История древней индии культура – Культура Индии — Википедия

Культура древней Индии

Древняя Индия — одна из старых цивилизаций, имевшая необычайную высокую ступень культурного развития. Об этом свидетельствуют найденные на ее территории остатки материальной культуры, соответствующие определенному периоду, а также имеют соответствующие временные отметки. Были найдены стоянки с наскальной живописью, где изображены как люди, так и животные, большие охотничьи сцены.
Современное общество, несомненно, имеет преимущества, имеет потенциал, постоянно наращивает все новое и новое, появляются новые разработки, но основе ранее полученных данных, исследуют неисследованное и т.д. У древних цивилизаций же не было ничего, без чего сегодня, современный человек не имеет представления, не то что жизни, но и развитие этого самого прогресса.
Тем не менее, жители древней Индии достигали высот во многих сферах. Секрет их мастерства не разгадан и по сей день. Доказательством их развития служат многочисленные исследования. Доказано, что представители древней Индии были сильны в астрономии – их календарный год длился 12 месяцев. В календарном месяце было 30 дней. На каждый пятый год – добавлялся день, в високосном году. Приблизительно в V-VI в. н. э было известно о земном притяжении, а также в Индии знали о том, что земля круглая и о ее вращении вокруг оси.

Становление культуры, религии и науки древней Индии


Наиболее ярко выраженным подъемом наука Индии, может похвастаться в IV-II вв. до н.е – VIII в н.э.
Немногим известно, что Древняя Индия стала колыбелью развития цифр. Именно в Индии были изобретены цифры, именно здесь «ноль» стал восприниматься в качестве знака. Здесь начала развиваться десятичная система исчисления, ведь представители древней Индии считали числа, кратные и 10-ти – священные.
В ІІІ тыс. до н.э. прекрасно развивалась и складывалась наука, в частности — письменность, которая имела в наличии 400 пиктографов и слоговых знаков. Их еще называют — ведами Они сохранили информацию до современности об агрокультуре, об обработке метала, о медицине и геометрии, шахматах.
Немало велось разработок и в области химии – ученые того периода могли готовить кислоты и лекарства, краски и духи, соли металлов и цемент, сложные препараты из ртути и многое другое.
Существуют данные, по которым известно, что развитие древней Индии достигло освоения выплавки чистого железа, секрет его малоизвестен современности, не смотря на то, что разработки крупных лабораторий не один десяток лет бьются над этой проблемой. Подтверждением их знаний служит 6-ти тонная колонна, она была вылита в V в н.э. По исходу 1500 лет эта колонна не подвержена ржавчине.
Стоит отметить и о развитие медицины в древней Индии, ее отголоски успешно применяются в современном мире. Именно в Индии стали применять вовремя изготовления лекарств минералы и целебные травы. Более того, уровень развитие лечения на то время позволяло лекарям вправлять кости, лечить переломы, а также восстанавливать после увечий или боев носы и уши, губы. Хирурги владели тончайшим мастерством проводить сложнейшие операции. Секрет их мастерства до конца не разгадан и сегодня. Есть сведенья, что в III веке до н.э. в Индии была основана больница — первая во всем мире.
Архитектура древней Индии также отличалась развитием. Результат этого развития – ступы. Это куполообразные сооружения, в которых хранили части тела Будды и последователей – святыни буддистов.
Строили также в древней Индии пещерные храмы, они носили названия — чайтья. Для их строительства необходимо было вырубать помещение в скале, а затем изображения Будды и всех святых.

Культурное наследие древней Индии


В VI в до н.э. развился буддизм, который в последствии стал одной из великих мировых религий.
Нужно отметить, что основа буддизма в особом учении. А именно – в постижении страдания и причинах такого страдания. Также освобождения и пути к нему. Стремление к идеалу приведет к нирване, тому состоянию, когда нет никаких человеческих, земных желаний, нет необходимости в жизненной привязанности и ко всему миру.
Изучение истории, верований и взглядов жителей древней Индии в большой степени раскрывается в религиозных собраниях, Ведах. Это священные книги, написанные на санскрите в II тыс. до н.э. Самым древним, из таких собраний является Ригведа. В ней изложены религиозные гимны, воспевающиеся богам. Также есть Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.
Раскрывает облик древнеиндийской культуры эпическая литература. А именно главные из нее — Махабхарата и Рамаяна, записанные санскритом. Ученый Панини в V-IV вв. до н.э. приложил к санскриту особое усилие, обработав язык поздневедической литературы, вследствие чего – санскрит стал особым языком для общения между разнообразными народностями и племенами.
Говоря об Махабхарата и Рамаяна, то эти поэмы востребованы и в современности, а их герои Кришна и Рама, соответственно – обожествлены. Их принято считать воплощением Вишну – наиболее важным божеством в современном индуизме.
Культ сыграл огромную роль в развитии драматургии, беря свое начало в танцевальной пантомиме, сопровождаясь комментарием. Позже в такой пантомиме уже начали разговор и актеры. В древнеиндийской культуре был свой классик драматургии, именовавшийся Калидаса, живший в IV-V вв.. Благодаря ему, раскрывался внутренний мир героев, сопровождалось выступление прозаическими диалогами, монологами в стихотворной форме, а также танцевально-песенной интермедией.
Музыка в древнеиндийской культуре занимала не последнюю нишу, она была неотделимой частью, выражала единство пения и танца, инструментальной музыки и богатства мимики.
Развитие культуры в Индии распространилось и на изобразительное искусство, а также зодчество. Практиковалось и ваяние и фресковая живопись, оттачивались художественные ремесла.

Особый устрой жизни


Культура древней Индии развивалась вместе с жесткой дифференциацией древнеиндийского общества. В зависимости от социального происхождения и характера деятельности, были сформированы замкнутые группы, иногда именуемый варно-кастровый строй :
— по сословиям. Их принято разделять на варны. Их четыре: брахны и кшатрии, вайшьи и шудры.
-по кастам распределение ведется исходя из профессиональной деятельности (их 3500)
Те, кто относится к брахманом считаются аристократами, они участвуют в контакте с наивысшим божеством, им позволено управлять страной. Как правило, представители этой касты происходили родом из жреческого рода.
Кшатрии – воины, знать. Наряду с брахманами живут дружно, у них обоюдное взаимопонимание и согласие, оказывают поддержку и помощь друг другу.
Вайшьи и шудры – те, кто призван обеспечивать хозяйственностью другие касты.
Вайшьи интересовало лишь земледелие и торговля. Шудры же прислуживали всем другим кастам, их доля безмолвна, они не имели своего права и собственности. Были и те, кто не входил в касты – рабы или представители презираемых профессий. Со временем такие стали основателями касты неприкасаемых.
Брахманы были именно той кастой, которая отвечала за хранение традиций и духовных традиций, отвечали за наставничество других людей, исключением были шудры. Они не занимались никаким физическим трудом, а занимались изучением священного писания, разрабатывали законы и положения, они способствовали управлению общества и руководству по судебными делами. Из брахманов могли получиться и Жрецы, только после совершенного изучения Ведов, а также правильного их толкования смысла. Согласно законам Ману – главному правовому документы древней Индии, именно эта варна, могла принимать милостыню и подарки, за исключением еды, и могли претендовать на все, что захочет. Брахманы были настолько привелегированы, что даже сам главнокомандующий государством не имеет права и власти оказать на них какое-либо воздействие, включая физическое воздействие или финансовые посягательства, потому как счистилось, что тело и имущество брахмана неприкасаемы.
Кшатрии были призваны защищать и управлять. Именно эта каста порождала будущих правителей и чиновников, военачальников и прочих главенствующих. В отличии от брахманов, кшатрии были свободны в пище, в частности им полагалось принимать мясо. Для этой касты не было запрета, они принимали в дар, в том числе еду даже от самих брахманов.
Примечательно, что и брахманам и кшатриям запрещалось вступать в браки с низшими сословиями. Исключением могла быть ситуация, когда мужчина из высшего сословия берет себе жену из низшего сословия.
Варны были свободным народом, занимались производством материальных благ. На них полагались управленческие организаторские функции.
Для черновой работы кастовый строй предусмотрел шудр. Они рождались уже не свободными и никогда не могли получить свободу. Они не приобретали и не продавали имущество. Этой касте запрещено использовать обряд упанаяма – дважды рожденным.

www.istmira.com

4.Культура Древней Индии

Географические условия. Одним из первых очагов человеческой цивилизации, наряду с Месопотамией и Египтом, была и Древняя Индия. Полуостров Индостан представляет собой своеобразный субконтинент, отделенный от остальной Азии цепью гор и горных хребтов, омываемый водами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. Невзирая на эти природные преграды, уже в древности он был одним из самых населенных мест планеты, приютив у себя огромное количество народностей. Расово-этническая пестрота была характерна для Индии уже в глубокой древности.

Центрами цивилизаций становились бассейны рек Инда и Ганга (особенно притоки Инда – «Пятиречье» или «Пенджаб»), где местные обитатели рано начали заниматься земледелием. Именно в Индии стали выращивать рис, который затем попал в другие регионы Азии, Африки и Европы, сахарный тростник (само слово «сахар» происходит от санскритского «сакхари» – тростниковый сахар), хлопок, были одомашнены зебу (горбатый бык), слоны.

Периодизация истории Древней Индии. В истории и культуре Древней Индии можно выделить несколько периодов. Появление первых больших государств, созданных, как полагают, дравидскими племенами, относят к III тыс. до н.э. Ей на смену приходит «арийская цивилизация», связанная с появлением сначала на северо-западе Индии, а затем и на большей части полуострова индоевропейских племен, называвших себя «ариями» («благородные», «из хорошей семьи»). В это время (приблизительно XV-VI вв. до н.э.) возникает вначале множество отдельных государств, а с VI в. до н.э. начинает усиливаться одно из них – Магадха, находящееся в долине Ганга. Один из ее царей – Чандрагупта, основатель династии Маурьев, в IV в. до н.э. впервые в истории Индии объединил ее в единое государство – империю Маурьев (IV — II в. до н. э.). Следующий период связан с покорением северной части Индии кушанами, выходцами из Средней Азии – господство Кушанской династии (I — III в.в. н.э.). Нового общеиндийского объединения удалось достигнуть династии Гуптов в IV — VI вв. н.э.

Хараппская цивилизация. До середины XIX в. мир ничего не знал о древнейшей цивилизации в долине Инда, считая, что культуру в Индию принесли арии. Однако случайная находка английского генерала Каннингема в районе деревни Хараппа (штат Пенджаб), обнаружившего любопытные печати с совершенно неизвестными надписями, заставила пересмотреть этот взгляд и начать с 20-х годов XX в. планомерные раскопки. Это привело к потрясающим открытиям.

Были найдены крупные городские поселения – Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган. Они строились по сходным проектам и состояли из «цитадели» – «верхнего» города, расположенного на холме, и «нижнего» города с жилыми постройками. Здания возводились из обожженного кирпича, связывающим материалом был илистый или гипсовый раствор. Улицы пересекались строго перпендикулярно, на перекрестках углы зданий закруглялись, чтобы не препятствовать движению. Дома не имели окон и украшений, выходящих на улицу. Жители этих древних городов были очень консервативны. Расположение улиц не менялось веками, а новые дома возводились на месте старых. Во всех городах имелась система канализации, причем осуществлялось как водоснабжение, так и отвод сточных вод. Ничего подобного в других государствах того времени еще не встречалось. Существовали также общественные купальни, которые служили, скорее всего, для ритуальных омовений. Ремесленники научились хорошо обрабатывать металлы – медь, олово, бронзу, золото, серебро, но при этом совершенно не знали железа. Обширными были торговые связи, о чем свидетельствуют находки гирь и измерительной линейки.

Археологи в большом количестве находят статуэтки из глины, мягких пород камня. Особое внимание специалистов привлекли бронзовая статуэтка обнаженной танцовщицы и скульптурное изображение бородатого мужчины, условно именуемое «жрецом».

Очень своеобразны печати-амулеты с изображениями людей, богов и животных, и, самое главное, с образцами древнейшей письменности. Она не была алфавитной и состояла из рисунков (пиктограмм). Строки располагались горизонтально и включали в себя до 8 знаков. Писали справа налево. Расшифровка этих надписей пока еще не завершена. По рисункам на печатях можно делать выводы и об определенной связи религии жителей Хараппы с последующими религиозными верованиями Индии (например, изображение богов в позе йогов).

Религиозные учения. Литературная традиция. В середине II тыс. до н.э. культура Хараппы приходит в упадок, причины которого окончательно не выяснены. Как одну из них можно рассматривать проникновение в Индию с севера арийских племен. Они уже были знакомы с железом и довольно быстро перешли от кочевого скотоводческого к оседлому земледельческому образу жизни с искусственным орошением земли.

Дальнейшая культурная традиция Индии прежде всего знаменательна и особенно интересна разнообразием, сложностью духовной жизни – возникновением и сменой, борьбой и сосуществованием, взаимодействием и взаимовлиянием различных религий, а также тесно связанных с ними философских, этических, эстетических школ и учений. Основные направления этого непростого пути известны нам по богатейшему литературному наследию.

Для общественных представлений древних арийцев характерным явлением было наличие варн – своеобразных сословных групп, которые стали складываться у них еще до переселения на Индостан. К концу II тыс. до н.э. окончательно складывается доктрина о 4 варнах, каждая из которых, по преданию, была создана из той или иной части тела первочеловека Пуруши (или в более поздней традиции Праджапати) воплощения бога Брахмы. Из уст были созданы брахманы (жрецы), кшатрии (знать, воины) – созданы из плеч и рук, вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы) – из бедер, шудры (низы общества – слуги, бедняки, переселенцы) из ступней ног. Арийские законы запрещали браки вне варн, не допускали их смешивания, и не позволяли даже прикасаться к людям, стоящим вне варн – уборщикам мусора, могильщикам, палачам. Они так и назывались – «неприкасаемые».

И в современной Индии источником мудрости считаются «Веды» – сборники священных гимнов в чести арийских богов. Известны 4 таких сборника. Самый древний из них – «Ригведа» – относится к III , а частично и к концу VI тыс. до н.э. и состоит из 10 книг и 1028 гимнов. Позже были составлены «Самаведа» и «Яджурведа», включающие в себя песнопения и жертвенные формулы. Последняя – «Атхарваведа» – содержит магические формулы. К ведийской литературе относят также различные комментарии к Ведам, написанные в более поздний период.

Ведическая литература дает нам представление о религии древних ариев. Они считали, что Вселенная состоит из трех миров: небо, воздух и земля. И боги, соответственно, делились на 3 группы. В начале I тыс. до н.э. на основе ведизма и верований доарийского населения возникает брахманизм. Согласно ему лишь брахманы могли выполнять религиозные обряды и учить людей религии. На смену старым ведическим богам – Варуне, Индре, Сурье – приходят новые: Брахма считается творцом мира, Вишну – его хранителем, а Шива – разрушителем.

Одновременно возникает учение о миграции душ – «колесе сансары» (сансара – «блуждание», «перерождение»), о «дхарме» – законе, моральном порядке и о «карме» – деяниях человека, определяющих его положение. Сюда же примыкает и представление о «мокше» – состоянии «нерождаемости и неумирания». Все эти религиозно-философские воззрения найдут свое отражение в более позднем буддизме и индуизме.

Брахманизм сложил легенды о подвигах героев Кришны и Рамы, которые легли в основу древнейших эпических поэм – «Махабхараты» и «Рамаяны». Первая из них («Великая война потомков Бхараты») была составлена, по преданию, мудрецом и певцом Вьясой и состоит из 18 книг, включающих в себя 107 тысяч двустиший. Это в 8 раз больше, чем объем «Иллиады» и «Одиссеи», вместе взятых. Сюжетной основой эпоса является борьба за власть потомков легендарного Бхараты – Пандавов и Кауравов. Но «Махабхарата» – не только литературное произведение, она является также законоучительным трактатом и священной книгой. Особенно это касается шестой ее части, называемой «Бхагавадгита» («Песнь бога»), представляющей собой поучение Кришны. Здесь затронуто множество проблем, носящих всеобщий характер. «Рамаяна» («Сказание о Раме») по размерам уступает «Махабхарате», но отличается большей стройностью и образностью. В основе сюжета лежит история жизни Рамы – идеального сына и идеального правителя, его любовь к Сите, ее похищение царем ракшасов (демонов), победа Рамы и его воцарение. Обе поэмы стали национальным достоянием индийского народа, неисчерпаемым источником сюжетов и образов для литературы и искусства на многие века.

Начиная с VI в. до н.э. в обиход широко вводятся новые брахманские сочинения – Сутры и Шастры – своеобразные трактаты по различным отраслям знаний. Появляются сборники обычного права, самый известный из которых – «Законы Ману». Складываются первые философские школы: саннхья, йога, ньяя, вайняшика, миманса веданта, самой воинственной из которых была последняя. В V — IV в.в. до н.э. брахман Нанини создает единый литературный язык – санскрит («очищенный», в отличие от «пракритов» – разговорных языков), который стал языком межиндийского общения.

VI в. до н.э. связан в истории Индии с появлением новых верований –джайнизма и буддизма. Термин «джайнизм» происходит от слова «джайна» – победитель (имеется в виду победитель над круговоротом перерождений). Его основатель Махавира жил в VI в. до н.э. В основе учения – путь освобождения от сансары через следование «трем сокровищам» джайнизма – «правильное знание», «правильное видение» и «правильное поведение». Махавира предписывал своим последователям аскетизм и ахимсу –непричинение вреда всем живым существам, как условие спасения души.

Создание учения буддизма – одной из современных мировых религий – связывают с именем Сиддхартхи Гаутамы (563-483 г.г. до н.э.), который в 28 лет покинул дом отца-раджи и 7 лет находился в странствиях, пока на него не снизошло Просветление и он не стал Буддой («Просветленным»). Будда открыл четыре «благородные истины» о том, что жизнь есть страдание, что причиной их являются человеческие желания, страсти, жажды жизни, и что выход из этого – подавление всех страстей. Главная цель человека – достижение «нирваны», состояния, когда человек навсегда выключается из процесса перерождений. Таким образом, спасение было возможно для каждого человека независимо от его происхождения через самосовершенствование и без каких-либо посредников (например, брахманов). Наивысшего взлета буддизм достигает при Ашоке – третьем императоре из династии Маурьев (268-232 г.г. до н.э.). Он созвал буддийский собор, где были утверждены канонические основы буддизма. Благодаря его усилиям буддизм выходит за пределы Индии. Со времени покорения Северной Индии Кушанской империей (I в. н.э.) происходят и серьезные перемены в индийском обществе. На основе системы варн начинает складываться кастовая система. Касты, или по-индийски «джати» –замкнутые группы населения со своими обычаями и законами. Члены «джати» жили в одной местности, занимались однородной деятельностью, имели свою администрацию, систему взаимопомощи, общую кассу. Общение между членами различных каст ограничивалось.

В Кушанскую эпоху оформляется новое направление буддизма – имахаяна, где Будда становится богом бодхисаттв – святых, достигших ступени Будды, но на время отказавшихся войти в нирвану из сострадания к человечеству. Буддизм в это время покоряет Китай и Индокитай, чуть позже достигает Кореи. Начиная с IV в. н.э. распространяется религиозное образование. В V веке царь Кармагупта из династии Гуптов открыл самый знаменитый буддийский университет – монастырь Наланда в Северном Бихаре. Позже появились университеты в Таксиле и Аджанте.

В борьбе с буддизмом начинает формироваться новый тип брахманизма – индуизм. Основу нового учения составила «Бхагавадгита». Исходя из того, что каждое божество – это ипостась, воплощение верховного бога (как Рама или Кришна были воплощением бога Вишну), индуизм разрешал любые культы и верования, проявляя при этом еще большую терпимость, чем буддизм. Главные боги индуизма – Шива, Вишну и богиня Шакти – были тоже проявлениями высшего божества – Брахмы, восседающего в вечной медитации на вершине Гималаев.

Таким образом, в ходе древней истории Индии оформились основные религиозные учения: на основе ведической традиции – брахманизм, трансформировавшийся в индуизм; джайнизм; буддизм, а внутри него – множество различных направлений.

Искусство. Все названные религии оказывали влияние не только на литературную традицию, но и на архитектуру и изобразительное искусство. Первоначально арийские племена использовали для строительства почти исключительно дерево. Каменные дворцы вместо деревянных построек стали возводиться в период царствования императора Ашоки из династии Маурьев. Известен его дворец в Паталипутре – столице Магадхи. Повсеместно ставились стамбхи – каменные столбы с буддийской символикой или изображениями животных и высеченными на них надписями (например, Львиная капитель из Сарнатха, возведенная на месте первой проповеди Будды и ставшая гербом современной Индии). В это же время появляются и первые ступы – культовые сооружения полусферической формы, хранящие реликвии, связанные с Буддой. Согласно преданию, Ашока возвел 84000 ступ.

Прекрасные архитектурные памятники дошли до наших дней со времен Кушанской империи. Это прежде всего чайтьи – пещерные храмы, возведение которых становится традицией (например, пещерные комплексы в Карке и Эллоре). Уникальный храм в Кайласе соединил в себе образы и мотивы из индуизма, джайтизма и буддизма. Самый знаменитый скальный храмовый комплекс находится в Аджанте. Ее пещерные храмы сохранили единственные в своем роде многокрасочные фрески. Реалистичными и в то же время стилизованными росписями покрыто все: и стены, и потолки, и колонны.

До Кушанской эпохи в изобразительном искусстве Индии Будда изображался только в виде символов, теперь же появляются его изображения в виде человека. Его часто окружают бодхисаттвы, как, например, на стене из Катры (II в. н.э.).

Самым распространенным направлением в искусстве этой поры становится гандхарское, названное так по имени местности Гандхары на Северо-Западе Индии. Оно соединило в себе традиции среднеазиатской, иранской, индийской и эллинистической культур. Примерами могут служить статуя стоящего Будды из Хоти-Мардана и сидящий Будда из Тахт — и -Бахи. Изображения в гуптском искусстве становятся менее сухими, более изысканными и чувственными. Будда со знаменитой статуи из Сарнатха IV в. предстает как идеальный человек, достигший состояния нирваны.

Императоры из династии Гуптов всячески покровительствовали художественному творчеству. На основе древнего вида театрального искусства – пантомимы – возникает драматургия. При дворе Чандрагупты II (380-415 гг.) жили лучшие поэты его времени. Наиболее известен из них Калидаса (353-420 гг.). До нас дошли три его драмы, самой совершенной из которых является «Шакунтала». Существовал и народный театр, соединявший музыку и пластику танца. Индийцы очень любили различные игры. Одна из них – чатуранга – дошла и до нас в виде современных шахмат.

Достигают высокого уровня научные знания. Одной из загадок для современных ученых остается нержавеющая железная колонна в Дели. Математики уже знали извлечение квадратных и кубических корней. Астрономы установили, что Земля вращается вокруг своей оси, и что Луна заимствует свой свет у Солнца. В средние века эти знания, как и индийские цифры, переняли арабы.

Таким образом, Древняя Индия обогатила мировую культуру огромным количеством достижений. Она оказала влияние на соседние страны, особенно на Юго-Восточную Азию. Буддизм стал мировой религией, распространенной в ряде государств.

5.Культура Древнего Китая

Периодизация. С большим основанием, чем о какой-либо культуре, можно говорить о единстве, своеобразии и замкнутости культуры, которая сформировалась в Древнем Китае и почти без изменений просуществовала вплоть до ХVII в. н.э. Основные периоды (эпохи) в истории Древнего Китая традиционно носят названия династий и царств:

Шан (или Инь) — XVI — XI вв. до н.э.

Чжоу и Чжаньго — XI — III вв. до н.э.

Цинь — 221 — 207 гг. до н.э.

Хань — 206 г. до н.э. — 220 г. н.э.

Период Шан (Инь). Древнейшие племена на территории Китая селились, как и в других древневосточных цивилизациях, в долинах крупных рек, главной из которых являлась Хуанхэ. Одно из этих племен, которое себя называло Шан (соседи дали ему имя Инь), смогло ближе к середине II тыс. до н.э. создать первое государство. Именно в этот период начинают закладываться основы древнекитайской культуры. Были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическая письменность, зародились основы градостроительства.

Правители государства – ваны (князья) – одновременно считались верховными жрецами. При их дворе работали ученые, которые вели летописи, наблюдали небесные явления, хорошо знали исторические события прошлого. Большое внимание уделялось астрономии. Была установлена продолжительность месяца в 29,5 дней и солнечного года в 366 дней. В календаре были четко определены сезоны года, был введен дополнительный месяц в високосном году. Месяц делился на декады (полный состоял из 30 дней, неполный – из 29).

Иньская письменность предстает в достаточно развитом виде, что дает возможность относить ее возникновение к более раннему периоду. Самыми древними являются гадательные надписи XIV – XI в.в. до н.э. Использовалось более 3,5 тыс. иероглифов, 2,5 тыс. из которых сохранились и до наших дней. Для письма использовали гладкую поверхность панцирей черепах и костей животных, а также длинные тонкие деревянные или бамбуковые планки, соединяющиеся затем шнурком или ремнем.

Древнейшие произведения китайского искусства датируются III тыс. до н.э. Они представлены в основном керамикой, изготовленной на гончарном круге. В эпоху Инь распространяются бронзовые предметы. Чаще всего встречаются бронзовые сосуды для жертвоприношений с рельефной поверхностью и изображениями животных.

Значительную роль в жизни шанского общества играла религия. Во всех явлениях природы древние китайцы видели волю духов и богов. Они обожествляли гром, ветер, дождь и т.д. Существовал также культ предков. Верховным божеством считали Небо, которое представляли в виде окружности, землю же изображали в виде квадрата, в центре которого помещали свою родину. Поэтому свою страну они и назвали Поднебесной или Срединным царством.

Период Чжоу и Чжаньго. В XI в. до н.э. государство Шан было завоевано племенами Чжоу, с чего началась новая эпоха в истории Древнего Китая. Но процветание его было недолгим, начался период раздробленности и междоусобных войн – эпоха Борющихся Царств или Чжаньго (V-III вв. до н.э.).

Непрерывные войны приводят к накоплению военного опыта и появлению первых трактатов на эту тематику. Основателем военной жизни считается Сунь Цзы. Его «Трактат о военном искусстве», состоящий из 13 глав, стал каноном военной науки своего времени и до сих пор по праву считается классикой военно — стратегической мысли.

В эпоху Чжоу продолжилось бурное развитие астрономии. Появились новые приборы для определения координат небесных светил – армиллярные сферы. За 600 лет до н.э. был введен солнечно-лунный календарь. К 350 г. до н.э. ученым стало известно, что продолжительность солнечного года – 365,25 суток, а лунного – 295 суток. Знаки 12 животных служили для обозначения «земных ветвей» цикла в 600 лет. В IV в. до н.э. ученым Ши Шэнем был составлен первый в мировой истории звездный каталог, включавший 800 светил. Начиная с 240 г до н.э. точно отмечалось каждое появление кометы, известной ныне как комета Галлея.

Значительны достижения древнекитайских медиков. Часть их методов лечения не потеряла своей актуальности и в наше время: иглоукалывание, пульсовая диагностика, прижигания и т.д.

В периоды Чжоу и Чжаньго формируется китайская философия. Складываются материалистические воззрения, в основе которых лежали представления о пяти первоэлементах («стихиях») природы: воде, огне, металле, дереве, земле. Одновременно происходит становление главных принципов учения о противоположных и взаимосвязанных силах Инь и Ян, действие которых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Это находит свое воплощение в древнейшем литературном памятнике Китая – «Книге перемен» (XII — VI в.в до н.э.).

Даосизм и конфуцианство. В VI — V в. до н.э. зарождаются даосизм и конфуцианство. Основоположником даосизма считается мудрец Лао-цзы. В центре его учения – понятие Дао («Путь»), которому подчинен весь мир и которое является основой и источником всего сущего. Вся Вселенная имеет свое Дао и находится в постоянном движении, в постоянном изменении, подчиняясь естественной необходимости. Поведение человека также должно направляться естественными законами, он не должен вмешиваться в естественное течение жизни, иначе это приведет к хаосу. Осуждая богатство, роскошь, знатность, выступая против жестокости и произвола, насилия и войн, Лао-цзы, тем не менее, проповедовал отказ от борьбы, выдвигал теорию «недеяния», ненасильственного созерцания.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение и в дальнейшем получило исключительно широкое распространение. Основатель учения Кун Фу-цзы (551 — 479 г.г. до н.э.) считал вечным установленный Небом порядок, призывал чтить традиции в семье и государстве, ставя во главу угла воспитание человека. Он разработал целую систему правил и норм поведения человека. Большое значение предавалось ритуалам. Согласно учению надо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему самосовершенствованию. Подчинение младших старшим, и народа властителям вводилось в вечный и незыблемый закон. Всякие коренные перемены осуждались. Конфуцианское учение было особенно популярным в кругах родовой знати, не желающей никаких изменений в обществе. Однако императоры династии Цинь достаточно жестоко боролись против него. Только во времена Шанской империи конфуцианство стало официальной государственной идеологией и оставалось таковой вплоть до начала ХХ в.!.

Литература чжоусского периода представлена вышеупомянутой «Книгой перемен», а также «Книгой песен», которая является памятником древнейшей народной поэзии и включает 305 поэтических произведений, и «Книгой истории», представляющую собой собрание официальных документов и описаний исторических событий. Все они оказали серьезное влияние на развитие литературы и поэзии в последующие века.

Это относится и к творчеству крупнейшего древнекитайского поэта Цюй Юаня (340 — 278 гг. до н.э.). Он происходил из знатного аристократического рода, находился в конфликте с придворными сановниками, что и отразилось на его поэзии. Многие его произведения носят обличительный и сатирический характер. Цюй считается основоположником литературной поэзии и по праву называется первым великим поэтом Китая.

В период Чжоу значительно расширяется круг ремесел, появляется множество предметов декоративно-прикладного искусства, созданные высококвалифицированными мастерами: бронзовые зеркала, изделия из нефрита, расписная лаковая утварь. Производство лака, кстати, в то время было известно только в Китае.

Музыкальное искусство, которое первоначально выполняло ритуальные функции, в чжоусский период получает дальнейшее развитие. Постепенно песни и пляски обособляются, совершенствуется техника музыкальной игры и музыкальные инструменты. Известно следующее китайское изречение: «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать».

Период Цинь. Недолгий период правления династии Цинь ознаменовался прекращением междоусобных войн и объединением Китая. При императоре Цинь Ши-Хуанди развернулось грандиозное строительство: были проложены новые дороги, прорыты каналы, столица империи Сяньян была обнесена мощной крепостной стеной. Но самая главная стройка развернулась на севере, где Китаю постоянно докучали кочевые племена. Чтобы ограничить их проникновение на территорию Циньской империи, началось возведение знаменитой Великой Китайской стены. Работы велись в течение 10 лет, не прерываясь ни днем, ни ночью. Всего на постройке стены работало около 2 млн. человек. Общая длина ее составила почти 4 тыс. км, через каждые 60-100 метров над стеной возвышаются башни. Высота стены достигала 10 метров, а ширина была такова, что по ней свободно могли проехать 5-6 всадников. С не меньшим размахом строилась и гробница Цинь Ши-Хуанди. Она была окружена двумя рядами высоких стен, образующих в плане квадрат (символ земли). Саркофаг с телом императора окружало огромное количество драгоценных предметов. На расстоянии полутора километров от границы были прорыты одиннадцать подземных тоннелей, где располагалась «войско», вылепленное из глины. Каждый воин был выполнен в натуральную величину и наделен индивидуальными чертами.

Династия Хань. Новый расцвет культуры и искусства Китая начинается с утверждением династии Хань. Масштабные гидротехнические работы, строительство дворцов, храмов, гробниц требовали значительных математических знаний. В I в. н.э. был создан трактат «Математика в десяти главах», подытоживший знания в этой области за несколько веков. Здесь впервые встречаются отрицательные числа и даются правила операций над ними.

Новый шаг вперед делает астрономия. В 27 г. до н.э. была сделана первая запись о наблюдении солнечных пятен. Крупнейший астроном древности Чжан Хэн (78 – 139 гг. н.э.) сумел насчитать 2 млн. 500 тыс. звезд, расположенных в 124 созвездиях. Он создал первый в мире небесный глобус, воспроизводящий движение небесных тел, изобрел первый в мире сейсмограф. В ханьское время также появился компас, имевший вид ложки, покоящейся на металлической пластине и указывавший ручкой на юг. Распространение получают зубчатое колесо и водяная мельница.

Китайцы этого периода были прекрасными строителями и зодчими. Возведение зданий в 2-3 и более этажей с многоярусной крышей, крытой цветной черепицей, было обычным делом. Подобный тип зданий вошел в архитектурную традицию и сохранился в Китае на долгое время.

Ханьское изобразительное искусство резко отличалось от символического искусства прошлых периодов. Для него характерна более реалистическое трактовка сюжета и образов. Исключительный интерес представляют скульптурные рельефы из Шаньдуна и Сычуани, обнаруженные в могильных склепах. Здесь наряду с сюжетами религиозного и мифологического характера изображены бытовые сцены.

Период Хань отличен и прогрессом письменности. Вместо заостренной палочки, служившей для письма лаком на бамбуковых и деревянных планках, была введена в обиход волосяная кисть. На рубеже нашей эры в Китае была изобретена тушь, а затем стали пользоваться графитом. Наконец, в 1 в. н.э. китайцы изобрели бумагу. Традиция приписывает честь ее изобретения евнуху императорского дворца Цай Луню. Со II в. н.э. бумага получает широкое распространение, окончательно вытесняя бамбук и шелк.

Многие императоры покровительствовали литературе и искусству. При императорском дворе была создана обширная библиотека, учреждена Музыкальная палата, где собирались и обрабатывались народные мелодии и песни. Деятельность Музыкальной палаты заложила основы новой традиции лирической поэзии. Среди прозаиков особо выделяются мастерством историки – Сыма Цянь, Бань Гу.

Сыма Цянь (145 – 86 г.г. до н.э.) считается отцом китайской исторической науки и одновременно классиком китайской прозы. Его «Исторические записки» состоят из 130 глав и излагают историю Китая с древнейших времен. Влияние «Исторических записок» огромно. Достаточно сказать, что все последующие китайские исторические труды строились по их образцу, в том числе и труд другого ханьского историка – Бань Гу. Его сочинение «История Старшей династии Хань» охватывает 230 лет, начиная от первого ханьского императора Лю Бана.

Картина культурной жизни Ханьской империи была бы не полной, если не сказать о проникновении в Китай в начале нашей эры буддизма. Он внес новую струю в развитие китайской философии и оказал сильное влияние на китайскую культуру. Появляются буддийские монастыри, скальные ансамбли. Но под влиянием китайской традиции буддизм принимает здесь новую форму – чань-буддизма (позже в Японии он стал именоваться дзэн-буддизмом). Однако особое развитие все это получит уже в рамках средневековья.

Таким образом, культуру Китая отличало не только многообразие, но и большая жизнестойкость. Она смогла впитать и преобразовать все внешние культурные влияния, обогатив в свою очередь всю мировую культуру целым рядом достижений и открытий. Китайская письменность стала основой для письменности Кореи, Японии, Вьетнама. Шелк, компас, бумага, тушь и другие китайские изобретения до сих пор являются достоянием всего человечества.

Общая характеристика древнейших на Земле цивилизаций Востока – Месопотамии и Египта, Индии и Китая – показывает, что они облазали как общими чертами, так и значительным своеобразием. К общим чертам относятся:

  1. исключительная роль государства во всех областях жизни (в первую очередь, в лице верховного правителя)

  2. отделение умственного труда от физического, накопление немалых научных знаний пока без выделения науки в самостоятельную сферу:

  3. ведущее место монументальной архитектуры в искусстве, a в ней – склонность гигантским формам.

Отличия культуры Древнего Междуречья заключаются в том, что здесь основные элементы цивилизации (города, письменность, государство) возникают несколько раньше. В Египте же в силу большей защищенности страны, а отсюда – большей стабильности и длительности существования его культуры – все эти элементы получают наиболее полное и законченное развитие. К особенностям древнеиндийской культуры можно отнести особую развитость и сложность религиозно – философской мысли, этико-политических и эстетических учений. В Китае древняя культурная традиция, не прерываясь, была продолжена в средние века.

studfiles.net

Культура Древней Индии

Эта величественная культура Востока всегда считалась самой духовной и оригинальной, она и сегодня полностью не открывается техногенному сознанию цивилизованного человека Запада. Неповторимая индийская культура сочетает в себе глубокую религиозность, слияние с Вселенной и обращенность к человеческой душе, удивительную музыкальность и танцевальность, особое почитание и культ чувственной физической любви, которую индийцы никогда не считали греховной.

Хараппская культура


В долине реки Инд цивилизация зародилась еще в 4 тыс. до н.э. Хараппской (или Индской) культуре долгое время удавалось развиваться спокойно и самобытно, не подвергаясь иноземным вторжениям. Здесь раньше всех в мире научились ткать хлопок, развилось гончарное дело и ювелирное искусство, была построена совершенная система канализации и водоснабжения. Хараппская письменность до сих пор не разгадана.

В Хараппской художественной культуре развивалась мелкая пластика, дошедшая до нас в рельефах на печатях и небольших статуэтках. Торс танцующего мужчины (в 10 см высотой) и бюст (всего 18 см) жреца из Мохенджо-Даро являются яркими образцами хараппской пластики.

Ведическая цивилизация


На смену исчезнувшей Хараппской культуре пришел Ведический период древнеиндийской цивилизации. Название свое он получил от священных книг Вед – источника духовных и культурных знаний, написанного на санскрите. Веды – это сборник религиозных текстов: гимнов, магических формул и песнопений. Всего существует четыре Веды:
Ригведа – веда гимнов;
Яджурведа – жертвенные формулы;
Самаведа – песнопения;
Атхарваведа – заклинания.
К Ведам примыкают комментарии: брахманы, упанишады и араньяки.

Именно в Ведический (или арийский) период формируется кастовая система и происходит деление на ариев и неариев. С одной стороны, кастовая система способствовала самосохранению и выживанию рода, а также закрепляла деление труда на умственный и физический, позволяя части населения создавать высшие духовные ценности. С другой ‒ растворенный в касте человек терял свою индивидуальность и не развивался, что привело к застойным явлениям и в итоге к упадку культуры Древней Индии.

Литература
Кроме книг Вед, древнеиндийская литература предоставила эпические произведения – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Десятки тысяч стихов этих поэм повествуют о борьбе за власть и о спасении похищенной жены. Поэмы включают древние мифы, сказки и старинные легенды, ставшие сокровищницей образов для последующих художников и настоящей энциклопедией индуизма.

Помимо эпических древнеиндийских текстов, сохранились некоторые канонические произведения, например, канон «Типитака» («Три корзины»). Первая «корзина» содержала так называемые «уставы», определяющие правила поведения монахов и монахинь. В среднюю «корзину» входили сборники изречений Будды, а также предания о его предыдущих существованиях. В последнюю «корзину» «Типитаки» включались тексты по буддийской философии и психологии.

К периоду правления Чандрагупты II относится развитие всевозможных светских литературных жанров, к примеру, творческая деятельность крупного драматурга Калидасы, чьи драмы связаны с придворным театром и посвящены героическим сюжетам. Знаменитая «Шакунтала» основана на заимствованной из «Махабхараты» легенде.

Книгу «Панчатантра» составили басни. В этой прозе рассказы нанизываются как бы один на другой, оставаясь вписанными в одну общую рамку. Такой художественный прием неоднократно использовался в литературе и позже («Тысяча и одна ночь» или «Декамерон»).

Архитектура Индии и изобразительное искусство


Сохранившиеся архитектурные памятники связаны, в основном, с буддизмом. К памятникам зодчества относятся вырезанные в скалах залы с колоннами и деревянными перекрытиями. Фресковая живопись, ваяние и художественные ремесла в Древней Индии достигли своего совершенства.

Наука
Древнеиндийская наука достигла многого и многое дала миру. Индийцы создали десятичную систему исчисления и современное написание цифр. Астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней, добавляя 13-й месяц через каждые 5 лет. Год у индийцев делился на шесть сезонов. Древнеиндийские астрономы также знали о том, что земля шарообразная, и предполагали, что она вращается вокруг своей оси. Знания в области химии позволяли индийцам изготавливать краски, кислоты, лекарства, цемент, духи и множество других веществ.

Особое место в духовной культуре Древней Индии отводилось философии. Она помогала решать жизненные проблемы, требуя нравственных изменений и жизненной активности от самого человека, и никогда не была прислужницей религии, политики и естествознания, как философии Запада.

Религии
Все разнообразие индийских религий зародилось еще в древности. Первой стал ведизм (религия Вед), потом пришли брахманизм, индуизм, вишнуизм, шиваизм, кришнаизм и, наконец, буддизм. Все религиозные течения Древней Индии мирные и взывают человеческий дух к самосовершенствованию.

Самобытность культуры Индии во многом обуславливается особенностями индийского этноса. В формировании этого суперэтноса участвовали многие племена и народы – от дравидов, издавна проживавших на территории Индии, до пришлых ариев. Все они обогатили культуру Древней Индии лучшим, что имели.


Религии Древней Индии. Буддизм как мировая этическая религия


Современное название «Индия» вошло в обиход только в 19 веке. До этого Индия звалась «страной мудрецов», «страной брахманов» и «страной ариев». Ее не зря называли страной мудрецов и страной тысячи религий. По многообразию и богатству религиозных и философских учений Индия не знает равных.

Индийская культура обращена к Вселенной и погружена в тайны мироздания. При этом, внешне противореча предыдущему постулату, культура Индии обращена и внутрь человеческого микрокосма, призывая к погружению в глубины души человеческой и к самосовершенствованию (примером тому служит распространившаяся по всему миру философская практика йоги).

Ведизм был первой из известных нам религий Древней Индии. По сути, это религия, основанная на священном писании – книгах Вед и комментариях к ним. Все, что составляет теологию ведизма, содержится в Ригведе, Самаведе, Атхарваведе, Яджурведе, брахманах и упанишадах. Упанишады ( «сидение у ног учителя» ‒ так переводится название с санскрита) представляют собой тайное религиозно-философское учение, расширяющее ведические знания.

Книги Вед вместе с сопутствующими им текстами охватывают все сферы жизни древних индийцев и сообщают обществу деление на четыре варны: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников и торговцев) и шудр (военнопленных и рабов). Позже четыре основных варны были дополнены двумя тысячами каст, что и сохранилось до сегодняшних дней.

Характерными чертами религии ведизма были многобожие и антропоморфность. Пантеон ведических божеств составляли: Индра (бог грозы), Варуна (бог космического порядка), Сурья (солнечный бог), Вишну (олицетворение солнечного круговращения), Агни (покровитель огня) и другие божества с самыми разнообразными функциями.

Позднее ведизм преобразовался в брахманизм, где прежнее множество божеств сведено к троице, и учение о мире обретает более четкие очертания. Брахман (Абсолют, некая неопределенная сущность) проявляется в триедином божестве: в Брахме (творце миропорядка), Вишну (охранителе мира) и Шиве (разрушителе мира).

Со средины I тыс. до н.э. религия брахманов превращается в индуизм, который ассимилировал многие индийские верования и на данный момент является в Индии самой распространенной религией, охватившей до 80% верующих. Индуизм культивируется в нескольких направлениях: вишнуизм, шиваизм и кришнаизм. Главной концепцией индуизма является принцип воплощений (аватар) Вишны, который приходит в наш мир, принимая различные образы. Всего таких аватар выделяют десять, из которых в седьмой Вишну принял облик Рамы, в восьмой – Кришны и в девятой – Будды.

Часть поэмы «Махабхарата» ‒ «Бхагаватгита» (Песнь Господня» ‒ является священным писанием индуизма. В основе учения лежит карма – закон воздаяния за все, что человек содеял в жизни, и последующие в соответствии с законом воплощения – переселение душ (вечная сансара).

Буддизм
Первая из трех мировых религий – буддизм – в Индии зародилась в 6 веке до н.э. Создателем ее стал Ситтхартха Гаутама, достигший в возрасте сорока лет просветленного состояния и получивший имя Будда (что и означает «просветленный»).

В основу буддизма легло учение о четырех «благородных истинах»:
— страдание существует;
— желание – источник страдания;
— возможно спастить от страдания;
— существует путь к освобождению от страдания.

Благой путь буддиста включает культуру поведения (благие мысли, слова и поступки), культуру медитации (умение осознавать и сосредотачиваться для достижения умиротворения) и культуру мудрости (корректное мировоззрение).

Согласно этике буддизма, путь к спасению человека от страданий лежит через самосовершенствование, непротивление злу и отказ от соблазнов мира. Нирвана – высшее состояние, которого только может достичь душа человека – и есть спасение. Достигнув состояния Нирваны, человек словно находится между жизнью и смертью, он полностью отрешен от внешнего мира, испытывает внутреннее просветление и совершенную удовлетворенность при отсутствии всяческих желаний. Независимо от кастовой принадлежности, буддизм обещает спасение каждому верующему.

Буддийское учение дает два направления развития: хинаяна (или малая повозка) означает полное единоличное вхождение человека в нирвану; махаяна (или большая повозка) предполагает максимальное приближение верующего к нирване, но при этом отказ от вхождения в блаженное состояние ради спасения душ других.

Приблизительно в одно время с буддизмом в Индии появляется джайнизм. Это учение близко к буддизму, в нем тоже существует понятие нирваны, но главным у джайнистов выступает непричинение зла всему живущему – принцип ахимсы.

Религиозная жизнь индийцев настолько разнообразна, что ей характерно также сохранение самых ранних культовых форм – фетишизма и тотемизма. В Индии до сих пор поклоняются многим животным: здесь считают священными коров и быков зебу, много внимания уделяют обезьянам, которых кормят при храмах, и особым образом поклоняются кобре.

Все эти более примитивные культы ничуть не помешали Индии дать человечеству наиболее древнюю мировую религию, в которой нет идеи Бога как творца и управителя мира. Согласно буддизму, каждый человек может отыскать внутреннюю свободу и освободиться от всех жизненных оков.


Источники и историография Древнего Китая

Источники Древнего Китая
Источники древнекитайской истории, находящиеся в распоряжении у исследователей, довольно разнообразны и многочисленны. Большая часть из них – это письменные памятники с надежной датировкой.

Основную категорию составляют дошедшие до нас в виде книг исторические сочинения, довольно разнообразные по своему содержанию. Древнекитайские летописи имеют большое значение среди письменных источников.

Летопись «Чуньцю», авторство которой приписывают Конфуцию, была составлена в царстве Лу и освещает события 8-5 веков до н.э. Со временем летопись обросла комментаторской литературой. Комментарий «Цзочжуань», по сути, является отдельным памятником, представляя хронику событий в тех же хронологических рамках, отличаясь от исходной хроники «Чуньцю» гораздо большей детализацией повествования.

Жанр книги «Шаншу» тесно связан с летописями и представляет записи речей правителей, а также их приближенных. Подлинной можно признать только часть текста книги, отдельные главы этого источника являются более поздней интерполяцией. Материалы для характеристики древнекитайского общества дает сборник фольклорных песен «Шицзин».

«Исторические записки», созданные Сыма Цянем, созданные на границе 1-2 веков до н.э., освещают историю Китая с древности и до момента написания труда. Автор использовал жизнеописания как новый принцип изложения событий истории. В «Записках» Сыма Цянь повествует о деяниях разных династий, освещает биографии наследственной аристократии и исторических личностей. В работу также включены хронологические таблицы и трактаты по вопросам культуры и науки.

Автор «Ханьской истории» Бань Гу использовал в своей работе тот же принцип, но посвятил свой труд истории одной династии – Западной Хань. Бань Гу стал основателем «династийных историй».

Помимо письменных источников, древнекитайская история оставила археологические и эпиграфические источники. Неолитическая культура Яншао была обнаружена в 1921 году шведским ученым И.Г. Андерсоном в среднем течении Хуанхэ. Также были проведены раскопки города Эрлитоу и столицы Шань-Инь. Гадательные надписи и надписи на деревянных планках и ритуальных бронзовых сосудах, найденные при раскопках, служат источниками эпиграфическими.

Тексты такого рода не только упоминают факты и имена, они отражают политическую и социальную историю эпох. С помощью надписей можно, к примеру, установить подлинность летописных источников, если первые обнаруживают свое сходство со вторыми. А на деревянных планках представлены официальные документы – ведомости, купчие, подворные списки.

Историография Древнего Китая


Более или менее достоверные сведения о далекой Поднебесной начали достигать Европы лишь в 13 веке, когда состоялось знаменитое путешествие Марко Поло. Позже на территории Китая появляются миссионеры и португальские купцы, очень заинтересовавшиеся историй и культурой нового для них государства.

«История великого китайского царства» Мендозы была опубликована в 1585 году, а в 1618 вышло описание путешествия в Китай, совершенного Гоэсой. Труды по истории Китая и переводы произведений классической китайской литературы дошли до нас в авторстве Гобиля, Малья и Ноэля. Миссионер Премар (18 век) посвятил свою работу изучению китайского языка.

С конца 18 века путешествия и экспедиции в Китай совершаются уже на научной основе, и Франция становится центром китаеведения. Здесь изучают китайский язык и литературу, делают многочисленные переводы китайских сочинений – французская синологическая школа сделала значительный вклад в изучение истории Древнего Китая.

В 1917 году Каулинг попытался создать энциклопедию китаеведения, в которой тщательному исследованию подверглись древние источники. Большая работа была проделана А. Масперо и Крилем, однако оценивали буржуазные историки развитие Древнего Китая с колонизаторской точки зрения, несмотря на собранный ценный материал.

Ценный вклад в изучение китайского языка, литературы и истории был сделан русскими путешественниками. Так, в 1618 году, русский посол Петлин дал интересное описание современного ему Китая. В 1700 году вышел царский указ об обучении в учебных заведениях восточным языкам, и китайскому в том числе. Н. Бичурин, прожив с 1806 по 1821 год при Пекинской миссии, накопил значительные материалы. Среди трудов Бичурина – научные исследования по истории и географии Китая, он также перевел на русский ряд произведений китайской литературы. Потанин, Обручев, Пясецкий, Козлов и Пржевальский – все они собрали богатейшие материалы во время своих путешествий.

В США только в последние десятилетия заинтересовались изучением Китая, причем ведущие позиции в синологии занимают выходцы из Китая, проживающие на территории Соединенных Штатов. В 60-х годах было создано интернациональное «Общество по изучению Древнего Китая», с 1975 года издающее собственный журнал.

Советская историография сначала ограничивалась лишь очерками по китайской истории, постепенно создавая сводные работы и университетские курсы, затем появляются монографии по отдельным периодам истории и по конкретным аспектам экономики, идеологии, социального строя и культуры. Памятники древнекитайской письменности также были переведены на русский, в частности, сделан многотомный перевод труда Сыма Цяня.

www.istmira.com

18. Ведическая культура Древней Индии. История культуры

18. Ведическая культура Древней Индии

Родоначальниками ведической культуры явились племена ариев, которые вторглись на территорию Индии в середине второго тысячелетия до новой эры.

На начальном этапе они не отличались высокой культурой, далеко не ушли от кочевого образа жизни, занимались в основном скотоводством. Затем появилось и земледелие, которое заметно развилось благодаря появившимся орудиям труда.

У ариев была хорошо развита духовная культура, в частности это относится к литературе. Важными памятниками литературы этого периода служат произведения, написанные на древнеиндийском языке (санскрите). Эти произведения, названные ведами, дали название всей культуре индоариев.

До появления письменности веды передавались из уст в уста, были частью устного творчества. Но затем жрецы их записали, дополнив каждый сборник своим ритуальным комментарием. Такие ритуальные комментарии назывались брахманами. Впоследствии брахманами стали называть высшую касту в Индии.

Первоначальное многобожие индоариев постепенно свелось к одному течению – брахманизму согласно которому творцом вселенной является Брахма, появившийся из золотого яйца, расколотого силой его мысли. Согласно брахманизму все зависит от кармы человека, которая предопределена свыше, а также складывается из поступков и деяний человека.

Государство Магадха стало первой в истории Индии рабовладельческой державой. Главной религией, базирующейся на брахманизме, становится джайнизм, который впоследствии вырастет в целую идеологию рабовладельческих держав. Пророком этой религии является Джайна (Джина-победитель). Он со своими последователями создает церковные организации, монастыри и храмы.

Характерной особенностью новой религии являлся аскетизм, т. е. подавление в себе различных желаний, склонность к одиночеству, отказ от многих благ и т. д. Все это нужно было для того, чтобы достичь главного результата всей жизни сторонника джайнизма – нирваны.

Помимо джайнизма, в шестом веке до новой эры появилась еще одна религия, также ставшая поперек брахманизму. Этой религией, ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Ее основатель – Сиддхаргха Гаутама (примерно 560–480 гг. до н. э.).

В центре буддизма стоят «четыре благородных истины»:

1) жизнь есть страдание;

2) причина страдания – стремление к наслаждению;

3) чтобы прекратить страдания, необходимо уничтожить желания;

4) ведение восьмеричного пути, т. е. срединного пути между двумя религиями: брахманизмом и джайнизмом.

Высокого уровня достигла и литература династии Маурьев. Появились первые грамматики санскритского языка.

Династия Маурьев просуществовала два столетия, пока сыновья Ашока не раздробили все государство и династии не пришел конец.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

История и культура Древней Индии.

Поделись с друзьями

Древнейшие памятники индийской литературы – Веды – многие столетия не записывались, а передавались из уст в уста. Поэтому людям приходилось заучивать наизусть огромное количество священных текстов, язык которых со временем становился все менее понятным. Это привело к тому, что в Индии очень рано стали развиваться науки о языке. В V-IV вв. до н.э. была создана грамматика языка санскрит.

Кроме «Махабхараты» и «Рамаяны» очень популярным среди индусов был сборник рассказов «Панчатантра» – истории о перерождениях Будды. Эти рассказы были известны и за пределами Индии. Они оказали влияние на литературные произведения многих народов, в том числе – на сказки «Тысяча и одна ночь».

• Памятники архитектуры времен царя Ашоки не сохранились, потому что царские дворцы строились из дерева. До наших дней дошли лишь колонны Ашоки, на которых были записаны его указы и послания подданным.

Древние буддийские храмы и монастыри и сегодня поражают своими огромными размерами и своеобразной архитектурой. Наиболее оригинальны ступы – сооружения, предназначенные для хранения святынь.

• Лучше всего известны достижения индийцев в области математики и астрономии.

Выдающимся вкладом в мировую науку было создание индийскими математиками десятичной системы исчисления с применением ноля, которой мы пользуемся и в наши дни.

Всем известные «арабские» цифры на самом деле позаимствованы (с некоторыми изменениями) арабами у индийцев; сами арабы называли эти цифры «индийскими». Древние индийские математики знали такие действия, как извлечение квадратных и кубических корней, решение уравнений с двумя неизвестными и другие.

Астроном Ариабхата (V в.) на многие столетия опередил европейскую науку. Он знал, что Земля – шар и вращается вокруг своей оси, что видимые планеты находятся на разных, и к тому же огромных расстояниях от Земли; утверждал, что Земля движется в космосе и т.д.

Многие достижения индийцев при посредничестве арабов стали известны Европе и всему миру.

Древнейшие культы Индии

Древние арии не знали письменности, но они устно пересказывали свою историю, передавали религиозные представления от поколения к поколению. Эти истории, мифы назывались Ведами – «Книгами Знаний», которые хранились в памяти народа. Старейшей Книгой Знаний является «Ригведа» – собрание более 1000 священных гимнов на языке санскрит.

На ведийскую религию влияли неарийские культы и традиции, и это привело к формированию индуизма – одного из древнейших вероучений в мире. Существует много священных книг этой религии, в том числе «Махабхарата» и «Рамаяна» – две великие поэмы о деяниях богов и их борьбе со злом. Самая важная книга индуизма – «Бхагавадгита» («Песнь повелителя»).

Троица богов индуизма – Брахма, Вишну и Шива – представляли собой космические силы творения, сохранения и уничтожения.

• Брахма как творец изображался с цветком лотоса в четырех руках вместе со своей женой Сарасвати, богиней искусств.

• Вишну был символом порядка и гармонии природы, его изображали спящим на змее вечности. Жена Вишну Шри – богиня любви.

Вишну мог перевоплощаться то в героя Раму, то – в Кришну, который обычно выглядел как ребенок или юноша.

• Шива, известный как Великий Бог, часто изображался в виде йога. С его шеи свисала гирлянда черепов, в руке он держал трезубец, у его ног протекал Ганг. Танцующий Шива изображался многоруким, что символизировало силы Вселенной. Жена Шивы Парвати была страшной богиней, требующей жертв.

Буддизм родом из Индии

По преданию, около 2500 лет назад жил индийский принц Сиддхарта Гаутама. Видя тяжелую жизнь и страдания простых людей, он покинул дворец и стал скитаться по стране, проводя много времени в размышлениях и молитвах.

Однажды, когда он сидел и размышлял под фиговым деревом, он осознал истину, на него снизошло просветление. Под эти именем – Просветленный или Будда – он стал известен как основоположник и учитель новой религии – буддизма.

Буддизм осуждает войны и любое насилие, учит уважать все живое на Земле. Но, кроме этого, буддизм предлагает отказаться от всех человеческих желаний и достичь полного освобождения от всего земного. Это должно привести человека к состоянию неземного блаженства – нирваны.

В буддизме было пять главных предписаний: не наносить вреда живым существам, быть правдивым, не воровать, избегать чувственных наслаждений, не пить спиртного.

Людей, которые много страдали, привлекало учение о том, что все страдания происходят от желаний. Надо избавиться от желаний, – учил буддизм, – быть добрым и благочестивым, и тогда перед каждым человеком, богатым и бедным, откроется путь к истине, путь к нирване.

Буддизм стал самой влиятельной и популярной религией древней Индии.

Варны и касты Индии

Важнейшей традицией Индии, которая влияет на жизнь людей и культуру страны вплоть до сегодняшнего дня, стало деление общества на варны и касты. Его ввели арии во второй половине I тысячелетия до н.э.

Варны – это замкнутые группы различных по социальному положению людей, принадлежность к которым определялась рождением.

Высшей была варна брахманов, к которой принадлежали жрецы и ученые, правящие страной. К варне кшатрия принадлежала военная знать. К варне вайшья относились свободные крестьяне и торговцы.

Этим трем варнам противостояла варна шудр – неполноправного населения, к которому относились обедневшие земледельцы, вынужденные заниматься ремеслом, наниматься на разные работы.

Помимо деления на варны, каждый человек относился еще и к определенной касте. Касты – это замкнутые группы представителей одной профессии. которые жили в одном районе.

Существовали касты гончаров, кузнецов, писцов, музыкантов, слуг и другие. Высшими были касты жрецов, учителей и воинов, а низшей – каста «неприкасаемых». «Неприкасаемые» занимались забоем скота, уборкой трупов и нечистот и другими «нечистыми» занятиями.

Перейти из одной в другую касту, из одной в другую варну было практически невозможно.

Сегодня в Индии существует около 12 000 каст.

students-library.com

Культура Древней Индии

Одна из центральных проблем понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

С другой стороны, если считать цивилизацию, нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н. э. пережили коренной исторический поворот — появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

1 Религия Древней Индии.

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях — литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

§ 1. Ведизм

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода — ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Продеш которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем « Ригведы» и других ведийских сборников (самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра — бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома — бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы — небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли — Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца — было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки — считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т. е. появление первой религии.

§ 2. Индуизм.

В индуизме на первый план выдвигается бог — творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма — это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Вишну — это бог охранитель; Шиву — бог — разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды — результат включения в индуизм, буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами — он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы « Махамхарата», в центре которой — любовь к богу и через это — путь религиозному освобождению.

§ 3. Буддизм.

Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо — это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении — в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь — страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» — праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а неискать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.

К периоду маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. одним из важнейших в доктрине махаямы является учение о ботхисатве-существе способное стать буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. »Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара». Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма-важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха — норм практического поведения; Кама- ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша — учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым- таковы нравственные ориентиры древней индии.

2. Философия, литература, лингвистика Древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке одним из крупнейших древне- индийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщий относительности или «всеобщей относительности» или» всеобщей пустоты», а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

mirznanii.com

Культура Древней Индии — Культурология. Курс лекций.

Поделись с друзьями

 Пришедшие в Индию на рубеже II-I тыс. до н.э. арийские племена стали создателями культуры, которую мы сейчас знаем как индоарийскую. Эта цивилизация иначе называется ведической. Веды – это наиболее ранние тексты арийской культуры, из которых наиболее выделяется Ригведа. Главным принципом ригведийского мировоззрения было обожествление природы как целого и отдельных явлений природной и социальной жизни. Ведийские боги, как и в других языческих религиях, провозглашаются богами огня, грозы, порядка и т.п., всего в ведийской мифологии насчитывается 33 высших божества.

В отличие от ведизма индуизм установил более строгую иерархию богов – всего три высших божества: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель. В индуизме также существует не менее строгая земная иерархия – кастовая система. Собственно, каста – это достаточно узкая профессиональная группа, их насчитывалось множество, но все они были объединены в четыре больших группы, или варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины во главе с царем), вайшьи (производящее сословие) и шудры (слуги). Переход из касты в касту исключался, браки между представителями разных каст также были невозможны. Особняком стояла каста чандалов, или неприкасаемых.

В тесной связи с земной иерархией стояла и идея посмертного воздаяния. Как известно, индийцы верили в сансару – перерождение души после смерти в новом теле. Какое это будет тело – зависело от того, как человек себя вел в предшествовавшей жизни. В отличие от египтян, веривших, что вечная жизнь возможна только при сохранении тела, индусы вплоть до наших дней верят, что такой способ погребения только вреден душе – чтобы ее освободить, непременно нужно разрушить тело, для чего применяется обряд кремации.

Наряду с индуизмом с VI в. до н.э. в существует буддизм – религия, позднее ставшая одной из мировых. Ее основатель – царевич Сиддхартха Гаутама из царского рода Шакья. Начав странствия в юности, он достиг просветления и стал Буддой (в переводе с санскрита – «Просветленный»). Цель буддизма – достичь просветления, прервать сансару и уйти в нирвану (особое состояние вечного блаженства в единении с космосом при отсутствии каких-либо потребностей). Однако в Индии эта религия не получила широкого распространения, т.к буддизм отрицал кастовые различия между людьми. Поэтому буддизм пустил глубокие корни за пределами Индии – в Китае, Японии и некоторых других странах Азии.Индоарийская цивилизация достигла больших успехов в развитии науки и искусства. Весь мир пользуется изобретенной в Индии десятичной позиционной системой счисления, для которой индийцы придумали и цифровые знаки. Также в фонд классики мировой литературы вошли индийские народные эпические поэмы – «Махабхaрата» и «Рамаяна».

Начиная со средних веков культура Индии все более подвергалась влиянию сначала ислама, а потом и европейской культуры, но тем не менее она сумела сохранить до наших дней многие свои особенности.

Социокультурная специфика Древнего Китая

Китайская цивилизация известна примерно с рубежа III-II тысячелетия до н.э. В основе ее хозяйства, как и у других древневосточных цивилизаций, лежало орошаемое земледелие, которое велось в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Для культуры китайцев раннего времени был характерен культ природы, т.е. поклонение духам живой и неживой природы, из которых главным признавалось Небо. Культ Неба, сыном которого с XIII в. до н.э. считался император, был главным государственным культом Китая. Наряду с этим очень важной составляющей китайской культуры был культ предков – китайцы верили, что душа ушедших предков может вмешиваться в жизнь живых, поэтому следует заботиться о ней.

Помимо этих культов, китайцы создали новые религиозно-философские системы – конфуцианство и даосизм. Их создатели, по мнению многих ученых, являются историческими личностями, жившими на рубеже VI-V вв. до н.э.

Основателем конфуцианства считается философ Кун-фу-Цзы (в европейской транскрипции Конфуций), живший в 551-479 гг. до н.э. Причиной всех невзгод и беспорядков в обществе Конфуций считал упадок нравственности людей, полагая основными добродетелями человека верность, послушание и почитание старших, в частности, родителей. Поскольку император в Китае считался отцом и матерью всех китайцев, то идея Конфуция о подчинении младших старшим должна была укреплять императорскую власть.

Основатель даосизма Лао-Цзы, по преданию, родился в 604 г. до н.э. Основной элемент его философии – учение о Дао. Дао (путь) – это невидимый вездесущий закон природы. Дао является источником сущего, его началом и итогом. Даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому лучшее, что могут люди – лишь созерцать естественный ход событий и стараться постичь Дао.

Китайцы являются авторами множества открытий и изобретений. Благодаря Китаю мир узнал шелк, компас, бумагу, порох, искусство врачевания иглоукалыванием, в Китае появился первый сейсмоскоп, одна из древнейших в мире астрономических обсерваторий. Правда, изолированность китайской цивилизации долго не позволяла китайской культуре оказывать серьезное влияние на культуру отдаленных народов; так, изобретенные китайцами порох и компас в Европе были изобретены самостоятельно.

Среди архитектурных сооружений Китая на первом месте по грандиозности и известности стоит знаменитая Великая Китайская стена, заложенная в III в. до н.э. для защиты от кочевников. Эта стена до наших дней остается непревзойденным по масштабу сооружением Земли. Из других архитектурных сооружений характерны пагоды с многоярусными крышами, непременным элементом которых является изгибающийся кверху край крыши.

Всемирно известны китайские картины, выполненные на шелке, ювелирные изделия, изделия из бронзы и многое другое. Также получили известность произведения китайских писателей и поэтов – «Исторические записки» Сыма Цяня, «Книга песен», «Книга перемен».

students-library.com