Каковы критерии поведения – Что такое поведение? каковы его критерии?

Содержание

Социальное поведение и его критерии

Критерии поведения в обществе

Для каждого человека свойственны устойчивые характеристики его личности, которые относятся к критериальной основе его поведения, они определяют тот или иной выбор и принятие решений по поводу поведения.

На выбор какого-либо решения влияние оказывает цель, преследуемая человеком, условия, в которых он находится, возможности, его настроение и другие факторы.

Однако, поведение человека, несмотря на большое разнообразие факторов, обладает стабильностью и предсказуемостью, определенными принципами поведения, предпочтениями, табу и др.

Разные люди при одинаковых ситуациях, принимают совершенно разные решения и это объясняется различной критериальной базой, которая задает их приоритеты и оценки происходящих событий.

Критерии поведения складываются из расположения человека к другим членам общества, набора тех ценностей, которые человек разделяет, его верований и принципов, находящихся во взаимодействии.

Тем не менее, каждый критерий можно рассматривать самостоятельно и каждый из них будет характеризовать личность человека.

Нормальное взаимодействие человека с его окружением будет зависеть от того, как сам человек расположен к людям, к тем процессам, которые происходят в его среде. Один и тот же процесс, явление, влияющее на людей, вызывают разную реакцию, потому что у каждого человека будет различное расположение к этому явлению или процессу.

Поведение человека в коллективе, его предпочтения и принимаемые решения, имеют тесную связь с его ценностями – это набор стандартов и критериев, которых человек придерживается.

Формирование системы ценностей происходит в ходе воспитания человека. Большая часть ценностей воспитывается родителями, близкими людьми.

Большое влияние на формирование системы ценностей оказывает литература, религия, образовательная система и др. Даже в зрелом возрасте система ценностей может быть подвержена изменению.

То или иное решение может быть принято человеком на основе оценок явлений или заключений по поводу их качеств. Это верования, которые становятся таковыми, если оценки устойчивы и не нуждаются в каких-либо доказательствах.

В целом верования являются устойчивыми представлениями о явлении, процессе, самом человеке, но, могут меняться во времени. Если у человека есть определенные верования относительно объекта, то оценка объекта происходит в соответствии с этими верованиями.

Верования тоже относятся к самостоятельным характеристикам объекта. По поводу одного и того же человека, например, верования могут быть такие: этот человек надежный, он прекрасный специалист, мастер своего дела. человек очень болезненный, слабый.

Важным фактором, систематически регулирующим поведение человека, являются его принципы, формируемые на основе системы ценностей. Воплощаются принципы в устойчивых нормах поведения, каких-либо ограничениях, табу на явления, на протекающие процессы, на людей.

Каждый человек – это исключительное, уникальное явление природы, обладающее своей индивидуальностью.

Замечание 1

Таким образом, принципы являются устойчивой формой проявления ценностей и воплощением верований в форме каких-то определенных стандартов поведения

Поведение «нормальное» и «отклоняющееся»

Специалисты считают, что границы «нормального поведения» людей, как границы «нормального характера или здоровья», относительны.

По мнению П.В. Ганнушкина людей, «находящихся на границе психического здоровья и психической болезни», принимающих участие в социальной жизни достаточно большое количество.

Поскольку границы между нормальным поведением и отклоняющимся достаточно размыты, то те или иные поступки, правонарушения надо оценивать с позиций комплексного биопсихосоциального подхода.

Нормальным считается нормативно-одобряемое поведение людей, не связанное с болезненными расстройствами. Такое поведение характерно для большинства людей, оно соответствует норме-эталону.

Способы получения этой нормы называются критериями.

Статистический критерий принято считать самым распространенным. С помощью подсчета частоты определяется норма для любого явления, с которой это явление встречается. Все то, что встречается не реже 50% случаев, т.е. часто, с точки зрения математической статистики будет нормальным.

В гуманитарной области, помимо статистического критерия, используются специальные критерии оценки нормальности или аномальности поведения человека. Например, в медицине используется психопатологический критерий, социльно-нормативный – в общественной жизни.

Степень социальной адаптации является ведущим показателем нормальности поведения, с точки зрения социально-нормативного критерия. Если адаптация прошла успешно, то между ценностями, особенностями индивида и требованиями социальной среды, будет оптимальное равновесие.

Нежелание и неумение выполнять и принимать требования социальной среды, является дезадаптацией. В результате становится очень трудно реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Проявляться дезадаптация может в виде конфликтов с законом и негативного отношения к социальным требованиям. Отсюда завышенные претензии к окружающим, неудовлетворенность собой при стремлении самому избежать ответственности.

Замечание 2

Отклоняющееся поведение часто заменяют синонимом девиантное поведение.

Особенности отклоняющегося поведения:

  • Это поведение не соответствует общепринятым социальным нормам, но поскольку социальные нормы изменяются, то девиантное поведение является нарушением не всех, а наиболее важных социальных норм в данное время для данного общества.
  • Лица с девиантным поведением со стороны других членов общества вызывают негативную оценку – это может быть общественное осуждение, уголовное наказание. Здесь может возникнуть такое негативное явление, как стигматизация личности, т.е. навешивание ярлыка – наркоман, преступник, убийца и др.
  • Девиантное поведение наносит ущерб не только самой личности, но и окружающим людям – моральный и материальный ущерб, физическое насилие и причинение боли, угроза жизни снижают качество самой жизни.
  • Прежде чем классифицировать поведение как отклоняющееся, его надо согласовать с общей направленностью личности. Нестандартные ситуации – потеря близкого человека, самооборона, не являются основными при классификации поведения.
  • Девиантное поведение имеет особенность, оно не рассматривается в пределах медицинской нормы и не отождествляется с психическими заболеваниями. Некоторые условия могут способствовать переходу отклоняющегося поведения в патологическое состояние, и зависимое поведение переходит в системное заболевание – алкоголизм, наркомания.
  • Девиантное поведение может сопровождаться проявлениями социальной дезадаптации.
  • Девиантное поведение имеет индивидуальное и возрастное половое своеобразие, следовательно, это устойчивое поведение личности.

Факторы, влияющие на девиантное поведение детей

Девиантное поведение имеет свои психологические предпосылки, среди которых личностные особенности человека:

  • Чрезмерная неуравновешенность и возбудимость;
  • Необоснованное упрямство и слабость воли;
  • Неразвитые высшие чувства и скудная эмоциональная сфера;
  • Неустойчивость, конформность характера и в большинстве случаев психопатии;
  • Чаще всего заниженная самооценка и отсутствие критического отношения к себе;
  • Предрасположенность к определенной форме локуса контроля;
  • Отсутствие интересов и упрощенная мотивация;
  • Крайняя узость кругозора и моральная неустойчивость;
  • Большая потребность в самоутверждении.

Кроме личностных особенностей существуют микросоциальные факторы отклоняющегося поведения, они связаны с трудностями в трех сферах – семье, школе, неформальных группах.

В семьях, где есть дети с девиантным поведением, как правило, атмосфера асоциальная и конфликтная, отсутствует педагогическое влияние, обычна отчужденность и жестокое отношение к ребенку.

Такие семьи делятся на четыре типа:

  1. Аморальные и криминальные;
  2. Семьи с постоянными конфликтами;
  3. Неполные и многодетные семьи;
  4. Семьи с неправильной педагогической позицией или педагогически некомпетентные семьи.

Замечание 3

В школах за такими детьми закрепляется клеймо «трудновоспитуемые», «неуспевающие», « недисциплинированные». Безусловно, что такие дети вне школы будут искать референтную группу. Как правило, в этих неформальных группах подростки ищут то, что им не дала семья и школа.

spravochnick.ru

Критерии поведения в организации

Критерии поведения в организации основаны на поведении человека в организации, включая его устойчивые характеристики личности, определяющие выбор, принятие решений.

На решения человека непосредственное воздействие оказывают цели как критерии поведения в организации. Цели представляют собой условия, которые преследует личность, в них будут разворачиваться действия, возможности, динамика процесса, настроение и др.

При всем разнообразии критерии поведения человека в организации для каждого конкретного работника будут обладать определенной стабильностью и предсказуемостью. Человеку присущи определенные принципы поведения, критерии выбора и предпочтения, запреты и другие особенности.

Критериальная база поведения

В одинаковых ситуациях разные типы личности могут принимать абсолютно разные решения, что определяется различиями в их критериальной базе, задающей приоритеты и оценки случающихся ситуаций.

Критерии поведения в организации могут складываться из расположения человека к определенным людям, ситуациям, процессам, системе ценностей и верований. Критерии поведения в организации обусловлены также принципами, которым следует человек в своем поведении.

Все элементы критериальной базы поведения тесно взаимодействуют, часто проникают друг в друга и влияют друг на друга. Но, не смотря на это, сильная взаимозависимость может рассматриваться в качестве относительно обособленных характеристик личности, которые оказывают воздействие на ее поведение.

Критерии поведения сотрудников в организации

Сотрудник может быть расположен по отношению к людям, определенным процессам, предприятию в целом. Это играет огромную роль в ходе нормального установления взаимодействия человека и окружения организации. 

Одинаковое явление (действие), которое обладает одинаковыми проявлениями и оказывающее равнозначное влияние на людей, часто вызывает разную реакцию. Это происходит по той причине, что у каждого человека существует отличное от других расположение к рассматриваемому действию или событию.

Ценности как критерий поведения

Ценности отдельного человека и организации в целом способны оказать большое влияние на предпочтения, принимаемые решения и поведение всего коллектива. Ценности представляют собой набор стандартов и критериев, по которым человек следует.

Формирование ценностной системы человека происходит, главным образом, в процессе его воспитания. Большую часть ценностей индивиды могут получить под влиянием родителей и близких людей. Огромное влияние способна оказать система образования, верования и религия, литература и кинематограф.

Тем не менее, ценностная система подвержена развитию и изменениям даже в зрелом возрасте, в чем огромную роль играет организационное окружение.

Верования человека

Критерии поведения в организации могут определяться верованиями человека. Часто люди принимают решение, основываясь на оценки явлений или заключений о качестве явлений. В случае достаточной устойчивости данных явлений не требуются соответствующие доказательства, и заключение превращается в верование.

Верование можно определить в качестве устойчивого представления о человеке, явлении или процессе. Его используют при восприятии. Верования подлежат изменению во времени, но на то время, когда человеку присущи определенные верования по отношению к объекту, он будет воспринимать и оценивать объект по своим верованиям.

Так, по отношению к одному и тому же объекту может быть большое количество разных верований, поскольку в большинстве случаев они сопутствуют отдельным характеристикам объекта.

Принципы как критерий поведения в организации

В жизни и работе большого числа людей существуют определенные принципы, которые систематически регулируют их поведение. Они воплощены в устойчивых нормах поведения, ограничении, табу, устойчивой форме реакции на явление, процесс или человека.

Принципы как критерии поведения в организации способны формироваться на базе системы ценностей, являясь устойчивой формой проявления систем ценностей, и воплощают верования в форме определенных стандартов поведения. Люди не всегда осознают, какая ценность и верование нашли свое воплощение в определенных принципах.

Примеры решения задач

ru.solverbook.com

Критерии социального поведения

Социальная ответственность как критерий социального поведения

Социальное поведение человека обладает рядом критериев, которые влияют на оценку его адекватности и «нормальности». На сегодняшний день исследователями выделяется несколько критериев, одним из которых является уровень социальной ответственности.

Определение 1

Социальная ответственность – это установленный уровень ответственности как перед другими людьми, так и перед данными им обещаниями (обязанностями, обязательствами). Это понимание ответственности является самым распространенным, так как иные его определения считаются лишь второстепенными формами социальной ответственности.

Социальная ответственность строится на чувстве долга. Существуя в человеческом обществе, личность автоматически принимает на себя обязанности перед другими членами социума. Соответственно, эти обязанности должны быть исполнены, иначе социальное поведение будет носить отклоняющийся характер. К тому же, долг и ответственность могут быть разными. Во-первых, долг может быть ситуативным (соответствующим какой-либо ситуации, когда человек берет на себя обязательства и обещает их исполнить), а во-вторых долг может быть присущим конкретной социальной роли или социальному статусу. В данном случае исследователи рассматривают долг матери, долг гражданина или долг человека в разных ситуациях.

Социальная ответственность не предполагает выбора в поведении человека: он просто следует своим обязательствам, а также опирается на личностные качества. В противовес ответственности появляется безответственность – чувства, которые возникают у человека при переоценке ситуации. Он может посчитать свою роль не влиятельной и отказаться от своих обязанностей и обещаний, что приведет к нарушению порядка в социуме и другим негативным последствиям.

Замечание 1

Одной из разновидностей социальной ответственности является деловая ответственность. Она также выстраивается на основе социального поведения человека, но теперь ответственность на него возлагается за выполнение порученного дела, а также за достигнутые результаты, успех которых зависит от степени старания человека и осознания собственной роли в реализации поставленных целей и задач.

Социальные нормы как критерии социального поведения

Еще одним немаловажным критерием социального поведения являются социальные нормы и их соблюдение.

Определение 2

Социальные нормы – это заранее обусловленные и предписанные образцы и правила поведения, которые складываются в общественной системе в результате достаточно продолжительной, практической совместной деятельности людей. В ходе данной деятельности вырабатываются оптимальные стандарты правильного поведения, образуются модели поведения, которые являются общеобязательными для каждого члена конкретного сообщества.

Существует несколько разновидностей социальных норм, которые определяют социальное поведение личности. Наиболее часто встречающимися являются следующие:

  • Обычаи и традиции – исторические формы социальных норм, которые передаются из поколения в поколение и присущи более узким социальным группам;
  • Моральные нормы – оценка поступков других людей в соответствии с нравственными нормами и нормами морали, которые складываются в мировоззрении и миропонимании человека;
  • Нормы этикета – совокупность формально обусловленных правил поведения в конкретных ситуациях, а также в определенных группах населения;
  • Правовые нормы – требования, которые официально закреплены в государственных законах и нормативно-правовых документах;
  • Эстетические нормы – оценка, которую дает человек какому-либо предмету или явлению в соответствии с такими шкалами, как «красиво-безобразно»;
  • Политические нормы – нормы, которые направлены на регуляцию политической деятельности человека как гражданина государства;
  • Религиозные нормы – правила поведения, которые предусмотрены среди представителей определенной религии, религиозной организации или объединения;
  • Корпоративные нормы – нормы, которые предусмотрены в условиях отдельной организации или предприятия.

Таким образом, социальные нормы создают ключевые установки личности, которые затем формируют диспозиционное поведение а различных социальных сферах.

Критерии отклоняющегося социального поведения

Помимо нормального поведения, каждый из нас не раз сталкивался и с проявлениями так называемого отклоняющегося (ненормального) поведения.

Отклоняющееся поведение личности – это такой вид социального поведения, которое не соответствует общепринятым и официально установленным социальным нормам и правилам.

Определение 3

Такое поведение вызывает негативную оценку со стороны других людей. Эта оценка может иметь несколько основных форм: общественное осуждение, порицание, наложение социальных санкций, назначение уголовного наказания. Другое последствие девиантного поведения и его оценки – это навешивание на личность ярлыков. Постепенно такой ярлык формирует девиантную идентичность (самоощущение себя в девиантной группе). Таким ярлыком может быть алкоголик, наркоман, убийца или самоубийца, преступник и хулиган.

Один из критериев девиантного поведения, таким образом, это несоблюдение социальных норм. Нормы бывают следующих направлений: морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные. При этом вовсе необязательно, что человек будет нарушать нормы в каждой сфере. Он может подчиняться политическим или правовым нормам, но при этом совершенно не соответствовать нормам морали и нравственности. В этом и заключается основная проблема.

Для разрешения проблем отклоняющегося поведения необходима длительная диагностика. Личность тестируют с точки зрения различных аспектов (личностные качества, психическое состояние, самоопределение и идентификация). Благодаря такому многостороннему анализу выявляются особенности личности и те стороны, которые наиболее подвержены отклоняющимся тенденциям, и с которыми в дальнейшем придется поработать специалистам из области психологии и психиатрии.

spravochnick.ru

Определите основные критерии нравственного поведения!

Прежде всего, нравственность — это принятие на себя ответственности за свои мысли, слова, поступки. Таким образом, основывается на свободной воле самого человека.
Нравственная культура имеет два аспекта: ценности и регулятивы. Ценности — это добродетели, этические идеалы. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Регулятивы — это нормы и правила поведения, направленного на ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый человек выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Но в каждой стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм — «заповедей Божьих» . Нормами истинно христианского поведения являются заповеди, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»; «Всякий гневающийся на брата своего подлежит суду… «, «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное… «, «Не собирайте себе сокровищ на земле.. . но собирайте себе сокровища на небе… «, «Не судите, да не судимы будете… » и др.

Выделяют три критерия нравственности в человеке:
1. уровень его эгоцентризма (эгоистические/альтруистические ценности)
2. мотивация поступков человека (корыстные/бескорытные мотивы)
3. отношение к жизни, к людям, к ресурсам планеты, к семье, к окружающеме миру в целом (потребительское — «мне должны»/созидательное — «я должен»)
Следовательно, критериями нравственного поведения: альтруистическая модель поведения и духовные ценности, бескорытные мотивы поведения и созидательное отношение к себе, окружающим людям и миру в целом.

«Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь, тем он свободнее» (А. Чехов)

otvet.mail.ru

Критерии оценки социального поведения

Критерии воспитанности

Социальное поведение человека выступает в качестве совокупности его правомерных или противоправных действий. Но для того, чтобы оценить социальное поведение отдельного человека или целой социальной группы, необходимо выявить критерии данной оценки. В данной части работы мы коснемся критериев воспитанности.

Определение 1

Критерий воспитанности – это разработанные в теории показатели уровня сформированности различных качеств отдельной личности или целого коллектива.

По сути, все критерии представлены в виде шкалы наименований, где есть так называемые «жесткие» критерии и «мягкие» критерии.

«Жесткие» критерии – это наиболее важные статистические показатели, которые характеризуют общий уровень поведения и воспитанности отдельного индивида или целой социальной группы;

«Мягкие» критерии – совокупность показателей, которые характеризуют отдельные формы деятельности человека или социальной группы. Они помогают получить наиболее общее представление о ходе воспитательного процесса, его результатах, а также сделать прогнозы на будущее. Тем не менее, в отличие от «жестких» критериев, «мягкие» не дают возможности проникнуть вглубь социальных процессов и проанализировать весь спектр мотиваций человека или социальной группы.

Исследователи выделяют несколько групп критериев, которые характеризуют воспитанности человека. Во-первых, это содержательные критерии, которые связаны с выделением наиболее адекватных изучаемому качеству показателей. Во-вторых, существуют также оценочные критерии, которые осуществляются с возможностью более точной фиксации интенсивности проявления какого-либо качества человека (ответственность, доброта, патриотизм, уверенность в себе, стремление помочь ближнему и другие).

Критерии отклоняющегося поведения

Отклоняющееся (девиантное, асоциальное) поведение – это вид устойчивого поведения отдельной личности, который характеризует поведение как отклоняющееся от наиболее значимых и влиятельных социальных норм. Такое поведение может нанести вред не только окружающим, но и самому человеку. Основным последствием девиантного поведения является социальная дезадаптация личности.

Критерии определения девиантного поведения могут быть очень разнообразными. Мы выделим следующие:

  • Во-первых, действия, которые производятся в неправомерном порядке, придают отклоняющемуся поведению исторически переходящий характер, поскольку социальным нормам свойственно меняться в зависимости от ситуации в обществе и в глобальном мире. Важно оценивать степень опасности действий индивида и то, как они могут навредить как ему самому, так и окружающим его людям (семье, друзьям, коллегам, случайным прохожим).
  • Во-вторых, девиантное поведение вызывает негативную оценку со стороны окружающих людей. Эта оценка может проявляться в виде общественного осуждения, или в виде социальных санкций. В том числе, социальные санкции могут быть выражены в виде строгого уголовного наказания и направлены на предотвращение нежелательного поведения. С другой стороны, они могут привести к так называемой стигматизации личности, навешиванию на нее ярлыка, что, в свою очередь, ведет к трудностям реадаптации человека, который вернулся в нормальную жизнь после отбывания наказания.
  • В-третьих, отклоняющееся поведение обладает некоторыми особенностями. Одной из них является то, что оно наносит вред прежде всего самой личности, а затем и окружающим людям. По сути, его последствия оценивают по степени дестабилизации порядка, причинению морального и материального ущерба. Также стоит принимать во внимание такие проявления, как физическое насилие, причинение боли, ухудшение здоровья в следствии этих действий. Но нельзя забывать, что любое проявление девиантного поведения представляет собой непосредственную угрозу здоровью и жизни человека. Например, это суицидальное поведение, насильственные проявления, употребление запрещенных веществ. Психологический маркер ущерба – страдание, которое испытывает сам человек и его близкое окружение (семья, друзья, коллеги по работе).

Способы оценки поведения

Существует достаточно большое количество способов оценки поведения человека или отдельной социальной группы, которые строятся на выявлении основных закономерностей в психическом поведении и состоянии человека или группы. Речь идет об оценке личностных, поведенческих и иных характеристик, которые оказывают влияние на жизнедеятельность человека и помогают определить, насколько его поведение соответствует общепринятым в социуме нормам поведения.

Во-первых, очень важно верно истолковать поведение человека, выяснить причины его действий, ключевые мотивы. Это непросто, поэтому психологами разработаны специальные тесты: тест Леонгарда, тест на тип личности по методике Майерс-Бриггс. В целом тесты могут разниться по видам: психологические, вербальные, стандартизированные, тесты личности, тесты достижений и имитаций.

Также, при оценке поведения очень важно классифицировать его. Различают три ключевые модели поведения, которые позволяют выяснить причины конкретного поведения индивида, почему он действует определенным образом: естественное поведение (сюда входит личный опыт человека, его индивидуальные и личностные характеристики), неадекватное поведение (проявляется при попадании индивида в непривычную стрессовую среду) и защитное поведение, которое обусловлено глубокими эмоциональными потребностями индивида.

Замечание 1

Конечно, оценивая поведения, исследователю достаточно сложно избежать субъективного толкования, поскольку происходит сравнение своих поступков с чужими, своих мотивов с мотивом того, чье поведение анализируется. Важно сосредоточиться именно на том, что происходит с конкретным человеком, оценить условия его проживания, провести беседу с близкими, друзьями, а также коллегами, что поможет составить общий портрет личности и оценить его социальное поведение в соответствии с принятыми и закрепленными критериями.

spravochnick.ru

Что такое поведение

Привет! Тут такое дело: оказывается мало кто себе представляет базовые понятия, которыми мы пользуемся каждый день, но в действительности мало кто себе представляет, что они означают. Например, что такое поведение? Вроде простой вопрос, а вот поди ж ты, может поставить в тупик даже искушенного знаниями человека. В этой статье разберемся с этим понятием, так что дочитайте статью до конца.

Понятие

В психологии поведение — это форма и метод взаимодействия человека с окружающим миром. В социологии оно понимается как система социальных действий направленных на взаимодействие с другим субъектом. 

Понятно, что тут психологи и социологи могут спорить до бесконечности, какое определение более точное. На первый взгляд, кажется, что первое шире: человек ведь может вести себя по-особенному, по-разному даже тогда, когда он вообще один. Например человек прогуливается в лесу, и будучи уверенным, что его никто не видит, например сделает что-нибудь этакое, чего на людях делать он не будет ни при каких обстоятельствах. Например, вырежет на коре дерева -то непристойное. 

Однако, с точки зрения социологии: любой человек не сам же по себе существует, а является продуктом социализации. И чтобы он не вытворял один, это реакция на отсутствие представителей социума, которая вот такой может быть. К тому же многие все равно представляют, что кто-то рядом есть, даже если они одни. 

Словом, тут спор может быть долгим. Однако главное, что вам надо запомнить: поведение — это система действий, поступков людей, которая выражает реакцию человека как на социум, так и на окружающий мир.

Главный вопрос при этом в социологии стоит так: что влияет на поведение субъекта? Чем он руководствуется, какова его мотивация? На этот счет существует великое множество теорий как собственно социологических, так и психологических. Кстати, некоторые из них я рассматриваю в моем свободном курсе «Обществознание: социальная сфера».

Виды

Как вы уже поняли, поведение может быть абсолютно разным. Мерилом, или его критерием являются правила — общепризнанные нормы поведения. Они могут быть как формальными, так и неформальными: правовыми или нормами морали. Что такое мораль, смотрите здесь.

По этому критерию поведение бывает:

Девиантным (отклоняющимся) — таким, которое отклоняется от общепризнанных норм; более детально смотрите о нем в этой статье.

Конформным — или лояльным социальным нормам, более детально смотрите тут.

Рациональным — таким, когда человек руководствуется здравым смыслом, который, в свою очередь, в общем-то тоже можно отнести к нормам. Более подробнее читайте здесь.

Иррациональным — таким, при котором человек руководствуется чувствами, или инстинктами, или любыми не рациональными доводами.

Например, согласно теории социального действия Макса Вебера, например, выделяется еще несколько видов поведения: собственно рациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное. Статью про социальные действия, кстати, вы можете найти на этом сайте.

Уверен, вы получили представление о том, что такое поведение. Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях — не будьте жадиной!

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

2 Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»

Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение — это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности — навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.

Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.

Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным или аутодеструктивным. На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе девиантов. Но тот же подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Так, если ребенок семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным.

Напротив, систематическое осознанное воровство денег подростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведения. Другой распространенный пример: эпизодическое употребление спиртного в ряде случаев признается вполне допустимым или даже полезным.

Данное правило имеет исключения. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например, девиантное поведение психически больных. Патологическое поведение подразумевает, что под воздействием болезненного состояния способность личности осознавать и контролировать свои действия существенно снижается.

В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.

В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Отклоняющееся поведение прежде всего отражает внешнее бытие личности в социуме. Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.

Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Например, форма девиации и степень ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняющегося поведения личности. Они могут варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.

Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение — как нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу.

Возрастные и половые различия девиантного поведения не являются предметом нашего изучения, хотя и учитываются при рассмотрении основных тем. Следует заметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле — после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Только к 9- 10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам. Если же поведение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушений психического развития.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Данное определение носит скорее дескриптивный (описательный) характер и прежде всего ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. (Концептуально-объяснительные модели данного явления будут рассмотрены в последующих разделах пособия.) Это определение может помочь в реализации таких профессиональных целей, как диагностика отклоняющегося поведения в конкретном случае, планирование профессионального воздействия, оценка динамики поведения личности и эффективности работы с ней. Кроме того, оно позволяет дифференцировать девиантное поведение от других поведенческих феноменов.

Рассматривая девиантное поведение, мы вынуждены употреблять слова, вызывающие явно негативные ассоциации: девиант, аддикт, асоциальное и антисоциальное поведение и т. п. Вместе с тем в работе с конкретной личностью мы должны сознательно избегать использования терминов с уничижительным оттенком, а также навешивания ярлыков. Следует помнить, что, во-первых, поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены. Во-вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к изменению норм, а следовательно, и видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частью любой социальной системы. Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение — это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. «Искоренение» отклоняющегося поведения как социального явления вряд ли возможно. Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиации нормальны и полезны для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем.

На индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной личности с социальным окружением, ее социальная дезадаптация.

Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу.

Контрольные вопросы и задания

Раскройте содержание термина «поведение» и перечислите основные характеристики поведения человека.

Каковы критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»?

Раскройте значение понятия «дезадаптация личности».

В чем сходство и различие понятий «отклоняющееся поведение» и «патологическое поведение»?

Что такое отклоняющееся поведение? Каковы его признаки?

Что из перечисленного далее, на ваш взгляд, является отклоняющимся поведением: курение табака, убийство, супружеская измена, употребление героина, суицидальная попытка, ложь, физическое наказание ребенка, гомосексуальные отношения, чрезмерное увлечение мексиканскими сериалами, игра в карты на деньги, прогул школьного урока без уважительной причины, вооруженный грабеж, хакерство, уход в секту, изнуряющее голодание с целью коррекции фигуры, грубость.

Раскройте содержание родственных понятий: «девиация», «отклоняющееся поведение», «социальное отклонение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «аутодеструктивное поведение», «дезадаптация», «десоциализация».

Рекомендуемая литература

1. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии; Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. — М., 1988.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. — (Основные направления психологии в классических трудах).

3. Гилжский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. — СПб., 1993.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учеб. для вузов. — М., 2001.

6. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.

7. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально- психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988.

8. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире). — Новосибирск, 1990.

9. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. — М., 1982.

10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1991.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989.

12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.

13. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1990.

14. Энциклопедический словарь медицинских терминов/Под ред. Б.В.Петровского. — М., 1983.

studfiles.net