение конкретных предметов к общим понятиям, так же киники не допускали возможности симбиоза в понятиях, вещах, явлениях. Отрицали понятийное определение. Киники не признавали различные учения о противоречиях, а придерживались только закона тождества (например, конь не может противоречить столу и наоборот — стол не может быть конем. Стол есть стол).
В этих категориях философской школы киников присутствуют положения о неприсущих философии данного периода принципах практической мудрости относительно учения о благе. Киники утверждали что мудрость не имеет в наполнении своем только теоретическую составляющую знания. Признанным киниками считается смешанный с обыденно-естественной мудростью практический разум.
greciya-ellada.ru