Какой вид искусства был главным в эпоху древнего царства – Искусство Древнего Египта — Википедия

Искусство древнего царства (около 3000-2500 гг. До н. Э.)

1 – Искусство Древнего царства

Историю египетского искусства еще недавно было возможно изучать только с конца 3-й династии, и еще на первой стадии своего развития оно может быть уподоблено, по выражению Лепсиуса, «ребенку, воспитанному в строгости, целомудрии и благонравии», каким оно и оставалось на всех последующих стадиях. Раскопки и изыскания XIX столетия впервые дали нам возможность познакомиться с состоянием этого искусства. С этими открытиями останутся навсегда тесно связаны имена Флиндерса Петри, нашедшего близ Туха, между Балласом и Негаде, гробницы, относящиеся к этому раннему времени, Амелино, отрывшего пять больших древних гробниц фараонов близ Абидоса, и де Моргана, нашедшего в 1897 г. могилу царя Менеса, которого сами египтяне считали основателем 1-й династии фараонов. Благодаря названным ученым египетское искусство эпохи царствования первых трех династий как бы внезапно воскресло перед нами.

Главнейшие находки касаются той поры, когда уже существовала письменность. К отлично отшлифованным кремневым оружию и орудиям труда присоединяются в небольшом количестве изделия из меди, а позже и бронзовые изделия. Мы видим здесь именно, как доисторическая неолитическая эпоха переходит в историческую, не теряя, однако, следов начальной ступени каменного века.

Гробница Менеса

Гробница Менеса представляла собой прямоугольное, отдельно стоявшее сооружение, сложенное из необожженного кирпича; другие же усыпальницы были глубоко высечены в скалах и только обложены необожженным кирпичом. Предметы, найденные в гробницах этой эпохи, сохраняются в музее города Гиза, в Каире, и европейских коллекциях. Между прочим, их очень много в Берлинском музее, в «Подробном указателе» которого они распределены в строго научном порядке. Глиняная статуя «Сидящая женщина», находящаяся в этом музее, своей дородностью напоминает некоторые палеолитические изображения Южной Франции; у бородатых фигур, резанных из кости, глаза сделаны из слонового клыка. Замечательные зеленые шиферные пластинки, имеющие вид зверей или геометрическую форму, служили для растирания румян.

Изделия из слоновой кости Древнего царства (Египет).

Среди изделий из слоновой кости, частная английская коллекция, есть, между прочим, изданная Шпигельбергом доска, особенно интересная потому, что служит доказательством существования уже в эту раннюю эпоху традиционного мотива — царя, схватившего склоненного перед ним врага за волосы и намеревающегося убить его. Каменные горшки, имеющие форму животных (собаки, слона, бегемота), напоминают произведения древнеамериканского искусства. В другом месте встречаются рельефные изображения на зеленых шиферных досках, которые Штейндорф считает за «новую отрасль египетского искусства». Две такие доски находятся в музее города Гиза, и на одной из них изображен целый ряд коров, ослов, овец и деревьев, расположенных друг над другом в виде четырех полос; другая доска представляет изображение нильской ладьи; еще две подобные доски находятся в Лувре и Британском музее, в Лондоне. Эти каменные рельефы ранних времен египетской истории отличаются более своеобразным, резко выраженным стилем, чем другие произведения той же эпохи. Мощные формы и чрезвычайная мускулистость изображенных здесь людей и животных порой напоминают произведения древнехалдейского искусства. По костюму и осанке люди совершенно не похожи на позднейших египтян. Что эти рельефы относятся к древнейшей поре египетского царства, мы, вместе со Штейндорфом, признаем не подлежащим сомнению.

Глиняные сосуды и росписи на них.

Глиняные сосуды времени первых трех династий выделывались исключительно руками, но иногда и при помощи гончарного круга. Глиняная корзина свидетельствует о том, что плетение корзин предшествовало гончарному производству. Наряду с черными чашами, на которых, как на неолитических, выведены белой краской геометрические узоры, встречаются горшки, расписанные красновато-коричневой краской по светлому фону и белой краской по красному.

Орнаментальными мотивами в живописи этого рода являются волнообразные и зигзагообразные линии, а также настоящие спирали. Швейнфурт, согласно мнению, высказанному нами выше, полагал, что некоторые сосуды, сплошь покрытые узкими спиралями, заимствовали эти формы от нуммулитового известняка, распространенного в Египте. Среди украшений на вазах встречаются человеческие фигуры, мужские и женские, и фигуры животных, например каменного барана, оленя, крокодила и страуса. Швейнфурт нашел рисунки, изображающие фламинго с головой в виде спирали и танцовщиц с руками также в виде спиралей; встречаются изображения ладьи, плывущей по небесному своду, и нередко глиняные сосуды целиком получают вид подобной ладьи — судна, перевозящего души умерших. Мотивы растительного царства хотя и редки, однако встречаются. Повсюду проявляются зачатки позднейшего египетского искусства.

2 – Усыпальницы.

Об искусстве Древнего царства, начиная с 3-й династии, дают нам понятие почти одни только гробницы великих и знатных египтян. Немногие сохранившиеся развалины храмов — подлинные памятники начального религиозного зодчества Египта — указывают на то, что между обиталищами богов и усыпальницами мертвецов существовала тесная связь. Образцами сооружений этого рода могут служить, во-первых, открытый Петри небольшой храм-усыпальница фараона Снофру, близ пирамиды в Медуме, из двух зал, не имеющих никаких украшений, и из двора, во-вторых, храм Сфинкса в Гизе, относящийся ко времени постройки пирамид. План его (без прилегающего к нему огороженного пространства) в общих чертах представляет два зала, примыкающих один к другому и образующих подобие буквы Т. Плоский каменный потолок поддерживался в поперечном зале шестью гладкими четырехгранными столбами, в продольном зале — десятью такими же столбами, стоявшими в два ряда. У этих колонн нет плинтов ни в основании, ни над вершиной. Каменные балки потолка покоятся непосредственно на столбах. Храм этот — образец каменного сооружения самого древнего типа, происходящего, быть может, прямо от дольменов, но отличающийся тщательностью и правильностью кладки. Ни живописи или иных украшений, ни надписей нет в этом простом здании; зато его столбы высечены из розовато-красного гранита, а стены и потолок сложены из алебастра, так что от этого небольшого архитектурного памятника древности веет благородной, изящной простотой.

Рис. 96 – план храма Сфинкса возле Гизы

Усыпальницы египетских вельмож древнего царства.

Усыпальницы египетских царей — это пирамиды; усыпальницами же для вельмож служили восьмиугольные могильные сооружения с плоской кровлей и со стенами, имевшими снаружи вид откосов Эти гробницы называются мастаба. Самые значительные пирамиды и мастаба находятся вблизи древней столицы Египта Мемфиса, в пустынной местности на западном берегу Нила. На западе ежедневно заходят божественные небесные светила, а потому египтяне предполагали там существование царства, где умершие находятся в блаженном единении с богами.

Рис. 97 – современный вид храма Сфинкса возле Гизы

Пирамиды Древнего царства – усыпальницы фараонов.

Пирамиды — наиболее грандиозные и типичные памятники искусства рассматриваемого тысячелетия. Погребальные склепы в пирамидах, проникать в которые надо было по длинным коридорам или шахтам, помещались иногда в сплошной, сложенной из камня или кирпича толще самого здания или под ним, в каменистой почве. Покои, служившие для принесения жертв или посвященные культу усопшего, устраивались обычно в виде особого здания, с восточной стороны пирамиды. В художественном отношении заслуживает внимания в пирамидах преимущественно их вид. Представляя собой окаменелый, получивший правильную стереометрическую форму гигантский могильный курган, они поражают зрителя массой нагроможденных в них друг на друга камней и своей стройной четырехгранностью. Впоследствии древний греко-римский мир назвал пирамиды одним из чудес света. С точки зрения законов исторического развития представляется несомненным, как это и признается всеми, что древнейшая из всех пирамид — гробница Джосера, фараона 3-й династии, уступчатая пирамида в Саккаре, состоящая из шести огромных, уменьшающихся с приближением к вершине частей из известняка и достигающая высоты 60 метров. Мы уже видели раньше, что уступчатая форма есть не что иное, как первоначальное, появившееся уже у некоторых первобытных народов стилизование земляного кургана; пирамиды тоже строились сперва в виде уступов, но потом дополнялись каменными плитами так, что под конец представляли гладкие грани. Саккарская уступчатая пирамида скрывала под своей тяжеловесной массой выложенную зеленоватым кафелем камеру, которая была реставрирована во время 20-й династии, отличавшейся любовью к старине; но, судя вообще по ее украшениям, она построена при царе Джосере. Узор стенной облицовки, куски которой попали в Берлинский музей, походит на рогожное плетение. Фараону Джосеру наследовал фараон Снофру, усыпальница которого — пирамида в Медуме — имеет уже не ступенчатую, а гладкую форму. Переход от одного типа пирамид к другому мы находим в Дашуре, там пирамида как бы поставлена на другую, усеченную и имеющую более крутые грани. Во всяком случае, пирамиды с гладкими гранями являются наиболее чистыми и полными выразителями идеи подобных сооружений Величайшие и известнейшие из таких пирамид находятся близ Гизы. Это гробницы трех царей 4-й династии Хуфу (Хеопса), Хафре (Хефрена) и Менкере (Микерина). Самая большая и самая древняя из них — пирамида Хеопса, имеющая в основании 233 метра как в длину, так и в ширину, и достигающая в высоту 145 метров. Немногие еще сохранившиеся части ее каменной облицовки состоят из белого известняка, который, будучи выкрашен в различные цвета, должен был некогда производить впечатление сочетания нескольких драгоценных горных пород. Вторая пирамида, усыпальница Хефрена, была несколько меньшей величины. Высота ее равнялась 135 метрам, облицовка нижней ее части состояла из розовато-красноватого гранита. Третья, пирамида Микерина, имела высоту только 66 метров. В нижней своей части она была облицована сиенитом, а в верхней — известняком. В ней был найден наделавший много шума саркофаг синевато-черного базальта с мумией фараона в деревянном гробу, утонувший во время его перевозки морем в Лондон, но известный по рисункам. Он дает нам понятие о виде и стиле древнеегипетских глинобитных и деревянных построек. Но так как немецкая египтология недавно признала его произведением времен 26-й династии, реставрировавшей гробницы древних царей в измененном виде, то вместо этого саркофага типичным образцом древнеегипетской архитектуры может служить великолепный саркофаг Хуфу-Онка (4-я династия) из розового гранита, находящийся в музее Гизы; он также представляет собой подобие глиняно-деревянного сооружения с дверями и окнами, хотя с менее разработанным устройством рам и косяков.

Рис. 98 – Саккарская ступенчатая пирамида

Рис. 99 – Дашурская пирамида

Рис. 100 – Пирамида Хеопса

3 – Изображения и рисунки в гробницах.

Мастаба – гробницы знатных людей возле пирамид.

Мастабб, гробницы знатных людей, расположенные около пирамид, с художественной точки зрения любопытны не столько по своему внешнему виду, сколько по внутреннему устройству. Мастаба представляет снаружи как бы прямоугольный курган, образовавшийся сам собой от вырытой из могилы и насыпанной на гроб земли. Внутри мастаба особенно интересен жертвенный покой, или святилище, предназначенное для культа усопшего, входная дверь в этот покой находилась всегда в восточной стене, а напротив нее, в западной стене, с внутренней стороны помещалась так называемая дверь появления, обозначавшая собой вход в царство мертвых, впоследствии превратившаяся просто в вертикально стоящую плиту (стелу). Слегка рельефные, иллюминированные изображения, украшавшие собой внутренние стены и дверь появления в этих усыпальницах, придают им большое художественно- историческое значение. Кроме того, благодаря им мы имеем возможность ближе ознакомиться с глиняно-деревянным зодчеством. Древнего царства. Двери появления, или стелы многих гробниц этого периода, как, например, стела жертвенного покоя царя Манофера из 5-й династии, находящаяся в Берлинском музее, или подобная ей дверь, обнародованная Лепсиусом и находящаяся в музее Гизы, знакомят нас с двумя главными мотивами орнаментики всей последующей египетской архитектуры храмов с круглым столбом, обвитым цветными полосами, служащим для вертикального окаймления пространств, и с желобчатым, разрисованным стилизованными листьями тростника (?) фризом, которым обычно заканчиваются вверху стены и двери. Единственный растительный мотив, являющийся в орнаментации этого рода, — двойной цветок папируса (по мнению некоторых, цветок лотоса), увенчивающий кое-где изображения вертикальных столбов. Два цветка на длинных стеблях, крепко связанные у чашечек и слегка изогнутые, наклоняются вправо и влево (рис. 112, а). Между изображениями столбов находятся узкие, длинные пространства, покрытые цветочным, шахматным, ромбоидальным или зигзагообразным узором; при ближайшем рассмотрении оказывается, что этот узор представляет собой циновки, которые вешались тут в действительности. Так, например, циновки на восточной стене Саккарской гробницы Птахотепа (5-я династия) изображены так, как будто бы их можно опускать и поднимать. Тем не менее неискушенный наблюдатель не усмотрит во всей этой стенной орнаментике ничего, кроме сочетания геометрических линий.

Рис. 101 – «Двери появления» в Гизе

Рис. 102 – Ти и его супруга, картина в одной из усыпальниц 5-й династии в Менфисе

Наряду со всей этой полосовидной орнаментацией, имеющей иногда характер тканья, в жертвенных покоях встречаются изображения легких шатрообразных построек (aediculae) на широко расставленных деревянных подпорках. Здесь особенно интересны изображения столбов, напоминающих собой орнаментацию капители египетской колонны, которая не соответствует своему назначению — служить опорой. Тонкие деревянные колонны имели вид отдельных стволов растений, но наряду с ними существовали колонны в виде пучка стволов. Среди изображений этого рода чаще всего встречаются колонны в виде еще не расцветших или цветущих стволов лотоса, тогда как папирусовидные колонны встречаются изредка. Деревянные столбы с приставленными к ним бутонами и цветами мы находим в воспроизведении одного деревянного строения, находящегося в Лувре, Капители из Саккары (4-я династия) имеют вид бутона или цветка и образец капители в виде полураскрывшегося лотоса взят из гробницы 5-й династии. Видоизменившаяся впоследствии каменная капитель в форме опрокинутой чаши или колокола, происшедшая, по-видимому, просто от шеста палатки, равно как и капитель в форме коровьей головы, по мнению Лепсиуса, появляются уже в изображениях легких построек (aediculae) 5-й и 6-й династий.

Рис. 103 – Развитие египетской капители

Изображения на плоскости в гробницах.

Фигурные изображения на плоскости в этих гробницах состоят почти исключительно в раскрашенных слегка выпуклых картинах. Подобные изображения, несмотря на все свои схематические неправильности, жизненны, выразительны и вразумительны. Люди — широкоплечи и коренасты. В некоторых изображениях, как, например, в гробнице Ти, плечи и руки как бы случайно представлены почти в профиль. Особенной естественностью отличаются изображения животных в различных позах; лошадь еще отсутствует, но ослы, коровы, овцы и газели воспроизводятся с любовью, в своем естественном виде и характерных движениях. Гамма красок очень проста. Желтый, красный, синий, зеленый, коричневый, белый и черный цвета еще не имеют никаких оттенков. Живопись на стелах или дверях гробниц, изображающую умершего, не следует смешивать с настоящей стенной живописью. Предметом последней служит также умерший. Изображенный в натуральную величину, он сидит у одного конца стены перед своими слугами и наблюдает за их работой или принимает от них дары. Работающие слуги воспроизведены полосами, помещенными одна над другой, причем высота каждой фигуры редко превышает величину фута. До какой степени это расположение композиции полосами впоследствии заменилось попыткой представлять перспективное удаление показывает, например, известный рисунок в усыпальнице Птахотепа в Саккаре. Художник хотел нарисовать картину, воспроизводящую жизнь всей равнины, от Нила до гробниц пустыни, и выполнил эго, нарисовав несколько полос, одну над другой. Внизу, в первой полосе, изображена кишащая рыбами река с плавающими по ней ладьями, во второй полосе — ловля птиц, в третьей — постройка судна, а также ловля и соление рыбы; в четвертой — охота на антилопу, в пятой — пустыня с дикими зверями.

Изображения в усыпальнице Схири (3-я династия).

Самыми древними гробничными изображениями считаются находящиеся на дверных камнях усыпальницы Схири, 3-я династия, музей Гизы. Ко временам фараона Снофру относился жертвенный покой верховного жреца Амтена, Берлинский музей, здесь изображения плоски, но ясно и резко моделированы. К эпохе 4-й династии принадлежит жертвенный покой принца Мер-эба, Берлинский музей. В нем особенно заслуживает внимания изображение ладьи умерших, в которой Мер-эб едет в страну вечного блаженства.

Изображение в гробницах в Сакаре.

Гробницы 5-й династии, найденные в Сакаре, дают нам понятие о полном расцвете Египетского древнего царства. Из них можно указать на гроб главного царского парикмахера Манофера, с многочисленными изображениями животных, и на гроб Пегенуки, с прекрасными сценами из быта корабельщиков, оба — в Берлинском музее, главным образом же на знаменитые гробницы Ти и Птахотепа в Саккаре. В гробнице Ти мы находим, сверх обычных изображений различных кушаний, приносимых в дар умершему, рисунки, представляющие пашущих поселян, мелющих хлеб женщин, работающих волов и ослов, мужчин, играющих на музыкальных инструментах, и танцующих девушек. В гробнице Птахотепа следует особенно отметить изображения охоты в пустыне, сбора винограда и ловли птиц на болоте. Во всех этих картинах нас поражают кроме различной силы воспроизведения свежесть и непосредственность чувства, с которыми художнику постоянно удается передавать сюжет ясно и жизненно. Но если в изображении того или другого сюжета достигнута ясность и отчетливость, то он уже всегда, в течение столетий, воспроизводился в одном и том же виде.

В гробничных картинах Древнего царства изображений фараонов и богов не встречается; каменные рельефы в Вади-Магхара на Синае, представляющие Хуфу (Хеопса), схватившего своих пленников-азиатов за волосы и приносящего их в жертву богам, — это памятные таблицы деяний царя и, как не имеющие ничего общего с культом умерших, составляют исключение среди сохранившихся произведений искусства Древнего царства.

4 – Скульптуры в гробницах

Монументальные скульптуры древнего царства: сфинкс в Гизе, статуи фараонов.

Для изучения круглых пластических памятников рассматриваемой эпохи мы должны снова перенестись в мир гробниц. Колоссальный сфинкс в Гизе, который считался исключением, принадлежит, как это удостоверено Борхардтом, Среднему царству. Громадные, изваянные из камня сидячие статуи фараонов Древнего царства, найденные в одном из подземных коридоров храма Сфинкса, немецкие ученые (Швейнфурт, Борхардт и др.) признают архаистическими произведениями уже 25-й и 26-й династий. Что образцами для них служили подлинные произведения Древнего царства — можно предполагать, но не утверждать с уверенностью. Особое положение занимают также открытые в древнейших развалинах Гиераконполисского храма фигуры чеканной работы, сделанные из медных пластин и, быть может, вначале золоченые. Статуя во весь рост изображает Пепи I, фараона 6-й династии, а перенесенная в музей Гизы меньшая статуя — по всей вероятности, сына этого государя, Мефусуфиса. По портретности голов и жизненности исполнения эти изваяния имеют характер последних, самых зрелых скульптур Древнего царства.

Найденные в частных гробницах этого царства статуэтки и фронтальные группы фигур, исполненные или из дерева, или из известняка, изображают почти исключительно зажиточных частных лиц, их слуг и служанок. Такие статуи и статуэтки помещались в особых глухих камерах, находившихся в мастаба и известных под названием сердабов; их ставили туда для того, чтобы обеспечить умершему вечную жизнь и обставить ее удобствами. Несмотря на свою примитивную фронтальность, эти статуи — самые реалистичные и жизненные пластические изображения людей во всем египетском, мало того, во всем восточном искусстве. Только греки в этом отношении догнали и превзошли египтян. Статуям слуг Древнего царства, хранящимся в музее Гизы, Борхардт посвятил обстоятельное исследование. Известняковые статуи происходят из Саккарских гробниц, деревянные — из Меурских гробниц. Среди тех и других мы находим кроме жрецов, провожавших умершего в загробный мир, фигуры носильщиков, мельников, булочниц, раздувательниц огня, мясников, пивоваров, бондарей и т. д. Все эти фигуры широкоплечи и коренасты; в них (как указывает Штейндорф) уже можно заметить некоторый переход от архаической окоченелости к большей свободе поз и движений.

Известняковые скульптуры — статуи Анхивы и Аменхотепа.

Архаические произведения, каковы, например, статуи Анхвы в Британском музее и Метена (Амтена) в Берлинском музее, относятся к начальным временам 4-й династии. Эти фигуры, представленные сидящими, едва достигают одного метра высоты. Голова у них несоразмерно велика, одна рука прижата к груди, тогда как другая, вытянутая вперед, лежит на колене. К подобным произведениям относятся две вырубленные из известняка, величиной почти в натуру, статуи Луврского музея, из которых мужская изображает некоего Сепу, а женская — Незу. Гораздо большей непринужденностью поз отличаются известные, изваянные также из известняка (высотой приблизительно в 1,2 метра) статуи Аменхотепа и его супруги или сестры Нефертити в музее Гизы, которые надо признать относящимися к позднейшему времени, 40-й династии. Окрашенный в темную краску мужчина с коротко остриженными волосами на голове, вся одежда которого состоит из передника и шнурка на шее, держит правую руку еще прижатой к груди, как в более древних статуях. Женщина, окрашенная в более светлую краску, закутана в плотно облегающую ее тело одежду, из которой выставилась только кисть правой руки, лежащей на груди; густые волосы Нефертити ниспадают с ее головы на плечи и окружены диадемой, украшения которой, по словам Годфира, представляют древнейший орнаментальный мотив — цветок лотоса, а по нашему мнению, не что иное, как звездочки. Лица обеих фигур своеобразно выразительны. Кроме этих статуй до нас дошло еще несколько других, большего и меньшего размеров, составляющих славу эпохи 4-й и 5-й династий, и, прежде всего, знаменитый «Писец» из Луврского музея в Париже, изваянный из известняка и окрашенный в красный цвет. Писец сидит на земле, поджав под себя ноги, держит левой рукой на коленях папирус, а в правой — тростниковую палочку, служащую для письма, и смотрит прямо, улыбаясь. Белок глаз сделан из кварца и окаймлен бронзовыми веками; зрачок составляют кружок горного хрусталя и вставленная в него металлическая точка. Волосы на голове коротко острижены, скулы сильно выдаются вперед; грудь, руки, колени совершенно естественны, и только поджатые ноги изображены менее правильно. Подобные одиночные известняковые статуи имеются в значительном количестве в музее Гизы. В луврских известняковых статуях, образующих семейные группы, фигурам, сохраняющим фронтальное положение, приданы различные позы. Иногда муж сидит, а жена — того же, как и он, роста — стоит возле, положив левую руку ему на плечо. В других случаях супруги сидят рядом, а между ними стоит маленький ребенок, держа указательный палец правой руки у губ. В одной из групп Берлинского музея сидит только один муж; жена, изображенная в меньшем размере, стоит на коленях рядом с ним, а возле нее находится сын. Глаза отца сделаны из камня и меди. Многочисленные небольшие статуэтки музея в Гизе изображают целый штат прислуги умершего. Один из слуг, сидя на корточках, с выражением горести положил левую руку себе на голову. Здесь мы видим нагого юношу, идущего с мешком за плечами и с букетом цветов в опущенной правой руке; там слуги и служанки, стоя или опустившись на колени, растирают зерна или месят тесто на камнях. Несмотря на фронтальность положения фигур, мотивы их движения везде очень естественны.

Рис. 104 – Известняковые статуи Рототепа и Нефертити

Деревянные скульптуры (статуи) древнего царства.

Точно так же, как из ряда известняковых статуй Древнего царства выделяется «Писец» Луврского музея, среди деревянных статуй того же периода первое место принадлежит «Деревенскому старосте» музея в Гизе. Пьедестал этой стоячей фигуры утерян, равно как и тонко раскрашенная полотняная оболочка ее, но все остальное в ней хорошо сохранилось. Воспроизведенный в ней плотно сложенный, тучный мужчина — реалистичен и типичен не менее, чем фигура худощавого «Писца». Из дерева исполнена также отличная статуя главного садовника Пергернофрета, Берлинский музей; она также чрезвычайно естественна и по своей стройности составляет противоположность дородной фигуре «Старосты». Вообще должно заметить, что такой близости к натуре, какую мы видим в скульптуре Древнего царства, египетское искусство, изображая отдельные фигуры, никогда не достигало и на позднейших ступенях своего развития.

Рис. 105 – Писец, известная египетская статуя

studfiles.net

8. Изобразительное искусство древнего Египта эпохи древнего царства. Специфика скульптуры и живописи периода Среднего царства.

Особенности искусства

Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур. Условность и торжественность изображения достигалась симметрией, строжайшей уравновешенностью левой и правой частей фигуры. Это стало характерным для древнеегипетской скульптуры всех времён, цари и вельможи изображались в однообразных. спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках.

Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских — светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды покрывали белой краской, имитируя льняную ткань, волосы раскрашивались чёрной краской, глаза инкрустировались светлым и тёмным камнем. Общая композиция египетской скульптуры всегда находилась в единстве с общим архитектурным замыслом, она как бы вторила лаконичным плоскостям и объёмам архитектуры.

В скульптурах фараонов и вельмож художники добивались портретного сходства.

Со временем скульпторы стали создавать статуи с более тонкой моделировкой лиц и более пластичной расчлененностью.

На время правления Сенусерта Третьего пришелся настоящий рассвет скульптуры с официальной тематикой. Этот царь изображался скульпторами во всех возрастах, от самого маленького до зрелого. Среди подобных работ самыми лучшими считаются скульптурные портреты сына Сенусерта, Аменемхета Третьего, а также обсидиановая голова самого царя. Удивительной находкой мастеров древнеегипетских школ этого периода считается особенный вид кубической статуи, изображавшей фигуры, заключенные в монолитном каменном блоке.

Древняя скульптура Среднего Царства стала эпохой рассвета пластики малых скульптурных форм, чаще всего связанных с погребальным культом и его особенными обрядами. Для этого из дерева изготавливали статуэтки и покрывали их сверху грунтом и росписями. Достаточно часто древнеегипетские мастера создавали целые многофигурные композиции.

9. Архитектура Древнего Египта эпохи Нового царства: структура наземного храма, ансамбли в Карнаке и Луксоре. Архитектура и градостроительство эпохи Амарны.

Воздвигаемые в честь богов и, главным образом, посвященные фиванскому богу Амону, храмы являются в то же время и памятниками, восхваляющими действия самих фараонов.

Так в этом синтетическом монументальном искусстве храмовой архитектуры выражаются идеи классового господства жречества, небывало политически окрепшего в эпоху Нового царства.

Пирамида, как вид царской гробницы, исчезает в Новом царстве.То принципиально новое, что дается в это время по сравнению со всем предыдущим развитием стилей, выражено было прежде всего в архитектуре надземных храмов, посвященных богам, и в первую очередь в знаменитых храмах в Карнаке и Луксоре.

Подробный разбор плана и конструкции этих памятников у Шуази избавляет нас от необходимости подобного повторения. Мы ограничимся поэтому лишь указанием на главнейшие данные, связанные с планом и конструкцией храмов, чтобы получить возможность сделать отсюда соответствующие выводы о стиле этих памятников. Необходимо прежде всего помнить, что ни Луксорский, ни тем более Карнакский храмы не были выстроены сразу по какому-либо единому заданию архитектора. Они представляли собой, в сущности, конгломерат отдельных архитектурных частей: ряд храмов, являвшихся пристройками.

Амарнская архитектура – это, главным образом, архитектура новой египетской столицы Ахетатона. “Великая очарованием, радующая глаз своей красотой”, — такими словами один из жителей Ахетатона описал новый город, священную резиденцию бога Атона. В архитектуре Амарны лаконично сочетались традиционные черты и новые приемы.

Ахетатон, в отличие от многих древнеегипетских городов, строился по единому плану, поэтому имел хорошую четкую планировку. М.Э.Матье пишет, что центральную часть города занимали главный храм Атона с жилищами жрецов и большими складами, царский дворец и официальные учреждения, а также казармы. Остальная часть города состояла из жилых домов. В северной и южной части Ахетатона располагались еще две царские резиденции. Основные дорожные магистрали традиционно шли вдоль берега Нила. В целом, Ахетатон представлял собой вытянутый вдоль Нила прямоугольник.

Важнейшую роль в архитектуре Ахетатона играли дворцы. При Эхнатоне в их архитектурном облике происходят значительные изменения. Дворец предстает уже не как прямоугольный массив, и не как храм, обнесенный гигантскими колоннами, а как дом-вилла в центре других зданий, окруженных открытым пространством. Стоит отметить, что внутренняя планировка дворца соответствовала традиционной. Как пишет М.Э.Матье, главный из дворцов, так называемый Большой дворец, располагался по сторонам параллельной Нилу широкой дороги. Вдоль ее западной стороны лежала официальная половина дворца, вдоль восточной – жилая. Рядом с жилой половиной располагался малый храм Атона – “Дворец Атона в Ахетатоне”, имевший аналогичную Большому храму планировку. Обе части дворца были обнесены толстыми кирпичными стенами. Они соединялись интересным с архитектурной точки зрения крытым мостиком, перекинутым через дорогу. Он имел три пролета: широкий в середине – для колесниц и отрядов войск, и два боковых – для пешеходов. Над средним пролетом располагался декоративно оформленный, украшенный маленькими колоннами и рельефами, проем, который назывался “окно явлений”. В особых случаях, например, во время праздников, в этом окне показывался фараон. Он приветствовал своих подданных и награждал особо отличившихся.

Оформление дворцов Ахетатона было интересным и необычным. Как пишет М.Э.Матье, оно сочетало в себе традиционные формы архитектурной декорировки – пилоны, мачты с флагами, “египетский карниз” (в форме вытянутой трапеции), колоннады и скульптуры – с исключительным богатством новых орнаментов и материалов. Это придавало архитектуре Амарны ее красоту и неповторимость. Как уже было сказано, широко применялись рельефы, облицовки многоцветными фаянсовыми плитками. Появились новые типы колонн, например, такие, ствол которых копировал изгибы древесного ствола, или колонны в форме связок папирусов с висящими вниз головой, под капителями, утками. Обогатились и традиционные формы колонн, получившие некоторые новые элементы, придавшие им еще большую красоту и изящество. Новым приемом было применение различных камней для разных частей колонн и поливных изразцов для облицовки стволов. Оформленная таким образом колонна выглядела очень красочно и нарядно.

studfiles.net

Искусство времени Древнего царства

(300 — около 2300 годы до н. э.)

Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы — Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников.

В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки — гробницы фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить особую прочность культовых сооружений и в особенности гробниц было связано с древнейшими верованиями.

Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные средства. Именно здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих.

Построенная вблизи Мемфиса (на месте современного селения Саккара около Каира) пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов, не отличавшегося еще стройностью общей планировки. Этот ансамбль был расположен на искусственной террасе, окруженной массивной высокой стеной, облицованной камнем. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи масштаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях впервые был широко применен в качестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное значение: здесь нет свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. Здания ансамбля воспроизводят в камне формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера важна и по своей декорировке. Интересны формы колонн и пилястр: здесь имеются и четкие, величественные в своей простоте канне-лированные стволы с плоскими плитами абак вместо капителей и впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев — блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно характерным для своего времени памятником, замечательным свидетельством интенсивной работы мысли и творческого дерзания. Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществХено основное — здание начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского монументального зодчества.

Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени, в частности, появляется новый тип зданий — так называемые солнечные храмыю Такой храм устраивали на возвышении, которое обносилось стеной. Внутри стены находился большой открытый двор с молельнями, а в центре стоял сам объект культа — колоссальный каменный обелиск. Его верхушка обивалась позолоченной медью и ярко блестела на солнце. Перед обелиском находился огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

Исключительное место в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс. Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были. добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота — 20 м, длина — 57 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей — священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта.

Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа — и более распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Были известны и два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная — из красной охры, черная — из сажи, зеленая — из тертого малахита, синяя — из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая — из желтой охры. Росписи в ряде случаев отличаются замечательным сочетанием красок. В известных изображениях гусей из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются нежной зеленью растений

В период Древнего царства большое значение получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже вырабатывались в течение Древнего царства. Изделиям художественного ремесла Древнего царства свойственны такие же строгие и простые, законченные и четкие линии, которыми отличается стиль всего искусства данного периода. Таковы контуры и высоких каменных цилиндрических сосудов для хранения благовоний, и неглубоких больших блюд, и различных ваз. Эта строгость и благородство линий не отвлекают внимания от главной прелести таких сосудов — чудесно обработанного камня, из которого они сделаны. Пестрота брекчии, причудливые сочетания сливочных, белых, желтоватых волнистых полос полусквозящего алебастра, то параллельных, то неровных, матовые зеленые или темно-серые оттенки шифера — все это как бы подчеркивается самой формой ваз.

Обработка самых различных материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, которые показывали тем самым широкие возможности декоративного использования данных материалов; красота полированных поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов сначала были освоены в ремесле, а затем использованы в зодчестве и скульптуре. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством, являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения профессионального искусства.

www.apxu.ru

Древнее царство | Artiques.ru

(30—23 вв. до н. э.)


Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до н. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд. Укрепление неограниченной власти правителя, его обожествление приобретали все более широкий размах. Фараоны, сочетавшие свои полномочия с саном верховного жреца, объявили себя сынами солнца — Ра. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом, в основе почитания которого лежало обожествление древних представлений о ежегодно умирающих и воскрешающих силах природы. В связи с обожествлением фараона, считавшегося духом – покровителем страны, усложнился характер ритуалов.


Дальнейшее развитие приобрел древний заупокойный культ. Египтяне веровали, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего как бы заменяли собой тело, подверженное тлению, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению.
Умерший, помещенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом, продолжая нуждаться в пище и жилье.

Архитектура
С 3 тыс. до и. э. в связи с культом фараона началось возведение первых гигантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставились саркофаг и все предметы, которые считались необходимыми умершему, и мастабы — надземного холма, облицованного кирпичом или известняковыми плитами. В нарастающей грандиозности устремленных вверх гробниц фараонов III династии сказалось непоколебимое желание возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить зыбкости и непостоянству земной жизни идею вечности жизни загробной.
Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение, остальные виды искусства, дополняя ее, образовали единый и неразрывный комплекс.
Поиски наиболее совершенной и грандиозной формы гробницы видны в усыпальнице-пирамиде фараона Джосера в Саккара (28 в. до н. э.), которая достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху мощных ступеней, сложенных из каменных блоков. Зодчий Имхотеп, создатель этого сооружения, возвел пирамиду посреди сложного ансамбля дворов и храмов. Он выделил ее среди окружающих строений, сообщив ей движение кверху. Однако здесь еще не были достигнуты та ясность и простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараонов последующей, IV династии.
Одним из «семи чудес света» назвали пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефре-на) и Менкаура (Микерина, 27 в. до н. э.), высящиеся в Гизе.

Пирамиды в Гизе. Египет


В сознании людей последующих поколений они отождествлялись со всем искусством Египта, с природой и обликом этой страны. Возведенные из светлого камня среди пустыни, они поражают своими размерами, суровостью и строгостью. Их образ воплотил в себе величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деяние своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли. Каждая из пирамид представляет собой в плане квадрат, а стороны ее — равнобедренные треугольники. При ослепительном солнце падающие резкие и четкие тени еще больше подчеркивают рациональную ясность этих сооружений, простота которых порождена не бедностью фантазии, а огромным мастерством обобщения, откристаллизовавшимся веками.
Наиболее грандиозная из трех — пирамида Хеопса, выстроенная под руководством зодчего Хемиуна. Ее высота около 147 м, длина стороны основания — 233 м. О том, сколько сил при примитивности технологий того времени было затрачено на это сооружение, свидетельствует описание Геродота, где говорится, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом двадцать пять лет — пирамиду. Она сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 тонн. Вся поверхность пирамиды Хеопса была облицована гладкими известняковыми плитами, придававшими ее облику особую кристальную ясность. Внутри находились лишь небольшая ка-мера,Ця5пицованная гранитом, где помещался саркофаг с мумией, ведущие к ней коридоры, узкие каналы для вентиляции. Таким образом, пирамида представляла собой гигантский каменный массив, воздействующий особенно сильно своей формой и размерами с далекого расстояния.
В гордом облике совершенных, четких по формам архитектурных памятников воплощалась идея бессмертия, чуждости всему зыбкому и непостоянному, мощи и деспотизма неограниченной власти фараонов.

Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. В него входили заупокойные храмы, строгие по своей планировке, четкие и спокойные по своим ритмам. Гигантская фигура сфинкса, стоящая на прямой оси, ведущей к пирамиде Хефрена, дополняет ансамбль. Она сочетает строгий лик фараона с туловищем льва. Высеченный из массива единой скалы сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, не видящим ничего земного, словно утверждал идею вечного покоя противостоящих векам гробниц. Необычайное чувство камня, его фактуры и декоративных особенностей проявилось и в отделке мощных столбов заупокойных храмов, в умении сочетать красочные эффекты поверхности диорита и гранита, отполированных до блеска.

Скульптура
Неотъемлемую чисть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Культовое назначение статуй определило выполнение их в рамках строжайших канонов. Люди изображались в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках. В большинстве случаев — это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. И вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас наделены огромной внутренней энергией. По представлениям древних египтян ритуальные портретные статуи были олицетворением двойника умершего. Поэтому мастера стремились передать в них и максимальное сходство, и в то же время выразить свои представления об идеальном образе. Жизненная сила и наблюдательность присущи индивидуализированным лицам портретируемых, яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и эбеновым деревом еще более оживляли эти лица. Статуя сидящего с поджатыми ногами писца Каи (сер. 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших, словно жаждущих приказа блестящих глаз и плотно сжатыми губами, поражает остро выраженной портретностью.


Статуя царского писца Каи


Деревянная статуя вельможи Каанера (сер. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), опирающегося на посох и величественно несущего свое тучное тело, отличается такой правдивостью и индивидуализацией, что рабочие, нашедшие ее при раскопках, назвали статую «сельским старостой».

Статуя вельможи Каапера


Несмотря на то что каноны обусловливали определенность и скованность поз портретов, бесстрастность выражения лиц, мастера сумели в эти недвижные статуи внести подлинную достоверность жизни. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Простота обобщенных форм, благородное совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей). Они сидят на жестких кубических тронах, разъединенные друг с другом не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская — желтой, волосы — черной, одежды — белой. Неподвижные, лаконичные образы человечны, полны обаяния, чистоты и просветленной ясности. Портреты фараонов, стоящих внутри гробниц и храмов, поражают жизненной силой и в то же время в них передано ощущение массы каменного блока, из которого высечены статуи. Позы их каноничны. Левая нога выставлена вперед, словно они медленно совершают свой первый шаг в вечность. Сидящие статуи построены по принципам симметрии и равновесия, часто они полны внутреннего напряжения, подобно властному фараону Хефрену (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), застывшему в гордом величии под охраной сокола — Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.

Важную роль играли рельефы и росписи, выполненные на стенах гробниц и храмов и также связанные с заупокойным культом. Их назначение определялось желанием прославить могущество погребенного владыки и обеспечить ему благоденствие в загробной жизни. Рельефы и росписи располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены, подчеркнуть лаконизм и строгость архитектурного образа в целом. Этим объясняется отсутствие многопланового глубинного построения, развертывание повествования фризами по стене, специфическое изображение фигур. Фараон и боги изображались выше других людей. Условность в расцветке и в построении рельефов была связана с длительным художественным отбором образов, установившимися канонами; египетские мастера выбирали наиболее острые и характерные точки зрения на предмет, сочетая их едино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Древние египтяне применяли две техники рельефа — барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром, сближающие их с росписями. Силуэт фигур всегда ясен и графичен, человек изображен так, что видна ширина плеч, показанных в фас, и мускулистая стройность ног, повернутых в профиль. Так, в деревянном рельефе, изображающем зодчего Хесира (нач. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), весь облик — могучие плечи, развернутые по традиционной схеме во всю ширь, узкие бедра, показанные в профиль, густая грива волос, смелое и гордое лицо — усиливает ощущение необычайной внутренней силы этого человека, красоту и ритмичность его упругого движения. Тонкая моделировка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершенность, смягчает жесткость силуэта.

Принцип фризового развития сюжета типичен для рельефов Древнего царства. Он помогает художнику воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды, развертывающиеся во времени. Повторение одинаковых, идущих вереницей фигур в рельефе из мастабы Ахутхотепа, расположенных друг под другом, словно строка за строкой, дает почувствовать медлительную плавность и значительность торжественного шествия, словно направленного в вечность, ритмическую красоту ритуального танца.

Роспись и художественное ремесло
Та же чистота линий, та же сдержанность и спокойная ясность ритмов и колоритическая гамма, что и в рельефах, прослеживается в росписях Древнего царства. Например, в росписях из гробницы зодчего Нефермаата в Медуме (27 в. до н. э., Каир, Египетский музей), сочных и чистых по сочетаниям цветов. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.

Роспись гробницы в Медуме


Широкое развитие в это время получили художественное ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Ювелирные изделия из драгоценных камней — малахита, бирюзы и сердолика, деревянная мебель, украшенная золотом, сочетали яркую красочность с гармонией и строгой простотой форм, свойственной всем изделиям Древнего царствам. Великолепна по своей обобщенности и пластичности голова сокола (Каир, Египетский музей), увенчанная царственной короной, выполненная из золота и черного обсидиана, отполированные куски которого дают ощущение живых и ярких птичьих глаз. Искусство Древнего царства в каждом своем проявлении достигло высоких результатов. Все особенности образного миропонимания, характерные для древнеегипетской культуры, были заложены в это время.

artiques.ru

Архитектура Древнего Египта — Википедия

Храм Исиды на острове Филы

Архитектура Древнего Египта — тип архитектуры цивилизации Древнего Египта, развившейся вдоль побережья Нила в условиях жаркого климата и определённого растительного мира. На протяжении многовековой истории отличается консерватизмом[1].

Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий[2] или эпохам: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства и архитектура эллинистического Египта.

Содержание

  • 1 Характеристики архитектуры Древнего Египта
  • 2 Архитектура Раннего царства
  • 3 Архитектура Древнего царства
  • 4 Архитектура Среднего царства
  • 5 Архитектура Нового царства
    • 5.1 Амарнское искусство
  • 6 Архитектура Позднего Царства
  • 7 Выдающиеся архитекторы Древнего Египта
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

Характеристики архитектуры Древнего Египта[править | править код]

Факсимиле изображения сада Рехмира из его гробницы (TT100), ок. 1504 −1425 годы до н. э., XVIII династия, Новое царство

ru.wikipedia.org

Искусство Раннего царства

Египет (Начало III тысячелетия до н. э.)

Ранним царством в истории Египта называют период, последовавший за созданием единого государства около 3000 г. до н. э. и охватывавший годы правления I и II династий. К этому времени в долине Нила сложилось примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация объединенного в сельские общины свободного населения. Во главе государства стоял фараон, опиравшийся на верхушку родовой рабовладельческой знати. Однако объединение страны не было еще достаточно прочным, происходили отпадения и новые присоединения тех или иных территориальных федераций.

Время Раннего царства разительно отличается от периода предыдущего. Шел первый этап истории нового рабовладельческого государства, сменившего устаревший первобытнообщинный строй, — этап поисков и создания новых таких форм, которые бы соответствовали совершенно новым общественным отношениям. Образование единой системы искусственного орошения, значительное расширение посевных площадей, возможность использования в едином государственном хозяйстве особенностей хозяйств отдельных областей, развитие скотоводства, рост техники, и в частности широкое овладение обработкой меди и применение медных орудий, — все это расширяло и облегчало путь борьбы человека за свое существование.

Одновременно менялись семейные отношения, правовые нормы, нащупывались новые пути развития культуры и искусства. И в то же время из прошлого тянулись цепкие нити пережитков, накладывавших свой отпечаток на различные стороны жизни. Сохранение всех ведущих должностей государственного аппарата в пределах рода правящего царя, особое положение самого главы государства, считавшегося существом сверхъестественным, множество не только религиозных, но просто колдовских обрядов и запретов, связанных со всем обиходом царя и ставивших его подчас в зависимость от его же родовой верхушки, — все это и многое другое уходило своими корнями в далекое прошлое первобытнообщинных отношений. Особенно прочно удерживались различные пережитки в религиозных верованиях, в представлениях о причинах возникновения и взаимосвязи явлений природы, в понимании роли человека по отношению к этим явлениям, в поисках способов борьбы с ними.

Столицей государства был Мемфис, основанный, по преданию, при объединении Египта в начале Дельты Нила. Выгодное расположение города способствовало его быстрому росту и тому, что он имел большое значение в истории египетской культуры. Именно его памятники сохранили древнейшие произведения египетской литературы, здесь сложилось одно из важнейших религиозно-философских учений Египта, связанное с почитанием местного бога Птаха. Мемфис рано стал ведущим художественным центром и внес огромный вклад в развитие египетского искусства.

Существовали и другие города. Некоторые из них ранее стояли во главе крупных территориальных объединений: Буто и Нехен (Иераконполь) были столицами юга и севера нильской долины, Саис — западной части Дельты с ее полу ливийским населением. Утратив свое ведущее политическое значение, такие города оставались столицами областей, а подчас и сохраняли роль древнейших священных центров, как, например, Ону. Иногда же город выдвигался благодаря особому расположению, как это было с Коптосом, лежавшим у начала кратчайшего пути от Нила к Красному морю и ценным рудникам.

Главные города областей также играли видную роль в развитии художественной жизни страны. Здесь сосредоточивалось ремесло, развивалось строительство гражданских и культовых зданий, около городов располагались некрополи.

Наш обзор искусства Раннего царства мы начнем с архитектуры. К сожалению, ни дворцы, ни дома времени Раннего царства почти не сохранились, и это понятно, поскольку из-за соответствующих климатических условий на всем протяжении истории Древнего Египта они строились из непрочных материалов — дерева, кирпича-сырца, глины и тростника, к которым лишь впоследствии для отдельных деталей был добавлен камень.

Однако восстановить общий облик жилищ различных слоев населения все же возможно благодаря найденным при раскопках остаткам таких жилищ, по их изображениям на памятниках и в виде иероглифов, а также вследствие того, что формы этих жилищ отразились в дошедших до нас культовых сооружениях и предметах.

Беднейшие слои населения продолжали жить в хижинах из сырцовых кирпичей или из тростника. Дома более зажиточных людей отличались своими размерами, их окружал двор, обнесенный стеной из кирпича-сырца. Перед входом в дом обычно устраивали навес.

Тип дворца Раннего царства начал складываться еще в конце предыдущего периода. Изображения дворцовых фасадов «серех» сохранились на ряде памятников I династии, лучшим из которых является известная стела царя Джета, найденная в Абидосе (Лувр).

Стела Джета. Известняк.

Имя Джета — иероглиф большого змея — вписано здесь в прямоугольник над дворцовым фасадом. Выше помещена фигура бога Гора в образе сокола — одного из древнейших божеств, земным воплощением которого считались фараоны. То, что фасад дворца был избран эмблемой царя, объясняется тем значением, которое придавалось дому фараона как жилищу живого божества.

Дворцы строились из деревянных вертикально и горизонтально положенных бревен, к которым прикреплялись тонкие планки, располагавшиеся самыми разнообразными способами. Это придавало фасаду большую декоративность, которая усиливалась пестрыми тростниковыми плетениями. Крыши дворцов были плоскими, как и вообще в Египте, где незначительные осадки делали ненужными двускатные кровли.

 Фасад дворца. Реконструкция.

Облик дворцов помогают представить и царские саркофаги, считавшиеся как бы жилищами умерших фараонов. Такой же вид имели и саркофаги царских родичей, а позднее и других лиц. Хотя большинство подобных памятников относится к несколько более позднему времени — периоду Древнего царства, однако общий их вид настолько близок к изображениям дворцов I-II династий, что мы имеем право привлечь их при изучении структуры древнейших дворцов.

Наиболее показательным образцом может служить известный саркофаг фараона IV династии Микерина, — на продольной стороне которого имеются изображения трех парадно оформленных дверей, разделенных сложными панелями. Саркофаг увенчан характерным египетским карнизом, а каждая стена обрамлена валиком, воспроизводящим ту деревянную основу, на которую при помощи веревок прикреплялись плетеные стенки древних тростниковых святилищ.

Саркофаг Микерина

Постепенно дворцы начали строить из кирпича-сырца, как это видно по остаткам дворцов в Абидосе и Нехене. Территорию, которую занимал каждый из найденных в Абидосе дворцов с окружавшим его большим двором, обносили двойной стеной. Вторая, внутренняя стена была декорирована чередующимися выступами и нишами, причем вдоль восточной стороны, обращенной к Нилу, выступы и ниши образовывали более сложные сочетания. Дворец, расположенный в северо-восточном углу большого двора, был тоже декорирован выступами и нишами, с выделением главного, восточного фасада. Относительно планировки и назначения внутренних помещений дворцов пока ничего определенного сказать нельзя.

Культовые сооружения времени Раннего царства сохранились лучше, хотя и в этой области зодчества достаточный материал имеется только по гробницам царей и частных лиц, облик же святилищ приходится в основном также реконструировать. Причиной этого является опять непрочность материалов, из которых, в противоположность гробницам, сооружались и эти здания.

Судя по воспроизведению ритуальных сцен, вырезанных на особых табличках из слоновой кости или камня, а также на печатях, святилища начала Раннего царства, в которых помещались культовые изображения божеств и фетиши, а может быть и почитавшиеся священными животные, делались все еще из тростника. То, что именно такого характера сооружения дольше всего сохраняли древний облик, вполне понятно, поскольку все связанное с религиозными представлениями и обрядами является наиболее консервативной областью идеологии и труднее поддается изменениям и новшествам.

Эти святилища были различны по виду. Молельни бога-шакала Анубиса отличались от молелен богини Нейт, богов Сета, Мина или других божеств, не говоря уже об особенностях построек, связанных с почитанием бога-крокодила Себека. В то же время некоторые общие черты имелись в святилищах божеств Северного Египта, с одной стороны, и Южного — с другой. Эти общие черты сохранялись и позже, иногда даже в облике каменных зданий.

Большинство древнейших святилищ сооружалось из тростниковых плетений, накреплявшихся на тростниковую или на деревянную основу. Такие постройки имели гораздо более декоративный вид, чем это заметно на их изображениях, тем более что искусство плетения, развивавшееся в долине Нила в течение веков, ко времени Раннего царства достигло высокого мастерства. На примере современных тростниковых построек в Центральной Африке можно убедиться, какие удивительные эффекты достигаются при столь простых материалах.

Консервативность облика культовых построек обусловила то обстоятельство, что и позже, при развитии монументального каменного зодчества, святилища богов и молельни для празднеств или иных ритуальных обрядов сохраняли древнейший облик. Не только ряд декоративных средств, но и некоторые основные конструктивные приемы построек древнейших тростниковых святилищ стали обязательными и при этом характернейшими элементами декорировки даже каменных сооружений в течение всей истории Древнего Египта. Таково, например, было происхождение постоянной формы египетского карниза, выступов дверей, некоторых орнаментальных фризов и пр.

informvest.ru

Изобразительное искусство эпохи Древнего Царства. — КиберПедия

Не менее значительны достижения в изобразительном искусстве эпохи Древнего Царства. Скульптура также открывает для себя новые масштабы и новые материалы. В статуарной пластике появляются фигуры не только сидящие, но стоящие, изображенные в канонической позе шага. Статуи изготовляются из дерева, но чаще из камня, более мягкого (известняк, алебастр) и более твердого (диорит, гранит). Скульпторы пока еще очень зависимы от материала (особенно, если речь идет о твердом камне), поэтому в статуях эпохи Древнего царства еще много скованности, связи с каменным блоком. Для них характерны приземистость, обобщенность форм, симметрия, известная жесткость моделировки и геометричнсть форм. Однако, из тех средств, которыми владеют художники, они извлекают максимум возможностей, создавая образы чрезвычайно значительные и выразительные. Важно также понимать, что все образцы скульптуры эпохи Древнего царства, которые мы имеем – это статуи заупокойные. В это время они еще не рассчитывались на обозрение, не предполагали зрителя, были исключительно гробничными двойниками. В гробнице было много изображений Ка (двойников), представляющих умершего в разные периоды жизни, в разных положениях, одеждах, позах (это зависело от степени и оттенков культового значения статуи). Отсюда многообразие типов, но общность духа: для всех статуй эпохи Древнего Царства характерны особое состояние отрешенности, замкнутости.

Известняковые статуи раскрашивались природными красками на смоле и растопленном воске, которые были очень устойчивы и глубоки. Раскраска обеспечивала защиту от порчи и, вместе с тем, придавала особую магическую жизненность образу. Традиционное цветовое решение – кирпично-красные (цвета загара) тела мужчин, светло-желтоватые, скрытые белыми одеждами женщин, иссиня-черные волосы. Глаза инкрустировались полудрагоценным камнем – дымчатым кварцем (радужка), черным камнем (зрачки) и алебастром (белки). Такова статуя фараонаДжосера из Каирского музея, сохранившая следы полихромной раскраски (инкрустация глаз, к сожалению, утрачена). Монументальный трон слит с телом царя в единый блок, фигура, укутанная в церемониальные длинные одежды, дана очень обобщенно, поза скованная, застывшая. Лицо же имеет портретные и тщательно разработанные черты: высокие скулы, полные губы и усы. Интересно, что те же черты можно увидеть в изображениях приближенных фараона, поскольку царь представлялся образцом эстетического совершенства (например, изображения зодчего Хесира на деревянных рельефных панелях, найденных в его мастабе в Саккаре). Еще один прекрасный образец придворной скульптуры эпохи Древнего Царства – статуи Рахотепа и Нофрет(начало IV династии, правление фараона Снофру), найденные в нишах гробницы в Медуме. Они представляют царского сына и его жену, а возможно и сестру — браки между братьями и сестрами в царской семье были распространенным явлением. Статуи, также сделанные из известняка, прекрасно сохранили раскраску и инкрустации глаз. Они находились в разных нишах, но теперь экспонируются вместе как скульптурная группа.



Эпоха IV династии (время строительства великих пирамид) импонировала твердым породам камня – граниту и диориту (хотя дерево и известняк продолжали использоваться, особенно, в портретах частных лиц). В это время царские изображения становятся все более идеализированными. Вернее, в лучших из них оказалась найдена необходимая мера между общим и частным, конкретным и типическим, магическим и реальным. Такова одна из многочисленных статуй сидящего фараона Хефрена, найденная в его нижнем заупокойном храме в Гизе. Она выполнена из прекрасного темно-зеленого диорита со светлыми прожилками. Фараон сидит на кубическом троне, покрытом изображениями знаков царской власти. Сокол-Гор, покровитель фараона, прикрывает крыльями голову царя.Твердый и плотный диорит стал идеальным материалом для создания крупных объемов статуи, выразительного рельефа тела, смягченного тщательной шлифовкой.

Классические идеалы придворного искусства в полной мере отражают скульптурные «триады» Миккерина, где фараон, облаченный в белую корону Верхнего Египта, изображен стоящим между двумя божествами: слева богиня Хатхор, справа – божество, персонифицирующее тот или иной египетский ном. На одной из этих «триад» из Каирского музея слева от Микерина изображена богиня нома Кинополя (голова ее увенчана эмблемой нома – штандартом с изображением припавшего к земле шакала). Хатхор и богиня нома изображены с одинаковыми прекрасными лицами – отличить их можно лишь по атрибутам. Сам фараон красив, юн и могуч – боги, к коим принадлежит и царь Египта, являются наиболее совершенным выражением красоты космоса.



Такого рода идеализация была непременной в изображении богоподобного фараона, но в изображении вельмож допускалась большая мера характерности, большая свобода и даже естественность поз в переделах канона, живость пластики, острая портретность лиц. В связи со многими статуями вельмож можно говорить о художественной традиции веризма (verismo – истинный, правдивый). Таковы, например, статуи жреца, царского сына и видимо одного из основных участников строительства Великой пирамиды – Хемиуна, верховного жреца Мемфиса Ранофера, писца Каи (канонический тип сидящего и скрестившего ноги писца тоже появляется в эпоху древнего царства вслед за сидящей и стоящей фигурой). Каждый образ очень индивидуален, неповторим и вместе с тем типичен. Пожалуй, особо стоит сказать о деревянной статуе жреца Каапера (она выполнена из священного для египтян дерева сикоморы). Как материал дерево более пластично, чем камень, его легче обрабатывать, хотя оно и менее долговечно. Эта статуя, хорошо сохранившаяся, являет редчайший пример когда-то очень распространенного вида скульптуры. Статуя была покрыта тонким слоем штукатурки и расписана. Это очень реалистичный портрет немолодого осанистого полного мужчины, осознающего прекрасно свое высокое положение, самодовольного и властолюбивого. Глаза выполнены из хрусталя, черного камня и алебастра и окружены медным ободом, имитирующим подводку. Он показан в позе шага, с посохом. Прекрасно моделирован рельеф тела и головы, их выпуклые, полные и гладкие формы. Деревянная пластика, в отличие от каменной, более независима – тут не требуется «подпорок», части тела не обязательно должны плотно примыкать друг к другу, к тому же они могут быть вырезаны отдельно (как руки у Каапера), а затем составлены в единое целое. Физиономические характеристики лица этого человека столь ярки, что раскрывшие статую работники-арабы узнали в нем старосту своего села. Под названием «Сельский староста» эта скульптура известна по сей день.

Эпоха Древнего царства – время расцвета египетского полихромного рельефа.Уже в эпоху 3 династии, в начале периода, ощутимы достижения в рельефе. Стелы в это время становятся все более утонченными и виртуозными в исполнении. Деревянные панели с изображением жреца и зодчего Хесира (в.1.15) дают примеры виртуозной светотеневой проработки в пределах очень невысокого рельефа. Круглая скульптура (особенно каменная) еще составляет некоторые сложности, она связана с инертностью материала. Рельефная пластика идет с опережением. Еще в додинастический период появились в гробницах первые раскрашенные рельефы, но только в эпоху Древнего Царства это сочетание пластики с живописью получило блестящее развитие. Известняковые плиты стен гробниц покрывались тонкой стуковой грунтовкой, по которой вырезалось, а затем раскрашивалось, изображение. Эти картины на стенах создают мир Ка, они сами являются двойником реального мира. Многоярусные рельефы, размещенные друг над другом (как когда-то в палетке Нармера), фризовые ленты, сплошь покрывающие стены, разворачивают неторопливое, подробное повествование. Они показывают сцены ритуальной охоты с участием Ка умершего, сельские и ремесленные работы, принесение даров, погребальные пиры. Фигуры идут строго параллельно плоскости фона, создавая особый ритм, формируя декоративную поверхность стены, где важны линейные и цветовые повторы. Эпическая повторяемость самих фигур рождает особый эффект: сами они статичны, но за счет их постоянного повтора они словно обретают инерцию движения. Сохранились фрагменты из гробницы Нефермата и Итет в Медуме (конец III-начало IV династии), царевича Ти (знаменитая композиция «Охота на гиппопотама»), Мерерука, Птаххотепа, первого фараона V династии Сахура в Абусире (сцены царской охоты на газелей и антилоп) и др. Все здесь изображается по канону, как того требует высокое положение умерших, но есть нечто новое, что расширяет границы канона. Канон имел особую силу и религиозную значимость, он был необходим для изображения высокопоставленных особ и богов, но допускал отступления в изображении слуг. Масштабом всегда выделено изображение двойника умершего — он строго каноничен. И совсем другое дело слуги или охотники. Движения их свободны и естественны. В «Охоте на гиппопотама» из гробницы Ти фоном становятся поднимающиеся густой стеной заросли папируса, определяющего место охоты и символическое, сакральное ее содержание. Введение пейзажного фона, использование планов, усиление пластических контрастов – все это приближает изображение к реальности.

Существовала уже в это время и живопись в чистом виде (знаменитый фрагмент «Медумские гуси» из гробницы Нефермата и Итет в Медуме), вернее отдельные живописные вставки в декоре гробниц, демонстрирующие тонкое понимание цвета, сочетание цветного пятна и графики контура. Вполне возможно, что в номах живопись уже развивалась, но придворное искусство отдавало предпочтение более эффектному рельефу. Художники того времени стремились соединить выразительные средства рельефа с живописью, и живопись в этом союзе становилась более пластичной. Рельеф давал игру светотени, а этого еще, быть может, живопись не могла достичь своими средствами.

Первый переходный период — сложный этап междуцарствия, когда противоречия между фараоном и номовой (провинциальной) знатью привели к ослаблению власти царя и децентрализации государства. Сила местных княжество была достаточно велика, их стремление к самостоятельности стало причиной междоусобных распрей и подрыву централизованной власти — Египет вновь распался на номы. К концу первого переходного периода обострилась борьба между номами Севера во главе с Гераклеополем и номами Юга во главе с Фивами, закончившаяся победой последних. С образованием нового централизованного государства началась эпоха Среднего Царства.

Среднее царство —

чрезвычайно важный период в области религии, классический в области литературы и продолжающий классическую линию в изобразительном искусстве, определившуюся в эпоху Древнего Царства. Центром культурной и религиозной жизни в этот период всегда оставались Фивы, хотя в эпоху XII династии столица перемещалась в средний Египет, в Фаюм, что позволило лучше контролировать ситуацию в средних номах. Государственным в это время стал синкретический культ Амона-Ра, соединявший местный фиванский культ бога Амона с главным культом эпохи Древнего Царства – солнечного бога Ра.

В строительстве возможности были сильно ограничены по сравнению с эпохой Древнего Царства, однако роль архитектуры по-прежнему была велика. Характерный памятник этого времени — заупокойный комплекс Ментухотепа II (фараона XI династии) в Дейр-эль-Бахри близ Фив. Здесь соединился опыт строительства частных гробниц, в том числе и скальных, строительства царских пирамид с их заупокойными комплексами, а также посвятительных солнечных храмов. Отсюда пришел принцип расположения сакральных помещений по оси, их развитие в глубину, но в храме Ментухотепа он оказался усложнен ярусностью. Комплекс Ментухотепа распложен в скалах, и во многом сам ландшафт подсказал такое композиционное решение – развитие ансамбля не только вглубь, по оси, но и по вертикали, ярусами. Полускальное сооружение занимает две террасы и заканчивается небольшим культовым помещением – святилищем внутри скал. Портик первого яруса и галереи второго яруса, образованные двумя рядами прямоугольных столбов, вели в гипостиль (колонный зал), в котором было 140 восьмигранных «протодорических» колонн. Затем шел открытый двор, обнесенный с трех сторон колоннадой — перистиль, а затем снова колонный зал с 80 прямоугольными столбами. В центре постройки находилась небольшая пирамида, которая венчала мастабообразное основание (причем это основание находилось внутри первого гипостиля, а сама «пирамида» возвышалась над его крышей). Характерно, что пирамида не служила гробницей, а имела чисто символическое значение. Принцип расположения помещений, примененный в храме Ментухотепа II – осевое построение, чередование гипостилей с перистилями, постепенное сокращение высот помещений, будет развит уже в эпоху Нового Царства в строительстве равнинных посвятительных храмов.

Новый расцвет в архитектуре Среднего Царства связан с правлением XII династии. Правда, от этого времени не дошло хорошо сохранившихся архитектурных комплексов, но даже руины свидетельствуют о размахе строительства. Желание подчеркнуть связь с великим прошлым отразилась в архитектуре погребальных построек, которые походили на комплексы фараонов конца Древнего Царства. Снова появились гробницы пирамидальной формы. Но их конструкция и техника были сильно упрощены даже в сравнении с постройками V-VI династий. Это классические по форме пирамиды Сенусерта I и Сенусерта II в Лахуне. Они почти целиком сложены из кирпича и лишь облицованы гранитом. Еще один характерный пример – пирамида-кенотаф Аменемхета III в Дашуре с заупокойным храмом. Местом настоящего погребения этого фараона был погребальный комплекс в Фаюме (так называемый Лабиринт), эта же пирамида была кенотафом т.е. ложной гробницей. Пирамида была построена из кирпича-сырца, облицована белым известняком и увенчана черным базальтовым пирамидионом (отсюда ее название «Черная Пирамида»). От подобных сооружений остались одни руины в силу непрочности использованного материала. Небольшие пирамиды строились и позднее, но имели в основном символическое значение – пирамида уже не играла такой роли, как в эпоху Древнего Царства. На первый план выступают постройки другого типа, за которыми будущее – скальные гробницы и заупокойные и посвятительные храмы. Важно, что уже в эпоху Среднего Царства (при Сенусерте II) на территории будущего грандиозного комплекса в Карнаке было построено небольшое святилище Амона-Ра.

cyberpedia.su