Какая власть: Власть — понятие, признаки, типы и функции

Содержание

Власть — понятие, признаки, типы и функции

Бесплатный вводный по обществознанию

Записаться

Тема власти часто встречается на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Чтобы вы могли получить балл повыше, приглашаем разобрать тему от и до в этой статье. Пристегнитесь: сегодня мы поговорим о понятии власти, ее происхождении и видах, для чего она обществу и как народ может контролировать ее работу.

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

  1. Воздействие субъекта власти на поведение людей.

  2. Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

  3. Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Что включает в себя власть

У власти есть компоненты — субъекты, объекты и ресурсы. Разберемся, что понимают под каждым из них.

Компоненты власти

Название

Сущность элемента власти

Пример

Субъект власти

Те, в чьих руках находится власть

Человек, сообщество, организация, народ, мировая общность, которая объединена в ООН

Объект власти

Те, на кого направлена власть

Человек, социальная группа, класс и т. д.

Ресурсы власти

Средства, с помощью которых реализуют власть

Экономические: деньги, природные ресурсы, техника и т. д.

Социальные: образование, статус, должность, звание и т. д.

Культурно-информационные: наука, СМИ, знания, образовательные институты и т. д.

Принудительные: военные силы, оружие, полиция

Демографические: люди, которые создают другие ресурсы

Какой бывает власть

Власть многолика и может проявляться по-разному. Существуют критерии, которые делят ее на разные категории. Давайте узнаем, какие именно.

Типы власти

Критерии

Виды

Какова степень институализации

Правительственная, школьная, городская и т.

д.

Кто субъект

Парламентская, президентская, народная, классовая, партийная

На какую сферу влияет

Духовная, идеологическая, политическая, информационная, политическая и т. д.

К какому режиму правления относится

Деспотическая, авторитарная, демократическая и т. д.

Сколько человек принимают ключевые решения

Личная и коллективная

Как соотносится с законом

Законная и незаконная, легальная и нелегальная

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Политическая власть

Политическая власть — это право, способность и возможность людей отстаивать свои политические взгляды и воплощать их в жизнь. Этот вид власти — один из самых важных для жизни общества.

Для политической власти характерны такие признаки:

  1. Распространяется на всех людей, которые живут на территории государства.

  2. Действует на основе права от имени всего общества.

  3. Может использовать разнообразные ресурсы власти — принудительные, социальные, экономические и т. д.

  4. Создает единый общегосударственный центр принятия политических решений.

  5. Единственная может пользоваться силой в пределах страны.

Какие бывают виды политической власти

Политическую власть тоже можно разделить на типы по разным признакам. Обсудим, на какие именно.

Классификация политической власти

Критерий

Формы власти

Для чего предназначена

Законодательная, судебная, исполнительная

Какое место занимает в общей структуре власти

Местная, региональная, центральная

Каков основной субъект

Республиканская, монархическая

К какому типу политического господства относится

Традиционная, рационально-правовая, харизматическая

Остановимся подробнее на последнем из критериев — системе политического господства.

Разделить их на виды предложил немецкий историк и социолог Макс Вебер. Рассмотрим каждый из них в таблице ниже.

Виды политического господства по Веберу

Критерий

Традиционное господство

Рационально-правовое или легальное господство

Харизматическое господство

Правила, на которых основано господство
Патриархальные или сословные правила Правила, которые разработали на основе здравого смысла
Глава системы Монарх или религиозный лидер Должностное лицо или орган Пророк, лидер, военачальник, демагог
Как глава системы получил власть По наследству или традиции В ходе передачи на основе принципа большинства За счет доверия объекта власти к лидеру
Форма легитимности
Вера в установленные правила
Целерациональная вера в нормы Эмоциональная вера в качества лидера и его идеи
Главный тип социального поведения Традиционное Инструментальное или целерациональное Эмоциональное

Помните: виды, которые мы описали выше, не встречаются в своем идеальном варианте. Каждый из примеров реальных политических систем сочетает черты разных типов господств.

Какой должна быть политическая власть сегодня

Современное общество держит политическую власть в рамках. Чтобы соответствовать времени и нуждам народа, она должна быть:

  • ограничена, т. е. разделена на исполнительную, судебную и законодательную;

  • легитимна, т. е. оправдана с общественно-моральной точки зрения и признана людьми;

  • регламентирована, т. е. ее должен контролировать закон;

  • институциональна, т. е. связана с общественными институтами.

Как мы уже писали выше, политическая власть играет важную роль в жизни общества. Теперь настало время разобраться, какие именно функции она выполняет.

Функции политической власти

Формирует политическую систему.

Сплачивает общество вокруг политической жизни государства.

Регулирует отношения между людьми и государством.

Управляет жизнью общества и государства на разных уровнях.

Контролирует органы власти и политические процессы.

Руководит политическими и другими отношениями.

Создает подходящую для общества форму правления, тип политической системы и т. д.

Что делает политическую власть устойчивой

Политическая власть долго не продержится на плаву, если не докажет, что она эффективна. Разберемся, что помогает ей быть устойчивой.

Устойчивость политической власти

Принцип

Легитимность

Результативность

Суть принципа

То, насколько общество одобряет власть, признают ее политические решения, поддерживают лидеров, партии и движения

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Как проявляется

Народ положительно оценивает власть и соглашается подчиняться ей.

Гражданское общество признает власть.

Мировое сообщество признает власть

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Государственная власть

Государственная власть — это один из видов власти в обществе, где субъект — это государство в лице его федеральных органов, а объект — население.

Признаки государственной власти

Публична, т. е. выступает от имени общества

Суверенна, т. е. возглавляет власть внутри страны и не зависит от отношений с другими государствами

Ограничена территорией государства

Теория разделения властей

Согласно теории, которую предложили Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон и Д. Мэдисон, государственная власть делится на 3 вида: законодательную, исполнительную и судебную. Цель этой теории — помешать одной из властей навязывать другим свою волю и не допустить авторитаризма и диктатуры в обществе. Подробнее о политических режимах мы ранее писали в блоге.

Разберемся, какие положения входят в теорию разделения властей:

  1. Законодательной, судебной и исполнительной властью управляют разные люди и органы, как заложено в Конституции.

  2. Все ветви равны и самостоятельны, ни одна из них не может устранить другую.

  3. Политика не может влиять на судебную власть. У судей есть право занимать должность долгое время.

  4. Ни одна из ветвей не может претендовать на права, которые заложены для другой в Конституции.

Таким образом, государственная власть делится на ветви, каждая из которых отвечает за свою функцию:

  • исполнительная — контролирует государственные дела;

  • судебная — охраняет порядок в обществе и закон;

  • законодательная — создает законы с учетом интересов народа.

Так теория помогает обществу не допустить, чтобы власть злоупотребляла положением в угоду личным желаниям, выходила за рамки закона и устанавливала авторитарный порядок.

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 1

Вспомните, какие компоненты входят во власть и что они обозначают.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Объект власти — это тот, от кого она исходит.

  2. Государственная власть ограничена территорией этого государства.

  3. Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

  4. Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

  5. Политика не может влиять на судебную власть.

  6. Государственная власть — важная часть политической.

  7. Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

  8. По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

  9. Власть бывает личная и коллективная.

  10. В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Виды рынков

К следующей статье

Политическое лидерство

Президент ∙ Структура ∙ Президент России

Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Конституция России

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.

Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует своё право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.

Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности.

Являясь гарантом Конституции, всей системы конституционной законности, Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Исполнительная власть — Белый дом

Перейти к этому разделу

Выбрать Наше правительство Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Выборы и голосование Государство и местное самоуправление Конституция

Исполнительная власть принадлежит Президенту Соединенных Штатов, который также является главой государства и главнокомандующим вооруженными силами. Президент несет ответственность за выполнение и обеспечение соблюдения законов, написанных Конгрессом, и с этой целью назначает глав федеральных агентств, включая Кабинет министров. Вице-президент также входит в состав исполнительной власти и готов принять на себя обязанности президента в случае необходимости.

Кабинет министров и независимые федеральные агентства несут ответственность за повседневное соблюдение и исполнение федеральных законов. У этих департаментов и агентств задачи и обязанности столь же сильно различаются, как и у Министерства обороны и Агентства по охране окружающей среды, Управления социального обеспечения и Комиссии по ценным бумагам и биржам.

Включая военнослужащих, в исполнительной власти работает более 4 миллионов американцев.

Президент

Президент является главой государства и правительства Соединенных Штатов Америки, а также главнокомандующим вооруженными силами.

Согласно Статье II Конституции, Президент несет ответственность за исполнение и обеспечение соблюдения законов, принятых Конгрессом. Пятнадцать исполнительных департаментов, каждый из которых возглавляет назначенный член кабинета президента, осуществляют повседневное управление федеральным правительством. К ним присоединяются и другие исполнительные органы, такие как ЦРУ и Агентство по охране окружающей среды, руководители которых не входят в состав Кабинета министров, но полностью подчиняются президенту. Президент также назначает глав более 50 независимых федеральных комиссий, таких как Совет Федеральной резервной системы или Комиссия по ценным бумагам и биржам, а также федеральных судей, послов и другие федеральные учреждения. Административная канцелярия президента (EOP) состоит из непосредственных сотрудников президента, а также таких организаций, как Управление управления и бюджета и Управление торгового представителя США.

Президент имеет право либо подписывать закон, либо накладывать вето на законопроекты, принятые Конгрессом, хотя Конгресс может отменить вето двумя третями голосов обеих палат. Исполнительная власть ведет дипломатию с другими странами, а президент имеет право вести переговоры и подписывать договоры, которые ратифицирует Сенат. Президент может издавать распоряжения, которые направляют должностных лиц исполнительной власти или разъясняют и дополняют существующие законы. Президент также имеет право продлевать помилование и помилование за федеральные преступления.

С этими полномочиями связаны некоторые обязанности, в том числе конституционное требование «время от времени предоставлять Конгрессу информацию о состоянии Союза и рекомендовать на его рассмотрение такие меры, которые он сочтет необходимыми и целесообразными». Хотя президент может выполнить это требование любым способом по своему выбору, президенты традиционно выступали с обращением о положении в стране на совместном заседании Конгресса каждый январь (за исключением первых лет), в котором излагалась их повестка дня на предстоящий год.

Конституция перечисляет только три требования для поста президента: президент должен быть не моложе 35 лет, быть гражданином по рождению и должен прожить в Соединенных Штатах не менее 14 лет. И хотя миллионы американцев голосуют на президентских выборах каждые четыре года, на самом деле президент не избирается народом прямым голосованием. Вместо этого в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четвертого года народ избирает членов Коллегии выборщиков. Распределенные по численности населения среди 50 штатов — по одному на каждого члена их делегации в Конгрессе (при этом округ Колумбия получает 3 голоса) — эти выборщики затем отдают голоса за президента. В настоящее время в Коллегии выборщиков 538 выборщиков.

Президент Джозеф Р. Байден — 46-й президент США. Однако он всего лишь 45-й человек, когда-либо занимавший пост президента; Президент Гровер Кливленд отбыл два срока подряд и, таким образом, признан как 22-м, так и 24-м президентом. Сегодня президент ограничен двумя четырехлетними сроками, но до 22-й поправки к Конституции, ратифицированной в 1951 году, президент мог занимать неограниченное количество сроков. Франклин Делано Рузвельт избирался президентом четыре раза с 1932 до своей смерти в 1945 году; он единственный президент, когда-либо проработавший более двух сроков.

По традиции президент и его первая семья живут в Белом доме в Вашингтоне, округ Колумбия, где также находится Овальный кабинет президента и кабинеты его или ее высокопоставленных сотрудников. Когда президент путешествует на самолете, его или ее самолет обозначается как Air Force One; Президент также может использовать вертолет морской пехоты, известный как Marine One, пока президент находится на борту. Для наземных поездок президент использует бронированный президентский лимузин.

Вице-президент

Основная обязанность вице-президента Соединенных Штатов — быть готовым в любой момент принять на себя обязанности президента, если президент не может выполнять свои обязанности. Это может произойти из-за смерти, отставки или временной недееспособности президента, или если вице-президент и большинство членов кабинета считают, что президент больше не может выполнять обязанности президента.

Вице-президент избирается вместе с Президентом Коллегией выборщиков. Каждый выборщик отдает один голос за президента и еще один за вице-президента. До ратификации 12-й поправки в 1804 году избиратели голосовали только за президента, а вице-президентом становился человек, получивший второе по величине количество голосов.

Вице-президент также является председателем Сената Соединенных Штатов, где он или она подает решающий голос в случае равенства голосов. За исключением случаев решающего голосования, вице-президент редко фактически председательствует в Сенате. Вместо этого Сенат выбирает одного из своих членов, обычно младших членов партии большинства, который будет председательствовать в Сенате каждый день.

Камала Д. Харрис — 49-й вице-президент США. Она первая женщина и первая цветная женщина, избранная на эту должность. Обязанности вице-президента, помимо тех, которые перечислены в Конституции, находятся на усмотрении действующего президента. Каждый вице-президент подходит к этой роли по-своему: некоторые берут на себя определенный портфель политических решений, другие служат просто главным советником президента. Из 48 предыдущих вице-президентов девять сменили пост президента, а пятеро были избраны на пост президента самостоятельно.

Офис вице-президента находится в западном крыле Белого дома, а также в близлежащем административном здании Эйзенхауэра. Как и президент, он или она также имеет официальную резиденцию в Военно-морской обсерватории США на северо-западе Вашингтона, округ Колумбия. Этот тихий особняк был официальным домом вице-президента с 1974 года — ранее вице-президенты жили в своих частных резиденциях. . У вице-президента также есть свой лимузин, которым управляет Секретная служба США, и он летает на том же самолете, который использует президент, но когда вице-президент находится на борту, самолеты называются Air Force Two и Marine Two.

Администрация президента

Каждый день президент Соединенных Штатов сталкивается с множеством решений, каждое из которых имеет важные последствия для будущего Америки. Чтобы обеспечить президенту поддержку, необходимую ему или ей для эффективного управления, в 1939 году президент Франклин Д. Рузвельт создал Администрацию президента (EOP). EOP отвечает за самые разные задачи: от передачи послания президента американскому народу до продвижения наших торговых интересов за рубежом.

EOP, курируемый начальником штаба Белого дома, традиционно был домом для многих ближайших советников президента. Хотя для некоторых советников, таких как директор Административно-бюджетного управления, требуется подтверждение Сената, большинство из них назначаются по усмотрению президента. Отдельные офисы, за которыми наблюдают эти консультанты, выросли в размерах и количестве с момента создания EOP. Некоторые были сформированы Конгрессом, другие по мере необходимости Президенту — они постоянно меняются по мере того, как каждый Президент определяет свои потребности и приоритеты. Возможно, наиболее заметными частями EOP являются отдел коммуникаций Белого дома и офис пресс-секретаря. Пресс-секретарь ежедневно проводит брифинги для СМИ о деятельности и повестке дня Президента. Менее заметным для большинства американцев является Совет национальной безопасности, который консультирует президента по вопросам внешней политики, разведки и национальной безопасности.

Есть также ряд офисов, отвечающих за практическое обслуживание Белого дома и материально-техническую поддержку президента. К ним относятся Военный офис Белого дома, который отвечает за услуги, начиная от борта номер один и заканчивая столовыми, и Офис президента, который готовит объекты, удаленные от Белого дома, к прибытию президента.

Многие старшие советники EOP работают рядом с президентом в западном крыле Белого дома. Тем не менее, большая часть персонала размещена в административном здании Эйзенхауэра, всего в нескольких шагах от Белого дома.

Кабинет

Кабинет является совещательным органом, в состав которого входят руководители 15 исполнительных департаментов. Назначаемые президентом и утверждаемые Сенатом члены кабинета часто являются ближайшими доверенными лицами президента. Помимо управления крупными федеральными агентствами, они играют важную роль в президентской линии преемственности — после вице-президента, спикера палаты и временного председателя сената линия преемственности продолжается с офисами кабинета в том порядке, в котором были созданы отделы. Все члены кабинета занимают должность секретаря, за исключением главы министерства юстиции, именуемого генеральным прокурором.

ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Министерство сельского хозяйства США (USDA) разрабатывает и реализует политику в области сельского хозяйства, сельского хозяйства и продовольствия. Его цели включают удовлетворение потребностей фермеров и владельцев ранчо, продвижение сельскохозяйственной торговли и производства, обеспечение безопасности пищевых продуктов, защиту лесов и других природных ресурсов, содействие процветанию сельских районов и искоренение голода в Америке и за рубежом.

В Министерстве сельского хозяйства США работает около 100 000 человек, а годовой бюджет составляет около 150 миллиардов долларов. В его состав входят 16 агентств, в том числе Служба инспекции здоровья животных и растений, Служба продовольствия и питания и Лесная служба. Основная часть бюджета департамента идет на обязательные программы, которые предоставляют услуги, требуемые по закону, такие как программы, предназначенные для оказания помощи в области питания, продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции и сохранения нашей окружающей среды.

Министерство сельского хозяйства США также играет важную роль в программах помощи зарубежным странам, предоставляя излишки продуктов питания развивающимся странам.

Министр сельского хозяйства США управляет Министерством сельского хозяйства США.

ДЕПАРТАМЕНТ КОММЕРЦИИ

Министерство торговли — это государственное учреждение, которому поручено создавать условия для экономического роста и расширения возможностей.

Департамент поддерживает бизнес и промышленность США посредством ряда услуг, включая сбор экономических и демографических данных, выдачу патентов и товарных знаков, улучшение понимания окружающей среды и жизни в океане, а также обеспечение эффективного использования научных и технических ресурсов. Агентство также формулирует политику в области телекоммуникаций и технологий и продвигает экспорт США, помогая и обеспечивая соблюдение международных торговых соглашений.

Министр торговли США распоряжается бюджетом в 8,9 миллиарда долларов и штатом более 41 000 сотрудников.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБОРОНЫ

Миссия Министерства обороны (DOD) состоит в том, чтобы предоставить вооруженные силы, необходимые для сдерживания войны и защиты безопасности нашей страны. Штаб-квартира департамента находится в Пентагоне.

Министерство обороны состоит из министерств сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил, а также многих агентств, офисов и команд, включая Объединенный комитет начальников штабов, Агентство по защите сил Пентагона, Агентство национальной безопасности и Министерство обороны. Спецслужба. Министерство обороны занимает большую часть здания Пентагона в Арлингтоне, штат Вирджиния.

Министерство обороны является крупнейшим правительственным агентством, в котором более 1,4 миллиона мужчин и женщин находятся на действительной службе, более 700 000 гражданских сотрудников и 1,1 миллиона граждан служат в Национальной гвардии и резервных силах. Вместе военные и гражданские подразделения Министерства обороны США защищают национальные интересы посредством ведения боевых действий, оказания гуманитарной помощи и оказания миротворческих услуг и оказания помощи при стихийных бедствиях.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Миссия Департамента образования состоит в содействии обучению и подготовке учащихся к поступлению в колледж, карьере и гражданству в условиях глобальной экономики путем повышения качества образования и обеспечения равного доступа к возможностям получения образования.

Департамент управляет федеральной финансовой помощью для высшего образования, наблюдает за образовательными программами и законами о гражданских правах, которые способствуют равенству в возможностях обучения учащихся, собирает данные и спонсирует исследования американских школ для улучшения качества образования, а также дополняет усилия штата. и местные органы власти, родители и учащиеся.

Министр образования США курирует 4200 сотрудников Департамента и его бюджет в размере 68,6 млрд долларов.

ДЕПАРТАМЕНТ ЭНЕРГЕТИКИ

Миссия Министерства энергетики (DOE) заключается в обеспечении национальной, экономической и энергетической безопасности Соединенных Штатов.

Министерство энергетики способствует энергетической безопасности Америки, поощряя развитие надежной, чистой и доступной энергии. Он управляет федеральным финансированием научных исследований для достижения цели открытий и инноваций — обеспечения конкурентоспособности американской экономики и улучшения качества жизни американцев. На Министерство энергетики также возложена задача обеспечения ядерной безопасности Америки и защиты окружающей среды путем принятия ответственных решений в отношении наследия производства ядерного оружия.

Министр энергетики США контролирует бюджет в размере около 23 миллиардов долларов и более 100 000 федеральных и контрактных служащих.

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Министерство здравоохранения и социальных служб (HHS) является основным агентством правительства США по охране здоровья всех американцев и предоставлению основных социальных услуг, особенно тем, кто меньше всего может помочь себе . Агентства HHS проводят исследования в области здравоохранения и социальных наук, работают над предотвращением вспышек заболеваний, обеспечивают безопасность пищевых продуктов и лекарств и предоставляют медицинское страхование.

В дополнение к управлению программами Medicare и Medicaid, которые вместе обеспечивают медицинское страхование каждого четвертого американца, HHS также курирует Национальные институты здравоохранения, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов и Центры по контролю за заболеваниями.

Министр здравоохранения и социальных служб распоряжается бюджетом примерно в 700 миллиардов долларов и численностью примерно 65 000 сотрудников. Программы Департамента находятся в ведении 11 операционных подразделений, в том числе восьми агентств Службы общественного здравоохранения США, двух агентств социальных служб и центров услуг Medicare и Medicaid.

ДЕПАРТАМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Департамент внутренней безопасности (DHS) защищает американский народ от широкого спектра внешних и внутренних угроз. У DHS широкий и разнообразный набор задач, в том числе предотвращение и пресечение террористических атак, защита критической инфраструктуры и гражданских компьютерных сетей, содействие законной торговле и поездкам, реагирование на стихийные бедствия и восстановление после них, защита наших границ и регулирование миграции людей в и из нашей страны.

В DHS, третьем по величине министерстве кабинета министров, работает более 250 000 человек, а годовой бюджет в размере 58 миллиардов долларов распределяется по более чем 20 компонентам, включая Секретную службу США, Управление транспортной безопасности, Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, Береговую охрану США, Таможню и пограничную службу США. Защита, Иммиграционная и таможенная служба США, Служба гражданства и иммиграции США, а также Агентство по кибербезопасности и безопасности инфраструктуры. Закон о внутренней безопасности 2002 г. учредил Департамент в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 г. и объединил 22 агентства исполнительной власти.

Помощник президента по национальной безопасности и министр внутренней безопасности координируют политику, в том числе через Совет национальной безопасности в Белом доме и в сотрудничестве с другими оборонными и разведывательными ведомствами.

ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНОГО И ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ

Департамент жилищного строительства и городского развития (HUD) является федеральным агентством, отвечающим за национальную политику и программы, направленные на удовлетворение жилищных потребностей Америки, улучшение и развитие национальных сообществ и обеспечение соблюдения законов о справедливом жилищном обеспечении. Департамент играет важную роль в поддержке домовладения для семей с низким и средним доходом посредством своих программ ипотечного страхования и субсидирования арендной платы.

Офисы HUD включают Федеральное жилищное управление, которое обеспечивает ипотечное страхование и страхование кредитов; Управление справедливого жилья и равных возможностей, которое обеспечивает всем американцам равный доступ к жилью по их выбору; и Программа блочных грантов на развитие сообщества, которая помогает сообществам в экономическом развитии, возможностях трудоустройства и восстановлении жилья. HUD также занимается управлением государственным жильем и помощью бездомным.

Министр жилищного строительства и городского развития курирует более 9000 сотрудников с бюджетом около 40 миллиардов долларов.

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Министерство внутренних дел (DOI) является главным национальным агентством по охране природы. Его миссия состоит в том, чтобы защищать природные ресурсы Америки, предлагать возможности для отдыха, проводить научные исследования, сохранять и защищать рыбу и дикую природу, а также соблюдать обязательства правительства США перед американскими индейцами, коренными жителями Аляски и островными сообществами.

DOI управляет примерно 500 миллионами акров земли, или примерно одной пятой земли в Соединенных Штатах, и управляет сотнями плотин и водохранилищ. Агентства в составе DOI включают Бюро по делам индейцев, Службу охраны рыбных ресурсов и дикой природы и Геологическую службу США. DOI управляет национальными парками, и ему поручено защищать исчезающие виды.

Министр внутренних дел руководит примерно 70 000 сотрудников и 200 000 добровольцев с бюджетом примерно в 16 миллиардов долларов. Каждый год он получает миллиардные доходы от аренды энергии, полезных ископаемых, пастбищ и древесины, а также разрешений на отдых и продажи земли.

ДЕПАРТАМЕНТ ЮСТИЦИИ

Миссия Министерства юстиции (DOJ) заключается в обеспечении соблюдения закона и защите интересов Соединенных Штатов в соответствии с законом; обеспечивать общественную безопасность от угроз внешних и внутренних; обеспечить федеральное лидерство в предупреждении преступности и борьбе с ней; добиваться справедливого наказания виновных в противоправном поведении; и обеспечить справедливое и беспристрастное отправление правосудия для всех американцев.

Министерство юстиции состоит из 40 организаций, включая Управление по борьбе с наркотиками, Федеральное бюро расследований, маршалов США и Федеральное бюро тюрем. Генеральный прокурор является главой Министерства юстиции и главным сотрудником правоохранительных органов федерального правительства. Генеральный прокурор представляет Соединенные Штаты в юридических вопросах, консультирует президента и глав исполнительных органов правительства и иногда лично выступает перед Верховным судом.

Министерство юстиции с бюджетом около 25 миллиардов долларов является крупнейшим в мире юридическим бюро и центральным агентством по обеспечению соблюдения федеральных законов.

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА

Министерство труда осуществляет надзор за федеральными программами по обеспечению сильной американской рабочей силы. Эти программы касаются профессиональной подготовки, безопасных условий труда, минимальной почасовой оплаты труда и оплаты сверхурочных, дискриминации при приеме на работу и страхования от безработицы.

Миссия Министерства труда заключается в содействии и продвижении благосостояния ищущих работу, наемных работников и пенсионеров Соединенных Штатов путем улучшения их условий труда, расширения их возможностей для прибыльного трудоустройства, защиты их пенсионных и медицинских пособий, помощи работодатели находят работников, укрепляя свободные коллективные переговоры и отслеживая изменения в занятости, ценах и других национальных экономических показателях.

Офисы в Министерстве труда, Управление по охране труда и здоровья, которое способствует безопасности и здоровью работающих мужчин и женщин Америки, и Бюро трудовой статистики, главное статистическое агентство федерального правительства по экономике труда, и.

Министр труда руководит 15 000 сотрудников с бюджетом примерно в 12 миллиардов долларов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

Государственный департамент играет ведущую роль в разработке и реализации внешней политики президента. Основные обязанности включают представительство Соединенных Штатов за рубежом, иностранную помощь, программы военной подготовки за рубежом, борьбу с международной преступностью и широкий спектр услуг гражданам США и иностранным гражданам, желающим въехать в Соединенные Штаты.

США поддерживают дипломатические отношения примерно со 180 странами, каждая из которых представлена ​​гражданскими сотрудниками дипломатической службы США, а также с международными организациями. На родине миссию Департамента выполняют более 5000 гражданских служащих.

Государственный секретарь является главным советником президента по внешней политике и курирует 30 000 сотрудников и бюджет в размере около 35 миллиардов долларов.

ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА

Миссия Министерства транспорта (DOT) состоит в том, чтобы обеспечить быструю, безопасную, эффективную, доступную и удобную транспортную систему, отвечающую нашим жизненно важным национальным интересам и улучшающую качество жизни американского народа.

Организации, входящие в состав DOT, включают Федеральное управление автомобильных дорог, Федеральное управление гражданской авиации, Национальное управление безопасности дорожного движения, Федеральное управление транзита, Федеральное управление железных дорог и Морское управление.

Министр транспорта США контролирует почти 55 000 сотрудников и бюджет примерно в 70 миллиардов долларов.

ДЕПАРТАМЕНТ КАЗНАЧЕЙСТВА

Министерство финансов отвечает за содействие инклюзивному экономическому процветанию для всех американцев.

Департамент способствует экономическому росту в США и во всем мире для повышения уровня жизни американцев, поддержки сообществ, продвижения расовой справедливости, борьбы с изменением климата и укрепления финансовой стабильности. Департамент управляет системами, которые имеют решающее значение для финансовой инфраструктуры страны, такими как производство монет и валюты, выплата платежей, причитающихся американскому населению, сбор необходимых налогов и заимствование средств, требуемых постановлениями Конгресса для управления Федеральное правительство. Министерство финансов также играет важную роль в укреплении национальной безопасности, защищая наши финансовые системы, вводя экономические санкции против иностранных угроз США, а также выявляя и нацеливая на сети финансовой поддержки, которые угрожают нашей национальной безопасности.

Министр финансов распоряжается бюджетом в размере около 13 миллиардов долларов и штатом из более чем 100 000 сотрудников.

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ ВЕТЕРАНОВ

Департамент по делам ветеранов отвечает за управление программами пособий для ветеранов, их семей и выживших. Эти пособия включают пенсию, образование, компенсацию по инвалидности, ипотечные кредиты, страхование жизни, профессиональную реабилитацию, помощь в связи с потерей кормильца, медицинское обслуживание и пособия на погребение. В 1919 году Управление по делам ветеранов стало ведомством на уровне кабинета министров.89.

Из 25 миллионов ныне живущих ветеранов почти трое из каждых четырех служили во время войны или официального периода военных действий. Около четверти населения страны — примерно 70 миллионов человек — потенциально имеют право на участие в программе V.A. льготы и услуги, потому что они являются ветеранами, членами семьи или пережившими ветеранов.

Секретарь по делам ветеранов распоряжается бюджетом примерно в 90 миллиардов долларов и штатом из примерно 235 000 сотрудников.

Что такое сила? | Институт Гувера Что такое власть?

Что такое сила?» — спросил Толстой в конце «Войны и мира ». Сегодня большинство людей дали бы простой ответ: сила — это Америка. Соединенные Штаты являются глобальным гегемоном года. С военной точки зрения, никогда не было такой сверхдержавы, как .

Действительно, забудьте слово сверхдержава: Соединенные Штаты теперь являются тем, что бывший министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин недавно назвал сверхмощностью . Обратите внимание на размер оборонного бюджета США. Пол Кеннеди из Йельского университета раньше беспокоился о перенапряжении американцев. Больше нет: «Бюджет Пентагона равен совокупным военным бюджетам следующих 12 или 15 стран», — написал он в недавней статье в Файнэншл Таймс . «Другими словами, на Соединенные Штаты приходится 40–45 процентов всех расходов на оборону 189 государств мира». Государства-члены Европейского союза (ЕС) в совокупности тратят около 170 миллиардов долларов в год на оборону, но Соединенные Штаты тратят более 300 миллиардов долларов в год и могли бы с комфортом увеличить эту цифру на 60 процентов, не превышая 5 процентов валового национального продукта — как однажды увидел Кеннеди. как порог «перенапряжения» (см. рис. 1). Могут ли Соединенные Штаты справиться с остальным миром без особой помощи со стороны Европы?» Недавно спросил Роберт Каган. «Ответ в том, что это уже происходит».

Финансовая статистика на самом деле занижает огромное военное превосходство Америки. Самые убедительные доказательства были представлены всем телезрителям в Косово в 1999 году, в Афганистане в 2002 году и в Ираке, когда я пишу. Во всех трех случаях техническое превосходство американских сил позволяло им уничтожать войска, вооружение и другие военные «объекты» противника с минимальными потерями.

Все это, конечно, основано на предположении, что сила — это просто военная мощь: способность применять силу против других. Макс Вебер однажды охарактеризовал современное государство как претендующее на монополию на законное применение насилия. В международной сфере такой монополии быть не может. Но иногда может показаться, что международная власть зависит от монополизации самых изощренных средств совершения насилия. Сегодня Соединенные Штаты обладают тем технологическим преимуществом, которым (на короткое время) пользовались несколько западноевропейских держав в девятнадцатом веке, когда обладание бронированными пароходами и пулеметами поставило мир на их милость.

Но есть две проблемы. Во-первых, мы на свой страх и риск недооцениваем скорость, с которой такие технологические пробелы закрывались в прошлом. Большая часть точности американских истребителей и бомбардировщиков теперь зависит от программного обеспечения, которое помогает пилотам принимать решения за доли секунды и может даже полностью заменить пилотов. Любой, кто знаком с бизнесом гражданского программного обеспечения, знает, что крайне сложно надолго монополизировать программный прорыв.

Во-вторых, то, что сделало возможной американскую «революцию в военном деле», было исключительным экономическим ростом 1990-е годы, в результате которых весьма существенные расходы на оборону вдруг стали казаться незначительными в относительном выражении. И, в свою очередь, этот экономический рост можно было использовать только потому, что политические институты Америки добились значительных успехов, по крайней мере со времен Первой мировой войны, в убеждении избирателей платить налоги (или одобрять государственные займы) для поддержания и улучшения национальной обороны.

Итак, сила — это не только военная мощь; точнее, военная мощь зависит от экономического роста и политических институтов.

Другой аргумент заключается в том, что власть имеет дипломатический, а не военный характер: именно угроза, которую представляют для малых стран силы Соединенных Штатов, побуждает их объединяться против Америки.

Этот аргумент особенно привлекателен для европейцев. Они знают, что ЕС — военный пигмей. (Действительно, у европейских членов НАТО под ружьем больше людей, чем у Соединенных Штатов, но большинство из них — плохо экипированные и плохо обученные новобранцы.) Однако, действуя коллективно и через институты послевоенного международного порядка — Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация, НАТО — европейцы могут сдержать Соединенные Штаты. Сэмюэл Хантингтон однажды заявил, что европейская интеграция была «самым важным шагом», поскольку остальной мир отреагировал на американскую сверхдержаву, и что она в конечном итоге приведет к «по-настоящему многополярному» XXI веку. Тот факт, что Соединенные Штаты несколько недель тщетно пытались убедить Францию ​​и Германию поддержать военные действия против Ирака, говорит о том, что в этом мнении есть доля правды.

Конечно, любой, кто изучает баланс сил в девятнадцатом веке, знает, что способность формировать союзы может с лихвой компенсировать относительную слабость державы. Никто не написал о том, как работала эта система, лучше, чем А.Дж.П. Тейлора, чья книга «Борьба за мастерство» в Европе остается классическим исследованием дипломатической власти. Ибо именно проницательная дипломатия, а также военное превосходство привели Пьемонт и Пруссию к победе над их внешне более сильными континентальными соперниками, Австрией и Францией.

Здесь есть милая ирония. Приверженцы дипломатии баланса сил, как правило, пренебрежительно относятся к таким институтам, как Организация Объединенных Наций и ее предшественница, Лига Наций, созданная по инициативе архи-идеалистов Вудро Вильсона и Франклина Д. Рузвельта. Но теперь те самые наднациональные институты, воздвигнутые во имя коллективной безопасности, используются западноевропейскими державами самым реальнополитическим образом.

Тем не менее, дипломатия пока доставит только Европу. Можно утверждать, что в демографическом плане власть неумолимо ускользает от стран с низкой рождаемостью.

Это, конечно, самое старое упрощение из всех, приравнивающее силу и население. Тем не менее, это явно имеет значение. С населением всего 286 000 человек Исландия никогда не будет обладать какой-либо значимой властью; тогда как наличие населения, более чем в четыре раза превышающего население Соединенных Штатов, несомненно, делает Китай могущественным. В ЕС также значительно больше населения, чем в Соединенных Штатах: 375 миллионов против 270 миллионов в Америке. Но сочетание низкой рождаемости и ограниченной иммиграции означает, что население Европы, вероятно, выровняется в ближайшие 20 лет, тогда как население Китая за последние 30 лет росло значительно быстрее, чем население Америки. Бывшая соперничающая с Америкой сверхдержава, Россия, в настоящее время переживает убыль населения: россиян стало на 5 миллионов меньше, чем 10 лет назад, что является симптомом посткоммунистического экономического, социального и экологического недуга.

Подсчет населения: еще раз, вам нужно только спросить французов, чей упадок и падение как великой державы были связаны с их относительно низкой рождаемостью в девятнадцатом веке. (В восемнадцатом веке их численность превосходила все другие европейские державы, за исключением России.) Стоит также отметить, что средние темпы роста населения в исламском мире почти вдвое превышают темпы роста Китая. Если мы, как утверждал Сэмюэл Хантингтон, являемся свидетелями столкновения цивилизаций, должно иметь значение, что их цивилизация в буквальном смысле растет быстрее, чем наша. Это также гораздо более молодая цивилизация, чем цивилизация стареющего Запада.

Очевидно, что демография — это еще не все. Если бы это было так, Индия была бы сверхдержавой номер два в мире после Китая. Гораздо важнее то, что экономическая мощь — это то, что имеет значение, и по этому показателю Китай едва ли вполовину мощнее Соединенных Штатов.

Конечно, заманчиво предположить, что власть — это синоним валового внутреннего продукта: большой ВВП равняется большой власти. Поэтому многие аналитики указывают на огромную экономику Китая и его быстрый рост как на свидетельство того, что страна скоро получит статус сверхдержавы, если уже этого не сделала. Просто спрогнозируйте среднегодовые темпы роста за последние 30 лет, и всего через два десятилетия ВВП Китая сравняется с ВВП США и превысит ВВП ЕС (см. рис. 3).

Но ВВП не означает великую дипломатическую силу. Если нет институтов, способных преобразовывать экономическую продукцию в военную технику — и если экономика растет быстрее, чем общественный интерес к иностранным делам, — тогда продукт — это не что иное, как потенциальная сила. Америка обогнала Великобританию по объему ВВП в 1870-х годах, но только во время Первой мировой войны она обогнала Великобританию как глобальную державу.

В любом случае темпы роста страны в ближайшие 20 лет вряд ли сравняются с показателями последних трех десятилетий. Депрессивная Япония почти наверняка будет ниже, в то время как рост в Соединенных Штатах, возможно, будет выше, если есть доля правды в утверждении о том, что производительность США постоянно повышалась за счет инвестиций в информационные технологии в течение 19-го века.90-е. К тому же в ближайшие десятилетия Китаю будет трудно поддерживать среднегодовые темпы роста на уровне более 5 процентов. Азиатский гигант уже страдает от серьезных социальных проблем роста, поскольку рыночные силы разрывают на части то, что когда-то было командной экономикой. До 1914 года экономика России была самой быстрорастущей в Европе. Но последовавшая за этим социальная поляризация стала главной причиной краха России в 1917 году.

Опять же, экономический рост возможен только при изобилии дешевой нефти. Согласно одному распространенному мнению, действительно важны запасы нефти. Так что реальная власть должна принадлежать арабам.

Реальность здесь сурова. На Ближний Восток приходится 31 процент мировой добычи нефти, но всего 6 процентов потребления. На Северную Америку приходится около 18 процентов мировой добычи нефти, но потребляется 30 процентов. Однако еще более отрезвляющими являются цифры мировых запасов нефти: в Америке их всего 6%; Ближний Восток, 65 процентов. В настоящее время Соединенные Штаты зависят от Персидского залива, в основном от Саудовской Аравии, где потребляется около 14 процентов их потребления нефти, или четверть их импорта нефти, но эти цифры неизбежно вырастут. Некоторые эксперты предсказывают, что с 2008 г. поставки нефти из стран, не входящих в ОПЕК, резко сократятся и что, за исключением некоторых крупных технологических прорывов, с 2010 г. в мире возникнет фактический дефицит9.0003

Но наличие нефти не обязательно делает вас могущественным, хотя оно, безусловно, может сделать вас богатым. Именно стратегическое значение ближневосточной нефти делает ставку на то, что Соединенные Штаты будут стремиться увеличить, а не уменьшить свое влияние в регионе в ближайшие годы. Не только Ирак, но даже сама Саудовская Аравия — уже тревожно нестабильный союзник и рассадник террористической сети «Аль-Каида» — возможно, в обозримом будущем де-факто станет американским протекторатом, как это сделали Германия и Япония после Второй мировой войны.

Есть и другая возможность: финансовая власть. Согласно этой точке зрения, реальная власть принадлежит финансистам — Международному валютному фонду и Всемирному банку, а не производителям товаров.

Субмарксистские подростки-демонстранты от Сиэтла до Праги любят заявлять, что власть на самом деле принадлежит международным финансовым институтам. Это действительно настолько глупо, насколько это возможно. Два банка любят критиковать друг друга, но и у МВФ, и у Всемирного банка есть одна общая черта: они пытаются помочь менее развитым странам или странам с переходной экономикой. Их лекарства не всегда могут быть приятными или эффективными, но это другой вопрос. Если у этих институтов и есть проблема, так это в том, что они недостаточно сильны, а не в том, что они слишком сильны. Большую часть времени все, что они могут сделать, это одолжить деньги ненадежным правительствам и увещевать их быть менее ненадежными. Какая-то сила. Их ресурсы также гораздо более ограничены, чем кажется антиглобалистской толпе наемников. То, что МВФ называет «общими ресурсами», составляет примерно 29 долларов.0 миллиардов, но его чистая кредитная способность составляет всего 88 миллиардов долларов. Это меньше четверти бюджета социального обеспечения США.

Но что, если МВФ и др. являются лишь прикрытием в государственном секторе для настоящих держав: транснациональных корпораций (ТНК)? Это более серьезный аргумент. Возьмем три крупнейшие компании мира (по данным журнала Fortune ): у них активы на сумму 550 миллиардов долларов и выручка примерно такого же порядка. В них занято более 1,8 млн человек. Тем не менее было бы смелым заявлением, что в магазинах Wal-Mart — самых больших из трех — было сила . И даже если кажется более правдоподобным приписать власть следующей по величине корпорации — Exxon Mobil, — не следует преувеличивать.

В истории были примеры, когда компании осуществляли власть так прямо и успешно, что сами становились государствами: Ост-Индская компания — самая известная. Ни одна транснациональная корпорация сегодня не приблизилась к тому, чтобы обладать властью, которую имела компания, когда она управляла большей частью Индийского субконтинента, оплачивая одну из самых больших армий в мире — и один из самых больших корпоративных долгов — безжалостно аннексируя новые территории и облагая налогами их жителей. .

Сегодняшние транснациональные корпорации осуществляют власть косвенно. За исключением тех регионов мира, где государственная власть рухнула или стала безнадежно оспариваемой, они предпочитают сосуществовать с правительствами, а не заменять их. Для этого есть веская причина. От России в 1917 году до Ирана в 1979 году двадцатый век неоднократно демонстрировал, что революционный режим может без промедления экспроприировать даже крупнейшую нефтяную компанию. Это не означает, что транснациональные компании никогда не свергали или не покупали правительства. Но в целом большие и неподвижные активы большинства многонациональных корпораций делают их столь же уязвимыми, сколь их огромные ресурсы делают их сильными. Не следует также забывать, что транснациональные корпорации принадлежат множеству акционеров. Какими бы могущественными ни были их руководители, их власть может быть быстро упразднена, если они не смогут обеспечить положительную прибыль для инвесторов.

Но настоящий пункт, как утверждают некоторые, заключается в том, что многие из этих многонациональных корпораций являются американскими. И продукты, которые они продают, являются ключом к реальной силе, которой обладают Соединенные Штаты, — их «мягкой» силе, тому, что делает Соединенные Штаты привлекательными.

Проблема мягкой силы в том, что она, ну, мягкая. Во всем исламском мире есть дети, которые наслаждаются (или хотели бы наслаждаться) бутылками колы, биг-маками, компакт-дисками Бритни Спирс и DVD с Томом Крузом в главной роли. Что-то из этого заставляет их любить Америку больше? Странно нет.

На самом деле это не так уж и странно. В девятнадцатом веке Великобритания впервые применила мягкую силу, хотя и распространяла свою культуру через проповеди миссионеров и комментарии в англоязычных газетах. Британцы также произвели революцию в мировом спорте, сделав крикет самым популярным видом спорта на Индийском субконтиненте, регби — любимым видом спорта антиподов, а футбол — почти универсальным опиатом современных масс. (Только Соединенные Штаты сопротивлялись этим наиболее опасным проявлениям британской мягкой силы.)

Однако именно из наиболее англизированных частей коренного населения Британской империи возникли националистические движения. Прототипом был бенгальский бабу, способный цитировать Шекспира лучше, чем средний британец-экспатриант, который днем ​​работал на британцев, а ночью готовил их свержение. Метающие камни палестинцы в кроссовках Nike — это современная версия того же феномена с лицом Януса.

А как насчет модного утверждения о том, что власть находится в руках человека благодаря Интернету, потому что информация — это сила, а теперь огромное количество информации доступно каждому по щелчку мыши?

Здесь тоже нужно быть скептичным. Американский потребитель может быть двигателем мировой экономики, но он (она) обладает очень ограниченной силой — силой стада, способной быть либо неподвижной массой, либо толпой. Проблема с потребительской властью состоит в том, что ее количественная сила имеет тенденцию быть обратно пропорциональной степени, в которой она организована и управляема. Стало клише, что неправительственные организации теперь сами по себе являются мощными международными субъектами, столпами зарождающегося глобального гражданского общества. Цифры, несомненно, впечатляют: количество членов Всемирного фонда дикой природы увеличилось в десять раз с середины XIX века. 80-х годов до примерно 5 миллионов, в то время как Гринпис насчитывает 2,5 миллиона членов. Эти неправительственные организации располагают значительно большими ресурсами, чем большинство международных правительственных организаций: годовой бюджет Всемирной торговой организации составляет 67 миллионов долларов, что составляет менее четверти бюджета Всемирного фонда дикой природы.

Но нынешняя кампания WWF по прекращению чрезмерного вылова рыбы в Мировом океане, вероятно, будет сорвана бесчисленными миллионами — как вы уже догадались — отдельных потребителей, которые просто больше любят есть рыбу, чем думать о будущем планеты. Самым большим препятствием для тех, кто активно занимается серфингом, может быть безразличие тех, кто пассивно совершает покупки.

Конечно, информация не то же самое, что знание, и уж точно не то же самое, что понимание. Возможно, единственная сила — мозги (без толковых академиков, в конце концов, не было бы Интернета). Исходя из этого, Соединенные Штаты действительно являются 90 181 numero uno: 90 182, просто посчитайте Нобелевских премий — с 1969 года американские институты получили 158 премий по сравнению со скудными 85 в Европе. приобрести его — яйцеголовые профессора — вообще очень неохотно монополизируют его. Они знают, насколько трудным было бы их собственное обучение, если бы цена доступа к старым знаниям была слишком высока. Даже если академики стали более упертыми со времен Эйнштейна, те, кто хотел бы сохранить свои открытия в секрете, сталкиваются с проблемой, что в эпоху рационального использования ресурсов для научных исследований кто-то другой рано или поздно сделает это самостоятельно. такой же прорыв.

Вот почему советские ученые были практически прикованы к своим лабораториям во время холодной войны, и почему права интеллектуальной собственности являются такой горячей темой в наши дни. Установление права собственности на блестящую идею может сделать обмен идеей очень выгодным. Но даже в этом случае монополия склонна к самоликвидации. Ибо экономический стимул должен заключаться в том, чтобы сделать идею доступной как можно большему количеству людей, хотя и по самой высокой цене, которую они заплатят.

Одна из удручающих возможностей состоит в том, что в наши дни реальная власть находится не в руках яйцеголовых, а в руках маньяков, благодаря поразительно легкой доступности средств разрушения. Нет никаких сомнений в том, что историческая дешевизна, малые размеры и разрушительная сила современного оружия значительно усиливают мощь террористов. Перед лицом такого рода мощи даже американская сверхдержава может показаться бессильной. Это для многих комментаторов стало уроком 11 сентября: террорист-смертник всегда прорвется.

Остается вопрос, является ли взрыв себя и других эффективным способом достижения политической цели. Убийство британских мирных жителей (пока) не обеспечило ИРА объединение Ирландии. И почему-то трудно представить, чтобы Соединенные Штаты безропотно выводили свой военный персонал с Ближнего Востока в ответ на непрекращающуюся кампанию террора — если это действительно то, чего хочет добиться Усама бен Ладен.

Но что вдохновляет террористов? Ответ в значительной степени заключается в религиозном фанатизме. Сталин однажды лихо спросил, сколько дивизий у папы римского. Нет, это правда. Но мы никогда не должны недооценивать силу идеологии и религии, которые, безусловно, оказались более живучими, чем мощь Красной Армии. Действительно, есть те, кто скажет, что после Михаила Горбачева и Рональда Рейгана никто не сделал для свержения коммунизма в Восточной Европе больше, чем Иоанн Павел II. Таким образом, вера, возможно, является таким же важным компонентом власти, как и материальные ресурсы.


Я попытался предположить, что власть заключается в максимально возможной монополизации того, что можно было бы назвать средствами проецирования (власти). Их список должен включать в себя рабочую силу, вооружение и богатство, а также знания и, поскольку рационально организованная бюрократия является огромным ресурсом, административную эффективность.

Однако, как мы видели, большинство, если не все, эти элементы власти имеют тенденцию к более равномерному распределению из-за различий в темпах роста и скорости, с которой могут передаваться знания (включая знания, имеющие военное применение). В этом смысле власть сама по себе имеет тенденцию к распылению. И чем больше она рассеяна, тем меньше сил. Одна сила с ядерной ракетой очень мощная. Каждая из двенадцати держав с ядерными ракетами намного менее мощна. Чем больше распространение, тем меньше сила.

Чего, конечно, нельзя сказать о природных ресурсах. В случае с нефтью и другими ключевыми стратегическими товарами эти основные элементы власти конечны и географически сконцентрированы. Но в любом случае следует сделать вывод, что нам не следует преувеличивать вероятную продолжительность эпохи Америки как сверхдержавы.

Тем не менее, есть последнее измерение силы, которое нельзя упускать из виду: психологическое. Две вещи могут значительно усилить или ослабить способность любой организации, правительственной или неправительственной, проецировать власть: во-первых, ее собственная легитимность в глазах ее отдельных членов; во-вторых, его авторитет в глазах других держав.

Это неизмеримые, но, возможно, самые важные элементы силы. И хорошо, что мы их помним. Ибо в войне с терроризмом, объявленной президентом Бушем в сентябре 2001 года, они могут оказаться решающими элементами.

При нынешнем положении дел обе стороны — Соединенные Штаты и террористическая диаспора — прочно завоевали доверие к себе, последняя — разрушив Всемирный торговый центр, первая — свергнув режим талибов, а теперь — Саддама Хусейна. В то же время, оба, кажется, имеют легитимность в глазах своих соответствующих избирателей. Конечно, к 11 сентября настроение американской общественности резко изменилось. Конечно, поддержка «Аль-Каиды» среди молодых мусульман, кажется, остается сильной от Карачи до Эр-Рияда. Американский патриотизм, возможно, является гражданской религией, столь же грозной в своем роде, как и исламский фундаментализм.

Но так ли это?

Выносливость — способность любой человеческой организации выдерживать коллективные усилия — зависит как от моральных, так и от материальных факторов: это один из древнейших уроков военной истории. Русская армия рухнула в 1917 году в гораздо менее суровых условиях, чем русская армия в 1942 году. Это произошло потому, что сталинское тоталитарное сочетание пропаганды и принуждения сохранило легитимность его режима.

Теоретически нет причин, по которым демократии не должны оказаться столь же устойчивыми, даже если они полагаются на согласие через представительство, а не (или, по крайней мере, больше, чем) на принуждение. Но мы не знаем наверняка. Ни одна демократия никогда не испытывала таких колоссальных лишений, как те, которые нацисты учинили Советам; Соединенные Штаты, в частности, удивительно легко отделались во всех войнах, которые они вели против внешних врагов.

Сила, таким образом, частично связана с материальными вещами: оружием, маслом, людьми, деньгами, маслом. Но это также и мораль. Таким образом, в мире, характеризующемся рассеянием большинства материальных элементов власти, реальная власть может зависеть от наличия доверия и легитимности. Вера не может сдвинуть горы.