К форме государственного устройства относится: HTTP 404 Resource not found

Содержание

какие бывают формы правления, территориального устройства и политического режима государства

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Определение и признаки государства

Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей. 

Любое государство должно обладать следующими признаками:

  • Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы.
  • Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей.
  • Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории.
  • Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое. 
  • Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства.
  • Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций. 

<<Форма демодоступа>>

Понятие формы государства

Форма государства — способ организации государственной власти. В это понятие входят: 

  • форма правления,
  • форма государственного устройства,
  • политический режим. 

Рассмотрим все пункты по порядку.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).  

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду
SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.  

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Государственное устройство Российской Федерации | Законодательство стран СНГ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация — Россия есть демократическое  федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация — социальное государство,  политика которого направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государственная власть  в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,  исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную  власть  в  Российской  Федерации осуществляют Президент Российской Федерации,  Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную  власть  в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В  составе  Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
  • Республика Адыгея,  Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Донецкая Народная Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская  Республика,  Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика,  Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Луганская Народная Республика, Республика  Марий Эл,  Республика Мордовия,  Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия,  Республика Татарстан, Республика Тыва,  Удмуртская Республика,  Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика;
  • Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
  • Амурская область,  Архангельская  область,  Астраханская область, Белгородская область,  Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область,  Вологодская область, Воронежская область, Запорожская область, Ивановская область,  Иркутская область,  Калининградская область,  Калужская  область,  Кемеровская область,  Кировская область, Костромская область,  Курганская область, Курская область, Ленинградская  область,  Липецкая область,  Магаданская область,  Московская область,  Мурманская область,  Нижегородская область,  Новгородская  область,  Новосибирская область,  Омская область,  Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область,  Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область,  Тюменская область, Ульяновская область, Херсонская область, Челябинская область, Ярославская область;
  • Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;
  • Еврейская автономная область;
  • Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский Автономный округ,  Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В ведении Российской Федерации находятся:
  • принятие и изменение Конституции Российской Федерации и  федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование  и  защита  прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной,  исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного,  экономического,  экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
  • установление правовых основ единого рынка;  финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;  федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный  бюджет;  федеральные налоги и сборы;  федеральные фонды регионального развития;
  • федеральные энергетические системы,  ядерная энергетика,  расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  • внешняя политика и международные отношения Российской  Федерации,  международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  • внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • оборона и безопасность;  оборонное  производство;  определение порядка продажи и покупки оружия,  боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;  производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря,  воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • судоустройство;  прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;  амнистия и  помилование;  гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование  интеллектуальной  собственности;
  • федеральное коллизионное право;
  • метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;  геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
  • государственные награды и почетные звания  Российской  Федерации;
  • федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
  • обеспечение соответствия конституций и законов республик,  уставов,  законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения,  автономной области,  автономных  округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • вопросы владения,  пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы воспитания,  образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения;  защита семьи, материнства,  отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов  в  Российской Федерации;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое семейное,  жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • защита  исконной  среды  обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации,  выполнение международных договоров Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент Российской Федерации является  гарантом  Конституции Российской Федерации,  прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры  по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное  функционирование  и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии  с  Конституцией Российской  Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами  Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом  Российской  Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет,  постоянно проживающий  в  Российской Федерации не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента  Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент Российской Федерации:
  • назначает  с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
  • имеет  право  председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру  для  назначения на  должность  Председателя  Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры  для  назначения  на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации,  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,  а  также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального  прокурора  Российской Федерации;  назначает судей других федеральных судов;
  • формирует  и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
  • назначает  и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
  • назначает  и  освобождает  высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат  Федерального  Собрания  дипломатических представителей  Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент Российской Федерации:
  • назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
  • распускает  Государственную Думу в случаях и порядке,  предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
  • назначает  референдум  в  порядке,  установленном  федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы;
  • обращается  к  Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране,  об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации —  является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное  Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации:  по одному от представительного и  исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации,  достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной  Думы.

Депутат  Государственной Думы  не  может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты  Государственной  Думы  работают  на профессиональной постоянной основе.  Депутаты Государственной Думы не могут  находиться на  государственной  службе,  заниматься  другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Заседания  Совета  Федерации  и  Государственной Думы являются открытыми.  В случаях,  предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно  для  заслушивания  посланий Президента  Российской Федерации,  посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению Совета Федерации относятся:
  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации  о  введении военного положения;
  • утверждение  указа  Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение  вопроса  о  возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации,  Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности  Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам,  отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством  голосов от общего числа членов Совета Федерации,  если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:
  • дача  согласия  Президенту  Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека,  действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против  Президента  Российской  Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам,  отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Государственной  Думы  принимаются  большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы,  если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство  Российской  Федерации  состоит  из Председателя Правительства Российской Федерации,  заместителей Председателя  Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель  Правительства  Российской  Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Правительство Российской Федерации:
  • разрабатывает и представляет Государственной Думе  федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает  проведение  в  Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального Обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной Безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет  меры  по  обеспечению законности,  прав и свобод граждан,  охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами,  указами Президента Российской Федерации.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная  власть  осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи независимы и подчиняются только  Конституции  Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы. Судьи неприкосновенны.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации,  Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации,  органов  законодательной  и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  • федеральных  законов,  нормативных актов Президента Российской Федерации,  Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • конституций республик,  уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской  Федерации  и  совместному  ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской  Федерации;
  • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,  договоров между органами государственной власти  субъектов  Российской Федерации;
  • не вступивших в силу международных договоров Российской  Федерации.
Конституционный  Суд  Российской  Федерации  разрешает споры о компетенции:
  • между федеральными органами государственной власти;
  • между  органами  государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • между  высшими  государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации,  Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации,  органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской  Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским,  уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за  их  деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный  Суд   Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их  деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи  Конституционного Суда Российской Федерации,  Верховного Суда Российской Федерации,  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  назначаются  Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную  систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по  представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

10 типов правительства

Когда экономическая политика, политические структуры и философские идеологии начинают пересекаться, все становится сложнее.

Если вам нужна помощь в понимании того, что такое правительства и как они работают, мы вам поможем. Читайте дальше, чтобы узнать о 10 наиболее распространенных формах правления, а также о реальных примерах каждой из них.

Содержание

  • Демократия
  • Коммунизм
  • Социализм
  • Олигархия
  • Аристократия
  • Монархия
  • Теократия
  • Колониализм
  • Тоталитаризм
  • Военная диктатура

10 Общие формы правления


Демократия

Демократия — это форма правления, которая позволяет людям выбирать лидерство. Основная цель состоит в том, чтобы управлять посредством справедливого представительства и предотвращать злоупотребления властью. Результатом является система, которая требует дискурса, дебатов и компромисса для удовлетворения максимально широкого круга общественных интересов, что приводит к правлению большинства. Демократии выступают за честные и свободные выборы, гражданское участие, защиту прав человека и правопорядок.

Реальный пример

После заселения в 874 году нашей эры в Исландии существовало множество форм правления. Независимое содружество, монархи и колониальные правительства управляли островом на протяжении тысячелетий. После подписания договора с Данией в 1918 году Исландия стала полностью независимым и суверенным государством. Графство основало свою республику в 1944 году и с тех пор стало одной из самых высокопоставленных демократий в мире благодаря системам социального обеспечения, всеобщего здравоохранения и высшего образования.


Коммунизм

Коммунизм — это централизованная форма правления во главе с одной партией, которая часто является авторитарной в своем правлении. Вдохновленные немецким философом Карлом Марксом, коммунистические государства заменяют частную собственность и экономику, основанную на прибыли, общественной собственностью и общественным контролем над экономическим производством, таким как рабочая сила, капитальные блага и природные ресурсы. Граждане являются частью бесклассового общества, которое распределяет товары и услуги по мере необходимости.

Реальный пример

Советский Союз был однопартийным коммунистическим государством в Северной Евразии с 1922 по 1991 год. Большинство современных коммунистических государств придерживаются марксизма-ленинизма, коммунистической идеологии, основанной на доктринах Маркса и русского революционера и политика Владимира Ленина. Страны, сохранившие однопартийное марксистско-ленинское правление, включают Кубу, Лаос, Вьетнам и Китайскую Народную Республику.

Социализм — это система, которая поощряет сотрудничество, а не конкуренцию между гражданами. Граждане совместно владеют средствами производства и распределения товаров и услуг, а централизованное правительство управляет ими. Каждый человек получает пользу от системы и вносит в нее свой вклад в соответствии со своими потребностями и способностями.

Пример из реальной жизни

Социализм является краеугольным камнем скандинавских народов Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции. Все они придерживаются социалистической политики, сочетающей свободный рыночный капитализм с обширными общественными работами, включая бесплатное здравоохранение, бесплатное образование, всеобъемлющее государство всеобщего благосостояния и высокий процент объединенных в профсоюзы рабочих. Этот подход по существу сочетает в себе коллективную природу коммунизма с частной собственностью и конкурентоспособностью капитализма.


Олигархия

Олигархии — это правительства, в которых группа людей правит нацией. Определенный набор качеств, таких как богатство, наследственность и раса, используется для наделения небольшой группы людей властью. Олигархии часто имеют авторитетных правителей и отсутствие демократических практик или прав личности.

Реальный пример

Правительство, правившее ЮАР с 1948 по 1999 гг.1 была расово сконструированной олигархией. Белое меньшинство населения осуществляло господство и навязывало сегрегацию чернокожему населению, составляющему большинство страны, контролируя политику, государственное управление и правоохранительные органы. После движения против апартеида в стране была принята либеральная демократия, которая в конечном итоге обеспечила политическое представительство всех этнических и языковых групп в Южной Африке.


Аристократия

Аристократия относится к форме правления, при которой небольшой элитный правящий класс — аристократы — имеет власть над теми, кто находится в низших социально-экономических слоях. Членов аристократии обычно выбирают на основе их образования, воспитания, генетической или семейной истории. Аристократы часто связывают богатство и этническую принадлежность как со способностью, так и с правом править.

Реальный пример

Аристократия возникла в Древней Греции; этот термин происходит от греческого слова aristokratia, что означает «правление лучших». Аристократы были доминирующими правительствами в большинстве средневековых и современных периодов по всей Европе. Аристократы возглавляли крупные страны, включая Великобританию, Германию и Россию, до Первой мировой войны, когда стали популярными другие формы правления.


Монархия

Монархия — это система власти, которая назначает человека главой государства пожизненно или до отречения от престола. Власть традиционно передается по линии преемственности, связанной с родословной и порядком рождения в правящей королевской семье, часто ограниченной полом. Существует два типа монархий: конституционная и абсолютная. Конституционные монархии ограничивают власть монарха, как указано в конституции, в то время как абсолютные монархии дают монарху неограниченную власть.

Реальный пример

Сегодня 45 наций имеют ту или иную форму монархии, хотя с развитием демократических принципов эта концепция становится все более размытой. В Соединенном Королевстве роль королевы Елизаветы II как монарха во многом символична. Но монархи в других странах, включая Марокко, Оман и Саудовскую Аравию, по-прежнему обладают далеко идущей политической властью.


Теократия

Теократия относится к форме правления, при которой определенная религиозная идеология определяет руководство, законы и обычаи. Во многих случаях различия между библейскими законами и юридическими кодексами практически отсутствуют. Точно так же религиозное духовенство обычно занимает руководящие должности, иногда включая высший пост в стране.

Пример из реальной жизни

Иран, пожалуй, самое важное и могущественное теократическое государство в современном мире. Страной правят аятоллы — шиитские религиозные лидеры. Среди них есть «верховный лидер», который является главой государства, делегирует полномочия другим религиозным лидерам и председательствует на избранном президенте. Шариат — основная правовая доктрина исламской веры — определяет правовые, судебные и административные кодексы страны.


Колониализм

Колониализм — это форма правления, при которой нация распространяет свой суверенитет на другие территории. Другими словами, это предполагает расширение власти нации за ее пределы. Колониализм часто приводит к господству над коренным населением и эксплуатации ресурсов. Колонизатор обычно устанавливает свою экономику, культуру, религиозный порядок и форму правления, чтобы укрепить свою власть.

Реальный пример

В 15 веке европейские монархии начали эпоху морских исследований, которая привела к появлению нескольких известных колониальных правительств. Британские, французские, испанские и голландские колонисты распространяли свое влияние и власть по всему Новому Свету, демонтируя, а иногда и уничтожая целые культуры и народы. Одним из наиболее известных случаев являются тринадцать колоний, основанных после колонизации Северной Америки Великобританией в 1587 году и позже основанных как Соединенные Штаты Америки.


Тоталитаризм

Тоталитаризм — авторитарная форма правления, при которой правящая партия не признает никаких ограничений своей власти, в том числе в отношении жизни или прав своих граждан. Одна фигура часто удерживает власть и поддерживает власть посредством повсеместной слежки, контроля над средствами массовой информации, запугивания демонстраций военизированных формирований или полиции и подавления протестов, активности или политической оппозиции.

Пример из реальной жизни

Хотя Северная Корея называет себя Корейской Народно-Демократической Республикой, она действует как тоталитарное государство. Ким Чен Ын, третий «верховный лидер» в династии Кимов, правит страной с исключительной и неоспоримой властью, управляя своим народом без политической оппозиции. Критика верховного лидера или протест против его политики являются преступлениями, наказуемыми смертной казнью, как и бесчисленное множество других преступлений, в отношении которых не применяется надлежащая правовая процедура.


Военная диктатура

Военная диктатура — это нация, управляемая одной властью с абсолютной властью и без демократического процесса. Глава государства обычно приходит к власти во время потрясений, таких как высокий уровень безработицы или гражданские беспорядки. Обычно они возглавляют вооруженные силы страны, используя их для установления своего бренда закона и порядка и подавления прав людей. Диктаторы отвергают надлежащую правовую процедуру, гражданские свободы или политические свободы. Несогласие или политическая оппозиция могут быть опасными или даже смертельными для граждан страны.

Реальный пример

В мире около 50 наций с диктатором. Одним из них является Таиланд, где генерал Прают Чан-Оча пришел к власти в 2014 году после массовых протестов против правительства. Чан-о-ча объявил военное положение, распустил национальный сенат и взял на себя управление. С тех пор Таиланд находится под диктаторским военным правлением. Военная хунта, называемая Национальным советом мира и порядка, вводит общенациональный комендантский час, запрещает политические собрания, угрожает арестом политическим оппонентам или активистам, контролирует СМИ и применяет широкомасштабную интернет-цензуру.

Эван Томпсон

Эван Томпсон — корреспондент TBS из Вашингтона, посвященный высшему образованию. У него есть подписи в Seattle Times, Tacoma News Tribune, Everett Herald и других из его прошлой жизни в качестве газетного репортера.

Заголовок Изображение предоставлено: Tetra Images, idimair, serkorkin, Etienne Girardet, Morsa Images | Гетти изображения;

Узнайте больше, сделайте больше.

Больше тематических ресурсов для расширения ваших знаний.

правительство | Определение, история и факты

правительство

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Барак Обама Джордж Вашингтон Абрахам Линкольн Кетанджи Браун Джексон Санна Марин
Похожие темы:
Западный колониализм демократия экономическое планирование примирение колониализм

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

правительство , политическая система, посредством которой страна или сообщество управляются и регулируются.

Большинство ключевых слов, обычно используемых для описания правительств — такие слова, как монархия , олигархия и демократия — имеют греческое или римское происхождение. Они актуальны уже более 2000 лет и еще не исчерпали своей полезности. Это говорит о том, что человечество не сильно изменилось с тех пор, как они были придуманы. Однако такое словесное и психологическое единообразие не должно скрывать происшедших огромных перемен в обществе и политике. Самое раннее аналитическое использование термина монархия , например, встречалась в древних Афинах, в диалогах Платона ( ок. 428– ок. 348 до н. э.), но даже во времена Платона этот термин не говорил сам за себя. Был царь в Македонии и царь в Персии, но эти два общества и, следовательно, их институты были радикально различны. Чтобы придать реальный смысл слову монархия в этих двух случаях, необходимо исследовать их реальный политический и исторический контекст. Любое общее описание монархии требовало тогда и требует сегодня исследования того, какие обстоятельства предрасполагали общества к принятию монархии и что побудило их отвергнуть ее. Так и со всеми политическими терминами.

В этой статье обсуждается историческое развитие правительств, прежде всего в обществах Запада. ( См. также политология; политическая система; государство.)

Сельскохозяйственное общество

Пока людей было мало, правительства почти не существовало. Разделение функций между правителем и управляемым имело место, если вообще имело место, внутри семьи. Крупнейшие социальные группы, будь то племена или деревни, представляли собой не более чем свободные ассоциации семей, в которых каждый старейшина или глава семьи имел равный голос. Вожди, если таковые имелись, имели строго ограниченные полномочия; некоторые племена вообще обходились без вождей. Эта дополитическая форма социальной организации все еще может быть обнаружена в некоторых регионах мира, например, в амазонских джунглях в Южной Америке или в верховьях долины реки Нил в Африке.

Викторина «Британника»

Государственные структуры: правда или вымысел?

Парламентская демократия. Монархии. Феодализм. Все типы правительства, но знаете ли вы различия? Разберитесь в системах в этой правительственной викторине.

Возникновение сельского хозяйства начало менять это положение дел. В земле Шумера (на территории современного Ирака) изобретение ирригации потребовало более масштабных мероприятий. Контроль над потоком воды по рекам Тигр и Евфрат должен был координироваться центральной властью, чтобы поля можно было поливать как ниже по течению, так и выше. Пришлось также составить календарь, чтобы знать, когда можно ожидать весеннего половодья. По мере развития этих навыков общество развивалось вместе с ними. Разумно предположить, что в раннем Шумере главы первых городов, которые были не более чем разросшимися деревнями, лишь постепенно приобрели особые атрибуты монархии — правление одного, а сельский совет лишь постепенно осуществил разделение труда. , так что некоторые специализировались как священники, а другие как воины, земледельцы или сборщики налогов (ключевые фигуры в каждом цивилизованном обществе). По мере того как усложнялась организация, усложнялась и религия: казалось, что сложная система поклонения необходима, чтобы умилостивить довольно сложное семейство богов, которые, как надеялись, защитят город от нападений, от стихийных бедствий и от любых сомнений в политических договоренностях. считает необходимым правящая группа.

К сожалению — но, учитывая человеческую природу, неизбежно — молодые города Шумера ссорились из-за распределения воды рек, и их богатство возбуждало жадность кочевников за пределами еще сравнительно небольшого ареала цивилизации (слово, происходящее от латинского слова для города, civitas ). Война, возможно, самая мощная из всех сил исторических изменений, объявила о своем приходе, и военное руководство стало не менее важным элементом царской власти, чем божественная санкция. Так должно было оставаться на протяжении всей долгой истории монархии: всякий раз, когда короли пренебрегали своими военными обязанностями, они подвергали опасности свои троны. Войны Шумера также обнажили еще один императив монархии — стремление к империи, проистекающее из необходимости защищать и определять границы путем их расширения, а также из необходимости находить новые средства для оплаты войск и оружия, будь то путем грабежа противника. или путем завоевания новых земель, или того и другого.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Распространение цивилизации

История монархии Старого Света, да и всей цивилизации, должна была в значительной степени состоять из вариаций упомянутых выше паттернов на протяжении четырех или пяти тысячелетий. Торговые контакты принесли принципы цивилизации в Египет и Индию (Китай, как и доколумбовые общества Америки, по-видимому, развивался независимо). И везде, как только социальный порядок был установлен, проблема его защиты стала первостепенной. Хотя широкая зона цивилизации неуклонно расширялась, так что ко времени правления римского императора Траяна (98–117 н. э.) существовала непрерывная полоса цивилизованных обществ от Британии до Китайского моря, она всегда подвергалась риску со стороны варварских кочевников, бродивших по великим степям центральной Евразии. Эти кочевники сохранили свободные и простые институты первобытных обществ, но в остальном они развивались так же быстро и успешно, как и сами города (и отчасти под влиянием городов). Степь была страной лошадей, и вооруженные луками и стрелами варвары всех эпох обладали удивительно быстрой и смертоносной легкой конницей. Они постоянно боролись между собой за пастбища, а проигравших вечно гнали на запад, юг и восток, где они часто преодолевали любую оборону, которую могли выставить против них фермы и города цивилизации.

Тем не менее, военного вызова кочевников никогда не было достаточно, чтобы полностью разрушить цивилизацию. Либо захватчики захватят заселенные земли и затем примут цивилизованные обычаи, либо пограничная оборона окажется достаточно сильной, чтобы сдержать их. Были даже длительные периоды мира, когда варварская угроза была незначительна. Именно в такие времена спонтанная изобретательность человечества проявляла наибольшую силу как в политике, так и во всем остальном. Но примечательно, что в конце концов то, что можно было бы назвать древней нормой, всегда подтверждало себя, будь то в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии или Китае. Военные кризисы — вторжения варваров, гражданские войны или войны между соперничающими государствами — повторялись, что требовало укрепления правительства.

Усилия по обеспечению определенного мира и процветания требовали утверждения власти на огромных расстояниях, создания больших армий и сбора налогов для их оплаты. Эти требования, в свою очередь, способствовали обучению грамоте и счету, а также появлению того, что позже стало называться бюрократией, — правления чиновников. Бюрократический империализм возникал снова и снова и распространялся вместе с цивилизацией. Вызов варваров иногда подводил его, но ненадолго. Когда один город или народ возвышались до гегемонии над своими соседями, он просто включал их бюрократию в свою. Шумер и Вавилон были завоеваны Ассирией; Ассирия была свергнута персидскими мидянами в союзе с возродившимся Вавилоном и кочевыми скифами; империя персов была свергнута Александром Македонским (356–323 гг. до н. э.) в Македонии; государства-преемники Македонии были завоеваны Римом, который со временем был вытеснен на Ближнем Востоке и в Северной Африке Исламским халифатом Багдада. Завоеватели приходили и уходили, но жизнь их подданных, будь то крестьяне или горожане, не сильно менялась от того, что они делали, пока сражения происходили в другом месте.

Тем не менее, время от времени проводились эксперименты, поскольку ни у одной монархии не было ресурсов, чтобы управлять всеми своими подданными напрямую. Пока они платили дань вовремя, местные правители и местные общины волей-неволей были предоставлены самим себе. Даже если бы они не заплатили, усилия, необходимые для проведения военной операции на расстоянии от имперского центра, были столь велики, что они могли быть предприняты только в исключительных обстоятельствах, да и то они могли не увенчаться успехом, как это обнаружили цари Персии, когда они предприняли карательные походы из Малой Азии против материковой Греции в начале V века до н.