Качества руководителей – личные, профессиональные, деловые качества успешного руководителя
Качества руководителя
Личные качества руководителя оказывают непосредственное влияние на развитие компании и эффективность всей команды. В этой статье расскажем о том, какими качествами должен обладать руководитель, чтобы предприятие было успешным.
Качества успешного руководителя
Управление организацией – не просто должность, это специфическая система мышления, особый набор личных качеств, позволяющих эффективно строить стратегию развития, организовывать и руководить другими людьми. Основные качества руководителя разделяются на три группы – профессиональные, деловые и личностные.
- К профессиональным качествам руководителя относятся его знания и опыт работы как специалиста в своей сфере деятельности. Без знания внутренних процессов производства невозможно правильно организовать систему управления;
- Деловые качества руководителя – это навыки управления, знание структуры организации, умение координировать и контролировать действия подчиненных, умение расположить к себе как сотрудников, так и партнеров;
- Личностные качества руководителя – комплекс моральных, нравственных и личных устоев, индивидуальные особенности, характеризующие начальника как человека и в итоге определяющих его стиль управления.
В недавнем прошлом для управления организацией достаточно было быть профессионалом и четко понимать структуру предприятия. Но в условиях современного рынка, при необходимости взаимодействия с различными смежными структурами одного профессионализма мало. Именно комбинация всех трех категорий качеств создает идеального руководителя. Рассмотрим подробнее каждую группу качеств, необходимых современному руководителю.
Директор ИП: ответы на главные вопросы
Деловые качества хорошего руководителя
В управлении организацией на первый план выступают управленческие качества руководителя, так называемая «деловая хватка». Под деловыми качествами подразумеваются:
- умение быстро и объективно оценивать, анализировать информацию;
- способность принимать самостоятельные обоснованные решения;
- умение оперативно мыслить и действовать;
- способность быстро ориентироваться в сложной ситуации;
- навыки многозадачности;
- умение разумно использовать различные ресурсы;
- способность грамотно оценивать и распределять роли;
- умение четко ставить задачи и координировать действия сотрудников;
- способность налаживать контакты с вышестоящим руководством и партнерами;
- способность выстраивать стратегии развития;
- умение налаживать коммуникации с партнерами и контрагентами различного уровня.
Хороший руководитель должен объединять в себе стратегические и оперативные качества. То есть важными качествами руководителя выступают умение планировать и организовывать стратегию развития предприятия.
В ситуациях, когда нужно действовать оперативно, руководитель должен уметь держать под контролем собственные эмоции, объективно оценивать, быстро принимать решения и четко ставить задачи перед сотрудниками. Хороший управленец умеет правильно расставлять приоритеты в задачах и избавляться от ненужной рутины, передавая, например, часть работы на аутсорс и таким образом оптимизируя работу компании.
Немаловажным фактором для успешной работы любого предприятия выступает налаживание контактов с нужными организациями, получение и обмен информацией, взаимодействие с партнерами. Управленческие качества руководителя неотделимы от его личностных характеристик, по сути, они выступают задатками для развития деловой хватки.
О профессиональных навыках и компетенции руководителя читайте здесь
Личные качества успешного руководителя
Один человек не может быть компетентен одновременно во всех вопросах и задачах, особенно когда речь идет о крупной организации. Поэтому для каждого управленца важно создать эффективную работу команды специалистов-отраслевиков, финансистов, маркетологов, юристов и т.д.
К личным качествам идеального руководителя относятся:
- Адекватная самооценка. Невозможно анализировать способности и корректировать работу других людей, если человек не умеет объективно оценивать и контролировать себя. Самоконтроль и самокритика – качества, необходимые руководителю для создания четкого взаимоотношения внутри коллектива.
- Высокие амбиции, целеустремленность. Руководитель, который нацелен на успех, стремиться к развитию компании и создает не только собственный настрой, но и цели всей команды.
- Решительность и настойчивость. Принятие нестандартных и иногда рискованных решений, упорство в достижении поставленных целей – отличительные черты успешных людей.
- Уравновешенность, выдержка и стрессоустойчивость. Человек, склонных к субъективному эмоциональному восприятию препятствий, не способен принимать взвешенные решения и брать ответственность на себя.
- Коммуникабельность, тактичность и уважение к подчиненным. Создание комфортных условий для работы, умение конструктивно высказывать критику, уважительное отношение к членам коллектива формируют главную базу для успеха – командную работу.
- Требовательность.Требовательность и авторитет руководителя гарантируют дисциплину и в коллективе, слаженность работы, исполнение должностных обязанностей.
- Новаторство и креативность. Стремление к преобразованиям, готовность пробовать и внедрять новые методы работы, умение идти на риск и увлекать за собой других – качества настоящего лидера.
О 8 поступках руководителя, из-за которых увольняются талантливые сотрудники, читайте здесь
По оценке специалистов, самым редким личным качеством среди руководителей является объективность. Человеку с лидерскими качествами руководителя сложно сохранять ровное отношение к подчиненным, поэтому стоит развивать в себе склонность к самоанализу и умение отстраняться от личных предпочтений в пользу профессиональных ценностей.
Профессиональные качества успешного руководителя
В зависимости от отрасли руководителю необходимы специфические профессиональные знания. К важным качествам руководителя относятся:
- высокий уровень образования, компетентность в своей сфере деятельности, опыт работы;
- эрудиция, широта взглядов, базовые знание смежных профессий и отраслей производства;
- умение находить и применять на практике новые методы работы;
- способность к самосовершенствованию, стремление к получению новых знаний и опыта;
- критическое восприятие, умение переосмысливать новые факторы.
Мы сознательно оставили оценку профессиональных качеств руководителя напоследок. Тому есть две причины:
- Для управления организацией или предприятием важными качествами руководителя выступают организационные способности и личностные особенности человека. Есть множество примеров, когда управленец приходил на руководящую должность с совершенно иной сферы деятельности и успешно организовывал работу предприятия, благодаря умению анализировать потенциал и ресурсы, оценивать способности сотрудников, четко распределять задачи.
- Профессиональные знания, как правило, выступают базовой основной для развития лидерских задатков, социального и практического интеллекта. То есть, специфические знания и навыки работы в определенной сфере деятельности безусловно важны для руководителя, но их значимость уступает место деловым и личным качествам руководителя. Именно поэтому не каждый профессионал способен управлять компанией.
Цитата из книги Эскиев М. А., Бексултанова А. И., Аслаханова С. А. «Профессионально важные качества руководителя»:
«Профессиональные знания — определено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем нужных узкоспециальных знаний уменьшается, так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог, однако топ-менеджер должен знать, отвечают ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции, т. е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах».
Автор Ирина Маслюковская
Профессионально важные качества руководителя | Статья в журнале «Молодой ученый»
Профессионально важными качествами личности управленца являютсяличностные характеристики, которые обеспечивают максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности, проблема установления универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческогоранга, является весьма актуальной, так как ее исследование разрешит значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.
Руководитель современного типа, менеджер — это лицо осуществляющее руководство предприятием или его подразделением, организующее, направляющее и регулирующее деятельность подчиненного коллектива для достижения определенных целей. При этом менеджер может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности. Специфика труда менеджера состоит в том, что решение производственных, экономических, технических и социальных задач он обеспечивает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.
Для руководителя необходимы следующие профессиональные качества — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, которые в комплексе обеспечивают успешность его работы на конкретной управленческой должности, эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов, при исследовании профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным является функционально-деятельностный подход, который выявляет искомые качества на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней формирования выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.
Социальный интеллект — способность понимать и правильно толковать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела, без этого качества руководителю крайне затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, который будет способствовать экономическому успеху организации.
Практический интеллект — способность человека думать критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно применять свои знания и опыт в решении практических задач, это необходимое качество, но не достаточное, эффективность управленческой работы в равной мере зависит, как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми, Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.
Адекватная самооценка — показывает в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения, неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, руководитель дает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что руководитель берется выполнять непосильные задачи, в свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.
Определено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и содействующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности, чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает, поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня.
Профессиональные знания — определено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем нужных узкоспециальных знаний уменьшается, так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог, однако топ-менеджер должен знать, отвечают ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции, т. е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах [5].
Характер труда менеджера определяется тем, какие функции он реализует как руководитель, интегрируя систему управления в единое целое, направляя и координируя действия нижестоящих ее звеньев.
По мнению специалистов, в современных условиях для успешного управления деятельностью коллектива необходимо, чтобы каждой фазе жизненного цикла предприятия соответствовал определенный тип руководителя, который в состоянии принимать наиболее правильные управленческие решения.
Труд менеджера, как следует из вышеизложенного, — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь отдельных производственных подразделений и единство производственного процесса в целом. Менеджер объединяет работников различных специальностей: проектировщиков, маркетологов, инженеров, экономистов, бухгалтеров, психологов и т. д., работающих под руководством менеджера, управляющего отделом, производственным подразделением или фирмой в целом (рис. 1).
Рис. 1. Схема управленческой деятельности руководителя
Свойственные рынку риски и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности в принятии решений и ответственности за них, способствуют поиску оптимальных экономических, организационных и научно-технических решений в отношении нововведений. Поэтому к современному менеджеру любого уровня предъявляются весьма высокие профессиональные требования.
Основные из них:
наличие общих знаний в области управления предприятия определенной сфере деятельности;
компетентность вопросов технологии производства в конкретной отрасли;
владение навыками администрирования и предпринимательства, умение владеть ситуацией, проявлять инициативу и творчество;
способность принимать обоснованные и компетентные решения на основе анализа ситуации и знания возможности коллектива;
в наличии практического опыта в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых фирма уже работает или намеревается работать;
умение анализировать деятельность и действие конкурентов;
способность предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, способности спроса, меры государственного регулирования экономики;
знания делового потенциала своих подчиненных, их способностей и физических возможностей выполнения конкретных поручений;
гражданственность, требовательность к себе и к другим, высокий уровень общей управленческой культуры.
Можно утверждать, что успех дела обеспечен, если менеджер:
знает суть дела, которых занят сам и то, что прилагает делать коллективу;
понимает экономические и социальные условия, которые организуется деятельность;
умеет организовать, координировать направлять и контролировать деятельность подчиненных в соответствии с общими целями и задачами организации;
обладает настойчивостью, убежденностью и способность убеждать других, высокими нравственными качествами;
имеет необходимую профессиональную подготовку и опыт работы в данной сфере деятельности и в системе менеджмента;
в состоянии переносить физические и нервные нагрузки, оставаясь выдержанным, вежливым, рассудительным (рис.2).
Рис. 2. Профессионально важные качества руководителя
Таким образом, из всего вышеизложенного в первой главе можно сделать вывод о том, что стиль руководителя в современной рыночной экономике, его способность руководить, корректировать формы и методы воздействия на подчиненных не всегда приводят к нужным положительным результатам деятельности коллектива.
Главным условием эффективного руководства в современной действительности являются, прежде всего, знание дела и достаточно высокий профессионализм, и интеллект менеджера.
Литература:
- Лилеева З. А. Менеджмент в малом бизнесе. Персонал: Как руководитель организации. — М.: Статистика, 1997. — С.92.
- Эскиев М. А. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014 Гайрбекова Р. С. Юсупова Т. А.
- Чажаев М. И. Эскиев М. А. Современные проблемы государственного управления. Современные проблемы науки и образования
- Эскиев М. А. Чажаев М. И. Проблемы в сфере развития инновационной деятельности регионов России. Экономика и предпринимательство№ 6 (ч.2) (59–2) 2015 г.
- Словарь-справочник
moluch.ru
➤ Качества руководителя
Любому HR-у хотя бы раз в жизни приходится столкнуться с невероятно сложной задачей — подбором кандидата на руководящую должность. Даем 5 полезных тестов и один нестандартный способ проверить будущего управленца.
Из статьи вы узнаете:
- Какими качествами должен обладать руководитель
- Как проверить качества успешного руководителя
Полезные документы по теме:
Какими качествами должен обладать руководитель
Хороший руководитель должен обладать набором обязательных качеств. Только тогда он сможет грамотно выполнять свои должностные обязанности, а также находить общий язык с сотрудниками, и влиять на персонал. Обязательные качества для руководителя можно условно разделить на 3 части: личные, профессиональные и деловые. Расскажем о каждом из них.
Личные качества руководителя — это качества, присущие ему как человеку: характер и темперамент. Пример личного качества, необходимого руководителю — энергичность. Положительные личные качества руководителя обеспечивают ему уважение и авторитет у подчиненных.
Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, как по почерку кандидата на руководящую должность понять, что он за человек. Смотрите
6 подсказок и расшифровки почерка от опытного графолога
Профессиональные качества руководителя — это профильное образование, эрудиция, знание технологии производства, умение планировать работу.
В профессиональном плане руководитель должен быть на голову выше своих подчиненных, при этом продолжать совершенствоваться, посещать профильные конференции, получать дополнительный опыт и знания. Без этого сложно конкурировать как внутри компании, так и в случае, если появится желание перейти в другую компанию.
Основные качества успешного управленца:
- Компетентность в своей области
- Умение анализировать ситуацию и мгновенно отдавать приказы
- Личная ответственность за работу всего коллектива
- Умение приспосабливаться к разным техническим новинкам, осваивать новые технологии
- Способность ставить перед подчиненными только посильные задачи
Деловые качества руководителя — это соединение личных качеств и профессиональных навыков: лидерство, умение управлять, способность убеждать и слышать других.
Компетенции лидера и вероятность их развития
Смотреть таблицу полностью
Эксперты журнала «Директор по персоналу» провели опрос и выяснили, какие качества, необходимые руководителю, считают обязательными из подчиненные.
Смотреть результаты других опросов
Как проверить качества успешного руководителя
Есть много способов оценить все качества кандидата на руководящую должность. Большинство экспертов рекомендует использовать для этого проективные вопросы и кейсы.
Такие методики позволяют понять, как будет действовать кандидат в нестандартной ситуации и оценить его деловые качества. Личные и профессиональные качества при оценке кандидата на должность руководителя играют менее важную роль.
С чего же стоит начать, чтобы выбрать действительно достойного кандидата? Рекомендуем оценить качество, на которое обращают внимание редко, хотя, на наш взгляд, оно является ключевым — честность.
Честность
От наличия или отсутствия этого качества зависит вся дальнейшая беседа. Проверить это достаточно легко.
- Понаблюдайте, насколько естественно человек общается. Если он рассказывает только об успехах — скорее всего, перед вами лжец. Если заявляет, что не допускал ошибок, еще и неопытный.
- Попросите кандидата описать ощущения, которые он испытывает на собеседовании.
Большинство людей волнуется во время беседы, и это нормально. Честный кандидат так об этом и скажет: «Я немного волнуюсь. Сегодня очень важный для меня день». Если кандидат начинает уклоняться и обобщать: «Я никогда не волнуюсь», скорее всего, он и дальше будет отвечать неискренне.
Лидерство
Одно из основных качеств хорошего руководителя. Многие эксперты по кадровой работе сходятся во мнении, что хорошего лидера-кандидата на должность руководителя лучше всего искать среди собственных сотрудников. Поговорите с руководителями подразделений. Пусть поделятся с вами, кого считают самым амбициозным и инициативным среди своих подчиненных. Понаблюдайте, как эти сотрудники ведут себя в работе, на совещаниях, в неформальной обстановке.
Многие HR-ы в России проводят глубинные интервью и используют методики психодиагностик, чтобы оценить управленческие компетенции. На западе эту задачу решают проще — рекрутеры или сотрудники департамента развития персонала задают кандидату пять вопросов с подвохом.
Вопрос. Два сотрудника вашего отдела не выполнили план. Что предпримете? По ответу вы поймете, насколько зрелый перед вами человек. Неопытный управленец поговорит с сотрудниками и выяснит, почему они не выполнили план. То есть в реальности решать проблему он начнет постфактум, потому что раньше ее просто не замечал. Слабый руководитель попытается оправдать подчиненных – например, один заболел, а второй работает только полгода. На практике такой управленец, скорее всего, снимет с себя ответственность за неудачу подчиненных и обвинит внешние обстоятельства. Сильный руководитель ответит, что такая ситуация вряд ли возможна. Он систематично проверяет и анализирует результаты подчиненных и подключается сразу, когда видит, что кто-то отстает от плана. Такой начальник будет бдительно следить за работой отдела в течение месяца. Если вытянуть продажи не получится, по крайней мере, для него это не будет сюрпризом. |
Экспресс-тест на лидерство
Смотреть тест
Стратегическое мышление
От того, обладает ли кандидат на должность руководителя хорошим стратегическим мышлением, зависит его умение доводить дело до конца.
- Чтобы проверить, умеет ли кандидат мыслить масштабно, спросите об изменениях, которые произошли благодаря ему в прошлой его компании. Уточните показатели до и после изменений. Попросите привести факты и цифры и обязательно проверьте эти показатели после собеседования.
- Поинтересуйтесь, как кандидат реагировал на ошибки. По ответам вы поймете, обладает ли он стойкостью, чтобы доводить дела до конца.
- Попросите претендента рассказывать о проекте, который он воплотил. Оцените, как человек работал, верил ли в то, что делал, как преодолевал сложности. Расспросите о результате и как соискатель его прогнозировал, на какие факты и цифры опирался. Это покажет, способен ли он видеть перспективу.
Тест Блейка – Мутона. Анализ поведения руководителя
Смотреть тест с ключом
Умение принимать решения и расставлять приоритеты
Настоящий руководитель должен уметь принимать нестандартные управленческие решения, находить проблемы и устранять их, даже если информация и цели неясны или сомнительны.
Чтобы проверить, обладает ли кандидат этим качеством, поинтересуйтесь в разговоре, какие результаты на прошлом месте работы зависели лично от него. Если человек долго описывает ситуацию и оценивает действия команды — скорее всего, он тяжело принимает решения.
Вы можете задать кандидату вопрос — какие рабочие задачи вы считаете главными? Ответ покажет, как потенциальный руководитель планирует дела — умеет ли расставлять приоритеты. Если хаотично берется за все, что кажется ему срочным, а остальные дела автоматически откладывает на потом, это слабый руководитель. Вычеркивайте такого человека из списка кандидатов.
Вывод Руководитель должен уметь принимать решения и нести ответственность за них. Управленец ставит задачи, мотивирует и контролирует подчиненных. Для этого он должен ладить с людьми, стремиться быть наставником и интересоваться работой других. Для оценки личных и профессиональных качеств руководителя используйте проективные вопросы, проблемные кейсы и тесты. |
www.hr-director.ru
Личностные и деловые качества руководителей. Стиль руководства
Личностные и деловые качества руководителя. Стиль руководства
Содержание:
1. Введение.
2. Личностные качества руководителя.
3. Деловые качества руководителя.
4. Ошибки в управлении.
5.Стиль руководства.
6. Типы психологических барьеров к нововведениям.
7. Заключение.
1.Введение
Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников — это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.
Качества руководителя можно условно разделить на две группы. Первая группа — его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности.
Вторая группа — интеллектуальные и личностные (психологические) качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.
2. Личностные качества руководителя
Одно из основных личностных (психологических) качеств руководителя — его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:
— проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;
— системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;
— практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;
— консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;
— оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;
-последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке;
— самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.
Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок. он должен контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику становилось тому известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения активности.
Перечень качеств хорошего руководителя, составленный по результатам зарубежных исследований.
Хороший руководитель
1. Может установить и поддерживать отношения с равными себе людьми.
2. Способен быть лидером.
3. Способен построить систему коммуникаций в организации, получать надёжную информацию и эффективно её оценивать.
4. Обладает способностью принимать нестандартные управленческие решения в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.
5. Способен найти оптимальный вариант решения в условиях ограниченного времени.
6. Может идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
7. Имеет склонность к самоанализу, понимает роль лидера в организации, умеет видеть то, какое влияние он оказывает на организацию.
8. Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации (состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые), хладнокровен.
9. Поощряет участие членов коллектива в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна.
10. Обсуждает свои качества, принимая замечания, но при этом сохраняет уверенность в себе.
11. С выдержкой относится к победам и поражениям.
12. Может выйти проигравшим без чувства поражения и приняться за решение новых проблем.
13. Способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен.
14. Компетентен в специфических проблемах управления.
15. Переводит свои идеи на язык, понятный для людей.
16. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.
17. Даёт понять людям, что в основном поддерживает то, что пользуется уважением в коллективе.
18. Прилагает усилия по защите личного достоинства своих подчинённых, жёстко пресекает любые попытки нанесения им морально-психологических травм.
19. Предоставляет подчинённым как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности.
20. Способен вызвать к себе расположение.
21. Концентрирует внимание на поставленных приоритетных целях, по вкладу в их реализацию оценивает подчинённых.
22. Служит примером в эффективности использования рабочего времени, делится со своими коллегами рациональными приёмами достижения этого.
23. Умеет ясно, точно, коротко выразить свои мысли словами.
24. Способен видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне её.
25. Готов начать процесс нововведений, управлять им и использовать в интересах организации.
26. Способен нести ответственность за порученное дело.
27. Открыт для общения со всеми подчинёнными. Внимателен к их деловым предложениям. В разнообразных формах выражает за это благодарность.
28. Постоянно занимается выявлением «звёзд» в своём окружении. Отрабатывает технологию индивидуальной работы, ориентированной на их активное включение в управленческую деятельность. Из «звёзд» формирует кадровый резерв на выдвижение.
29. Тщательно продумывает работу по созданию условий для профессиональной реализации подчинённых, обеспечению условий для их карьеры. Для него приоритетно поощрение каждого за проявленное деловое честолюбие при выполнении служебных обязанностей.
30. В состоянии разрешать конфликты, выступать в роли посредника между конфликтующими сторонами, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом. Но не спешит включаться в разрешение межличностных конфликтов, возникающих в подразделениях. Ими занимаются его функциональные помощники и «звёзды» коллектива. Сам руководитель выступает в роли арбитра или человека, ставящего точки в конфликте по итогам его разбирательства. Учит руководителей более низкого звена разрешать конфликты, помогая им обретать профессиональный опыт построения здоровых взаимоотношений в своих коллективах.
Профессионализм руководителя — постоянно самовозрастающая величина. Он призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.
В зависимости от управленческой ситуации руководителю приходится исполнять разнообразные «роли», которые определяются его положением в организации. Таких ролей достаточно много.
1. Администратор (наблюдает за исполнением).
2. Плановик (разрабатывает методы и средства, помощью которых другие достигают цели).
3. Политик (устанавливает цели и линию поведения в группе, организации).
4. Эксперт (человек, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или как к квалифицированному специалисту).
5. Представитель (коллектива во внешней среде).
6. Регулятор (отношений внутри группы, организации).
7. Источник (идей, информации, поощрений и наказаний).
8. Судья (а также миротворец).
9. Символ (пример, лицо коллектива).
10. Диктатор (человек, отменяющий индивидуальную ответственность: «Все претензии ко мне, действуйте от моего имени», «передайте, что я приказал».
11. Старший товарищ (к которому обращаются за помощью).
12. «Козёл отпущения» (человек, отвечающий за всё в случае неудачи).
Выделенные роли являются, по существу, набором тех умений и навыков, которыми должен обладать сильный руководитель.
Существует и перечень признаков слабого руководителя.
Слабый руководитель
1. Всегда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, так как не способен предугадать их,
mirznanii.com
Оценка деловых и личностных качеств руководителя
Курсовая работа
по дисциплине: Основы менеджмента
тема: Оценка деловых и личностных качеств руководителя
Введение
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы. Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности — в любой организации или подразделении есть лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций. Деятельность руководителя включает в себя не только управление подчиненными в процессе и с целью решения производственных задач. Ролевая структура деятельности предполагает исполнение руководителем весьма широкого круга действий и обязанностей, среди которых разработка технологических схем управления, подготовка и принятие решений, осуществление управленческих воздействий и взаимодействие с подчиненными, формирование микросреды, выполнение множества дополнительных операций, сопутствующих управленческой деятельности. Функционально полная система психологических характеристик руководителя — это минимально необходимый набор характеристик, достаточный для описания обобщенного психологического портрета личности руководителя и позволяющий сформировать описание всех прочих психологических характеристик, которые таким образом могут быть описаны как комбинация или следствие характеристик, образующих функционально полную систему. Основной целью курсовой работы является изучение психологических закономерностей управленческой деятельности; выявление требований, предъявляемых к личности руководителя; рассмотрение влияния личностных качеств руководителя на успешность его деятельности.
Специфика труда руководителя Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает по преимуществу в организационном аспекте, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи. В рамках определенных правовых норм руководитель должен проявлять инициативу, развивать инициативу управленческого коллектива, трудящихся и соответственно нести полную ответственность за собственные действия и их результаты. С информационной точки зрения труд руководителя — это сбор информации, ее передача, переработка, организация обратной связи и т. д. Процесс преобразования информации имеет свои законы, которые также определяют характер его труда.
Управленческий труд — вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. Объектом управленческого труда является сфера его приложения — организация, структурное подразделение. Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии. Продукт управленческого труда — управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме. Поскольку управленческое воздействие на все сферы деятельности осуществляется членами производственного коллектива, приоритетное значение имеет управление живым трудом, т. е. целесообразной деятельностью всех членов коллектива. Более полные результаты управленческих воздействий могут быть достигнуты только с учетом их распространения не только на живой, но и на овеществленный труд, так как производство соединяет эти две его стороны. Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления. К их числу можно отнести: определение целей и планирование, организацию исполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обусловливая соответствующие стиль и методы управления. Существо труда руководителя заключается в обеспечении общего руководства процессом функционирования и развития системы управления. Составляющие труда руководителя: производственная, социально-экономическая и организационно-управленческая. Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает преимущественно в организационном аспекте, воздействую на работников, которые должны непосредственно решать эти задачи. Руководитель как лидер коллектива рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты современного руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат. Научная организация труда персонала управления предполагает определенную степень регламентации труда по содержанию и времени. Организация труда работников аппарата управления представляет собой сложный и многогранный процесс. Важнейшей проблемой для любого работника сегодня является рациональное использование рабочего времени. Поэтому начальным этапом научной организации управленческого труда является использование рабочего времени работников аппарата управления. Изучение использования рабочего времени позволяет выявить его потери, их причины, разработать новые формы и методы выполнения работ.
Система деловых качеств руководителя
Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:
· способности находить кратчайший путь к достижению цели;
· способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;
· способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;
· способности высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм).
В чем же конкретно обнаруживаются деловые качества? Обладающий деловыми качествами руководитель должен:
· уметь проводить квалифицированный анализ ситуации и разбираться в сложной обстановке;
· точно воспринимать предписания вышестоящих руководителей;
· разрабатывать альтернативные решения с последующим выбором наиболее результативного;
· своевременно определить содержание действий, требуемых для разрешения возникающих проблем;
· ясно ставить задачи перед подчиненными и осуществлять эффективный контроль их исполнения;
· проявлять волю и настойчивость в преодолении возникающих трудностей;
Оставаться самокритичным в оценке итогов деятельности. Компетентность понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой работы, как понимание связей различных явлений и процессов, как нахождение возможных способов и средств достижения намеченных целей. Руководитель, видимо, не может в одинаковой степени быть компетентным по всем вопросам, в решении которых он принимает участие, и в этом нет ничего компрометирующего. Однако руководителю не обойтись без определенной суммы профессиональных знаний, достаточных для ясного понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений. Некомпетентный, не разбирающийся в деле руководитель неизбежно оказывается в унизительной зависимости от своего окружения. Он вынужден оценивать обстановку по подсказкам своих подчиненных или вышестоящих начальников. Он, как правило, затрудняется высказывать весомые суждения, предпринимать активные действия, давать полезные советы по специальным вопросам. Он нередко вынужден имитировать полезную деятельность, ибо неспособен к реальным и ответственным действиям. Он обычно, чтобы скрыть незнание дела, стремится окружить себя столь же некомпетентными людьми и отдалить способных работников. Организаторские способности руководителя выражаются, прежде всего, в следующем:
· в умении выделять и четко формулировать как перспективные, так и наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи;
· в умении своевременно принимать аргументированные решения и обеспечивать их выполнение;
· в умении согласовывать свои замыслы с условиями действительности;
· в умении организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;
В уме
mirznanii.com
Качества руководителя
Несмотря на все старания феминисток, женщин на руководящих постах сегодня не так уж и много. А все потому, что хороший руководитель должен обладать целым набором качеств – личностных, деловых и профессиональных. И не все из них являются характерными для женщин, поэтому некоторые качества приходится дополнительно в себе развивать. Давайте разберемся, какие главные качества потребуются даме, желающей стать успешным руководителем.
Профессиональные качества руководителя
Практически невозможно являться лидером отдела или компании и не быть специалистом в своей области. Именно поэтому профессиональные качества выносятся на первое место при выборе руководителя. К профессионально-важным качествам традиционно относят следующие знания и умения.
- Высокий уровень образования. В некоторых компаниях обязательным условием для карьерного роста является не просто наличие высшего образования, а корочки какого-то конкретного ВУЗа.
- Необходимо иметь опыт работы и быть компетентным специалистом в своей профессии.
- Руководитель должен обладать широтой взглядов, быть эрудированным, уметь критично смотреть на ситуацию и иметь постоянное стремление к профессиональному росту.
- Уметь искать новые формы и методы работы, иметь желание помогать окружающим в совершенствовании принципов работы. Умение планировать свою работу, а также трудовые обязанности своих подчиненных.
Деловые качества руководителя
Нередко можно видеть человека, занимающего руководящий пост в фирме, но не имеющего профильного образования или обладающего довольно скромным опытом работы по специальности. В чем же тут дело? А в том, что человек обладает отличным набором деловых качеств, которые в некоторых областях могут заменить профессиональные навыки. Итак, какие управленческие качества нужны лидеру руководителю?
- Честолюбие, стремление быть лидером всегда и в любой ситуации. А также смелость, напористость, амбициозность и умение отстаивать свою точку зрения.
- Умение организовать работу подчиненных и оперативно решать возникающие рабочие вопросы.
- Коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника и убедить в правильности своих убеждений.
- Инициативность и гибкость в решении рабочих проблем.
- Высокий уровень самоконтроля, умение планировать свое рабочее время.
- Отсутствие страха перед нововведениями, уметь рисковать самой и вести за собой свою команду.
Зачастую именно лидерских и организаторских качеств не хватает женщине руководителю. Дамам бывает сложно соревноваться за первое место с мужчинами, доказывать свое первенство всегда и во всем. Также помехой бывает перфекционизм – стремление все делать слишком хорошо и уверенность в том, что никто не сделает лучше. В результате вместо организации работы сотрудников, руководитель большую часть работы взваливает на себя.
Личностные качества руководителя
Человек может быть отличным знатоком своего дела, иметь широкий круг знакомств, но не быть любимым у своих подчиненных. Конечно, можно сказать, что любить должны муж с детьми, а работа – место для железной леди. Но это не совсем верно, руководитель, не имеющий нужных нравственных качеств, будет постоянно сталкиваться с неблагоприятным психологическим климатом и отчуждением в коллективе, поэтому и работу команды, как единого целого будет построить очень непросто. Кроме того, босс-тиран рискует получить очень сплоченный коллектив, в котором все дружат против него. Поэтому женщине, желающей быть руководителем, не помешает обладать следующими характеристиками.
- Высокие моральные принципы. Что греха таить, некоторые сферы деятельности основаны, если не на обмане, то, по крайней мере, на легком лукавстве. Но даже в этом случае быть честной со своими подчиненными необходимо.
- Физическое и психологическое здоровье. Должность руководителя чревата множеством стрессовых ситуаций, которые могут усугубить течение заболеваний и расстройств.
- Отзывчивость и доброжелательное отношение к окружающим.
- Оптимизм и уверенность в собственных силах.
Как видим, список качеств для руководителя довольно обширен. Правда, если какие-то характеристики у вас «хромают», то их можно подтянуть до нужного уровня. Личностные качества поможет исправить работа над собой и внимательность к собственному здоровью, профессиональные навыки можно приобрести, получив дополнительное образование и нужный опыт работы. Развитием организационных и лидерских качеств руководителя можно заняться на тренинге, благо их сегодня проводится немало.
womanadvice.ru
Деловые качества руководителя | Psylist.net
Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:
- способности находить кратчайший путь к достижению цели;
- способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;
- способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;
- способности высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм).
В чем же конкретно обнаруживаются деловые качества?
Обладающий деловыми качествами руководитель должен:
- Уметь проводить квалифицированный анализ ситуации и разбираться в сложной обстановке;
- Точно воспринимать предписания вышестоящих руководителей;
- Разрабатывать альтернативные решения с последующим выбором наиболее результативного;
- Своевременно определить содержание действий, требуемых для разрешения возникающих проблем;
- Ясно ставить задачи перед подчиненными и осуществлять эффективный контроль их исполнения;
- Проявлять волю и настойчивость в преодолении возникающих трудностей;
- Оставаться самокритичным в оценке итогов деятельности.
Деловые качества представляют собой крайне сложную категорию. Не вдаваясь в их обстоятельный разбор, заметим лишь, что они есть симбиоз (сожительство, помощь одного другому) двух составляющих: компетентности и организаторских способностей (знания и умения).
Компетентность понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой работы, как понимание связей различных явлений и процессов, как нахождение возможных способов и средств достижения намеченных целей.
Руководитель, видимо, не может в одинаковой степени быть компетентным по всем вопросам, в решении которых он принимает участие, и в этом нет ничего компрометирующего. Однако руководителю не обойтись без определенной суммы профессиональных знаний, достаточных для ясного понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений.
Некомпетентный, не разбирающийся в деле руководитель неизбежно оказывается в унизительной зависимости от своего окружения.
Он вынужден оценивать обстановку по подсказкам своих подчиненных или вышестоящих начальников.
Он, как правило, затрудняется высказывать весомые суждения, предпринимать активные действия, давать полезные советы по специальным вопросам.
Он нередко вынужден имитировать полезную деятельность, ибо неспособен к реальным и ответственным действиям.
Он обычно, чтобы скрыть незнание дела, стремится окружить себя столь же некомпетентными людьми и отдалить способных работников.
В практике руководства известны и такие случаи, когда руководитель вполне компетентен в специальной области знаний, но в процессе его деятельности возникают вопросы, в которых он несведущ.
При этом он может пребывать в добросовестном заблуждении и искренне не сознавать ограниченности своих знаний. Возможно, он вообще переоценивает себя или испытывает своего рода управленческий синдром: раз назначен начальником, то не имеет права не знать чего бы то ни было. Избыточная самоуверенность не позволяет своевременно почувствовать потребность посоветоваться с людьми при подготовке тех или иных решений.
Организаторские способности руководителя выражаются прежде всего в следующем:
- в умении выделять и четко формулировать как перспективные, так и наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи;
- в умении своевременно принимать аргументированные решения и обеспечивать их выполнение;
- в умении согласовывать свои замыслы с условиями действительности;
- в умении организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;
- в умении постоянно и эффективно сотрудничать с другими подразделениями и с органами контроля.
Руководитель с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценить ситуацию, выделить первоочередные задачи и достаточно точно рассчитать сроки их решения.
Особое значение он уделяет рациональному распределению работы между сотрудниками и их инструктированию; добивается реальной персональной ответственности каждого за выполнение возложенных на него функций. Развитое чувство ответственности такого руководителя помогает ему всесторонне взвешивать принимаемые решения и действия, быть
собранным, аккуратным и дальновидным исполнителем. При всех обстоятельствах оставаться хозяином своего слова.
Хороший организатор, как правило, обладает острым и гибким умом, сочетающимся с сильной волей. Результаты своих решений он претворяет в жизнь оперативно и без лишних колебаний. Он всегда добивается завершения начатого дела.
При этом он может пойти на определенный риск, действуя в условиях неопределенности смело и решительно, не дожидаясь указаний сверху и проявляя находчивость в сложных обстоятельствах. Риск его оправдан, ибо его смелость основывается на его компетенции. Здесь он отдает себе отчет в серьезности последствий.
Зачастую такой организатор не лишен также «пробивных» способностей, которые помогают ему находить наиболее результативные в данной ситуации ходы и верные средства решения проблем.
Способный организатор опирается на разум всего коллектива, его настойчивость никогда не переходит в упрямство и нетерпимость к чужому мнению, он приучает подчиненных к самостоятельности.
Организаторская работа немыслима без твердой дисциплины и порядка, иначе большие и хорошо продуманные усилия по улучшению организации деятельности могут быть сведены на нет.
Соблюдение дисциплины и порядка предполагает, в свою очередь, контроль со стороны руководителя.
Организаторские способности во многом определяются природными задатками, но они также приобретаются в процессе учебы и работы.
Таким образом, чтобы стать истинно деловым руководителем, недостаточн
psylist.net