Какой вид искусства был главным в эпоху древнего царства – Искусство Древнего царства — Энциклопедия Древнего Египта

Искусство древнего царства (около 3000-2500 гг. До н. Э.)

1 – Искусство Древнего царства

Историю египетского искусства еще недавно было возможно изучать только с конца 3-й династии, и еще на первой стадии своего развития оно может быть уподоблено, по выражению Лепсиуса, «ребенку, воспитанному в строгости, целомудрии и благонравии», каким оно и оставалось на всех последующих стадиях. Раскопки и изыскания XIX столетия впервые дали нам возможность познакомиться с состоянием этого искусства. С этими открытиями останутся навсегда тесно связаны имена Флиндерса Петри, нашедшего близ Туха, между Балласом и Негаде, гробницы, относящиеся к этому раннему времени, Амелино, отрывшего пять больших древних гробниц фараонов близ Абидоса, и де Моргана, нашедшего в 1897 г. могилу царя Менеса, которого сами египтяне считали основателем 1-й династии фараонов. Благодаря названным ученым египетское искусство эпохи царствования первых трех династий как бы внезапно воскресло перед нами.

Главнейшие находки касаются той поры, когда уже существовала письменность. К отлично отшлифованным кремневым оружию и орудиям труда присоединяются в небольшом количестве изделия из меди, а позже и бронзовые изделия. Мы видим здесь именно, как доисторическая неолитическая эпоха переходит в историческую, не теряя, однако, следов начальной ступени каменного века.

Гробница Менеса

Гробница Менеса представляла собой прямоугольное, отдельно стоявшее сооружение, сложенное из необожженного кирпича; другие же усыпальницы были глубоко высечены в скалах и только обложены необожженным кирпичом. Предметы, найденные в гробницах этой эпохи, сохраняются в музее города Гиза, в Каире, и европейских коллекциях. Между прочим, их очень много в Берлинском музее, в «Подробном указателе» которого они распределены в строго научном порядке. Глиняная статуя «Сидящая женщина», находящаяся в этом музее, своей дородностью напоминает некоторые палеолитические изображения Южной Франции; у бородатых фигур, резанных из кости, глаза сделаны из слонового клыка. Замечательные зеленые шиферные пластинки, имеющие вид зверей или геометрическую форму, служили для растирания румян.

Изделия из слоновой кости Древнего царства (Египет).

Среди изделий из слоновой кости, частная английская коллекция, есть, между прочим, изданная Шпигельбергом доска, особенно интересная потому, что служит доказательством существования уже в эту раннюю эпоху традиционного мотива — царя, схватившего склоненного перед ним врага за волосы и намеревающегося убить его. Каменные горшки, имеющие форму животных (собаки, слона, бегемота), напоминают произведения древнеамериканского искусства. В другом месте встречаются рельефные изображения на зеленых шиферных досках, которые Штейндорф считает за «новую отрасль египетского искусства». Две такие доски находятся в музее города Гиза, и на одной из них изображен целый ряд коров, ослов, овец и деревьев, расположенных друг над другом в виде четырех полос; другая доска представляет изображение нильской ладьи; еще две подобные доски находятся в Лувре и Британском музее, в Лондоне. Эти каменные рельефы ранних времен египетской истории отличаются более своеобразным, резко выраженным стилем, чем другие произведения той же эпохи. Мощные формы и чрезвычайная мускулистость изображенных здесь людей и животных порой напоминают произведения древнехалдейского искусства. По костюму и осанке люди совершенно не похожи на позднейших египтян. Что эти рельефы относятся к древнейшей поре египетского царства, мы, вместе со Штейндорфом, признаем не подлежащим сомнению.

Глиняные сосуды и росписи на них.

Глиняные сосуды времени первых трех династий выделывались исключительно руками, но иногда и при помощи гончарного круга. Глиняная корзина свидетельствует о том, что плетение корзин предшествовало гончарному производству. Наряду с черными чашами, на которых, как на неолитических, выведены белой краской геометрические узоры, встречаются горшки, расписанные красновато-коричневой краской по светлому фону и белой краской по красному.

Орнаментальными мотивами в живописи этого рода являются волнообразные и зигзагообразные линии, а также настоящие спирали. Швейнфурт, согласно мнению, высказанному нами выше, полагал, что некоторые сосуды, сплошь покрытые узкими спиралями, заимствовали эти формы от нуммулитового известняка, распространенного в Египте. Среди украшений на вазах встречаются человеческие фигуры, мужские и женские, и фигуры животных, например каменного барана, оленя, крокодила и страуса. Швейнфурт нашел рисунки, изображающие фламинго с головой в виде спирали и танцовщиц с руками также в виде спиралей; встречаются изображения ладьи, плывущей по небесному своду, и нередко глиняные сосуды целиком получают вид подобной ладьи — судна, перевозящего души умерших. Мотивы растительного царства хотя и редки, однако встречаются. Повсюду проявляются зачатки позднейшего египетского искусства.

2 – Усыпальницы.

Об искусстве Древнего царства, начиная с 3-й династии, дают нам понятие почти одни только гробницы великих и знатных египтян. Немногие сохранившиеся развалины храмов — подлинные памятники начального религиозного зодчества Египта — указывают на то, что между обиталищами богов и усыпальницами мертвецов существовала тесная связь. Образцами сооружений этого рода могут служить, во-первых, открытый Петри небольшой храм-усыпальница фараона Снофру, близ пирамиды в Медуме, из двух зал, не имеющих никаких украшений, и из двора, во-вторых, храм Сфинкса в Гизе, относящийся ко времени постройки пирамид. План его (без прилегающего к нему огороженного пространства) в общих чертах представляет два зала, примыкающих один к другому и образующих подобие буквы Т. Плоский каменный потолок поддерживался в поперечном зале шестью гладкими четырехгранными столбами, в продольном зале — десятью такими же столбами, стоявшими в два ряда. У этих колонн нет плинтов ни в основании, ни над вершиной. Каменные балки потолка покоятся непосредственно на столбах. Храм этот — образец каменного сооружения самого древнего типа, происходящего, быть может, прямо от дольменов, но отличающийся тщательностью и правильностью кладки. Ни живописи или иных украшений, ни надписей нет в этом простом здании; зато его столбы высечены из розовато-красного гранита, а стены и потолок сложены из алебастра, так что от этого небольшого архитектурного памятника древности веет благородной, изящной простотой.

Рис. 96 – план храма Сфинкса возле Гизы

Усыпальницы египетских вельмож древнего царства.

Усыпальницы египетских царей — это пирамиды; усыпальницами же для вельмож служили восьмиугольные могильные сооружения с плоской кровлей и со стенами, имевшими снаружи вид откосов Эти гробницы называются мастаба. Самые значительные пирамиды и мастаба находятся вблизи древней столицы Египта Мемфиса, в пустынной местности на западном берегу Нила. На западе ежедневно заходят божественные небесные светила, а потому египтяне предполагали там существование царства, где умершие находятся в блаженном единении с богами.

Рис. 97 – современный вид храма Сфинкса возле Гизы

Пирамиды Древнего царства – усыпальницы фараонов.

Пирамиды — наиболее грандиозные и типичные памятники искусства рассматриваемого тысячелетия. Погребальные склепы в пирамидах, проникать в которые надо было по длинным коридорам или шахтам, помещались иногда в сплошной, сложенной из камня или кирпича толще самого здания или под ним, в каменистой почве. Покои, служившие для принесения жертв или посвященные культу усопшего, устраивались обычно в виде особого здания, с восточной стороны пирамиды. В художественном отношении заслуживает внимания в пирамидах преимущественно их вид. Представляя собой окаменелый, получивший правильную стереометрическую форму гигантский могильный курган, они поражают зрителя массой нагроможденных в них друг на друга камней и своей стройной четырехгранностью. Впоследствии древний греко-римский мир назвал пирамиды одним из чудес света. С точки зрения законов исторического развития представляется несомненным, как это и признается всеми, что древнейшая из всех пирамид — гробница Джосера, фараона 3-й династии, уступчатая пирамида в Саккаре, состоящая из шести огромных, уменьшающихся с приближением к вершине частей из известняка и достигающая высоты 60 метров. Мы уже видели раньше, что уступчатая форма есть не что иное, как первоначальное, появившееся уже у некоторых первобытных народов стилизование земляного кургана; пирамиды тоже строились сперва в виде уступов, но потом дополнялись каменными плитами так, что под конец представляли гладкие грани. Саккарская уступчатая пирамида скрывала под своей тяжеловесной массой выложенную зеленоватым кафелем камеру, которая была реставрирована во время 20-й династии, отличавшейся любовью к старине; но, судя вообще по ее украшениям, она построена при царе Джосере. Узор стенной облицовки, куски которой попали в Берлинский музей, походит на рогожное плетение. Фараону Джосеру наследовал фараон Снофру, усыпальница которого — пирамида в Медуме — имеет уже не ступенчатую, а гладкую форму. Переход от одного типа пирамид к другому мы находим в Дашуре, там пирамида как бы поставлена на другую, усеченную и имеющую более крутые грани. Во всяком случае, пирамиды с гладкими гранями являются наиболее чистыми и полными выразителями идеи подобных сооружений Величайшие и известнейшие из таких пирамид находятся близ Гизы. Это гробницы трех царей 4-й династии Хуфу (Хеопса), Хафре (Хефрена) и Менкере (Микерина). Самая большая и самая древняя из них — пирамида Хеопса, имеющая в основании 233 метра как в длину, так и в ширину, и достигающая в высоту 145 метров. Немногие еще сохранившиеся части ее каменной облицовки состоят из белого известняка, который, будучи выкрашен в различные цвета, должен был некогда производить впечатление сочетания нескольких драгоценных горных пород. Вторая пирамида, усыпальница Хефрена, была несколько меньшей величины. Высота ее равнялась 135 метрам, облицовка нижней ее части состояла из розовато-красноватого гранита. Третья, пирамида Микерина, имела высоту только 66 метров. В нижней своей части она была облицована сиенитом, а в верхней — известняком. В ней был найден наделавший много шума саркофаг синевато-черного базальта с мумией фараона в деревянном гробу, утонувший во время его перевозки морем в Лондон, но известный по рисункам. Он дает нам понятие о виде и стиле древнеегипетских глинобитных и деревянных построек. Но так как немецкая египтология недавно признала его произведением времен 26-й династии, реставрировавшей гробницы древних царей в измененном виде, то вместо этого саркофага типичным образцом древнеегипетской архитектуры может служить великолепный саркофаг Хуфу-Онка (4-я династия) из розового гранита, находящийся в музее Гизы; он также представляет собой подобие глиняно-деревянного сооружения с дверями и окнами, хотя с менее разработанным устройством рам и косяков.

Рис. 98 – Саккарская ступенчатая пирамида

Рис. 99 – Дашурская пирамида

Рис. 100 – Пирамида Хеопса

3 – Изображения и рисунки в гробницах.

Мастаба – гробницы знатных людей возле пирамид.

Мастабб, гробницы знатных людей, расположенные около пирамид, с художественной точки зрения любопытны не столько по своему внешнему виду, сколько по внутреннему устройству. Мастаба представляет снаружи как бы прямоугольный курган, образовавшийся сам собой от вырытой из могилы и насыпанной на гроб земли. Внутри мастаба особенно интересен жертвенный покой, или святилище, предназначенное для культа усопшего, входная дверь в этот покой находилась всегда в восточной стене, а напротив нее, в западной стене, с внутренней стороны помещалась так называемая дверь появления, обозначавшая собой вход в царство мертвых, впоследствии превратившаяся просто в вертикально стоящую плиту (стелу). Слегка рельефные, иллюминированные изображения, украшавшие собой внутренние стены и дверь появления в этих усыпальницах, придают им большое художественно- историческое значение. Кроме того, благодаря им мы имеем возможность ближе ознакомиться с глиняно-деревянным зодчеством. Древнего царства. Двери появления, или стелы многих гробниц этого периода, как, например, стела жертвенного покоя царя Манофера из 5-й династии, находящаяся в Берлинском музее, или подобная ей дверь, обнародованная Лепсиусом и находящаяся в музее Гизы, знакомят нас с двумя главными мотивами орнаментики всей последующей египетской архитектуры храмов с круглым столбом, обвитым цветными полосами, служащим для вертикального окаймления пространств, и с желобчатым, разрисованным стилизованными листьями тростника (?) фризом, которым обычно заканчиваются вверху стены и двери. Единственный растительный мотив, являющийся в орнаментации этого рода, — двойной цветок папируса (по мнению некоторых, цветок лотоса), увенчивающий кое-где изображения вертикальных столбов. Два цветка на длинных стеблях, крепко связанные у чашечек и слегка изогнутые, наклоняются вправо и влево (рис. 112, а). Между изображениями столбов находятся узкие, длинные пространства, покрытые цветочным, шахматным, ромбоидальным или зигзагообразным узором; при ближайшем рассмотрении оказывается, что этот узор представляет собой циновки, которые вешались тут в действительности. Так, например, циновки на восточной стене Саккарской гробницы Птахотепа (5-я династия) изображены так, как будто бы их можно опускать и поднимать. Тем не менее неискушенный наблюдатель не усмотрит во всей этой стенной орнаментике ничего, кроме сочетания геометрических линий.

Рис. 101 – «Двери появления» в Гизе

Рис. 102 – Ти и его супруга, картина в одной из усыпальниц 5-й династии в Менфисе

Наряду со всей этой полосовидной орнаментацией, имеющей иногда характер тканья, в жертвенных покоях встречаются изображения легких шатрообразных построек (aediculae) на широко расставленных деревянных подпорках. Здесь особенно интересны изображения столбов, напоминающих собой орнаментацию капители египетской колонны, которая не соответствует своему назначению — служить опорой. Тонкие деревянные колонны имели вид отдельных стволов растений, но наряду с ними существовали колонны в виде пучка стволов. Среди изображений этого рода чаще всего встречаются колонны в виде еще не расцветших или цветущих стволов лотоса, тогда как папирусовидные колонны встречаются изредка. Деревянные столбы с приставленными к ним бутонами и цветами мы находим в воспроизведении одного деревянного строения, находящегося в Лувре, Капители из Саккары (4-я династия) имеют вид бутона или цветка и образец капители в виде полураскрывшегося лотоса взят из гробницы 5-й династии. Видоизменившаяся впоследствии каменная капитель в форме опрокинутой чаши или колокола, происшедшая, по-видимому, просто от шеста палатки, равно как и капитель в форме коровьей головы, по мнению Лепсиуса, появляются уже в изображениях легких построек (aediculae) 5-й и 6-й династий.

Рис. 103 – Развитие египетской капители

Изображения на плоскости в гробницах.

Фигурные изображения на плоскости в этих гробницах состоят почти исключительно в раскрашенных слегка выпуклых картинах. Подобные изображения, несмотря на все свои схематические неправильности, жизненны, выразительны и вразумительны. Люди — широкоплечи и коренасты. В некоторых изображениях, как, например, в гробнице Ти, плечи и руки как бы случайно представлены почти в профиль. Особенной естественностью отличаются изображения животных в различных позах; лошадь еще отсутствует, но ослы, коровы, овцы и газели воспроизводятся с любовью, в своем естественном виде и характерных движениях. Гамма красок очень проста. Желтый, красный, синий, зеленый, коричневый, белый и черный цвета еще не имеют никаких оттенков. Живопись на стелах или дверях гробниц, изображающую умершего, не следует смешивать с настоящей стенной живописью. Предметом последней служит также умерший. Изображенный в натуральную величину, он сидит у одного конца стены перед своими слугами и наблюдает за их работой или принимает от них дары. Работающие слуги воспроизведены полосами, помещенными одна над другой, причем высота каждой фигуры редко превышает величину фута. До какой степени это расположение композиции полосами впоследствии заменилось попыткой представлять перспективное удаление показывает, например, известный рисунок в усыпальнице Птахотепа в Саккаре. Художник хотел нарисовать картину, воспроизводящую жизнь всей равнины, от Нила до гробниц пустыни, и выполнил эго, нарисовав несколько полос, одну над другой. Внизу, в первой полосе, изображена кишащая рыбами река с плавающими по ней ладьями, во второй полосе — ловля птиц, в третьей — постройка судна, а также ловля и соление рыбы; в четвертой — охота на антилопу, в пятой — пустыня с дикими зверями.

Изображения в усыпальнице Схири (3-я династия).

Самыми древними гробничными изображениями считаются находящиеся на дверных камнях усыпальницы Схири, 3-я династия, музей Гизы. Ко временам фараона Снофру относился жертвенный покой верховного жреца Амтена, Берлинский музей, здесь изображения плоски, но ясно и резко моделированы. К эпохе 4-й династии принадлежит жертвенный покой принца Мер-эба, Берлинский музей. В нем особенно заслуживает внимания изображение ладьи умерших, в которой Мер-эб едет в страну вечного блаженства.

Изображение в гробницах в Сакаре.

Гробницы 5-й династии, найденные в Сакаре, дают нам понятие о полном расцвете Египетского древнего царства. Из них можно указать на гроб главного царского парикмахера Манофера, с многочисленными изображениями животных, и на гроб Пегенуки, с прекрасными сценами из быта корабельщиков, оба — в Берлинском музее, главным образом же на знаменитые гробницы Ти и Птахотепа в Саккаре. В гробнице Ти мы находим, сверх обычных изображений различных кушаний, приносимых в дар умершему, рисунки, представляющие пашущих поселян, мелющих хлеб женщин, работающих волов и ослов, мужчин, играющих на музыкальных инструментах, и танцующих девушек. В гробнице Птахотепа следует особенно отметить изображения охоты в пустыне, сбора винограда и ловли птиц на болоте. Во всех этих картинах нас поражают кроме различной силы воспроизведения свежесть и непосредственность чувства, с которыми художнику постоянно удается передавать сюжет ясно и жизненно. Но если в изображении того или другого сюжета достигнута ясность и отчетливость, то он уже всегда, в течение столетий, воспроизводился в одном и том же виде.

В гробничных картинах Древнего царства изображений фараонов и богов не встречается; каменные рельефы в Вади-Магхара на Синае, представляющие Хуфу (Хеопса), схватившего своих пленников-азиатов за волосы и приносящего их в жертву богам, — это памятные таблицы деяний царя и, как не имеющие ничего общего с культом умерших, составляют исключение среди сохранившихся произведений искусства Древнего царства.

4 – Скульптуры в гробницах

Монументальные скульптуры древнего царства: сфинкс в Гизе, статуи фараонов.

Для изучения круглых пластических памятников рассматриваемой эпохи мы должны снова перенестись в мир гробниц. Колоссальный сфинкс в Гизе, который считался исключением, принадлежит, как это удостоверено Борхардтом, Среднему царству. Громадные, изваянные из камня сидячие статуи фараонов Древнего царства, найденные в одном из подземных коридоров храма Сфинкса, немецкие ученые (Швейнфурт, Борхардт и др.) признают архаистическими произведениями уже 25-й и 26-й династий. Что образцами для них служили подлинные произведения Древнего царства — можно предполагать, но не утверждать с уверенностью. Особое положение занимают также открытые в древнейших развалинах Гиераконполисского храма фигуры чеканной работы, сделанные из медных пластин и, быть может, вначале золоченые. Статуя во весь рост изображает Пепи I, фараона 6-й династии, а перенесенная в музей Гизы меньшая статуя — по всей вероятности, сына этого государя, Мефусуфиса. По портретности голов и жизненности исполнения эти изваяния имеют характер последних, самых зрелых скульптур Древнего царства.

Найденные в частных гробницах этого царства статуэтки и фронтальные группы фигур, исполненные или из дерева, или из известняка, изображают почти исключительно зажиточных частных лиц, их слуг и служанок. Такие статуи и статуэтки помещались в особых глухих камерах, находившихся в мастаба и известных под названием сердабов; их ставили туда для того, чтобы обеспечить умершему вечную жизнь и обставить ее удобствами. Несмотря на свою примитивную фронтальность, эти статуи — самые реалистичные и жизненные пластические изображения людей во всем египетском, мало того, во всем восточном искусстве. Только греки в этом отношении догнали и превзошли египтян. Статуям слуг Древнего царства, хранящимся в музее Гизы, Борхардт посвятил обстоятельное исследование. Известняковые статуи происходят из Саккарских гробниц, деревянные — из Меурских гробниц. Среди тех и других мы находим кроме жрецов, провожавших умершего в загробный мир, фигуры носильщиков, мельников, булочниц, раздувательниц огня, мясников, пивоваров, бондарей и т. д. Все эти фигуры широкоплечи и коренасты; в них (как указывает Штейндорф) уже можно заметить некоторый переход от архаической окоченелости к большей свободе поз и движений.

Известняковые скульптуры — статуи Анхивы и Аменхотепа.

Архаические произведения, каковы, например, статуи Анхвы в Британском музее и Метена (Амтена) в Берлинском музее, относятся к начальным временам 4-й династии. Эти фигуры, представленные сидящими, едва достигают одного метра высоты. Голова у них несоразмерно велика, одна рука прижата к груди, тогда как другая, вытянутая вперед, лежит на колене. К подобным произведениям относятся две вырубленные из известняка, величиной почти в натуру, статуи Луврского музея, из которых мужская изображает некоего Сепу, а женская — Незу. Гораздо большей непринужденностью поз отличаются известные, изваянные также из известняка (высотой приблизительно в 1,2 метра) статуи Аменхотепа и его супруги или сестры Нефертити в музее Гизы, которые надо признать относящимися к позднейшему времени, 40-й династии. Окрашенный в темную краску мужчина с коротко остриженными волосами на голове, вся одежда которого состоит из передника и шнурка на шее, держит правую руку еще прижатой к груди, как в более древних статуях. Женщина, окрашенная в более светлую краску, закутана в плотно облегающую ее тело одежду, из которой выставилась только кисть правой руки, лежащей на груди; густые волосы Нефертити ниспадают с ее головы на плечи и окружены диадемой, украшения которой, по словам Годфира, представляют древнейший орнаментальный мотив — цветок лотоса, а по нашему мнению, не что иное, как звездочки. Лица обеих фигур своеобразно выразительны. Кроме этих статуй до нас дошло еще несколько других, большего и меньшего размеров, составляющих славу эпохи 4-й и 5-й династий, и, прежде всего, знаменитый «Писец» из Луврского музея в Париже, изваянный из известняка и окрашенный в красный цвет. Писец сидит на земле, поджав под себя ноги, держит левой рукой на коленях папирус, а в правой — тростниковую палочку, служащую для письма, и смотрит прямо, улыбаясь. Белок глаз сделан из кварца и окаймлен бронзовыми веками; зрачок составляют кружок горного хрусталя и вставленная в него металлическая точка. Волосы на голове коротко острижены, скулы сильно выдаются вперед; грудь, руки, колени совершенно естественны, и только поджатые ноги изображены менее правильно. Подобные одиночные известняковые статуи имеются в значительном количестве в музее Гизы. В луврских известняковых статуях, образующих семейные группы, фигурам, сохраняющим фронтальное положение, приданы различные позы. Иногда муж сидит, а жена — того же, как и он, роста — стоит возле, положив левую руку ему на плечо. В других случаях супруги сидят рядом, а между ними стоит маленький ребенок, держа указательный палец правой руки у губ. В одной из групп Берлинского музея сидит только один муж; жена, изображенная в меньшем размере, стоит на коленях рядом с ним, а возле нее находится сын. Глаза отца сделаны из камня и меди. Многочисленные небольшие статуэтки музея в Гизе изображают целый штат прислуги умершего. Один из слуг, сидя на корточках, с выражением горести положил левую руку себе на голову. Здесь мы видим нагого юношу, идущего с мешком за плечами и с букетом цветов в опущенной правой руке; там слуги и служанки, стоя или опустившись на колени, растирают зерна или месят тесто на камнях. Несмотря на фронтальность положения фигур, мотивы их движения везде очень естественны.

Рис. 104 – Известняковые статуи Рототепа и Нефертити

Деревянные скульптуры (статуи) древнего царства.

Точно так же, как из ряда известняковых статуй Древнего царства выделяется «Писец» Луврского музея, среди деревянных статуй того же периода первое место принадлежит «Деревенскому старосте» музея в Гизе. Пьедестал этой стоячей фигуры утерян, равно как и тонко раскрашенная полотняная оболочка ее, но все остальное в ней хорошо сохранилось. Воспроизведенный в ней плотно сложенный, тучный мужчина — реалистичен и типичен не менее, чем фигура худощавого «Писца». Из дерева исполнена также отличная статуя главного садовника Пергернофрета, Берлинский музей; она также чрезвычайно естественна и по своей стройности составляет противоположность дородной фигуре «Старосты». Вообще должно заметить, что такой близости к натуре, какую мы видим в скульптуре Древнего царства, египетское искусство, изображая отдельные фигуры, никогда не достигало и на позднейших ступенях своего развития.

Рис. 105 – Писец, известная египетская статуя

studfiles.net

8. Изобразительное искусство древнего Египта эпохи древнего царства. Специфика скульптуры и живописи периода Среднего царства.

Особенности искусства

Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур. Условность и торжественность изображения достигалась симметрией, строжайшей уравновешенностью левой и правой частей фигуры. Это стало характерным для древнеегипетской скульптуры всех времён, цари и вельможи изображались в однообразных. спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках.

Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских — светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды покрывали белой краской, имитируя льняную ткань, волосы раскрашивались чёрной краской, глаза инкрустировались светлым и тёмным камнем. Общая композиция египетской скульптуры всегда находилась в единстве с общим архитектурным замыслом, она как бы вторила лаконичным плоскостям и объёмам архитектуры.

В скульптурах фараонов и вельмож художники добивались портретного сходства.

Со временем скульпторы стали создавать статуи с более тонкой моделировкой лиц и более пластичной расчлененностью.

На время правления Сенусерта Третьего пришелся настоящий рассвет скульптуры с официальной тематикой. Этот царь изображался скульпторами во всех возрастах, от самого маленького до зрелого. Среди подобных работ самыми лучшими считаются скульптурные портреты сына Сенусерта, Аменемхета Третьего, а также обсидиановая голова самого царя. Удивительной находкой мастеров древнеегипетских школ этого периода считается особенный вид кубической статуи, изображавшей фигуры, заключенные в монолитном каменном блоке.

Древняя скульптура Среднего Царства стала эпохой рассвета пластики малых скульптурных форм, чаще всего связанных с погребальным культом и его особенными обрядами. Для этого из дерева изготавливали статуэтки и покрывали их сверху грунтом и росписями. Достаточно часто древнеегипетские мастера создавали целые многофигурные композиции.

9. Архитектура Древнего Египта эпохи Нового царства: структура наземного храма, ансамбли в Карнаке и Луксоре. Архитектура и градостроительство эпохи Амарны.

Воздвигаемые в честь богов и, главным образом, посвященные фиванскому богу Амону, храмы являются в то же время и памятниками, восхваляющими действия самих фараонов.

Так в этом синтетическом монументальном искусстве храмовой архитектуры выражаются идеи классового господства жречества, небывало политически окрепшего в эпоху Нового царства.

Пирамида, как вид царской гробницы, исчезает в Новом царстве.То принципиально новое, что дается в это время по сравнению со всем предыдущим развитием стилей, выражено было прежде всего в архитектуре надземных храмов, посвященных богам, и в первую очередь в знаменитых храмах в Карнаке и Луксоре.

Подробный разбор плана и конструкции этих памятников у Шуази избавляет нас от необходимости подобного повторения. Мы ограничимся поэтому лишь указанием на главнейшие данные, связанные с планом и конструкцией храмов, чтобы получить возможность сделать отсюда соответствующие выводы о стиле этих памятников. Необходимо прежде всего помнить, что ни Луксорский, ни тем более Карнакский храмы не были выстроены сразу по какому-либо единому заданию архитектора. Они представляли собой, в сущности, конгломерат отдельных архитектурных частей: ряд храмов, являвшихся пристройками.

Амарнская архитектура – это, главным образом, архитектура новой египетской столицы Ахетатона. “Великая очарованием, радующая глаз своей красотой”, — такими словами один из жителей Ахетатона описал новый город, священную резиденцию бога Атона. В архитектуре Амарны лаконично сочетались традиционные черты и новые приемы.

Ахетатон, в отличие от многих древнеегипетских городов, строился по единому плану, поэтому имел хорошую четкую планировку. М.Э.Матье пишет, что центральную часть города занимали главный храм Атона с жилищами жрецов и большими складами, царский дворец и официальные учреждения, а также казармы. Остальная часть города состояла из жилых домов. В северной и южной части Ахетатона располагались еще две царские резиденции. Основные дорожные магистрали традиционно шли вдоль берега Нила. В целом, Ахетатон представлял собой вытянутый вдоль Нила прямоугольник.

Важнейшую роль в архитектуре Ахетатона играли дворцы. При Эхнатоне в их архитектурном облике происходят значительные изменения. Дворец предстает уже не как прямоугольный массив, и не как храм, обнесенный гигантскими колоннами, а как дом-вилла в центре других зданий, окруженных открытым пространством. Стоит отметить, что внутренняя планировка дворца соответствовала традиционной. Как пишет М.Э.Матье, главный из дворцов, так называемый Большой дворец, располагался по сторонам параллельной Нилу широкой дороги. Вдоль ее западной стороны лежала официальная половина дворца, вдоль восточной – жилая. Рядом с жилой половиной располагался малый храм Атона – “Дворец Атона в Ахетатоне”, имевший аналогичную Большому храму планировку. Обе части дворца были обнесены толстыми кирпичными стенами. Они соединялись интересным с архитектурной точки зрения крытым мостиком, перекинутым через дорогу. Он имел три пролета: широкий в середине – для колесниц и отрядов войск, и два боковых – для пешеходов. Над средним пролетом располагался декоративно оформленный, украшенный маленькими колоннами и рельефами, проем, который назывался “окно явлений”. В особых случаях, например, во время праздников, в этом окне показывался фараон. Он приветствовал своих подданных и награждал особо отличившихся.

Оформление дворцов Ахетатона было интересным и необычным. Как пишет М.Э.Матье, оно сочетало в себе традиционные формы архитектурной декорировки – пилоны, мачты с флагами, “египетский карниз” (в форме вытянутой трапеции), колоннады и скульптуры – с исключительным богатством новых орнаментов и материалов. Это придавало архитектуре Амарны ее красоту и неповторимость. Как уже было сказано, широко применялись рельефы, облицовки многоцветными фаянсовыми плитками. Появились новые типы колонн, например, такие, ствол которых копировал изгибы древесного ствола, или колонны в форме связок папирусов с висящими вниз головой, под капителями, утками. Обогатились и традиционные формы колонн, получившие некоторые новые элементы, придавшие им еще большую красоту и изящество. Новым приемом было применение различных камней для разных частей колонн и поливных изразцов для облицовки стволов. Оформленная таким образом колонна выглядела очень красочно и нарядно.

studfiles.net

Архитектура Древнего Египта — Википедия

Храм Исиды на острове Филы

Архитектура Древнего Египта — тип архитектуры цивилизации Древнего Египта, развившейся вдоль побережья Нила в условиях жаркого климата и определённого растительного мира. На протяжении многовековой истории отличается консерватизмом[1].

Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий[2] или эпохам: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства и архитектура эллинистического Египта.

Содержание

  • 1 Характеристики архитектуры Древнего Египта
  • 2 Архитектура Раннего царства
  • 3 Архитектура Древнего царства
  • 4 Архитектура Среднего царства
  • 5 Архитектура Нового царства
    • 5.1 Амарнское искусство
  • 6 Архитектура Позднего Царства
  • 7 Выдающиеся архитекторы Древнего Египта
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

Характеристики архитектуры Древнего Египта[править | править код]

Факсимиле изображения сада Рехмира из его гробницы (TT100), ок. 1504 −1425 годы до н. э., XVIII династия, Новое царство

ru.wikipedia.org

Скульптура Древнего Египта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Скульптура Древнего Египта — самобытный и канонический вид искусства Древнего Египта. Массивная скульптура Древнего Египта отображала древнеегипетских богов, фараонов, членов царствующей династии и устанавливалась у храмов, дворцов, на площадях. В гробницах знатных вельмож сохранились примеры их портретных изображений (Ка) и ушебти, изготовленные, в поверье древних египтян, для помощи покойному в загробной жизни[1].

Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Сакральное изваяние бога хранилось в алтарной части храма, как правило, в лодке или барке из драгоценных металлов (правда, ни одно такое изображение не сохранилось). В гробницах найдены многочисленные резные статуэтки — от фигур богов до игрушек и посуды.

Согласно строгому канону[2] мужчин изображали с цветом кожи темнее женского[3], руки сидящего человека покоились на коленях (женщина могла приобнять супруга в знак поддержки его при жизни)[4], а образы богов определялись их мифологическими особенностями (Гор с головой сокола, Анубис — с головой шакала и пр.).

Распространёнными видами рельефных изображений были контррельеф и койланаглиф. Женщины практически всегда изображены идеализированно — молодыми и привлекательными, тогда как мужчины представлялись в молодом и пожилом возрасте, реалистично или идеализированно[5][6]. Преимущественно скульптурные изображения раскрашивались.

Кратковременный отход от принятого канона произошёл в Амарнский период (1351—1334 годы до н. э.), характеризующийся уклоном в реализм[7]. К этому периоду относится знаменитый бюст Нефертити, обнаруженный Людвигом Борхардтом в 1912 году в руинах мастерской Тутмоса.

ru.wikipedia.org

Древнее царство | Artiques.ru

(30—23 вв. до н. э.)


Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до н. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд. Укрепление неограниченной власти правителя, его обожествление приобретали все более широкий размах. Фараоны, сочетавшие свои полномочия с саном верховного жреца, объявили себя сынами солнца — Ра. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом, в основе почитания которого лежало обожествление древних представлений о ежегодно умирающих и воскрешающих силах природы. В связи с обожествлением фараона, считавшегося духом – покровителем страны, усложнился характер ритуалов.


Дальнейшее развитие приобрел древний заупокойный культ. Египтяне веровали, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего как бы заменяли собой тело, подверженное тлению, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению.
Умерший, помещенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом, продолжая нуждаться в пище и жилье.

Архитектура
С 3 тыс. до и. э. в связи с культом фараона началось возведение первых гигантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставились саркофаг и все предметы, которые считались необходимыми умершему, и мастабы — надземного холма, облицованного кирпичом или известняковыми плитами. В нарастающей грандиозности устремленных вверх гробниц фараонов III династии сказалось непоколебимое желание возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить зыбкости и непостоянству земной жизни идею вечности жизни загробной.
Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение, остальные виды искусства, дополняя ее, образовали единый и неразрывный комплекс.
Поиски наиболее совершенной и грандиозной формы гробницы видны в усыпальнице-пирамиде фараона Джосера в Саккара (28 в. до н. э.), которая достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху мощных ступеней, сложенных из каменных блоков. Зодчий Имхотеп, создатель этого сооружения, возвел пирамиду посреди сложного ансамбля дворов и храмов. Он выделил ее среди окружающих строений, сообщив ей движение кверху. Однако здесь еще не были достигнуты та ясность и простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараонов последующей, IV династии.
Одним из «семи чудес света» назвали пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефре-на) и Менкаура (Микерина, 27 в. до н. э.), высящиеся в Гизе.

Пирамиды в Гизе. Египет


В сознании людей последующих поколений они отождествлялись со всем искусством Египта, с природой и обликом этой страны. Возведенные из светлого камня среди пустыни, они поражают своими размерами, суровостью и строгостью. Их образ воплотил в себе величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деяние своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли. Каждая из пирамид представляет собой в плане квадрат, а стороны ее — равнобедренные треугольники. При ослепительном солнце падающие резкие и четкие тени еще больше подчеркивают рациональную ясность этих сооружений, простота которых порождена не бедностью фантазии, а огромным мастерством обобщения, откристаллизовавшимся веками.
Наиболее грандиозная из трех — пирамида Хеопса, выстроенная под руководством зодчего Хемиуна. Ее высота около 147 м, длина стороны основания — 233 м. О том, сколько сил при примитивности технологий того времени было затрачено на это сооружение, свидетельствует описание Геродота, где говорится, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом двадцать пять лет — пирамиду. Она сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 тонн. Вся поверхность пирамиды Хеопса была облицована гладкими известняковыми плитами, придававшими ее облику особую кристальную ясность. Внутри находились лишь небольшая ка-мера,Ця5пицованная гранитом, где помещался саркофаг с мумией, ведущие к ней коридоры, узкие каналы для вентиляции. Таким образом, пирамида представляла собой гигантский каменный массив, воздействующий особенно сильно своей формой и размерами с далекого расстояния.
В гордом облике совершенных, четких по формам архитектурных памятников воплощалась идея бессмертия, чуждости всему зыбкому и непостоянному, мощи и деспотизма неограниченной власти фараонов.

Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. В него входили заупокойные храмы, строгие по своей планировке, четкие и спокойные по своим ритмам. Гигантская фигура сфинкса, стоящая на прямой оси, ведущей к пирамиде Хефрена, дополняет ансамбль. Она сочетает строгий лик фараона с туловищем льва. Высеченный из массива единой скалы сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, не видящим ничего земного, словно утверждал идею вечного покоя противостоящих векам гробниц. Необычайное чувство камня, его фактуры и декоративных особенностей проявилось и в отделке мощных столбов заупокойных храмов, в умении сочетать красочные эффекты поверхности диорита и гранита, отполированных до блеска.

Скульптура
Неотъемлемую чисть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Культовое назначение статуй определило выполнение их в рамках строжайших канонов. Люди изображались в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках. В большинстве случаев — это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. И вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас наделены огромной внутренней энергией. По представлениям древних египтян ритуальные портретные статуи были олицетворением двойника умершего. Поэтому мастера стремились передать в них и максимальное сходство, и в то же время выразить свои представления об идеальном образе. Жизненная сила и наблюдательность присущи индивидуализированным лицам портретируемых, яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и эбеновым деревом еще более оживляли эти лица. Статуя сидящего с поджатыми ногами писца Каи (сер. 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших, словно жаждущих приказа блестящих глаз и плотно сжатыми губами, поражает остро выраженной портретностью.


Статуя царского писца Каи


Деревянная статуя вельможи Каанера (сер. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), опирающегося на посох и величественно несущего свое тучное тело, отличается такой правдивостью и индивидуализацией, что рабочие, нашедшие ее при раскопках, назвали статую «сельским старостой».

Статуя вельможи Каапера


Несмотря на то что каноны обусловливали определенность и скованность поз портретов, бесстрастность выражения лиц, мастера сумели в эти недвижные статуи внести подлинную достоверность жизни. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Простота обобщенных форм, благородное совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей). Они сидят на жестких кубических тронах, разъединенные друг с другом не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская — желтой, волосы — черной, одежды — белой. Неподвижные, лаконичные образы человечны, полны обаяния, чистоты и просветленной ясности. Портреты фараонов, стоящих внутри гробниц и храмов, поражают жизненной силой и в то же время в них передано ощущение массы каменного блока, из которого высечены статуи. Позы их каноничны. Левая нога выставлена вперед, словно они медленно совершают свой первый шаг в вечность. Сидящие статуи построены по принципам симметрии и равновесия, часто они полны внутреннего напряжения, подобно властному фараону Хефрену (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), застывшему в гордом величии под охраной сокола — Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.

Важную роль играли рельефы и росписи, выполненные на стенах гробниц и храмов и также связанные с заупокойным культом. Их назначение определялось желанием прославить могущество погребенного владыки и обеспечить ему благоденствие в загробной жизни. Рельефы и росписи располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены, подчеркнуть лаконизм и строгость архитектурного образа в целом. Этим объясняется отсутствие многопланового глубинного построения, развертывание повествования фризами по стене, специфическое изображение фигур. Фараон и боги изображались выше других людей. Условность в расцветке и в построении рельефов была связана с длительным художественным отбором образов, установившимися канонами; египетские мастера выбирали наиболее острые и характерные точки зрения на предмет, сочетая их едино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Древние египтяне применяли две техники рельефа — барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром, сближающие их с росписями. Силуэт фигур всегда ясен и графичен, человек изображен так, что видна ширина плеч, показанных в фас, и мускулистая стройность ног, повернутых в профиль. Так, в деревянном рельефе, изображающем зодчего Хесира (нач. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), весь облик — могучие плечи, развернутые по традиционной схеме во всю ширь, узкие бедра, показанные в профиль, густая грива волос, смелое и гордое лицо — усиливает ощущение необычайной внутренней силы этого человека, красоту и ритмичность его упругого движения. Тонкая моделировка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершенность, смягчает жесткость силуэта.

Принцип фризового развития сюжета типичен для рельефов Древнего царства. Он помогает художнику воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды, развертывающиеся во времени. Повторение одинаковых, идущих вереницей фигур в рельефе из мастабы Ахутхотепа, расположенных друг под другом, словно строка за строкой, дает почувствовать медлительную плавность и значительность торжественного шествия, словно направленного в вечность, ритмическую красоту ритуального танца.

Роспись и художественное ремесло
Та же чистота линий, та же сдержанность и спокойная ясность ритмов и колоритическая гамма, что и в рельефах, прослеживается в росписях Древнего царства. Например, в росписях из гробницы зодчего Нефермаата в Медуме (27 в. до н. э., Каир, Египетский музей), сочных и чистых по сочетаниям цветов. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.

Роспись гробницы в Медуме


Широкое развитие в это время получили художественное ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Ювелирные изделия из драгоценных камней — малахита, бирюзы и сердолика, деревянная мебель, украшенная золотом, сочетали яркую красочность с гармонией и строгой простотой форм, свойственной всем изделиям Древнего царствам. Великолепна по своей обобщенности и пластичности голова сокола (Каир, Египетский музей), увенчанная царственной короной, выполненная из золота и черного обсидиана, отполированные куски которого дают ощущение живых и ярких птичьих глаз. Искусство Древнего царства в каждом своем проявлении достигло высоких результатов. Все особенности образного миропонимания, характерные для древнеегипетской культуры, были заложены в это время.

artiques.ru

Искусство Раннего царства

Египет (Начало III тысячелетия до н. э.)

Ранним царством в истории Египта называют период, последовавший за созданием единого государства около 3000 г. до н. э. и охватывавший годы правления I и II династий. К этому времени в долине Нила сложилось примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация объединенного в сельские общины свободного населения. Во главе государства стоял фараон, опиравшийся на верхушку родовой рабовладельческой знати. Однако объединение страны не было еще достаточно прочным, происходили отпадения и новые присоединения тех или иных территориальных федераций.

Время Раннего царства разительно отличается от периода предыдущего. Шел первый этап истории нового рабовладельческого государства, сменившего устаревший первобытнообщинный строй, — этап поисков и создания новых таких форм, которые бы соответствовали совершенно новым общественным отношениям. Образование единой системы искусственного орошения, значительное расширение посевных площадей, возможность использования в едином государственном хозяйстве особенностей хозяйств отдельных областей, развитие скотоводства, рост техники, и в частности широкое овладение обработкой меди и применение медных орудий, — все это расширяло и облегчало путь борьбы человека за свое существование.

Одновременно менялись семейные отношения, правовые нормы, нащупывались новые пути развития культуры и искусства. И в то же время из прошлого тянулись цепкие нити пережитков, накладывавших свой отпечаток на различные стороны жизни. Сохранение всех ведущих должностей государственного аппарата в пределах рода правящего царя, особое положение самого главы государства, считавшегося существом сверхъестественным, множество не только религиозных, но просто колдовских обрядов и запретов, связанных со всем обиходом царя и ставивших его подчас в зависимость от его же родовой верхушки, — все это и многое другое уходило своими корнями в далекое прошлое первобытнообщинных отношений. Особенно прочно удерживались различные пережитки в религиозных верованиях, в представлениях о причинах возникновения и взаимосвязи явлений природы, в понимании роли человека по отношению к этим явлениям, в поисках способов борьбы с ними.

Столицей государства был Мемфис, основанный, по преданию, при объединении Египта в начале Дельты Нила. Выгодное расположение города способствовало его быстрому росту и тому, что он имел большое значение в истории египетской культуры. Именно его памятники сохранили древнейшие произведения египетской литературы, здесь сложилось одно из важнейших религиозно-философских учений Египта, связанное с почитанием местного бога Птаха. Мемфис рано стал ведущим художественным центром и внес огромный вклад в развитие египетского искусства.

Существовали и другие города. Некоторые из них ранее стояли во главе крупных территориальных объединений: Буто и Нехен (Иераконполь) были столицами юга и севера нильской долины, Саис — западной части Дельты с ее полу ливийским населением. Утратив свое ведущее политическое значение, такие города оставались столицами областей, а подчас и сохраняли роль древнейших священных центров, как, например, Ону. Иногда же город выдвигался благодаря особому расположению, как это было с Коптосом, лежавшим у начала кратчайшего пути от Нила к Красному морю и ценным рудникам.

Главные города областей также играли видную роль в развитии художественной жизни страны. Здесь сосредоточивалось ремесло, развивалось строительство гражданских и культовых зданий, около городов располагались некрополи.

Наш обзор искусства Раннего царства мы начнем с архитектуры. К сожалению, ни дворцы, ни дома времени Раннего царства почти не сохранились, и это понятно, поскольку из-за соответствующих климатических условий на всем протяжении истории Древнего Египта они строились из непрочных материалов — дерева, кирпича-сырца, глины и тростника, к которым лишь впоследствии для отдельных деталей был добавлен камень.

Однако восстановить общий облик жилищ различных слоев населения все же возможно благодаря найденным при раскопках остаткам таких жилищ, по их изображениям на памятниках и в виде иероглифов, а также вследствие того, что формы этих жилищ отразились в дошедших до нас культовых сооружениях и предметах.

Беднейшие слои населения продолжали жить в хижинах из сырцовых кирпичей или из тростника. Дома более зажиточных людей отличались своими размерами, их окружал двор, обнесенный стеной из кирпича-сырца. Перед входом в дом обычно устраивали навес.

Тип дворца Раннего царства начал складываться еще в конце предыдущего периода. Изображения дворцовых фасадов «серех» сохранились на ряде памятников I династии, лучшим из которых является известная стела царя Джета, найденная в Абидосе (Лувр).

Стела Джета. Известняк.

Имя Джета — иероглиф большого змея — вписано здесь в прямоугольник над дворцовым фасадом. Выше помещена фигура бога Гора в образе сокола — одного из древнейших божеств, земным воплощением которого считались фараоны. То, что фасад дворца был избран эмблемой царя, объясняется тем значением, которое придавалось дому фараона как жилищу живого божества.

Дворцы строились из деревянных вертикально и горизонтально положенных бревен, к которым прикреплялись тонкие планки, располагавшиеся самыми разнообразными способами. Это придавало фасаду большую декоративность, которая усиливалась пестрыми тростниковыми плетениями. Крыши дворцов были плоскими, как и вообще в Египте, где незначительные осадки делали ненужными двускатные кровли.

 Фасад дворца. Реконструкция.

Облик дворцов помогают представить и царские саркофаги, считавшиеся как бы жилищами умерших фараонов. Такой же вид имели и саркофаги царских родичей, а позднее и других лиц. Хотя большинство подобных памятников относится к несколько более позднему времени — периоду Древнего царства, однако общий их вид настолько близок к изображениям дворцов I-II династий, что мы имеем право привлечь их при изучении структуры древнейших дворцов.

Наиболее показательным образцом может служить известный саркофаг фараона IV династии Микерина, — на продольной стороне которого имеются изображения трех парадно оформленных дверей, разделенных сложными панелями. Саркофаг увенчан характерным египетским карнизом, а каждая стена обрамлена валиком, воспроизводящим ту деревянную основу, на которую при помощи веревок прикреплялись плетеные стенки древних тростниковых святилищ.

Саркофаг Микерина

Постепенно дворцы начали строить из кирпича-сырца, как это видно по остаткам дворцов в Абидосе и Нехене. Территорию, которую занимал каждый из найденных в Абидосе дворцов с окружавшим его большим двором, обносили двойной стеной. Вторая, внутренняя стена была декорирована чередующимися выступами и нишами, причем вдоль восточной стороны, обращенной к Нилу, выступы и ниши образовывали более сложные сочетания. Дворец, расположенный в северо-восточном углу большого двора, был тоже декорирован выступами и нишами, с выделением главного, восточного фасада. Относительно планировки и назначения внутренних помещений дворцов пока ничего определенного сказать нельзя.

Культовые сооружения времени Раннего царства сохранились лучше, хотя и в этой области зодчества достаточный материал имеется только по гробницам царей и частных лиц, облик же святилищ приходится в основном также реконструировать. Причиной этого является опять непрочность материалов, из которых, в противоположность гробницам, сооружались и эти здания.

Судя по воспроизведению ритуальных сцен, вырезанных на особых табличках из слоновой кости или камня, а также на печатях, святилища начала Раннего царства, в которых помещались культовые изображения божеств и фетиши, а может быть и почитавшиеся священными животные, делались все еще из тростника. То, что именно такого характера сооружения дольше всего сохраняли древний облик, вполне понятно, поскольку все связанное с религиозными представлениями и обрядами является наиболее консервативной областью идеологии и труднее поддается изменениям и новшествам.

Эти святилища были различны по виду. Молельни бога-шакала Анубиса отличались от молелен богини Нейт, богов Сета, Мина или других божеств, не говоря уже об особенностях построек, связанных с почитанием бога-крокодила Себека. В то же время некоторые общие черты имелись в святилищах божеств Северного Египта, с одной стороны, и Южного — с другой. Эти общие черты сохранялись и позже, иногда даже в облике каменных зданий.

Большинство древнейших святилищ сооружалось из тростниковых плетений, накреплявшихся на тростниковую или на деревянную основу. Такие постройки имели гораздо более декоративный вид, чем это заметно на их изображениях, тем более что искусство плетения, развивавшееся в долине Нила в течение веков, ко времени Раннего царства достигло высокого мастерства. На примере современных тростниковых построек в Центральной Африке можно убедиться, какие удивительные эффекты достигаются при столь простых материалах.

Консервативность облика культовых построек обусловила то обстоятельство, что и позже, при развитии монументального каменного зодчества, святилища богов и молельни для празднеств или иных ритуальных обрядов сохраняли древнейший облик. Не только ряд декоративных средств, но и некоторые основные конструктивные приемы построек древнейших тростниковых святилищ стали обязательными и при этом характернейшими элементами декорировки даже каменных сооружений в течение всей истории Древнего Египта. Таково, например, было происхождение постоянной формы египетского карниза, выступов дверей, некоторых орнаментальных фризов и пр.

informvest.ru

Художественная культура Древнего Египта эпохи древнего царства (3200–2400 г.г. до н.э.) (стр. 1 из 7)

Министерство образования и культуры Республики Калмыкия

«Элистинское училище искусств им. П.О. Чонкушова»

Курсовая работа

на тему:

«Художественная Культура Древнего Египта эпохи древнего царства

(3200 – 2400 г.г. до н.э.)»

Выполнила: студентка 3 курса

Очирова Эльзята

г. Элиста, 2010г.

План

Введение

Глава I. Древнеегипетская религия

1.1 Боги Древнего Египта

1.2 Обожествление фараонов

1.3 Заупокойный культ

Глава II. Искусство Древнего Царства

2.1 Архитектура

2.2 Скульптура

2.3 Рельефы и росписи

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Под мудрым управлением фараонов в Египте процветала торговля и ремёсла, развивались различные науки, такие как математика, астрономия, медицина.

Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы.

Объект исследования: Культура Древнего Египта

Предмет исследования: Художественная культура Древнего Царства.

Актуальность: Период Древнего царства — скачок в развитии Древнего Египта. Одна из величайших эпох культуры и истории — эпоха строительства пирамид в Древнем Египте.

Начало эпохи Древнего царства связывают с восхождением на трон ок. 2780 до н. э. первого фараона III династии Джосера. Она ознаменовалась необычайно быстрым развитием архитектуры. В истории Древнего Египта это был период стабильности, благоденствия и могущества. Новшества в архитектуре продолжались, и их кульминацией явилась Великая пирамида. В украшении этих гробниц достигла расцвета рельефная скульптура, впервые появившаяся ещё в додинастический период. В начале правления VI династии для фараона Униса при сооружении его пирамиды было введено новшество: на её внутренних стенах были вырезаны многочисленные иероглифические надписи, известные под названием Текстов пирамид. Они составлялись на протяжении нескольких столетий и содержат ритуальные тексты, связанные с погребением фараона, а также с продолжением его царствования и могущества в потустороннем мире. Эти тексты представляют бесценный источник сведений о религии Древнего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих правителей VI династии, а также — с добавлениями, разъяснениями, изменениями и искажениями — в гробницах частных лиц на протяжении всего династического периода.

Столицей Египта в эпоху Древнего Царства был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы — Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников. Это стремление обеспечить особую прочность культовых сооружений и в особенности гробниц, было связано с древнейшими верованиями.

Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные средства. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.

Цель данной курсовой работы – объяснить особое значение культуры Древнего Царства. Для того чтобы достичь данной цели необходимо решить некоторые задачи, такие как:

— Дать характеристику египетской религии;

— Выяснить истоки развития искусства Древнего Египта;

— Описать памятники Древнего Египта в период Древнего Царства.

Из-за скудости источников конкретные сведения о социальной структуре эпохи Древнего царства немногочисленны.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, финального введения, списка литературы.

Первая глава рассматривает развитие культуры в эпоху Древнего Царства, связь религии и портретной скульптуры.

Вторая глава рассматривает само искусство Древнего царства, его архитектуру, скульптуру, рельефы и росписи гробниц, а также предназначение гробниц и их значимость.

Глава I. Древнеегипетская религия (3200 – 2400 гг. до н. э.)

1.1 Боги Древнего Египта

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья — всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваялись скульпторами. Религия египетская была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великих основателей религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и чистого идолопоклонства. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь. Там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали в более высокой степени силой, проворством и ловкостью, поэтому все божества этих рас что-нибудь да заимствуют у животных.

Египетская религия, как и само царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в ней встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и со значительными вариантами. Но бесчисленное количество богов, которым поклонялись египтяне, не могло совершенно изгладить в них понятие о высшем и едином божестве, которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы определяют повсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни малейшего сомнения в том, что оно есть именно это высшее и единое существо.В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.

Согласно преданиям Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и память о его благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой — мраком. Исида – луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца, а Гор – восходящее солнце – мстит за отца, рассеивая темноту. Осирис часто изображался в виде мумии, его обычные атрибуты — крюк или кнут, символ власти, и эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис изображается с головой быка. Изображение богини Исиды — это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание – символ вселенной: она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без которой ничто не могло бы существовать на земле. Отличительные признаки Исиды – диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове. Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную. Он также и бог письмен, и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту – богу божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статую бога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин. Египтяне утверждали, что солнце и луна только в лодке плавают вокруг земли. Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, и каждому из них было посвящено таким образом, какое ни будь животное.

В храмах, посвящен

mirznanii.com