Избирательная система рф – (, ) — —

Содержание

Избирательная система современной России

Понятие избирательной системы

Определение 1

Широкое толкование: установленный в той или иной стране механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов, который включает:

  • закрепленную в законодательстве систему органов, на которые возложены полномочия по организации и проведению выборов, избирательный процесс как урегулированную законами и иными нормативными правовыми актами деятельность политических органов, других субъектов правоотношений (на различных стадиях или этапах выборов)

  • способ установления результатов выборов и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

Определение 2

Узкое толкование: исключительно закрепленный в законодательстве той или иной страны способ установления результатов выборов или способ распределения депутатских мандатов в зависимости от итогов голосования.

Из приведенных понятий можно сделать вывод о двойственной природе избирательной системы: с одной стороны она рассматривается как некая совокупность мероприятий по организации, в которую входят мероприятия по организации избирательных участков, определения результатов голосования, а также распределения мандатов; а с другой стороны основное внимание направлено на финальную стадию выборов – голосование и определение результатов.

Типы избирательных систем

Тип избирательной системы варьируется и определяется тем, голосует ли гражданин за конкретного кандидата (кандидатов), или за партию (список кандидатов), а также тем, какие правила (методы) используются для перевода полученных голосов избирателей в мандаты. Существенное значение имеет и так называемая «величина» избирательного округа (одномандатный, многомандатный, единый).

  • Пропорциональная. (предполагает распределение депутатских мандатов между партийными списками в соответствии с количеством голосов, поданных за каждый список.Для распределения голосов вычисляется избирательная квота — необходимое число голосов избирателей для получения одного мандата. Для этого общая сумма голосов, поданных за все списки, делится на число мандатов по избирательному округу. Затем сумма голосов, полученных каждым списком, делится на квоту, целая часть будет соответствовать числу полученных мандатов.

Рисунок 1.

  • Мажоритарная(избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется)

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Избирательная система в Российской Федерации

В Российской Федерации применяются оба вида избирательных систем, что, на наш взгляд, обуславливается применением принципа федерализма. Пропорциональная система в России применяется на выборах 1\2 депутатов Государственной Думы РФ, часть депутатов региональных парламентов, может применятся и на местных выборах.В данном случае вся территория страны становится единым избирательным округом. От каждой политической партии выдвигается не один кандидат, а списки кандидатов, за один из которых должен проголосовать один избиратель. Победа на выборах в данном случае определяется путем определения списка, набравшего большее число голосов. Списки, набравшие менее 5% голосов избирателей, не учитываются при данном подсчете. При явном удобстве применения, данная система имеет некоторые недостатки: связь депутатов с избирателями крайне слаба, в связи с чем может происходить включение в списки малоквалифицированных и никому не известных кандидатов, наряду с теми, кто уже на слуху. К достоинствам данной системы можно отнести демократичный характер, позволяющий максимально учесть волю избирателей, высокую структурированность избираемых органов, меньшую зависимость депутатов от внешних источников воздействия.

Мажоритарная система в Российской Федерации применяется на выборах половины депутатов Государственной Думы. Реализуется этио следующим образом:

  • вся территория Российской Федерации разделяется на 225 одномандатных округов,
  • кандидаты выдвигаются партиями или путем самовыдвижения.
  • избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей.

Замечание 1

Говоря о мажоритарной избирательной системе, следует отметить, что она используется в основном при выборах законодательных органов местного самоуправления и государства. Однако при проведении выборов в представительные органы власти у электората иногда возникают упреки в адрес государства по той причине, что при определении границ округов, как правило, необходимо учитывать количество избирателей, проживающих на соответствующей территории, что ставит территориальные параметры округа в зависимость от уровня плотности населения, который не всегда равномерен на всей территории государства.

В случае же с пропорциональной избирательной системой, избирательными округами обычно является не отдельная часть территории, а государство в целом или его отдельный субъект.

Также проблемным вопросом в отношении выбора наиболее приемлемой избирательной системы является установление минимального порога явки избирателей, хотя нельзя сказать, что данный критерий будет являться обязательным для, например, пропорциональной правовой системы.

Ее существенной характеристикой, отраженной в законодательстве большинства государств, применяющих данную систему, является наличие так называемого электорального барьера, или «избирательного метра», — установленного в процентном отношении от общего числа голосов минимального показателя, достижение которого выступает в качестве основания допуска партии, выдвинувшей список кандидатов, к распределению мандатов в соответствующем представительном органе.

spravochnick.ru

Избирательная система в РФ | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

Избирательная система – особый политический институт, характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяется соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательная система посредством выборов позволяет сформировать определенный тип организации власти, обеспечить участие общества в формировании государственных органов власти. Успешное проведение выборов и признание большинством общества их результатов – важный признак данного общества решать существующие проблемы мирными политическими средствами.

Важнейшие компоненты избирательной системы – избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право представляет собой комплекс правовых норм о порядке выборов,  который включает политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы и иные акты, регулирующие процесс выборов. Избирательный процесс как комплекс действий в организации и осуществлении выборов является практически-организационным компонентом избирательной системы, базируется на избирательном праве и состоит из нескольких последовательно осуществляемых этапов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков, формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, голосование и установление его результатов).

В практике современных демократических государств существуют общенациональные парламентские и президентские выборы; выборы в органы региональной власти и местного самоуправления.

Типы избирательных систем

В современной России в зависимости от формируемого уровня власти используется мажоритарная, пропорциональная или смешанная избирательные системы.

(1) мажоритарная избирательная система основана на принципе большинства, т.е. победителем считается кандидат, набравший большинство голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50% + 1голос) и относительным (больше, чем у соперника). Мажоритарная система абсолютного большинства,  если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, предполагает второй туров голосования, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

Президент России избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства. По этой же системе избирались главы субъектов РФ с 1991 г. с перерывом с 2005 по 2011 годы. В 2012 г. согласно Федеральному закону от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были возвращены прямые выборы глав регионов РФ. 2 апреля 2013 г. по инициативе президента В.В. Путина в Закон были внесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборы своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам.

(2) пропорциональная избирательная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам: каждая партия получает строго определенное число мест в парламенте, которое складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе.

В России такая система работала при формировании Государственной Думы и региональных парламентов с 2007 по 2011 годы. 

Выборы в Государственную Думу 2007 г. стали первыми, на которых была применена пропорциональная система. Кроме того, избирательный барьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки и возможность голосовать «против всех»; партиям было запрещено объединяться в партийные блоки.

Выборы в Госдуму 2011 г. стали первыми и последними, на которых партии набравшие от 5 до 6 % голосов, получали по одному мандату в палате, а набравшие от 6 до 7 % – по два мандата. Однако ни одна из партий не смогла показать подобный результат. В то же время все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Парламента V созыва (КПРФ, ЛДПР, «Единая Россия»,  Справедливая Россия»), сохранили свое представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия в федеральный парламент не прошла.

(3) пропорционально-мажоритарная или смешанная избирательная система предполагает соединение двух типов систем при выборах в конкретный орган власти.

В ходе выборов в Государственную Думу 1993, 1995, 1999, 2003 гг. 225 депутатов избирались по пропорциональной системе по единому федеральному округу при барьере 5 %, другие 225 депутатов – по одномандатным округам (мажоритарная система относительного большинства).

Выборы в Госдуму 2016 г. вновь пройдут по смешанной системе:  одна половина депутатов (225) будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства,  вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с  5 % барьером. На территории каждого субъекта РФ будет образовано не менее одного избирательного округа, при необходимости (в густонаселенных регионах) округов будет больше (Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Согласно действующему законодательству, прошедшие в парламент партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на выборах президента России. При этом все партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов, будут иметь ряд государственных льгот и привилегий: прямой допуск к следующим выборам в Госдуму и выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые состоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов.

Единый день голосования

Особенность избирательной системы в конкретной стране касается также дня голосования. Как правило,  применяются два основных подхода при назначении дня голосования – либо выборы назначаются на любой день (обычно, выходной), когда истекают полномочия соответствующего органа или должностного лица (в случае досрочного прекращения полномочий существует отдельная процедура, установленная конституцией и законами страны),   либо единый день голосования.

Например, в СССР выборы в Советы народных депутатов (кроме Верховного совета СССР) проходили одновременно – в марте. В постсоветской России выборы различного уровня не были синхронизированы. В результате в стране сложилась ситуация «перманентных выборов» – практически, каждое воскресенье в каком-либо из регионов проводились выборы регионального или местного уровня.

В 2004 г. в избирательное законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми введен единый день голосования на выборах регионального и местного уровней – первое или второе воскресенье марта. При этом в некоторых случаях допускалось назначение выборов на первое или второе воскресенье октября либо синхронно с выборами в Государственную Думу, а в исключительных случаях – на любой день.При этом выборы Президента России, начиная с 2000 г., проходили в марте. А выборы в Государственную Думу, начиная с 1993 г. – в декабре. При этом они не были жестко привязаны к единому дню голосования. Эти сроки могли  смещаться в случае досрочного прекращения полномочий Президента России или роспуска Государственной Думы.

C 2013 г. выборы  проводятся во второе воскресенье сентября. 14 сентября 2014 г. прошли выборные кампании различного уровня, включая выборы глав 30 субъектов РФ (11 плановых и 19 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 14 субъектах РФ.  13 сентября 2015 г.проведены выборы различного уровня, включая выборы глав субъектов РФ (10 очередных, включая выборы через парламенты субъектов, и 14 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в субъектах РФ. Однако такая практика (голосование в воскресенье в начале сентября) показывает, что в это время года многие избиратели физически не доходят до избирательных участков, так как многие еще отдыхают. Поэтому возникла необходимость корректировки единого дня голосования. В настоящий момент этот вопрос активно обсуждается в законодательных и исполнительных органах власти  РФ.

xn—-ptblgjed.xn--p1ai

Тема 2. Избирательные системы Российской Федерации

     Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

     Мажоритарная избирательная система система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе. Существуют две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.

     При выборах по пропорциональной системе избиратель голосует за списки кандидатов, сформированные политическими партиями. Мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально поданным за них голосам при условии, что кандидаты преодолели установленный процентный барьер. В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. В 2016 году половина депутатов (225) Государственной думы РФ избиралась по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина — по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

     Достоинством пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей «не пропадают» (кроме, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер). Система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей, при этом такая возможность не теряется у меньшинства. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.

     Одним из главных недостатков пропорциональной избирательной системы считается утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами, частичная потеря принципа народовластия.

     В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей. В качестве недостатка может рассматриваться и процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.

     Смешанная система основана на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

     С 17 февраля 2014 года в РФ принята смешанная система выборов в Государственную Думу: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.

Лимит времени: 0

Информация

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

ikio.irk.ru

Глава 1. Избирательная система в рф

1.1. Понятие избирательной системы в рф

В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.

Избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка определения результатов выборов. Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной системы. Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения результатов выборов. Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле. В узком смысле – это порядок определения результатов выборов.

В этом случае избирательную систему следует рассматривать как технико-процедурные нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.

Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации[1]; федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[2], «О выборах Президента РФ»[3], «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ»[4], «О формировании Совета Федерации ФС РФ»[5], Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

1.2. Виды избирательных систем в рф

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность – система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ»[6] повысил указанный минимум до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

Мажоритарная система абсолютного большинства – система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50 % + 1голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.

Преодолевается не результативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов (повторное голосование). Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»[7] предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 %голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу[8].

В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.

Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.

Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания ,все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.

К этой же группе систем относится кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может распорядиться своими голосами трояким образом: либо отдать все их одному кандидату, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий –другому, либо раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц, в которой избиратели хорошо знают своих кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет[9].

Система единственного передаваемого голоса. Эта система позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако она сложна в плане определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д. При определении результатов голосов подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимого большинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки[10].

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225депутатов – по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков.

Применение подобной системы предусматривается и при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов [11].

studfiles.net

Избирательные системы — Обществознание

Избирательная система — это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования.

Виды избирательных систем

Избирательные системы делятся на три типа:

— Мажоритарная

— Пропорциональная

— Смешанная

Мажоритарная система (от франц. majorite — большинство)

– эта система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства. Относительное большинство подразумевает, что избираемый кандидат должен набрать больше голосов чем любой другой кандидат, а по системе абсолютного большинства кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов (50%+1голос)

Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.


Пропорциональная(англ. proportional electoral system)

Пропорциональная система — это порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов. При пропорциональной избирательной системе, создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии. Кроме того, устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.


Смешанная

Смешанная избирательная система — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой – за политическую партию.

Таким образом, смешанная избирательная система – это одновременно распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных голосов избирателей и система большинства по принципу «первый получает пост»

За рубежом

В мире, в разных странах, применяются различные избирательные системы.

Избирательные барьеры в разных странах

Избирательным барьером называется доля голосов на пропорциональных выборах, получив которую, список участвует в распределении мест.
Израиль — 1%

Дания — 2%

Шри-Ланка — 2,5%

Аргентина — 3%

Болгария — 4%

Венгрия — 4%

Швеция — 4%

Италия — 4%

Россия — 5%

Словакия — 5%

Испания — 5%

Эстония — 5%

Египет — 8%

Турция -10%

Избирательная система в России

До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.


При выборах президента, применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. http://yopolis.ru/wiki/vybory/izbiratelnyj-protsess/izbiratelnaya-sistema Таким образом, Государственная Дума РФ снова, как и до 2007 года будет избираться по смешанной избирательной системе.

www.studysocial.ru

2.5. Избирательная система РФ. Правоведение

2.5. Избирательная система РФ

Понятие избирательной системы и избирательного права

Избирательное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления (институт конституционного права).

Избирательная система – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.

Различают две избирательные системы: мажоритарную и пропорциональную. Первая делится также на мажоритарную систему абсолютного большинства и относительного большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, получивший 50 % плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при условии, что был обеспечен избирательный кворум (явка избирателей).

При мажоритарной системе относительного большинства победившим считается кандидат, который получил наибольшее число голосов по сравнению с другими при условии, что был обеспечен избирательный кворум. Таким образом, достаточно получить, например, 20 % голосов, если остальные участники набрали еще меньше.

Под системой пропорционального представительства понимается распределение мест в законодательном органе государственной власти между политическими партиями и избирательными объединениями (или блоками), перешагнувшими избирательный барьер согласно полученным ими голосам. Каждая партия будет иметь в парламенте или муниципальном органе столько мест, сколько соответствует проценту поданных за нее голосов избирателей. При выборах Президента или глав территориальных единиц такая система невозможна.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

26.3. Избирательная система РФ

Вы уже основательно разобрались с тем, как в принципе, проходят выборы. А как это происходит в нашей стране?

Для начала вспомним, какие органы власти являются выборными. В политологии есть такое понятие – «императивные выборы». Императив – это безусловное требование. В грамматике – повелительное наклонение. То есть те или иные органы (или должностные лица) могут только избираться. Не назначаться, не получать должность по наследству, не захватывать её с оружием в руках или ещё как-нибудь на неё попадать.

К кому относится это требование? К Президенту России и депутатам законодательных органов. Всех: как на общефедеральном уровне, так и в субъектах федерации и в муниципальных образованиях. На то они и представительные органы.

Но нужно помнить, что парламент России двухпалатный. Напрямую избиратели голосуют лишь за депутатов Государственной Думы. А вот сенаторы – так часто называют членов верхней палаты Федерального собрания – населением не избираются. Точнее избираются, но косвенно. Вспомним, что один из членов Совета Федерации от того или иного субъекта России представляет исполнительную власть, а второй – законодательную, то есть его избирают депутаты законодательного органа.

Главы субъектов федерации и администрации на местах тоже могут избираться гражданами, но обязательным требованием это не является. Они также могут выбираться (или назначаться) представительными органами. То же самое относится и к мировым судьям. Сейчас, как правило, они назначаются. Но всё чаще звучат предложения перейти к прямым выборам мировых судей. Предполагается, что это укрепило бы их независимость.

Назовём документы, к которым вы можете обратиться, если захотите более подробно и детально изучить всё, что связано с организацией и проведением выборов.

Сейчас мы выделим только самые основные моменты. Их, правда, тоже немало.

В России – всеобщее избирательное право. Достигли совершеннолетия (18 лет) – можете участвовать в выборах. Если являетесь дееспособными. Напомним, что признать совершеннолетнего человека недееспособным может только суд. Временно лишаются избирательного права те, кто находится в местах лишения свободы. Разумеется, по приговору суда: за совершение преступления. Это обычные для современных государств ограничения.

Для пассивного избирательного права существуют дополнительные цензы. Вспомните значение терминов «пассивное» и «активное избирательное право», «избирательный ценз».

Президентом России не может стать человек младше 35 лет, а членом Совета Федерации – младше 30. Кандидату в депутаты Государственной думы на момент выборов должен исполниться 21 год. Такой же возрастной порог (но не более) может быть установлен для депутатов законодательных органов субъектов федерации.

Возрастные цензы для пассивного избирательного права

А вот на местных выборах в представительные органы можно выдвигать и более молодых кандидатов. Дополнительных возрастных ограничений там вводиться не должно.

К кандидату в депутаты (или на занятие выборной должности) могут предъявляться повышенные требования с точки зрения уважения к закону. Право быть избранным может быть ограничено на определённый период после снятия или погашения судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. И после совершения некоторых административных правонарушений (пропаганда или демонстрация нацистской символики или распространение экстремистских материалов.)

Ценз оседлости существует лишь для кандидатов в Президенты России. Они должны постоянно проживать на территории страны в течение 10 лет накануне выборов. И для «сенаторов» – членов Совета Федерации: 5 лет на территории соответствующего региона. Если ценз оседлости устанавливается законами субъекта федерации, то он не может превышать 1 года.

Цензы оседлости для пассивного избирательного права

Избирательное право является равным и свободным. Последнее означает, что гражданин вправе не только самостоятельно, без всякого давления извне решать, за кого он будет голосовать. Но и то, будет он принимать участие в выборах. Выборы проходят путём тайного голосования.

Вы уже говорили о том, что существует две основные избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная. Участвуя в выборах в Российской Федерации, вы сможете на практике познакомиться с каждой из них.

Президента граждане страны выбирают по мажоритарной системе. Победителем среди нескольких кандидатов признаётся тот, кого поддержало более 50 % избирателей. Достаточно хотя бы одного голоса больше половины.

Раньше существовал «минимальный порог явки». Так, если бы в выборах Президента страны участвовало менее половины избирателей, они считались бы несостоявшимися. Но в 2006 году был принят Федеральный закон, который отменял минимальный порог явки избирателей на выборах всех уровней.

Какие доводы «за» и «против» этого решения вы могли бы привести?

Выборы Президента России обязательно должны быть альтернативными. Если никто из кандидатов не наберёт абсолютного большинства, то состоится повторное голосование. Во второй тур выйдут два кандидата, получившие наибольшую поддержку избирателей. Победитель определится по принципу относительного большинства. Есть, правда, одно исключение – если во втором туре останется лишь один кандидат. Это возможно, если все остальные заявят о своём отказе продолжать предвыборную борьбу. В этом случае единственному претенденту нужно будет получить абсолютное большинство.

Выборы депутатов Государственной думы проходят по смешанной системе. Решение о возвращении к ней было принято в 2014 году. Выборы 2007 и 2011 годах проходили только по пропорциональной системе.

Теперь половина депутатов – 225 из 450 – избираются по партийным спискам. Закон требует, чтобы эти списки формировались съездом партии при тайном голосовании. Дополнительных, более конкретных требований к тому, как это должно происходить не предъявляется. Партии сами определяют процедуру выдвижения кандидатов в депутаты.

Время от времени звучит предложение проводить так называемые «праймериз» – предварительные или внутрипартийные выборы. Чтобы право решать, кто именно войдёт в партийные списки имели не только делегаты съезда и даже не только члены данной партии.

Впервые в России праймериз был проведён в 2000 году. Это произошло в Санкт-Петербурге накануне губернаторских выборов. Тогда партии «Яблоко» и «Союз правых сил» предложили горожанам отдать свой голос за потенциальных кандидатов от демократического блока.

В 2016 году 4 партии проводили праймериз для отбора кандидатов в партийные списки. Самым массовым было предварительное голосование, организованное «Единой Россией». Но сейчас (на начало 2017 года) результаты таких выборов не являются обязательными.

Партийный списки состоят их двух частей: федеральная и региональные группы. Кандидаты из первой части списка в первую очередь становятся депутатами (если партия в принципе смогла завоевать право быть представленной в Государственной думе).

Избирательный барьер при выборах по партийным спискам составляет 5 %. В 2016 году его смогли преодолеть 4 партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». За остальные 10 партий, участвовавших в выборах, в совокупности проголосовало около 11 % избирателей. Но мест в Государственной думе они получить не могли. Эти депутатские мандаты были разделены между партиями-победительницами пропорционально набранным ими голосам.

Ещё 225 депутатов были избраны по одномандатным округам. Выборы депутатов-одномандатников проходят в один тур. Для победы кандидату необходимо получить относительное большинство при любой явке избирателей.

Следующие очередные выборы Президента России должны состояться в 2018 году. А в нижнюю палату парламента – в 2021. Если по каким-то причинам они не будут проведены досрочно.

Подведём итог.

Особенности избирательной системы региона, в котором вы живёте, изучите самостоятельно. И дайте краткую характеристику этапам избирательной кампании. 

videouroki.net