Какие установки преобладали в программах оппозиционных партий – Какие установки преобладали в программах оппозиционных партиий в начале 20-ого века?
Оппозиционная партия. Политические партии России. Власть и оппозиция
Начиная разговор о власти и оппозиции, нельзя не вспомнить слова М. Булгакова: «Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть…» («Мастер и Маргарита»).
Власть и ее проявления
Возможно ли существование какого-либо государства без власти? Вряд ли. У человеческого общества власть заложена на подсознательном уровне. Одни жаждут управлять и властвовать, другие же не мыслят своего существования без руководства свыше. Фрейд трактует первоисточник власти как стремление реализовать свое либидо, а согласно теории Адлера, желание обладать властью есть не что иное, как компенсация собственного комплекса неполноценности.
Что же такое власть? Этим понятием определяется возможность манипулировать (управлять), реализовывая свои личные или общественные интересы. Управление может осуществляться как на уровне одного человека, так и на уровне государства или всего мира, независимо от желания тех, кем управляют. Власть – это инструмент, с помощью которого человек или группы людей, объединенных одними более-менее схожими интересами и стремящихся к похожим целям (политические партии и движения) могут концентрировать вокруг себя силы и ресурсы, которые будут способствовать достижению цели, подавлять волю других даже вопреки их желанию, диктовать свои условия и контролировать процессы и механизмы распределения наиболее важных и дефицитных материальных, природных и общественных ценностей. Политическая власть подразумевает достижение целей на благо всего сообщества людей, этой власти подчиняющихся. Она, как правило, имеет единый центр, принимающий решения, может действовать в различных сферах и использовать всевозможные рычаги управления. Политическая власть имеет четко выраженную иерархическую структуру.Способы противостояния общества и власти
Не всегда народ приходит в восторг от способа управления. Ни один правящий политик, каким бы могущественным он ни был, не может быть уверен в своем политическом будущем. Народный гнев – страшная сила, ибо в гневе народ превращается в толпу, а толпой невозможно управлять. Но для того, чтобы народ начал действовать, обязательно нужен человек, который бы не боялся открыто выступить против власти. Как правило, это отчаянные фанатики, твердо уверовавшие в свою правоту.
С наступлением эры «человеколюбия» таких фанатиков перестали сжигать на кострах и сажать на кол. Им позволили объединяться в группы, которые получили название «политическая оппозиция». Сделано это было для того, чтобы иметь некое подобие контроля над ними. Ибо выигрывает тот, кто знает врага в лицо. В эпоху Союза оппозиция не могла существовать как реальная, сколь-нибудь видимая сила в принципе. Это были единицы во властных структурах и вне госаппарата, которые не имели абсолютно никакого политического веса. В современной России политическая система позволяет образовывать оппозиционные политические партии в том понимании, в котором изначально было определено само понятие «оппозиционная партия». То есть стали появляться структуры, имеющие пакет документов, закрепленных законодательно, направленный на соблюдение интересов граждан, не согласных с линией правящей партии. Работа оппозиционной партии заключается в пропаганде обществу своей идеологии и проведении разъяснительной работы. Результатом этой работы является либо свержение действующей власти, либо значительные перемены в общественном сознании.Власть и оппозиция
Роль оппозиции в жизни современной России довольно неоднозначна. С одной стороны, существуют политические силы, имеющие довольно высокий процент поддержки электората, чьи программы во многом отличаются от программ не только руководящей партии, но и других политический образований, называющих себя оппозицией. С другой стороны, ни одна оппозиционная партия не может быть признана таковой именно по отношению к правящей политической партии. Расстановка политических сил в России сегодня выглядит так: в парламенте правящая партия представлена «Единой Россией», а роль оппозиции играют КПРФ и ЛДПР. Именно эти две партии смогли набрать более 7% голосов на последних думских выборах. Это так называемая системная оппозиция. Есть еще и внесистемная оппозиция. Это политические партии России, не преодолевшие 7% барьер, но допущенные к работе в парламенте. Однако какого-либо веса они не имеют. Все остальные движения, выражающие свою политическую точку зрения, признаны маргинальными и отсеяны Росрегистрацией как те, какие не смогли доказать свою способность исполнять функции партии.
Немного истории
Оппозиция в России существовала всегда. Наиболее ярко российская оппозиция начала проявлять себя в начале ХХ века, когда к власти пришли большевики. И хотя само слово «оппозиционер» стало чем-то наподобие клейма, партии, образовавшиеся в этот непростой период, предпринимали попытки договориться с новой властью. Эти попытки продолжались вплоть до 1929 года.
Но опять-таки реальная сила, противостоявшая большевикам – «Белое движение» — на тот момент уже была полностью уничтожена, оппозиция допускалась лишь внутри самого большевистского движения. О возможности существования оппозиции вне партии на уровне народа не допускалось даже мысли. С приходом к власти Сталина всякое инакомыслие каралось смертью, поэтому само понятие «оппозиционная партия» прекратило свое существование. Но так уж устроена русская душа, что она не приемлет никакого насилия над собой. В противовес режиму жесточайшего террора в конце 30-х годов возникает «нравственная оппозиция». Свое выражение она нашла в возрождении веры, подпольной, но веры всех абсолютно конфессий. Маленков в письме Сталину выразил свое сомнения по поводу возможности покорения Европы ТАКИМ народом. Это стало толчком к новой волне террора 1937 года, уничтожившего практически всю бывшую аристократию и интеллигенцию Союза. Лишь в 1985 году Генеральный секретарь КПСС Горбачев своим тезисом о демократизации советского общества фактически разрешил многопартийность, вернув тем самым оппозицию к жизни.Расстановка
С устранением КПСС как единой правящей партии политическое сообщество встало перед непростым выбором. Естественно, что необходимо было разработать хоть какую-то программу, которая бы позволила государству с такими ресурсами не только удержаться на плаву, но и вернуть лидерские позиции на мировой арене. Процесс расстановки политических сил занимает довольно длительный срок. В ходе своего формирования власть и оппозиция претерпели колоссальные изменения. Демократизация и либерализм нового социально-политического общества становятся первостепенной задачей.
К 1993 году была сформирована партийная система, состоящая из трех блоков: левоцентристский, центристский и правоцентристский. Лидером стал центристский блок, поддерживающий президента. В него входили ДПР, ПРЕС, «Яблоко» и «Выбор России». Борьба, в которой принимают участие правящие и оппозиционные партии, развивается на фоне спада уровня экономики, когда провластная партия утрачивает свои позиции, стимулируя оппозиционные политические партии. Кроме того, межэтнические конфликты на приграничных рубежах позволяют крайне левым и крайне правым силам наращивать электоральную мощь. Такое положение, несомненно, ставило оппозиционные партии России на лидирующие позиции.Единомыслие
В Думе IV созыва (2003 год) в лидеры выходит партия «Единая Россия». С появлением на политической арене такого сильного игрока расстановка приоритетов постепенно меняется. Политические партии и их лидеры постепенно отстраняются от руководящих должностей. Провластная партия надолго закрепляет за собой лидирующие позиции, опираясь на идеологию консерватизма и сразу же противопоставляя себя более радикальным движениям. Именно с этого момента начинается новый этап развития Российского общества. Главной задачей партии становится сохранение лидерских позиций в течение 15 лет. Для реализации этой задачи должно быть сформировано гражданское сознание, которое будет подкрепляться стабильным экономическим положением и единой мыслью о Великой России.
Именно на патриотические чувства в первую очередь делается ставка руководства партии. Одним из этапов формирования национального патриотизма стало подписание соглашения о принятии мер по предупреждению ксенофобии и расовой дискриминации. Политические партии РФ практически единогласно подписали этот документ. Благодаря четкой реализации программы партии, улучшению благосостояния нации, партия «Единая Россия» получила на последних выборах в Законодательное Собрание колоссальную поддержку избирателей, этим также объясняется большинство представителей правящей партии в органах местного самоуправления на всех региональных уровнях. Наличие мощной политической силы, имеющей такую поддержку среди населения государства, поставило оппозиционные партии России в нелегкое положение.Свежая струя
Главной проблемой, с которой сталкивается практически любая оппозиционная партия, является конкурентоспособность. Механизм управления государством и законотворчества построен таким образом, что оппозиции трудно повлиять на его функционирование. Получить поддержку у работающего населения еще сложнее, ведь для того чтобы рабочий класс начал выражать протесты против правящей партии, нужно найти причину недовольства. Ну а что делать, если все сыты, работой довольны, досуг проводят с интересом? Как заставить народ роптать? Есть несколько вариантов. Первый – пенсионеры. Здесь можно сыграть на ностальгии по Советскому прошлому. Но опять незадача – уровень пенсий полностью удовлетворяет запросы граждан, выживших в голодные 90-е и не желающих менять сытое «сейчас» на неизвестное «завтра». Второй вариант – местная интеллигенция и олигархи, но их численность слишком мала для мощной поддержки, да и вряд ли захотят они ссориться с нынешней властью. Остается подрастающее поколение. Именно на молодежь нацелена пропаганда сегодняшних оппозиционеров. С молодыми людьми проще работать. Они сильнее поддаются идеологизации, обладают хорошей мобильностью и практически не требуют материальных затрат. Юношеский максимализм, присущий практически всем членам молодежных движений, при умелой обработке опытных психологов становится действительно мощным оружием. Вряд ли эти движения могут существенно повлиять на политическую жизнь России, но вот как реальная уличная сила такие партии могут использоваться оппозиционерами для достижения своих собственных целей.
Пеший марш
Проявлением такой силы стали печально известные события на Болотной улице. Печально то, что политические партии России, считающие себя находящимися в оппозиции к власти, лишний раз доказали свою полную несостоятельность именно как политические партии. Ибо толпа, собранная на Болотной площади, мотивировалась отнюдь не лозунгами, которые выдвигали оппозиционеры. Призывы к отставке власти и перевыборов были заимствованы митингующими у киевского «майдана», да и сама тактика была довольно схожей, но дело не в этом. Дело в том, что сама возможность возникновения протеста стала сигналом для власти. Сигналом о растущем народном сознании, научившемся думать и делать выводы. На фоне «цветных» майданов и разношерстных революций Болотная могла бы серьезно навредить не только политическому имиджу правящей партии, но и лично Путину. Спасло ситуацию отсутствие лидеров.
Собрание довольно большого количества людей, позволившего себе выплеснуть накопившуюся за годы сытости энергию, закончилось именно так, как закончилось, то есть ничем, кроме нескольких десятков уголовных дел и всеобщего ощущения эйфории от преодоления своего же собственного страха перед властью. Будь у зачинщиков народного бунта настоящий лидер, смена власти могла бы быть реальной. Но, как говорится, покричали и разошлись. Современные лидеры оппозиции неспособны подвигнуть свой электорат на сколь-нибудь серьезные действия, они не обладают теми лидерскими качествами, которые помогли бы увлечь толпу.Упущенные возможности
Нереализованные задачи митинга на Болотной и на проспекте Сахарова определили направление, в котором политические партии от оппозиции должны двигаться дальше. Первым шагом к успеху является, безусловно, создание некоего штаба оппозиции, в состав которого будут входить те лидеры, которые обладают наибольшим потенциалом. Работа должна проводиться с использованием максимального количества ресурсов. Если пропаганда посредством СМИ имеет довольно ограниченные возможности, то Всемирная паутина пока цензурой не ограничена. Большие возможности обретают блоггеры. Их деятельность можно направить на формирование общественного сознания, сбор социологических данных, да мало ли вариантов для неограниченной фантазии… Есть шансы на успех и у тех движений, которые не реализовали свои политические амбиции во время выборов на всех уровнях. Присоединение к единой оппозиционной силе дает некую, пусть и призрачную, возможность возвращения былых позиций. Несомненно и то, что сильной новую оппозицию сделают вливания частного капитала. Хотя само упоминание о деньгах в плоскости борьбы с коррупцией в политике можно назвать кощунственным, но любая сила должна иметь реальную материальную базу. Привлечение же к оппозиционной партии богатых и успешных людей обеспечивает довольно существенную поддержку всех революционных начинаний. Ну и завершающим, но отнюдь не самым малозначительным звеном этой цепочки должна стать интеллигенция и представители бомонда. Уважаемые деятели культуры, творческая элита – они способны повести за собой народ, по крайней мере, своих почитателей.
Есть ли будущее?
Принимая во внимание опыт предыдущих лет, напрашивается вопрос: «Как долго смогут правящие политические партии России сдерживать оппозицию?» Ведь известно, что ничего вечного нет. Недавние события настойчиво заставляют задуматься о перспективах для нынешней власти и возможностях для оппозиции. То явление, которое наблюдалось в 2012 году в Москве, говорит лишь о политическом созревании общества, которое стало возможным благодаря смене поколений. Того общества, которое имеет свое политическое видение и не нуждается в лидерах. Общество, сумевшее мобилизоваться в достаточно короткий срок и четко высказать свою позицию, можно считать вполне зрелым, готовым на диалог с властью. И именно оно вправе называть сегодня себя оппозицией, готовой отстаивать интересы не конкретных личностей или партий, но целого народа. Несомненно, такое явление, как народная оппозиция, должно развиваться, иначе невозможно развитие самого общества. Российское сознание больше не концентрируется вокруг одной персоны, поэтому смена вождя на данном этапе развития социума не является проблемой. Более того, в современном обществе исчезло понятие «вождь». И власть должна об этом помнить.
С оппозицией можно и нужно договариваться, ее нужно уметь услышать. Оппозиция нужна власти хотя бы для того, чтобы помогать исправлять ошибки и не позволять расслабляться.fb.ru
Trojden | Почему рухнула империя Романовых?: Волобуев О. В.
Материалы и задания к уроку-практикуму
Николай II: личность и царствование
Итак, в ночь со 2 на 3 марта 1917 г. Николай II отрекся от власти за себя и своего сына в пользу брата Михаила, а тот подписал отречение в пользу Учредительного собрания. Более чем тысячелетняя история монархии в России завершилась. Попробуем понять, почему все произошло так легко и быстро, или это только кажущаяся легкость?
Документальное свидетельство
Из выступления императора Николая II в начале его правления:
«Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель».
Пришлось ли Николаю II в течение своего правления менять высказанную позицию? Если да, то когда и почему?
Задания
Вспомните учебный материал 9-го и 11-го классов и ответьте на вопросы.
1. Какие политические взгляды проповедовал последний российский император? Что повлияло на формирование у него подобных взглядов?
2. В какой степени его взгляды на устройство власти в стране и курс внутренней политики соответствовали задачам модернизации Российской империи?
3. Насколько успешной была проводимая Николаем II и его правительством внутренняя и внешняя политика? Свое мнение обоснуйте.
4. Назовите вопросы, которые стояли на повестке дня перед страной в период царствования Николая II. Какие из них были решены, а какие остались нерешенными?
Личность последнего императора и его деятельность до сих пор оцениваются неоднозначно. Ниже приводятся фрагменты из книг, содержащие различные точки зрения.
«После кончины императора Александра III на всероссийский престол вступил ныне благополучно царствующий государь император Николай Александрович, явивший себя продолжателем миролюбивых заветов своего родителя, незабвенного царя-миротворца. Эти заветы вполне отвечали насущным нуждам России. <…>
В 1904 г. на нашу Родину налетела нежданно военная буря, и с той стороны, с которой ее менее всего ожидали. Во второй половине прошлого века на Дальнем Востоке, вблизи наших границ, стало развиваться и крепнуть государство, которое до сих пор было слабым и не внушало никому опасения. Это государство — Япония. <…> Для России, имеющей большие интересы на Дальнем Востоке, это не могло быть желательно, и потому домогательства Японии встречали с нашей стороны противодействия. <…> Так началась памятная всем война — тяжелое испытание, посланное нам Богом. <…> Наши солдаты проявили на суше и на море обычные для русских мужество, отвагу и самоотверженность, но против стечения гибельных для нас событий и условий несчастной войны оказались бессильны храбрость и подвиги отдельных лиц и отдельных отрядов. <…> Государь император, соглашаясь на мир, поступил так, как поступил в свое время его дед, император Александр Второй, прекративший Крымскую войну, дабы сосредоточиться на неотложных делах внутреннего устроения государства. <…>
Борьба с проявлениями крамолы и успокоение страны составили предмет особых забот и напряженной деятельности всех правительственных учреждений и властей. <…> Важнейшей мерой в деле благоустроения государства… явилось привлечение выборных от населения к участию в законодательстве. <…> 17 октября был обнародован манифест, оповещавший население о тех началах, которые будут положены в основу работ по обновлению условий русской жизни. <…> Завершилась давнишняя мысль русских монархов о привлечении к участию в законодательной деятельности выборных от населения: создана Государственная Дума, преобразован Государственный Совет».
Из юбилейного очерка к 300-летию царствования дома Романовых. 1913 г.
«“Кровавый Николай”, как дерзала называть его подпольная пресса до времени революции… не пожелал пролить ни одной капли крови любимого им народа и подписал отречение от престола.
<…> Стрельба в рабочих 9 января 1905 года тоже не может быть поставлена в вину Государю. Он не знал об их намерениях и желаниях. Он не знал, что не перед рабочими, в своем кабинете находился <…> С<анкт>-Петербургский градоначальник генерал Фуллон, а перед рабочими стояли вооруженные войска, обязанные по долгу службы и в силу закона не подпускать к себе толпы ближе 50 шагов без употребления оружия. <…> Нельзя требовать от Императора, чтобы Он заменял собой в таком случае градоначальника.
Войны Японская и Германская сопровождались, конечно, потоками крови, но и в этой народной крови наш Монарх неповинен. <…> Враждебные, предрешавшие войну с Сербией, мероприятия Австро-Венгрии повлекли за собой Высочайшее повеление о мобилизации Русской армии. <…> Государь, в своих постоянных заботах о благе России, не мог не согласиться с военным министром.
Остается… самый тяжкий вопрос о смертной казни по приговорам военных судов. <…> Когда в 1905 году Россия… была залита кровью и освещена заревом пожаров помещичьих усадеб, военные суды были введены по инициативе покойного Столыпина…»
Кур лов П. Г. Гибель императорской России.
М., 1992. С. 13, 15—16.
«Триста четыре года правила в России династия Романовых.
<…> Извилисто протянулся ее путь от Ипатьевского монастыря под Костромой до Ипатьевского особняка на екатеринбургском косогоре. <…> Чем дальше, тем очевиднее становилась для всех народов России невозможность жить при самодержавии, его несовместимость с прогрессом общественного развития, с интересами трудящихся масс. Царизм вступил в кричащее противоречие с современностью, обнаруживая на каждом шагу свою историческую несостоятельность. Его внутренняя гнилость и нелепость существования били в глаза всем и каждому. Вот почему неотвратим и логически закономерен стал расчет с царизмом “по-плебейски” за все совершенные им преступления. И столь же закономерен конец, постигший Романовых.
Всегда будут напоминать об этом 23 ступени, которыми они спустились вниз. Число ступеней между вторым и первым этажами в доме Ипатьева, по которым Романовым пришлось спуститься в ночь перед расстрелом. Автором обыграно и то совпадение, что число лет царствования Николая II также равнялось двадцати трем.
Двадцать три — конечный предел, дальше которого для них ничего уже не было, да и не могло быть».
Касвинов М. К. Двадцать три ступени вниз.
М., 1978. С. 536, 538.
Задания
Проанализируйте приведенные точки зрения и ответьте на вопросы.
1. С чем, по вашему мнению, связаны столь различные оценки личности и деятельности Николая II?
2. На какие события внутренней и внешней политики делают упор авторы книг и почему? Какие моменты правления Николая II вы считаете наиболее значительными?
Политические партии в начале XX века
Задания
В период правления Николая II сформировались и активно действовали различные политические партии. Привлекая дополнительно учебный материал 9-го класса, ответьте на вопросы.
1. Назовите политические партии, существовавшие в России в начале XX в. Какие из них (либеральные, радикальные и консервативные) возникли раньше, а какие — позже? Вспомните исторические обстоятельства, которыми это было обусловлено.
2. Укажите причины и условия формирования политических партий в России. Какую роль в этом процессе сыграл Манифест 17 октября 1905 г.?
3. Какие установки преобладали в программах оппозиционных партий?
4. Какие средства использовали оппозиционные партии для преобразования России? Какие из них вам кажутся наиболее действенными, а какие — наиболее опасными для страны?
Причины Февральской революции
Задания
1. Какие проблемы волновали представителей различных сословий и классов в начале XX в.? Можно ли среди этих проблем выделить общие для всех?
2. Как изменялась в это время повседневная жизнь? Как могли чувствовать себя люди в условиях новой действительности? К чему они стремились, чего опасались?
Правление Николая II завершилось Февральской революцией 1917 г. Познакомьтесь с различными точками зрения на причины революции.
Первая точка зрения. Революция в стране была неизбежна в силу объективных причин. Весь ход развития России вел к революционному взрыву. Отдельные успехи или неудачи в политике Николая II и его правительства не могли изменить общей направленности развития страны.
Вторая точка зрения. Россия принадлежала к странам, которые сталкиваются с проблемой догоняющего развития. Ее экономические (аграрная страна) и политические (самодержавие) особенности требовали незамедлительных и последовательных реформ, но власть не сумела провести их, а война обострила существующие противоречия в стране. Таким образом, при политике, ориентированной на последовательную и всестороннюю модернизацию, революции можно было избежать.
Третья точка зрения. Революция произошла преимущественно из-за неудачного участия России в Первой мировой войне. Война привела к многочисленным жертвам. Экономика работала преимущественно на удовлетворение военных потребностей и нужд. Упал престиж власти из-за поражений русских войск на фронтах. Если бы не война, то второй революции в России не было бы.
Задания
1. Какая точка зрения кажется вам наиболее верной? Используя пройденный материал, приведите доказательства выбранного вами мнения. Если вас не устраивают существующие варианты, попробуйте сформулировать и доказать свою версию, которая может быть основана на совмещении любых двух из трех приведенных точек зрения или не совпадать ни с одной из них.
2. Сделайте обобщающий вывод по изученному материалу. Какой этап в истории России завершился в феврале 1917 г.?
trojden.com
Оппозиция в политической системе России: экспертная оценка
Степан Степанович Сулакшин — Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор
Надежда Хвыля-Олинтер — Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.социол.н.
В июле 2015 года Центром научной политической мысли и идеологии был проведен экспертный опрос. Цель исследования заключалась в оценке потенциала оппозиционных сил (реальных или номинальных), существующих на сегодняшний день в нашей стране. А также в выработке заключения о том, что представляет собой оппозиция в современной политической системе России.
Президент РФ в интервью заявил, что «сложностей для деятельности оппозиции в России» не существует, а степень либерализации процесса создания партий делает возможным ее участие в политической борьбе.
Есть ли в России проблема создания и работы оппозиции, представители которой, предпринимают соответствующие усилия по оздоровлению политической системы страны? Есть ли в институциональном пространстве реальная оппозиция, являющаяся фактором политического обновления, конкуренции идей и контроля над действующей властью? И есть ли, в принципе, в нашей стране здоровая профессиональная оппозиция? Эти и другие вопросы выносились на обсуждение в научном сообществе.
В ходе исследования использовался метод анкетного опроса, путем электронной рассылки было опрошено 149 экспертов Экспертного сообщества «Российский сетевой интеллект»[1].
Экспертная оценка как один из методов получения информации широко используется в самых разных областях научного знания. Этот метод позволяет получить данные различного типа – уникальную информацию по актуальным вопросам; коллективную оценку происходящих событий, социальных явлений и феноменов; рекомендации по решению конкретных проблем, предложения по улучшению, исправлению проблемных ситуаций и т.д.
Компетентное экспертное знание является таковым в силу особых характеристик экспертов, а именно:
1. эксперт имеет собственное профессиональное мнение по исследуемому вопросу;
2. эксперт обладает научной логикой и способностью к анализу причинно-следственных связей;
3. эксперт непосредственно включен в деятельность, связанную с предметной областью исследования.
Привлечение профессионалов – экспертов Российского Экспертного Сообщества для решения сложных специализированных задач позволяет получить адекватную экспертную оценку и выработать максимально точные прогнозы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Согласно экспертному мнению, оппозиция в современной России необходима, во-первых для того чтобы корректировать работу действующей власти, указывая при необходимости на ее ошибки. Во-вторых, для формулировки конкурентоспособных идей, для предложения и отбора наиболее оптимальных управленческих решений.
Такие назначения оппозиции как рекрутинг новых лидеров во властные структуры, и даже выработка концептуально иных управленческих решений, неподдерживаемых действующим режимом, получили высокую степень одобрения экспертов, хотя и не были оценены как первостепенные. Следовательно, в экспертном научном сообществе распространено мнение о том, что оппозиция сегодня должна выполнять в большей степени вспомогательные функции, а не радикально преобразующие. Это указывает на определенную степень уверенности экспертов в возможности корректировки курса развития страны силами действующей политической элиты, но при обязательном взаимодействии с оппозицией. Мнение экспертов однозначно — сегодня в России оппозиция необходима. Предположения о том, что оппозиция не нужна, так как ее появление может дестабилизировать общество, или что в ней нет нужды, так как власть справляется со своими обязанностями, поддержки экспертов не получили (рис. 1).
Рис. 1. Ответы экспертов на вопрос «Нужна ли и зачем оппозиция в современной России?».
Показательная картина была получена при сопоставлении мнений экспертов относительно того, какие функции должна выполнять оппозиция в современной России, и того, что именно оппозиционные движения и партии на самом деле делают. Оказалось, что степень необходимости тех или иных функционалов обратно пропорционально тому, какую нагрузку выполняет оппозиция в политической системе нашей страны.
По мнению экспертов, контроль качества принимаемых решений и их исполнения сегодня необходим, однако, эта функция практически оппозицией не выполнятся. Аналогичная ситуация наблюдается с формированием потенциала политического обновления общества, со способностью поставлять профессиональные управленческие кадры.
Единственное, с чем оппозиционно настроенные субъекты справляются, это с критикой политических оппонентов (рис. 2). Без вышеназванных необходимых сегодня практически реализуемых действий по контролю над властной элитой и поставке новых идей и кадров, эта критика остается лишь пустой демагогией. Направлена она откровенно на собственный пиар, и не может способствовать оздоровлению политической системы страны.
Рис. 2. Ответы экспертов на вопрос «Какие функции должна выполнять оппозиция в России сегодня? И какие функции оппозиция выполняет?».
Для того чтобы оппозиция не носила номинальный характер, она должна обладать ресурсами, позволяющими реализовать ее потенциал. В их число входит, например, финансовая база, наличие харизматичного лидера, содержательной программы, профессиональной команды и т.д.
Эксперты, оценивая характеристики российских оппозиционных сил, пришли к следующему выводу. Необходимыми качествами оппозиция обладает в минимальной степени, следовательно, она не способна консолидировать общество вокруг своих идей (если таковые имеются). Надо отметить, что наилучшая ситуация зафиксирована с финансированием оппозиции и, как следствие, с наличием каналов влияния в СМИ и Интернете. Остальные составляющие практически не оставляют никакой надежды на то, что существующая оппозиция работоспособна. Ни профессиональной команды, ни наличия конструктивной программы, ни ярких лидеров в оппозиции эксперты отметить не смогли (рис. 3). Уместно вспомнить, что политической программы нет и у правящей партии, а, следовательно, нет представления о желаемом направлении и целях развития страны.
Рис. 3. Ответы экспертов на вопрос «Какими характеристиками обладает российская оппозиция на сегодняшний день?».
В ходе исследования экспертам было предложено оценить работоспособность оппозиции, определяя, в решении каких значимых проблем государства и общества она принимает участие. Устройство политической системы теоретически позволяет в той или иной степени влиять на решение практически любой проблемы, однако, по мнению большинства экспертов, оппозиция в данном вопросе практически беспомощна (рис. 4).
Является ли причиной отсутствие возможностей влияния или в принципе желания действовать в данном направлении? Скорее всего, причина кроется и в том и в другом. Принцип «ручного» управления, возведенный в нашей стране на сегодняшний день в абсолют, сводит имеющиеся возможности к минимуму. А в отсутствии здоровой профессиональной контрвластной силы, чья деятельность не ограничивалась бы попытками во что бы то ни стало удержаться у государственной кормушки, само наличие желания решать проблемы страны вызывает большие вопросы.
Рис. 4. Ответы экспертов на вопрос «На какие из перечисленных проблем, существующих в стране, оппозиция может оказывать и оказывает влияние в направлении их решения?».
Опрос показал, что сегодня самым мощным сдерживающим фактором для оппозиционных сил является режим политической автократии, подтвердив тем самым версию о губительном действии «ручного» управления. Однако значительная часть экспертов считает возможным развитие оппозиционных сил в ближайшей перспективе. Они полагают, что реальная оппозиция находится на начальном этапе своего развития, поэтому ее работа пока не дает ощутимого результата (рис. 5).
Рис. 5. Оценка экспертами потенциала работоспособности оппозиции.
Рассуждая о характере контрвластных субъектов, имеющих наибольшие шансы на успех в условиях современной России, эксперты пришли к следующему выводу. Должен сформироваться принципиально новый тип оппозиции, с профессиональной идеологической платформой, научно обоснованным проектом постлиберальной страны, новой конституцией. Качества, которые усилят потенциал такого движения, — это патриотическая платформа, преемственность социалистической идеологии, общегражданские идеи и сетевая организация. Надо отметить, что, согласно экспертной оценке, либерализм обладает одним из слабейших потенциалов (рис. 6).
Рис. 6. Ответы экспертов на вопрос «Какая оппозиция, на Ваш взгляд, имеет в ближайшей перспективе наибольшие шансы на успех, поддержку со стороны населения?».
К сетевому принципу объединения с использованием коммуникативных возможностей Интернета эксперты все-таки относятся неоднозначно. Значительная их часть уверена, что интернет-сообщество в определенных условиях способно превратиться в реальную политическую оппозиционную силу. Однако 42,4% опрошенных сомневаются, что в нашей стране это возможно (рис. 7).
Рис. 7. Ответы экспертов на вопрос «Может ли интернет-сообщество превратиться в реальную политическую оппозиционную силу?».
Мы предложили экспертам сделать прогноз относительно динамики протестной активности, оценивая ее изменения по десятибалльной шкале, где 1 — наименьшая степень активности, а 10 — наибольшая. На сегодняшний день активность оппозиции довольно низкая, но в перспективе она, согласно результатам прогнозирования, непременно будет повышаться (рис. 8).
Рис. 8. Экспертная оценка существующей на сегодняшний день степени оппозиционной активности и прогноз на перспективу (1 – минимальная степень активности, 10 – максимальная).
Существующий спектр оппозиционных и квазиоппозиционных политических сил эксперты оценивали по различным характеристикам: степень оппозиционности; роль, которую играет партия/политический деятель в жизни страны; степень сервильности к власти; вероятность того, что это «западный проект»; уровень поддержки населением. Для каждого политического субъекта по результатам опроса была построена диаграмма, иллюстрирующая его «политический портрет». На экспертную оценку были вынесены:
— ЛДПР (В. Жириновский)
— Справедливая Россия (С. Миронов)
— Яблоко (С. Митрохин)
— РПР-Парнас (М. Касьянов)
— Правое дело
— Демократическая партия России (Т. Богданов)
— Гражданская инициатива (А. Нечаев)
— Партия прогресса (А. Навальный)
— Открытая Россия (М. Ходорковский)
— Патриоты России (Г. Семюгин)
— Национальный курс (А. Коваленко)
— Партия ветеранов России (И. Резяпов)
— Российский Объединенный Трудовой Фронт (И. Тюлькин)
— Альянс зеленых и социал-демократов (О. Митволь)
— РОДИНА (Д. Рогозин)
— Монархическая партия России (А. Баков)
— Гражданская платформа
— Демократический выбор (В. Милов)
— Г. Каспаров
— Э. Лимонов
— В. Рыжков
— Р. Кадыров
Были получены следующие диаграммы:
Если обобщить оценки, полученные по отдельным политическим субъектам, и представить себе весь спектр наиболее значимых политических сил, то можно сделать следующий вывод. На политической арене нашей страны отсутствует оппозиция, пользующаяся поддержкой населения и оказывающая позитивное воздействие на жизнеустройство страны. Как видно на рисунке 9, большая часть графиков находятся в нижней части поля лепестковой диаграммы. В этом плане даже «Болотная» оппозиция не представляет собой ничего особенного. Полученные данные отражают негативное состояние политических сил, которые абсолютно неспособны в данный момент выполнять функции оппозиции, являясь проектом Запада или Администрации президента, и не принося пользы ни государству, ни обществу.
Рис. 9. Политические акторы современной России и их характеристики, согласно экспертной оценке.
Усредненные по всему оцениваемому массиву данные, характеризующие состояние российской политической системы, не включающей правящую элиту, представлены на диаграмме ниже (рис. 10). При ее рассмотрении вывод следует однозначный: политические субъекты не приносят стране практически никаких позитивных дивидендов.
Рис. 10. Усредненная по всему оцениваемому массиву характеристика состояния российской политической системы.
Полезно будет обратиться к результатам опросов населения. Аналитический центр ВЦИОМ опубликовал результаты мониторинга рейтинга российских оппозиционных сил. Один из ключевых выводов, сделанных в результате исследования, заключался в том, что россияне выказывают безразличие к большинству оппозиционных лидеров. Лидером, возглавляющим рейтинг Недоверия, был провозглашен Владимир Жириновский.[2] Открытый вопрос был сформулирован таким образом, что респонденты при ответе на него сами называли фамилии политиков, которым они доверяют, и которым они не доверяют (рис. 11).
Рис. 11. Распределение ответов россиян на вопрос «Если говорить о политиках, кому Вы доверяете, а кому – не доверили бы решение важных государственных вопросов?».
В ответах наших соотечественников и по поводу доверия и по поводу недоверия фигурируют одни и те же фамилии. Распределение показателей доверия практически полностью идентично распределению показателей недоверия (порядок расположения фамилий в обоих списках почти одинаков). Главный вывод, который получается в результате анализа этих данных, состоит в том, что системная оппозиция в нашей стране попросту отсутствует.
Скорее всего, респонденты элементарно воспроизводили при ответе на вопросы анкеты фамилии тех людей, которые первыми приходили им в голову и которые вроде бы не состоят в правящей команде. С осознанным доверием или недоверием населения эти ответы, по-видимому, имели мало общего. Указанные персоналии воспринимаются россиянами не в качестве реальной оппозиционной силы, а в качестве прилично надоевших и абсолютно бессмысленных с точки зрения реального противодействия правящей элите персон, примелькавшихся по ТВ.
Однако социальный запрос на возникновение оппозиционной силы в России постепенно нарастает. Число людей, считающих, что оппозиция даже в том случае, если страна развивается в правильном направлении, не нужна, уменьшается. При этом растет численность тех, кто видит функцию оппозиционных фигур и партий скорее не в явном противодействии правящей верхушке, а в том, чтобы вовремя указать ей на возможные просчеты, ошибки и недоработки (рис. 12).
Рис. 12. Динамика представлений россиян о назначении оппозиции в стране и ее необходимости.[3]
ВЫВОДЫ
1. Научное сообщество давно и обоснованно говорит о том, что либеральный проект несовместим с успешностью страны, что требуются кардинальные перемены, которые должны базироваться на качественной властно-идейной трансформации. Однако на сегодняшний день на политической арене нашей страны сил, способных, да и желающих, такую трансформацию реализовать среди ведущих политических акторов нет.
2. Принцип «ручного» управления, концентрация и монополизация власти существенно ограничивают возможности формирования здоровой профессиональной оппозиции, способной осуществлять конкуренцию идей, контролировать качество управленческих решений, формировать кадровый резерв для власти.
3. Существующая в обществе потребность в оппозиции не реализована, поскольку среди так называемых «оппозиционеров» население не видит ярких лидеров и тех, кому можно было бы доверять.
4. Функции, выполняемые оппозиционными и квазиоппозиционными силами, не отвечают задачам оздоровления политической системы страны. Внимание политических субъектов концентрируется в основном на собственном пиаре. Они применяют тактику неконструктивной критики власти и пытаются использовать протестные настроения в обществе в собственных интересах.
5. Необходима принципиально новая оппозиционная сила, обладающая четкой научно обоснованной идеологией, программным видением будущего облика страны, пониманием механизмов ее обновления, профессиональными кадрами и ценностно выверенными целями развития.
[1] Подать заявку на вступление в экспертное сообщество можно на сайте www.rusrand.ru
[2] http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114856
[3] Данные ВЦИОМ. См.: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114594
Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
rusrand.ru
Г) ротация правящих партий:
Общим критерием эффективности партийных систем является чуткость к социальным запросам и нуждам, возможность критической корректировки правительственного курса. Важнейшим побудительным мотивом для внесения партиями необходимой гибкости в свою работу является воздействие народа на правящие партии, реальный демократический контроль за их деятельностью. А основной способ такого контроля – выборы, на которых электорат высказывает свое мнение о деятельности правящих партий и при необходимости – отстраняет их от власти, лишая мандата на правление.
В связи с этим встает вопрос о ротации партий у кормила власти и как ее часть – проблема взаимоотношений конкурирующих партий, цивилизованной смены партий, стоящих у власти. Одно дело, когда бывшая оппозиция долгое время была запрещена, а ее приход к власти вызвал попытки насильственного свержения нового режима (к примеру, Октябрьский переворот в России породил стремление реванша со стороны и монархических, и буржуазных партий и гражданскую войну, а переход власти в руки демократов в постфранкистской Испании – попытки путчистов-франкистов свергнуть правящий режим). В этих условиях удержание власти даже силовыми методами становится приоритетной задачей партии. В условиях революции вопрос о власти, как верно подметил Ленин, действительно становится главным.
Другое дело – цивилизованная смена власти в обществе с глубокими традициями конкурентной многопартийности. Если мы хотим перейти к такой системе, то должны усвоить, что проигрыш на парламентских выборах в президентской республике – еще не уход от власти. А уход от власти – это еще далеко не смерть (ни физическая, ни политическая). И переход в оппозицию – едва ли не самый гарантированный способ через известное время вернуться к власти, т.к. «оппозиция всегда права», может свободно критиковать, вскрывать наболевшие проблемы, обещать несбыточное, в общем набирать очки популистской пропагандой. В условиях сильной демократии отнюдь не аксиомой является тезис о том, что власть надо брать любой ценой и ни в коем случае ее не упускать.
Основные понятия:
Партийная система, Эффективные кратосы, Неконкурентные и Конкурентные системы, Плюрипартизм, Бипартизм, Системы: с партией-гегемоном, с доминирующей партией, ограниченного и крайнего плюрализма, атомизированная; Коалиция.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что такое партийная система? Какие элементы, кроме партий, в нее входят?
2. Какие партийные системы Вам известны? Какие критерии используются для их выделения?
3. Всегда ли однопартийная система недемократична, а многопартийная демократична? Можно ли сказать, что чем больше в стране партий, тем больше в обществе демократии? Дайте характеристику основным видам монопартизма де-факто (“апартийной квазиэлитной” и монолитной однопартийности, квази-плюрипартизму, квази-монопартизму и ластинг-монопартизму) и плюрипартизма (мультипартизму де-факто, бипартизму де-факто). Каковы “минусы” чисто количественного подхода к анализу партийной системы? Сколько должно быть партий, чтобы обеспечивалась политическая стабильность и были представлены различные интересы? Какая партийная система представляется Вам наиболее эффективной и почему?
4. Что служит основанием и условием для выбора той или иной партийной системы?
5. Раскройте типологию партийных систем, предложенную Сартори, а также качественную типологию по критерию характера межпартийных взаимоотношений. Проанализируйте основные виды “мягких” и “жестких” партийных систем.
6. Сравните партийные системы в двух-трех странах по Вашему выбору и объясните предпосылки появления в данных странах именно таких систем. Выделите этапы формирования партийной системы в РФ и РТ. Как происходит ротация правящих партий при демократии и в ее отсутствие?
studfiles.net
Оппозиция — это… Что такое Оппозиция?
Вступи в оппозициюОппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также это политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.[1] в некоторых странах (КНДР, Китай) незаконна.
Оппонент — участник диалога, причем, как правило, публичный, имеющий противоположную точку зрения по отношению к другим его участникам.
Роль оппозиции
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011. |
В различных политических системах оппозиция играет разную роль. При тоталитарном правлении власти, уничтожая всякие самоорганизующиеся группы, тем более стремятся подавить в зародыше саму возможность организованной политической оппозиции; при авторитарном правлении оппозиция подвергается преследованиям, так как рассматривается властью как угроза для себя и для стабильности существующего режима и подается пропагандной как некое антигосударственное явление. В условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходима ротация партий у власти. Так, в Великобритании и ряде её бывших колоний лидер крупнейшей оппозиционной партии (то есть партии, занявшей второе место на парламентских выборах) получает королевское жалованье на уровне министра, так как считается, что он исполняет важную для общества и государства функцию; эта партия именуется «оппозицией Её Величества» и формирует так называемый «теневой кабинет», «министры» которого заняты отслеживанием и критикой правительственных мероприятий по своим направлением и разработкой оппозиционных программ по ним. В случае прихода партии к власти они, как правило, автоматически занимают соответствующие места в правительстве.
Системная и внесистемная оппозиция
В странах Запада традиционно выделяются два основных типа оппозиции — внесистемная (структурная) и системная. К первому типу принадлежат лево- и праворадикальные партии и группировки, программные установки которых полностью (либо частично) отрицают преобладающую систему политических ценностей. Их деятельность нацелена на дискредитацию функционирующих институтов государственной власти, подрыв их легитимности и нарушение нормального хода политического процесса[1].
Ко второму типу относятся абсолютное большинство лево- и правоцентристских партий Запада (либеральных, социал-демократических, консервативных, христианско-демократических). Они отталкиваются от признания незыблемости основных политических, социальных и экономических институтов общества и расходятся действующей властью главным образом в выборе путей и средств, достижения общих стратегических целей. Их деятельность находится в рамках сложившейся политической системы и не направлена на подрыв её устоев, хотя переход власти от одной партии (или коалиции партий) к другой в результате выборов в данном случае вовсе не гарантирует абсолютной преемственности политического курса[1].
В рамках российской политической системы функционируют партии и другие организации разной политической ориентации: одни поддерживают действующую власть безусловно, другие — лишь частично, третьи являются полностью оппозиционными ей. Это является нормой, так как отражает неизбежные различия во взглядах, ориентациях, социально-политических пристрастиях людей, а также это является нормой и с точки зрения теории систем. Также в России существуют политические организации внесистемной оппозиции, которые полностью отрицают легитимность существующей власти и проявляют свою политическую активность в форме «уличной демократии».[2]
Демократическая оппозиция
Демократическая оппозиция (democratic opposition) — политический термин, которым называют оппозиционные партии декларирующие борьбу за введение или усиление демократических принципов устройства общества.
Как правило, такие партии действуют в странах с недостаточно демократическими или совершенно недемократическими режимами; в демократических странах отношение к принципам демократии не является пунктом разногласий между правящими и оппозиционными силами. Демократическая оппозиция существует, например, в России, Беларуси, Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, на Кубе и других странах. Альянсы под названием «Демократическая оппозиция» сформировались в двух республиках бывшей Югославии, Словении (1989)(en:Democratic Opposition of Slovenia) и Сербии (2000)(en:Democratic Opposition of Serbia) для борьбы с коммунистическим режимом и режимом Милошевича; после падения последних эти альянсы стали правящими.
Следует отметить, что в 1990-х годах в России в понятии «демократическая оппозиция» (главным актором которой считалась партия «Яблоко») определение «демократическая» нередко использовалось для противопоставления этой оппозиции не столько недемократичности правительства, сколько недемократическому и патриотическому спектру оппозиции же.
Методы борьбы
Оппозиция применяет в своей деятельности самые разнообразные методы и подходы.
Политические
Критика правительства в органах власти и СМИ, избирательные компании, попытки смещения правительства путем парламентских комбинаций и вынесения вотумов недоверия(в государствах с парламентским правлением), при наличии повода — организация импичмента президента.
Ненасильственный протест
Организация митингов, шествий и пикетирований, забастовки, акции гражданского неповиновения: блокирование транспортных коммуникаций и официальных учреждений, различные символические акции и пр. Наибольшее распространение ненасильственное сопротивление получило в XX веке. Самые известные случаи его применения: борьба за независимость Индии (ок. 1947), свержение коммунистических режимов в странах Восточной Европы (кроме Румынии- 1989), подавление августовского путча в СССР (1991), свержение режима Милошевича в Югославии (2000) и Шеварднадзе в Грузии (2003), оранжевая революция на Украине (2004).
Во многих описанных случаях ненасильственные действия сочетались с точечными действиями (в том числе насильственными) спецслужб, как местных, так и иностранных.
Насильственные
Помимо этого, оппозиция также может применять и насильственные методы борьбы: вооруженные восстания, партизанскую войну, террористические акты, военные перевороты (путчи) и пр. Наиболее известные примеры насильственной оппозиционной деятельности — это революции в странах Европы, война за независимость и война между Севером и Югом в США, революции 1905, февраля и октября 1917 в России, деятельность сепаратистов в Северной Ирландии, Стране Басков. В ряде случаев, оппозиционные партии комбинируют легальную и насильственную политическую борьбу (теоретическое обоснование такой тактике дал Ленин).
Оппозиция по странам
Белоруссия
Великобратания
Россия
Противостояние во время акции «Стратегия-31» в Москве 31 января 2010 г.Российская оппозиция — это различные политические партии, движения и другие объединения граждан, несогласные с действиями нынешней власти в России и выступающие за её смену.
В России различают так называемую «системную оппозицию», которая сотрудничает с правительством на условиях последнего и представлена в различных органах власти и «несистемную оппозицию» состоящая из незарегистрированных партий и движений. Неподконтрольные Кремлю оппозиционные организации[3] сталкиваются с противодействием со стороны государства — драконовским законодательством о партиях, незаконным отказом в регистрации со стороны Минюста, цензурой на крупных СМИ, прежде всего федеральных телеканалах.
Внесистемная оппозиция включает в себя как правые, так и левые и националистические силы.
Митинг за честные выборы 10 декабря 2011 года на Болотной площади в Москве. Лужков мост, с вывешенными транспарантами «Жулики и воры верните выборы», «Депутаты, мы вас не выбирали!»Основные акции внесистемной оппозиции на данное время:
- «Стратегия-31» — акции за свободу собраний.
- «Путин должен уйти» — сбор подписей за отстранение В. В. Путина от власти.
- Распространение докладов об итогах деятельности В. В. Путина: «Путин. Коррупция», «Путин. Итоги. 10 лет» и другие.
- Протесты против фальсификации выборов в России (2011—2012) — проводятся начиная с парламентских выборов в декабре 2011 года.
- «Добрая машина правды» — проект Алексея Навального, с помощью которого распространяется информация о злоупотреблениях и коррупции во власти.
Оппозиция также выдвигает своих кандадатов на выборы, но встречает при этом ожесточенное сопротивление «партии власти», применяющей административный ресурс и фальсификации. Активисты оппозиции используют выборы для пропаганды своих идей и, работая наблюдателеми, выявлеют нарушения на избирательных участках. В 2012 году оппозиционные кандидаты участвуют в муниципальных выбора в ряде городов, например на выборах мэра г. Химки 14 октября.
В октябре 2012 года проходят выборы в Координационный Совет российской оппозиции[4] — постоянный орган, который будет легитимно представлять оппозицию. Регистрация кандидатов и избирателей ведется на сайте cvk2012.org.
К оппозиционным СМИ относятся в основном небольшие интернет-издания, такие как Грани.ру. Есть также некоторое число СМИ, предлагающих оппозиционные точки зрения, например «Эхо Москвы». Однако крупные телеканалы и массовые газеты в целом дают благоприятную для власти подачу информации.
США
Украина
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Сравнительный анализ предвыборных программ современных официальных партий России
Политическая апатия и равнодушие, конформизм и нигилизм стали, увы, нормой для политического сознания значительной части современного российского общества.
Если в эпоху кризиса, все тяготы и лишения которого падают на плечи трудящихся, в странах Западной Европы, США, Израиле и других, мы наблюдаем стотысячные манифестации, в том числе и с применением насильственных методов классовой борьбы, то в России как обычно тишь да благодать. В итоги же мы видим, что положение трудящихся все более ухудшается, а наглость коррумпированных чиновников и олигархов идет на подъем. В такой ситуации многие люди, понимая пагубность всей ситуации, происходящей в России, впадают в апатию, говорят «от нас ничего не зависит», «что толку ходить на выборы», «там, наверху все схвачено» и эти слова могут показаться вполне обоснованными. Тем не менее, возникает вопрос: если Россия это как бы по конституции демократическое государство (ст.1 п.1.) с многопартийной политической системой (ст.13 п. 3.), тогда где же партии, где же представительные органы власти, которые, по Конституции РФ, и должны быть двигателями, так называемого «гражданского общества», о котором так много любят говорить? Да и вообще если как бы есть выборы, то из кого же нам предлагается его делать? В данной статье мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
Ответ же необходимо искать как в области практической деятельности той или иной партии, так и в области ее программных установок, программных подходов. Для политологического анализа мы посмотрим, что же обещают нам и к чему зовут предвыборные программы нескольких официальных политических партий, которые допущены до выборов, а именно: Единая Россия (далее ЕР), КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия (далее СР), Правое дело, Яблоко и Патриоты России.
Анализируя предвыборные программы разных политических партий, поскольку речь идет о политической борьбе, необходимо поставить перед всеми этими программами несколько ключевых политических вопросов: «что происходит?», «кто виноват?», «что хотим?», «что делать?», «как делать?» и «кто будет делать?». Ответы на эти вопросы позволят нам избежать монотонности и мелочей в изложении, сконцентрируют внимание на главном и принципиальном в их программах.
Рассмотрим с этих позиций ключевые положения программ всех парламентских официально зарегистрированных партий. Для упрощения и большей наглядности, мы составили таблицу, дабы не перегружать читателя длинными теоретическими выкладками и дать ему самому подумать, видя, как и какая из партий дает ответы на злободневные проблемные вопросы современности. После таблицы мы дадим свои комментарии к ней и сложившейся ситуации в целом.
Партия | Что происходит? | Кто виноват? | Что хотим? | Что делать? | Как делать? | Кто будет делать? |
Единая Россия | Позитивная оценка действующего курса. «Мы общими усилиями сохранили и восстановили нашу любимую Родину – нашу Россию» (из программы).
| Виноватых нет, Россия на подъеме. | Сильная, богатая, справедливая Россия, где всем живется хорошо. | · Инновационная экономика · развитие промышленности · Борьба с коррупцией · прогрессивный налог демократизация · укрепление геополитического пространства · воспитание патриотизма. | Выборы. | Команда Путина-Медведева |
КПРФ | Страна в развале, промышленности нет, сельское хозяйство бедствует. | Власть, «Единая Россия». | Сильная, богатая, справедливая, Россия с правительством народного доверия во главе. | · Социалистическая модернизация · Индустриализация · национализация · Прогрессивный налог · Качественное и доступное образование для всех · Качественная медицинская помощь, сложные операции должны предоставляться бесплатно · Борьба с коррупцией · Воспитание патриотизма · Решение русского вопроса через подъем культурного развития общества | Честные выборы | Команда КПРФ |
ЛДПР | Русский — народ самый разделенный народ | Критика власти и коммунистов | · Государствообразующее положение русских · достаток всем · Сильная и независимая страна. | · Ввести унитарное устройство · Бороться за русский язык · Учредить институт русского холокоста · Борьба с коррупцией · Новая индустриализация · Воспитание патриотизма · Поддержка малоимущих · Остановить рост цен · Создать русский телеканал · Отмена ЕГЭ · Поддержка малого бизнеса | Выборы. | ТОЛЬКО ЛДПР, ИЛИ ТЕРПИ ДАЛЬШЕ! (из предвыборной программы ЛДПР)
|
Справедливая Россия | Социальное неравенство как главная проблема России | Критика власти. | Новый социализм XXI века, где в центре модели государство, которое эффективно регулирует рыночную экономику. | · Культуру под охрану государства · Восстановление графы «против всех» · Публикация протоколов зак. собраний всех уровней в интернете · Снижение порога численности для регистрации партии до 10 тыс. · Прогрессивный налог · Рост отечественного производства · Социально ориентированная политика (подъем пенсий, зарплат пособий и пр.) · Бесплатная медицина. · Поддержка малого и среднего бизнеса. · Борьба с коррупцией.
| Выборы. | «Задача «Справедливой России» – увеличить депутатский корпус» (из Предвыборной программы СР). |
Правое дело | Партию беспокоит социальное неравенство, нарастание национализма, сворачивание демократии, низкиая продолжительность жизни, сворачивание политического плюрализма, свертывание свободных выборов и пр. | Причины – страх перед властью, леность, безынициативность. | Превращение России в современную страну, в которой обеспечена комфортная, безопасная и достойная жизнь человека, власть подотчетна народу. Национальной идеей России должны стать отказ от предопределенности и вера в собственные силы. (выделено курсивом в программе). | ►повышения качества жизни людей и совершенствования среды обитания; ►активного развития систем здравоохранения и образования; ►совершенствования государственной власти и ограничения произвола бюрократии; ►освобождения предпринимательской инициативы и обеспечения экономического роста на новой основе; ►утверждения новой роли России в мировом сообществе наций. Так же предполагается: · Совершенствование ЕГЭ · Борьба с коррупцией · Вернуть проходной барьер в ГД до 3% · Приватизация государственных предприятий И др.
| Выборы. | Мы не хотим снова получить «царя-батюшку», а намерены сами нести ответственность за себя и свою страну. И мы знаем, как это делается. |
Яблоко. | Яблоко выступает против: 1. «Против сращивания власти и бизнеса. Мы требуем: 2. Против коррупции. 3. Против неравенства возможностей граждан страны. 4. Против национальной вражды и нетерпимости. 5. Против тоталитаризма и сталинизма».
| Власть. | Главная цель партии «ЯБЛОКО» — конституционным путем построить современное правовое демократическое социальное государство, обеспечивающее динамичное развитие России и состоящее на службе у граждан.
|
| Выборы. | Партия «Яблоко». |
Патриоты России | Сегодняшний общественно-политический и экономический строй, сформированный в соответствии с идеями крайнего либерализма, не отвечает национально-государственным интересам страны и интересам большинства нашего народа. Сегодня нет общественного согласия и ответа на вопрос: «Куда идет Россия?». Отсутствует социальная солидарность и единая цель | Критика власти. | «Возродим все лучшее, что было в СССР и России: бесплатное и качественное образование, бесплатную и качественную медицину передовые космические технологии… Все негативное оставим в прошлом». Основная национальная идея должна быть такой: «Справедливость для всех, счастье для каждого».
| · Увеличение расходов на медицину · Доступное жилье · Воспитание патриотизма · Забота о семье · Бесплатное образование · Отмена ЕГЭ · Развитие науки и культуры · Новая индустриализация · Военно-техническая модернизация · Упорядочивание миграционных процессов · Демократизация политической системы · Собирание «русского мира» : евразийский союз, независимая внешняя политика и пр. | Выборы | Патриоты России, готовы разделить ответственность с другими политическими силами в интересах всех граждан России.
|
Какие особенности мы можем подчеркнуть во всех партиях, что общего между ними? И какие выводы сделать из вышеприведенного анализа?
1.Все партии говоря о текущем положении страны, критикуют власть (разумеется, кроме ЕР, они и так у власти), но не пытаются объяснить того общества, в котором мы пребываем и закономерности которого являются первой и самой главной причиной нашего плачевного состояния. А общество это, как известно, капиталистическое, основная ценность которого личная нажива крупного буржуа, общество, которое все и вся превращает в товар (начиная с фабрик заводов пароходов и кончая способностью человека трудиться и пр.).
2.Все партии говорят примерно об одном и том же, а именно: надо бороться с коррупцией, социальным неравенством, поднимать промышленность, сохранять культуру и пр. Это свидетельствует, с одной стороны о том, что проблемы эти стоят сегодня поперек горла на пути прогрессивного развития страны и не могут более игнорироваться. С другой стороны, подобная однообразность и однотипность политических оценок реалий современности, показывают глубокую политическую коньюктурность всех допущенных к выборам партий. Вспомните партию большевиков, разве можно представить, что бы ее лозунги были «украдены»? Нет! И это понятно, ибо лозунги большевиков ключевым образом отличались от лозунгов всех остальных партий, были ориентированы на объяснение текущего момента трудящимся и на призыв к реальной борьбе. Программы же современных партий (включая, увы, и КПРФ) ориентированы на безликий электорат, в задачу которого входит поставить галочку в указанном месте и в указанное время раз в 5 лет.
Конечно, мы не против самих этих пожеланий как таковых. Глупо было бы выступать противниками индустриализации, национализации, прогрессивного налога или борьбы с коррупцией. Но только мы считаем, что надо, прежде всего, объяснять причины отсутствия на практике этих пожеланий, а главное — объяснять, как этого добиваться самим трудящимся. Этим именно и отличаемся мы (РОТ ФРОНТ) от парламентских партий, которые все свои предложения сводят к стилю «мы за все хорошее и против всего плохого, только проголосуйте за нас».
3. Почти все партии эксплуатируют тему патриотизма. Этот вопрос в буржуазном преподнесении сводится к патриотизму в отношении современного государства. А государственный патриотизм в отношении современного государства не может не вести к отказу от классовой борьбы и поддержке нынешнего строя. Если же говорить о патриотизме по отношению к трудовому народу, то такой патриотизм немыслим без боевого настроя трудящихся в преодолении своего текущим положением.
4. Ряд официальных партий в том или ином виде раздувают тему национализма (особенно это касается ЛДПР и КПРФ), что не может не вызывать настороженности и возмущения. Национализм разъединяет трудящихся, не дает им сплотиться для борьбы с их настоящим супостатом, который не делится по национальным квартирам, а давно уже оформился в транснациональные корпорации, когда надо всегда коллегиально решит вопрос «как опустить конкурента». Для КПРФ, которая зовет себя коммунистической это недопустимо в еще большей степени. Ведь переход руководства КПРФ на позиции, пусть и пока умеренного, но национализма означает не что иное, как обман коммунистически настроенных избирателей, а переход этот, увы, состоялся. Зачем поднимать пресловутый «русский вопрос», когда суть проблемы отнюдь не в этом? Что другие народности не страдают от капитализма? Или страдают меньше русского народа?
5. Ни одна из партий не смеет посягать на капиталистические отношения, а конкретно на право частной собственности. С первого взгляда может показаться, что исключение составляет КПРФ с ее идеей национализации, но на самом деле национализация проходит и в буржуазных странах. У КПРФ в контексте ее программы речь идет именно о такой «цивилизованной» национализации наиболее крупных промышленных отраслей. О преодолении самого же принципа частной собственности ни у КПРФ, ни у любой другой буржуазной партии нет ни слова.
6. Ни одна из партий не дает внятного ответа на то, как достичь их пожеланий в современных условиях при современном господстве Единой России (ЕР раскрывать, как достичь их целей «не надо», они и так у власти). Все программы написаны так, будто у нас уже или КПРФ победила на «честных выборах» или Жириновский Президент или Миронов премьер-министр и пр. Никакой реалистичности в том, что от этих партий мало что зависит и даже если они все объединяться и проголосуют в ГД против очередной законодательной инициативы ЕР, то численно они все вместе взятые не смогут помешать только парламентскими методами принятию антинародного закона. Но что бы ответить на этот вопрос, необходимо коснуться и внепарламентской составляющей борьбы, на что у современных квазиоппозиционных партий, то ли духу не хватает, то ли ума, то ли желания. И действительно, все современные парламентские партии, включая и так называемые «оппозиционные», весьма неплохо устроились в современной системе. Им позволяют в рамках «конструктивной критики» ругать отдельных министров и даже президента, позволяют проводить ритуальные официозные митинги, тем самым эти квазиоппозиционеры симулируют протестную деятельность и притягивают к себе оппозиционно настроенную часть населения, которая могла бы работать в рядах подлинной оппозиции. Этим партиям позволяют открыто выступать на федеральных телеканалах и на их содержание, в соответствии с законом о политических партиях, выделяют деньги из государственного бюджета. Возникает вопрос, а выгодно ли современной парламентской «оппозиции» реальная внепарламентская борьба с режимом? Ответ очевиден – нет. Мало того, по сути дела, они и так при власти и верхи этих квазиоппозиционеров давно срослись с правящей кликой.
7. Все партии, несмотря на оттенки (у ЕР это поддержка Путина, КПРФ это национализация, у ЛДПР это гиперболизированный русский вопрос, у «Справедливой России» социальная тематика, у «Правого дела» это приватизация, у «Яблоко» борьба с коррупцией, у «Патриотов России» восстановление сильной державы), исповедуют один принципиальный подход к решению вопроса: голосуйте за нас, мы вам устроим молочные реки. Обратите внимание, какое полное единогласие мы получили от самых разных политических партий в графе «как делать» и «кто будет делать». Особенно здесь бросается в глаза лицемерие «Правого дела», которые пишут «мы не хотим снова получить «царя-батюшку», а намерены сами нести ответственность за себя и свою страну. И мы знаем, как это делается». ТО есть они не хотят царя, но хотят сами управлять и «знают, как это делается». Остальные, конечно же, этого знать не могут, а вот именно кадры из «Правого дела» знают! А долг каждого «ответственного за страну» человека придти и поставить крестик напротив этой партии.
Также всем партиям свойственен элитаризм, представление своей «команды» как «профессиональной», «подготовленной» и пр. Тут видна и еще одна сторона медали, а именно — внушение народным массам, что только лишь специально отобранные «профессионалы» могут управлять страной, а долг простого трудящегося люда выбрать наиболее «профессиональных» угнетателей. Вопрос не в том, для какого класса, а в том насколько «профессионально» правит та или иная «команда». Что ж, от себя можем сказать, что современная правящая «элита» России весьма «профессионально» отстаивает интересы своего класса – крупнейшей буржуазии.
В этих предвыборных программах мы не находим места для самостоятельной творческой политической активности трудящихся, мы не находим там и намека на призыв к самостоятельной организованности граждан в их борьбе за свои хотя бы элементарные экономические права. Напротив, такой подход не может способствовать формированию политической активности в обществе, не может способствовать тому, что бы люди как то реально задумались о судьбе страны, борьбе с тем, что мешает двигаться вперед, поверили в свои силы. Такой подход, с нашей точки зрения, следует признать вредным, ведущим к воспитанию чувства иждивенчества и конформизма вместо чувств протеста и участия.
8. Из всего вышесказанного следует вывод, что сегодня сложилась ситуация когда партия власти представлена по сути Государственной Думой в целом с отдельными разнящимися по формулировкам группам, а действительно оппозиционные партии, как например РОТ ФРОНТ, куда вошли такие борцы за трудовой народ как Этманов, МАленцов и др. получают отказы в регистрации. Рот ФРОНТ, к примеру, получил 6 отказов в регистрации в Минюсте, последний был мотивирован тем, что символ партии кулак на фоне звезды угрожает существующему сегодня государственному строю (к слову сказать, это антифашистский знак Тельмана, тот есть по логике Минюста, современное государство является фашистским) .
9. В современной ситуации необходима борьба с конформизмом, чего не делают политические партии, допущенные к выборам в парламент, поэтому это должны делать простые люди, которым не безразлична судьба страны, народа и будущее. Нам надо помнить, что основная цель любого сознательного человека, настоящего патриота своей страны и тем более коммуниста состоит в том, что бы «пробудить в коняге человека», убедить человека в том, что он гражданин и способен менять свое положение к лучшему и ради этой великой цели, как говорил В.И. Ленин, законны все жертвы.
rkrp-rpk.ru
Оппозиция и ее роли в политике
Оппозиция — группировка различных партий, фракций, которые противостоят правящим политическим силам.
В целом они ограничивают монополию власти, является необходимым противовесом ему, типичным контролированием из-за ней со стороны сообщества, исполняемым с помощью критики.
Понятие «оппозиция»
Об оппозиции можно говорить в узком и широком смыслах. В узком – это политическая партия, коалиция или движение, являющееся парламентским меньшинством, но могущее прийти к власти на следующих выборах.
Четыре основные модели: «британская», «континентальная», «скандинавская» и «американо-швейцарская».
1-ая модель, которую называют классической, либо «вестминстерской», характеризуется наличием 2-ух довольно отлично санкционированных основных партий, потому оппозиция сконцентрирована в одной партии. Данные партии взыскательно соревновательны в палате и на избраниях. Оппозиция настолько грубо отличима, будто ее разрешено определять несомненно. Главное противоборство меж оппозицией и правительством проистекает на парла-ментских избраниях и в государственном палате, при этом рейхсрат считается обыденным, каждодневным помещением противоборства. Было бы вернее в том числе и именовать рейхсрат форумом, применяемым для победы на последующих выбо-рах, так как парламентские дебаты имеют целью воздействовать никак не столько на депутатов, насколько на публику – и на грядущие выборы.
В ряде стран континентальной Западной Европы оппозиция представлена несколькими партиями и поэтому сражение меж ними перемещает никак не взыскательно конкурсный нрав, а главным помещением противоборства считается объединенный торг опосля выборов с целью формирования исполни-тельной власти. Поэтому и стратегия оппозиции ориентирована никак не на покорение парламентского основной массы. Абсолютно нереально в этих усло-виях, а на повышение количества мест в палате, отчуждает ей доп достоинства в ходе коалиционного торга.
Различение третьей модели – скандинавской – имеет возможность представляться несколько искусственным; тут еще огромную роль играет общественно-политический торг, однако немаловажное различие состоит в том, что рамки его значительно расширены. Сообразно ряду главных вопросцев переговорный процесс обхватывает существенно более значительный круг участников, чем в предшествующей модели, подключая крупнейшие ассоциации бизнесменов и нанимателей, профсоюзы и т.п. данная модель оппозиции подразумевает включение механизмов общественного партнерства.
Наконец, оппозиция в четвертой модели более далека от «традиционной». Политические партии тут различаются сравнимо слабым внутренним единством и децентрализованностью. Примечательной чертой государств, имеющих отношение к данной модели, считается то, что в их вообщем отсутствует главное место противоборства между оппозицией и правительством. Разделительная линия меж оппозицией и правительством проходит никак не между партиями, а внутри их.
Исследования политической оппозиции в “незападных” демократиях, в индивидуальности в государствах, где есть партийная система с доминирующей партией (Индийский государственный конгресс, Либерально-демократическая партия Японии), еще показали, что среди форм и проявлений оппозиции очень главную роль получают фракции внутри главенствующей партии. Практически сходственные партии стают преспособлением агрегирования и согласовывания разных интересов, управления инцидентами, возникающи-ми из большого колличества расколов.
Роли оппозиции в политической жизни
Различают практко-политическую и теоретическо-политическую деятельность.
1) Практическо- политическая — осуществление внутренней и внешней политические деятели страны, разные формы участия в политической жизни сообщества партий, социально-политических соединений, перемещений.
Главные ее формы — принятие политических решений, выборы, политические реформа, забастовки, манифестации, дипломатика, межправительственные переговоры, официозные визиты.
2) Для теоретической — главными формами считаются познавательная, прогностическая и
ценностно — направленная.
Условием и формой политической занятости считаются политические дела, которые появляются в результате официальной дифференциации сообщества и проявления интересов огромных публичных групп. Субъектами политических взаимоотношений считаются классы, цивилизации, общественные категории, индивиды, политические университеты и организации.
Политические дела — настоящие фактические дела, связи соц субъектов, в каких отражены их интересы и исполняется политическая активность — совместная работа либо сражение (выборы, референдумы, митинги).
Характер взаимоотношений официальных субъектов описывает политическую обстановку, стратегию, практику, содержание политической деятельности.
Политическое поведение может проявить себя как в деятельности масс, классов, социальных групп, наций, избирателей, индивидов, политических партий, властных структур, так и в любой институционально
Формы политического поведения соц субъектов имеют все шансы существовать разными — распознают раскрытую (политическое деяние) и прикрытую (политическое действие) и прикрытую (политическое бездействие) формы политического поведения.
Сообразно собственной целеустремленностью политическое поведение имеет возможность существовать плодотворным в отношении имеющегося публичного строя и политической системы (направленной на их улучшение) либо деструктивной и в том числе и экстремистской. В зависимости от мотивации различают общественно осознанную, ценностно направленную, аффективно и обычно обусловленную политическое поведение.
Принципиальная роль в функционировании политической жизни принадлежит личику, в отсутствии что невероятна общественно-политическая активность.
Политическая роль — вовлечение людей к процессу политико-властных взаимоотношений, воплощения ими конкретных конфигураций, событий, выражающих интересы, необходимости, предпочтения, представления, взгляды и настроения, воздействие на органы власти с целью реализации соц. интересов.
Темами политического роли считается нарастить энтузиазм к политике, направленный на знание сущности политических событий, их смысл для жизни общества.
Разновидности политического участия:
- личное и коллективное
- добровольное и понудительное
- функциональное и пассивное
- обычное и новаторское
- законный и незаконный
Формами политического участия:
- выборы
- референдумы
- роль в деятельности политических партий
- сборы подписей
- митинги
- демонстрации
- забастовки
Особенной формой политического роли считаются выборы, которые сформировывают центральные органы власти и органы районного самоуправления.
Политическая жизнь сообщества характеризуется разнообразием политических действий, которые открывают направление политической деловитости соц субъектов.
Общественно-политический процесс — очередность событий, обусловленных явными жизненными обстоятельствами; совокупность поочередных действий для заслуги результата.
В политическом процессе распознают субъективный (мотивационный) аспект — активность индивидов и публичных групп и беспристрастный нюанс — вселенский итог данной деловитости.
Индивидуальный нюанс занятости людей является идеология, политическая наука, политическая програмка, система ценностей и общепризнанных мерок, которые люди используют. Личные предрасположенности и впечатления, познания ситуации, в которой люди используют собственные цели.
Беспристрастный аспект политической занятости нередко никак не подходит к устремлениям субъектов политического процесса, поэтому будто вблизи с сподіваними плодами имеют все шансы существовать и неожиданные, что затрудняет его предсказание.
Общественно-политический процесс исполняется чрез разные коммуникации, каналы взаимосвязи, взаимодействия.
Карта политической оппозиции
Главные проблемы – цели и средства оппозиций.При разборе средств политических оппозиций уместно разделение последних на лояльные, полулояльные и нелояльные. К лояльной оппозиции относятся силы, не выходящие за рамки легальной политической борьбы и отклоняющие принуждение, к нелояльной – те, которые совершают ставку на насильственные либо преступные способы или грозят их использованием.
Между институциональных причин большое воздействие на характе-ристики оппозиции делает обычное выделение меж парламентскими и президентскими системами (и отдельными их подвидами). Прези-дентские и президентско-парламентские системы, устроенные сообразно принципу «фаворит приобретает все», творят основу для становления принципиальной оппозиции. В собственную очередность, парламетские режимы поощряют предложение коалиционных и корпоратистских стратегий «торга» оппозиции с верховодящими группами. На понижение потенциала принципиальной оппозиции действуют и пропорциональные избирательные системы, децентрализация и федерализм.
Политическая оппозиция в России
Резкое понижение политического воздействия партий, оппозиционных политическому курсу президента и правительства РФ, – один из более видимых результатов главного президентского срока В.В.Путина. Наиболее такого, все чаще можно услышать, будто в нынешней российской политической системе недостает оппозиции – как системной, выступающей из-за замену политических сил, стоящих у власти, этак и несистемной, отклоняющей образовавшиеся правила политической забавы. Ежели на протяжении 1990-х годов оппозиционные силы (поначалу антикоммунистического, а потом коммунистического нрава) оказывали структурирующее действие и на «спрос», и на «предписание» на русском политическом рынке, то в 2000-е годы они не просто уступили пространство наиболее удачным инвесторам, однако и, сообразно сущности, начали пропадать.
Концептуальная карта политической оппозиции
Исследование политической оппозиции никак не относится к количеству направлений, окружающих в трюке прогрессивной политической науки. Имеющиеся типологии оппозиций или сделаны для определенного варианта, или этак нагружены «измерениями», будто утрачивают собственную объяснительную мощь. Политическую оппозицию в «гибридных» политических режимах, в частности – русском, комфортнее только разглядывать при поддержке игры.
При классификации средств политических оппозиций уместно деление крайних на лояльные, полулояльные и нелояльные. К приклнной оппозиции относятся силы, никак не выходящие из-за рамки легальной политической борьбы и отклоняющие принуждение, к нелояльной – те, которые совершают ставку на насильственные либо преступные способы или грозят их использованием.
Рассмотрим теперь те причины, которые характеризуют свойства политических оппозиций и линии движения их модификации. Главную роль тут играют индивидуальности политических режимов – ступень их состязательности и особенность главенствующих политических ВУЗов. Состязательность политического режима тесно связана со структурой политической верхушки. Веществами данной текстуры являютя интеграция (дееспособность к совместной работе в процессе принятия решений) и дифференциацияи (организационное и активное деление разных групп и их условная независимость сообразно отношению друг к другу и к государству) верхушек. Поэтому, вероятны 4 вида отборной текстуры: идеократическая (высочайшая интеграция, невысокая дифференциация), разделенная (невысокая интеграция, невысокая дифференциация), фрагментированная (невысокая интеграция, высокая дифференциация) и консенсусная (высочайшая интеграция, высочайшая диффе-ренциация). Элитная структура первого типа присуща стабильным недемок-ратическим режимам, а 4-ого – устойчивым демократиям.
Типы элитной структуры, политических режимов и оппозиций
- Элитная структура
- Интеграция элит
- Дифференциация элит
- Политический режим
Преобладающий тип оппозиции
- Идеократическая
- Высокая
- Низкая
- Прочный недемократический
- Нестабильный недемократический
- Принципиальная нелояльная
- Фрагментированная
- Низкая
- Высокая
- Нестабильный демократический
- Принципиальная лояльная или полулояльная
- Консенсусная
- Высокая
- Высокая
- Стабильный демократический
- Лояльная структурная или неструктурная
socipolit.ru